Тайны средневековой европы — тайны и факты

12 фактов о Средневековье, которые заставят вас вздрогнуть

Если при словосочетании «Средние века» вам на ум приходят только рыцарские турниры, прекрасные дамы, сладкоголосые менестрели и также алчущие открыть тайну философского камня алхимики, значит, память милостиво скрыла от вас самые шокирующие факты об этом непростом периоде в истории человечества.Не пора ли их вспомнить?

Самый шокирующий факт о Средневековье, который заставит вас вздрогнуть

1

30 Голосов

Поддержите лидера!

Лидер рейтинга

Причудливые медицинские практики

Самым популярным методом лечения в Средневековье было кровопускание. Но, если задуматься, это была еще весьма безопасная практика по сравнению с тем, что еще могли учудить средневековые лекари.

Например, хорошим средством от мучительной головной боли, а также эпилепсии и психических расстройств считалось небольшое отверстие в черепе. Его высверливали так, чтобы обнажить мозговую оболочку. Геморрой следовало лечить, прижигая каленым железом.

Анестезия же сводилась к отравляющим веществам в слабой концентрации, приводившим в бессознательное состояние, ударам молотком по голове или и вовсе зажатой в зубах палке.

2

17 Голосов

Достоин первого места?

Пояса верности

Чтобы уберечь дочерей от потери девственности, а жен от супружеской измены, родители или супруг надевали на несчастных пояс верности. Это сооружение держалось на талии и проходило между ног, прикрывая вагину и анус. В поясе были предусмотрены небольшие отверстия для отправления естественных надобностей.

Хотя самые дорогие пояса, сделанные в Бергамо или Венеции («бергамский замок» и «венецианская решетка»), украшенные драгоценными камнями, накладками из золота или серебра, и были похожи на произведения искусства, носить их все равно было мучительно. Они оставляли жестокие мозоли, иногда под поясами образовывались пролежни.

Спасти несчастную от страданий и повелеть снять поясок мог только церковный суд, который вмешивался лишь в самых крайних случаях.

3

14 Голосов

Достоин первого места?

«Божий суд»

Одной из самых популярных судебных практик в Средние века была ордалия — «божий суд». Обвиняемые в каком-либо проступке или преступлении должны были получить ожог каленым железом или опустить руку в котел с кипятком.

Нанесенную рану перевязывали, а через какое-то время смотрели, как она заживает. Если рана выглядела хорошо, значит. Бог подтвердил невиновность испытуемого. В противном случае человек виновен и подлежит наказанию.

Подозреваемых в колдовстве женщин испытывали водой, связывая и погружая в водоем. Невинная душа должна была…утонуть, а ведьма — всплыть.

4

14 Голосов

Достоин первого места?

Осужденные животные

Под суд мог попасть не только человек, но и животное, причинившее человеку увечье или убившее его. Судили собак, свиней, кошек. В средневековой Франции однажды осудили корову. Она была признана виновной и палачам пришлось постараться, чтобы возвести виселицу для рогатой преступницы. В конце концов корова была повешена, труп ее сожгли и прах развеяли.

5

8 Голосов

Достоин первого места?

Публичные казни

Средневековая жизнь была бедна зрелищами, так что пойти посмотреть на казнь было вполне приятным времяпрепровождением, сравнимым с современным походом в кино на «ужастик». Правда, редкий современный человек смог бы выдержать подобное зрелище и не упасть в обморок.

Людей не только вешали, четвертовали или сжигали заживо. Перед этим их еще и изощренно публично пытали.

К примеру, Генрих VII пообещал одному из организаторов восстания против него, что если тот сдастся добровольно, то ни один член не будет разлучен с его телом, покуда тот не умрет. И сдержал свое слово.

Несчастный был подвешен на цепях к церковному шпилю и долгие дни медленно умирал от жажды, голода, холода, а под конец этой пытки и от ран, нанесенных вороньем. При этом руки и ноги, как и обещал король, до конца оставались при нем.

6

7 Голосов

Достоин первого места?

Совместные ванны

Так как приносить и нагревать большие объемы воды было делом трудоемким и затратным, одну ванну могло принимать сразу несколько человек одновременно и еще несколько после. Часто добродетелью считалось пренебрежительное отношение к гигиене и некоторые святоши могли не мыться месяцами.

Если вы не могли похвастаться богатством и благородным происхождением, то залезть с вами в ванну могло сразу несколько очень грязных человек. Впрочем, благородные дамы тоже не всегда были избавлены от необходимости плескаться в грязной воде, ведь их очередь наступала только после мужа и старших сыновей.

В общественных же купальнях и вовсе царила полная анархия и простота нравов.

7

5 Голосов

Достоин первого места?

Детские браки

Жизнь в Средние века была крайне коротка и за нее нужно было много чего успеть. В том числе жениться и обзавестись потомством. Начиная с 12 лет девочки считались вполне созревшими для замужества, мальчик же мог жениться как только ему стукнет 14.

Как правило, за детей все решали взрослые, ведь брак был вовсе не союзом любящих сердец, а способом выживания, объединения земель, заключения политических союзов.

В благородных семьях ребенок мог быть помолвлен с колыбели, при этом солидная разница в возрасте между женихом и невестой как в ту, так и в другую сторону, вовсе не была помехой для женитьбы.

8

5 Голосов

Достоин первого места?

Частые роды и детская смертность

Способы предохранения в Средние века были самые что ни на есть средневековые, к тому же многие богобоязненные люди считали и их греховными. Женщины часто беременели и.

хотя выкидыши были не менее частым явлением, могли рожать одного ребенка за другим на протяжении десятилетий.

При этом уровень детской смертности был таков, что даже в королевских семьях из пяти-семи детей часто до совершеннолетия доживал лишь один.

9

5 Голосов

Достоин первого места?

Стирка

Поскольку даже у знатных дам могло быть два-три комплекта одежды на сезон, верхнее платье стирали очень редко.

Платье из «тяжелых», дорогих тканей, особенно богато украшенных бисером, драгоценными камнями, вышивкой, могли не стирать вовсе, а чистить щеточкой.

Нижнее белье — обычно это были длинные рубахи — стирали чаще, но при этом нормальным составом для замачивания могла быть зола, смешанная с мочой.

10

4 Голоса

Достоин первого места?

Спиртные напитки

Идея о том, что воду следует очищать и кипятить, дабы избежать заражения, никому не приходила в голову. Однако отследить связь между желудочными заболеваниями и грязной водой люди могли. Именно поэтому простолюдины пили в основном слабенькое пиво, а люди побогаче — вино. Большую часть жизни средневековый человек проводил слега под хмельком.

