Надя рушева — тайны и факты

Факты из жизни советских «детей индиго»

Три девочки-вундеркинда, жившие в советские времена — Надя Рушева, Саша Путря и Ника Турбина — схожи своей судьбой.

Яркие, талантливые, ни на кого не похожие, они слишком рано покинули этот мир, оставив после себя богатое наследие — рисунки и стихи.

Многое в их жизни было тесно переплетено с мистикой, высшими силами, непознаваемым. Мы собрали самые интересные факты из жизни советских «детей индиго».

Надя Рушева

Надя родилась в 1952 году в Монголии, в Улан-Баторе. Когда девочке исполнилось полгода, ее родители — художник Николай Рушев и первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева — переехали в Москву.

Рисовать Надя начала в пять лет — по собственной инициативе, без обучения. Ее отец сознательно решил предоставить дочери свободу творчества. Для нее это стало регулярным и любимым занятием.

Рушева не пользовалась ластиком (рисунки, которые ей не нравились, она выбрасывала), черпала вдохновение в классической музыке (по воспоминаниям мамы, часто творила под колокольный звон или музыку Рахманинова).

Известный биографический факт: однажды вечером, пока папа читал ей вслух любимую «Сказку о царе Салтане», Надя нарисовала 36 иллюстраций.

Рушева говорила: «Рисование — это потребность»; по ее словам она обводила пером, фломастерами, карандашами то, что проступало перед ней на бумаге. В день она отводила любимому занятию не более получаса, после того, как были готовы уроки. Надя «выпускала» в мир пришедшие к ней образы — в общей сложности, она оставила после себя более 10 тысяч рисунков — легких, изящных.

Она иллюстрировала книги, собственные сказки, придуманные ею же балеты. «Самому родному поэту», Пушкину, Рушева посвятила триста рисунков. Художников до глубины души поражала особенность Нади глубоко погружаться в любые эпохи и культуры. Ее лаконичные и безупречные рисунки были настолько необычны, что взрослые люди находили новый смысл в «нарисованных» ею произведениях.

С детства окруженная восхищением, она была самой обычной девочкой — играла в куклы, любила кататься на лыжах, бродить по залам музеев, мечтала поступить во ВГИК — делать мультфильмы.

Первая выставка художницы, организованная журналом «Юность», состоялась, когда ей было 12 лет.

В последующие пять лет у Рушевой прошло 15 персональных выставок — не только на родине, но и в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии.

Ее известность росла. Рассказывают, что гонораров, в силу возраста, ей практически не платили. Однажды Надя нарисовала себя в модных тогда джинсах, которых на самом деле у нее не было — семья Рушевых имела скромный достаток.

«Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам… Это страшно трудно, но нужно. Нельзя только для себя», — написала Надя своему артековскому другу.

Необычные способности художницы ярко проявились в ее последнем цикле — первых в истории отечественной литературы иллюстрациях к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Позже, уже после смерти Нади, рисунки показали вдове писателя Елене Сергеевне.

Она была потрясена: девушка изобразила перстень на пальце Мастера, который был точной копией фамильного перстня Булгакова. А портрет Маргариты очень походил на старую фотографию самой Елены Сергеевны.

Накануне трагического дня Надя с папой вернулись из Ленинграда, домой. Девушка строила планы. Провожая отца на работу, она сказала: «Мастера и Маргариту» я завершила. «Войну и мир» — тоже.

Биографию Пушкина, пожалуй, тоже… Буду продолжать Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Грина… И, конечно, Шекспира! Принеси мне, пожалуйста, сегодня из библиотеки «Дон-Кихота»: вижу новый цикл!».

На следующее утро, 6 марта 1969 года, Надя умерла.

Мама Нади вспоминала: «Я засобиралась на работу, а Надюша — в школу. Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Я ушла, а через несколько минут она потеряла сознание. Николай Константинович в соседней комнате почувствовал неладное. Телефона не было. Он в домашних тапочках побежал в больницу. Там его долго расспрашивали.

Наконец приехали, увезли мою девочку на «скорой помощи» в больницу. Через несколько часов она, не приходя в сознание, умерла. У нее оказался врожденный дефект одного из сосудов головного мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Надюши не стало. Никогда она не болела и не жаловалась». Ей было всего 17 лет.

Незадолго до этого Рушева гуляла с подругой по улице и, увидев похоронную процессию, сказала: «И так тяжело — человек умер, а тут вдруг такая музыка. Еще больше людей добивают. Если я умру, я бы хотела, чтобы меня похоронили в артековской форме и чтобы играли «Битлз». Так и вышло.

Саша Путря

Саша родилась в Полтаве через восемь лет после ухода Нади Рушевой — в 1977 году. Знала о ее творчестве, видела каталог работ. Ирония судьбы — рисунки двух гениальных девочек встретились уже после смерти Саши, на одной выставке, в 1991 году — в Новосибирске, и еще через 16 лет — в музее имени Рериха в Москве.

За 11 лет своей жизни Саша Путря сделала столько, сколько не делают иные взрослые художники.

Ее наследие — 2279 работ: 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок, выжженные по дереву картины.

Она даже придумала технические чертежи, благодаря которым, по ее мнению, люди могли бы достичь Луны и строить асфальтовое покрытие дорог без трещин.

Папа Саши — художник, мама — музыкант. Девочка начала рисовать в три года: делала это не переставая, мечтала: «Когда я вырасту большая, непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера.

Даже ночью». «Ручки и личико ее всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками.

Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой.

Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам — на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах», — вспоминал отец Саши Евгений Путря. Девочка рисовала «из головы» — родственников, студенток мамы, наряжая их в сказочные одежды, любимых зверят в невиданном облачении — «чтобы им было приятно».

В пять лет Саша заболела — ей поставили диагноз «острый лейкоз». Шесть лет она боролась с болезнью. Саша просиживала за фломастерами и красками по восемь — десять часов в день. Когда девочка вместе с мамой ложились в больницу, о состоянии ее здоровья судили по количеству рисунков.

Она любила рисовать под музыку — в фонотеке было около ста пластинок: записи детских сказок, мюзиклов, инсценировок, песен, которые она знала наизусть. Ласковая, добрая, любящая красоту… «За всю свою короткую жизнь она никогда никого не обидела. Мы до сих пор чувствуем ее детские объятия, приятное прикосновение теплых щечек, утомленное тельце на плече», — пишет папа.

Для восстановленной Пушкаревской церкви она написала небольшую икону Божией матери. Но особой любовью Саши была Индия — особенно после того, как она влюбилась в «танцора диско» Митхуна Чакраборти.

Она рисовала портреты актеров индийского кино, танцовщиц, принцев, бога Шивы. А однажды сказала маме: «Помнишь, у нас был слон? Большой такой! Я сидел у него на спине, в красивой такой корзиночке». Она никогда не видела живого слона.

Откуда у нее появились эти воспоминания, близкие не знают: «Возможно, память души?».

В разгар болезни на рисунках Саши появился космос, звезды. Она увлеклась астрологией, гороскопами, НЛО. Свято верила, что это прилетают предки людей, и настанет день, когда она с ними встретится.

22 января, в больнице, она нарисовала свою последнюю работу — «Автопортрет». Дети из разных соседних палат наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: «Нарисую, нарисую! Всем нарисую!».

А потом попросила родителей отпустить ее.

Папа Саши вспоминал, что она попросила его приложить руку к белому листу, обвела ее, потом сверху приложила и обвела свою руку. Наверху, возле большой Луны нарисовала Сириус — звезду, на которую девочка хотела улететь. Умерла она в ночь на 24 января 1989 года. «Последние ее слова были: «Папа?.. Ты прости меня… За все…», — вспоминает Евгений Путря.

Похоронили ее в сари, в котором она встречала свой последний новый год, с портретом Митхуна Чакраборти на груди.

С 1989 по 2005 года прошло 112 персональных выставок Саши в десяти странах мира.

В Австрии выпустили почтовый конверт с рисунком Саши, издали серию работ, средства от продажи которых пошли на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР. О Саше сняли пять документальных фильмов.

Посмертно она была награждена различными медалями и Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити — Каласари».

Ника Турбина

Гениальная поэтесса родилась в 1974 году в Ялте. Рассказывают, что девочка еще в два года поставила свою бабушку в тупик вопросом: есть ли душа. Ника болела бронхиальной астмой в тяжелой форме, боялась уснуть из-за приступов удушья. Ночью она сидела в постели, обложенная подушками, хрипло дышала и лепетала что-то на своем языке.

А потом эти слова начали складываться в стихи. Ника звала взрослых и требовала: «Пишите!». Голос, который диктовал ей строчки, девочка называла Звуком. Казалось, что ей и правда кто-то стихи диктует — она читала с жаром, пылкими эмоциями. Позже в интервью Ника признавалась: «Стихи приходят внезапно. Когда сильно больно или страшно. Это похоже на роды. Поэтому мои стихи несут в себе боль».

Мама девочки демонстрировала ее поэтический талант гостям дедушки Ники — крымского писателя Анатолия Никаноркина. В его ялтинском доме часто гостили московские поэты и писатели.

Когда Нике было семь лет, ее стихи удалось передать Юлиану Семенову. Он прочитал и воскликнул: «Гениально!». По просьбе Семенова к Турбиным приехали журналисты.

А 6 марта 1983 года в печати впервые появились стихи Ники.

Девятилетняя школьница познакомилась с Евгением Евтушенко, который поспособствовал стихотворной «карьере» девочки. Он помогал организовать ее поездки по стране, выступления на поэтических вечерах.

Ее называли «поэтическим Моцартом». В 1984 году, благодаря Евтушенко, вышел сборник стихов Ники «Черновик», а фирма «Мелодия» выпустила пластинку с ее стихами.

Советский детский фонд выделил Нике именную стипендию; ее работы перевели на двенадцать языков.

Ника собирала аншлаги в городах Союза, Италии, США. В Венеции на фестивале «Земля и поэты» Турбиной вручили престижную премию в области искусства — «Золотого льва». 12-летняя девочка стала второй, после Анны Ахматовой, русской поэтессой, удостоенной этой награды.

В конце 80-х Ника пережила первый творческий кризис. В стране в разгаре была перестройка, мама девочки во второй раз вышла замуж.

Ника искала себя: в 1989 году она сыграла роль трудной девочки, больной туберкулезом, в фильме «Это было у моря», согласилась на откровенную фотосессию в «Плейбое».

В середине 90-х «прогремела» скандальным интервью, в котором заявила, что Евтушенко ее предал, а позже взяла обидные слова назад, объяснив их юношеским максимализмом.

«Если человек не полный идиот, у него бывает изредка депрессия. Иногда просто хочется уйти, закрыть за собой дверь и послать всех к черту», — говорила Турбина. Она боролась с одиночеством по-своему: убегала из дома, пила снотворное, резала вены. Чтобы самоутвердиться, в 16 лет вступила в гражданский брак в 76-летним профессором из Швейцарии, итальянцем по происхождению.

