Игрок достоевский — тайны и факты

Федор Достоевский. Игрок | Великие и ужасные | Наша Психология

Роман «Игрок» Федор Достоевский написал, используя свой опыт игромана, за шесть недель, чтобы отдать карточные долги. Он посвятил его этой разрушительной страсти – случай редкий в мировой литературе такого уровня.

Героем произведения по праву считают Алексея Ивановича – обедневшего дворянина, живущего в отеле с семьей русского генерала в немецком городе с «говорящим» названием Рулетенбург.

Генерал мечтает выдать замуж свою падчерицу Полину и ожидает для осуществления этой мечты «богатого наследства от больной московской бабушки».

Алексей Иванович влюблен в Полину, но та не отвечает взаимностью в предвкушении богатого приданого и стремится выйти замуж за маркиза Де-Грие.

Опасный рубеж азарта

Неожиданно приехавшая в Рулетенбург «больная бабушка», вспомнив молодость, проигрывает в рулетку большую часть своего богатства, оставляя без наследства генерала и Полину.

Неожиданная для читателей страсть, которая вдруг охватывает богатую и самоуверенную старушку при виде возможности выиграть «за пять минут» целое состояние, описана в романе ярко.

Состоятельная российская помещица «затряслась в исступлении»; «Бабушка просто дрожала, следя за колесом»; «Она, если можно так выразиться, дрожала изнутри». Как часто и бывает, старушка неожиданно выиграла много денег.

Потом, что тоже естественно, их проиграла.

«– Жива не хочу быть – отыграюсь… – проговорила она в каком-то спокойствии бешенства… Я пятнадцать тысяч целковых профершпилила!»

Алексей Иванович удивляется тому, как больная бабушка (ее возили в каталке) смогла просидеть у игрового стола восемь часов.

В конце концов оставшаяся без денег бабуля на следующий же день возвращается в Россию.

Проигрыш неизбежен

Разумеется, маркиз не желает жениться на бесприданнице, которая к тому же умудрилась уже занять у него пятьдесят тысяч. Гордая Полина просит Алексея Ивановича выиграть эту сумму, чтобы она могла бросить в «подлое лицо» маркиза Де-Грие «эти пятьдесят тысяч и плюнула бы…!». Удача приносит Алексею Ивановичу счастливый выигрыш огромной суммы и радость помочь любимой девушке.

Страсть к девушке или к игре?

Алексей Иванович заметил одну странную вещь: «…как я вчера дотронулся до игорного стола и стал загребать пачки денег, – моя любовь как бы отступила на второй план… Еще подходя к игорной зале, за две комнаты, только что я заслышу дзеньканье пересыпающихся денег, – со мой почти делаются судороги… Да, в эдакие-то мгновения забываешь и все прежние неудачи!»

Игровая зависимость у бывшего домашнего учителя быстро развилась до выраженной клинической степени.

Он полтора года скитается по «игорным городам» Германии, опускаясь все ниже по социальной лестнице. Вот он уже служит лакеем и даже попадает в тюрьму за неуплаченный долг.

Алексей Иванович понимает при этом, «что собственно расчет довольно мало значит и вовсе не имеет той важности, которую ему придают многие игроки».

Но он «вывел одно заключение», которое оказалось для него фатальным: «в течение случайных шансов бывает хоть и не система, но как будто какой-то порядок, что, конечно, странно».

Прибавляется к этой «рациональной мысли» и чисто психологический мотив: «родилось какое-то странное ощущение, какой-то вызов судьбе, какое-то желание дать ей щелчок, выставить ей язык».

А как поступал сам автор?

Василий Перов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872

В 1866 году Достоевский был завзятым геймером.

Но как писатель он вынужден сделать нравоучительный вывод, который вложил в уста другого персонажа этого романа – англичанина Астлея:

Именно таким образом и происходят изменения личности (эмоциональные и интеллектуальные) вследствие прогрессирования зависимости от азартных игр.

Заметим, что, написав такие слова, то есть продемонстрировав формальную критичность, Достоевский до 1871 года продолжал играть, и весьма неудачно.

Однажды он написал Ивану Тургеневу: «Пять дней как я уже в Висбадене и все проиграл, все дотла, и часы, и даже в отеле должен. Мне гадко и стыдно беспокоить Вас собою… Вот в чем дело: обращаюсь к Вам как человек к человеку и прошу у Вас 100 (сто) талеров».

Колесо фортуны не повернуть

В мае 1867 года вторая жена Достоевского Анна Григорьевна была беременна.

Он за нее беспокоился, вообще, путал из-за спешки и взятой на себя ответственности. А вот если бы удалось вместе пожить там, где есть рулетка, играть, не торопясь, не зарываясь, по системе… и в июне они отправились в Баден-Баден. В Бадене они пробыли пять недель, и она назвала их кошмарными.

Через неделю после приезда все наличные деньги были проиграны и начался заклад вещей. Каждый день он бегал к ростовщикам, носил им часы, брошку с рубинами и бриллиантами – свадебный его подарок Анне Григорьевне, – серьги жены. Потом пошли носильные вещи, пальто, костюм, шаль.

К вечеру от всего выигрыша ничего не осталось. Они переехали из гостиницы в жалкую комнату над кузницей и жили там под аккомпанемент молота и свист горна» (Енко К., Енко Т., 2011).

Источники:

  1. Достоевский Ф. М. Игрок // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т. 5. Л. : Наука, 1973. С. 208–318.
  2. Енко К., Енко Т. Тайная страсть Достоевского: наваждения и пороки гения. М. : Эксмо, 2011.

Источник: https://www.psyh.ru/fedor-dostoevskij-igrok/

Игроман и другие самые шокирующие факты о Достоевском

Федор Михайлович Достоевский на страницах своих романов, кажется, отразил всю психопатологию человеческой жизни. Вряд ли бы у писателя получилось так правдоподобно раскрыть людские пороки, если бы он сам ими не обладал.

Центральный персонаж романа «Бесы» – «демонический красавец» Николай Ставрогин.

Его образ становится еще более отталкивающим, если знать, что в рукописном варианте произведения фигурирует признание Ставрогина в изнасиловании девятилетней девочки, которая после этого окончила жизнь самоубийством.

Похожие страницы были и в рукописи романа «Братья Карамазовы». В оригинальном варианте Достоевский объясняет мотивы убийства Федора Карамазова сыном Дмитрием тем, что последний не мог безучастно смотреть на то, как отец насилует его младшего брата Ивана.

Как известно, в «Преступлении и наказании» Достоевский прибегал к описанию реальной топографии Санкт-Петербурга. По признанию Федора Михайловича, местом, где герой романа Раскольников прятал вещи, украденные им у убитой старухи-процентщицы, стал двор, куда писатель забрел, чтобы справить нужду во время одной из своих прогулок по городу.

В романе «Бесы» есть сцена, в которой Достоевский создает образ революционера, удивительно напоминающий внешность и поведение будущего вождя мирового пролетариата Владимира Ульянова: «Ростом он был мал, лет сорока на вид, лысый и плешивый, с седоватою бородкой, одет прилично.

Но всего интереснее было, что он с каждым поворотом подымал вверх свой правый кулак, мотал им в воздухе над головою и вдруг опускал его вниз, как будто разбивая в прах какого-то сопротивника».

