Как возникло протестантство, мартин лютер — тайны и факты

Мартин Лютер — родоначальник протестантизма

Мартен Лютер

Реформаты, лютеране, кальвинисты, арминиане, пресвитериане, цвинглиане, анабаптисты, пуритане, меннониты, англикане, квакеры, баптисты, пиетисты, методисты, унитариане, адвентисты, Армия спасения, евангелисты, Движение святости, пятидесятники… Это далеко неполный список самостоятельных деноминаций (лат. «наделение особым именем», «наименование»), представляющих протестантизм.

В настоящее время насчитывается до 600 миллионов последователей протестантизма, проживающих на всех континентах и почти во всех странах мира.

Современный протестантизм представляет собой обширную совокупность (до двух тысяч) самостоятельных, практически не связанных друг с другом церквей, сект и деноминаций.

Уже с самого начала своего возникновения протестантизм не представлял собой единой организации, его деление продолжается до настоящего времени.

Но как и когда произошло зарождение протестантизма и кто является его родоначальником?

Что послужило началом раскола

1517 год от Рождества Христова: во всей Западной Европе одна Церковь — Римско-Католическая. 31 октября, в канун Дня Всех Святых, монах августинского ордена Мартин Лютер, профессор богословия из города Виттенберга, предложил устроить диспут об индульгенциях.

Лютер прибивает список из 95-и тезисов

Первоначальный смысл индульгенции — прощение раскаявшегося грешника, освобождение его от наказание, даваемое главой католической Церкви папой Римским.

Считалось, что папа волен «затворять врата ада и отворять двери в рай». Но во времена Лютера индульгенции превратились в справки, которые продавали, как товар на рынке: плати — и «очистишься» от любого греха.

Их покупали для себя, своих родных и знакомых. Эту циничную продажу называли святым торгом.

Папа Римский Лев Х нуждался в средствах на строительство храма Святого Петра в Риме, и по Европе двинулись пышные процессии служителей Церкви. В их объёмистые кружки потекла плата за грехи, прошлые и будущие. Таинство покаяния обесценивалось, и это больно ранило и возмущало многих христиан.

Мартин Лютер чтил Римский престол, но его совесть больше не позволяла мириться с практикой продажи индульгенций. И 31 октября на площади Виттенберга он прибил к воротам собора список из 95-и тезисов. В те времена это был обычный способ оповещения людей о несогласии с официальной точкой зрения.

В этих тезисах Мартин Лютер указывал на то, что практика продажи индульгенций подрывает саму идею спасения, противоречит Писанию и здравому смыслу, а главное — толкает людей ко греху. Ведь купивший индульгенцию уже больше не помышлял ни о Христе, ни о Божием прощении. Профессор богословия из Виттенберга высказал богословские соображения по этому поводу.

«95 тезисов», написанные в очень сдержанном тоне, предназначались для коллег-богословов и жителей Виттенберга, однако весть о них стремительно облетела всю Европу: через две недели о «95-и тезисах» знали в университетах и религиозных центрах.

Скромный монах-августинец всколыхнул весь христианский мир

Лютер сжигает папскую буллу

Мартин Лютер (1483-1546) вырос в религиозной семье.

После окончания университета Лютер ушёл в монастырь: его с детства учили, что только там можно укрыться от соблазнов мира и остаться незапятнанным перед Господом.

Но и в святой обители, изнуряя себя строгим постом и смиренным послушанием, Лютер оставался во власти искушений и вожделений и ощущал себя безнадёжно погибшим. Духовный кризис длился несколько лет и закончились внезапно…

Действия Бога казались Лютеру несправедливыми до тех пор, пока он не «прозрел»: праведный — это не чистый от греха, а оправданный верой.

Бог уже Сам расплатился за грехи каждого человека и каждому предоставляет свободный выбор — верить или не верить. Тот, кто поверил, тем самым оказался спасён.

Лютер высказывал свои взгляды в проповедях и многочисленных лекциях. Число его сторонников стремительно росло.

Встреча Мартина Лютера с императором

В 1521 г. папа Римский отлучил Мартина Лютера от Церкви, а в1521 г. на рейхстаге в Вормсе император Священной Римской империи Карл V объявил его вне закона. Лютер был вынужден противопоставить себя и духовным, и светским властям.

Папскую буллу об отлучении он публично сжёг в Виттенберге, а встретившись лицом к лицу с императором Карлом V Габсбургом в Вормсе, отважно заявил: «Совесть моя покорна только Слову Божию». Героическое противостояние Лютера одновременно папе Римскому и императору воспламеняло воображение европейцев.

Почти весь север Германии и многие князья встали на его сторону.

Мартин Лютер перевёл на немецкий язык Библию, устраивал диспуты, бесстрашно проповедовал, написал множество религиозных гимнов. Он издавал книги для простых людей, отличающиеся живым и выразительным языком. Отчёты обо всех своих диспутах с Римом он публиковал, чтобы каждый сам мог решить, кто прав.

Однако, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Сочинения Лютера нестерпимы не только для благочестивого, но даже для благопристойного читателя. Они дышат самым грубым развратом и исступленным богохульством… Лютеранизм доставляет большие удобства человеку, желающему как можно меньше обращаться к Богу и как можно меньше ограничивать себя в плотских своих пожеланиях».

Рождение протестантизма

Разграбление церквей

Когда стало ясно, что «исправить» католичество изнутри не удастся, новое движение во главе с Лютером отмежевалось от него, выступив за коренную реформацию (от лат. reformatio — «преображение») Церкви. Отсюда и название, которое оно получило — «Реформация».

Считается, что слово «протестантизм» обозначает протест против Католической Церкви. Однако есть и другие точки зрения.

Самая распространённая гипотеза у историков относит появление этого слова к одному из германских рейхстагов, на котором император потребовал от подвассальных ему князей запретить в их княжествах реформированные Лютером церкви.

В знак протеста несколько князей покинуло зал заседаний. Их-то и назвали протестантами. Чуть позже протестантами стали называть всех приверженцев Реформации.

Варфоломеевская ночь — убийство протестантов

Ещё в монастыре Лютер пришёл к выводу, что болезнь христианской Европы сродни его собственной духовной болезни. Он исцелился, придя к новому пониманию Евангелия, а затем предложил это понимание всей Европе. С точки зрения протестантов, верующий всегда связан с Христом.

Благодать Христа дана любому христианину через проповедь слова Божия. Значит уже не нужно посредничества Девы Марии, святых и, наконец, священника.

Вера в прямую и личную связь верующего с Христом определяет три основных принципов Реформации: исключительный авторитет слова Божия; спасение личной верой; священство всех верующих.