Отношения продлились недолго — Ника вернулась в Москву, где уже почти никто не помнил про «поэтического Моцарта». Она встретила свою первую любовь и, окрыленная, поступила во ВГИК, училась у дочери Александра Галича Алены, которая стала ее подругой. Несмотря на отчаянные попытки вытащить Турбину, ее отчислили за неуспеваемость с первого курса.

После разрыва с любимым человеком, Ника сильно пила, нашла нового мужчину, бизнесмена, но отношения с ним продлились недолго — он поместил ее в психиатрическую клинику, из которой ей помогла выбраться Алена Галич. 15 мая 1997 года Ника спрыгнула с балкона.

У нее оказались сломанными оба предплечья, раздроблены тазовые кости, сильно поврежден позвонок.

«Сначала даже жалела, что осталась жива: столько боли перенесла, столько разочарования в людях… А потом стала себя ценить, поняла, что я еще что-то могу», — призналась девушка.

Ника перенесла двенадцать операций, ей поставили аппарат Елизарова и заново научили ходить. Она вновь стала популярной — после трагического случая журналисты вспомнили о поэтессе. Но ей нужен был человек, за которым она была бы как за каменной стеной… Увы, такого не нашлось. 11 мая 2002 года Ника вновь выбросилась с балкона пятого этажа. Она погибла в 27 лет.

Восемь дней тело Ники пролежало в морге института Склифосовского, никем не опознанное. Ранее поэтесса просила ее кремировать — друзья попрощались с ней прямо в больнице, думая, что кремация пройдет именно там. Но крематория там не было — в последний путь Турбину проводили рабочие, злые за то, что им не доплатили за дополнительные работы.

Позже Алена Галич добилась, чтобы Нику отпели в храме и похоронили на Ваганьковском кладбище, напротив могилы Игоря Талькова. То, чего Ника всегда боялась, и от чего бежала — одиночество — преследовало ее и после смерти.

Читайте также:  История спиритизма - тайны и факты

Источник

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/fakty-iz-zhizni-sovetskikh-detejj-indigo/

10 удивительных фактов о жизни самой юной художницы СССР


Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе. Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью – первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.

Первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева

Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу. На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.

Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. В последнем телевизионном интервью Надя рассказывает:

Маленькая Надя Рушева с родителями

Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:

На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции — часто всего несколькими линиями.

Наталья Гончарова, жена Пушкина — пожалуй, самый известный рисунок Нади Рушевой

Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение — не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади — её удивительное воображение, которому научить невозможно.

Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана»

5. Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет

В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки — в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.

В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок – в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.

Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана»

6. «Браво, Надя, браво!», — написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари

В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны — чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка — гений.

«Аполлон и Дафна», 1969.
Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона, она попросила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево, как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё.

7. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков

Среди работ Нади Рушевой — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади — это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков.

Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.

Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»)

Другие известные циклы Нади Рушевой — «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.

Отдыхающая балерина (1967)

8. Рисунки Нади высоко оценила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова

Полузапрещённый в СССР роман «Мастер и Маргарита» Надя прочла на одном дыхании. Книга полностью захватила её. Она отложила все другие проекты и какое-то время буквально жила в созданном Булгаковым мире.

Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа, и результатом этих прогулок стал потрясающий цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявилась уже как практически состоявшийся художник.

Невероятно, но эти созданные полвека назад рисунки остаются и по сей день, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова — и самыми удачными, во многом пророческими.

Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты, Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной — удивительная прозорливость, качество гения.

А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича.

Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади:

Однажды весной, в час небывало жаркого заката…


Мастер и Маргарита

Первая встреча Мастера и Маргариты

Маргарита выхватывает рукопись из огня

Поэт Бездомный

В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, фильм «Тебя, как первую любовь» остался незавершенным. Надя вернулась домой буквально за день до смерти. 

Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма — те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.

Надежда Рушева. Автопортрет

10. Она умерла неожиданно

5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу и вдруг потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в себя. Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо — дожить до 17 лет с таким диагнозом. 

Никто не знал, что у Нади аневризма — она никогда не жаловалась на здоровье, была весёлым и счастливым ребёнком. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков.

Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок.

Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.

Но как? Откуда? Почему вместо скакалок и классиков — книги, биографии и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал.

И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона интересовали 12-летнего ребёнка больше, чем игры и болтовня с подругами? Увы, на эти вопросы, уже никто уже не ответит.

Девочка как будто спешила выполнить одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/10-udivitelnykh-faktov-o-zhizni-samoy-yunoy-khudozhnitsy-sssr/

Надя Рушева

Надежда Рушева родилась 31 января 1952 в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Местный мудрец дал ей пророческое имя Найдан, что на монгольском означает «Вечно живущая».

Летом 1952 года Рушевы переехали в Москву. Наталья Дойдаловна оставила балет и полностью посвятила себя семье, воспитанию дочери. Николай Константинович стал работать на Центральном телевидении в редакции театральных постановок художником. Смыслом его жизни стало воспитание дочери.

Николай Константинович души не чаял в Наде: много читал ей, делился своими обширными знаниями, умел рассказывать так, что воображение дочки развивалось безудержно, ярко.

Он был в курсе её литературных, художественных, музыкальных предпочтений и, конечно, старался познакомить девочку с лучшими представителями мировой культуры.

Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

В мае 1964 года состоялась первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя тогда училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет.

За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко»…

Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке.

Это был звездный месяц 15-летней Надежды Рушевой. Можно плохо или хорошо относиться к таким мероприятиям, но мне кажется, что одаренным детям они давали очень много Ведь ребят собирали вместе, где они творили — ставили спектакли, делали газеты, проводили смотры.

