Коновалы на руси — тайны и факты

24 главные загадки истории России

Уинстон Черчилль говорил: «Россия — это  головоломка, завернутая в тайну, завернутую в загадку». Не можем не согласиться. Русская история полна загадок. Мы выбрали 24 ключевых.

Да, мы по-прежнему не знаем достоверно, откуда взялось слово «Русь». По одной версии, от топонима «Рось» (название реки), по другой — от слов Ruotsi, Roots, Rotsi (так финские племена называли шведов).

Ломоносов считал, что русы были потомками сарматов, называвших себя роксоланами или росоманами (эти слова якобы и видоизменились до слова «русь»). Ещё «россами» (красными, рыжими) византийцы называли племена, совершавшие набеги на Константинополь.

 Ибн-Фадлан, встретивший варягов в 922 году, отозвался о них: «Они подобны пальмам, румяны, красны».
Мнений много, но порядка в них нет.

По поводу того, кем был Рюрик, у историков тоже нет единого мнения. Одни соотносят его с Рориком Ютландским, датским конунгом из династии Скьёльдунгов. Другие историки считают, что Рюрик — это шведский конунг Эйрик Эмундарсон.

Есть также версия, что Рюрик были вождем славян-ободритов (полабские славяне), и версия, что Рюрик пришел с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Есть мнение, что никакого Рюрика и вовсе не было.

До XV века никто из русских князей не называл себя «рюриковичем», а спор о личности Рюрика начался и вовсе в XVIII веке. Так и не закончился.

Здесь можно начать с того, что никаких монгло-татар никогда не было. Это искусственный термин, придуманный в XVIII веке. Определение «иго» появилось в XV веке. Впервые он встречается в Киевском синопсисе, так польский историк Ян Длугош перевел латинский термин jugum. Только после этого о стоянии на Угре начали говорить как об осовбождении из-под ига.

Позже этот термин был «освоен» Карамзиным.
Историки до сих пор не пришли к единому мнению об иге. Лев Гумилев считал отношения Руси  и Орды взимовыгодным союзом. Несомненна роль Орды в возвышении Москвы, что отмечал даже Карамзин. Носовский и Фоменко в своих изысканиях и вовсе доходят до того, что Русь и Орда — одно и то же.

Они соотносят Батыя с Ярославом Мудрым, Тохтамыша с Дмитрием Донским… оставим это на их совести.

Как в Россию «залетел» двуглавый орел? Впервые он появился на государственной печати во время правления Ивана III, поэтому считается, что его «принесла» в Россию Софья Палеолог. Однако неясно, почему он стал госсимволом только через 20 лет после свадьбы Ивана III на византийке.

Кроме того, двуглавый орел не использовался византийцами на госпечатях.
Зато использовался Габсбургами, ещё за полвека до появления русской печати, а также был на некоторых монетах Золотой Орды, а также являлся одним из алхимических символов.

При дворе Ивана III не было недостатка в заезжих экспатах-алхимиках.

Вот уж с каким вопросом вряд ли когда кто разберется, так это с тем, кто такие казаки. Родину казаков находят и на Северном Кавказе, и в Приазовье, и в Западном Туркестане. Родословную казаков возводят к скифам, к аланам, к черкесам, к хазарам, к готам, к бродникам.

У сторонников всех версий есть свои аргументы. Сегодня казаки — полиэтническая общность, в которую вписаны представители нескольких десятков народностей, среди которых есть и совсем неожиданные – молдаване, турки, эстонцы, таджики.

Вопрос же о том, кем были первые казаки до сих пор остается нерешенным.

Убивал ли Грозный своего сына? Вопрос открытый. В 1963 году, когда были вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына, содержание яда в останках царевича было несовместимо с жизнью.

Задолго до этой экспертизы, Константин Победоносцев называл изображенное на картине Репина фантастикой.

Версия же об убийстве была основана на рассказах папского легата Антонио Поссевино, которого сложно назвать незаинтересованным лицом.

В 1575 году Иван Грозный отрекся от престола и посадил на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича. Современники не понимали смысла затеи монарха.

Говорили, что царь боялся предсказаний волхвов о том, что в этом году умрет московский царь. Не понимают смысла этого поступка и современные историки.

Есть версия, что Грозный опасался восстания в бывшем Казанском ханстве, где он, кстати, оставался по-прежнему царем. Почти год Иван Грозный проводил свой эксперимент.

Мы уже смирились, что Лжедмитрий I – это беглый монах Гришка Отрепьев. Но вся эта история выглядит весьма сюрреалистично. Вначале Дмитрия (с приставкой «лже») признала при всем честном народе родная мать, князья, бояре, а спустя некоторое время – все вдруг прозрели.

Патологичности ситуации добавляет тот факт, что сам царевич был полностью убежден в своей натуральности, о чем писали современники.
Кстати, идею о том, что «легче было спасти, чем подделать Димитрия» высказывал еще  Николай Костомаров. Но вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду.

Когда Земской собор 1613 года избрал на царство Михаила Романова, ему было 16 лет. При этом его даже не было в Москве во время жарких диспутов, разгоревшихся там.

Основным аргументом было то, что якобы покойный царь Федор Иванович перед смертью хотел передать трон своему родственнику Федору Романову (патриарху Филарету). А поскольку тот был в польском плену, корона переходила к его единственному сыну – Михаилу.

Как писал впоследствии историк Ключевский, «хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего».

Раскол русской церкви был одним из самых тяжелых поворотных эпизодов русской истории. Алексей Михайлович, грекофил, пожелал изменить церковные обряды «чтобы было, как у греков», а не кто во что горазд». Этот «апгрейд» привел к самому крупному духовному противостоянию в истории России.

О причинах раскола ученые спорят до сих пор. Не последнее место здесь, как видимо, играли амбиции русского царя на византийский трон.

В 1649 году патриарх Паисий на приеме у царя прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царем в Константинополе: «да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения».

За годы своего правления Петр Первый изменил Россию до неузнаваемости. После возвращения из Великого посольства царь изменился настолько, что в народе стали поговаривать о том, что его подменили.

 По одной версии, Петра «заклали в стену», а вместо него прислали на Русь похожего лицом самозванца. По другой — «царь в немцах в бочку закладен и в море пущен».

Масла в огонь добавило то, что вернувшийся из Европы Петр начал масштабное уничтожение «древнерусской старины». Почему? Однозначного ответа нет.

Одна из главных загадок русской истории — был ли Павел сыном Петра III? Была ли прервана династия Романовых? У Екатерины и Петра III долго не было детей, сама императрица писала, что её муж страдал от фимоза.

Упоминала императрица в своих дневниках и о том, что была очарована Сергеем Салтыковым, предположительным отцом Павла Первого: «Я не поддавалась всю весну и часть лета…».

