История гипноза, гипноз, франц месмер, индийские йоги, факиры — тайны и факты

История гипнозаГипноз

Гипноз известен человечеству очень давно, его практиковали еще жрецы древнего Шумера. В античном мире на основе гипнотического транса строилась практически вся система пророчеств.

Использовались подобные техники не только посвященными (жрецами и оракулами).

Известно, в частности, что древнеримского философа Апулея современники упрекали в том, что он приводит в состояние гипнотического транса своих рабов с целью получить предсказание будущего.

Транс, внушение, гипнотический сон — все это психические феномены, известные испокон века.

Шаманы и колдуны всего мира практикуют гипнотические состояния, достигая транса различными способами — одни используют ритмические удары (бубна или там-тама), другие прибегают к помощи психотропных веществ (псилобицин содержат отдельные виды кактусов и ядовитых грибов). Что касается оккультизма, то транс — неотъемлемая часть очень многих магических обрядов.

В научной традиции «отцом» гипноза и первым в мировой истории «сознательным» психотерапевтом принято считать доктора Месмера. Практически все современные психотерапевтические методы и даже значительная часть психологических техник, связанных с гипнабельностью и внушением, восходят именно к Месмеру.

Франц Антуан Месмер (1734-1815) — уроженец Вены. В 1780 году, в Париже, он впервые выступил с лекцией, где описал свою теорию «животного магнетизма».

Согласно теории Месмера, посредством магнетических пассов и других приемов гипнотизер может пробуждать некие флюиды, изначально присутствующие во всяком живом существе, но в особенности — в человеке, и в дальнейшем оперировать ими, оказывая целительное воздействие либо внушение.

Доктор Месмер был личностью поистине легендарной — в чем-то сродни графу Калиостро. Точно такие же фантастические слухи ходили вокруг его имени — Месмера называли и волшебником, и чернокнижником, и даже посланцем самого Дьявола.

Однако и дела его были не менее фантастичны и невероятны.

Он попеременно внушал людям, что те находятся во льдах или на пляже — и они при этом то замерзали, то страдали от жары, обливаясь потом; он обезболивал методом внушения вплоть до полной анестезии (потери тактильной чувствительности), он первый начал «заряжать» воду и различные предметы. Да и сама слава его была необычайной: стоило ему показаться на улице, как буквально толпы больных бросались к нему с единственной целью — только дотронуться до его одежды. Понятно, насколько сильное недовольство и раздражение все это вызывало в определенных кругах.

Наконец, число пациентов намного превысило все возможности Месмера, и тогда произошел анекдотический случай: он якобы «зарядил» луну — и люди исцелялись, просто глядя на нее.

Предел разумного был перейден — и в 1784 году Парижская академия наук, изучив эксперименты Месмера и не найдя им никакого — ни научного, ни хотя бы просто рационального объяснения, объявила великого «магнетизера» обычным шарлатаном и жуликом.

Продолжил дело Месмера его ученик, маркиз де Пюисегюр; ему принадлежит заслуга открытия таких явлений, как постгипнотическое внушение и сомнамбулизм. Занимался проблемами гипноза и аббат Фариа (тот самый, кото

рого описал в своем романе «Граф Монте-Кристо» Дюма-отец). Заслугой этого видного исследователя является открытие того факта, что без внушения гипноз невозможен.

Кроме того, именно он разработал известный теперь всем прием, который позволяет гипнотизеру усыпить больного и производить внушение во сне.

За участие в политическом заговоре Фариа был арестован и 17 лет провел в замке Иф (что и описано у Дюма); в течение всего этого срока он продолжал тренироваться и совершенствовался в самовнушении.

После выхода на свободу продолжил дело Месмера, проводил в Париже сеансы «магнетизма», но после запрета со стороны церкви прекратил свою деятельность и «раскаялся во всех своих грехах». Однако, уже на закате жизни Фариа все же написал книгу «О причинах ясного сна, или Исследование природы человека», в которой изложил свои открытия и взгляды.

Совершенно новый подход к проблеме нашел Иоганн Шульц (1884- 1970), который, по сути, сделал попытку (и при этом далеко небезуспешную) приспособить теорию и практику индийских йогов к европейской науке.

Своеобразный синтез того и другого, произведенный Шульцем, дал нам в итоге аутогенную тренировку — метод, без которого современную психотерапию представить немыслимо, (да и в других областях, даже в быту, эта система находит себе широчайшее применение).

В нашей стране основоположником изучения явлений гипноза стал И. П. Павлов. С позиций его учения, существуют процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга — в состоянии бодрствования преобладает процесс возбуждения, в состоянии сна — торможения.

Гипноз же, по Павлову, есть очаг возбуждения в заторможенной коре. Вся кора спит, но если команда гипнотизёра поступает в мозг через этот очаг, спящий мозг не может критически её осмыслить, и подчиняется.

Ограничения павловского понимания гипноза связаны с тем, что согласно его теории гипноз — это всегда сон.

Между тем, очень скоро выяснилось, что отнюдь не все известные явления, связанные с гипнотизмом, можно объяснить, оперируя лишь понятиями возбуждения и торможения. Тем не менее, любые другие теории объясняли еще меньше.

Сегодня вполне очевидно, что учение Павлова действительно раскрыло сущность очень многих процессов, связанных с гипнозом; а работы Сеченова и целого ряда других выдающихся отечественных учёных значительно расширили область наших представлений об этом явлении. На Западе научная психология развивалась несколько более активно, и перечисление только самых ярких имён тех, кто внёс свой значительный вклад в её развитие, заняло бы не одну страницу.

Можно смело говорить о том, что мы знаем о гипнозе и внушении очень много, имеется и немало сфер практического его применения.

Однако, вплоть до сегодняшнего дня существуют непреодолимые преграды для любой научной теории, которая пытается объяснить весь комплекс явлений гипноза и внушаемости, так как эти явления неизменно уводят нас в сферы паранормального, того, что академическая наука пока не признает фактом.

Источник: http://allmystic.ru/page/1208

Из истории развития гипноза

О проявлении гипнотических способностей, как и прочих парапсихологических явлений, известно еще в далеком прошлом. Более того, можно предположить, что наши предки владели техникой введения в транс куда лучше современных гипнотизеров.

