Закапывание в землю живьём (вид смертной казни в россии) — тайны и факты

История смертной казни в России | Блоги ОТР — Общественное Телевидение России

Иван Билибин. Суд во время Русской Правды

В годы царствования дочери Петра Великого императрицы Елизаветы Петровны в Российской империи указами государыни фактически был установлен мораторий на осуществление смертной казни.

Более того, специальная комиссия, начавшая в 1754 году работу по составлению нового Уложения (сборника законов Российской Империи) и подавшая через год государыне его проект, получила от Елизаветы Петровны отказ, т.к. сохранила в перечне наказаний смертную казнь.

И это был не первый в истории русского государства случай отказа от высшей меры наказания. Рассказываем об истории смертной казни в России.

«Русская Правда»

История древних славян оставила представление о кровной мести, как о широко использовавшемся способе наказания за смерть соплеменника. Но с возникновением у наших предков государства этот обычай стал постепенно вытесняться имущественным штрафом – «вирой».

В первом правовом кодексе славян, дошедшем до нас – «Русской Правде» — смертная казнь не упоминалась.

Хотя в «Краткой Русской Правде» — варианте, предназначенном Ярославом Мудрым для новгородцев – кровная месть еще присутствовала, но в ограниченном виде.

Ярослав Мудрый. Реконструкция Михаила Герасимова

Окончательно месть была упразднена сыновьями Ярослава. И вплоть до XIV века в источниках не встречается упоминания о лишении жизни, как способе наказания.

Это при том, что в европейских государствах за различные правонарушения казнили вовсю.

Достаточно посмотреть договоры Великого Новгорода и Смоленска с ганзейским союзом, в которых были прописаны и наказания за преступления, совершенные на той или иной территории.

От двинской грамоты до Соборного Уложения Алексея Михайловича

Только в 1398 году в Уставной грамоте, данной сыном Дмитрия Донского великим князем Василием Дмитриевичем жителям присоединенной Двинской земли, указывается, что смертная казнь применяется за воровство, совершенное в третий раз. И это единственное преступление, наказываемое лишением жизни.

Впрочем, дальше использование высшей меры наказания шло по нарастающей. В XVIвеке, особенно при Иване Грозном, казнили уже сплошь и рядом. Причем казни стали публичными и часто сопровождались пытками. А представление о широте применения меры дает Соборное Уложение «тишайшего» царя Алексея Михайловича 1649 года.

Царь Алексей Михайлович

Казнь применялась по 60 составам преступления и могла осуществляться 9 способами: отсечение головы, повешение, утопление, четвертование, залитие горла расплавленным металлом, закапывание в землю заживо, посажение на кол, колесование и сожжение заживо.

Просвещенные XVIII и XIX века

Великий реформатор Петр вошел в историю российской правовой системы как образец правового произвола. Основным посылом его деятельности было стремление заставить подданных безусловно повиноваться царской воле. Отсюда зачастую вытекало применение самого сурового уголовного наказания за проступки даже дисциплинарного характера.

Воинский Артикул Петра I предполагал применение смертной казни в 123 случаях, однако реально смертная казнь применялась только за мятеж, убийство и измену. Остальных правонарушителей подвергали телесным наказаниям, ссылке на каторгу (как на определённый срок, так и навечно) и клеймлению.

При наследниках Петра волна смертных приговоров пошла на спад и завершилась при его дочери введением фактического моратория. Но отсутствие казней по общеуголовным преступлениям не означало их отмены за особо тяжкие преступления против государства.

Казнь Емельяна Пугачева

Екатерина Великая казнила Емельяна Пугачева и его ближайших соратников (причем сам Пугачев и Перфильев были четвертованы). В царствование Александра I было казнено 84 человека. Император Николай I взошел на престол, повесив пятерых руководителей восстания декабристов.

