Елена блаватская — тайны и факты

Елена Блаватская

Это поистине удивительная женщина. По сей день вокруг ее персоны идут ожесточенные споры — решают, была ли Блаватская действительно Великой Посвященной или расчетливой шарлатанкой.

Недавно появилась версия, которая должна была примирить спорящих: писательница действительно являлась Великой Посвященной, но вынуждена была фальсифицировать собственное шарлатанство, дабы избежать опасностей. Трудно сказать, кто же прав.

Но в любом случае чудеса в жизни Блаватской встречались на каждом шагу.

Голос Учителя.

Родилась Елена Петровна в 1831 году. С детства было понятно, что классическая русская барышня из нее не получится: Блаватская появилась на свет будто бы специально, чтобы стать неординарной личностью.

То, что упустила природа, восполнило воспитание, которым занималась в основном бабушка. Матери Елены, известной писательнице, публикующейся под псевдонимом Елизаветы Р., было некогда заниматься ребенком.

Бабушка Блаватской была тоже необычной личностью. Среди ее предков множество исторических деятелей Европы, она вела активную переписку с учеными и исследователями — передовыми людьми своего времени.

Под их дружеским влиянием она оформила свой кабинет — предмет ее гордости. Просторное помещение было уставлено чучелами птиц и зверей, диковинными кораллами и раковинами, засушенными цветами.

Именно здесь маленькая Елена любила проводить большую часть свободного времени. Среди заморских диковин девочка мечтала и фантазировала.

Позже она признавалась, что больше всего любила чучело огромного моржа или морского льва. Часто ей казалось, что животное с ней разговаривает и рассказывает о подводном мире и далеком Севере.

Чудеса начались после того, как умерла мать Блаватской. Будущей писательнице в то время было всего одиннадцать лет. Именно тогда она стала общаться со своим Учителем. Относительно последнего мнения расходятся. Возможно, хранительницей дочери стала мать.

По другой версии, еще до ее смерти Блаватской начал являться некий мужчина в белой чалме, похожий на индуса. Ясно одно: кто-то старательно оберегал Елену от всех напастей.

Непоседливая по натуре девочка то падала с лошади, несущейся на полном скаку, и оставалась невредимой, то сваливалась с пирамиды из столов и стульев и не получала никаких травм.

Что же касается Учителя, то, по словам самой Блаватской, впервые он предстал перед ней в чудесном бабушкином кабинете во время одного из «сеансов связи» с не менее удивительным моржом. Поначалу девочка не сумела разграничить «нафантазированный» голос чучела и голос Учителя. Тогда мастеру пришлось материализоваться. Темы его бесед с будущей Великой Посвященной доподлинно неизвестны.

Великое посвящение.

Повзрослев, Блаватская почувствовала тягу к приключениям, под воздействием которой отправилась путешествовать. Константинополь, Афины, Египет, Малая Азия, Северная Африка, Австралия, Тибет — вот неполный список мест, которые посетила Елена Петровка

Путешествуя, она встречалась с ламами, жрецами, коэдунами, шаманами, беседовала с отшельниками. Ее чрезвычайно интересовали различные религии, обряды и верования. И как ни странно, Блаватской зачастую открывали тайны, которые всегда считались не предназначенными для чужих яюдей.

В 1851 году Елена Петровна познакомилась с Махатмой Мориа, который в то время был итавой так называемого Белого Братства. Встреча эта произошла в Тибете и положила начало переписке и дружбе, которые потом связывали двух эзотериков многие годы.

По рассказам очевидцев, письма отМориа не приходили по почте, как положено, а телепортировались из Тибета прямо в дом Блаватской.

Один из приятелей Елены Петровны любхл рассказывать историю, будто бы одно из таких посланий самым таинственным образом возникло прямо в его тарелке с десертом, кода он был в гостях v Великой Посещенной.

Все это время Блаватская продолжает беседовать со своим Учителем. Их общение переходит в новую фазу: он начинает передавать женщине Знания. Правда, Блаватская пока не фиксировала их на бумаге, но позже значительная их часть вошла в Тайную доктрину».

Большую часть своей жизни Елена Петровна провела в путешествиях. За эти годы она собрала сведения практически обо всех восточных религиях и святынях. Последние двадцать лет жизни Блаватская посвятила созданию своих знаменитых книг. Именно в это время она приписала себе титул Великой Посвященной.

Она утверждала, что человечество утратило практически все сакральные
знания, будучи предоставлено самому себе, оно направило все свои силы не в то русло. Поэтому время от времени Наставники Человечества, живущие рядом с нами, но сокрытые от наших глаз, посылают людям Посвященных, которые должны напомнить об утерянных Знаниях.

И одной из таких посвященных Блаватская считала себя.

Мистика творчества Блаватской.

Она говорила, что обладает лишь малой долей тех самых Знаний, которые надо передать. Их открыл ее Учитель. Но когда она садится писать, то рука словно ей не подчиняется — кто-то другой выводит 8 рукописях строчку за строчкой.

Позже графологи, устанавливая их подлинность, придут к выводу, что у Блаватской было несколько видов почерка. В зависимости от затронутой темы он непонятным образом менялся.

Только с помощью высококлассного оборудования смогли установить, что, несмотря на существенную разницу, все эти виды почерка принадлежат одному и тому же человеку.

Самым таинственным образом менялся и стиль изложения Блаватской.

Некоторые тексты, иногда даже на хорошем иностранном языке, были безупречны, некоторые — полны ошибок, исправлений и требовали серьезной доработки, иногда даже проверки орфографии, будто писал иностранец, путающийся в родах и падежах русского языка. Видимо, такое отражение оставляли на бумаге те таинственные сущности, водившие рукой Блаватской.

Когда писательница приступила к работе над Тайной доктриной», окружающим опять пришлось вспомнить об ее ангеле-хранителе, который повсюду сопровождал Блаватскую. По ее же словам, к нему присоединился и Учитель.

Видимо, благодаря им любая, даже самая тяжелая болезнь отступала. После неоднократных агоний, которые врачи находили предсмертными, Блаватская спокойно выходила из своей спальни и могла отправиться работать к себе в кабинет или пройтись по саду.

Писательница не раз говорила, что в самый критический момент ей является Учитель. Он спрашивает, хочет ли Блаватская уйти из мира людей и обрести покой или остаться и работать над Тайной доктриной», продолжая тем самым выполнять свою миссию.

Всякий раз женщина изъявляла желание жить. Тогда, используя описываемые Блаватской знания, Учитель отгонял смерть.

В 1875 году, Великая Посвященная основала Теософское общество. Его задачами писательница назвала накопление и распространение знаний, которые человечество «променяло» на технический прогресс. Говорят, что общество неплохо справлялось с поставленной перед ним целью и количество его сторонников множилось день ото дня.

Путь на Запад.

Через десять лет после основания Теософского общества разразился скандал, который мог перечеркнуть и деятельность общества, и многолетнюю работу самой Блаватской вместе с ее репутацией.

Одни из доверенных лиц Елены Петровны опубликовали в газете с многомиллионным тиражом письма Великой Посвященной, в которых она подробнейшим образом описывала технику исполнения «фокуса» телепортации, явления бестелесных образов и духов.

Иными словами, опубликованные материалы превращали Блават-скую из Посланца Высшего Разума в обычную шарлатанку.

