Иуда искариот — тайны и факты

Кто такой Иуда Искариот в Библии

Этот библейский персонаж стал известен благодаря тому, что явился предателем своего учителя, Иисуса Христа.

Последнее время многих людей интересует вопрос о том, кто такой Иуда в Библии. Отечественные и зарубежные исследователи пытаются рационально объяснить причины предательского поступка ученика Спасителя. Они хотят узнать, почему человек с высокими духовными качествами (на первый взгляд) продал своего наставника за 30 серебряников.

Образ Иуды в Библии

Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Страстную неделю. Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде — апостол Матфей.

Иуда ИскариотНа заметку! Имя Иуда обладало широким распространением на территории Древней Иудеи. Это государство получило название благодаря «первому» упомянутому Иуде, праотцу Израильского народа. Во всех книгах Библии насчитывается 14 персонажей с этим именем.

Прозвище Искариот трактуется неоднозначно: существует несколько различных версий происхождения.

Он являлся одним из двенадцати апостолов. Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи.

Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.

  • При перечислении учеников Христа в Священных Писаниях этот апостол всегда упоминается в самом конце списка. Чрезвычайно выразительно делается акцент на самом факте духовного предательства.
  • Иуду Искариота избрал Сам Господь для проповедования апостольского учения. Он обязывался одушевлять веру в будущее Небесное Царство, где главою станет Спаситель. Предатель имел силы, какие наблюдались у других учеников: Иуда нес благие вести, исцелял больных от тяжёлых недугов, воскрешал почивших и прогонял нечисть из тел.
  • Искариот отличался умением вести экономические дела. Он являлся казначеем общины, образовавшейся вокруг Иисуса. Этот апостол носил с собою небольшой ковчег и хранил там пожертвованные верными христианами финансы.
  • Предатель Христов родился первого апреля. В некоторых повериях эта дата считается неблагоприятной. О молодых годах его жития сообщает «Сказание Иеронима». Здесь говорится, что родители Иуды бросили одинокого младенца в море, потому что узрели предзнаменования о бедствиях, идущих от их сына. Через несколько десятилетий Искариот пребывает на родной остров, убивает отца и вступает в связь со своею матерью.
  • Иисус принял его в собственную общину, когда Иуда раскаялся в преступлении, долго совершая аскетические поступки.
  • Часто некоторые ученые представляют предателя как необходимое орудие в руках Всевышнего. Иисус называет Искариота несчастнейшим человеком, потому что спасение возможно и без предательства.
  • Нельзя точно указать, вкусил ли Иуда тела и крови Сына Божьего и установился ли в таинстве Евхаристии (соединения с Богом). Ортодоксальная точка зрения настаивает на том, что предатель не вошел в Царствие Господа, но сделал лживый вид и осудил Мессию.
  • В 35 главе апокрифа о детстве спасителя утверждается, что будущий предатель жил рядом с Иисусом и страдал от бесовской одержимости. Иуду привели на лечение к маленькому Христу, но первый разозлился и укусил Сына Божьего за бок. Осознание факта причинения боли Мессии повлияло на Искариота: он разрыдался и исцелился от сатаны. Когда же Христос был на кресте, ему проткнули именно тот бок, который укусил Иуда.

Интересно! Искариот считает единственным иудеем среди всех учеников Христа. Между жителями Иудеи и Галилеи царила неприятная вражда. Первые считали вторых невеждами в Законе Моисеевой религии и отвергали их как соплеменников. Иудеи не могли признать факта пришествия Мессии из территории Галилеи.

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя. Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному.

Лука. Поцелуй Иуды

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли. Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета. Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя. Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.

На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.

Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.

  • Апостол Петр в своих речах добавляет: когда низринулся Искариот с петлей на шее, из чрева его выпали внутренности. Далее, веревка порвалась, и труп упал на землю. Самоубийство произошло через несколько часов после осуждения Спасителя.
  • На деньги, брошенные предателем, первосвященники приобрели Акелдаму (участок земли в Иерусалиме). Можно говорить, что неправедной мздою Иуда купил область, хотя воспользоваться ей никогда не смог бы.
  • Блаженный Феокфилат рассказывает о другой судьбе. Он утверждает, что Иуда не совершал самоубийства в петле, а еще некоторое время жил. Однако он чрезвычайно мучился: тело его сильно распухло, а глаз заплыли водянистой жидкостью, не позволяющей видеть дневного света. Предатель умер после продолжительных терзаний на собственной земле. Участок этот никто не заселял, потому что он испускал отвратительный смрад. Даже сегодня здесь нельзя пройти, не закрыв органы обоняния руками. Такая версия возникает на основании неканонического понимания дальнейшей судьбы Искариота.Поцелуй Иуды. Фреска Джотто. ок 1305 г.

После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до вознесения на кресте. Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй — символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Изображения в живописи

Библейский сюжет предательства Мессии всегда вызывал большой интерес и споры.

Творческие люди, вдохновленные этой драмой, создали множество индивидуальных произведений.

  • В европейском искусстве Иуда представляется духовным и физическим антагонистом Христа. На фресках Джотто и Анжелико он изображен с черным нимбом.
  • В византийской и русской иконографии принято разворачивать образ в профиль, чтобы зритель не встретился с коварным дьяволом глазами.
  • В христианской живописи Искариот — темноволосый молодой человек, со смуглой кожей, без бороды. Нередко представлен как отрицательный двойник Иоанна Богослова. Ярким примером такой позиции является сцена Тайной вечери.
  • На иконе, имеющей название «Страшный Суд, Иуда изображен сидящим у сатаны на коленях.
  • В искусстве Средних веков наблюдаются картины, где на плече коварного изменщика располагается демон, манипулирующий сознанием.
  • Самоубийство — распространенный мотив с эпохи Возрождения. Предатель часто изображен повешенным с выпавшими наружу кишечными внутренностями.

Важно! Иуда Искариот — один из 12 апостолов, несущих учение Мессии. За 30 серебряников продал Сына Божьего первосвященникам, а после раскаялся и удавился на дереве.

В среде исследователей библейских историй возникают споры о мотивах его преступного поступка и дальнейшей судьбе. Единой точки зрения добиться не удается, но самой авторитетной всегда считается та, что описана евангелистами.

Протоиерей Андрей Ткачев об Иуде Искариоте

Мар 19, 2018 13:48Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/iuda-iskariot.html

Тайна Иуды Искариота: кто он — предатель или любимый ученик и жертва

Писатели и философы размышляют о роли Иуды в истории Иисуса Христа

Об этой персоне мне писать и тяжело, и легко одновременно! Легко потому, что в свое время я довольно основательно изучил о нем все, что мог найти в документальной и художественной литературе. Я мечтал написать о нем повесть.

И меня не отпугивал факт, что о нем уже написана дюжина сочинений авторитетных писателей. Ведь никто, как мне казалось, не написал о нем с той точки зрения, с которой на него хотелось взглянуть мне. Это было в конце девяностых.

Я не знал, что в конце семидесятых в Египте нашли текст, получивший название «Евангелие Иуды», где как раз отстаивалась моя версия событий.

Его перевели на русский язык лишь в середине нулевых, а в мои руки он попал только пару лет назад, когда я уже давно опубликовал все четыре части моей повести «Записки Иуды Искариота». И был рад, что тот старинный текст отчасти подтверждал мои мысли. Но теперь мне в разы тяжелей.

