Крестовый поход детей — тайны и факты

Детский крестовый поход

В суровые годы Средневековья было предпринято немало крестовых походов в Святую землю. И, пожалуй, самым необычным из них является поход детей, предпринятый в 1212 году. Он не достиг своей цели: никто не смог дойти до стен Иерусалима. И многих юных участников настигла самая печальная участь…

Идейные вдохновители

Скрупулезно точных свидетельств современников о походе детей не сохранилось. Потому история обросла множеством мифов, домыслов и легенд. Однако точно известно, что инициатором такого предприятия являются Стефан из Клуа и Николас из Кельна. Оба были мальчиками-пастухами.

Первый рассказывал, что ему явился сам Иисус, повелевший передать некое письмо королю Франции Филиппу II, чтобы тот помог детям в организации похода.

По другой версии, Стефан случайно встретился с одним из безымянных монахов, выдавший себя за бога. Он то и увлек детский разум божественными проповедями, повелел освободить Иерусалим от «неверных» и вернуть его христианам и вручив ту же рукопись.

Сначала Стефан путался в словах, однако шаг за шагом мальчик совершенствовался

Пастух начал так горячо проповедовать, что многие подростки и даже взрослые люди стали следовать за ним по всей Франции. Вскоре молодой оратор смог добраться и до королевского двора Филиппа II.

Король заинтересовался идеей устроить крестовый поход детей, потому что он искал расположения у римского папы Иннокентия III в войне с Англией. Но Рим долго хранил молчание, и европейский монарх отказался от этого намерения.

Тем не менее, Стефан не остановился, и вскоре большое шествие подростков с хоругвями двинулось из Вандома к Марселю. Дети искренне верили, что море расступится перед ними и откроет путь ко Гробу Господня.

Несмотря на уговоры родителей, дети верно следовали за Стефаном и Николасом

Нелегкий путь через Альпы

В мае того же года некий Николас организовал свой поход из Кельна. Их путь лежал через труднопроходимые Альпы. Около тридцати тысяч подростков двинулось в сторону гор, однако лишь семь смогло выбраться оттуда живыми.

Даже для армии из взрослых людей проделать путь через эти горы было непросто. К тому же дело усугублялось сложными перевалами и переходами. Дети оделись слишком легко, не подготовили достаточных запасов провизии, и потому многие замерзли и умерли от голода в этой местности.

Но и в итальянских землях их встретили отнюдь не радостно. У итальянцев в памяти еще были свежи разорительные походы Фридриха Барбароссы после предыдущего крестового похода. И немецкие дети, претерпевая утраты и лишения, с трудом добралось до прибрежной Генуи.

Дети-крестоносцы нисколько не полагали, что море после многочисленных молитв не расступится перед ними. Тогда многие участники осели в торговом городе, а другие отправились вниз по Аппенинскому полуострову к резиденции папы римского, чтобы получить от него всесильную поддержку и покровительство.

В Риме детям удалось добиться аудиенции, на которой Иннокентий, к огорчению Николаса, настоятельно рекомендовал повернуть юным крестоносцам домой. Обратный переход через Альпы оказался еще тяжелее: очень немногие вернулись в германские княжества.

Дошедшие свидетельства касательно судьбы Николаса рознятся: одни утверждают, что он умер на обратном пути, а другие, что он исчез уже после посещения Генуи. Таким образом, никто из немецких детей- крестоносцев не добрался до Святой земли.

И от Вандома до Марселя

Как уже было отмечено ранее, Стефан из Клуа возглавил крестовый поход из города Вандом. Несмотря на то, что им помогал орден францисканцев и на то, что суровые Альпы оказались в стороне от их маршрута, судьба французских детей сложилась не менее трагично.

И в прибрежном Марселе, куда они дошли от начального пункта, море не открыло пути крестоносцам. Потому подросткам пришлось прибегнуть к помощи неких Гуго Ферреруса и Гийомо Поркуса — двух местных купцов, предложивших доставить их в Святую землю на своих кораблях.

Известно, что дети погрузились на семь кораблей, каждый из которых мог вместить по семьсот человек в каждом. После этого во Франции детей никто никогда не видел.

Не менее 50 средневековых хроник упоминают крестовый поход детей

Некоторое время спустя в Европе появился монах, утверждавший, что он сопровождал детей всю дорогу. По его словам, всех участников похода обманули: их привезли не в Палестину, а к берегам Алжира, где их потом угнали в рабство.

Вполне возможно, что марсельские купцы заранее сговорились с местными работорговцами. И не исключено, что кто-то из юных крестоносцев все же добрался до стен Иерусалима, но уже не с мечом в руках, а в кандалах.

Крестовый поход детей 1212 года закончился полным провалом. Он очень впечатлил потомков и современников и нашел отражение в искусстве. Об этом событии снято несколько фильмов, а Курт Воннегут, описывая пережитую им бомбардировку Дрездена, назвал книгу «Бойня номер пять или крестовый поход детей».

Источник: http://storyfiles.blogspot.com/2018/02/blog-post_20.html

Чудовищная история: Крестовый поход детей

Крестовый поход детей – пожалуй, самая чудовищная история эпохи западного христианства. Не случайно в современной культуре он стал метафорой разрушительного фанатизма и бездумного героизма.

Юные пилигримы очутились в борделях

Повествование о походе в полной мере было обобщено на основании примерно 50 существующих источников лишь в 1977 году голландским историком Питером Редтсом из Ниймегенского университета.

Примерно в июне 1220 года, в одной французской деревне появился пастушок по имени Стефан, который объявил, что он посланец Бога, призванный стать предводителем христиан и снова завоевать обетованнyю землю – Палестину. Он пpошёл по вcей cтpане и везде вызывал бypное воодyшевление cвоими pечами, а также и чyдеcами, котоpые cовеpшал на глазах тысячи очевидцев.

Вcкоpе во многих меcтноcтях появилиcь мальчики-пpоповедники, которые cобиpали вокpyг cебя целые толпы единомышленников и вели их, cо знамёнами и кpеcтами, c тоpжеcтвенными пеcнями, к чyдеcномy Cтефанy. Еcли кто-то cпpашивал молодых безyмцев, зачем они это делают, то полyчали в ответ: чтобы вместе с ним отправиться «за моpе, к Богy».

Родители и некоторые благоpазyмные дyховные лица не могли удержать вдохновленных религиозными идеями детей. А наpодная маccа ждала от этого кpеcтового похода великих дел и pезко поpицала тех, кто дyмал иначе.

Ибо дети, в силу cвоей непоpочноcти, казалиcь им пpизванными возвpатить Cвятой Гpоб, находящийся в Иерусалиме и недоступный из-за гpеховноcти пpедков.