Те или иные упоминания о гипнозе встречаются практически во всех религиях древних народов. Использовали его для своих нужд (а именно, чтобы ввести людей в трансовое состояние и заставить их «плясать под свою дудку») и буддийские священники, и дельфийский оракул, и шаманы, и ацтеки, и африканские жрецы, и древнеримские сивиллы.

«Научной» истории гипноза было положено начало только в конце 18 века, когда венский доктор Франц Месмер стал использовать этот метод в лечении пациентов. В отличие от древних гипнотизеров, колдунов и жрецов, он осуществил попытку придать гипнозу ореол научности.

Согласно его теории, в основе такого воздействия на человека лежит проявление оккультной силы, которую он назвал «животным магнетизмом». Сила эта передается от гипнотизера к человеку посредством невидимых жидкостей.

Несмотря на то, что Академией наук Франции доклад Франца был в пух и прах раскритикован, именно тогда многие врачи стали использовать гипноз для лечения больных, не понимая при этом даже природы этого явления.

В середине позапрошлого века еще один доктор занялся подробным изучением феномена гипноза. Он полностью отверг теорию Месмера о воздействии оккультных сил и выдвинул свою гипотезу о внушении сна.

С тех пор мало у кого язык поворачивался называть гипноз шарлатанством или колдовством.

Постепенно человечество избавлялось от средневековых предрассудков, одновременно открывая для себя все новые тайны мироздания и, может быть, даже утраченные некогда способности.

Однако люди использовали гипноз не только в мирное время, но и в военное. Так, одна из скрытых форм этого явления — зомбирование — использовалось в фашистких концлагерях, где над заключенными ставили психические эксперименты.

Использовали гипноз и спецслужбы (КГБ, ЦРУ, МИ-6). Тогда и в Советском Союзе, и на Западе всерьез рассматривался вопрос об использовании гипнотизеров, если наступит Третья мировая – на должном уровне проверялись способности такого рода специалистов к воздействию на подсознание первых лиц государств-врагов и дистанционному перехвату секретной информации.

К слову сказать, и сегодня гипнотизеров не сбрасывают со счетов спецслужбы различных государств, свято веря в то, что если не ядерное оружие, то уж они-то точно подсобят в случае чего. Увы, о финансировании исследований гипноза в плане его применения в медицине некоторых других областях, дабы помочь человечеству в разрешении массы трудностей, сказать пока что совсем нечего.

Что можно сказать о мужской уверенности? Всегда ли она зиждется на реальных возможностях, или зачастую является ложной самоуверенностью? Отличается ли мужская уверенность от женской? Помогает ли она в решении различных жизненных и рабочих вопросах? Связана ли мужская уверенность с везением? И можно ли в себе эту уверенность развить?

Источник: http://psifactor.info/admin/iz-istorii-razvitiya-gipnoza.htm

Мифы и факты о гипнозе

О специфическом состоянии сознания — гипнозе — человечество знало с глубокой древности. Уже тогда данное явление было окружено множеством мифов, так как владели его техникой только люди избранные. Обычным же несведущим гражданам гипноз казался чем-то таинственным, магическим и неизведанным. Впрочем, и сейчас феномен этот не утратил подобной репутации…

Гипноз в мире животных

Смело можно утверждать, что гипноз старше человечества. Доказательство тому — гипнотические способности некоторых животных:

талантливыми гипнотизерами прослыли некоторые виды змей. Они применяют гипноз в адрес своих жертв перед своим смертоносным нападением, заставляя будущую добычу замереть на месте;

Оригинальными гипнотизерами можно назвать каракатиц. Они обладают способностью менять свою окраску. Данный прием каракатицы используют не только для того, чтобы слиться с окружающей средой, но и сбить с толку свою будущую жертву.

В состояние некого транса — катаплексию — способны впадать некоторые животные в ответ на сильный испуг (лягушки, куры, морские свинки, мыши). Неподвижность эти животные могут сохранять до нескольких часов. Однако катаплексия ничего общего с гипнозом не имеет, хотя сильно его напоминает.

Истоки гипноза

Гипноз впервые упоминался ещё в IV тысячелетии до нашей эры. В Древних Египте и Греции существовали так называемые храмы сна. Ученые полагают, что в них людей вводили в состояние гипнотического транса. О трансе, вызванном с помощью гипноза, писал в своих трудах и Авиценна.

Об этом явлении знали и в Древней Индии: там получили распространение различные духовные практики. А, к примеру, медитация, корни которой тоже необходимо искать в Древней Индии, даже обрела мировую популярность и сейчас остается известной и широко применяемой.

В древние времена научное осмысление гипнозу люди дать не могли, поэтому предпочитали объяснять этот феномен религией и мифами.

Первые шаги гипноза в лечебной практике

Впервые серьезно гипнозом ученые заинтересовались в конце XVIII века. Отцом данного явления в науке принято считать Франца Антона Месмера — врача из Вены. В юности он обучался практике лечения магнитами, а позже пришел к выводу, что терапевтическое действие оказывают не сами магниты, а “природный магнетизм” (“месмеризм”).

Этим термином Месмер называл состояние гипнотического сна у своих пациентов. Доктор быстро обрел популярность и постоянных своих клиентов в аристократических кругах. Однако противники его теории объявили Месмера мошенником, а “месмеризм” — мошенничеством.

Франц Антон Месмер

Что касается самого термина “гипноз”, то введен он был в 1843 году шотландским хирургом Джеймсом Брейдом. Это слово было им взято из греческого языка, на русский оно переводится как “сон”. Свое название данный феномен получил не случайно, ведь во время гипнотического транса пациент находится как бы в промежуточном между сном и реальностью состоянии.

В изучении феномена велика заслуга и русских ученых Ивана Петровича Павлова и Владимира Михайловича Бехтерева. Гипноз был также одним из излюбленных приемов Зигмунда Фрейда: он помогал ему извлечь из подсознания пациентов информацию о травмирующих психику событиях.

Этой техникой активно пользовался и американский психиатр Милтон Эриксон. Благодаря ему, в современной психиатрии достойное место занял так называемый “эриксоновский гипноз”, во время которого больной погружается в состояние транса, после чего начинается его общение с терапевтом на особом образном языке.

Читайте также:  Нюансы покупки недвижимости в испании - тайны и факты

Определение гипноза

Наука не смогла до сих пор дать гипнозу точное определение. Имеется только несколько гипотез. Приведем самые распространенные:

  1. Это особое состояние человеческого сознания, при котором снижается внимание и повышается внушаемость.
  2. Это явление, при котором не происходит никакого воздействия на человеческую психику и физиологию, а гипнотический транс — состояние, в которое человек впадает по собственной воле, из-за своей внушаемости и веры в существование гипноза.