В середине XIX века высшая мера наказания (она была ограничена расстрелом или повешением) предусматривалась лишь за государственные или военные преступления, а также особо тяжкие случаи убийства, изнасилования, разбоя и грабежа. Часто по уголовным составам преступления высшая мера заменялась вечной каторгой или каторжными работами на срок до 20 лет. Казнь не применялась к лицам моложе 21 года и старше 70 лет.

Мера социальной защиты

При самодержавии в России в год казнили от 10 до 50 человек. Но, по мере нарастания революционных событий, это число увеличивалось. В 1905-1907 годах во многих губерниях Империи действовали военно-полевые суды.

После свержения самодержавия смертная казнь отменялась и вводилась несколько раз. Временное правительство ввело ее на фронте за воинские преступления, измену, убийство и разбой. Советская Власть отменила 28 октября 1917 года и вновь ввела в конце лета 1918 года в отношении лиц, причастных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам.

Впервые смертная казнь в этот период была применена 21 июня 1918 года революционным трибуналом ВЦИК к бывшему начальнику морских сил Балтийского флота контр-адмиралу Алексею Щастному. С 1919 года «высшая мера социальной защиты» была введена и по уголовным преступлениям.

Феликс Дзержинский среди ответственных сотрудников ВЧК

Разгул смертных приговоров в СССР пришелся на годы «Большого террора», когда по официальной статистике их было вынесено более 680 тысяч. С 1935 года высшая мера наказания могла применяться к несовершеннолетним. Норма о возможности назначения смертной казни для лиц в возрасте от 12 до 18 лет действовала в СССР с 1935 по 1947 и с 1950 по 1959 годы.

По Уголовному Кодексу РСФСР 1960 года (действовал до 1991 года) высшая мера наказания могла применяться по 33 статьям. Из них больше половины относились к так называемым воинским преступлениям (преступления, совершаемые военнослужащими). Всего за период 1962—1989 гг. судебными органами СССР было вынесено 24 422 смертных приговора, из них помиловано оказалось 2355 человек.

А что сейчас?

В современной России смертная казнь продолжает существовать как санкция по некоторым тяжким уголовным статьям. Но в 1996 году Российская Федерация вошла в Совет Европы и в 1997 году подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни.

Несмотря на то, что документ так и не был ратифицирован, Россия соблюдает мораторий на применение смертной казни.

Это значит, что суды могут в качестве исключительной меры выносить смертные приговоры, но исполняться они не будут, и осужденным высшая мера фактически будет заменена пожизненным лишением свободы.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2009 года N 1344-О-Р

Конституционный Суд РФ в ноябре 2009 года в своем определении признал невозможность вынесения российскими судами смертных приговоров. Но формально смертная казнь в России не отменена и в обществе продолжается дискуссия о необходимости такого шага.

Сергей Анисимов

История смертной казни в России

Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/istoriya-smertnoy-kazni-v-rossii-196.html

Книга Казни и пытки. Мифы и легенды. Автор — Олейников Антон. Содержание — Закапывание живьем в землю

Колы имели несколько модификаций: они могли быть разной толщины, гладкие или неструганные, с занозами, а также иметь заостренный или, напротив, тупой конец. Острый, гладкий и тонкий кол, войдя в анальное отверстие, мог в течение нескольких секунд пронзить внутренности человека и, дойдя до сердца, прекратить его страдания.

Читайте также:  Как работает мозг человека - тайны и факты

Но этот процесс можно было растянуть на долгие минуты и даже часы. Этот результат достигался при помощи так называемого «персидского кола», отличавшегося от обычного тем, что по обе стороны от него устанавливались два аккуратных столбика из тонких дощечек, верхние из которых находились почти на уровне острия кола.

Рядом с колом возвышался гладко обструганный столб. Приговоренного ставили спиной к столбу, заводили руки назад и крепко связывали их. Затем его сажали на кол, вернее, на дощечки. При этом кол входил неглубоко, а вот глубину дальнейшего проникновения его регулировали, постепенно уменьшая высоту опорных столбиков.