Вокруг Стефана собралось тысячи последователей. Вся эта демонстрация отправилась к королю Филиппу II в аббатство Сен-Дени, но тот повелел возвращаться по домам.

Чаcть собравшихся поcледовала этомy пpиказy, однако, большинcтво не обpатило на него внимания. И cкоpо в это фантаcтичеcкое меpопpиятие были вовлечены и взpоcлые.

В нем участвовали не только cвященники, pемеcленники и кpеcтьяне, но и пpеcтyпники, «вставшие на путь истинный».

Во главе его был мальчик-паcтyх на колеcнице, yвешанной ковpами, окpyжённый телохpанителями, а за ним до 30 тыс. пилигpимов и пилигpимок.

Выживая на подаяние, они добралась до Марселя – на побережье Средиземного моря. Там детям стало непонятно, что делать – как преодолеть водную преграду на пути к цели?

Два тоpговца pабами вызвалиcь пеpевезти в Cиpию этих «побоpников Хpиcта» за «воздаяние Божие». Они отплыли на cеми коpаблях. Два из них потеpпели кpyшение пpи оcтpове Cан-Пьетpо близ Cаpдинии, а на оcтальных пяти торговцы пpибыли в Египет и пpодали пилигpимов как pабов.

В некоторых изложениях истории написано, что значительную часть девочек забрали в портовые бордели, мальчиков — на суда и портовые работы, а значительную группу детей «добрые» сицилийские купцы погрузили на несколько кораблей и отправили на Ближний Восток, где те сразу же по прибытии попали в рабство.

А оба работоpговца очутились позднее в pyках импеpатоpа Фpидpиха II и были пpиговоpены к cмеpтной казни через повешение. Kpоме того, считается, что этомy импеpатоpy yдалоcь пpи заключении миpа в 1229 г. c cyлтаном Алькамилом cнова веpнyть cвободy значительной чаcти этих неcчаcтных детей-странников.

«Только дети могут захватить Иерусалим»

Cyмаcбpодcтво, охватившее фpанцyзcких детей, возникло также и в Геpмании, оcобенно в нижнеpейнcких облаcтях. Здеcь выcтyпил мальчик Николас, котоpомy ещё не было и деcяти лет от pодy.

Николас был наделен невиданным даром красноречия. Он якобы наблюдал явление Иисуса Христа, который сказал, что только дети смогут пойти и без оружия занять Иерусалим, тогда как сарацины – арабы и другие мусульмане — обратятся в христианство.

За несколько недель собралось 20 тыс. последователей – детей, подростков и юношей.

Немецкий пастушок повел своих адептов через Альпы в Италию, где, по убеждению Николаса, море должно расступиться перед детьми, чтобы они могли беспрепятственно добраться до святой земли.

Дошли до моря через Альпы только треть детей, остальные замерзли или погибли от голода и pазбойников. Некоторые вернулись домой, ycтpашённые тpyдноcтями похода.

Итого, 7000 детей пришли в итальянский город Генуя в конце лета. Увидев, что море не расступается, многие были разочарованы и также начали расходиться. Но некоторые путешественники уселись ждать у воды.

Им повезло больше, чем французам, так как через несколько дней генуэзцы согласились предоставить пилигримов кров и возможность зарабатывать себе на пропитание. Этим большинство странников и воспользовалось.

А Николас пошел с остатком группы сначала в Пизу, оттуда — в Папские штаты, где понтифик велел детям возвращаться домой и вести себя хорошо.

Обpатный пyть yничтожил почти веcь оcтаток детcкого войcка. Cотни их падали от иcтощения в cтpанcтвии и жалким обpазом умерли на больших доpогах. Но те, кто спасся, больные и иcтощённые, оcмеянные и поpyганные, все-таки yвидели pодинy. На пути домой Николаса повесили обозленные родители его погибших поклонников.

То ли жертвы, то ли рыцари

Как такое могло произойти? Крестовый поход детей при всем его, на взгляд современного человека, безумном характере, можно назвать удивительным явлением.

И историкам всегда было интересно не только то, как он произошел, но и почему.

Американские исследователи той эпохи Дана Манро и Норман Закур считают, что Крестовый поход детей – это один из серии социальных взрывов, в результате которых люди чувствовали освобождение в мрачное Средневековье.

Француз Поль Альфандри в книге «Христианство и идея крестовых походов» рассматривает Крестовый поход детей как выражение средневекового культа Невинных – своего рода ритуал жертвоприношения, когда Невинные отдают себя во благо христианского мира.

Немецкий исследователь католицизма Адольф Ваас полагает, что Крестовый поход детей стал выражением рыцарского благочестия против прославления священной войны.

А вот итальянский историк Джованни Микколи высказал оригинальную точку зрения о том, что на самом деле источники не описывали участников того крестового похода как детей. Это вовсе необязательно были дети в нашем понимании. Например, слово, которым в источниках называют участников похода, переводится скорее как «ребята», а не «дети».

Это представление частично совпадало только с теорией Нормана Кона, который видел в том явлении движение бедняков, надеющихся на вхождение в «царствие небесное» на земле, а не после смерти, что избавит их от социальной несправедливости. Но если даже так, стоит учитывать, что участие детей в войнах в те времена не было необычным.

Подростки 13-14 лет часто были женаты и считались уже молодыми мужчинами–воинами.

По материалам «Русская семерка», «История»

Источник: http://yagazeta.com/nepoznannoe/tajny/chudovishhnaya_istoriya-_krestovyjj_pokhod_detejj/

Из истории детских крестовых походов

К чему это я? Сейчас объясню. Просто фильмы создают лишь примерные представления о крестовых походах и крестоносцах. Например, в них вы не увидите одного очень примечательного случая, произошедшего в 1212 году. Тогда состоялся абсурдный для моего понимания, но похоже вполне приемлемый для тех времен, «Крестовый поход детей». Да, вы не ослышались.

Началось все с наиболее известного многим 4-го крестового похода. В этом мероприятии, так сказать, детей конечно же не было. Участники не смогли достичь своей цели и в целом подорвали репутацию подобных затей. Им даже удалось своими действиями повлиять на раскол двух церквей. Но между тем большинство христиан не отступали от своей цели — вернуть Гроб Господень.

Как только неудачная миссия завершилась и последние крестоносцы разбрелись по домам, внезапно окрестности Рима облетела неожиданная новость — грядет новый поход.

Тот самый Гроб Господень

Весна, 1212 год. Небольшое войско из Германии держало путь в Италию и никого не трогало. Внезапно мужчин буквально окружила толпа детей.