11

3 Голоса

Достоин первого места?

Положение женщин

Средневековая женщина чаще всего была полностью зависима от мужчин. До замужества за нее все решал отец и братья, после замужества жизнью и имуществом женщины распоряжался муж.

Большей свободой обладали только вдовы, но только до тех пор, пока не вступали в повторный брак.

Правда, женщина могла обратиться в церковный суд, если муж чересчур сильно или слишком часто бьет ее, но мужчины-церковники нечасто спешили встать на защиту «сосуда греха».

12

1 Голос

Достоин первого места?

Застольный этикет

До изобретения вилки пищу ели руками или при помощи ножа и ложки. Объедки кидали на пол собакам, крутившимся у стола. То, что недоедали псы, растаскивали обитавшие в изобилии в жилищах крысы.

Есть могли все из одного блюда, а пить, передавая по кругу кувшин или чашу. Если хозяин предлагал отпить из своего кубка, это было проявлением его благоволения. Следовало сделать глоток и отдать чашу обратно.

Отказаться от этой чести значило оскорбить господина и вело к крупным неприятностям.

13

Хотите добавить еще пункт? Добавляйте!

Источник: http://ratethemall.com/259-fakta-o-srednevekove-kotorye-zastavyat-vas-vzdrognut

Читать онлайн «Великие тайны и загадки Средневековья», автора Вербицкая Анна

Annotation

Средневековье — одна из «тайных комнат» мировой истории, а издание, которое вы держите в руках, — настоящий ключ к этой загадочной эпохе. Точнее, связка ключей: мифы и факты, стройные научные теории и самые невероятные гипотезы, — одним словом, все, чтобы вы могли в полной мере удовлетворить свое любопытство и составить собственное мнение о событиях тех лет…

Анна Вербицкая

Введение

Гробница Святого Петра — святыня или произведение искусства?

Стигматы — знак бога или метка дьявола?

Секрет Туринской плащаницы раскрыт?

Пират в тиаре — Иоанн XXIII

Папесса Иоанна — наместница святого Петра. Мифы и факты

Святой Патрик — кто он?

Святой Франциск — соперник Церкви?

Дьявольские козни святого семейства

Плачущие иконы и исцеляющие мощи — чудо или мистификация?

Доминиканцы — псы Господни или…

Охота на ведьм — средневековая санитария?

«Молот ведьм» — кровавая библия инквизиции

Кто же они — ведьмы?

Тайная вера маранов

Катары — еретики или хранители Грааля?

Что скрыто в запрещённых Евангелиях?

Забытая вера пророка бога Добра — манихеизм

Вампиры — неотразимые красавцы или кровожадные мертвецы?

Почему от вампиров спасал чеснок?

Кровавый путь Дракулы

Рыцари: тайна, покрытая доспехами

Кому был нужен Гроб Господень?

Недолгая история Иерусалимского королевства

Рыцарь Запада и рыцарь Востока — Ричард Львиное Сердце и Саладин

Правда о детском крестовом походе

Секрет могущества тамплиеров

Клад тамплиеров существует?

Крещение мечом язычников Севера

Ассасины — средневековый спецназ?

Ассасины: смерть за веру — простой способ попасть в рай

Тайна Старца Горы

Что называли «черной смертью»?

Была ли сожжена Орлеанская дева?

Гаммельнский крысолов — легенда или…

Запретные тайны волхвов

Авиценна

Философский камень Николя Фламмеля

Заключение

Анна Вербицкая

Великие тайны и загадки Средневековья

Введение

Средневековье, «темные времена»… Эта эпоха у многих ассоциируется с кострами инквизиции, жестокими междоусобными войнами, кровавыми крестовыми походами, страшными эпидемиями, невежеством и фанатизмом.

Однако не следует забывать, что именно в ту далекую эпоху, от которой нас отделяет почти тысячелетие, Данте Алигьери создал «Божественную комедию», признанную потомками жемчужиной мировой литературы, был возведен великолепный собор Святого Петра, в крупных городах открывались университеты, в числе которых Оксфордский и Кембриджский. Но даже не это главное.

В Средние века медленно, с огромным трудом наука и технический прогресс входят в жизнь обычных людей, радикально меняя привычный уклад. Подковы, изобретенные еще римлянами, теперь гвоздями крепят к копытам животных, более совершенный плуг, широко распространившийся в этот период, дает толчок к развитию земледелия.

Ведь теперь можно обрабатывать каменистые, глинистые участки земли, получать щедрые урожаи. Для крестьян, составлявших большую часть населения Европы, богатый урожай был единственным способом выжить, прокормить семью. В городах создавались гильдии ремесленников, которые, по меркам современников, творили чудеса. Именно тогда впервые удалось изготовить листовое стекло.

В эту эпоху были организованы мастерские по производству венецианского стекла, до сих пор высоко ценимого в мире. Еще довольно долго стеклянные бусы приравнивались к украшениям из самоцветных камней. Впервые был выплавлен чугун, который очень быстро нашел широкое применение: чугунные пушки были прочнее, трубы — надежнее, посуда — удобнее и дешевле.

Вместе с порохом, изобретение которого приписывают монаху Бертольду Шварцу, эти достижения привели к созданию стрелкового оружия. Обшитые железными листами корабли покоряли океаны, торговые границы государств начали стремительно расширяться, предвещая эпоху Великих географических открытий.

Именно в эти непростые времена Коперник создал свою гелиоцентрическую теорию мира, а Парацельс, Ибн Сина и Визалий пытались понять, какие процессы происходят в человеческом теле, и искали новые способы лечения различных болезней. И, наконец, именно Средневековье подарило нам блистательное Возрождение, великого да Винчи, Боттичелли, Джотто, Рафаэля, Микеланджело.

Расцвет искусства пришелся на конец Средневековья. Началом эпохи, называемой в исторической науке Ранним Средневековьем, отечественная и мировая медиевистика считают крушение под натиском германских племен Западной Римской империи в V в. н. э.

Этот период длился около пяти веков (приблизительно с 500 по 1000 г.

) и ознаменовался грандиозной миграцией народов: многочисленные германские племена расселялись на землях римлян, что впоследствии привело к противостоянию культур, религий, языков и вылилось в многочисленные кровавые конфликты.

