История новогодней ёлки — тайны и факты

Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты :

Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного праздника ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, мишурой и гирляндами.

Ароматный запах свежей хвои, вкус мандаринов — вот с чем ассоциируется новогодний праздник у большинства российских детей. Под елочкой детвора находит свои подарки. На утренниках вокруг нее водят хороводы, поют песни. Но так было не во все времена.

Откуда на Руси появилась новогодняя елка? История традиции украшать ее на Новый год описана в данном материале.

Тотемное дерево язычников

Наши предки верили, что все деревья живые, в них обитают духи. В дохристианские времена в друидическом календаре кельтов есть день поклонения ели. Для них она являлась символом храбрости, силы, а пирамидальная форма дерева напоминала небесный огонь. Еловые шишки также символизировали здоровье, крепость духа.

Древние германцы считали это дерево священным и поклонялись ему. Оно отождествлялось у них с Мировым Древом – источником вечной жизни, бессмертия. Существовал такой обычай: в конце декабря люди шли в лес, выбирали самое пушистое и высокое дерево, украшали его разноцветными лентами и делали различные подношения.

Затем вокруг ели водили хороводы и пели обрядовые песни. Все это символизировало цикличность жизни, ее возрождение, начало нового, приход весны. У славян-язычников же, наоборот, ель ассоциировалась с миром мертвых и нередко использовалась в погребальных обрядах.

Хотя считалось, что если разложить еловые лапы в углах дома или сарая, то это защитит жилище от бурь и гроз, а ее обитателей – от хворей и нечистой силы.

Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно.

Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов.

Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа).

Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка.

На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием.

С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах.

История появления звезды на макушке рождественской ели

Сначала люди украшали свои дома только веточками и большими еловыми лапами, в дальнейшем стали приносить целые деревья. Но намного позднее появился обычай наряжать новогоднюю елку.

История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба.

Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками.

А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Впоследствии эта традиция распространилась среди последователей идей протестантизма, а в дальнейшем и по всей стране.

Начиная с 17-го века это ароматное хвойное дерево стало основным символом сочельника в средневековой Германии. В немецком языке даже появилось такое определение, как Weihnachtsbaum — рождественская ель, сосна.

Появление рождественской елки на Руси

История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова.

Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер.

Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками.

По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки.

Возрождение петровских обычаев в первой половине 19-го века

История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга – царица Александра Федоровна, немка по происхождению.

Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары.

Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить).

Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.

История рождественской ели в СССР

С приходом к власти большевиков все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были отменены. Рождественскую ель было принято считать буржуазным атрибутом, пережитком имперского прошлого. На несколько лет эта чудесная семейная традиция стала нелегальной.

Но в некоторых семьях она все равно сохранялась, несмотря на запрет властей.

Лишь в 1935 году, благодаря заметке партийного деятеля Павла Постышева в главном коммунистическом издании тех лет – газете «Правда», этому вечнозеленому дереву вновь вернулось незаслуженно забытое признание его как символа наступающего года.

Повернулось вспять колесо истории, и новогодние елки для детей стали устраиваться вновь. Вместо Вифлеемской звезды ее верхушку украшает красная пятиконечная звезда — официальный символ Советской России.

С тех пор елки стали называться «новогодними», а не «рождественскими», а сами деревья и праздники – не рождественскими, а новогодними.

В истории России впервые появляется официальный документ о нерабочих праздничных днях: первое января официально становится выходным.

Кремлевские елки

Но на этом не заканчивается история новогодней елки в России. Для детей в 1938 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, установили огромную многометровую елку с десятками тысяч стеклянных шаров и игрушек.

С тех пор каждый год в этом зале стоит гигантская новогодняя ель и устраиваются детские праздники. Каждый советский ребенок мечтает попасть на Новогоднюю елку в Кремле.

И до сих пор излюбленным местом встречи будущего года у москвичей является Кремлевская площадь с установленной на ней огромной, нарядно украшенной лесной красавицей.

Елочные украшения: тогда и сейчас

В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков.

Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий.

Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки».

Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

Откуда появилась мишура и гирлянды?

Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры.

Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной.

Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.

В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор — Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.

Источник: https://www.syl.ru/article/363668/novogodnyaya-elka-istoriya-vozniknoveniya-i-interesnyie-faktyi

История новогодней елки

Елка — неизменный атрибут Рождества и Нового года.

А знаете ли вы, почему именно елка заняла это почетное место? В какой стране впервые это дерево было установлено на площади, как и когда его стали украшать в России, почему на макушку принято ставить звезду, когда появилась традиция ставить искусственную ель, и где и когда было установлено самое высокое новогоднее дерево? На все эти вопросы мы и попробуем найти ответы в последние дни уходящего года.

Еще тысячи лет назад наши предки одухотворяли дерево. Считалось, что деревья, являются живыми существами и в них переселяются души умерших. В ветвях деревьев находят себе приют духи — как добрые, так и злые.

Поэтому люди украшали деревья, тем самым стараясь их задобрить. Особое место отводилось вечнозеленым деревьям, в том числе и ели.

Наши предки верили в то, что вечнозеленым деревьям благоволит Солнце- главный бог во многих языческих верованиях.

Поэтому еще древние германцы, встречая день зимнего солнцестояния, украшали свои жилища лапами ели. Ханты приносили ели жертвы, удмурты в первый день нового года, зажигали на елке свечи и проводили моления.

В славянской мифологии возле елки полагалось веселиться, играть на музыкальных инструментах, петь и плясать. Делалось это с определенной целью, своим весельем люди старались разбудить весеннюю богиню Живу, для того чтобы она отправила на землю своего сына по имени Свет.

В свою очередь Свет должен был пробудить царстве Деда Мороза и освободить землю от ледяных оков.

До сих пор с точностью неизвестно, когда именно ель превратилась вначале в новогодний, а после и в рождественский символ. Но, есть предположения, что это произошло именно на территории Германии, позже эту традицию заимствовали голландцы и англичане.

А уже в ХVI веке ель стала символом Рождества. Поначалу елку украшали яблоками, грушами и орехами. Это было связано с легендой о том, что на рождение Христа все деревья расцвели и покрылись плодами в одну ночь.

Позже, с развитием ремесел убранство праздничного дерева стало более искусным и богатым. Верхушку ели украшало солнце, выполненное из бумаги, соломы или стекла.

А стеклодувы проявили необычайное мастерство, чтобы создать первые стеклянные елочные игрушки.

Существует красивая легенда о том, как все деревья в рождественскую ночь отправились поклониться младенцу Христу.

Первыми прибыли недалеко растущие от Вифлеема пальмы, потом кипарисы, буки, ивы, дубы и другие деревья, а самой последней пришла маленькая северная елочка.

Другие деревья загораживали ее от Иисуса, но вдруг с неба стали падать звезды и садиться прямо на елку, от чего та стала сверкать и светиться.

