Адмирал нахимов — тайны и факты

Тайна гибели «Адмирала Нахимова»

30 лет назад, 31 августа 1986 года, в Новороссийской бухте затонул пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов». В 23 часа 12 минут балкер «Петр Васев» столкнулся с «Адмиралом Нахимовым».

Лайнер получил большие повреждения корпуса, вода хлынула в открытые иллюминаторы, и в течение 7-8 минут он затонул. В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа.

По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов.

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» был построен в Бремене (Германия) в 1925 году и первоначально носил название «Берлин». Тогда ещё немецкими инженерами сварка не использовалась, и весь корпус был клёпаный.

Водоизмещение — 9000 тонн; длина — 174,3 м; ширина — 21,1 м; высота — 11,8 м; мощность механизмов — 12000 л. с.; скорость — 16 узлов. Экипаж — около 270 человек, пассажировместимость — 1500 человек.

Судно до 1938 года совершало трансатлантические переходы, затем его использовали как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море.

С началом Второй мировой войны использовалось как госпитальное судно и транспорт для перевозки войск. В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки.

31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде, «Берлин» подорвался на мине, и судно оказалось притопленным. При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно. Вторично судоподъём был осуществлен 17 сентября 1947 года.

Затем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», а позже был отведен в док Кронштадтского завода для частичного ремонта. С 1949 по 1957 гг. «Адмирал Нахимов» проходил капитальный ремонт в ГДР.

С 1957 года — в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первый капитан под советским флагом — Николай Антонович Соболев (он был бессменным капитаном до 1978 года). Судно пользовалось большой популярностью у пассажиров. «Адмирал Нахимов» выполнил несколько секретных миссий.

Так, в 1962 году во время Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат на Кубу. В 1979 году состоялись два секретных рейса Одесса — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб) общей продолжительностью около полугода по доставке кубинских солдат для участия в военных действиях в Африке.

Также судно использовалось для практики студентов высших и средних специальных морских учебных заведений.

Свой последний плановый ремонт и классификацию «Адмирал Нахимов» прошел в январе-апреле 1985 года в Варне. В соответствии с планом круиза лайнер весь день 31 августа находился в порту Новороссийска. Был жаркий день. Многочисленные экскурсии утомили участников круиза.

Судно на солнцепеке сильно нагрелось. По возвращении в свои каюты пассажиры открыли иллюминаторы, в том числе и на нижних палубах, чтобы проветрить и охладить помещения.

С наступлением вечерней прохлады начались культурно-развлекательные программы, а экипаж готовил пароход к отходу.

В 22 часа 31 августа 1986 года судно под командованием капитана В. Г. Маркова отошло от причала. Очередным портом захода значился Сочи. Погода была прекрасная: спокойное море, легкий ветерок и хорошая видимость.

Да и плавание вдоль кавказских берегов было для экипажа делом обычным. А в это время курсом 58 градусов со скоростью 11,5 узла следовал из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев» с грузом зерна около 30 тыс. тонн. Командовал балкером капитан В. И. Ткаченко.

В 23 часа «Адмирал Нахимов» лег на курс 160 градусов. Капитан Марков проинструктировал вахтенного и спустился с мостика в каюту. На теплоходе «Петр Васев» вахтенный получил информацию о курсе «Адмирала Нахимова» и просьбу пропустить его.

В этот момент на мостик поднялся Ткаченко и, выслушав информацию, дал подтверждение, что готов пропустить круизный лайнер.

А в 23 часа 12 минут произошла трагедия — странное столкновение судов под углом, близким к прямому.

Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова» верхней частью форштевня теплохода «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом (выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна) ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторный и машинное отделение.

Получив большие разрушения корпуса по правому борту, «Адмирал Нахимов» через несколько минут после удара затонул.

Открытые иллюминаторы вблизи ватерлинии, не закрытые клинкетные водонепроницаемые двери в главных поперечных водонепроницаемых переборках, которые перед выходом из порта должны были быть закрыты, способствовали тому, что судно стремительно ушло под воду. На месте крушения на поверхности воды одновременно оказалось около 1000 человек.

«Петр Васев» уцелел и участвовал в спасении людей. В это время из порта навстречу «Петру Васёву» шёл лоцманский катер ЛК-90 для проводки сухогруза к причалу. Увидев накренившийся на правый борт пароход, капитан катера О.

Лях немедленно прокричал в эфир: «Нахимов» лёг на борт!» В 23 часа 35 минут ЛК-90 подошёл к месту катастрофы и приступил к спасению людей, одновременно передав по радио, что понадобятся буксиры и спасательные катера. Капитан порта Новороссийск Г. Л.

Попов немедленно отдал указание всем плавсредствам следовать в район аварии для спасения людей. Первыми на место катастрофы снялись буксиры, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета».

Одновременно команда сниматься и следовать в район катастрофы поступила на пограничные катера.

https://www.youtube.com/watch?v=kM_fGe4N_iQ

В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. Найти и поднять на поверхность удалось не всех. 64 погибших навсегда остались под водой.

Работая в помещениях затонувшего судна, погибло два водолаза.

Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы.

По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. В марте 1987 года в Одессе после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко.

Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР. Капитаны получили по 15 лет тюрьмы.

В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были помилованы и выпущены на свободу.

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов».

В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года».

На литых траурных плитах — фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.

Официальная версия катастрофы вызвала много сомнений, поэтому появилось несколько альтернативных версий причины гибели «Адмирала Нахимова». Так, следствие сделало «стрелочниками» капитанов, однако правительственная комиссия и следствие не сочло, что виновным может быть вышестоящее начальство.

Судну было 60 лет, и оно устарело. В соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека. «Нахимов» уже нельзя было отправлять в море.

8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Однако на этот старый корабль, по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море.