Подростки были слишком упрямы, поэтому делать нечего, пришлось взять с собой. Это произошло в Кёльне. История повторилась через некоторое время во Франции, только детей было еще больше — целых 30 тысяч.

Возглавлял всю эту процессию из неокрепших умов пастух Стефан. Старик твердил, что у него было провидение, в котором явился сам Иисус и приказал ему пойти вместе с детьми крестовым походом до Палестины. Якобы только это поможет забрать Гроб Господень и никак иначе. Уф, чего только не бывает у сумасшедших, но тогда ему конечно же поверили.

Читайте также:  Человеческий мозг - тайны и факты

Удивительно, что в адекватность затеи поверили не только простые военные, но и все остальные, поэтому дети встретили со всех сторон только одобрение. Подключился даже Папа Римский.

Маленьких добровольцев было настолько много, что в скором времени им потеряли счет. А новые все прибывали и прибывали. Также кроме детей приходили женщины, старики. Под шумок в грандиозное шествие включались и преступники, чтобы поскорее спрятаться от рук правосудия.

Увы, поддержки со стороны взрослых было недостаточно. Дисциплина напрочь отсутствовала, часто дети получали серьезные травмы, болели и даже умирали от голода. В одних только Альпах навсегда осталась приличная часть ребят, поскольку погода там явно не летняя и дорога очень сурова.

До Италии добралась конечно же большая часть. Дети шли и молились, искренне веря, что природа пойдет им навстречу и морские пучины внезапно расступятся, как в известном предании. Этого естественно не случилось. Спасло то, что торговцы сжалились и помогли перебраться на своих суднах в Алжир.

Но как только ноги маленьких путешественников ступили на берега Африки ребят схватили. Подставили те самые «добрые» купцы для того, чтобы заработать на работорговле побольше денег.

Таким образом Гроб Господень никто так и не увидел, почти все оказались невольниками. На доверчивости детей попросту заработали, даже церковники.

Совесть не проснулась ни у кого, хотя случай даже для того времени вопиющий.

Жертвы не остановили Рим с маниакальной идеей мистического освобождения Царства Небесного. Случай, произошедший с детьми, не стал наукой ни для кого. Тем временем часть из них уже погибла в Африке, остальная часть находилась в рабстве.

Предатели-взрослые уже в 1217 году собрали новый поход, опять не увенчавшийся успехом. Вместо мирного решения проблемы снова последовало кровопролитие, унесшее множество жизней. А стоило ли оно того? Конечно же нет.

Источник: https://homsk.com/martin/iz-istorii-detskikh-krestovykh-pokhodov

Интересные факты о детских крестовых походах

Такой факт в истории средневековой Европы, как Крестовые походы широко известен. За всю историю, таких походов было несколько и цель их очевидна. Но мало кому известно об особенном Крестовом походе – детском.

Его главной целью было освобождение Иерусалима и завоевание христианами земли обетованной.

Для Европы XIII века в таком походе не было ничего удивительного, кроме того, что основное войско состояло из детей разных возрастов, чаще всего меньше 12 лет.

Как же стало возможным, чтобы тысячи детей и подростков добровольно отправились навстречу к смерти? На первый взгляд совершенно непонятно, как родители смогли отпустить своих детей и не препятствовали этой трагедии?

Нельзя забывать, какая атмосфера была в Европе в то время. Везде царил страшный голод, порождённый неурожайными годами. Общество, в большинстве своём, было нищим и невежественным.

Именно поэтому, когда тысячи людей, увлечённые мечтой распространить христианство, покидали свои земли, власти Европы не препятствовали.

Таким образом, они избавлялись от голодного населения, кормить которое было нечем.

Отношение же к детям, в то время было практичным, без особого трепета. Церковь всегда следила, чтобы её паства размножалась, но совершенно не жалела, когда потомство погибало от болезней и голода.

Дети рождались, если везло – они выживали, если нет – вместо них просто рожали новых. Очевидно, что в таких условиях, манипулировать безграмотными подростками было достаточно просто.

Практически одновременно, во Франции и Германии возникают два движения.

Во Франции, предводителем детского похода стал пастух Стефан (Этьен). Он объявил, что является посланцем Божьим. Французский предводитель сообщил, что Мёртвое море расступится перед ним и его последователями и откроет им путь до Палестины.

В Германии, действуя под руководством своего отца (не самого честного торговца невольниками), с подобными идеями выступил мальчик Николай. Ребёнку на то время не было и десяти лет. Николай обещал, перейдёт море, не замочив ноги, и установит в Палестине вечное царство христианства.

Маленькие проповедники шествовали по своим странам и, раздавая обещания, вызывали бурное восхищение. Вокруг мальчишек собирались толпы маленьких единомышленников.

Наивные юнцы (среди которых встречались и девочки), были охвачены религиозным пылом. Отправляясь в путь, они мечтали освободиться от родительского контроля, тяжёлого труда и вечного голода. Как и дети любых времён, они мечтали совершить подвиг и найти приключения.

Детей охватил массовый психоз. Даже те из родителей, кто с любовью относились к своим чадам, не могли удержать их дома. Детей прятали, закрывали, но это не помогало. И малая часть священников, которые осознавали всю трагичность ситуации, фактически ничем не смогли помочь.

Во Франции Филипп II, будучи королём, совершил робкую попытку остановить это безумие, призывая детей вернуться домой. Но церковь оставалась циничной, порицая в вероотступничестве всех, кто выступал против похода.

Церковь убеждала, что именно благодаря своей непорочности, дети призваны возвратить Гроб Господний.

Папа, Иннокентий III, поощрял нелепую детскую затею, преследуя, конечно же, свои цели – он надеялся, таким образом, и взрослое население спровоцировать на очередной Крестовый поход.

Движение во Франции разрасталось все интенсивнее. К детскому войску присоединялись женщины и девушки, священники, ремесленники, и простой люд – все, кто желал покинуть территорию Европы в поисках лучшей жизни.

По некоторым данным, количество отправившихся в поход, составляло около 30 тысяч. Они следовали в Вандом, и оттуда, планировалось выступить единым войском.

Самым ужасным и безумным было то, что поход возглавлял маленький мальчик-пастух.

В Германии, местом сбора юных последователей Николая, был выбран город Кельн. Существует версия, что на первых порах, в Германии к затее детского Крестового похода просто не отнеслись всерьёз. Потом же, остановить это движение, как и во Франции, стало невозможно.

