Гипатия александрийская — тайны и факты

Гипатия Александрийская — первая женщина-математик

 Гипатия Александрийская — первая женщина — математик

 «Сохранить свое право думать, даже думать неверно – лучше, чем не думать вообще»

Гипатия Александрийская (355–415)

Целью моей  работы являлось: изучить биографию и научные достижения Гипатии Александрийской; значение ее открытий в жизни и в науке.

На рубеже 4-5 вв. н.э. — эпохи торжества христианства над греко-римским язычеством, гибели античного мира и распада Римской империи на Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе), в Александрии Египетской  жила женщина, которая по своей душевной и телесной красоте, по своему духовному развитию и совершенству считалась земным воплощением божественных муз.

Сравнивали эту женщину-ученого и с тремя великими греческими богинями, признавая ее Афиной по уму, Герой по стати  и Афродитой по красоте. Символом высокого предназначения стало и собственное имя александрийской музы – Гипатия (Ипатия -“высочайшая”).

Гипатия, дочь математика Теона Александрийского, – первая в мире женщина-астроном, философ и математик.

Теон старался развить у подраставшей дочери соответствующий интерес к умственной, научной работе. С малых лет под влиянием учителей мусейона, отца и его ежедневных ученых занятий, в душе способной и  любознательной девочки сформировалось непреодолимое и беспредельное стремление к знаниям и поиску истины.

С самого раннего детства Гипатия живо интересовалась занятиями отца. Она увлеклась математикой и даже придумывала собственные варианты доказательств известных теорем. Страсть девочки к наукам в значительной степени укрепляло и соперничество. Ее старший брат тоже постигал геометрию.

Но Гипатия настолько превосходила его способностями впитывать и применять знания, что мальчик выглядел на фоне младшей сестры заурядным школяром. Девочка любила смотреть за работой ремесленников, сама по примеру отца мастерила какие-то инструменты, демонстрируя задатки отличного механика.

Познание мира стало ее единственной и пламенной страстью, ради которой она отказалась от обычного женского семейного счастья, замужества, рождения и воспитания собственных детей. Всю свою недолгую жизнь она посвятила науке и образованию мыслящей молодежи, стремившейся к знаниям в то сложное и переломное историческое время.

По свидетельству современников, Гипатия превзошла в математике своего отца.

Уже в 20-летнем возрасте Гипатия начала преподавать в мусейоне философию Платона и Аристотеля, математику, занималась вычислением астрономических таблиц.

Следуя за Аполлонием Пергским, она посвятила специальную работу коническим сечениям, ввела термины гипербола, парабола и эллипс.

Наряду с абстрактными математическими и астрономическими теориями ей не были чужды и технические изобретения, необходимые для экспериментальных исследований.

Считается, что Гипатия изобрела или усовершенствовала дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), прибор для измерения плотности воды ареометр,планисферу – плоскую подвижную карту неба и астролябию.

Первенство в изобретении астролябии (прибора для астрономических измерений, который называют компьютером звездочета) оспаривается. Как минимум, Гипатия со своим отцом доработала астролабон Клавдия Птолемея, сохранились и ее письма с описанием устройства.

Придуманный Гипатией пузырьковый эффект позволяет с высокой точностью определять горизонтальность поверхностей и до сих пор используется в строительстве и геодезии.

Я провела анкетирование среди людей разного возраста и выяснила, что мало кто знает, кем была и чем знаменита Гипатия Александрийская, но ее открытия и изобретения знают практически все.

Гипатия – единственная женщина, изображенная на знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа», в окружении величайших ученых и философов. В философии ей не было равных. В 16 лет она основала школу неоплатонизма.

Гипатия настолько быстро достигла совершенства во многих науках, что у нее, совсем еще юной, уже появились собственные ученики. Девушка сменила обычные одежды на темный плащ, который надлежало носить только философам. Отец по праву гордился ею. В Александрии Гипатию нередко называли умнейшей, скромнейшей, лучшей из философов.

 Многосторонность её познаний всех поражала. В результате своей подвижнической научной и просветительской деятельности Гипатия приобрела мировую известность. Свои лекции Гипатия обычно начинала с изложения избранных вопросов математики, затем переходила к ее приложениям и другим наукам, совокупность которых составляла древнюю философию.

 Послушать ее глубокие и доходчивые лекции съезжались сотни жаждущих знаний молодых людей из разных стран Европы и Передней Азии.

Все сочинения Гипатии погибли наряду с трудами сотен других античных языческих мыслителей и писателей во времена раннего средневековья. Известия о жизни и творчестве александрийской музы дошли в будущее лишь благодаря немногочисленным воспоминаниям ее учеников (Синезия Киренского) и свидетельствам современников (Сократа Схоластика).

Гипатии приписывают авторство трех трактатов по геометрии и алгебре и одного по астрономии, которые до нас не дошли.

Сократ называет три работы Гипатии: комментарии к «Арифметике» выдающегося александрийского математика Диофанта (учение о неопределённых уравнениях) и комментарии к учению о конических сечениях другого александрийского математика и астронома – Аполлония Пергского, а также к «Математическому канону».

<\p>

Эта женщина-ученый могла бы дать миру знаний еще много плодотворных идей, но в расцвете творческих сил, в возрасте 45 лет, была зверски убита толпой фанатиков-христиан, умело направленных к этому злодеянию властной рукой христианского епископа Александрии Кирилла. Они расчленили ее тело и сожгли его частями на городской площади, рядом с останками когда-то величественного здания Мусейона и Александрийской библиотеки.

Гипатия стала последним знаменитым представителем многочисленной и славной плеяды александрийских ученых, трудившихся на протяжении почти 700 лет в различных сферах науки во всемирно известных Александрийском мусейоне и Александрийской библиотеке. С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. 

Сама эта выдающаяся женщина была незаслуженно забыта, но ее открытия пережили века и используются до настоящего времени.