Есть и народная легенда появления на свет Павла I: согласно ей, Екатерина родила от Петра мёртвого ребенка, и он был заменён неким «чухонским» мальчиком.

Сын Павла I, Александр, также оставил историкам сложную загадку. Есть легенда, что он оставил царский престол, сфальсифицировав собственную смерть, и отправился странствовать по Руси под именем Федора Кузьмича.
Есть несколько косвенных подтверждений этой легенды.

Так, свидетели заключали, что на смертном одре Александр был категорически не похож на самого себя. Кроме того, по неясным причинам императрица Елизавета Алексеевна, супруга царя, не участвовала в траурной церемонии.

Знаменитый русский юрист Анатолий Кони провел тщательные сравнительные исследования почерков императора и Федора Кузьмича и пришел к выводу, что «письма императора и записки странника писаны рукой одного и того же человека».

Куда подевались деньги от продажи Аляски до сих пор неизвестно. Золотые слитки везли из Лондона на барке «Оркни», но он затонул. Было ли там на самом деле золото неизвестно.

Зато известен документ, в котором говорится о том, что большая часть денег была израсходована за границей на оборудование для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др.

Так ли это, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

У историков до сих пор нет единого мнения насчет того, кто именно санкционировал расстрел царской семьи и Романовых под Алапаевском.

Называются имена Свердлова и Ленина, но следователь Владимир Соловьев, занимавшийся делом расстрела Романовых с 1993 года неоднократно утверждал, что санкции на расстрел не давал ни Ленин. ни Свердлов.

 По воспоминаниям другого следователя, Николая Соколова, которому адмирал Колчак поручил расследование, екатеринбургское и алапаевское убийство – «продукт воли одних лиц». Вопрос остается лишь в том, чья на то была воля.

Судьба «золота Колчака», большей части золотого запаса царской Росии до сих пор неизвестна.  Это было примерно 490 тонн чистого золота в слитках и монетах стоимостью в 650 миллионов.

По одной версии, его украл чехословацкий корпус, по другой — его спрятали по приказу самого Колчака. Предполагаемые места захоронения: шлюз Марьина Грива в Обь-Енисейском канале, горы Сихоте-Алиня, Байкал, Иртыш.

Ни нигде золото так и не было найдено. Также есть версия, что золото «осело» в европейских банках.

Был ли Тунгусский метеорит метеоритом до сих пор непонятно. Поисковые экспедиции на предполагаемом месте падения метеоритных осколков не нашли, не было там и кратера.

Есть много версий случившегося: взрыв ядерного реактора межпланетного космического корабля, ледяная комета, столкновение Земли с антивеществом, волновой эксперимент Николы Теслы.

Версий больше десятка, но ни одна пока не является научно признанной.

Ещё в феврале 1917 года в партии большевиков было 5000 человек, в октябре того же года уже 350000.

Как получилось так, что большевики, которых до последнего момента не считали серьезной силой, пришли к власти? Можно объяснить это суммой логичных факторов, от германских денег до пропаганды, но отрицать того, что революция 1917 года была беспрецендентным явлением в мировой истории, нельзя. И иррациональный фактор был не менее важен, чем рассчет.

Единого мнения у историков насчет причин сталинских репрессий нет. По одной версии, Сталин вел борьбу с региональными партинйыми органами, препятствующими выборам в Верховный Совет СССР. По другой, репрессии были средством «социальной инженерии», продолжением коллективизации и раскулачивания. Наконец, есть версия, что Сталин готовил СССР к войне и устранял в стране «пятую колонну».

Резкое изменение отношения Сталина к церкви после начала войны историки не могут объяснить однозначно. Одни говорят о том, что это был прагматичный ход вождя, которому нужны были «скрепы» для мобилизации.

По другой версии, Сталин был тайно религиозен, его телохранитель Юрий Соловьев вспоминал, что Сталин молился и даже исповедовался, а Артем Сергеев вспоминал в интервью, что Сталин никогда дома не говорил ничего плохого о церкви, и даже журил своего сына Василия за непочтительное отношение к молящимся.

Выступление Никиты Хрущева на XX съезде партии, где он осудил культ личности Сталина, стало сенсацией. Почему он на это решился? По мнению одних, Хрущев тем самым «обелял» себя за участие в репрессиях, по мнению других — готовил реорганизацию госаппарата.

Есть даже версия, что так он «отомстил» Сталину за смерть сына. Учитывая долгосрочные последствия этого шага, некоторые историки усматривают здесь даже «руку Запада». Падение престижа СССР после ХХ съезда было огромным.

Интересна и живое участие в подготовке доклада Отто Куусинена, по некоторым данным сотрудничавшего с британскими и американскими спецслужбами.

Тайна исчезновения в СССР дипломата Рауля Валленберга до сих пор не разгадана. Его, спасшего десятки тысяч венгерских евреев, последний раз видели 18 января 1945 года. Позже появились свидетельства, что его видели в Лефортовской тюрьме.

По версии, описанной в мемуарах генерала КГБ Судоплатова, Валленберга арестовали по личному приказу Булганина, а в 1947 году убили по указанию Молотова. Существует и версия, что Валленберг остался жив. Его видели бывшие узники Озерлага поляки Цихоцкий и Ковальский на одном из пересыльных пунктов.

По другим свидетельствам, его видели также в других лагерях и Владимирском централе. Поляки также утверждали, что он был жив и в октябре 1959 года.

Есть версия, что гипотетические золотовалютные фонды Коммунистической партии СССР в первые годы 1990-х «ушли» в европейские и американские банки. Искали «золото партии» множество общественных и политических деятелей.

По версии журналиста Евгения Додолева писатель Юллиан Семенов был устранен из-за того, что смог «вскрыть схемы выводов партийных миллионов». Однако есть и предположение, что пресловутое «золото партии» — не более, чем миф.

На 20 августа 1991 года Горбачевым было намечено подписание Союзного договора, в котором предстояло обозначить новое положение советских республик. Но мероприятие сорвал путч.

Знал ли Горбачев о заговоре? На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа, но то, что ГКЧП и путч – проект самого Горбачёва – достаточно распространённая версия. Он ещё в марте 1991-го дал задание будущим участникам ГКЧП разработать проект закона «О введении чрезвычайного положения».

Бывший член Правительства РФ Михаил Полторанин также утверждает, что «путч 1991 года был разыгран Борисом Ельциным вместе с Михаилом Горбачевым». Официальная же версия такова: Горбачев ничего не знал.