Детское войско Германии состояло из 20 тысяч маленьких мечтателей. Юные крестоносцы представляли собою, воистину, жалкое зрелище. В походе, естественно, дети оказались совершенно беззащитными. Еды катастрофически не хватало, и самые слабые просто на ходу умирали от голода. Детское войско постоянно подвергалось нападению разбойников и насилию.

Самым страшным и трагическим для путешественников стало преодоление Альп. Дети преодолевали горы без еды, тёплой одежды, многим пришлось проходить через Альпы босиком. Умирающих и уже покойников приходилось бросать просто по дороге.

Количество выживших, и сумевших добраться в августе 1212 г. до Генуи, составило всего 4 тысячи. И это из 20 тысяч, отправившихся в поход изначально. В Генуе маленьких странников пустили в город, но помочь им в переправе по Средиземному морю, конечно же, отказались.

После Генуи, пилигримы отправились в Пизу. Находясь в состоянии конфликта с генуэзцами, горожане Пизы, назло своим врагам, снарядили для крестоносцев два корабля. На этих кораблях, часть детей отправилась к берегам Палестины. Про дальнейшую судьбу детей не упоминается больше ни в одной из хроник.

Оставшаяся часть детей сумела добраться до Рима. Они хранили в сердцах надежду на помощь Папы, который изначально благословил это мероприятие.

Ответ Папы оказался совершенно неожиданным – он поругал детей и приказал всем возвращаться домой.

Предводителя церкви, к сожалению, не интересовало, каким образом, совершенно без средств для существования и толком не зная обратной дороги, маленькие крестоносцы должны были исчезнуть из Рима и оказаться у себя дома.

Большая часть маленьких мечтателей от болезней, голода и насилия умирали на дороге. След многих навсегда потерян среди просторов Германии, Италии и Бургундии. Спустя годы, добраться до отчего дома удалось лишь единицам.

Судьба малолетних французских крестоносцев сложилась ещё печальнее. К сожалению, море не расступилось перед пастухом Стефаном (как ранее им было обещано) и не открыло перед крестным ходом дорогу к Палестине.

Оставшиеся без выхода дети от безделья, стали слоняться по окрестностям города. Это стало раздражать местных горожан. Решить проблему вызвались два купца — Вильям Порк и его товарищ Гуго Феррей.

С их помощью, было снаряжено в путь к Палестине семь кораблей, юные крестоносцы отправились в дорогу и следующие 18 лет, о них ничего не было известно.

Лишь после смерти Папы, объявился монах, якобы бежавший с Востока и который был свидетелем детского Крестового похода. По словам монаха изначально Порком и Феррейем был задуман коварный обман.

Детей отправили не в Палестину, а в рабство. Два корабля из семи разбило о скалы бурей. Оставшиеся пять кораблей приплыли к берегам Алжира. Это и стало их последним пристанищем.

Находясь в рабстве, из-за болезней и постоянных побоев, никому из детей не удалось остаться в живых.

Видео: Детский крестовый поход 1212 года

Вот таким печальным и трагическим оказался конец детского Крестового похода. Трудно найти причины, по которым можно было содействовать этой трагедии. В наше время, многие историки продолжают умалчивать либо, вообще, отрицают этот позорный факт в истории католической церкви.

Похожие материалы

Источник: http://facty.by/istoriya/58-krestovyj-pokhod

Крестовый поход детей

Легендарный Крестовый поход детей дает прекрасное представление о том, насколько менталитет людей Средневековья отличался от мировоззрения наших современников. Реальность и вымысел в голове человека XIII в.

были тесно переплетены. Народ верил в чудеса. Более того, он их видел и творил. Сейчас идея детского похода кажется нам дикостью, тогда в успех предприятия верили тысячи людей.

Правда, мы и до сих пор не знаем, было это или не было.

Не следует думать, что борьбой за Иерусалим духовенству удалось увлечь только жадное до наживы и ищущее подвигов рыцарство и столь же жадное итальянское купечество. Крестоносный дух поддерживался и в низших слоях общества, где обаяние его мифов было особенно сильным. Поход юных крестьян стал воплощением этой наивной приверженности ему.

В начале XIII в. в Европе распространилось убеждение, что только безгрешные дети способны освободить Святую землю.

Пламенные речи проповедников, оплакивавших захват «неверными» Гроба Господня, нашли широкий отклик среди детей и подростков, в основном из крестьянских семей Северной Франции и Прирейнской Германии. Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники.

Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Священники же на местах зачастую были так же невежественны, как и их паства.

В июне 1212 г. в деревне Клуа близ Вандома во Франции появился некий пастушок по имени Этьен, который объявил, что он посланец Бога, призванный стать предводителем христиан и снова завоевать обетованную землю; море должно было высохнуть пред войском духовного Израиля. Якобы пастушку явился сам Христос и вручил письмо для передачи королю.

Мальчик прошел по всей стране и везде вызывал бурное воодушевление своими речами, а также и чудесами, которые совершал на глазах тысяч очевидцев. Вскоре во многих местностях появились мальчики‑проповедники, они собирали вокруг себя целые толпы единомышленников и вели их со знаменами и крестами, с торжественными песнями к Этьену.

Если кто‑то спрашивал молодых безумцев, куда они идут, то получали в ответ, что они отправляются «за море, к Богу».

Король пытался прекратить это безумие, приказал возвратить детей домой, но это не помогло. Часть их последовала приказу, но большинство не обратило на него внимания, и скоро в мероприятие были вовлечены и взрослые.

К Этьену, который уже путешествовал на колеснице, увешанной коврами и окруженной телохранителями, пристали не только священники, ремесленники и крестьяне, но также воры и преступники, «вставшие на путь истинный».

В 1212 г. двумя потоками юные крестоносцы направились к берегам Средиземного моря.

Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30 тысяч человек, если считать и взрослых пилигримов) под предводительством Этьена прибыли в Марсель, где циничные рабовладельцы погрузили их на корабли.

Два корабля затонули во время шторма при острове Сан‑Пьетро близ Сардинии, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. Многие из пленников якобы попали ко двору халифа, который был поражен упорством в своей вере юных путешественников.

Некоторые хронисты утверждают, что позже оба рабовладельца, перевозившие детей, попали в руки просвещенного императора Фридриха II, который приговорил преступников к повешению. Он же при заключении договора в 1229 г. с султаном Алькамилом, возможно, смог вернуть пилигримов на родину.

В те же годы тысячи немецких детей (возможно, до 20 тысяч человек), возглавляемые десятилетним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. Отцом Николаса был рабовладелец, также использовавший сына в своих корыстных целях. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дети дошли до Рима, Генуи и Бриндизи.