Любопытно, что сам Ленин не любил творчество Достоевского, к примеру, называя «Преступление и наказание» «морализирующей блевотиной». «Бесов» после начала чтения он отшвырнул в сторону, а от сцены в монастыре из «Братьев Карамазовых» его вовсе стошнило.

«Такая литература мне не нужна, — что она мне может дать?.. На эту дрянь у меня нет свободного времени», – сделал выводы вождь революции.

Современники отмечали, что едва молодой Достоевский получил всеобщее признание, он тут же возомнил себя гением. Коллеги в ответ стали шутливо поддевать его возросшее самолюбие, нередко откровенно потешаясь над писателем.

Особым мастером таких уколов был Иван Сергеевич Тургенев, который пользуясь нервозностью и вспыльчивостью Достоевского нарочно втягивал его в спор и доводил до высшей степени раздражения.

В 1846 году в соавторстве с Николаем Некрасовым Тургенев написал злую и едкую эпиграмму – «Послание Белинского к Достоевскому», которая начинается такой строфой: «Витязь горестной фигуры, Достоевский, милый пыщ, на носу литературы рдеешь ты, как новый прыщ». Это событие положило начало вражде между двумя писателями, которая уже никогда не прекратится.

Достоевский обладал массой пороков, одним из которых была игромания. Эта пагубная страсть овладела им во время путешествия по Европе в 1860-е годы и не отпускала долгие 10 лет. Особенно сильно писатель бы помешан на рулетке. Он всё пытался изобрести идеальную систему, которая позволяла бы всегда оставаться в выигрыше, однако всякий раз придуманный им способ давал сбой.

Однако Достоевский был уверен, что система безупречна, просто ему не хватает хладнокровия.
Иногда писателю везло, и он выигрывал внушительные суммы, но вместо того, чтобы расплатиться с долгами, он тут же их проигрывал.

В казино Висбадена Федор Михайлович настолько проигрался, что хозяин отеля, которому он серьезно задолжал, держал его на хлебе и воде пока тот не рассчитался.

О чрезмерной сексуальности Федора Михайловича ходили легенды. Говорят, что не в силах совладать с напором гормонов, он нередко прибегал к услугам проституток, однако те были не в восторге от его любвеобильности и болезненных сексуальных пристрастий. Тургенев даже окрестил своего коллегу «русским маркизом де Садом».

Вытянуть из омута разврата Достоевского могла только настоящая любовь, которую он и нашел в лице второй жены Анны Сниткиной. Ему было 45, ей – 20. Но вольности Достоевский позволял и в интимных отношениях с молодой супругой, однако та пыталась не замечать странностей сексуального поведения мужа.

«Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях», – однажды заявила Анна.

Федор Михайлович был паталогически ревнив. Приступ ревности к жене мог родиться практически на ровном месте, и неважно кто был рядом – глубокий ли это старик или невзрачный юнец. Так, заявившись домой глубокой ночью писатель мог затеять тотальный обыск квартиры, чтобы в конце концов уличить жену в измене.

Особенно Достоевский ревновал, когда его супруга позволяла себе ненароком засмотреться на кого-нибудь, или улыбнуться кому-нибудь. Чтобы обезопасить себя от поводов для ревности писатель ввел для своей второй жены ряд правил: облегающих платьев не носить, губы не красить, глаз не подводить, мужчинам не улыбаться и уж тем более не смеяться с ними.

Впредь покладистая Анна будет вести себя с представителями мужского пола, особенно с незнакомцами, предельно сдержанно.

Достоевский, пожалуй, был первым писателем в стране, кому удавалось извлекать из своего ремесла немалые дивиденды. Годовой доход в 9-10 тысяч рублей позволял ему вести жизнь вполне обеспеченного и респектабельного человека. Одна беда – писатель не умел распоряжаться заработанными деньгами.

Один из его товарищей вспоминал, как еще в годы учебы Достоевский получил из дома тысячу рублей, на которые иной студент мог жить целый год, однако Федор уже на следующий день был вынужден занимать деньги. Быть в долгах и скрываться от кредиторов – для Достоевского нормальное состояние.

Только в 1870-е годы вторая супруга Федора Михайловича Анна сумела разобраться с долговой ямой мужа, взяв на себя все его финансовые дела.

Источник: http://russian7.ru/post/igroman-i-drugie-samye-shokiruyushhie-fak/

Фёдор Достоевский: самые интересные факты

Что читал в сибирском остроге, почему для творчества Фёдору Михайловичу был необходим крепкий чай и как ему удалось написать роман за 21 день?

Евангелие Достоевского

Когда писатель был сослан в омскую крепость через Тобольск, жена декабриста Фонвизина подарила ему Евангелие. В первые два года, которые Достоевский провёл в Омске, ему не давали ни книг, ни возможности писать, и заключённый всё это время читал Евангелие.

У писателя даже не было карандаша и он ногтем делал пометки на полях – всего почти 1700. С этой тобольской книгой он не расставался до конца жизни.

Каторжный труд

Достоевский часто сравнивал свою литературную работу с каторжным трудом: «…если есть человек в каторжной работе, то это я.

Я был в каторге в Сибири 4 года, но там работа и жизнь были сноснее моей теперешней…».

Однако Достоевский сознательно предпочел карьере чиновника неустроенную жизнь писателя: «Подал в отставку, оттого что подал… Жизни не рад, как отнимают лучшее время даром… Я буду адски работать…».

Роман за 21 день

Роман «Игрок» во многом основан на личном опыте писателя – незадолго до этого в Европе Достоевский набрал множество долгов при игре в рулетку и должен был написать произведение в рекордные сроки, чтобы расплатиться с кредиторами.

Роман удалось завершить за 21 день в октябре 1866 года благодаря работе со стенографисткой Анной Сниткиной – будущей женой Достоевского.

Зимние заметки о летних впечатлениях

Так назывался публицистический очерк Достоевского, впервые опубликованный в журнале «Время» весной 1863 года.

В этом «фельетоне за все лето» Достоевский с иронией рассказывал о впечатлениях от своего первого путешествия по Европе, и об отношении русских к Европе.

Например, он замечал: «Кому из всех нас русских (то есть читающих хоть журналы) Европа не известна вдвое лучше, чем Россия? Вдвое я здесь поставил из учтивости, а наверное в десять раз».

«Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить»?

Достоевский не мог работать без крепкого чая. Когда ночами Достоевский писал свои романы, на его письменном столе всегда стоял стакан чая, а в столовой всегда держали горячим самовар.

Посвящение и святость

Свой последний (и едва ли не самый знаменитый) роман «Братья Карамазовы» Достоевский посвятил жене – Анне Сниткиной. А образ старца Зосимы в романе создавался писателем под влиянием жизнеописания схимонаха Зосимы (Верховского), основателя Троице-Одигитриевской пустыни.

Источник: https://labuda.blog/23439

Интересные факты из жизни Достоевского: Биография Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский по праву является одним из гениальнейших писателей своего времени, чьи произведения считаются классикой мировой литературы, одно из которых – «Братья Карамазовы», занимает почётное место в списке из 100 величайших когда-либо написанных романов. Приглашаем вас узнать самые интересные факты из жизни невыносимого, азартного, но чрезвычайно талантливого Фёдора Михайловича Достоевского.