Вследствие переселения северные готские племена оказались на юге Европы, азиаты гунны поселились в нынешней Франции и на западном побережье Черного моря, а вандалы из Германии добрались до территорий нынешних Алжира и Туниса, а оттуда перекочевали в Италию и на Корсику.

Народы Пиренейского полуострова, почти полностью завоеванного маврами, начали борьбу с поработителями. Непрерывные распри христианских правителей значительно мешали освободительному движению, но, несмотря ни на что, в 1492 г. мавры были окончательно изгнаны с Иберийского полуострова.

В это же время на Британские острова после вывода римских легионов участились нападения германцев. Англосаксонские войска высадились в Кенте и к X в. стали полновластными хозяевами Британии.

На юге Европы все большее влияние приобретала Византийская империя. Огромную территорию Западной и Центральной Европы занимало Франкское королевство, влияние которого на ход истории было весьма значительным.

Высокое Средневековье без преувеличения можно назвать эпохой крестовых походов и могущества Церкви. Продолжался этот период примерно с 1000 по 1300 г.

Расцвет сельского хозяйства, торговли и ремесел привел к демографическому взрыву — численность населения Европы заметно увеличилась. Естественно, что это повлекло за собой значительные изменения в политике, экономике, духовной жизни и искусстве.

Киевская Русь всеми вилами сдерживала нашествие монгольских полчищ, но многие государства Восточной Европы были завоеваны и разграблены азиатами. Позднее Средневековье началось с ужасных бедствий: Великого голода 1315–1317 гг.

и эпидемии чумы, которая выкосила более половины населения Европы. Эти бедствия стали причиной многочисленных крестьянских восстаний. Кровопролитная и жестокая Столетняя война унесла еще тысячи жизней.

Читайте также:  Основные виды светодиодных приборов - тайны и факты

Череду страшных событий эпохи венчало Возрождение, подарившее обессиленным народам свет науки и культуры, новые знания и открытие торговых путей. Средневековье подарило нам великолепные строения, полотна, скульптуры, поэтические и философские трактаты, рыцарские баллады, а еще… чай, шоколад, табак, картошку.

Эта эпоха преподнесла потомкам и сотни загадок, на некоторые до сих пор еще не найдены ответы. Именно о них пойдет речь в книге, которую вы держите в руках. Здесь пытливый читатель найдет немало интересных, порой парадоксальных фактов о прошлом и сможет провести параллели с современной жизнью.

Ведь история, как известно, движется по спирали.

Гробница Святого Петра — святыня или произведение искусства?

Собор Святого Петра в Риме миллионами людей почитается как святыня, воздвигнутая на мощах Первоапостола. Но действительно ли это так? Загадка долгие годы занимала умы ученых и священников. Естественно, прежде всего исследователи обратились к описанию жизни самого Петра. Но в канонических писаниях не так уж много информации, к тому же она довольно противоречива.

Будущий апостол родился в семье рыбака в Вифсаиде. Он получил имя Симон. Став учеником Христа, Петр повсюду следовал за Учителем.

Иисус однажды сказал ему: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Так решилась судьба Петра.

И хотя после ареста он трижды отрекся от Учителя, позже искренне покаялся и был прощен. С апостолами Иаковом и Иоанном он присутствовал на горе Фавор, когда свершилось преображение Христа, а позже отправился проповедовать новую веру и творить чудеса. Именно этот период жизни апостола вызывает больше всего споров.

По мнению одних ученых, он возглавлял коллегию двенадцати апостолов и около 20 лет был епископом Рима (с 43 по 64, а по некоторым данным с 67 по 68 г.). Однако предание, на основании которого сделаны эти выводы, довольно позднее. Согласно «Деяниям апостолов», в 42 г.

Петра арестовали по приказу царя Иудеи Ирода Агриппы I и бросили в тюрьму, но он чудом спасся и в 4 9 г. вместе с другими учениками Спасителя на Апостольском соборе решал, как поступать с язычниками, которые пожелали стать членами христианских общин.

Наблюдается явное противоречие.

Следовательно, есть основания предполагать, что в Риме Петр появился в начале 60-х годов. Его проповеди были настолько убедительны, что он разом обращал в христианскую веру до пяти тысяч человек. По легенде, христианками стали и две любимые жены Нерона.

Разгневанный император приказал казнить Петра. Верующие умоляли пастыря спасти свою бесценную жизнь и убедили тайно покинуть город. Но когда апостол выбирался из Рима, ему явился Христос, направляющийся в город. «Куда идешь, Господи?» — спросил Петр. «Иду в Ри .

..

Источник: https://knigogid.ru/books/161767-velikie-tayny-i-zagadki-srednevekovya/toread

Интересные и необычные факты об эпохе Средневековья

Какие только факты про Средневековье нам не попадались на глаза, когда мы готовили этот материал. Порой бровь приподнималась и изгибалась от удивления настолько, что сам Джек Николсон бы позавидовал.

Мы уже не говорим про то, что фразы «Да лаааааадно!», «Что за «пииииииизанская башня» там происходила?» и «Ооооо, неожиданно!» звучали буквально через каждые 5-10 минут.

Предлагаем вам ознакомиться только с маленькой частью фактов про Средневековье, которые заинтересовали нас больше всего.

Братья Гримм — авторы любимейших сказок из нашего детства. Но мало кто знает, что мы читаем уже переработанные и адаптированные тексты. В оригинале Братья Гримм занимались сбором фольклора. А он зачастую совсем не напоминал сказки, где всё радужно и прекрасно, а в конце все женятся и веселятся.

К примеру, в оригинале сказки «Спящая красавица» принц не целует главную героиню, а насилует. А в «Золушке» сёстрам удаётся примерить «туфельку». Вот только для этого одной пришлось отрезать себе пальцы на ногах, а другой пятку.

И женился бы прекрасный принц на одной из них, но этому помешали голуби, которые заметили, что «туфелька» наполняется кровью…

Эталон красоты в 15-16 веках можно представить следующим образом: высокий лоб, даже очень высокий лоб, многие женщины даже выбривали, выщипывали волосы, чтобы приблизится к идеалу красоты. Так же у приличной женщины на лице не должно было быть и бровей, их чаще всего полностью выщипывали. «Мона Лизы» соответствовала всем этим требованиям.

Обычай чокаться бокалами берёт своё начало именно в эпоху Средневековья. На пирах можно было достаточно просто подсыпать в бокал недруга или конкурента яд. При ударе сосудами друг о друга, питьё переливалась из одного бокала в другой. Так отравитель сам мог пострадать от своего же яда. Чокнуться фужерами — это демонстрация того,что отравы в напитке нет.