Именно там Надя приобрела настоящих друзей.

Самый, пожалуй, близкий был Алик, ныне Олег Михайлович Сафаралиев — продрюссер, режиссер и сценарист кинокомпании «Евразия-фильм». Разъехавшись по своим городам, они переписывались, делились своими планами, обсуждали книги.

Надежда Рушева скончалась 6 марта 1969 года в Москве, в больнице, из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.

Более 10 000 рисунков создала за свою недолгую жизнь Надя. Она рисовала иллюстрации к произведениям Л. Толстого, У. Шекспира, Сент-Экзюпери (кстати, «Маленький принц» был одним из любимых ее произведений).

Её рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала враз, набело и никогда не пользовалась стирательной резинкой.

Вот как сама Надя говорила о своих рисунках: «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести…»

ПАМЯТИ НАДИ РУШЕВОЙ

Монголия, Тува, Россия…Надежда будет вечно жить. Над нами тайная стихия: Не видим – как же полюбить? В четыре года совершенныРисунки – линии поют, Они точны и несомненны, Сад созидают и зовутПознать сокрытое от зренья. Дав образность ему легко. Великолепное сквоженьеПитательно, как молоко.

Всегда рисующий ребёнокСпособен янтари небесПочувствовать, душою тонок, Как тонкости возможно без? А как возможно без горенья? Все шерстью обрастут тогда. Ребёнку дадены знаменьяВысокие, как города. И жемчуга миров мерцают, В которых нам не побывать. Все Маленького принца знают –Но ТАК не могут прочитать. А вот ограды Ленинграда, Проспекты, улицы его.

Всё – часть отменнейшего сада, Сад света справит торжество. Вне света жизнь – гнилая будто, А вот и Мастера слои. Плащ Воланда, и атрибуты

Романа страсти и любви.

Для воплотившей очень многоЖизнь интенсивности иной: Из космоса её дорога –Сквозь наш мир – к линии итога, И снова в космос шаровой.

Александр Балтин

Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/2012-02-09-1373891.html

Надя Рушева. Навечно 17-летняя

6 марта все поклонники вспоминают гениальную художницу Надю Рушеву. В 12 лет прошла её первая выставка. В 15 она стала первым иллюстратором романа «Мастер и Маргарита». А в 17 Надя Рушева уже ушла из жизни.

Ты дал мне детство — лучше сказки, И дай мне смерть в семнадцать лет! М.Цветаева

Папа ее был художником, а мама – балериной. Жили они, по собственному признанию, – для искусства.

Легко представить себе, как интересно было жить ребенку в такой семье! И совсем не удивительно, что Надя начала рисовать, ведь когда очень много получаешь извне, рано или поздно непременно начнешь чем-то отвечать. Надя ответила рисунками.

И не вопрос, откуда при папе-художнике у ребенка взялась «взрослая» техника, которой так удивлялись критики. Удивительно другое – ее рисунки были не-детскими и не-взрослыми, а своими собственными, и в них живет движение.

Надя любила слушать сказки и тут же рисовать услышанное таким, каким его сама видела. И как любой талантливый художник, «заболела»рисованием. И рисовала столько, что даже от друзей скрывала, как много рисует. И повторяла в письмах, что на рисование у нее почти нет времени.

Все свои рисунки художница всегда исполняла набело, как она сама говорила: «Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается только обводить их». На уроках Надя часто рисовала то, что рассказывал учитель. Так появился цикл ее работ, посвященных Древней Греции и Риму.

Когда сказок и книг не хватало, Надя придумывала свои истории, записывать которые не успевала – только иллюстрировать. Так появились ее кентавры и продолжение «Чиполлино». Надя Рушева никогда не училась ни рисунку, ни графике. Она просто брала бумагу и начинала набрасывать какие-то контуры. Никогда не делала эскизов — рисовала сразу «набело».

И не пользовалась стиральной резинкой — если художнице что-то не нравилось, она выбрасывала лист и начинала заново — уже другой рисунок. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила художница.

Таких рисунков — быстрых, выверенных, чётких — она оставила двенадцать тысяч. Это в шесть раз больше, чем всё творческое наследие Клода Моне. Хотя жизнь самоучки Нади Рушевой была и в шесть раз короче. Юная художница даже не успела закончить школу — в 17 она умерла от разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и кровоизлияния.

Читайте также:  Как снять порчу на смерть - тайны и факты

До семи лет родители не учили девочку ни читать, ни писать, ни рисовать — как говорила её мама, не хотели торопить ребёнка. Но по вечерам папа, художник Николай Рушев, часто читал дочери вслух сказки. А Надя, пока слушала, делала какие-то наброски. Как-то раз, пока папа читал «Пушкинскую сказку о царе Салтане», девочка успела нарисовать 36 иллюстраций.

Однажды Николай Рушев показал рисунки дочери коллегам по работе. Те подтвердили: у девочки талант. А в 1964-м прошла первая выставка Нади — ей тогда было 12.

Не все воспринимали девочку всерьёз — какой жизненный опыт может быть у пятиклассницы? Да и художественного образования она не получила.

А Рушева просто продолжала вести свой привычный образ жизни — ходила в школу, как и любой нормальный советский ребёнок, волновалась за отметки, читала книги и много рисовала.

В течение ближайших пяти лет по всему миру проходит 15 персональных выставок Нади Рушевой: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии.

Надю интересуют и мифы Древней Греции, и пушкинские произведения — в 13 она создаёт серию рисунков к «Евгению Онегину».

