Большая колыванская ваза – царица ваз — тайны и факты

Большая клизма для истории или Колыванская ваза

Из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонируется в Государственном Эрмитаже.

Проведём наглядное сравнение актуального рассказа о создании этой чаши и другого, известного российской публике на момент 1820 года, изложенного в Сибирском вестнике.Использовать буду выше упомянутый рассказ из вестника и сведения из википедии.

Сразу отмечу, что на сайте Эрмитажа я посмотрел данные на чашу: их там немного, только основные, и они совпадают с вики-данными.

Сходство версий.

Актуальная версия.В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. .. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м,..

Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.Версия 1820 года.Актуальная версия.С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров.

Версия 1820 года.

Здесь рабочих потребовалось почти вдвое больше, но даты совпадают.

На этом сходство версий заканчивается.

Различия.

Спасский, инициатор и главный редактор СВ, неверно оценил вес чаши, если он это делал «на глаз» (что маловероятно), либо же получил неверные цифры от некомпетентного лица. На этой детали акцентировать внимание не буду, лишь покажу цифры.Реальный вес чаши составляет 19 тонн.

Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в миреПо Спасскому (1820 год)Я бы сказал, судя по описанию, что речь идёт о какой-то другой Большой Колывановской чаше.

В метрической системе размеры описываемой чаши таковы: высота 1,46 метра и диаметры — 3,71 и 2,1 метра. Такие размеры соответствуют указанному Спасским весу чаши — 127 пудов или 2 тоннам.

Очевиден диссонанс: — вес чаши, называемой Спасским равен двум тоннам, и вес камня, из которого была сделана чаша озвучен как 700 пудов или 11 тонн;- вес же чаши, стоящей в Эрмитаже, равен 19 тоннам, и, с сохранением пропорции, камень должен весить под сотню тонн.

Наверное будет неправильным эту пропорцию использовать и я сочту, что камень весил вдвое меньше (да простят мне это почтеннейшие читатели), то есть, 50 тонн.

— и вот самое интересное: по официальным данным камень весом в 50 тонн тащили 230 рабочих, а по версии Сибирского вестника камень впятеро легче тащили 400 человек за 8 дней.

Но это не всё. Главное отличие в датах.

Время находки камня, как я уже указал, обозначено одинаково в обоих случаях, 1815 годом. Дальше различия кардинальны. По версии Эрмитажа только в 1820 году из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши.

Далее, к работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту.

Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части).

После чего в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.

19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Загрузили чашу подетально на плоты и направились по реке Чусовой до реки Камы, из реки Камы в реку Волгу, по реке Волге бурлаками, затем по обводному каналу в реку Нева.
Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Из сообщения Сибирского вестника

следует, что чаша уже в 1820 году была доставлена в Эрмитаж и установлена на приготовленном для неё месте.

Ещё одно различие — это имена архитекторов. В версии эрмитажа — это А. И. Мельников. По версии вестника — это Гваренги.Как все мы понимаем, данный материал дает много пищи для размышлений.В конце я выложу скан всей статьи.

Со мной согласится большинство читателей на предмет: если бы клизмы были такой же формы, как Колывановская ваза, то процедура мониторинга кишечника стала бы делом совсем неприятным.

А для истории Большая Колывановская чаша из Сибирского вестника, начиная с этой статьи, станет Большой Колывановской клизмой.

Источник: https://rodline.livejournal.com/263356.html

Невозможные изделия из камня. Часть-4

?sibved (sibved) wrote,
2018-03-01 10:56:00sibved
sibved
2018-03-01 10:56:00Предыдущая часть

Большая колыванская ваза — (иногда называемая в популярных источниках «царицей ваз») из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже. Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире!

По ссылке можно прочесть краткую официальную историю создания и транспортировки вазы. С момента находки куска яшмы (1815г.) до момента установки изделия (1849г. в Эрмитаже) прошло 34 года! Но это не главное, ниже комментарий специалиста.

В одной из статей прозвучал комментарий специалиста по обработке камня:

Самое уникальное в этой вазе то, что при ее изготовлении комбинировались разные технологии. Недавно знакомый пытался заказать вазу из змеевика на Урале. Она должна была быть 1200 мм высотой и что-то порядка 600ммм в диаметре. Нарисовали эскиз, отправили на предприятия и все отказались.

То есть они могли сделать ее сборной, склеить из нескольких заготовок выточенных отдельно, а ему хотелось именно монолит. А так да: платформа вазы — идеальный квадрат, ножка уже вытачивалась при помощи вращения, а как сделали чашу элипсовидной геометрии и как накатали фигурные профили по всей ее нижней части — сегодня станков способных это сделать не существует.

Причем при обработке камень подвергается большим нагрузкам и как вся эта конструкция не лопнула — тоже непонятно. По камню такая особенность: чем он красивее, тем неоднороднее его структура и в ней масса трещин. Особо красивые блоки при распиловке на элементарные плиты дают порядка 70% отходов, что тоже закладывается в цену изделия.

Вобщем через мои руки в свое время этого камня прошло десятки тон, и вот я смотрю на эту вазу и понимаю, что я — ничего не понимаю))) Причем я даже не знаю никого, кто понимает, как это делалось. Ну вот берем малахитовые колонны внутри Исаакия. Они склеены из маленьких кусочков, а потом отшлифованы и отполированы.

Хорошая мастика сейчас для склеивания поверхностей из натурального камня тоже есть, но срок ее службы не превышает десяти лет, а колонны в Исаакие стоят лет двести и не рассыпались!!! Они сделаны из очень тонких пластин, сегодняшнее оборудование нарезать такие не в состоянии и т.д. То есть современный уровень технологий камнеобработки намного ниже, чем был у спецов строивших Питер.