Таким образом, управленческие ошибки вышестоящего начальства не привели к новым уголовным делам или хотя бы отставкам.

Также отмечалось, что до самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса).

И прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал «Нахимовым», в 2 мили. Кроме того, по получаемым данным, увеличивался и пеленг.

Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки. Исследователь Владимир Чуев выдвинул гипотезу о применении микроволнового оружия.

Столкновение произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Бывает, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели. Чуев тщательно изучил сборник «Солнечные данные» Академии наук СССР.

И тут выяснилось: с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде.

Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября. А потом все пришло в норму.

Проанализировав эти факты, Чуев пришел к выводу: на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Оно подавалось издалека, возможно, через искусственный спутник Земли.

Возможно, через разведывательные системы типа АВАКС. Есть и косвенное подтверждение. До трагедии в Цемесской бухте на теплоходах «Герои Севастополя», «Бургас» и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В некоторых случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения.

Таким образом, есть версия, что кораблекрушение под Новороссийском — результат применения микроволнового оружия. Эта версия накладывается на цепь странных катастроф в позднем СССР (к примеру, Чернобыльская катастрофа), которые в целом вели к дестабилизации общества и разрушению советской цивилизации. А это было выгодно внешним и внутренним врагам Советского Союза.

Есть и другие версии трагедии. Так, профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Являясь специалистом по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф: в воздухе, на земле, под водой (в частности, пожара на атомной подводной лодке «Комсомолец»).

Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс: наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели «Нахимова» произошло сильное землетрясение в западной части моря. Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение.

Этим можно объяснить неадекватное поведение капитана Ткаченко.

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://hystory.mediasole.ru/tayna_gibeli_admirala_nahimova

Круиз смерти: тайна гибели «Адмирала Нахимова»

https://slavikap.livejournal.com/23050127.html/2017/09/01/

Причина потопления советского «Титаника» до сих пор остаётся загадкой.
31 августа 1986 года в акватории Новороссийской бухты затонул круизный лайнер с 1234 пассажирами и членами экипажа на борту, из которых 423 человека считаются погибшими.

Многие тела остались не найденными, как и ответ на вопрос – почему это случилось.

Неожиданная катастрофаТрагедия произошла в двух милях от мыса Дооб. Ничто не предвещало беды: днем теплоход «Адмирал Нахимов» стоял в Новороссийске, пассажиры гуляли по городу и вернулись в каюты к вечернему отходу в следующий порт. В 22.

00 судно отошло от причала, взяв курс на Сочи. Через 20 минут на мостике получили сообщение о приближении следовавшего по встречному курсу сухогруза «Петр Васев». Согласно инструкции, «Адмирал Нахимов» обязан был пропустить его (Правила предупреждения столкновения судов в море), но береговой пост регулирования движения дал команду сухогрузу пропустить теплоход.

Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко указание диспетчера принял и проинформировал капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова, что пропустит лайнер. Но, несмотря на договоренность, в 23.12 сухогруз под прямым углом врезался носом в правый борт теплохода в районе машинного отделения, сделав дыру 8 на 10 метров по разделительной линии сразу в двух отсеках.

А спустя восемь минут «Адмирал Нахимов» уже пошел ко дну.

Читайте также:  Как правильно ухаживать за кожей лица зимой? - тайны и факты

Стрелочников назначили сразу

Почему береговой диспетчер дал капитанам команду нарушить ППСС? Почему сухогруз в обход договоренности не уступил дорогу пассажирскому судну? И почему надежно сделанный многопалубный лайнер за считанные минуты стремительно затонул, хотя его конструкция обещала сохранение на плаву даже при затоплении двух отсеков? На эти вопросы у расследовавшей крушение правительственной комиссии ответов не нашлось. Задолго до суда и окончания следствия она определила, что к кораблекрушению привела халатность капитанов. Спустя два месяца такой вывод закрепило постановление политбюро ЦК КПСС, член которого Гейдар Алиев и возглавлял комиссию по расследованию. А в марте 1987 года суд учел вердикт руководства страны, приговорив к 15 годам лишения свободы обоих капитанов и обязав их выплатить штраф в компенсацию ущерба – по 40 тысяч рублей с каждого.

Списанная галоша

При этом ни министр морского флота, член ЦК КПСС Тимофей Гуженко, ни руководство Черноморского пароходства не ответили за то, что выпустили в море… списанное судно.

Почти за два месяца до случившегося, 8 июля 1986 года, пароходство составило акт о том, что к дальнейшей эксплуатации 60-летний лайнер не пригоден (построен был «Адмирал Нахимов» в германском Бремене в 1925 году и изначально назывался «Берлином»).

Почему тогда начальство позволило теплоходу принять на борт столько людей и покинуть порт? Ведь произошло это с ведома и по указанию подписавшего акт о непригодности судна начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко.

А, может, списание лайнера специально провели для его последнего рейса? У людей даже не было возможности воспользоваться шлюпками – так быстро судно скрылось под водой вопреки характеристикам плавучести.

Помехи и фантомы

Флотские специалисты обнародовали факт, что во время аварийной ситуации на радиолокационных экранах отмечалось какое-то третье судно, оставшееся не идентифицированным. И эту ключевую деталь следствие почему-то игнорировало.

Без внимания осталось и несоответствие показаний системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса сухогруза и положения теплохода. Прибор на «Петре Васеве» показывал расхождение с объектом на встречном курсе в две мили, то есть у капитана была иллюзия благополучной обстановки.

Что же могло повлиять на показания САРП? Исследователи отвечают аргументированно: микроволновое оружие.

Фатальное излучение

Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев обращает внимание на совпавшее с катастрофой повышение солнечной активности. В такие дни радары нередко фиксируют исчезновение реальных объектов и появление фантомных «призраков».

