Крест как символ — тайны и факты

Крест не всегда был символом христиан

Знак креста считается главнейшим символом христианства. Достаточно посмотреть на верхушку любого христианского храма, будь то католическая, лютеранская, англиканская или же православная церковь, и вы обязательно увидите там крест. Однако так было далеко не всегда. Первые христиане крест не почитали. И, напротив, знак креста весьма почитался… язычниками.

Изучение археологического прошлого нашей планеты приводит к удивительному выводу: практически во всех культурах древности люди изображали крест. Более того — крест для них был священным знаком.

От сотворения мира

Французский философ Рене Генон считал, что крест обозначал сразу несколько важных понятий древнейших людей: с одной стороны, это был знак четырех направлений, расходящихся из центральной точки, и, само собой, перекресток, единство пространства в широком смысле этого слова, а также единство жизни и смерти, с другой стороны, знак креста обозначал движение солнца по небесному своду, поэтому кроме традиционной формы креста (пересечение двух линий под прямым углом), существовал вращающийся крест, или свастика, — лучи такого креста были загнуты в левую или правую сторону, в зависимости от направления движения. Свастика была широко распространена в Древнем мире, но прочнее всего закрепилась в Индии. Простыми, то есть крестами без заломов, в этой стране было принято покрывать ноги и руки богов и богинь. Такой же простой крест почитали и жители другого континента — Америки. И когда там в начале XVI столетия появились конкистадоры, они были немало удивлены, что местные язычники почитают их христианский символ. Но индейцы были, конечно же, не христианами. Хотя крест для них был священным символом. Более того, индейцы верили, что знак креста способен изгонять кровожадных духов, отнимающих детские жизни, и потому индейские младенцы спали в изножьях крестов. А лоб ребенка зачастую тоже украшал нарисованный краской крест! Представляете себе разочарование испанских миссионеров, когда они поняли, что хоть индейцы и поклоняются кресту, но в Христа не верят? Если бы этим миссионерам удалось чудом перенестись за тысячелетия до нашей эры, они были бы не менее удивлены, видя, как священными крестами украшаются жилища, одежда и посуда людей каменного века! А если бы такую любовь древних к изображению крестов увидели первые христиане, они были бы этим и возмущены, и шокированы.

Плохой знак

Крест в первые века христианства считался дурным знаком, совсем не священным символом. Изображать его считалось кощунством, насмешкой над страданиями Иисуса.

Право же, для них крест символизировал орудие смерти их Бога — и как можно было поклоняться предмету, на котором Иисус умер в страшных мучениях? Вместо креста они любили рисовать совсем другие священные знаки: рыб, обозначавших христианскую веру, кораблик, символизирующий церковь Христову, якорь, имеющий несколько значений — надежду, крепость в вере, милосердие, а также агнца, изображавшего самого Иисуса, и голубя — символ Святого Духа.

В те времена кресты были популярны у их нехристианских соседей. Народы Междуречья знаком креста помечали своего бога солнца, египтяне считали крест с кольцом в навершии символом жизни. А для христиан крест был символом убийства.

Более того, в древнем еврейском алфавите имелась заимствованная у финикийцев буква «тав», которая часто рисовалась в виде простого креста. По одной из версий, этим знаком было принято помечать скот и рабов, отсюда пошло выражение «ставить тавро».

Сами понимаете, не слишком это был для последователей Христа приятный символ.

И только когда христианство из Палестины распространилось по Европе, то есть по землям, где жили язычники, считавшие крест своим священным символом, византийский император Константин не побоялся сделать знак креста священным и для христианства. Произошло это достопамятное событие в IV веке.

Священным символом для христиан стал так называемый латинский крест — нижняя часть длиннее верхней. Это было графическое изображение орудия смерти Иисуса — креста для казни преступников в Римской империи.

Такая форма казни появилась в Риме после завоевания Карфагена: преступников либо подвешивали к перекладине, либо привязывали на столбах, где они долго и мучительно умирали.

Такая участь, например, постигла взятых в плен восставших рабов под предводительством Спартака.

Крест для казни выглядел просто: столб с поперечной перекладиной. Гвоздей на распятие обычно не тратили — преступников привязывали. Очевидно, именно так, без использования гвоздей, казнили и Иисуса.

Но предание сохранило раны от гвоздей, поэтому в христианской традиции фигурка Христа на латинском кресте изображалась с пригвожденными к кресту руками и ногами.

Причем у православных ступни фигуры помещались рядом друг с другом, у католиков они были скрещенными.

Ирландская церковь соединила древний языческий крест в кольце с латинским. Равносторонний крест был характерен для христиан Греции (в Риме был популярен латинский).

Разные варианты греческого креста взяли на вооружение восточные церкви — грузинская (болнисский крест), сербская (сербский крест с четырьмя огнивами и балканский крест), коптская (коптский крест с тремя лучами на каждой стороне — они символизируют Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа). Равносторонними также являются многие кресты монашеских и рыцарско-монашеских орденов: восьмиконечный (с вырезами) мальтийский крест (крест ордена госпитальеров), тамплиерский крест с расширяющимися концами (крест ордена тамплиеров).

Разновидностью латинского креста является византийский — он лапчатый, нижняя часть, как у латинского, удлиненная.

От него незначительно отличается черный тевтонский крест (крест Тевтонского ордена) — стороны имеют небольшие вырезы. У грузинского креста Святой Нины боковая перекладина изображается скошенной от центра вниз.

А францисканцы взяли своим символом тау-крест, то есть крест, не имеющий верхнего выступа, крест в форме буквы «тау».

В православной церкви за основу был взят латинский крест, но с дополнениями: появились еще одна, меньшего размера, верхняя перекладина и косая нижняя. Верхняя символизировала табличку, прибитую к кресту Иисуса с надписью «Иисус Назаретянин, царь иудейский (ИНЦИ)», а нижняя — коромысло весов, или «мерило праведности».

Некоторые носильные православные кресты на сторонах имели трехлепестковые выпуклости, а справа и слева от основной перекладины находились буквы ИС и ХС — то есть Иисус Христос. Особую форму имел крест в православном древнем Новгороде — он напоминает по форме крест тамплиеров, но нижняя часть у него удлинена, а равновеликие стороны заключены в круг.