Дело в том, что при обработке камня кромка немного крошится. Именно ради того, чтобы камень крошился как можно меньше — его и режут на большой скорости, у нас раньше станки были с 4-5-тью тысячами оборотов диска в минуту и все равно место отпила не спутать ни с чём.

Для сглаживания места скола используются полиэфирные мастики, срок службы которых до 5-7-ми лет в условиях закрытого помещения, но и этот вариант любому, кто работал с камнем бросается в глаза. Ничего подобного на данной чаше нет. Она сделана из цельного куска камня, причём как ее делали — я себе не представляю, несмотря на то, что хорошо знаком с современными технологиями камнеобрабатывающей промышленности.

******

Видео из каирского музея

Источник***

Национальный музей антропологии. Мексика

Некоторые фотографии могут повторяться (были в предыдущих частях). Но здесь представлены в другом ракурсе:Чем сверлили кварцит?Как-то не поворачивается язык сказать, что это сделано примитивными средствами: медной трубкой с абразивом.

Наверное, многие видели видео, где сторонники официальной истории сверлят вручную в граните отверстия. Умножьте время, ушедшее у них на количество таких сверлений в этом сосуде. Уйдут месяцы ежедневных работ. Плюс шлифовка поверхностей (чем?).

Если даже мастер работал за еду, то кто ее выдавал за это изделие? Не слишком ли дорогая цена?Другое дело, если принять, что изделие изготавливалось в течении нескольких дней машинным способом. Пусть сверлением медной трубкой с песком, но на «станке».

Шпульки для ниток или катушки для намотки провода?Кварцит

Источник

***

Рим: Музеи Ватикана

Ванна императора Нерона из цельного куска порфира. Ванна имеет диаметр 7,5 метров. Красный порфир, из которого она сделана добывался в Египте.Саркофаг из порфирита Святой Елены. Был перевезен в музеи Ватикана в 1777 году.Сохранился рисунок саркофага Святой Елены 1757 года, выполненный Джованни Баттистой Пиранези. На нем видна сохранность саркофага в середине 18 века.

Источник

Источник: https://sibved.livejournal.com/273637.html

Сокровища Эрмитажа: Большая Колыванская ваза

Самая большая в мире ваза, или, как её называют, «Царица ваз», находится в Эрмитаже. Почти 25 лет вручную работали над её созданием, искали подходящий постамент, полировали и вырезали живописный орнамент на стенах.

Когда она прибыла в Петербург, её очень долго хранили на складе, так как габариты «Царицы» были слишком крупны для залов Эрмитажа. Более 150 лет она стоит в Новом Эрмитаже и радует взор своей монументальностью и красотой.

История создания вазы начинается с 1819 года, когда в одной из каменоломен Алтайского края рабочие обнаружили 11-метровый участок яшмы.

От него удалось отколоть восьмиметровый монолит, с трещиной, разделившей камень на две части, одна из которых — длиной в 5, 6 метра, была признана пригодной в работу.

Нужно сказать, что в те годы изделия из камня пользовались огромной популярностью и поиски драгоценных камней и минералов крупных размеров велись без перерыва.

Когда камень столь большого размера был найден, Александру Первому незамедлительно отправили депешу, в которой доложили, что найден камень из которого может получиться особо крупная «эллиптическая чаша».

В ответ из Петербурга прислали чертежи и гипсовую модель будущей вазы, которую назвали Колыванской в честь Колывановской фабрики, где над ней, с 1828 года не покладая рук трудился архитектор Авраам Мельников.

Почти четверть века прошла с тех пор, как рабочие обнаружили яшмовую глыбу и смогли сообщить в Петербург, что она готова к отправке.

Сначала глыбу нужно было вытащить из земли, обработать и отшлифовать, затем обтесать и отполировать, вырезать орнамент и снова отполировать — все работы велись вручную и крайне кропотливо.

Вместе с этим долго искали подходящий постамент, а потом не меньше обрабатывали его. В итоге, вес каменного изделия составил 19 тонн, высота — 2,5 метра, большой диаметр — 5, малый — более 3 метров.

Читайте также:  Всем известный праздник «старый новый год» - тайны и факты

Наконец, 19 февраля 1843 года караван из 154 лошадей отправился вместе со своей драгоценной ношей весом в 660 пудов из Колывани к Барнаулу. Через полгода «Царица» прибыла в Петербург.

Однако далее случился казус: баржа с ней долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста, после деревянные ящики простояли некое количество времени на набережной Невы против Эрмитажа, так как о месте, где должна была стоять ваза, заранее не подумали, а поместить её в парадном втором этаже Зимнего дворца, где находились произведения русских камнерезных фабрик, было невозможно из-за веса и габаритов чаши.

Посему «Царица» находилась до 1845 года на специальном складе, а после ей отвели проезд недавно выстроенного здания Нового Эрмитажа. Здесь ещё четыре года для неё сооружали особый фундамент, и только сенью 1849 года 770 рабочих подняли и поставили чашу на привычное нам место.

Источник: http://petersburglike.ru/2015-07-20/sokrovishha-ermitazha-bolshaya-kolyvanskaya-vaza/

Удивительная Царица ваз из Эрмитажа

Санкт-Петербургский Эрмитаж продолжает удивлять множественных посетителей удивительно красивой Большой Колыванской вазой. Царица ваз является настоящим шедевром мастеров начало 19 века, которые вырезали ее из огромного и красивого камня яшмы, который имеет интересные зеленовато-волнистые узоры-прожилки.

