Смерть маяковского — тайны и факты

Загадка смерти В.В.Маяковского. Была ли нарушена просьба покойного?

На одном из концертов к Владимиру Маяковскому подскочил человек невысокого роста и прокричал: «От великого до смешного — один шаг!» Маяковский шагнул ему навстречу: «Вот я его и делаю».

Но гениальный Поэт сделал не только шаг от великого до смешного. Он перешел границу жизни и смерти. Добровольно или нет — об этом до сих пор активно спорят исследователи жизни и творчества В. В. Маяковского.

Его смерть вызвала общественный резонанс, стала неожиданностью как для его врагов, так и друзей и родных. Это произошло в Москве 14 апреля 1930 г. в 10:17 утра. Владимир Маяковский совершил самоубийство, выстрелив в упор себе в сердце.

На следующий день в газетах было опубликовано сообщение о смерти Поэта, а также его предсмертная записка. Отрывок из той самой записки:

Всем

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля — люби меня. Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят — «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед

и обид.

Счастливо оставаться. Владимир М, а я к о в с к и й.

12/ IV -30 г.

Внимательно присмотритесь к дате написания — 12 апреля (умер Маяковский, напомню, 14 числа). Значит ли это то, что Поэт уже за несколько дней до кончины готовился «наложить на себя руки»?

Сам или не сам? — вот в чем вопрос.

Загадок в смерти Маяковского немало. Наиболее спорный вопрос: а было ли это самоубийство?

Здесь мнения исследователей расходятся прямо в противоположные стороны. Одни утверждают, что Поэт был убит. Главное доказательство, считают они, — уголовное дело, заведенное по факту гибели Маяковского.

Наиболее уверенно о намеренном убийстве заявил В. И. Скорятин. Он провел независимые расследования и пришел к выводу: безымянный убийца существовал.
Кинорежиссер С. Эйзенштейн также высказывался по этому поводу: «Его надо было убрать. И его убрали».

Однако официально эксперты выявили «неоспоримый» факт самоубийства. Слово неоспоримый здесь — в кавычках, поскольку по данному вопросу все же ведутся горячие споры.

Еще больше дров в «дискуссионный огонь» подкидывают разногласия ученых по поводу подлинности записки (предсмертного письма).

Скорятин основывает свои сомнения на следующем: прежде всего, записка была написана карандашом, «хотя поэт очень трепетно относился к своей авторучке и всегда пользовался только ею».

А при помощи карандаша легко имитировать чужой почерк.
Все тот же С. Эйзенштейн отмечает, что Маяковский ничего подобного не писал.

Повторное вскрытие тела. Для чего, и что оно показало?

Уже вечером 14 апреля специалисты произвели вскрытие тела и извлекли головной мозг Маяковского. Лично мне это кажется отвратительным и неэтичным, несмотря на «благие» научные цели.
Стоит отметить только, что мозг не имел каких-либо существенных отклонений от нормы.

«…вдруг стали слышны из его комнаты бесцеремонно громкие стуки: так могут рубить, казалось, только дерево. Это происходило вскрытие черепа. В тазу был мозг Маяковского…» — В. П. Катаев даже спустя тридцать лет так и не смог забыть этот рассказ.

17 апреля было произведено повторное вскрытие тела. Связано это было со слухами о болезни Маяковского (будто он страдал от сифилиса). Однако результаты обследования опровергли всяческие сплетни.

Нарушено ли завещание В. Маяковского?

Кстати, о сплетнях. Просьба покойного, отмеченная в самых первых строках (что свидетельствует о ее значимости), не была выполнена: «…пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил».

Но слухи разлетались по Москве быстрее новостных сводок, и о гибели Поэта стало известно еще до официального «обнародования» (не без надуманных подробностей, впрочем).

Из агентурно-осведомительной сводки:
«Известие о самоубийстве Маяковского произвело очень сильное впечатление на общественность… Разговоры, сплетни.

Сообщения в газетах о самоубийстве, романтическая подкладка, интригующее посмертное письмо вызвали в большей части у обывательщины нездоровое любопытство».

Странно… Не замечали ли вы, что зачастую завещания великих людей не то чтобы не исполняют, но искажают или вовсе игнорируют?

«Думает бог: погоди, Владимир!» Предвещал ли поэт свою смерть?

Владимир Маяковский, как и многие Гении мира сего, предрекал собственную кончину. Об этом говорят, нет — это провозглашают строки его стихотворений:

«Все чаще думаю — не поставить ли лучше точку пули в своем конце»
«Все равно я знаю, я скоро сдохну!»
(«Флейта-позвоночник»)

«А сердце рвется к выстрелу, а горло бредит бритвою»
«Петлей на шею луч накинь»
(«Человек»)

«Стоит только руку протянуть — пуля мигом в жизнь загробную начертит гремящий путь»(«Про это»)

«Что ж, выходите. Ничего. Покреплюсь. Видите — спокоен как! Как пульс

Покойника».

(«Облако в штанах»)

Не только в произведениях, но и в своих речах Поэт не раз упоминал о возможности самоубийства.

Почему ушел из жизни великий стихотворец?

Точные причины самоубийства до сих пор не ясны.
К примеру, А. Потапов пишет о влиянии личностной тревожности Поэта на его судьбу.
Он отмечает, что Маяковскому были характерны резкие колебания в настроениях, впечатлительность. Успех окрылял его, неудачи вводили в депрессию.

https://www.youtube.com/watch?v=sCL1Yozm-qI

Внутренняя напряженность, преувеличенная боязнь заболеть (связанная с гибелью отца Маяковского), частая смена настроения, жажда славы, неудачи в любовной сфере — все это в значительной степени повлияло на трагический исход его жизни.

