Гесиод — тайны и факты

Гесиод Аминев: в поисках тайн личности (К 75-летию видного ученого и педагога)

Сегодня свой большой юбилей отмечает видный ученый-психолог, талантливый педагог Гесиод Аминев.

Гесиод Абдулович Аминев родился 19 февраля 1939 года в городе Ижевске. Окончил Казанский государственный медицинский институт в 1962 году, затем учился в аспирантуре. В 1965-1974 годах работал заведующим лабораторией психофизиологии Казанского государственного университета. Успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации. С 1980 года является профессором.

В 1980 году Гесиод Абдулович возглавил кафедру психологии Башгосуниверситета, и с тех пор его судьба надолго связана с Уфой и Башкирией. Основные направления научных исследований ученого — психофизиология, нейропедагогика и нейрокриминология.

Впервые в психологической науке на основе спектрального анализа он смог выявить психоритмы памяти, необходимые для нейрорезонансной активации учебного процесса.

Гесиод Аминев совместно с московским психологом Вадимом Трускаловым неопровержимо доказал влияние нарушений психоритмов на развитие характера детей и подростков и психоэмоциональное состояние людей, находящихся в пограничном состоянии: акванавтов, космонавтов, больных неврозами.

Ученый разработал гипотезу о биоритмологических «квантах жизни» с фазами запечатления, программирования, включая прогноз социальных и биологических кризисов. Открыл психотерапевтические ритмы Корана, связанные с гармонизацией рационально-эмоциональных процессов.

В области психотехники предложил математические формулы теста Люшера, спектральную диагностику почерка в судебной практике, пульсовую психодиагностику темперамента.

Разработки Гесиода Абдуловича позволили обеспечить достоверную детекцию лжи на основе спектрального анализа почерка и электромиографии лицевых мышц.

Ученый выполнял и ряд секретных работ. Только после аварии с атомной подводной лодкой «Курск» в 2002 году стало известно, что Гесиод Аминев руководил закрытыми работами по психологическому сопровождению деятельности профессиональных водолазов-глубоководников I-III класса.

В ходе исследований им был открыт и изучен отрицательный эффект психодизритмии, который в определенных условиях приводил к психологическим сбоям в работе специалистов-глубоководников.

Сразу же после катастрофы ученый обратился с открытым письмом к руководству страны и предложил ряд конкретных мер по изменению сложившейся ситуации на российском флоте.

С 1993 года Гесиод Аминев являлся главным психологом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан. С 1985 года он возглавлял Башкирское отделение Общества психологов РАН. С 1996 по 1998 год работал директором Уфимского филиала факультета психологии Московского государственного университета.

Он автор около 300 научных работ и монографий. Является академиком РАЕН. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан».

С 2005 года Гесиод Абдулович работает в Институте высокотехнологичной психологии (г. Москва).

автор: Владимир Романов

Читайте нас в Яндекс.Новостях

Источник: http://www.bashinform.ru/news/608968-gesiod-aminev-v-poiskakh-tayn-lichnosti-k-75-letiyu-vidnogo-uchenogo-i-pedagoga/

Гесиод

Гесиод (8-7 вв. до н. э.), первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактической эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; поэма «Теогония» (т. е.

родословная богов) рационалистически систематизирует греческие мифы. Гесиод противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи». О предфилософии Гесиода читайте здесь: Предфилософия Эллады. Гомер. Гесиод. Орфики. Ферекид.

+ + +

Гесиод (Hesiodos) (ок. 700 г. до н.э.). Эпический поэт, один из древнейших греческих поэтов, известных нам. Его отец оставил не приносившее ему дохода дело, связанное с морскими перевозками, и уехал из Кимы в Эолиде в Аскру, деревушку, расположенную у горы Геликон в Беотии.

По преданию, когда Гесиод пас овец на Геликоне, он услышал, как музы призывают его писать стихи и воспевать богов.

На погребальных играх Амфидама в Халкиде Гесиод выиграл треножник, исполнив лучший гимн (возможно, это была его «Теогония»), Основными произведениями Гесиода были «Теогония» (рассказ о происхождении и генеалогии богов) и «Труды и дни» (сочинение, содержавшее советы честно трудиться на земле и одновременно практические рекомендации в области сельского хозяйства). «Щит Геракла», иногда приписываемый Гесиоду, вероятно был написан не им, а подражателем, жившим в VI в. до н.э. Ему также приписывался еще ряд поэм (ныне утерянных).

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 304.

Гесиод (греч. Hesiodes, ок. 700 г. до н. э.) — первый древнегреческий и европейский поэт. Для своих поэм принял форму эпического гекзаметра и язык гомеровского героического эпоса. «Теогония» («Происхождение богов») истолковывает мир мифологически и повествует о сотворении мира из хаоса.