Принято считать, что первое украшенное дерево, которое установили на городской площади, было не одной высокой елкой, как мы это привыкли видеть сейчас, а это было несколько маленьких елочек с зажженными на них свечами. Они были установлены в центре Нижней Саксонии, городе Ганновере во второй половине ХVII века.

С ХIХ века традиция праздновать рождество и новый год с украшенной елкой распространилась по всей Европе. В 1819 году она появилась на новогоднем празднике в Венгрии, в 1820-м — в Праге, в 1829-м — в Скандинавии, в 1840-м — в России.

Хотя в России традицию украшать и использовать елку, как атрибут именно Нового года, пытался ввести еще Петр I. Но обычай не прижился и ель становится символом праздника только спустя почти 100 лет.

Первая публичная ёлка в России была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерининского вокзала. Не сохранилось данных ни о высоте елки, ни о том, как отреагировала на нее публика. Единственно, что известно — это то, как она была украшена: множество разноцветных бумажных лент, фрукты и венчала макушку большая звезда.

Чуть ранее, еще в 1840 году, общественная елка появилась во Франции при дворе Луи Филиппа.

Дерево было воздвигнуто перед королевским дворцом Тюильри, но не было украшено свечами, из-за чего не выглядело настолько эффектно, как это возможно с огоньками.

Говорят, что именно поэтому елка не произвела особого впечатления на массы, и традиция украшать елку в Сочельник достаточно долго приживалась во Франции.

В Англию традицию наряжать елку привез с собой муж королевы Виктории немец Альберт Саксен-Кобургский еще в 1841 году. Буквально спустя 10 лет вся Великобритания, следуя примеру королевской семьи, стала наряжать ель и устраивать семейные торжества и детские праздники вокруг нее.

В Америку елка попала примерно в тоже время, что и в Англию. Этот обычай распространялся также благодаря немецким эмигрантам. Нарядное дерево, украшенное свечами и подарками, производило неизгладимое впечатление на соседей выходцев из Германии. И уже буквально на следующий год, каждый из них хотел иметь точно такое же дерево в своем доме.

А уже в 1848 году в Нью-Йорке появился первый продавец елок. Так было положено начало новогодним базарам.
Сегодня мы с радостью ждем самого сказочного праздника в году. Запах хвои, гирлянды, золотые шары непременно ассоциируется у нас с наступлением Нового года. А вы уже купили елку?

Интересные факты

Первые искусственные елки

Германия стала законодателем моды на Рождественскую и Новогоднюю елку. И немцы же первые создали искусственные елки в пику массовой вырубке леса. Ими были придуманы елки из гусиного пера, окрашенные в зеленый цвет. Позже они получили широкое распространение не только в Европе, но и в Америке.

Елочные игрушки

Изначально елочные игрушки — это символы, в которых переплелись языческие и христианские традиции.

Так, например, звезда, которой было принято украшать макушку дерева — не что иное как символ Вифлеемской звезды, приведшей волхвов к яслям Христа.

Свечи — это духовный свет, фрукты — плодородие, шары, как говорят историки игрушки, могут символизировать плоды древа Добра и Зла. А макушка-солнце изначально символизировало наступление нового года.

Подарок из Норвегии

Во время второй мировой войны Норвегия была оккупирована немецкими войсками, а норвежский король и правительство скрывались в Англии.

Тем не менее, подданные норвежского короля смогли контрабандой привезти огромную ель, которая была установлена на Трафальгарской площади.

С тех пор, уже в благодарность за освобождение страны, Осло ежегодно дарит британской столице точно такое же дерево, украшенное елочными игрушками и огнями. В свою очередь англичане ежегодно устанавливают дерево на той же самой площади.

Сама высокая елка мира

Самая высокая елка, занесенная в книгу рекордов Гиннеса, была установлена в Мехико сити в 2010 году. Ее высота составила 110 метров. Для сравнения, такую же высоту имеет 40 этажный дом.

Источник: https://www.uralweb.ru/pages/newyear/5585.html

История новогодней ёлки

Трудно представить Новый год без привычной и любимой всеми новогодней ёлки. Традиция наряжать ёлку к празднику появился очень давно, и имеет свою многовековую историю.

Люди издавна верили в то, что у деревьев имеется магическая сила. Они считали, что в ветках скрываются сказочные существа, которых необходимо задабривать. Так что нет ничего странного в том, что деревья превратились в объекты культа.

Наши предки преклонялись перед ними и читали молитвы. Помимо этого, они просили деревья о защите. Люди старались умилостивить духов и подносили им угощения, например, сладости и сухофрукты.

Читайте также:  Догоны и сириус - тайны и факты

Обычно их развешивали на ветках или раскладывали рядом.

Считается, что обычай украшать ёлку на Рождество возникла в Германии. В 1513 году германский церковный реформатор Мартин Лютер накануне Рождества впервые нарядил маленькую ёлочку, украсив её верхушку семиконечной звездой.

В XVI веке в домах было принято украшать к Рождеству небольшое буковое деревце орехами, медовыми яблочками и другими фруктами.

Однако к XVII веку в Европе уже распространилась традиция украшать ёлочку, причем ёлочка обязательно была крошечного размера и чаще всего подвешивалась под потолком. Лишь позднее стали устанавливать одну ёлку большого размера.

Ёлочный торг (Генрих Манизер)

В России новогоднюю ёлку ввел Петр Первый. Еще в юности, после поездки в Германию, он был впечатлен традицией устанавливать и наряжать ель на Рождество. Позднее, уже будучи царем, в канун 1700 года он издал указ, чтобы начало нового года было перенесено на первое января, как и во всей Европе.

Кроме того, царь велел людям устраивать гуляния в новогоднюю ночь, веселиться и пускать ракеты. Богатым и знатным людям было предписано украсить ворота еловыми, сосновыми ветвями или деревьями. Бедным людям было велено подвесить у ворот хотя бы одну ветку. Хвойные ветви полагалось устанавливать снаружи, на крышах и воротах.

Таким образом, ёлка становилась украшением праздничных улиц, а не жилых помещений. После смерти Петра Первого люди на некоторое время забыли этот обычай. Ёлки использовались только для украшения кабаков и развлекательных заведений. Эти деревья в течение всего года украшали крыши зданий и ворота. В декабре старую ёлку заменяли на новую.

Именно по этой причине кабак получил название «ёлка».

Рождественская ёлка в Аничковом дворце (Алексей Чернышёв)

Традиция была возрождена спустя столетие. Император Николай Первый, исполняя просьбу своей супруги, Александры Федоровны, установил первую ёлку на Рождество в её личных царских покоях 24 декабря 1817 года. На следующий год ёлку поставили и в Аничковом дворце Санкт-Петербурга.

В 1828 году императрица организовала на Рождество праздничное мероприятие для пятерых царских детей и племянников. На столах были поставлены ёлки, которые были украшены орехами и золотыми яблоками. Все, что находилось на ёлке и под ёлкой, считалось подарками.

С середины 1840-х годов обычай наряжать ёлку распространился по всей России, появились ёлочные базары, и новогодняя красавица стала гостьей во многих домах.

Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года (Дмитрий Кардовский, 1915 г.)

Итак, у новогодней ёлки древняя история. В России она появилась давно и стала важным атрибутом Нового года, без которого трудно представить этот замечательный праздник.

Источник: http://vse-secrety.ru/istoriya-novogodnei-yolki/

Краткая история новогодней ёлки | сайт компании НРФ «МИР

Накануне Старого Нового года рассказываем  о главном атрибуте  любимого зимнего праздника.

Каждая ёлка похожа на ту, что была в прошлом году, и на ту, что устроят в будущем. И все-таки каждая – особенная, незабываемая.

Наверно, этот образ возникает в памяти из детства, когда в конце декабря начинало пахнуть хвоей и мандаринами, а папиной задачей было найти на елочном базаре ёлку попушистей.

Проходили новогодние праздники, ёлку из дома уносили, но еще долго из щелей между плашками паркета выметались елочные иголки.

А почему ель стала главным символом Рождества?

Некоторые исследователи считают, что рождественская ель – напоминание о райском древе, где разыгрывалась история Адама и Евы. В соответствии с этой идеей, традиционные елочные украшения, стеклянные шары, символизируют плоды райского древа.

По другой версии, обычай ставить и наряжать ёлку – это отголосок Йоля, древнего германского праздника в ночь зимнего солнцестояния.

На Йоль полагалось украшать, а затем торжественно сжигать нижнюю часть ствола дерева, так называемое праздничное («йольское») дерево –  как правило, дубовое или ясеневое.

Прежде чем положить ствол в огонь, его поливали вином или маслом или посыпали зерном и едой. Древесный уголь употребляли как лекарство.

В исторических летописях кратко упоминается город Рига (документальное свидетельство от 1510 года) как один из первых основоположников елочной традиции. Местные торговцы танцевали вокруг дерева, украшенного розами, а потом сжигали его. Соседний Таллин также претендует на лавры города, чья площадь была впервые украшена этим рождественским атрибутом веком ранее, в 1441 году.

Есть сведения, что в XVI веке рождественский праздник с елкой устроил у себя в доме в саксонском городе Айслебене религиозный реформатор Мартин Лютер.

Легенда гласит, что однажды, идя в ночь на Рождество по лесу, он увидел, как на верхушку ели упала звезда.

Гравюра на меди веймарского мастера Карла Швергебурта изображает Мартина Лютера и его жену Катарину, детей и родителей, сидящих около рождественской елки.

Поначалу церковь считала рождественскую ёлку проявлением язычества, с которым надо бороться. Но в XVII и XVIII веке рождественская ёлка вошла в моду у знати и состоятельных горожан. В их домах она была центром рождественского праздника.

Популярность елки тесно связана с возникновением культуры жилища. Нужна была большая комната, куда можно поставить ёлку и нарядить ее, пока детей нет дома. Иногда ёлку подвешивали «вверх ногами».

Считалось, что ёлка, свисающая подобно люстре, с потолка, может защитить дом от несчастий. Правда, к такой елке трудно прикрепить свечи, поэтому ее все-таки чаще подвешивали за верхушку.

С исчезновением старых домов исчез и этот обычай, потому что к потолку современного дома уже невозможно надежно подвесить ель, разве что рождественский венок, либо уставленные свечами деревянные подсвечники разных причудливых форм.

Но семейные праздники с рождественской елкой датируются более поздним временем. По известным документальным данным, Рождество в кругу семьи начали праздновать только в конце XVIII века.

Много гуляет преданий и легенд, указывающих,  где и когда впервые появилось украшенное вечнозеленое рождественское дерево, заложившее непрерывность традиции. Но известно, что в 1539 году рождественская ель была установлена в Страсбургском соборе. А так любимая сегодня рождественская песня «О танненбаум» (О, елочка») в первом варианте возникла к концу XVI столетия.

Украшенную фруктами и пряниками ёлку аскетичные лютеране не считали излишеством. А к XVIII веку рождественское дерево стало привычным во многих германских землях. Где-то ёлку подвешивали к потолку макушкой вниз – так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес.

Где-то наряжали много маленьких елочек – по количеству членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.  Многие семьи устраивали своего рода соревнование, чья ёлка больше и красивее, у кого самые роскошные украшения и больше свечей. Ёлка стала предметом престижа.

Вот как описывает Томас Манн в своем романе «Будденброки» (1901) такой «спектакль»: «Весь зал, полный запаха подпаленных елочных веток, светился и сиял неисчислимым множеством огоньков… В этом сплошном море света, как дальние звезды, мерцали огоньки свечей –  там, в глубине, где меж окон… стояла огромная ёлка, вздымавшаяся почти до потолка, вся в серебре, в огнях и белых лилиях, с блистающим ангелом на макушке и вертепом у подножия».  

В Германии же в целях сохранения лесов изобрели к концу XIX века первые искусственные елки, сделанные из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.

При британском дворе первую ёлку нарядили в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м – в Праге.

Немецкие принцы и принцессы, сочетавшиеся браком с иноземными августейшими особами или сами садившиеся на трон, банкиры, торговцы, учителя и ремесленники принесли ёлку в другие страны Европы.

 В России, как мы уже писали раньше (https://www.nrfmir.ru/ru/content/rozhdestvo-i-novyy-god-v-peterburge) в декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел юлианский календарь и перенес встречу Нового года с 1 сентября на 1 января.

Вместе с тем Петр распорядился в этот день украшать дома еловыми и можжевеловыми ветвями и в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с Новым годом. Петровский указ не имел отношения к рождественской ёлке: царь велел украшать дома хвойными деревьями снаружи, а не внутри, к тому же делать это следовало под Новый год, а не под Рождество.

Об украшении самих ёлок и вовсе речи не шло. 24 декабря 1817 года супруга будущего императора Николая I Александра Федоровна, урожденная прусская принцесса Шарлотта, решила встретить Рождество так, как привыкла с детства – в сочельник распорядилась поставить на стол маленькую елочку, зажечь на ней свечи, а рядом разложить подарки.

Рождество по старому стилю праздновали не 7 января, а 25 декабря. И получалось, что Новый год встречали не до Рождества, а после.

В конце 1840-х – 1850-х годов возле Гостиного двора появились ёлочные базары.

По мере того, как рождественская ёлка становилась все более популярной у населения, менялись и ее украшения. Вплоть до XIX века ёлку украшали в основном съедобными «игрушками»: печеньем, сладостями, яблоками, орехами.

Настоящий «сбор урожая» с рождественской ёлки разрешался только на Новый год или Богоявление, как писал страсбургский хирург Бальтазар Бек в XVI веке, «приходят мальчишки «обтрясать» рождественское дерево». Скоро, примерно в XVII веке, на ёлках появились первые звёзды, сделанные из золотой бумаги и соломы.

Очень популярны были пряники и выпечка из сдобного теста, в основном, в виде сердечек, кренделей и витых бубликов.

