Как стать писателем — тайны и факты

Как стать писателем: 50 советов признанных мастеров

politicsslashletters.live

Британский писатель и публицист. Автор антиутопии «1984» и сатирической повести «Скотный двор», критикующих тоталитарное общество. Жил и творил в XX веке.

  1. Никогда не используйте метафору, сравнение или другой речевой оборот, который вы часто видите на бумаге.
  2. Никогда не употребляйте длинное слово там, где можно обойтись коротким.
  3. Если можно выбросить слово, всегда избавляйтесь от него.
  4. Никогда не употребляйте пассивный залог, если можно использовать активный.
  5. Никогда не используйте заимствованные слова, научные или профессиональные термины, если их можно заменить лексикой из повседневного языка.
  6. Лучше нарушить любое из этих правил, чем написать нечто откровенно варварское.

Курт Воннегут

devorbacutine.eu

Один из самых влиятельных американских авторов прошлого века. Многие работы Воннегута вроде «Сирен Титана» и «Колыбели для кошки» стали классикой гуманитарной фантастики.

  1. Используйте время совершенно незнакомого человека так, чтобы оно не казалось ему потраченным напрасно.
  2. Давайте читателю хотя бы одного героя, за которого хочется болеть душой.
  3. Каждый персонаж должен желать чего-то, пусть это всего лишь стакан воды.
  4. Каждое предложение должно служить одной из двух целей: раскрывать героя или двигать события вперёд.
  5. Начинайте как можно ближе к финалу.
  6. Будьте садистом. Какими бы милыми и невинными ни были ваши главные герои, поступайте с ними ужасно: читатель должен увидеть, из чего они сделаны.
  7. Пишите, чтобы угодить только одному человеку. Если вы откроете окно и займётесь, так сказать, любовью со всем миром, ваша история подхватит пневмонию.

Майкл Муркок

Современный британский писатель, очень популярный среди поклонников фэнтези. Ключевая работа Муркока — многотомный цикл об Элрике из Мелнибонэ.

  1. Своё первое правило я позаимствовал у Теренса Хэнбери Уайта, автора «Меча в камне» и других произведений о короле Артуре. Оно было таким: читайте. Читайте всё, что попадается под руку. Я всегда советую людям, желающим писать фэнтези, или научную фантастику, или любовные романы, перестать читать эти жанры и взяться за всё остальное: от Джона Баньяна до Антонии Байетт.
  2. Найдите автора, которым восхищаетесь (моим был Конрад), и копируйте его сюжеты и героев для собственной истории. Будьте художником, который подражает мастеру, чтобы научиться рисовать.
  3. Если пишете сюжетно-ориентированную прозу, представляйте главных героев и основные темы в первой трети. Можете называть её введением.
  4. Развивайте темы и героев во второй трети — развитии произведения.
  5. Завершайте темы, раскрывайте тайны и прочее в финальной трети — развязке.
  6. Когда возможно, сопровождайте знакомства с героями и их философствования различными действиями. Это помогает сохранить драматическое напряжение.
  7. Кнутом и пряником: герои должны быть преследуемы (одержимостью или злодеем) и преследовать (идеи, объекты, личностей, тайны).

Генри Миллер

flavorwire.com

Американский писатель XX века. Прославился такими скандальными для своего времени произведениями, как «Тропик Рака», «Тропик Козерога» и «Чёрная весна».

  1. Работайте над чем-то одним, пока не закончите.
  2. Не нервничайте. Работайте спокойно и с радостью, чем бы вы ни занимались.
  3. Действуйте по плану, а не по настроению. Останавливайтесь в назначенное время.
  4. Когда не можете творить, работайте.
  5. Цементируйте понемногу каждый день, вместо того чтобы вносить новые удобрения.
  6. Оставайтесь человеком! Встречайтесь с людьми, посещайте разные места, выпивайте, если хотите.
  7. Не превращайтесь в ломовую лошадь! Работайте только с удовольствием.
  8. Отступайте от плана, если вам это необходимо, но возвращайтесь к нему на следующий день. Фокусируйтесь. Конкретизируйте. Исключайте.
  9. Забудьте о книгах, которые хотите написать. Думайте только о той, что пишете.
  10. Пишите быстро и всегда. Рисование, музыка, друзья, кино — всё это после работы.

Нил Гейман

www.paperbackparis.com

Один из известнейших фантастов нашего времени. Из-под его пера вышли такие работы, как «Американские боги» и «Звёздная пыль». Впрочем, экранизировали не только их.

  1. Пишите.
  2. Добавляйте слово за словом. Найдите подходящее слово, запишите его.
  3. Закончите то, что пишете. Чего бы вам это ни стоило, доведите начатое до конца.
  4. Отложите записи в сторону. Прочтите их, как будто делаете это впервые. Покажите работу друзьям, которые любят что-то подобное и чьё мнение вы уважаете.
  5. Запомните: когда люди говорят, что что-то неправильно или не работает, они почти всегда правы. Когда они объясняют, что именно не так и как это исправить, они почти всегда ошибаются.
  6. Исправьте ошибки. Помните: вам придётся отпустить работу ещё до того, как она станет идеальной, и начать следующую. Стремление к совершенству — это погоня за горизонтом. Двигайтесь дальше.
  7. Смейтесь над своими шутками.
  8. Главное правило письма: если вы творите с достаточной уверенностью в себе, можете делать что угодно. Это также может быть правилом всей жизни. Но для письма оно подходит лучше всего.

Антон Чехов

moiarussia.ru

Мастер короткой прозы и классик русской литературы, который едва ли нуждается в представлении.

  1. Предполагается, что пишущий, кроме обыкновенных умственных способностей, должен иметь за собою опыт. Самый высший гонорар получают люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы, самый же низший — натуры нетронутые и неиспорченные.
  2. Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашёл бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей… Клади перед собой бумагу, бери в руки перо и, раздражив пленную мысль, строчи.
  3. Стать же писателем, которого печатают и читают, очень трудно. Для этого: будь безусловно грамотен и имей талант величиною хотя бы с чечевичное зерно. За отсутствием больших талантов дороги и маленькие.
  4. Если хочешь писать, то поступай так. Избери сначала тему. Тут дана тебе полная свобода. Можешь употребить произвол и даже самоуправство. Но, дабы не открыть во второй раз Америки и не изобрести вторично пороха, избегай тем, которые давным-давно уже заезжены.
  5. Давая волю фантазии, придержи руку. Не давай ей гнаться за количеством строк. Чем короче и реже ты пишешь, тем больше и чаще тебя печатают. Краткость вообще не портит дела. Растянутая резинка стирает карандаш нисколько не лучше нерастянутой.

Зэди Смит

www.reduxpictures.com

Современная британская писательница, автор бестселлеров «Белые зубы», «Собиратель автографов» и «О красоте».

  1. Если вы ещё ребёнок, убедитесь, что много читаете. Тратьте на это больше времени, чем на что-либо ещё.
  2. Если вы взрослый, старайтесь читать свои работы так, как это делал бы незнакомец. Или ещё лучше — как читал бы их ваш враг.
  3. Не возвышайте своё «призвание». Вы либо можете писать хорошие предложения, либо нет. «Писательского образа жизни» не существует. Важно только то, что вы оставляете на странице.
  4. Между письмом и редактурой делайте существенные паузы.
  5. Пишите на компьютере, который не подключён к интернету.
  6. Защищайте рабочее время и пространство. Даже от самых важных для вас людей.
  7. Не путайте почести и достижения.