На подобную выходку Елена Петровна невозмутимо заявила, что это клевета и шантаж. Тем не менее авторитет Великой Посвященной был подорван.

Ей пришлось даже стерпеть унизительное расследование, которое учинило Лондонское общество психических исследований. Его вмешательство объяснялось тем, что «клеветниками» (или «предателями») были англичане.

Эксперт общества, занимавшийся «делом Блаватской», заявил, что Елена Петровна — шарлатанка.

Об этом же позже свидетельствовал и писатель Всеволод Соловьев, с которым Блаватская много лет дружила и которого хотела видеть членом своего Теософского общества. Он утверждал, что Великая Посвященная любила рассуждать о том, как легко люди поддаются обману, как хорошо она умеет ими манипулировать и заставлять верить в дешевые фокусы.

Именно Соловьев закрепил за Блаватской не то прозвище, не то определение — «ловец душ».

Писатель утверждал, что когда Елена Петровна находила нужного ей в данный момент человека, то знакомилась с ним, интриговала собственной загадочностью, убеждала человека, что он рожден для того, чтобы быть теософом, и поручала «избраннику» какое-нибудь важное дело, основанное на заговоре против кого-либо. А такие предприятия, как известно, сближают.

Но тут возникает вопрос: если Блаватская и в самом деле была шарлатанкой, то зачем она посвящала в свои дела большое количество людей и давала им неоспоримые доказательства собственного обмана — письма, размышления, заметки? Поневоле можно задуматься о правдивости иной версии — имитации шарлатанства. Но что могло подтолкнуть к этому Блаватскую? Сказать сложно. Быть может, она хотела создать вокруг своего имени скандал и всколыхнуть общественность. Подобное поведение могли спровоцировать и угрозы в адрес Блаватской, но никаких упоминаний о них не сохранилось.

Итак, что же это было — неосторожность, случайность или фальсификация? Во что поверить, если доказательств как обмана, так и подлога поровну? Каждый должен сделать собственные выводы на этот счет.

Тем не менее после смерти Блаватской осталось почти семьдесят тысяч членов и последователей ее Теософского общества, в то время как после сомнительных событий число ее сподвижников уменьшилось всего на пять тысяч человек.

Заслуга Блаватской в распространении восточных религий и сопутствующих им медитаций, йоге, учениях о карме огромна. Можно смело заявить, что Елена Петровна открыла мудрости Востока путь на Запад.

После смерти Великой Посвященной ее тело было кремировано. Пепел, разделенный на три части, хранится в Адьяре, Нью-Йорке и Лондоне. Ежегодно огромное количество ее последователей в учрежденный ими же День Белого Лотоса устраивает поминовение своей Учительницы. Видимо, не такой уж закоренелой обманщицей была Елена Петровна Блаватская, раз ей поверило столь огромное количество людей.

Источник: http://www.mysterylife.ru/tajny-istorii/elena-blavatskaya.html

Биография Елены Блаватской — загадки и факты

Биография Елены Блаватской интересна и неординарна. Известный философ и эзотерик 19 века предпочитала вести яркую и насыщенную событиями жизнь. Она часто путешествовала по различным странам мира, изучая религиозные течения, эзотерические знания и культуру других народов.

В статье:

Елена Блаватская — биография оккультной путешественницы

Из биографии Елены Блаватской известно, что она имеет интересную родословную и аристократическое происхождение. Она относилась к дворянскому сословию. Одним из предков Блаватской был С. Г.

Долгоруков, являющийся братом одного из членов Тайного Совета государя Петра II.

Прадед ее служил вместе с Кутузовым, бабушка была княжной, сделавшей большой вклад в изучение археологических и ботанических наук.

По отцу Елена относилась к старинной династии Ган, происходящей из Германии. Среди предков Елены Ган присутствовали крестоносцы и представители Каролингского рода. Елена Ган появилась на свет 12 августа 1831 года, по старому стилю — 31 июля. Местом рождения, как известно из ее биографии, стал украинский Днепропетровск, в те времена называвшийся Екатеринославом.

Детство и юность Елены Ган

Мать Елены являлась известной на то время писательницей-романисткой, а Ган Петр Алексеевич, ее отец — служил в конной артбатарее офицером. Когда их дочери исполнился годик, семейство переехало в Романово — село, входящее в Днепродзержинск Днепропетровской области. Отцовская служба вынуждала семью часто переезжать.

В 1835 году семья перебралась в Одессу, приблизительно в этот период у Блаватской появилась сестра по имени Вера, ставшая впоследствии популярной писательницей. Из-за службы Петра Алексеевича семья сменила не один город — это Тула, Курск, Санкт-Петербург, Астрахань, Полтава и Одесса. В 1840 году семья опять переезжает, теперь в Саратов, где деда Елены Ган назначили губернатором.

Еленa Ган

После переезда у Елены появился брат Леонид. В 1941 году семья вернулась в Украину, после чего, в 1842 году мать Елены Петровны скоропостижно скончалась от чахотки. Она умерла в молодом возрасте, на момент смерти писательнице было всего 28 лет.

После ее смерти дочку Елену взяли к себе дедушка и бабушка по матери, проживавшие в Саратове. Дом Фадеевых — такой была девичья фамилия матери оккультной путешественницы — посещали представители интеллигенции.

Известные историки и писатели часто гостили у них.

Елена Петровна имела хорошее образование, полученное дома. Обучением ребенка занимались три репетитора и непосредственно ее бабушка. Библиотека, собранная еще прадедом, стала любимым местом растущей девушки. В ней было много оккультных книг, которыми уже в детском возрасте серьезно увлекалась Ган. Среди этих книг были и старинные трактаты средневековых магов и алхимиков.

Жена губернатора Тифлиса в мемуарах упоминала, что князь Голицын часто гостил у Фадеевых и его заинтересовала Елена Ган своими необычными увлечениями.

Слухи именовали Голицына магом, предсказателем и масоном. Имени князя мемуары не называют.

Считается, что именно под его влиянием Ган впервые попыталась наладить контакт с мудрецами Востока — таинственными учителями-махатмами.

Скорее всего, речь идет о Владимире Сергеевиче Голицыне, по воспоминаниям бабушки оккультной путешественницы, которые дошли до наших дней в письменной форме. Но его сыновья Сергей и Александр часто гостили у Фадеевых вместе с отцом. Под чьим влиянием росла Елена Петровна, до сих пор неизвестно.

В 1844 году Елена поехала в Париж для обучения музыке, а после в Лондон — с этой же целью. Ее интересовали и искусства, и науки. Будущая оккультная путешественница росла на редкость разносторонним человеком.

Путешествия Елены Блаватской

В 1849 году Елену без ее согласия помолвили с вице-губернатором Н. В. Блаватским, который был значительно старше, чем она. Помолвка произошла зимой, а летом состоялась свадебная церемония.

После трех месяцев супружеской жизни Елена, ставшая Блаватской, сбежала от мужа.

Сначала она вернулась к родственникам, которые, скорее всего, не поняли намерений свободолюбивой внучки, а затем уплыла на паруснике в Константинополь.

Современные данные о странствиях Елены Петровны, маршрутах и других событиях, происходивших с ней, основаны исключительно на воспоминаниях путешественницы, встречающихся в книгах Елены Блаватской.

Биографические исследования путешествий затруднены еще и тем, что путешественница не вела никаких дневников. Точная датировка их также вызывает затруднения.