Источник: http://russian7.ru/post/24-glavnye-zagadki-istorii-rossii/

Кто такие коновалы? — Следы былого

Анатолий ГАНУЛИЧ

В наше время слово “коновал” непременно вызывает представление о плохом, невежественном лекаре. Однако в старину так именовался представитель весьма распространенной, особенно в сельской местности, профессии. Коновалом называли ветеринара-ремесленника, который, не имея специального ветеринарного образования, занимался лечением скота, преимущественно лошадей.

Коновальством промышляли ходившие по деревням крестьяне, а также кочевые цыгане. Этот отхожий промысел был вызван к жизни, с одной стороны, большой потребностью сельских и отчасти городских жителей России в ветеринарной помощи, а с другой стороны, явной нехваткой или недоступностью профессиональных ветеринаров.

Читайте также:  Самовозгорание людей - тайны и факты

Результатом неудовлетворенного спроса и явилось появление весьма многочисленного отряда лекарей-самоучек.

Коновал, XX век, Пермский исторический краеведческий музей.

Первоначальным и главным занятием коновалов являлось охолащивание, то есть кастрация, жеребцов и самцов других сельскохозяйственных животных. Такая операция была совершенно необходима, ибо нехолощеные молодые самцы были зачастую неспокойны, опасны, плохо нагуливали вес.

Жеребят холостили преимущественно на втором или третьем году жизни. Собственно говоря, само слово “коновал”, или, как еще говорили, “конеклад”, объясняло характер этой операции.

Коня или другое животное надо было сначала повалить, положить на землю, чтобы затем превратить жеребца в мерина, быка — в вола, кабана — в борова (хряка), барана — в валуха.

Эта нелегкая операция, которая еще называлась кладкой, крощением, легчением, оскоплением, чисткой, требовала от коновала большой физической силы, незаурядной ловкости, особого склада характера.

Представление о расценках за эту деликатную работу в селах и деревнях дают цифры, характерные для 70-х годов XIX века. Так, санниковские коновалы Ярославской губернии брали за охолащивание жеребца 1-5 рублей, быка — 15-40 копеек, поросенка — 5-25 копеек, барана — 2-5 копеек, кота — 2 копейки. Впрочем, кошками и собаками коновал обычно не занимался.

Кроме охолащивания, коновалы занимались лечением скотины, причем от всех болезней — как наружных, так и внутренних. Распространенным способом лечения животных, как и лечения людей, было пускание крови.

Те же санниковские коновалы за пускание крови лошади брали 10-15 копеек. Применялось и прокалывание брюха, чтобы выпустить скопившиеся газы.

Но наиболее широко коновалы применяли растительные и минеральные снадобья, особенно различного рода травы и яды.

В 1850 году в московской типографии А.

Евреинова была издана книга с длинным названием “Новое практическое руководство к домашнему скотоводству и к лечению болезней домашней скотины, как то: лошадей, рогатого скота, овец, коз, свиней и собак, — в пользу городских, а особенно сельских хозяев с подробным наставлением, как содержать, выкармливать и разводить здоровую и прочную домашнюю скотину, как распознавать, предупреждать и лечить их болезни, почерпнутое из лучших иностранных и российских писателей Н.В.Данилевским”. В книге приведена “Коновальная аптека”, состоящая из 122 наименований всевозможных смесей, порошков, пойл, мазей, пилюль, эликсиров, эссенций, примочек, пластырей, тинктур (настоек), камней, отваров и других лекарственных средств с подробным указанием их состава и применения. С помощью этих лекарств лечили опухоли, раны и многие другие болезни, останавливали носовое кровотечение, выводили глистов, оказывали помощь при укусах ядовитыми или бешеными животными.

Приведем ряд примеров из “Коновальной аптеки”. Так, в книге утверждалось, что экстракт свинцовый в виде примочки снимает воспаления, начинающийся антонов огонь (гангрену), разъедающие острые мокроты, лечит зуд, мокрецы, злокачественные гнойные нарывы, истребляет дикое мясо в ранах.

Вода глазная синяя служит от всех глазных болезней, а также применяется для лечения ран вместо примочек. Противоглистная кашка умерщвляет и удаляет из внутренностей глистов и червей.

Эфиоп минеральный оказывает хорошее действие от лихого (накожных болезней), коросты и нечисти кожной, умерщвляет червей в желудке, очищает кровь, разжижает густые соки и производит испарину.

Сумка коновала, 1910-1920 гг., Архангельский областной краеведческий музей.

Впрочем, сомнительно, что коновалы пользовались этой книгой, ибо в большинстве своем они были малограмотными, а то и вовсе неграмотными.

Знания и навыки передавались от одного коновала к другому, часто коновальский промысел был наследственным.

В типичный набор снадобий, который коновалы брали с собой в путь, входили различные сушеные травы, листья, коренья, камешки, краска из голубой глины, алебастр, сулема, мышьяк, сабур, антимоний, квасцы, купорос, горючая сера и прочее.

Среди трав, листьев и кореньев главную роль играли богородская трава, зверобой, истертые в порошок березовые и ясеневые листья, завязной корень, репейный корень, корень папоротника. Особые надежды возлагались на некие таинственные травы, носившие экзотические названия “иерусалим цвет”, “адамова голова”, “петров крест”.

“Иерусалим цвет” смешивали с ладаном и употребляли для окуривания не только скотины, но и человека, а также “негодного” места. “Адамова голова”, росшая возле болота, почиталась как всем травам царь. Корень “петрова креста”, известного ботаникам как чешуйник, следовало мелко искрошить и использовать в качестве сильного средства для одоления демонской вражьей силы.

Мышьяк, будучи сильным ядом, употреблялся в малых дозах в составе некоторых лекарственных средств.

Обязанность собирать и готовить годовой запас трав и кореньев возлагалась на остававшееся дома семейство коновала, который надолго уходил на заработки. Что касается сулемы, мышьяка, антимония, сабура (выпаренного сока алоэ) и тому подобных снадобий, то они свободно приобретались у городских торговцев.

Излюбленным коновальским лекарством для лошадей являлась так называемая кладь, состоящая из смеси яиц, вина, антимония, мышьяка, постного масла. С помощью простых снадобий некоторые коновалы весьма удачно лечили скотские болезни, включая даже сап и сибирскую язву. Иногда они принимались лечить людей, особенно в глухих местностях, но эти опыты часто заканчивались плачевно.

Не ограничиваясь собственно лечением, коновалы брались и за такие работы, как промывание и обрубание копыт, вставка колец в ноздри быкам, отпиливание рогов у бодливых коров.

Группа коновалов, конец XIX века, Архангельский областной краеведческий музей.

Но коновал выполнял роль не только лекаря. Очень часто он одновременно был и знахарем. В большинстве словарей он и определяется прежде всего как знахарь, т.е. лекарь, применявший колдовские приемы. К тому были веские основания.