Согласно воспоминаниям Лили Брик, Маяковский не раз пытался свести счеты с жизнью. 18 июля 1916 года он впервые сделал попытку застрелиться, однако оружие дало осечку. Второй случай имел место 11 октября 1917 года, который также оказался неудачным. В дневнике Поэта эти даты отмечены следующими словами: «Сразу же как-то стало совершенно не для чего жить».

И только в роковой третий раз безжалостный кусочек металла остановил биение сердца великого и неповторимого Владимира Владимировича Маяковского…

Но пойми: несравненное право

Самому выбирать свою смерть

Н.С.Гумилев

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/@MaLoRia-6/posts/19203/

❶ Загадка смерти Маяковского. Была ли нарушена просьба покойного?

14 апреля 1930 года в 10 часов 17 минут Владимир Владимирович Маяковский совершил самоубийство, произведя выстрел себе прямо в сердце. Это событие спровоцировало огромный общественный резонанс: ни друзья, ни враги не ожидали такой развязки.

Предсмертная записка Маяковского была опубликована в газетах на следующий день. В ней поэт обращался ко всем: Владимир Владимирович просил никого не винить в его смерти и, самое главное, не сплетничать, так как он ненавидел пересуды.

Кроме того, в записке поэт обращался к своей возлюбленной – Лиле Брик с просьбой любить его, и к правительству с пожеланием устроить «сносную жизнь» его семье. В конце было дано указание по поводу начатых стихов, которые следовало отдать Брикам.

Заканчивалась предсмертная записка Маяковского коротеньким стихотворением поэта о том, что он «с жизнью в расчете». Последними словами, обращенными Владимиром Владимировичем к народу в своем послании, были «Счастливо оставаться».

Существует немало странностей в деле смерти Маяковского. Предсмертная записка датирована 12 апреля, а застрелился он только 14-го. Написана она карандашом, хотя поэт всегда носил с собой свою любимую ручку и писал только ею.

К тому же, по утверждению криминалистов, с помощью карандаша почерк подделать куда проще, чем при письме ручкой. Были люди, которым поэт мешал, и они вполне могли расправиться с ним.

Однако вскрытие тела Маяковского, изучение его мозга не дало ничего нового, никаких отклонений от нормы не было обнаружено. И все-таки до сих пор бытуют различные версии загадочной смерти поэта.

Если обратиться к воспоминаниям Лили Брик, у Маяковского и раньше были суицидальные намерения. В 1916 и 1917 году ствол пистолета, который держал поэт в собственной руке, уже был направлен в его сторону. Но оружие дало осечку. Просматриваются мотивы стремления к смерти и в стихах Маяковского: «А сердце рвется к выстрелу…», «…пуля мигом в жизнь загробную начертит путь» и т.д.

Повышенная впечатлительность, внутренняя напряженность, мнительность и эмоциональность – все эти качества были присущи Маяковскому, который не раз в своих горячих речах говорил о возможном самоубийстве.

Что же на самом деле произошло в то весеннее утро: рука поэта или какого-то хитрого беспощадного врага хладнокровно нажала на курок? Вряд ли кто-то уже узнает об этом.

Что касается предсмертных завещаний поэта, то они, увы, не сбылись.

Сплетни, которые так ненавидел Маяковский, расползлись по Москве с огромной скоростью. Судачили все, независимо от положения в обществе и близости к покойному. Истории приписывали даже романтическую подоплеку.

Кстати, Лиля Брик после смерти своего любимого прожила еще достаточно долго, но в 1979 году также свела счеты с жизнью, отравившись снотворным.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-250440-zagadka-smerti-mayakovskogo-byla-li-narushena-prosba-pokoynogo

Кто подменил револьвер Маяковского? Не последняя тайна смерти поэта

Споры о том, как Маяковский ушел из жизни, не утихают до сих пор. С появлением новых технологий эксперты вернулись к запутанному делу, но ответов на все вопросы по-прежнему нет.

Неоспоримым остается факт: выстрел в коммунальной квартире, где находилась рабочая комната Владимира Маяковского, прозвучал 85 лет назад 14 апреля 1930 года в 10 часов 17 минут. Пуля попала в сердце. Прибывшая «Скорая помощь» констатировала смерть. Сразу же возникла версия о самоубийстве. Тем более что рядом с поэтом была найдена предсмертная записка:

«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет»

Завещание не выполнили

Без сплетен все-таки не обошлось. Романтическая версия смерти поэта стала по горячим следам одной из самых популярных. Судачили, что ему отказала его последняя возлюбленная, а также что он страдал от венерического заболевания. Чтобы опровергнуть совсем уже абсурдную нездоровую версию, пришлось даже проводить повторное вскрытие.

Но никаких венерических заболеваний у Маяковского не обнаружили. В личной жизни волнения действительно были, но, скорее, приятного свойства: Маяковский был увлечен 22-летней артисткой МХАТ Вероникой Полонской. И, судя по всему, барышня отвечала взаимностью, хотя и не соглашалась оставить мужа, как того требовал поэт.

Она была последней, кто видел Маяковского живым — она вышла из комнаты за несколько мгновений до выстрела, спешила на репетицию.

Самоубийство ли?

Услышав выстрел, Полонская тут же вернулась. Главный противник версии самоубийства журналист Валентин Скорятин утверждает, что Маяковский был влюблен и строил планы, значит, не мог решиться на такой отчаянный шаг.

В качестве других доказательств своей версии Скорятин приводит первые показания молодой актрисы: «Тогда никто из присутствовавших не слышал, чтобы Полонская говорила о револьвере в руках поэта, когда она выбегала из комнаты». По версии журналиста, впоследствии ее принудили изменить показания.

Кроме того, Скорятин приводит разные показания о местоположении тела: первоначально свидетели утверждали, что тело поэта лежало «ногами к двери», те, кто пришел позже — что «головой к двери». Из чего журналист делает вывод, что тело двигали, и двигали не случайно — а чтобы отвести подозрение, что выстрел был произведен кем-то иным, внезапно появившимся в дверях.