Чумные доктора — это не придуманные персонажи из фильмов ужасов. Они существовали в реальности, их специально нанимали для лечения людей, в период эпидемии чумы.

Их трудно было не заметить, ведь их одежда состояла из кожаного плаща, перчаток, ботинок, шляпы и необычной маски с «клювом», которая носила не эстетический, а практический характер действия — в “клюв” закладывали специальные сборы из сушёных цветов, трав, специй, другие вещества, которые имели сильный запах — пропитывали ткань камфорой или уксусом. Считалось, что это не только перебивает ужасный запах, который был в селениях, где свирепствовала чума, но и уберегала людей от заражения этой болезнью.

В средние века были случаи и крайне странных церковных судебных процессов. А проводились они над… животными. Всё проходило по правилам: присутствовали обвинители, адвокаты и свидетели.

А обвиняемыми могли быть как любые домашние животные, будь это кролик, курица или котора, так и даже насекомые — саранча или стрекоза.

Домашнюю скотину чаще всего обвиняли в колдовстве и приговаривали к смерти, а диких — за вредительство, их могли отлучить от церкви или «заставить» покинуть территорию страны.

В Средневековье «взрослая жизнь» начиналась довольно рано. Уже с 12 лет девочки считались вполне созревшими для брака. Для мальчика этот возраст начинался с 14 лет.

Практически всегда решения о замужестве своих чад принимали родители или опекуны, так как в первую очередь брак в то время способствовал объединению земель, заключению политических союзов или же просто способствовал материальному улучшению, укреплению.

Достаточно часто в состоятельных семьях сын или дочка были помолвлены с раннего младенчества. К тому же никого не волновала большая разница в возрасте между вступающими в брак (не зависимо от того, кто был старше — невеста или жених).

В замковых башнях винтовые лестницы возводились так, чтобы подъём по ним был по часовой стрелке. Это делалось для того, чтобы в случае осады защитники башни имели преимущество во время рукопашной схватки (сильный удар правой рукой можно нанести только справа налево, что не могут сделать поднимающиеся по лестнице).

Ещё больше интересных материалов про Средневековье читайте здесь.

Источник: https://poshyk.info/fakty-pro-srednevekove/

Тайны средневековой кухни Европы

Привычного нам трехразового питания тогда еще не существовало. У простых людей день начинался очень рано. Трудяги не могли уделять много времени завтраку, поэтому ограничивались глотком воды (пива, кто побогаче — вина) и куском хлеба. Обед, принимаемый около полудня, также был скуден: простое питье и легкая закуска, хотя для аристократов понятие «легкая» было весьма условным.

Ужин, проводившийся, в зависимости от конкретного региона и периода средневековья, в очень широком диапазоне времени (от 3 часов дня до полуночи), при наличии финансовых возможностей становился настоящей «обжираловкой». Причем это было не привычное нам «первое-второе-чай», а многократные перемены блюд, когда на стол выставлялись десятки тарелок с самой различной снедью.

Жар от дров старались использовать как можно экономнее: рядом с котлом ставили дичь на вертелах. Работал даже теплый воздух — в хитроумном механизме их автоматического вращения.

Если ужин богачей приходился на праздник, то масштабы пиршества выходили за все разумные пределы.

Здесь оживали греческие и римские традиции застолий, благодаря которым гостей с хроническими желудочными болезнями могли выносить из-за стола ногами вперед.

В связи с этим некоторые монархи законодательно ограничивали состав и количество кушаний, выносимых к столу во время ужина. Русский обычай подавать по одному блюду за раз пришел в Европу лишь в 18 веке.

Естественно, церковь относилась к чревоугодию крайне отрицательно. Плотный завтрак считался проявлением плотской слабости, а обильный ужин — аморальным поступком. Однако даже «нормальная» вечерняя трапеза сегодня считалась бы избыточной. Людям, живущим по, фактически, одноразовому режиму питания, приходилось наедаться на сутки вперед.

Церковь делала некоторые послабления для больных, стариков и детей. В течение дня они могли питаться более основательно. Кроме того, работники, занятые тяжелым физическим трудом, устраивали регулярные «перекусы». Это также считалось чревоугодием, но здравый смысл подсказывал духовенству, что после одной миски похлебки человек не сможет весь день махать топором.

Самые строгие ограничения в распорядке питания накладывал пост: Великий, рождественский, двенадцатидневный (у католиков и в англиканской церкви — по три дня четыре раза в год), по средам (предательство Иуды), по пятницам (распятие Христа), иногда даже по субботам (чти день субботний и святи его). Если сложить все это вместе, то получается, что житель средневековой Европы должен был поститься около 1/3 года.

Кухня бедняков: самая крупная жилая комната, в центре которой (либо у стены, если она каменная) устроен очаг. Дым выходит через дыру в потолке. Выглядит довольно примитивно. Однако такая конструкция позволяет максимально эффективно использовать тепло очага для обогрева помещения.

На деревянную балку обычно вешается большой котел. Глиняные горшки ставили прямо на угли или разогретые камни очага. Рыба и мелкая дичь (белки и ежи) обмазывается глиной и запекается прямо в очаге. Зерно часто измельчалось в каменных ступках.

В домах побогаче есть печи с дымоходами. Они почти всегда сложены у стены, а кухня отделена от обеденного зала (и уж тем более от жилых комнат). Чуть в стороне стояла маслобойка и миска для створаживания молока.

Кухонный стол только один — но очень большой. Кастрюли были тяжелые, с длинными ручками (чтобы удобнее было вынимать их из печи). То же самое касается сковород и вафельниц. Еще имелись металлические треноги с крюками для крупной дичи и полный набор инструментов: ножи для свежевания, ножи для резки, деревянные ложки, черпаки, терки, соусницы…

Для сохранения продуктов их обычно провяливали на ветру, просушивали на солнце, либо изолировали от воздуха при помощи меда или жира. Копчение применялось реже — к рыбе и колбасам. Молоко ферментировали в сыр, масло сильно солили; яйца, рыбу и овощи закатывали в горшки с солью и уксусной кислотой.

Звание королевского шеф-повара в средние века было очень престижным. В подчинении у него находились от нескольких сотен до тысячи человек. Однако «низшее звено» средневековой кулинарии влачило жалкое существование. Поварята с обслугой редко покидали кухню, жили прямо там и спали на полу.