Поскольку и я с тех пор изменился, и мое отношение ко всей этой истории также претерпело ряд существенных изменений. И это вполне закономерно! Все течет, сказал древний мыслитель, все меняется…

Есть категория людей, не терпящих другого мнения на то или иное событие, если оно противоречит уже устоявшемуся, официальному, привычному, ставшему их личной и довольно дорогой собственностью.

Не дай Господь покуситься на малейшую критику данного мнения.

Тогда ты мгновенно в их глазах становишься клеветником, богохульником, возомнившим о себе невесть что — невеждой! Смерть тебе! Изыди! Распни его!

И, согласитесь, одно дело — писать художественное произведение, и совсем иное дело — газетную статью, где тебе бы хотелось разобраться: кем же в действительности был злосчастный Иуда, в какой степени он виновен! Я в который раз рискну выступить в роли бесстрастного защитника того, кто на протяжении не одного столетия обвинялся если не всеми, то подавляющим большинством порядочных людей.

ИУДА КАК ХВАЛА

Итак! О моем нынешнем подзащитном нет ни одного упоминания в серьезных исторических трудах. Увы! И даже не утруждайте себя бесполезным поиском — просто поверьте мне на слово.

Тогда я скажу вам нечто более значимое! Вообще, серьезные историки того, интересующего нас времени, не намного больше упоминают в своих трудах о главном наставнике и о великом учителе моего подзащитного. Я имею в виду Иисуса из Назарета, прозванного Христом.

Невероятно, но факт! О Иисусе Христе буквально вскользь упоминает только древнегреческий историк Тацит и римский историк иудейского происхождения Иосиф Флавий — и все! Как вам это нравится? Причем одно из упоминаний некоторыми маловерами считается поздней вставкой, поэтому единственным источником, из которого мы будем вынуждены сегодня черпать информацию, остается Библия, а точнее — Новый Завет.

Но сперва попробуем, исходя из имени, понять, с кем мы собираемся иметь дело. Иуда Искариот! Имя Иуда в те времена пользовалось огромной популярностью.

Этимологически происходит от слов «хвала», «прославленный Богом» или «прославляющий Бога»! Немаловажная деталь! Однако в Евангелиях Иуда наш имеет еще и добавочное имя Искариот. Это можно перевести как Иуда из Кариота. То есть Кариот не что иное, как место его рождения или долгого проживания. Возможно, город.

Вот только, если верить историкам, никакого Кариота тогда еще не существовало. Был, правда, небольшой Крайот в Иудее — вот на него и падало подозрение как на место рождения Иуды.

А кроме того, дорогие мои, еврейское «иш-керийот» может также переводиться как «человек из пригорода», потому как «керийот» — это пригород. Посему Иуда мог быть родом из неизвестного Кариота, мог быть из известного городка Крайота, ну и, наконец, просто из деревенского поселения рядом с Иерусалимом.

Что мы имеем? Мы примерно можем себе представить, откуда он родом. И мы знаем его имя. То самое имя, что давно уже стало нарицательным и знакомо всем в мире — и верующим, и атеистам.

Его преступление тоже ни для кого не секрет. Тем не менее я попробую доказать его невиновность.

Да-да! Я полагаю, что Иуда Искариот ни в чем не виноват, точнее, весьма возможно, что вина его приписана ему незаслуженно!

Вот послушайте, дамы и господа, что по этому поводу пишет Герман Гессе, немецкий писатель и мыслитель: «Разве предательство Иуды, искупительная жертва и гибель Спасителя не были необходимы, священны, предопределены и предречены в древнейшие времена? Разве была бы польза, крохотная польза, хоть крохотная польза, если бы изменилось бы на йоту божественное предначертание и не совершилось бы дело спасения, если бы уклонился этот самый Иуда по соображениям морали или рассудка от назначенной ему роли» — и не пошел бы на предательство, а?

Заметьте, дамы и господа: Герман Гессе ничего крамольного не утверждает. Он всего лишь размышляет, задаваясь вполне логичным вопросом. Да и не он один. Многие независимые умы не спешили верить всему, что издревле принималось как должное.

А мало ли? Уж нам ли не знать, что историю пишут победители. Более того, всякая история многажды бывает переделана под прессом нынешних обстоятельств. Да и с точки зрения обыкновенной логики, не все так уж просто и ясно.

А уж с философской точки зрения, сами понимаете…

ЛЮБИМЫЙ УЧЕНИК ХРИСТА?

Да! Предательство Иуды вот уже 2000 лет вызывает горячие споры о свободе человеческой воли о ее границах.

О роли двенадцатого апостола и о том, почему Иисус, будучи самим Богом или Божьим сыном, почему он так… он так приблизил к себе предателя? Ведь есть же версия, по которой именно Иуда был любимым учеником Иисуса, да! И тот текст, что ныне носит название «Евангелие от Иуды», об этом и рассказывает.

Тот старинный текст представляет Иуду Искариота единственным учеником Христа, верно и глубоко понявшим происхождение учителя, которому Иисус Христос открыл все таинства Небесного Царства.

Иисус, дескать, дал Иуде войти в облако славы небесной, дабы узреть свою судьбу и исполнить свое предназначение.

И когда Иуда вошел в облако славы, он все понял — и отправился совершать то, что было предназначено.

Кстати, не знаю, насколько это правда. Но где-то я читал, что после публичного ознакомления с этим апокрифом, чья подлинность была доказана наукой (в смысле возраста), несколько крупных чиновников из Ватикана борются за перемену оценки в отношении к Иуде.

К тому же, помимо элементарного восстановления справедливости, они преследуют и более мирскую задачу: оправдав Иуду, навеки покончить с антисемитизмом. Так как одна из причин антисемитизма — обвинение христианами евреев в том, что они являются христопродавцами.

Смерть Иуды в рок-опере «Иисус Христос Супер Звезда»

ИЗБРАННИК

Так что, может, Иуда был не предателем, а оболганным или непонятым соратниками героем? Об этом шла речь и в моих «Записках Иуды», хотя повторяю — того, найденного в Египте Евангелия, я тогда не читал. Но зато читал множество других книг.

И знал, что некогда существовало тайное учение, весьма немногочисленное, где фигура Иуды и его поступок трактовались не столь однозначно.

Читайте также:  Факты о мозге, которые позволят стать умным и здоровым - тайны и факты

И самое интересное: по тому учению выходило, что вполне допустимо предполагать правоту тех мудрецов, которые представляют Искариота не как врага и предателя, а как избранника Иисуса Христа.

Я подумал: а что, если были смельчаки, которые сумели разглядеть в Иуде героя, совершившего тяжелейший подвиг предательства и возложившего на себя тяжесть презрения и покарания? Что, если они были правы? И все было не так, как мы привыкли думать, а с точностью до наоборот! Пути Господни неисповедимы.

Новый Завет писался людьми, а людям свойственно ошибаться. К тому же в Новый Завет, как мы знаем, вошли далеко не все свидетельства и откровения. Вошедшие считаются каноническими, остальные попали в разряд апокрифов.

Но отбором и избранием канонических текстов тоже занимались простые смертные, а не сам Господь или его ангелы.

Нет, ну в самом деле, дамы и господа! Вы только вдумайтесь! Что, если из всех апостолов Христос избрал именно Иуду, который был вынужден принять на себя и на память о себе всемирный позор, всеобщее поругание и всеобщее же презрение.