Палачи следили за тем, чтобы кол, входя в организм, не затрагивал жизненно важных центров. Таким образом казнь могла продолжаться довольно долго. Нечего и говорить о том, как дико кричал человек с разрываемыми внутренностями. Толпа отвечала ему ревом восторга. Глебова посадили на неструганный «персидский кол».

Чтобы он не умер от обморожения, на него надели шубу, шапку и сапоги — по личному указанию Петра. Глебов мучился пятнадцать часов, и умер только в шестом часу утра следующего дня.

Этот вид наказания, насчитывая многовековую историю, дожил почти до наших дней. В Древнем Риме существовала коллегия шести весталок — жриц богини Весты. Весталками становились девушки из знатных семей, они давали обет целомудрия и, соответственно, безбрачия до достижения 30-летнего возраста.

«Нарушившую обет девства, — свидетельствует Плутарх, — зарывают живьем в яму у Коллинских ворот. Возле этого места, в черте города, тянется длинный земляной вал, аггер[1] по латыни.

Здесь, под землею, устраивали маленькое помещение, с входом сверху, куда ставили постель, лампу с огнем, небольшое количество съестных припасов, например, хлеба, кувшин воды, молока и масла, — считалось как бы преступлением уморить голодом лицо, посвященное в высшие таинства религии.

Виновную сажали в наглухо закрытые и перевязанные ремнями носилки так, что не слышно было даже ее голоса, и несли через форум. Все молча давали ей дорогу и провожали ее, не говоря ни слова, в глубоком горе. Для города нет ужаснее зрелища, нет печальнее этого дня. Когда носилки приносят на назначенное место, рабы развязывают ремни.

Верховный жрец читает таинственную молитву, воздевает перед казнью руки к небу, приказывает подвести преступницу, с густым покрывалом на лице, ставит на лестницу, ведущую в подземелье, и удаляется затем вместе с другими жрецами. Когда весталка сойдет, лестница отнимается, отверстие засыпают сверху массой земли, и место казни становится также ровно, как и остальное.

Правда совсем недавно в Риме обнаружили подземный ход, ведущий из императорского дворца в «катакомбы весталок».

Это доказывает, что императоры либо ходили любоваться этим возбуждающим зрелищем, либо обреченных девушек доставляли во дворец, где властители наслаждались ими, после чего убивали сообразно своим вкусам и прихотям. В Китае при императоре Цинь Шихуане (213 г. до н. э.

) были закопаны живьем 460 человек за приверженность учению Конфуция. Киевская княгиня Ольга расправилась таким образом с посланниками древлян, убивших ее мужа, князя Игоря. Делегация древлян просила овдовевшую Ольгу стать женой их князя.

Тогда Ольга сказала, что, в принципе, она согласна; пусть древляне возвращаются в свою ладью и ложатся спать, а утром за ними придут люди с княжеского двора и понесут их на двор к Ольге прямо в ладье, в знак особой чести. Между тем, за ночь на теремном дворе по приказу Ольги была выкопана огромная глубокая яма.

Утром посланцев древлян и впрямь понесли в ладье. Они сидели гордо, подбоченясь. Однако на княжеском дворе ладью с посланцами сбросили в вырытую яму. «И, приникнув к яме, — свидетельствует летописец, — спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

В средневековой России подобной казни подлежала жена, убившая своего мужа. Вот как описывает этнограф казнь некоей Анфисы Семеновой: «Рано поутру, в день, назначенный для исполнения казни над Анфисою, ее… вывели из тюрьмы и бросили на розвальни.

Стрельцы с пищалями на плечах окружили розвальни, обезумевшую Анфису повезли с барабанным боем… На Болоте (место казни в Москве), на небольшом пространстве, огороженном невысоким забором, так что взрослый человек мог через него видеть, — стояло несколько палачей и была вырыта глубокая, неширокая яма, около которой лежала выброшенная из нее земля.