Несмотря на то, что Надины иллюстрации очень простые — часто это просто какие-то линии и контуры без тонировки или штрихов, — в них много динамики и жизни.

Как говорил скульптор Василий Ватагин: «Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира». Сама же Надя всегда мечтала стать мультипликатором.

Как-то друзья дали Наде почитать «Мастера и Маргариту». Как писал в дневнике отец художницы: «Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!.. Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать всё, что можно, о Булгакове и как-то сразу и упоённо стала создавать свою лебединую песню „Мастер и Маргарита»».

Спустя годы вдова Михаила Булгакова увидит Надины иллюстрации и назовёт их лучшими — но художницы к тому времени уже не будет в живых. После смерти Рушевой Елена Сергеевна пригласила в гости её отца. Тот принёс с собой две папки рисунков Нади. Взяв в руки первый же лист, вдова Булгакова минуту молчала.

А все присутствующие с удивлением переводили взгляд с рушевской героини на Елену Сергеевну и обратно. Тогда ещё отец художницы не знал, что жена писателя — и есть та самая Маргарита. Знать этого не могла и Надя. Однако её Маргарита оказалась практически копией Елены Булгаковой. А у Мастера на пальце красовался массивный перстень с камнем — такой же был и у самого писателя.

«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади». Рушева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15.

В немецких искусствоведческих учебниках линейную графику Рушевой принимают практически за эталон. На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передавала эмоции — часто всего несколькими линиями. При этом рушевские иллюстрации — по-детски непосредственные.

Так, рядом с «серьёзными» рисунками Геракла или Аполлона с Дафной можно увидеть забавную серию «Сиренки». Надины сирены совсем не страшные — скорее, весёлые и игривые. А её кентаврицы больше похожи на балерин — на некоторых картинках они даже вальсируют.

Никто не мог предположить, что в 17 лет художница уйдёт из жизни. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание. Врачи пять часов боролись за её жизнь, но в сознание она уже так и не пришла.

Источник: https://www.abcfact.ru/6564.html

Надя Рушева. 17 лет жизни и 12 тысяч работ. Невероятная история юной художницы…

Когда ей было 12, состоялась первая выставка ее работ. В 15 девушка стала иллюстратором “Мастер и Маргарита”, а в 17 ее не стало…

Надя Рушева была тонкой натуры человеком, талантливейшим художником-самоучкой. Она никогда не училась ни рисунку, ни графике. Девушка просто рисовала. Она не пользовалась ластиком, а если что-то не получалось — просто начинала заново. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила художница.

Девушка оставила 12 тисяч своих рисунков. а это в 6 раз больше, чем за всю свою жизнь нарисовал Клод Моне. Хотя и прожила Надя в 6 раз меньше… В свои 17 лет она ушла из жизни от разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и кровоизлияния.

В дошкольном возрасте родители не торопили Надю учить буквы и цифры. Они просто позволяли ей развиваться своим темпом. Папа девочки, художник Николай Рушев, регулярно читал ей сказки. А она в это время делала зарисовки. Однажды, когда отец читал ей одну из сказок Пушкина, она сделала 36 иллюстраций.

В 12 лет состоялась первая выставка работ Нади Рушевой. А за последующие 5 лет прошло еще 15 персональных выставок: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии.

Надины рисугки-иллюстрации на самом деле очень простые, но они дышат жизнью, легкостью, они активны и динамичны.

Несмотря на то, что Надины иллюстрации очень простые — часто это просто какие-то линии и контуры без тонировки или штрихов, — в них много динамики и жизни.

Однажды Надя прочла «Мастера и Маргариту». Из дневника папы девушки: «Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!..

Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать всё, что можно, о Булгакове и как-то сразу и упоённо стала создавать свою лебединую песню „Мастер и Маргарита“».

Пройдут года, вдова Михаила Булгакова назовёт Надины иллюстрации к произведению лучшими – но художница, увы, этого уже не услышит.

Уже после трагического ухода Нади в мир иной, Елена Сергеевна Булгакова пригласила в гости её отца. Он взял с собой рисунки дочери. Вдова Булгакова посмотрев на первый же рисунок, замерла и минуту молчала…

Репродукция рисунка Нади Рушевой к последней сцене романа М. Булгакова Мастер и Маргарита . (1968 год. 16 лет)

Тогда ещё Николай даже не догадывался, что Елена Сергеевна Булгакова — и есть Маргарита. Надя, конечно же, этого тоже не знала. Но на ее рисунках Маргарита оказалась копией вдовы Булгакова. А Мастер носил на пальце большой перстень с камнем. Такой же перстень был и у самого автора романа…

«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».

Художница также любила балет. Ей удалось изобразить балет «Анна Каренина», но увидеть его она так и не смогла… Девушка умерла буквально за несколько лет до того, как композитор Родион Щедрин написал «Анну Каренину», а Майя Плисецкая исполнила там главную роль.

Никто не ожидал, что девушки не станет так рано. Она просто собиралась утром в школу. Вдруг упала, потеряв сознание. Врачи 5 часов пытались спасти девушку, но им это не удалось…

Память о талантливой девушке, живет и сегодня. Во всем мире прошлоуже более 150 ее быставок. А на памя память о художнице-самоучке, которая так и не стала мультипликатором, до сих пор жива — всего в мире прошло уже около 160 её выставок. А с могильного памятника Нади Рушевой на этот мир смотрит кентаврёнок — необычный ребёнок с очень серьёзным взглядом.