Читайте также:  Лемурия, континент му - тайны и факты

Епископ последнего из этих городов решительно воспротивился продолжению похода по морю и развернул толпу в обратном направлении. Он и папа Иннокентий III освободили крестоносцев от обета и отправили на родину. Есть данные, что понтифик лишь дал им отсрочку по выполнению их планов до достижения совершеннолетия. Однако на обратном пути почти все они погибли.

Легенда гласит, что сам Николас выжил и в 1219 г. даже сражался при Дамиетте в Египте.

Существует и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые все же поддались на уговоры Филиппа Августа и разошлись по домам. Немецкие же дети под началом Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию.

Часть из них прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, некоторые дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая часть детей исчезла без следа. Эти трагические события, возможно, легли в основу легенды о крысолове‑флейтисте, уведшем всех детей из города Гаммельн.

Некоторые генуэзские патрицианские роды даже вели свою родословную от оставшихся в городе немецких детей.

Невероятность подобного мероприятия заставляет историков полагать, что «Крестовым походом детей» на самом деле назвали движение собравшихся в Крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу в Италии.

Источник: https://agesmystery.ru/rubriki/raznye-tajny/krestovyj-poxod-detej/

Детский крестовый поход

Завоевание Константинополя в 1204 г. в результате Четвертого крестового похода стало последним значительным результатом движения крестоносцев. Идея священной войны исчерпала себя, однако папство продолжало призывать христиан к захвату Иерусалима.

В самой уродливой форме фанатизм простого народа выразился в детском крестовом походе 1212 г.

Успехи мусульман на Востоке значительно охладили воинственный пыл крестоносцев. Призывы папы Римского находили отклик только среди крестьянства.

Возникла безумная идея, что победа может быть достигнута только невинными безоружными детьми, потому что настоящим воинам мешает груз накопленных грехов.

Рис. 1. Гравюра Г. Доре.

Кратко о детском крестовом походе свидетельствует история движений во Франции и Германии.

В мае 1212 г. в аббатство Сен-Дени (Париж) пришел 12-летний пастух Этьен. Он заявил, что является божьим посланником и должен возглавить крестовый поход детей. Католическое духовенство воспользовалось мальчиком в своих целях. Этьену была оказана помощь. Он начал вести проповеди среди крестьян и совершать “чудеса”.

Появилось множество подражателей Этьена. Крестьянские дети не старше 12 лет собирались вокруг нового проповедника. В г. Вандоме за месяц собралось около 30 тыс. детей.

Дети быстро добрались до Марселя. Здесь их согласились переправить по морю судовладельцы. Во время плавания разыгралась буря. Два корабля с детьми затонуло возле Сардинии. Оставшиеся пять привезли детей в Египет, где их продали в рабство.

Торговцев детьми впоследствии казнили, но сам факт использования детского фанатизма был чудовищным.

Рис. 2. Макет корабля крестоносцев.

Добравшиеся до Марселя дети были крайне удивлены тем, что море не расступилось перед “святым воинством”.

Подобно Этьену во Франции, в Германии также появился проповедующий ребенок. Десятилетний Никлас вместе с отцом проповедовал идею крестового похода в нижнерейнских областях.

Проповеди Никласа имели большой успех. За короткий срок в Кельне собралось около 20 тыс. детей. Армия юных рыцарей креста двинулась на юг. При переходе через Альпы две трети детей погибло от голода.

Возле Рима часть крестоносцев повернула обратно, остальные направились к порту Бриндизи. Только вмешательство местного епископа оградило детей от рук работорговцев.

На обратном пути немецкие юные крестоносцы практически все погибли от голода и болезней.

Папа Иннокентий III никак не осудил этот безумную затею. Он предоставил выжившим детям “отсрочку” до совершеннолетия, после чего они должны были выполнить свой святой обет.

Французский и немецкий детские крестовые походы часто объединяют в одно движение, так как они имеют схожие черты:

  • фанатичная вера детей в свою святую миссию, поддерживаемая духовенством;
  • католичество не оказало детям никакой поддержки, кроме духовного напутствия;
  • доверчивостью детей воспользовались (или только попытались) работорговцы;
  • трагический итог (бессмысленная гибель тысяч детей).

Результаты детских походов были следующие:

  • разочарование в религиозном смысле движения крестоносцев;
  • усилившиеся со стороны папы Римского призывы к новому крестовому походу с целью отмщения за гибель детей.

Рис. 3. Гравюра Г. Доре.

После захвата христианами Константинополя движение крестоносцев пошло на спад. Оно возродилось в искаженном виде – детском крестовом походе. Дети были обречены на гибель. За их смерть и рабство несет ответственность католическое духовенство, которое только разжигало фанатизм детей и их родителей.

Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/detskiy-krestovyy-pohod-kratko.html

Крестовые походы

Под Крестовыми походами подразумевают серию международных мероприятий католической Западной Европы, под эгидой церкви, по завоеванию мусульманских Палестины, Сирии и других стран Ближнего Востока, а также православной Византии. Официальным мотивом этой агрессии выставлялось «освобождения гроба Господня из рук неверных». Первый крестовый поход начался в 1095 году, а последний, восьмой, завершился в 1270 году.[С-BLOCK]

Крестовыми походами называют некоторые другие мероприятия той же поры, направленные на насильственное крещение язычников (балтов, славян и т.д.) и истребление еретиков (катаров), а также более поздние попытки собрать международную коалицию против турок-османов.

Детский крестовый поход

Пожалуй, самым шокирующим для современного сознания фактом является крестовый поход детей, происшедший в 1212 году.

После того, как в 1187 году мусульмане отбили у крестоносцев Иерусалим, а Третий крестовый поход 1189-1191 гг.

закончился неудачей, в Западной Европе распространились мистические настроения, что только чистые и непорочные дети способны отвоевать «гроб Господень».

Начались проповеди о том, что Бог обязательно благословит такое мероприятие, и перед детьми не только войска мусульман обратятся в бегство, но и море расступится, как перед Моисеем.

Когда юные крестоносцы собрались в Париже, то король Филипп II приказал им разойтись по домам и оставить глупую затею. Но не везде монархи и епископы были благоразумны.

Многие же священнослужители благословляли и сопровождали безоружное войско детей. Многие родители, охваченные массовым фанатизмом, сами отправляли своих чад в неизвестность.

Тут же действовали и тёмные личности, обещавшие родителям доставить их детей в Палестину и дававшие за это деньги. Увидим, к чему это привело.

В Германии летом 1212 года собралось примерно 25-тысячная толпа отроков и отроковиц, спрашивавших дорогу к морю и питавшихся подаянием.

Большинство погибало в пути от голода и болезней, а в Альпах ещё и от холода.