Читайте также

Источник: https://lifehacker.ru/kak-stat-pisatelem/

Как стать писателем: советы и рекомендации

Кроме врожденного таланта грамотно и интересно излагать свои мысли, необходимо иметь еще желание, упорство, выдержку, усидчивость, трудолюбие и стремление к самообразованию.

Чтобы стать писателем, необходимо познать азы искусства:

  1. Определитесь с жанром, в который будете вкладывать душу.
  2. Составьте график работы. Писатели индивидуальны в своих предпочтениях – кто творит ночью в полной тишине, кто нуждается в музыке, а кому необходимо находиться в шумной толпе, чтобы творить шедевры. Как только вы определитесь с собственным графиком, организм подстроится и все пойдет своим чередом.
  3. Читайте, чтобы писать. Это правило очень важное для начинающего писателя – читая, анализируйте написанное, изучайте строение мыслей другого автора, черпайте вдохновение, стройте предположения о написанном.
  4. Станьте настоящим исследователем. Замечайте мелочи, разгадывайте загадки, оглядывайтесь вокруг, детализируйте увиденное.
  5. Заведите и носите с собой дневник или диктофон, в который будете записывать собственные мысли, высказывания других людей, впечатления от увиденного и т. д. Делайте фотографии, зарисовки, наброски – все это поможет в дальнейшей писательской работе.
  6. Черпайте вдохновение от близких по духу людей – обменивайтесь информацией и идеями. Не бойтесь критики, она только помогает совершенствоваться.

Когда ведущие этапы для начинающего писателя сформированы, приходит черед следующего вопроса – как грамотно выплеснуть вдохновение в письменную форму?

Основные советы при написании первого собственного произведения:

  • заинтересуйте внимание читателя собственными чувствами и эмоциями, через призму которых будете писать произведение;
  • грамотно продумайте структуру и определитесь, от какого лица будет вестись диалог с читателем;
  • используйте простые слова, не закручивайте предложения и не выстраивайте их слишком длинными;
  • задавайте динамику глаголами, опасайтесь лишних прилагательных;
  • выражайте правильно и однозначно свои мысли;
  • пользуйтесь словарями;
  • пишите так, словно в последний раз, вкладывайте в дело все силы;
  • стойко переносите отказы;
  • уделяйте своему делу не менее 5 часов в неделю;
  • не бойтесь поучать читателя через письмо, только делайте это тонко, через лирику/юмор.

Писательский труд, как известно, совсем не такой, как кажется далеким от этого призвания людям. Это колоссальная работа, которая требует много сил и терпения от автора.

О чем писать и как выбрать жанр

Стать писателем в наше время несложно, но для успешного старта важно определиться с нишей, которую займут ваши работы. Сейчас настолько рынок переполнен различными направлениями, что легко остаться незамеченным и раствориться в книжном потоке.

Потому что сегодня предложение значительно превышает спрос. Какая литература самая востребованная? На этот вопрос отвечают люди, которые зовутся паблишерами, они есть в каждом издательстве.

Можно ли основываться только на приведенной статистике? Только отчасти!

Поэтому первым делом задумывайтесь над тем, о чем хотите писать.

Главное правило писателя – «пиши, о чем знаешь»! Доктор не станет дочитывать книгу, в сюжете которой найдет нестыковки описанных симптомов и лечения. Поэтому важно писать только о тех вещах, в которых вы действительно разбираетесь.

Это поможет в полной мере описать чувства, ситуации и действия, а значит, поможет читателю всей душой погрузиться в вашу историю. А в деталях, как правило, кроется успех.

Если необходимой информации недостает – интересуйтесь материалом, читайте соответствующую литературу, получайте информацию от квалифицированных специалистов.

Самые популярные жанры на сегодняшний день:

  • мистика;
  • мелодрама;
  • детектив;
  • фэнтези.

На книжном рынке спрос не падает на детскую литературу, поэтому стоит задуматься над тем, как стать детским писателем. Для этого направления необходимо иметь фантазию и любить детей. Как известно, часто детскими писателями становятся любящие родители, которые для своих малышей сочиняют и рассказывают сказки.

Итак, с чего начать писательское ремесло, и предпочтительные жанры мы уже выяснили. Какими же навыками и умениями, кроме таланта и ремесла, должен обладать писатель?

  1. Хороший слог. Он должен легко читаться, быть живым и полезным. Отличное пособие представила Нора Галь «Слово живое и мертвое» для изучения и усовершенствования письма.
  2. Уметь грамотно, ярко, связно и интересно выражать собственные мысли.
  3. Иметь оригинальную манеру изложения.
  4. Писать захватывающе и увлекательно даже о скучных вещах;
  5. Иметь красивый, но простой почерк.
  6. Иметь навык наблюдения, быть внимательным, подмечать мелочи.
  7. Уметь работать с фантазией и воображением.
  8. Обладать чувством юмора.
  9. Уметь делать логические выводы.
  10. Уметь анализировать события и явления, написанные тексты других людей.

Как стать известным писателем

Чтобы стать известным писателем, придется серьезно потрудиться. Все великие писатели начинали с малого, некоторые писали бесплатно, некоторые тиражировались еще и за собственный счет. Труд, сила воли и бешеное желание должны бить ключом для достижения положительного результата.

Основные правила для будущего известного писателя:

  1. Работайте каждый день, пишите только на интересные вам темы. Пусть это выливается в небольшие рассказы. Учитесь грамотно распределять собственное время – корректируйте написанное в самом конце.
  2. Подберите для себя легко запоминающийся и легкий псевдоним. Псевдоним – друг известности.
  3. Выкладывайте небольшие работы в блоги, группы, социальные сети. Поклонники – начало успеха.
  4. Не отказывайтесь от сотрудничества с изданием, каков бы ни был по масштабности предложенный вариант.
  5. Не стесняйтесь себя показывать и предлагать. Скрывая свои работы можно так и остаться сидеть дома за компьютером. Если так и не удается опубликоваться, ищите помощи в интернете, сейчас есть много литературных благотворительных организаций, которые поддерживают писателей.
  6. Не опускайте рук и не сдавайтесь. Критика неприятна, но если она конструктивная, то пойдет только на пользу. Любая оценка, даже негативная направляет нас на верный путь. Сегодня хорошо, а завтра еще лучше!

О том, как стать популярным писателем, как написать запоминающуюся и яркую книгу делятся и мировые акулы пера.

Известнейший король ужасов Стивен Кинг явил миру огромное количество бестселлеров. Он дает рекомендации в своем творении «Как писать книги», которое поможет авторам попадать в цель.

Основные его советы:

  • описание должно начинаться у вас в голове, а заканчиваться в воображении читателя;
  • всегда старайтесь писать лучше, помните о наречиях;
  • пусть письменный стол стоит в углу и каждый раз, садясь за работу, напоминайте себе, почему он стоит в углу, а не посередине комнаты;
  • все просто: если вы не находите времени на чтение, тогда вам не стоит и писать.

Рэй Бредбери делится советами в своей книге «Дзен в искусстве писательства».

Основные моменты в его суждениях:

  • читайте только ту литературу, которая акцентирует внимание на восприятии цвета, образа, формы и мирового масштаба;
  • относитесь к собственным идеям и мыслям как к кошкам – пусть они следуют за вами.

