Адмирал истомин — тайны и факты

Истомин Владимир Иванович биография кратко

Будущий контр-адмирал русского флота Владимир Иванович Истомин родился в 1809 году в семье судейского чиновника. Азы наук постигал дома, позже окончил Морской кадетский корпус в звании гардемарина, поскольку был еще слишком юн, чтобы получить офицерский чин.

Свое первое назначение Истомин получил на линейный корабль «Азов» — на «сослужение к своим братьям», под командование капитана I-го ранга М. П. Лазарева. Эта встреча сыграла в жизни молодого гардемарина, без преувеличения, грандиозную роль.

Первый же поход «Азова» ознаменовался участием в Наваринском сражении (тогда у берегов Греции соединенная эскадра России, Англии и Франции нанесла поражение турецкому флоту).

Истомину эта битва принесла мичманское звание и первую награду.

Потом «Азов» участвовал в блокаде Дарданелл и высадке на Босфоре, так что свое военно-морское образование Владимир Иванович постоянно совершенствовал на практике.

В 1834 году Лазарев, ставший к тому времени главнокомандующим Черноморским флотом и собиравший вокруг себя самых грамотных, надежных и деятельных офицеров, перевел Истомина в Севастополь.

Владимир Иванович у него был на особом счету: не случайно же именно ему доверили высокую честь командовать пароходом «Северная звезда», на котором император Николай I путешествовал вместе с императрицей по черноморским портам.

За это плавание царь отметил командира корабля орденом святого Владимира 4-ой степени, парой бриллиантовых перстней и премией в размере годового жалования.

Потом Истомин снова воевал: М.П. Лазарев отправил его на Кавказ «для разработки местных морских вопросов», а уже после смерти Лазарева Владимир Иванович на корабле «Париж» участвовал в Синопской битве. «За приведение корабля в превосходный боевой порядок… примерную неустрашимость и твердость духа, благоразумие, искусные и быстрые распоряжения» Истомин получил чин контр-адмирала.

В 1854 году, во время осады Севастополя, В. И. Истомину поручили укрепление одной из оборонительных дистанций Малахова кургана — той самой, что приняла на себя и отразила первую бомбардировку.

Очевидцы рассказывали, что адмирал находился в самых опасных местах кургана, добавляя, что «презрение к смерти было в нем развито до фанатизма». Истомин ни на один день не покидал бастион и буквально жил в своей землянке, отлучившись лишь однажды — чтобы проститься с умирающим адмиралом В.А. Корниловым.

Своего товарища он пережил всего на четыре месяца — в марте 1855 года, возвращаясь с очередного осмотра позиций, контр-адмирал был убит французским снарядом.

Выдающиеся личности России.

Источник: http://posmotrim.by/article/istomin-vladimir-ivanovich-biografiya-kratko.html

Герой Севастопольской эпопеи В. И. Истомин

Печать E-mail

ГЕРОЙ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ ЭПОПЕИ

В. И. ИСТОМИН

Контр-адмирал Владимир Иванович Истомин (1809-1855)

Почетный ряд дважды (орден и Георгиевский крест) Георгиевских кавалеров умножил легендарный контр-адмирал Владимир Иванович Истомин (1809-07.03.1855).

Отец будущего адмирала Иван Андреевич Истомин (1769-1823) происходил из мещанского сословия и в начале ХIХ в. в чине коллежского секретаря служил в Эстляндском камеральном суде, в 1814 г.

, был титулярным советником и кавалером ордена Св. Владимира IV ст., дававшего право на потомственное дворянство. Мать — Евдокия Ивановна Истомина (1775(?) — 1845).

После гибели  Владимира Ивановича по повелению великого князя Константина Николаевича ей и двум дочерям была назначена пенсия в 860 руб. в год.

74-пушечный парусный линейный корабль «Азов», флагман русского флота, герой Наваринского сражения, первый русский корабль, удостоенный кормового Георгиевского флага. Построен в Архангельске в 1826 г. корабельным мастером В. А. Ершовым.

Владимир Иванович родился в Ломовке Мокшанского уезда (ныне — Лунинского района), В своих записках он отмечал, что на флот «пришел с берегов Суры, что течет у старинного села Ломовка».

Отроком Владимир Иванович был привезен в Пензу и определен в частный гимназический дворянский пансион, по окончании которого в 1823 г. был определен в Морской кадетский корпус. В 1827 г.

гардемарином вышел из корпуса и был принят в экипаж линейного корабля «Азов», которым командовал легендарный Михаил Петрович Лазарев. В 1827 г.

, плавая на корабле «Азов» в эскадре вице-адмирала Гейдена совершил поход из Кронштадта в Портсмут, а затем к берегам Греции, в 1827 г.