Во-первых, у простого народа сохранялись еще языческие верования во всякого рода волхвов и кудесников, которые якобы обладали способностью исцелять от действия любой вражьей силы, например, чужого домового. Некоторые коновалы искренне верили в свои таинственные знания и обладали силой внушения.

Во-вторых, многие коновалы ловко использовали темноту и суеверия сельского населения для наглого обмана простодушных и доверчивых людей. Недаром в словаре Владимира Даля отмечается, что коновальством промышляют тунеядцы, то есть дармоеды.

В качестве знахаря коновал прибегал к помощи не только особых лекарственных трав, но и заговоров, причитаний, молитв для исцеления всевозможных недугов и отвращения нечистой силы. В молитвах широко использовались имена православных святых, считавшихся покровителями животных: лошадей — Флор и Лавр, коров — Власий, свиней — Василий Кесарийский, овец — Анастасия праведная.

Вот один пример заговора для лечения лошади: “Господи, благослови. Господь, милости пошли, чрез мои уста грешные, чрез Имя Господнее. Доставлю рукочтение свое. Милостивый батюшка, конный заступник Фрол-Лавер, заступи, сохрани и помилуй от жаркого водопоя, от тяжелого перегона.

Семьдесят семь скорбей, семьдесят семь болестей, все скорби и болести отнимаю, бел-горюч камень на дно опущаю, чтобы этому белому горючему камню со дна не подыматися, ни в хрящах, ни в ноздрях, ни в буйной головушке не подыматися.

Милостивый конный Фрол-Лавер, заступи, сохрани и помилуй, лошадушки в работу, а коновалу рубль серебром за заботу”.

Иногда коновалы обходились и вовсе бессмысленными, бойко заученными фразами. Набор этих фраз они называли форменным разговором. Наиболее опытные коновалы брали с собой какую-нибудь книгу на французском, немецком или татарском языках, которая будто бы содержала магические секреты. С помощью этой книги, которую они называли “Цветник книга”, знахари успешно пускали пыль в глаза.

***

Очень трудно установить, когда родилось коновальское ремесло. Во всяком случае в XVII веке оно уже существовало, о чем свидетельствует “Лексикон треязычный, сиречь речений славянских, еллиногреческих и латинских сокровище” (1704), составленный Ф.Поликарповым, в котором впервые упомянуты слова “коновал” и “коновальство”.

Коновал отправлялся в путь, как правило, в сопровождении одного или двух помощников, подбиравшихся из числа бывалых и ловких людей, и находился в пути обычно в течение осени, зимы и весны.

Бляхи с сумок коновалов, конец XIX — начало XX вв., Архангельский областной краеведческий музей.

Многие выходили на промысел в ближние и дальние окрестности своего родного селения. Их знали в лицо местные жители. Однако существовали такие центры коновальского отхожего промысла, в котором коновальством занималась большая часть взрослого мужского населения.

Коновалы выходили из этих центров далеко за пределы своих губерний, находясь в пути многие месяцы.

К такого рода центрам относились Ардатовский и Алатырский уезды Симбирской губернии (ныне симбирский Ардатов, в отличие от нижегородского Ардатова, входит в Республику Мордовия, а Алатырь — в Республику Чувашия), Кологривский уезд Костромской губернии, Пошехонский уезд Ярославской губернии, Алексинский уезд Тульской губернии, Егорьевский уезд Рязанской губернии (в наше время Егорьевск находится в Московской области). Основная причина того, что именно перечисленные уезды являлись центрами коновальского промысла, состояла в неудовлетворительных местных условиях для развития сельского хозяйства.

Наибольшего развития коновальский промысел достиг в Симбирской губернии, где им занимались крестьяне сел Скрыпино, Шемарино, деревень Княжуха (Княжуля), Марьино, Ростислаевка, Ратманово, Назарово, Неусыпаевка и других.

Число душ, промышлявших коновальством в этой местности в 60-х годах XIX века, достигало 800-1000. По названию села Скрыпино все они были известны под именем скрыпинских коновалов. Их ремесло переходило из поколения в поколение. Коновалы имели даже свой собственный жаргон.

Этот коновальский язык состоял из исковерканных татарских слов и искаженного татарского счета.

Коновальские дома и дворы находились в полном запустении, ибо их владельцы подолгу отсутствовали, оставив в своих избах одних лишь женщин и детей. Да и возвратившись к лету из дальних странствий, мужчины не столько занимались хлебопашеством, сколько старались прокутить богатую добычу до следующего похода.

Уплатив повинности и получив новые паспорта, они снова отправлялись в дальнюю дорогу. Уезжая из дома налегке, коновал нередко возвращался на двух-трех лошадях с возами, набитыми добычей: деньгами, одеждой, домашней утварью.

Наиболее опытные из них успевали за два-три зимних месяца добыть до тысячи рублей ассигнациями.

Если поначалу маршруты скрыпинских коновалов пролегали по северо-восточной части России — губерниям Вятской, Пермской, Оренбургской, то в дальнейшем они все чаще устремлялись за тысячи верст на восток — в Сибирь, вплоть до Тобольска, Томска, Красноярска и даже Иркутска. Отправляясь в столь дальние поездки, коновалы иногда по году или два не бывали дома. Дело в том, что, заслужив у добродушных и гостеприимных, но безграмотных и суеверных жителей Вятской, Пермской и Оренбургской губерний дурную славу шарлатанов и обманщиков, они были вынуждены осваивать новые края. А напоровшись на уже обманутых крестьян, можно было лишиться не только добычи, но и своих лошадей. Сибирские же крестьяне, а также рабочие сибирских заводов и золотых приисков, не были еще знакомы с плутнями скрыпинских коновалов.

Бляха с сумки коновала, XIX век, Музей народного искусства.

В Ярославской губернии своими коновалами славилось село Санниково Щетинской волости Пошехонского уезда. Практические навыки санниковские коновалы приобретали от стариков. В конце 70-х годов XIX столетия коновальским промыслом занималось в селе около 40 человек.

Выходили они на заработки вынужденно, так как не хватало корма для скота, да и дрова из-за недостатка леса приходилось прикупать. Санниковские коновалы, в отличие от скрыпинских, в летнее время не бездельничали, а занимались крестьянским трудом.

Осенью, зимой и весной они уходили на свой промысел в соседние губернии, но были и такие коновалы, которые постоянно работали в ближайших окрестностях.

Коновальство было главным, причем наследственным, занятием мужского населения четырех смежных волостей Алексинского уезда Тульской губернии с центром в селе Дмитровское (Соломянный завод). Алексинские коновалы бродили по всей России с осени до весны. В 60-х годах XIX века они стали сочетать коновальство с книгоношеством.