С начала XIX столетия в моду вошли ясли с младенцем Иисусом из разноцветного воска. Правда, такие ясли были чувствительны к температуре. В течение XIX века ёлочные игрушки совершенствовались: появились стеклянные шары, стеклянные яйца, фонарики из лужёной жести, различные животные из дрезденского картона – выбор стал огромным.

 Игрушками из картона стали украшать ёлку в конце XIX века. Особенно популярными были «дрезденские картонажи» – такое название фигурки получили потому, что изготавливались в окрестностях Дрездена.

Мода на картонажи распространилась быстро – вскоре картонные игрушки, замысловатые и совсем простые, начали делать в Лейпциге, а потом и в России, но назывались они по-прежнему – дрезденскими.

 Канитель (серебряный и золотой дождь) похожа на серебряные нити, которыми в Средние века украшали одежды священников.

Долгое время верхушку ёлки никак не наряжали, к тому же у подвешенных деревьев это сделать просто невозможно. Только в XIX столетии начали украшать и верхушку.

Там могли находиться ангел в длинном одеянии из сусального золота или посеребренного стекла, райская птица из золотой бумаги или просто золотое яблоко. Иногда на верхушку надевали звезду с хвостом, как у кометы.

Она символизировала Вифлеемскую звезду, которая указывала путь трём мудрецам с Востока и возвещала волхвам о рождении младенца Христа.

Свеча на дереве особым образом напоминала о Рождестве Христовом, ведь именно тогда появился «свет во тьме». До появления электричества свет на ёлке был роскошью.

Дерево со свечами создавало совсем другое настроение, а характерный запах восковых свечей –  особую атмосферу. Были специалисты, которые сделали украшение ёлки особой наукой.

В конце XIX века, в 1878 году, Гуго Эльм в своей «Золотой книге о Рождестве» писал об «изящном расположении различных украшений на ёлке», чтобы избежать «бессмысленной мешанины».

Только в конце XIX и в начале XX века рождественская ёлка становится центром Сочельника в жизни семьи. Описание маленьких вещичек, которые украшали рождественскую ёлку, может заполнить не один многостраничный том. Так как наиболее ценные и изящные украшения использовались не один раз, если их аккуратно хранить в картонных коробках, во многих семьях их передавали из поколения в поколение.

Обычаи и элементы праздника, уходящие корнями в очень далекое прошлое, срослись в цельный образ. Многие поколения людей изменяли образ рождественской ёлки в соответствии с собственным представлением об идеальном праздничном дереве. Однако традиция оказалась устойчивой и адаптивной. Во всех уголках мира, где сегодня следуют обычаю наряжать ёлку, эта традиция продолжает жить.

Мы сегодня попытались проследить очень кратко историю ели – рождественского главного символа, от первого (приблизительно) упоминания ее в истории Западной Европы. Россия с начала реформ Петра I, как неотъемлемая часть Европы, приняла эту традицию, привнесла в нее свои смыслы и укрепила в нашем сознании этот удивительно светлый праздник надежды – Рождество.

 Искусствовед НРФ «МИР» Р.А.Миропольская

Источник: https://www.nrfmir.ru/ru/content/kratkaya-istoriya-novogodney-yolki

История новогодней елки

Много тысячелетий назад год наступал осенью или весной. Например, если взять Древнюю Русь, то здесь начало года припадало на март месяц, и больше это празднование походило на дань весне, теплу, солнцу и будущему хорошему урожаю.

Со временем, после принятия христианства (которое припадает на конец X века), на Руси наступление нового года стали отмечать в соответствии с византийским календарем, и это был первый день осеннего месяца сентября.

И только в 1700 году, когда Петр I, великий русский царь, издал новый указ, где оговаривалось что начало года должно припадать на второй зимний месяц, и начала вся Русь отмечать его 1 – го января.

Именно тогда и поступило предложение от царя украсить московские дома еловыми и сосновыми ветвями и шишками, и все должны были отмечать этот день празднованием с поздравлением всех родных и близких, танцами и стрельбой, пуском ракет в ночное небо. 

А сам король в ночь с 31 декабря на 1 января вышел на Красную площадь, держа факел в руках, и после боя курантов запустил первую ракету в звездные небеса. И это был первый салют в честь праздника Нового Года.

Что же касается ели, то примерно 300 лет назад считалось что елочка, украшенная под Новый Год, превращает отрицательные силы в положительные.

Сегодня уже все забыли о таких силах, но прекрасная и любимая всеми традиция украшать хвойное дерево перед праздником осталась и по сегодняшний день.

 Елка,именно она создает атмосферу новогоднего волшебного настроения.

Удивительный наряд новогодней елки способен преобразить любое помещение и радовать своим видом в течение длительных праздничных дней и вечеров, оставляя приятные воспоминания на весь следующий год.

Первое письменное упоминание о ели как новогоднем дереве встречается в хронике французской провинции Эльзас за 1600 год. Однако ее родиной принято считать Германию. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку в канун Рождества положил немецкий реформатор Мартин Лютер.

Именно он, возвращаясь домой перед встречей Рождества в 1513 году, был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Почему в качестве новогоднего дерева выбрана именно ель? Напомним, что наши предки относились к деревьям, как к живым существам. На Руси таким особо почитаемым, культовым деревом была береза. Зеленая пахучая лесная красавица ель издревле считалась деревом мира у древних германцев.

Они верили, что в ее ветвях обитает добрый «дух лесов» — защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту.

А еще потому, что это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, тайну неувядания, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые ветки подарками.

Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесным орехом.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

XVIII век выбрал ель королевой новогоднего праздника сначала в Германии, а позже во многих странах Европы. В России ель сделала первый шаг по закреплению за собой статуса ритуального новогоднего дерева по европейскому образцу после выхода указа Петра I «О праздновании Нового года».

В нем предписывалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь.

Читайте также:  Испания, из перми - тайны и факты

..»

В указе, однако, речь шла еще не конкретно о елке, а вообще о хвойных деревьях. Кроме того, в нем конкретно предписывалось «учинять украшения» уличного пейзажа, а не внутреннего убранства домов. Царев указ, безусловно, подтолкнул становление на Руси европейского обычая ставить елку, но после смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

Европейскую традицию ставить елки в канун Рождества первыми поддержали петербургские немцы, составлявшие не менее трети населения северной столицы. Этот обычай со временем переняла петербургская знать.

Постепенно популярность рождественского дерева охватила и другие слои общества. Массовая мода на рождественскую ель вспыхнула в 40-е годы XIX века.

Этот факт отмечала в 1841 году газета «Северная пчела»: «У нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества Христова… украшением заветной елки сластями и игрушками».

Нарастающей популярности новогодней елки способствовала коммерция, организованная вокруг нее предприимчивыми петербургскими кондитерами, которые не только устраивали продажу елок за большие деньги, но и придумали сопутствующий кондитерский антураж — укрепленные на них сладости и свечи.

У Гостиного двора, а позднее на рынках организовывались елочные базары, «лесной товар» на которые поставлялся узревшими свою выгоду русскими мужиками.