Известный английский фантаст Нил Гейман делает ударение на следующих рекомендациях:

  • не прекращайте писать, постоянно ищите подходящие слова и записывайте их;
  • не бросайте начатое, всегда доводите дело до логического завершения;
  • вносите коррективы в свои произведения, часто для идеального состояния текста его необходимо на некоторое время отложить;
  • читайте свой текст как в первый раз, относитесь к нему объективно;
  • развивайте свое остроумие и наслаждайтесь им;
  • пишите свои тексты искренне, хорошо и помните, что уверенность в своих силах и своей работе обязательно воплотит в жизнь самые заветные мечты.
Читайте также:  Ева браун - тайны и факты

Марк Твен делится своими известными изюминками:

  • попробуйте употреблять вместо слова «очень» — «чертовски», редактор будет его вычеркивать и тогда ваш текст станет ровно таким, каким вы бы хотели его видеть;
  • идеи посещают каждого, но не каждый в силе их выразить;
  • великие работы оцениваются по сути и стилю написанного, а не по грамматике.

Эрнест Хемингуэй делится секретами собственных мыслей:

  • для известности нужен большой талант, самодисциплина, совесть, интеллект, бескорыстие и умение выжить;
  • нужно смотреть на слова, как будто до этого никогда их не видел;
  • успех книги – ее правдоподобность и реальность, когда читатель заканчивает ее с ощущением, будто это все происходило с ним;
  • никакой халтуры.

Американский писатель Курт Воннегут поделился основными секретами для последователей коротких рассказов:

  • не растрачивайте напрасно время читателя;
  • каждый герой рассказа должен чего-нибудь хотеть, неважно чего;
  • начало пусть будет близко к логическому завершению;
  • предложение не должно быть пустым;
  • создайте героя, который легко воспримется читателем;
  • пишите для одного читателя;
  • не гонитесь за интригой, давайте читателю все и сразу;
  • пусть с вашими героями происходит что-нибудь ужасное.

Чак Паланик делится секретами с авторами:

  • пишите ту книгу, которую сами бы прочли;
  • вы не должны знать историю своей книги до финала, пусть все идет своим чередом;
  • не бойтесь экспериментировать с подачей, читатель умнее, чем вам кажется;
  • если совершенно нет желания писать, поставьте таймер на 1 час и садитесь за работу, если после сигнала вы чувствуете такую же неохоту – отдохните.

Есть еще множество видеоуроков от известных писателей, в которых они делятся собственными секретами популярности. Суть вы уловили. Главные принципы – уважение к работе и читателю. Вырабатывайте собственный почерк и стиль!

Как издать книгу

Когда уже все получилось, готова большая собственная рукопись, автор преодолел все сомнения по поводу своей работы, встает следующий главный вопрос – как издать книгу? Конечно, писатель располагает на положительный ответ от редакции, когда презентует свою работу. Но нужно быть готовым ко всему.

Редакция обычно рассматривает рукопись долго и внимательно. Итог, разумеется, не всегда положительный, ну не может быть каждый человек хорошим писателем, поэтому иногда ему следует вовремя это осознать и свернуть на нужную дорожку.

Редакция часто дает сухой ответ о том, что статья не несет материальной выгоды (коммерческого интереса). Не нужно отчаиваться! Да, это обидно, не оценили, возможно, проворонили свое счастье! Но и понять редакцию можно, издательство книги – дорогое удовольствие, поэтому они хотят быть на 100 % уверены, что механизм сработает на всю катушку!

Издать книгу можно 3 способами:

  1. За счет издательства (благо, их у нас предостаточно).
  2. За собственный счет. Если автор уверен в качестве и востребованности своего произведения – ничего зазорного нет в том, чтобы самому вложиться в свой проект.
  3. Найти спонсора, который оценит работу и оплатит услуги типографии. В случае успеха лучше будет вернуть человеку часть затраченных им денег.

Издательство лучше выбирать то, у которого есть своя сеть книжных магазинов. Это убережет писателя от лишней заботы и головной боли.

Часто авторы, чьи книги напечатались, получают гору своих произведений на руки и далее не знают, что с ними делать.

Заниматься самостоятельно сбытом своей литературы не такой простой процесс – книжные магазины, как правило, просто не хотят иметь дело с индивидуальным автором. Но при желании все обязательно получится!

Когда твой труд лежит в виде готовой книги – остальные задачи уже не кажутся такими трудными!

Как выжить на рынке искусства

Не стоит, садясь за ручку или клавиатуру уже мечтать о баснословных гонорарах. Можно выпустить одну книгу и при этом стать гениальным писателем или же трудиться не покладая рук и остаться незамеченным.

К сожалению, сегодня литература стала рынком, большим бизнесом. И в бизнес этот не всем вымощена дорожка.

Зарубежные писатели, как правило, чаще признаются на литературном поприще.

А как стать писателем в России, чтобы держаться на плаву в этом искусстве? Как показывает опыт наших успешных писателей – в нашей стране сложно, даже невозможно, иметь доход только с тиражей собственных произведений. Авторы просто совмещают писательство с преподавательством или другой деятельностью, приносящей стабильный доход.

Главный принцип писателя – работа, идущая от сердца, формирующая любовь. Но это дело отнимает много времени, поэтому автор всегда стоит перед сложным выбором: писать или зарабатывать деньги? Если нужны деньги – нет времени писать, а если писать – некогда зарабатывать.

Только сам автор может правильно расставить приоритеты и разрешить свои глубинные терзания.

Ничего не бойтесь, слушайте свое сердце, следуйте за своими мечтами!

22 ошибки начинающих писателей

Полезные статьи:

Источник: https://story-woman.ru/karera/kak-stat-pisatelem/

Как стать знаменитым писателем: первые шаги

Какие качества нужны писателю? Пожалуй, самые главные — фантазия и умение образно изложить свои мысли на бумаге. Но вот найти работу благодаря связям в этом деле не получится точно.

Чтобы стать успешным писателем, придется сначала писать в стол, затем рассылать свои нетленки по редакциям, а потом месяцами ждать ответа. Повезет или нет, покажется ли ваш труд не только интересным, но и в востребованном читателями формате — это уже решат издатели.

Поэтому необходимо быть не только талантливым, но и очень терпеливым и активным, ведь сам себя не продашь — никто не купит.

Сформулировать точные указания, которые помогут вам стать писателем, никто, разумеется, не в силах. Однако многие с готовностью рассказывают о своем пути на этом поприще, о том, как молодым талантам можно сделать себе имя.

Для начала мы пообщались с автором любовных и исторических романов, детективов и фантастики Елены Арсеньевой. Родилась Елена Грушко (псевдоним она взяла позже) в Хабаровске.

Окончила филологический факультет Хабаровского пединститута и заочно — сценарный факультет ВГИКа.

После этого работала на Хабаровском ТВ редактором передач для детей и юношества, в литературно-художественном журнале «Дальний Восток» и в Хабаровском книжном издательстве. Переехав в Нижний Новгород, она стала региональным представителем «Молодой гвардии».

Первым произведением Елены была новелла «Не жена», опубликованная в журнале «Дальний Восток».

Критик газеты «Литературная Россия», делавшая обзор творчества молодых писателей Сибири и Дальнего Востока, буквально разгромила дебютантку, но та не расстроилась и отнесла в издательство сборник рассказов «Последний снег апреля».

Если сначала Елена была поклонником реализма и документалистики, то позже ее стали привлекать сказки и фантастика: так появились повести «Голубой кедр», «Атенаора Меттер Порфирола», «Созвездие видений» и другие.

«Иногда успех к писателю приходит быстро, а порой его ждут годами.