В сочинении «Труды и дни» он прославляет честный крестьянский труд. Другие произведения Гесиода сохранились частично. Противопоставлял свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».

Гесиод — систематизатор мифологических преданий, основатель жанра назидательных поэм, служил образцом для последующей дидактической поэзии.

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007.

Гесиод. Первый исторически достоверный греческий поэт, возможно, живший около 700 г. до н. э. В Аскре (Беотия) у Гесиода было небольшое имение, расположенное на склонах горы Геликон. Там, по словам Гесиода, его посещали Музы, когда он пас своих овец. Отец Гесиода выходец из Ионии.

Гесиод вел тяжбу со своим братом Персом по поводу отцовского наследства. Эти подробности биографии мы знаем по поэме «Труды и дни», адресованной Персу. Это — замечательное произведение полное описаний крестьянского быта, личных переживаний и тонкого юмора. В «Трудах и днях» использованы мифы о Пандоре и Золотом Веке.

В «Теогонии» («Происхождение богов») Гесиод делает попытку в систематической форме представить генеалогию олимпийских богов и восстановить события, предшествующие захвату Зевсом верховной власти (см. Крон, Прометей, Титаны). «Теогония» Гесиода послужила основой для дальнейшего развития мифологии.

Фрагменты из «Щита Геракла» и «Эойи» (каталог женщин — прародительниц знатных родов), приписываемые Гесиоду — позднейшего происхождения. Дидактические фрагменты вергилиевых «Георгик» написаны под непосредственным влиянием «Трудов и дней» и даже содержат прямые языковые заимствования из Гесиода.

Согласно поздним легендам о соревновании между Гомером и Гесиодом, последнему был присужден победный приз.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 71-72.

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/gesiod.php

Тартар, Эреб и Нюкта

Доброго времени суток, уважаемые читатели. По просьбам трудящихся в свет выходит очередная статья на этот раз посвящённая греческим божествам. На сей раз мы поговорим про Тартар, Эреба и Нюкту. Что ж, без лишних слов, приступим!

ТАРТАР.

 Тартар, в древнегреческой мифологии — глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида, куда после войны с титанами[1] Зевс низвергнул Кроноса и все выживших и где их стерегли сторукие исполины Гекатонхейры[2], дети Урана. Там же были заточены циклопы.

По описаниям Тартар — это тёмная бездна, которая настолько же удалена от поверхности земли, насколько от земли небо: по словам Гесиода, медная наковальня летела бы от поверхности земли до Тартара в течение девяти дней.

Тартар был окружён тройным слоем мрака бога Эреба и медными стенами с медными воротами бога Посейдона. Над Тартаром находились нижние основания земли и океана. Он служил местом заключения низверженного Крона и побеждённых титанов, которых стерегли сторукие исполины, дети Урана.

В Тартаре находится обитель богини мрака Нюкты и бога смерти Танатоса. Даже олимпийским богам эта мрачная бездна внушает смертельный ужас.

Греки однозначно разделяли понятия Тартара и Аида, представлявшего собой подземное царство, населённой душами умерших. Тартар находился значительно ниже Аида. По свидетельствам древнегреческих авторов, Тартар находился на Севере. Однако уже во времена Вергилия[3] Тартар рассматривался как самое мрачное и отдалённое место в царстве мёртвых, где несут наказание святотатцы и дерзкие герои.

В дальнейшем развитии фантазии о Тартаре, он стал более духовной областью эфира и ветра. И, в отличии от огненного ада Христианства, воображение поздней античности рисовало Тартар пространством плотного холода и тьмы.

У Гесиода Тартар персонифицирован. Он появился в числе четырёх первобожеств (наряду с Хаосом, Геей и Эросом). Согласно Гесиоду, он возник вслед за Хаосом и Геей. По Эпимениду, рождён от Аэра и Нюкты. По другим авторам, как персонификация этой бездны, Тартар был сыном Эфира и Геи. От Тартара Гея породила чудовищных Тифона и Ехидну.

ЭРЕБ. 

Эреб (Ἔρεβος, «мрак»; лат. Erebus) — в греческой мифологии олицетворение вечного мрака. Упомянут в «Одиссее»[4] и в «Космогонии»[5] Алкмана.

Эреб является первобытным богом тьмы и тумана, один из настоящих первичных богов, второй правитель космоса. Согласно Гесиоду[6], Эреб родился из Хаоса, брат Ночи (Нюкты), которая родила от него Гемеру (день) и Эфира (воздух).

В изложении Гигина[7], Эреб родился от Хаоса и Мглы. От него Нюкта родила нимфу Стикс, божество одноименной реки в Аиде, а также трех Мойр[8] (Клото, Лахесис, Атропос) и Гесперид[9] (Эгла, Гесперия, Эрика).