Шедевр искусства поразителен. Ваза внешним диаметром более 5 метров имеет высоту 2,5 метра. Вес этого уникального экспоната доходит до 19 тонн. Не удивительно, что каждый посетитель музея в Санкт-Петербурге, увидев такое чудо, удивляется красотой вазы и ее нереальным размерам.

Изготовили Большую Колыванскую вазу в 1829-1849 годах.

Обыватели и ценители искусства, а также ученые интересуются, какой же мастер стал автором этого неповторимого шедевра? Ведь, чтобы создать такую вазу, необходимо не только обладать талантом.

По утверждению современных камнерезов, яшма (змеевик) является хрупким камнем, что делает нереальным использование его для изготовления изделия такого огромного размера.

К тому же, чем красивее узор камня, тем он более хрупкий. А яшма, из которой изготовили Царицу ваз, очень неоднородна и узорчата. Если даже изготовлять небольшое изделие из такой яшмы, не менее 70 % камня уйдет в отходы, а если начать обрабатывать такую глыбу камня, наносить на нем эллипсовидные грани, которые нанесены на вазу, камень расколется.

Исследователям захотелось с помощью современных технологий и возможностей резки камня создать небольшую копию вазы. После создания специального эскиза, который со всеми подробностями копирует уникальное музейное изделие, исследователи предложили лучшим российским мастерам по резке камня изготовить из цельного куска яшмы вазу, имеющую диаметр полметра и высоту – метр.

Ни один мастер не захотел браться за это, поскольку все они убеждены, что выполнение подобного заказа нереально. Яшму можно легко испортить в самом начале обработки, даже используя современные технологии и уникальные аппараты для резки камня.

Возникает справедливый вопрос: как же мастерам, жившим в первой половине 19 века, удалось произвести на свет это произведение искусства, используя самые простые инструменты? Трудно предположить, как это им удалось.

Возможно, у камнерезов в то время были какие-то тайные технологии, утраченные с течением времени. И нам неизвестно, как изготовляли уникальные экспонаты, поэтому приходится домысливать, строить немало разных, самых фантастических предложений, удивляться и недоумевать.

Поделитесь в вашей соцсети

Источник: http://evmenov37.ru/udivitelnaya-tsaritsa-vaz-iz-ermitazha.html

Каменная царица Горной Колывани

15:00, 03 декабря 2017г, Культура1263

Серо-фиолетовый порфир – редкий по нынешним временам камень. Найти что-то подобное сегодня если не невозможно, то как минимум очень сложно. Именно из этого материала изготовлена алтайская ваза Колыванского камнерезного завода, которую преподнесли генеральному директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому.

С алтайским камнем

Алтайская делегация приняла участие в XII Международном медиафоруме молодых журналистов Евразии «Диалог культур». По традиции он проходит в Эрмитаже. В рамках форума директор Колыванского камнерезного завода Андрей Михеев преподнес Михаилу Пиотровскому подарок.

Как уточнил начальник сектора по взаимодействию с федеральными СМИ управления связи и массовых коммуникаций Алтайского края Вячеслав Киричук, вазу вручили в личную собственность Пиотровскому, но при этом не исключено, что он выставит ее в Эрмитаже.

– Мы всегда работали только с нашими алтайскими камнями. Порфир, из которого выполнена ваза, добыт на Коргонском месторождении Чарышского района. Здесь, в Эрмитаже, уже стоит наша колыванская «Царица ваз», мне кажется символично, что спустя столько лет мы привезли с собой такой подарок, – сказал Андрей Михеев.

Обойти вниманием саму «Царицу ваз» мы не смогли, поэтому вместе с Андреем Михеевым направились в зал, где выставлена Колыванская чаша.

«Чаша сия сделана на Колыванской шлифовальной фабрике из Ревневской яшмы по рисунку архитектора Мельникова; в поперечнике 7 аршин, вышиной вместе с пьедесталом и ножкою 3 аршина 10 вершков, весом более 1200 пуд.

Камень добыт в 1829 году Унтер-Шихтмейстером Колычевым и обсекался на месте 2 года. Чаша совершенно окончена в начале 1843 года. Отправлена с фабрики в Феврале под наблюдением берггешворена 12 класса Ивачева и доставлена в С.

-Петербург в августе того же года.

Во время следования сухим путем до реки Чусовой, на расстояние 2 тысяч верст запрягалось под нее от 120 до 160 лошадей» – табличка с этой надписью привлекает всех без исключения посетителей, пришедших полюбоваться на уникальный экспонат.

Долгий путь

История изготовления вазы известна: в 1815 году на Ревневской каменоломне был обнаружен и расчищен крупный утес зелено-волнистой яшмы. Чтобы отделить камни для обработки, рабочие в теплое время сверлили отверстия по линии желаемого откола, заполняли их водой, затем выскребали застывший лед и заливали воду вновь. Вода образовывала трещины, затем их расширяла.

Спустя четыре года в той же каменоломне был обнаружен монолитный участок шириной 11 метров. От него удалось отделить камень длиной 8,5 метра, однако из-за трещины и его были вынуждены разделить на две неравные части. К счастью, большая из них длиной 5,6 метра оказалась пригодной для работы. Только спустя почти восемь лет на Колывани приступили к работам.