В качестве основного подозреваемого Скорятин рассматривает начальника секретного отдела ГПУ Агранова. Именно он прибыл на место преступления вслед за молодой актрисой. Исследователь смерти Маяковского предполагает, что Агранов мог прятаться в подсобной комнате, а потом выйти через черный ход.

Журналист Скорятин не верил и в подлинность завещания, считал его подделкой. По версии Скорятина, Маяковского убили. За что? За все более проступавшее разочарование в советском строе, делает вывод журналист. По его словам, «все чаще в его «партийные книжки» врывались ноты трагического разочарования, и все натужней он воспевал реальность. Зато крепло сатирическое обличение «дряни».

© Sputnik / РИА Новости

Владимир Маяковский среди молодежи

Последние экспертизы и новые тайны

С распадом Советского Союза версия о том, что Маяковский был убит, зазвучала с новой силой. Одновременно выяснилось, что экспертиза рубашки, которая была на Маяковском в момент смерти, ни разу толком не проводилась.

До 1950-х годов рубашка хранилась сначала у супруги поэта Лили Брик, затем — в музее Маяковского. Результаты исследования, проведенного экспертами Федерального центра судебных экспертиз Минюста Российской Федерации были опубликованы уже в новом веке.

Читайте также:  Бога надо видеть в человеке - тайны и факты

Главный вывод —характер следов и отсутствие признаков самообороны характерны для выстрела, произведенного собственной рукой. Инсценировать самоубийство можно, признали эксперты, можно срежиссировать отдельные следы.

Но невозможно учесть все, в том числе единичные капли крови, обнаруженные на рубашке и характерные для следов, которые оставляет рука, обрызганная кровью, при движении вниз.

Впрочем, один вопрос так и остался неразгаданным, кто и зачем подменил пистолет в деле о самоубийстве Маяковского. О подмене стало известно также в наше время.

К экспертам обратились сотрудники Государственного музея Маяковского с просьбой исследовать «Браунинг», который был передан вместе с пулями и гильзой из Президентского архива, из материалов следственного дела Владимира Маяковского. При этом, в самих материалах, в частности, в протоколе осмотра фигурирует револьвер системы «Маузер».

Экспертиза показала, что стрелял именно «Маузер». Так кто же подменил вещдок? Одну из правдоподобных гипотез выдвинул судмедэксперт Александр Маслов. Он напомнил о допросе в НКГБ Михаила Зощенко и замечании писателя о том, «что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым».

Уж не сам ли Агранов подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского, делает вывод криминалист. У Маяковского, согласно документам было два пистолета — системы «Браунинг» и системы «Байярд».

© Sputnik / РИА Новости

Лиля Брик, Осип Брик, сотрудник советского посольства и Владимир Маяковский в Париже в 1923 году

Почему

Вопрос «почему» также остается без ответа.

Часть исследователей симпатизируют романтической версии, часть видят причину трагедии в творческих терзаниях — накануне публика и пресса довольно холодно приняла его новую пьесу «Баня», постановку «Клоп» также ожидал очевидно холодный прием, коллеги и власть проигнорировали его выставку. В общем, были поводы для расстройства. Но что стало последней каплей, ответ на этот вопрос криминалисты дать не в состоянии.

Источник: https://sputnik.by/event/20150414/1014729661.html

Загадка смерти Владимира Маяковского (7 фото)

Это произошло 14 апреля 1930 года в Москве, в Лубянском проезде. В рабочей комнате Владимира Маяковского прозвучал выстрел. Споры, ушел ли поэт из жизни добровольно или был убит, не стихают до сих пор.

О виртуозном расследовании экспертов рассказывает один из его участников, профессор кафедры судебной медицины ММА им.Сеченова Александр Васильевич Маслов.

Версии и факты

14 апреля 1930 г. «Красная газета» сообщила: «Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «скорая помощь» нашла его уже мертвым. В последние дни В.В.

Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничего не предвещало катастрофы».
Днем тело перевезли в квартиру поэта в Гендриковом переулке. Скульптором К.Луцким была снята посмертная маска, причем плохо — он ободрал покойному лицо.

Сотрудники Института мозга извлекли мозг Маяковского, весивший 1700 г.

В первый же день в презектуре клиники медицинского факультета МГУ патологоанатом профессор Талалай произвел вскрытие тела, а в ночь на 17 апреля состоялось перевскрытие: из-за поползших слухов о якобы имевшемся у поэта венерическом заболевании, которые не подтвердились. Потом тело было кремировано.

Как и с Есениным, самоубийство Маяковского вызвало различную реакцию и множество версий. Одной из «мишеней» стала 22-летняя актриса МХАТа Вероника Полонская. Известно, что Маяковский просил ее стать женой.

Именно она была последним человеком, видевшим поэта живым. Однако показания актрисы, соседей по квартире и данные следствия свидетельствуют, что выстрел прогремел сразу после того, как Полонская вышла из комнаты Маяковского.

Значит, стрелять она не могла.

Версия, будто Маяковский не в переносном, а в прямом смысле «лег виском на дуло», пустил себе пулю в голову, не выдерживает критики.

Мозг поэта сохранен по сей день и, как справедливо сообщили в те дни сотрудники Института мозга, «по внешнему осмотру мозг не представляет сколько-нибудь существенных отклонений от нормы».

Несколько лет назад в передаче «До и после полуночи» известный тележурналист Владимир Молчанов высказал предположение, что на посмертной фотографии на груди Маяковского ясно видны следы ДВУХ выстрелов.

Эту сомнительную гипотезу развеял другой журналист — В.Скорятин, проведший скрупулезное расследование. Выстрел был один, но он также считает, что в Маяковского стреляли.

Конкретно — начальник секретного отдела ОГПУ Агранов, с которым, кстати, поэт дружил: спрятавшись в подсобной комнате и дождавшись ухода Полонской, Агранов проникает в кабинет, убивает поэта, оставляет предсмертное письмо и вновь черным ходом выходит на улицу.