Интересные факты:

  • Эребус (Erebus), действующий вулкан на антарктическом материке Земли Виктории, высотой 3770 метров.
  • Эребус, бухта в арктическом Ледовитом океане, в юго-западном направлении от Нордефона, названа по имени судна экспедиции Джона Франклина «Эреб».
  • Египетским аналогом Эреба является бог Кук[10].

НЮКТА. 

Нюкта, Никта — божество в греческой мифологии, персонификация ночной темноты.

Согласно Гесиоду, Нюкта родилась из Хаоса (в изложении Гигина, от Хаоса и Мглы), является одной из первичных мирообразующих потенций. Никта родила силы, скрывающие в себе тайны жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность в бытии мира, без которой, однако, немыслим ни мир, ни его конечная гармония.

Читайте также:  Культура болгарии. вина болгарии - тайны и факты

«Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись…

Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой.

Смерть родила она также и Сон, и толпу сновидений.

Мома потом родила и Печаль, источник страданий,

И Гесперид — золотые прекрасные яблоки холят

За океаном они на деревьях, плоды приносящих.

Мойр родила она также и Кер беспощадно казнящих…

Также еще Немезиду, грозу для людей земнородных,

Страшная Ночь родила, а за нею — Обман, Сладострастье,

Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою.»

Гесиод.

Никта обитает в Аиде, в бездне Тартара. Там встречаются Нюкта-Ночь и День-Гемера, сменяя друг друга и попеременно обходя землю. Рядом дома сыновей Никты — Сна и Смерти, на которые никогда не смотрит Гелиос.

Никта ежедневно покидает Аид, неся в руках Гипноса и Танатоса.

К людям она была благосклоннее многих своих потомков, навевала покой, успокаивала страсти. Никта участвовала в битве с гигантами на стороне олимпийских богов. Некоторые сказания сближают Никту с божеством смерти и понимают её как первопричину существующего в мире раздора. Изображалась Никта с закутанным лицом и в тёмной одежде.

Орфики[11] считали Нюкту (а не Хаос) первоисточником бытия. В орфической теогонии из Дервени Нюкта — «кормилица богов», с которой начинается родословие. Согласно орфикам, было три Нюкты: первая «прорицает», вторая «почтенная», с ней соединяется её отец Фанес, а третья рождает Дику.

Ей посвящен III орфический гимн, где её отождествляют с Афродитой.

По Мусею, все происходит от Ночи и Тартара.

Её прорицалище в Мегарах. Давала прорицания в Дельфах.

Интересные факты:

В честь Нюкты названы два небесных тела. Это имя носят астероид «Нюкта» с порядковым номером 3908 и один из пяти спутников Плутона — «Никта», открытый в 2005 году и получивший название 21 июня 2006 г. на сессии Международного астрономического союза.

Ну что ж, на этом я, пожалуй, и закончу. До новых, надеюсь скорых, встреч.

Источник: http://haremking.ru/vselennaya/f-and-g/318-tartar-ereb-i-nyukta

Гесиод

Гесиод — древнегреческий поэт, один из наиболее ярких представителей генеалогического и дидактического эпоса. Местом его рождения был Ким в Эолиде. Отец — торговец. Когда дела у него стали идти плохо, семья переехала в Беотию.

Рядом находилась гора Геликон, в своих ранних произведениях писатель вспоминал эти времена, как тягостные в летнее время и также непростые зимой. В Беотии отец был простым крестьянином. До сих пор неизвестно, почему сын из бедной семьи решил стать поэтом.

Сам Гесиод рассказывал о произошедшем в самый обычный день случае — тогда он пас скот и к нему явились нимфы, вдохнувшие в него дар песен и наградившие знаком отличия рапсода. Сам будущий поэт полагал, что именно благодаря этому событию он и получил свой дар.

Впоследствии молодой человек исполнял эпические песни и стал профессиональным рапсодом.

Его учительство было нравственным и религиозным, основой для своих работ он брал героический эпос малой Азии, оттуда же были позаимствованы его язык и стилистическая техника.

В то время певцы в основном были безымянными, например, гомериды, Гесиод же стал первым, открывшим свое настоящее имя. В то же время он считал себя должным вещать истину, потому что это ему повелевали делать музы.

Известно, что после гибели в Лелантской войне царя Халкиды Амфидаманта были устроены игры в его честь, на которых Гесиод состязался в умениях стихосложения с самим Гомером и вышел победителем. Об этих событиях можно прочитать в предании «Состязание Гомера и Гесиода».

На страницах произведения указано, что царь Панед, бывший председателем соревнования, отдавал победу Гомеру в связи с тем, что тот рассказывал о мире и земледелии, а Гесиод — войне и побоищах, поэтому последний и не пришелся ему по душе.