О подобной рождественской распродаже красочно рассказал в своей известной книге «Лето Господне» И. Шмелев: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь … На Театральной площади, бывало, — лес.

Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться… До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней…

»

Впервые наряженная зеленая красавица публично засветилась праздничными огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерингофского (ныне Московского) вокзала. А к концу XIX века новогодняя елка прочно обосновалась сначала в губернских городах, а позднее и в помещичьих усадьбах.

Вскоре общественность из числа охранителей природы подняла голос в защиту елей в условиях ее разрастающейся вырубки. Уже с начала XX века появляется мода на искусственные ели, которые тогда были капризом и признаком особого шика людей состоятельных.

Такой факт отразил в своем многотомном труде «Быт русского народа» А.В. Терещенко, упомянув о петербургском богаче, заказавшем искусственную елку высотой в 3,5 аршина (примерно 2,5 метра).

Ее верхняя часть была обвита лентами и дорогой материей, украшена дорогими игрушками и женскими украшениями, а нижняя — разнообразными плодами и конфетами.

Постепенно елка становится центром всего новогоднего праздника. Ее заранее украшают, на нее вешают подарки, вокруг нее водят хороводы.

После Октябрьской революции 1917 года новогодняя елка как буржуазный и религиозный пережиток прошлого оказывается в опале и исчезает из общественной жизни наших соотечественников на долгие восемнадцать лет.

Ее счастливое возвращение можно датировать 1935 годом, когда в газете «Правда» была опубликована заметка «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку».

С изгнанием и забвением лесной зеленой красавицы было покончено, традиция устанавливать елку как ритуальное новогоднее дерево вновь стала и в советской истории набирать силу.

В наши дни наряженную елку стремятся доставить и установить даже в тех краях, куда ее надо привозить специально, например, на кораблях, бороздящих океан за экватором.

Источник: http://www.happy-giraffe.ru/user/434274/blog/post283203/

История новогодней елки

Новый год один из самых ярких и ожидаемых праздников в году.

Предновогодняя суета в предвкушении боя курантов и загадывания желаний в кругу самых близких людей, бесконечная беготня по магазинам, то за забытым горошком, то за чем-то иным, ставшим очень важным именно в этот день.

Дети лепят снеговиков, не догадываясь, о том, что родители в это время носятся по магазинам в поиске долгожданного подарка,  написанного в тайном письме Деду Морозу.

Елка – неизменный атрибут главных зимних праздников – Рождества Христова и Нового года. К её выбору люди традиционно относятся с особой тщательностью в зависимости от предпочтений и сложившихся традиций. Но как это дерево приобрело такое культовое значение?

История появления Рождественской елки ведёт свой отсчёт с конца Средневековья. По мнению историков у германских народов существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где украшали заранее выбранную ель цветными тряпочками, свечами и сладостями.

Со временем деревья начали срубать и приносить домой, чтобы наполнять жилище приятным запахом хвои, наслаждаться их красотой в тепле и в кругу самых близких родственников. Ель ставили на стол и украшали её горящими свечами, фруктами и сладостями.

После крещения германского народа все эти традиции празднования новогодних праздников с елкой  начали приобретать христианский характер.

Непосредственной датой, от которой берёт своё начало история рождественской елки, стал 1512  год. По приданию, тогда идейный вдохновитель немецких протестантов Мартин Лютер, гуляя по лесу, был поражён красотой припорошенной снегом елки, и ему захотелось показать своим детям это чудо природы.

Люди и раньше приносили елки из леса, но ставили их во дворе, чтобы колючие ветки отпугивали от дома чертей. Лютер же не захотел делать из елки пугало. Он внес ее в дом, украсил сладостями, яблоками и ватными пушинками на радость детворе. Пастор подвесил деревце под потолком, чтобы дети могли наслаждаться видом развешанных украшений и подарков.

Во время праздника дети радостно срывали с подвешенного  деревца сладости, а елку в тот же вечер выбрасывали. В последующие годы уже начали ставить елку на пол, появились специальные игрушки для её украшения.Но, не смотря на несколько веков существования этой традиции, повсеместно устанавливать в домах рождественские елки стали относительно недавно – в XIX веке.

Именно тогда вечнозеленые, хвойные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

Рождественский праздник 1914 год

Легенды и факты о рождественской ели весьма разнообразны. Существует легенда о том, откуда пришла традиция  украшать елки блестящей мишурой. Давным-давно жила бедная женщина, у которой было много детей.

В ночь перед Рождеством Христовым она нарядила елку, но ей не хватило игрушек. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, закутали её плотной паутиной.

В награду за доброту многодетной матери, младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сияющее серебро.

Также существует легенда, что первые елочные шары появились из-за неурожая яблок. Запасы фруктов к зиме быстро истощились и находчивые стеклодувы маленького городка в Баварии на замену круглым яблокам выдули разноцветные шары. А в 1870-х годах в Америке простой телеграфист догадался заменить пожароопасные свечи на электрические гирлянды.

Нашему Деду Морозу повезло больше, чем его коллегам. Ни у кого из них нет такой симпатичной и молодой помощницы, как Снегурочка. Мы привыкли считать её внучкой Деда Мороза.

Но, оказывается, Снегурка Деду Морозу приходится бабушкой. В самых старых сказках ее, оказывается, зовут Кострома, её сжигают на костре, как и Масленицу. А обе они, не что иное, как старинная крестьянская богиня славян.

Сам Дед Мороз гораздо младше своей «внучки».

Новогодняя елка в Колонном зале дома Союзов 1950-ые

В большинстве стран есть свои какие-то уникальные традиции празднования нового года и Рождества.  К примеру, в Эстонии уже много лет существует порядок, после праздников елки не выбрасывают, а приносят и сдают в определённые пункты.

Затем из них сооружают различные скульптуры и в назначенный час, вместо того чтобы быть оставленными среди мусорных контейнеров, новогодние елки ещё несколько часов служат центром огненного шоу — «Сжигание праздничных елок». Власти заранее готовят эти мероприятия и всячески поощряют их.

Кроме самого шоу, зрителей, особенно детей, часто ждут разнообразные сюрпризы, подарки и сладости. Во время мероприятия большое внимание  уделяется проблемам экологии и чистоты.

В России традицию украшения новогодней елки ввёл Петр I. Он, еще в молодые годы гостивший у своих немецких друзей, был приятно удивлен  странным деревом, на котором вместо шишек висели яблоки и конфеты. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось украшать большие проезжие улицы, дома и ворота сосновыми и можжевеловыми ветвями. После смерти Петра традиция была забыта, а популярным новогодним атрибутом елка стала гораздо позже.

В 1819 году великий князь  Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского  вокзала была наряжена публичная рождественская елка. Образ рождественской елки прочно укоренился в христианской религии.

На вершину дерева всегда помещали игрушку, символизировавшую  Вифлеемскую звезду, взошедшую при рождении Иисуса и указавшую дорогу волхвам. Так  елка стала символом Рождества.