А затем уже поднимается на место происшествия как чекист. Версия занятная и почти укладывается в законы того времени. Впрочем, не ведая того, журналист неожиданно помог экспертам. Упоминая о рубашке, бывшей на поэте в момент выстрела, он пишет: «Я осмотрел ее.

И даже с помощью лупы не обнаружил следов порохового ожога. Нет на ней ничего, кроме бурого пятна крови». Значит, рубашка сохранилась!

Рубашка поэта

Действительно, в середине 50-х Л.Ю.Брик, у которой находилась рубашка поэта, передала ее в Государственный музей В.В. Маяковского — реликвия хранилась в коробке и была завернута в пропитанную специальным составом бумагу. На левой стороне переда рубашки — сквозное повреждение, вокруг него видна засохшая кровь.

Удивительно, но это «вещественное доказательство» ни в 1930 году, ни позже не подвергалось экспертизе. А сколько было споров вокруг фотографий!
Получив разрешение на исследование, я, не посвящая в суть дела, показал рубашку крупному специалисту по судебно-баллистической экспертизе Э.Г.

Сафронскому, который сразу поставил «диагноз»: «Входное пулевое огнестрельное повреждение, скорее всего, выстрел в упор».

Узнав, что выстрел произведен более 60 лет назад, Сафронский заметил, что тогда в СССР подобные экспертизы не проводились. Была достигнута договоренность: специалисты Федерального центра судебных экспертиз, куда передавалась рубашка, не будут знать о ее принадлежности поэту — для чистоты эксперимента.

Итак, исследованию подлежит рубашка бежево-розового цвета из хлопчатобумажной ткани. Спереди на планке 4 перламутровые пуговицы. Спинка рубашки от ворота до низа разрезана ножницами, о чем свидетельствуют уступообразные края разреза и ровные концы нитей.

Но для утверждения, что именно эта рубашка, купленная поэтом в Париже, находилась на нем в момент выстрела, недостаточно. На фотографиях тела Маяковского, сделанных на месте происшествия, хорошо различимы рисунок ткани, фактура, форма и локализация пятна крови, огнестрельного повреждения.

Когда музейную рубашку сфотографировали в том же ракурсе, увеличении и провели фотосовмещение, все детали совпали.

Экспертам из Федерального центра предстояла нелегкая работа — найти на рубашке следы выстрела более чем 60-летней давности и установить его дистанцию. А их в судебной медицине и криминалистике три: выстрел в упор, с близкого и дальнего расстояния.

Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения крестообразной формы (они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом), а также следы пороха, копоти и опаления как в самом повреждении, так и на прилегающих участках ткани.

Но надо было выявить ряд устойчивых признаков, для чего и использовался диффузно-контактный метод, не разрушающий рубашку. Известно: при выстреле вместе с пулей вылетает раскаленное облачко, затем пуля опережает его и улетает дальше.

Если стреляли с дальней дистанции, облачко не достигло объекта, если с близкой — газо-пороховая взвесь должна была осесть на рубашке. Предстояло исследовать комплекс металлов, входящих в состав оболочки пули предполагаемого патрона.

Полученные оттиски показали незначительное количество свинца в области повреждения, а меди практически не обнаружено.

Зато благодаря диффузно-контактному методу определения сурьмы (один из компонентов капсульного состава) удалось установить обширную зону этого вещества диаметром около 10 мм вокруг повреждения с характерной для выстрела в боковой упор топографией.

Причем секторальное отложение сурьмы говорило, что дульный срез был прижат к рубашке под углом. А интенсивная металлизация в левой части — признак произведения выстрела справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном книзу.

Из «Заключения» экспертов:

«1. Повреждение на рубашке В.В.Маяковского является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.

2. Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и использован маломощный патрон.

3. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В.В.Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине.

4. Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Можно ли так тщательно сымитировать самоубийство? Да, в экспертной практике встречаются случаи инсценировки одного, двух, реже пяти признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. Установлено, что капли крови — не следы кровотечения из раны: они падали с небольшой высоты с руки или оружия.

Даже если допустить, что чекист Агранов (а он действительно знал свое дело) был убийцей и нанес капли крови после выстрела, скажем, из пипетки, хотя по восстановленному хронометражу событий у него на это просто не было времени, необходимо было достичь полного совпадения локализации капель крови и расположения следов сурьмы. Но реакция на сурьму была открыта лишь в 1987 году.

Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови стало вершиной этого исследования.

Автограф смерти

Пришлось поработать и специалистам лаборатории судебно-почерковедческих экспертиз, ведь многие, даже очень чуткие люди, сомневались в подлинности предсмертного письма поэта, выполненного карандашом почти без знаков препинания:

«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля — люби меня.

Моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская…
Любовная лодкаразбилась о быт.Я с жизнью в расчетеИ не к чему переченьВзаимныхбедИ обид. Счастливо оставаться. ВладимирМаяковский. 12.IV.30 г.

»

Из «Заключения» экспертов:

«Представленное письмо от имени Маяковского выполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением».

Не вызвала сомнений и датировка — именно 12 апреля, за два дня до смерти — «непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Так что тайна решения уйти из жизни кроется не в 14-м дне апреля, а в 12-м.

«Ваше слово, товарищ маузер»

Сравнительно недавно дело «О самоубийстве В.В.Маяковского» было передано из Президентского архива в Музей поэта вместе с роковым браунингом, пулей и гильзой.

Но в протоколе осмотра места происшествия, подписанного следователем и врачом-экспертом, говорится, что он застрелился из «револьвера системы маузер, калибр 7,65, № 312045». По удостоверению у поэта было два пистолета — браунинг и байярд. И хотя «Красная газета» писала о выстреле из нагана, очевидец В.А.

Катанян упоминает маузер, а Н.Денисовский, спустя годы, браунинг, все-таки трудно представить, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером.