Анфису подвезли к забору: палачи сняли ее с розвальней, завязали ей назад веревкою руки и, поддерживая ее со всех сторон, подвели к яме.

Анфиса затрепетала всем телом и, как ни была она слаба, но все-таки рванулась из рук палачей; но, разумеется, все ее усилия были не только напрасны, но даже остались почти незаметными для любопытных зрителей, окружавших забор.

В то время, когда палачи держали Анфису, бессильно свесившую на плечо голову, приказный, по распоряжению дьяка, читал следующий приговор: «По статье четыренадесятой главы двудесятой первой «Соборного Уложения», в коей написано: а будет жена учинит мужу своему убийство или окормит его отравою, а сыщется про то допряма: и за то ее казнити — живую окопати в землю и казнити ее такою смертью безо всякия пощады, хотя будет убитого дети или иные кто ближние роду его того не похотят, что ее казнити; а ей отнюдь не дати милости, и держати ее в земле до тех мест, покамест она умрет — великие государи цари и великие князья Иван и Петр Алексеевичи и царевна великая княжна София Алексеевна указали: казнити таковою смертною казнью женку Анфису Семенову за убийство мужа ее, торгового человека Андрея Викулова, по прозванию Тябота, дабы другим женкам, глядя на ту ее казнь, неповадно было так делати». По прочтении этого приговора, палачи подтащили молодую женщину к самой яме и опустили ее почти до подмышек, как в мешок. Они взялись за заступы и живо закидали пустое простран-ство землею, которую потом плотно утоптали ногами. Над утоптан-ным местом виднелось бледное, искаженное ужасом лицо Анфисы, которая отчаянно мотала головою и двигала плечами, как будто силясь раздвинуть охватившую ее могилу и вырваться оттуда. Заметно было, что она хотела закричать или сказать что-то, но не могла, и губы ее только судорожно шевелились. Длинные и густые ее русые волосы от сильного движения головы разметались во все стороны и попризакрыли ей лицо. Стоявшая около забора толпа, поглазевши некоторое время на молодую окопанную женщину, начала мало-помалу расходиться, а подле Анфисы стал на стражу с пищалью на плече стрелец, обязанный смотреть, чтобы мученице, обреченной на медленную смерть, никто не дал напиться или поесть. В некотором расстоянии от Анфисы, прямо перед ее лицом, поставили подсвечник с заженною восковою свечою».

Читайте также:  Месть обидчику, мистическая история - тайны и факты

Закопанные в землю умирали, как правило, на второй или третий день, однако бывали и более продолжительные агонии. В исторической литературе упоминается случай, когда одна осужденная скончалась лишь на тридцать первый день.

Очевидно, в этом случае кто-то передавал ей, если не еду, то хотя бы воду — иначе несчастная умерла бы от обезвоживания организма намного раньше. Есть свидетельства, что подобный вид казни применялся еще и в XX веке! Описывая свою экспедицию по Дальнему Востоку, русский путешественник В. К.

 Арсеньев рассказывает о таком эпизоде: «Когда мы проходили мимо тазовских (от слова «тазы» — название дальневосточной народности) фанз, Дерсу (проводник экспедиции) зашел к туземцам.

К вечеру он прибежал испуганный и сообщил страшную новость: два дня тому назад по приговору китайского суда заживо были похоронены в земле китаец и молодой таз. Такое жестокое наказание они понесли за то, что из мести убили своего кредитора. Погребение состоялось в лесу, в расстоянии одного километра от последних фанз.

Мы бегали с Дерсу на это место и увидели там два невысоких холмика земли. Над каждой могилой была поставлена доска, на которой тушью были написаны фамилии погребенных. Этот эпизод произошел в 1906 году! А в 1919 г. в Перми большевиками был заживо зарыт епископ Андроник. Массовое характер захоронение заживо приняло во время 2-й мировой войны.