При жизни Гипатии современник её и земляк поэт Феон Александрийский посвятил ей теплую эпиграмму:

«Когда ты предо мной и слышу речь твою,
Благоговейно взор в обитель чистых звезд
Я возношу, — так все в тебе, Гипатия,
Небесно — и дела, и красота речей,
И чистый, как звезда, науки мудрой свет».

В 20-м веке именем Гипатии был назван один из кратеров Луны.

Гипатия Александрийская
PPTX / 1.65 Мб

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prezentatciya_gipatiya_aleksandrijskaya__pervaya_zhenshin_093234.html

Гипатия Александрийская: жизнь за науку

Гипатия (Ипатия) Александрийская 370(?)— 415 — женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Преподавала в Александрии.

Одним из ее самых известных изобретений считается астролябия — старейший из астрономических инструментов, который до XVII века использовался моряками, как навигационный прибор (Гипатия была осуждена на смерть, один из пунктов обвинения, помимо колдовских ритуалов, включал обвинение в использовании астролябии).

О жизни Гипатии в 2009 году снят исторический фильм «Агора» режиссёра Алехандро Аменабара.

Это были «времена больших перемен» – античный греко-римский мир рушился, а его место занимал мир христианский, тогда очень мало почитавший блестящую культуру «язычников» – уничтожались храмы и статуи, сжигались бесценные книги.

Высокой культурой, старинными, восходящими к Евклиду, научными традициями, а также знаменитой библиотекой славилась тогдашняя Александрия, где после упадка Афинской школы формировалась международная среда интеллектуалов со всех сторон света – философов, математиков, риторов, теологов. Женщин среди них не было. Гипатия Александрийская – случай исключительный.

Она была дочерью Теона Математика, известного астронома и механика, от которого получила первые знания в точных науках.

Мать ее умерла при родах, и девочка жила с отцом в Александрийском «Мусейоне» («Храм и святилище муз») – одном из культурных центров античного мира.

Рядом находилась богатая Александрийская библиотека, основанная и собранная наследниками Александра Македонского, где когда-то работали Евклид, Аполлоний Пергамский, Клавдий Птолемей…

Гипатия довольно рано проявила интерес к книгам и наукам. С увлечением занималась геометрией, наблюдала в звездные ночи небо.

Девочка отличалась удивительной сообразительностью и способностью к наукам, обнаружив поразительные успехи в геометрии и астрономии, и… вскоре дочь превзошла в них отца – слава Гипатии затмила славу Теона, как считали современники, она была по природе «талантливее и утонченнее отца».

Дочь не только изучала труды известного астронома и математика Клавдия Птолемея – многолетние наблюдения позволили ей внести в его труд ряд поправок и составить более точные астрономические таблицы к геометрии и астрономии. Она обогатила эти науки такими понятиями, как гипербола, парабола, эллипс.

Вдобавок к этому, у нее был талант к механике, она могла сама делать мудреные приборы для астрономических измерений. Синезий, епископ Птолемея, ее преданный друг, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа, которые в ходу были на кораблях аж до семнадцатого века. Ее изобретениями пользовался Коперник при расчетах времени восхода и захода светил.

А когда мы хотим выверить горизонтальную поверхность, то используем придуманный Гипатией пузырьковый уровень.

Девушка поражала современников своей разносторонностью: занимаясь и обучая других математике, что включало арифметику, геометрию и «вершину знаний» астрономию, она с не меньшим блеском рассказывала ученикам о Гомере, о греческих скульпторах, о драматургах и трагиках. Не была забыта также и музыка. Но свою основную задачу видела она в раскрытии «тайны бытия».

Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали Гипатии уважение мудрецов Мусейона. В спорах и диспутах она затмевала всех проповедников христианских доктрин в Северном Египте.

 «Учить людей верить в суеверия – самое чудовищное и преступное дело», – говорила она. Молва о необыкновенных ее познаниях распространялась, к ней стекались ученики и из других земель – она стала гордостью Александрии.

Ее сравнивали сразу с тремя богинями: Афиной по уму, Герой по осанке и Афродитой по красоте.

Философские лекции девушка читала всем желающим, независимо от веры или страны. Уже в 390 году (ей было тогда 20 лет) вокруг Гипатии образовалась постоянная философская «академия». Особенно любила она излагать и толковать сочинения Платона, приучая своих слушателей относиться к философии как к «самой непоколебимой из всех непоколебимых вещей».

Ее называли умнейшей, скромнейшей и лучшей из философов. А она повторяла и повторяла: «Сохраняй свое право на размышление – мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем».

Современники Гипатии отметили, что «в споре она была быстра и изобретательна, а в любом деле – известна своим благоразумием и гражданской добродетелью».

А также скромностью – она всю свою жизнь носила, как того требует звание философа, поношенный плащ, и, вопреки обычаю, появлялась на улицах Александрии без сопровождения.

Многие ученые видят в Гипатии символ погибающей эллинской культуры, последнее воплощение «духа Платона и тела Афродиты».

Посещение дома Гипатии вошло в Александрии в моду, стало эмблемой образованности и утонченности; вокруг нее собирался весь цвет ученой Александрии. Сам префект-христианин нередко бывал ее гостем. И это тогда, когда христианские императоры Го-норий и Феодосий II издали специальный закон, запрещающий занятия математикой и астрономией.

Во многом помогал своей наставнице в научных опытах лучший из ее учеников афинянин Полисфен. Их сближало родство душ, общность взглядов на мир и преданность делу служения Истине. Их отношения вскоре переросли в мощный союз, где, дополняя друг друга, они создавали ту особую атмосферу, в которой рождались новые философские, астрологические и научные труды.

Тем временем христианство в Александрии продолжало бороться с язычеством.

 В 391 году разъяренная толпа под руководством епископа александрийского Феофила, прозванного в народе «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон.

Варвары всех времен и народов первым делом уничтожали источники знаний. Был разрушен и разграблен прекраснейший языческий храм – Серапетум и «заодно» находившаяся неподалеку Александрийская библиотека.