Как показало время, Мартин Лютер не мог предусмотреть всех последствий своей деятельности. Разъезжая по стране и наблюдая плоды реформ, он приходил в ужас, ибо его взгляду представали разграбленные монастыри, толпы нищих монахов, осквернённые храмы, пустеющие университеты. Вскоре началось кровавое крестьянское восстание, а вслед за ним — междоусобная война.

Возвещённая им свобода привела к хаосу и появлению многочисленных сектантов.

Подлинное лицо протестантизма

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

К чему приводит протестантизм и в чем его глубинная суть, наиболее точно нам раскрывают святые отцы. Среди отцов Церкви, чья духовная интуиция всегда четко свидетельствовала о тончайших подменах, особенно значим святитель Игнатий (Брянчанинов).

Святитель Игнатий считал, что протестантизм это абсолютно не нужное для спасения людей явление: «Если Христово учение достаточно было для спасения человеков в продолжение 15 столетий, то к чему лютеранизм? Если же признать лютеранизм учением нужным, то сим самым по необходимости должно признать, что первоначальное учение Христовой Церкви было недостаточным для спасения, что явная нелепость, богохульство».

Протестанты, выступив против Римской церкви, «заменили зло злом, заблуждения заблуждением, злоупотребления злоупотреблением», попрали, отвергли, исказили Божественные установления.

Сравнительно с католицизмом протестантизм оценивается святителем Игнатием как большее падение. Если у католиков таинство Покаяния было изменено, то протестантами оно совсем отвергнуто. Если католики из Литургии исключили призывание Святого Духа, то протестанты вовсе отвергли Литургию.

Святитель пишет: «Лютер отверг вовсе Литургию, говорит: “Хлеб пресуществляется во рту у причащающегося верою!”». В католицизме еще присутствует аскеза, хотя и прелестная, в протестантизме же – полная утрата аскетической жизни, бездушность и холодный рационализм.

Протестанты, как и атеисты-безбожники, произносят хулы на монашество, отвергая его богоустановленность.

Подобное отвержение нашло прямое воплощение в жизни родоначальника протестантизма – Мартина Лютера, а затем выразилось в отвержении протестантами соответствующих догматических утверждений Церкви относительно Приснодевства Божией Матери.

Лютер и Екатерина де Борре

Святитель Игнатий писал: «Протестанты, заклятые враги Новозаветного девства, утверждают, что Святейший Сосуд и Храм Божий, Богоматерь, по рождении Ею Богочеловека, нарушила девство Свое, соделалась сосудом похоти человеческой, вступила с Иосифом в отношения жены, имела других детей.

Мысль ужасная! мысль вместе и скотская и демонская! мысль богохульная! Она могла родиться только в недре глубокого разврата! Ее мог произнести и может произносить только отчаянный и отверженный прелюбодей! Ее могут принять и усвоить себе одни те, которые столько низошли от образа и подобия Божиих к подобию скотов, что имеют и могут иметь понятие о естестве человеческом единственно в его униженном, скотоподобном состоянии… Лютер, свергший с себя монашество и взявший себе в наложницу монахиню, свергшую монашество, – союз Лютера с Екатериною де Борре иначе не может быть понимаем, так как не видно, чтоб обеты девства, данные ими Богу, были им возвращены, – вопиет против христианского девства. Вопиют против него вместе с Лютером все протестанты. Они называют девство противоестественным, противным воле, благословению, повелению Бога».

Собственные заблуждения Лютера святитель видит в следующем. Отвергнув беззаконную власть Римских пап, Лютер отверг и законную, сан епископский и самую хиротонию, тем самым нарушив установление Апостолов.

Отвергнув индульгенцию, он отверг и таинство Исповеди.

Святитель указывает на одно из ключевых заблуждений Лютера: предпочтение веры с отвержением добрых дел, якобы «для спасения достаточна одна вера, хотя б дела ей не соответствовали».

Протестанты

«Лютер в одном из писем своих говорит: “Душа совершенно не участвует в тех сладострастных делах, которым предается тело; она ими нисколько не оскверняется”.

Лютер спросил однажды свою супругу, если можно назвать супружеством союз расстриженного монаха с расстриженною монахинею, почитает ли она себя святою? Когда Катарина отвечала, что она, будучи грешницею, не может почитать себя святою, Лютер воскликнул: “Вот! каково проклятое влияние папизма! Мы все верою – святы!”»

Перечисляя известные заблуждения Лютера: отвержение икон, святых мощей, молитв небожителям, большинства Таинств, самого Предания с ложным толкованием Священного Писания по собственному произволу, – святитель заключает: «Все сии заблуждения, будучи все вместе взяты, не только противны единой истинной Святой Церкви, но и содержат в себе многие тяжкие хуления на Духа Святого». То есть это не просто личные мнения, с которыми можно толерантно соглашаться, а тяжкая хула на Духа Святого.

Протестантизм породил огромное число профессоров-теологов, но ни одного святого.

Т. Керусова

Источник: http://xn--82-6kcaewxab1a4c4a7cwh.xn--p1ai/stati/martin-lyuter-rodonachalnik-protestantizma.html

Мартин Лютер и рождение протестантизма

фото:Лев X(Джованни Медичи),217-й папа римский.

На тот период  времени, большинство европейцев жили в бедности, невежестве и страхе. Единственной надеждой на лучшую долю, была загробная жизнь, но доступ к раю был под строгим контролем церкви, а спасение имело свою цену.

фото:Собор Святого Петра. Вместимость около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади.

Представители папы римского торговали индульгенцией по всей Европе.

Католическая церковь раздавала бумажные свидетельства, с печатью об отпущение грехов или по другому, входные «билеты в рай», в обмен на звонкую монету.

Денежное пожертвование могло также избавить почивших родственников от мук чистилища.

фото:Индульгенция (лат. «отпущение грехов»)

Самым удачным продавцов индульгенции в Германии, был Иоганн Тецель. У которого даже был свой рекламный слоган «монеты звон и чудеса, душа взмывает в небеса».

фото:Иоганн Тецель.

Но один смелый монах, был возмущен такой циничной эксплуатацией чувств верующих. Он решил положить конец, алчности и порочности Рима. 31 октября 1517 года, Мартин Лютер повесил на дверях церкви в Виттенберге, что в Саксонии, документ на латыни.

фото:Мартин Лютер.

Это был список из 95 тезисов, против церкви — папа сказочно богат, почему он не построит Собор Святого Петра на свои деньги? Вместо того, что бы обирать верующих бедняков.

фото:95 тезисов Лютера

Протест Лютера мог бы там же и завершиться, но благодаря новому изобретению, он произвел революцию. Печатный станок, был завезен из Китая и усовершенствован в Германии.

фото:Первый печатный станок

Две недели спустя, тысячи копий с тезисами Лютера, разошлись по стране, а через пару месяцев, о вызове брошенным Лютером к католической знали и за пределами Германии.