произведён в мичманы на флагманский корабль «Азов» под начальство капитана 1-го ранга Михаила Петровича Лазарева — на «сослужение с братьями» мичманами Константином Ивановичем (1807-1876) и Андреем Ивановичем (180?-1842).

На этом корабле Владимир Иванович 8 (20) октября 1827 г. участвовал в Наваринском сражении, в котором особую храбрость проявили служившие на «Азове» лейтенант П. С. Нахимов, мичман В. А. Корнилов и гардемарин (мичман) В. И. Истомин, будущие герои Севастополя.

Наваринское сражение 8 октября 1827 года. Картина работы Л. Д. Блинова, 1888 г. Холст, масло, 96×161 см. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

За успешные боевые действия Истомин награжден Знаком отличия Военного Ордена 4-й ст., т.е. Георгиевским крестом.

«Азов», получивший 153 пробоины, был награжден Георгиевским флагом. Командующий эскадрой граф Л. П.

Гейден в рапорте о награждении отличившихся в бою гардемаринов Шишмарева, Белаго, «а особенно Истомина», писал:

«За окончание ими курса учения и по пришествии их теперь в совершенный возраст, которые только за сим оставались непроизведенными, в уважении отличной их храбрости и деятельности во время сражения, осмелился объявить им мичманские чины с 19 октября …».

До Крымской войны два раза выдавался Георгиевский флаг морякам, вернее, боевым кораблям, проявившим исключительную отвагу и воинское искусство в бою.

Первым заслужил право поднять кормовой Георгиевский флаг линейный корабль «Азов», который под командованием капитана 1-го ранга М. П. Лазарева отличился в Наваринском сражении 1827 г.

с турецко-египетской эскадрой при Наварине.

Осенью 1832 года Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота. Он сразу стал собирать к себе лучших офицеров своей бывшей эскадры. Среди них были П. С. Нахимов, Е. В.

 Путятин, В. И. Истомин. В марте 1833 года прибыл на Черноморский флот и Владимир Алексеевич Корнилов (1806-1854), окончивший в 1823 г. Кадетский корпус.

В 1827-1832 гг. Владимир Истомин служил на «Азове»,

«совершенствуя свое морское образование в серьезной военной обстановке, созданной продолжительными крейсерствами в Архипелаге и участием в блокаде Дарданелл.

Время это Истомин использовал для знакомления с военно-морской историей, наукой и порядками службы на судах иностранных эскадр; все это поставило его с молодых лет в ряды образованнейших и опытных моряков нашего флота», – так писал в начале XX в.

 об этом периоде становления Истомина как офицера один из его биографов.

Когда «Азов» пришел в ветхость, был построен новый корабль, названный «Память Азова», на котором также был поднят кормовой Георгиевский флаг, чем подчеркивалась преемственность боевых традиций русского флота. В 1832 г. мичман Истомин был переведен на корабль «Память Азова» и служил на Балтике, в 1833 г. произведен в лейтенанты.

Парусный 120-пушечный линейный корабль «Париж». Фрагмент картины К. В. Круговихина «Корабль «Париж» на Севастопольском рейде», 1843 г. Холст, масло, 110х160 см. Центральный Военно-морской музей, Санкт-Петербург.

В 1838 г. Истомин был окончательно переведён на Черноморский флот, в котором и протекала вся остальная его служба вплоть до геройской кончины при обороне Севастополя. В 1845-1850 гг.

Истомин находился в распоряжении наместника и главнокомандующего войсками на Кавказе генерала от инфантерии Михаила Семеновича Воронцова. В 1850 г.

Истомин принял под свое командование линейный корабль «Париж» — один из лучших трех парусных кораблей Черноморского флота того времени. 18 ноября 1853 г.

участвовал в последнем сражении парусного флота — Синопском бою, в котором руководимый им 120-пушечный линейный корабль «Париж» вошёл на рейд во главе левой колонны, дав залп по батарее № 5, а другим боротом ударил по турецким фрегатам и корвету. За четыре часа Синопского сражения корабль сделал 3952 выстрела.

«Нельзя было налюбоваться прекрасными и хладнокровно рассчитанными действиями корабля «Париж», — писал в донесении П. С. Нахимов, — я приказал изъявить ему свою благодарность во время самого сражения…».

За грамотное и отличное ведение боя Истомин получил звание контр-адмирала и 22 ноября 1854 г. награжден орденом Св. Георгия 3-ст. (под № 485). Генерал-Адмирал Великий Князь Константин Николаевич писал контр-адмиралу Истомину 25 ноября 1854 г.:

«Владимир Иванович! Адъютант мой, капитан-лейтенант Юшков, вручит вам Всемилостивейше пожалованные вам знаки ордена Св. Георгия 3-й степени.

