Бог египта осирис — тайны и факты

Бог Египта Осирис: происхождение, внешний облик и современные интерпретации

Осирис – главный правитель царства мертвых в мифологии древнего Египта. Его уважали и боялись, пытались умилостивить и ждали встречи с ними. Именно бог Египта Осирис решал, чья душа после смерти получит вечную жизнь, а чья окажется в забвении. Все самые интересные факты об этом великом и могучем божестве собраны в данной статье.

Как узнать бога Осириса: описание внешнего облика

Изображения этого бога сохранились до наших дней на фресках. Египтяне боялись загробной жизни и своей участи после смерти, поэтому готовились к ней заранее. Поэтому особо почитаем был Осирис как владыка царства мертвых.

Характерные черты изображения бога Осириса:

  • Белая корона из папируса «атеф» с красными перьями страуса.
  • Руки и лицо зеленого или темного цвета, что символизировало плодородие почвы Нила.
  • Ноги замотаны в специальную ткань – мумию.
  • Самый высокий среди всех остальных богов.

Осирис считается покровителем земледельцев и виноградарей, всех тех, кто работает на земле.

Происхождение Осириса

По легенде, бог Осирис был сыном Геба, бога земли, и богини неба Нут. Стал мужем Исиды, известной богини плодородия. Во времена, когда Египтом правили боги, он был великим царем. Считалось, что именно он принес египтянам знания о садоводстве, земледелии и виноделии, врачебном деле, строительстве.

Но младший брат Осириса Сет хитростью заманил его в ларец, закрыл крышку, чтобы тот не смог никогда выбраться, и бросил в воды Нила. Богиня Исида, узнав об этом, спрятала тело умершего мужа в дельте реки.

Сет, когда обнаружил это, разорвал труп брата на 14 частей, но с помощью богов верная жена собрала останки и создала мумию. Тогда Исида чудесным образом родила от мужа сына Гора, которому было суждено воскресить отца.

Но Осирис не пожелал вернуться на землю, оставшись царем в мире мертвых.

Судья умерших

В представлении древних египтян смерти нет, есть лишь глубокий сон. Поэтому людей погребали со всем необходимым для полноценной жизни в загробном мире. Первое, что ожидало покойника, — была встреча с богом Осирисом. Именно он вместе со своими подчиненными (42 божественными судьями) совершал посмертное правосудие, которое проходило в несколько этапов:

  1. Исповедь. Строилась она на отрицании своих грехов: «я не украл, не убивал и т.д.».
  2. Взвешивание души. На одну чашу весов помещалась душа, а на другую – перо богини истины, которое было очень легкое. Считалось, что чем больше дурных дел совершил человек при жизни, тем больше будет весить душа, отягощенная этими деяниями.
  3. Осирис решал судьбу страдальца, и в случае оправдания тот получал вечную жизнь в райских кущах богини Иару. Те, кто был проклят богами за свою грешную жизнь, подлежал полному забвению и небытию. Ада, огненного котла не существовало в представлении древних египтян.

Культ Осириса и его влияние на мировую культуру

Осирис, или как его называют на родине Усури, был одним из самых почитаемых богов Египта. Поэтому неудивительно, что его образ в полной мере и в мельчайших подробностях сохранился до наших дней.

В Древнем Египте существовало много центров, где служители культа богу Осириса проводили ритуалы и жертвоприношения. Всего было около 14 святилищ.

Столь большая популярность вышла за пределы страны, в Древнем Риме и Древней Греции об Осирисе не только знали, но и упоминали в своих произведениях. Среди них были Тибулл, Диодор, мыслитель Плутарх и Геродот. Последний связал античного бога земледелия и виноделия Диониса с Осирисом, найдя в них много общего.

Именно с легенды об Осирисе в Египте появилась тенденция к мумифицированию и бальзамированию тела после смерти.

В культуре египтян и всех народов планеты бог Египта Осирис остался как «благодетель», мудрый, таинственный и талантливый, который не просто строг и справедлив, но и милостив к людям. До сих пор сохранился культ этого бога, потому как он олицетворяет собою силу, возрождение и тайну вечной жизни, которая навсегда останется притягательной загадкой для многих поколений людей.

Источник: https://mistika.temaretik.com/1202877388464327008/bog-egipta-osiris-proishozhdenie-vneshnij-oblik-i-sovremennye-interpretatsii/

Осирис — бог древнеегипетской мифологии :

В обширном и пестром пантеоне египетских богов Осирис занимает важнейшее место. В Древнем Египте, растянутом по длиннейшему Нилу, не существовало ни стройной мифологии, ни единого изображения богов, как это было, допустим, у древних греков. Египетские пиктограммы до конца не расшифрованы, но миф о боге Осирисе в целом известен благодаря записям Плутарха.

Начало жизни Осириса

Первоначально считалось, что бог Осирис был рожден в пустыне, отделявшей царство живых от царства мертвых, богиней неба Нут от ее мужа Геба, который властвовал на земле.

У него был младший завистливый и коварный брат Сет, сестра-жена – мудрая Изида — и сестра Небехтет, или, по-гречески, Нефтида, которая была супругой Сета. У этой пары не было детей. Причины странны. То ли Сет был бесплоден, то ли Нефтида не имела влагалища.

Тем не менее она родила то ли от Осириса, то ли от Ра сына Анубиса. Противоречивость и отсутствие логики характерно для всей мифологической системы Египта.

Мифологические сказания

Царь Египта Осирис мудро правил вместе с Изидой своей страной. Он был 4-м богом, после прадеда Атума, деда Шу и отца Геба.

Песнопениями, а не оружием и угрозами, Осирис научил подданных земледелию, разведению садов и виноградарству. Из винограда они готовили вино. Эти представления уходят в глубины родового общества.

Для древнейших египтян Осирис – бог-производитель, которому подчинена природа.

Коварный Сет завидовал старшему брату и хотел занять его место на троне. Он изготовил великолепно украшенный саркофаг, тайно сняв мерки с Осириса, и устроил пир. Он объявил всем приглашенным, что подарит саркофаг тому, кому он придется впору. Осирис, не подозревая о предстоящем предательстве, лег в него. Крышку быстро захлопнули и запаяли свинцом и бросили в Нил.

Великая река не приняла саркофаг, а вынесла его на берег рядом с Библосом. Тут же мгновенно выросло огромное дерево, которое своими корнями оплело саркофаг. Правитель Библа дал приказ его срубить и привезти во дворец. Из него сделали опору для крыши. Но именно в дереве находился саркофаг. Изида в это время томилась в темнице, посаженная туда Сетом.

Но ей помогли убежать.

Безутешная Изида, обрезав волосы (своего рода пострижение в монахини) и надев траур, бросилась на поиски супруга. Она нашла во дворце это дерево и попросила отдать его ей.