Я всегда принимала активное участие в общественной жизни: посещала семинар молодых фантастов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске и многие другие специализированные конвенты», — вспоминает Елена.

Вскоре судьба преподнесла ей новый подарок — знакомство во время поездки в Москву с писателем-фантастом Юрием Медведевым. Несколько лет они издавали в соавторстве книги энциклопедического характера по истории Руси, России и русскому быту.

В конце 90-х Елена Грушко начала писать исторические произведения и детективы, тогда же обзавелась и псевдонимом.

Сейчас на ее счету более семидесяти романов — детективных, исторических, любовных, а также сборников исторических новелл.

«Главное в писательстве — болеть этим делом, получать от него удовольствие и не отчаиваться, даже если вас не признают критики. Любовь надо отвоевывать», — резюмирует автор.

К сожалению, далеко не всем, избравшим писательскую стезю, так везет. Вот история Татьяны: «Еще в период учебы на филологическом факультете ННГУ я начала работать журналистом и уже в 25 лет стала главным редактором нижегородского светского издания. Но все это время мечтала писать книги».

Татьяна была главредом трех печатных изданий, но через 15 лет приняла судьбоносное решение уйти работать фрилансером , чтобы иметь время для создания своих произведений. Она сама рассылала предложения по московским издательствам, пока одно из них не согласилось опубликовать ее книгу, в которой рассказывается о профессии журналиста.

В итоге гонорар за нее составил 18 тысяч рублей. Такая же сумма должна была перечисляться за каждые 5 тысяч проданных экземпляров.

Позже Татьяна написала еще два исторических романа, но вот уже четыре года издательства отказываются от них — «не формат».

«Сейчас я выложила свои романы в Интернете — у меня появились свои поклонники, мы с ними переписываемся. Я не отчаялась — думаю, все еще впереди, — говорит она.

— Главное, я получаю удовольствие от процесса, что очень важно. А зарабатываю в качестве журналиста в свободном полете».

Восходящая звезда издательства «Эксмо» Ольга Володарская  — автор романов в жанрах мелодрамы и детектива («Стерва на десерт», «Убийство в стиле ретро», «Призраки солнечного юга», «Плачь, влюбленный палач», «Кара Дон Жуана»). Несмотря на жуткие названия, в ее книгах принципиально нет криминальных авторитетов, торговцев оружием или наркотиков.

Ольга призналась, что в детстве была страшной фантазеркой, обожала книги Волкова про Изумрудный город и любила представлять, как однажды попадет в волшебную страну. Ее первое собственное произведение было посвящено приключениям девочки Оли и ее четвероногих друзей. С тех пор она постоянно что-то сочиняет: то сказки, то рассказы, то киносценарии.

Серьезно заняться писательством Ольга решилась в двадцать пять лет, после того, как завершила первый большой труд — историческую мелодраму «Жена Синей Бороды». «Я никому не давала читать свои книги: прятала рукописи, ставила пароль на компьютер — словом, писала в стол, — рассказывает она.

— Только первый детективный роман „Стерва на десерт“ увидел своих читателей». Этот жанр как раз и был выбран пять лет назад только из-за своей популярности. Читая детективы, Ольга всегда сразу же вычисляла убийцу и полагала, что писать их так же скучно.

Но все оказалось намного интереснее, и за третий роман она взялась уже с большим азартом. «Написать новую книгу — все равно что создать новую Вселенную, — объясняет Ольга. — Ведь ты придумываешь свой мир, населяешь его людьми и придумываешь их судьбы.

Может быть, у меня мания величия, но я считаю, что писатель создает новый мир».

Ольга Володарская советует начинающим писателям запастись терпением и упрямством. В свое время она отнесла в издательство несколько книг: «И когда меня наконец пригласили на встречу, я даже не обрадовалась — так долго ждала.

В 2008 году контракт все-таки был заключен, а до этого держалась я на плаву только благодаря издательству „Подвиг“, которое платило мало, но все же помогало выжить. Работала я тогда в информационно-вычислительном центре за компьютером.

Каждый день приходила домой и писала».

После долгожданного заключения договора Ольга уходила из старой жизни «не целиком, а по частям». Уволилась с работы не сразу — сначала брала административный отпуск: боялась прощаться с коллективом, привычным режимом и укладом.

Но когда ушла окончательно, то началась совершенно новая жизнь: не надо было вставать в шесть утра и нестись сломя голову на утреннюю электричку — можно было и полениться. «Теперь не представляю, как можно вернуться в прошлое. Мне по душе свобода, и в этом плане я счастливый человек.

Мое рабочее место там, где есть ноутбук. Это так здорово, что можно работать в такси, самолете, в гостях».

По словам Ольги, сегодня явно не будет пользоваться популярностью истории про то, как люди поднимают завод: «Нужно писать про гламурную жизнь, хорошо читаются и детективы.

Правда, сейчас рынок стал более разнообразным, а буквально пять назад лет на них был бешеный спрос». В среднем Ольга пишет три книги в год.

Дело это энергозатратное, поэтому после завершения каждой рукописи она едет отдыхать, «заряжается» и часто именно на курортах начинает размышлять над новым сюжетом.

Так, например, произошло с романом «Кара Дон Жуана», задуманным в 2003 году во время отдыха в Адлере. Ольга сидела у моря, а рядом с ней играла черноволосая смуглая серьезная девочка. Она подбирала камушки и бросала в воду, стараясь попасть в купающихся детишек. Так появилась героиня Кара.

А с прообразом главного персонажа Сергея автор познакомилась на набережной Абхазии. Он жил в этой стране, но покинул ее во время конфликта с Грузией. «Над этим романом я работала примерно шесть месяцев, если не считать периода „вынашивания“. Я долго придумываю сюжет, а потом начинаю его быстро записывать.

При этом часто результат получается другим — не таким, как планировала изначально».

Ольга призналась, что известным писателям завидуют менее успешные коллеги: «Не понимаю, как можно кого-то критиковать, но люди у нас любят злословить: „За этого заплатили, поэтому он издается, за этого пишут рабы, а эта вообще бездарность, просто у нее муж знаменитый“. Абсолютно бездарный человек может пробиться благодаря деньгам, но долго он все равно не продержится».

Писательница считает, что всегда интереснее пробовать что-то новое. Сама она балансирует на грани детектива и мелодрамы, но есть те, кто виртуозно владеют одним жанром и становятся в нем непревзойденными. «Например, Агата Кристи — какая же она молодец! Все произведения гениальны, проходных среди них нет», — восхищается она.

Какие советы можно дать начинающим писателям? Ольга Володарская подчеркивает: будьте готовы к долгому и тернистому пути. Ее первую книгу переиздавали три раза и заплатили только 25 тысяч рублей. «Начинала работать я с литературным агентом, — делится она опытом.

— Если брать агента, то непременно „акулу“, который должен отлично разбираться в этом бизнесе. Ничего не могу сказать — мой был порядочным человеком, многое держалось просто на честном слове.

А ждать ответа по поводу договора с хорошим, честным издательством можно бесконечно».

Наша героиня ждала года два. Дебютантам могут сказать, что книга понравилась, но до момента заключения контракта пройдет еще очень много времени.

Когда она пришла на встречу с главным редактором издательства, оказалось, что он отлично знает ее книги. Например, спросил Ольгу, как она смогла так правдоподобно описать Рио-де-Жанейро.

Но она туда никогда не ездила: просто черпает информацию со слов знакомых или же смотрит журналы и различные альманахи.