Искренне поздравляю вас с сею наградою, которой вместе со мною радуются все балтийские товарищи ваши.

Мы все с уважением следим за вашими действиями на защиту Севастополя, история которого украшается теперь вашими подвигами. Пребываю к вам искренне доброжелательным. Константин».

Адмирал В. И. Истомин был внесен в Вечный список кавалеров ордена Св. Георгия 3-й ст. под номером 485.

После морского сражения в Синопском проливе «Париж» вернулся в Севастополь, где на Малаховом кургане экипаж во главе с Истоминым построил береговую батарею «Парижская».

Занимая господствующее положение на Корабельной стороне, Малахов курган превратился в ключевую позицию левого фланга оборонительной линии. 28 августа 1855 г. «Париж» был затоплен на Севастопольском рейде при оставлении города гарнизоном.

При обороне кургана Истомину приходилось менять позиции, переходя с Северного укрепления на Южную сторону. Под руководством Владимира Ивановича возводились новые и возобновлялись прежние оборонительные укрепления, он ни на минуту не оставлял свои позиции, отлучившись лишь на полчаса, чтобы попрощаться с умиравшим Корниловым..

Бой на Малаховом кургане в Севастополе в 1855 году. Картина работы Г. Ф. Шукаева, 1856 г. Холст, масло, 150×213 см. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

При первой бомбардировке Севастополя 5 октября 1854 г. Истомин был ранен в голову и руку, но не покинул позиций.

Не знавший страха от вражеского обстрела, Владимир Иванович погиб на Камчатском люнете.

Чиновник особых поручений и заведующий Крымскими госпиталями Морского министерства Борис Павлович Мансуров доносил государю 8 марта 1855 г.:

«Сегодня отпевали покойного адмирала в Михайловской церкви, возле адмиралтейства; совершенно обезглавленное тело умершего героя лежало в гробу посреди церкви, покрытое кормовым флагом с корабля «Париж»,… я стоял вблизи за П. С. Нахимовым; невозможно было спокойно видеть слезы этого воина, имя которого так грозно разразилось над врагами… В. И.

Истомину суждено было занять место, которое Нахимов готовил себе около незабвенного Михаила Петровича… После грустной службы в церкви, печальная церемония с хоругвями и крестами потянулась вверх к бульвару мимо библиотеки, к тому месту, где покоятся Лазарев и Корнилов.

Истомина положили возле них в скале и пушечными и ружейными залпами возвестили неприятелю о переселении в вечность еще одного праведного, пред Высшим заступником за Русское оружие и защищаемое им святое дело.

Вся толпа, молившаяся за упокой павшего героя, сопровождала его до последней его обители; никто и не думал, что на проходимую процессиею местность беспрестанно падали неприятельские ракеты и бомбы; действительно, осаждающие даже не почтили присутствия хоругвий церковных, воспользовавшись большим скоплением народа и войска…»

Еще один очевидец и участник похорон Владимира Ивановича, П. В. Алабин, отметил в своем дневнике:

«Что в похоронах Истомина сказалось сердцу, это вынос его гроба: барон Остен-Сакен, Нахимов несли его в головах; другие генералы и штаб-офицеры несли с ними, но по пути до могилы, ему уступленной Нахимовым, все отстали, все переменились у его гроба; один не отстал, один не переменился, не уступил своего почетного места другому ни на минуту — Нахимов. С бесстрастным, но несколько мрачным выражением лица двигался мерным шагом с заветной ношею, отдавая последний долг собрату, товарищу и другу, с которым сроднился в огне и буре!»

На следующий день после похорон Нахимов сообщил исполняющему обязанности командующего генерал-адъютанту Дмитрию Ерофеевичу Остен-Сакену следующее:

«Контр-адмирал Истомин убит неприятельским ядром на вновь воздвигнутом Камчатском люнете. Хладнокровная обдуманность при неутомимой деятельности и отеческом попечении, соединенная с блистательной храбростью и благородным возвышенным характером, — вот черты, отличавшие покойного…

Качества эти, взлелеянные в нем бессмертным нашим учителем адмиралом Лазаревым, доставили ему особенное исключительное доверие и павшего героя Севастополя вице-адмирала Корнилова.

Духовная связь этих трех лиц дала нам смелость, не ожидая вашего разрешения, действовать по единодушному желанию всех нас, товарищей и подчиненных убитого адмирала: обезглавленный прах его удостоен чести помещения в одном склепе с ними.

Принимая живое, горячее участие во всем, касающемся Черноморского флота, и зная лично Истомина, вы поверите скорби, удручающей Севастополь с минуты его смерти, и разрешите согласием это распоряжение».