Существуют также кресты особой формы — крест Святого Петра и крест Святого Андрея. Эти формы связаны с тем, каким образом оба страдальца были распяты: Андрея казнили на косом кресте (в виде буквы X), Петра — на перевернутом (то есть вниз головой).

Андреевский крест стал символом моряков, а вот кресту Святого Петра повезло гораздо меньше — его своим символом избрали сатанисты.

Отрицающие святыню

Но некоторые христианские церкви и секты изображения креста не признают. Как и первые христиане, они тоже считают его орудием пытки и мученической смерти. Не приняли этого символа болгарские богомилы и средневековые катары (альбигойцы), которые отказывались надевать на шею такое нечестивое изображение.

Одной из причин церковных обвинений этих добрых христиан в ереси как раз и был отказ от почитания ими креста. Не признают креста также мормоны, иеговисты и молокане.

У иеговистов претензии к священному христианскому символу особые: мало того что для них такое почитание равно идолопоклонству — они вообще не верят, что Иисус был распят на кресте. По их мнению, во времена Римской империи преступников все же казнили на столбах.

Сатанисты используют в своих ритуалах перевернутый крест и перевернутую фигурку Иисуса, но вместо почитания выказывают непочтение — плюют на крест, топчут его ногами, выкрикивают богохульства и совершают иные отвратительные для верующих действия.

Впрочем, для жителей Европы и Америки эпоха поголовной христианизации даром не прошла. Крест и сегодня является самым распространенным украшением, и его носят модницы и модники, не задумывающиеся ни на минуту о священном смысле этого символа.

Источник: http://MirChudes.net/facts/422-krest.html

Крест как символ в ведической культуре

Кресты встречаются во многих культурах, у многих народов. Встречается и в вышивке, и в резьбе, и в народной кукле — например, кресты на лицах украинских кукол-мотанок.

Крест — это тоже солярный символ, как и свастики. Крест, фактически, это тоже свастика, только без отходящих в сторону лучей. Многие не очень далекие люди считают его «чисто христианским» знаком, однако это далеко не так.

Например, католические миссионеры, проповедовавшие в Китае, видели кресты, изображенные на статуях Будды, учение которого возникло примерно на шесть веков раньше христианства, а испанские канкистодоры были свидетелями почитания креста североамериканскими индейцами-язычниками как слияния Небесного огня и огня Земного.

Слово «крест» происходит от общеевропейского корня «cru», что значит «искривленный». Этот корень мы можем наблюдать в словах «круг», «кривой», «крутой». В латинском языке «crux» — крест. Есть еще версия, что слово «крест» происходит от славянского корня «крес» — огонь (сравните: «кресало» — инструмент для разжигания огня).

Археологические данные свидетельствуют о том, что крест как символ почитали еще в верхнем палеолите.Крест – символ жизни, неба и вечности.

Также, правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

  Мужское — это вертикаль, связь с небом; женское — горизонталь, продолжительность, течение жизни и времени.

Также кресты разделяют на прямой, то есть имеющий горизонтальную и вертикальную черты и косой, имеющий две диагональные черты, причем прямой крест олицетворяет мужское агрессивное творческое начало, косой – более мягкое творческое начало.

Прямой крест также может служить моделью Мирового Древа, где вертикальная черта – Мировое Древо, а горизонтальная – мир Яви. Соответственно, крест со сдвинутой вверх горизонтальной чертой будет обозначать расположение мира Прави на Древе, вниз – мира Нави. Естественно, эти кресты будут иметь соответственное магическое значение.

«Засеянное поле» (на рисунке слева) является знаком плодородия, и ношение его призвано повысить жизненную силу, что привело бы к усилению способностей к чадородию, а также изобилию плодов земных.

Кельтский крест, или Колокрыж (на рисунках слева и справа) наиболее точно демонстрирует сходство креста со свастикой и всю условность их разделения. Посмотрите на шестии восьмилучевые коловраты. Кроме количества лучей у этих знаков ничего не меняется.

Несмотря на то, что крест этот называется кельтским, известен он практически всем индоевропейцам, в том числе, и Славянам. История кельтского креста насчитывает как минимум 8-9 тысячелетий. Кельты же особенно почитали этот крест. Еще кельтский крест называли «крестом воина», «крестом Вотана» (Одина).  

Двенадцатиконечный крест (на рисунке слева) представляет собой крест с перекладиной на каждом луче, или же свастику с продолженными влево (у темной – вправо) лучами.

Назначение этого креста – защита от внешних воздействий. Также многие исследователи говорят об этом знаке как о волшебном знаке Рода.

Его также называют Шлемом Ужаса, представляя его как совокупность четырех рун Альгиз Старшего Футарка.

Руна Альгиз – руна пассивной защиты, то есть значение этого символа неизменно.

Этот символ был распространен как в глубокой древности, есть этому археологические доказательства – много амулетов со шлемом ужаса было найдено на территориях скифов, мордвы, индоевропейских народов, так и в средневековье им украшали стены домов и деревянные изделия а также нередко использовался в церковной утвари. Самым мощным символом среди шлемов ужаса является так называемый Эгисхьяльм (скандинавское название) или Крест Непобедимости — этот символ превосходит все остальные по своей эффективности.

Крест как сакральный знак

О.В.Белова

Крест — один из древнейших сакральных знаков в мировых мифопоэтических и религиозных системах; главный символ христианства (является также монограммой имени Христа).

В народном орнаменте Крест называется «божьим знаком» (макед.

); Крест и его разновидность (свастика) выступает как солярный знак: символизирует свет (солнце) и плодородие; представляет собой также геометризованный вариант мирового дерева.

В христианской традиции известны различные типы Креста: Т-образный («тау-крест»); «крест св. Андрея» с диагональной перекладиной; «латинский» (равноконечный, но чаще с удлиненной вертикальной перекладиной) и «греческий» (равноконечный, иногда с расширениями на лопастях) крест.