Захватив с собой народные книжки и лубочные картинки, они сбывали их по деревням. Это дело оказалось настолько прибыльным, что многие коновалы оставили свое ремесло и занялись исключительно разносной книжной торговлей, то есть стали офенями.

Среди алексинских коновалов-офеней выделялись братья Губановы, которые, несмотря на свою неграмотность, превратились в известных в Киеве и в Москве лубочных издателей.

Все коновалы выходили на заработки в домашней одежде, перевешивая через плечо широкий ремень, необходимый для валки животных. Коновальские инструменты и различные снадобья помещались в кожаной сумке, подвешенной на уровне пояса на ремешке через шею.

Сумка коновала украшалась массивной прорезной меднолитой (латунной) бляхой. Начищенная до блеска, она являлась своеобразной профессиональной эмблемой странствующего коновала, знаком отличия деревенского ветеринара.

На коновальской бляхе обычно изображались конь и человеческие фигуры в уплощенном или выпуклом рельефе.

Лесков в “Очарованном страннике” писал: “Обвешался весь бляхами и коновальскою сбруею и начал ходить с ярмарки на ярмарку, и везде бедных людей руководствую и собираю себе достаток и все магарычи пью”. В настоящее время коновальские бляхи стали предметом коллекционирования.

Этим описанием внешнего вида можно было бы и закончить рассказ о коновалах.

Однако нельзя не сказать о том, что, кроме деревенских коновалов-самоучек, в России XVIII — XIX веков существовали еще и обученные ветеринарному искусству в специальных школах люди, которые также назывались коновалами.

Они состояли на государственной службе, особенно при кавалерийских и артиллерийских частях российской армии. Только в 1869 году эти коновалы были переименованы в ветеринарных фельдшеров.

Кстати, часто встречающаяся русская фамилия “Коновалов” является косвенным свидетельством широкого распространения в России ремесла их предков — коновалов.

Читайте также:  Петровские фонтаны санкт-петербурга – первые фонтаны на руси - тайны и факты

Источник: http://www.horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=80

Тайны женской косы на Руси

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси.

Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос.

Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов.

Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених.

И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека.

Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру.

Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы.

Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами.

Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы.

Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге.

Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене.

К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали.

Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

автор: Таисия Сергеенко

источник: www.nationaljournal.ru

Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/mir-vokrug/tajny-zhenskoj-kosy-na-rusi.html

Ватикан хранит тайны истории славян

Ни для кого не секрет, что Ватикан хранит тысячу тайн. Святой престол всегда держит руку на пульсе жизни большинства населения Земли.

И самым излюбленным методом Ватикана для осуществления своих корыстолюбивых интересов и честолюбивых устремлений были крестовые походы.

Остается только радоваться, что в настоящее время Ватикан отказался от этой формы подавления инакомыслия, поскольку история крестовых походов свидетельствует о невероятной жестокости, с которой расправлялись воины Ватикана с народами, подвергнутыми «наказаниям».

Крестовые походы не только усиливали власть папы на территориях, подвергнутых христианизации, но и обогащали папский престол.

Однако с уверенностью можно сказать, что крестовые походы, в свою очередь, омрачали чистоту христианского учения. Ярким примером этих хищнических нападений стали взятие крестоносцами Константинополя и Иерусалима.

Иерусалим пал под напором завоевателей 15 июля 1099 года в пятницу в три часа по полудни — день и час страдания Спасителя. Те зверства, которым сопровождался захват города, до сих пор являются позором завоевателей.

Во время нападения крестоносцев на Константинополь (1204 год), город находился под властью православного царя. Захватчики проявили при атаке Константинополя жестокость даже большую, чем при нападении на Иерусалим.

Три века длились крестовые походы — они принесли только страдания и горе большинству «покоренных» народов. Римские священники, увлекая христиан идеей крестовых походов, превратили походы в некие военные экспедиции, которые, на самом деле, преследовали чисто земные цели.

Когда увлечение палестинскими походами для Ватикана стало не актуально, они обратили свое внимание на православных восточных славян и особенно на такой «лакомый кусочек» как Русь. Первые крестоносцы ступили на землю древних руссов из Швеции и Лифляндии.

Шведский правитель Биргер, по указанию папы Григория IX и папы Иннокентия IV отправился крестовым походом на Русь, основной целью которого являлось обращение православных народов в католичество. Но Александр Невский в 1240 и в 1242 годах нанес сокрушительное поражение и немецким рыцарям и шведам.

Тогда Ватикан изменил свою тактику — основной удар с севера-запада Руси он перенес на юго-запад — в Галицию. Руками папы стали польские католики, которые принялись отнимать у православных их храмы и перестраивать их в костелы. Доминиканцы также в это время, появились на славянских территориях и ввели инквизицию.

350 лет продолжались страдания галичан, пока в 1946 году галицкие униаты присоединились к Православной Церкви.

В библиотеках Ватикана находятся рукописи, которые мало кому доступны, поскольку хранят сведения, не совпадающие с установками католической Церкви. Мало кому известно, что Ватикан очень хотел заполучить знания многих высокоразвитых цивилизаций (как раз одним из путей достижения этой цели и являлись крестовые походы), сохранив в тайне источник их получения.

Это, в полной мере, касается и знаний одной из древнейшей славянской цивилизации — этрусков. Считается, что приставка «эт» перед названием «рус» означает, что речь идет о просветленных русах — носителях высокой культуры. До сих пор доподлинно не известно, откуда появились этруски.

Судя по имеющимся историческим памятникам и древним письменам, этруски жили на территории Италии задолго до времен основания Рима. К сожалению, древние письмена этрусков прочесть невозможно — существует даже устойчивое выражение — «Этрусское не читается!».

Почему же историки так уверены в невозможности расшифровки текстов древних этрусков? Возможно, этрусы не хотели, чтобы знание досталось еще не подготовленной для этого цивилизации?

Считается, что государство Этрурия возникло в I тысячелетии до н.э. и располагалось на территории современной Италии. Но власть этого государства распространялась далеко на север и юг от ее территорий.

Вероятнее всего, именно этрусская цивилизация стала колыбелью возрождения и имела огромное влияние на формирование будущей (по отношению к ней) римской цивилизации. Версий происхождения загадочного народа несколько.

Например, Геродот считал, что этруски пришли на территорию Италии со стороны восточного Средиземноморья. Дионисий Великий полагал, что этруски являются коренным народом Италии. В 18 веке появилось предположение, что этруски пришли в Италию через Альпийский перевал.

И хотя убедительных доказательств этой версии нет, многие немецкие ученые поддержали эту версию появления этрусков в солнечной Италии.