Итак, запаситесь терпением и сдавайте в издательства сразу несколько книг. Также очень важно верить в себя: если близкие, друзья, коллеги относятся к вашему занятию как к баловству, не стоит их слушать, идите своим путем.

«Мама очень мной гордится, а вот муж — известный переводчик — как писателя всерьез не воспринимает, — рассказывает Ольга. — По его мнению, тому, кто пишет хуже Гюго, нечего и браться за это дело.

Меня это не обижает, да и читательская аудитория у меня женская, а не мужская».

Ольга уверена, что творческий кризис, при котором идеи действительно иссякают, может настигнуть любого писателя: «Я чувствую, что когда у меня кончается вдохновение (а это обычно бывает к середине романа), меня одолевают тяжкие мысли, наступает несколько дней паники. Думаю, в этих случаях лучше всего сделать перерыв, пожить для себя, а еще лучше поменять обстановку. Не зря же голливудские звезды берут себе передышку, которая иногда затягивается на несколько лет».

Единственный и основной доход Ольги — писательство. Она признается, что если бы жила на ренту или была замужем за миллионером, то издавала бы одну книгу в год, но вкладывала в нее все свои силы. Не было бы безумной спешки и конкретных сроков сдачи.

«Хорошо быть Львом Толстым, когда можно и в лаптях походить, и писать долго свои четыре тома, — рассуждает она. — Я нисколько не умаляю достоинств нашего классика, но не думаю, что художник должен быть голодным.

Все же лучше быть сытым и при этом не терять желания творить».

Как правило, солидные гонорары автор начинает получать после трех-четырех публикации высоким тиражом. Первое вознаграждение в среднем составляет 20–30 тысяч рублей, при этом книга может создаваться месяцами или даже годами. Издатель предпочитает, чтобы начинающий писатель принес на просмотр несколько произведений или серию с продолжением.

Число женщин-авторов в России с каждым годом растет. Чтобы стать успешным фрилансером, надо быть дисциплинированным, обязательным и ответственным. Елена Арсеньева призналась, что пишет не менее 7–8 часов в день, включая выходные. Кроме того, много времени приходится проводить в библиотеках, чтобы изучать архивы и выяснять необходимые сведения.

Читайте также:  Теория фрейда - тайны и факты

Ольга желает всем читателям хороших и разных книг: «Я понимаю, что значит испытывать литературный голод. Раньше мне казалось, что я прочитала уже все достойные моего внимания книги и постоянно искала такую, которая бы произвела на меня б о льшее впечатление, чем, например, „Сто лет одиночества“ Маркеса».

Источник:

Источник: https://career.ru/article/13401

Как становятся писателями? Советы, рекомендации. Начинающие писатели :

Люди читают книги, иногда испытывая интерес, а порой и восторг. Другие литературные произведения быстро забываются. Иногда повести и романы остаются недочитанными. Но в любом случае автор, чье имя напечатано на обложке, представляется личностью романтичной.

Обычному человеку, ходящему на работу к девяти часам, кажется часто, что это завидная доля — работать, когда вздумается, не слушать нудных замечаний начальника, получать большие гонорары и жить в особом мире, где царят фантазии, конфликтуют вымышленные персонажи и происходят загадочные события. Для того чтобы попасть туда, нужно знать, как становятся писателями.

Но сами литераторы не спешат делиться этим своим секретом, хотя на словах вроде бы ничего не скрывают.

Если можешь – не пиши

Да, собственно, в большинстве случаев скрывать и нечего. Русские писатели прошлых веков приходили в литературу по призванию.

Совет брать в руки перо только тогда, когда жить без этого просто невозможно, приписывают разным знаменитостям — от Чехова до Хемингуэя, и скорее всего, они когда-то что-то подобное говорили, пусть и не дословно повторяя друг друга.

По крайней мере, материальные соображения стимулом для создания шедевров служили крайне редко, если такое вообще имело место. Чаще всего происходило следующее: у человека на основе полученного жизненного опыта возникало желание поделиться с окружающим миром своими мыслями, рассказать нечто, кажущееся ему интересным.

Так появились «Севастопольские рассказы», «Цусима», «Записки земского врача» и многие другие бессмертные творения, по которым мы сегодня можем судить о целых эпохах. Возможно, некоторые современные писатели действуют в том же направлении, и по их рассказам наши потомки будут узнавать о жизни начала XXI столетия.

Садясь за письменный стол, каждый, кто избрал для себя литературу в качестве профессии, должен помнить об этой ответственности. Но мало самому сделать этот выбор, нужно, чтобы любовь к искусству была взаимной.

Писатель, он же читатель

Взять в руки авторучку или сесть однажды за клавиатуру компьютера и попытаться выразить в буквенном формате совокупность нахлынувших чувств очень непросто.

Мешает и отвлекает все, слова трудно укладываются рядом друг с другом, мысли кажутся избитыми и все время возникает чувство, что кто-то это уже написал. Ничего страшного в этом нет, особенно если новый автор сам много читал.

Начинающие писатели часто сразу хотят стать Достоевскими или Чеховыми, а это получается не у всех. В этом смысле интересно наблюдать метаморфозу сознания Антона Павловича, которая прослеживается в его сочинениях от первого тома к последнему.

От «Письма ученому соседу» до «Архиерея» «дистанция огромного размера» (по выражению другого классика). Более ободряющий эффект дает чтение современных писателей, но их не каждый долго выдержит.

Постылый коммерческий вопрос

О вдохновении и рукописи, которую можно продать, сказал великий русский поэт, и в этом с Александром Сергеевичем трудно не согласиться. Но в наш век сплошного маркетинга и менеджмента предложение значительно превышает спрос.

Не все начинающие писатели слушают упомянутого совета о том, чтобы без излишней надобности за перо не браться, поэтому все без исключения редакции завалены рукописями, большая часть которых обречена на забвение.

Талантливому автору понадобится главное личностное качество для любого человека – терпение. При этом нужно помнить о том, что книга должна быть интересной. Издательства – предприятия коммерческие, их цель – извлечение прибыли, их продукция должна продаваться.

Перед тем как садиться за стол, стоит трезво оценить читательский потенциал своего будущего произведения и составить психологический портрет возможного читателя. Удалось? Получилось? Тогда за дело!

О чем писать?

Какую художественную литературу читают сегодня? Считается, что в каждом издательском доме есть специалист, знающий ответ на этот вопрос. Название его должности – паблишер. Теоретически он может прогнозировать скорость продажи тиража, его объем, иными словами то, что определяет «коммерческий потенциал продукта». Наверное, паблишеры часто ошибаются, но проверить это очень трудно.

Редки в наше время детские писатели, недаром книжки Сутеева, Носова, Пришвина и многих других классиков жанра выдерживают многочисленные тиражи, и спрос на них не падает. Наибольшей популярностью пользуются такие жанры, как мелодрама, детектив, мистика, фэнтези и некоторые другие, попадающие под определение молодежной культуры.

Читают сегодня домохозяйки (не все, конечно), студенты и недобитые перестройками-перестрелками последних двух десятилетий интеллигенты еще советского призыва. Современные писатели, если они хотят стать известными, просто обязаны считаться с этим фактом, выбирая стилистическую направленность своих произведений. Они должны творить для своих читателей.

Других не будет, да и этих становится все меньше…

Как писать

Все наши сограждане ходили в школу. Значит, и читать умеют все. И писать тоже. Но это не значит, что профессия литератора является общедоступной. Этому нужно учиться, это искусство. И как любое искусство, состоит из двух главных частей – таланта и ремесла.