Но почему 20-процентный всплеск электромагнитного излучения с 17 августа отмечала Крымская астрофизическая обсерватория и «в упор не замечали» эталонные обсерватории в Канаде и Японии (лишь после 1 сентября их показания стали тождественны нашим)? Разгадка может крыться в том, что на регион затопления «Адмирала Нахимова» воздействовало не солнечное, а направленное электромагнитное излучение. По мнению краснодарского ученого, подавалось оно через спутник либо микропроцессоры электронных разведывательных систем, способных «запутывать» радары. При таком воздействии с экранов исчезают истинные цели и появляются ложные, с чем неоднократно сталкивались до трагедии в Цемесской бухте советские судоводители. Несколько раз ложные цели на радарах регистрировали на теплоходах «Бургас», «Герои Севастополя» и пр. И в четырех случаях это лишь чудом не привело к столкновению.

Генеральская версия

По версии служившего в то время в погранвойсках КГБ Александра Трусова, микроволновое оружие могли применить не вражеские спецслужбы, а свои собственные.

Было ли устранение начальника управления КГБ по Одесской области самостоятельной целью или гибель на теплоходе «Адмирал Нахимов» генерал-майора Крикунова с семьей стала звеном большой секретной операции – вопрос.

Но факт остается фактом: в ту роковую ночь крупный чин службы госбезопасности погиб, а на теплоход он был доставлен катером как будто специально – уже после его отхода от морского вокзала. Появление генерала на борту оказалось неожиданным: такое решение он принял в Главном управлении КГБ СССР в Москве в день старта круиза из Одессы.

Обстоятельства смерти Крикунова связывали и с расследованием вывоза из Новороссийского порта военной техники, и с попыткой переправки солидной партии контрабанды, и с местью коррумпированной номенклатуры…Почему-то в момент столкновения судов капитан «Адмирала Нахимова» находился в компании генерала – в 23.

00 он ушел на ужин в каюту к Крикунову (отсутствие на мостике потом будет поставлено Маркову в вину). Но, в отличие от высокого пассажира, капитан не утонул. А вот безуспешно обращавший внимание капитана на опасное сближение второй помощник Александр Чудновский, наоборот, на момент столкновения «Адмирала Нахимова» почему-то оказался запертым в своей каюте.

Помощники били тревогу

Оставшийся на вахте за старшего Александр Чудновский дважды уточнял порядок расхождения с сухогрузом и получал подтверждение, что тот пропускает теплоход. «Адмирал Нахимов» следовал своим курсом, но его пеленг на приборах САРП не менялся.

Помощник капитана сухогруза Зубюк также докладывал об угрозе столкновения, записывая доклады в бортовой журнал. Но и капитан Ткаченко предупреждения игнорировал. У обоих судов было время разойтись без потерь, но капитаны пропустили сигналы об опасности мимо ушей.

Между тем, Александр Чудновский пытался увернуть борт от столкновения, но было поздно. Боролся же он с рулем до последнего, так что информация о том, что он закрылся на ключ, осознав, что управляемое им судно обречено, не выдерживает критики.Чтобы добраться до его тела, водолазам пришлось впоследствии ломать дверь.

Погибли при спасательных работах и два водолаза, после чего доступ к затонувшему лайнеру оказался под запретом.

Локальный резонанс

Вместо своевременного и квалифицированного разбирательства народу выдали версии столкновения «космической природы». Одну из них озвучил специалист по безопасности полетов из Санкт-Петербурга Алексей Синяков. Он обвинил в случившемся воздействие локального геофизического резонанса.

Неблагоприятное сочетание факторов, по мнению ученого, нередко становится причиной катастроф на земле, в воздухе, на воде и под водой (из этого числа – пожар на атомной субмарине «Комсомолец»).

Профессор констатировал, что признаком ЛГР на Черном море вечером 31 августа 1986 года было аномальное свечение в атмосфере, а через пару часов после гибели «Адмирала Нахимова» в западной части моря отмечалось мощное землетрясение.

Геофизический резонанс мешает человеку правильно оценивать ситуацию, заключил эксперт, что при управлении техническим объектом может иметь непоправимые последствия.

Концы в воду

Так или иначе, возникает ощущение незаинтересованности властей в установлении истины в этом темном деле. «Стрелочников» через шесть лет помиловали – в 1992 году оба капитана вышли на свободу.

Уцелевший после крушения командир «Адмирала Нахимова» Вадим Марков был назначен на должность капитана-наставника в Черноморское пароходство (в 2007 году он скончался от рака), а управлявший «протаранившим» пассажирский борт сухогрузом Виктор Ткаченко под фамилией жены Тальор эмигрировал с семьей в Израиль.

А в 2003 году яхта под его управлением потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда, и останки людей с обломками судна нашли у канадского побережья…

Братская могила

Не дождались своих близких лишь родственники жертв – тела 64 из 423 погибших так и не были подняты со дна. Останки покоятся на глубине 47 метров, и в ясный день очертания «погоста», говорят, даже видны с поверхности воды.

О брошенных в море моряках и пассажирах «Адмирала Нахимова» заговорили лишь в контексте возможности поднятия затонувшего теплохода, загрязняющего акваторию соляркой из протекших топливных танков. Но денег на подводные работы так и не нашли. Было объявлено, что лежащее на боку судно ни экологической, ни навигационной опасности не представляет, и проектов его подъёма не существует.

Ни участники «круиза смерти», ни семьи погибших страховок и компенсаций так и не дождались. В Одессе, порте приписки «Адмирала Нахимова», родственники сами создали фонд помощи, но потерпевшие россияне на него рассчитывать не могут, да и украинцам мало что перепало, в то время как потомки погибших на «Титанике» получают пособия в четвертом поколении.