230 рабочих вытаскивали камень к каменотесному сараю, около 100 мастеров занимались первичной обработкой камня. В 1830 году каменную глыбу переместили на 30 верст в Колывань. Для этого понадобились силы 570 человек. Более десяти лет ушло на изготовление емкости, орнамента и полировку поверхности. К этому времени был найден камень для изготовления пьедестала.

 

Полгода чашу доставляли в Петербург, затем достаточно долгое время баржа с ней простояла у Аничкова моста на Фонтанке, потом на набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году ее было решено поместить в проезд здания Эрмитажа.

Мы не могли упустить возможность заглянуть и узнать, что находится внутри чаши, тем более что технические условия позволяли это сделать. Оказалось, что плавная выемка идет не до конца – внутренняя часть чаши оставлена монолитной. Впрочем, как пояснил Андрей Михеев, это вполне логичное решение – размеры вазы таковы, что если оставить стенки чаши тонкими, она просто сломается.

На достойном месте

Нынешние экскурсоводы Эрмитажа очень любят задавать посетителям каверзный вопрос: через какие двери занесли Колыванскую чашу? Не посвященные в историю создания экспоната обычно теряются.

При этом общеизвестен факт, что во время Великой Отечественной войны «Царицу ваз» обкладывали мешками с песком, поскольку вынести ее не представлялось возможным.

После бомбежек рабочим Эрмитажа приходилось вычерпывать воду из ее емкости, которая попадала внутрь сквозь дырявую крышу. А вот чтобы занести ее, пришлось разобрать одну из стен.

Вообще в Эрмитаже представлено далеко не единственное изделие Колыванской шлифовальной фабрики. В каталоге музея насчитывается 89 ваз, торшеров, чаш, 4 камеи.

Достойное место колыванские изделия занимают в одном из залов, выставленные вместе с вазами, выполненными камнерезами Петербурга и Екатеринбурга.

Внимательный посетитель уже очень скоро начинает различать камни и понимать, чье изделие он видит перед собой: яркие, сочные краски Петергофа, малахитовую зелень Урала или приглушенную, строгую красоту Горной Колывани.

– Наш завод всегда работал только с алтайскими камнями: ревневской яшмой, белорецким кварцитом и коргонским порфиром. Три камня, но целая палитра расцветок, которая позволяет изготавливать самые разные изделия, сувенирную продукцию, – рассказывает Андрей Михеев.

Алтайский камень – самый прочный. С ним тяжелее работать, но и простоит он тысячелетия. Поэтому и уход за изделиями очень простой – время от времени необходимо протирать их мягкой тряпочкой.

Сегодня завод работает благодаря поддержке правительства края. Перебоев нет, количество заказов определяет двухсменный график работы.

– В прошлом году закончили мозаичные панно, жертвенник и престол для курьинской церкви, заканчиваем большие вазы в административные здания, школы и учреждения здравоохранения. Скоро начнем работать над изделиями для Художественного музея. Туда мы сделаем плитку, ступени, большое количество мозаичных панно и большие вазы в фойе, – поделился с нами планами Андрей Михеев.

Кстати, это не единственный подарок, с которым приехала в Санкт-Петербург алтайская делегация. От журналистского сообщества края и Колыванского камнерезного завода палитра алтайского камня была преподнесена председателю медиаконгресса «Содружество журналистов», секретарю Союза журналистов России Ашоту Джазояну.

Справка
Колыванская чаша – самая большая в мире ваза из твердого камня. Высота ее с пьедесталом – 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый – 3,22 м. Вес ее более 19 тонн. Большая Колыванская ваза является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена на гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».

Вячеслав КИРИЧУК (фото)

Отправить сообщение об ошибке

новости

Источник: https://www.ap22.ru/paper/Kamennaya-tsaritsa-Gornoy-Kolyvani.html

Царица ваз до сих пор удивляет ученых

В Эрмитаже, что находится в Санкт-Петербурге, находится удивительная по красоте Большая Колыванская ваза, которую в народе чаще называют Царицей ваз.

Объясняется это очень просто: перед вами настоящий шедевр камнерезного искусства первой половины XIX века, поскольку выполнена ваза из огромной глыбы красивейшего камня яшмы с очень интересными зеленовато-волнистыми узорами-прожилками (esoreiter.ru).

Поражает в этом шедевре не только красота, но и ее размеры. Царица ваз имеет внешний диаметр более 5 метров и высота ее — 2,5 метра, а весит этот уникальный экспонат Эрмитажа – 19 тонн.

Не мудрено, что каждого посетителя петербургского музея, кто видит это чудо из чудес, удивляет не только красота огромной вазы из великолепной яшмы, но и ее какие-то нереальные размеры, отчего у людей даже врываются возгласы, типа: надо же какие раньше были мастера по камню!

Действительно, Большая Колыванская ваза, согласно письменным свидетельствам, изготовлена в период с 1829 по 1849 годы. Что за мастера в резке камня были в то время, которые умудрились создать столь уникальный и в то же время удивительный шедевр? Это давно интересует не только обывателей или ценителей искусства, но и ученых.

Интересует потому, что для создания такой вазы требуется что-то намного большее, чем просто талант. Как говорят современные камнерезы, выполнить такое изделие из цельного куска яшмы (змеевика) просто нереально – он слишком хрупкий для этого. Более того, чем красивее камень по своему узору – тем хрупче.

Читайте также:  Бога надо видеть в человеке - тайны и факты

А кусок яшмы, из которого изготовлена Царица ваз, просто поражает своей неоднородностью (узорчатостью).