фото:Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557

Католическая церковь нанесла ответный удар. Папа римский проклял Лютера, как еретика, чья душа была обречена гореть в аду и издал буллу отлучения его от церкви. Но Мартин Лютер не покорился, рискнув всем, он сжег папский указ и отрекся от папы, объявив его антихристом.

Читайте также:  Экономическое чудо индии - тайны и факты

фото: Карл V Габсбург

В 1521 году, Лютер как еретик, был арестован и предан суду. К этому периоду времени, чуть ли не каждая третья книга из 15 миллионов, читавшихся в Германии, была из под его пера. Суд над ним возглавил ,один самых могущественных и властных правителей Европы, император священной римской империи Карл V Габсбург.

фото:Лютер в Вормсе .18 апреля 1521 г.«На сём я стою…»

Лютер признавал, что был автором крамольных текстов, кроме всего бунтовщик отказывался каяться.

Отказавшись отречься от своих сочинений, Лютер сказал — «я не могу и не хочу ни отчего отрекаться. В случае, если я от них отрекусь, то тогда я окажу услугу тирании. Да прибудет со мною Господь, аминь.

» Все попытки убедить монаха закрыть рот потерпели крах.

Идеи Мартина Лютера раскололи народ и церковь. Некоторые правители провинций, воспользовались этой возможностью, чтобы освободиться от политической и экономической власти Рима. Эти бунтари присоединились к рядам мятежников, вследствие стали известны как «протестанты». Среди них был Фридрих Саксонский, который и спас Лютера от сожжения на костре, увезя его в замок Вартбург.

фото:Процесс становления и утверждения учения Лютера сопровождался многочисленными столкновениями протестантов с католиками

В изгнание Лютер продолжил свое дело.

Он перевел библию с предписанной церковью латыни, на современный ему немецкий язык. Впервые писание стало понятно каждому.

Люди могли толковать слово божие по своему усмотрению, но инициированный Лютером протест, вышел из под его контроля.

фото: В этом доме в Марбурге Мартин Лютер жил во времена Марбургского диспута 1529 года

В 1524 году по всей центральной Европе, прокатились кровавые крестьянские бунты. Погибли более сотни тысяч человек.

Европа разделилась, большая часть северных стран, присоединилась к восстанию против Рима и стала протестантской. Практически весь юг Европы, остался католическим.

Миллионы жизней будут потеряны в кровавых религиозных войнах, последовавших за расколом.

Источник: https://homsk.com/trombon/martin-lyuter-i-rozhdenie-protestantizma

Мартин Лютер

В начале 16 века многочисленные разрозненные проявления антиклерикализма слились в мощный поток Реформации, который постепенно захлестнул почти всю Европу, возвестив о рождении новой разновидности христианства – протестантизма.

В эту эпоху радикального перелома в европейской культуре устанавливались новые социально-нравственные ориентиры на столетия вперёд.

Центральной фигурой духовно-культурной жизни 16 века стал Мартин Лютер, сформулировавший основные положения протестантизма.

Яростной защитницей средневековых порядков была католическая Церковь, пользовавшаяся в 16 веке ещё огромной властью. Позже английский философ Томас Гоббс назвал папство «привидением умершей Римской империи, сидящим в короне на её гробу». Своего апогея антицерковные настроения достигли в Германии.

Их социальная база была крайне пёстрой: правители, добивавшиеся политической независимости от Рима; промышленники и торговцы, страдавшие от поборов и феодальной раздробленности; обедневшее дворянство и рыцарство, видевшее в Церкви ненасытного конкурента по обиранию подданных; деятели культуры, скованные мёртвой церковной догмой; и, прежде всего, крестьяне и городские низы, на которых невыносимым гнётом ложилась вся общественная пирамида.

Началось всё с малопримечательного, на первый взгляд, эпизода: 31 октября 1517 года в Виттенберге местный священник прибил к воротам собора тезисы, в которых он обличал практику продажи индульгенций.

Главная идея тезисов была такова: для «спасения» требуется внутреннее покаяние грешника, которое нельзя заменить внешним денежным пожертвованием.

В это время Лютер даже не помышлял о какой-либо радикальной реформе Церкви.

Церковь отреагировала незамедлительно, пригрозив Лютеру отлучением и даже физической расправой. Но здесь коса нашла на камень – виттенбергский священник отказался подчиниться силе. Однако и Папа Римский не мог уступить, поскольку конфликт получил уже слишком широкую огласку.

Некоторое время продолжался обмен резкостями, пока, наконец, дело не завершилось тем, что 10 декабря 1520 года некогда образцовый монах Мартин Лютер публично сжёг папскую буллу, отлучавшую его от Церкви.

Это был неслыханный по дерзости вызов не только букве веры, но и власти могущественного Ватикана.

Для того, чтобы одержать верх над могущественной в то время католической Церковью, необходимо было разрушить её догматический фундамент. Таким фундаментом было учение о том, что «спасение» невозможно без помощи Церкви, без благодати, содержащейся только в ней. Это учение было страшным оружием в руках Церкви.

Ватикан мог отлучать и преследовать не только отдельных бунтарей, но и целые районы, обрекая тысячи людей на ужас и разорение. Поэтому в те богобоязненные времена покушаться на авторитет Рима можно было лишь его же оружием, то есть отвергать сакральность Церкви можно было лишь с жёсткой и авторитарной позиции, апеллирующей к неоспоримой божественной истине.

Таким образом, «земной» ограниченности Церкви необходимо было противопоставить всемогущество самого Бога. Иными словами, свободу людей от притязаний Ватикана можно было обосновать лишь абсолютной зависимостью человека непосредственно от Творца, который распоряжается человеческой судьбой без каких-либо посредников.

Именно поэтому протестанты решительно отвергали богодухновенность Священного Предания как произведения рук человеческих и единственным источником веры объявляли Библию.

Именно претензии Церкви на монопольное «небесное» представительство подвергались яростным нападкам со стороны Лютера. Между человеком и Богом, подчёркивал Лютер, не должно быть никаких посредников: Бог даёт спасение по своей свободной воле, а вовсе не понуждаемый к тому домогательствами грешника.

Судьба человека определяется не Церковью, а всецело милостью Божьей. Верующий обретает спасение лишь постольку, поскольку осознаёт себя безнадёжным грешником, обретает личную веру в Бога, в искупительную жертву Иисуса Христа.

Учение о личной вере как единственном условии спасения и составляет ядро протестантской догматики.

В отличие от католической Церкви, протестанты признают священной повседневную мирскую деятельность во всём её многообразии. Ведь если спасает лишь личная вера, то нет необходимости в особых магических ритуалах, изолированных от обычной жизни.