Читайте также:  Отдохнув в санатории трускавца, вам захочется туда вернутся и не раз - тайны и факты

Интересные факты о Достоевском

Биография Достоевского содержит множество интересных фактов, неизвестных широкому кругу людей. К примеру, Фёдор Михайлович рос в достаточно зажиточной семье, его отец был обеспеченным человеком, работал врачом. Поскольку работа отца приносила солидную прибыль, впоследствии семья Достоевских приобрела в своё распоряжение целое село.

Отучившись в Главном инженерном училище, Фёдор Достоевский в звании инженера-подпоручика отправился на службу. Уже тогда будущий писатель был увлечён литературой и посещал кружок, где имел возможность общаться с литераторами.

После выхода в отставку Достоевский пишет свой первый серьёзный роман «Бедные люди», который был положительно оценён критиками.

Интересен и тот факт, что, будучи арестованным по обвинению в заговоре против правительства, Фёдор Михайлович был не расстрелян, а сослан на 4 года на каторжные работы в Сибирь.

Приговор был смягчён с подачи императора Николая I, положительно отзывавшегося о творчестве писателя.

Очень редкое фото — Достоевский в гостях у Эриха и Марии Ремарков. Испания, Мадрид, 1903

Шутка! Фотошоп!

Интересный факт, но родной брат Достоевского также был писателем и имел свой журнал, в котором и печатались первые романы Фёдора Михайловича. Спустя некоторое время после смерти брата Достоевский открывает своё собственное издание, которое печатает множество его очерков и рассказов.

Интересный факт о Достоевском:

Наиболее плодотворными годами в творчестве Достоевского были последние 10 лет жизни. За это время он написал свои самые известные романы, которые и принесли ему заслуженную популярность. Однако стоит отметить, как это часто бывает, – пик известности писателя наступил только лишь после его смерти.

Не пропусти!  Интересные факты о Некрасове

Фёдор Михайлович скоропостижно скончался от обострившегося заболевания. Вплоть до последних минут, рядом с ним была его жена, которая любила супруга больше жизни.

Однако, наши интересные факты о Достоевском на этом не заканчиваются, читай дальше.

Интересные факты из жизни Достоевского

Фёдор Михайлович Достоевский прожил полную взлётов и падений жизнь. В 16 лет будущий писатель остаётся без матери, которая умерла от туберкулёза. Через пару лет из жизни уходит его отец, которого убили крепостные крестьяне.

В результате, трудное детство оставило огромный отпечаток на характере Фёдора Михайловича. Достоевский был совершенно невыносимым, очень раздражительным, ранимым и чрезвычайно ревнивым человеком.

Интересным фактом из жизни Достоевского является его сексуальная одержимость. Каждое слово, каждый жест и каждый его взгляд источали похоть.

Давая волю своим желаниям, Достоевский регулярно наведывался к проституткам, однако впоследствии они не желали его знать, поскольку прихоти Фёдора Михайловича были весьма своеобразными.

Желание иметь рядом с собой покорную любовницу мешало писателю построить нормальные отношения.

Впервые женившись в 36 лет, Достоевский так и не обрёл то счастье и те взаимоотношения, на которые рассчитывал. Его супруге не удалось ужиться рядом с ревнивцем, который сам постоянно ей изменял.

Однако этот брак разрешился сам по себе – после 7 лет совместной жизни первая жена писателя умерла от туберкулёза.

Переломным моментом в жизни Достоевского является его знакомство с Анной Сниткиной. Девятнадцатилетняя девушка была нанята писателем в качестве стенографистки. Вскоре Фёдор Михайлович сделал Анне предложение руки и сердца, на которое девушка ответила согласием. Анну вовсе не беспокоила 25 летняя разница в возрасте с мужем, поскольку она его любила всем сердцем.

Не пропусти!  Интересные факты из жизни Петра 1

Если бы в жизни писателя не было Анны, скорее всего, мы знали бы сейчас совсем другого Достоевского.

Интересный факт из жизни Достоевского
Роман «Игрок» был написан Федором Михайловичем всего за 26 дней. Ключевую роль в создании этого произведения сыграла будущая жена писателя, печатавшая текст под диктовку Фёдора Михайловича.

Мало кто знает, но Достоевский был человеком азартным, способным проиграть в рулетку последние штаны. Победить азартную страсть помогла Фёдору Михайловичу его жена, все та же Аннушка.

Источник: http://interesnie-faktu.ru/interesnyie-faktyi-iz-zhizni/interesnyie-faktyi-iz-zhizni-dostoevskogo/

Федор Достоевский: факты о биографии, произведениях и личной жизни писателя

Смертный приговор и каторга, бурные романы и игра в рулетку, сожженные рукописи и «Игрок», написанный за 26 дней… Вспоминаем интересные факты из жизни Федора Достоевского.

Род Достоевских герба Радван

По линии отца писатель происходил из шляхетского рода Достоевских герба Радван, ведущего свое начало с 1506 года. Родоначальником рода считался боярин Даниил Иртищ.

Он приобрел деревню Достоево в белорусском Полесье, от ее названия и произошла фамилия писателя.

Федор Достоевский не знал о своих предках таких подробностей: жена писателя, Анна Достоевская, начала изучать родословную семьи лишь после его смерти.

Утерянные рукописи

Первые произведения Федора Достоевского — театральные пьесы — не сохранились. В начале 1840-х годов, во время учебы в Инженерном училище Санкт-Петербурга, начинающий писатель работал над тремя драмами — «Мария Стюарт», «Борис Годунов» и «Жид Янкель». Отрывки из произведений он читал своему брату Михаилу. Сегодня рукописи считаются утерянными.

Новый Гоголь

Свой первый роман — «Бедные люди» — Федор Достоевский написал в 1845 году. Писатель Дмитрий Григорович, живший с Достоевским на одной квартире, передал рукопись Николаю Некрасову.

Тот прочитал произведение за одну ночь и на следующий день отвез рукопись Виссариону Белинскому, сказав про автора: «Новый Гоголь явился!» Позже Некрасов опубликовал роман в своем новом альманахе «Петербургский сборник».

«Смертная казнь расстрелянием»

Так звучал приговор, который Военно-судная комиссия вынесла Достоевскому по «делу петрашевцев». Писатель попал в кружок Петрашевского в конце 1840-х годов. Здесь обсуждали многие злободневные вопросы — отмену крепостного права, свободу печати, реформы.

Федор Достоевский был арестован за публичное прочтение запрещенного письма Белинского. О том, что казнь будет инсценировкой, а арестанты отправятся на каторжные работы, осужденным объявили в самый последний момент.

Чувства человека, приговоренного к смерти, Федор Достоевский позже описал в романе «Идиот».

Тайное Евангелие

Достоевский направлялся в Омский острог через Тобольск. Здесь он встретился с женами сосланных декабристов Жозефиной Муравьевой, Прасковьей Анненковой и Натальей Фонвизиной. Они подарили петрашевцам Евангелие — единственную книгу, которая была разрешена в остроге. Достоевский не расставался с ней всю жизнь. Сегодня книга хранится в музее-квартире писателя в Москве.