Возрождение Осириса

Готовясь к захоронению, Изида неосторожно оставила тело мужа без охраны. Сет по одним источникам разрубил его тело на 15 кусков, по другим – на 42, и рассеял по Египту.

Изида решила собрать тело, оживить покойного супруга, чтобы зачать сына. Он должен вырасти и отомстить за отца.

Тело было собрано, но не хватало одной детали, без которой супружеская жизнь невозможна: ее Сет выбросил в воду, и ее съели рыбы.

Некоторые источники говорят, что фаллос Изида слепила из глины. Ее мудрость помогла ей на короткое время вернуть к жизни Осириса. Так супруги зачали сына, которого назвали Гор. Когда Гор вырос, то он сразился с Сетом и победил его.
Глаз Сета он отдал на съедение отцу и тем самым воскресил его. Земной мир Осирис отдал своему Гору, а сам ушел в загробный мир.

Обряды жрецов

Каждый год жрецы Изиды проводили торжественный праздник воссоединения всех частей тела Осириса.

Разжигался жертвенный костер, вокруг него, одурманенные зельями и напитками, под звуки бубнов, барабанов и флейт плясали жрецы.

В момент апогея главный жрец восклицал: «Фаллос!», — и многие слуги Изиды острыми ножами оскопляли себя, бросая свою жертву в огонь. Те, кто выживал, пользовались невероятным уважением.

Осирис – бог загробного мира

Оставив этот мир сыну Гору, Осирис удалился в подземное царство. Здесь Осирис – бог, который властвует над душами умерших.

В чертоге Правосудия душа усопшего человека произносит клятву, в которой он убеждает всех, что на земле он не творил злых дел: не убивал, не клеветал, не крал чужого имущества.

Сначала ее слушает Ра, затем – Осирис, бог этого царства, потом – 42 судьи, каждый из которых проверяет одну из клятв. После этого его душу (сердце в иных источниках) кладут на одну из чаш весов, а на другую – перышко из крыла богини Маат.

Если весы уравновешены, то он попадает в райские благодатные поля, иару. Грешник бывал осужден на полную тьму без света и тепла (по «Книге мертвых»), или, по другой версии, его пожирало чудовище – лев, у которого голова крокодила. Осирис – бог, который пассивно и спокойно наблюдал за всей процедурой суда.

Над чем еще властвовал Осирис

В засушливый период жизнь земледельца замирала, и лишь когда Нил разливался и приносил на поля илистые отложения, то жизнь крестьянина начиналась заново. Если мы зададим вопрос: «Осирис – бог чего?» — то ответом будет: бог возрождения природы.

Считалось, что он покровительствует земледельцам и дал им плуг. Вопрос «Осирис – бог чего?» имеет также ответ, что это – бог новой жизни, возрожденной после холодной зимы, земледелия, изобилия и плодородия.

Весной под его защитой все расцветало на ухоженных пашнях, летом плодоносило, а осенью собирался урожай. Оплодотворяющая сила никогда его не покидала.

Как выглядит бог Осирис

Бог первично изображался зооморфно. У него была голова быка, а ноги обмотаны, как у мумий. Позже его стали рисовать антропоморфно – в виде человека-мумии с зеленой кожей на лице и часто зелеными кистями рук.

Они свободны и держат два символа власти – скипетр и цеп (хекет и нехеку) или, иначе, цепь и крюк. На голове – корона («атеф»), которая похожа на высокую узкую шапку. К ней прикреплены два пера.

Осириса часто изображали с лотосом, который растет в воде, а также на троне под деревьями, увитыми виноградом.

Культ Осириса

Египетский бог Осирис был одним из самых почитаемых, поскольку он давал жизнь всему земному. Люди обращались к нему часто. Самым большим культовым сооружением был храмы в дельте Нила в Джеду (по-гречески Бусирис) и в Абидосе. В Бусирисе зародился культ божества.

В оба места со всего Египта шли паломники, в особенности – в Абидос. В нем был захоронен первый фараон Джеда. Позже его могилу стали отождествлять с гробницей Осириса. Каждый год в нем проводились пышные праздники, когда ладью бога, сделанную из папируса, несли на руках.

Так отмечались победы над его врагами.

Источник: https://www.syl.ru/article/283414/new_osiris—bog-drevneegipetskoy-mifologii

Бог Осирис

Бог Осирис

В древности Египет был огромной по древним меркам страной, с бескрайними пустынями и ухоженными пашнями, которые соседствовали друг с другом, как соседствует богатство и нищета.

Простые люди проводят все дни в неустанной работе. На смену весне приходило знойное лето, за дождливой осенью приходила холодная зима, растения вырастали, погибали и на их месте снова начиналась новая жизнь, но уже других растений.

По пустыне ходят множество ужасных животных, людей настигают болезни и всевозможные трудности. Пытаясь как-то объяснить необъяснимые законы природы, стараясь найти себе помощника, защитника люди начали придумывать мифы. Постепенно мифы становились религией.

Боги в мифологии происходили из простых смертных людей, у многих были семьи. Они могли быть как плохими, так и хорошими.

В их среде присутствовал обман, вражда, убийства, зависть, но было место и любви, преданности, заботе, то есть в их жизни находилось место всему тому, что было в жизни простых людей. Одним из самых уважаемых и почитаемых богов считался хозяин потустороннего мира — бог Осирис.

Это бог Возрождения, является одним из самых главных богов в иерархии древней Египетской мифологии. Его имя переводится как «один могущественный».

Это владыка загробного мира, его рисовали в виде человека с бычьей головой, ноги как, правило, обмотаны как у мумий. В руках держит цепь и крюк. На голове присутствует корона, ее называли «атеф».

По форме она напоминала высокую узкую шапку, к которой с боков прикреплены два пера. Иногда вместо шапки также могли изобразить бычьи рога.

Согласно древнеегипетским текстам, Осирис был самым первым сыном божественной семейной пары — Геба и Нут, также он являлся мужем и братом Изиды, Сета и Нефтиды, родителем Анубиса и Гора Осирис правил четвертым по счету из богов.

Власть ему досталась по наследству от своего прадедушки Атума Ра дедушки Шу и своего отца Геба. Во время своего правления он обучал людей, как выращивать виноград, фруктовые деревья, обучил земледелию. На голове Осириса находится корона, изготовленная из папируса.

Очень часто можно увидеть его плывущим в ладье, она тоже сделана из папируса. Символ бога пучки тростника, как бы вставленные друг в друга.

Читайте также:  Приметы про кашу - тайны и факты

Так как он помогал людям освоить азы земледелия, его изображали с каким-нибудь растением, будь то виноград около трона, или же дерево около гробницы, или же благородный цветок лотоса.