У южных славян Крест латинского типа встречается на надгробиях, прялках, в орнаменте (Сербия, Босния, Герцеговина, Черногория, Македония, особенно часто Далмация), но в целом преобладает Крест греческого типа (на надгробиях, прялках, пасхальных яйцах, обрядовых хлебах, над входом в дома).

Читайте также:  Подлинная история франкенштейна, мистическая история - тайны и факты

Равноконечный Крест как княжеский знак встречается на документах с XII в.

Знаком Креста отмечались предметы, наделяемые в традиционной культуре сакральным статусом, почитаемые или опасные места. Вырезали Крест на бадняке (полене, сжигаемом в Сочельник); во время горения сторона с Креста должна была находиться сверху (хорваты).

Крест делали ножом на нижней стороне каравая хлеба перед его разрезанием (поляки). На Крещение восточные и западные славяне почти повсеместно чертили дымом Крест на дверных притолоках.

Крест ставили возле очага, на границе села, на перекрестке, в поле, под деревом (у южных славян Крест ставили рядом с почитаемым общиной деревом или вырезали Крест на дереве, см. Дерево культовое).

Для обрядовых целей Крест изготавливали из липы, орешника, рождественской соломы, рождественского полена, колосьев, теста, глины.

Как основной обрядовый атрибут Крест выступает в ритуалах, приуроченных к Крещению (погружение Креста в прорубь — «иордань»); Вознесению или Юрьеву дню — обходы сел с крестным ходом, иногда с целью вызывания дождя; дню Ивана Купалы (св. Яна) — сжигание Креста, сделанного из разбитых бочек (сев. Словакия).

На Воздвижение (укр. чесный хрест, болг. кръстов ден, серб, крстовдан) скот мазали дегтем, изображая при этом знак Креста (серб.).

На Средокрестье (среда на 4-й, Крестопоклонной, неделе Великого поста) выпекали печенье в виде Креста, которое использовали при первом выгоне скота, при засевании, при гаданиях об урожае и судьбе (восточные славяне).<\p>

Изготовленный из бадняка Крест сербы бросали в первую засеянную борозду; сажая курицу на яйца, помечали каждое знаком Креста, чтобы вылупились цыплята.

Чтобы удался хлеб, перед выпечкой делали Крест из теста на дверях (Метохия). Если женщина хотела забеременеть, она надевала фартук с вышитыми Крестами (Македония).

Значение Креста как оберега связано с символикой закрещивания: осеняли себя (или объект, на который направлено действие) крестным знамением, начиная или заканчивая работу, выходя из дома, отправляясь в путь, садясь за стол, отходя ко сну.

Крест защищал от града, дождя, грозы: в Сербии ставили освященные деревянные Кресты на границе села; поляки устанавливали на поле Крест из обгоревших в пасхальном костре ветвей как защиту от молнии. В восточной Словакии считали, что в дерево, на котором вырезан Крест, не бьет гром.

Чтобы остановить дождь, делали Крест из соли (северо-восточная Болгария).

Кресты в доме и на хозяйственных постройках изображали мелом, свечой, чесноком, кровью жертвенного животного, тестом, дегтем.

Нательный Крест — неотъемлемый атрибут христианина, который человек получал при совершении таинства крещения и с которым не расставался всю жизнь. Обмен нательными Крестами составляет часть обрядов кумления или побратимства (рус. крестовое братство).

Потеря нательного Креста предвещала несчастье или внезапную смерть (Владимир.). Крестом отпугивали демонических существ и зверей, встреча с которыми опасна или сулит несчастье: черта, вампира, русалку, волка, зайца и др.

Крест широко используется в магии и гаданиях.

В погребальной обрядности и верованиях Крест фигурирует как символ смерти. Могильные Кресты (особенно антропоморфные конструкции) выступают как субститут покойника или как вместилище его души.

У белорусов самые большие Кресты ставились на могилах стариков, маленькие — на могилах детей. «Женские» Кресты отличались толщиной. В Шумадии Крест на могиле ребенка одевали в его одежду.

В Полесье иногда на Кресте на женских могилах вывешивали фартуки, а на мужских — рушники.

Придорожные, памятные, поклонные, обетные, обыденные кресты имеют статус местных святынь.

Их функции ? оберегать посевы от града (у сербов) селения от болезней и засухи (у восточных славян), обозначать места погребения «заложных» покойников (например на перекрестках дорог или на возвышенностях), места провалившихся храмов и зарытых кладов.

На обетных, обыденных Крестах вывешивали приношения: рушники, платки и т.п. С памятными Крестами в народных рассказах связаны мотивы: чудесного явления (ср.

предания о «явленых» иконах), за которым следует постройка часовни или церкви; наказания за осквернение Креста (попытки перенести Крест с почитаемого места, поместить в баню, в ригу или уничтожить его караются болезнью). Почитаемые Кресты могли восприниматься как антропоморфные существа. В Гдовском у. С.

-Петербургской губ. рассказывали, как большой Крест разъезжал верхом на коне вслед за свадебными поездами. Всем указанным типам Крестов приписывались целебные свойства: для лечения болезней использовался мох, растущий на Кресте, щепки, осколки Креста , а также вывешенные на Крест приношения (например, страдающие глазными болезнями вытирали глаза рушниками, висящими на обыденном Кресте ) и вода, которой обмывали Крест .

Лит.;

Шляпкин И.А. Древние русские кресты. I. Кресты новгородские до XV в., неподвижные и не церковной службы. СПб., 1906;

Толстой Н.И. Антропоморфные надгробия // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 206-212.

Источники (материалы использовались при написании данной статьи):

ataman-kudeiar.narod.ru/simbols.html,

,

Источник: http://www.hnh.ru/culture/2011-04-14-1

Крест, анкх, свастика. Крест как символ солнца

 Крест в доколумбовой Америке

По свидетельству Гарсиласо де Веги, когда испанцы впервые появились в Куско, они увидели у королей инков крест из красно-белой яшмы. Он был у них с очень давних времен, а каких, они и сами толком не знали. В 1560 г.

Гарсиласо видел этот крест «в ризнице кафедрального собора того города, в которой он висел на гвозде с помощью шнура, проходившего через отверстие, проделанное в самой верхушке креста….