Сотрудники Музея В.В.Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование переданного им из Президентского архива пистолета браунинг № 268979, пули и гильзы и установить, из этого ли оружия стрелял в себя поэт?

Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил сделать вывод, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года».

Так в чем же дело? Экспертиза показала: «Калибр пули, количество следов, ширина, угол наклона и правосторонняя направленность следов свидетельствуют, что пуля была выстрелена из пистолета маузер модели 1914 г.».

Результаты экспериментальной стрельбы окончательно подтвердили, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выстрелена не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм».

Читайте также:  Проклятие нательного креста - тайны и факты

Все-таки — маузер. Кто же подменил оружие? В 1944 году сотрудник НКГБ, «беседуя» с опальным писателем М.М.Зощенко, спросил, считает ли он ясной причину смерти Маяковского, на что писатель достойно ответил: «Она и дальше остается загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым».

Уж не сам ли Агранов, к которому стекались все материалы следствия, подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского? Зачем? О «подарке» знали многие, к тому же маузер не был зарегистрирован за Маяковским, что могло сильно аукнуться самому Агранову (кстати, позже его расстреляли, но за что?). Впрочем, это из области догадок. Лучше отнесемся с уважением к последней просьбе поэта: «…пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил»

Источник: http://chert-poberi.ru/interestnoe/zagadka-smerti-vladimira-mayakovskogo-7-foto.html

Загадочная смерть Маяковского

Владимир Маяковский так неожиданно и трагично прекратил существование на тридцать седьмом году. Его жизнь оборвалась достаточно типичным для творческого человека образом – суицидально. Так поступало немало героев своего времени – Марина Цветаева, Сергей Есенин, Юлий Галич по своему желанию предпочли смерть жизни.

Маяковским была оставлена предсмертная записка, которую газеты опубликовали на следующий день после смерти поэта, в которой он просил никого не винить в его уходе из жизни и не сплетничать об этом, потому как пересуды он терпеть не мог.

Кроме этого, в записке Маяковский писал Лиле Брик, чтобы та любила его, и правительству, чтобы то дало возможность «сносной» жизни его семье. Свои начатые стихи он просил отдать Брикам. Заканчивалось последнее послание поэта коротеньким стихотворением и словами «Счастливо оставаться».

Датирована эта записка двенадцатым апреля.

Может показаться:в этой трагичной истории все прозрачно – Маяковский не хотел больше жить и нашел выход в самоубийстве. Но некоторые странности заставляют исследователей творчества поэта допускать и другие версии его ухода из жизни. К примеру, предсмертная записка была написана на два дня раньше дня смерти поэта и карандашом.

Маяковский же всегда писал только своей любимой ручкой. Криминалисты утверждают, что при помощи карандаша подделать почерк куда проще, чем ручкой. У поэта на то время было достаточно недоброжелателей, которые могли с ним расправиться. Но вскрытие тела Маяковского подтвердило факт суицида и никаких отклонений от нормы не выявило.

Маяковский и раньше был склонен к суицидальным мыслям. В 1916 и 1917 годах он уже направлял ствол пистолета в свою сторону. Но тогда оружие дало осечку. Да и в своих стихах Маяковский не единожды поднимал эту тему, к примеру, его строки «…пуля…в жизнь загробную начертит путь», можно сказать, стали практически пророческими.

Внутренняя напряженность, эмоциональность, мнительность и повышенная чувствительность – эти качества были неотъемлемой частью личности Маяковского, который не раз заговаривал о возможном лишении себя жизни. Что в действительности произошло в то весеннее утро – убийство поэта либо суицид – теперь остается только гадать.

Хотя, может быть, в будущем исследователи прольют свет на это оставившее столько вопросов дело.

Предсмертные пожелания Маяковского, относящиеся к сплетням, так и не сбылись – судачила вся Москва, выдвигая разные версии и обсуждая подробности. Предполагали даже романтическую подоплеку этой истории. Но до сегодняшнего дня смерть поэта так и остается загадкой.

Если Вы искали работу в Костомукше, тогда заходите на сайт kostomuksha.job.ru.

Источник: http://factsite.ru/zagadochnaya-smert-mayakovskogo.html

Будет ли когда-нибудь раскрыта тайна гибели поэта Владимира Маяковского?. Новости. Первый канал

14-го августа 30-го года в жилом доме недалеко от Лубянской площади поэт был найден с пулевым ранением. Неожиданная смерть столь масштабной фигуры того времени вызвала много вопросов. Убийство или самоубийство? Что или кто стал причиной? Имеет ли ОГПУ отношение к гибели поэта?

Сегодня на некоторые вопросы уже можно дать ответ. В Москве издана книга, в которую вошли все известные на сегодняшний день документы, связанные со следствием по делу Маяковского.

Репортаж Александра Казакевича.

14 августа 1930 года в комнатке жилого дома недалеко от Лубянской площади раздался выстрел: не стало величайшего поэта современности Владимира Маяковского. Неожиданная смерть масштабной фигуры поэта вызвала много вопросов, общество находилось в шоке.

Сегодня на многие вопросы уже можно ответить, потому что в Москве в Государственном музее Маяковского была представлена читателям новая книга «Следственное дело Маяковского», в которую вошли все известные на сегодняшний день документы, связанные с самоубийством поэта.

«В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте», — написал Маяковский в своем предсмертном письме, но, несмотря на его духовное завещание, сплетни, легенды и домыслы появились сразу после его смерти и сопровождали нас весь двадцатый век.

Каждый раз, когда директор Музея Маяковского открывает дверь в крошечную комнату поэта, то с трудом справляется с волнением. Сколько уже изучали это пространство-лодочку, где 14 августа 30 года трагически закончилась жизнь поэта.