В рапорте военному министру князю В. А. Долгорукову Остен-Сакен доносил в столицу:

«Вице-адмирал Нахимов приготовил для себя место в соборе Св. Владимира близ вице-адмирал Корнилова, но как Истомин перешел в вечность прежде его, то первый уступает место, испросив позволения похоронить там павшего за Веру, Царя, Отечество и правое дело контр-адмирала Истомина. Я не находил себя вправе отказать в этом».

9 марта 1855 г. П. С. Нахимов писал своему старому другу и сослуживцу, брату погибшего, контр-адмиралу К. И. Истомину:

Владимирский собор в Севастополе

«Оборона Севастополя потеряла в нем (В. И.

Истомине) одного из своих главных деятелей, воодушевленного постоянно благородною энергиею и геройскою решительностью; даже враги наши удивляются грозным сооружениям Корнилова бастиона и всей четвертой дистанции, на которую был избран покойный, как на пост самый важный и вначале самый слабый.

По единодушному желанию всех нас, бывших его сослуживцев, мы погребли тело его в почетной и священной могиле для черноморских моряков, в том склепе, где лежит прах незабвенного адмирала Михаила Петровича и первая, вместе высокая жертва защиты Севастополя, покойный Владимир Алексеевич.

Я берег это место для себя, но решился уступить ему… Три праха в склепе Владимирского собора будут служить святынею для всех настоящих и будущих моряков Черноморского флота. Посылаю вам кусок георгиевской ленты, бывшей на шее у покойного в день его смерти, самый же крест разбит на мелкие части…»

Усыпальница адмиралов во Владимирском соборе Севастополя. Справа — место упокоения В. И. Истомина

Император Александр II в собственноручном письме Главнокомандующему русскими войсками в Крыму князю Михаилу .Дмитриевичу Горчакову так отозвался на тяжелую утрату для защитников Севастополя:

«Крайне сожалею о смерти храброго Истомина: он был из лучших офицеров Черноморского флота и старый мой знакомый».

Именем В. И. Истомина в 1886 г. русские моряки назвали бухту в Японском море на полуострове Корея; с начала XX в.

его имя носит одна из улиц Севастополя у Малахова кургана. В 1905 г.

на месте его гибели установлено памятное обозначение в виде обелиска с изображением Георгиевского креста, сохранившееся до наших дней.

29 февраля 1992 г. в Севастополе состоялась торжественная церемония перезахоронения останков адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И. Истомина и П. С. Нахимова в пантеоне Адмиральского Собора Святого Равноапостольного князя Владимира.

А. В. Тюстин. 

Источник: http://penzahroniki.ru/index.php/publikatsii/108-tyustin-a-v/1128-geroj-sevastopolskoj-oborony

Усыпальница адмиралов Владимирский собор Севастополь

В 1825 году командующий Черноморского флота адмирал А. С. Грейг подал прошение императору Александру I установить памятник на развалинах Херсонеса, в котором был крещён князь Владимир.

В 1829 году был объявлен конкурс на создание памятника, был утверждён проект архитектора К. А. Тона (1794—1881).
В 1842, по ходатайству адмирала М. П.

Лазарева, обеспокоенного недостаточным числом православных храмов в Севастополе, было принято решение о строительстве собора в центре города, а не на развалинах Херсонеса.

Работы начались в 1848 году. Через три года, в 1851, умер адмирал М. П. Лазарев, командующий Черноморского флота, и в память о его заслугах решено было похоронить его в специально сооружённом склепе на месте будущего собора. Закладка собора была произведена 15 июля 1854, и, к началу осады Севастополя успели возвести только его фундамент.

Во время Крымской войны в склепе будущего храма были захоронены адмиралы В. А. Корнилов, В. И. Истомин, П. С. Нахимов, погибшие на бастионах Севастополя.

30 августа (11 сентября) войска антироссийской коалиции вступили в Севастополь и надругались над могилами русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина.

Во время оккупации Севастополя склеп был осквернён: французские мародёры взломали стену, разбили крышки саркофагов и сорвали с мундиров адмиралов золотые эполеты. О чём свидетельствует составленный в 1858 году АКТ О ГЛУМЛЕНИИ АНГЛО-ФРАНЦУ3СКИХ 3АХВАТЧИКОВ НАД МОГИЛАМИ РУССКИХ АДМИРАЛОВ М. П. ЛАЗАРЕВА, В. А. КОРНИЛОВА, П. С. НАХИМОВА И В. И. ИСТОМИНА.

Лишь в 1862 году, после Крымской войны, работы по возведению собора возобновились. Для этого пригласили известного архитектора, академика А. А. Авдеева (1818—1885). В 1881 году закончено сооружение нижней церкви, а в 1888 году, после смерти А. А. Авдеева завершено строительство верхней.