Стадии гипноза

Гипноз характеризуется тремя основными фазами, которые отличаются друг от друга своей глубиной:

  1. Уравнительная — характеризуется слабой реакцией пациента на любые раздражители (и на слабые, и на сильные). Если объяснять простым языком, человеку в первой гипнотической стадии всё становится “до лампочки”, он совершенно спокойно и одинаково реагирует и на сильный удар, и на едва ощутимое прикосновение.
  2. Парадоксальная — слабые раздражители вызывают сильную реакцию, сильные — наоборот, слабую. В этой стадии пациент лучше всего воспринимает слова гипнотизера (которые являются слабым раздражителем), считает их бесспорной истиной.
  3. Сомнамбулическая — пациента в этой фазе ничем не удивить, он может в кого угодно перевоплотиться, чувствовать несуществующую боль, обжигаться о совершенно холодные предметы (и при этом у него появятся ожоги).

Из всех существующих гипнотических стадий, третья фаза  — наиболее редкая, наступает примерно в 20% случаях.

Распространенные мифы о гипнозе

  • Миф №1 — гипноз опасен и связан с силами зла. На самом же деле, это абсолютно безвредное состояние, никоим образом не связанное с магией и темными силами. Это, скорее, физиологическое явление, не изученное до конца, и в руках профессионала никакой опасности не представляет.
  • Миф №2 — хороший гипнотизер может чудесно исцелить всего за один сеанс. Одного сеанса недостаточно для мгновенного избавления от существующей проблемы, часто требуется 6-10 сеансов гипнотерапии.
  • Миф №3 — меня загипнотизировать нельзя. В загипнотизированном состоянии пребывал каждый человек. Это естественный гипноз, физиологический транс — задумчивость, отрешенность и отвлеченность. Так разгружается психика. Подобное состояние сопровождает человека перед засыпанием и после пробуждения.
  • Миф №4 — гипнозу поддаются только люди с низким интеллектом и слабой психикой. На самом деле, чтобы впасть в гипнотический транс, человек должен уметь концентрировать свое внимание, а это удается как раз тем, у кого нет проблем с психикой. Высокий интеллект вовсе при гипнозе не имеет никакого отношения, и умные люди могут быть легко внушаемыми.
  • Миф №5 — все гипнотизеры — странные люди с необычной внешностью. Профессиональные гипнотизеры обладают вполне человеческой внешностью, ничем от других людей не отличаются, а “клоунов” из себя корчат чаще всего мошенники и шарлатаны.

via

Источник: https://p-i-f.livejournal.com/8709085.html

Гипноз: факты и мифы

Что такое гипноз? Что о нем известно современной науке? Для чего его можно применять, и насколько это безопасно?
Откуда ноги растут? Гипноз старше человечества. Среди животных он встречается не так уж и редко.

Наверняка вы слышали, что некоторые змеи гипнотизируют жертву и заставляют ее замереть на месте, прежде чем сделать смертоносный бросок. Оригинальной формой гипноза владеют каракатицы. Они изменяют окраску не только для того, чтобы слиться с подводным ландшафтом. Таким образом моллюск еще и сбивает с толку жертву.

Катаплексия — состояние, которое сильно напоминает гипноз, хотя и не имеет с ним ничего общего. Некоторые животные (например, лягушки, мыши, морские свинки, куры, утки) во время сильного испуга становятся неподвижными, не реагируют на раздражители, их можно уложить в любой позе. Животное может находиться в таком состоянии несколько минут или часов.

Первые упоминания о гипнозе датируются IV тысячелетием до нашей эры. В Древнем Египте существовали Храмы сна, в которых, по-видимому, людей погружали в состояние гипнотического транса, пытаясь исправлять психологические проблемы. Помимо гипноза, в «курс терапии» входили медитации, пение, голодание, ванны и конечно жертвоприношения.

Известно, что Храмами сна руководил Имхотеп, верховный жрец бога Ра в Гелиополе. Подобные храмы существовали и в Древней Греции. Они были посвящены Асклепию — богу врачевания. Духовные практики, напоминавшие гипноз, были и в Древней Индии. Некоторые из них, например медитации, стали популярны по всему миру.

Состояние гипнотического транса в своих трудах описывал Авиценна. В те далекие времена гипноз могли объяснить только при помощи мифов и религии. Спустя столетия ученые начали переосмыслять этот феномен. Удалось ли сделать это до конца сегодня?

Отцы гипноза

Первым популяризатором гипноза стал венский врач Франц Антон Месмер. В молодости он обучался у священника Максимилиана Хела лечению магнитами. Немного позже Месмер пришел к выводу, что исцеляющим действием обладает не магнит, а «природный магнетизм», или «месмеризм». Этим феноменом объяснялось состояние гипнотического сна пациентов.

Венский врач стал очень популярен, и в конце XVIII века к нему съезжались лечиться многие аристократы. Появились и противники «животного магнетизма», называвшие Месмера мошенником. Врач попросил оценить его теорию комиссию, в которую входили Антуан Лавуазье, Бенджамин Франклин и Жозеф Гильотин.

В письменном отчете, составленным Бенджамином Франклином, говорилось, что «месмеризм — это мошенничество». Физиологическими аспектами гипноза ученые всерьез начали интересоваться примерно с 1880 года. Большой вклад в изучение гипноза внесли российские ученые Иван Петрович Павлов и Владимир Михайлович Бехтерев.

Зигмунд Фрейд с помощью гипноза «доставал» из подсознания информацию о событиях, травмирующих психику. Стоит отметить, что психоанализ, как и гипноз, — метод спорный.
Фрейд использовал гипноз при изучении истории болезни истеричных женщин.

Активно использовал гипноз в своей практике американский психиатр Милтон Эриксон, он создал несколько профессиональных ассоциаций клинического гипноза. В современной психотерапии закрпился метод под названием «эриксоновский гипноз»: терапевт вводит пациента в состояние транса, после чего терапевтическое общение проходит на особом образном языке.

Гипноз используют и в других направлениях психотерапии. Что касается научного обоснования гипноза, до настоящего времени существуют лишь теории. Согласно самой популярной точке зрения, гипноз — особое состояние сознания. В этом состоянии у человека снижено внимание и повышена внушаемость.