Есть еще и третий ингредиент — труд, но о нем позже. Мечтать заниматься творчеством с детства можно, особенно если есть способности.

А вот где учиться на писателя? Ответ на этот вопрос кажется очевидным: конечно же, на филфаке! Там уж точно преподаватели знают, как нужно излагать мысли! Да, знают, но чаще всего о том, как нельзя.

Выпускники литературных факультетов прекрасно владеют теорией, умеют правильно составлять фразы, знакомы с правилами лингвистики, пунктуации и, само собой, орфографии. Именно поэтому, по всей видимости, они сами чаще всего ничего не пишут.

Непрофессионалы

И литераторы прошлого, и современные писатели, как правило, приходят в искусство из совсем других профессий. Детективы сочиняют бывшие работники правоохранительных органов, мелодрамы создают педагоги или инженеры. Чехов был земским врачом, а Толстой офицером. Значит ли это, что они не учились ремеслу? Отнюдь нет.

Просто постигали они его тонкости, не сидя за студенческой партой, а совсем в других местах. Самообразование – лучший вид образования. О том, как становятся писателями сегодня, разговор особый. Литература стала бизнесом, в нее не всех пускают, и не всегда критериями служат художественные достоинства произведений. А вот о былых временах поведал Иван Шмелев.

«Как я стал писателем» — рассказ, наполненный юмором, но в нем есть и очень серьезные моменты. Там правдиво описан первый полудетский «жуткий» рассказ, полученный гонорар в 80 рублей (вполне приличная сумма по тем временам) и собственная фамилия на заветной странице «Русского обозрения», кажущаяся чужой.

Читателю ясно, что со времени описанных событий много воды утекло, и изменений в мировоззрении автора произошло немало.

О словах, живых и мертвых

Как правило, работа над литературным произведением начинается с идеи. В жизни каждого человека случаются моменты, заслуживающие того, чтобы рассказать о них. Не у всех есть потребность в таком изложении, но при ее наличии стоит задуматься о технической стороне ее реализации. О том, как становятся писателями, можно судить по тому, что они обязаны уметь.

Во-первых, есть такое понятие, как хороший слог. Он предполагает соблюдение определенных правил, среди которых можно упомянуть различные достаточно формальные пункты и наиболее частые ошибки, допускаемые начинающими авторами (например, в случае со шляпой, которая слетела, «проезжая мимо станции N»).

В качестве учебника можно использовать хорошую книгу «Слово живое и мертвое», написанную Норой Галь.

Существует и такое понятие, как самобытность. Оно проявляется в особенностях речи персонажей, их узнаваемости.

Женщина разговаривает в жизни иначе, чем мужчина, говор сельского жителя отличается от речи горожанина. Однако и в этом должна быть мера, иначе читателю будет трудно даваться текст.

Хороший вкус и увлекательность повествования придадут книге несомненные достоинства, и в этом случае она станет любимой многими.

Описания некоторых профессиональных моментов требуют порой глубоких знаний. К примеру, действия пилота за штурвалом не сможет описать автор, если он сам никогда не управлял самолетом.

Непрофессионализм виден сразу, поэтому желательно избегать подобных моментов, чтобы не стать мишенью для справедливой критики.

Впрочем, и отвлекать читателя на остро специальные вопросы также не стоит, если, конечно, пишется художественное произведение, а не учебник.

Предварительная критика

Каждому автору кажется, что своим произведением он осчастливил человечество, и это совершенно нормально. Ведь иначе и за перо браться не стоило. Другой вопрос в том, насколько мнение молодого (не обязательно в смысле возраста) литератора соответствует объективной реальности.

Талант писателя есть не у всех, но определить его наличие можно, дав почитать собственный опус разным людям. Следует учитывать, что добрые знакомые, друзья и верные приятели редко способны сказать жестокие слова, вроде «ты, братец, бездарен», или «старик, ты написал скучную до зевоты повесть».

Поэтому лучше всего остановить свой выбор на тех читателях, которые в большей степени свободны в высказывании мнения. Прекрасный вариант – школьная учительница литературы (и повод навестить педагога отличный, особенно ко Дню учителя или иному празднику).

Проблема в том, что не всегда у нее есть время, но если успехи по ее предмету автор в свое время проявлял, она непременно почитает, да еще и с красным карандашом в руке, а это бесценная помощь. Еще есть коллеги по работе (если они не подчиненные, конечно).

В общем, тут автору и карты в руки, он лучше знает, кто может быть предварительным цензором, а кто нет. И еще психологом нужно быть, чтобы понять, понравилось читателю произведение или нет. Люди у нас культурные, даже слишком…

Об объемах

Написать пару-тройку рассказов это еще не все. Можно сказать, что это вообще ничего. Перед тем как стать известным писателем, придется хорошенько поработать. Это значит, что шанс на публикацию появляется только у того литератора, который может предложить издательству полноценную книгу, а лучше несколько. А это – десятка полтора печатных листов (каждый примерно по 40 тыс.

знаков с пробелами), всего до полумиллиона знаков (у разных издательств требования отличаются). Две-три новеллы можно опубликовать в альманахе, но об издании самостоятельной книги в этом случае и речи быть не может. Следовательно, нужно запастись терпением, и работать, причем без стопроцентной гарантии успеха.

Еще один повод задуматься о том, а нужно ли идти на такие жертвы…

Как добиться мастерства

Любое мастерство достигается упражнением. Эстрадные исполнители считают, что пение в ресторанах – прекрасная школа вокала. Для начинающего литератора таким горнилом мастерства и профессионализма может стать журналистика или копирайтинг. Умение связно излагать свои мысли в виде текста входят в привычку, граничащую с автоматизмом.

Опытный писатель статей никогда не употребит одинаковых слов в соседних предложениях (разве что в качестве особого приема), обратит внимание на стилистику, выдержит ритм повествования и при этом выработает собственную манеру, свойственную каждому самобытному литератору.

Эти навыки очень важны, они пригодятся при создании художественных произведений, независимо от жанра.

Как издать книгу?

И вот книга написана. Последние сомнения прошли, ее хочется опубликовать. Автору уже в общих чертах известно, как становятся писателями другие, и он хочет попробовать сам.

Вполне естественным кажется желание отправить рукопись в какое-то издательство, и столь же оправдана надежда на положительное решение редакции относительно публикации. Новиков-Прибой, Джек Лондон и многие другие русские и зарубежные писатели поступали именно так.

Они получали гонорары, сначала очень скромные, а потом и вполне серьезные. О. Генри, к примеру, первые рассказы публиковал, сидя в тюрьме.

Но опыт прошедших веков еще не повод для излишнего оптимизма. Рукопись рассматривают долго, и очень часто ответ содержит стандартный текст о том, что она «не представляет коммерческого интереса».

Стоит ли расстраиваться по этому поводу? Конечно же, обидно, но впадать в отчаяние не стоит. В конце концов, издательство можно понять.

Печатание книг — это бизнес, а все деловые люди не желают вкладывать деньги в проекты, имеющие сомнительные финансовые перспективы. А полиграфия в наши дни — дело недешевое.

Путь к известности извилист и непрост, но шансы его одолеть все же существуют. Во-первых, в нашей стране есть не одно издательство. А во-вторых, добиться успеха можно и иначе (в случае собственной уверенности в том, что книга будет пользоваться читательским успехом).

Преимущество нашего времени в том, что, потратив свои средства, напечатать можно все, выбрав самостоятельно и обложку, и формат, и иллюстрации. Если необходимы услуги редактора, то за них тоже придется заплатить. Кстати, многие русские писатели и в прошлом впервые издавались на собственные средства.

