Кот баюн – сказочный персонаж — тайны и факты

Кот Баюн

Русский фольклор полон описаний фантастических существ, прообразами которых служат привычные животные.

Славянская мифология дала авторам былин и сказок материал для произведений, и любопытные повествования привлекают интерес современных детей, несмотря на давность сочинений. Кот Баюн – малоизвестный персонаж, так как редко встречается в литературе.

Этот образ ранее появлялся во многих сказках, но сегодня оказался несправедливо забыт. Тем не менее, характеристика этого героя русских повествований крайне необычна.

История создания

Кот Баюн – сказочный персонаж, кот-людоед, чьи размеры сложно вообразить. Он обладает магическим голосом, которым усыпляет встречающихся ему путешественников.

Кот убивает соперников и не гнушается легкими жертвами, которые не в силах бороться с его чарами.

При этом герой, в чьих силах окажется победить кота, может получить спасение от любых недугов, потому что сказки четвероногого – целебны.

Кот Баюн

Баюн – означает «рассказчик, говорун». Глагол «баять» истолковывается как «говорить» или «убаюкивать». Животное сидит на высоченном железном столбе посреди мертвого леса, что раскинулся за тридевять земель, в тридесятом царстве. В округе нет живых существ.

В сказке, повествующей о Василисе Прекрасной, упоминается, что кот Баюн – житель избушки на курьих ножках, хозяйкой которой была Баба-Яга.

Избушка на курьих ножках

Описание этого сказочного героя редко встречается в былинах и фольклоре. Современные источники архаичных сказаний и былин – сборники народных сказок, составленные Афанасьевым, и сочинения Толстого. Писатели, не преуменьшая значение персонажа, рассказывали о нем на страницах произведений, доказывая, что в образе героя заключена мудрость веков.

Образ и характер

Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи.

Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью.

Кроме того, животное – людоед.

Иван-царевич

Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом.

Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают Иван-царевич или Андрей-стрелок.

В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.

Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.

В славянской мифологии

Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.

Кот Баюн в сказке Пушкина

Столб, на котором сидит животное, в сказке Пушкина заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.

Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота.

Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей.

История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.

Кот Баюн живет в лесу

Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя.

Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам.

В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.

Слово «баюн», помимо прямой расшифровки, расценивается как упоминание Баяна, русского сказителя, чья слава сравнима со славой великого писателя Гомером. Сказитель повествовал о легендах прошлого, которые были малоизвестны миру. Упоминание об этом человеке связывает современную цивилизацию и исчезнувшую цивилизацию Гипербореи.

Кот Баюн сидит на столбе

В финале этого периода кот Баюн переселился в мертвый лес и расположился на границе двух миров: загробного и реального, воссев на железном столбе. Любопытно в этом случае упоминание о металле, из которого сделаны защитные колпаки воина и когти животного. Ведь предания относятся ко времени, когда подобный материал не был известен миру.

Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн. Гамаюн – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.

Гамаюн

Исконно русский образ кота лелеялся историей на протяжении 17 тысячелетий.

Привычный образ животного, играющего роль домашнего оберега в повседневности и теплого друга, скрашивающего одиночество, – древнее, чем мифологические персонажи Древнего Египта и Греции.

Некоторые родители и сегодня поют колыбельную о коте, которого приглашают в дом за пирог или кринку молока, чтобы тот убаюкал малыша, не желающего спать.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/4241-kot-baiun.html

Раскрывая тайны славянских преданий. Кот Баюн — вылечит или съест?

В сказках любой страны можно найти множество разнообразных животных. Для некоторых требуется определенная среда обитания, другие же распространены повсеместно. Одним из таких животных является кошка, присутствующая в сказках большинства народов.

Кот — богу товарищ или злой колдун?

Кошка всегда имела особые свойства. Ей приписывали мудрость и хитрость, изворотливое хитроумие. Кошка оберегала дом не только от мышей, но и от нечистой силы, объединяя силы с домовым. Могучий бог Велес считался покровителем кошачьих, и сам имел одного из них в качестве товарища. Несмотря на все это в некоторых случаях кот становится воплощением сил темных и опасных для человека.

В славянских сказаниях таким существом стал Кот Баюн. Обычно он появлялся как существо если не доброе, то нейтральное и мог помочь, исцелить своим волшебным голосом. Но в некоторых историях он неожиданно предстает гигантским злобным зверем, полным колдовской неодолимой силы.

Иногда, если он начинал творить непотребства и мешать честному люду жить, богатырям и героям приходилось отправляться в поход, чтобы усмирить хвостатого и усатого лиходея.