Даже при изготовлении небольшого изделия из такого змеевика, процентов 70 ушло бы в отходы, а при обработке такой глыбы яшмы (можно только представить ее), она бы непременно раскололась, особенно во время нанесения эллипсовидных граней, которыми украшена Большая Колыванская ваза.

Исследователи пошли дальше: они решили создать уменьшенную копию Царицы ваз, используя все современные технологии и возможности камнерезки. Для этой цели был создан специальный эскиз, подробно и точно копирующий уникальный музейный экспонат, по которому было предложено самым авторитетным камнерезам России сделать из цельного куска яшмы вазу всего в один метр высотой и полметра в диаметре.

И ни один из мастеров не взялся за эту работу, потому что, по их мнению, выполнить такой заказ просто невозможно: заготовка змеевика будет испорчена еще на стадии грубой обработки. Это даже при современных технологиях и уникальных аппаратах по резке камня.

Спрашивается: как же мастера первой половины XIX века сумели изготовить Большую Колыванскую вазу с помощью самых «простых» инструментов? Остается лишь одно рациональное объяснение: камнерезы того времени обладали какими-то тайными технологиями, которые со временем были утрачены. И мы до сих пор не знаем, как делались вот такие уникальные шедевры, а потому домысливаем что угодно, строя самые фантастические предположения, удивляясь и недоумевая. А что остается делать, когда к этой Царице ваз никто не приложил подробное описание, как она была сделана?.

Источник: https://nauka-mixt.ru/blog/43209994366

По следам Царицы ваз прошли на лыжах туристы Поспелихинской средней школы №2 — «Новый путь» – газета Поспелихинского района

12 мая 2014 |

Нынешний год объявлен Годом культуры, а потому маршрут у нас был тематическим – по заповедным, сказочным местам,  связанным с развитием камнерезного дела на Алтае. «По следам Царь-вазы» – так назвали мы свой поход.

В сентябре в Алтайском крае торжественно отмечали 170-летие со дня окончания работ по изготовлению уникальной чаши – Царицы ваз на Колыванском камнерезном заводе. Ныне её изображение украшает герб и флаг Алтайского края, является символом региона.

Царь-ваза занимает целый зал в Эрмитаже, удивляя своими размерами, красотой, заставляя восхищаться мастерством колыванских камнерезов.

Великолепное качество обработки камня (если учесть, что в девятнадцатом веке не было шлифовальных станков) и сегодня изумляет специалистов.

Начало пути

…Наш маршрут начался от села Лазурка Змеиногорского района. Казалось, что зима поселилась в этих краях навсегда: сугробы – выше крыш, снег белый-белый, величественные пихты в тяжёлых снежных шубах. Наш путь лежит по реке Луговая мимо горы Ревнюха. С неё и начинается история Царицы ваз.

У подножия горы находится каменоломня, из которой был взят монолит зелёно-волнистой яшмы для изготовления уникальной чаши. Здесь мы делаем привал и налегке совершаем восхождение на вершину. Макушка горы безлесная, а на самой вершине установлен топогеодезический знак.

Панорама, открывающаяся отсюда, восхитительна!

На спуске нас ждал сюрприз: перед нами проехали охотники на снегоходах, потому не пришлось тропить лыжню. Лыжи «катятся сами», сил много, ни подъёмы, ни спуски не пугают. Первое приключение (ну как туристу без них): проскочили избу, в которой думали заночевать. Ничего, поставили зимнюю палатку, нарубили дров, дежурные справились с приготовлением ужина.

Как уютно и тепло в палатке! Гудит железная печка, раскалённая докрасна. Дежурный неусыпно следит, чтобы огонь горел ровным пламенем. Спать не хочется. Как педагог, понимаю, что это самое «золотое» время для душевного разговора.

Выждав, пока ребята сконцентрируются, начинаю рассказ о Царь-вазе – «алтайской шкатулке» с поделочными камнями, которыми изобилует Горная Колывань.

Богатство гор

…Первые месторождения в Горной Колывани были открыты в начале XVIII века. В 1717 году в районе г. Синюхи найдены медные руды, заработал первый медный рудник – Вознесенский.

В 1736 году рудознатцем Фёдором Лелесновым было открыто богатейшее Змеиногорское месторождение серебряных руд.

В Горной Колывани встречаются золото, серебро, медь, халькопирит, галенит, сфалерит, магнетит, вольфрамит и другие рудные минералы. Эта местность богата яшмами, цветными порфирами, кварцитами.

Колыванские камнерезы вот уже 200 лет создают чудесные изделия из поделочного камня. А начиналось всё так.

Первые сведения об алтайских минералах дали академик Гмелин и профессор Фишер, посетившие в 1733 году предгорья Алтая. В 1785 г. Екатерина II, встревоженная падением выплавки серебра, направила на Колывано-Вознесенские заводы крупного сановника Саймонова. Тот увидел коллекцию минералов, собранных исследователем Петром Шангиным в окрестностях Колывани, и увёз её в Санкт-Петербург.

Екатерина оценила возможность украсить свои дворцы изящными каменными изделиями и приказала приступить к разведке поделочных камней. В начале мая из Бийска, Колывани, Змеиногорска на разведку месторождений руд, самоцветов и поделочных камней отправились девять разведывательных групп во главе с Шангиным, Риддером, Бером, Клюге. Поиски были удачными. Только одна экспедиция П.

Шангина открыла 145 месторождений поделочного камня, из них порфиров разных расцветок – 45, яшм – 38, мраморов – 9. На Локтёвском заводе открыли первую шлифовальную фабрику. Но удаленность её от основных месторождений заставила мастера-камнереза Филиппа Стрижкова искать новое место для фабрики. Весной 1801 г.