Испуганный Теон запер дочь в доме, чтобы та не поспешила на бесполезную защиту обители знаний.

Гипатия долго не могла вернуться к обычной жизни, носила траур, а сняв его, ушла в науку так, как другие уходят в монастырь, целиком и полностью посвятив себя математике, астрономии, механике, философии.

Умирая, Теон попросил дочь не вмешиваться в религиозные и политические распри, которые только отнимают время от науки и обучения.

Епископу Феофилу, разорившему александрийскую библиотеку и забравшему себе ее ценности, этого было мало. Был принят закон, предписывающий всем математикам, которых причисляли к астрологам, отречься от богопротивных взглядов и покаяться.

Гипатию это не коснулось возможно только по одной причине – епископу льстило, что александрийская философская школа считалась лучшей в мире. Впрочем, трудно предположить, чем руководствовался тщеславный «пастырь». Долго так продолжаться не могло.

Читайте также:  Проблемы эмансипации - тайны и факты

На смену Феофилу пришел Кирилл Александрийский, который фактически правил Александрией. Когда-то и он слушал лекции Гипатии. Но слава Мудрейшей не давала покоя. Язычница! Женщина! Гений! Будучи человеком недалеким, хоть и плодотворно пишущим, он предпочел силой справиться с той, с кем не смог бы справиться словом. Подосланные Кириллом люди разгромили дом Гипатии.

Она переселилась к друзьям и продолжала свои занятия. Долгое время, хотя Гипатия не приняла христианства и осталась верной старым богам, ее не трогали – ведь это была «слава города». Но однажды она позволила себе указать в публичной лекции, собравшей огромное количество слушателей, на то, что Кирилл ложно толкует Платона.

Узнав об этом, епископ якобы сказал евангельскими словами: «Смоковницу, не приносящую доброго плода, срубают и бросают в огонь», и натравил религиозных фанатиков на «соперницу». Гипатию затащили в христианский храм и там до смерти побили камнями. Останки сожгли на костре… А с ней угасла и неоплатоническая школа Александрии.

 Многие ее ученики были убиты, оставшиеся в живых покинули город – так произошел упадок Александрии, как образовательного и научного центра.

Кирилл же, после смерти канонизированный как святой, всю оставшуюся жизнь посвятил «изыманию из оборота» научных трудов легендарной женщины. Он в этом преуспел – все написанное ею было уничтожено.

Хотя ее сочинения и погибли, некоторые намеки на их природу можно извлечь из утверждений ее современников.

Гипатия, судя по всему, написала комментарии к «Арифметике» Диофанта и к «Астрономическому канону», а также к «Коническим сечениям» Аполлония из Пергама.

После вероломного убийства Гипатии Полисфен пережил сильнейшую духовную драму, однако потеря близкого человека не сломила его. Он стал ярым популяризатором идей своего учителя, а через два года сам погиб от кинжала одного из убийц наставницы.

В книге «Под звездами Александрии», написанной незадолго до смерти и посвященной любимой, можем прочитать у Полисфена чудесные строки: «В темной синеве расступившихся облаков я увидел алмазное скопление плеяд, которое украшала самая яркая звезда на небосклоне.

Ее луч вдруг коснулся моего сердца, и я с трепетом ощутил ту великую силу, которая, не умирая в веках, будет проливать на землян чудесные дары красоты, учености и героизма».

В новые времена ученые назвали именем Гипатии кратер на Луне.

Источник: http://she-win.ru/nauka/215-gipatia

Гипатия (Ипатия) и святая Екатерина

Когда пишут о Гипатии, зачастую делают акцент не на том факте, что она была ученой девушкой и успешно обучала мужчин, а на том, что ее убили христианские фанатики. Когда некоторые клирики говорят проповедь в праздник святой Екатерины, они иногда делают акцент не на ее знаниях, девственной жизни, успешной проповеди, но на ее «нескромности» и даже «гордости».

В жизни этих двух замечательных девушек есть похожие моменты, и по этой причине есть люди, уверенные в том, что житие святой Екатерины списано с жизни Гипатии и доработано представителями церкви.

«Гипатия (или Ипатия) Александрийская, жившая на рубеже IV-V веков н. э., — самая известная женщина-учёный Древнего мира. Точная дата рождения Гипатии неизвестна.

Считается, что она родилась в период между 355 и 370 годами. Гипатия была дочерью известного древнегреческого ученого Теона Александрийского, который был управителем Александрийской библиотеки — крупнейшей библиотеки древности… Гипатия получила образование под руководством отца и стала самостоятельно заниматься преподаванием в Александрии» (http://top-antropos.

com/history/ancient-history/item/595-hypatia).

По словам церковного историка Сократа Схоластика, Гипатия «приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон.

По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей» (Церковная история, книга 7, глава 15; эта и другие цитаты из книг Сократа взяты отсюда — http://azbyka.

ru/otechnik/?Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata).

К моему глубочайшему сожалению, от этой девушки не осталось почти письменных трудов. «Считается, что трудов Гипатии не сохранилось, и поэтому мы не можем судить, каковы были её философские и научные взгляды. Впрочем, существует другая точка зрения на сохранность её трудов. В книге “История диофантова анализа от Диофанта до Ферма” И. Г. Башмакова и Е. И.

Славутин ставят вопрос о создателе текста, положенного в основу найденной немногим более 20 лет тому назад арабской рукописи «Арифметики» древнегреческого математика Диофанта. Известные русские историки математики полагают, что автора трактата, переведенного Костой Ибн Лукой, следует искать в среде александрийских и византийских ученых IV–VI веков.

Башмакова и Славутин приходят к выводу, что арабская рукопись является не частью “Арифметики” Диофанта, а самостоятельным произведением на ту же тему, написанным неизвестным, но хорошо разбиравшимся в методах Диофанта комментатором. Но в период между V–IX вв. жил лишь один математик, о котором источники говорят как о комментаторе “Арифметики” Диофанта.