А благотворительный фонд «Нахимовец» предоставляет жилье, машины и катер к месту трагедии для сбора родных 31 августа – в этот день люди ежегодно приезжают почтить память погибших, для которых море стало братской могилой. На официальном месте захоронения жертв катастрофы запрещено пришвартовываться на якорь, погружаться на глубину и любым другим способом беспокоить захоронение.

Поэтому родные погибших лишь проплывают на катере, чтобы сбросить на воду венки. На берегу родственникам выдали лишь урны с песком и илом да по триста рублей на символические похороны…

Любопытные факты

На борту флагмана Черноморского пароходства снимали фильм «Дамы приглашают кавалеров».***По некоторым данным, капитан «Адмирала Нахимова» не умел плавать. Но это не помешало ему в буквальном смысле выйти сухим из воды: говорят, что Марков покинул тонущее судно в числе первых и вышел на берег, не замочив формы.

***«Адмирал Нахимов» дважды тонул в войну (тогда это было еще немецкое судно «Берлин») и два года пролежал на дне моря, пока его не подняли в 1947 году. После восстановления в Германии в 1957 году теплоход водоизмещением 23 360 тонн продолжил плавать в СССР под названием «Адмирал Нахимов».

***По мистическому совпадению, минимум четыре из семи кораблей, носивших имя Нахимова, потерпели крушения: в 1897 году у берегов Турции затонул грузовой пароход «Нахимов», в 1905 году в Цусимском бою японцы затопили крейсер-броненосец «Адмирал Нахимов», а в 1941 году затонул советский крейсер с таким же названием, переименованный в «Червону Украину».

***Дайверы рассказывают, что во многих каютах на столе лежит книжка о гибели «Титаника», которая продавалась на лотке перед трапом.***Гриф «Совершенно секретно» до сих пор не снят с уголовного дела.© Вячеслав Капрельянц, 2017

Источник: https://marafonec.livejournal.com/10754614.html

Тайна гибели парохода «Адмирал Нахимов»

31 августа 1986 года в двух милях от мыса Дооб почти в акватории Новороссийской бухты затонул пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов». На его борту находились 1234 человека, 423 из которых считаются погибшими.

Тела многих из них так и не найдены. Остаются загадкой и причины катастрофы, хотя «стрелочники» были быстро назначены и привлечены к уголовной ответственности.

Тем не менее за минувшие годы выкристаллизовалось несколько версий.

Стрелочников нашли быстро

В 22.00 теплоход «Адмирал Нахимов» отошел от причала Новороссийского морвокзала и взял курс на Сочи. В 22.20 на мостике получили информацию о приближении на встречном курсе сухогруза «Петр Васев».

По Правилам предупреждения столкновения судов в море (ППСС) «Адмирал Нахимов» должен был пропустить его, но вмешался диспетчер берегового поста регулирования движения, который дал команду «Петру Васеву» пропустить «пассажира». Капитан сухогруза Виктор Ткаченко подтвердил своему коллеге с «Адмирала Нахимова» Вадиму Маркову, что пропустит его. Однако в 23.

12 «Петр Васев» врезался носовой частью под прямым углом в правый борт парохода, прорубив в нем пробоину 8×10 метров. Через 8 минут лайнер погрузился в морскую пучину.

Зачем портовый диспетчер приказал капитанам нарушить ППСС? Почему Виктор Ткаченко не дал дорогу «Адмиралу Нахимову»? Наконец, по каким причинам лайнер камнем пошел ко дну, хотя в соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека? Ни на один из этих вопросов правительственная комиссия, которую возглавлял член политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, ответов не дала. Задолго до завершения следствия, а тем более суда, она определила: кораблекрушение произошло в результате халатности капитанов. Через два месяца после трагедии этот вывод был закреплен в постановлении политбюро ЦК КПСС. А в марте 1987 года состоялся суд, принявший к руководству «прозорливую» оценку партийных чиновников: капитаны получили по 15 лет тюрьмы и по 40 тысяч рублей штрафа в компенсацию ущерба.

Читайте также:  Путешествие в санкт-петербург - тайны и факты

Партия, а также суд не оценили по достоинству деятельность министра морского флота, члена ЦК КПСС Тимофея Гуженко, руководителей Черноморского пароходства. Но ведь не без их начальственного ведома перевозкой пассажиров занималось 60-летнее судно, которое вообще нельзя было выпускать дальше портовой гавани.

8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Но именно на эту «старую галошу» по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море, «удовлетворяя потребности государства в пассажироперевозках».

Как уже упоминалось, пассажирское судно должно оставаться на плаву, даже если у него полностью затоплены два любых отсека. Вопреки всем конвенциям, «Нахимов» не обладал этими качествами. Теоретически он мог оставаться на плаву только с одним затопленным отсеком (теоретически — потому что из-за старости прогнил вообще).

Удар «Петра Васева» роковым образом пришелся как раз в переборку, разделявшую два отсека. Поэтому оба они мгновенно оказались затопленными.

Убийственную роль сыграла невозможность воспользоваться спасательными шлюпками (на спуск только одной в идеальных условиях требовалось до получаса, при крене же всего в 1−2 градуса спуск становился невозможен).

Против судов применили микроволновое оружие

Не все концы с концами сходятся и в обвинениях, выдвинутых против капитанов. Суд, а до него и следствие оставили без исследования ключевой, по мнению многих флотских специалистов, факт: в период нарастания аварийной ситуации на экранах радиолокационных станций наблюдалась отметка какого-то третьего судна, которое так и не было идентифицировано.

До самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса).

Как это ни странно, но прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал «Нахимовым», в 2 мили. Кроме того, по получаемым данным, увеличивался и пеленг.

Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки.

Показания Ткаченко не заинтересовали юристов, зато до сих пор дают некоторым ученым и специалистам-практикам повод для расследовательской работы. Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев выдвинул такую гипотезу.