Вот это
действительно подвиг, что не всякому под силу! Кто из вас, мои дорогие, способен ради хорошего, даже святого дела пойти на преступление, заведомо понимая, что отныне и впредь его все, включая потомков, будут презирать и ненавидеть.

Подумайте! Подумайте и ответьте себе на этот нехитрый вопрос.

Лука. «Поцелуй Иуды» как квинтэссенция события

РАВНОЦЕННАЯ ЖЕРТВА

Ведь, сами знаете, если верить тому, что сказано в Библии, то предательство Иуды было предопределено и имело немаловажное место в деле искупления.

Согласитесь, было крайне необходимо, чтобы в ответ на бесценную жертву Христа некий человек, представляющий всех людей во имя Него и, главное, во имя нас, возненавидевших его, совершил равноценную жертву. И может — кто знает наверняка? — этим человеком и стал мой подзащитный, который решился опуститься до предательства.

Отчего же христиане клеймят позором Иуду? По сути, если трезво проанализировать произошедшее в те дни, то все апостолы предали Иисуса. Это они все, кроме Симона, который был готов с мечом в руке бороться за жизнь учителя, проявили себя не с лучшей стороны.

Они бездействовали накануне, бездействовали во время ареста и ничего не сделали во время казни своего Учителя. А вот возьмем теперь для примера Петра, который трижды отрекся от Христа. Но при этом Петр заслуживает прощения, а Иуда — нет… Как будто трусость — меньшее зло, чем предательство!

«Предательство Иуды». «Что делаешь, делай скорее», — сказал Иисус

ФРЕСКА ДА ВИНЧИ

Давайте-ка попробуем отвлечься на время. Мне бы хотелось увести мою речь немного в сторону. Но не слишком далеко. Вы, наверное, знаете, есть такая притча о Леонардо да Винчи: якобы при росписи фрески «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Леонардо приглашал множество разных людей, чтобы писать апостолов с натуры.

С большинством апостолов проблем у него не было. Более того, ему посчастливилось, словно само небо помогало художнику в его работе, найти неожиданно и для образа Христа одного ну просто идеального юношу — с правильными чертами и добрым светлым взглядом, некого певчего церковного хора.

Ангельское лицо было у того певчего, просто ангельское! Работа близилась к концу. Но вот беда: образ Иуды Леонардо никак не давался. Он никак не мог найти подходящего лица. Долгих семь лет искал Леонардо подходящего натурщика.

Безуспешно! Во всем Милане уже не осталось трущобы, где бы не побывал мастер в тщетном поиске подходящего лица, а власти торопили с каждым днем, подгоняли художника, чтобы Леонардо закончил фреску как можно быстрее.

И вот — удача! Он наконец отыскал человека, чей вид изумительно подходил под образ Иуды — таким, каким его представлял себе художник.

Грязный, оборванный человек с порочным, еще молодым, но каким-то мятым, преждевременно состарившимся лицом, на котором отпечатались все самые худшие грехи и пороки: себялюбие, гордыня, зависть, жадность, злочестие и похотливость.

Когда его привели, он, только-только очнувшись от очередного пьяного беспамятства, взглянул на неоконченную фреску и неожиданно сказал: «А ведь я знаю эту картину…» — «Откуда?» — спросил Леонардо. «Дело в том, что где-то примерно семь лет тому назад один художник писал для этой картины с меня Христа».

Леонардо Да Винчи. По преданиям, Иуда так и не принял причастие, в отличие от остальных учеников

РОЗАНОВ И БОРХЕС

К чему я рассказал вам эту знаменитую притчу? Вы изумитесь, но я скажу: есть предположение, что Иуда и Иисус — это один и тот же человек… Да! А Василий Розанов, философ начала ХХ века, отстаивал теорию о том, что у Иуды была своя собственная, тайная миссия и что Иуда и есть истинный Христос, тогда как Христос — лишь отвлекающий внимание двойник. И в этом случае цена за спасение еще выше! Ведь платой становится не мучение плоти и не распятие (это еще можно вытерпеть), а муки душевные, п
роклятие и позор.

Почти о том же пишет и Борхес: «Иуда неким таинственным образом — отражение Иисуса. Отсюда 30 сребреников и поцелуй, отсюда добровольная смерть, точнее — самоубийство, чтобы еще вернее заслужить проклятие.

Бог стал человеком полностью, но стал человеком вплоть до его низости, мерзости и бездны. Чтобы спасти нас, он мог бы избрать любую судьбу из тех, что плетут сложную сеть истории.

Но Бог истинно велик! Он избрал самую презренную судьбу, он стал… Иудой».

Все может быть. И все быть абсолютно не так, как мы привыкли думать. Вернее, верить… Никто не запрещает нам строить свои версии.

Господь наделил нас не только разумом, но и фантазией! Так давайте пользоваться дарами Господа! Первая часть моей повести заканчивалась так: «А если я ошибаюсь? Если я неправильно понял Его слова и неверно истолковал Его молчание? Ну что ж! Смерть человека ничего на земле не изменит. Смерть Бога — не причинит Богу никакого вреда».

Фильм «Иуда». Страсть к Марии Магдалине

«ЗАПИСКИ ИУДЫ ИСКАРИОТА»

«Я был в толпе и видел Учителя. То и дело падая, он нес свой крест и не глядел по сторонам. Капли крови от иголок тернового венка, смешиваясь с каплями пота, ручьем стекали по лицу.

Кто-то даже, не разобравшись, проговорил у меня за спиной: «Глядите-ка, плачет кровавыми слезами!» Учитель прошел мимо, и волосы на моей голове зашевелились — его спина… Нет, не спина, а сплошное кровавое месиво. Какие-то мальчишки, прорвавшись сквозь оцепление, крича и смеясь, бросали Ему на спину приготовленные заранее горсти соли.

Он запрокидывал голову, но всякий раз хрипом и стоном, а точнее сказать, хриплым стоном душил боль, не давая себе сорваться на крик. Легионеры лениво отгоняли сорванцов.

Процессия медленно двигалась дальше. Я провожал ее взглядом, не в силах ступить и шагу. Великий Боже, за что Ему такие страдания? Я посмотрел наверх… Но там все было ясно. Я был уже далеко, но отчетливо слышал и замедляющийся стук Его усталого сердца, и последние слова, обращенные к Небу: «Боже, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?»

…Я живу у Нимрода. Когда-то давно он обучал меня воровскому ремеслу. Теперь он стар. Живет честным трудом, потому что ослеп. Если бы Учитель его излечил, Нимрод снова бы воровал. Но Учителя больше нет. Нимрод до конца своих дней останется честным человеком и умрет в нищете.

Ничего. Скоро все утихнет. Люди забудут Учителя. Люди забудут меня. Завтра я попрошу Нимрода, пусть распустит слух о том, что я удавился. Пусть скажет, что я раскаялся в своем поступке и удавился. Люди легко в такое поверят».

Я думаю, все могло было быть и так, но как было на самом деле — знает только Господь Бог. Дальше я описываю дальнейшую жизнь Иуды. Хотя, если верить Библии, то его смерть была ранней и ужасной. По одной версии, он вскоре после своего поступка раскаялся в содеянном и повесился.

А точнее — «удавился»», вот, читаем: «…бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился». По другой версии: «…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его». Ну что ж, если преступление Иуды имело место, то и поделом ему.

Если же он, вольно или невольно, исполнял особую миссию, возложенную на него Господом — то тогда он, наверняка, вознагражден самим Богом. А человеческие проклятия его не особо беспокоят.