Это — Гипатия. Кроме того, нам ничего не известно о других математиках высокого уровня, живших в этот период. «Таким образом, — заключают Башмакова и Славутин, — можно предположить, что арабский фрагмент является переводом аннотированного ею текста. Если так, то это — единственное сочинение Гипатии, сохранившееся до наших дней»» (http://top-antropos.

com/history/ancient-history/item/595-hypatia.)

В числе учеников Гипатии был императорский префект Орест, который пребывал во вражде с Александрийским архиепископом Кириллом.

Что вызвало эту вражду? По словам Сократа Схоластика, «Оресту и прежде было ненавистно владычество епископов — частью потому, что они отнимали много власти у поставленных от царя начальников, а особенно потому, что Кирилл хотел иметь надзор и над его распоряжениями» (Церковная история, книга 7, глава 13).

И это не могло обрадовать Ореста: «Некоторые из монахов в горах нитрийских, выказавшие свою горячность еще при Феофиле, когда он несправедливо вооружил их против Диоскора и его братьев, одушевились и теперь ревностью и решились усердно сражаться также за Кирилла.

Посему, оставив монастыри, в числе почти пятисот человек, они пришли в город и выжидали, когда префект будет проезжать на своей колеснице. Потом, подошедши к нему, называли его жертвоприносителем, язычником и многими другими позорными именами. Префект, подозревая в этом козни со стороны Кирилла, закричал, что он христианин и крещен константинопольским епископом Аттиком.

Но монахи не слушали слов его, и один из них, по имени Аммоний, ударил Ореста камнем в голову, так что он весь облился кровью, текшей из раны, а его телохранители, кроме немногих, все разбежались в разные стороны и скрылись в толпе, боясь, что и их побьют камнями.

Между тем начали сбегаться и жители Александрии, чтобы защитить префекта от монахов, и всех других обратили в бегство, а Аммония схватили и представили к префекту, который, на основании законов, всенародно подверг его наказанию и дотоле мучил, пока тот не умер. Об этих событиях вскоре донес он самодержцам.

А Кирилл представлял их царю с противоположной стороны, тело же Аммония взял и положил в одной из церквей и, переменив ему имя, назвал его Фавмасием, чтобы считали его мучеником и прославляли в церкви его великодушие, как подвиг за благочестие. Однако люди скромные, хотя и христиане, не одобрили этой Кирилловой ревности, ибо знали, что Аммоний понес наказание за свое безрассудство и умер в мучениях не потому, что был принуждаем к отречению от Христа. Итак, сам Кирилл своим молчанием мало-помалу привел это дело в забвение. Но злая вражда между Кириллом и Орестом даже и здесь не остановилась. Угасил ее другой, подобный упомянутым, случай» (Церковная история, книга 7, глава 14).

«Другой, подобный упомянутым, случай» — это зверское убийство бедной Гипатии:

«В Александрии была одна женщина, по имени Ипатия, дочь философа Феона… Против этой-то женщины вооружилась тогда зависть. Так как она очень часто беседовала с Орестом, то ее обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом.

Посему люди с горячими головами под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли.

Это причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову.

Упомянутое событие произошло в четвертый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста» (Церковная история, книга 7, глава 15).

Чудовищно… Часто пишут, что это Кирилл нарочно спровоцировал такое безобразие, чтобы убрать Гипатию. Допустим. Можно ли представить себе более глупый поступок? Кирилл завидует научным успехам Гипатии и считает, что она настраивает против него Ореста. Решает устранить ее.

И для этого делает ее в глазах народа мученицей? Не злой противной ведьмой, которая обращалась за помощью и советом к сатане, вот потому и получила справедливое возмездие, а мученицей, погибшей от рук безумцев? Не проще ли было бы подослать убийцу к ней в дом или отравить ее? Найти такого вот Петра, утвердить его в мысли, что Гипатия – колдунья, напускающая чары на префекта и служительница дьявола, и дать ему «индульгенцию» на убийство девушки. Ведь такое публичное зверство, которое учинили Петр и другие убийцы, легло позорным пятном и на церковь вообще, и на Кирилла в частности. Если бы ему приспичило убить девушку, он мог бы, думается, сделать это, если можно так сказать про убийство, более тонко и изящно. Хотя бы для того, чтобы не испортить собственный имидж. Во всяком случае, никаких доказательств этого, насколько мне известно, нет. Поэтому, с той же степенью вероятности, можно предположить, что ее убийство спровоцировал другой мужчина (ученый, ученик, «сильный мира сего»), лопавшийся от зависти и гнева при взгляде на Гипатию. Или, скажем, отвергнутый «влюбленный». Который, как Клод Фролло, с сатанинской радостью наблюдал (а, может, и участвовал) за зверским убийством «любимой» женщины. Как бы то ни было, я надеюсь, что виновники этого зверства над Гипатией понесли соответствующее наказание. Святая Екатерина также родилась в Александрии в 287 году. До крещения именовалась Доротеей.

По житию, святая Екатерина происходила из царского рода, «была замечательно красива и славилась своей премудростью». К 18 годам она «в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям» (http://azbyka.ru/days/sv-ekaterina-aleksandrijskaja).

Екатерина еще до крещения решила никого не брать себе в мужья, но жить девственницей.

Поэтому, когда ее родственники и мать стали наседать на нее, чтобы она выбрала себе мужа, она им ответила так: «Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня» (http://azbyka.ru/days/sv-ekaterina-aleksandrijskaja).

Эти слова Екатерины как раз и называют иногда «нескромными» и даже «гордыми». Совершенно напрасно. Во-первых, девушка просто сказала правду.

Читайте также:  Приметы про обувь - тайны и факты

Гордость заключается не в том, чтобы перечислять свои таланты, которые у тебя действительно есть, а в том, чтобы использовать эти свои дарования как оправдание для презрительного отношения к тем, у кого подобных талантов нет.