Важно не то, что делает человек, не род занятий, не место в обществе, а осознание своего долга перед Богом. Важен не характер деятельности, а её мотив, то есть осознание своего земного призвания, освящённого Божией волей.

Поэтому у протестантов заповедь «любви к ближнему» приравнивается к заповеди «службы» ближнему: человек не должен, наподобие монахов, бежать от мира; нет, ему следует «жить в миру», добросовестно исполнять своё земное призвание, помня о безграничном и пока им не заслуженном небесном милосердии.

Служить Богу, подчёркивал Лютер, означает служить ближнему – любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается. Это и есть богослужение.

Своей концепцией личной веры, то есть отвергая способность Церкви обеспечить спасение, Лютер освободил человека от внешней, казённой религиозности.

Он поставил его один на один с беспощадным Гневом Господним (Ira Dei), объявив, что спасение возможно лишь как дар Божий, исключительно по Его свободному волеизъявлению, но никак не по необходимости – по делам и заслугам человека.

Отсюда, по мнению Лютера, высшая мудрость заключается в осознании того факта, что человек – это ничто.

Казалось бы, объявив, что человек – ничто, отвергнув свободу его воли и способность контролировать собственную судьбу, Лютер унизил достоинство человека, закрепив за ним рабское сознание. Но не будем торопиться с выводами.

Если Ренессанс стремился к эмансипации человека как гуманного, разумного существа, то Реформация провозгласила эмансипацию человека как духовного существа.

Иными словами, Ренессанс способствовал возрождению человека во вновь открытом мире, Реформация же способствовала возрождению человека в Боге.

Проблему свободы человека Лютер рассматривает в своей работе «Свобода христианина».

В ней мы обнаруживаем два, казалось бы, противоречащих друг другу тезиса: «Христианин является совершенно свободным господином всего сущего и не подвластен никому» и «Христианин является покорнейшим слугой всего сущего и подвластен всем».

Это противоречие Лютер объясняет двойственной природой человека. Поскольку человек обладает душой и телом, Лютер говорит о человеке «внутреннем и духовном» и «телесном и наружном».

Праведность и свобода души не зависит ни от каких земных условий. Душа «может обойтись без всего, за исключением Слова Божьего», поскольку «оправдывается одной лишь верой и не оправдывается никакими делами». Тем самым, судьба христианина не зависит от человека внешнего, телесного.

«Наружный» человек живёт смертной, земной жизнью, в которой «он сталкивается с противодействием своей плоти, ищущей собственной выгоды». Поэтому «человек не может вести праздную жизнь и должен творить добрые дела для того, чтобы поработить в себе ветхого человека».

Дела эти сами по себе не оправдывают человека перед Богом, они – лишь плод веры, «непосредственной, естественной любви и покорности Богу». Итак, согласно Лютеру, истинный христианин свободен, потому что его судьба вырвана Богом их круговорота земных дел.

Поскольку же он живёт в обществе, то должен быть слугой людей и безропотно подчиняться мирским правителям.

Своё отношение к мирским правителям Лютер излагает в работе «О светской власти». По его мнению, истинно уверовавшие во Христа и принадлежащие Христу люди «не нуждаются ни в светском мече, ни в законе.

И если бы весь мир состоял из подлинных христиан, то есть из истинно верующих, то не было бы необходимости или пользы ни в князьях, ни в королях, ни в господах, ни в мече, ни в законе».

Поскольку же мир полон зла, то Бог учредил светское правление, «сдерживающее нехристиан и злых, заставляющее их, хотя бы против воли, сохранять внешний мир и спокойствие».

Отсюда Лютер делает вывод: «Раз меч полезен и необходим для охраны мира, наказания греха и защиты от злых, то христианин охотно подчиняется правлению меча: платит подати, почитает начальство, служит, помогает, делает всё, что идёт на пользу светской власти, дабы её не забывали и боялись».

Лютер и в этом вопросе, как всегда, категоричен и не признаёт полутонов. Далее он пишет: «Если ты видишь, что не хватает палачей, стражников, судей, господ, то предложи свои услуги и займись этим, чтобы не пренебрегать властями, без которых нельзя обойтись, и чтобы они не пришли в упадок или не исчезли».

Однако, подчёркивает Лютер, есть сфера, вмешательство властей в которую не допустимо. Это – сфера души. По мнению Лютера, «если светская власть осмеливается диктовать законы душам, то она грубо вмешивается в Правление Господа, соблазняет и портит души». Здесь христианин не должен уступать, иначе он предаёт Бога.

Послушание относится к светской, но не к религиозной жизни.

Значение лютеровских идей выходило за рамки сугубо религиозной проблематики. Они утверждали изначальное (онтологическое) равенство всех верующих в главном – в глазах Бога. Они пробуждали в мирянине чувство собственного достоинства и внутренней независимости от всех земных, «внешних» сил.

Да, Лютер унижал человека в «вертикальном» измерении – в сопоставлении с Богом и его суверенной волей. Но, тем самым, он возвышал каждого отдельного индивидуума в измерении «горизонтальном» – в сопоставлении с земными владыками, поскольку признавал его равенство в главном – в возможности его прямой связи с Богом.

Причём эта связь опосредуется не Церковью, а только собственной совестью, а также способностью воплощать Волю Божию в выпавшем на долю человека мирском деле.

Лютер утверждал полное доверие к личностному религиозно-духовному опыту человека, превосходящему в глазах Бога все папские догмы и хитроумные интеллигентские умствования. Таким образом, в глубинном культурно-историческом смысле, Лютер утверждал новое понимание человека, соответствующее духу свободы и индивидуализма.

Источник: http://www.cerkva.ks.ua/napravleniya/protestantizm/martin-luter.html

Мартин Лютер. 13 фактов, о которых мало кто знает

В этом году весь христианский мир отмечает 500-летие великой протестантской реформации. Реформации, которая принесла не только духовные перемены в Европу, но также и социально-экономические. Одним из лидеров этого духовного движения был простой монах Мартин Лютер. Именно благодаря ему церковь того времени была потрясена и не осталась прежней… 

Говорят, что в начале 16-го столетия весь христианский мир был разделён на два лагеря. Первый это люди, которые ненавидели Мартина Лютера и называли его дьяволом, а вторые считали его героем и видели в нем реформатора.

Сегодня я собрал 13 интересных фактов из жизни этого выдающегося человека, которые и хочу представить вашему вниманию.

* * 1 * *

В 1517 году, когда началась реформация, Мартину Лютеру было всего 34 года и он даже ещё не был женат:)

* * 2 * *

Легенда гласит, что идея о том, что Европе нужна духовная реформация пришла Мартину Лютеру, когда он сидел в раздумьях …  на унитазе в туалете своего дома:).