звезды 2017-04-15

Источник: http://iinews.ru/tajna-iudy-iskariota-kto-on-predatel-ili-lyubimyj-uchenik-i-zhertva/

Иуда Искариот предатель или праведник?

Группа ученых из Йельского университета опубликовала сенсационные результаты своих исследований. Они провели анализ древних источников и пришли к выводу, что ни в одном из ранних христианских апокрифов, Иуда не упоминается как предатель.

Более того, этого нет и в новозаветных текстах.

Как это объяснить? Неужели история с предательством Иуды умелая выдумка священнослужителей, пытавшихся переписать библейскую историю? Звучит невероятно, но как иначе объяснить подобные факты?

Чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу ученым требовались серьезные доказательства. И они их обнаружили в запасниках каирского музея в Египте. Собрание древних кодексов Наг-Хаммади, найдено в южном Египте в 1945 году. Тринадцать книг в переплетах из кожи представляют собой уникальное собрание апокрифов евангелий разных святых.

Специалист по новому завету и истории раннего христианства Том Райт, сравнив тексты в библиотеке Наг-Хаммади и евангелие от Иуды, сделал громкое заявление. По стилистике, повествованию, упоминанию бога, кодексы и евангелие похожи как две капли воды.

Этот факт дал возможность ученым предположить, что священны тексты были созданы примерно в одно и то же время – в первом, третьем веках нашей эры.

Главная сенсация выяснилась позже. Из перевода стало ясно, что тексты содержали учения гностиков – самых ранних христиан.

Мало кто знает, что гностики опирались на мистические учения и считали, что человеческое тело – это тюрьма. Исходя из этого, смерть Иисуса была для ранних христиан освобождением его души.

А Иуда в этом случае описывался не как предатель, а как человек, который помог учителю совершить это освобождение.

Если эта теория верна, то получается, что Иисус Христос знал, что будет распят и его смерть принесет спасение всем народам. Но чтобы эти события произошли, нужен был человек, который возьмет на себя тяжкий, несмываемый грех предательства. Этим человеком, по мнению историков, стал последний ученик Христа Иуда Искариот.

Наступает момент, когда Иуда должен предать своего учителя Иисуса Христа. Согласно древним писаниям, учитель сам говорил Иуде о его священной миссии. Отрывок из древнего текста, по мнению ученых, проливает свет на истинные причины поступка Иуды.

Зная, что помыслы Иуды возвышены, Иисус сказал ему: «Отойди от других, и я тебе поведаю тайны царства. Ты можешь их постичь, но будешь много скорбеть».[36] «Ибо другой тебя заменит, дабы могли двенадцать [учеников] вновь примириться со своим Богом».

Опираясь на эти открытия, исследователи выдвинули версию, согласно которой Иуда не предатель, а спаситель человеческого рода. Эта версия, в конечном счете, сводится к тому, что если бы не Иуда, не был бы искуплен человеческий род.

А с точки зрения гностиков – не был бы освобожден дух или логос из той оболочки человеческой, которую вынужден был на себя Иисус принять. И согласно этой версии Христос не страдал, и все страдания его были видимостью.

И Иуда знал это, что Иисус не будет страдать.

По мнению исследователей, это далеко не единственное доказательство того, что библейская история предательства Иуды, — это история великого обмана, а все события, изложенные в священных писаниях, самый показательный пример, как происходила работа первых в мире идеологов христианства.

Зачем выходцу из знатной семьи тридцать серебренников?

Изучая христианские рукописи, исследователи обнаружили ранее неизвестные подробности из жизни Иуды. Мало кто знает, что Иуда рос в приемной семье. Легенда гласит, что при рождении младенца, его настоящим родителям явилось видение, после чего они отказались от будущего сына.

Во сне им открылось, что у них родится ужасный сын, который принесет огромные беды израильскому народу. И когда он родился, его опустили в просмоленную корзину и пустили по реке Иордан. Он попадает в море, море его выбрасывает на остров, который называется Скариот (вероятно вымышленное название).

На этом острове Иуду усыновляет бездетная царица.

Но если легенда правдива и Иуда был из богатой семьи, то он не нуждался в деньгах. Более того, в общине Христа, Иуда отвечал за казну. Если бы он был жаден до денег, то мог бы просто воровать их из общей копилки.

Однако Иисус и апостолы доверяли своему казначею.

Мог ли представитель знатной семьи, постоянно имея при себе материальные средства, совершить столь страшный грех, за столь ничтожную плату в тридцать серебренников?

Сумма за предательство Иисуса Христа до сих пор вызывает споры в научных кругах. Откуда вообще появились тридцать серебренников? Историки обратились к древним текстам и подсчитали, что для того времени – сумма была совсем незначительная. Столько за четыре месяца зарабатывал обычный ремесленник. Более того, эта сумма в оплату Иуде упоминается только в Евангелии от Матфея.

Вот так это описывается в Новом Завете: «Тогда один из двенадцати, которого звали Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: «Что дадите мне, если я передам вам его?» «Они заплатили ему тридцать серебренников. И с этого момента он искал удобного случая передать им его».

Эти открытия заставили историков и теологов пересмотреть привычное представление об Иуде, как об алчном предателе. Более того, изучив четыре евангелия Нового Завета, исследователи нашли множество несоответствий в образе Искариота.

Каждый автор Нового Завета вносил свои детали. Персонаж Иуды постоянно менялся, приобретая все более зловещие черты. Ученые заметили, если в первом евангелии от Марка Иуда как понимающий Иисуса ученик, то в последнем евангелии от Иоанна, он прообраз самого сатаны.

Как объяснить эти разночтения?

В поисках ответа историки выдвинули неожиданную теорию. Что если библейского Иуды Искариота, отступника и вора, никогда не существовало? И главный, в истории человечества, предатель – умелая выдумка священнослужителей, пытавшихся переписать библейскую историю.

Для чего создали отрицательный персонаж Иуды

Но для чего библейскими евангелистами был создан человек, наделенный всеми отрицательными качествами? Возможный ответ на этот вопрос историки обнаружили в древних текстах, описывающих правление императора Рима Нерона.

Рим. На площадь перед дворцом императора прибывает многочисленное войско. Император Рима обещает показать им невиданные доселе зрелища.

Читайте также:  Квартира, где живёт смерть, мистическая история - тайны и факты

Все замечают, как по всему периметру огромного парка вбиты деревянные столбы, к которым привязаны люди, обмотанные в хворост и солому.

С наступлением темноты Нерон приказывает своим рабам пожечь каждый столб с нескольких сторон. Уже через несколько минут огромное пламя из горящих людей освещает парк.

По мнению историков, именно так в Древнем Риме император расправлялся с первыми христианами, считая их колдовской сектой.

Историки отмечают, что в то время христиане подвергались гонениям не только со стороны римлян, их также преследовали иудеи. Они высмеивали новообращенных, считая этих людей еретиками, и выгоняли из храмов.

Более того, евангелисты описывали Иисуса уже в ходе римской войны, а значит, им приходилось соблюдать политическую лояльность.

Чтобы сохранить собственную жизнь в условиях кровавой смуты, авторы евангелий был нужен отрицательный персонаж из иудеев, который принял бы новую религию Христа, но при этом не смог устоять перед соблазном, за что и был наказан. И таким персонажем выбрали Иуду Искариота. Во всех библейских писаниях это самый страшный преступник.