Крест был квадратным, одинаковым в длину и высоту; в длину он имел примерно три четверти вары , скорее меньше, нежели больше, а ширину в три пальца и почти такую же толщину; он был сделан целиком из одного куска, очень хорошо отделан, с очень четко высеченными углами, все одинакового [размера], образующими квадрат; камень был хорошо отшлифован и отполирован. Его хранили в одном из королевских домов в задней комнате, которая называется вака, что означает священное место».
Инки не поклонялись этому кресту, но относились к нему с почтением, причину которого они тоже не могли объяснить. Так они хранили крест до тех пор, пока Франсиско Писарро не захватил Куско. В дальнейшем испанцы построили христианский храм и повесили в нем этот крест — в том месте, в котором его и видел Гарсиласо де ла Вега.

 Равносторонний, греческий или римский  крест

Колонна с изображением греческого креста IV века в греческом монастыре Малая Галилея

 Равносторонний крест, который испанцы видели в Куско, называется греческим или римским крестом. Этот знак (quadrata) использовался с доисторических времен в самых разных значениях — как символ солнца, дождя и элементов, из которых создан мир: воздух, земля, огонь, вода, вместе составляющих символ жизни.

В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа, позже стал почитаться в качестве символа милосердия и терпения; в этом значении он дошел до наших дней, означая, в первую очередь, медицину и все, что связано с помощью человеку.

Видоизмененной формой этого креста является сегодняшний христианский крест, одна из сторон которого длиннее других.

Помимо греческого, существует большое количество различающихся по форме крестов:

 ТАУ- крест

 — Тау (TAB), напоминающий букву «Т», являющийся символом жизни. У каббалистов он обозначал небо, всеобъемлющую мудрость и миропостроение, у пифагорейцев — тетраксис, что, по-сути, было тем же самым. Этот крест широко использовался в мистериях Митры (бога Солнца древних зороастрийцев и индийцев);

 Анкх

 — Анкх или Анх (Ankh, Crux Ansata) — тот жетау-крест (символ жизни), только увенчанный сверху кругом или овалом (символом вечности). Является символом бессмертия.

Его еще называется тау-крестом- Crux Ansata,
а также Крестом жизни. По одной из древнехристианских легенд, такую форму имел ключ от дверей рая, который был дан святому Петру.

В Древнем Египте анкхтакже понимался как ключ, которым открывают ворота к божественному знанию.

В более поздний период анкх связывался с изображением бога Сета, которого греки отождествляли с Тифоном, в цепях и, как таковой, подвешивался на шею больному в качестве амулета, возрождающего жизненную силу.

Этот же крест являлся символом небес и бессмертия у скандинавов, омоложения и освобождения от физического страдания у майя.

Его форма истолковывается как восходящее солнце, единство противоположностей или источник неиссякаемой жизненной силы;

 Свастика

 — Свастика — крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке («правильная» свастика, обозначающая движение Земли вокруг Солнца), либо против часовой стрелки («неправильная» свастика). «Правильная» свастика рассматривается как символ солнца и
источник жизни, света, удачи, счастья и созидания.

Она воспринимается как колесо жизни и указывает на видимое движение Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Иногда свастика отождествляется с еще одним солнечным знаком — крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца.

У наших предков (славяно-ариев) не было такого символа – свастика. Существовал одноименный образ, который, будучи записан рунами, состоял из трех элементов.

В переводе на Буквицу и современный «советский» русский язык эти элементы обозначают следующее: «сва» — небо (вспоминаем народные сказы о Птице Сва), «с» — указание, принадлежность (сегодня предлог «с» используется именно в этом значении), «тика» — движение, бег (вспоминаем распространенную на юге России форму «тикай», что значит «беги»).

То есть фактически «свастика» означат «то, что пришло с неба». Очевидно, наши Предки имели ввиду животворный свет, а если шире, то само Солнце. Вместе с тем, учитывая очевидность положительной окраски понятия солнечного света, можно говорить о том, что «свастика» значит «благо», «жизнь».

С другой стороны, продолжая образ, логично предположить, что «свастика» может обозначать «то, что движется по небу». И это уже относится не только к Солнцу, но также к спутникам Мидгарда, планетам и звездам, в совокупности обозначая нашу галактику.

В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный  крест. Согласно французскому исследователю религиозной традиции XIX-XX вв. Рене Генону, до конца Средневековья она была одной из эмблем Христа.  Ее можно видеть на старых православных иконах.

 Крестообразный нимб

 — Крестообразный нимб над головой Христа, а иногда и Святого Духа, объединяющий нимб (символ божественной энергии, святости или могущества), и греческий крест (символ жизни).

Существует большое количество вариантов и комбинаций перечисленных выше и других крестов.

 Распространение креста  в древнем (до Рождества Христа) мире

 Наскальные изображения  креста, скульптуры и барельефы с крестом, изделия крестообразной формы, сооружения в виде креставстречаются по всему миру — в Индии, Китае, Индокитае, Иране, Ираке, Египте, в странах Европы и других местах, и датируются от III тысячелетия  до н.э.

до III тысячелетия н.э. Они являются важным составным элементом культуры практически всех народов мира — как живущих сейчас на Земле, так и живших раньше на ней.

Во времена Конкисты высаживавшиеся в Новом Свете испанские и португальские моряки и монахи (начиная с Христофора Колумба) не раз с удивлением отмечали, что крест был давно известен индейцам. О кресте, хранившемся в Куско, я только что поведал вам.

Другие кресты (чаще всего анкхи) украшали груди статуй и барельефы в Паленке, Копане и других городах майя. Такой же знак был обнаружен на спине статуи острова Пасхи.

 Уильям У. Сеймур в книге «Крест в традициях, истории и культуре» сообщает:

 «Ацтекская богиня дождя держит в руке крест, а тольтеки утверждают, что их божество Кецалькоатль учил их знакам и ритуалам креста, и поэтому его жезл, или скипетр власти, напоминает египетский посох (анкх), а его мантия покрыта красными крестами».
Крест являлся общим символом американских индейцев до появления у них европейцев на Севере и Юге.