18

Источник: https://www.booklot.ru/authors/oleynikov-anton/book/kazni-i-pyitki-mifyi-i-legendyi/content/13777-zakapyivanie-jivem-v-zemlyu/

Что происходит с человеком, которого закопали в землю живьем по горло

Сегодня закапывание на пляже своего приятеля по шею в песок является всего лишь безобидной шалостью. А когда-то это было страшной пыткой или даже казнью. И в том, и в другом случае жертва испытывала ни с чем несравнимые мучения.

Погребенные заживо

Погребение осужденного заживо практиковалось во многих странах. Так еще в Древнем Риме казнили языческих жриц, которые нарушили обет девственности.

Жриц закапывали в землю, предварительно оснащая их пищей и водой в таком количестве, чтобы их хватило ровно на сутки. На Украине осужденного за убийство заживо хоронили в одном гробу с его жертвой.

А в Средние века в Италии закапывали преступников, нераскаявшихся в содеянных ими убийствах.

На заре христианства таким же способом язычниками были казнены многие христианские святые, получившие позже звание мучеников.

По шею в земле

Кроме погребения заживо, существовал и другой – более мучительный вид казни. Это закапывание преступника в землю по горло. Так поступали с некоторыми осужденными в XVII – XVIII веках и в России.

Подобное наказание было предусмотрено преимущественно для женщин, лишивших жизни собственных мужей.

Это было прописано даже в своде законов «Соборное уложение», датируемом 1649 годом: «… жена учинит мужу своему убийство или окормит его отравою, за то ее казнити — живую окопати в землю, покамест она умрет».

Непосредственно перед казнью в людном месте, огороженном невысоким забором для того, чтобы зеваки могли наблюдать за мучениями жертвы, выкапывали глубокую и узкую яму. Осужденной женщине связывали за спиной руки, а затем опускали ее в землю. Промежутки между телом и стенами ямы заполнялись почвой, которая тут же тщательно утрамбовывалась с помощью деревянных молотков или кольев.

Возле преступницы, вплоть до ее смерти, круглосуточно дежурил стражник. Он не допускал к осужденной сердобольных граждан, которые пытались тайком дать жертве еду или воду. Все, что разрешалось оставлять неподалеку от торчащей из-под земли головы, это свечи и мелкие деньги на гроб.

Как умирал осужденный?

Обычно жертва такого рода казни умирала долго и мучительно: от нескольких часов до нескольких суток. В среднем женщины выдерживали не более 4-6 дней. Однако историкам стал известен один случай, когда некая Ефросинья, приговоренная к смерти в 1731 году, прожила в земле ровно месяц. Однако ученые склоняются к мысли о том, что Ефросинью кто-то кормил или, по крайней мере, давал ей пить.

Наиболее частой причиной смерти женщин являлось обезвоживание организма. Однако мучились осужденные не только от жажды.

Дело в том, что утрамбованный грунт сдавливал грудную клетку, и сделать нормальный вдох было практически невозможно. К тому же стражники следили за состоянием ямы и с каждым днем все плотнее утаптывали землю.

Именно поэтому второй причиной смерти приговоренной была асфиксия, то есть удушье.

Кроме того прохладная земля зачастую вызывала переохлаждение организма, доставлявшее дополнительные мучения жертве.

Источник: https://suharewa.ru/chto-proisxodit-s-chelovekom-kotorogo-zakopali-v-zemlyu-zhivem-po-gorlo/

Закапывание живьем в землю — разновидность смертной казни 17-18 столетий на Руси

Одна из самых ужасных разновидностей смертной казни — посредством закапывания живого человека в землю — применялась в России к женщинам — мужеубийцам. Обыкновенно преступницы закапывались по горло, реже — по грудь.

Казнь проводилась в людном месте; обыкновенно, выбирались для этого крупнейший рынок или городская площадь. Рядом выставлялся пост; часовые были призваны пресекать любые попытки оказания помощи страдалице.

Прохожие не имели права поить и кормить еще живую женщину; единственно, разрешалось подавать деньги на гроб и свечи.