  вопрос о переносе шлифовальной фабрики на место закрытого к тому времени Колыванского медеплавильного завода был решен.

Колыванская шлифовальная фабрика была введена в строй в 1802 году и стала третьим по счёту центром художественной обработки камня после Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик.

Монолит для вазы

Первые изделия были небольшие, цельные, но Ф. Стрижков придумал сверлильную машину, с помощью которой стали готовить полые чаши. Изделия делали в основном из яшмы. И только на Алтае находили яшмовые монолиты, каких не было на Урале.

В 1811 году после смерти Ф. Стрижкова управляющим Колыванской шлифовальной фабрикой был назначен механик Михаил Лаулин. Именно при нём была изготовлена Царь-ваза.

В 1819 году на Ревнёвской каменоломне Колывано-Воскресенского горного округа Томской губернии унтер шихтмейстер Иван Колычев обнаружил скалу зелёно-волнистой яшмы длиной 10 метров.

Управляющий фабрикой Михаил Лаулин отправил в Горный департамент описание и модель добытого монолита, заметив, что камень вполне пригоден для изготовления особо крупной эллиптической чаши. В ноябре 1820 года из столицы был прислан рисунок, сопровождаемый предписанием приступить к работе над каменным изделием.

Автором проекта стал известный архитектор Авраам Мельников. Он взял за основу будущей чаши форму античного клика – сосуда с развитым верхом. Эллипсоидный план вазы был продиктован силуэтом каменного блока. До завершения работ и установки уникального изделия в столичном Эрмитаже пройдёт без малого тридцать лет…

Вода в помощь

Прежде надо было добыть монолит и доставить его на шлифовальную фабрику.

Картину добычи сырья алтайский писатель Николай Савельев обрисовал так: «Ревнёвская яшма добывалась методом замораживания воды в шпурах: летом сверлили ручными бурами шпуры (отверстия), располагая их по возможности чаще и с таким рисунком, чтобы нависшая каменная глыба под своей тяжестью отрывалась от скалы, как только образуется глубокая щель, соединяющая все отверстия. Зимой отверстия заливали водой, которая, превращаясь в лёд, создавала трещину между шпурами. Лёд выскребали, а щель и шпуры вновь заливали водой. Эта операция длилась до тех пор, пока камень не отваливался». Более 230 человек под началом мастера Ивана Колычева вытащили эту заготовку из каменоломни у г. Ревнюха и с помощью воротов и бревенчатых лежней подтащили к камнетёсному сараю, подняли от земли на метровую высоту, укрепив на стойках. Около сотни каменотёсов одновременно начали делать обсечку. И только через два года камень уложили на особо устроенные деревянные дровни и вручную, с помощью воротов и бурлацких лямок потащили за 30 вёрст в Колывань на шлифовальную фабрику. Этим занимались около 600 человек. Глыбу тащили по льду реки Белой в течение 8 дней (по другим данным, месяц) и разместили в специально построенном цехе «для колоссальных изделий». Он сохранился поныне.

19 лет и 4 года

В феврале 1828 года приступили к изготовлению чаши. Обтёской верхней части вазы 65 мастеров занимались целый год. С 1832 года началось «вынятие внутренности чаши долотною работой». Обтёсывали, шлифовали, полировали вручную, с предельной осторожностью.

Одновременно с этим шли поиски камня для пьедестала. Наконец, к 1842 году и пьедестал был готов. Чашу с помощью лебёдок приподняли и её ножку утопили в пирон – стальной стержень пьедестала. Отполировали, подправили.

После 19 лет напряжённого труда камнерезов чаша была готова.

19 февраля 1845 года 154 лошади повезли вазу из Колывани в Барнаул, далее обоз достиг Екатеринбурга, а потом водным путём – по рекам Чусовой, Каме, по Мариинской системе – до Санкт-Петербурга.

Баржа с величественным изделием долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста, потом чашу выгрузили у набережной Невы, рядом с Эрмитажем. Ещё 4 года для неё сооружали специальный фундамент в проходе здания только что возведённого Нового Эрмитажа.

И только 5 ноября 1849 года 770 рабочих поставили «Царицу ваз» на место, добавив к ней бронзовое украшение – венок из дубовых листьев.

У её основания укрепили мраморную доску, надпись на которой гласит: «Сия чаша сделана на Колыванской шлифовальной фабрике из ревнёвской зелёно-волнистой яшмы, по рисунку архитектора Мельникова. В поперечнике – 7 аршин (506 см), вышиною вместе с пьедесталом и ножкой – 3 аршина и 10 вершков (260 см), весом более 1200 пудов (19200 кг)». По размеру и весу эта ваза не имеет себе равных и зовётся Царицей ваз.

Продолжение пути

На следующий день мы идём по следам Царь-вазы. Выходим на Малую Белую, затем на Большую Белую.

Видим торосы, полыньи, первозданную белизну снегов по берегам и понимаем, каким непростым был путь будущей чаши до камнерезного завода.

Мы прокладываем лыжню то по льду речки, то идём по берегу мимо светлых берёзовых рощ. Река иногда вырывается из ледяного плена, и тогда пар клубится над полыньями.

Зрелище необыкновенно красивое! Вдоль реки высятся суровые горы: то серые, то голубые, то красноватые… Известняк, сланец, выходы мрамора… Много пещер. В некоторых гротах мы побывали. Видели «капельники» – белые известковые натёки.