Таким образом на возведение храма потребовалось 63 года (с 1825 по 1888 гг.).

По мимо погребённых, на мемориальных досках, размещённых внутри собора, увековечены имена 57 флотских офицеров — героев Крымской (Восточной) войны, ставших кавалерами ордена св. Георгия, и 14 имён офицеров Российского флота, которые не стали Георгиевскими кавалерами, но до конца выполнили свой долг перед Отечеством.

Выжившие Герои обороны Севастополя, ставшие в последствии адмиралами, завещали похоронить себя во Владимирском Соборе. Позже были похоронены 3 командующих Черноморского флота, последний в 1920 году по разрешению Барона Врангеля.

После революции, в 1927 году была осуществлена вторая попытка надругательства над Усыпальницей, о чём свидетельствует ПИСЬМО НАЧАЛЬНИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ОТДЕЛА

СЕВАСТОПОЛЬСКОГО РАЙИСПОЛКОМА СЕВАСТОПОЛЬСКОМУ ГОРОДСКОМУ СОВЕТУ ОБ ОСМОТРЕ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА ДЛЯ ИЗЪЯТИЯ ЗАМУРОВАННЫХ ГРОБОВ АДМИРАЛОВ № 6263 от 7 июня 1927 года.

В 1931 году, при передаче здания Осоавиахиму, склеп был вскрыт, останки адмиралов уничтожены. Во время Великой Отечественной войны храм серьёзно пострадал. В 1991 году специальная комиссия обследовала склеп, и обнаружила среди мусора лишь обломки костей, которые в 1992 году были торжественно перезахоронены.

8 мая 2014 года состоялся чин великого освящения собора во имя святого равноапостольного князя Владимира — усыпальницы российских адмиралов.

Именной список погребённых в Усыпальница Адмиралов во Владимирском соборе Севастополя:

1. Дефабр Иван Осипович 1827 — 01.10.1910 вице-адмирал

Источник: https://poxoronka.ru/news/1453-usypalnitsa-admiralov-vladimirskij-sobor-sevastopol

Бастион адмирала Истомина

Воины моря и суши одиннадцать месяцев победоносно противостояли в Севастополе войскам четырех держав и беспримерным доныне разрушительным орудиям.
Слава российскому воинству!
Благословенна память подвижников Отечества, принесших ему в жертву мужество, искусство и жизнь свою!

Митрополит Московский Филарет (Дроздов). 1856 год

«Париж» открывает огонь

Летом 1850 года капитан 1-го ранга Владимир Истомин принял командование новым линкором «Париж», построенным на верфях Николаевского адмиралтейства. Название корабль получил в память о победном вхождении Русской армии в столицу Франции в 1814 году. Линкор был великолепен: 120 орудий были готовы дать отпор любому противнику.

«Париж» успешно патрулировал Черноморское побережье и стал главным героем Синопского сражения. 18 ноября 1853 года эскадра адмирала Нахимова за несколько часов разгромила турецкий флот. По воспоминаниям очевидцев, линкор Истомина «ворвался в бой, открывая огонь на ходу». Первым делом обезвредили береговую турецкую батарею. Затем настала очередь вражеских кораблей.

Потопили два корвета и самый мощный турецкий фрегат «Низамие» – флагман адмирала Гуссейн-паши. Прямо во время боя Нахимов отправил к Истомину своего флаг-офицера со словами благодарности «за прекрасные и хладнокровные действия». Повреждений в бою избежать не удалось, однако в Севастополь доблестный «Париж» вернулся своим ходом, с ликующей командой на борту.

За это сражение Владимир Истомин получил звание контр-адмирала Российского флота.

Под Георгиевским флагом

18-летний выпускник Морского кадетского корпуса Владимир Истомин получил свое первое назначение на 74-пушечный линкор «Азов». Его командиром и наставником стал знаменитый мореплаватель Михаил Лазарев.

В июле 1827 года «Азов» в составе эскадры адмирала Сенявина вышел из Кронштадта к берегам Греции, а в октябре Истомин принял свой первый бой. В Наваринской бухте состоялось сражение с морскими силами Турции и Египта.

Победа досталась нелегко: «Азов» получил множество пробоин, борта были изломаны, мачты перебиты. Несмотря на это, команда Лазарева уничтожила пушечным огнем пять вражеских кораблей, в том числе и неприятельский флагман «Мухарем-бей». Сражались за святое дело – автономию православной Греции.

Гардемарин Истомин в бою проявил высокую отвагу и по рапорту Лазарева был награжден за храбрость. Победоносный «Азов» первым в истории Российского флота получил право ходить под Георгиевским флагом. Через пять лет Истомин простился с «Азовом».