Основные блюда

В Молитве Господней люди просят Бога: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». На Руси издревле говорили: «Хлеб всему голова». Почему такое внимание к хлебу? Потому что он, без преувеличения, был главным пищевым продуктом средневековья. В Европе один человек употреблял приблизительно около 1,5 кг хлеба в день.

Мука самого тонкого помола шла на белый хлеб для богачей. Тесто попроще делали из смеси пшеничной и ржаной муки. На севере был распространен хлеб из ячменя или овса. Самое низкое качество выпечки предполагало добавку отрубей, гороха, бобов и даже желудей.
.

Зажиточные горожане использовали черный хлеб в качестве тарелок — «тренчеров»: в центре крупного ломтя зачерствевшего хлеба делалось углубление, и туда выкладывалась еда. Хлебом вытирали столовые приборы, а слуги пользовались им в качестве «прокладок», чтобы не обжечь руки о горячие подносы с едой.

Читайте также:  Восстание декабристов - тайны и факты

Популярны были «сопы» — кусочки хлеба, вымоченные в каких-либо жидкостях (молоке, бульоне, вине). Хлебные крошки использовались в качестве загустителей соусов. Даже праздничные пироги, по сути, представляли собой все тот же хлеб — но подслащенный и сдобренный специями. Овсянка в то время не ассоциировалась с аристократией, а вафли, напротив, имели статус «делюкс».

В конце 13 века Марко Поло познакомил Европу с «нитями из теста» — макаронными изделиями. Немедленной популярности они не получили, ведь качественной муки зачастую не хватало даже для хлеба. Но лапша вскоре перестала считаться экзотикой.

В неурожайные годы с полей собирали все, что хоть отдаленно походило на злаки. В пищу шла даже самая плохая рожь, из-за чего происходили массовые эпидемии ignis sacer (святого огня), или «огня святого Антония», считавшегося покровителем заболевших.

Это была болезнь бедняков, которые травились алкалоидами спорыньи — паразитического грибка, растущего на колосках ржи (ergot — спорынья, отравление ею — «эрготизм»). Симптомы — яркие галлюцинации, психозы, судороги, коллапс сосудов (с последующей гангреной). Это было так похоже на бесноватость, что порой люди попадали не к лекарю, а на костер инквизиции.

Средневековая каша конкурировала по популярности с хлебом, однако мало походила на современную. Она была твердой настолько, что ее можно было резать. Состав каши значения не имел — в нее зачастую шло все, что имелось в доме. Бедняки ели овсянку, богачи — кашу из пшеничной муки, молока и меда. Такое положение дел сохранялось до тех пор, пока в Европе не был разведен картофель (17—18 век).

Похожим образом обстояли дела и с похлебками. На Руси говорили — «Щи да каша — пища наша». В котелок кидали все подряд. Супы вываривались до густоты, успешно заменяя собой первое и второе блюдо. Наиболее распространенными были молочный, луковый и травяной (петрушечный). Салаты были не очень популярны в силу их низкокалорийности.

Если бы современный рыбак попал в средние века, то он захотел бы там остаться навсегда. Рыбы было много. Северная сельдь добывалась и коптилась в таких огромных количествах, что ее можно было купить даже на рынках Константинополя.

В Темзе водились осетры, знать кушала лобстеров, а моллюски вполне могли стать закуской бедняка, живущего около моря. С удалением от берега доля морепродуктов на столе существенно уменьшалась.

Среди речной рыбы особенно популярны были карп, лосось, форель, хариус, лещ, линь.

Домашняя скотина в те времена была мельче размером и давала гораздо меньше мяса, чем сегодня. Впрочем, после того как «черная смерть» выкосила половину Европы, мясо стало более доступным. Этому способствовали высвободившиеся рабочие места и превращение заброшенных полей в пастбища.

Изобилие дичи в лесах (от зайцев до диких быков, истребленных лишь к 17 веку) вовсе не предполагало ее изобилие на столах. Феодалы ограничивали бедняков в охоте. Да и сами они баловались жареными кабанами далеко не так часто, как это можно представить из красочных описаний пиров.

Языки фламинго, верблюжьи пятки, мясо свиньи, откормленной сушеными фигами и утопленной в медовом вине, молоки мурен, мозги павлинов, гребни живых петухов, пироги, из которых вылетали живые птицы и выпрыгивали карлики с цветами… Подобные блюда остались во временах Римской империи.

На средневековых же пирах могло подаваться нечто похожее (например, лебеди в оперении, или жареные петухи, одетые в миниатюрные рыцарские доспехи и посаженные на поросят), однако это было не едой, а пусканием пыли в глаза гостям. Обычно же к столу подавали кур, гусей и коз. При этом следует иметь в виду, что жареные цапли, дрофы, дрозды и чибисы экзотикой не считались.

Говядина была жесткой и невкусной (коровы — ценный источник молока, забивались они лишь в старости). Гораздо проще было разводить овец, коз и свиней (последние питались чем попало и по комплекции мало чем отличались от диких). Скотину выращивали до зимы, а там отправляли на убой. Главнейшим видом приготовления мяса была жарка. Зачастую жареное мясо доваривали в бульоне.

Если вспомнить об уровне развития стоматологии того времени, то можно понять, с какими проблемами сталкивались повара. Их кариозные клиенты попросту не могли жевать мясо.

Из положения выходили просто — измельчали мясо, набивали им шкуру, и показательно жарили это «чучело» на глазах у беззубых гурманов.

Иногда мясное пюре загущалось мукой, после чего из него вылеплялись «утки», «барашки» и прочая живность.

Молоко (в основном коровье, так как коз содержать было хлопотнее, их разводили на мясо) и молочные продукты назывались «белым мясом». Они с лихвой компенсировали бедную животными белками диету.

При всей дешевизне молока сливки, творог, масло и мягкий сыр обычно были лакомствами знати. Сыр бедняков получался таким твердым, что его приходилось размачивать или разбивать молотком. Из молока делали различные «коктейли»: створоженный поссет (горячее молоко, пряности, вино), кодл (молоко, яйца, вино или пиво), а также хорошо известные сегодня чизкейки, подаваемые к мясу.

Ведущее место в меню того времени занимали овощи: капуста, морковь (обычно зеленовато-желтая, поскольку привычная нам оранжевая появилась лишь в 17 веке), свекла, лук, чеснок. Помидоров в Европе не было, а когда их привезли из Америки, они долгое время считались ядовитой разновидностью яблок. Также бытовало мнение, что сырые овощи вызывают лихорадку, поэтому их, как правило, варили.