С погодой везёт: солнце выглядывает из облаков и озаряет нам путь. Снег искрится, блестит серебром и алмазами! Красота! С выходом на Белую закончился след снегохода. Приходится тропить лыжню, идя прямо по руслу реки.

Кругом – белое безмолвие, крупными хлопьями падает снег… А сколько разных звериных и птичьих следов вокруг! Идём осторожно, чтобы случайно не попасть в полынью.

Остановишься, прислушаешься: журчит река подо льдом! Ждёт весны, чтобы вырваться из ледяного плена.

К вечеру добираемся до устья Каменки. Дальше наш монолит из ревнёвской яшмы поволокли до Колывани, а мы сворачиваем в ущелье и идём руслом этой живописной реки. Кругом сказочный лес, бурелом, из-под снежных мостов то и дело вырывается своенравная речка.

Читайте также:  Приметы про собак - тайны и факты

Но мы благополучно преодолеваем препятствия. Последний ночлег почти у подножия Колыванского хребта.

Погода испытывает нас на прочность: ночь морозная, утро, хоть и ясное, но не постоишь… Собираем снаряжение – и в путь! Подъём на хребет ( это 800 м) занял около часа, вот когда понадобились взаимовыручка и дружба!

Поднялись на хребет: перед нами  Синюха во всей красе, вот долина реки Каменки, по которой мы проложили лыжню, вон другие, ещё не покорённые вершины…  Ждите нас! А мы полетели! С хребта скатились быстро, не сломав ни одной лыжи. На Локтёвке сделали обеденный перекус и – в Колывань, где нас уже ожидал автобус.

Дома

Наш поход «По следам Царицы ваз» завершается выпуском фотогазеты, выступлением перед одноклассниками, написанием исследовательских работ. Но магия гор и дорог покорила нас навсегда! И неважно, какую профессию выберут мои ребята, главное – я помогаю им узнавать и любить наш сказочный Алтай!

Принимая участие в краевой научно-практической конференции, связанной с 170-летним юбилеем Царицы ваз, я услышала немало интересного о «колыванском чуде», но привлёк особое внимание факт, можно сказать, курьёзный.

Один из докладчиков, сетуя на то, что мы плохо пропагандируем достижения своего края, заметил, что в Эрмитаже Царица ваз отмечена как изделие, привезённое с Урала. Знакомые питерцы подтвердили, что таковая надпись имеется.

Можно ли мириться с такой неточностью?! Подтверждения этому факту в Интернете найти не удалось, остается  только посетить Петербург, Эрмитаж и нашу алтайскую Царицу…

Александра Гончарова, руководитель туристско-краеведческого клуба «Клио»

Источник: http://pospeliha.ru/articles/kultura-i-iskusstvo/kultura/po-sledam.htm

Царица ваз к 170 летнему юбилею. красота родной земли. — презентация

1 ЦАРИЦА ВАЗ К 170 летнему юбилею<\p>

2 Красота родной земли<\p>

3 Чудо из камня Красота Алтайской земли не ограничивается богатствами наземными. Немало их оказалось скрыто под землей: самоцветные камни, порфир, мрамор, гранит. Во многих музеях нашей страны находятся непревзойденные шедевры алтайских мастеров, созданные из самых разных материалов. Один из них «царица ваз» сейчас находится в Эрмитаже. Красота Алтайской земли не ограничивается богатствами наземными. Немало их оказалось скрыто под землей: самоцветные камни, порфир, мрамор, гранит. Во многих музеях нашей страны находятся непревзойденные шедевры алтайских мастеров, созданные из самых разных материалов. Один из них «царица ваз» сейчас находится в Эрмитаже.<\p>

4 Ревнёвское месторождение<\p>

5 В 1815 году на ревневской каменоломне обнаружили невероятно большой пласт зеленой яшмы. Для отделения от него огромных глыб в теплый период года мастера ручными бурами сверлили отверстия в пласте по линии желаемого откола. Зимой эти отверстия заливали водой, которая, замерзая, образовывала трещину. Выскребая лед и снова заливая ее водой, размер разлома увеличивали. Так продолжалось до тех пор, пока кусок камня сам не отваливался. В 1815 году на ревневской каменоломне обнаружили невероятно большой пласт зеленой яшмы. Для отделения от него огромных глыб в теплый период года мастера ручными бурами сверлили отверстия в пласте по линии желаемого откола. Зимой эти отверстия заливали водой, которая, замерзая, образовывала трещину. Выскребая лед и снова заливая ее водой, размер разлома увеличивали. Так продолжалось до тех пор, пока кусок камня сам не отваливался.<\p>

6 Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м. Управляющий Колывановской шлифовальной фабрикой Михаил Лаулин отписал Александру I об этом событии, предоставив рисунок камня. И вскоре из столицы поступил заказ на изготовление элипсовидной чаши с детальным чертежом и гипсовой моделью. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников. Работы по ее изготовлению начались только в 1828 году. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м. Управляющий Колывановской шлифовальной фабрикой Михаил Лаулин отписал Александру I об этом событии, предоставив рисунок камня. И вскоре из столицы поступил заказ на изготовление элипсовидной чаши с детальным чертежом и гипсовой моделью. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников. Работы по ее изготовлению начались только в 1828 году.А. И. Мельников<\p>