Это событие можно считать первой литературной премией во все истории европейской цивилизации. Уже некоторое время спустя царя признавали в греческой пословице слабоумным. До нашего времени сохранились упоминания, что состязание проходило примерно на стыке 8 и 7 веков до н.э.

, исходя из этого можно судить о хронологии творчества Гесиода.

Творчество.

Самым значительным и наиболее известным творением поэта является поэма «Труды и дни». Ее жанр — увещание, обращенное к брату Персу.

Гесиод ведет беседу со своим родственником, который желает получить наследство путем подкупа «царей», в то время, как его состояние практически исчезло.

Он убеждает брата зарабатывать себе на жизнь исключительно тяжелым и упорным трудом и не надеяться на наследство, не пытаться его заполучить обманными путями.

Гесиод в то время весьма пессимистично относился к современности, видел, что положение крестьянства становится все хуже и хуже, отклик этого его настроения можно найти в мифе об ухудшении условий существования, в нем сравниваются железный и золотой века. В мифе поэт наставляет, приводит ряд нравственных правил. Ценность произведения заключается и в изобилии мифов, басен, пословиц, поговорок и притч.

Различным тонкостям жизни земледельцев и мореплавателей отводится вторая часть поэмы, в ней же представлены и приметы относительно различных дней месяца.

Теогония.

Биография Гесиода повествует о том, что в одной из поэм он старался связать генеалогическое древо богов, начиная самыми первыми Хаосом, Геи и Эротом, и заканчивая Зевсом, нынешним устроителем порядков. Кроме этого поэт хотел написать и о потомках Зевса, и таким образом систематизировать разрозненные и порой противоречивые эпические сказания.

Другие работы.

Все прочие произведения Гесиода, по мнению историков, были созданы гораздо позднее, в 7-6 вв. до н.э. и, скорее всего, принадлежали не ему, а другим писателям.

Поэма «Каталог женщин», иначе называвшаяся «Эойя», стала продолжением «Теогонии» и попыткой поэта привести генеалогическое древо происхождения греческих племен.

Гесиод рассматривал красавиц, жен богов, от которых на свет появились различные герои, а от них в свою очередь появлялись знатные роды. На сегодняшний день уцелели лишь немногие отрывки «Эойи».

480 стихов было написано для «Щита Геракла». Основным сюжетом стал лишь один поединок героя с сыном Ареса, а не все подвиги Геракла. «Меламподия», «Свадьба Фетиды и Пеея», а также и другие работы дошли до нас. Маркельбах — Уэст создал в 2001 году издание, включающее в себя 363 сочинения Геосида. Они были найдены на папирусах, кроме них уцелели и некоторые рукописи.

Точных дат смерти поэта не приводится, известно лишь, что это произошло примерно в 756 году до н.э.

Источник: http://biblioman.org/authors/gesiod/

Гесиод (стр. 1 из 2)

Личность и сочинения

Если Гомер полулегендарен, то Гесиод — историческая личность. Его произведения — плод индивидуального творчества. Однако в мировоззренческой части своего творчества Гесиод скорее систематизатор мифов, чем их творец. Он жил в Беотии в деревне Аскра (неподалеку от Фив). Его отец бежал туда из малоазийской Эолиды, спасаясь от кредиторов.

Оказавшись в Аскре, которую Гесиод называет «нерадостной», отец поэта стал земледельцем. Сам Геснод — крестьянин с типичной мелкособственнической психологией. С его именем связывают две поэмы: «Труды и дни» и «Теогония». Первая — образец художественно-мифологического мировоззрения. В ней главное внимание уделяется человеку и его нуждам. Мифы о богах выполняют лишь служебную функцию.

В «Трудах и днях» Гесиод рассказывает о своем конфликте с братом. Сама поэма — наставление Гесиода своему непутевому брату Персу. Тот промотал свою долю наследства, а потом нагло отсудил себе и долю Гесиода. Гесиод испытал социальную несправедливость. Отсюда пафос этой поэмы. Гесиод голодал. Но его спасли честность и трудолюбие. Гесиод призывает своего брата к честному труду.

Он описывает для него цикл земледельческих работ в Беотии.

Вторая поэма — пример религиозно-мифологического мировоззрения. «Теогония» — повествование о происхождении богов. На нее оказала влияние шумеро-аккадская «Энума элиш».

Так как боги олицетворяют явления природы и общественной жизни, то это также повествование о происхождении мироздания и людей, о месте последних среди богов — проявление основного вопроса мировоззрения. Повествование ведется сначала от имени Гесиода. Он формулирует важнейший мировоззренческий вопрос.

На этот вопрос отвечает не сам Гесиод, а геликонские музы. Таким образом, «Теогония» в большеи своей части написана от лица Муз.