Сознание заторможено, поэтому выполнение команд гипнотизера происходит бессознательно. Есть и альтернативная гипотеза. Некоторые ученые утверждают, что во время гипноза на самом деле практически не происходит никакого воздействия на психику и физиологию.

Пациентом гипнотизера может стать только человек, легко поддающийся внушению, мотивированный, тот, кто верит в этот феномен. «Загипнотизированный» изначально «знает», что гипноз «на самом деле существует». Он по своей воле впадает в состояние «транса» и выполняет команды, убеждая себя, что им манипулируют.

Насколько опасен уличный гипноз?

О нем ходит много легенд, которые на руку мошенникам. На самом деле, есть люди, которые способны мастерски манипулировать другими. Обычно это делается при помощи сильных негативных эмоций, страха («вижу, что с твоими родными скоро случится большая беда») или монотонной, быстрой, бессвязной болтовни.

Но успеха мошенник добивается, как правило, лишь с доверчивыми, легко внушаемыми людьми. В группе риска в первую очередь оказываются люди, верящие в магические способности некоторых людей. Если человек изначально настроен скептически и не склонен к общению — скорее всего, номер не прокатит.

Известны случаи, когда после уличного сеанса внушения человек не только расставался с ценными вещами, но и начинал болеть. Видимо, в данном случае включаются психосоматические механизмы, но опять же, дело в том, как человек воспринимает окружающий мир и во что верит.

Гипноз и современная медицина

Однако гипнотерапия используется и в официальной медицине. Сфера ее применения довольно широка. • Борьба со стрессом и тревогой. Например, гипноз используют перед некоторыми болезненными процедурами. • Борьба с болью.

Гипноз применяется для лечения болевого синдрома при онкологических заболеваниях, синдроме раздраженного кишечника, головной боли, фибромиалгии, во время стоматологических процедур. • Облегчение симптомов менопаузы. • Коррекция поведения.

Гипнотерапевты работают с пациентами, страдающими бессонницей, недержанием мочи, курением, алкоголизмом, ожирением, фобиями.

5 мифов о гипнозе

Миф № 1. Загипнотизирован может быть только человек с низким уровнем интеллекта или слабой психикой. Интеллект человека устроен сложно и состоит из нескольких компонентов. Многие люди с высоким IQ и высшим образованием легко поддаются внушению, а психически нездоровые люди зачастую имеют «иммунитет» к гипнозу. Для погружения в транс необходима концентрация внимания, а при неврозах, которые от IQ не зависят, она часто бывает нарушена.

Миф № 2. Если посетить хорошего гипнотизера, можно вылечиться за один сеанс.

Если это утверждает сам гипнотизер, то, скорее всего, перед вами мошенник. Практически ни одно состояние не может быть вылечено за один сеанс (если гипноз вообще способен его вылечить). Обычно требуется от 6 до 20 сеансов.

Гипноз редко используют как отдельный самостоятельный вид лечения. Чаще всего он играет роль дополнения к комплексной терапии.

Миф № 3.

Все гипнотизеры чудаковаты, их «визитная карточка» — необычная внешность и странное поведение.

Профессионалы чаще всего выглядят как обычные люди. Необычный наряд, странное поведение и постоянные разговоры о магии чаще присущи шоуменам и обманщикам.

Миф № 4. «Меня ни разу не гипнотизировали».

Так считают многие люди, никогда не посещавшие гипнотерапевтов. На самом деле вы наверняка хотя бы раз в жизни находились под гипнозом. Например, когда ехали в автобусе или стояли в очереди — в это время, когда нужно ждать и нечем заняться, человек может погружаться в легкий «физиологический транс».

Медитации можно считать разновидностью самогипноза. Некоторые люди неосознанно используют гипнотические техники, когда им нужно от вас чего-нибудь добиться. Кроме того, каждый человек испытывает состояние, напоминающее легкий гипнотический транс, перед засыпанием и сразу после пробуждения.

Миф № 5.

Гипноз — работа с темными силами. Это — опасно!

В средневековой Европе то же самое говорили о хирургии и анатомии.

На самом же деле гипноз — объективно существующее, можно сказать, физиологическое явление, которое, хотя и не до конца изучено, но уже нашло полезное применение в медицине.

Гипнотерапия безопасна, конечно, если сеанс проводит профессионал, стремящийся помочь, с согласия самого пациента.

Кстати, эффекта легкого транса можно добиться, просматривая оптические иллюзии.

Источник: http://budtezdorovy.net/2015/09/gipnoz-fakty-i-mify.html

История гипноза

Большая Советская Энциклопедия любезно сообщает, что «Гипноз» происходит от греческого слова hypnos – сон и является особого рода сноподобным состоянием человека и высших животных. Чётко и лаконично. Что же из себя представляет это сноподобное состояние?

В первую очередь оно ограничено по времени – то есть это не навсегда. Здесь подразумевается конкретный временной промежуток, после которого наш мыслительный центр возвращает себе свои обычные функции. А вот в этом ограниченном интервале с нашим сознанием происходят разные интересные вещи.

Оно изменяет свой объём – сужает его до минимума, вмещая в себя только содержание внушения. Всё остальное остаётся «за бортом».

Подвергнутый гипнозу человек или животное оказывается в искусственно вызванном состоянии заторможенности организма – дрёма или псевдосон.

Кардинально изменяется контроль за своими действиями – если уж быть совсем точным – наступает бессознательное состояние, при котором выполняются различные команды и проверяются реакции на внешние раздражители.

Сразу нужно оговориться   ввести живое существо в состояние гипноза может только особым образом обученный специалист –гипнотизёр.

Правда человек и сам, посредством самовнушения, может заставить себя сузить сознание и войти в состояние транса.

Но такие случаи, как правило, требуют особого устройства психики, длительных тренировок, соответствующих внешних условий и социальной среды.

История гипноза уходит корнями в тьму веков. Жрецы всех древних цивилизаций творили пророчества в состоянии гипнотического транса. На жертвенные алтари ложились несчастные со слезами радости на глазах, так как им внушали, что они отдают свои жизни богам. Массовому гипнозу подвергались целые народы, дабы вожди могли безнаказанно удовлетворять свои непомерные амбиции.