Миф об Осирисе

Осирис, как повествует Плутарх, был обычным живым человеком и правил Египтом. Правил он очень мудро. Во время его правления не было войн, смуты, люди были спокойны за свое будущее, земли давали хорошие урожаи, развивались ремесла, а значит, процветали города. Правил вместе со своей сестрой и одновременно женой Исидой.

Это был четвертый по счету правитель: первый — прадед Атума ( или Ра-Атума), далее дед Шу, следом отец Геб. Он многому научил людей. Учил Осирис с помощью слов, песен, сказаний, а не с помощью воин и убийств, грабежей. Люди стали сеять зерно, выращивать плодовые деревья. Жизнь становилась все лучше и легче.

Все очень любили Осириса и его жену Исиду, боготворили их, почитали, уважали. И как всегда появился лютый завистник — брат Сет, это его брат. Сет был настоящим уродцем, злым, безжалостным. Если день рождения Осириса был праздником, то про день рождения Сета никогда не вспоминали.

Сет изготовил очень красивый гроб, сняв заранее размеры с брата Осириса и явившись на пир, объявил, что подарит саркофаг тому, кому он будет впору. Саркофаг был изумительно красив. Как только Осирис лег в него, Сет тут же закрыл гроб, в этом Сету помогали еще и его приспешники.

Далее они саркофаг запаяли и залили свинцом и выбросили далеко в реку. А Исиду Сет посадил в темницу, но ей помогли сбежать ее родные люди.

Гроб поплыл по течению, его прибило к берегу недалеко от египетского города Библоса. В этом месте сразу выросло чудесное дерево. Когда же во дворце обнаружили, что Осирис исчез, все бросились по поиски. Только верной жене Исиде удалось обнаружить саркофаг с горячо любимым мужем. Она перевозит гроб в Египет и начинает готовиться к церемонии захоронения.

Воспользовавшись моментом, видя, что тело Осириса никто не охраняет, Сет разрубил его на 42 куска, или по другим летописям на 15 частей и раскидал по всему Египту. И снова безутешнаяИсида отправляется на поиски, желая собрать воедино тело горячо любимого мужа Осириса. Каждый раз, находя очередной фрагмент тела, она на месте проводит обряд захоронения. Но это не одна версия этой трагедии.

По другой версии Атум Ра пожалел Исиду и на помощь послал божественного шакала Анубиса. Тот и собрал все тело Осириса. Далее версии сходятся в том, что Осириса забальзамировали. Исида обернулась птицей и, вдохнув жизнь на непродолжительное время, смогла чудесным образом зачать от Осириса сына Гора. В некоторых летописях можно прочесть пикантную подробность.

Детородный орган Осириса был отрезан Сетом и выброшен в реку, где его съели рыбы. Исида сделала его искусственное подобие. В Древнем Египте даже проходило празднование этого события. По другой версии детородный орган находился в Мемфисе, там-то его и нашла жена Осириса.

Далее уже после своего воскрешения Осирис не хочет быть земным царем и удаляется в загробный мир, где начинает властвовать над душами умерших, оставляя земное царствование своему сыну Гору.

Справедливый суд бога Осириса


Осирис в подземном царстве стоит во главе 42 богов. Церемония встречи умершей души человека происходит в Зале Двух истин. Осирис восседает на троне, стоящим в центре этого зала. В руках он держит крюк и связку тростника.

Умерший рассказывает о том, как он жил, почитал ли богов, уважал ли рядом живущих, не обижал ли ближних. Рассказ о прошедшей жизни начинался с предлога: «не» — «не убивал», «не обманывал», « не воровал» и т.д. Впоследствии это повествование о прошедшей жизни назвали « рассказом отрицания».

Все выслушивалось богами, и далее проходил основной церемониал. Сердце покойного клали на одну чашу весов, а перо богини Маат на другую чашу. Если перевешивала чаша с сердцем человека, значит покойный жил неправильно, много грешил. В этом случае его поедало страшное чудовище Аммут и он уже никогда не воскресал.

Если же весы находились в равновесии, то значит, человек прожил жизнь достойно и его ожидало вознаграждение — справедливый бог Осирис отправлял душу умершего на благодатные поля Иару.

Осирис и живой царь

Жители Древнего Египта очень почитали и уважали бога Осириса. И фараоны не были исключением, каждый желал задобрить Осириса, чтобы впоследствии его душа попала на поля Иару. Так как все фараоны имели божественные корни, как верили в те далекие времена, следовательно, они не умирали, а становились богами.

Очень часто можно встретить в древних источниках фараона с именем бога — Осирис Пепи. В более позднем Египте уже появляются другие желания. Ведь, согласитесь, не хочется все время находиться в мрачных подземельях загробного мира, без солнца, во мраке и сырости.

Жрецы, по повелению владык, стали искать и находили « возможности» отправить душу фараона к другому богу — богу солнца Ра. С этого момента Осирис из «хорошего» справедливого владыки загробного царства постепенно превращается в злобного, свирепого «плохого» хозяина мрачного подземелья.

И уже в гробницы кладутся молитвы, заклинания, защищающие от бога загробного мира. Но это происходит не так уж и часто, все же образ бога Осириса является светлым.

Противостояние Ра и Осириса

Верованиям Древнего Египта присуще было противостояние богов. У каждого бога есть своя противоположность. У светлого бога солнца Ра противоположностью являлся бог Осирис.

Если Ра — это солнце, жизнь, все самое хорошее в настоящей жизни, то Осирис это тоже солнце, возрождение, но только в загробном мире. Но в некоторых источниках описывается борьба одного бога с другим.

Даже когда сын Осириса воевал с Сетом, бог солнца изначально был на стороне Сета. В тоже время Осирис пытался присвоить себе заслуги от того, что научил людей выращивать зерновые культуры, и тут не обошлось без недовольства со стороны Ра.

Но боги не всегда враждовали между собой. В «Книге мертвых» рассказывается, что бог солнца Ра посетил душу умершего Осириса, тем самым дав ему возможность возродиться в загробном мире.

Культ бога Осириса в Древнем Египте

Жители Древнего Египта верили, что благодаря помощи Осириса каждый год наступает весна, с ее приходом все оживает, начинает расти, давать урожай, а значит можно не бояться голода. По древней религии можно судить о представлении людей о правилах, нормах жизни.

Древние люди верили, что, только живя честно, праведно можно заслужить лучшее в загробной жизни и получить возможность возродиться к новой жизни. Также можно наблюдать вечную борьбу добра и зла, видеть, как побеждает добро. По текстам летописей видно стремление людей к справедливости, доброте.