Известно только то, что нижеописанные странствия начались в 1850 году и продлились около 25 лет.

В Константинополе Блаватская изучала византийскую культуру и работала цирковой наездницей, но перелом руки поставил крест на цирковой карьере, после чего путешественница поехала в Лондон.

В Британии Блаватская участвовала в драматических представлениях. После прочтения трактата про культ Изиды, желая прикоснуться к древним знаниям, путешественница поехала в Египет.

Эта часть странствий отражена в одной из книг Блаватской, называющейся «Разоблаченная Изида».

Елена странствовала по Ближнему Востоку, собирая в свою коллекцию эзотерические знания живущих там народов. Затем вместе с отцом Елена отправилась путешествовать по Европе. Она успевала не только изучать древние традиции и легенды, но и брать уроки игры на фортепиано. Они пошли на пользу, Елена Петровна несколько раз давала концерты в странах Европы.

Читайте также:  Африка - тайны и факты

Из Европы Блаватская направилась в Грецию, Азию и Индию, где изучала местную культуру и мифологию. После этого она несколько раз попыталась попасть в Тибет на поиски оккультных знаний. Все попытки были неудачными. Однако после встречи с учителем Елена Петровна все же нашла способ отправиться в Тибет. Там она пробыла семь лет, постигая тайны оккультных знаний.

После Тибета Елена Петровна вернулась в Россию. В это время она занималась спиритизмом, распространив это увлечение среди представителей знати и интеллигенции.

Именно Блаватская ввела эту моду в петербуржских салонах.Сложно сказать, когда она освоила методики вызова мертвых.

По одной версии исследователей, спиритизму обучал наставник из Тибета, по другой — этому Елена научилась во время путешествий по Европе.

Вместе с семьей она перебралась в село Ругодево и прожила там около года. После сильной болезни, перенесенной Блаватской в этом селе, она решила посетить дедушку и бабушку на Кавказе. Около трех лет она изучала местные горы — искала места силы, анализировала легенды и местный фольклор, связанный с ними.

После Кавказа была серия очередных поездок. Елена была в Египте, на Балканах, в Индии, Сирии, Италии. Сложно найти страну на карте, в которой бы не побывала Блаватская. Пребывая в Ментане, она даже успела повоевать, приняв сторону гарибальдийцев.

Там путешественница получила серьезные ранения. Все путешествия, которые состоялись после встречи с учителем, происходили после получения писем от него. Он давал задания своей ученице, которые требовали поездок.

Но о том, что именно входило в ее обязанности, ничего не известно.

Поправив здоровье, она опять уходит в странствия по Тибету. На этот раз Тибет задерживает ее у себя на десять лет. Она побывала в Лхасе, Шигадзе и Ташилунпо, а также посетила Каракорумские горы в Куэнлуне.

По описаниям биографов, Блаватская тогда проживала в доме Махатмы Мориа. Именно он предоставил ей шанс попасть в монастыри, где не побывал ни один европеец. Дом учителя она описывала как стоящее в горах Каракорум огромное деревянное сооружение, построенное в китайском архитектурном стиле. Дом стоял между горой и озером и напоминал пагоду.

По словам самой Блаватской, в Тибете она занялась изучением текстов, вошедших в «Голос безмолвия» и прочувствовала на себе таинство посвящения. Философы и буддологи считают, что Блаватскую действительно посвятили в самые сокровенные тайны восточных учений.

Творческий период

В 70-х годах Блаватская начала свою проповедническую деятельность. Она начала с Египта, но через пару лет остановилась в Одессе, открыв магазин с искусственными цветами, чернильную фабрику и лавку при ней. Некоторое время Елена странствует по европейским странам в поисках единомышленников, затем меняет их на США.

В 1875 году Елена заключает фиктивный брак с американцем из числа своих сподвижников — Генри Олкоттом, и получает американское гражданство. Сложно сказать, развелась ли она с первым супругом. Об этом человеке Елена ничего не писала в своих дневниках.

После заключения брака около 10 лет она путешествует с Олкоттом по Индостану. В процессе этого путешествия они работают над своими книгами и изучают культуру и религию. Во время поездки в Цейлон Елена стала буддисткой, приняв обет от тибетского монаха.

Во время жизни в Индии, в 1885 году, Блаватская была обвинена в мошенничестве. В этот же период жизни здоровье оккультной путешественницы серьезно ухудшилось. После затяжной болезни она находилась в Бельгии, Германии, а затем в Лондоне, где особенно активно работала над своими книгами.

В Лондоне, после продолжительного гриппа, Елена Блаватская скончалась 8 мая 1891 года. Ее останки кремировали и разделили на три части, разместив их в трех штабах Теософского общества.

Теософское общество Елены Блаватской

Изначальное общество Блаватской было посвящено спиритизму. Оно было основано в египетской столице и просуществовало совсем недолго, поскольку оказалось в самом эпицентре финансового скандала. Общество занималось исследованием парапсихических явлений.

К тому же спиритические сеансы едва не стали причиной нападения на медиума человеком, который попал под власть некого духа.

В письмах основательница общества обвиняет его членов в краже денег, принадлежавших ему и в подделке паранормальных явлений, показываемых обществу.

В 1873 году Блаватская переезжает в США, где знакомится с местными исследователями оккультизма. Среди них был и ее фиктивный супруг, полковник Олкотт, создавший вместе с ней Теософское общество, функционирующее и по сей день.

Целями Теософского общества были:

Теософию Блаватской современники называли попыткой объединить все мировые религии в одну, раскрытие их скрытой сути, а также объединения с известными человеку науками и познание божественной мудрости. Блаватская стремилась к очищению душ человечества, изучении людьми мудрости Махатм. Она называла себя проводником Высших Сил и ученицей Махатм. Девиз созданного ей общества звучал так:

Газета «Теософ», выпускаемая Теософским обществом, имела своим главным редактором Блаватскую в течение десятилетия. В 1884 году основательницу общества обвиненили в шарлатанстве, после заявления о наличии у нее паранормальных способностей.

Один из журналов Блаватской имел название «Люцифер», часто обсуждаемое в обществе, Блаватская же объясняла это переводом имени как «Носитель света». Она говорила, что именно в переводе названия скрывается суть журнала.

После такого объяснения названия журнала членами Теософского общества стало несколько представителей духовенства.

Прах Блаватской разделен на три части и хранится в основных штаб-квартирах общества — в Адьяре, Лондоне и Нью-Йорке. Два последних центра движения Блаватской были созданы незадолго до ее смерти. По сей день ее последователи отмечают день смерти духовной наставницы и называют его днем белого лотоса.

Елена Рерих и Блаватская

Елену Ивановну Рерих и Блаватскую многое связывало. Вот как говорила Елена Рерих о ней после того, как узнала о смерти Блаватской:

Рерих Елена Ивановна

Елену Ивановну Рерих очень интересовали труды Блаватской. Она занималась их изучением, а также переводом. Так, некоторые письма Махатм, изложенные Еленой Петровной, а также «Тайная доктрина» были переведены именно Еленой Рерих в 30-х годах 20-го века. Некоторые части трудов Блаватской были написаны на древних языках, но Рерих справилась с переводом всего за два года.

Семья Рерих сблизилась с Теософским обществом Блаватской в 1920 году, после смерти последней. Они посещали лондонское отделение общества после получения пригласительного письма от его лидеров. Все члены семьи Рерих имели удостоверения о членстве в Теософском обществе.