Однако с этой гипотезой согласны далеко не все исследователи. Ученые проследили, что упоминание Иуды, как верного ученика, есть в апокрифах, которые не вошли в Новый Завет, а значит, Иуда существовал на самом деле. Но был один факт, который заставил исследователей пересмотреть истинную роль Иуды в мировой истории.

Какая на самом деле миссия была отведена этому человеку? О какой запланированной роли Иуды говорят исследователи? Неужели существует какой-то высший сценарий, по которому развиваются все земные события?

Источник: http://nasch-mir.ru/iuda-iskariot/

Был ли иуда искариот предателем??? иуда искариот: правда и вымысел..

?cycyron (cycyron) wrote,
2013-04-17 12:03:00cycyron
cycyron
2013-04-17 12:03:00Оригинал взят у ups1970 в Был ли иуда искариот предателем??? иуда искариот: правда и вымысел…

Был ли Иуда Искариот предателем?Для того, чтобы ответить на этот не простой вопрос, надо понимать и метафизику, и социальную географию того времени.

Так же надо понимать и то, что вопрос статьи задан в некорректной форме.

Предателем для кого? Для себя? Для Иисуса? Для еврейского народа? Для христиан? Для кого?

В этой статье мы ответим на два вопроса:1. Был ли предателем Иуда для Христа?2. Был ли предателем Иуда для самого себя?Предварительно надо сразу прояснить один момент: дело в том, что Евангелие от Иуды написано сектой гностиков приблизительно через триста лет после смерти Христа. Иуда к нему лично прямого отношения не имеет. Только косвенное.Кем был Иисус? Как он возник на Земле?Дело в том, что в момент его рождения около 3 000 лет как на планете хозяйничали Паразиты. Но Паразиты, как и мы, так же подчиняются кармическим законам. А грешат они пострашнее, чем мы, и многие из них стали попадать на Дно Галактики, а по нашей терминологии – в ад. Ни один демон, как бы велик он не был, не может, не в состоянии вытащить из ада хоть кого-нибудь. Он даже не в силах туда попасть. На это способны только Боги Прави. Космическая канализация таким образом засорилась.Демоны не возвращались назад, на Землю. И это плохо. Это портит все планы.

Кто осуществляет руководство Вселенной? Боги Прави. Нет темных Богов среди Богов Прави. И не может быть.

Но напрямую то ни один Бог Прави не имеет права помогать демонам. Поэтому наши Боги решили поступить так: найти среди Паразитов наиболее способного, и создать из него Бога Прави, только в ускоренном порядке. Что и было осуществлено с Иисусом Христом.

Иисус до воплощения в своем обличии на Земле, существовал в другом обличие – он был одним из лучших еврейских пророков. Вот на него-то и указали Великие Демоны, когда наши Боги обратились к ним с просьбой дать им своего представителя, лучшего для роли Спасителя.Это то, что касается матафизики.

Теперь что касается социальной географии.Дело в том, что Иисус не был евреем. Он НЕ мог быть евреем. Он должен был бы стать белым человеком, представителем Расы. Иначе он не смог бы стать Богом Прави, таковы кармические законы, о которых в этой статье мы упоминать не будем.Он и родился в соответствующей семье.

Его отец был греком, светловолосым римским легионером по прозвищу Пантера, а мать самаритянкой, рыжеволосой женщиной, живущей в Галилее. Ее семья переехала в Галилею из Болгарии более 500 лет назад от момента рождения младенца Иисуса.В самой же Галилее в те времена жило не более 10% семитских народов.

Остальные были белыми людьми. Людьми Расы.Но все дело в том, что мы приходим на Землю из других миров с обнуленной глубинной памятью. Это сделано специально. О своих прошлых жизнях мы ничего не помним, особенно в Ночь Сварога.Поэтому Иисуса обучали таким образом:1.

с 7 до 14 лет – в секте эссеев, на территории Галилеи, а не Иудеи2.с 14 до 30 лет – в Иране (Персии) и в Индии, где он изучал йогу и Веды.

К 30 годам он стал готов для выполнения своей миссии в данном телесном воплощении.

Его и направили в то место, где и было в то время логово Зверя. Логово, штаб Планетарных Паразитов. В среду еврейского народа. В Иудею.Из 12 его учеников только один не был белым – как раз Иуда Искариот. Он был единственным иудеем. И уж, конечно, не просто так.Вот мы и подошли к ответам на поставленные вопросы.

Сам Иисус, как человек, НЕ знал, что Иуда его предаст. Да, он догадывался, он даже подталкивал его на предательство намеками и притчами, но полной уверенности у него не было. За то она была у его Водителей. Не зря ведь он называл себя Сыном Бога, а не рабом, как тварные существа Паразитов. Все белые люди – сыны и дочери Богов.

Ибо последние их прямые предки в эволюционном плане. Вот Отец то его Небесный и указывал ему на Сценарий. Ибо Он точно знал, кем должен стать по Сценарию Иуда.Так что для самого Иисуса Иуда и был, и не был предателем. До самого последнего момента Мера его понимания не позволяла ему быть полностью уверенным в том, что Иуда выполнит свою роль.

А Иуда? Для самого себя он был предателем? Конечно! А почему? Несмотря на низкую энергетичность его личной Совести, воздействие личности Иисуса оказалось для него достаточным, для того, чтобы его Мера Понимания помогла ему осознать кошмарность его поступка. Поэтому он и повесился.

И поэтому же иудейский народ ликовал (а многие и до сих пор ликуют), когда Иисуса распяли. Мера Понимания не достаточна. «Не ведают, что творят».

Но Иуда осознал суть своего поступка ПОСЛЕ его свершения, а не до него. До него он был абсолютно уверен в своей правоте. Иисус был гой (это раз), и он же был и обманщиком в глазах любого верующего иудея. Ибо он назвал себя Царем Израиля, в то время, как на самом деле ни на какое всемирное владычество Израиль не повел.

Он обманул иудея Иуду, и Иуда отомстил ему за этот обман. Кроме того, Иисус – не еврей, а следовательно, как учит ортодоксальное иудейское учение, он не достоин жалости и снисхождения. Поэтому Иуда не очень то и чувствовал себя виновным.Сам же иудейский народ ни в коей мере «спасать» от Паразитов Иисус не собирался. Напротив, это повредило бы его миссии.

Он был задуман, как Спаситель демонических существ из ада. – Это было главным. И он это после распятия успешно осуществил. Демоны вновь могли перевоплощаться и осуществлять свою жизнедеятельность на планете в полном соответствии с планами наших Богов во время Ночи Сварога.

В настоящее время Иисус является одним из самых молодых, но достаточно успешных Богов Прави, и, соответственно, никакого отношения к Темному стану не имеет.

Какова же дальнейшая судьба Иуды – мне не известно на сей день. Но Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» пишет, что она весьма незавидна.

Таковы Игры Наших Богов.

Источник: https://cycyron.livejournal.com/65235.html

Иуда Искариот — Православный журнал «Фома»

Иуда носил это странное прозвище Искариот, чтобы отличать его от другого Иуды, сына Иакова, по прозвищу Фаддей. Значение прозвища до сих пор служит предметом споров.

Самое распространенное объяснение – иш-керийот, то есть «человек из Керийота» (название какого-то селения или городка в Иудее) или просто даже «человек из пригорода».