Был переведен на Балтику, позже патрулировал Черноморское побережье, участвовал в высадке морских десантов на Кавказе. Он любил свою службу и корабли, на которых служил. Провел почти всю жизнь в плавании и никогда не думал, что главное сражение ожидает его на суше…

Часовой Севастополя

5 октября 1854 года началась осада и непрерывные бомбардировки Севастополя англо-французскими войсками. Митрополит Московский Филарет отправил защитникам города список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, перед которой он молился о даровании победы.

Контр-адмирал Истомин возглавил сухопутную оборону Малахова кургана: «Дистанция велика, 105 пушек, и мне пришлось быть и артиллеристом, и инженером, и начальником войск».

Он ни на минуту не покидал позицию, жил здесь же, в землянке: «Как часовой, безвыходно хранил он созданный им бастион; по нескольку раз в день осматривал все работы и цепь, даже в секреты ходил в эполетах». Солдаты говорили: «Наш адмирал как будто о семи головах, в самый кипяток так и лезет».

Владимир Иванович погиб 7 марта 1855 года от прямого попадания снаряда. Его похоронили в соборе святого Владимира, рядом с М.П. Лазаревым. Незадолго до гибели Истомин написал брату: «Не могу надивиться на наших матросов, солдат и офицеров. Такого самоотвержения, такой геройской стойкости пусть ищут в других нациях со свечой…»

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.

Источник: http://kapellan.ru/bastion-admirala-istomina.html

Адмирал Истомин

Сегодня в Калининграде на ОАО Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» состоялась закладка 5-го фрегата проекта 11356 «Адмирал Истомин» для ВМФ России.

Проект разработан ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург).

Технические характеристики: Водоизмещение: стандартное 3620т., полное 4035т. Главные размерения: длина — 124.8 м, ширина — 15.2 м, осадка — 4.2 м. Максимальная скорость хода: 30 узлов Дальность плавания экономическим ходом: 4850 миль Автономность: 30 суток

Экипаж: 180 человек

Вооружение: 1х8 ПУ УКСК РК «Калибр» 1х24 ПУ ЗРК «Штиль-1» (24 ЗУР 9М317) 8х1 ПУ ЗРК «Игла-1» 2х1 ЗАК или ЗРАК «Палаш» ??? 1х1 100-мм артустановка А190Э «Универсал» с СУО «Пума» 2х2 533 мм ДТА-53-956 1х12 ПУ РБУ-6000

1 вертолет Ка-27

По двум контрактам, подписанным с Министерством обороны РФ, «Янтарь» построит шесть сторожевых кораблей проекта 11356.

Головной корабль этой серии, «Адмирал Григорович», был заложен в декабре 2010 года, второй фрегат, «Адмирал Эссен», — в июле 2011 года, третий, «Адмирал Макаров», — в феврале 2012 года.

Закладка четвертого, «Адмирала Бутакова», состоялась в июле 2013, в день 68-летия завода.

«Этот фрегат аналогичен кораблям проекта 11356, которые были построены для индийских ВМС и опробованы. Он сохранил все технические характеристики. Мы только изменили состав вооружения, необходимого для нашего флота. Мы надеемся, что эта серия фрегатов поможет нам сделать шаг вперед в плане качественного изменения ВМФ России», — подчеркнул Васильев.

Шесть российских фрегатов Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» планирует передать флоту в 2014 — 2016 годах. По словам заместителя директора департамента Объединенной судостроительной корпорации Якова Бережного, первые три корабля уйдут служить на Черноморский флот. Вторая тройка, вероятно, останется на Балтике.

«В дальнейшем планируется закладка еще одной тройки фрегатов этого же проекта», — добавил он, отметив, что о конкретном исполнителе и сроках строительства говорить до заключения контракта рано.

Сторожевой корабль проекта 11356 предназначен для ведения в океанских и морских районах боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трехостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищенности и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учетом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия мас­сового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ — 56000 л.с.

Электроэнергетическая система включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт.

Новые фрегаты унаследовали лучшие качества своих предшественников. При этом они имеют качественно новое вооружение и электронную начинку. Основным вооружением данных фрегатов стали противокорабельные ракеты «Калибр» и зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1».

Основу ударного вооружения новых российских фрегатов составит ракетный комплекс Калибр-НК, который предназначен для поражения различных классов и типов надводных кораблей и подводных лодок противника, наземных стационарных целей и ограниченно подвижных целей с заранее известным расположением в условиях активного огневого и радиоэлектронного противодействия. Данная система на фрегатах проекта 11356М состоит из 8-ми самонаводящихся фугасно-проникающих ракет. Противокорабельные крылатые ракеты 3М-54ТЭ (с низколетящей сверхзвуковой боевой ступенью) и 3М-54ТЭ1 обладают дальностью стрельбы от 10 до 220 и 300 км. соответственно (речь идет об экспортном варианте, точных характеристик российских версий ракет нет, но они выше). Масса боевой части составляет 200 и 400 кг соответственно, максимальная скорость полета до 700 м/с.