Когда уцелевшие спустились на равнины Италии, то многие из них были перебиты местными жителями в отместку за насилия немецких крестоносцев во время Третьего похода. До моря никто из них не добрался.

Во Франции примерно 30 тысяч юных крестоносцев под предводительством пастушка Стефана пришли в Марсель, где некие судовладельцы обещали бесплатно перевезти их на кораблях в «Святую землю». На семь кораблей было погружено около пяти тысяч участников похода, прочим пришлось отправиться нищенствовать, и им повезло больше.

Корабли вместо Палестины приплыли в Алжир, где судовладельцы продали детей в рабство маврам, как у них уже было о том условлено. Страшную правду рассказал в Европе спустя 18 лет чудом уцелевший монах, сопровождавший детей в том злополучном плавании.

«Богоугодный» геноцид

Взятие восточных городов западными крестоносцами сопровождалось не только их разграблением, но и тотальным геноцидом населения. Впрочем, этим тоже было невозможно удивить ни современников, ни потомков. Самым шокирующим является воспевание участниками похода массовых убийств как богоугодного дела.

Так, священник Раймон д’Ажиль с восхищением писал о взятии Иерусалима во время Первого крестового похода в 1099 году, что «количество пролитой в те дни крови было невероятно».

В дворе храма Соломона (по-видимому, он называл так мечеть халифа Умара, которая, как многие считают, стоит на месте древнего храма Соломона), по его словам, кровь доходила до колен всадников, ехавших верхом.

И далее следует благочестивая сентенция: «Воистину, Господь наш Иисус справедливо и прекрасно рассудил так, чтобы это место затопилось кровью неверных».

Священник Фульхерий из Шартра, очевидно, не был склонен к преувеличениям, так как считает, что кровь местных жителей, струившаяся по улицам Иерусалима, доходила крестоносцам только до щиколоток.

Гийом, архиепископ Тирский (в Ливане), в XII веке написавший историю Крестовых походов, утверждал, что повсюду валялись обезображенные трупы иерусалимцев, а победители были с головы до ног забрызганы кровью.

Хотя он судил о взятии Иерусалима лишь по рассказам, но, вероятно, в этих его записках отразились впечатления от более позднего взятия какого-то другого города. Нравы у «воинов гроба Господня» не менялись.

Вандалы во Втором Риме

Ничем по сути не отличалось и взятие Константинополя, предпринятое вождями Четвёртого крестового похода в 1204 году. То, как крестоносное войско перенацелилось с мусульманской столицы на православную, показательно для всего этого движения.

https://www.youtube.com/watch?v=Yi8-Fr6YBuI

У крестоносцев не хватало денег для оплаты проезда в Палестину, и тогда правительство Венеции предложило им, в уплату части суммы, побыть наёмниками в покорении отпавшего от Венецианской республики города Зара (Задар). Зара была взята, но венецианцы требовали ещё денег.

В это время с вождями крестоносцев завязал переговоры царевич Алексей, сын свергнутого в Константинополе императора Исаака II Ангела.

Он предложил крестоносцам и венецианцам расплатиться из византийской казны за их услуги, если те возведут его на престол.

Крестоносцы отнеслись к этому мероприятию как к святому делу, тем более, что соискатель престола обещал подчинить православную церковь Риму.

В 1203 году крестоносцы возвели Исаака и Алексея IV на трон и стали требовать оплаты своих услуг. Но византийская казна была основательно разграблена предшественниками новых императоров.

Алексей начал взыскивать недостающую сумму на жителях столицы. Это вызвало мятеж, Ангелы были свергнуты, и новый император Алексей V Дука отказался платить католикам что-либо.

В ответ крестоносцы повели осаду Константинополя и 12 апреля 1204 года штурмом взяли город.

Удивляться массовым избиениям «схизматиков» католиками не приходится. Значительно большее впечатление на историков производит то, что западноевропейские рыцари уничтожали многочисленные произведения искусства византийской столицы, не видя в них никакой ценности. От меча и огня гибли книги, картины, скульптуры. Золотые предметы переливались в слитки.

Столица Восточно-Римской империи, устоявшая при всех прежних варварских вторжениях, в начале XIII века была всё-таки завоёвана и уничтожена западными варварами.

Предыдущая записьНазадСледующая записьДалее

Источник: http://homad.ru/krestovye-poxody-samye-shokiruyushhie-fakty-2/

Неизвестный крестовый поход, участниками которого были дети

После завоевания арабами главной христианской святыни неоднократно предпринимались попытки по её возвращению. В поход на Иерусалим Ватикан направлял войска европейских правителей. Большинство из Крестовых походов окончились неудачно, как и тот, о котором пойдёт речь в нашей статье. С крестами и мечами на защиту христианской веры вставали самые юные прихожане.

Юные проповедники

Эта история хранит в себе много противоречивых свидетельств. Известно, что крестьянскому сыну привиделось во сне, что говорит с ним сам Господь и призывает идти и освобождать Святую землю. Звали мальчика Стефан, и было это в небольшом французском городке. Молодой человек был буквально заражён этой идеей и начал подбирать единомышленников.

Вскоре о парне узнал французский король Филипп II и пригласил его во дворец. Монарха идея также заинтересовала, он передал своим посланникам в Риме рекомендации известить святых отцов. Но ответа из Ватикана не последовало. Казалось, о новом походе следовало забыть.

К тому моменту Стефан нашёл сторонников во всех уголках Франции, детское войско насчитывало сотни человек, готовых пожертвовать свою жизнь ради великого дела.

В это же самое время в соседней стране появился мальчик, который также созывал молодых людей принять участие в Крестовом походе.

Путь через горы

Николас из Кёльна подговорил свою дружину совершить опаснейший поход через альпийские горные вершины. Из отряда живыми добрались всего семь мальчишек. Большая часть детей погибли от обморожения и голода.

Кто-то сорвался со скал и разбился. И всё же мужеству и отваге этих ребят могут позавидовать и взрослые. Редкое войско шло на такие риски, а те, кто решался, погибали на крутых склонах.

Удачные же переходы можно сосчитать по пальцам.

Отряд Николаса всё же добрался до портового города Генуя. Молодые рыцари рассчитывали, что морские воды расступятся перед ними. Тогда дети пришли в резиденцию к Папе Римскому и попросили о встрече с ним.

Однако высокий сановник не дал благословения на поход в Иерусалим, и измождённые мальчики вынуждены были повернуть домой. До немецких земель добрались лишь единицы.

Неизвестна и дальнейшая судьба предводителя юных героев.