Иногда, впрочем, говорят, что это искаженное слово сикарий (так называли борцов за независимость, а на современном языке террористов, использовавших кинжалы, на латыни сика, для убийства римлян и сотрудничавших с ними иудеев).

Есть и другие объяснения, связанные с созвучными арамейскими словами: то ли «красильщик» (профессия), то ли «лживый человек» (характеристика поведения). Последняя версия сомнительна: вряд ли у него с самого начала было такое обидное прозвище.

Евангелист Иоанн еще называет его Симоновым – видимо, его отца или старшего брата звали Симон. Если старший брат, то не мог ли это быть один из апостолов? Симон-Петр, брат Андрея, – едва ли, слишком много о нем говорится, чтобы пропустить такую деталь. А вот другой Симон, по прозванию Зилот или Кананит, в принципе мог. Может быть, оба они даже в свое время принадлежали к «вооруженному подполью», как намекает прозвище Симона, – и тогда Иуда действительно был «сикарием», а не просто «человеком из пригорода».

В любом случае, в Евангелиях о нем почти ничего не говорится, за исключением того самого предательства. И еще одного небольшого эпизода: Иоанн повествует, как одна женщина помазала Иисуса драгоценным ароматическим маслом.

И тогда Иуда возмутился: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» И дальше Иоанн комментирует: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали».

Получается, он был самым обычным вором: просто таскал понемногу деньги, которые люди жертвовали Иисусу и Его ученикам.

Интересно, что в версии Марка возмутились «некоторые», то есть не один Иуда, и уж наверняка не потому, что все они надеялись получить часть этих денег себе лично.

Но это так легко можно понять: апостолы странствовали по всей Иудее, не всегда им хватало пропитания, а уж удобный ночлег и вовсе казался роскошью… и вдруг какая-то женщина безрассудно тратит в один миг сумму, которую поденщик зарабатывает за год! Они не знали, что странствия их подходят к концу и что Иисус скоро будет подвергнут самой мучительной и позорной казни, и даже хоронить Учителя придется поспешно, в чужой гробнице. Женщина тоже не знала этого, но принесла всё, что могла, в знак своей любви и признательности.

Слова Иуды о деньгах служат своего рода прологом к истории предательства. Но только ли в деньгах дело? А не в том ли еще, что апостолы связывали с Иисусом какие-то надежды и ожидания, а Иуда, возможно, особенно сокрушался по поводу своих утраченных иллюзий? И только женщина с драгоценным маслом в тот момент просто всё отдала, ни о чем не прося, ни на что не рассчитывая.

Иуда Искариот прославился как предатель. Но в чем, собственно, состояло его предательство? Понятно, когда кто-то выдает место расположения партизанского отряда, проводит врагов тайной тропой или заманивает командира в ловушку.

А тут? Иисус проповедовал в Храме открыто, его могли арестовать в любой момент.

Строго говоря, священники со своими сторонниками не спешили с арестом, чтобы избежать того, что страшило их больше всего: народных волнений, которые будут жестоко подавлены Римом и могут стоить им должностей, а то и голов.

Значит, Иисус должен был исчезнуть тихо и незаметно, особенно удобно сделать это накануне пасхального праздника: люди заняты приготовлениями, им не до того, чтобы возмущаться. И вообще, сначала можно будет Его убить, а потом с чистым сердцем праздновать. И за радостным празднованием вся эта некрасивая история как-то забудется.

Иуда, собственно, и обещал священникам указать на такой удобный момент.

Он выбрал время после Тайной вечери, когда Иисус ночью молился в Гефсиманском саду, с ним было всего несколько учеников, да и те дремали от усталости.

И еще Иуда указал стражникам, кого именно арестовывать, поцеловав Учителя. А то те в лицо Его знали плохо, да и темно было – могли по ошибке схватить другого, и всё пошло бы с самого начала не так.

Или Иуда не желал на самом деле Ему смерти? Конец этой истории подсказывает: всё пошло не так, как Иуда рассчитывал. Матфей рассказывает, что когда Иисусу был вынесен приговор, еще даже до самой казни, то есть буквально на следующее утро, Иуда возвратил полученную плату со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную».

Священники ответили: «Что нам до того?» И в самом деле, они своего добились, а нравственные терзания Иуды – это его личные проблемы.

Иуда бросил деньги в Храме, вышел прочь и покончил с собой: по Матфею – удавился, а Лука в книге Деяний сообщает, что он «низринулся», то есть упал или бросился с высоты, но могло быть и так, что он сначала повесился, а потом веревка оборвалась, и он упал на землю.

Евангелисты Матфей и Марк подчеркивают, что Иуда не прочь был заработать эти самые тридцать монет. Но если бы всё сводилось к этому, он бы не расстался с ними так легко следующим же утром и не покончил бы с жизнью.

Тут было что-то еще… Лука и Иоанн отмечают, что в Иуду вошел сатана.

Это самое простое объяснение: он был невменяемым орудием нечистого духа, и тот, исполнив, что хотел, просто избавился от него, отбросил в сторону, как разбитый кувшин.

Но и это слишком простое объяснение. Иисус не раз встречался с людьми, которые были одержимы бесами, – и из таких людей Он бесов изгонял.

Неужели он бы не сделал ничего подобного со Своим учеником? Напротив, евангелисты не раз подчеркивают, что Иисус всё заранее знал о намерениях Иуды и оставлял за ним свободу выбора.

Даже на Тайной вечери он оставлял ему возможность изменить принятое решение, сказав пред всеми: «Один из вас предаст Меня», – но не раскрыв, кто именно. Так можно уважать только свободу воли человека, а вовсе не бесовскую одержимость.

Читайте также:  Тимгад - тайны и факты

Человек устроен сложно, и обычно его поступки имеют больше, чем один мотив. Да, Иуда несомненно действовал по подсказке сатаны, но он явно не был одержимым и сохранял контроль над своими поступками.

Он наверняка не прочь был подзаработать деньжат, но едва ли всё сводилось только к этому (в конце концов, если бы они продолжали странствовать с Учителем, из денежного ящика можно было бы вытащить и побольше, чем тридцать монет).

Могла быть и еще какая-то причина…

Недостатка в версиях нет и никогда не было, объяснения предлагались самые разнообразные. Например, что сыграть эту роль Иуде поручил… Сам Иисус – дескать, без Иуды не состоялась бы Голгофская жертва. Героизация предательства во все времена имела место.

Но есть и вполне разумная версия.

А что, если Иуда действительно был борцом за независимость, «сикарием», или, по крайней мере, горячо желал освобождения своей родины от римского ига? Иисус выглядел неплохим кандидатом в вожди восстания и даже в цари: вокруг Него собирались толпы, Он творил чудеса, жители Иерусалима торжественно встречали его как Мессию… Казалось, вот теперь Он должен открыто выступить против Рима, поднять восстание, прогнать захватчиков и всех их пособников! А Он всё медлит. Как же заставить Его действовать? Наверное, надо поставить его перед выбором: или Он наконец-то выступит на открытую борьбу, или будет убит, казнен самой мучительной и позорной смертью!

«Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» – сказал Иисус Петру в момент ареста… и не поднял восстания. Всё пропало, ангельские полки не выступили на стороне патриотов, и, более того, Иуда осознал, что своими руками предал Учителя на казнь.