Они верили, что зло не останется безнаказанным, за совершенным злом всегда последует справедливое возмездие. Со временем египтяне начинают награждать бога Осириса качествами присущими другим богам.

Бог Осирис охраняет места захоронения, охраняет останки человека, присутствует при бальзамировании тела человека и соответственно помогает его близким, утешает их. То есть бог, Осирис становится полновластным главой подземного и загробного мира, а также всех обрядов сопровождающих похороны человека.

Существовало несколько центров особого поклонения Осирису. Одним из центром культа бога Осириса был город Абидос. Древние египтяне верили, что голова бога находилась именно в этом городе. На гербе города изображалась корона, это была корона бога Осириса.

В этом городе находилась гробница фараона Джера, именно ей и стали поклоняться как гробнице Осириса. Здесь проводился ежегодно очень пышный праздник, посвященный любимому богу. По центральным улицам торжественно проплывала огромная ладья, на улицах разыгрывались сценки из жизни Осириса.

Следующим местом особого почитания бога Осириса является город Джеру. Здесь также устраивался ежегодный праздник в честь любимого бога.

Эти два наиболее явные места почитания бога Осириса, но культ бога расходится далеко за пределы Египта, ему например, поклонялись древние жители Междуречья, Греции и других древних государств.

Статью написала: Белова Татьяна Владимировна

Источник: http://istorii-x.ru/tajny-tsivilizatsij/415-bog-osiris.html

Египетский бог Осирис | Mastertours

15.01.2017

Одной из самых главных фигур в древнеегипетском пантеоне богов был Осирис. В египетской мифологии он ассоциируется с плодородием и земледелием, ежегодно умирая и воскресая, подобно растительному миру. Кроме того, царствуя в загробном мире, он вершил суд над умершими.

Происхождение Осириса

Жрецы одного из древнеегипетских религиозных центров Гелиополя в основе происхождения вселенной и человека представляли девятку самых главных богов – Энеаду.

Согласно «Текстам пирамид» — надписям, найденным на стенах внутри пирамид пятой династии, Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, являясь представителем четвертого поколения богов.

В день его появления уже было известно о том, что он станет самым могущественным владыкой на земле и на небе, и что он сын бога солнца Ра. Местом рождения Осириса считается пустыня, расположенная к западу от Мемфиса, место, где по мнению древних египтян начиналось загробное царство.

Египтяне изображали Осириса как человека с зеленой кожей, у которого ноги и нижняя часть туловища обмотаны как у мумии, а в руках находятся символы царской власти: цеп и крюк. Отличительной чертой божества была высокая корона с перьями по бокам. Часто бога изображали в окружении вьющихся растений, или же сами стволы растений обвивали тело Осириса.

Кроме Осириса богиня Нут родила бога Хора, злого бога пустыни Сета, богиню любви, материнства и супружеской верности Исиду и богиню-покровительницу мертвых Нефтиду. Исида и Осирис полюбили друг друга еще во чреве матери, и впоследствии стали мужем и женой. Эти две фигуры занимают центральное место в древнеегипетской мифологии.

Жизнь, смерть и возрождение Осириса

Унаследовав трон у своего отца Геба, Осирис правил на земле вместе с Исидой. В те времена в Египте царили мир и покой. Осирис обучил людей земледелию, орошению земель, ремеслам, искусству врачевания, письму и строительству городов.

Очень важными стали исполнение людьми законов и почитание богов. После установления порядка в Египте, Осирис решил отправиться в другие страны для обучения иных народов.

Править страной осталась Исида, которая продолжала обучать египтян медицине и магии, а женщин — ведению домашнего хозяйства и сохранению семьи.

Сет завидовал брату и ненавидел его за любовь людей к своему правителю. К тому же, Сет был тайно влюблен в Исиду. Задумав убить Осириса, Сет приказал смастерить саркофаг по меркам его тела, и по возвращению брата из путешествия созвал пир.

В разгар ужина слуги внесли саркофаг, украшенный драгоценными металлами и камнями. Сет предложил гостям по очереди ложиться в сундук, и кому тот придется в пору, тому и будет дорогим подарком.

Когда в саркофаг лег Осирис, демоны, помогавшие Сету в заговоре, захлопнули крышку, обвязали саркофаг ремнями, запаяли свинцом и бросили его в реку.

Саркофаг не утонул, его течением отнесло к берегам Библоса, где он застрял в ветвях вереска. Когда дерево разрослось, саркофаг оказался внутри ствола. Царь Библоса, увидев сильное дерево, приказал срубить его и сделать из него колонну для дворца.

Узнав о происшедшем с мужем, Исида отправилась на поиски его тела. Дети, повстречавшиеся ей на пути, подсказали, где видели саркофаг. Устроившись в услужение к правителю Библоса, Исида уговорила правителя отдать ей колонну. Разрубив ствол дерева, Исида извлекла из него тело мужа. Сам ствол Исида окропила маслом и обернула льном. С тех пор столб из дерева Джед является символом Осириса.

Тело мужа Исида втайне доставила в Египет, где спрятала в зарослях камыша на берегу Нила. Однажды, отправившись на охоту, Сет наткнулся на тело Осириса. В гневе он разрубил брата на четырнадцать частей и раскидал их в разные стороны по всему Египту.

Исида вновь отправилась искать мужа. В этом ей помогали Нефтида и шакалоподобный бог Анубис. Когда какая-либо часть тела Осириса находилась, в этом месте Исида совершала погребальный обряд и ставила надгробную стелу.

Этим объясняется наличие нескольких захоронений, претендующих на гробницы Осириса. Единственная часть тела, которая не была найдена – это фаллос Осириса, который съели рыбы. Исида слепила фаллос из глины и прирастила его к воссоединенному телу Осириса.

Анубис помог запеленать и забальзамировать тело. Так появилась первая мумия в Египте.

Исида очень сожалела, что не родила сына Осирису. Тогда, превратившись в самку коршуна, она распластала крылья по мумии своего мужа, с помощью магии извлекла из него жизненную силу и забеременела. Рожденного сына Исида назвала Гором.

Когда Гор вырос, он смог отомстить Сету за смерть своего отца. Свое око, вырванное Сетом в самом начале битвы, Гор дал проглотить отцу, после чего Осирис воскрес. Но на землю Осирис не возвратился, а стал правителем загробного мира.

На земле остался править Гор, передавший впоследствии трон фараонам.

Читайте также:  Гибель помпеи, везувий - тайны и факты

Земледельческий культ Осириса

Описание в мифах смерти и возрождения Осириса связано с его функциями в качестве бога плодородия и земледелия. Сев ассоциировался с похоронами зерна — Осириса, всходы – с его возрождением, жатва – с умерщвлением.