Столкновение, как известно, произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Случалось, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели.

Чуев тщательно изучил сборник «Солнечные данные» Академии наук СССР.

И тут выяснилось: с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам.

Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября. А потом все пришло в норму.

Проанализировав эти факты, Чуев пришел к выводу: на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение.

Оно подавалось издалека, возможно, за сотни и тысячи миль через искусственный спутник Земли.

А, может, через разведывательные системы типа АВАКС, которые оборудованы специальными микропроцессорами и могут работать с любым радаром так, чтобы на его экране появлялись ложные цели и исчезали истинные.

Кстати, до трагедии в Цемесской бухте на теплоходах «Герои Севастополя», «Бургас» и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В четырех случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения.

Чуев не берется судить, чьих рук это дело. Но, по его мнению, кораблекрушение под Новороссийском — результат применения микроволнового оружия через спутник.

Александр Трусов, служивший тогда в погранвойсках КГБ, предполагает, что микроволновое оружие было применено для ликвидации крупного чина КГБ своими же соратниками.

В ту ночь действительно погиб начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Крикунов со своей семьей, который уже после отхода «Нахимова» от причала был доставлен на борт парохода катером. Однако обстоятельства его смерти так и остались неизвестными.

Да и появление Крикунова на борту было достаточно неожиданным. Решение об этом он принял в Москве, в Главном управлении КГБ СССР, в день отплытия «Нахимова» из Одессы. С чем только не связывали факт его смерти.

Писали и о мести коррумпированной партийной номенклатуры, и о попытке передачи крупной партии контрабанды, и о расследовании фактов вывоза военной техники через Новороссийский порт.

Профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков участие в трагедии каких-либо спецслужб вывел за скобки. Он выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР).

Специалист по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф — в воздухе, на земле, под водой (в частности, пожара на атомной подводной лодке «Комсомолец»).

Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс: наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели «Нахимова» произошло сильное землетрясение в западной части моря.

Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение. Не этим ли объясняется неадекватное поведение капитана Ткаченко: ведь для совершения маневра «последнего момента» (например, отворота «Васева» вправо от принятого курса) требовалось всего полторы минуты.

Есть немало и других версий, которые объясняют странное поведение капитанов в момент катастрофы.

О пострадавших забыли

После 1991 года справедливость в отношении осужденных «стрелочников» в какой-то степени была восстановлена. Они были помилованы и в 1992 году вышли на свободу. Вадим Марков возвратился в Черноморское пароходство, где занял должность капитана-наставника. Виктор Ткаченко вместе с семьей эмигрировал в Израиль.

К сожалению, за минувшие годы не предпринималось никаких попыток поднять останки погибших моряков и пассажиров «Адмирала Нахимова». О затонувшем теплоходе заговорили только тогда, когда из его топливных танков началась утечка солярки. Однако серьезную подводную экспедицию организовать пока не на что.

Но, пожалуй, наиболее обойденными вниманием государства оказались живые жертвы катастрофы — родные и близкие погибших. Они не получили ни компенсаций, ни страховок.

Правда, в Одессе, куда был приписан «Адмирал Нахимов», родственники создали фонд помощи семьям погибших.

Но он ныне влачит жалкое существование, а российских потерпевших вообще не включает в себя, поскольку Одесса теперь оказалась в другой стране.

В Москве я встретился с Ольгой Клементьевной Кузьмой, чей сын Павел служил матросом на «Адмирале Нахимове» и геройски погиб во время катастрофы.

Живы свидетели, которые рассказывают, что в момент столкновения Павел Кузьма нес вахту на верхней палубе и мог спокойно покинуть тонущее судно.

Однако матрос пошел спасать пассажиров, несколько раз нырял в затопленные каюты, пока не остался в одной из них навечно.

— Павлика так и не нашли, — рассказала мне Ольга Клементьевна. — Мне выдали емкость с песком и илом со дна в месте гибели парохода и триста рублей на символические похороны. Раз в два-три года, когда средства позволяют, езжу в Новороссийск, где 31 августа собираются родные наших погибших.

Спасибо новороссийским властям, которые предоставляют машины, катер, кормят в матросском клубе, обеспечивают жильем. Но сэкономить денег на дорогу с каждым годом труднее. Незадолго до трагедии я пошла на пенсию, и Павлик сказал: «Ничего, теперь я тебе буду помогать».

Он погиб при исполнении служебных обязанностей, и помочь мне теперь некому…

Такова печальная судьба не только Ольги Клементьевны. Государство забыло о семьях тех, кто лежит на дне вместе с «Адмиралом Нахимовым». Грандиозные планы перестройки, затем сумбурные российские реформы затмили эту трагедию. Но у таких трагедий нет срока давности. Кстати напомним, что потомки погибших на «Титанике» до сих пор получают пособия.

Из досье «СП»

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» был построен в Бремене (Германия) в 1925 году и первоначально носил название «Берлин».

В 1938 году был передан германским Военно-морским силам и превращен в госпитальное судно. 31 января 1945 года подорвался на двух минах и 1 февраля еще на одной, после чего затонул у Свинемюнде.

В 1946—1947 годах был поднят советскими водолазами и перешел в собственность СССР в счет репараций с Германии. В 1951—1957 годах восстановлен и переименован в «Адмирал Нахимов». В 1957 году переведен с Балтики на Черное море, став самым крупным черноморским лайнером.

Водоизмещение: 9000 тонн

Длина: 174,3 м

Ширина: 21,1 м

Мощность механизмов: 12000 л.с.

Скорость: 16 уз.