Правда история гипноза не сохранила конкретные имена людей из сказочной древности, которые обладали даром внушения. Античное имя, стоящее первым в бесконечном потоке времени – это римский писатель Апулей (ок. 125–ок. 180). В своё время его произведения были популярны благодаря смеси в них эротических мотивов, бытовой сатиры и религиозной мистики.

Сей уважаемый римский гражданин вводил в состояние гипноза своих рабов, желая таким образом увидеть будущее. Его со временем обвинили в магии, на что, в свою защиту, Апулей написал «Апологию». Это большая речь, в которой писатель с возмущением отвергает все обвинения в свой адрес.

Следующее конкретное имя, ярко запечатлевшее себя в истории гипноза, появляется во второй половине XVIII века.

 Австрийский врач Франц Месмер (1734-1815), основатель идеалистической системы в медицине – месмеризма, взял за основу такое понятие, как «животный магнетизм».

Он искренне считал, что изменять состояние организма, а также излечивать болезни можно при помощи магнетических воздействий.

В каждом живом существе, утверждал Месмер, находится, так называемый, всепроникающий эфир. Его деятельность в организме очень вялая, неорганизованная, хаотичная и не несёт никакой пользы.

Можно было бы не обращать на эфир внимание, но это неясное образование напрямую связано с планетами Солнечной системы. Одарённый магнетическим даром человек способен установить контакт между эфиром и Космосом.

Как следствие, в организме активизируется животный магнетизм и начинает творить чудеса – оказывать лечебное воздействие на все органы тела.

Но человек напрямую не может влиять на тело больного. Для этого нужен какой-нибудь «посредник», испускающий магнетизм. Таким посредником может быть любой предмет: металлическая пластинка, чан с водой, железный прут, дерево, полено и любые другие вещи.

Свои теоретические выкладки Месмер уверенно доказывал на практике. Путём манипуляций с намагниченными предметами он убирал боль, излечивал различные заболевания и «заряжал» воду целительной энергией.

Его сеансы были и индивидуальными, и массовыми. Популярность магнетизёра стремительно росла.

Очень скоро имя австрийца стало греметь на всю Европу: не было ни одного человека, кто бы хоть раз не слышал о нём.

Свой удивительный дар австриец демонстрировал отнюдь не бескорыстно и не во благо науки. Именно зарабатывание денег было главной его целью. Тому доказательством может служить тот факт, что он никому не хотел открывать свои профессиональные секреты. Даже ближайшие ученики не знали, как магнетизёр заряжает предметы и вылечивает людей.

После настоятельных просьб Месмер согласился поделиться своими знаниями за 500 тысяч франков. Его авторитет был так огромен, что ученики не задумываясь собрали эту астрономическую сумму и отдали её учителю.

Потеряв голову от известности, возомнив себя исцеляющим всех и вся мессией, Франц Месмер замахнулся на Луну. Он во всеуслышание объявил, что зарядил спутник Земли целительной энергией, и теперь каждый может исцеляться, глядя на ночное светило не реже двух раз в неделю.

Ушатом холодной воды для магнетизёра стало очередное собрание членов Парижской академии наук в 1784 году.

Главным обвинителем в его адрес выступил Антуан Лоран Лавуазье – французский химик, один из основоположников современной химии.

Он обвинил Месмера в шарлатанстве и внёс предложение навсегда запретить тому врачебную практику на территории Франции. Другие члены академии поддержали уважаемого учёного.

Австриец вынужден был свернуть свою деятельность. В других странах Европы представители официальной науки тоже стали ставить ему различные препоны. Талантливый врач очень скоро был забыт, но он оказался не чужд низменных и подленьких человеческих страстей.

В 1794 году, во время Французской революции, Месмер был одним из тех, кто написал донос на Лавуазье. Учёный был гильотинирован.

Принесло ли это душевное удовлетворение австрийцу или нет, неизвестно, важно другое – история гипноза на этом не закончилась: созданное Францем Месмером учение осталось жить и было продолжено его учениками, самым известным из которых был маркиз де Пюисегюр.

Последователи Месмера были людьми умными и, получив от него тайные знания, вскоре пришли к выводу, что намагниченные исцеляющие предметы, которые они купили у учителя за бешеные деньги, никак не влияют на ход и результат лечебного процесса. По сути, все эти сосуды, магнитные палочки, чаны с водой служили только для отвода глаз и являлись средствами наживы. Всё дело было в самом австрийском докторе: в его незаурядном уме и могучей воле.

Отсюда марких де Пюисегюр сделал вывод: не каждый желающий может стать гипнотизёром, а только тот, у кого есть способности к ясновидению.

Другие ученики с ним согласились и стали искать иные способы и методы воздействия на головной мозг человека. Они отбросили всю дешёвую атрибутику, заменив её прикасаниями, фиксированием зрения, ритмичными телодвижениями.

Набор таких действий стали называть гипнотическими, а самих людей, которые их освоили – гипнотизёрами.

Уже в двадцатые годы девятнадцатого века история гипноза вступила в новую фазу.

Стали появляться многочисленные любительские и научные статьи об этом загадочном явлении, в газетах то и дело мелькала информация о чудесных исцелениях посредством гипноза. Многие уважаемые умы того времени выступили в поддержку этого учения.

Среди них были такие мэтры, как Пьер Симон Лаплас – французский математик и астроном, Жорж Кювье – французский зоолог, иностранный почётный член Петербургской АН.

В научной среде появились различные направления и течения, пытающиеся объяснить физиологические процессы, провоцирующие сноподобное состояние человеческого мозга. Не последнее слово в этом вопросе сказал великий русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936). Имя этого учёного оставило яркий след в истории гипноза.

По Павлову – гипноз всегда сон. Когда мозг спит, его кора заторможена. Но это торможение носит дробный, локальный характер. То есть между заторможенными участками всегда существуют бодрствующие зоны – ведь часть нервных клеток никогда не отключается, отвечая круглые сутки за жизнедеятельность внутренних органов человеческого организма.

Этот как раз те «окна» через которые гипнотизёр может воздействовать на мозг человека. Он подаёт команду в бодрствующую зону, а спящее серое вещество не может её критически проанализировать и подчиняется. Обычный сон переходит в псевдосон.

Именно когда человек находится в таком зыбком состоянии, гипнотизирующий врач может оказать на пациента лечебное воздействие словом (внушением). Сила внушения очевидна.