Песня кота — лекарство от всех болезней

Как и многие другие животные в славянских сказаниях, Кот Баюн появился не на пустом месте и должен был иметь свой прообраз в реальном мире. Для того чтобы попытаться найти его, нужно сперва внимательно рассмотреть описание колдовского Кота.

Своим местом обитания Кот Баюн выбирал мертвый лес. В некоторых случаях Кот проживал за тридевять земель и считался местным властелином. Часто он описывается сидящим на высоком столбе, иногда сделанном из железа.

Все сказания сходятся на том, что Кот Баюн отличается гигантскими размерами и чарующим голосом. Также указывается непомерная сила Кота. Песни Кота Баюна лечили любые болезни. Но это в том случае, если он не съедал услышавшего их.

Рысь Баюн?

Тридевятое царство всегда указывалось как отсылка к землям ужасно далеким. Чаще всего таковыми считались на Руси расположенные на востоке.

Первые походы в Сибирь были предприняты еще в одиннадцатом веке. Экспедиции отправлялись на ладьях из Новгорода, перебирались из Белого моря в Карское, плыли по Енисею и Оби. Целью их был мех, приобретаемый у местных племен. Здесь посланники могли услышать истории о животном, которое и могло стать прообразом Кота Баюна, или же увидеть его воочию.

Речь идет, прежде всего, о рыси. На эту хищную кошку указывает привычка Кота сидеть на столбе. Охотничьи повадки рыси именно таковы. Забравшись на дерево, она может долго сидеть на нем, поджидая добычу. Но при этом рысь не будет нападать на человека, так как ее размеры не позволяют ей справиться с ним, тем более — вооруженным.

Амурский тигр — тоже кот

Есть животное, которому по силам одолеть человека, даже если имеются у него копье или топор. Это тигр. В давние времена амурский тигр был значительно более распространен и в Сибири встречался повсеместно.

Этот вид тигра может иметь до метра высоты в холке, а вес его превышает триста килограммов. Мощные клыки и когти делают его смертельно опасным даже для других обитателей леса, в том числе медведей и волков.

Человек же и вовсе справиться в одиночку с тигром может только при отменной физической силе, опыте и хорошем оснащении. Каждый охотник, в одиночку справившийся с тигром, вправе был считать себя ровней богатырям из сказаний.

Обладая громогласным рыком, слышным далеко вокруг, тигр в то же время может и мурчать, а кошачье мурчание, так считалось на Руси, имеет лечебные свойства. В голодное время тигр мог подбираться к деревням, чтобы охотиться на домашних животных, в редких случаях, если сильно голоден, он нападал на людей.

В смешении домашнего кота, рыси и тигра появился чудесный Кот Баюн, сказитель и целитель, но, как и любой представитель кошачьих, способный поменять настроение и превратиться в колдовского зловредного зверя.

Еще по теме:

Кот-Баюн изолировал свою хозяйку

Пушкинское Лукоморье обнаружено на картах

Природа кошек непостижима?

Кошки. Как ими лечиться? Видео

Завели кошку? Ждите перемен в личной жизни!

Домашние животные распознают недобрых гостей

Источник: http://www.rusday.com/articles_new/2018-07-13/8427/

Кот-баюн в славянсокй мифологии

12 ноября 2017 • 2 444 смотр.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет словить Кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.

Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.Обитает Кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей.

В одной из сказок он проживал у Бабы-Яги.

Кот Баюн наделен голосом, который слышно за семь верст, как замурлыкает, так напустит, на кого захочет заколдованный сон, который и не отличишь, не знаючи, от смерти.

В сказках главному действующему персонажу дают задание изловить Кота, как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью.

Чтобы захватить волшебного Кота, герой надевает железный колпак и железные рукавицы.

«… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:

— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.

— А пойдёшь со мной?

— Куда хочешь пойду.

Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл».

русская народная сказка «Пойди туда, не знаю куда»

Кот… Людоед… Огромного размера… Что же это за животное получается?! Не то домашний кот «размером со слона», не то сверх-большая и волшебная чёрная пантера или тигр-меланист. Но всё не так просто.

Крупный родич домашней кошки, напав на свою жертву со спины (рысь на зайца, тигр на оленя, лев на зебру), валит её на землю без особых проблем.

То, что Кот Баюн в битве со своим супостатом этого не сделал, говорит о том, что он всё-таки небольшого размера, скажем, не много больше домашней кошки, раз главный герой (к примеру, Андрей-стрелок) смог принести его на родину в клетке (правильно, ведь кошка на поводке — это нонсенс и смертельная обида животному к тому же). При этом, однако, он обладает достаточной силой, чтобы разбить два железных колпака, а также стальными когтями, которыми он хотел распотрошить царя, когда они были друг другу представлены. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставил его во дворец к своему отцу. Там побеждённый Кот начал служить царю — сказки сказывать и исцелять убаюкивающими словами.
Да, при всём этом Кот Баюн обладал не только разумом и речью, но и рассудком, некоторой порядочностью: приказал ему Андрей-стрелок успокоиться и царя не трогать, он царя и не тронул.