Источник: https://svpressa.ru/society/article/29684/

Глава 4 Тайны крейсера «Адмирал Нахимов» | Раздел II Полигоны Крыма | Читать онлайн, без регистрации

Глава 4 Тайны крейсера «Адмирал Нахимов»

История установки противокорабельных ракет на крейсер «Адмирал Нахимов» до сих пор является «черной дырой» в истории отечественного флота. Документов по этому вопросу сохранилось крайне мало, и многое приходится писать по воспоминаниям участников событий почти пятидесятилетней давности, которые довольно часто противоречат друг другу.

30 декабря 1954 г. было принято Постановление Совмина № 2944–1226 о разработке корабельного комплекса КСС и крейсера проекта 67, оснащенного этим комплексом.

Крылатая противокорабельная ракета (КСС) была создана на базе авиационной крылатой ракеты «Комета». Данные КСС близки к данным ракеты С-2 «Сопка», кроме дальности стрельбы, которая составляла 40 км, а высота полета – 500 м. В некоторых документах КСС расшифровывается как корабельный снаряд «Стрела». (Сх. 8)

Крейсер проекта 67 создавался на базе крейсера проекта 68бис. Согласно первоначальному варианту плана судостроения на 1956–1965 гг. предполагалось четыре крейсера проекта 68бис достроить по проекту 67.

Головной крейсер проекта 67 «Адмирал Корнилов» должен быть сдан в 1959 г., а последний – в 1961 г. Кроме того, предполагалось заложить несколько новых корпусов по проекту 67 с некоторыми изменениями.

По программе 4 строившихся крейсера проекта 68бис предполагалось переделать в проект 67 («легкий крейсер с реактивным вооружением ближнего действия»), разработанный в ЦКБ-17. С некоторым запаздыванием должно было начаться переоборудование уже законченных крейсеров проекта 68бис. Работы по проекту 67 производились по Постановлению Совмина № 2544–1226 от 30 декабря 1954 г.

По проекту 67 все 152-мм башни МК-5бис предполагалось снять и взамен их установить две спаренные стабилизированные пусковые установки СМ-58 для стрельбы ракетами КСС комплекса «Стрела».

Длина направляющих СМ-58 составляла 12 метров, в задней части ПУ имели легкую броню 5—10 мм.

Носовая ПУ имела боекомплект 11 ракет (самолетов-снарядов, по тогдашней терминологии), 9 из них размещались в погребах и 2 – в перегрузочном отделении. Боекомплект кормовой ПУ был меньше на 3 ракеты.

Противокорабельная ракета КСС должна была иметь дальность 40 км, вес 3,5 т и радиолокационную головку самонаведения.

Позже рассматривался вариант вооружения крейсера проекта 67 четырьмя пусковыми установками, имевшими по пять трубчатых контейнеров с ракетами П-6 конструкции В.Н. Челомея.

На первых четырех крейсерах проекта 68бис, достраивающихся по проекту 67 и подлежавших сдаче в 1959 г.

, планировалось оставить четыре 100-мм двухорудийные башни СМ-5—1с, а на последующих установить четыре новые 100-мм автоматические двухорудийные башни СМ-52.

На всех кораблях в качестве малокалиберной зенитной артиллерии устанавливались по 6 четырехствольных 57-мм автоматов ЗИФ-75 на постоянном токе.

Для проведения корабельных испытаний ракет КСС с 28 февраля по 18 октября 1955 г. на заводе № 444 в Николаеве был переделан по проекту 68Э (68ЭП) уже находившейся в строю крейсер «Адмирал Нахимов».

Делалось все это в обстановке фантастической секретности, и в результате до сих пор не найдено ни фотографий, ни проектной документации по переделке «Нахимова».

На фок-мачте крейсера была установлена станция наведения ракет ДК-5С.

Носовая башня МК-5бис была развернута на 180°, а стволы из нее вынули. Теперь задняя стенка башни стала газоотводником для двигателей ракеты КСС.

На носу крейсера была жестко прикреплена к палубе ординарная пусковая установка В-16 с направляющей длиной примерно в две длины ракеты. Уго л старта – около 15°. Справа и слева от башни II МК-5бис установили два ангара вместимостью по две ракеты каждый.

По одной версии башня II главного калибра потеряла боеспособность, а по другой – нет. Башни III и IV МК-5бис остались боеспособными.

Транспортировка ракет из ангаров к пусковой установке осуществлялась на тележках по рельсовому пути. Разумеется, это была не боевая, а исключительно испытательная система. В подпалубных помещениях крейсера установили экспериментальный образец системы управления стрельбой «Колчан» и телеметрическую аппаратуру.

Переоборудование крейсера и пуски ракет велись в беспрецедентных даже для советского флота условиях. Так, личному составу крейсера запрещалось ходить в носовую часть корабля. Пусковая установка, за исключением времени пусков, постоянно находилась под брезентом. Погрузка ракет происходила только по ночам в Севастополе в бухте Голландия.

В ноябре 1955 г. в районе Феодосии провели два пуска габаритно-весовых макетов КСС. Первый же пуск укомплектованного изделия КСС состоялся 22 января 1956 г. Затем последовали еще два бросковых пуска (без конкретной цели). А 3 июня 1956 г.

начались стрельбы по щиту ракетами с инертной боевой частью. Всего по щиту было выпущено 17 ракет. Со 2 по 22 декабря 1956 г. было проведено 7 пусков с фугасно-кумулятивной боевой частью по отсеку крейсера «Сталинград» проекта 82.

Читайте также:  Смерть сергея есенина - тайны и факты

Из 24-х ракет, выпущенных по щиту и отсеку, 20 попали в цель.

Результаты испытаний изделия КСС были признаны неудовлетворительными. Действие стартовых укорителей разрушало механизмы корабля, да и сама ракета КСС с учетом ее дальности была признана слишком слабым оружием для крейсеров.