Долгое время эта теория подвергалась критике, так как бытовало мнение о том, что в то время ещё не существовало такой цивилизации:).

Но по данным history channel в 2004 году проводились тщательные археологические раскопки дома, где жил Мартин Лютер, и было сделано сенсационное открытие того, что в его доме действительно была канализация и был даже примитивный подогрев пола! Так, что кто знает, может так и было:)

* * 3 * *

До того, как Мартин Лютер стал выдающимся реформатором, он был монахом.

В 1505 году 22-летний Мартин Лютер, ученик юридической школы, шёл по полю, как внезапно началась сильная буря. Земля аж содрогалась от грома, а молнии лупили лишь в метрах от него. Мартин так сильно испугался, что в страхе прокричал: «Святая Анна, если я выживу, то обещаю пойти в монахи!»

Кстати, решение стать монахом очень сильно огорчило его отца, который хотел, чтобы его сын стал адвокатом.

* * 4 * *

Будущая жена Мартина Лютера — Katharine von Bora, тоже была монашкой, давшая обет безбрачия. В 1523 году Мартин помог ей и ещё 12 другим девушкам бежать из монастыря и помог прятаться от официального преследования католической церкви. Когда они женились Катерине было 26, а Мартину — 41. Между ними было 15 лет разницы:)

* * 5 * *

Став монахом, Мартин Лютер оказался большим ревнителем традиций церкви. Чтобы угодить Богу, он каждодневно молился по несколько часов, постился несколько дней в неделю, морил свою плоть недосыпанием, бодрствуя по несколько суток, спал без одеяла в холодную погоду и регулярно бичевал себя, чтобы усмирить свою плоть. 

* * 6 * *

Будучи примерным монахом и имея докторскую степень по теологии, Мартин Лютер стал преподавателем в Wittenberg University. Именно будучи профессором теологического института у Лютера было много времени, чтобы размышлять о состоянии современной церкви, и мы знаем к чему это привело:).

* * 7 * *

Однажды, читая послание апостола Павла к Римлянам, глаза Мартина остановились на стихе 1:17 «Праведный верой жив будет!» Эти слова как-будто пронзили его, и ему пришло просветление о том, что, оказывается, спасение не возможно заработать делами, оно даётся по вере. В будущем этот стих стал ключевым в деле продвижения реформации.

* * 8 * *

Терпение Мартина Лютера окончательно лопнуло в конце октября 1517 года. Как-то, проходя по улице, он увидел как проповедник Johann Tetzel продавал индульгенции, приговаривая: «Как только монета падает в копилку, одна душа из чистилища отправляется в небеса!»

* * 9 * *

31 октября 1517 года в день, когда католическая церковь праздновала Хеллоуин, Мартин Лютер не выдержал и прибил 95 тезисов к дверям Виттенбергской церкви. Историки утверждают, что он это сделал специально в Хеллоуинскую ночь, потому что Мартин выступал против празднования Хеллоуина, считая его бесовским праздником.

* * 10 * *

Мартин Лютер использовал современные технологии того времени, такие как гравюры и печатный станок, для того, чтобы идеи реформации из маленького городка Виттенберг распространились по всей Европе.

Он имел дар писать доходчивые и короткие послания на доступном людям языке.

* * 11 * *

Мартин Лютер научил людей читать Библию. В его время население Священной Римской Империи (современные территории Германии и Австрии) говорило на немецком языке, а литургия в церквях велась только на латыни. Мартин Лютер лично перевёл Библию на современный немецкий язык, который понимали простые люди.

* * 12 * *

Мартин Лютер принёс новый стиль поклонения в церковь. Будучи музыкантом и композитором, Мартин написал много духовных песен, которые были простыми и легко-запоминающимися. Раньше в церкви только священники напевали какие-то нудные мотивы на латыни, а с приходом реформации пение стало частью служения. 

* * 13 * *

Бытует мнение о том, что Мартин Лютер был первым человеком, который поставил у себя дома Рождественскую елку на Рождество, украсив ее фруктами и маленькими свечками.

Эта традиция мгновенно распространилась в реформаторских кругах, и люди, которые принимали протестантские взгляды, начал массово ставить елки у себя дома на рождественские праздники.

Интересно отметить, что в начале елку в Германии называли деревом Христа (Christbaum).

Источник: http://christian.by/stati/1766-martin-lyuter-13-faktov-o-kotorykh-malo-kto-znaet

Наследие доктора Лютера: как Реформация изменила мир

Пятьсот лет назад, 31 октября 1517 года, доктор богословия Мартин Лютер обнародовал знаменитые «95 тезисов» с критикой католической церкви. Против неё открыто выступали и ранее, но такие смельчаки обычно заканчивали свою жизнь на костре.

С Лютером вышло иначе, и прежде всего потому, что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, поддержали многие германские князья. С этого момента в Европе начался церковный раскол, который сопровождался грандиозными потрясениями.

О значении Реформации для мировой истории и о том, какой след она оставила в России, — в материале RT.

Утром 31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер пришёл к Замковой церкви в немецком городе Виттенберге и прибил к её дверям листы бумаги с напечатанным на них текстом. Сегодня этот документ известен как «95 тезисов», хотя его оригинальное название —  «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций».

  • Знаменитые «95 тезисов» — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций»
  • © staatsbibliothek-berlin.de

Католическую церковь критиковали и ранее, но обычно противники папы заканчивали свою жизнь на костре. С Лютером вышло иначе, потому что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, «пришлись ко двору» многим германским князьям.

Учение Лютера в 1521 году рассмотрел съезд германской политической элиты — Вормсский рейхстаг. На нём выяснилось, что Лютер пользуется поддержкой влиятельных князей, которые готовы оказывать ему помощь.

  • Вормсский рейхстаг
  • © Цветная гравюра 1557 года.

Хотя на рейхстаге был принят осуждающий богослова Вормсский эдикт, Лютер не был арестован, а укрылся в резиденции одного из князей. Так начиналось политическое противостояние католичества и лютеранства. А приглашение к религиозному диспуту закончилось эпохой братоубийственных войн, которые несколько десятков лет длились в Германии, а затем разгорелись и в других странах Европы.

В Англии процесс Реформации в 1534 году начал король Генрих VIII, стремившийся сосредоточить в своих руках не только светскую, но и духовную власть, а также присвоить богатые монастырские владения. Так появилось одно из направлений протестантизма — англиканство.

Борьба с роскошью

Характерной особенностью Реформации была борьба всех её направлений с показной роскошью католической церкви. Ярче всего это выражалось в отрицании почитания икон и других изображений святых, которые сторонники реформ Лютера нередко безжалостно уничтожали.