«Эпоха новая пред нами…»

В ссылке Достоевский узнал о кончине императора Николая I и написал стихотворение, посвященное его вдове, императрице Александре Федоровне, — «На европейские события в 1854 году», а также стихи к коронации Александра II — «На первое июля 1855 года», «На коронацию и заключение мира». В день коронации Александра II в 1856 году петрашевцам было объявлено о помиловании, однако «верноподданнические» стихи Достоевского при жизни опубликованы не были.

«Время» и «Эпоха»

Федор Достоевский и его старший брат Михаил (тоже писатель) издавали литературно-политический журнал «Время», а после его закрытия — выпускали журнал «Эпоха». На страницах изданий впервые появились произведения «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».

Страсти по Достоевскому

В 1862 году писатель впервые уехал за границу. Он побывал в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии.

В Европе писатель сначала увлекся игрой в рулетку, а позже — встретил Аполлинарию Суслову, жену Василия Розанова. Между Достоевским и Сусловой вспыхнул короткий, но бурный роман.

Свои любовные переживания Федор Достоевский описал в романе «Игрок», а Аполлинария Сусловой стала прототипом Настасьи Филипповны в «Идиоте».

Роман за 26 дней

Федор Достоевский подписал договор на издание романа из-за долгов. По условиям этого соглашения, он должен был представить новый роман к 1 ноября 1866 года. При нарушении договора издатель получал право публиковать все произведения писателя бесплатно 9 лет.

Достоевский увлеченно писал «Преступление и наказание», когда вспомнил о своих обязательствах. Писатель нанял профессиональную стенографистку Анну Сниткину.

Используя свои наработки от поездки за границу, он с 4 по 29 октября диктовал ей текст нового романа — «Игрок».

Произведение сдали в срок, а через неделю после этого Достоевский сделал предложение Анне Сниткиной, которая была на 25 лет моложе писателя.

Предать огню

Федора Достоевского роднили с Николаем Гоголем не только литературные приемы и социальные сюжеты. Так же как и его предшественник, Достоевский порой жег свои рукописи. В 1871 году, возвращаясь в Россию из-за границы, писатель сжег черновые варианты «Идиота», «Вечного мужа» и «Бесов». Однако его жена настояла на том, чтобы писатель сохранил часть черновиков и отрывков произведений.

Жег Достоевский и «Преступление и наказание»: писатель дописывал и перекраивал его не один раз. Своему другу барону Врангелю Достоевский писал: «В конце ноября было много написано и готово; я все сжег; теперь в этом можно признаться… Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова».

Источник: https://www.culture.ru/materials/148800/novyi-gogol-yavilsya-10-faktov-o-fedore-dostoevskom

Краткое содержание «Игрока» Достоевского: история обыкновенного безумия

«Игрок» — третий по счету роман великого русского классика Федора Михайловича Достоевского. Ему предшествовали знаменитые «Униженные и оскорбленные» и «Бедные люди». Роман был опубликован в знаменательном для писателя 1866 году. В этом же году на страницах журнала «Русский вестник» стало печататься легендарное «Преступление и наказание».

Роман «Игрок» называют «историей обыкновенного безумия», «историей азарта», «произведением жестоким до жестокости», «романом об идее-страсти» и о герое, съеденном идеей.

Автор рассказывает об игровой зависимости молодого человека, анализируя факторы, которые привели его к рулетке.

О подобной проблеме Федор Михайлович знал не понаслышке, ведь к написанию «Игрока» его вдохновил собственный печальный пример.

История создания и автобиографичность романа

За три года до публикации «Игрока» Достоевский вместе со своей подругой – 23-летней студенткой Полиной Сусловой – приехал на немецкий курорт Висбаден.

Здесь мэтра особенно привлекли местные казино, в которых он успешно просадил все свои деньги и деньги Полины. На фоне игорного угара, в котором пребывал Достоевский, разворачивалась еще и любовная драма.

Пока мэтр просиживал за рулеткой, молоденькая барышня увлеклась студентом Сальвадором, что еще больше усугубило психологическое состояние писателя.

Вернувшись домой, Федор Михайлович был вынужден в короткие сроки расплатиться с долгами. Так, нужда и малорадостная перспектива долговой тюрьмы стали катализаторами к написанию очередного шедевра русской литературы.

В качестве места действия Достоевский выбрал вымышленный курорт с говорящим названием Рулетенбург. Именно так сперва и назывался роман, но во время последней редакции название было изменено на «Игрока». Под ним роман и вошел в мировую литературу.

Кстати, во время работы над романом Достоевский сошелся с своей стенографисткой Анной Сниткиной. В 1867 году Анна стала женой писателя. У Сниткиной и Достоевского родилось четверо детей (Софья, Любовь, Федор и Алексей).

После висбаденского инцидента Достоевский еще четыре раза ездил в Бад-Хомбург, где в местных казино просаживал крупные суммы денег. И только Анне удалось повлиять на писателя.

Он поклялся любимой никогда не играть, и в самом деле больше не садился за игорный стол.

Достоевский «Игрок», краткое содержание

Главные герои и их характеристика

Главный герой романа, он же повествователь, Алексей Иванович — умный, образованный молодой человек 25 лет от роду. Из-за бедности Алексей Иванович вынужден работать учителем в семье генерала Загорянского.

Престарелый генерал и сам находится на грани бедности.

Он заложил свое имение французскому маркизу Де Грие и живет в ожидании наследства богатой тетушки Антонины Васильевны Тарасичевой, которая, по злой насмешке судьбы, никак не распрощается с жизнью, несмотря на свои 75 и полный букет болезней.

После непродолжительного отпуска Алексей Иванович возвращается в Германию, где Загорский в компании французских псевдоприятелей ведет праздную жизнь на курорте Рулетенбург. Молодому человеку претит тамошнее общество, но он не может покинуть службу у Загорского в силу своей огромной страсти, и имя ей Полина.

Полина Александровна — красавица-дочка Загорского — вот уже несколько лет не выходит из головы Алексея Ивановича. Однако Полина влюблена во француза Де Грие. Как только состояние тетушки перейдет к ее отцу, они смогут сыграть свадьбу. Алексей Иванович же вынужден довольствоваться унизительным положением раба гордой красавицы и лишь надеяться на ее возможное расположение.

У престарелого Загорского также есть страсть — это молоденькая француженка мадемуазель Бланш, особа алчная и безнравственная. Бланш видит в Загорском только перспективу обогащения, но ветхий ловелас слеп, он всецело очарован французской девушкой.

Единственный, к кому Алексей Иванович испытывает уважение, это Астлей — богатый англичанин, также отдыхающий на курорте Рулетенбург. Несмотря на деньги, которых у него в изобилии, Астлей не утратил человеческого обличья. Он честен, справедлив, милосерден и является, пожалуй, единственным положительным персонажем в образной структуре «Игрока».

Бабушка Антонида Васильевна

В первой части романа образ умирающей «бабушки» присутствует незримо. Она — бестелесный мешок с золотом, схороненный на просторах далекой России, ее основная миссия — умереть и открыть путь ко всеобщему счастью. Именно поэтому появление старухи Тарасичевой во второй части вызывает настоящий фурор.