Тем не менее в дальнейшем «Адмирал Нахимов» планировалось переоборудовать по проекту 67СИ для проведения совместных испытаний комплекса ракетного оружия «Стрела».

Вместо носовых башен 152-мм артиллерии и части другого вооружения предполагалось разместить опытные образцы спаренной стабилизированной закрытой пусковой установки СМ-58 (с погребом и средствами подачи-заряжания), а также систему управления «Колчан» и т. п.

Технический проект 67СИ был разработан в 1955 г., однако с сентября 1956 г. выпуск рабочих чертежей прекратили.

«Нахимов» имел дефектный корпус из-за некачественной сварки. Но ходили упорные слухи, что киль «Нахимова» весь в больших трещинах, вызванных действием газовых струй стартовых ускорителей самолетов-снарядов КСС.

В итоге крейсер «Адмирал Нахимов» был использован в качестве мишени при испытаниях ракет КСЩ. 22 августа 1959 г. вышел приказ министра обороны Р.Я. Малиновского о сдаче на металлолом недостроенных крейсеров проекта 68бис, и в этих списках неведомым образом оказался «Нахимов».

А вот известный севастопольский историк флота Виталий Васильевич Костриченко выдает совсем иную версию.

«По достоверным данным перед списанием крейсера “Адмирал Нахимов” подвергся докованию на Севморзаводе, в ходе которого было выявлено “обширное повреждение подводной части корпуса корабля в виде перебитого киля и деформации подводной обшивки и килевых конструкций, невидимых в воде”… Интересное описание, свидетельствующее о том, что корпус крейсера “Адмирал Нахимов” подвергся мощнейшему динамическому удару подводного ядерного взрыва. В самом деле, какая другая сила может деформировать корпус крейсера длиной более 200 метров, шириной 22 метра и осадкой около 7 метров? Причем так деформировать, что о восстановлении новенького крейсера не идет и речи.

Правильно, уважаемый читатель, – только подводный ядерный взрыв.

Санкцию на испытание ядерного оружия в Крыму, на Черном море, можно сказать, в центре Европы, мог дать главкому ВМФ только Н.С. Хрущев. При всех своих достоинствах и недостатках Хрущев вполне мог, не подумав о последствиях, отдать такое устное распоряжение.

И тогда на отдаленном феодосийском полигоне (с глубинами 300—2000 метров) вполне мог вырасти ядерный “гриб”. Судя по повреждениям “Нахимова”, испытывались подводное взрывное устройство или ядерная глубинная бомба.

Глубина взрыва вряд ли превышала 400–500 метров, а на крейсер обрушился мощный динамический удар, волны с радиоактивными осадками и т. д. и т. п. А дальше – сейсмологические станции мира (а не только СССР) зарегистрировали мощный толчок в акватории Черного моря у побережья Крыма.

Последовали официальные запросы, и советские дипломаты, имевшие мозги (в отличие от правителей), схватились за голову. Крупнейший международный скандал, иски на убытки от русских испытаний и еще бог знает что…

Здесь-то вполне логично и принялся за дело КГБ СССР.

Были изъяты все документы по крейсеру, взята подписка о неразглашении со всех участников, проведена работа по выдаче ядерного испытания за обычное землетрясение.

А то советским курортникам совсем бы приятно было узнать, что они купаются в радиоактивных водах. Да и союзные братские страны – Болгария и Румыния – вряд ли приветствовали бы подобные испытания.

Комитет госбезопасности поработал отлично: вот уже три с половиной десятилетия об “Адмирале Нахимове” и его роли в этой истории забыто все. И лишь любители истории флота тщетно ломают головы: почему нет фотографий корабля, и с чего бы это его так быстро списали на слом?..

Эта версия имеет полное право на существование. С этой целью неофициально запросили гидрометеослужбу Черноморского флота и поинтересовались перечнем землетрясений у побережья Крыма в описываемый период.

К приятному изумлению, выяснилось, что в этот период произошло только одно (!) землетрясение. Четвертого декабря 1960 года в пяти милях от мыса Меганом, на глубине 500 метров, силою в 3–4 балла. Человеческих жертв и разрушений нет.

Очень интересное землетрясение!

К сведению читателей, мыс Меганом с координатами 44 градуса 48 минут северной широты и 35 градусов 05 минут восточной долготы находится в очень безлюдном месте, рядом с Карадагским заповедником и граничит с феодосийским ракетно-артиллерийским полигоном. До распада СССР это хозяйство именовалось “воинской частью № 15653”.

Время проведения “землетрясения” выбрано очень удачно: зима, декабрь. И никто ничего бы не узнал, если бы не сейсмологи. Характеристики “землетрясения” очень схожи с характеристиками при взрыве ядерных глубинных бомб.

А тщательность “кэгэбистской” дезинформации косвенно подтверждает и официальная дата исключения крейсера из списков.

По официальной версии, приказом главкома ВМФ за № 00112 от 29 июля 1960 года крейсер “Адмирал Нахимов” исключен из списков ВМФ СССР.

Это явная липа, так как “землетрясение” состоялось 4 декабря 1960 года, а до февраля 1961 года на корабле проводились дезактивационные работы, после чего и был спущен флаг корабля.

Никто бы семь месяцев не держал флаг и экипаж на “списанном” корабле (в том числе и в новом финансовом году)…

Прямым подтверждением возможного подрыва ядерного боеприпаса у Феодосии служит и цитата из сборника “75 лет в боевом строю флота”, изданном в Севастополе в 1996 году: “…В ходе опытной эксплуатации глубоководного аппарата «Поиск-2» был сделан ряд научных открытий, требующих будущего осмысления… в районе Феодосийского залива на изучаемых глубинах свыше 1700 метров зафиксирована радиация на порядок выше, чем считалось ранее…” (стр. 111).