Конечно, это всего лишь реконструкция, одна из возможных. Евангелия не описывают подробно мотивов Иуды, и это верное решение. У зла своя логика, ей не надо следовать, ее даже не обязательно понимать. Важно сделать верный выбор, чтобы потом не пришлось бросать оземь полученный выигрыш, чтобы самоубийство не показалось единственно верным решением.

Источник: https://foma.ru/iuda-iskariot.html

Иуда Искариот

проф. Д. И. Богдашевский

Обычное наименование Иуды Предателя в синоптических Евангелиях: «Иуда Искариот» (`Ιούδας ό Ισκαριώτης: Мф.10:4. Мк.3:19. Лк.6:16), а в четвертом Евангелии (Ин.6:71, Ин.12:4. Ин.13:2. Ин.26) более полно: «Иуда Симонов Искариот» (`Ιούδας Σίμωνος `Ισκαριώτης).

«Искариот» —`Ισκαριώτης ест форма грецизированная, которой соответствует семитическая форма: Ίσκαριώθ (по лучшим кодексам у Мк.3:19, Мк.14:10. Лк.6:16: Σκαριώθ).

Как показывает само наименование и древняя глосса: ό από Καριώτου – «от Кариота», — «Искариот» означает: «муж (гражданин) из Кариота», — города в Иудее, в колене Иудовом (теперешний находящийся в развалинах еl-Karjeten, к югу от Хеврона).

Следовательно, среди 12 апостолов Иуда Искариот был единственным апостолом, происходившим не из Галилеи, а из Иудеи. Наименование «Симонов» указывает, что Иуда был сын Симона, или же носил имя своего отца, в качестве второго имени, что среди Иудеев того времени было, как известно, довольно обычно.

Во всех перечислениях апостолов Иуда Искариот занимает последнее место (Мф.10:4. Мк.3:19. Лк.6:16), причем выразительно указывается на его предательство (Мф.10:4. Мк.3:19: «иже и предаде его». Лк.

6:16: «иже и бысть предатель»). Поставляется Иуда попарно то с Симоном Кананитом (Мф. Мк.), то с Иудою Иаковлевым (Лк.).

Быть может, более первоначально его поставление у Матфея и Марка; зилотизм сближал его с Симоном Кананитом.

Избрание Иуды ни чем не отличалось от избрания прочих апостолов (ср. Деян.1:17). Он был избран Самим Господом для проповеди Евангелия за свою одушевленную веру в грядущее мессианское царство и, подобно другим апостолам, благовествовал, исцелял болезни, воскрешал мертвых, изгонял бесов (ср. Мф.10.

Мк.6:14. Лк.10:17). Что выделяло Иуду из среды других 12 апостолов, — это его экономические способности, почему он был, так сказать, казначеем небольшой Христовой общины, имея ковчежец и нося вметаемое в него (Ин.12:6) добровольными жертвователями, верными последователями Христа Спасителя (Лк.8:3).

Первые три Евангелиста ничего не сообщают из жизни Иуды Искариота до его предательства, так, что последнее (Евангелие), следуя их повествованию, является как бы неожиданным. Только один святой Иоанн передает, что Христос провидел своего будущего предателя (Ин.6:70—72), что Иуда был одержим корыстолюбием (Ин.12:6).

Вопрос о том, почему Иуда предал Господа, решается различно. Совершенно легкомысленными и не имеющими никакой опоры в евангельском тексте являются попытки оправдать Иуду (в последнее время такую не только глупо-безплодную, но прямо кощунственную попытку сделал наш писатель Л.

Андреев[1]), — провести взгляд, что Иуда предал Господа в надежде, что Он спасется чудом, или чрез народное восстание, или другим каким-либо образом; или что Иуда, сгорая нетерпением скорее увидеть открывшееся политическое царство Мессии, желал своим предательством как бы вынудить Христа поскорее обнаружиться в своей славе. Нет, Иуда возненавидел Господа.

Гораздо вернее взгляд, что Иуда предал Христа из религиозного фанатизма.

Разделяя обще-иудейские заблуждение о царстве, Мессии, как царстве политическом будучи ложным защитником народности и ее заветов, зараженный политическим пан-иудаизмом, Иуда постепенно разочаровался во Христе, не мог разуметь Его возвышенного духовного учения и признал, что Христос не есть истинный Мессиия, а лже-месия, Которого нужно предать во имя законной правды.

Но одним этим мотивом предательство Иуды не объясняется. По ясному указанию Евангелистов, он предал Господа по сребролюбию (Мф.26:15. Мк.14:10-11. Лк.22:5), и никакое перетолкование евангельского текста здесь невозможно; для скупца Иуды, носившего скромный ковчежец и из него похищавшего вметаемое, такая сравнительно малая сумма, как 30 сребреников (23—25 р.

), могла показаться соблазнительною. Сребролюбие образует мрачный фон души Иуды. О внешних благах царства Мессии помышляли и другие апостолы, но именно сребролюбие оземленило Иуду, сделало его грубым материалистом, безусловно глухим к возвышенному учению Христа. Иуда Предатель представляет собою как бы тип всего Иудейского народа, который был заражен ложным мессианизмом, но заражен именно вследствие своего сребролюбия — грубого материалистического склада ума и чувства.

Иуда Предатель не был каким-то необходимым орудием в руках божественного Промысла, как желают это представить некоторые ученые. (напр.

, Schmidt в «Энциклопедии Hauck‘а» «Сам Премудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и не случилось предательства.

Посему-то, чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем домостроительства, Иисус называет его несчастнейшим человеком» (св. Иоанн Златоуст).

Вопрос, был ли Иуда при установлении Господом таинства Евхаристии и вкусил ли он святейшего Тела и Крови Господа, не может быть разрешен с абсолютно-бесспорной определенностью. Лучше следовать наиболее установившемуся церковному преданию, нашедшему свое выражение и в памятниках церковной иконографии, — что Иуда вкусил Тело и Кровь Господа, но вкусил «в суд и во осуждение» (1Кор.11:29)[2].

Спорным является вопрос о судьбе Иуды Искариота. Евангелист Матфей говорит, что Иуда, раскаявшись после осуждения Христа (такое раскаяние было только следствием угрызения совести, а не живой веры во Христа) и бросивши сребреники в  храме, — вероятно в том месте, где находилась сокровищница (ср. Мк.12:41. — Ин.

8:20), — после бесплодной попытки возвратить их первосвященникам, — пошел и удавился (Мф.27:3-5).

Это свидетельство вовсе не стоит в совершенном противоречии с книгой Деяний Апостольских, где святой Петр в своей речи, по поводу избрания апостола на место отпавшего Иуды, говорит о последнем что «когда низринулся, разселось чрево его и выпали все внутренности его» (1, 18): последнее случилось после удавления Иуды, когда, по замечанию схоластика (Евсевия Кесарийского) «веревка порвалась, и Иуда упал на землю» (Fr. Blass, Acta, p.47) Равным образом нет никакого противоречия в том, что, — по свидетельству Матфея (Мф.27:6-7), — Акелдама была куплена первосвященниками за деньги, брошенные Иудою, а святой Петр говорит об Иуде, что он «приобрел землю (село, участок) неправедною мздою» (Деян.1:18). Обычное, но хорошее примирение этих свидетельств то, что «господином участка был внесший деньги, хотя бы его покупали и другие» (св. Иоанн Златоуст), Акелдама же была приобретена на деньги Иуды. Удавление Иуды произошло, — должно быть, — чрез несколько часов после осуждения Христа; нет никакого основания думать, что это случилось после воскресения Христа (блаж. Августин, О согласии евангелистов, III, VII: 28 сл.).