Несмотря на то что родня давно записала ее в мертвецы, Антонида Васильевна умирать не собирается. Пусть ноги Тарасичевой разбил паралич, но ей хватило сил прикатить на своем инвалидном кресле в Германию и показать родственничкам, что списывать со счетов ее еще рано.

Острохарактерная, вспыльчивая, резкая, она беззастенчиво срывает маски с каждого участника этого лживого балагана. Затем бабуленька отправляется в казино и лихо проигрывает в рулетку добрую часть своего состояния. Сопровождает ее при этом Алексей Иванович.

Желая отыграться, Антонида Васильевна снова посещает игорный дом и на этот раз спускает практически все. Старушка, однако, не очень тужит по проигранным деньгам. Теперь они, по крайней мере, не достанутся стервятникам, кружащимся над ее могилой.

Читайте также:  Традиции нового года - тайны и факты

Заняв денег у Астлея, Тарасичева возвращается в свое имение на родине.

Появление бабушки в самом деле срывает маски с героев. Спектакль окончен, занавес. Теперь перед нами не актеры, а реальные люди. И вот маркиз Де Грие уже больше не любит Полину, он отдает ей 50 тысяч с заложенного имения и уезжает восвояси.

Мадемуазель Бланш также не интересуется нищим генералом, у нее есть кандидатуры куда более перспективные. И только отношение Алексея Ивановича к Полине никак не изменилось — ему не важно, богата она или бедна. Желая помочь любимой, он садится за рулетку и (о чудо!), выигрывает астрономическую сумму — 200 тысяч франков.

Он отдает деньги Полине, но понимает, что его неудержимо тянет обратно, за игорный стол. В ту ночь, когда он выигрывал, бедный учитель чувствовал себя царем и богом, властителем мира, титаном, высшим разумом. Он признавался: «… мною вдруг действительно без всякого вызова самолюбия владела ужасная жажда риску».

Так у главного героя появилась новая страсть, которая постепенно вытеснила все остальные мысли и желания, и имя ей — Игра!

Главная идея романа

В романе «Игрок» препарируются темы игры, денег, успеха и его тайны, гордости, одиночества и силы страсти над человеческой натурой.

Главная психологическая тема произведения – вытеснение любви к женщине страстью к игре.

Игра настолько сильно завладела Алексеем Ивановичем, что Полина (самое дорогое существо на свете) больше не занимала его мыслей чувств, как прежде. Он не разлюбил ее, но отправил на далекое второе место.

Одержимость учителя видна уже в сцене, когда он приносит Полине первый выигрыш. Находясь наедине с возлюбленной, Алексей Иванович смотрит не нее, а на груды билетов и свертки золота.

Полина замечает это, она уязвлена, ведь на самом деле никогда не любила мерзкого Де Грие, ее сердце всегда принадлежало Алексею Ивановичу. Однако гордячка и на этот раз не открывает своих чувств.

Чтобы максимально очернить их светлое чувство, она отдается Алексею Ивановичу, а на утро бросает ему в лицо ненавистные деньги.

В своем романе Достоевский изобразил порочное общество безнравственных алчных лицемеров. Они не скрывают своей натуры, для них такое поведение норма: «Зачем деньги, вы спрашиваете? Как зачем? Деньги — все». В начале романа этому обществу противопоставляется Алексей Иванович, человек «смеющий не верить» и восставать на авторитеты.

Однако под влиянием гнилого окружения он опускается, «все его жизненные соки, буйство, смелость пошли на рулетку». Он игрок, но не простой игрок. Он поэт, который стыдится своей поэзии и жалко оправдывает ее перед самим собой. Ну, а если отбросить поэзию, то это просто рассказ о том, как человек третий год подряд играет в рулетку.

Анализ произведения

Структурно роман «Игрок» поделен на 17 глав. В роли повествователя выступает 25-летний учитель Алексей Иванович, игрок. В первой главе Алексей Иванович только приезжает на курорт Рулетенбург, главный герой чист, влюблен, непорочен.

Последняя глава, она же своеобразный эпилог, представляет нам абсолютно другого героя — это законченный человек, одержимый игрок. Сможет ли он избавиться от зависимости, не известно, но автор оставляет читателю смутное предзнаменование — мы расстаемся с Алексеем Ивановичем накануне игры, он ждет ее с нетерпением, и он счастлив.

Для этой чудовищной метаморфозы потребовался 1 год и 8 месяцев, ровно столько времени разделяет первую и последнюю главы романа.

Для понимания структурно-смысловой композиции произведения следует обратить внимание на деление на части. В «Игроке» их три. Первая часть (1-6 главы) — это завязка действия, знакомство с героями, тема Игры здесь фигурирует лишь отдаленно и не касается главного героя.

Вторая часть (7-12 главы) — появление «бабуленьки», кардинальная переоценка действующих лиц, сбрасывание масок. На сцену выходит Игра, она притягательная, яркая, азартная, она приносит удовлетворение, заставляет рисковать, она творит чудеса — за ночь одного она делает богачом, а другого нищим.

Главный герой вступает в связь с Игрой, он влюблен в нее, как ни в кого в жизни. Третья часть (13-17 главы) — действие стремительно движется к катастрофе. Судьбы героев рушатся, один за другим они покидают сцену, и только Игра остается, теперь у нее главная партия.

Она уродлива, губительна, ужасна, она приносит горе и страдание, в ней нельзя победить и отыграться. Главный герой теперь ее раб, и он не видит способа выйти из подчинения.

С момента публикации «Игрока» прошло полтора века. Стоит ли говорить, что его тематика и проблематика не утратила своей актуальности. Секрет прост, о нем говорил еще Булгаков устами своего фантастического кота:

— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

— Протестую! — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/igrok.html

«Игрок» (Достоевский): анализ романа

Попробуйте себе представить, что какой-нибудь другой писатель — пусть это будет хоть Мопассан — станет работать с таким же материалом, касающимся дележа наследства и сопутствующими ему эмоциями вовлеченных в дележ персонажей.

Я проделал такую умственную операцию и пришел к выводу, что Достоевский — не «ремесленник», который тщательно собирает материал, а потом выстраивает тщательно прописанный и логически обоснованный сюжет. Нет, Достоевский жертвует соразмерностью, сбалансированностью и увлекательностью повествования.

Вместо этого он «встраивает» детали своего личного опыта и свои мысли в своих персонажей.

Мало того: способ этого «встраивания» отличается глубокой субъективностью, автор не оглядывается ни на литературные традиции, ни на читателя, а потому логика поведения персонажей зачастую остается загадкой, их характеры невозможно объяснить только из текста, что повергает читателя в растерянность.

Литература Достоевского всегда оставляла у читателей и исследователей впечатление бескрайней, буйно разросшейся чащи, сквозь которую ты пытаешься продраться темной ночью.

Впечатление это обусловлено не столько какими-то особенно глубокими причинами, сколько тем, что Достоевский творил по своему хотению, он исходил не только из логики своего повествования, но и из логики своей жизни, так что факты литературы и экстралитературные факты оказывается невозможным отделить друг от друга. Он не стремился к литературному совершенству, а потому его можно назвать «сочинителем» только с серьезными оговорками.