7 Сначала 230 рабочих вытащили камень к каменотёсному сараю и подняли на метровую высоту. Более 100 человек первично обработали камень, освободив его от чужеродных пород, и спустя два года в 1830 году перетащили на специально сооруженные деревянные дровни. 567 бурлаков доставили эту глыбу за 30 вёрст на фабрику в Колывань. Сначала 230 рабочих вытащили камень к каменотёсному сараю и подняли на метровую высоту. Более 100 человек первично обработали камень, освободив его от чужеродных пород, и спустя два года в 1830 году перетащили на специально сооруженные деревянные дровни. 567 бурлаков доставили эту глыбу за 30 вёрст на фабрику в Колывань.<\p>

8 Музей Колыванского камнерезного завода Картина Г. Тарского «Доставка монолитного камня, из которого была сделана «Царица ваз» с Ревнёвского месторождения на завод»<\p>

9 Там в течение 14 лет резчики вручную обтесывали, шлифовали и полировали — кропотливейший, однообразный труд… Практически все вручную. С предельной осторожностью, конечно, тоже вручную, долотами бригада резчиков — 42 человека — вела резьбу орнамента. Одновременно с этим шли поиски камня для пьедестала. Не раз и не два находили, казалось бы, нужный монолит. Однако, как только брались за его обработку, в камне обнаруживались внутренние пороки. Наконец к 1842 году пьедестал тоже был готов. В центре его просверлили отверстие для установки пирона — стального стержня, на который предстояло монтировать ножку чаши. Там в течение 14 лет резчики вручную обтесывали, шлифовали и полировали — кропотливейший, однообразный труд… Практически все вручную. С предельной осторожностью, конечно, тоже вручную, долотами бригада резчиков — 42 человека — вела резьбу орнамента. Одновременно с этим шли поиски камня для пьедестала. Не раз и не два находили, казалось бы, нужный монолит. Однако, как только брались за его обработку, в камне обнаруживались внутренние пороки. Наконец к 1842 году пьедестал тоже был готов. В центре его просверлили отверстие для установки пирона — стального стержня, на который предстояло монтировать ножку чаши.<\p>

10 Высота вазы с пьедесталом 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый 3,22 м. Это самая большая ваза в мире. Вес – 19 тонн 600 кг.<\p>

11 Ритуал прощания с чашей, как и со всеми готовыми изделиями, проходил очень торжественно и суеверно. В цехе потушили свет, и старший мастер со свечой подошёл к изделию и внимательно смотрелся в зеркальное изображение. Говорили, что именно в этот момент частичка души мастера перелетела в вазу. Она начинала свою, особенную жизнь. Ритуал прощания с чашей, как и со всеми готовыми изделиями, проходил очень торжественно и суеверно. В цехе потушили свет, и старший мастер со свечой подошёл к изделию и внимательно смотрелся в зеркальное изображение. Говорили, что именно в этот момент частичка души мастера перелетела в вазу. Она начинала свою, особенную жизнь. А в местном храме, возведённом во имя Воскресения Христова, все жители Колывани молились, прося об успешной доставке вазы – результата огромного труда колыванских камнерезов. А в местном храме, возведённом во имя Воскресения Христова, все жители Колывани молились, прося об успешной доставке вазы – результата огромного труда колыванских камнерезов.<\p>

12 Так, спустя четверть века после находки повозка, состоящая из 4 специально изобретённых саней в «роде вагонов», запряженная 154 лошадьми, доставила чашу из Колывани в Барнаул, а оттуда с Уткинской пристани по рекам Чусовой, Каме, Волге, Шеконе и по Мариинской системе в Санкт-Петербург. Так, спустя четверть века после находки повозка, состоящая из 4 специально изобретённых саней в «роде вагонов», запряженная 154 лошадьми, доставила чашу из Колывани в Барнаул, а оттуда с Уткинской пристани по рекам Чусовой, Каме, Волге, Шеконе и по Мариинской системе в Санкт-Петербург.<\p>

13 Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 грузчиков купца Мочалова поставили чашу на место, получив за это 375 руб. Общая стоимость вазы составила рубля 32 копейки серебром. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы венок из дубовых листьев. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 грузчиков купца Мочалова поставили чашу на место, получив за это 375 руб. Общая стоимость вазы составила рубля 32 копейки серебром. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы венок из дубовых листьев.<\p>

14 Во время Великой Отечественной войны вазу обложили мешками с песком. Весной 1943 года работники Эрмитажа вычерпывали ведрами воду из чаши, которая попадала туда через пробитую снарядами крышу. Но время идёт своим чередом. Эрмитаж встречает ежедневно тысячи гостей со всего мира. Во время Великой Отечественной войны вазу обложили мешками с песком. Весной 1943 года работники Эрмитажа вычерпывали ведрами воду из чаши, которая попадала туда через пробитую снарядами крышу. Но время идёт своим чередом. Эрмитаж встречает ежедневно тысячи гостей со всего мира. На входе в музей посетителям выдают карты-схемы, где в тематическом маршруте «12 шедевров мира» можно найти путь к Царице ваз. Пройти по маршруту и увидеть, как огромное количество людей замирают с удивлением, почтением, восхищением пред вазой, выполненной из зелёно- волнистой яшмы колыванскими камнерезами. На входе в музей посетителям выдают карты-схемы, где в тематическом маршруте «12 шедевров мира» можно найти путь к Царице ваз. Пройти по маршруту и увидеть, как огромное количество людей замирают с удивлением, почтением, восхищением пред вазой, выполненной из зелёно- волнистой яшмы колыванскими камнерезами.<\p>

15 Символ Алтайского края Царица ваз является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена не гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем». Царица ваз является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена не гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».<\p>

16 Музей Колыванского камнерезного завода<\p>

17<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/283082/

Ссылка на основную публикацию