Во-вторых, Екатерине нужно было сказать домашним что-то такое, чтобы ее точно оставили в покое. Чтобы прекратить бесконечные ежедневные разговоры о том, когда же она себе выберет супруга.

Мать Екатерины решила посоветоваться со своим духовным отцом, который жил за городом из-за гонений на христиан, что делать в сложившейся ситуации, и отправилась к нему вместе с дочерью.

Старец сообщил Екатерине, что знает Юношу, превосходящего ее по всем дарованиям, и вручил девушке икону Девы Марии с Младенцем Иисусом и сказал Екатерине, чтобы она дома искренне помолилась Богородице. Екатерина так и поступила.

После продолжительной молитвы она уснула и во сне увидела Богородицу и Младенца Христа, Который все отворачивался от Екатерины, когда она пыталась посмотреть на Его лицо, и сказал, что не будет глядеть на нее до тех пор, пока она «не оставит своего нечестия».

После этого сна Екатерина вновь пошла к старцу и спросила его, что ей нужно сделать, чтобы Христос от нее больше не отворачивался. Тот научил ее христианской вере и крестил девушку. После этого Екатерина еще раз помолилась Деве Марии и вновь увидела во сне Пресвятую Деву и Иисуса, Который благословил желание Екатерины жить девственницей, как девушка и хотела.

Через какое-то время Екатерина обличила императора Максимина в том, что он совершенно напрасно приносит в жертву языческим богам множество невинных животных. И заставляет людей участвовать в таком безобразии.

Максимин, заявив, что неприлично ему разговаривать с женщиной, созвал 50 философов и приказал им в публичном споре посрамить доводы Екатерины и убедить ее отречься от христианства, угрожая им смертью в том случае, если они потерпят поражение. Екатерина выиграла в этом споре: философы не смогли опровергнуть ее доводы.

Разъяренный император приговорил мудрецов к сожжению на костре, а девушку приказал бросить в темницу.

За то время, что Екатерина провела в заточении, она успела обратить ко Христу императрицу Августу, которая, узнав о мудрости и стойкости девушки, решила переговорить с ней, Порфирия (военачальника) и его воинов (они сопровождали Августу и слышали ее разговор с Екатериной).

Ну, а Максимин все это время думал, какой пытке подвергнуть Екатерину, чтобы заставить ее отречься от христианского Бога. По совету придворного он приказал соорудить особое орудие пыток, которое разрушилось сразу же, как только к нему привязали девушку.

Пока Максимин думал, что делать дальше, за Екатерину заступилась Августа, укорив своего супруга в жестокости и безумии. За это сама Августа была подвергнута пытке и убита. После Максимин дал приказ казнить и Порфирия с его воинами, которые объявили, что и они теперь христиане.

И после всего этого, когда тело супруги еще не успело, образно говоря, остыть, Максимин осмелился предложить Екатерине принести жертвы богам и стать его супругой. Самое «романтичное» предложение «руки и сердца» в мире — рядом с пыточным станком, палачами и могилой Августы. Получив отказ, Максимин дал приказ отсечь девушке голову. Кто-то считает, что св. Екатерина – выдумка церкви, которая терзалась чувством вины из-за убийства Гипатии и таким образом решила ее прославить: создать житие святой, перемешав реальные факты из жизни Гипатии и вымысел.

Допустим, что это действительно так. Что это меняет? Главное, по-моему, то, чему можно научиться у героини или героя, будь они реальными людьми или выдуманными персонажами. Те, кто прочитал житие Екатерины, должны были заметить, что церковь прославляет в лике святых ученую девушку-девственницу, «дерзнувшую» обличить и светскую власть (императора), и ученых мужей (философов). Те, кто прочитал биографию Гипатии, должны задуматься о своем настроении: «…священник из Нью-Йорка Филипп Грей отметил, что христиане, которые узнали себя в фанатиках и убийцах из фильма, нуждаются в серьезном самоанализе» (http://top-antropos.com/history/ancient-history/item/595-hypatia).

Источник: https://talifa88.livejournal.com/5603.html

Гепатия Александрийская | Fib0.ru — Суть числа

Гипа́тия Александри́йская (др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; (350-370)(?)—415) — учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Жертва расправ над язычниками в Александрии

Погромы и притеснения инаковерующих ученых

В четвертом веке по всей Римской империи прокатилась волна свирепых погромов языческих храмов и беспощадного притеснения инаковерующих ученых со стороны христианской церкви. Так, жадной до наживы толпой христианских монахов в 391 году была испепелена известная Александрийская библиотека, насчитывавшая до 700 тысяч полезных исходников.

Библиотека располагалась в шикарном храме египетского всевышнего Сераписа. От библиотеки и храма остался один лишь прах да фундамент, сложенный из сверхтяжелых плит. Предлогом для безжалостного уничтожения языческих храмов были, само собой разумеется, не благочестивые рвения христиан, а их неукротимая жадность.

Главой христианских банд, уничтожавших величайшие культурные ценности народа, был епископ Феофил, наживший методом грабежей языческих храмов несметные богатства и снискавший посреди египтян прозвище «христианского фараона».

Епископ Феофил тратил баснословные финансовые суммы на подкуп служителей в императорском дворце и имел в том месте на своем жалованье массу доносчиков, каковые доносили ему обо всех «земных делах» царедворцев, на ход которых он оказывал громадное влияние.

Математика Гипатии Александрийской

Со смертью Феофила продолжателем всех его «святых» дел стал племянник епископа Кирилл. Преемник приумножил славу «святой» церкви тем, что организовал в Александрии и других городах погромы против евреев и стал причиной расправы над известной Гипатией, последней известный представительницей древнегреческой философии и математики.

Гипатия, по описанию историков, была дамой большого ума и необыкновенной красоты. Папа Гипатии — Теон Александрийский, большой ученый-математик, написавший очень полезные толкования к астрономическому произведению Птолемея и на известные геометрические «Начала» Евклида.