Каждый раз у посетителей одни и те же вопросы: самоубийство или убийство, личная драма или поэт стал жертвой государственных интриг? Еще несколько лет назад точных ответов не было, потому что не могли найти архивное дело про смерть Маяковского.

И только когда в президентском архиве рассекретили дело Николая Ежова, внутри обнаружили другую папку: допросы, дознания, комментарии по самоубийству поэта. На их основе создавалась документальная книга «Следственное дело Владимира Маяковского».

Светлана Стрижнева, директор государственного музея В.В. Маяковского: «И когда пытаются доказать, что Маяковского застрелило ОГПУ, мне кажется, что несостоятельным: ОГПУ сразу после смерти пытается собрать разные материалы, чтобы честь мундира не посрамить, что они проворонили эту смерть, а не они были инициаторами».

Вот на витрине: пуля, рубашка, обе папки, самые важные документы, письмо Лили Брик с резолюцией Сталина — самое ценное, что есть в музее. Экспонаты, которые впервые рискнули выставить всего лишь на пару часов. На выставке и в книге вместе собраны основные ключи к вопросу, почему раздался выстрел?

Светлана Стрижнева, директор государственного музея В.В. Маяковского: «Другое дело, была какая-то ситуация, которая заставила его 12 числа написать его предсмертное письмо. Даже предполагаю, что она должен был дать ответ через три дня, а третий день пришелся как раз на 14 число».

Три с половиной года работы, девять переверсток.

Эти документы помогли самим создателям книги не только понять всю мозаику событий последних дней поэта, но и, например, ответить себе, была ли у Майковского внутренняя склонность к самоубийству, любила ли его Полонская и сколько человек поэт на самом деле назвал своими наследниками. При известной доли терпения свое личное расследование может провести любой читатель — все известные документы теперь изданы вместе. Без утайки.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2005-10-19/229810-budet_li_kogda_nibud_raskryta_tayna_gibeli_poeta_vladimira_mayakovskogo

Тайна смерти Владимира Маяковского

Прошло почти три четверти века со дня таинственной гибели Владимира Маяковского. Многое изменилось в оценках его роли в поэзии, но загадки последнего дня жизни остались неразгаданными

У великого пролетарского поэта Владимира Владимировича Маяковского юбилеи бывают почти ежегодно. На будущий год приходится 75-летие его странной кончины. В нынешнем же отмечается 75-летие начала его последнего романа и, по странному совпадению, десятилетие со дня смерти Вероники Полонской — последней любви поэта…

В конце ХХ столетия окончилась жизнь многих исторических домов Москвы. О некоторых из них сожалеть должно, о некоторых лучше забыть.

Так, на Лубянской площади не стало знаменитого жилого дома, в котором располагалась одна из двух московских музеев-квартир Маяковского. Здание это снесено не было, просто его поглотила громада, скромно названная «вычислительным центром» Лубянского ведомства. В том, что оно может вычислить каждого из нас, сомневаться не приходится, но вот чтобы для этого понадобились такие габариты…

История у этого дома замечательная, но замечать ее лучше с большого расстояния. А вот одному моему приятелю довелось прожить там несколько детских лет.

Его отец, отсидевший по 58-й статье, возвращен был в Москву без всяких поражений в правах.

Более того, вселен он был в тот же самый дом, из которого был когда-то выведен в места не столь отдаленные — просто перевели через дорогу и сразу во внутреннюю тюрьму, без «воронков» и траты государственного бензина.

Дом на Лубянской площади оказался после 53-го года заселен и палачами, и жертвами. Благо и те и другие не относились к высшим эшелонам властей и «врагов народа». Квартиры были преимущественно коммунальные, так что по Yтрам очередь в сортир представляла собою приятный симбиоз грибного рода: под березой подберезовик, а под осиной, понятно, подосиновик.

Среди немногочисленных обитателей этого дома выделялась одна пожилая дама. Проживала она где-то в подвальном этаже едва ли не со времен постройки сего досточтимого сооружения и всю сознательную жизнь занималась стиркой белья для жильцов. Портомойное искусство она изучила в совершенстве, так что отбою от клиентов не было, как бы часто и менялись общественные строи и жильцы квартир.

Был среди ее клиентов и великий пролетарский поэт-трибун. Действительно, не Лиле же Брик стоять над корытом. С известной периодичностью дама эта наведывалась к Владимиру Владимировичу — приносила и уносила белье, получала положенные копейки. Поэт работал днем, так что и визиты прачки бывали обыкновенно в это время.

И вот как-то среди дня она подошла к квартире поэта с кучей белья. Дверь оказалась открытой, хотя Владимир Владимирович был известен своей мнительностью и за дверью следил тщательно — ее полагалось держать закрытой. Впрочем, квартира была коммунальная…

Дальнейший рассказ мне довелось слышать от своего приятеля несколько раз, а тот в свою очередь слышал его от отца, много лет жившего в этом доме.

Дверь в комнату поэта была закрыта. Из-за нее слышны были голоса, а потом раздался выстрел. Дверь в ту же секунду отворилась, и из нее выбежали несколько человек. Кажется, их было трое.

Прачка отпрянула от входной двери, а пару минут спустя заглянула в комнату Маяковского и увидела картину, каковая подробно описана во всех монографиях о жизни «великого пролетарского поэта». Не получив заработанного, женщина бросилась со страху бежать.

Потом ее таскали в соседний дом, где она, теперь уже «страха ради иудейского», не смогла сказать ничего внятного. Или не захотела. Постоянные клиенты, как можно думать, встреченные ею во время допроса, накрепко приказали ей молчать и милостиво отпустили.

Потом они, как водится, сами сделались очередными «врагами народа», так что о познаниях бедной дамы в области истории советской литературы после войны уже мало кто догадывался.

В пору хрущевской оттепели она что-то хотела вспомнить-рассказать, да мало кому было дела до всего этого. «Мавры» свое дело сделали.