Воздействуя на подсознание, она позитивно перепрограммирует психику, которая, в свою очередь, начинает благотворно влиять на весь организм.

Вернувшись в нормальный ритм, человек уже по другому воспринимает окружающую действительность.

История гипноза не ограничивается только человеческим разумом. Она знает немало случаев соответствующего воздействия на психику животных. Мастерством вводить меньших братьев в состояние транса в совершенстве овладели индийские факиры. Об этом известно из рассказов и воспоминаний многих путешественников, посещавших Индию в разные времена.

Вот что пишет в одной из своих книг основательница Теософского движения Блаватская Елена Петровна (1831-1891): «Факир развязал мешок, поднял его в воздух, перевернул.

На землю посыпались длинные пёстрые ленты. Они образовали цветастую кучу, которая вдруг зашевелилась и начала расползаться в стороны. Ленты на глазах перевоплотились в змей. Это были индийские кобры.

Один укус такой твари убивает почти мгновенно.

Исчадия ада не поползли к людям. Каждая из змей заняла место у ног факира и свернулась в клубок. Над пёстрыми кольцами виднелась только поднятая в воздух маленькая голова с открытой пастью и высунутым наружу ядовитым языком.

Факир, демонстрируя абсолютное спокойствие, вынул из рукава маленькую красную свирель и тихо заиграл. Тела ядовитых тварей начали вытягиваться, приподниматься в воздухе. При этом они медленно раскачивались в такт музыке.

Этот своеобразный танец продолжался минут пять. Наконец факир оборвал мотив, спрятал свирель. Его руки стали делать плавные движения, как будто человек разводил воздух руками.

Длинные упругие пёстрые тела вначале замерли на месте, а затем медленно опустились на землю. Они легли на пыльную дорогу, вытянулись во всю длину и замерли. Каждый желающий мог подойти и взять в руки это страшное творение природы. Тела змей были твёрдыми и негнущимися – никаких признаков жизни они не подавали».

В этой выдержке из книги описана работа настоящего профессионала. Его действия продуманы, движении отточены. Животные беспрекословно подчиняются силе воле, высокому мастерству и интеллекту человека.

Индийские йоги также внесли свой вклад в историю гипноза. Эти люди ни в чём не уступают факирам, только их мастерство направлено на владение своим разумом, телом и сознанием. Сила самовнушения этих коренных жителей Индии может потрясти любого неискушённого чужестранца.

В индийских медицинских трактатах даётся много примеров, когда жизнь людей была искусственно приостановлена посредством удушения или утопления. Они сами возвращали себя на божий свет через двенадцать часов, после пребывания в царстве тьмы.

У таких «мертвецов» отсутствовало дыхание, пульс, кожа была синяя и холодная; зрачок не реагировал на световой раздражитель, мышцы явно демонстрировали трупное окоченение – на лице присутствовали все признаки покойника. Но по прошествию необходимого времени, картина постепенно начинала меняться.

Вначале появлялся слабый пульс, восстанавливалось дыхание. Затем начинала блекнуть синева кожного покрова. Параллельно размягчались мышцы, оживал зрачок. Кожа теплела, приобретая обычный розоватый цвет. Лежащий без движения человек уже ничем не напоминал мертвеца. Казалось он просто спит глубоким и безмятежным сном. Наконец «воскресший» делал глубокий вдох и открывал глаза.

Тайны Востока всегда вызывали живой интерес во всём мире. Западные умы также старались не отставать от «продвинутых» индусов. История гипноза значительно обогатилась достижениями, именно, людей науки.

Хотя эти достижения не столь экзотичны, но для изучения загадочного феномена имеют огромное значение.

Так под руководством российского психолога, профессора Платонова Константина Константиновича (1906-1984) проводились опыты по внушению человеку, что он весит всего три килограмма.

При этом у введённых в состояние гипноза добровольцев резко изменялась походка, учащалось дыхание и пульс, менялось давление крови. По истечению трёх дней, период привыкания проходил, и все параметры организма восстанавливались. Но человек, не чувствуя веса своего тела, мог спокойно спать с поднятыми вверх руками или ногами.

Когда же людям вновь «возвращали» их вес, организм повторно переживал период адаптации и постепенно привыкал к обычному состоянию. Поначалу тело казалось гораздо тяжелее, чем до внушённой невесомости; передвигаться было можно, но с огромным трудом; чувство, что к ногам привязаны огромные гири, проходило у добровольцев только через несколько дней.

Интересны также работы известного американского психолога Стэнли Криппнера. Он ставил опыты по мысленному внушению образов уснувшему человеку. Голову испытуемому опутывали сетью электродов. В другой комнате перед экраном монитора сидел сотрудник – в его задачу входило следить за тем, как протекает сон.

Вначале лежащий человек бодрствовал. Кривая биологических колебаний мозга на экране соответствовала этому состоянию. Процесс засыпания также был виден чётко: амплитуда колебаний волн резко уменьшалась. После того, как испытуемый погружался в глубокий сон, исследователи дожидались парадоксальной фазы – «быстрый сон», сопровождающийся сновидениями.

Именно в этот период спящему начинали внушать различные образы. Затем его будили и просили пересказать, что он видел во сне. Полного совпадения внушённых образов со сновидениями не было. Но и сказать, что между ними не было никакой связи – тоже нельзя.

К примеру, уснувшему внушали рисунок, на котором была изображена рыба. Когда его будили, он рассказывал, что шёл по берегу моря и видел рыбаков, которые развешивали сети для просушки.

На следующей картинке был нарисован жокей, скачущий во весь опор на лошади. Проснувшись, человек говорил, что шёл по сельской улице вдоль забора. Был сильный ветер, который просто валил с ног.

Чтобы не упасть, он ухватился рукой за подкову, висевшую на воротах.

Никто не будет отрицать, что между рыбой и рыбацкими сетями есть связь. Сильный ветер и подкова тоже по смыслу соответствуют быстро скачущему на лошади жокею. Отсюда Криппнер сделал вывод – мозг не просто воспринимает мысленные внушения, а как бы переосмысливает их. Иными словами – вводимые в сознание образы настраивают кору полушарий на похожие по смыслу и содержанию сновидения.

Все эти опыты и эксперименты, взятые по отдельности, не могут выявить цельную картину возможностей гипноза при его воздействии на человеческий мозг. Но если их объединить в одну систему, то сразу виден тот огромный потенциал, которым обладает внушение.