Но у каждой сказки, есть основа, сплетенная из реальных событий, рассуждая, можно составить себе более-менее правдоподобный образ этого, безусловно, мистического Кота. Итак, Кот Баюн – явно лесной житель. Размеры Кота Баюна значительно превосходят размеры обычной домашней кошки.

Это скорее размеры сибирского или амурского лесного кота (длина тела 75-90 см, хвоста – 35-37 см), или даже амурского тигра (возможно, отсюда представление о трехцветной кошке – желто-черно-белой – как о Настоящей, приносящей удачу). Также, возможно, речь идет о рыси.

Так как мы говорим о сибирском, амурском лесных котах, то, скорее всего, место происхождения образа – Урал и Сибирь, когда там жили предки русских – арии. Было это 5 -7 тысяч лет назад. Следовательно, история Кота в русской мифологии насчитывает не менее 5 тысяч лет, а это старше древнеегипетской культуры. Баюн — это кот.

А что такое кот? А это животное, которое бродит само по себе, там, где ему вздумается. Киплинг, когда писал свою сказку про кошек и собак, был совершенно прав. Отношения кошек и людей тоже работают в обе стороны, понять, кто в тандеме «кошка-человек» главный, иногда не просто (это вам не собака, друг человека).

Баюн — это кот в квадрате, и победа Андрея над ним — это мечты людей об окончательной победе над кошками. Кот, который сохраняет свои урождённые кошачьи качества и слушает человека как собака (Не дождётесь!). Какой характер у Баюна.

Да, он убивает всех, кто потревожит его покой, но, в отличие от, скажем, Змея Горыныча, он отнюдь не ищет приключений на собственную задницу, а сидит у себя на столбе (и кто его туда посадил, такого котю со стальными когтями и зубками?), и — всё.

Ну, не всё. Скорее всего, на своём столбе Кот Баюн поджидал добычу (а что ему оставалось делать?). Кот Баюн, как не крути, как не верти, он — людоед, как и любой другой крупный дикий кот, не важно, сказочный или реальный.

Читайте также:  Кровосмешение, инцест - тайны и факты

Именно за пирог и вино приглашали кота баюкать деток в древней Руси. Это уже потом рюмка вина была заменена на «кринку молока», по мере того как изначальный образ Баюна забывался и приближался к домашнему коту. А прежде расплачивались вином, как с человеком.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник: https://drevniebogi.ru/kot-bayun-v-slavyansoky-mifologii/

Коты в книгах: животные в русской литературе

Что сочиняли русские писатели и поэты на самую важную тему в этой вселенной? Вспоминаем котов и кошек в литературе и разглядываем иллюстрации к книгам вместе с Софьей Багдасаровой.

Говорящие

Во-первых, вне конкуренции коты волшебные, говорящие. В сказках есть Кот Баюн — по его прозванию сразу можно догадаться, что он умеет баять (разговаривать). Он сказочник и еще немножко людоед. Его ближайший родич — пушкинский кот ученый из предисловия к «Руслану и Людмиле», который «идет направо — песнь заводит, налево — сказки говорит». Поэт подхватил его из сказок Арины Родионовны.

Их потомок, конечно, — говорящий кот Василий с наследственно-склеротической памятью, живущий при Изнакурноже — из романа «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. А вот в Кыси Татьяны Толстой проявились, скорее, людоедские черты.

Оборотни

Самые запоминающиеся коты — это связанные с нечистой силой, оборотни (поляки придумали для них специальное слово — «котолак»). Вне конкуренции — кот Бегемот из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», названный в честь демона плотских желаний из библейской Книги Иова.

Но самым первым, кажется, был оборотень из «Лафертовской маковницы» Антония Погорельского 1825 года. В этой повести (первой русской романтической фантастике) в кота перекидывается жених, титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин.

Книга вышла всего несколько лет спустя после немецких «Житейских воззрений кота Мурра» Эрнста Теодора Амадея Гофмана — столпа мировой «кошачьей» прозы.

Не мог, разумеется, обойтись без котов-оборотней и Николай Гоголь в своих малороссийских вечерах. В «Майской ночи, или Утопленнице» героиню выживает из дома молодая красотка-мачеха, по ночам обращавшаяся в кошку. В «Вечере накануне Ивана Купала» в черную кошку превращается старуха-ведьма, которая подсказывает, где найти клад.

Впрочем, в кота в восточнославянских сказках может превращаться и положительный герой Иван Кошкин сын; а у Ивана Царевича есть брат Кот Котович.