Неясен характер даже главного персонажа романа «Игрок» — Полины. Ее чувства по отношению к Де-Грие сильны, но как-то фрагментарны, вроде бы ее влечет к нему, но по необъясненным причинам она испытывает страдания.

Де-Грие оказывает ей «любезность», когда прощает семье генерала часть долга, но по непонятной причине она приходит в исступление и хочет во что бы то ни стало возвратить ему пятьдесят тысяч франков.

Читателю непонятны движущие мотивы поведения и другого ключевого персонажа этого романа.

Отчего Алексей с таким презрением и ревностью относится к Де-Грие, утверждая, что, хотя французские мужчины представляют собой пустышку, русские девушки все равно обольщаются их «стильностью»? В другом месте он говорит, что это ничтожество навсегда сохранится в сердце Полины в качестве утонченного и прекрасного мужчины.

Хотя в романе абсолютно ничего не говорится о любовных отношениях между Полиной и Де-Грие, чем обусловлена эта экзальтированная и неоднократно высказываемая критика в его адрес? Все это ставит читателя в тупик.

Ключом для понимания «непонятных» героев Достоевского часто становятся его личные жизненные обстоятельства. В отношении «Игрока» это утверждение также справедливо.

У трех главных героев «Игрока» имеются несомненные жизненные прототипы. Превратившийся в «игрока» учитель Алексей — это сам Достоевский. Полина — это возлюбленная Достоевского студентка Аполлинария Суслова. Де-Грие — это красавец-испанец Сальвадор, которого она повстречала в Париже и совершенно потеряла от него голову.

Осенью 1863 года Достоевский и его возлюбленная Суслова собрались совершить путешествие в Италию. Суслова выехала несколько раньше Федора Михайловича и дожидалась его в Париже.

Однако Достоевского задержали журнальные дела, кроме того, он провел в Висбадене четыре дня за рулеткой. За это время Суслова успела обзавестись в Париже новым любовником, который даже уже успел пресытиться ею.

Если мы примем во внимание эти непростые обстоятельства, то нам станет понятнее столь странное поведение Полины из «Игрока».

Суслова влюбилась в Сальвадора и увивалась вокруг него. Тому показались обременительными ухаживания Сусловой, и он попытался удалить ее от себя, сказав ей, что якобы болен тифом. Тем не менее, она по-прежнему с упорством, достойным лучшего применения, продолжала преследовать его.

При этом она твердила, что Сальвадор проявил по отношению к ней «доброту», а потому она, будучи женщиной гордой, хочет воздать ему за эту «доброту» и дать ему денег. Речь шла о пятнадцати франках. В романе, конечно, речь идет совсем о другой сумме, но остается фактом, что Суслова неоднократно отправляла посыльного к Сальвадору, чтобы он принял от нее деньги.

Поскольку тот отказывался это сделать, она пришла в ярость и отправила ему письмо с ужасными угрозами.

В опубликованном дневнике Сусловой (см.: А. П. Суслова. «Годы близости с Достоевским» под ред. А. С. Долинина), содержится подробный отчет обо всех этих любовных перипетиях. Она во что бы то ни стало хотела донести до Сальвадора свои чувства.

Сальвадор был напуган, она же не умела утишить своих пылких эмоций. В сущности, она вела себя не столько как женщина «гордая», сколько как взвинченная институтка, по-детски уверенная в женском приоритете.

Полина в «Игроке» ведет себя похожим образом: взывая к мужчине, она встает в позу оскорбленного достоинства, любовь и ненависть одновременно бурлят в ней.

Из дневника Сусловой следует, что всю свою любовную горечь она выплеснула на прибывшего в Париж Достоевского — своего «старого любовника», она рассказала ему обо всем.

Возможно, это покажется странным, но Суслова, нанося ему тяжелую травму и обрушивая свои признания на Достоевского, который давно был влюблен в нее, вместе с тем и сочувствовала ему. Не так ли ведет себя и Полина по отношению к Алексею?

Алексей находит очарование в диктаторском характере Полины. Это похоже на мазохистское любовное чувство. Он несколько раз говорит о том, что с наслаждением бросится в пропасть по ее приказанию.

Возможно, что и сам Достоевский был одолеваем подобной страстью.

Писателя все время бросало от гордыни к самоуничижению и обратно, поэтому не исключено, что он временами требовал от Сусловой любви таким же образом, что и Алексей у Полины.

После того, как Достоевский расстался с Сусловой, по пути в Россию он, как и Алексей, останавливается в Гомбурге и проигрывается там в прах. Он обращается за помощью к оставшейся в Париже Сусловой, и ее деньги выручают его. Слова Алексея о том, что он еще докажет Полине, что способен стать человеком, возможно, были произнесены Достоевским в реальности.

Учитывая вышеизложенные жизненные обстоятельства Достоевского, легче объяснить «несовершенства» романа «Игрок». Резкое неприятие Полиной «доброты» Де-Грие есть выражение горечи и разочарования, испытанных отвергнутой Сусловой.

Достоевский описывал свои любовные чувства и разочарование, стоя к читателю «вполоборота». Этим и объясняются несуразности его романа. Полина, прототипом которой послужила Суслова, неожиданно исчезает из текста повествования задолго до финала. Возможно, что свойство Полины — все время испытывать мужскую верность — во время работы над романом надоело автору.

Однако в «Игроке» Достоевский не только воспроизводит свой собственный опыт. Пусть и фрагментарно, но в тексте романа имеются суждения относительно национального характера и шкалы ценностей русских, французов, англичан, немцев.

Де-Грие и Бланш олицетворяют жадных до денег французов. Будь ты маркиз или продажная женщина, но вас объединяет то, что вы оба живете ради денег. Поэтому Бланш и выходит замуж за слабоумного генерала — деньги и титул для нее важнее всего. Поскольку для Де-Грие и для Бланш не существует другой веры, они презирают русских, которые не понимают самоочевидной истины.

За любовью французов к деньгам скрываются ничтожество, скудость ума и пустота, хотя во всем свете они известны как носители непревзойденной культуры. Французы облачены в изящные одеяния и обладают отточенным вкусом, что выделяет их среди других народов, — говорит Алексей.

Даже псевдоинтеллектуалы, даже обманщики и проститутки обладают манерами, речью и мыслями дворян и благородных женщин. Но их прекрасная внешность не имеет отношения к душе. Французы обладают чувством формы — даже совершенно простонародный человек имеет достойный вид.

«Оттого-то так и падки наши барышни до французов, что форма у них хороша».

А что немцы? Мнение Достоевского о немцах сформировалось, когда ему шел третий десяток, и с тех пор оно не претерпело изменений.

И в «Петербургской летописи», и в «Записках из мертвого дома», и в «Игроке» писатель говорит о том, что добродетелью немца является накопление богатства с помощью упорного труда.

Согласно Достоевскому, во главе немецкой семьи непременно стоит почитаемый и прекрасный отец, все члены семьи уважают его правильное поведение, все они любят порядок и усердно трудятся.

Они никогда не ощущают, что их усердие, преданность и целеустремленность могут показаться кому-то безобразными и пугающими. Немцы не способны понять счастья свободы, лишенной порядка и дисциплины. Развертывая свою «немецкую» теорию, русский человек Алексей заключает: «Терпеть не могу честных людей, к которым подходить страшно».