С фруктами в средневековье дела обстояли довольно плохо. На севере ассортимент ограничивался яблоками, грушами, сливами и земляникой. На юге были известны лимоны, горькие апельсины (называемые «севильскими» по месту их произрастания, сладкие же появились гораздо позже), гранаты и виноград. Они, равно как и импортные яства — инжир, финики, чернослив, — были доступны лишь немногим.

Мед, получаемый из тростника, — иначе говоря, сахар — был необыкновенно дорог. Чаще всего он поставлялся с Востока в нерафинированном виде — крупными бурыми «головами». Вначале сахар считался лекарством, затем — «специей» и добавлялся к самым неожиданным блюдам — например, к вареным ракам.

Соль и перец были гораздо более популярными приправами.

Первая добывалась в Европе с древнейших времен, второй завозился такими огромными партиями, что был сравнительно доступен (например, шафран продавался гораздо дороже).

Соль добавляли в блюда щедро — настолько, что по современным меркам некоторые считались бы пересоленными. Использовались и другие приправы — гвоздика, имбирь, корица, анис, мускатный орех.

Мнение о том, что средневековые повара щедро перчили блюда, чтобы замаскировать их несвежесть, ошибочно. Дешевле было найти свежие продукты, чем расходовать ценные специи. Избыточное количество последних было призвано свидетельствовать о достатке хозяина.

Среди всех напитков наибольшее предпочтение отдавалось не воде (чистота которой была сомнительна), а алкоголю — более питательному и «полезному». Жители Средиземноморья активно налегали на вино, которое было принято сильно разбавлять водой.

Дешевое вино второго или третьего отжима имело настолько неприятный вкус, что в него часто добавляли специи. Северяне уважали пиво (эль), производимое без хмеля, менее «пьяное» и более мутное по сравнению с современным. Также в почете были соки, в том числе забродившие (яблочный сидр) и мед.

Свежее молоко пили только больные и дети, к тому же хранилось оно очень недолго.

Пиры «на широкую ногу» были чем-то вроде театрализованного представления с выносом декоративных блюд и выступлением музыкантов.

Столы победнее сервировались глиняной и деревянной посудой, побогаче — оловянной, серебряной, золотой и стеклянной. Однако ели чаще всего из общих тарелок, руками, и пили из общих кубков.

Главным столовым прибором был нож. Ложки использовались только для супов, вилки же считались либо инструментом дьявола, либо признаком излишней манерности.

Многие посетители трактиров приносили собственные приборы для еды и питья.

В отношении средневековых застольных манер есть множество заблуждений. Да, простолюдины могли вести себя «по-свински», однако у знати существовал сложный обеденный этикет.

Перед взятием еды из общей тарелки запрещалось засовывать пальцы в уши, вытирать их об голову, чесать срамные части тела. Ногти должны быть чистыми.

Запрещалось залезать руками глубоко в блюдо, пить с набитым ртом из общего кубка, ковырять в зубах ножом, шумно глотать, вытирать губы скатертью, дуть на горячую пищу, рвать мясо зубами или пальцами, оставлять столовые приборы грязными.

Средневековые повара охотно и часто использовали пищевые красители. Луковая шелуха давала коричневый цвет, свекла — красный, яичный желток или шафран — желтый, петрушка — зеленый, перетертая гвоздика — черный.

Недобросовестные пекари продавали ржаной хлеб под видом более дорогого белого, осветляя его с помощью мела, извести или даже хлора (последний, наряду с зеленым красителем — уксусно-медной солью — часто становился причиной смертельных отравлений). Вместо изюма иногда добавлялись мухи.

В Швейцарии таких «кулинаров» вешали в клетке над ямой с навозом. Вылезти было можно — но только вниз.

Мы не приводим рецептов средневековых блюд, ведь воссоздать их вкус практически невозможно. Специи упаковывались негерметично и транспортировались так долго, что меняли свой аромат. В говядину впору было забивать гвозди, цыплята годились разве что на декорации к фильму «Кладбище домашних животных», а свиньи были тощими, хитрыми и злыми.

Источник: http://repin.info/zagadki-istorii/tayny-srednevekovoy-kuhni-evropy

Тайны средневековья. Катары

Южная Франция. Окситания. Страна гор, лесов, равнин и полей. Когда солнце встает над Провансом и Лангедоком, тучи, покрывающие Пиренеи, становятся золотыми.

По этой земле проходили разные племена народов: греки, кельты, баски, сарацины. Это земля полная тайн и легенд, это земля катаров.

Необычная страна, жители которой обладали свободой, о которой не могли думать люди других европейских государств. Духовное единство превратило все общество в единую семью.

Окситанцы славились своей открытостью и гостеприимством, считая, что все сердца равны независимо от происхождения человека. Основой их духовности было катарство. Катары (в переводе с греч. — чистые или совершенные) — просто добрые люди, как называли их в народе.

Средняя и мелкая знать, городской патрициат, всё мыслящее население юга Франции было завоевано катарами, глаза которых лучились неземной радостью. Катары были посвящены в мистические тайны мироздания, были хранителями тайной мудрости.

Окруженные ореолом загадочности, они и теперь являются одной из самых таинственных организаций в истории.

Истоки тайного учения катаров

Стоит отметить, что в основе катарства лежали духовные традиции, выработанные гностиками. Гностики — первые христиане, исполнявшие учения Иисуса. Интерес к данному этапу истории и людям, вершившим его, казалось бы, на века погребённый, забытый, вычеркнутый из истории Европы, тем не менее, периодически возвращался.

Появлялись поддерживающие его легенды, литературные и музыкальные произведения, исторические и научные исследования. Особенно активировался интерес после того, как в 1945 году на Мертвом озере, в г.

Наг-Хаммади были найдены древние библиотеки, в которых об этом написано (сейчас книги библиотеки хранятся в Каирском музее).

Самой интересной из рукописей Наг-Хаммади является загадочная работа, именуемая «Евангелие от Фомы». Она не основывается на канонических Евангелиях и имеет более примитивную форму. Такую, которую по представлению ученых должны были иметь самые ранние тексты об Иисусе.

Самым важным в «Евангелие от Фомы» есть не покаяние и искупление греха, а загадочное мистическое озарение. Изречения Иисуса похожи на не имеющие ответа загадки, которые учитель задавал своим ученикам с целью перерезать полотно обыденного мышления.

Найдена также рукопись, написанная на древнеарамейском языке (языке Иисуса), которая даже старше написания Святого Евангелия.