Источник: https://ihappymama.ru/nadya-rusheva-17-let-zhizni-i-12-tysyach-rabot-neveroyatnaya-istoriya-yunoj-hudozhnitsy/

Вечно живущая Надя Рушева

T —

Хочу рассказать тем, кто не знал, и напомнить тем, кто забыл, что 6 марта 1969 года не стало 17-летней московской школьницы Надежды Рушевой, которую к тому моменту весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. 

Надя начала рисовать сама в пять лет — несмотря на то, что она родилась в семье художника, никто её не учил. Первая выставка состоялась в 12 лет, и в последующие пять лет жизни прошли ещё 15, в том числе за границей. А после смерти их было ещё более 160, и работы Нади видели более 4 млн. человек.

Всего после смерти маленькой художницы осталось около 12 000 работ (точно подсчитать невозможно, так как она их дарила, высылала в письмах, раздавала). Безошибочные, точные линии, невероятно выразительный штрих, летящий рисунок —  такое чувство, что она не рисует, а просто выпускает из бумаги то, что та и так хранит в себе.

Собственно, сама Надя говорила, что она обводит то, что уже видит на бумаге. 

Через несколько лет после смерти Нади, в 1975 году вышла книга Эдуарда Пашнева «Девочка и олень», пронзительный и талантливый роман для подростков, в основе которого — Надина судьба. Интерес к художнице и её трагически короткой жизни тогда был на пике.

Помимо истории необыкновенно талантливой девочки, всё существование которой посвящено её радостному, любимому, тяжёлому труду, в книге есть и дружба, и конфликты с учителями, и взросление, и споры об искусстве, и интересный анализ «Войны и мира», «Мастера и Маргариты», образа Пушкина через Надины рисунки, и нетривиальный взгляд на привычные произведения.

И есть вторая главная тема — первая любовь, которую Надя, по версии автора, встречает в «Артеке».

В связи с тем, что Эдуард Пашнев, автор книги, знавший Надю при жизни, достаточно вольно обошёлся с материалом, Надя в книге — не Рушева, а Рощина, впрочем, этот псевдоним, равно как и все остальные, легко расшифровывается: журнал, где была первая публикация о ней, — «Молодость» («Юность»), автор статьи в «Молдости» — Лев Красин (Лев Кассиль), друг Нади по «Артеку» — Тофик Алиев (Алик Сафаралиев), старший друг Нади — художник Брагин (переживший её на два месяца и написавший горький некролог о ней Василий Ватагин) и так далее.

В книге описываются последние полтора года жизни Нади, прошедшие (по версии автора) под знаком её несчастной любви к вожатому из «Артека», любви, которая, как положено в романах, и стала причиной её смерти (на самом деле — врождённая и никак себя не проявлявшая аневризма). Книга очень талантливая и живая, создавшая у миллионов читателей образ Нади…

не вполне соответствовавший настоящему. Близкие Нади не приняли книгу. Её одноклассники, 26 человек, написали гневное письмо по поводу того, как была в книге представлена смерть художницы: «…Её внезапная смерть от болезни, о существовании которой не подозревали врачи, потрясла нас всех. До выпускных экзаменов оставалось 3 месяца.

Она много готовилась, волновалась, мечтала о выпускном вечере, и вдруг… А в романе читаем, что Надя умирает от любовных переживаний! Чудовищно!.. Странно, что автор не захотел использовать богатейший материал из Надиной жизни, не нуждающейся ни в каких вымыслах.

Ведь Рушева пережила в себе тысячи разных жизней и всегда говорила: «Я всегда живу жизнью тех, кого рисую (конец цитаты)».

Родители Нади запретили печатать роман «Девочка и олень». Наталья Ажикмаа, мама: «Девочка моя умерла в 17 лет. Она даже не испытала счастья первой любви, первого чувства.

Как мать я знаю это очень хорошо. Один из горе-писак написал книгу о любви моей девочки. Мы с мужем читали рукопись и запретили ее печатать. Но книга все-таки вышла.

Читайте также:  Цусимское сражение - тайны и факты

А недавно я узнала, что готовится ее второе издание. Как же так?»

Но факты о Наде не менее потрясающие, чем вымыслы о ней же: 

Надя Рушева — первый иллюстратор «Мастера и Маргариты». Она создала серию рисунков по «Мастеру» в 15 лет (170 иллюстраций). 

Надя Рушева придала своим Мастеру и Маргарите черты сходства с Михаилом Афанасьевичем и Еленой Сергеевной, никогда их не видя и не зная, что Булгаков писал Маргариту с жены. Спустя полгода после смерти Нади Елена Сергеевна сама нашла Рушевых и в полном потрясении отметила это, а также мистическое попадание в детали. 

Надя Рушева создала серию рисунков о Пушкине и его жизни в стиле Пушкина, настолько же талантливо, уверенно и очень точно копируя его руку (300 рисунков). Многие из них она делала гусиным пером. 

Надя Рушева почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать.

Одно из важнейших решений её отца, профессионального художника, определившее творческое развитие Нади, — не отдавать дочь в художественную школу. 

Надины рисунки такие живые ещё и потому что художница искренне любила и не любила своих героев. В каждой картинке — её ярко проступающее чувство. Легко можно видеть, например, что Надя не любила Наталью Гончарову и Андрея Болконского. 

Надя Рушева мечтала стать мультипликатором и готовилась к поступлению во ВГИК.

Обычно люди с Надиным диагнозом не доживают до такого возраста, чаще умирают до 8 лет.

В Царицыно, где жила Надя, в народном парке «Надежда», посвящённом ей, у дома 27 по Ереванской улице, летом 2014 года был открыт памятник работы Андрея Волкова. Скульптор изобразил одного из героев Надиного рисунка — кентаврёнка. 