Формирование и ввод полетного задания, а также предстартовая подготовка производятся универсальной системой управления стрельбой. В настоящее время прямых иностранных аналогов ракетам системы Калибр-НК просто не существует. Данный комплекс был создан в ОКБ «Новатор» (Екатеринбург). Для России это первая пусковая установка вертикального старта ракет.

Благодаря вертикальному старту ракет комплекс Калибр-НК размещается в носовой части под палубой корабля. Такое размещение более компактно и обеспечивает наименьшую уязвимость от ударов противника.

Помимо всего прочего данная установка может обеспечивать хранение и старт еще 3 типов противокорабельных ракет, в том числе противокорабельных ракет «Оникс» и крылатых ракет большой дальности.

Ракеты 3М-54Э и 3М-54Э-1 обеспечивают уверенное поражение одиночных и групповых морских целей (типа крейсер, эсминец, ракетный катер, транспорт, десантный корабль) в условиях активного радиоэлектронного противодействия.

Данные ракеты оснащаются боевой частью, которая производит подрыв на оптимальной глубине проникновения.

Боевое применение данных ракет возможно в любое время года и суток, на любом участке Мирового океана, практически в любых метеорологических условиях.

Полет крылатой ракеты идет по заранее заложенному в нее маршруту, в соответствии с информацией разведки о наличии средств ПВО и положения цели.

Ракеты в состоянии преодолевать зону достаточно развитой противовоздушной обороны, что обеспечивается за счет автономности наведения на цель в режиме «молчания» на основном участке полета и предельно малой высотой полета.

Навигация ракеты осуществляется по достаточно сложной траектории движения, возможно использование до 15 заданных опорных точек, ракета в состоянии подойти к цели с заданного направления в обход систем ПВО и островов.

Для ракеты 3М54Э в КБ «Радар-ММС» была создана АРГСН – активная радиолокационная головка самонаведения, которая в 2000 году получила официальное название АРГС-54. Данная головка самонаведения обладает максимальной дальностью захвата цели в 60 км. Длина АРГС-54 составляет 70 см., диаметр 42 см, вес – 40 кг. Активная головка самонаведения обладает высокой помехозащищенностью и может эффективно использоваться при волнении моря до 5-6 баллов.

Макет ракеты 3М-54Э-1

Противокорабельная крылатая ракета 3М54Э состоит из стартовой ступени, дозвуковой крылатой низколетящей маршевой ступени, а также низколетящей сверхзвуковой боевой ступени ракеты с твердотопливным ракетным двигателем.

Первая ступень ракеты используется для выхода ракеты из ПУ и ее разгона.

После этого стартовая ступень отделяется и происходит запуск маршевого двигателя, раскрывается оперение и крыло, ракета снижается до высоты в 10-15 метров и летит к цели, используя информацию бортовой инерциальной системы управления.

Вторая – маршевая ступень – обеспечивает полет ракеты на основном участке траектории, выводя ракету в район цели. В это время осуществляется поиск и захват цели активной головкой самонаведения, после чего отделяется третья – боевая ступень ракеты. Она служит для преодоления системы ПВО противника на сверхзвуковой скорости.

ЗРК «Штиль-1» 

ЗРК «Штиль-1» – это многоканальный комплекс морского базирования с вертикальным стартом ракет.

Данный корабельный ЗРК предназначен для организации круговой обороны боевого судна от всех возможных средств воздушного нападения, в том числе отражения массированных авиационных атак и ракетных ударов, а также нанесения ударов по надводным и наземным целям.

Для ведения огня «Штиль-1» применяет данные корабельных РЛС кругового обзора. Комплекс обеспечивает всенаправленную оборону корабля-носителя или соединения кораблей от массированных атак современных противокорабельных и противорадиолокационных ракет, ударных самолетов.

ЗРК «Штиль-1» представляет собой совокупность системы управления огнем, пусковых установок с ракетами и трехкоординатной РЛС корабля. В состав каждого комплекса может входить от 1 до 3 боевых модулей (от 12 до 36 ракет).

Модульная пусковая установка представляет собой 12 транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) с готовыми к запуску ракетами, блока гидравлической и блока электронной аппаратуры. Количество модулей зависит от размеров боевого корабля.

На фрегатах проекта 11356М планируется установка 3-х боевых модулей на 36 ЗУР.

Всенаправленный многоканальный корабельный ЗРК средней дальности «Штиль-1» может поражать все основные воздушные средства нападения на высотах полета от 5 м. до 15 км. на удалении до 50 км.