Хотя именно Евангелие у нас считается первоисточником (греческий перевод), а рукописи на древнеарамейском почему-то были утрачены. Катары были уверены в том, что со временем произошло искажение учения Христа. Как свидетельствуют катарские документы, датированные XIII веком, Церковь катаров, владела древними текстами, восходящими к первоначальной Церкви.

«Светлый Отче, справедливый Бог добра, который никогда не ошибается, не лжет, не сомневается, не боится смерти. В мире чуждого — князя мира сего дай нам познать то, что Ты знаешь и полюбить то, что Ты любишь, ибо мы не от мира сего и мир сей не наш» — оригинальная молитва катаров, чудом дошедшая до наших дней.

Читайте также:  Убийство посла мирбаха - тайны и факты

Догматы римско-католической церкви

Движение катаров представляло проблему для католической церкви, которая всегда отличалась огромной политической силой и богатством.

https://www.youtube.com/watch?v=Urv8Y4OZBRk

Папа Иннокентий III писал по поводу своего правления следующее: «Папы поставлены Господом над народами и царствами, чтобы вырывать, разрушать, созидать и насаждать», поэтому римская церковь среди простых людей пользовалась не слишком большим уважением, поскольку требовала слепого следования догматов, беспрекословного подчинения себе и являла чрезвычайную нетерпимость к любому инакомыслию. Катаров же духовенство считало еретиками и отзывалось о них так: «Мы предаем анафеме их самих и всех тех, кто разделит их точку зрения и станет ее защищать; мы запрещаем, под страхом анафемы, давать им приют и вести с ними дела. Тот, кто присоединится к этим еретикам, будет отлучен от причастия. Все верные должны решительно выступить против этой заразы, и даже с оружием в руках. Имущество этих людей будет конфисковано, и правителям будет позволено обращать их в рабство. Всякий, кто, последовав совету епископов, выступит против них с оружием в руках, будет находиться, подобно крестоносцам, под покровительством Церкви».

А в 1072 году Папа Григорий III объявил закон о том, что главные люди на земле — это Папы, и абсолютно все люди должны им полностью подчиняться, поскольку они есть главные наместники Бога на земле.

На что катары отвечали следующим образом: «Нам не нужны посредники, если мы общаемся с Богом, мы изобличаемся перед Богом, мы Его знаем.

Нам не нужен тот, который придёт и скажет «а вот надо в Бога верить вот так вот»».

Поэтому неудивительно, что катары считали Папу Римского наместником дьявола на земле, ведь ортодоксальная церковь запрещала самостоятельное изучение Библии.

А нарушение этого запрета могло стать основанием для применения жестким мер по отношению к ослушавшимся.

Поэтому катарское учение отбрасывало всю церковную иерархию, считая все исходящее от нее, лживым и пагубным, а ее внешние таинства не имеют никакой ценности.

Святая инквизиция.

К 13 веку катарская вера уже прочно вошла в жизнь Окситании. Духовное влияние веры катаров, их нравственной чистоты на людей было таким мощным, что католический институт терпел одно поражение за другим. Поэтому в 1209 году Папа Иннокентий III объявляет священную войну и крестовый поход на катаров и их поддерживающих, обещая крестоносцам полное прощение грехов и неслыханные привилегии.

На вопрос воинов, спросивших Папу Иннокентия III, как отличить еретиков от правоверных католиков, он ответил так: «убивайте их всех, Бог узнает своих». В средневековой Европе инквизиция произвела не меньшее опустошение, чем чума. Несомненно, это один из самых мрачных и коварных периодов человечества.

В обвинении ереси католическая церковь арестовала, подвергла суду и казнила тысячи человек. Народ жил в страхе, терпя ужасы крестового похода. Людей убивали прямо в церквях. «Никого не щадить, не кающихся сжигать, кающихся — вешать. Бейте их, убивайте, сжигайте.

Вырезайте целыми городами и деревнями, что бы и следа от них не осталось» — таков был приказ крестоносцам.

Пытки и казни стали обычными методами инквизиции. Катары заканчивали свои дни на кострах и в инквизиторских тюрьмах.

Инквизиторы охотились также за катарскими текстами, множеством тайных библиотек, в которых хранились языческие тексты и рукописи, противоречащие церковной доктрине, дабы ни в коем случае фолианты истинных знаний не передавались из поколения в поколения.

До наших дней дошли исторические упоминания о том, что некоторые из катар принимали даже смерть с улыбкой. Всё это, пожалуй, указывает на то, насколько не привязаны они были к материальным оболочкам и насколько крепко жили миром Бога. Для них смерть тела была лишь переходом из ада в жизнь настоящую в мире Духовном.

«Господь помогает нам взойти на горние высоты. Какая честь быть гонимым и ненавидимым в мире сем».

Учение катаров.

Катары исповедовали, что Христос пришёл на землю, не для того, чтобы искупить своей жертвой человеческие грехи, а для того, чтобы показать людям, что на самом деле их Царство находится не в этом мире, князем которого есть Сатана, а в невидимом мире, мире Бога, который есть Свет и Любовь. Они не верили в телесное воскрешение.

Они считали такую идею противоречащей здравому смыслу и просто отвратительной. Их интерес был сосредоточен исключительно на душе как на бессмертной нематериальной сущности, входившей в человеческое тело и носившей его как «одежду» для возможности получения опыта и познания Добра, пока тело не умирало.

А душу представляли, как путешественницу во времени, участвующую в грандиозном странствии на пути к совершенству. Простым языком, катары имели знания о реинкарнации, теорию которой современное христианство отвергает, однако информация о ней есть в других учениях и религиях. Материальный же мир и непрерывное перерождение считали самый настоящим адом.

А слишком длинная цепь таких воплощений могла стать причиной полного падения Души и потери возможности спасения.

Катары на личном опыте знали о существовании мира Бога, проповедуя слова Иисуса: «Царствие Божие внутри вас», а также своим примером демонстрировали возможность личной непосредственной связи со Святым Духом. Их не интересовали деньги или власть, они стремились найти самым близкий путь к Богу. Один известный девиз катаров гласил: «Сие золото мира есть гноение души”.

В катаризме не признавали обеты безбрачия, а теме любви отдавали отдельное значение. Хорошо ее можно описать словами Графини Шампанской в 1174 году: «Любовь не может распространять свои права на двух женатых людей.