В ответ католическая церковь начала процесс, известный как Контрреформация: создала новые монашеские ордены, самым известным из которых стал иезуитский, и провела внутренние реформы, в частности запретила индульгенции. Однако это ещё сильнее разделило католиков и протестантов.

Война на уничтожение

Помимо Лютера с альтернативными идеями о реформации католической церкви выступали и другие богословы и проповедники. Наиболее известным из них был француз Жан Кальвин. Католическая церковь всеми силами сопротивлялась движению Реформации и, чтобы искоренить ересь, не останавливалась ни перед массовыми казнями, ни перед войнами на уничтожение.

  • «Утро у ворот Лувра». Художник Эдуард Деба-Понсан, 1880. Из коллекции Музея Роже-Кийо (Клермон-Ферран, Франция). На картине изображена Екатерина Медичи (в чёрном) в сопровождении свиты, разглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи.
  • © Репродукция Эдуарда Деба-Понсана

Реформация изменила всю политическую и религиозную карту Европы, а потом выплеснулась за пределы Старого Света. Сторонники новых религиозных направлений бежали в далёкие страны, чтобы обустроить жизнь в соответствии со своими религиозными принципами. Такими радикальными беглецами были, например, отцы-основатели США. Войны из-за принципов веры достигли грандиозного размаха.

«Глобальный духовный переворот»

Сегодня страсти улеглись. Католики и протестанты живут в мире. Но для этого потребовались сотни лет и сотни тысяч жизней.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал RT, что Реформация для своего времени была глобальным духовным переворотом и повлияла на развитие христианства не только в Западной Европе, но и во всём мире.  

Главная и самая известная разновидность протестантизма — лютеранство. Однако, помимо последователей Мартина Лютера, существуют ещё кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

В российских условиях

Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию.

Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство.

Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.

Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.

Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался  в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России.

В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.

  • Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве
  • © Wikipedia

Источник: https://russian.rt.com/science/article/444807-reformaciya-martin-luyter

Как благодаря Мартину Лютеру протестантизм в Германии зародился (I)

?veritas4 (veritas4) wrote,
2016-04-18 10:32:00veritas4
veritas4
2016-04-18 10:32:00
Мартин Лютер держит речь в Вормсе перед императором Карлом Пятым 17 апреля 1521 года

«Здесь я стою, и не могу иначе» (Hier stehe ich, und kann nicht anders)- это известное изречение Лютера знает в Германии каждый школьник.

495 лет тому назад: Самый известный мыслитель протестантизма произнёс эти слова во время своего выступления на Имперском Вормском Соборе в Вормсе 17 апреля 1521 года, в присутствии императора Карла V, который выступал в качестве обвинителя Лютера в том, что тот еретик, и пропагандирует чуждые церкви идеи, а так-же открыто оскорбляет папский Святой Престол…

Христианский богослов Мартин Лютер опубликовавший за пару лет до этого в 1517 году свои «тезисы» против Рима.

которые по легенде были прибиты к церконой двери, стал символом противодействия папизму в Германии, и духовным лидером зараждавшегося в те годы нового религиозного движения протестантизма, или евангеликан, как они себя называли сами.

Ниже интересный, более детальный материал взятый у liqe в»

Мартин Лютер и рождение протестантизма.»Рим, 1517 год. Часть сокровищ награбленных и привезенных в Европу искателями приключения и пиратами, попало в руки к всемогущей католической церкви. Папа римский Лев X (Джованни Медичи), собирал средство на строительство самого большого храма в мире «Собора Святого Петра». Его возведение займет более 150 лет. Этот символ могущества католической церкви, весьма дорого стоил. Но папа открыл новый способ сбора средств у простых христиан наживаясь на их вере….

фото:Лев X(Джованни Медичи), 217-й папа римский.

В то время большинство европейцев жили в бедности, невежестве и страхе. Единственной надеждой на лучшую долю, была загробная жизнь, но доступ к раю был под строгим контролем церкви, а спасение имело свою цену.

фото:Собор Святого Петра. Вместимость около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади. Представители папы римского торговали индульгенцией по всей Европе. Католическая церковь раздавала бумажные свидетельства, с печатью об отпущение грехов или по другому, входные «билеты в рай», в обмен на звонкую монету. Денежное пожертвование могло также избавить почивших родственников от мук чистилища.
фото:Индульгенция (лат. «отпущение грехов»)

Самым удачным продавцов индульгенции в Германии, был Иоганн Тецель. У которого даже был свой рекламный слоган «монеты звон и чудеса, душа взмывает в небеса».

фото:Иоганн Тецель.Но один смелый монах, был возмущен такой циничной эксплуатацией чувств верующих. Он решил положить конец, алчности и порочности Рима. 31 октября 1517 года, Мартин Лютер повесил на дверях церкви в Виттенберге, что в Саксонии, документ на латыни.
фото:Мартин Лютер.Это был список из 95 тезисов, против церкви — папа сказочно богат, почему он не построит Собор Святого Петра на свои деньги? Вместо того, что бы обирать верующих бедняков.
фото:95 тезисов ЛютераПротест Лютера мог бы там же и завершиться, но благодаря новому изобретению, он произвел революцию. Печатный станок, был завезен из Китая и усовершенствован в Германии.
фото:Первый печатный станокДве недели спустя, тысячи копий с тезисами Лютера, разошлись по стране, а через пару месяцев, о вызове брошенным Лютером к католической знали и за пределами Германии.
фото:Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557Католическая церковь нанесла ответный удар. Папа римский проклял Лютера, как еретика, чья душа была обречена гореть в аду и издал буллу отлучения его от церкви. Но Мартин Лютер не покорился, рискнув всем, он сжег папский указ и отрекся от папы, объявив его антихристом.
фото: Карл V ГабсбургВ 1521 году, Лютер как еретик, был арестован и предан суду. К этому периоду времени, чуть ли не каждая третья книга из 15 миллионов, читавшихся в Германии, была из под его пера. Суд над ним возглавил ,один самых могущественных и властных правителей Европы, император священной римской империи Карл V Габсбург.
фото:Лютер в Вормсе .18 апреля 1521 г.«На сём я стою…»Лютер признавал, что был автором крамольных текстов, кроме всего бунтовщик отказывался каяться. Отказавшись отречься от своих сочинений, Лютер сказал — «я не могу и не хочу ни отчего отрекаться. В случае, если я от них отрекусь, то тогда я окажу услугу тирании. Да прибудет со мною Господь, аминь.» Все попытки убедить монаха закрыть рот потерпели крах.Идеи Мартина Лютера раскололи народ и церковь. Некоторые правители провинций, воспользовались этой возможностью, чтобы освободиться от политической и экономической власти Рима. Эти бунтари присоединились к рядам мятежников, вследствие стали известны как «протестанты». Среди них был Фридрих Саксонский, который и спас Лютера от сожжения на костре, увезя его в замок Вартбург.
фото:Процесс становления и утверждения учения Лютера сопровождался многочисленными столкновениями протестантов с католикамиВ изгнание Лютер продолжил свое дело. Он перевел библию с предписанной церковью латыни, на современный ему немецкий язык. Впервые писание стало понятно каждому. Люди могли толковать слово божие по своему усмотрению, но инициированный Лютером протест, вышел из под его контроля.
фото: В этом доме в Марбурге Мартин Лютер жил во времена Марбургского диспута 1529 годаВ 1524 году по всей центральной Европе, прокатились кровавые крестьянские бунты. Погибли более сотни тысяч человек. Европа разделилась, большая часть северных стран, присоединилась к восстанию против Рима и стала протестантской. Практически весь юг Европы, остался католическим. Миллионы жизней будут потеряны в кровавых религиозных войнах, последовавших за расколом.P.S.