Как рисует Надя Рушева, можно видеть в неоконченном фильме «Тебя, как первую любовь…» — за день до смерти Надя вернулась со съёмок в Ленинграде. Один из самых поразительных эпизодов — те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.

По-тувински (мама Нади — тувинка) Надю зовут Найдан, это имя переводится как «вечно живущая».

Надю до сих пор помнят и любят. Её помнят те, кого тогда поразила необыкновенно яркая и трагичная история её жизни, ослепительный её талант. Помнят поколения помладше, родившиеся после смерти Нади, — мы восприняли любовь к ней от своих родителей.

Её рисунки, летящие, стремительные, которые трудно с чем-либо перепутать, то и дело мелькают в интернете.

Её серьёзное недетское лицо смотрит с фотографий в школе, где она училась (ЦО 1466 имени Нади Рушевой) — в ней теперь замечательный музей, посвящённый Наде, интересный, живой, а главное, наполненный любовью к ней (сходите непременно, сами или с детьми, предварительно позвонив: 8(926)781-72-02).

На Надиной могиле — вечно живой, вечной юный и лишь на миг замерший её кентаврёнок, знакомый миллионам. А высоко-высоко над нами, может, как раз примерно там, где теперь живёт её необыкновенно яркая и красивая душа, летит малая планета РУШЕВА. 

Источник: https://snob.ru/profile/27628/blog/105500

Надя Рушева

О Наде Рушевой говорили – гениальная девочка. Ее рисунки как глоток свежего воздуха, настоящие, открытые, проникающие в самую глубь человеческой души.

Детство и юность

Найдан Николаевна Рушева родилась в 1952 году, 31 января. У девочки тувинские корни, отсюда необычное имя. Найдан с тувинского — «вечно живая».

Маленькая Надя Рушева с родителями

Семья советского художника Николая Константиновича Рушева проживала в Улан-Баторе (Монголия) с 1950 года.

После рождения ребенка перебрались в Москву, где отец устроился работать художником на Центральное телевидение, а мать Наталья Ажикмаа (некогда балерина) посвятила время воспитанию дочери.

Биография Нади с самого детства связана с искусством. Первые впечатляющие рисунки появились, когда девочке исполнилось пять лет.

Творчество

В первом классе Надя уже не расставалась с карандашом. После учебы художница посвящала искусству много времени. В семь лет девочка нарисовала иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». В течение вечера появились 36 рисунков, пока отец читал сказку вслух.

Надя Рушева в школе

Позже, освоив чтение, художница проиллюстрировала «Медного всадника», «Повести Белкина» и «Евгения Онегина». С годами, кроме графитового карандаша, Надя научилась работать пером, фломастером, пастелью. Весной 1964 года журнал «Юность» организовал дебютную выставку для начинающей художницы, затем опубликовал некоторые из работ.

Известно, что по просьбе пушкиниста А. И. Гессена Надя трудилась над иллюстрациями к его книге «Жизнь поэта». К заданию Рушева отнеслась с интересом и ответственностью: читала работы известных литературоведов, заглянула в Мемориальную квартиру поэта. Гусиным пером Надя тщательно выводила картины, однако Гессена ни одна не впечатлила.

Рисунок Нади Рушевой «Автопортрет»

В итоге книгу выпустили без рисунков художницы, а иллюстрации (их около 300) после кончины Рушевой хранятся в музеях.

В 12 лет за спиной у гениальной Нади уже был богатый художественный опыт. Творчество насчитывало более пяти тысяч рисунков разных стилей и отличных друг от друга тем. Выставки не ограничивались региональными масштабами: работы Рушевой побывали в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году журнал «Юность» опубликовал иллюстрации к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».

Рисунок Нади Рушевой «Аполлон и Дафна»

Известно, что Рушева не рисовала эскизы, а в ее инструментах для творчества никогда не нашлось бы ластика. Картины рождались легко, образы всплывали в голове, и ошибки быть не могло: Надя просто творила. Девочка писала иллюстрации к мифам Древней Греции («Подвиги Геракла»), перенесла на бумагу образы героев «Одиссеи» и «Иллиады».

Одной из любимых работ Нади стал балет «Анна Каренина». Художница изобразила изящных балерин, но увидеть красоту в исполнении балерины Майи Плисецкой на сцене так и не успела.

Рисунок Нади Рушевой «Балет «Анна Каренина»

Талант юной художницы – природный дар. Отец принял решение не определять девочку в художественную школу, рисованию Надя нигде не училась. Рушева проиллюстрировала «Войну и мир», «Мастера и Маргариту». Современники видели в ней гениального книжного графика.

В школе Надя играла в команде «КВН», оформляла стенгазету. С родителями часто ходила в театры и музеи.

Рисунок Нади Рушевой «Адам и Ева»

Планировала рисовать иллюстрации к Лермонтову, Некрасову, Блоку, Есенину, Грину, Шекспиру. Родные вспоминают, что девочка мечтала стать мультипликатором.

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» с восторгом приняла Елена Сергеевна Булгакова. Вдова писателя рассказывала, что Надя стала первым художником, которому удалось с точностью раскрыть образ Маргариты.

Личная жизнь

Отдельной строкой в жизни Нади Рушевой считаются 30 дней в лагере «Артек» в 1967 году. Пятнадцатилетняя девушка и там успела оставить рисунки, которые сейчас хранятся в музеях. Надя рисовала стенгазеты и не переставала творить для души.