По своему изуверству такую казнь трудно сравнить с чем — либо, ее хочется назвать прежде всего пыткой и лишь затем — казнью. Стоящий вертикально в толще земли человек испытывал постепенно нараставшее глубокое охлаждение; но главный элемент мучительства крылся в другом — сдавление груди землей сильно затрудняло дыхание.

Когда требовалось ускорить смерть, то подавалась команда прибить землю и тогда палач начинал уплотнять землю вокруг жертвы, выстукивая ее большим деревянным молотком или торцом кола. Уплотнявшийся таким образом грунт сильнее сдавливал грудь — и тогда смерть наступала в течение нескольких часов.

Но обычно преступниц закапывали без прибивания земли и их мучительное угасание на глазах сотен зевак растягивалось порой на многие сутки.

Известны случаи, когда женщин, приговоренных к смерти через закапывание живьем, оставляли в живых. Так, в 1677 г. некая Фетюшка Жукова в течение суток оставалась закопанной по горло; ходатайство одной из женских монашеских общин спасло ей жизнь — она была выкопана и пострижена в монахини.

Также известны два случая, когда женщины выкапывались после трехдневного пребывания в земле и оставались в живых несмотря на крайнее истощение. Случаи подобного спасения крайне редки, их следует рассматривать как исключение из правил. После выкапывания всегда следовало пострижение в монахини.

Любопытно, что ни у кого из спасенных не наблюдалось каких — либо психических отклонений ( хотя, казалось бы , этого можно было бы ожидать).

Читайте также:  Знаки зодиака для мужчин - тайны и факты

Обыкновенно, при закапывании смерть наступала на третьи — четвертые сутки. При такой казни наблюдалась прямая зависимость от времени года и погоды, но даже летом приговоренные редко жили больше четырех дней .

Хотя, в 1706 г. зарытая в землю преступница умерла через пять дней на шестой. Самой мучительной, безусловно, следует признать смерть некоей Ефросиньи в 1730 г.

в Москве: будучи закопанной 21 августа, эта женщина умерла 22 сентября.

Иностранцы, посещавшие Россию, оставили много весьма любопытных описаний практиковавшихся тогда смертных казней и наказаний. (Это объясняется не тем, что им казни были в диковинку, а как раз наоборот — своего рода спортивным интересом.

Вообще, европейская историография очень богата любопытнейшими исследованиями практики пыток; достаточно упомянуть, что в 19 — м столетии по этой теме были изданы монографии таких историков, как Виллиот, Хейнеман, Дорн, Хейбинг, Квантер) Английский посол в России Чарльз Витворт так описал казнь через закапывание, свидетелем которой был в 1706 г . : “В яму, вырытую на площади, женщину — убийцу опустили живою и засыпали ее там до пле; затем прямо перед ее глазами поставили плаху, на которой тут же обезглавили прислужницу, помогавшую убийце; другого сообщника — управителя и вместе любовника зарытой — повесили прямо над ее головой. Оба трупа оставались перед нею и это ужасное жрелище устранено было с глаз ее только 24 часа спустя, по просьбе многих лиц; сама же она оставалась без пищи и питья до ночи 24 — го ноября, когда, наконец, землю вокруг нее прибили плотнее с целью ускорить смерть, иначе несчастная прожила бы еще два или три дня в ужасном положении” .

Источник: http://RusPravda.info/Zakapivanie-zhivem-v-zemlyu-raznovidnost-smertnoy-kazni-17-18-stoletiy-na-Rusi-1309.html

За что на Руси сажали на кол и закапывали живьем

Казнили на Руси издавна, изощренно и мучительно. Историки по сей день не пришли к единому мнению о причинах появления смертной казни.

Одни склоняются к версии продолжения обычая кровной мести, другие отдают предпочтение византийскому влиянию. Каким же образом на Руси расправлялись с теми, кто преступил закон?