Человеческая психика – штука очень тонкая и невероятно сложная. Чтобы познать хотя бы малую толику этой величайшей загадки природы, необходимо владеть огромным многообразием различных методов и средств.

Гипноз в этом смысле как раз и является одним из основных вариантов познания.

Только благодаря ему можно проникнуть в самые сокровенные глубины психических процессов, которые никаким иным способом познать просто невозможно.

Таким образом история гипноза продолжается. До каких высот дойдёт человек в изучении этого удивительного феномена – неизвестно.

Главное же заключается в огромной ответственности тех людей, которые, имея на руках столь мощное оружие воздействия на психику, не использовали его во вред или для наживы, а помня клятву Гиппократа, творили добро и несли в окружающий мир духовное и физическое исцеление.

Источник

Источник: http://www.snamioki.ru/archives/8502

Регрессивный гипноз и терапия: «индийский» гипноз | Разновидности гипноза | Читать онлайн, без регистрации

Регрессивный гипноз и терапия: «индийский» гипноз

Особое место среди разновидностей гипноза занимают техники, которые сформировались на стыке гипнотической практики и духовной культуры Востока.

Одной из таких техник является регрессивная терапия.

Регрессивная терапия построена на основе учения о реинкарнации – философском учении, согласно которому бессмертная сущность живого существа перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Идея реинкарнации является центральной во многих религиях и духовных практиках Востока (в особенности в Индии).

Учение о реинкарнации не умаляет значения ни одной из признанных форм религии. Скорее усиливает, делает богаче. В Новом Завете есть указание на то, что Иисус был знаком с законами реинкарнации, он говорил: «Что посеешь, то и пожнешь». В Евангелии от Иоанна (8, 58) Иисус говорит своим ученикам: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь».

Теория реинкарнации учит любви и, следовательно, совместима с любой религией, основным принципом которой является любовь. Многие люди, вслепую блуждающие в поисках ответов, могут найти здесь то, что ищут.

В числе преимуществ и достоинств регрессивной терапии многие считают естественность метода. Эта методика используется для того, чтобы выявить ключевые ситуации, связанные с проблемой, получить доступ к вековой мудрости и достичь более высокого уровня развития души.

Во время сеанса регрессивного гипноза можно задать вопросы и получить ответы у своего подсознания, высшего Я, учителей и гидов-наставников. Разговор с клиентом происходит через его высшее Я.

Именно подсознание заботится о теле человека, оно может объяснить причину заболевания, а также излечить его.

Иногда достаточно отпустить боль прошлых жизней через белый Божественный Свет – и он смягчится или исчезнет.

Некоторые гипнологи-регрессионисты для погружения клиентов в прошлое используют кресла. Можно провести сессию лежа в удобном кресле-трансформере: в лежачем положении легче расслабиться. Выбор остается за клиентом.

Погрузиться в легкий транс и увидеть прошлое способен каждый, кто с закрытыми глазами может представить тихое спокойное место на берегу моря, реки или пруда, прекрасную птицу, деревья с листвой, любимый цветок и т. д.

Некоторые люди почти реально переживают свои прошлые жизни, другие только чувствуют («Я мальчик лет четырех, сижу у дороги в пыли, в песке и руками ощущаю этот горячий песок, а мимо проезжает отряд всадников в шлемах и кольчугах, с длинными копьями. Я ощущаю, как вздрагивает земля под копытами коней. Остальное как в тумане».).

Это зависит от того, какая ведущая модальность у человека, кем он является – визуалом, аудиалом или кинестетом.

Работа с регрессией естественна и безопасна, потому что базируется на выявлении внутреннего Я клиента, и столь же природна, как сон. Здесь на первый план выходит подсознание, которое стремится откликнуться на слова и изображения, порождая ощущения и эмоции.

Известный американский гипнолог-регрессионист Долорес Кэннон на вопрос, не опасно ли ходить в прошлое, отвечает, что она погрузила в прошлое более 10 тысяч клиентов и никому не стало хуже, никто там не остался.

Путешествия в прошлое происходят под мощной защитой, которая обеспечивает полную безопасность, кроме того, гипнолог незримо сопровождает человека в этом путешествии. При завершении сеанса проводят утилизацию всего негативного, а уроки, вынесенные из регрессии, используют в этой жизни.

Некоторые люди спрашивают, не выдуманы ли эти истории. Как показывает практика, это не выдумки, а конкретные ситуации, которые по своему желанию изменить невозможно. Происходит именно то, что должно было случиться. Например, молодую женщину, обвиняемую в колдовстве, привязывают к столбу, под столбом разводят костер.

Она говорит: «Наверное, все это я придумываю», – но ничего сделать с этим не может, никто не спасает ее, вот уже загорелись волосы… И тогда гипнолог говорит: «Теперь смотрите со стороны на эту ситуацию, без эмоций и без ощущений».

Вместе с пациентом они просматривают ситуацию со стороны и затем убирают ее, обращаясь к хранителям кармы.

Одна женщина очень боялась воды.

В третьей показанной подсознанием жизни она прыгает с камня в море и уже в полете осознает, что не умеет плавать… Она никак не может всплыть на поверхность, ругается на рыбок («И эти кильки мешают всплыть», – произносит она). И тонет. В свои 43 года она ни разу не купалась в глубокой воде и не умела плавать. После проведенной сессии она на другой день записалась в бассейн и научилась плавать.

В любом случае подсознание пациентки вытащило на свет эти эпизоды для того, чтобы ответить на поставленные ею вопросы или избавить от каких-либо проблем.

При проведении психоанализа человек в течение года по два раза в неделю лежит на кушетке и говорит все, что придет ему в голову, – в этом заключается основной эффект. И никто не спрашивает, выдумал ли он все, что говорит, или это реальные эпизоды из его жизни. Важны выявленные первопричины.

Интересны судьбы родимых пятен. Иногда человек рождается с родимыми пятнами, но многие замечают, что по достижении определенного возраста у них появляются новые родимые пятна. Часто они несут информацию о ранах, полученных в прошлых жизнях. К гипнологу обратился человек лет 28, у которого было родимое пятно на животе.

Он рассказал, что родимое пятно появилось лет в 25 и как раз с этого времени он начал бояться острых предметов. Он прятал на ночь все кухонные ножи, чувствовал дискомфорт, когда острый предмет поворачивали в его сторону. При проведении регрессии выяснилось, что в прошлой жизни в 25 лет он погиб от удара стилетом в живот.