Российская история рождественской елки не всегда была такой безоблачной, например, с 1926 года, в связи с антирелигиозной работой среди населения, украшение елки было принято считать антисоветским преступлением, но уже 1935 году был организован первый новогодний утренник с украшенной елкой.

А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов была установлена огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек, с тех пор её традиционно называют главной елкой страны.

С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов, коей является и по сей день.Вот такой непростой и тернистый путь преодолела эта лесная красавица.

Прежде чем украсить наш с вами рождественский праздник.

Источник: https://wanderings.online/istoriya-novogodnej-elki/

История новогодней ёлки

для более приятного просмотра
страницы включите музыку


Новогодняя ёлка — неотъемлемый атрибут празднования Нового года в России, на постсоветском

пространстве и в христианских странах. В Западной Европе, Северной Америке и др. (фактически в

большинстве стран мира) ёлка — это атрибут празднования Рождества (рождественская ёлка). Новогодняя

ёлка представляет собой хвойное дерево (преимущественно ель или пихта, реже сосна), украшенное

гирляндами, стеклянными и пластмассовыми игрушками, свечами и сладостями. Устанавливается на время

проведения праздника Новый Год в домах или на улице.

История украшения деревьев к празднику уходит во времена царствования фараонов. В те времена в

Древнем Египте украшали пальмы[источник не указан 88 дней]. Уже в нашу эру в Европе на Рождество

стали украшать ель: яблоками, печеньем, зажжёнными свечами. 
Есть версия, что первую новогоднюю ёлку поставили на площади города Селеста в Эльзасе в 1521

году. Первая ёлочная игрушка — стеклянный шар — появилась в Саксонии в XVI веке

В Россию обычай отмечать Новый год привез из Германии Пётр I; первые в России новогодние

праздники были устроены, согласно царскому указу, в 1700 году. Окончательно обычай празднования

Рождества с рождественской ёлкой установился в середине XIX века. 
В 1927 году, в ходе начавшейся антирелигиозной кампании Рождество перестает быть официальным

праздником, а рождественская ёлка была объявлена «религиозным пережитком». Однако перед

наступлением 1936 года ёлка была вновь разрешена, но уже как новогодняя.

Рождественский символ в средневековой Руси был иной: раньше под Рождество делали «вертеп»,

композицию на фоне пещеры из фигурок Младенца Иисуса, Его Родителей, также иногда вола,

осла и пастухов — наглядное напоминание о духовном смысле праздника для детворы. А дом украшали

ветвями слив, яблонь и вишен, которые ставили в воду с таким расчётом, чтобы они распустились к Рождеству. 
Пётр I сделал попытку привить в России среди других немецких обычаев украшение домов еловыми ветками,

но это успеха не имело. Публичная ёлка в столице (Санкт-Петербурге) была устроена только в 1852 году

Для сравнения: во Франции — в 1840г., в Англии — в 1841 году. Связано это было с «импортом» знатных

немецких невест (и женихов) из мелких германских княжеств, которые по приезду заводили при

европейских монарших дворах свои порядки.

Процесс «христианизации» ёлки проходил в России не столь уж гладко. Он встречал сопротивление

со стороны православной церкви. Священнослужители видели в новом празднике «бесовское действо»,

языческий обычай, ничем не напоминавший рождение Спасителя, да вдобавок — обычай западного происхождения.

С этого момента новогодняя елка «ушла в подполье»: только в некоторых семьях решались

устраивать ее и делали это тайно. В декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев

«реабилитировал» праздник, и в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была устроена елка для детей

и молодежи. Лесная красавица вернулась после долгих лет забвения и уже навсегда вошла в

нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой. В 1954 году впервые зажглась главная

елка страны — Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый год. Так что ставить елочки

в домах это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться. Продолжайте традицию!!

Источник: http://happik.ru/index.php/2010-01-09-14-18-08/124-2010-01-19-22-26-34.html

Тайны елки

В день Рождества мы в гостях у филолога, профессора кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета Елены Душечкиной, а главной героиней нашей передачи является рождественская елка.

Откуда она появилась в России? Когда зародился столь популярный сегодня обычай ставить и наряжать елку на Новый год и Рождество? Стала ли елка христианским символом или осталась атрибутом светского праздника? Ответы на эти и другие вопросы мы и попытаемся получить у Елены Душечкиной, автора изданной Европейским университетом в Санкт-Петербурге книги «Русская елка. История. Мифология. Литература» (книга выдержала уже три издания).

–​ Елена Владимировна, когда ель стала культовым деревом? Что она символизировала? Ведь известно, что издревле на Руси ель считалась деревом смерти. Самоубийц зарывали между двумя елками лицом вниз. Строительство домов из ели было под запретом…

– Ель не во всех культурах является таким священным деревом. Но в принципе, вы обратитесь к любой культуре и всегда найдете, что дерево – один из самых главных мифологических образов.

Но поскольку на территории Севера, Западной Европы и России ель занимает очень большое место, все-таки оказалось, что она стала мировым деревом, причем с разными смыслами, как положительным, так и отрицательным.

С одной стороны, реже, но мы встречаемся с елью, например, на свадьбе: иногда ее несут впереди. И есть какие-то другие смыслы. Но, с другой стороны, ель, из-за того что она растет в низких, болотистых местах, из-за ее колючести, приобрела смысл, связанный с какой-то чертовщиной. И отсюда возникло такое отношение к еловым местам как к местам нечистым, где прячется всякая нечисть.

И не обязательно души переходят в ель, а важно, что вокруг этого дерева создалась вообще не очень благоприятствующая семантика. Отсюда такие пословицы, как «похоронить между двумя елями». Кроме того, она связалась с некоторыми эвфемизмами: «елки-палки» и прочее, и прочее. И долгое время согласно народным традициям нельзя было сажать елку около дома и нежелательно сажать ее около могил.

–​ Действительно ли известный указ Петра I от 20 декабря 1699 года положил начало возникновению обычая новогодней елки в России?

Читайте также:  Четвёртый крестовый поход - тайны и факты

– Петр, вернувшись в Россию после своего первого путешествия в Европу, сразу же переделал календарь, перенес начало нового года с первого сентября, когда оно праздновалось на Руси с XIV века, и издал указ праздновать Новый год первого января, как и все цивилизованные европейские народы, стрелять из пушек, жечь огни. А также он приказал уставить всю столицу еловыми, можжевеловыми и всякими другими хвойными деревьями или ветками, ставить их у дворов, у кабаков… И Москва была украшена, но дальше никаких сведений нет.

Как долго это продержалось, я не знаю. Но вместе с тем эта традиция украшения на Новый год елками города или какого-то места именно снаружи сохранилась в отношении кабаков и таверн, к которым подъезжали и по этим елкам узнавали, что это кабак.