Елена Блаватская — цитаты

В цитатах Елены Блаватской и современный человек сможет найти мудрость, которая была присуща этой великой женщине. Многие из них сохранились в ее трудах и дошли до наших дней. Слова Елены Петровны часто записывались ее последователями и близкими друзьями, что позволило сохранить их для потомков.

Так, о Тибете Елена Блаватская говорила так:

В книге «Загадочные племена на Голубых горах» Елена Петровна высказала свое мнение о публике и общественном мнении:

В труде «Разоблаченная Изида» писательница приводит в пример старинную персидскую пословицу:

Учитель Блаватской Махатма Мориа

Махатма Мориа

В 1851 году, прямо в день рождения, Блаватская встретила индуса-раджпутру, ранее виденного во снах. Именно таким образом учитель Блаватской являлся ей, но только один раз Елене Петровне удалось увидеть его воочию. Встреча случилась в лондонском Гайд-парке, после нескольких неудачных попыток попасть в Тибет и странствий по Индии.

Между учителем и путешественницей произошел диалог, в итоге которого стало ясно, что три года Елена должна пробыть в Тибете, занимаясь подготовкой к исполнению важной цели. Махатма Мориа был заинтересован в помощи Блаватской. Со слов Елены Петровны, он просил ее участия в его собственной работе. Выше описано, что путешествие в Тибет заняло семь лет вместо трех.

Существует портрет учителя Блаватской, кисти Елены Рерих. Возможно, последняя переняла учение о Махатмах у Блаватской.

По мнению эзотерического писателя Кеннета Джонсона, на представления путешественницы о Махатма Мориа оказало влияние франкмасонство. Об этом учителе упоминала и Елена Рерих в собственных трудах. После каждого разговора с учителем во сне или письма от него Елена Петровна спешила в новое путешествие.

В письмах Блаватская отмечает, что каждый месяц она получала деньги, не зная, кто их отправлял. Она следовала маршруту, выполняя задания Махатмы Мориа. Письма учителя Елена получала неоднократно, но встреч с ним больше не имела.

Критики отмечают, что деньги приходить ей могли и от родственников, не безразличных к ее судьбе.

В целом, Блаватская стала одним из деятелей культуры и просвещения, которые оказали заметное влияние на изучение эзотерики и философии во всем мире. Знания, собранные во время путешествий, стали богатым наследием, которое ценят и сейчас.

Источник: http://grimuar.ru/mediums/legends/elena-blavatskaya-biografiya.html

Тайны Елены Блаватской

В 2011 году отмечается 180 лет со дня рождения и 120 лет со дня смерти Елены Блаватской — одной из самых противоречивых фигур в мировой истории. Ее слава давно отгремела, но о ней по-прежнему спорят. Кем же она была на самом деле? Выдающимся мыслителем, писателем и религиоведом? Медиумом и экстрасенсом? Авантюристкой и мошенницей?

 Елена родилась в Екатеринославе (сейчас Днепропетровск) 12 августа 1831 года в семье дворян. Отец, Петр Ган, служил в артиллерии и постоянно переезжал с батареей с места на место, семья кочевала вслед за ним. Мать Елены писала романы и даже получила прозвище русской Жорж Санд.

С раннего детства Лена удивляла окружающих: слышала голоса, видела странные сны, общалась с невидимыми существами. Домочадцы пугались ее фантазий и приписывали их пылкому воображению девочки. А она росла взбалмошной, своенравной, не раз была уличена во лжи, но всегда гнула свою линию.

«Мое детство? В нем баловство и проказы с одной стороны, наказание и ожесточение с другой» — так скупо писала о себе Блаватская в одном из писем.

ЛЮБОВЬ — КОШМАРНЫЙ СОН

В 17 лет молодая особа скоропалительно выскочила замуж за вице-губернатора Еревана Никанора Васильевича Блаватского, который был более чем в два раза старше ее. Что побудило взрослого мужчину жениться на ветренице, записавшей в своем девичьем дневнике: «Счастье женщины — в обретении власти над потусторонними силами.

Любовь всего лишь кошмарный сон»? Да и ей с чего было спешить под венец? То ли назло гувернантке, которая в запале бросила сумасбродной молодой хозяйке, что с таким характером замужество ей не светит. То ли девушка стремилась обрести независимость.

Так или иначе, через три месяца после свадьбы Елена бежала из Еревана в Тифлис к бабушке, где объявила, что покончит собой, если ее вернут обратно.

Родные решили отправить беглянку к отцу в Одессу, но девушка села на другой корабль и отбыла в Стамбул. Там у нее быстро закончились деньги, и, чтобы свести концы с концами, она подвизалась наездницей в цирке. Более унизительного занятия для дворянки и не придумать, но Елена всегда шла против течения.

В Турции она встретила старую знакомую графиню Киселеву, которая пригласила ее путешествовать вместе за свой счет. С чего вдруг такая щедрость? Блаватская согласилась исполнить каприз экстравагантной Киселевой и весь путь проделала в мужском костюме.

Что из этого вытекает, история умалчивает, но, думаем, пытливый читатель и сам обо всем догадается.

Елена объездила множество стран: Египет, Ливан, Ирак, Сирию, Грецию, Германию, Францию. В Каире якобы познакомилась с некоторыми оккультными учениями, полученными от старого копта. Там-то и пришла к выводу: людей манит все запретное и непонятное, и, чтобы получить над ними власть, нужно стать обладателем тайного знания.

НА ЛОВЦА И ЗВЕРЬ БЕЖИТ

В 1851 году Блаватская оказалась в Лондоне, где проходила Всемирная выставка. Гостями ее были делегации из разных стран, в том числе из Индии. В день своего 20-летия Елена встретила учителя — великого Махатму по имени Мориа, который до того постоянно являлся ей в сновидениях.

Он дал девице понять, что она избрана для великой миссии и отныне должна всю себя посвятить новому делу. Опять же все это со слов самой Блаватской, а что было на самом деле — тайна, покрытая мраком. Следующие семь лет — сплошные пробелы в биографии Блаватской. Сама она мало рассказывала об этом периоде, не осталось ни писем, ни воспоминаний.

Или она их уничтожила? По словам биографов, она путешествовала из страны в страну (Канада, США, Мексика, Индия, Сингапур, Япония), пока не очутилась в Тибете, где прикоснулась к тайному знанию тибетских лам. «Я была как во сне! Провела там около двух лет, получая каждый месяц деньги (не имея понятия, от кого они) и добросовестно следуя по указанному пути».

Наконец после десяти лет отсутствия Блаватская вернулась в Россию, чтобы сеять в родной стране ростки истинного знания.

Но позвольте, это ведь красивая сказка, не более того. По силам ли двадцатилетней девушке такой вояж? Да и откуда столько денег, ведь путешествия — недешевое удовольствие. Есть сведения, что все это время одухотворенная особа не покидала пределов Европы, а, переезжая из одного города в другой, занималась весьма сомнительным ремеслом, зарабатывая себе на жизнь.

ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

С 1858 по 1866 год Блаватская провела дома. Генерал Блаватский, законный муж, не предпринял никаких усилий, чтобы вернуть супругу в лоно семьи, и она была предоставлена сама себе. То гостила у родных под Псковом, то рванула в Петербург, то махнула в Тифлис.