В конце зимы – начале весны в Египте проводили обряд, во время которого воссоздавались эпизоды мифов об Осирисе. Жрицы, олицетворявшие Исиду и Нефтиду, изображали поиски и оплакивание смерти бога. После этого инсценировался бой Гора и Сета, заканчивавшийся водружением столба «джеда», посвященного Осирису и означавшего его возрождение (и воскрешение природы).

Обряды коронации фараона также были связаны с Осирисом. Молодой царь изображался Гором, а умерший фараон становился самим Осирисом, предполагая, что он также оживет после смерти. Другой, ставший известным историкам, обряд олицетворяет Осириса как бога растительности.

Во время обряда статуя Осириса, расположенная в храме, засыпалась зерном и ко времени наступления праздника появлялись всходы растений, символизировавшие возрождение божества.

Найдено множество рисунков, на которых изображен жрец, поливающий мумию Осириса с проросшими из нее колосьями. Функции Осириса, связанные с земледелием, во время обрядов выполнял фараон.

Перед началом подъема воды в Ниле фараон бросал в реку свиток с указом воде разлиться, на празднике урожая срезал первый сноп и приносил жертвы в благодарность богам.

Основным древнеегипетским центром культа Осириса был Абидос, где ежегодно проводился фестиваль в честь божества. Считается, что в Абидосе расположена гробница Осириса. В городе Джеду также был распространен культ Осириса. Кроме того, со временем Осириса стали почитать как одного из важнейших богов не только по всему Египту, но и за его пределами.

Осирис – правитель загробного мира

Древние египтяне верили, что подобно Осирису они возродятся после смерти. Попадая в загробный мир Дуат, умерший должен был преодолеть много препятствий и предстать перед вратами Чертога двух истин, в котором вершил суд Осирис.

Согласно Книге мертвых, во время суда Осирис восседал на троне в окружении 42 богов (по числу номов или провинций), а боги Анубис и Тот взвешивали на весах сердце умершего, олицетворявшее душу.

Противовесом служила Правда — перо богини правосудия Маат.

Грешников поедало чудовище Амат с телом льва и головой крокодила. Праведников ждала безоблачная жизнь в полях Иалу. Любой египтянин знал и учил заклинания, которые смогут помочь ему в путешествии по Дуату, и слова оправдательной речи, которую предстоит сказать на суде Осириса.

Родственники умерших должны были обеспечить необходимые материальные блага для существования в загробном мире. Позднее больший перевес над жертвенными благами получили молитвы и заклинания, обращенные к Осирису и другим богам с просьбой о содействии умершему в обеспечении его всем необходимым.

Поскольку суд перед лицом Осириса был неизбежен для любого египтянина, культ этого божества был самым доминирующим, а сам бог воспринимался как наиглавнейший из всех других. Большинство жителей древнего Египта верили в справедливость высшего суда правителя загробного царства и в то, что самым главным на суде являются не богатство и положение, а моральные качества и поступки.

Заключение

Образ бога Осириса впитал в себя все многообразие эволюции религии древнего Египта, соединив в себе культ царя, воскресающего бога и судьи загробного мира.

В то же время с его именем связано объяснение наиболее значимых для египтян воспроизводительных явлений растительного мира, а также появления у человека его знаний и умений.

Влияние этого божества распространилось и на древнегреческую мифологию, и даже находит отголоски в христианстве.

Источник: http://mastertours.ru/egypt/egipetskii-bog-osiris.html

Тайна саркофага Осириса

Египет — самая таинственная страна, её загадки столетиями манили к себе исследователей со всего мира, будоража воображение каждого, кто хоть раз побывал на плато Гизы. Пирамиды, Сфинкс, храмы, гробницы… — тайны, затерянные в глубине веков.

Большинству туристов плато Гизы известно как один из крупнейших некрополей Древнего царства с тремя большими пирамидами (Хеопса, Хефрена и Микерина), скульптурой Большого Сфинкса, малыми пирамидами, храмами и прочими сооружениями.

Древние египтяне никогда не считали себя строителями комплекса на плато Гизы, его храмов и пирамид. Они называли комплекс Гизы – «домом господина Ростау».

Это один из титулов бога Осириса. Великую пирамиду они связывали с именем Исиды.

Фараон Хуфу в надписи на Инвентарной стеле называл богиню Исиду – сестру и жену бога Осириса – хозяйкой Великой пирамиды.

МИФОЛОГИЯ

Лет 200 назад мифология считалась одним из самых основных источников информации. И мало кто сомневался в ее достоверности, хотя она и изобилует многими, порой весьма фантастическими деталями. Древние историки также часто использовали мифы и предания в качестве своих «первоисточников». А в них история Египта уходит назад во времени на много тысячелетий…

«Отец-основатель истории» Геродот писал, что жрецы Фив насчитывали 341 поколение людей от первого египетского царя. Геродот определил это время в 11340 лет.

Диодор Сицилийский писал со слов египетских жрецов: «Сначала в течение чуть меньше 18000 лет  Египтом правили боги и герои, причем последним из богов-правителей был Гор, сын Исиды… Смертные же царствовали в этой стране немногим менее 5000 лет…»

Египетский жрец Манефон, живший в IV-III вв. до н.э. по заказу греческих правителей составил первую династическую таблицу правителей Египта. Он назвал Менеса (у Манефона – Мен) первым фараоном и объединителем Египта, основателем I династии. И этот список фараонов современная египтология использует в качестве основного источника.

Я в Храме Сети I в Абидосе, 9 июня 2016

Однако у Манефона содержится упоминание о додинастических временах. Династиям богов, писал он, предшествовало четыре других династии – две богов, одна полубогов и одна переходная династия.

Сначала Египтом правили семь великих богов – в общей сложности 12300 лет: Птах правил 9000 лет; Ра – 1000 лет, Шу – 700 лет; Геб – 500 лет; Осирис – 450 лет (9720-9270 до н.э.); Сет – 350 лет; Гор – 300 лет…

Вторая династия богов, по словам Манефона, состояла из двенадцати божественных правителей, первым из которых был бог Тот; они правили 1570 лет. Всего, по его подсчетам, девятнадцать богов правили 13870 лет.

ОСИРИС

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу древнегреческого философа Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем богини Исиды, четвёртым из богов, царствовавших на Земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба.

Осирис — Бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Древние египтяне чтили смерть и воскрешение Осириса, убитого богом Сетом.

Возвращение к жизни Осириса ассоциировалось с весенним пробуждением природы.

Осирис ежегодно умирал и возрождался к жизни, его отождествляли с фараоном, который после своей смерти становился Осирисом — владыкой подземного мира.

Я и Сергей в Храме Хора (Гора). Эдфу. 1 ноября 2014

Во многих египетских храмах можно встретить могилу Осириса. Обычно это саркофаг без содержимого (кенотаф).