По данным И. Смирновой , североамериканские индейцы навахо носили на груди серебряные кресты, которые должны были защищать их от злых духов. Они верили, что с помощью креста, сложенного из веток так, чтобы его концы точно указывали на север, юг, восток и запад, можно исцелить любую болезнь, стоит только положить больного на этот крест.

А индейцы вольпи во время своих священных танцев держали в руках эмблему, изображающую черную свастику на белом фоне, окруженную лучами.
Довольно много крестов было найдено при археологических раскопках на территории Перу и Мексики. Сначала исследователи думали, что это «кресты ветров», символизирующие четыре направления ветра и прихода дождей.

Но затем возникло предположение, что им присущ солярный (солнечный) или звездный характер.
У многих последователей христианской религии почитание креста на первых порах вызывало протест лишь потому, что он считался «языческим символом». Но для основной массы новообращенных крест был привычным священным знаком. В IV в.

церковь официально признала и узаконила его.

 Крест – миллионлетний символ солнечных богов из Гипербореи

 Таким образом, крест неразрывно связан с солнцем, светом, всеобъемлющей мудростью, вечной жизнью или бессмертием. Он являлся неотъемлемым атрибутом солнечных богов (и здесь) — адитьев, и, вероятно, других проживавших с ними народов.

Истоки  этого символа теряются в глубине веков, отделенных от нас многими миллионами лет (и здесь), и тесно связаны с древним континентом Гиперборея (Сварга, Джамбудвипа), где «в начале веков» жили белые боги. В дальнейшем отдельные представители божественного народа разнесли этот знак по всему миру.

Крест стал соотноситься с мировой гармонией, жизнью в единстве Природой и по ее законам (при отождествлении  Природы с живым Сверхорганизмом размером со Вселенную), миром, счастьем, благополучием, борьбой против темных демонических сил, к которым обычно относились все не похожие на людей разумные обитатели нашей планеты.

Именно такое значение должны были придавать ему сами адитьи. Однако, в более поздние времена, из-за развития нашего общества по пути, отличному от начертанного богами (войн и разрушения мировой гармонии), функции крестаизменились.

Сейчас он представляется для многих, в первую очередь, как элемент защиты от всего темного и демонического, и только потом — как  символ бессмертия и единения души с богом.

 Крест — схематическое изображение другого символа Солнца — птицы

 Помимокреста, существуют другие знаки, обозначающие солнце, или связанные с солнечными (небесными) богами. Это, в первую очередь, широко распространенная в древних религиях многих народов птица (часто орел или сокол, у ацтеков колибри).

В «Ригведе» солнце неоднократно сравнивается с птицей. Птицей оно представлялось и у славян, кельтов, скифов и народов Месоамерики, например ацтеков. В Месопотамии орел был символом полуденного солнца и т.д.

Довольно широко распространено мнение, что крест произошел от схематического изображения птицы.

 Источники: http://www.dopotopa.com/krest_ankh_svastika.html

http://radogost.ru/slavjanskaja-svastika.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://shambala.mirtesen.ru/blog/43882832521

Тайна Креста

«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия».

(1 Кор. 1, 18).

«Таин еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися древо. Тем ныне возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем».

(Канон праздника, ирмос 9-й песни).

В христианской Церкви в двадцатых годах четвертого столетия произошло событие, оказавшее глубокое влияние на церковную жизнь того времени и прочно вошедшее в сознание верующих последующих веков: на Голгофе были открыты остатки древа Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. Это событие связывается с именем св. Елены, матери императора Константина, которая, посетив святые места Палестины и много сделав для их благолепия, организовала и поиски Креста Господня.

Историческая достоверность этого события подтверждается как фактами религиозно-церковной жизни, так и свидетельством церковных писателей и историков Церкви. Известный востоковед Ассемани (1) (1687—1768) полагал, что св. Крест найден св. Еленою 3 мая 326 года (из расчета римского Юлианского календаря) (2). Дату 326 год называет и историк Сократ.

Но, по заключению известного русского богослова проф. М. Скабаллановича, основывавшегося на позднейших данных, обретение Креста нельзя относить к 326 году, так как, по ряду данных, св. Елена умерла в 325 году, а не в 327, как полагали ранее. Проф. М.

Скабалланович считает более правильным указание александрийской хроники, которая считает годом обретения Креста 320-й, а по отзыву хронографа Феофана, это событие могло быть и раньше (3). Историк Сократ говорит об обретении Креста Еленою и об отправке части святого древа императору Константину (4).

Созомен упоминает об исцелении через обретенный Крест одной знатной женщины (5). Руфин указывает, что обретение Креста произошло при Иерусалимском епископе Макарии, и что Крест был узнан через исцеление пораженной тяжелой болезнью полумертвой женщины (6). Св. Кирилл Иерусалимский (350— 387) об обретении Креста говорит в беседах 4-й, 10-й, 13-й и в письме к Констанцию.

Павлин, епископ Ноланский (†431), в письме к Северу повествует, что св. Елена собирала сведения о месте, где был засыпан землею Крест, не только среди христиан, но и среди иудеев.

Крест, продолжает Павлин, был узнан через воскрешение недавно умершего, после возложения на него древа Креста, между тем как возложение на умершего двух других крестов никакого действия не произвело (7). По словам Григория Турского (†594), Крест был найден по указанию еврея Иуды, который затем принял крещение и получил имя Кириак. Св.

Амвросий (340—397) в похвальном слове Византийскому императору Феодосию Великому говорит, что были найдены не только Крест, но и надпись (дощечка) над ним и гвозди. Св. Иоанн Златоуст (347—407) в беседе 85-й также упоминает о дощечке с надписью и говорит, что, когда было откопано древо Креста, оно было узнано потому, во-первых, что находилось в середине между двумя крестами, и, во-вторых, по надписи, ибо кресты разбойников не имели надписей.

Само событие обретения Честного Креста Господня происходило при большом стечении народа. В «Житиях святых», месяц сентябрь, 14-е число, в «Сказании о Воздвижении Креста» говорится: «Когда был обретен Крест, некоторые не имели возможности видеть и облобызать св.