Там, в Грузии, у нее якобы случился скоропалительный роман с эстляндским бароном Николаем Мейендорфом, от которого она родила сына Юрия. При рождении мальчик получил серьезную травму и стал калекой. В дальнейшем Блаватская всячески открещивалась от материнства, утверждая, что воспитывает приемного ребенка.

Более того — везде и всюду твердила о своей девственности и даже предъявляла соответствующую справку. Тем не менее между ней и родными образовалась трещина, и она поспешила удалиться, как водится, за границу — за тайными знаниями… На самом деле бежала в Италию за… известным оперным певцом Агарди Митровичем. Дальше в ее биографии снова одни белые пятна.

В 1867 году Юра умер, и, будто бы спасаясь от тоски, она вошла в отряд Гарибальди и даже участвовала в сражениях, где получила ранения. Затем, залечив раны, поспешила на Восток. Переправившись через Гималаи, оказалась в тибетском монастыре, где под опытным руководством буддийских наставников стала постигать эзотерические знания.

Читайте также:  Экономическое чудо индии - тайны и факты

В конце 1870 года якобы вернулась в Европу — сеять разумное, доброе, вечное. Но шила в мешке не утаишь, недоброжелатели настаивали на своей версии: все это время Елена Петровна и ее итальянский друг провели на Украине — в Киеве, а затем в Одессе, которая, как известно, всегда служила приютом преступного элемента.

Любовники ужасно нуждались, и Елена зарабатывала на жизнь изготовлением искусственных цветов и продажей чернил. Наконец улыбнулась удача, Митровича пригласили в Каирский оперный театр. Но по дороге в Египет пароход взорвался — в трюмах перевозили большую партию пороха. Певец погиб, Блаватская чудом уцелела.

Из Парижа она отправила прелюбопытное письмо начальнику жандармского управления Одессы, в котором недвусмысленно выражала свою готовность исполнять за рубежом обязанности тайного агента. Эта информация быстро разошлась за границей, и на эзотерической карьере «русской шпионки» можно было ставить крест.

ТРИ КИТА

Блаватская не сдалась. Елена Петровна перебралась в Америку, где попыталась восстановить пошатнувшуюся репутацию — написала книгу «Разоблаченная Исида» и знаменитую «Тайную доктрину», а заодно создала Теософское общество.

Учение Блаватской основывалось на трех китах: создание всеобщего братства без различия рас, вероисповедания, пола и цвета кожи; изучение древних и современных религий, философий и наук; исследование необъясненных законов природы и психических сил, скрытых в человеке. О последнем Блаватская знала не понаслышке.

С молодых лет занималась спиритизмом, читала письма, не распечатывая их, перемещала взглядом предметы, угадывала чужие мысли. Правда, позже были обнаружены ее записки, в которых она черным по белому объясняла, как устроить тот или иной «феномен».

Однако Теософское общество набирало обороты: фанатиков, желающих обрести духовного поводыря и встать под любые, даже сомнительные знамена, полно в любое время. О Блаватской заговорили в прессе, она получала множество приглашений.

Но она уже была не та: мучили старые раны, из-за застарелого нефрита отекали и опухали руки и ноги, колени были поражены артритом, и каждый шаг давался с трудом. Она и раньше-то не отличалась утонченностью манер, а в последние годы жизни совсем махнула на себя рукой. Носила старые платья, кое-как убирала волосы.

Испортился и характер — стала желчной, ядовитой, не гнушалась крепким словцом. На портретах того времени мы видим уставшую больную женщину с потухшим тяжелым взглядом. Блаватская страдала не только физически: Россия не принимала ее, Запад отторгал. А тут еще скандал следовал за скандалом.

Ее бывшие сторонники неожиданно выступили с сенсационными разоблачениями, и это был удар в самое сердце. Здоровье было окончательно подорвано, и в 1891 году Блаватской не стало.

Что ж, если Елена Петровна и вела двойную жизнь, то судьба отомстила ей за все сполна.

www.ufolog.ru

Источник: http://earth-chronicles.ru/index/86-12105-5-2

Великие мистики в реалиях: Блаватская Елена Петровна

Великие мистики в реалиях: Блаватская Елена Петровна

Уважаемый читатель, если вы придерживаетесь учению традиционных религиозных конфессий, убедительная просьба воздержитесь от прочтения данного поста. В противном случае вся ответственность за оскорбление ваших религиозных чувств ляжет на вас. Нигде и ни кем не доказана ни чья истинность религиозных убеждений, в посте описано учение Елены Блаватской, которое имеет такое же право на существование, как и Иудаизм, Христианство, Ислам и другие учения.

Блаватская была одним из создателей Теософического Общества

Елена Петровна Блаватская — один из величайших мистиков всех времён и народов, хотя бы уже потому, что ни одна женщина не оказала такого колоссального влияния, в том числе и на мужчин, не будучи наделённой телесной красотой. С 1848-го по 1875 год она совершила практически трёхкратное кругосветное путешествие, но знаменита не этим, а созданной ею теософией.Русская путешественница и оккультистка утверждала, что она узнала секреты потерянных цивилизаций и тайных обществ. Елена Блаватская была одной из самых загадочных фигур 19 века, а ее взгляды на тему существ, управляющих судьбой Земли, забытой истории и ошибок веры в Бога являются спорными по сей день. Многие люди разделяют взгляды, высказанные Еленой Петровной Блаватской, даже не зная об этом. Эта русская оккультитстка, писательница, мыслительница и основательница теософского движения была одной из самых противоречивых личностей второй половины 19 века.Библиограф Блаватской Борис Цырков пишет, что «Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, — она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу. Ещё в детстве она начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, её оберегают».Еленой Петровной Блаватской девушка станет в 17 лет после своего первого замужества. Собственно браком её союз с вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским, который был на добрых 20 лет старше своей избранницы, назвать нельзя.Невеста-девственница испарилась в течение медового месяца, со всеми вытекающими отсюда для союза Гименея последствиями. В это время Елена заносит в свою записную книжку фразу: «Женщина находит своё счастье в приобретении сверхъестественных сил, а любовь является только дурным сном, бредом». После побега она путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец.

После заключения второго брака её официальное имя будет звучать как Елена Бетанелли (Helena Betanelly). В 1851 году 20-летняя Блаватская в Лондоне впервые встречает человека, которого она уже знает по своим детским видениям, — посвященного из раджпутов, учителя Морью (Morya).

Индийский гуру поведал Елене о том, что ей предстоит совершить. Среди военно-феодального сословия раджпутов (в переводе с североиндийских языков означает «сын царя») женщины пользовались большим уважением и занимали высокое положение.

Необходимо отметить, что в период мусульманских правителей Северной Индии (12—18 века) именно раджпуты выступили основными защитниками индуистских ценностей.

Восхождение Блаватской к известности начинается в 1874 году, после её прибытия в Нью-Йорк, где она знакомится с юристом, полковником Генри Стилом Олькоттом (Henry Steel Olcott), человеком высоких нравственных качеств.

Осенью 1875 года Блаватская с Олькоттом и ещё несколькими единомышленниками создают Theosophical Society — Теософическое Общество. 17 ноября 1875 года Олькотт на правах президента официально объявил о его создании.

В сентябре 1877 года в нью-йоркском издательстве вышел в свет первый монументальный и основополагающий для современной теософии труд Блаватской Isis Unveiled — «Разоблачённая Изида».

Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан за два дня.

8 июля 1878 года Елена Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство. Об этом неординарном событии во всю раструбили самые разные газеты.

Однако в США она прожила после этого всего три года, после чего уехала вместе с Олькоттом в Бомбей. Там они организовали штаб-квартиру Общества (позже она будет перенесена в город Адьяр).

Там они приступили к изданию первого теософического журнала The Theosophist, редактором которого стала Е. П. Блаватская.

В мае 1880 года Олькотт с Еленой отправляются на Цейлон (Шри-Ланку), где начинают работу по возрождению буддизма в Индии. Они оба принимают «панча шила» (Пять священных заповедей, или обетов, обязательных для буддистов). Сам полковник впоследствии говорил, что этот шаг стал просто формальным подтверждением их с Еленой давних убеждений.

Олькотт с Блаватской полностью посвящают себя просветительской деятельности: они путешествуют по разным отдалённым районам Индии, основывают новые филиалы Общества, принимают посетителей, готовят материалы для публикации в собственном журнале.

Целевой аудиторией статей были сами индусы, в которых теософы хотели пробудить интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины.

В 1884 году Олькотт с Блаватской отбывают в Лондон, куда везут петицию Британскому правительству от буддистов Цейлона. Несмотря на то, что здоровье Елены к тому моменту уже сильно ухудшилось, она работает над одной из своих важнейших итоговых работ — над «Тайной Доктриной».

А между тем, во время их с Олькоттом путешествия, в Индии против них иезуиты готовили заговор. Причём, в нём участвовали двое слуг Блаватской. Елена, чтобы на месте разузнать ситуацию, возвращается в Адьяр.

Она хочет подать на своих слуг в суд, предъявив им иск за клевету в якобы мошенническом характере её деятельности.

Однако другие члены Теософического Общества решают не предавать это дело огласке, и Блаватская, так и не добившись торжества справедливости, в марте 1885 года уезжает в Европу. Больше она уже никогда не вернётся в Индию.

Позже выяснилось, что всё «дело» было полностью сфабриковано иезуитами, которые ненавидели и само Теософическое Общество, и его основательницу.

Взгляды Блаватской, как и ее жизнь, трудно передать тезисно. Осью ее концепции была вера в существование универсальных принципов, которые легли в основу мировых религий. Они конкурируют друг с другом, поэтому они плохие, но все они произрастают из одного «ствола». В конечном счете, все великие религии падут, и наступит возврат к первоначальной истине.

Ближе всего к ней герметизм – древняя религия, основанная на учении Гермеса Трисмегиста и давшая теоретическое обоснование философии магов и оккультистов.
лена Блаватская говорит о братстве всех людей, независимо от цвета кожи, расы или вероисповедования. Оправдывает этот постулат утверждением, что все мы несем в себе «ядро божественности» и мы все между собой связаны.

Стоит отметить, что одним из характерных элементов верований Елены были «Хроники Акаши» — нефизическая совокупность всех сведений в космосе, доступ к которым может получить лишь высоко духовный человек. В ее системе все во Вселенной развивается циклически, как учит «Книга Дзян». Если что-то было камнем, то в каком-то очередном цикле оно станет человеком.

Целью воплощений является улучшение себя. Со временем душа начинает понимать принципы, которые управляют Вселенной, и становится существом, подобным ангелам, которые живут в совершенно другом измерении. По мнению Блаватской, существует семь уровней существования: от низшего физического до абстрактной Атмы.

Интересно, что она признавала, что после достижения определенного уровня самосознания человек может разблокировать у себя память о прошлых жизнях.

Что касается личностного христианского Бога, то Блаватская заявляла прямо, что такового не существует, называя эту концепцию «коллекцией противоречий и невозможностей».

Однажды она даже спровоцировала значительный скандал, подвергая себя гневу верующих, сказав, что Бог был зол, потому что создал человека «импульсивно», как существо полностью и слепо ему подданное. И только Люцифер открыл глаза людей, поэтому честь надо отдавать ему.

Реакция на эти слова была ожидаемой, а Блаватской пришлось привыкать к всевозможным оскорблениям в свой адрес.

Самая оригинальная группа ее взглядов была связана с «забытой историей» человечества.

«Открытия современной науки не противоречат старейшим традициям, которые указывают на то, что наша раса является чрезвычайно возрастной», — говорила она, добавляя, что перед человеком на Земле существовало много других разумных видов, часто более совершенных.

Были это, так называемые, коренные расы, из которых мы пятая. В общей сложности их должно быть семь, в каждой из которых должно быть семь подклассов. Шестая должна появиться в 28 веке.

Интересно, что на Земле – в соответствии с Блаватской – все еще можно найти живых «представителей» более старых рас. Согласно с тем, что она узнала из строго хранившихся записей, самыми древними обитателями планеты были эфирные существа, воспроизводящиеся путем деления.

В следующем эоне после их исчезновения появились гиперборейцы – желтокожая раса, живущая в тропиках, которые находились там, где сейчас размещена Арктика и приполярные районы.

Когда они вымерли, появились лемурийцы, населяющие несуществующих ныне континент в Индийском океане, который распался миллионы лет назад в результате вулканической деятельности (их потомками являются снежные люди). Следующая раса появилась 4,5 миллионов лет назад в Африке.

Это были темнокожие люди, которые потом колонизировали Атлантиду, развивая передовые технологии. Некоторые представители этой расы имели парапсихические способности. Попадались среди них и гиганты.

Когда их цивилизация рухнула в результате войны, народ этот переселился на территорию современной Америки, а их потомками являются инки, индейцы и народы монголоидной расы. Беженцы из Атлантиды основали несколько древних цивилизаций, в том числе египетскую.

По мнению Блаватской, предшественником пятой коренной расы был человек, которого индусы называют Ману. На протяжении тысячелетий развивались в ее контексте разные подгруппы от индейцев до немцев и славян.

Если верить Елене, в ближайшее время появиться новая группа людей, которая эволюционирует на территории США. Интересно, что в «Тайной доктрине» она также пишет об «учителе пятого человечества».

Она упомянула о «змеях, которые снова спустились, заключили мир с пятыми и их инструктировали». Память об этом сохранилась в мифах и легендах.

После возвращения из Тибета с багажом эзотерических знаний Блаватской надо было найти способ передать их обществу.

Она тогда была мало известным человеком и, как упоминает Гудрик-Кларк, ее большой «дебют» наступил около 1873 года, когда она сблизилась с американскими спиритами – сторонниками контактов с иными мирами с помощью спиритических сеансов.

Основанное Блаватской товарищество начало объединять последователей оккультизма и парапсихологии, в том числе знаменитостей (например, Томаса Эдисона и Джека Лондона).

Характер путешественницы дает о себе знать и вскоре Блаватская вместе с Олскоттом отправилась в Индию, несмотря на полученное ранее американское гражданство. В 1882 году товарищество приобрело недвижимость в Адьяре, где и расположилась его штаб-квартира, хотя колониальные власти постоянно следили за оккультистами, как за «подозрительным элементом».

Елена постепенно теряла здоровье и вскоре ей рекомендовали сменить климат на более мягкий. Тем временем, теософическое движение и работа его создательницы ставали более популярными, хотя ее саму часто критиковали и осуждали. Блаватская умерла внезапно в Лондоне в 1891 году в результате осложнений от гриппа.