После первой же сессии и очищения информации в белом свете он избавился от этой фобии, а родимое пятно исчезло.

По окончании регрессии вы будете помнить обо всем, что видели и делали во время сеанса. Кроме того, такие сессии обычно записывают на видео и отдают диск клиенту, для того чтобы он в спокойной обстановке мог послушать, что говорил во время регрессии.

Многие эмоциональные проблемы и конфликты быстро и эффективно разрешаются посредством терапии прошлых жизней, обычно за гораздо меньшее количество сессий, чем при обычной терапии.

Чаще люди проходят регрессии в прошлое по одному разу. Некоторые хотят посетить другие жизни, в которых были вместе с конкретными людьми. Другие хотят погрузиться именно в то время, когда переживали определенные эмоции, были знаменитыми людьми, художниками, мореплавателями, жили в экзотических местах.

Изменения в личности чаще начинают происходить после первой же сессии. Многим после регрессии в течение нескольких дней снятся сны, в которых они видят другие прошлые жизни, где имеются ответы на вопросы, которые не удалось увидеть во время регрессии.

Исчезают фобии, депрессии, меняется само отношение к жизни. Человек перестает быть приземленным, у него появляется философское отношение к жизни. Зачастую начинают устраняться или полностью исчезают многие физические проблемы, считающиеся психосоматическими.

На регрессионных сессиях люди зачастую получают возможность собрать вместе разрозненные кусочки прошлого. Когда проблема со всеми ее аспектами выходит из подсознания на уровень сознания, она может быть нейтрализована.

Когда при работе с регрессией задаются искренние, выстраданные вопросы, подсознание готово открыть свои хранилища. Клиент может восстановить всю историю событий – от ледникового периода, битв, изменивших ход истории, путешествий по океанам под парусами до участия в сражениях последней из произошедших войны.

Чаще всего людей волнуют такие вопросы:

● Являются ли мои страхи, фобии следствием прошлых жизней?

● Не являются ли события прошлой жизни причиной моих напряженных отношений в семье, на работе или с конкретным человеком?

● В чем смысл моей жизни, с какой основной задачей я пришел в эту жизнь, какой урок должен усвоить?

● С кем из моих родственников и знакомых я встречался в прошлых жизнях?

● Какова причина моих комплексов?

● Не является ли моя болезнь следствием событий моей прошлой жизни?

● Не являются ли мои родимые пятна причиной травмы, полученной в прошлой жизни?

● Был ли я в прошлых жизнях художником, писателем, музыкантом?..

● В каких жизнях я служил людям наилучшим образом?

● Не кроется ли причина моего негативного отношения к женщинам (мужчинам) в прошлой жизни?

Работа с прошлыми жизнями показывает впечатляющие результаты. Сознание людей прошло путь от простого любопытства узнать о прошлых жизнях до высшей теории познания, несущей мудрость. С его помощью открывается дверь в область духовного высшего идеала, и здесь становится очевидным универсальность метода регрессивной терапии.

Источник: http://velib.com/read_book/litagent_klub_semejjnogo_dosuga-aver_anna/mgnovennyjj_gipnoz_kak_rabotaet_sila_vnushenija/raznovidnosti_gipnoza/regressivnyjj_gipnoz_i_terapija_indijjskijj_gipnoz/

Разоблачение фокусов индийских факиров

Можно  бесконечно описывать фокусы  факиров, но согласитесь, что не так интересен сам факир и его фокус, как разоблачение фокусов. Сами же индусы и раскрыли свой секрет для всего мира.

Со сверхъестественными силами эти «чудеса» никак не связаны и со всеми законами природы согласованы.

Зарабатывающие уличными шоу, странствующие факиры, на самом деле находятся на очень низкой ступени истинного духовного развития.

Их способность «творить чудеса» — обычное ремесло, передаваемое от учителя к ученику и постоянно совершенствуемое. Однако в Индии есть адепты, которые, подобно обитателям Шамбалы, обладают необычайной духовной силой. Но на потеху публике, они не станут демонстрировать свои способности.

Иллюзия чуда

Секрет чуда заключается в том, что факир создает ментальную иллюзию. Ловко манипулируя чувствами публики, он заставляет видеть то, чего в действительности не существует. Толпа индийцев – необыкновенно впечатлительное сообщество. Под воздействием психической силы иллюзиониста в толпе создается ментальная иллюзия.

Воздействию гипноза этих чародеев поддаются и просвещенные европейцы. Толпа находится в состоянии повышенной внушаемости.

Фотографии описанных явлений показывают, что на самом деле чудес не происходит. Факир сидит перед толпой, и вода из ореха не льется, и по воздуху ничего не летает.

Иллюзионист создает определенные мысленные образы, которые проецирует на подготовленную к воздействию публику.

Захоронение под землей

Силой самогипноза объясняются удивительныевозможности факиров, которые те демонстрируют повсеместно. Будучи захороненными под  слоем земли, они проводили там по нескольку дней. Чародея помещали в полотняный мешок, который завязывали над головой шнурком и закапывали.

Через несколько дней, когда его откапывали, он напоминал труп, сердцебиение которого невозможно было обнаружить. Для того чтобы факир ожил, его следовало полить теплой водой. Кроме того, к макушке его головы прикладывали горячую пшеничную лепешку, глазные веки протирали молоком буйволицы, из ноздрей и ушей удаляли затычки из воска.

Индийские летописи хранят сведения примеров приостановленной жизни от вдыхания ядовитых газов, утопления и удушения. Такие покойники возвращаются к жизни через 12 часов.

В их оживлении нет мистики, тут скорее речь идет о выживании в экстремальных условиях. Дыхание, а вместе с ним и пульс, в этом случае замедляются до невидимых проявлений.

Человек словно погружается в глубокий летаргический транс, применяемый вне духовных практик крайне редко.

На Западе такой уникальный гипнотизер произвел бы сенсацию, а обычный индийский факир бродит по-прежнему по раскаленным дорогам этой удивительной страны и существует на подаяние. Что наглядно иллюстрирует различие западной и восточной культуры.

А как считаете вы? Индийские факиры — это настоящие маги или умелые фокусники?

Статья по теме: джайнизм — одна из древнейших индийских религий.

Источник: http://valtasar.ru/razoblachenie_fakirov.php

Ссылка на основную публикацию