Очень интересна версия, выдвинутая в 16 веке русским историком и археологом Александром Чертковым, который уверял научное сообщество в том, что этруски были славянами.

И хотя ученый мир не спешил с ним согласиться, тем не менее, существовало мнение, что русские населяли территорию Италии намного раньше времени возникновения Рима и даже основали там очаг древнейшей культуры.

Польский коллекционер и археолог Тадеуш Волански поддержал славянскую версию происхождения этрусков. Он сумел прочитать некоторые этрусские тексты и надписи, найденные в Западной Европе.

Волански создал некую таблицу, которая помогает в расшифровке этрусских текстов — он использовал этрусскую азбуку, кириллицу, польский и богемский алфавиты. И хотя никто не смог опровергнуть выводы этих двух ученых, сведения о славянском происхождении этрусков скрываются.

На сегодня известны около 12 тысяч надписей на этрусском. Надо отметить, что этрусский язык не основывается на каком-либо алфавите. Но поскольку некоторые надписи содержат не более 20-ти слов и выполнены греческими буквами — их удалось прочитать. Вот только этрусские рукописи так и остались загадкой для всех исследователей.

В 1825 году ученый из Италии предложил использовать для расшифровки этрусских текстов славянский алфавит и даже продемонстрировал это. Но его даже не стали слушать, поскольку в научной среде историков устоялось мнение, что славянские народы возникли только в VI веке н.э., а, следовательно, данная версия бессмысленна.

Если использовать метод расшифровки, предложенной Волански, то надпись на найденном надгробном памятнике вблизи итальянского города Кречу переводится так — «Райский всех Боже, выше Вима и Дима, Измень ты России, Возьми в опеку мой дом и детей, наилучший Езмень! Гекаты царство далече; до долу земли выезжаю; Точно, ей, ей, так есть! Как я, Эней царь – родом! Сидя с ладом в Елисее, Леты черпнёшь и забудешь; О! Дорогой, хороший!».

Некоторые исследователи сходятся во мнении, что надписи на этрусском напоминают строки книги бытия — «Рек всех Бог Вышний: Маидиму, Езиеню Расеи, Им же опекается мой дом и дети. Лепый Измень! Екатезин далече; Только вера – вера из какой Эней, царь родом. Сидящий с Ладом и Ильей. Понимаешь ли ты, забываешь? Ой! Дорогой, хороший!».

Этот текст очень похож на старорусский. Да и в надписи упоминается слово «Расея» — так именовали свою страну южные славяне, да и обороты речи в надписи присущи древним славянам.

То, что именно Ватикан стал инициатором того, что большая часть истории славян была переписана, подтверждает работа далматского историка Мавро Орбини «Славянское царство» (1563-1610). Автор имел сан монаха-бенедектинца.

У себя на родине он известен как мудрый, добронравный, порядочный человек, отличавшийся высокой самодисциплиной и собранностью. Орбини был свидетелем печального положения славян, которых вынудили подчиниться силе католические завоеватели.

Орбини решил создать энциклопедию славянского рода. Для этого ему пришлось воспользоваться хранилищами монастырей и храмов, где находились свидетельства славянкой культуры, а также материалами из итальянских библиотек.

После смерти монаха — все его труды были переданы в архивы Ватикана и стали недоступны для изучения специалистами, поскольку попали в разряд запрещенных.

В 1705 году экземпляр книги «Славянское царство» был преподнесен русскому царю Петру Первому одним из европейских дипломатов . В 1722 году она была издана в Петербурге с некоторыми сокращениями. Именно на ее основе монах Паисий Хилендарский создал знаменитую «Славяно-болгарскую историю».

Труд Орбини очень важен для современных славян — в нем приведены уникальные сведения, собранные из малоизвестных источников, либо из уже давно утерянных свидетельств. Можно считать, что последователями Орбини стали авторы таких фундаментальных трудов как «Дорогами богов» и «История руссов».

В этих книгах доказывается, что протоиндоевропейцы и индоевропейцы являются потомками славян.

Орбини указывал, что раньше славяне правили Северной Африкой, Азией, большей частью современной Европы. По словам Орбини выходит, что нынешние норвежцы, датчане, исландцы и иные германо-скандинавские народы являются прямыми потомками славян.

Но все тайное рано или поздно становится явным. Так и информация о роли славян в истории современных народов вышла и тайников Ватикана. И это только одна из тайн, сокрытая в хранилищах святого католического престола.

DEL Nt1
                                                                     

Источник

Источник: https://wakeupnow.info/index.php/ru/one-menu-facts-opinion/1609-vatikan-khranit-tajny-istorii-slavyan

Неожиданные факты о Киевской Руси

Сегодня наши знания о Древней Руси похожи на мифологию. Свободные люди, отважные князья и богатыри, молочные реки с кисельными берегами. Настоящая история менее поэтична, но от этого не менее интересна…

«Киевской Руси» не было

Название «Киевская Русь» появилось в XIX веке в трудах Михаила Максимовича и других историков в память о главенстве Киева. Уже в самые первые века Руси государство представляло собой несколько обособленных княжеств, живших своей жизнью и вполне независимо.

При номинальном подчинении земель Киеву Русь не была единой. Такая система была обычной для  ранних феодальных государств Европы, где каждый феодал обладал правом собственности на земли и всех находящихся на них людей.

«Из варяг» куда угодно

Путь «Из варяг в греки» по Днепру не был самостоятельной торговой артерией. Скорее это собирательное название сухопутных, речных и морских путей  между Балтикой и Византией. Об этом говорит малое количество византийских монет и крупные клады арабских. 

На важном  отрезке пути вообще не найдено кладов монет. Трудностями пути по Днепру были сложность волоков и порожистость (летом и осенью пороги были непроходимы).

Читайте также:  Фотообои – эксклюзивные изображения украшающие интерьер - тайны и факты

Хотя Днепр и играл важную роль, такие реки как Припять, Неман и Западная Двина ничуть не меньше служили связью с Европой и Скандинавией.  Таким же разветвленным был и путь «из немец в хозары».

Стены древних храмов скрывали органы

В Киевской Руси можно было увидеть органы и не увидеть колоколов в храмах. Хотя в крупных соборах колокола существовали, в мелких церквях их часто заменяли плоские «била».

После монгольских завоеваний органы были утрачены и забыты, а первые колокольные мастера пришли заново из Западной Европы. Об органах в древнерусскую эпоху пишет исследователь музыкальной культуры Татьяна Владышевская. На одной из фресок Софийского собора в Киеве «Скоморохи» изображена сцена с игрой на органе.

Полчане – «родственники» поляков

Язык древнерусского населения считают восточнославянским. Однако археологи и лингвисты с этим не совсем согласны. Предки новгородских словен и части кривичей (полочане) прибыли отнюдь не с южных просторов от Карпат до правобережья Днепра, а с Запада.