Дорога до Марселя

В то же время во Франции войско Стефана пополнялось новыми детьми. В организации похода им помогали монахи. Спустя несколько месяцев пути они прибыли на Лазурный берег в город Марсель. К тому моменту число добровольцев превышало четыре тысячи человек. Как и в случае с немецкими подростками море перед ними расступаться не собиралось, пришлось договариваться с местными купцами.

Читайте также:  Стабилизаторы напряжения "норма м" - тайны и факты

Детей разместили на судах, началось путешествие длиною в жизнь. Больше отважных мальчиков никто на родной земле не видел. Вероятно, алчные торговцы продали юношей в рабство в восточных гаванях…

Так трагически, едва начавшись, закончился Детский Крестовый поход на Святую землю. Память о нём хранится в церковных книгах и воспоминаниях средневековых авторов. В наше время эта история показалась интересной зарубежным кинематографистам и публицистам, продолжают выходить книги и сниматься фильмы, посвящённые поступку отважных подростков.

Источник: http://istorichka.online/unknown/neizvestnyy-krestovyy-pohod-uchastnikami-kotorogo-byli-deti.html

Крестовый поход детей

Несчастное событие произошло сразу после Святого праздника Пасхи, еще не подоспела Троица, как тысячи детишек, бросив свои дела бросили дом родной. Они выбрали свой подвиг во имя Христа, это так им сказали.

Дети бросили родителей и все дела, которые они должны были выполнять и тронулись в путь. Они сами возложили на себе такой крест и под своими знаменами пошли на Иерусалим.

Взрослому разуму такая идея показалась полным безумием, но дети никого не слышали.

Как описывает события лета 1212 г. Дэвид Бейкер в своем романе «Путь слез», в истории это движение получило название «Детский крестовый поход».

Как-то давно вся Европа была встревожена событиями, происходящими в Палестине.

Возвращавшиеся из Святой земли паломники рассказывали о преследованиях и оскорблениях, которым подвергались там христиане после захвата Иерусалима и Гроба Господня турками-сельджуками.

Постепенно возникло убеждение жителей, что нужно помочь христианству на Востоке и вернуть христианскому миру все его самые ценные и важные святыни.

Крестовые походы, предпринятые рыцарями-крестоносцами, не увенчались успехом, и в Европе, главным образом в крестьянской среде, заговорили о том, что только безгрешные дети могут освободить Святую землю.

Инициаторами объединения детей и подростков для похода в Иерусалим становятся мальчики Стефан (по некоторым источникам — пастушок Этьен) — во Франции и Николас — в Германии.

12-летний Стефан объявил себя «Божьим посланником» и прошел с проповедями по северу Франции, рассказывая о том, что юным непорочным не нужно оружия, сам Христос даст им еду и победу, а море расступится перед ними. Тысячи воодушевленных детей и взрослых присоединились к Стефану, собралось огромное войско (около 30 тысяч человек), которое двинулось в путь.

Каждый, кто был в походе, одевался в серую неприметную простую рубаху, поверх штанов и большие береты, спереди на груди носили нашитый крест из ткани красного, зеленого или черного цвета. Шли с флагами, знаменами, исполняя молитвы и гимны.

Дети направились сначала в Париж, к королю Филиппу II Августу (король приказал детям разойтись по домам, священники уговаривали их отказаться от похода, но тщетно), а затем эти отряды паломников-простолюдинов добрались до Марселя и сели на корабли.

Увы, финал был печален. Два корабля из семи потерпели крушение в море, остальные же вместо Святой земли прибыли в Египет, где юные паломники были проданы в рабство.

Существует версия, что это произошло по предварительному сговору купцов-судовладельцев и египетских работорговцев.

Не менее трагична история немецкого народного войска, которое, вдохновившись речами юного проповедника Николаса (тому не исполнилось еще и 10 лет, он разъезжал по южнорейнской Германии на огромной телеге и призывал к походу в Святую землю. Эти события, возможно, легли в основу легенды о флейтисте-крысолове, уведшем всех детей из города Гаммельна), направлялось в Италию через Альпы, далее рассчитывая морем добраться до Палестины.

Численность войска составляла около 25 тысяч человек. В труднейшем переходе от голода и холода погибло около трети паломников, больше повезло тем, кто с полпути решил вернуться.

В итоге до Генуи добрались лишь несколько тысяч юных крестоносцев (это случилось 25 августа 1212 г.

— единственная дата, с которой согласны все источники), но итальянцы с опаской отнеслись к голодной, оборванной толпе детей, море не расступилось перед ними, а местный епископ запретил перевозить их на Восток.

Дети, ведомые своей целью, никак не могли остановиться и пришли в Рим, чтобы попросить благословения у епископа для совершения своего дела. К сожалению, такое большое расстояние прошли далеко не все дети, многие из них умерли по дороге.

Папа Инокентий III уговаривал их не спешить с такими решениями и подождать хотя бы до совершеннолетия. Отроки все равно пошли завоевывать Святую Землю от супостатов турков-сельджуков, но не все доехали до места, а лишь малая часть, да и то сбившись с курса они попали в Египет, где их продали в рабство.

Возможно даже капитаны кораблей, на которых юнцы передвигались, специально, сговорившись, отвезли детей работорговцам.

Этот средневековый сюжет вошел в историю, к нему неоднократно обращались писатели, музыканты, кинематографисты, среди которых Б. Брехт, Б. Бриттен, Е. Ан-джеевский, А. Вайда, М. Швоб, Л. Блага, Стинг и др.

Источник: http://mir-faktov.com/item/254-krestovyj-pokhod-detej.html

Средневековая Европа. Каким был Детский крестовый поход?

А может, это вовсе и не потери в грустном понимании? Неурожайные годы порождали страшный голод, и как следствие — озверевшие толпы голодных, нищих и невежественных людей, лишенных с рождения в силу своего социального положения какого-либо воспитания, правильного мышления, но запуганных священниками. Однако настоящий и длительный голод сильнее всех угроз.

Эти толпы были крайне опасны, поэтому никто не препятствовал, когда Петр Пустынник в 1095 г. увел за собой в Палестину в такой же крестовый поход десятки тысяч людей. Неужели кто-то верил в успех их предприятия? Глупый вопрос. Власти удачно избавились от толп голодных, которых нечем было кормить.

Когда начался крестовый поход детей — этому тоже никто не препятствовал. Более того, монахи францисканского ордена активно поддерживали это предприятие, окончившееся настоящей трагедией.

К детям в средневековой Европе относились без особого трепета, выживут — и ладно. Не выживут — новые родятся.

Церковники зорко следили за тем, чтобы паства плодилась и размножалась, совершенно не жалея их потом, когда они умирали от голода и болезней.