Зазорного в таком подходе ничего нет. К тому же если повезет, то можно найти спонсора, который оплатит услуги типографии. Нелишним будет в случае удачи затраченные средства ему вернуть, и даже с процентами, ведь, выкладывая «кровные», человек (или организация) идет на риск.

По крайней мере, оговорить условия спонсорства стоит заранее.

Издательство лучше всего выбирать такое, у которого есть собственная сеть книжных магазинов, иначе может возникнуть ситуация, повергающая многих начинающих авторов в трепет. Писатель получает большую гору упаковок собственных произведений и не знает, что с ними делать.

В этом случае приходится самостоятельно заниматься сбытом литературы, договариваясь с торгующими организациями о реализации. Опыта может не хватать, к тому же многие магазины привыкли работать с собственными поставщиками и иногда отказывают в сотрудничестве, просто чтобы «не путать бухгалтерию».

В общем, трудностей много, и самое главное, преодолевать их приходится самостоятельно.

Читайте также:  Преступность в нью-йорке - тайны и факты

Новые возможности

Современным литераторам доступны средства для достижения известности, какими не обладали великие писатели прошлого.

Каждый день, в любую погоду и практически круглосуточно сотни тысяч, а возможно и миллионы, людей сидят в своих домах и квартирах и ищут в Интернете, чего бы интересного почитать.

На специализированных сайтах любой человек, считающий свое произведение талантливым, может представить его на суд широкой публики.

Начинающему литератору не стоит сразу думать о высоком (и вообще каком-то) гонораре, поэтому есть простой способ оценить успешность собственного творчества, опубликовав свои опусы на какой-то популярной странице совершенно бесплатно, в расчете на отзывы. Убедившись в том, что читателю произведения интересны, можно попробовать продавать рукопись и на платных сайтах.

Источник: https://www.syl.ru/article/151963/new_kak-stanovyatsya-pisatelyami-sovetyi-rekomendatsii-nachinayuschie-pisateli

Как стать успешным писателем. Инструкция от критика, открывшего Алексея Иванова

https://www.znak.com/2017-02-15/kak_stat_uspeshnym_pisatelem_instrukciya_ot_kritika_otkryvshego_alekseya_ivanova

«Бытование писателя чрезвычайно проблематично. Он находится в конкуренции со всем, что написано раньше, со всеми современными информационными потоками, с другими досуговыми формами.

Поэтому любой способ заставить читать себя, заставить услышать, что такой писатель существует, уже большая удача», — просвещал на лекции в книжном магазине «Пиотровский» (Ельцин Центр) Александр Гаврилов, литературный критик и редактор, телерадиоведущий и культуртрегер, знаменитый, в частности, тем, что открыл звезду писателя Алексея Иванова.

По окончании лекции мы поподробнее расспросили Александра Феликсовича: как стать известным и успешным писателем в наши дни и в ближайшем будущем? 

«Продавцы и охранники почти полностью перешли на видео и почти ничего не читают»  

— Александр Феликсович, поговорим о будущем писательского труда, причем будущем на расстоянии вытянутой руки.

Вы в своих лекциях обращаете внимание на то, что электронный текст, не тождественный классическому, законченному произведению, постоянно изменчив.

Значит ли это, что значение первоначального автора оригинального текста уменьшается? Что первоначальный текст сможет отредактировать кто угодно, при этом, не исключено, оказавшись даже успешнее автора-демиурга? 

— Пока что европейское и даже российское право устроено так, чтобы охранять, защищать и поддерживать автора. И я убежден, что, как и прежде, количество авторов и пассивных потребителей в любом жанре повествования и в любом канале распространения будет различаться многократно.  

В этом году я оказался в лондонском музее съемок фильмов про Гарри Поттера. И увидел поразительную историю.

Мир Гарри Поттера в книгах Роулинг прописан довольно детально, но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой детализации требует киноэпопея: все эти движущиеся портреты, книги на полках библиотеки, и у каждой что-то написано на корешке и так далее.

В этом, мне кажется, ответ на ваш вопрос: Роулинг сочинила мир настолько большой, энергичный, заряженный, что когда сотни людей вкладываются в то, чтобы развить некоторые его области, он не теряет ни цельности, ни самоценности, ни принадлежности автору.  

«Автор должен быть готов к тому, чтобы создать не просто литературное произведение, а большой мир, который может быть представлен как литературными произведениями, так и другими формами рассказывания об этом мире»

— Именно в этом секрет поразительного успеха Роулинг, в том, что она в придумала и подробно описала целую самодостаточную реальность?  

— Начнем с того, что сегодняшнее авторствование связано с новыми типами взаимодействий и новыми типами текстов.

Тип книги и книжного авторствования, который сделал Европу такой культурно мощной и экспансивной, какой она была до конца XX века, возникает в один конкретный момент — когда Сократ говорить своему ученику: не надо ничего записывать, надо запоминать; если человек будет записывать, он не запомнит важных вещей, не будет тренировать память и постепенно утратит ее.

Рядом как бы стоит другой его ученик, Платон и, ослушавшись учителя, записывает этот диалог. Платон сохранил эти слова Сократа для нас и отправил их путешествовать сквозь время. Именно с этого момента в Европе начинается использование книги как технологии капсулирования смысла и пронесения его неизменным сквозь времена.

Мы также хорошо знаем, когда заканчивается эта эпоха — когда появляется YouТube, когда каждый, кому нужен какой-то кусок устной речи — образовательной, развлекательной и так далее, — может запросить именно его и увидеть его неизменным, не в чьем-то пересказе, а без «сводника», запечатленным непосредственно.

— Что это принципиально меняет?  

— С платоновских времен и на протяжении очень долгого периода книга обладала абсолютной монополией на существование сквозь время, есть только два типа авторов, которые оставались в веках, — писатели и художники.

Но сейчас все меняется, так как движущиеся картинки отжирают у книги эту монополию, занимают все новые и новые территории, отвоевывают сферу переобучения и вообще становятся основанием будущего культурного тезауруса.

 

«Раньше считалось, что писатель должен заниматься только литературой, а дальше ему может повезти с издательством. Сегодня он должен признать: а еще я не процитировал свою книгу в соцсетях, не разместил ее фрагменты на «Амазоне» и так далее»

Какие-то смешные полвека назад советским человеком считался тот, кто знал, кто такой Павка Корчагин и Базаров (последний пример, по-моему, в особенности смешон, потому что «Отцы и дети» один из худших текстов Тургенева, он не нужен ни для чего, кроме как показать, каким демократическим и народолюбивым был Тургенев, якобы предвосхитивший Октябрьскую революцию). В наши дни человек, принадлежащий большой европейской культуре, скорее знает, кто такой Хан Соло из «Звездных войн», чем героев [писателя] Филипа Пулмана, которые не вошли в экранизацию его романа «Янтарный телескоп». Сегодня сериалы выполняют ту же роль и функционируют в точности так же, как в XIX веке — романы. Это тот же тип культурного поведения, когда люди собираются в гостиной, садятся в кружок, раскрывают книгу или журнал и читают очередную главу диккенсовской истории про Крошку Доррит. Сегодня такой тип поведения непредставим по отношению к тексту: ну кто будет слушать устное чтение? А вот собраться вокруг движущихся картинок, сериала — вполне. Мы будем продолжать смотреть фильмы, становящиеся франшизным повествованием, снова и снова возвращаться в миры, которые нам любезны, но уже с помощью движущихся картинок.