Исследователи видят западнославянский «след» в находках керамики и берестяных записях. К этой версии склоняется и крупный историк-исследователь Владимир Седов. Предметы быта и особенности обрядов схожи у ильменских и балтийских славян.

Князья имели восточную внешность

Внешность киевских князей была не всегда подлинно «славянской» как это принято представлять. Все дело в тонкой киевской дипломатии, сопровождавшейся династическими браками, как с европейскими династиями, так и с кочевниками – аланами, ясами, половцами.

Известны половецкие жены русских князей Святополка Изяславича и Всеволода Владимировича. На некоторых реконструкциях русские князья имеют монголоидные черты.

Не по-русски, а по-псковски

Новгородские и псковские говоры отличались от других наречий Древней Руси. В них были черты, присущие языкам полабов и поляков, и даже совсем архаичные, праславянские.

Известные параллели: кьркы- «церковь»,  хѣде — «седой».  Остальные говоры были весьма схожи между собой, хотя и не были таким единым языком как современный русский.

Несмотря на различия, простые новгородцы и киевляне могли неплохо понимать друг друга: слова отражали общий для всех славян быт.

«Ненародные» вече были нормой

Вече не всегда были подлинно народными сходами, как красиво гласят летописи. Множество несвободных людей не обладали никакими правами. Часто вече собирало лишь самых влиятельных и богатых людей.

В то же время любое многолюдное собрание свободных людей могло называться вече, вот только понятие «свободы» в IX-X вв. было еще довольно туманным: люди полностью зависели от феодалов. Поэтому даже вечевые площади вмещали только ограниченное количество «лучших» людей.

Русины никогда не жили на Руси

Судьба восточнославянского народа русинов сложилась очень странно. Русинами в старых договорах и летописях обычно называли жителей Руси. Но карпатский народ русин никогда живет куда западнее границ Руси, если можно было говорить о границах в ту далекую эпоху.

По одной версии русинами прозвали этих людей из-за схожего с русскими наречиями языка  венгры, румыны или поляки; по другой же название принесли мигрировавшие на запад тиверцы и уличи,  побывав под властью Киева.

«Белые пятна» на самом видном месте

Мы почти ничего не знаем о первых  Рюриковичах. События, описываемые в  «Повести временных лет» уже на момент написания были легендарны, а свидетельства археологов  и поздних летописей скудны и неоднозначны.

Письменные договоры упоминают неких Хельга, Ингера, Сфендослава, но даты событий в разных источниках расходятся. Не очень ясна и роль в складывании русской государственности киевского «варяга» Аскольда . И это не говоря уже о вечных спорах вокруг личности Рюрика.

«Столица» была пограничной крепостью

Киев находился далеко не в центре русских земель, а был южной пограничной крепостью Руси, при этом размещаясь на самом севере современной Украины.

Города южнее Киева и его окрестностей как правило служили центрами кочевых племен: торков, аланов, половцев, либо носили преимущественно оборонительное значение (например, Переяславль).

Русь – государство работорговли

Важной статьей богатства Древней Руси была работорговля. Торговали не только пленными чужеземцами, но и славянами. Последние пользовались большим спросом на восточных рынках.

Арабские источники X-XI веков в красках описывают путь невольников из Руси в страны Халифата и Средиземноморье. Торговля рабами была выгодна князьям, крупные города на Волге и Днепре были центрами работорговли.

Огромное количество людей на Руси были несвободны, за долги их могли продать в рабство иностранным купцам. Одними из главных работорговцев были евреи-радониты.

В Киеве «наследили» хазары

Во времена власти хазар (IX-X вв.)  помимо тюрок-сборщиков дани в Киеве находилась большая диаспора евреев. Памятники той эпохи до сих пор отражены в «Киевском письме», содержащем переписку на иврите киевских евреев с другими еврейскими общинами.

Рускопись хранится в Кембриджской библиотеке. Одни из трех главных киевских ворот назывались Жидовские. В одном из ранних византийских документов Киев называется Самбатас, что по одной из версий можно перевести с хазарского как «верхняя крепость».

Киев – Третий Рим

Древний Киев  до монгольского ига занимал площадь около 300 га в период своего расцвета, счет церквей шел на сотни,  впервые в истории Руси в нем была применена планировка кварталов, делавших улицы стройными.

Городом восхищались европейцы, арабы, византийцы и называли соперником Константинополя. Однако от всего изобилия того времени не осталось почти ни одного строения, не считая Софийского собора, пары-тройки перестроенных церквей и воссозданных Золотых ворот.

Первая белокаменная церковь (Десятинная), на которой киевляне спасались от набега монголов, была разрушена уже в XIII веке

Русские крепости старше Руси

Одной из первых каменных крепостей Руси была каменно-земляная крепость в Ладоге (Любшанская, VII в.), основанная словенами. Стоявшая на другом берегу Волхова скандинавская крепость была еще деревянной.

Построенная в эпоху Вещего Олега новая каменная крепость уже ничем не уступала аналогичным крепостям Европы. Именно она называлась в скандинавских сагах Альдегьюборг. Одной из первых твердынь на южной границе была крепость в Переяславле-Южном.

Среди русских городов лишь единицы могли похвастаться каменным оборонительным зодчеством. Это Изборск (XI век), Псков (XII век) и позднее Копорье (XIII век). Киев в древнерусское время был почти полностью деревянным.

Старейшей каменной крепостью был замок Андрея Боголюбского близ Владимира, хотя он знаменит больше своей декоративной частью.

Кириллицу почти не использовали

Глаголица, первая письменная азбука славян, не прижилась на Руси, хотя её знали и могли переводить. Глаголические буквы использовались лишь в некоторых документах. Именно она в первые века Руси связывалась с проповедником Кириллом и называлась «кириллицей».

Глаголица часто использовалась в качестве тайнописи. Первой надписью на собственно кириллице оказалась странная надпись «гороухща» или «горушна» на глинянном сосуде из гнёздовского кургана.

Надпись появилась незадолго до крещения киевлян. Происхождение и точное толкование этого слова до сих пор вызывает споры.

Древнерусская вселенная

Ладожское озеро называлось «озеро великое Нево» по реке Неве. Окончание «-о» встречалось часто (например: Онего, Неро, Волго). Балтийское море называлось Варяжским, Черное море – Русским, Каспийское – Хвалисским, Азовское – Сурожским, а Белое – Студёным.

Эгейское море балканские славяне наоборот называли Белым (Бяло море). Великим Доном назывался не Дон, а его правый приток Северский Донец. Уральские горы в старину называли Большой Камень.