Маяковский был признан гением пролетарской культуры и официально объявлен покончившим жизнь самоубийством. Тело его во избежание ненужных кривотолков медицинского плана — кости о многом говорят — было благополучно кремировано. Тем более что поэт так любил именно эту форму «массового советского захоронения».

Урна с прахом поэта была поставлена в стену колумбария Новодевичьего кладбища и долгое время представляла собою довольно жалкое зрелище.

Потом, когда Маяковский окончательно и бесповоротно был признан классиком и официально причислен к лику советских литературных светил, ему отвели отдельную могилу и поставили приличествующий памятник все на том же Новодевичьем, которое тогда уже успело стать самым престижным московским кладбищем.

Исследователи жизни Маяковского зафиксировали воспоминания еще нескольких человек, случайно попавших в день его гибели к дверям квартиры поэта. Некий книгоноша и даже одна из соседок Владимира Владимировича вроде бы припоминали «что-то подозрительное».

После смерти Сталина одна из сестер поэта несколько раз приводила неких иностранных «экспертов», но яснее от этого не стало. Так что рассказ портомойной дамы выглядит если и не вполне правдивым, то все же имеет под собой некоторое основание.

Проведенные недавно экспертизы, в частности, бывшей на поэте в момент смерти рубашки, а также результаты двух(!) вскрытий тела Маяковского склоняют исследователей к версии самоубийства. И для ее полного обоснования не достает лишь некоторых мелочей…

Понятно, что у любого нормального человека тема чужой смерти и отыскание ее причин вызывают оторопь, но «великий пролетарский поэт» сам как-то дал разрешение на такое исследование, заметив между делом: «Я люблю смотреть, как умирают дети».

Читайте также:  Отели и гостиницы нижнего новгорода - тайны и факты

Кстати, у Маяковского на второй и главной его квартире в Гендриковом переулке была собственная, постоянная «Нюша», звавшаяся Пашей, но так ли хорошо она стирала и так ли была наблюдательна…

Источник: https://utro.ru/articles/2004/06/25/322980.shtml

Тайна смерти Маяковского. Сегодня 85 лет со дня смерти

 

14 апреля 1930 года в Москве в Лубянском проезде в рабочей комнате Владимира Маяковского прозвучал выстрел. Споры, ушел ли поэт из жизни добровольно или был убит, не стихают до сих пор. О виртуозном расследовании экспертов рассказывает один из его участников, профессор кафедры судебной медицины ММА им.Сеченова Александр Васильевич Маслов.

Версии и факты 14 апреля 1930 г. «Красная газета» сообщила: «Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «скорая помощь» нашла его уже мертвым. В последние дни В.В.Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничего не предвещало катастрофы». Днем тело перевезли в квартиру поэта в Гендриковом переулке. Скульптором К.Луцким была снята посмертная маска, причем плохо — он ободрал покойному лицо. Сотрудники Института мозга извлекли мозг Маяковского, весивший 1700 г. В первый же день в презектуре клиники медицинского факультета МГУ патологоанатом профессор Талалай произвел вскрытие тела, а в ночь на 17 апреля состоялось перевскрытие: из-за поползших слухов о якобы имевшемся у поэта венерическом заболевании, которые не подтвердились. Потом тело было кремировано. Как и с Есениным, самоубийство Маяковского вызвало различную реакцию и множество версий. Одной из «мишеней» стала 22-летняя актриса МХАТа Вероника Полонская. Известно, что Маяковский просил ее стать женой. Именно она была последним человеком, видевшим поэта живым. Однако показания актрисы, соседей по квартире и данные следствия свидетельствуют, что выстрел прогремел сразу после того, как Полонская вышла из комнаты Маяковского. Значит, стрелять она не могла. Версия, будто Маяковский не в переносном, а в прямом смысле «лег виском на дуло», пустил себе пулю в голову, не выдерживает критики. Мозг поэта сохранен по сей день и, как справедливо сообщили в те дни сотрудники Института мозга, «по внешнему осмотру мозг не представляет сколько-нибудь существенных отклонений от нормы». Несколько лет назад в передаче «До и после полуночи» известный тележурналист Владимир Молчанов высказал предположение, что на посмертной фотографии на груди Маяковского ясно видны следы ДВУХ выстрелов. Эту сомнительную гипотезу развеял другой журналист — В.Скорятин, проведший скрупулезное расследование. Выстрел был один, но он также считает, что в Маяковского стреляли. Конкретно — начальник секретного отдела ОГПУ Агранов, с которым, кстати, поэт дружил: спрятавшись в подсобной комнате и дождавшись ухода Полонской, Агранов проникает в кабинет, убивает поэта, оставляет предсмертное письмо и вновь черным ходом выходит на улицу. А затем уже поднимается на место происшествия как чекист. Версия занятная и почти укладывается в законы того времени. Впрочем, не ведая того, журналист неожиданно помог экспертам. Упоминая о рубашке, бывшей на поэте в момент выстрела, он пишет: «Я осмотрел ее. И даже с помощью лупы не обнаружил следов порохового ожога. Нет на ней ничего, кроме бурого пятна крови». Значит, рубашка сохранилась!

Рубашка поэта

Действительно, в середине 50-х Л.Ю.Брик, у которой находилась рубашка поэта, передала ее в Государственный музей В.В. Маяковского — реликвия хранилась в коробке и была завернута в пропитанную специальным составом бумагу. На левой стороне переда рубашки — сквозное повреждение, вокруг него видна засохшая кровь.

Удивительно, но это «вещественное доказательство» ни в 1930 году, ни позже не подвергалось экспертизе. А сколько было споров вокруг фотографий! Получив разрешение на исследование, я, не посвящая в суть дела, показал рубашку крупному специалисту по судебно-баллистической экспертизе Э.Г.

Сафронскому, который сразу поставил «диагноз»: «Входное пулевое огнестрельное повреждение, скорее всего, выстрел в упор». Узнав, что выстрел произведен более 60 лет назад, Сафронский заметил, что тогда в СССР подобные экспертизы не проводились.