Мы видим, что чтение серьезное, основательное, чтение больших массивов текста с интеллектуальным и эмоциональным анализом конкурирует и с потоком движущихся картинок, которые отжирают территорию у книги, и с потоком новых досуговых форм.

В России очень быстро сокращается сегмент развлекательного массового чтения, детективов и фантастики, которые еще недавно занимали огромную долю художественного чтения. Потребитель, который нуждался только в развлекательных историях, начал смотреть очень улучшившееся и ставшее доступным видео.

Продавцы и охранники почти полностью перешли на видео и почти совсем ничего не читают.

Что проще — читать книгу или смотреть движущиеся картинки? Что интереснее — почитать книгу или сходить с друзьями в квест-рум? Именно это, с моей точки зрения, объясняет сегодняшний слом типов, технологий, объемов чтения. Верными книге остались те, для кого книга не только и не просто досуг.

Поэтому автор, если он хочет большой славы и больших денег, должен быть готов к тому, чтобы создать не просто литературное произведение, а большой мир, который может быть представлен как литературными произведениями, так и другими формами рассказывания об этом мире. И хорошо, если найдутся пара сотен человек, одни из которых будут строить декорации к фильму-экранизации, а другие — писать фанфики, сидя душной ночью на своем подростковом чердаке.

«Сегодня сериалы выполняют ту же роль и функционируют в точности так же, как в XIX веке — романы. Это тот же тип культурного поведения, когда люди собираются в гостиной, садятся в кружок, раскрывают книгу или журнал и читают очередную главу диккенсовской истории про Крошку Доррит»

— То есть писатель еще больше становится маркетологом, специалистом по продвижению своих произведений, декоратором, шоуменом, в конце концов. Как следствие, ему остается все меньше времени на собственно писательский труд? 

— Знаете, меня постоянно ругают за то, что обо всех изменениях в культуре я рассказываю в нетрагическом ключе. Что поделать, я не люблю этот модус: какие же мы бедняжки, как же мы до сих пор не погибли! Я вижу ситуацию так: у автора появляется возможность впрямую влиять на то, что происходит с его текстами.

Есть такой интересный американский писатель Хью Хауи, который сначала выпустил с большим издательством серию бестселлерных триллеров и детективов, а потом, посмотрев, что делает издательство, осерчал и открыл собственное. Более того, создал сайт «Заработки автора», по пути дает мастер-классы, публикует анализ ситуации на рынке книжных продаж в Америке и в мире.

Так получилось, что Хауи талантливый маркетолог и вполне приличный писатель.

Если все так удивительно сплелось, у автора есть возможность все это делать самому. Если не сплелось, можно не делать, но при этом помнить, что ты не сделал.

Какие-то 20 лет назад автор говорил: моя книжка непопулярна, потому что издатели идиоты: никому ее не показали, не разместили цитаты в прессе, не договорились с критиками, не засунули меня на радио… Сегодня же он должен признать: а еще я не процитировал свою книгу в соцсетях, не разместил ее фрагменты на «Амазоне» и так далее. Может ли писатель по-прежнему не делать всего этого? Разумеется, может. Но если раньше считалось, что он должен заниматься только литературой, а дальше ему может повезти, а может не повезти с издательством (известно множество примеров, когда писателю не везло с первым издательством, а везло со вторым-третьим), то сегодня заниматься или не заниматься продвижением своей книги — это авторский выбор. 

«Начинающему писателю немножечко проще, чем его коллеге пятьдесят лет назад»

— Сегодня писателем может стать кто угодно: не нужно заканчивать Литературный институт имени Горького, становиться членом Союза писателей…

— И никогда не было нужно. Гомер спокойно обошелся без того и другого. И Достоевский как-то справился.

«Когда писатель начинает, он в состоянии почти отчаяния: услышит ли хоть кто-нибудь что я скажу?! Но сегодня он может сразу получить доступ к читателям, интересующимся именно тем типом литературы, который ему интересен и важен»

— …Иметь связи в кругу издателей и критиков. Чтобы быть востребованным, «достаточно» иметь гаджет и выход в Сеть и быть талантливым или удачливым. Сегодня бриллианту тяжелее блистать из-под кучи навоза, или наоборот, запрос на подлинное мастерство — головокружительный сюжет, сложную композицию, изящную стилистику и так далее — становится сильнее? 

— «Взрослому» писателю — тяжелей.

В первую очередь потому, что еще совсем недавно массив чтения был жестко разделен на бестселлеры и новинки — это то, что можно увидеть в приличном книжном магазине, на широкую классику — это то, что можно получить в библиотеке, и на все остальное — это огромный архив хранения, то, что можно затребовать по межбиблиотечному абонементу, чтобы через три недели вам это доставили из Гамбурга на лошадях. Сегодня, по мере формирования всемирного информационного облака и перемещения библиотеки туда, доступ к литературе прошлых лет стремительно упростился и убыстрился. Не нужно идти в библиотеку — достаточно щелкнуть на приложение в телефоне. Это означает, что современный писатель оказывается в гораздо более конкурентной среде. С каждым днем, по мере того, как новый тип книг и чтения расширяет свое присутствие, тяжелее становится любому, кто хочет писать и обнародовать текст.

Почему немножечко проще начинающему писателю, чем его коллеге пятьдесят лет назад? Когда писатель начинает, он в состоянии почти отчаяния: услышит ли хоть кто-нибудь, что я скажу?! Сегодня он может сразу получить доступ если не ко всему массиву читателей, то к читателям, интересующимся именно тем типом литературы, который ему интересен и важен. Условно говоря, в рамках одного и того же жанра фэнтези некоторые любят Роджера Желязны, а другие — Уильяма Гибсона. Те, кто упивается Ремарком, не переносят Селина, и наоборот. 

«Социальные «поглаживания» в соцсетях подталкивают дебютантов к недостаточному напряжению в выделке текста. Это касается и зрелых писателей. Поздний Пелевин пишет уже даже не ногами, а мажет хвостом по клавиатуре компьютера»

— Углубляется сегментирование читательской аудитории? 

— Сегментация происходила всегда. Разница с предыдущими временами в том, что еще совсем недавно считалось, что есть всеядный читатель.

И вот однажды, будучи одним из создателей и на протяжении нескольких лет программным директором Московского книжного фестиваля, я в большом книжном магазине «Москва» на Тверской несколько дней по несколько часов наблюдал за потребительским поведением покупателей книг. И был потрясен.

Один и тот же человек совершенно по-разному ведет себя в отделе художественной литературы и в отделе деловой литературы.

В первом случае он всерьез реагирует на цену, но покупает много, мало доверяет авторитетам и оценку произведения откладывает до его прочтения: дайте мне свежую фантастику (или все свежие детективы), я потом разберусь, какие хорошие.

В отделе деловой литературы тот же самый человек начинает очень доверять авторитетам и прессе («я читал в газете «Коммерсантъ», что эта книга по маркетингу лучше всего, что было раньше»), он принципиально иначе относится к цене, готов выкладывать приличные деньги, потому что расценивает их как инвестицию в переобучение, он покупает мало книг, потому что их нужно читать медленно и въедливо. В одном человеке — совершенно разные люди, разные читатели и разные читательские стратегии.  

Источник: https://www.znak.com/2017-02-15/kak_stat_uspeshnym_pisatelem_instrukciya_ot_kritika_otkryvshego_alekseya_ivanova

Ссылка на основную публикацию