Ранее в городе она начала издавать скандальный журнал «Люцифер». В жизни Блаватской было много других скандалов, расколов, обвинений и сверхъестественных явлений.

Красочный характер отразился, возможно, в эклектичной натуре ее взглядов, в которых можно найти корни герметичные, индуистские и буддийские, а также вдохновение древней философией, мифологией и Каббалой. Все это было уложено в оригинальный порядок, но здесь не было ничего нового.

Кроме того, французский мыслитель и знаток эзотерических традиций Рене Генон сказал, что в ее учении тяжело найти «что-то новаторское». Это просто синтез знаний из многих источников, который не является эффектом мистической иллюминации.

Сегодня Елена Блаватская остается несколько забытой фигурой, а ее книжки, хотя и читаются, но уже немного устарели.

Но несколько вещей, однако, после нее осталось, а это: популярность идеи реинкарнации и цикличности среди европейцев, обновление легенды об Атлантиде, создание мифа о Лемурии, а также убеждение людей о существовании «забытой истории» и необходимость научного исследования явлений, связанных с человеческим сознанием.

Теософию, однако, ждала другая судьба. Похоже, что ее послание было лишь частично понято и принято поколением, живущим в 21 веке. Самые важные идеи братства, самосовершенствования, самоотверженной службы не нашли признания в такой степени, чтобы стать ощутимым элементом социальной жизни.

Блаватская, кажется, предвидела это, с акцентом подчеркивая, что «вечная мудрость», к которой относится теософия, смогла пережить все катаклизмы, значит и наша цивилизация, сосредоточенная на потреблении, утверждении эго и материализме, не совсем потеряна.

Источник: http://taynymira.ucoz.ru/publ/znamenitye_ljudi/velikie_mistiki_v_realijakh_blavatskaja_elena_petrovna/26-1-0-1790

«Тайная доктрина» Блаватской — настольная книга Альберта Энштейна! «Русская ведьма» написала ее, когда…

У каждой эпохи есть своя загадка. Одной из самых таинственных личностей девятнадцатого века является Елена Петровна Блаватская, гениальная русская женщина, заложившая основы теософского движения и первой предпринявшая дерзновенную попытку объединить все мировые религии.

Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения общему благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества.

Такой была миссия Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней она ушла из мира земного. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг ее жизни.

Елена Блаватская

Елена Петровна Ган, впоследствии известная всему миру как Елена Петровна Блаватская, родилась 31 июля 1831 года в городе Екатеринославе (современный Днепропетровск).

Мать Блаватской — Елена Андреевна Ган, известная писательница, в девичестве носила фамилию Фадеева и принадлежала к знатному дворянскому роду князей Долгоруковых, отец принадлежал к роду наследных макленбургских принцев Ган фон Ротенштерн-Ган.

Маму Елены Петровны называли «русской Жорж Санд» за ее литературное дарование, однако она скоропостижно скончалась в двадцать восемь лет, оставив двух дочерей на попечение деда, тайного советника Андрея Михайловича Фадеева.

https://www.youtube.com/watch?v=WxGkGJK5Wis

Елена Петровна родилась недоношенной и с детства проявляла необычные способности и крутой нрав. Всюду ей слышались странные голоса, мерещились привидения, она смущала родственников своими рассказами о потустороннем.

Любимым местом у Лёли (так ее называли домашние) была библиотека. В совсем юном возрасте Елена Петровна перечитала почти все основные эзотерические труды из библиотеки дедушки: каббалу, трактаты по алхимии и астрологии, легенды об Атлантиде и греческих жрецах.

По словам самой Блаватской, в детстве на нее сильнее всего повлияли кавалерийские офицеры, друзья и соратники отца, а также буддисты, которых она впервые встретила в четырнадцать лет, посетив город Семипалатинск, находившийся на границе Сибири и Монголии.

Кроме того, от семипалатинских буддистов юная Лёля узнала о далекой мистической стране Шамбале, которая впоследствии сыграла в ее жизни значительную роль.

Долгая дорога

Привычка к переездам у Елены Блаватской была сформирована еще в годы детства. Из-за служебных перемещений отца семье приходилось часто менять место жительства. В Тифлисе зимой 1848–1849 годов Елена Петровна, желая обрести полную независимость, заключила фиктивный брак с человеком намного старше ее — вице-губернатором Еревана Никифором Владимировичем Блаватским.

Через три месяца после свадьбы Елена сбежала от мужа и вернулась к своим родным. Дед отправил ее с двумя сопровождающими к отцу в Одессу, но Елене удалось сбежать и от них. Из Одессы на английском паруснике «Коммодор» Блаватская, переодевшись юнгой, уплывает в Керчь, а затем в Константинополь, где встречает русскую графиню Киселеву.

Вместе они отправляются в путешествие по Египту, Греции и странам Европы. Начинается свободное странствие Блаватской, продлившееся сорок три года и полное удивительных приключений. Хронологию его трудно восстановить точно, поскольку сама Елена Петровна дневников не вела и никого из близких с ней рядом не было.

В 1871 году по пути в Каир на корабле, на котором плыла Блаватская, взорвался пороховой погреб. Избежав чудом ранения, Елена Петровна остается без багажа и денег, однако, достигнув Каира, умудряется организовать спиритическое общество для исследования психических явлений.

После отъезда из Каира Блаватская через Сирию, Палестину и Константинополь в июле 1872 года добирается до Одессы и проводит там девять месяцев. Сергей Юльевич Витте вспоминает, что Блаватская, «поселившись в Одессе… сначала открывает магазин и фабрику чернил, а потом цветочный магазин».

Всего за годы своей жизни Блаватская дважды совершила кругосветное путешествие, побывала в Египте и Европе, в Тибете и Индии, а также в Южной Америке. В 1873 году она была первой из русских женщин, получивших американское гражданство.

Учитель

С ранних лет Елена видела какого-то величественного индуса в белом тюрбане. Она знала его так же хорошо, как своих родных, называла своим Хранителем и говорила, что он всегда спасал ее во всех бедах.

Один из таких случаев произошел, когда Блаватской было 13 лет. Лошадь, на которой она ехала верхом, внезапно испугалась и встала на дыбы. Девочку выбросило из седла, и она повисла, запутавшись в стременах. Всё то время, пока не остановили лошадь, она чувствовала, что чьи-то руки поддерживают ее тело.

По словам Елены Петровны, это был Махатма Мориа, один из ее духовных учителей. Она встретила его вживую в 1852 году в лондонском Гайд-парке.

Позднее Блаватская передала подробности того разговора. Учитель сказал, что ему требуется ее участие в работе, которую он собирается предпринять, а также, что ей придется провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи.

Учитель сообщил ей, что тайно появлялся в ее жизни и раньше, следил за ее развитием, а теперь она готова. Он лично пришел сказать ей, что у ее жизни есть особый смысл, особая цель: нести знание Учителей людям. Она должна стать ключевым звеном в соединении Запада и Востока и установлении нового всемирного духовного порядка.

Но сперва ей нужно обучаться: она должна поехать в Индию, а затем в Тибет. Там ее будут ждать наставники, и после семилетнего периода послушания она обретет достаточно знаний и способностей, чтобы выполнить свою миссию.