Крест и просили, чтобы, по крайней мере, им показали Крест. Тогда Макарий, епископ Иерусалимский, став на возвышенном месте, воздвигая Крест, показал его народу» (8).

Событие обретения древа Креста Господня можно дополнить следующими историческими фактами: известно, что в 614 году, когда персы опустошили Палестину и Иерусалим, и патриарх Захария был взят в плен, вместе с ним были унесены завоевателями в Персию и части Креста.

По мирному договору, заключенному между персами и греками в 628 году, патриарх Захария был освобожден из плена, возвращены были и части Креста (9).

Обретение Креста Господня напомнило верующим о величайшем божественном подвиге, о спасительной жертве — крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. И вполне понятно, что в связи с событием обретения Креста Господня мысль церковных учителей и писателей усиленно занялась вопросами о значении крестной смерти Иисуса Христа, раскрытием учения о тайне Креста.

Над разрешением этих вопросов много потрудился св. Иоанн Златоуст. Вот его размышления о тайне Креста: «Если кто-либо спросит меня, что дивного сотворил Христос, то я опущу небо, землю, море, воскрешение многих мертвецов и прочие сотворенные Им чудеса, именно умножение хлебов, превращение воды в вино, — и укажу только на Крест, который славнее прочего» (10).

«Принять плоть и претерпеть, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие» (11). «Он совершает на Кресте чудо, особенно обнаруживающее Его силу. Не мертвого воскрешая, не морю и ветрам повелевая, не демона изгоняя, а, будучи распинаем, оскорбляем, оплевываем, поносим, бесславен, Он мог переменить порочную душу разбойника» (12).

«Христос пришел и принес прощение, оправдание и жизнь, но дарует это не просто, а посредством Креста» (13). «Движимый волею, а не необходимостью, Господь исполнил таинство святейшего Креста» (14). «Во время принесения Себя Богу в жертву на Кресте Иисус Христос излил Свою Пречистую Кровь». «Кровь Христа есть цена вселенной: ею Христос купил Церковь, ею Он всю ее украсил» (15).

«Крест устроил примирение между Богом и людьми» (16). «Почему Он не избавил Себя на Кресте? Ему угодно было сразиться со смертью: Он не сошел со Креста не потому, что не мог, но потому, что не хотел» (17). «Крест, это орудие, ненавистное и позорнейшее всех смертей, [Христос] превознес выше небес.

Этот знак смерти сделался источником великого благословения, стеною от всякой опасности, смертоносным отражением диавола, уздою демонов, грозою сопротивным силам».

Наш знаменитый отечественный богослов архиепископ Херсонский Иннокентий говорит, что воздвижением Креста Господня изображается все, что было и есть в жизни нашего Господа, и все, что должно быть и чего, может быть, нет в жизни нашей.

Воздвижением Креста изображается, во-первых, вся жизнь нашего Господа. Ибо из чего слагается жизнь сия? Из неисповедимого уничижения и столь же неисповедимой славы, кои, несмотря на свою противоположность, соединяясь между собою и пресекая друг друга, уже сим самым образуют крест.

«Иже, во образе Божий сый, — так изображает Апостол жизнь нашего Господа, — не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя».

Вот лествица нисхождения Сына Божия! Кто может исчесть все ее ступени? — «Темже,— Продолжает Апостол, — и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филипп.

2, 6—11). Вот лествица восхождения Сына Человеческого! Кто может указать последний предел ее?

Итак, христианин, видя крест, низводимый долу (книзу), представь себе, сколько можешь, различные роды и виды уничижений своего Господа: как Он оставляет престол славы, нисходит на землю и вселяется во утробу Девы; как, по рождении, полагается в яслях, терпит обрезание и бежит от Ирода во Египет; как проводит тридцать лет в безвестности Назарета, в повиновении бренным родителям, в трудах древоделия; как потом приемлет крещение от раба, искушается от сатаны и проповедует Царствие Божие среди всякого рода лишений, клевет и опасностей; как предается учеником, осуждается, как возмутитель, и возносится на крест; как в самом гробе стрежется, яко обольститель, и в то же время нисходит в ад для проповеди в мире духов; как, наконец, среди самой славы Своей, уже по вознесении на небо, Он продолжает быть, особенно в лице истинных последователей и членов Своих, предметом пререкания, вражды и гонений. Представь, христианин, все это при виде низводимого долу Креста Господня, и помысли: для чего Господь твой претерпел и продолжает терпеть столько уничижений? Он мог наслаждаться славою, которую имел у Отца, «прежде мир не бысть» (Ин. 17, 5), а тебя предоставить твоим бедствиям; но не предоставил, а благоволил оставить славу Свою и претерпеть все роды уничижений, чтобы покрыть твою срамоту, возвратить тебе славу, тобою потерянную, очистить кровию Своею твои грехи, и соделать тебя паки наследником неба.

Будь же признателен к беспримерному снисхождению, умей ценить крестное величие Господа твоего, научись употреблять его в свою пользу через подражание Ему, начни нести ту часть креста, которая достается на твою долю, для очищения тебя от скверн плоти и духа. Крест для того так и низводится долу, дабы ты, лежащий на земле во грехах, мог взяться за него верою и вознестись с ним на высоту. Не опускай же сего драгоценного случая!

При воздвижении Креста горе (кверху) должно представить себе другое — вообразить постепенное прославление Сына Человеческого, начавшееся еще среди глубокого уничижения: как Архангел возвещает зачатие, и Ангелы воспевают рождение Предвечного Младенца (Лк.

2, 13); как двенадцатилетний Отрок постыжает в Иерусалиме мудрость всех книжников (Лк. 2, 46—4-7); как глас с неба именует Его Сыном возлюбленным при Иордане (Мф. 3, 17) и на Фаворе (Мф.