Наследник Великой Моравии

С упадком Великой Моравии, крупнейшей для своего времени славянской державы, начинается возвышение Киева и постепенная христианизация Руси. Так, летописные белые хорваты вышли из-под влияния терпящей крах Моравии, и попали под притяжение Руси.

Их соседи, волыняне и бужане издавна участвовали в византийской торговле по Бугу, из-за чего во время походов Олега были известны как переводчики.

Неизвестна роль моравских книжников, которых с распадом государства стали притеснять латиняне, однако самое большое количество переводов великоморавских христианских книг (около 39) находилось в Киевской Руси.

Без алкоголя и сахара

Алкоголизма как явления на Руси не было. Винный спирт пришел в страну уже после татаро-монгольского ига, даже пивоварение в классическом виде не сложилось. Крепость напитков обычно не была выше 1-2%. Пили мёд питный, а также хмельной или ставленый (слабоалкогольные), перевары, квасы.

Простые люди в  Древней Руси не ели масла, не знали пряностей вроде горчицы и лаврового листа, а также сахара. Варили репу, стол изобиловал кашами, блюдами из ягод и грибов. Вместо чая пили отвары из кипрея, который позднее станет известен как «копорский чай» или иван-чай.

Кисели были несладкими и делались из злаков. Ели также много дичи: голубей, зайцев, оленей, вепрей. Традиционными молочными яствами были сметана и творог.

Две «Болгарии» на службе у Руси

Эти два могущественнейших соседа Руси оказали на неё огромное влияние. После заката Моравии обе страны, возникшие на осколках Великой Болгарии, переживают расцвет.

Первая страна попрощалась с «булгарским» прошлым, растворившись в славянском большинстве, перешла в православие и восприняла византийскую культуру. Вторая вслед за арабским миром стала исламской, но сохранила булгарский язык в качестве государственного.

В Болгарию переместился центр славянской книжности, на тот момент территория её расширилась настолько, что включала часть будущей Руси. Вариант староболгарского языка стал языком Церкви. Он использовался в многочисленных житиях и поучениях.  Булгария в свою очередь стремилась навести порядок в торговле по Волге, пресекая атаки чужеземных бандитов и грабителей.  

Нормализация волжской торговли обеспечила княжеские владения изобилием восточных товаров. Болгария повлияла на Русь культурой и книжностью, а Булгария способствовала её богатству и процветанию.

Забытые «мегаполисы» Руси

Киев и Новгород были не единственными крупными  городами Руси, не зря в Скандинавии её прозвали «Гардарикой» (страна городов). До возвышения Киева одним из самых крупных поселений во всей Восточной и Северной Европе было Гнёздово – город-предок Смоленска.

Название условное, так как сам Смоленск находится в стороне. Но, возможно, мы знаем его имя по сагам – Сюрнес. Самыми населёнными также были Ладога, символически считающаяся «первой столицей», и Тимерёвское городище близ Ярославля, что был построен напротив пользующегося славой города-соседа.

Русь крестили к XII веку

Летописное крещение Руси в 988 году (а согласно данным некоторых историков в 990 году) затронуло лишь малую часть людей, в основном ограничившись киевлянами и населением самых крупных городов.

Полоцк был крещен только в начале XI века, а в конце века — Ростов и Муром, где оставалось еще много финно-угров. Подтверждением того, что большáя часть простого населения оставалась язычниками, были регулярные восстания волхвов, поддерживаемые смердами (Суздальское в 1024 году, Ростовское и Новгородское в 1071).

Двоеверие возникает позже, когда христианство становится истинно довлеющей религией.

Тюрки тоже имели города на Руси

В Киевской Руси были и совсем «неславянские» города. Таким был Торческ, куда князь Владимир разрешил поселиться кочевникам торкам, а также Саков, Берендичев (назван по берендеям), Белая Вежа, где проживали хазары и аланы, Тмутаракань, населенная греками, армянами, хазарами и черкесами.

Печенеги к XI-XII векам уже не были типично кочевым и языческим народом, часть из них крестилась и поселилась в городах союза «черных клобуков», подчиненного Руси.

В старых городах на месте или в окрестностях Ростова, Мурома, Белоозера, Ярославля жили в основном финно-угры. В Муроме – мурома, в Ростове и близ Ярославля — меря, в Белоозере – весь, в Юрьеве – чудь.

Названия многих важных городов нам неизвестны – в IX–X веках в них почти не было славян.

«Русь», «Роксолания», «Гардарика» и не только

Балты называли страну «Кревия» по соседним кривичам, в Европе прижилось латинское «Рутения», реже «Роксолания», скандинавские саги называли Русь «Гардарика» (страна городов), чудь и финны «Венемаа» или «Венайа» (от венедов), арабы называли основное население страны «Ас-Сакалиба» (славяне, склавины)

Славяне вне границ

Следы славян можно было отыскать и за пределами государства Рюриковичей. Многие города по средней Волге и в Крыму были многонациональны и заселены в том числе и славянами. До половецкого нашествия много славянских городков существовало на Дону.

Известны славянские названия многих Византийских черноморских городов – Корчев, Корсунь, Сурож, Гуслиев. Это говорит о постоянном присутствии русских торговцев. Чудские города Эстландии (совр. Эстонии) – Колывань, Юрьев, Медвежья голова, Клин – с переменным успехом переходили в руки то славян, то германцев, то местных племен.  

По Западной Двине вперемежку с балтами селились кривичи. В зоне влияния русских торговцев был Невгин (Даугавпилс), в Латгалии – Режица и Очела. Летописи постоянно упоминают походы русских князей на Дунай и взятие местных городов.

Так, например, галицкий князь Ярослав Осмомысл «запер дверь Дуная на ключ».

И пираты, и кочевники

Беглые люди различных волостей Руси составляли независимые объединения задолго до казачества. Были известны берладники, населявшие южные степи, главным городом которых были Берлады в Прикарпатье.  Они часто нападали на русские города, но в это же время участвовали в совместных походах с русскими князьями.

Летописи также знакомят нас с бродниками, смешанным населением непонятного происхождения, имевшим много общего с берладниками.

Морскими пиратами от Руси были ушкуйники. Первоначально это были новгородцы, занимавшиеся набегами и торговым промыслом на Волге, Каме, в Булгарии и на Балтике. Ими предпринимались походы даже в Предуралье – на Югру.

Позднее они отделились от Новгорода и даже обрели собственную столицу в городе Хлынов на Вятке. Возможно, именно ушкуйники вместе с карелами разорили древнюю столицу Швеции – Сигтуну в 1187 году.

Источник: http://storyfiles.blogspot.com/2015/09/blog-post_15.html

Ссылка на основную публикацию