Была достигнута договоренность: специалисты Федерального центра судебных экспертиз, куда передавалась рубашка, не будут знать о ее принадлежности поэту — для чистоты эксперимента. Итак, исследованию подлежит рубашка бежево-розового цвета из хлопчатобумажной ткани. Спереди на планке 4 перламутровые пуговицы.

Спинка рубашки от ворота до низа разрезана ножницами, о чем свидетельствуют уступообразные края разреза и ровные концы нитей. Но для утверждения, что именно эта рубашка, купленная поэтом в Париже, находилась на нем в момент выстрела, недостаточно.

На фотографиях тела Маяковского, сделанных на месте происшествия, хорошо различимы рисунок ткани, фактура, форма и локализация пятна крови, огнестрельного повреждения. Когда музейную рубашку сфотографировали в том же ракурсе, увеличении и провели фотосовмещение, все детали совпали.

Экспертам из Федерального центра предстояла нелегкая работа — найти на рубашке следы выстрела более чем 60-летней давности и установить его дистанцию. А их в судебной медицине и криминалистике три: выстрел в упор, с близкого и дальнего расстояния.

Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения крестообразной формы (они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом), а также следы пороха, копоти и опаления как в самом повреждении, так и на прилегающих участках ткани.

Но надо было выявить ряд устойчивых признаков, для чего и использовался диффузно-контактный метод, не разрушающий рубашку. Известно: при выстреле вместе с пулей вылетает раскаленное облачко, затем пуля опережает его и улетает дальше. Если стреляли с дальней дистанции, облачко не достигло объекта, если с близкой — газо-пороховая взвесь должна была осесть на рубашке.

Предстояло исследовать комплекс металлов, входящих в состав оболочки пули предполагаемого патрона. Полученные оттиски показали незначительное количество свинца в области повреждения, а меди практически не обнаружено.

Зато благодаря диффузно-контактному методу определения сурьмы (один из компонентов капсульного состава) удалось установить обширную зону этого вещества диаметром около 10 мм вокруг повреждения с характерной для выстрела в боковой упор топографией. Причем секторальное отложение сурьмы говорило, что дульный срез был прижат к рубашке под углом.

А интенсивная металлизация в левой части — признак произведения выстрела справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном книзу.

Из «Заключения» экспертов: «1. Повреждение на рубашке В.В.

Маяковского является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости. 2. Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и использован маломощный патрон. 3.

Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В.В.Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине. 4.

Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Можно ли так тщательно сымитировать самоубийство? Да, в экспертной практике встречаются случаи инсценировки одного, двух, реже пяти признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. Установлено, что капли крови — не следы кровотечения из раны: они падали с небольшой высоты с руки или оружия. Даже если допустить, что чекист Агранов (а он действительно знал свое дело) был убийцей и нанес капли крови после выстрела, скажем, из пипетки, хотя по восстановленному хронометражу событий у него на это просто не было времени, необходимо было достичь полного совпадения локализации капель крови и расположения следов сурьмы. Но реакция на сурьму была открыта лишь в 1987 году. Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови стало вершиной этого исследования.

Автограф смерти Пришлось поработать и специалистам лаборатории судебно-почерковедческих экспертиз, ведь многие, даже очень чуткие люди, сомневались в подлинности предсмертного письма поэта, выполненного карандашом почти без знаков препинания: «Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля — люби меня. Моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская… Любовная лодкаразбилась о быт.Я с жизнью в расчетеИ не к чему переченьВзаимныхбедИ обид. Счастливо оставаться. ВладимирМаяковский. 12.IV.30 г.»

Из «Заключения» экспертов:

«Представленное письмо от имени Маяковского выполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением». Не вызвала сомнений и датировка — именно 12 апреля, за два дня до смерти — «непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Так что тайна решения уйти из жизни кроется не в 14-м дне апреля, а в 12-м.

«Ваше слово, товарищ маузер» Сравнительно недавно дело «О самоубийстве В.В.Маяковского» было передано из Президентского архива в Музей поэта вместе с роковым браунингом, пулей и гильзой. Но в протоколе осмотра места происшествия, подписанного следователем и врачом-экспертом, говорится, что он застрелился из «револьвера системы маузер, калибр 7,65, № 312045». По удостоверению у поэта было два пистолета — браунинг и байярд. И хотя «Красная газета» писала о выстреле из нагана, очевидец В.А.Катанян упоминает маузер, а Н.Денисовский, спустя годы, браунинг, все-таки трудно представить, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером. Сотрудники Музея В.В.Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование переданного им из Президентского архива пистолета браунинг № 268979, пули и гильзы и установить, из этого ли оружия стрелял в себя поэт? Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил сделать вывод, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года». Так в чем же дело? Экспертиза показала: «Калибр пули, количество следов, ширина, угол наклона и правосторонняя направленность следов свидетельствуют, что пуля была выстрелена из пистолета маузер модели 1914 г.». Результаты экспериментальной стрельбы окончательно подтвердили, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выстрелена не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм». Все-таки — маузер. Кто же подменил оружие? В 1944 году сотрудник НКГБ, «беседуя» с опальным писателем М.М.Зощенко, спросил, считает ли он ясной причину смерти Маяковского, на что писатель достойно ответил: «Она и дальше остается загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым». Уж не сам ли Агранов, к которому стекались все материалы следствия, подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского? Зачем? О «подарке» знали многие, к тому же маузер не был зарегистрирован за Маяковским, что могло сильно аукнуться самому Агранову (кстати, позже его расстреляли, но за что?). Впрочем, это из области догадок. Лучше отнесемся с уважением к последней просьбе поэта: «…пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил»

http://nnm.me

Источник: http://istoriyaukr.blogspot.com/2015/04/85.html

Ссылка на основную публикацию