Социальные вопросы

Если гомеровский эпос — отражение раннеклассовой микенской героики в более примитивном сознании человека «гомеровской Греции» — выражал в основном аристократические идеалы, то Гесиод — крестьянин. Он апологет труда. Он изобретает даже вторую Эриду — богиню трудового соревнования (у Гомера Эрида — богиня раздора). Время Гесиода позднее времени «Одиссеи» и тем более «Илиады».

В поэме «Труды и дни» Эгейский мир уже был знаком с товарно-денежными, вещными отношениями. Там вопреки политическому господству аристократии, евпатридов, ведущих свой род от героев, возрастает экономическое господство богатых. В обыденной жизни богатство расходится со знатностью. В этом обществе быть бедным стыдно, тогда как «взоры богатого смелы».

Перед крестьянином два пути: или, потеряв свай клочок земли, стать батраком, или же, разбогатев, скупать чужие участки. Гесиод признает не всякое богатство. Одно дело богатство, нажитое силой и обманом. Другое — то, что приобретено честным трудом. Однако этот идеал честного труда расходится с тем, что Гесиод видит в жизни. Там царит произвол сильного.

Читайте также:  Кресты - такие разные - тайны и факты

Антагонистические отношения внутри этого обиества Гесиод выражает в басне о соловье и ястребе. А дальше будет хуже. Пророчество Гесиода мрачно: «Правду заменит кулак… Где сила, там будет и право. Стыд пропадет… От зла избавленья не будет» (Труды и дни, 185 — 201) 1 /То есть строки 185 — 201 этой лоэмы (Зллинскые поэты. М., 1963)./.

Гесиод выразил имущественное расслоение деревни и распад общииы. Лучшие времена — «золотой век» — позади.

Пять поколений

Историческая концепция Геспода выражена в легенде о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное относятся ко временам господства отца Зевса Крона, три последних — ко временам Зевса. Первое поколение было создано «вечными богами» из золота. «Жили те люди, как боги» (112).

последующие поколения были хуже и хуже. Наконец, настало время железа: «Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги» (176 — 178). 3десь ярко отражено начало века железа.

Исторический пессемизм Гесиода — мировоззренческое осознание древнегреческим крестьянином своей социальной обреченности в paннеклассовом ооществе, когда община распадается, земля стновится предметом купли продажи. Однако пессимизм Гесиода не беспросветен.

Он выражает желание родитьсл не только раньше, в золотом веке, но и позднее, после гибели железного поколения. Предвестником этой гибели будет рождение «седых младенцев».

Прометей и Пандора

Прометей — сын титана Иапета — подарил людям огонь. Он похитил его у 3евса. Зевс наказал Прометея, но огонь у людей отнять не смог — мысль о необратимости прогресса. Зевс может лишь компенсировать полученное людьми благо злом. Зевс ненавидит людей. Он приказывает другим богам создать женщину. Имя этой первой женщины Пандора (т. е. «всеми одаренная»).

Она прелестна, но у нее «двуличная, лживая душа» (68). От нее произошел «жешцин губительный род» (Теогония, 591) 1 /См.: Эллнские поэты. Пер. В. В. Beресаева. М., 1968./. Будучи любопытной, Пандора, заглянув в сосуд, где были заключены беды, выпустила их на волю. Поспешно закрывая крышку, она сумела удержать одну лишь надежду.

Поэтому только одна надежда на лучшее будущее поддерживает людей, одолеваемых бесчисленными бедами.

Нравственные идеалы

Начало античной этики можно, пожалуй вести от поэмы Гесиода «Труды и дни». Герои Гомера безнравственны. Taм есть лишь одна добродетель — мужество и лишь один порок — трусость. Одиссей не затрудняется в выборе средств. Укоры совести сму неведомы. Он хитер.

Свою хитрость Одиссей унаследовал от cвoеro деда Автолика — обманщика и вора. Позднее, в 5 в. до н. э., Одиссей у Софокла в пьесе «Филоктет» — «полный негодяй». Это говорит о развитии к тому времени нравственного сознания эллинов. Такое развитие началось с Гесиода.

Именно он выдвигает тезис о том, что человек тем и отличается от животного, что животное не знает, что такое добро и что такое зло, а человек знает. Геспод говорит: Звери… не ведают правды. Людям же правду Кронид даровал — высочайшее благо» (Труды и дни, 277 — 279).

Однако происходящее реальном мире противоречит и человеческой природе, и закону Зевса.

У Гесиода резко выражено противоречие между сушим и должным. В сущем ситуация такова, что «нынче ж и сам справедливым я быть меж людьми не желал бы, да заказал бы и сыну» (там жe, 270 — 272). Разрешить это противоречие Гесиод не может. У него ведь даже нет идеи загробного воздаяния. Награда и возмездие возможны только в этом мире.