В Дендерском храме, сохранившем до наших дней список «могил бога», указано несколько мест погребений Осириса — Атрибис, Бусирис, Летополь, Мемфис, Эдфу, Себеннутос, остров Бига… Некоторые места «погребений» Осириса давно известны и обследованы учеными. Некоторые неизвестны.

Некоторые открыты только недавно и еще не изучены полностью. Одной из таких «могил Осириса» является странное захоронение на плато Гизы.

ПЛАТО ГИЗЫ

В 1945 году египетский археолог Абдель Монейм Абу Бакр случайно обнаружил заполненную водой шахту, расположенную в маленьком туннеле, который пролегал по оси север-юг под дорогой фараона Хафра на плато Гизы. Ученый исследовал его и выяснил, что вертикальный туннель соединяет множество комнат. Однако археолог никогда не занимался раскопками загадочного подземного хода.

Летом 1999 года доктор Захи Хавасс решил провести раскопки таинственного подземелья, будучи уверенным, что под плато Гизы находится сеть подземных переходов, ведущих к пирамиде Хеопса или к Сфинксу. Шахту было решено осушить, и после того как вода из шахты ушла, археологи начали свои исследования.

Шахта преподнесла им множество сюрпризов. Первый отрезок шахты глубиной почти в 10 м заканчивался комнатой размером 8,6 на 3,6 м. Помещение оказалось пустым. Но в северной части комнаты обнаружилась еще одна вертикальная шахта глубиной в 13,25 м.

Она также привела к комнате, размеры которой составляли 6,8 на 3,5 м. На этот раз основное помещение окружали еще шесть маленьких комнат и ниша, из которой начиналась очередная шахта. В трех маленьких комнатах стояли каменные саркофаги, выполненные в стиле XXVI династии (около 685-525 годов до н. э.

), в двух из них сохранились человеческие кости.

На этом уровне были найдены ушебти и фрагменты керамики Позднего царства. Кроме того, в юго-восточном углу главной комнаты находилась ниша, в которой начиналась третья вертикальная шахта. Она заканчивалась примерно через 8 метров в новой комнате площадью в 9 кв. м.

В центре последней комнаты находилось прямоугольное углубление, выдолбленное в скальной породе. По углам углубления сохранились остатки квадратных колонн. Место между углублением и стенами помещения имело форму желоба. Форма желоба напоминала египетский иероглифический знак pr, который означает «дом». 

В центре углубления находился большой саркофаг из черного базальта. В саркофаге сохранились человеческие останки, несколько амулетов времен Позднего царства (664-332 года до н. э.) и красная гладкая керамика со следами белой краски, которая датируется периодом правления VI династии.

Изучив находки, археологи пришли к выводу, что рядом с пирамидами в Гизе они обнаружили кенотаф Осириса. Захи Хавасс высказал предположение, что египтяне затопили комнату с саркофагом еще на заре веков. Саркофаг, поднимавшийся на возвышении, напоминал остров в первозданном океане Нун — остров, где пребывает Осирис.

Когда археологи сделали точный план нижнего помещения, оказалось, что саркофаг, окруженный четырьмя колоннами, от которых остались лишь разрушенные основания, напоминает другую «могилу Осириса» — Осирион возле храма Сети I в Абидосе.

Я в Осирионе, 9 июня 2016

Египтяне верили, что Осирис защищает их фараонов и обеспечивает им воскрешение после смерти. В Абидосе для этой цели проводились мистерии Осириса и Исиды, связанные с представлениями о посмертном существовании человека.

Тайная часть этих мистерий как раз и касалась воскрешения Осириса из мертвых. В Абидосе находятся храм Сети I, посвященный Осирису, часовня Осириса и гробница Осириса, стены которой воспроизводят древние тексты, предназначенные только для жрецов, проводящих ритуал воскрешения.

Согласно одной из древнейших легенд, именно здесь была захоронена голова Осириса

Шахта Осириса на плато Гизы была описана Геродотом как царская гробница. Захи Хавасс считает, что шахта — это символическое захоронение Осириса. Так где же, все-таки, был погребен Осирис? Кто был помещен в саркофаг в Гизе на глубине 31 метр?

В 1974 году (если верить документальной съемке) подобный саркофаг с останками нашли советские военные. Сделав по слепкам черепа его «портрет», они получили «лицо инопланетянина». Где именно был обнаружен этот артефакт, не известно.

Зато реальная комната с саркофагом, открытая Хавассом, продолжает приносить сюрпризы. От нее уходит еще один очень узкий тоннель, протиснуться в который не смог даже ребенок.

В 2008 году археологи попробовали проверить тоннель с помощью робота, достигли разветвления, но так и не выяснили, куда он ведет и где заканчивается.

С тех пор прошло 10 лет… К сожалению, никакой информации о дальнейших исследованиях шахты Осириса с помощью мини-роботов нет… Заговор молчания…

Вполне вероятно, что, следуя подземным переходом, более продвинутый робот с камерой достигнет еще одного секретного помещения, с еще одним базальтовым саркофагом. Кто будет лежать внутри саркофага? ОСИРИС?!

Источник: https://zhitanska.com/content/tajna-sarkofaga-osirisa/

Странные боги Древнего Египта

Богат, разнообразен и экзотичен пантеон древнеегипетских богов. «Тексты пирамид», начертанные внутри монументальных гробниц царей, и уцелевшие папирусы — самая древняя часть египетской погребальной и религиозной литературы, содержащая сведения об эпохе Первого времени и о глубочайшем уважении древних египтян к своим богам.

Тексты говорят о могуществе и мудрости этих богов, их загадочных «высокотехнологичных» приспособлениях, о предметах непонятного назначения и принципа действия. В атрибутике Амона, Нута, Хонсу, Ихи и других многочисленных богов, почитавшихся в Египте в более близкие к нам эпохи Древнего и Раннего царств (3100-2150 годы до н.э.), ничего подобного не встречалось.

«Первые, кто правил в Египте»

Древние египтяне считали, что их цивилизация и все знания жрецов достались им в наследство от богов, которые были «первыми, кто правил в Египте». Годы правления и имена каждого из них записаны в Туринском папирусе и в «Истории Египта» жреца Манефона. После потопа и хаоса вселенского катаклизма немногих уцелевших, деградировавших людей боги вывели из состояния дикости.

Сами боги обладали сверхъестественными способностями. Но они имели черты смертных людей и были больше похожи на представителей высокоразвитой технической цивилизации, чем на богов.

По поверью, несмотря на их великое могущество, они могли болеть, стареть и умирать, а при определенных обстоятельствах их можно было даже убить.