Таинственный Тибет

В 1852 году Блаватская прибывает в Индию. Добравшись наконец до Гималаев, она хотела через Непал ехать дальше в Тибет, но британские власти не пустили ее. Учитель в одном из писем велел ей возвращаться в Европу. По пути она побывала на Яве и в Сингапуре. У мыса Доброй Надежды корабль, на котором она плыла, потерпел крушение, но все пассажиры спаслись.

В 1855 году из Сан-Франциско Блаватская отправилась в новое плавание через Тихий океан в Индию, побывав по пути в Японии и Сингапуре. В начале 1856-го она добралась до Калькутты. Это второе индийское путешествие проходило уже под непосредственным руководством Учителя.

В следующие два года Блаватская объездила вдоль и поперек всю Индию. Свои впечатления она описала двадцать лет спустя в увлекательной книге очерков «Из пещер и дебрей Индостана», опубликованной на русском языке под псевдонимом Радда-Бай.

С третьей попытки, примерно в 1855 году, Елене Петровне удалось проникнуть в Тибет, где на берегах священного озера Манасаровар она приобщалась к эзотерическому буддизму: изучала тайные тексты и, в первую очередь, «Тибетскую книгу мертвых» с комментариями, медитировала под руководством тибетских лам и проходила тайное посвящение в мир духа.

Официально власти Тибета никогда не признавали факт посещения Блаватской их страны. В то же время IX Панчен-лама в предисловии к изданию работы Елены Петровны Блаватской «Голос Безмолвия» отметил, что она несколько лет обучалась в одном из крупнейших буддийских монастырей Ташилунпо и хорошо знала предыдущего Панчен-ламу.

Теософское общество

В 1873 году Блаватская решила стать гражданкой Соединенных Штатов Америки. В то время Соединенные Штаты переживали период увлечения спиритуализмом. Всё необыкновенное, имеющее привкус потустороннего, было в моде и находилось в центре общественного внимания.

В октябре 1874 года произошла ее знаменательная встреча с корреспондентом влиятельной газеты «Нью-Йорк дейли грэфик», бывшим полковником американской армии Генри Стилом Олкоттом, который приобрел известность своими репортажами о разного рода таинственных явлениях.

Блаватская, читая их, проницательно угадала в авторе родственную душу и постаралась завоевать его дружбу. Узнав о тайных учителях и о миссии Елены Петровны, Олкотт решил посвятить всю свою жизнь продвижению этих целей. К лету следующего года вокруг Олкотта и Блаватской сложился небольшой кружок нью-йоркских оккультистов, видную роль в котором играл 24-летний ирландец Уильям Джадж.

В сентябре 1875 года они образовали Теософское общество, объединившее первоначально около двух десятков человек. Полковник Олкотт был избран его председателем, Джадж — секретарем. Согласно уставу, общество имело три цели:

  1. Создание ядра всемирного человеческого братства, невзирая на расу, вероисповедание, пол, касту и цвет кожи.
  2. Поощрение сравнительного изучения религии, философии и науки.
  3. Исследование законов природы и сил, скрытых в человеке.

Блаватская в тот день в своем дневнике записала: «Дитя родилось. Осанна!». Елена Петровна писала, что «члены Общества сохраняют полную свободу религиозных убеждений и, вступая в общество, обещают такую же терпимость по отношению ко всякому иному убеждению и верованию. Связь их состоит не в общих верованиях, а в общем стремлении к Истине».

В 1882 году международная штаб-квартира Теософского общества была перенесена в Индию, в местечко Адьяр, предместье города Мадрас (с 1996 года переименован в Ченнай).

Теософское общество следует считать подлинным детищем Блаватской. Хотя официально Елена Петровна занимала в нём достаточно скромную должность секретаря-корреспондента, ее роль, конечно, была куда значительнее.

Без нее Теософское общество никогда не обрело бы такого влияния, какое имело в дальнейшем, прежде всего потому, что самой теософии как таковой в момент его возникновения еще не существовало, точнее, о ней мало что знали.

О рождении этого учения можно было говорить лишь после выхода в свет «Разоблаченной Изиды» — первого фундаментального сочинения, в котором Блаватская попыталась синтезировать философию и науку, историю и предания.

На момент смерти Блаватской в Теософском обществе состояло уже больше 60 тысяч членов. Среди них были журналисты, писатели, художники и даже ученые. Изобретатель Томас Эдисон, выдающийся американский философ и психолог Уильям Джеймс, ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс, индийский юрист и политик Мотилал Неру и многие другие.

Наследие Блаватской

В 1885 году Елена Петровна покидает Индию вследствие ухудшившегося здоровья. Некоторое время после этого она живет в Германии, Бельгии, пока не переезжает в Лондон, где продолжает писать книги.

В этот период были написаны ее главные работы: «Голос Безмолвия», «Ключ к теософии» и фундаментальный труд «Тайная доктрина», который должен был стать основанием долголетия и процветания Теософского общества. В этой книге она суммировала весь свой духовный и интеллектуальный опыт.

«Тайная доктрина» Блаватской удалась на славу и стала учебником и любимой книгой для тысяч мистиков, ученых, поэтов, музыкантов и писателей. На рабочем столе Эйнштейна, по словам его племянницы, всегда лежал том «Тайной доктрины» с пометками. Лев Толстой включал цитаты из этой книги в свои произведения.

Елена Петровна ушла из жизни 8 мая 1891 года. Прах ее был сожжен, а пепел разделен между тремя основными центрами теософского движения (Лондон, Нью-Йорк и Адьяр). С тех пор день ее упокоения отмечается в трех частях света под названием «День Белого Лотоса».

1991 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен годом памяти Е. П. Блаватской. Только через сто лет после смерти Елены Петровны человечество в какой-то степени приблизилось к пониманию знаний, переданных Высшим Источником через своего посланника.

На ее смерть откликнулись газеты во многих странах мира.

Одна из них, индийская «Индиан миррор», в некрологе писала: «Елены Петровны Блаватской нет больше в земной сфере… она не принадлежала к какой-то одной нации.

Весь простор земли был ее домом, всё человечество — ее братьями… Вся жизнь ее была необычной. Нет человеческих мерок, которые можно было бы приложить к ней. Она всегда оставалась единственной в своем роде…»

В своей автобиографической книге «Моя жизнь» Махатма Ганди отмечал, что на его мировоззрение оказало влияние личное общение с членами Международного теософского общества и чтение трудов Блаватской. Позже Ганди писал: «Я был бы более чем удовлетворен, если бы смог коснуться края одежды мадам Блаватской».

Блаватская сыграла выдающуюся роль в великом диалоге двух цивилизаций — западной и восточной.

Ознакомив своих современников с эзотерическим индуизмом и буддизмом, она проторила путь, по которому пришли на Запад трансцендентальная медитация, дзэн-буддизм, движение Сознания Кришны и йога.

Многие страницы ее легендарной жизни и их подлинное значение начинают открываться перед потомками только в наши дни.

Если тебя интересует всё, связанное с саморазвитием и духовными исканиями, обрати внимание на нашу статью о «Диагностике кармы» Сергея Николаевича Лазарева.

Узнай также, как перестать себя критиковать и прикоснуться к исцеляющей силе любви. Попробуй следовать этим рекомендациям, и жизнь наполнится новой энергией, которая способна исцелить душу и тело.

Источник: https://takprosto.cc/elena-blavatskaya/

Ссылка на основную публикацию