Утопление

Это вид казни был весьма распространен в Киевской Руси. Обычно он применялся в тех случаях, когда требовалось расправиться с большим количеством преступников. Но были и единичные случаи. Так, например, киевский князь Ростислав разгневался как-то на Григория Чудотворца.

Велел связать непокорному руки, накинуть на шею веревочную петлю, на другом конце которой закрепили увесистый камень, и бросить в воду. При помощи утопления казнили в Древней Руси и вероотступников, то есть христиан. Их зашивали в мешок и бросали в воду.

Обычно такие казни происходили после сражений, в ходе которых появлялось много пленных. Казнь через утопление в отличие от казни через сожжение считалась для христиан самой позорной.

Интересно, что спустя века большевики в ходе Гражданской войны использовали утопление в качестве расправы над семьями «буржуев», при этом приговоренным связывали руки и бросали в воду.

Сожжение

С XIII века этот вид казни обычно применялся по отношению к тем, кто преступил церковные законы — за хулу на Бога, за небогоугодные проповеди, за колдовство. Особенно ее любил Иван Грозный, который, к слову сказать, был весьма изобретателен в способах экзекуции.

Так, например, он придумал зашивать провинившихся в медвежьи шкуры и отдавать их на растерзание собакам или сдирать кожу с живого человека. В эпоху Петра казнь через сожжение применялась по отношению к фальшивомонетчикам.

Их, кстати, наказывали и еще одним способом — заливали в рот расплавленные свинец или олово.

Закапывание

Закапывание живьем в землю обычно применялось к мужеубийцам. Чаще всего женщину закапывали по горло, реже — только по грудь. Такая сцена превосходно описана Толстым в его романе «Петр Первый». Обычно местом для казни становилось людное место — центральная площадь или городской рынок.

Рядом с еще живой казненной преступницей выставляли часового, который пресекал любые попытки проявить сострадание, дать женщине воды или немного хлеба. Не возбранялось, однако, высказывать свое презрение или ненависть к преступнице — плевать на голову или даже пинать ее. А еще желающие могли подать милостыню на гроб и церковные свечи.

Обычно мучительная смерть приходила на 3–4 сутки, но в истории зафиксирован случай, когда некая Ефросинья, закопанная 21 августа, умерла только 22 сентября.

Четвертование

При четвертовании приговоренным отрубали ноги, затем руки и только потом голову. Так был казнен, например, Степан Разин. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей.

По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство.

Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской, например парижской, толпы, которая воспринимала казнь как зрелище и разбирала виселицу на сувениры, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным.

Так, во время казни Разина на площади стояла гробовая тишина, нарушаемая только редкими женскими всхлипываниями. По завершении процедуры люди обычно расходились молча.

Кипячение

Кипячение в масле, воде или вине было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного. Приговоренного сажали в котел, наполненный жидкостью. Руки продевали в специальные вмонтированные в котел кольца. Затем котел ставили на огонь и начинали медленно подогревать. В результате человек варился заживо.

Такую казнь применяли на Руси к государственным изменникам. Однако этот вид выглядит гуманно по сравнению с экзекуцией под названием «Хождение по кругу» — одним из самых лютых способов, применявшихся на Руси. Приговоренному вспарывали живот в районе кишечника, но так, чтобы он не скончался слишком быстро от потери крови.

Затем изымали кишку, прибивали один ее конец к дереву и заставляли казненного ходить вокруг дерева по кругу.

Колесование

Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому Андреевскому кресту. На лучах креста делали выемки. Преступника растягивали на кресте лицом вверх таким образом, что каждая его конечность лежала на лучах, а места сгибов конечностей — на выемках.

Палач железным ломом четырехугольной формы наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног. Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, при помощи которых переламывался хребет. Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать.

Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта.

Посажение на кол  Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз.

Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков.

Меньшие колы использовали для наказания насильников — им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц.

Источник: https://news.rambler.ru/other/37803584-za-chto-na-rusi-sazhali-na-kol-i-zakapyvali-zhivem/

Ссылка на основную публикацию