Перейдем к англичанам. Достоевский относится к ним с большим сочувствием, чем к французам и немцам. Англичане — народ двойственный.

С одной стороны, это алчные, холодные капиталисты — управители-«сахаровары», но, с другой стороны, — это и «Аполлон Бельведерский», джентльмены, обладающие мужеством и чувством дружбы.

Их нельзя назвать людьми до конца практическими, в них обнаруживается что-то деревенское, они надежны, в них ощущается какое-то благородство. Приехавшая в Рулетенбург московская бабушка говорит, что «француз красивее, но он подлее; а англичанин, сверх того, что честен, еще в десять раз богаче».

Именно потому, что Алексей — русский человек, он без сожалений отдает двести тысяч франков Бланш. Русские отличаются щедростью, какой нет у вышеупомянутых народов, они подают деньги слабым и убогим, но у них отсутствует уважение к деньгам, они не способны к накопительству.

Читайте также:  Зальцбург – самый притягательный город австрии - тайны и факты

В русских есть искренность и доброта по отношению к другим, в них есть теплота и талант. В них есть чувство красоты и тяга к прекрасному. Но в них нет «формы», необходимой для дела. Поэтому их богатые жизненные силы только растрачиваются понапрасну. Они обладают натурой «игрока».

Вот что думал Достоевский по поводу национального характера. Его суждения односторонни, но не лишены убедительности. 

Есть еще одна вещь, о которой хотел написать Достоевский в «Игроке», но не написал. Она имеет отношение к критике писателем русского характера. Я делаю свое предположение, исходя из того, что «Игрок» начинается как роман о семье генерала. Видимо, Достоевский задумывал роман как повествование о заграничной жизни семьи, которая попала в трудное положение.

Ее глава не заботится об интересах семьи, он не обладает чувством ответственности, он транжирит деньги и рассчитывает только на наследство. Этот генерал напоминает нам о другом главе семьи — Версилове из «Подростка». В этом отношении можно считать «Игрока» предтечей позднего Достоевского, у которого такое большое внимание уделяется «случайной» семье.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/igrok_dostoevskij_analiz_romana/66-1-0-945

15 фактов о Ф.М. Достоевском

15 фактов о Ф.М. Достоевском [май. 19, 2011|01:48 pm]

sasha_siniy

В связи с выходом в это воскресенье на телеканале «Россия» многосерийного фильма о Федоре Михайловиче Достоевском, захотелось мне сделать для вас подборку интересных и малоизвестных фактов об этом гении русской литературы. Факты эти разные, они касаются как личной жизни, так и творчества Достоевского, но думаю все они будут вам не безынтересны.

15 Фактов о Достоевском!
1. В романе Ф. Достоевского «Бесы» цинично-надменный образ Ставрогина вам станет более понятен, если знать один нюанс. В рукописном оригинале романа есть признание Ставрогина об изнасиловании девятилетней девочки, которая после этого повесилась. Из печатного издания этот факт изъят.2. Достоевский, в прошлом состоявший в революционной организации беспредельщиков Петрашевского, в романе «Бесы» описывает членов этой организации. Подразумевая под бесами революционеров, Фёдор Михайлович прямо пишет о своих бывших подельниках – это было «…противоестественное и противогосударственное общество человек в тринадцать», говорит о них, как о «…скотском сладострастном обществе » и что это «…не социалисты, а мошенники…». За правдивую прямоту о революционерах В.И.Ленин обзывал Ф.М.Достоевского «архискверный Достоевский». 3. В 1859 Достоевский вышел в отставку из армии «по болезни» и получил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха», сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения. После смерти брата от журналов осталось огромное количество долгов, которые Федору Михайловичу приходилось выплачивать почти до конца жизни.

4. Любителям творчества Ф.М.Достоевского, известно, что грех отцеубийства в «Братьях Карамазовых» лежит на Иване, но не ясна причина преступления.

В рукописном оригинале «Братьев Карамазовых» указана истинная причина преступления. Оказывается, сын Иван убил отца Ф.П.

Карамазова из-за того, что отец насиловал малолетнего Ивана содомским грехом, в общем, за педофилию. В печатные издания этот факт не вошёл.