Образование Гипатия взяла под управлением собственного отца, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы. Гипатия, кроме математики, занималась кроме этого астрономией и философией. Ее произведения до нас не дошли.

Но хорошо как мы знаем, что Гипатия написала обстоятельные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические произведения Диофанта Александрийского. Помимо этого, ею составлен последовательность работ по астрономии и философии.

Утверждают, что Гипатии в собственности честь изобретения ареометра — прибора для определения плотности жидкости, астролябии — прибора для долгот и определения широт в планисферы — и астрономии — изображения небесной сферы на плоскости, по которому возможно вычислять заход и восход небесных светил.

Около 400 года Гипатия была приглашена просматривать лекции в известную Александрийскую школу. Она заняла кафедру философии, одну из ведущих кафедр школы. Лекции она просматривала при громадном стечении слушателей. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Александрии.

Собственные лекции Гипатия в большинстве случаев начинала с изложения избранных вопросов математики, после этого переходила к ее другим наукам и приложениям, совокупность которых составляла старую философию.

На поклон к даме математику и философу со всех финишей Римской империи стекались ученые, дабы приобщиться к источнику ума и красоты. Поэты слагали о ней стихи. Вот одно из таких посвящений:

В то время, когда ты предо мной, и слышу обращение твою, Благоговейно взгляд в обитель чистых звезд Я возношу, — так все в тебе, Гипатия, Небесно — и дела, и красота речей,

И чистый, как звезда, науки умный свет…

 Расправа с Гипатией Александрийской

Ясно, что эта растущая в народе популярность язычницы Гипатии не нравилась «святому» епископу Кириллу, и он задумал стереть с лица земли се. Ему не стоило особенного труда натравить на нее монахов. Не так долго осталось ждать представился и подходящий случай. Предлогом послужила насильственная смерть одного из христиан города.

Убийца не был известен. Имеется основание предполагать, что все это было подстроено приспешниками Кирилла. Епископ разрешил понять монахам, что убийство совершено язычниками, а вдохновителем этого убийства есть Гипатия. Этого было достаточно, дабы вызвать фанатичную толпу на самосуд.

Разъяренная масса людей ринулась к дому, где жила Гипатия, но в том месте ее не выяснилось. Тогда убийцы расположились у дверей дома и стали ждать ее возвращения. Не так долго осталось ждать к дому подкатила колесница с ничего не подозревавшей Гипатией. Масса людей с ревом набросилась на нее. Сорвала ее с колесницы и поволокла в церковь.

В том месте, под сенью распятого Христа, изодрав в клочья всю одежду, несчастную покалечили обломками черепиц и битых сосудов. После этого тело мученицы волочили по улицам Александрии. В то время, когда порыв неистовства толпы мало утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре.

Дабы замести кровавые следы гнусного злодеяния, представители церкви позднее придумали версию, что Гипатия погибла от рук язычников, что церковь в ее смерти совсем неповинна. Для большей убедительности Гипатию заявили «святой» и нарекли «святой праведницей Екатериной». Но это еще не все.

Через пара столетий церковники «открыли» мощи святой праведницы Екатерины и на этом успокоились. Так церковь методом нечистых махинаций свалила вину с больной головы на здоровую. Но память народа долговечна и ее не одурачить.

С смертью Гипатии Александрийской практически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. Само собой разумеется, были математики и по окончании Гипатии, но их творческий накал был куда не сильный. «По окончании этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».

Источник: https://fib0.ru/gepatiya-aleksandrijskaya.html

Гипатия Александрийская

Ипатия Александрийской (около 370 г. н.э. — март 415 г. н. Э.) Была женщиной-философом и математиком, родившейся в Александрии, Египет, возможно, в 370 г. н.э. (хотя некоторые ученые ссылаются на ее рождение в 350 г. н. Э.).

Она была дочерью математика Теона, последнего профессора в Александрийском университете, который обучал ее математике, астрономии и философии дня, который в наше время считался бы наукой. Ничего не известно о ее матери, и мало информации о ее жизни. Как пишет историк Дикин: «Самые подробные сведения о жизни Ипатии — это записи ее смерти.

Мы больше узнаем о ее смерти из первичных источников, чем о любом другом аспекте ее жизни» (49). Она была убита в 415 году н.э. христианской толпой, которая напала на нее на улицах Александрии.

Первичные источники, даже те христианские писатели, которые враждебно относились к ней и утверждали, что она была ведьмой, изображают ее как женщину, которая широко известна своей щедростью, любовью к обучению и опытом в преподавании в предметах неоплатонизма, математике , науки и философии в целом.

В городе, который становился все более разнообразным религиозно (и всегда был так культурно), Ипатия была близким другом языческого префекта Ореста и была обвиена Кирилом, христианским архиепископом Александрийским, за то, что Орест не принял «истинную веру».

Она была также замечена как «камнем преткновения» тем, кто принял бы «истину» христианства, если бы не ее харизма, обаяние и превосходство в том, чтобы сделать для своих учеников сложные математические и философские концепции; которые противоречили учениям относительно новой церкви.

Александрия была отличным местом обучения в первые дни христианства, но, поскольку вера росла в приверженцах и силе, неуклонно разделялась борьбой между религиозными фракциями.

Отнюдь не преувеличением сказать, что Александрия была разрушена как центр культуры и обучения религиозной нетерпимостью, а Ипатия стала символизировать эту трагедию в той мере, в какой ее смерть была названа концом классического мира.

По общему мнению, Ипатия была необыкновенной женщиной не только для своего времени, но и в любое время. Теон отказался навязать своей дочери традиционную роль, возложенную на женщин, и поднял ее, поскольку воспитывал сына в греческой традиции; обучая ее своей профессии.

Историк Слаткин пишет: «Греческие женщины всех классов были заняты одной и той же работой, в основном сосредоточенной на внутренних потребностях семьи. Женщины заботились о маленьких детях, ухаживали за больными и готовили пищу» (34).