Гесиод рисует образ справедливого государства. Оно процветает. А несправедливое государство гибнет. Также и на уровне человека «под конец посрамит гордеца праведный» (217 — 218). Но все это только в долженствовании. Гесиоду остается лишь выразить надежду, что «Зевс не всегда терпеть это будет» (273). Реальный же моральный кодекс Гесиода сводится к норме соблюдения меры.

Гесиод учит: «Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай». Для Гесиода — мелкого собственника-земледельца — это означало соблюдение бережливости, расчет во всем, трудолюбие. Даже отношение с богами Гесиод подчиняет расчету: «Жертвы бессмертным богам приноси, сообразно достатку» (336).

Реальный моральный кодекс Гесиода сводится к предписаниям не обижать чужестранца, сирот, старого отца, не прелюбодействовать с женой брата.

Поэма «Труды и дни» пользовалась в Элладе большим успехом. Она сохранилась целиком. Для древних греков она была сокровищницей морадьных сентенций и полезных советов. В ней отчетливо выражена мелкособственническая психология крестьянина-собственника.

«Теогония»

Вторая поэма сугубо мифологична. Большая часть текста вложена в уста Муз, к которым Гесиод в 115-строке поэмы обрашается с вопросом о том, что в мироздании «прежде всего зародилось». Отвечая на этот мировоззренческий вопрос, геликонские музы рисуют грандиозную картину космогонии путем изображения генеалогического древа богов.

Первоначало

У Гесиода находит свое завершение античный мифологический генетизм.

Во второй лекции было сказано, что, будучи не в состоянии объяснить природные и социальные явления по существу и имея естественную потребность в таком объяснении, первобытный человек находил объяснеппе в рассказе о происхождении олицетворяющего то или иное явление существа от других таких же существ путем биологического рождения — биологический генетизм. Гесиод — не первобытный человек. Но схема мировоззрения та же. Однако вопрос о происхождении мира достигает у него своего предельного выражения. Он спрашивает о том, что возникло в мироздании первым. Мифология обычно отвечает и на этот вопрос, но отвечает стихийно, сам вопрос его не сформулирован и не осознан. Гесиод же этот вопрос осознал, сформулировал и поставил. В этом шаг вперед в развитии мировоззрения. Но сама постановка вопроса по сути мифологична. Гесиода интересует, что первым возникло.

Хаос

Отвечая на вопрос Гесиола, геликонские музы утверждают, что первым возник Хаос: «Прежде всего во Вселенной Хаос зародился» (Теогония, 116). Но это не Хаос как беспорядок, а Хаос как зияние. Древнегреческое слово «хаос» происходит от глагола «хайно» — раскрываюсь, разверзаюсь. Это первичное беcфopменное состояние мира, зияние между землей и небом.

Мифологические корни этого представления очевидны. Во многих мифологиях отсчет мироздания начинается с разделении неба и земли, с образования между ними зияния, свободного пространства. У Гесиода эта последовательность переворачивается, и само зияние между землей и небом оказывается раньше земли и неба.

Хаос Геспода деантропоморфизирован еще больше, чем Океан Гомера, Абзу шулеров, Нун египтян.

У Гесиода есть, однако, подход к идее субстанции. После возникновения мироздания хаос в виде «великой бездны»,»хасмы» лежит в основании мироздания.

В этой хасме, говорит Гесиод, «и от темной земли, и от Тартара, скрытого во мраке, и от бесплодной пучины морской, и от звездного неба все залегают один за другим и концы и начала страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут» (Теогонпя, 73б — 739).

Из этого видно, что Гесиод в сзоей трактовке первоиачала вплотную подходит к идее субстанционального первоначала, т. е. к началу философии. Однако он все еше не философ. Он предфилософ.

Источник: http://MirZnanii.com/a/126341/gesiod

Тайны и факты | Страница 16

Добро пожаловать на сайт, посвященный тайнам истории и мироздания, аномальным явлениям и сверхспособностям человека. Все самое необычное и интересное.

Рубрика: Боги Древней Греции

Представление о мировоззрении древних народов Греции приходится составлять как мозаику, из отдельных мифологических эпизодов в текстах более поздних периодов.

Итак, предположительно еще по верованиям пеласгов, первоначально в мире правила Мгла, из которой появился Хаос, воплощение Первобытного Разрушения и первый царь Всего Сущего. В Хаосе совпадают начало и конец, это непрерывное становление, жизнь и смерть.

Сущность Хаоса — пустота и ничто, которые содержат и порождают все. [далее…]

Рубрика: Боги Древней Греции

Афродита («пеннорожденная»), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир.

По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос).

Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы «О природе вещей» Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. [далее…]

Рубрика: Боги Древней Греции

Афина, Афина Паллада — в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны, ремесел и искусств, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении. [далее…]

Рубрика: Боги Древней Греции

Асклепий (Ασκληπιός, лат. Aesculapius, Эскулап) – у древних греков бог врачебной науки, сын Аполлона и Корониды, дочери лапифа Флегия, родившийся в Лакерее или Трикке, в Фессалии, а по другому преданию в Эпидавре, в Арголиде или в Мессении. Когда возник спор о месте рождения Асклепия, то оракул решил его в пользу Эпидавра, но признал матерью бога фессалианку Корониду. [далее…]

Рубрика: Боги Древней Греции

Артемида, в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, родившаяся на острове Астрерия в Делосе. По преданию, Артемида, вооруженная луком и стрелами, проводила свое время в лесах и горах в окружении верных нимф — своих постоянных спутниц, которые, подобно богине, очень любили охотиться. [далее…]

Рубрика: Боги Древней Греции

Читайте также:  Талант ребёнка, тест - тайны и факты

Арес, в древнегреческой мифологии бог войны. В отличие от Афины Паллады — богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны. [далее…]

Рубрика: Боги Древней Греции

Аполлон, в греческой мифологии сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считался богом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств. [далее…]

Рубрика: Боги Древней Греции

Антей (Ανταίος), в греческой мифологии сын Посейдона и богини земли Геи, великан. Его местопребывание Ливия, где он уничтожает чужеземцев, вызывая их на бой.

Славился неуязвимостью, но был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Отдельного мифа об Антее нет.

Он был включен в эпопею подвигов Геракла, о котором слагалось много легенд, и различные авторы древности передали нам 12 его знаменитых подвигов. [далее…]

Рубрика: Боги Древней Греции

Гадес(Аид) похищает Персефону. Художник неизвестен, XVIII век.

Аид, Гадес, Плутон («невидимый», «ужасный») — в греческой мифологии бог царства мертвых, а также само царство. Аид, сын Кроноса и Реи, сразу же после рождения был проглочен отцом. Когда Зевс и Метида дали Кроносу рвотное и он отрыгнул всех своих детей, братья – Аид и Посейдон – присоединились к Зевсу в его борьбе против Кроноса и титанов. [далее…]

Рубрика: НЛО

Неопознанные летающие объекты наблюдались на территории Карелии еще в первой половине прошлого столетия, а может, и ранее. Бум НЛО пришелся на конец 1970-х. Большинство случаев появления неопознанных летающих объектов имело место в Петрозаводске и его окрестностях. [далее…]

Источник: http://www.mysterylife.ru/page/16

Гесиод : краткая биография

Гесиод (иногда можно встретить написание Гезиод) — древнегреческий поэт, исполнитель эпических песен, один из основателей такого литературного направления, как дидактический (и его разновидность — генеалогический) эпос. Является первым представителем древнегреческой литературы, сведения о существовании которого являются исторически достоверными. Главным источником информации о биографии Гесиода являются выдержки из сочиненных им произведений.

Родиной Гесиода была Эолида (Малая Азия), но его семейство, главой которого был обедневший купец, перебралось к подножью горы Геликон, в Беотию (внутренняя Греция).

Там, обзаведясь скромным земельным участком в поселении Аскра, они занимались крестьянским трудом, поэтому все тяготы и радости жизни земледельца Гесиод познал с малых лет.

Впоследствии он стал первым древнегреческим поэтом, представляющим этот социальный слой, и, возможно, был единственным его представителем.

Юному Гесиоду частенько приходилось пасти скотину, и роскошные пейзажи, представавшие его взору, вдохновляли его, пробуждали в нем желание творить.

По его собственным словам, ему однажды явились Геликонские нимфы, которые призвали его к сочинительству и вещанию истины о прошлом и будущем, вдохнули в него поэтический дар и в знак этого вручили ему ветвь пышного лавра, которая служила отличительным знаком рапсодов – исполнителей эпических песен. Однако если говорить о становлении Гесиода как поэта с более реалистических позиций, то использование им гомеровского диалекта, дактилического гекзаметра дает основание предположить, что мастерству он учился у бродячих рапсодов. Гесиод стал первым среди древнегреческих поэтов, кто называл себя по имени, позиционировал себя как конкретная личность – до него певцы-гомериды предпочитали оставаться безымянными.

Став поэтом, хоть и «от сохи», Гесиод до самой смерти практически не покидал Аскру, занимался крестьянским трудом наравне с остальными. Легенды упоминают лишь о его поездке на поэтическое соревнование с Гомером, которое было объявлено в честь погибшего царя Халкиды.

Оттуда он уехал победителем и обладателем бронзового треножника, пожертвованного им Геликонским музам. Однако справедливости ради стоит сказать, что победа ему досталась только благодаря воспеванию мирного труда, а не кровопролитий на войне. Известно, что соревнование это имело место на рубеже VIII-VII вв. до н. э.