5. Достоевский широко использовал реальную топографию Петербурга в описании мест своего романа «Преступление и наказание». Как признался писатель, описание двора, в котором Раскольников прячет вещи, украденные им из квартиры процентщицы, он составил из личного опыта — когда однажды прогуливаясь по городу, Достоевский завернул в пустынный двор с целью справить нужду.6. Его впечатлительность явно выходила за границы нормы. Когда какая-нибудь уличная красотка говорила ему «нет», он падал в обморок. А если она говорила «да», результат зачастую был точно таким же.7. Сказать, что Федор Михайлович обладал повышенной сексуальностью, значит, почти ничего не сказать. Это физиологическое свойство было настолько в нем развито, что, несмотря на все старания скрыть его, невольно прорывалось наружу — в словах, взглядах, поступках. Это, конечно же, замечали окружающие и осмеивали его. Тургенев назвал его «русским маркизом де Садом». Не в состоянии совладать с чувственным огнем, он прибегал к услугам проституток. Но многие из них, однажды вкусив любви Достоевского, потом отказывались от его предложений: слишком уж необычна, и, главное, болезненна была его любовь.8. Спасти от пучины разврата могло лишь одно средство: любимая женщина. И когда такая в его жизни появилась, Достоевский преобразился. Именно она, Анна, явилась для него и ангелом-спасителем, и помощником, и той самой сексуальной игрушкой, с которой можно было делать все, без чувства вины и угрызения совести. Ей было 20, ему — 45. Анна была молода и неопытна, и не видела ничего странного в тех интимных отношениях, которые предложил ей муж. Насилие и боль она воспринимала как должное. Даже если она и не одобряла, или ей не нравилось то, чего хотел он, она не говорила ему «нет», и никак не обнаруживала своего неудовольствия. Однажды она написала: «Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях». Его удовольствие она ставила превыше всего. Он был для нее Богом…9. Знакомство с будущей супругой Анной Сниткиной пришлось на очень трудный период в жизни писателя. Он заложил ростовщикам за копейки буквально все, что только мог, даже свое ватное пальто и, тем не менее, за ним оставались срочные долги в несколько тысяч рублей. В этот момент Достоевский подписал с издателем Стрелловским фантастически кабальный контракт, согласно которому он должен был, во-первых, продать ему все свои уже написанные произведения, а во-вторых, написать к определенному сроку новое. Главным же пунктом в контракте была статья, согласно которой в случае непредставления нового романа к сроку, Стрелловский в продолжении девяти лет будет издавать как вздумается все, что напишет Достоевский причем без вознаграждения.Несмотря на кабальность, контракт дал возможность Достоевскому расплатиться с наиболее агрессивными кредиторами и сбежать от остальных за границу. Но после возвращения оказалось, что до сдачи нового романа в полторы сотни страниц остался месяц, а у Федора Михайловича не написано ни строчки. Друзья предложили ему воспользоваться услугами «литературных негров», но он отказался. Тогда они посоветовали ему пригласить хотя бы стенографистку, которой и была юная Анна Григорьевна Сниткина. Роман «Игрок» был написан (вернее, продиктован Сниткиной) за 26 дней и сдан в срок! Причем при обстоятельствах опять же экстраординарных – Стрелловский специально уехал из города, и Достоевскому пришлось оставить рукопись под расписку приставу части, где проживал издатель.Достоевский же сделал юной девушке (ей тогда было 20 лет, ему-45) предложение и получил согласие.10. Мать Анны Григорьевны Сниткиной (второй жены) была солидной домовладелицей и давала за дочкой многотысячное приданое в виде денег, утвари и доходного дома. 11. Анна Сниткина уже в юном возрасте вела жизнь капиталистки-домовладелицы и после свадьбы с Федором Михайловичем, сразу взялась за его финансовые дела.В первую очередь она усмирила многочисленных кредиторов покойного брата Михаила, объяснив им, что лучше получать долго и понемногу, чем не получать вовсе. Потом обратила свой деловой взгляд на издание книг ее мужа и обнаружила, опять же, вещи совершенно дикие. Так, за право издать популярнейший роман «Бесы» Достоевскому предложили 500 рублей «авторских», причем с выплатой частями в течение двух лет. В то же время, как оказалось, типографии, при условии известности писательского имени, охотно печатали книги с отсрочкой платежа на полгода. Таким же образом можно было приобрести и бумагу для печатания.Казалось бы, при таких условиях очень выгодно издавать свои книги самим. Однако смельчаки скоро прогорали, поскольку издатели книготорговцы-монополисты, естественно, быстро перекрывали им кислород. Но 26-летняя барышня оказалась им не по зубам.В результате изданные Анной Григорьевной «Бесы» вместо предложенных издателями 500 рублей «авторских» принесли семейству Достоевских 4000 рублей чистого дохода. В дальнейшем она не только самостоятельно издавала и продавала книги своего мужа, но и занималась, как бы сейчас сказали, оптовой торговлей книгами других авторов, нацеленной на регионы.Сказать, что Федору Михайловичу бесплатно достался один из лучших менеджеров его современности, — значит сказать пол правды. Ведь этот менеджер еще и беззаветно любил его, рожал детей и терпеливо вел за копейки (отдавая кровно заработанные тысячи рублей кредиторам) домашнее хозяйство. Кроме того, все 14 лет замужняя Анна Григорьевна еще и бесплатно работала у своего мужа стенографисткой.12. В письма к Анне Федор Михайлович часто был не сдержан и наполнял их множеством эротических аллюзий: «Целую тебя поминутно в мечтах моих всю, поминутно взасос. Особенно люблю то, про что сказано: И предметом сим прелестным — восхищен и упоен он. Этот предмет целую поминутно во всех видах и намерен целовать всю жизнь. Ах, как целую, как целую! Анька, не говори, что это грубо, да ведь что же мне делать, таков я, меня нельзя судить… Целую пальчики ног твоих, потом твои губки, потом то, чем «восхищен и упоен я». Эти слова написаны им в 57 лет.13. Анна Григорьевна сохранила верность мужу до своего конца. В год его смерти ей исполнилось лишь 35 лет, но она сочла свою женскую жизнь конченной и посвятила себя служению его имени. Она издала полное собрание его сочинений, собрала его письма и заметки, заставила друзей написать его биографию, основала школу Достоевского в Старой Руссе, сама написала воспоминания. В 1918 году, в последний год ее жизни, к Анне Григорьевне пришел начинающий тогда композитор Сергей Прокофьев и попросил сделать в его альбом, «посвященный солнцу», какую-нибудь запись. Она написала: «Солнце моей жизни — Федор Достоевский. Анна Достоевская…»14. Достоевский был невероятно ревнив. Приступы ревности охватывали его внезапно, возникая подчас на ровном месте. Он мог неожиданно вернуться час домой — и начать обшаривать шкафы и заглядывать под все кровати! Или ни с того ни с сего приревнует к соседу — немощному старику.Поводом для вспышки ревности мог послужить любой пустяк. Например: если жена слишком долго смотрела на такого-то, или — слишком широко улыбнулась такому-то! Достоевский выработает для второй жены Анны Сниткиной ряд правил, которых она, по его просьбе, станет придерживаться впредь: не ходить в облегающих платьях, не улыбаться мужчинам, не смеяться в разговоре с ними, не красить губы, не подводить глаз… И вправду, с этих пор Анна Григорьевна будет вести себя с мужчинами предельно сдержанно и сухо.15. В 1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал «Гражданин», где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. Эта пестрота «искупалась» единством интонации и взглядов автора, ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться «Дневник писателя», которому Достоевский посвятил в последние годы много сил, превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждения.«Дневник писателя» имел огромный успех и побудил многих людей вступить в переписку с его автором . По сути это был первый живой журнал.

Comments:
Страница 1 из 4
From: warsh
2011-05-19 10:04 am

(Link)

16. И «Идиота» и Достоевского сыграл один и тот же человек — Евгений Миронов.

From: sasha_siniy
2011-05-19 10:08 am

(Link)

Точно!

From: salaskina
2011-05-19 10:05 am

(Link)

очень познавательно!
хотя, никогда особенно не любила его персону деперессивную.

(без темы) — salaskina Развернуть

From: o_rasstroistvo
2011-05-19 10:21 am

(Link)

Че-та непонятно, про совращенную и повесивщшуюсю девочку есть во всех изданиях Бесов, что — еще одна?

(Удалённый комментарий)

From: sasha_siniy
2011-05-19 10:50 am

(Link)

Рад!

From: sasha_siniy
2011-05-19 11:05 am

(Link)

Рад помочь!

From: (Anonymous)
2011-05-19 11:50 am

(Link)

Любители творчества Ф.М. Достоевского знают, что Иван не убивал отца. Да и не собирался, лишь грозился в пьяном угаре. Убил лакей, который впоследствии повесился. И как воспринимать все прочие «факты» после такого ляпа?

From: sasha_siniy
2011-05-19 12:27 pm

(Link)

Меня тоже! 🙂

From: ftusia
2011-05-19 01:44 pm

(Link)

Человек, учившийся в советской школе до войны, поведал, что Достоевского в советской школе оказывается не было. На вопрос почему мне было отвечено, что он не позитивный, а советском детям благопопечительное начальство давало только позитив. А мне че-то кажется, что благопопечительное начальство с Достоевским мухлевало 🙂

(без темы) — notabler Развернуть

From: yatti
2011-05-19 02:13 pm

(Link)

большое спасибо, очень интересно!

From: sasha_siniy
2011-05-19 04:37 pm

(Link)

Рад!

From: pavel_vish
2011-05-19 02:24 pm

(Link)

О его взаимоотношениях с Богом тоже было бы очень интересно, и с церковью. Спасибо, с удовольствием прочел.

(без темы) — pavel_vish Развернуть(без темы) — sasha_siniy Развернуть

From: sasha_siniy
2011-05-19 04:38 pm

(Link)

Рад!

(Удалённый комментарий)

Страница 1 из 4

Источник: https://sasha-siniy.livejournal.com/347056.html

Ссылка на основную публикацию