С другой стороны, Ипатия вела жизнь уважаемого академика в университете Александрии; положение, в отношении которого, насколько позволяют доказательства, только мужчины имели право ранее. Она никогда не была замужем и оставалась безбрачной на всю жизнь, посвящая себя обучению и обучению.

Читайте также:  Топ 5 самых дорогих туров - тайны и факты

Древние писатели согласны с тем, что она была женщиной огромной интеллектуальной власти. Дикин пишет:

Широта ее интересов наиболее впечатляет.

В математике она писала или читала лекции по астрономии (включая ее наблюдательные аспекты — астролябию), геометрию (и для своей современной геометрии) и алгебру (опять же, за свое время, сложную алгебру), и сделала шаг вперед в вычислительной технике — все это, а также участие в религиозной философии и стремление к хорошему стилю письма. Ее писания были, насколько можно судить, результатом ее учения в технических областях математики. По сути, она продолжала программу, начатую ее отцом: сознательное усилие, чтобы сохранить и осветить великие математические произведения александрийского наследия (112).

Это наследие было настолько впечатляющим, что Александрия соперничала с Афинами как драгоценность обучения и культуры. С момента своего основания Александром Великим в 332 году до н. Э. Александрия стала олицетворять лучшие аспекты цивилизованной городской жизни. Ранние писатели, такие как Страбон (63 г. до н. Э. — 21 г. н.э.

), описывают город как «великолепный», и университет был столь высоко оценен, что ученые собрались там со всего мира. Говорят, что великая Библиотека Александрии хранит 500 000 книг на своих полках в главном здании и больше в соседнем пристройке.

Будучи профессором университета, у Ипатии был бы ежедневный доступ к этому ресурсу, и, похоже, она полностью воспользовалась этим.

В 415 году н.э.

, по дороге домой, из своей ежедневной лекции в университете, Ипатия была атакована толпой христианских монахов, вытащила из своей колесницы по улице в церковь и была там раздета голая, избитая до смерти и сожженная , После смерти Ипатии Александрийский университет был уволен и сожжен по приказу Кирилла, языческие храмы были снесены, и произошел массовый исход интеллектуалов и художников из новорожденного города Александрия. Кирилл позже был объявлен святой церковью за его усилия по подавлению язычества и борьбе за истинную веру. Смерть Ипатии уже давно признана в качестве переломного знака в истории, определяющего классический возраст язычества с эпохи христианства.

Фильм 2009 года Agora, рассказывающий историю жизни и смерти Ипатии, точно отражает религиозную суматоху Александрии c. 415 CE в то же время, что он принимает лицензию на события в жизни философа (такие как детали ее смерти).

Фильм вызвал споры о его освобождении от некоторых сегментов христианской общины, которые возражали против изображения ранних христиан как фанатичных врагов обучения и культуры.

История ясно, однако, что Александрия начала уменьшаться по мере того, как христианство поднималось у власти, а смерть Ипатии Александрийской стала воплощаться во все, что было потеряно для цивилизации в условиях религиозной нетерпимости и разрушений, которые она порождает.

Download WordPress Themes FreeDownload Nulled WordPress ThemesDownload WordPress Themes FreeDownload Best WordPress Themes Free Downloadfree download udemy paid course

Источник: https://demon-angel.ru/gretsiya/gipatiya-aleksandriyskaya/

Гипатия Александрийская

Гипатия (или Ипатия) Александрийская, жившая на рубеже IV-V веков н.э. — самая известная женщина-учёный Древнего мира. 
Точная дата рождения Гипатии неизвестна. Считается, что она родилась в период между 355 и 370 годами.

Гипатия была дочерью известного древнегреческого ученого Теона Александрийского, который был управителем Александрийской библиотеки — крупнейшей библиотеки древности.

Теон преподавал астрономию и математику, до нас дошли «Начала» Евклида в редакции Теона, снабжённые его комментариями.

Гипатия получила образование под руководством отца и стала самостоятельно заниматься преподаванием в Александрии.

Младший современник Гипатии, церковный историк Сократ Схоластик писал о ней:
«Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон.

По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей».

Считается, что трудов Гипатии не сохранилось и поэтому мы не можем судить, каковы были её философские и научные взгляды. Впрочем, существует другая точка зрения на сохранность её трудов. В книге “История диофантова анализа от Диофанта до Ферма” И. Г. Башмакова и Е. И.

Славутин ставят вопрос о создателе текста, положенного в основу найденной немногим более 20 лет тому назад арабской рукописи «Арифметики» древнегреческого математика Диофанта.

Известные русские историки математики полагают, что автора трактата, переведенного Костой Ибн Лукой, следует искать в среде александрийских и византийских ученых IV–VI веков.

Башмакова и Славутин приходят к выводу, что арабская рукопись является не частью “Арифметики” Диофанта, а самостоятельным произведением на ту же тему, написанным неизвестным, но хорошо разбиравшимся в методах Диофанта комментатором. Но в период между V–IX вв.

жил лишь один математик, о котором источники говорят как о комментаторе “Арифметики” Диофанта. Это — Гипатия. Кроме того, нам ничего не известно о других математиках высокого уровня, живших в этот период. «Таким образом, — заключают Башмакова и Славутин, — можно предположить, что арабский фрагмент является переводом аннотированного ею текста. Если так, то это — единственное сочинение Гипатии, сохранившееся до наших дней».

С 395 года Египет становится Византийской провинцией, управляемой императорским префектом. Александрия — третий по величине город империи (после Константинополя и Антиохии).

  Поскольку большинство населения Александрии в то время составляли христиане, большим влиянием в городе пользовался Александрийский патриарх.

Язычество и христианские ереси разъедали единство Византийской империи, которая к тому же находилась под угрозой падения от нашествий варваров, поэтому в 391 году император Феодосий своим указом запретил отправление всех языческих культов.