17, 5); как слепые, по слову Его, прозирают, глухие слышат, духи нечистые убегают, мертвые воскресают; как дети воспевают осанна; как на самой Голгофе солнце меркнет, земля сотрясается; как сонмы праведных идут в рай за Победителем ада и смерти; как Он воскресает из гроба, проповедуется от Ангелов Апостолам, а через них — всему миру; как Ему дается всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18); как Он возносится с Елеона на небо, посаждается одесную Бога Отца (Мк. 16, 19), начинает управлять всем миром, ко благу Церкви Своей; как побеждает, одного после другого, всех врагов Своих, доколе и последний враг не упразднится — смерть (1 Кор. 15, 20) — все это и подобное сему должно представить при виде воздвигаемого Креста, ибо Сын Человеческий взошел на толикую высоту славы не другим чем, как Крестом.

Но для кого сия слава? Для тебя же, христианин, и для твоего спасения. У Сына Божия и без того бездна славы, но ты бесславен; а Он хочет Собою почтить и прославить тебя. Посему-то и Царство, Им приобретенное, все завещано тебе (Лк. 22, 29).

Не будь же равнодушен к славе своего Спасителя, для тебя приобретенной; помни высоту, к коей призван; не скорби много среди унижения земного; не заглядывайся на высоты мирские: тебя ждет небо; для тебя уготован престол славы; ты будешь выше всего, только не унизь и не потеряй грехами своими нового небесного достоинства, тебе завещанного.
Таким образом, воздвижение Креста Господня приводит на память всю жизнь нашего Господа. Но, вместе с сим, поелику в христианине должно мудрствоваться то же, что и во Христе Иисусе (Филипп. 2, 5), и потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр. 2, 21), вместе с сим воздвижением Креста, как мы сказали, изображается и то, что должно быть (и чего, может быть, нет) в жизни нашей.

Так, и нам предлежит слава, подобная той, в которую взошел Господь и Спаситель наш; но предлежит и тот же самый путь к сей славе, коим пришел Он, — путь креста и самоотвержения, путь смирения и терпения до смерти. Другого пути на небо нет и быть не может.

Итак, видя преклоняющимся до земли Крест, спросим самих себя: способны ли мы преклониться таким образом во смирении и терпении для славы Божией и блага ближних; готовы ли расстаться с честию мирскою, чтобы не потерять славы Божией; отвергаемся ли гордости житейской; чувствуем ли, что мы — земля и пепел, грешники недостойные помилования; признаем ли необходимым умерщвлять свое самолюбие, и умерщвляем ли сколько-нибудь на самом деле; перенесли ли хотя одну обиду; простили ли от сердца хотя одного врага; плакали ли хотя раз о своих грехах; знаем ли хотя из малого опыта, что такое крест и что смирение христианское?

Кто при сем обретет в себе и своей жизни бесценные следы уничижений и смирения своего Господа, тот да повергнется к подножию Креста, и да благодарит Господа за великий дар благодати Его.

Ибо истинное самоотвержение приходит свыше; наша природа умеет только кичиться и превозноситься, но, приходя свыше, оно, рано или поздно, и возносит человека туда, откуда приходит, — на небо, в обители Отца Небесного.

Подобным образом, при воздвижении Креста, должно помышлять о необходимости восходить от добродетели к добродетели, от веры к вере, от любви к любви. Высока лествица христианского совершенства! Бесконечны ступени подвигов духовных! Одно верное правило: забывая задняя, всегда простираться вперед (Филипп. 3, 13).

Кто думает, что уже достиг самого верха, тот сим самым показывает, что он еще стоит долу. Самые великие подвижники всегда почитали себя недостигшими. Итак, видя возносимым горе Крест, осмотрись, христианин, в совести своей, что может быть сделано для очищения и возвышения самых добродетелей твоих, если имеешь их.

Прежде же и паче всего молим, заканчивает архиепископ Иннокентий, да не будет священнодействие сие предметом одного зрелища! Да отразится знамение Креста Христова не на поверхности токмо тела вашего, но и в глубине сердец ваших! Крест спасает, но не покланяемый токмо, а и носимый, не на одной выи телесной, но на выи души.

Покланяйся ему не в одном храме, где он так украшен, но везде, где ни сретится: в обиде ли от ближнего, в потере ли имущества, в болезни ли, в другой ли какой печали, — поклонись ему и облобызай его и в сем случае.

Сим, и токмо сим, докажешь, что ты покланяешься не злату и серебру во образе креста, а истинному Кресту Господню, который на Голгофе был покрыт не камением драгим, а кровию и слезами.
Крест Христов — это неиссякаемый источник для духовного назидания и утешения.

Поэтому Святая Церковь и износит Крест для нашего поклонения, чтобы мы, стоя у подножия Креста, вновь и вновь пережили страдания Спасителя и уроками их питали бы свою душу. В этом тайна силы и значения Креста.

ЖМП 1958 № 9

Примечания

1. Ассемани (Иосиф Симон), ориенталист. Собрал много рукописей для Ватиканской библиотеки, библиотекарем которой он состоял.2. Дата 3 мая 326 года принимается и архиепископом Сергием в Полном Месяцеслове Востока (изд. 1876 г .), т. II. Заметки. Сентябрь, 14-е число, стр. 288 — 289.3. М. Скабалланович, Толковый Типикон, вып.

1, Киев, 1910. История богослужебного устава IV—V веков, стр. 304 — 305.4. Сократ, Церковная история, I, 17.5. Созомен, Церковная история, т. II, стр. 1 (обнимает период истории с 323 до 439 г .).6. Руфин. Церковная история, кн. 10, гл. 7, 8.7. Павлин, Письмо к Северу,  21,  гл.  5.8. «Жития святых», изд.

Московской Синодальной типографии. М., 1903, стр. 292.9. Ф. И. Успенский, История Византийской империи, стр. 679, 680, 704.10. Св. Иоанн Златоуст, Толкование на пророка Исаию. Творения, т. VI, стр. 169.11. Св. Иоанн Златоуст, Толкование на послание к Евреям. Творения, т. VII, стр. 42.12. Св.

Иоанн Златоуст, Беседы о кресте и разбойнике. Творения, т. 11, стр. 439.13. Св. Иоанн Златоуст, Беседы на послание к Римлянам. Творения, т. IX, стр. 509.14. Св. Иоанн Златоуст, Толкования на пророка Исаию. Творения, т. VI, стр. 160.15. Св. Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна. Творения, т. VIII, стр. 120.16. Св.