Читайте также:  Хетепхерес – мать хеопса - тайны и факты

Например, описано, как постарел и стал совсем немощным некогда молодой и энергичный первый правитель Египта голубоглазый Ра.

Считалось, что у богов есть родина, сказочная и далекая земля, называемая в древних текстах Та-Не-Теру, Страна Богов. Попасть туда можно было только морем, на корабле.

Знаменитый Осирис

В храме фараона Сети I, отремонтировавшего многие старые постройки, бог Осирис присутствует почти физически в потрясающей симфонии барельефов, украшающих стены, хранящих на протяжении веков образ царя-цивилизатора, сидящего на троне в обществе своей прекрасной и таинственной сестры Исиды. На изображениях Осириса можно увидеть спиральный церемониальный головной убор богов Первого времени и причудливые короны. Особенно интересна так называемая корона атеф.

Это был белый боевой шлем — хеджет, и на нем — урей — не просто символ царской власти в виде готовой к нападению кобры, а неведомое оружие, о принципе действия которого мы до сих пор не имеем понятия (по тексту — «божественный змей, способный рассеять противников»). С боков шлема поднимались две тонкие металлические пластины, а впереди было какое-то устройство из двух волнистых лопастей. На нескольких барельефах Осирис изображен именно в короне атеф.

Согласно «Книге мертвых», корону подарил ему Ра: «Но в первый же день, когда Осирис надел ее, у него стала мучительно болеть голова, и когда Ра вернулся вечером, он нашел Осириса с головой, воспаленной и распухшей от горячей короны. Ра пришлось даже выпустить гной и кровь». Что же это за корона, которая так горяча, что кожа начинает кровоточить и покрываться нарывами? За все годы раскопок археологи не нашли даже кусочка подобного головного убора!

Осирис в короне Атеф

Осирис пресек в Египте людоедство, научил египтян земледелию, животноводству и виноградарству, дал им свод законов и культ богов, познакомил с искусством письма, архитектуры и музыки. Он владел практическими и научными знаниями, характерными для высокоразвитой цивилизации, бескорыстно используя их на благо людей.

Осирис организовал ряд крупномасштабных гидротехнических работ: «Он построил каналы со шлюзовыми затворами и регуляторами… он поднял берега рек и принял меры, чтобы Нил не выходил из берегов…». При этом Осирис «не принуждал людей силой выполнять свои указания, путем же мягкого убеждения и взывая к их здравому смыслу…

».

Но при необходимости он проявлял твердость. Когда Осирис посчитал, что навел в Египте порядок, он на долгие годы оставил страну, передав правление Исиде.

Осирис направился со своей миссией по Древнему миру: вначале в Эфиопию, где обучил земледелию охотников-собирателей, основал много городов в Индии, и так далее.

По мифам, Осирис был убит братом Сетом и стал богом мертвых, которому египтяне поклонялись затем много тысяч лет.

Деяния странных богов

Согласно текстам, для Исиды «не было на небе или земле чего-нибудь, о чем бы она не знала», и запомнилась богиня своими заклинаниями. Она «владела искусством как приказа, так и заветного слова».

Люди верили, что одним своим голосом Исида была способна изменять окружающую реальность.

Еще большие способности египтяне приписывали богу мудрости Тоту, которого изображали в маске птицы ибиса, «ответственному за все священные расчеты и толкования, властелину и умножителю времени, изобретателю алфавита».

Его имя особо связывают с медициной, астрономией, математикой, геодезией и геометрией: «Он понимает тайны всего, что скрыто под небесным сводом».

Тот был «великим владыкой магии», который мог передвигать объекты силой своего голоса, великим мудрецом во всех областях знаний: «Он, кто знает небеса, способный сосчитать звезды, перечислить все, что ни есть на Земле, и измерить саму Землю». Тот сочетал в себе древнего ученого и цивилизатора.

Артефакты, неподвластные времени

Чем древнее династия, тем выше были ее технические достижения. По мнению ученых, к самым древним сооружениям на Земле относятся так называемый Дом Осириса и ряд других подобных ему строений.

Их несущие конструкции сложены из гигантских монолитов весом свыше 200 тонн. И таких блоков сотни! Невероятна точность размеров и ориентация в пространстве грандиозных сооружений.

Поражает мощь древних, которые смогли издалека доставить циклопические блоки и уложить их так ювелирно.

Загадочна и камнерезная техника древних. Потрясающая скорость резания гранита и базальта была определена по следам, оставленным неведомыми инструментами.

А тысячи различных сосудов, гладких, с тонкими, почти прозрачными стенками, таинственным образом выточенные из твердейших пород! Высокие вазы с длинными узкими горлышками и широкой внутренней полостью! На такое не способны и современные резчики камня, не изобрели еще инструментов для таких работ.

Скорость резания базальта и гранита была определена по следам, оставленным неведомым инструментом

Атрибуты

Атмосфера технической (и не безопасной!) мудрости окружает богов Первого времени. Миф рассказывает о «золотом ящике», в который Ра сложил свои вещи, в том числе скипетр и урей. Этот ящик, сильный и таинственный «талисман», был спрятан в крепости «на восточной границе» Египта в течение многих лет после вознесения Ра на небо.

Когда к власти пришел Геб, он приказал привезти ящик и открыть. Оттуда вырвалось пламя, названное в тексте «дыханием божественной змеи», убило всех присутствующих и смертельно обожгло самого Геба.

Похоже, что это искаженное описание несчастного случая при неисправности какого-то опасного для человека устройства (или сработала защита?).

Жрецы постепенно утратили полученные от богов древние знания. В сине-золотых столбцах иероглифов «Текстов пирамид» есть удивительные сведения. Это попытка рассказать о сложных научно-технических вещах, которым не было адекватных названий в древнеегипетском языке. Например, описываются специальное оборудование и приспособления для передвижения фараона в небесах:

«Царь — это пламя, движущееся, опережая ветер, на край неба и на край земли». Из текстов следует, что лестницу ему спускали с неба, с «железной пластины» (тарелки?), висящей в небе: «О отец мой, великий царь, отверстие небесного окна открыто для тебя… Воссядь же на свой железный трон, как Тот Великий… Перенесись же на небо на своем железном троне…». И таких примеров немало.

Неизбежные выводы

У народов Земли было много могущественных богов, но боги с такими «высокотехнологичными» атрибутами встречались редко и только на заре человечества. «Тексты пирамид» соединяют короткий период прошлого, сведения о котором сохранились в истории, с длинным «темным» периодом, смутно приоткрывая нам исчезнувший мир.

Вполне вероятно, что допотопная цивилизация, называемая Атлантидой, существовала на самом деле, а странные боги Первого времени были ее представителями. Выполняя свою миссию цивилизаторов в Египте, в глазах полудиких людей они действительно выглядели богами. О связи Древнего Египта и Атлантиды говорят и эзотерические источники, и ученые.