, что служит ориентиром для определения времени жизни поэта.

Первое сочинение Гесиода из известных сегодня – это поэма «Теогония» («Родословная богов»), которая представляла собой первую попытку систематизировать представления древних греков о картине мира, многочисленные разрозненные предания о богах, создать их своеобразное генеалогическое древо.

Однако наибольшую известность получила дидактическая поэма «Труды и дни». Произведение было написано как обращение к родному брату Персу, который после смерти их отца был недоволен разделением наследства и активно претендовал на имущество, оставленное Гесиоду.

Поэт призывает брата честно и упорно трудиться, а не уповать на подкуп сильных мира сего. Однако содержание «Трудов и дней» выходит далеко за рамки морализаторства, в частности, предлагая читателю наставления хозяйственного характера, активно задействовав фольклор, описывая быт мореплавателей и крестьян и т.п.

Другие произведения Гесиода дошли до наших дней только в виде отрывков, запечатленных на папирусах и в рукописях. В издание Меркельбаха-Уэста от 1967 г. вошло 363 фрагмента.

Умер поэт-земледелец в родной деревне, а похоронили его в Орхоменах.

Биография из Википедии

Гесио́д (др.-греч. Ἡσίοδος; VIII—VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.

Гесиод и Муза. Картина Гюстава Моро, 1891

Гесиод родился в Киме в Эолиде, но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в деревне Аскра, — «тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной», — близ горы Геликон.

Что заставило мальчика из бедной крестьянской семьи стать поэтом, неизвестно.

Сам Гесиод рассказывает, что в юности, когда он пас скот, к нему явились геликонские нимфы, вдохнули в него дар божественных песен и вручили жезл из пышного лавра — знак отличия рапсода.

Гесиод стал профессиональным рапсодом — исполнителем эпических песен.

В своих произведениях он использовал язык и стилистическую технику малоазийского героического эпоса для новых задач религиозного и нравственного учительства.

Гесиод выступает как пророк, «призванный» музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первым в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.

Предание («Состязание Гомера и Гесиода») повествует о том, что когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, Гесиод участвовал в играх, устроенных в его память, состязался при этом с Гомером и был назван победителем.

Царь Панед, председатель состязания, отдал предпочтение Гесиоду лишь потому, что тот повествовал о «земледелии и мире», а не «войнах и побоищах». Позже Панед вошел в греческую пословицу как воплощение слабоумия. Состязание датируется рубежом VIII—VII вв. до н. э.

, что даёт хронологическую опору для времени жизни самого Гесиода.

Творчество

Труды и дни

Первая страница «Трудов и дней» (Hesiodi Ascraei opuscula inscripta ΕΡΓΑ ΚΑΙ ΗΜΕΡΑΙ), базельское издание 1539 г.

Наиболее значительное произведение Гесиода — поэма «Труды и дни» (др.-греч.

Ἔργα και Ἡμέραι), написанная в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом .

Ухудшение положения крестьянства формирует у Гесиода пессимистическое отношение к современности (изложение мифа о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от золотого века до железного).

В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами. Изречения: «Кто верит женщине, тот верит вору», «Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет» и др.

Во второй части поэмы систематически описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца.

Теогония

Другая поэма Гесиода, «Теогония» (др.-греч. Θεογονία), является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.

Другие работы

Остальные сочинения, в древности приписывавшиеся Гесиоду, считаются в современной науке написанными позднее, в VII—VI веках до н.э.

Продолжением «Теогонии» была сохранившаяся лишь в немногих отрывках поэма «Каталог женщин» или «Эойя» — список красавиц, от брака которых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов; здесь в генеалогической форме изъяснялось происхождение греческих племён.

«Щит Геракла» — поэма в 480 стихах. В ней не рассказывается о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса.

Дошел до нас и ряд названий других произведений Гесиода («Меламподия», «Свадьба Фетиды и Пелея» и др).

Издание Меркельбаха-Уэста (Oxford, 1967, рус. пер. 2001) включает 363 (кроме подложных) сохранившихся в рукописях и найденных на папирусах фрагмента сочинений Гесиода.

Память

Hesiodi Ascraei quaecumque exstant, 1701

Павсаний в «Описании Эллады» (IX, 27) сообщает, что ещё во II веке в Феспиях была некая община, владевшая землями, связанными с именем Гесиода, члены которой хранили все местные предания о нём и показывали посетителям такие реликвии, как официальный список «Трудов и дней».

В честь Гесиода назван кратер на Меркурии (Hesiod) и кратер на Луне (Hesiodus).

Источник: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/gesiod

Ссылка на основную публикацию