Иоанн Златоуст, Беседы о кресте и разбойнике. Творения, т. II, стр. 447 .

17. Св. Иоанн Златоуст,  Беседы на 1 послание к Коринфянам. Творения, т. X, стр. 31.

Источник: https://www.pravmir.ru/tajna-kresta/

Крест как символ

Крест символизирует союз Земли и Неба, Древо жизни, священное место, где сливаются пространство и время. Крест – это один из древнейших и красивейших символов.

Прежде чем прийти в мир христианства и стать его символом и опознавательным знаком, крест был одним из древнейших и универсальных мистических и магических символов.

Крест представлял из себя ориентацию в пространстве, объединение или соприкосновение, в котором участвуют два мира, две перекрестных или противоположных силы – низ и верх, ад и небо, левое и правое, добро и зло.

Подобное скрещение видимых и невидимых, небесных и земных, божественных и человеческих элементов является началом союза, свершения и единения, которое может произойти в каждом из нас, если мы идентифицируем себя с крестом, становясь с ним единым целым.

Крест при этом оказывается в точке встречи вертикальных и горизонтальных энергий, соединяя, север и юг, представляет собой космическое древо, вертикальную мировую ось и Древо жизни. С другой стороны крест, соединяя запад с востоком.

Крест как символ представляет плоскость горизонта: над ним поднимаются светила и живут люди, под ним они спят или уходят в иной мир. Таким образом, вертикальная ось мира проходит через центр горизонтальной оси. Из их точки пересечения возникло то самое деление на четыре стихии и четыре времени года.

Далее, разместив крест, являющийся также изображением квадрата, внутри окружности, человек осознал смысл окружности и впоследствии создал колесо.

Крест, как центр и окружность образуют, таким образом, единое и неделимое целое, поэтому он может использоваться как изображение центра, символ квадрата и представление круга. Так крест — это одновременно и квадрат, и центр, и круг.

Окружность содержит в себе квадрат и крест, но и крест необходимо порождает квадрат и окружность. Во всех случаях символом, который является общим для круга, креста и квадрата, является центр.

У человека это сердце – источник жизни и Солнце его тела.

Крест символизирует союз Земли и Неба, Древо жизни, священное место, где сливаются время и пространство.

Крест также является пересечением дорого, неким перекрестком, точкой встречи, и в этом смысле крест символизирует собой судьбу. На самом деле, перекресток — это место, где сходятся вместе четыре дороги. Это место магическое, центр, дверь, точка перехода, некий порог. С этим и связано известное выражение «оказаться на распутье».

Даже в 20 веке, то есть в прошлом веке, люди еще поклонялись греческой богине и волшебнице Гекате, которой приписывалась способность исполнять желания и людскую волю.

Волшебство творилось на перекрестках, которые считались в старину священными местами и использовались при совершении магических ритуалов. К этим средствам чаще прибегали женщины, чтобы вымолить у Гекаты благосклонность к их детям.

Католическая церковь усмотрела в богине Гекате богиню колдовства и конечно запретила людям ей поклоняться.

АНТИЧНЫЕ И ХРИСТИАНСКИЕ КРЕСТЫ

Крест с ручкой или египетский крест Анх – это всегда в форме буквы «Т», который увенчан петлей. Петля эта могла служить и ручкой, откуда происходит и одно из его названий. Петля эта была знаком жизни вечной и божественной после смерти, а также эмблемой Солнца — источника жизни. Сам крест в те времена изображал временную жизнь.

Древние египтяне называли анх ключом к жизни или ключом к Нилу, который давал людям жизнь.

Свастика, или крест, который приносит счастье

Это очень древний крест, репутацию которого сильно подмочили фашисты со смертоносной политикой геноцида. На санскрите этот знак называется «свасти», что означает «процветание, счастье».

Четыре луча свасти, которые изогнуты в одну сторону или внутрь, производят впечатление непрерывного кругового движения, вызывают в сознании человека образы колеса и спирали.

Этот же знак применялся в Древнем Египте в 3 тысячелетии до нашей эры для обозначения лабиринта.

Свастика является универсальным символом, который встречается не только в Древнем Египте, но и в Древней Греции, Китае и Европе.

В Греции он представлял из себя четверку букв гамма, а у немцев был эмблемой молота бога-громовержца Тора, защитника богов и людей. Парадоксально, но в языческие времена свасти противостоял христианскому кресту.

В буддизме это образ Колеса и Закона, который называли Дхарма-шакра, что обозначало в свою очередь печать на сердце или разуме Будды. В Древнем Китае свастика связана с числом 10000, который изображает бесконечность.

Тибетцы свастику нередко применяют в мандалах — мистических рисунках, на талисманах и литературе по медитации.
Крест святого Андрея выполнен в форме буквы X. На таком кресте принял свою смерть Святой Андрей — первый апостол Иисуса. В Греции, где апостол Андрей проповедовал слово Божье, его называли Протоклетом, то есть «званный первым».

Как символ его мученичества, на кресте Православной церкви, покровителем которой считается апостол, нижняя из двух поперечин чуть наклонена вправо, напоминая тем самым букву X.

Стоит также знать, что крест, которому приписывают имя святого Андрея, имеет более древнюю историю. Крест находят высеченным на многих доисторических костях.

В большинстве первобытных обществ подобный крест изображали на изделиях, которые использовали для отвода порчи или заклинания судьбы.

Крест святого Петра перевернут перевернутый, то есть его горизонтальная поперечина находится внизу. Называют крест именем святого Петра потому, что он был в 64 г. н.э. распят вниз головой в Риме при известном всем императоре Нероне.

То обстоятельство того, что отца апостольской церкви распяли в положении, обратном положению распятию на кресте Ииисуса Христа, имеет свое символическое значение.

На самом деле, в Зогаре, в Упа- нишадах, вселенная представляется как перевернутое дерево, чьи корни погружены в Небо, а листья и ветви покрывают Землю.

Источник: http://pomnipro.ru/useful/polezno-znat/simvol-krest

Ссылка на основную публикацию