В мемуарах адмирала Касатонова (“Флот выходит в океан”, 1995 г.) на стр.

233 также можно обнаружить интересные факты: “…Освоена тактика ведения боевых действий подводных лодок и авиации по разгрому отрядов боевых кораблей противника и сильно охраняемых конвоев в Черном и Средиземном морях с использованием крылатых ракет, торпед с обычными и специальными зарядами…” (приведена выдержка из годового отчета Черноморского флота по боевой подготовке за 1960 год).

И наиболее интересным фактом участия “Адмирала Нахимова” в ядерных испытаниях на Черном море может послужить беседа с капитаном 2-го ранга в отставке, просившим не называть его фамилию.

Отставник, в частности, сказал: “Удивляюсь этой возне с «Нахимовым», весь всем давно известно, что под ним была взорвана атомная торпеда “Т-5”. Я в конце 50-х гг. служил в Феодосии на подводной лодке проекта 613. Именно наша лодка получила высокое доверие выпустить по цели атомную торпеду.

Очевидцы потом говорили, что крейсер, названия не помню, буквально вылетел из воды всем корпусом, будучи поднят вверх мощным взрывом.

А потом нас всех заставили проходить дезактивацию и корабли, которые участвовали в тех испытаниях, быстренько списали на слом, так как металл их корпусов из-за попадания радиоактивной воды стал сильно “фонить”. Что еще интересно, примерно через год у Феодосии произошло необычно сильное землетрясение…”»

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Полный текст книги купить и скачать за 99.00 руб.

Источник: http://velib.com/read_book/shirokorad_aleksandr/nepotopljaemyjj_avianosec_krym_1945_2014/razdel_ii_poligony_kryma/glava_4_tajjny_krejjsera_admiral_nakhimov/

Легенда об адмирале Нахимове — Путешествие по Крыму

Легенда об адмирале Нахимове, как и большинство историй о Севастополе, пронизана печальными событиями.

Павел Степанович Нахимов как историческая личность сегодня занимает одно из главных мест в истории Севастополя.

Его имя носит центральная площадь города, где возвышается памятник адмиралу, также в его честь назван проспект. О значимых и знаменитых людях народ, как правило, слагает легенды.

Не миновала такая участь и славного героя, адмирала Павла Степановича Нахимова. Люди говорят, что Нахимов знал о своей смерти. Так это или нет, неведомо, но о том, что пули его не брали, знают все.

В один из мрачных весенних дней, когда велось строительство собора на холме в древнем Херсонесе, первым место в подземельном склепе занял адмирал Михаил Петрович Лазарев.

И хотя он умер далеко от Севастополя, его тело привезли, чтобы похоронить именно здесь — в славном русском городе-герое.

Второе место в склепе было занято Корниловым. Смотрел на третью могилу адмирал Нахимов и чувствовал, что это место принадлежит ему. Говорили люди, что ищет смерти Нахимов, да пули его не берут. Как будто заговор на нем.

— Нужен он городу! – понимали люди.

Приближенные к командующему офицеры рассказывали, удивляясь, что на поле боя пули, предназначенные адмиралу, в воздухе меняли траекторию полета.

— Как же так? — дивились все. — Пуля летит прямо в сердце Нахимову и вдруг пролетает мимо.

Рассказывали солдаты, стоявшие с ним на Малаховом кургане, что не раз Нахимов оказывался в самом центре огня.

Пули летают, как пчелы, вокруг него, скашивают позади идущих. И что же? А ничего! Кто же будет писать письма матерям погибших в Севастополе, кто позаботится о матросских вдовах и сиротах, если Нахимова не станет? «Нужен он городу, вот смерть и обходит его стороной», — повторяли люди.

Но вот закончилось ожидание «своей» пули. Уже был убит Владимир Иванович Истомин, и занял место в третьей могиле, которую уготовал для себя Нахимов. Пришел и его черед. Об этом Павел Степанович написал вдове адмирала Лазарева:

Лучшая надежда, о которой я со дня смерти адмирала мечтал, — последнее место в склепе подле драгоценного мне гроба, я уступил Владимиру Ивановичу!

Впрочем, надежда меня не покидает принадлежать этой возвышенной семье: друзья-сослуживцы в случае моей смерти, конечно, не откажутся положить меня в могилу, которую расположение их найдет средство сблизить с останками образователя нашего сословия…

И вот тот день настал.  Об этом догадались и солдаты, стоявшие 25 июня 1855 г. на Малаховом кургане. Офицеры просили и умоляли адмирала пойти в укрытие, будто предчувствовали неладное. Обычно Нахимов, выходя утром на поле, говорил: «Не всякая пуля в лоб».

Но в тот день его фраза была другой: «Как ловко, однако, стреляют». Сказав задумчиво эти слова, Нахимов тут же упал на землю. Пуля смертельно ранила адмирала и командующего восточной обороной города в голову.

«Искал смерть и таки нашел ее…»  — сказали тогда офицеры.

Море людей собралось в день погребения Нахимова возле Графской пристани. Никто не боялся ни обстрела, ни вражеской атаки. Да и не было их тогда. Загремел прощальный марш, заревели пушки, корабли приспустили флаги до половины мачт. И тут воскликнули граждане:

— Смотрите: флаги на вражеских кораблях ползут вниз!

Быстро схватил подзорную трубу матрос и увидел, как английские офицеры выстроились на палубах своих кораблей, склонили головы, сняв фуражки…

Уже не осталось никого из очевидцев тех событий, но эта история до сих пор живет в Севастополе как память о великом  герое-флотоводце, герое обороны города.

Такую вот легенду об адмирале Нахимове рассказывают всем, кто приходит во Владимирский собор к могиле легендарного человека.

Источник: http://www.grifon-tur.ru/legenda-ob-admirale-naximove.html

Ссылка на основную публикацию