Источник: https://salik.biz/articles/5788-strannye-bogi-drevnego-egipta.html

Осирис

Мужчина с грозным выражением лица, одетый в лоскуты мумифицирующей ткани, долгое время вызывал страх и трепет у населения Египта.

Богатые и бедные жители плодородных земель верили, что Осирис – справедливый правитель подземного царства – знает о проступках каждого.

И только бог, познавший великую любовь и неизмеримые страдания, может решать, кто достоин оставаться в живых, а кто так и не покинет мир мертвых.

История происхождения

Первое упоминание царя загробного мира было обнаружено на стене пирамиды. Надпись известна под именем «Тексты пирамид» и датирована серединой пятой династии Древнего Египта.

Особый расцвет культа пришелся на период под названием Среднее Царство. В это время повышенную популярность получил образ Осириса как судьи, решающего, достоин ли смертный вернуться в привычный мир.

Осирис

До возвеличивания статуса божество воспринималось населением как покровитель урожая и даритель изобилия. Исследователи часто проводят параллель между Осирисом и Дионисом. Но, кроме общих сфер влияния, богов ничего не связывает. Дионис – веселый обаятельный юноша, в то время как Осирис – взрослый меланхоличный и властолюбивый мужчина.

В 1875 году до Рождества Христова на территории Абидоса была установлена стела Ихернофрета, на которой подробно изложена информация о культах и празднествах, связанных с Осирисом. Торжества проходили в последний месяц разлива Нила и длились 5 дней. Священный праздник проводился на землях рядом с рекой, а под конец переносился в специальные храмы.

Статуя бога Осириса

Правление династии Лагидов заметно трансформировало образ бога.

Чтобы подружить две культуры (жителей Египта и пришедших эллинских переселенцев), фараоны соединили в образе Осириса привычное божество и священного быка Аписа.

Слияние египетского образа и греческой внешности породило нового бога – Сераписа. Подобная замена положила начало угасанию некогда популярного культа.

Осирис в мифологии

До того как стать богом возрождения, Осирис долгое время был бессмертным правителем на Земле. Мужчина родился в семье фараона. После смерти отца женился на собственной сестре Исиде и занял трон Египта. Один из ближайших советников будущего бога – младший брат Осириса по имени Сет.

Юноша тихо ненавидел Осириса, но не решался на активное сопротивление, выжидая подходящего момента. Помимо притязаний на трон, между братьями встала жена Сета – Нефтида. Девушка влюбилась в фараона, но мужчина не обращал на золовку внимания. Тогда Нефтида приняла образ жены Осириса и соблазнила родственника.

Бог Сет

От внебрачной связи родился ребенок, которого коварная девушка назвала Анубис. Опасаясь реакции Сета, Нефтида выбросила новорожденного в камыши. Позже малыша нашла Исида и воспитала ребенка.

Неизвестно, узнал ли о связи Сет, но терпение молодого человека закончилось. Юноша жаждал заполучить трон. Сета раздражала любовь народа, которой пользовался правящий фараон, поэтому младший брат разработал план убийства.

Однажды Сет пришел в тронный зал и заявил, что создал саркофаг, который подарит тому, кто поместится в гроб. Больше всех саркофаг подошел Осирису. Пока брат примерял гроб, Сет захлопнул крышку и залил саркофаг свинцом. После этого замурованного Осириса бросили в реку. Позже темница бога пристала в берегу и моментально обросла деревом, надежно скрыв мужчину от посторонних.

Богиня Исида

Исида, обеспокоенная отсутствием Осириса, отправилась на поиски возлюбленного. Розыск слишком затянулся, и женщина обнаружила фараона уже мертвым. С помощью заклинания Исида ненадолго воскресила Осириса. Времени хватило лишь на любовный акт, после которого у богини родился сын Гор.

Не желая расставаться с любимым, Исида спрятала тело мужа в пустыне. Увы, именно там охотился Сет, который случайно наткнулся на брата. В порыве ненависти мужчина растерзал останки бывшего фараона и разбросал части по всему Египту.

Жена Осириса и Анубис собрали все, что осталось от правителя Египта. Не сохранился только детородный орган будущего бога. Фаллос Исида слепила из глины (другой источник – из золота). Вместе с собственным воспитанником женщина собрала и забальзамировала тело любимого.

Анубис

Младший ребенок Осириса, став взрослым, отомстил родному дяде. Во время сражения Сет вырвал глаз Гора, а юноша заставил мертвое тело отца поглотить глаз. Животворящий орган зрения вернул Осириса к жизни.

Но фараон решил остаться в обители мертвых, за что получил титул царя загробного мира. Теперь в обязанности Осириса входило проведение судебных заседаний, на которых решалась судьба простых смертных.

Править и разрешать вопросы на суде богу помогал любимый сын Анубис.

Посредине тронного зала бог установил весы, позволяющие взвесить сердце умершего. Если орган перевешивал перо богини Маат, которое лежало на соседней чаше, то человек отправлялся в неизвестность. Сердце же честного и непорочного человека по весу равнялось необычному перышку. Такого праведника отправляли на поля Иару, и человека ожидало скорое возрождение.

Экранизации

Могущественный бог нередко появляется в различных блокбастерах и мистических многосерийных фильмах. Зачастую герой исполняет свою непосредственную роль – решает судьбу простых смертных.

Осирис в сериале «Сверхъестественное»

В сериале «Сверхъестественное» Осирис вызывает на суд Дина Винчестера. Авторы фильма показали нам непростой характер бога. Мужчина с легкостью манипулирует фактами и аргументами, представляя дело так, как этого хочет сам. Воплотить образ на экране доверили Фарану Таиру.

Необычный внешний вид принимает Осирис в сериале «Звездные врата». Воскресший дух божества вселяется в тело девушки и отправляется на поиски возлюбленной Исиды. Роль женственного Осириса исполнила Анна-Луис Палмер.

Брайан Браун в образе Осириса

В 2016 году режиссер Алекс Пройас снял фильм «Боги Египта», основанный на древнеегипетской мифологии. Кинокартина рассказывает о Горе, который намерен отомстить собственному дяде, убившему родителя бога. Роль Осириса досталась актеру Брайану Брауну.

Интересные факты

  • Египтяне считали, что после второго воскрешения у Осириса появилась зеленая кожа – олицетворение растительного мира.

  • Все атрибуты бога изготовлены из папируса: корона, джет и священная ладья выполнены из разных частей растения.
  • Осирис стал четвертым богом, который начал карьеру на посту фараона.

  • Усыпальница великого бога обнаружена в древнем городе Абидос.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/2630-osiris.html

Ссылка на основную публикацию