Пусковые установки комплекса могут быть установлены как в носу, так и на корме надводных кораблей, водоизмещение которых превосходит 1500 тонн.

Данный зенитный комплекс в зависимости от комплектации в состоянии вести одновременный обстрел от 2 до 12 воздушных целей.

ЗРК «Штиль-1» создан Московским НИИ радиоэлектроники «Альтаир» и является дальнейшем развитием комплекса М-22 «Ураган». ЗУР 9М317МЭ, которая входит в состав данного комплекса, была разработана Долгопрудненским научно-производственным предприятием (ДНПП), данная ракета унифицирована с ЗУР 9М317Э, которая используется в сухопутном ЗРК «Бук-М2».

Впервые данный комплекс ПВО был представлен на международной выставке Defexpo India в 2004 году.

Отличительной особенностью ЗРК является применение ЗУР с подпалубным вертикальным стартом, применение управляющих вычислительных средств с открытой архитектурой, разветвленным программным и математическим обеспечением, применение многофункциональных РЛС с фазированными антенными решетками.

При этом комплекс ПВО «Штиль-1» – это та система, которая в состоянии управлять приданными огневыми средствами и успешно решать задачи противовоздушной обороны боевого корабля или соединения кораблей в целом.

ЗРК «Штиль-1» может быть достаточно легко интегрирован в состав локальных, региональных или федеральных систем ПВО более высокого иерархического уровня, а также вводить в их состав другие комплексы для координации их действий во время создания корабельных систем противовоздушной обороны.

Одноступенчатая, твердотопливная ракета 9М317МЭ располагается в ТПК МС-487.

Пуск ракеты производится катапультным способом – пороховая катапульта выбрасывает ракету на высоту 10 метров над палубой корабля, где она производит доворот на цель, после чего происходит запуск маршевых двигателей ракеты.

Такое решение позволяет обеспечить круговую оборону корабля (сектор обстрела равен 360 градусам), а также довести скорострельность комплекса до 30 пусков в минуту, сразу же после ухода первой ракеты может осуществляться пуск второй.

ЗУР 9М317МЭ в ТПК

Основным отличием зенитной управляемой ракеты 9М317МЭ от своего сухопутного аналога выступают значительно уменьшенные крылья, складывающиеся аэродинамические рули и присутствие специального блока газовых рулей, который размещается на сопловом блоке маршевого твердотопливного двигателя. Именно данный блок отвечает за автоматическое отклонение ракеты в сторону цели после старта. ЗУР обладает двухрежимным маршевым двигателем, который позволяет ей развивать скорость до 1550 м/с, максимальная дальность полета ракеты – 50 км.

В данной ракете предусмотрена возможность применения инерциально-корректируемой системы управления, с новой полуактивной доплеровской радиолокационной головкой самонаведения (ГСН).

Бортовая аппаратура зенитной ракеты построена на принципиально новой элементной базе и обладает широкими функциями адаптирования к условиям работы, что обеспечивает максимальную вероятность поражения целей в условиях сильного радиолокационного противодействия со стороны противника.

ЗУР оснащается осколочно-фугасной боевой частью весом в 62 кг. Ракета оснащается контактным и неконтактным взрывателями. В ТПК без проведения регламентных работ ракета может храниться до 15 лет.

Артиллерийский комплекс: для стрельбы по воздушным и морским целям на фрегате установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190Э и системы управления стрельбой 5П-10Э.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится в Петербурге на машиностроительном заводе «Арсенал» специально для поставки на корабль, экспортируемый в Индию. На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190Э производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на фрегат, а также на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190Э весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10Э «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система «Требование-М»: сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны фрегата обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило НПО «Меридиан» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1″: Используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трех ракет).

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан»: обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника (включая противокорабельные ракеты), а также поражение малоразмерных целей.

В комплексе «Каштан» впервые совмещено ракетное и артиллерийское оружие: твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30-мм шестиствольных автомата АО-18К.

Высокая боевая устойчивость комплекса обеспечивается за счет наличия каналов одновременного сопровождения целей и ракеты в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах.

Противолодочное оружие: 2 спаренных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение фрегата служит для обнаружения целей и управления оружием.
Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2ЕМ») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Гидроакустические станции (Humsa APSON в бульбе, SSN-137 буксируемая) служат для своевременного обнаружения подводных лодок и средств поражения противника.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием, РЛС 3T-25E «Гарпун» управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение — противолодочный вертолет Ка-28 или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого фрегат оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

Адмирал Истомин

  • 5.00 / 5 5

Источник: http://www.krasfun.ru/2013/11/admiral-istomin/

Ссылка на основную публикацию