В Александрии под управлением патриарха Феофила началось разрушение языческих храмов, что вызвало столкновение между язычниками и христианами. Вероятно, в этот период была полностью уничтожено хранилище языческой мудрости — Александрийская библиотека. Гипатия в конфликте язычников и христиан сохраняла нейтралитет, т.к. среди её учеников были представители обоих религиозных лагерей.

В 412 году умирает патриарх Феофил и его место в результате внутрицерковной борьбы занимает Кирилл — племянник Феофила.

Кирилл стремится к полноте власти в Египте и решительной рукой устраняет всех недовольных, опираясь на верных ему людей — монахов из Нитрийской пустыни и парабаланов (христианская община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа).

Кирилл успешно борется с еретиками и иудеями: церкви последователей Новациана (римский антипапа в 251—258 годах) были закрыты, а их имущество конфисковано, иудеи были изгнаны из Александрии и у Кирилла остаётся только помеха в борьбе за абсолютную власть в Египте — императорский префект Орест, ученик Гипатии.

Однажды толпа сторонников Кирилла преградила путь колеснице Ореста и принялась оскорблять префекта, обвиняя его в язычестве. Поводом для слухов, что префект принял язычество, стали его симпатии к Гипатии. Защищаясь от брошенного обвинения, Орест сообщил монахам о том, что был крещен константинопольским патриархом Аттиком.

Поскольку Аттик был союзником Иоанна Златоуста, противника Теофила (дяди Кирилла), то слова Ореста еще больше разъярили толпу. Противостояние кончилось тем, что один из монахов, Аммоний, бросил в Ореста камень, который попал префекту в голову. Аммоний был схвачен стражей и подвергнут пытке, от которой скончался. Кирилл провозгласил Аммония святым мучеником, за что патриарх подвергся критике со стороны умеренных христиан. 

Поскольку противостояние напрямую с Орестом закончилось для Кирилла безуспешно, патриарх решить убрать с пути самого известного в городе союзника Ореста — Гипатию.

По городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта, а потом появился новый слух: Гипатия якобы практикует черную магию.

Слухи достигли желаемого Кириллом результата: мартовским днём 415 года толпа парабаланов напала на Гипатию, вытащила её из повозки и потащила в церковь. Разодрав на Гипатии одежду, христианские фанатики убили ее черепками битой глиняной посуды. Расчленив мёртвое тело, они сожгли его.

Смерть Гипатии возымела свой эффект: после этого история умалчивает об Оресте. Кирилл сделался полновластным хозяином в Египте. После смерти Кирилл был признан святым. В «Житии святого Кирилла Александрийского» смерть Гипатии представлена совершенно иначе, чем было на самом деле: 

«В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство.

С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу».

Убили ее «ненавидевшие мир мятежники». Нитрийских монахов, согласно житию, в городе тогда не было. Узнав о происшедшем, они «исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам мятежа» и, придя в Александрию, чтобы защитить Кирилла, забросали камнями колесницу префекта.

Существует и другая версия гибели Гипатии, которую выдвинул Ари Алленби, который считает, что Гипатию убили не в 415, а в 416 году из-за конфликта по вычислению точной даты наступления Пасхи 417 года. 

В соответствии с современной формулой, Пасха выпадает на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, т.е. полнолуние должно случиться или в сам день или вскоре после дня Весеннего равноденствия.

Однако неизвестно, когда это определение было принято — все, что есть в наших руках, это церковные календарные таблицы четвертого — пятого веков. Римская церковь вычисляла Пасху исходя из 84-летнего цикла, а Александрийская — по 19-летнему календарю.

Между двумя традициями существовали дополнительные разногласия: если первое весеннее полнолуние выпадало на субботу, то Александрийская церковь праздновала Пасху на следуюший день, а вот Римская церковь задерживала Пасху на неделю, до следующего воскресенья.

Александрийская церковь была признана в 325 году Никейским Собором экспертом по датированию Пасхи (возможно, из-за практического «Синтаксиса» — знания знаменитой книги Клавдия Птолемея).

Ари Алленби считает, что путём астрономических наблюдений Гипатия выяснила, что весеннее равноденствие выпадает на гораздо более раннюю дату (16 или 17 марта), чем принятое 21 марта. Об этом Гипатия сообщила префекту Оресту. Сообщение префекта в Константинополь могло подорвать доверие к Александрийской церкви в вопросе вычисления дня Пасхи и поэтому Гипатия была убита. 

Конфликт Кирилла с иудеями Ари Алленби также связывает с разногласиями по вычислению дня Пасхи. Еврейская Пасха должна выпадать на первое весеннее полнолуние; христианское пасхальное полнолуние является ее прямым аналогом. В 417 г. еврейская Пасха в Александрии выпала на 17 марта — в тот же день как и Римское пасхальное полнолуние. Это заставило Кирилла заподозрить сговор Римской церкви и иудеев Александрии, именно по этой причине иудейская община Александрии была изгнана.

В 2009 году был выпущен испанский фильм «Агора», где роль Гипатии сыграла Рэйчел Вайс.

Хотя, как уже сказано ранее, мы не можем ничего знать о научных взглядах Гипатии, в фильме она показана как убежденная сторонница гелицентрической системы Аристарха Самосского и создательница теории об элиптических орбитах планет.

Фильм «Агора» вызвал шквал критики со стороны христиан, однако даже в христианской среде нашлись те, кто не воспринял фильм как антихристианский.

Например, священник из Нью-Йорка Филипп Грей отметил, что христиане, которые узнали себя в фанатиках и убийцах из фильма, нуждаются в серьезном самоанализе. Гипатия, показанная в фильме, по мнению Грея, выглядит большей последовательницей христианства, чем её гонители, а финальная сцена, где Гипатия спокойно идет на смерть, вызывает ассоциации с путём Христа на Голгофу. 

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43995954187

Ссылка на основную публикацию