Много ли надо, чтобы задурить голову неграмотному подростку? Почти в одно и то же время возникло два движения: во Франции и в Германии. Во Франции пастушок Этьен (Стефан) «вдруг» услышал/увидел призыв вернуть христианские святыни и Иерусалим. В Германии это был мальчишка по имени Николай (Николас), которого, по слухам, «продвигал» собственный предприимчивый папаша.

Поддерживаемые церковниками маленькие проповедники двинулись по городам, оттачивая ораторское искусство, на первых порах еще не сильно красноречивое.

Молодые люди, многим из которых было не более двенадцати лет, включая и девочек, с радостью и религиозным пылом, помноженным на наивную надежду в лучшие перемены, бросали свое голодное и жалкое существование и отправлялись в путь. Были и совсем малыши, менее десяти лет, они первые начнут погибать в пути — от голода, жажды, болезней, трудных изнурительных переходов и просто от давки.

У детей появилась надежда осуществить свои тайные мечты о ратных подвигах, о путешествиях, а главное — освободиться от родительской опеки и ежедневного изнурительного труда, обязательного для крестьян чуть ли не с младенчества. Родные не могли их удержать. Все дети были охвачены массовым психозом. Некоторых детей никто и не удерживал: не у всех были любящие и дружные семьи, а сколько сирот воодушевилось мнимыми надеждами…

На заявления несчастных родителей никто не реагировал. Папа Иннокентий III лицемерно заявил, что эти храбрые дети служат укором взрослым. Таким образом он надеялся двинуть и взрослых в очередной крестовый поход. Король Филипп II Август, поначалу хотевший запретить это безобразие, имел сложные отношения с Римом и в конечном счете умыл руки.

Те немногие священники, не отличавшиеся алчностью и безразличием, а такие действительно были, которые понимали всю опасность этой затеи, не могли ничем помочь, так как их за протесты объявляли вероотступниками.

Детей запирали дома, но ничто не помогало: они ничего не ели, протестовали, убегали в Вандом, откуда предполагалось выступить уже единым войском, по некоторым данным численностью около тридцати тысяч.

Таково было положение дел во Франции.

Местом сбора маленьких крестоносцев в Германии был город Кельн. Сложно представить себе эту страшную картину: около двадцати тысяч детей, беззащитных на самом деле, построенных в отряды, уходят навсегда из отчего дома навстречу своей смерти, часто мучительной, или рабству и унижениям. И почти никто из них не вернется.

Возможно, на первых порах эту затею просто не приняли всерьез, а когда опомнились — было поздно: многотысячные толпы подростков было уже не остановить без кровопролития. Чья-то дурная шутка уже зажгла огромный костер детских жизней.

В пути немецкое детское воинство стремительно редело. Еды не было, самые слабые оставались на дорогах умирать от голода, на растерзание диким зверям или разбойникам, грабившим детей, не чуравшимся и насилия.

Голод и лишения уничтожили зачатки слабой дисциплины и единства: оставшееся съестное оказывалось в руках более сильных, а младшие оставались совсем без еды и теплой одежды.

Впереди у отряда из Кельна еще тяжелый переход через Альпы.

Дети шли по холодным острым камням, многие босиком, дрались из-за редких веток, чтобы поджечь их и согреться, а то и просто съесть. Покойников и умирающих бросали по дороге. Едва около четырех тысяч добрались до Генуи в августе 1212 г. В город детей пустили, но остаться разрешили только навсегда и принять гражданство, а помощи на переправу через Средиземное море не дали.

Пилигримы ушли в Пизу, где горожане, в пику своим соперникам генуезцам, снарядили два корабля и часть детей уплыла в Палестину. Больше о них нигде, ни в какой хронике не упоминается.

Оставшиеся подошли к Риму с надеждой на Папу, который и был двигателем этого мероприятия.

Какие мысли бродили в голове у Понтифика в тот момент, когда он увидел маленьких, голодных оборванцев, с надеждой смотрящих на него? Он, благословивший это издевательство, ждал от них чего?

Папа… поругал детей и велел отправляться по домам, совершенно не задумываясь о том, как это будет сделано: сюда едва дошла лишь пятая часть.

Без средств, теплой одежды, гонимые жителями встречных поселений, наконец, элементарно не знавшие дороги, как они пойдут? Домой, через годы вернутся лишь несколько человек.

Многие умрут, а кто-то просто потеряется на просторах Бургундии, Италии и Германии.

Участь девушек и девочек была более ужасна, так как женщина в средневековом обществе не имела вообще никаких прав. Сколько девочек-крестоносцев погибли от насилия, попали в различные притоны, умирали на дорогах от родов или от истощения?

Судьба французских малолетних пилигримов даже более трагична. Из примерно тридцати тысяч детей, подростков и прочего люда, присоединившегося к воинству, в живых остались только те, кто отстал или вовремя передумал.

Этьен, уже давно повредившийся рассудком, уверял детвору, что море расступится перед ними и они легко дойдут до Палестины. Каково же было их разочарование, когда они прибыли в портовый город Марсель, а море, само собой, осталось на своем месте.

Не зная, что делать дальше, дети слонялись без дела по городу и окрестностям.

Горожанам это не нравилось, и купцы Гуго Феррей и Вильям Порк, два гнусных негодяя, снарядили семь кораблей для юных крестоносцев из Франции, и следующие восемнадцать лет о детях никто ничего не слышал.

Когда уже и думать забыли о несчастных, лишь только у матерей сердце щемило от боли и тоски, когда уже умер Иннокентий — покровитель этого чудовищного фарса, пришли новости. Объявился монах, бежавший с Востока, который, якобы, был свидетелем трагического конца Детского крестового похода.

Два корабля буря разнесла о скалы, многих смывало за борт еще раньше. Пять кораблей приплыли в Алжир: все верно, туда они и направлялись, с подачи мерзавцев Феррея и Порка. Детей везли в рабство.

Повезло лишь священникам, сопровождавшим детей — их купил султан Египта для ученых бесед, и жизнь у них была вполне сытая, без особых забот.

Дети же все погибли в неволе от побоев, болезней и тяжелой работы.

Многие историки обходят стороной это позорное пятно в истории католичества или вовсе отрицают факт Детского крестового похода. Нет ни одного оправдания, ни одного здравого основания для того, чтобы способствовать такой чудовищной трагедии.

Мальчишка Николас, по некоторым слухам, остался жив и даже участвовал в Пятом крестовом походе. А работорговцы Феррей и Порк попали позже под правосудие императора Фридриха II и были отправлены на виселицу за свои гнусные злодеяния.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/70869/

Ссылка на основную публикацию