Очень даже неплохо, хотя фактически всё это рассказано несколько пристрастно — с точки зрения протестантов, без учёта второй стороны медали, и мнения на личность Лютера католиков… Постораюсь частично восполнить этот пробел в следующей статье.

Источник: https://veritas4.livejournal.com/84303.html

Темная сторона Мартина Лютера: хотел убить всех евреев

В этом году исполняется 500 лет с того момента, как немецкий теолог Мартин Лютер 31 октября 1517 году представил свои 95 тезисов, проложивших дорогу Реформации и евангелическо-лютеранской церкви, которая обосновалась во многих странах северной Европы.

В юбилейные дни вспоминают Мартина Лютера как мужественного теолога, который с риском для собственной жизни восставал против злоупотребления властью Папой и защищал право простого человека на спасение и чтение Библии на собственном языке.

С темными сторонами Мартина Лютера церковь сегодня неохотно имеет дело. Не только евреев Лютер считал отбросами общества. Крестьяне, которые поднимали восстания, тоже вызывали отвращение Лютера. Ведь хотя Лютер и защищал маленького человека, он проповедовал уважение и смирение перед властью.

Те крестьяне, которые, отчасти вдохновленные и Мартином Лютером, поднимали восстание и требовали более справедливого деления земли и имущества, могли не ждать какого-то понимания со стороны лидера Реформации. Напротив, Лютер считал, что бунтовщики заслуживали того, чтобы быть убитыми:

«Пусть все, кто может, рубят, убивают и закалывают их, открыто или тайно, ведь никто не может быть более отвратительным, разлагающим или более дьявольским, чем тот, кто поднимает восстания.

Это подобно тому, как необходимо убивать взбесившуюся собаку: если ты не убьешь ее, то будешь убит сам, и вся страна вместе с тобой. Не думаю, что сейчас хоть один дьявол остался в преисподней, все они вселились в крестьян.

Их безумие переходит всякие границы».

Так в 1525 году Лютер в семистраничном письме открестился от требующих справедливости крестьян. Тогда крестьянское восстание переросло в настоящий набег. Крепости, замки и монастыри грабились и сжигались, знать и землевладельцев убивали. По подсчетам, было убито до 100 тысяч крестьян, прежде чем в королевстве Германия вновь восстановился порядок.

Выбрал монастырь

Прежде чем Мартин Лютер ополчился против крестьян и евреев, он бесчисленное количество часов сидел и размышлял о своей вере и роли католической церкви. У Мартина Лютера не сходилось то, что Папа говорил в Риме, и то, что он сам читал в Библии.

Если бы все было так, как хотел его отец Ганс Лютер, маленький Мартин никогда бы так излишне много не размышлял над вечными вопросами, а стал бы, согласно воле родителя, адвокатом. Мартин Лютер родился в 1483 году и был отправлен в школу в Айзенахе и Магдебурге. Школьный период Лютер потом сравнивал с адом и чистилищем.

В семнадцатилетнем возрасте Лютер начал учиться в Эрфуртском университете, который он называл пивной и публичным домом. Четырьмя годами позже он сдал магистерский экзамен и должен был продолжить изучение юриспруденции, но она быстро ему надоела.

Страстью Мартина Лютера были теология и философия. После поездки домой, когда 2 июля 1505 года он скакал обратно в Эрфурт, посреди леса его внезапно застигла гроза.

Молния ударила рядом с его лошадью, и смертельно напуганный Лютер закричал: «Святая Анна, помоги, стану монахом!»

Это была клятва, которую он не посчитал возможным нарушить. Несмотря на яростные протесты отца, Мартин Лютер за ненадобностью продал все свои учебники, попрощался с родственниками и 7 июля 1505 года записался в августинский монастырь в Эрфурте.

Теперь события развивались стремительно. Через два года Мартин Лютер был рукоположен, еще через несколько лет он посетил Папу Римского и стал доктором теологии в университете Виттенберга.

Спасение на продажу

Начало протестам Мартина Лютера положило решение папы Leo X профинансировать возведение Собора святого Петра в Риме за счет продажи индульгенций. Тому, кто покупал эти папские письма, гарантировалось прощение грехов и спасение.

Монах доминиканец Йоханн Тетцель с успехом продавал индульгенции по всей Германии. Его аргумент при продаже звучал, например, так: «Как только денежки в сундучок, душа из чистилища сразу скок». Продажами занимались немецкие банковские фирмы, половина выручки уходила в Рим, другую же половину между собой делили немецкие банкиры и архиепископ Альбрехт Бранденбургский.

Мартин Лютер не мог смириться с идеей, что спасение можно купить за деньги. Он написал архиепископу письмо с 95 тезисами и выразил протест против индульгенций. Возможно, Лютер также прибил свои тезисы к двери церкви в Виттенберге, как гласит одна история, но эксперты в этом сомневаются.

Благодаря искусству книгопечатания Гуттенберга тезисы быстро распространились. За две недели их можно было прочитать по всей Германии, а двумя месяцами позже они разошли по остальной Европе.

Хотя Лютер вначале не хотел разрывать отношения с Папой, тезис номер 86 можно расценить как открытое объявление войны: «Почему Папа, который богаче Креза, повелел построить Собор святого Петра на деньги бедных верующих, а не на свои собственные?»

Yle22.04.2017Die Welt06.05.2017National Post05.06.2012Мартин Лютер стал героем всех, кто сомневался в Папе. Теологи собрались в Виттенберге, чтобы развивать протест дальше. Реформация получила очень мощное начало.

Папа был привычен к критике от сторонников реформ и к тому, что существует бесчисленное количество теологов всех мастей, которые ему противоречат, и обычно не обращал на них внимания.

Умеренного устрашения, как правило, хватало, чтобы призвать самого упрямого священника к порядку. Но Лютер был из другого теста.