Надя Рушева

С согласия Натальи Ажикмаа давно обнародована переписка художницы с товарищем из «Артека» Аликом (Олегом Сафаралиевым).

Это было общение двух пятнадцатилетних подростков, только вступающих во взрослую жизнь, размышления о будущем, о человечности. Надя изредка рассказывала об успехах в творчестве и школьных буднях.

Сейчас у кинорежиссера Сафаралиева хранятся письма и множество иллюстраций к ним.

Смерть

Надя Рушева внезапно для всех скончалась, когда ей исполнилось 17 лет. Незадолго до того, как уйти из жизни, юная художница с отцом по приглашению «Ленфильма» посетила Ленинград. Киностудия снимала ленту «Тебя, как первую любовь» о таланте Рушевой. Съемки остались незавершенными.

Надя Рушева

6 марта 1969 года Надя собиралась выходить из дома на учебу. Состояние девочки резко ухудшилось, она потеряла сознание. Рядом находился Николай Константинович, который вызвал машину скорой помощи. Рушеву срочно госпитализировали, но спасти не смогли. Причиной смерти стала врожденная аневризма сосуда головного мозга.

О болезни дочери до момента смерти родители не подозревали. Недуг в то время лечению не поддавался. По словам медицинских работников, 17 лет с такой проблемой – большой срок. Надю похоронили на Покровском кладбище. На памятнике изобразили «Кентавренка», нарисованного юной художницей.

«Кентавренок» на могиле Нади Рушевой

«Кентавренок» также стал основой для призов фестивалей «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». С 2003 года в Санкт-Петербурге установлен памятник по мотивам рисунка. Он находится перед «Домом Кино».

Школа, в которой училась Надя, стала музеем, посвященным творчеству художницы. В честь Нади Рушевой на Кавказе назвали перевал. В 1973 году драматург Анна Родионова посвятила художнице пьесу «Девочка Надя».

Несмотря на короткую жизнь, Рушева оставила около 12 000 рисунков. Многие работы хранят знакомые и друзья Найдан. Сегодня прикоснуться к творчеству девушки можно в музеях («Льва Толстого» в Москве, «Имени Нади Рушевой» в Кызыле, а также в Петербурге и городе Сарове).

Памятник Наде Рушевой

Николай Константинович Рушев до конца жизни собирал память об умершей дочери, занимался организацией выставок, а также написал произведение «Последний год Нади», используя заметки художницы.

Отец Нади умер от рака в 1975 году и похоронен рядом с Надей. Материалы из «Последнего года Нади» с согласия матери впервые опубликовала газета «Центр Азии». Творчество и жизнь загадочной вечно молодой художницы изучают исследователи и почитатели творчества.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/57988-nadia-rusheva.html

Надя Рушева: «Пера разбег — как будто взмах крыла…»

В Пушкинской библиотеке-музее Белгорода 5 октября в 14.00 откроется выставка графических работ художницы Нади Рушевой из фондов Мемориального музея школы № 1466 имени Надежды Рушевой (г. Москва).

Надежда Рушева
Фото с сайта: http://chtoby-pomnili.com

Надежда Рушева (1952—1969) родилась в городе Улан-Батор, её отец был художником, мама — балериной. Почти сразу после рождения девочки её семья переехала в Москву. 

Рисовать Надя начала в пять лет, причём никто её этому не учил. В первом классе он стала рисовать регулярно, однажды она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, пока папа читал её эту книжку.

Юную талантливую художницу заметили — её первая персональная выставка была организована, когда Наде было всего 12 лет. Потом было целых 15 (!) персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.

Рисунки Рушевой публиковались в журнале «Юность». Она оставила большое творческое наследие — графические иллюстрации к «Войне и миру» Льва Толстого, и «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова и к произведениям Пушкина.

Всего — более 12 тысяч рисунков!

Её рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала набело.

Гениальная юная художница прожила совсем недолгую жизнь – всего 17 лет. Она умерла внезапно, собираясь в школу, из-за кровоизлияния в мозг. Проблемы с сосудами беспокоили девочку давно, у неё ухудшалось зрение, но она не переставала рисовать.

Многие из её работ хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Государственном музее изобразительных искусств им.

Пушкина в Москве, Национальном фонде культуры, музее-филиале имени Нади Рушевой в Кызыле, а также в частных коллекциях.

Среди работ Нади – иллюстрации к произведениям более 50-ти авторов, в числе которых Булгаков, Толстой, Лермонтов и, конечно же, Пушкин.

Представленные на выставке в Пушкинской библиотеке-музее работы юной художницы посвящены одной из самых ярких страниц её творчества – пушкинской теме. Её Пушкиниана — это не только иллюстрации к произведениям поэта, но также и зарисовки, посвящённые жизни Пушкина, его друзьям и близким, стилистически очень схожие с рисунками самого Пушкина.

Выставка будет работать в течение месяца.

Афиша выставки Надежды Рушевой в Белгороде

Цитаты о Надежде Рушевой

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности».
 Ираклий Андроников, писатель (о цикле «Пушкиниана»)

«Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, — теперь нечего бояться преждевременной оценки…»

Из посмертной статьи академика Ватагина в журнале «Юность»

Надя Рушева стала прототипом главной героини повести Эдуарда Пашнева «Девочка и олень». Несмотря на долю авторского вымысла(ведь это всё-таки роман, а не биография), книга в полной мере рассказывает о жизни и творческих исканиях юной гениальной художницы.

Источник: http://www.peremenka31.ru/news/news/nadya-rusheva-pera-razbeg-kak-budto-vzmah-kryla07030/

Ссылка на основную публикацию