Это было вплоть до XIX века, и я встречала в литературе, у Григоровича и у других писателей: «подъезжаем к кабаку, и там стоят два дерева». Либо на крыше установлена кособокая елочка, либо они стояли у ворот. Поэтому появился целый ряд выражений «пойдем к елке» (кабаки стали так называться), «связываться с елкой».

По крайней мере, до середины XIX века я точно встречалась с этим в литературе. А если в художественной литературе это встречается, значит, этот факт был.

–​ В своей книге вы выделяете сороковые годы XIX века как время, когда новогодняя елка получила наибольшее распространение в России – сначала в двух столицах, а затем и в других городах страны. Это было связано с тем, что петербуржцы увидели культ новогодней елки, распространенный среди приехавших в город многочисленных немецких семей?

– Это годы, когда елки появились в продаже, в кондитерских, хозяевами которых были швейцарцы или романцы, знакомые с елкой еще по Европе. При этом продавались уже наряженные елки, и наряженные не игрушками, а всякой кондитерской архитектурой – пряниками, например. Они были очень красивые и большие, и родители покупали их своим детям за большую цену.

Елка стала распространяться, но она уже была известна в России. Думаю, здесь сыграло большую роль то, что будущие немецкие императрицы, которые появлялись в России, хотели праздновать Новый год с елкой – так, как они привыкли с детства. И стали устраиваться елки. А это конец десятых – начало двадцатых годов, хотя и раньше все-таки бывало.

Это достаточно поздний обычай и для Европы тоже. Считается, что Мартин Лютер разрешил елку, но никаких точных подтверждений этому нет. Он просто сделал Рождество светским праздником.

Есть миниатюра, где изображена семья Лютера и стоит елочка. По этому поводу есть несколько легенд. Лютер шел по снежному лесу, небо было прекрасное, чистое, он вдруг подумал о Боге и в честь этого срубил елочку и привез ее в дом.

С тех пор в этой семье стали праздновать Новый год с елкой.

В XVIII веке я этого не встречала ни разу, кроме петровской эпохи. Мне кажется, что этот обычай был забыт. Сколько я ни смотрела описания маскарадов XVIII века, там описаны переодевания, самые невероятные костюмы, но елки там не было.

А потом, постепенно, видимо из царского дома, из дворца она стала распространяться – вначале, конечно, у петербургской знати… Кроме того, в Петербурге и так было очень много немцев, и люди, проходящие по городу, просто видели в окнах, что в домах стоят елочки. И, поскольку это красиво, а кроме того, это подражание европейской моде (что всегда было нам свойственно, по крайней мере, с XVIII века), то в Петербурге стали устраивать елки.

В единственной тогда частной газете «Северная пчела», которую издавал Булгарин, было особенно много таких рекламных объявлений: «Заходите в такую-то кондитерскую, там вы можете приобрести елочку, они там так-то стоят, и они прекрасные».

В детском журнале сороковых годов та самая Александра Ишимова, которой Пушкин писал свое последнее письмо перед дуэлью… Она издавала журнал «Звездочка», и там тоже вдруг появились такие вещи. Описываются две девочки, одна из Австрии, другая из России – кто, как и где встречает Новый год. У русской девочки елки еще нет, а та ее подружка рассказывает, какую елку у нее устраивают.

И так все больше, больше и больше, шире и шире. Вначале это пошло из Петербурга, но потом просто волной распространилось по губернским городам, а потом, в пятидесятых годах, и в усадьбах стали устраивать елки.

В XIX веке, конечно, это было дорого, хотя срубить елку в лесу ничего не стоило.

С другой стороны, это требовало каких-то игрушек, подарков и прочего, поэтому не каждая семья могла себе это позволить, но все-таки в середине века это уже было распространено повсеместно, кроме домов священнослужителей и кроме деревни.

Елена Душечкина

В деревенской избе елку никогда не устраивали. Когда елку разрешили, наконец, в конце 1936 года, в газетах, даже в «Правде», писали: «Тульские крестьяне поехали в лес за елкой».

Как будто они только и ждали… А у них никогда не было в домах елок, и если, допустим, чеховский Ванька знал елку, то он знал ее потому, что приходил в барский дом и видел эту прекрасную елку, и ездил с дедом за елкой, но не для себя, а для своих бар.

–​ Накануне нового 1917 года «Петроградская газета» опубликовала фельетон, в котором корреспондент якобы берет интервью у обывателя, и тот рассказывает, что пред праздниками получил 200 рублей жалованья и 100 рублей наградных.

Елка стоит 16 рублей, украшения к ней – 25 рублей. То есть получается, что елка на Новый год по тем временам была достаточно дорогим удовольствием.

Можно ли говорить о том, что культ елки был практически создан состоятельными, богатыми россиянами?

– Конечно, это пошло оттуда. Но вместе с тем уже возникала потребность в елочках, поэтому появились елочные базары – на Сенной площади, а потом и на Троицкой площади, и около Академии художеств, и там было очень много самых разнообразных елок, в том числе и маленьких, не очень дорогих.

Они выстраивались в рядок перед зеленными лавками, и их покупали. Они могли быть и не очень дорогие, могли украшаться какими-то дешевыми розами.

И в рассказах я часто встречала такое противопоставление роскошных дорогих елок и капризных детей в богатых домах хорошим детям, которые были счастливы маленьким елочкам, приносили их больной бабушке или друг другу.

–​ До 1917 года в России на детских праздниках была распространена практика разрушения елки в конце празднования. Чем объясняется эта традиция?

– Вообще, с самого начала, когда елка стала распространяться в Европе и России, она стояла только один вечер, в рождественский сочельник, и тогда устраивался праздник.

И пускали детей – вначале только своих, с подарками (вспомним «Щелкунчика»). Потом стали еще кого-то приглашать, и детей уже было довольно много.

Кроме того, на елку вешали всякие красивые вещи и сласти, печенье, яблоки, мандарины.

Действительно, если это были большие елки в богатых домах, то детям разрешалось залезать на елку и ломать ее, и она потом была вся ощипанная и разбитая. Это играло еще психотерапевтическую роль для детей, потому что они были настолько возбужденные, что им нужно было наконец во что-то вложить всю эту энергию.

Этот обряд назывался «крушеньем елки», «разрушением елки», «ломанием елки».

А дальше она выставлялась на черную лестницу или сразу выносилась во двор, на помойку, или на чердак, как мы знаем по рассказам, по сказке Андерсена, например, в которой елка рассказывает мышам о том, как она замечательно жила в лесу, и о том прекрасном моменте, который она пережила на празднике.

–​ А когда елка стала христианским символом в России? И стала ли? Ведь известно, что Святейший Синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещающие устройство елок в школах и гимназиях.

– Здесь сложнее. Собственно говоря, и в Европе она вначале не была христианским символом, потому что еще некрещеные германские народы, как говорят, приходили в лес на Новый год и устраивали некоторое ритуальное торжество вокруг елочки, обвешивали ее тряпочками… Потом они стали приносить ее на Новый год, а потом она уже действительно связалась с Рождеством, стала рождественским деревом.