Он, напротив, лишь ужесточал свою критику и утверждал, что у Папы нет эксклюзивного права толковать Библию, и что ни Папа, ни католическая церковь вовсе не непогрешимы.

Папа в 1521 году ответил анафемой. Лютера объявили вне закона, его книги и памфлеты попали в черный список, кроме того, его приказали арестовать. Давать Лютеру еду или приют также стало преступлением.

Тут на выручку пришел князь Фридрих III Гессенский. Замок Вартбург в Айзенахе целый год был убежищем Лютера.

Монахиня стала фру Лютер

Мартин Лютер перевел Новый завет на немецкий язык и еще углубил свою критику в адрес церкви: например, он заверял монахов и монахинь, что те не совершали греха, если нарушали целомудрие и другие обеты.

В то же время часть сторонников Реформации радикализировались, им уже недостаточно было, что их объявляли равными перед Богом, теперь они требовали равенства и в жизни на земле.

Мартин Лютер вернулся в Виттенберг, где он на Пасху 1522 года резко открестился от возможности применять насилие, чтобы совершать изменения. Он подчеркивал, что христианские послания сводились к любви, терпению, благотворительности и свободе.

Лучшего мира нужно было добиваться, полагаясь на слово Божье и мирские власти, а не противопоставляя себя им.

В возрасте 42-х лет Лютер женился на Катарине фон Боре. Она была монахиней, которой он помог бежать из монастыря. Протестантские священники женились и раньше, но с женитьбой Лютера католическое требование целибата было окончательно уничтожено в этой части мира.

У супругов Лютер было шесть детей, из которых четверо дожили до взрослого возраста. Семья жила непритязательно, так как глава дома никогда не получал каких-то гонораров за все те бесчисленные книги, которые он писал и которые распространялись по всему миру. Вместо него богатство наживали издатели.

В Саксонии Лютер образовал новую церковь с новыми богослужениями. Например, псалмы должны были петься по-немецки. Лютер написал Большой катехизис, который стал руководством для священников, и Малый катехизис, в котором понятным языком разъяснял основы христианской веры простому народу.

Никакого посредничества

Всего через восемь лет после анафемы Мартина Лютера Реформация отвоевала территорию в таком количестве немецких и швейцарских королевств, что ведущие протестантские теологи собрались в Марбурге в Гессене, чтобы договориться об общих правилах для новой церкви.

Нужно было прийти к согласию насчет пятнадцати тезисов. Четырнадцать из них не вызывали проблем, но вот вопрос о Вечере Господней вызывал ожесточенные споры.

Присутствовал ли Иисус действительно своей плотью и кровью, или это имеет лишь символическое значение — об этом теологи могли пререкаться месяцами.

Как Иисус мог присутствовать сразу в нескольких местах одновременно, спрашивал один из лагерей, на что Лютер отвечал, что Иисус повсюду.

Гармонии достичь так и не смогли, тем не менее, большинство подписало соглашение, которое в 1530 году объединило протестантские страны. Швейцарцы воздержались от подписания, а взгляд на Вечерю Господню до сих пор остается причиной разногласия разных протестантских церквей.

Одновременно с тем, как реформаторы обсуждали Вечерю Господню в Марбурге, католическому миру угрожали турки, которые продвинулись на север и стояли уже под Веной. Император Священной Римской империи хотел быстро положить конец религиозным распрям, чтобы пойти против турок единым фронтом. Поэтому лидеры реформации были призваны в Аугсбург для переговоров.

Мартин Лютер участвовать в них не мог, в отношении него по-прежнему действовал смертный приговор. Но его ближайшие соратники поехали в Аугсбург и зачитали соглашение, заключенное в Марбурге, которое в связи с этим потом стало называться «аугсбурским признанием».

Католическая церковь не была готова идти на уступки, а лишь дала протестантам несколько месяцев отсрочки, чтобы те оставили свою ересь и подчинились Папе. Иначе она угрожала войной.

Это стало последней попыткой объединить церковь. Мартин Лютер констатировал, что дальнейшие переговоры бессмысленны. Протестантские князья образовали собственный военный альянс, чтобы защититься от возможной католической агрессии.

Погромы

Поэтому призывы изгонять и убивать евреев стали выполняться, что привело к погромам во многих немецких городах, они происходили в течение всей второй половины 16 века и позднее. Но молодой Мартин Лютер изначально был вовсе не враждебно настроен по отношению к евреям, напротив.

Лютер знал, что евреи, конечно, отрицали Иисуса и распяли его, но вначале он думал, что их действия можно объяснить тем, что им не была дана истинная вера.

Когда случился прорыв реформации, тогда и евреи, наконец-то, должны были услышать правду об Иисусе Христе, осознать, что он был Спасителем и глубоко раскаяться в том, как они встретили сына Божьего полторы тысячи лет назад, полагал Лютер.

Он ошибался. Как Лютер и другие ведущие священники ни проповедовали христианские послания евреям, те продолжали придерживаться убеждений своих предков о том, что Иисус вовсе был не божество, а обыкновенный смутьян, который получил то, что заслужил.

То, что евреи отрицали Иисуса по незнанию, Мартин Лютер мог понять. Но то, что они продолжали отрицать Спасителя и после того, как познакомились со священными писаниями, когда им на блюдечке поднесли все евангелическое христианство — это было уже слишком.

Такую неблагодарность Мартин Лютер простить не мог и потому в 1543 году написал памфлет «О евреях и их лжи». Книге суждено было много раз переиздаваться, особенно в 1930-е годы.

Следует помнить, что преследование евреев продолжалось по всей Европе многие сотни лет. То есть, Мартин Лютер совершенно не оригинален в этом вопросе.

Уникален же Мартин Лютер потому, что ему удалось восстать против Папы и создать целую новую евангелическую церковь, которая превратилась в народную церковь Северной Европы.

Факты


Мартин Лютер

1483 — родился в Айслебене.

1505 — прекращает изучение юриспруденции и уходит в монастырь.

1512 — становится доктором теологии и профессором университета в Виттенберге.

1517 — нападает Папу и католическую церковь в своих 95 тезисах, которые он представляет в Виттенберге.

1521 — объявлен Папой вне закона, бежит в замок Вартбург, где переводит Новый завет на немецкий язык и пишет постиллу, которая становится основой евангелических проповедей.

1525 — женится на бывшей монахине Катарине фон Бора.

1529 — Лютер издает Большой катехизис для священников и Малый катехизис для простого народа.

1530 — в Аугсбургском признании протестантские королевства приходят к согласию насчет нового церковного порядка.

1546 — Лютер умирает в Айслебене 62 лет от роду. Похоронен в Виттенберге.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/social/20171031/240650437.html

Ссылка на основную публикацию