Предание о судьбе Иуды, записанное у Папия и воспроизводимое затем у Аполлинария, в катенах и у блаженного Феофилакта, имеет характер народной легенды, опирающейся отчасти на неправильном, понимании текста книги Деяний об Иуде. (см. Th. Zahn, Forschungen z. Geschichte d. neutestam. Kanons und d. altkirchl. Literatur VI, Lpzg 1900, S. 153-157).

По этому преданию, «Иуда не умер в петле, но еще жил, захваченный прежде, чем удавился». «Тело его распухло до такой степени, что он не мог проходить там, где могла проезжать повозка, и не только сам не мог проходить, но даже и одна голова его.

А веки глаз его настолько, говорят, распухли, что он не мог вовсе видеть света, а самих глаз его невозможно было видеть, даже посредством деоптры врача: так глубоко находились они от внешней поверхности». Далее подробнее говорится о том отвратительном виде, какое имело тело Иуды.

«После больших мучений и терзаний он умер, говорят, на собственном участке земли, и село это, вследствие отвратительного запаха, остается пустым и необитаемыми даже до сего дня; даже теперь никто не может пройти мимо этого места, не закрывши руками (органа) обоняния. Столь великое наказание постигло уже на земле его тело» (Patrum ap. opera, ed. Gebhardt und Ad.

Harnack, Fasc. I, Part. II, p 94; см. также Catenae in Act. Ap., ed. Cramer, p. 12. 13; блаж. Феофилакт, Толкования на Новый Завет, т. V, Казань 1905, стр. 28). Это легендарное, обращавшееся в народе, повествование о судьбе Иуды опирается на том неправильном понимании Деян.

1, 18, будто Иуда еще жил некоторое время после предательства на купленном им собственном, участке земли; выражение книги Деяний; πρηνης γενομενος; («когда низринулся») поняли в смысле: πρησθεἱς (у Папия), πεπρηομἑνος (армянский перевод книги Деяний; см. Th. Zahn, Forschungen VI, S. 155), т. е. «воспаленный», «распухший».

Образ Иуды Искариота — образ мрачный, и таким он останется всегда, несмотря на все попытки внести в душу Иуды момент трагический, возбуждающий наше сочувствие. Христос предвидел его предательство; Он не один раз обличал и предостерегал Иуду во время тайной вечери (Ин.13:10-13, 18-21. Мф.26:21-23. Мк.14:18-20), но в сердце Иуды вошел сатана (Ин.

13:27), и коварный ученик предал Христа на смерть. «Иудино лобзание» на веки останется синонимом предательства. Слова Христа Иуде после этого лобзания: ἑταἱρε ἑφ῾δ  πἁρει — «друг, для чего ты пришел» (Мф.26:50; в Recept.

менее заверенное чтение: ἑφ῾ ψ) понимаются различно, — то в форме вопроса («друже, на что ты пришел?»), то в форме восклицания («друже, на какое дело ты пришел!»), то как эллиптическая форма, при подразумеваемом «твори» («друже, на что пришел, твори»).

Первое понимание не может быть принято потому, что оно несогласно с обычным греческим словоупотреблением, где в прямых вопросах никогда не стоит δ вместо τἱ; при втором понимании несправедливо δ отожествляется с οἱον, третье понимание представляется недостаточным по той причине, что Иуда уже совершил свое злое предательское дело, и не было нужды говорить, чтобы он его творил (в славянском переводе у св. митрополита Алексия: «друже! на неже прице, дерзай»). Принимая во внимание Лук.22:48 и удерживая обычную во всех изданиях Нового Завета вопросительную форму речи данного места, — лучше восполнить вопрос так: «друже! на что ты пришел (разве я не знаю)?» И как бы продолжением этих слов служит обращение (Лк.22:48): «лобзанием ли предаешь Сына человеческого?»

Иуда Искариот — повторим — есть как бы тип всего иудейского народа, предавшего Христа на смерть вследствие ложного мессианизма и своего грубого, материалистического склада ума и чувства.

Литература:

В западной литературе нельзя указать специального исследования об Иуде Предателе, ибо труд Дауба (Judas Ischariot, 3 Н., 1816—1818) совершенно устарел и сам по себе недостаточен. Объ Иуде Предателе можно читать в комментариях на Евангелия (напр., Meyer. Schanz, Keil, Zahn и др.

), въ сочиненияхъ, известьных под заглавием «Жизнь Иисуса» (Keim, В. Weiss, Edersheim и др.), въ Энциклонедиях Winer, Hauck, Vigouroux, Cheyne [Smith, Hastings: A Dictionary of the Bible II, 796—798; Extra Volume 838 и A Dictionary of Christ and the Gospels I, 907—913. The Jewish Encyclopedia VII, 371). См.

также: Creizenach, Judas Ischariot in Legende und Sage dos Mittelalters, 1875. [M. Kemp, Opus polyhistor. de osculis, subnexisq. de Judae ingenio, vita, et fine, sacris epiphyllidibus, absolutum. C. effigie. 1680. Тут De persona Judae, De historia osculi Judae, De quaestionibus circa factum Judae, и пр. и пр. Rev. W.

A. Cor, Judas Iscariot въ «The Interpreter» III, 4 (July, 1907), p. 414—422. G. Marquardt, Der Ver-rat des Judas Ischariot — eine Sage, München (1900). Judas Ischariot — eine psychologisches Problem: Vortrag von’Pfarrer M. Bütt-ner Wilhelm Köhler, Minden безъ даты. Prof. Carl Clemen, Paulus I, Giessen 1904, 8.

176,3 Ср. еще в «Biblische Zeitschrilt» 1906, IV, 427].

На русском языке новый капитальный труд об Иуде Предателе, еще не оконченный, принадлежит профессору московской Духовной Академии. М. Д. Мурашову: Иуда Предатель в «Богословском Вестнике» 1905 г., кн. 7—8, стр. 539—559; кн. 9, стр. 39—68; 1906 г., кн. 1, стр. 37—68; кн. 2, стр. 246—262 [а также см.

его прежнюю статью под тем же заглавием  в «Православном Обозрении 1883 г., .№ 11. стр. 37—82. Ср. еще у † М. В. Барсова, Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, т. II, изд. 2-е Спб. 1893]. См. также нашу брошюру: Тайная вечеря Господа нашего Иисуса Христа, Киев 1906 г., и у профессора Ф. И. Мищенко.

Речи святого апостола Петра в книге Деяний Апостольских, Киев 1907, стр. 28-38.

1.См. об этом у М. Г. в «Руководстве для сельских пастырей» 1907 г., №38 (за 23-е сентября), стр. 73-82 и у проф. А.А. Бронзова. Декадентский бред в «Страннике» 1907 г., №10 — Н. Н. Г.
2.Мы держимся другого взгляда, что Иуда сподобился только вкусить Тела, но не сподобился только вкусить Тела, но не приобщался искупительной Крови: см. «Христ. Чтение» 1897 г. стр.812-813 — Н.Н.Г.

Источник: Православная богословская энциклопедия. Бесплатное приложение к духовному журналу «Странник» за 1907 г.

Том 8, стлб. 686. C.-Петербург.

 

Источник: https://azbyka.ru/iuda-iskariot-bogdashevskij

Ссылка на основную публикацию