В России она тоже связалась с Рождеством. И была традиция: младенец Иисус Христос приносит детям подарки, поэтому рождественская звезда и прочее. И эти символы Рождества остались во многих семьях.

Но постепенно в России происходил обратный процесс, елка все больше и больше начинала приобретать светский, а не христианский характер. Она стала посланницей русского леса. И ее стали украшать игрушками, связанными с лесом: птичками, мишками и так далее.

Вообще, это было двойственное явление: и христианское, и вместе с тем языческое. И каким-то образом это соединялось.

И на Западе возникли новогодние дарители, но там это чаще всего связано со святым Николаем, который, помимо того, что он спасал моряков во время бури, был еще и детским покровителем. И тогда подарки приносили на зимнего Николу, в начале декабря, но постепенно этот обычай стал переноситься на Новый год, связанный с Рождеством.

И возник Санта-Клаус – это тоже своя история, по поводу которой существует колоссальная литература в Америке и в Европе, откуда он пришел. Легенда продолжает формироваться в процессе жизни.

Каждый новогодний даритель у разных народов получал свое имя: Халле Кристмас, Санта-Клаус или Святой Николай, и есть еще другие названия. А по-русски получился Дед Мороз. И вот такого названия – Дедушка Мороз – как признака некоторого родства и доброты не было ни у кого.

И поэтому появилась связь с предками. В результате этого Дед Мороз приходит ночью, и он как антропоморфное явление не появляется на елках.

Очень интересно следить за историей елочных игрушек. Вначале были звездочки, шары, вифлеемская звезда, яблоки как символические фрукты, печенье, происходящее от западных облаток, – появилось какое-то фигурное печенье.

Потом появились игрушки, шары, стали появляться и ангелочки (что-то связанное с христианской традицией). Потом вдруг появились зайчики, медвежата, рассказы о том, как зайчики празднуют елку в лесу, и как медведь пришел и все у них разломал.

Так что елка стала больше связана с русским лесом, из которого ее привозили, она представляла русские леса.

Очень любопытная вещь: во время первой эмиграции ностальгия с наибольшей остротой приходила именно под Новый год, потому что это семейный праздник и праздник памяти, и тогда вспоминалась елка.

Эмигрантских рассказов, в которых присутствует елка, громадное количество. Елка пришла с Запада, и вместе с тем она вспоминается эмигрантами как русская елка: «Что здесь за елки? Это же вообще не елки, вот у нас были елки…

Русская елка – это да»… У многих писателей начинались такие преувеличения.

В то время эта тема была очень болезненной, тяжелой: бедные русские… Эмигрант бредет по Берлину, везде горят елки, «а я один, и значит, у меня нет елки». Она стала символом России, которую с вспоминают эмигранты, потерявшие свою родину.

–​ Как менялось отношение властей и общества к рождественской елке, начиная с большевистского переворота 1917 года и до знаменитой статьи кандидата в члены Политбюро Павла Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку»?

– Вначале было не до елки. Кто мог, тот ставил, кто не мог, не ставил. Но время было такое, что елки все-таки устраивали очень редко. Корней Чуковский пишет в своих дневниках: «Шел по городу, и смотрю, стоит продавец елок один, и никто не покупает, елки дорогие.

Продавец говорит, что надеялся на праздник заработать какие-то деньги, но не получилось». В другом месте Чуковский пишет: «Дети устроили нам подарки на елке. Они их хранили, засушивали сухарики, завернули и подают.

Скоро поверим в то, что приходит Санта-Клаус и кладет на сани игрушки».

Какая ни есть елка напоминала о мирном времени, уже отодвинутом войной. Елка на Первой мировой войне – это тоже отдельная тема, там и Маяковский, и многое другое. Кто мог, тот и устраивал. Об этом вспоминает Булгаков в «Белой гвардии»: там вот были такие-то елки, а сейчас страшные раны… Но никаких указов не было.

Был перенос изменения календаря, который придумал вовсе не Ленин, об этом говорили гораздо раньше, и все говорили: «несвоевременно, несвоевременно». В восемнадцатом году календарь все-таки сменился. Но это считалось как бы советским стилем, а многие праздновали по-старому.

Не знали, как и праздновать – по-старому или по-новому…

Обложка книги Елены Душечкиной «Русская елка»

А потом стало немного легче, и в двадцать втором году елки устраивали даже в школах.

Но потом, с двадцать пятого года началась антирелигиозная кампания, которая все усиливалась и усиливалась, и в двадцать девятом году была введена пятидневка, Рождество стало рабочим днем. Было запрещено празднование Рождества, были запрещены елки.

Вот от того времени осталось довольно много таких свидетельств, что специально назначенные люди ходили по улицам и заглядывали в окна, смотрели, где горит елка. Но чтобы за это наказывали и расстреливали, об этом свидетельств не было.

Это был такой относительно небольшой период острой борьбы: с двадцать девятого по конец тридцать шестого года – семь лет. Тот, кто любил устраивать елки, кто хотел, ставил их, даже в детских садах устраивали елки. Посылали дворников, дворники рубили елку на несколько частей, привозили в мешках домой, там складывали и устраивали елку. Но вместе с тем она все-таки была под запретом.

И вдруг эта невероятная статья: «Давайте устроим детям советскую елку». Что? Почему? Как? Хрущев, например, вспоминает, что Постышев приехал из Киева, и они – Постышев, Хрущев и Сталин – ехали на машине по Москве.

И Постышев говорит: «А что, Иосиф Виссарионович, не устроить ли нашим детям елки?» А это тридцать шестой год, это уже было время, когда стали восстанавливаться какие-то старые традиции. С одной стороны, был террор, а с другой – жизнь как будто бы шла своим путем.

А Сталин ему и говорит: «А вот вы и напишите статью». И он написал эту статейку.

И это стало совершенно обязательно: везде должна быть елка. Статья вышла двадцать девятого декабря.

Можете себе представить, в каком ужасе были школьные, детсадовские и клубные работники? Не знали что делать! Они, конечно, все-таки что-то помнили, но не знали, можно ли Деда Мороза, можно ли звезду, какая она должна быть… И в суматохе елка все-таки была установлена.

А перед этим стали вдруг осуждать директоров базаров, на которых не было елок. Сейчас же надо ехать за елками! И вот – «тульские крестьяне поехали в лес за елкой».

А в течение 1938 года уже было написано несколько «методичек», как устраивать елки, что можно, что нельзя, как делать игрушки. И дальше они стали появляться все больше и больше.

Ну, а дальше война… Это, конечно, особая тема. Война и елка, ГУЛАГ и елка… Масса материалов о том, как приносили из одной камеры в другую какую-то елочку.

Эстонским сосланным родственники присылали посылочки с елочными игрушками, устраивались елочки. А елок кругом не было, в каком-то месте вырубили маленькую сосенку и нарядили, и все очень радовались елке.

Она стала носителем добра и тепла. Это очень важный символ.

Источник: https://www.svoboda.org/a/28218333.html

Ссылка на основную публикацию