Ведь настоящие влюбленные предоставляют все друг другу обоюдно и свободно, их не понуждают к тому никакие мотивы необходимости, тогда как муж и жена связаны своим долгом подчинять воли друг другу и ни в чем друг другу не отказывать».

Любовь, по мнению катар, – это прямая противоположность сексуальной жизни, дозволяемой католической церковью лишь как средство произведения потомства (отсюда ее запреты на аборты и контроль рождаемости).

У катаров было понятие «куртуазная любовь», прославленная в поэзии трубадуров, средневековых провансальских поэтов, посвящавших свои стихи любовной теме. Поэзия трубадуров изобилует восхвалениями дамами. «Одной лишь ею я спасусь!» — восклицает Гильом де Пуатье, первый среди трубадуров.

Другие стихи также проникнуты замечательной двусмысленностью в вопросе о природе Женщины, представляющей собой нечто Высшее. По сути, речь шла о связи человека именно со своей Душой, поэтому аллегорически так выражали стремление не к женщине, а именно к Душе. «Спит человек. Спит душа его, спят бессмертные тела.

Лишь совершенная чистая любовь возвращает ему бессмертные тела, подаёт человеку мир. Но только надлежит высвободить её полным отрицанием источников зла. И тогда возожжется в сердце свеча вышней рыцарской любви» (Из учения катаров)

Главным в жизни катаров являлся обет безусловной любви, непрестанное позитивное устремление к совершенству, жажда раскрытия на более высоком духовной уровне, победа в себе падшего естества.

А освободиться от греха не только нужно, но и можно. И не после страшного суда, а при жизни, в отличие от ортодоксальной церкви, где человека считают изначально грешным, тем самым обрекая его на «вечное покаяние», бесконечное раскаяние в одних и тех же грехах при постоянном их повторении. И катары применяли действенные способы такого освобождения.

Духовные практики катаров

Одой из основных, была практика «Катарсис» – процесс очищения через познания. Это коллективная практика, на которой катары, в первую очередь, познавали как работает материальная система этого мира, какие навязывает шаблоны, а ведь шаблоны одни и те же.

Катары делились друг с другом своим опытом, они делились своим пониманием. Это была своего рода «исповедь», где каждый делился своими мыслями, своим настроением.

Но не с целью отпущения грехов, как это стало принято позже, а с целью разобраться откуда приходят мысли, что их толкает на неправильные, неправедные поступки и делились своим опытом. В этой сути как раз и был смысл. А так же, познавали мир духовный, и способы приблизиться к нему.

Это и была серебряная нить, которая проводила человека из обычного смертного существа в мир духовный. В мир бессмертный, делая человека Ангелом.

Другой составляющей духовной практикой катар была «Эндура» – пост. Но пост не только в еде, а прежде всего в мыслях и намерениях, отсекание любых «животных» проявлений в себе.

В результате чего пробуждалось истинное «Я», которое до этого находилось в спящем состоянии, и как следствие, эгоистические желания постепенно теряли над человеком власть.

Важно отметить то, что катары стремились восстановить свою связь с Богом именно при жизни здесь и сейчас, так как считали, что после смерти материального тела — это сделать будет уже невозможно.

«Консоламентум» — это духовное крещение. Когда верующий долгое время жил в скромности, смирении, правдивости и других добродетелях, ему предлагали пройти через таинство Консоламентум, после которого кандидат начинает принимать передаваемую ему духовную силу.

Дух – это Утешитель, то есть сила, которая снова связывает человека с жизнью в Духе. Благодаря этому, окончательно разрывается связь с низшей земной природой и человек посвящает себя социальному служению.

В результате очищения от эгоистической природы, желаний, эмоций, человек преображался, в нём начиналось «ткание световых одежд», и внутри старой формы его тела зарождалось тело Божественного человека, по сути, Ангела.

К сожалению, в настоящее время на первый план выдвинулась как раз не внутренняя работа над собой, не познание мира материального и мира духовного, а внешние обряды. Человек ищет счастья в материальном мире, не понимая, что настоящие сокровища кроются за его духовным преобразованием.

Но чтобы его достичь, необходимо упорно работать над собой в каждом дне. Не все, прельстившиеся перспективой пути, доходят до его конца, ибо путь предполагает внутренние изменения. Первыми покидают путь те, кто много говорит, но ничего не делает, чтобы преобразовать себя. За ними, следуют те, кто ищет лёгких побед.

Потом с духовного пути отклоняются и те, кто прельщается открывшимися у них способностями для удовлетворения своей значимости в этом мире. Далее — те, кто находит удовольствие в самом процессе поиска смысла жизни, но не понимает себя и в результате ничего не находит.

Сворачивают с духовного пути и те, кто сомневается в себе, в Мудреце, открывшем им духовную Истину, да и в самой Истине. Все эти люди истолковывают духовный путь так, как им выгодно для себя в этом материальном мире.

И только тот, кто идёт с чистотой и искренностью намерений до конца, прилагая упорство в своём духовном труде, преобразуя себя в каждом дне, только тот в жизни находит свои духовные сокровища, которые дают возможность уйти в другой мир.

Катары – это живой пример таких людей. Они действительно были те, кто хранил остатки Истинного учения Иисуса. Возможно, не в полной мере, но в достаточной для того, чтобы вызвать беспокойство у управленцев и жрецов.

И это не удивительно, ведь истинные знания делают людей духовно свободными, свободными от навязываемой системы, свободными от тех, кто больше всего боится утратить власть в этом мире. Незримые, но крепкие нити связывают настоящее с прошлым.

Тем не менее, именно в наши дни проявляется все больший интерес к катарам: печатаются книги, переводятся уцелевшие катарские тексты, увеличивается количество выступлений ученых.

Любому заинтересованному человеку не составит труда изучить различные религиозные, а также научные источники и увидеть Истину, которая в них закамуфлирована, и начать больше понимать действительную структуру мира.

«Нынче некому будет оправдаться в неведении, мол «Господи, искал я и не нашёл». По всей Земле горят огоньки истины. Кто хочет, тот найдет» (Из книги Анастасии Новых «Птицы и Камень»).
Статья из 3 выпуска журнала «МЫ»

________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОСМОТРУ

Уникальный фильм об истинной истории древней цивилизации. Причина гибели Атлантиды,тайны и загадки, что сокрыто в древних текстах.

Впервые раскрыта истинная история человечества. Альтернативная история.

Источник: http://wejournal.com.ua/opyt-zhizni/tajny-srednevekovya-katary/

Ссылка на основную публикацию