Назидательные

Даже когда речь идет о совершенно обычных, настоящих животных, безо всякой бесовщины и сверхъестественных сил, писатели не могут удержаться и придают им человеческие черты. Коты становятся олицетворением пороков, например жадности, прожорливости, коварства, хитрости.

Вспомним крылатое «А Васька слушает да ест» из басни Крылова «Кот и повар». Кстати, в стихах, сочиненных около 1812 года, современники узрели сатиру на стремление Наполеона к мировому господству. А его «Кошка и соловей» 1824 года («…Худые песни Соловью в когтях у Кошки») — про цензуру в печати.

«Щука и кот» («…Беда, коль пироги начнет печи сапожник») — вообще про адмирала Чичагова и его неудачи.

Образ кота использовали в своих баснях все любители жанра — Иван Хемницер, Александр Сумароков, Иван Дмитриев, Василий Жуковский, Василий Пушкин, Лев Толстой (в сказках) и Сергей Михалков. А пошло все, разумеется, с Эзопа и Лафонтена.

Загадочные

Отдельное место среди рифмованных котов в русской культуре занимает сюжет «Как мыши кота хоронили».

Уже в 1690-х годах, в самом раннем своде русских пословиц, встречается пословица «Мыши кота на погост волокут», затем она приобретет форму «Мыши кота погребают» и «Мыши кота хоронят».

Сохранилось множество лубков на этот сюжет, которые сопровождаются длинным рифмованным текстом («Небылица в лицах найдена в старых светлицах оберчена в черных трепицах, как мыши кота погребают, недруга своего провожают, последнюю честь ему отдавают…» и т. д.).

Гравюра стала настолько яркой приметой XVIII века, что в «Капитанской дочке» Гринев видит ее в доме капитана Миронова, ее разглядывает на постоялом дворе Рославлев в романе Михаила Загоскина, а у Лажечникова она висит в комнате шутихи в «Ледяном доме».

Ученые долго спорили, что эта гравюра иллюстрировала: царило мнение, что это такая сатира на погребение Петра Великого, придуманная старообрядцами, а в обидных прозвищах других персонажей лубка узнавали его сподвижников. Окончательного мнения о смысле лубка до сих пор нет. Впрочем, есть версия, что так на русской почве преломился сюжет из басни Эзопа, в которой кошка притворилась мертвой, чтобы съесть мышей.

Благодаря изданию начала ХХ века с иллюстрациями Георгия Нарбута эта история, оформленная на русском Василием Жуковским, вошла в золотой фонд наших детских сказок. Но, учтите, что знакомый по этой книге прозаический текст — это облегченная версия.

Оригинал Жуковского 1831 года написан гекзаметром («…Не разведавши дела порядком, / Вздумали мы кота погребать, и надгробное слово / Тотчас поспело…»).

Поэт включил его в свою «Войну мышей и лягушек» — переложение античной поэмы «Батрахомиомахия», пародии на «Илиаду», где вместо троянцев и данайцев сражаются зверушки.

Тот же сюжет более привычным слогом — у Николая Заболоцкого в стихотворении 1933 года «Как мыши с котом воевали»: «Лежит котище — не шелохнется, / С боку на бок не повернется. / Окочурился, разбойник, окочурился, / Накатил на кота карачун, карачун!».

Впрочем, если лубок — действительно иллюстрация данного сюжета, то мыши здесь гораздо умнее героев басни: на лубке, если всмотреться, — лапы кота на погребальной повозке на всякий случай тщательно связаны.

Жизнерадостные

Самое большое раздолье котам, конечно, в детских стихах, считалочках и колыбельных.

Уже Василий Жуковский в 1814 году пишет миленькое: «Котик лысый, котик бедный! / Для чего прыгнул в окно; / На окне был тазик медный, / Тазик, глиняное дно!» Но главные шедевры детских стихов были созданы в ХХ веке.

Отметились все мастера жанра: Агния Барто, Борис Заходер, Самуил Маршак (причем хороши как и его собственные, так и переводные с английского), Сергей Михалков, Юнна Мориц, Андрей Усачев, Даниил Хармс, Саша Черный…

Во второй половине ХХ века коты проникают из детских книжек в мультфильмы: Григорий Остер («Котенок по имени Гав»), Владимир Сутеев («Кто сказал «мяу»?»), Эдуард Успенский («Дядя Федор, пес и кот») и т. д.

Не забудем котов и в прозе: кот Базилио из приключений Буратино Алексея Толстого, правда, опять антропоморфный персонаж.

В 1872 году были опубликованы «Сказки Кота-Мурлыки» Николая Вагнера, где рассказ ведется от лица почтенного Кота (и сказки такие сложные, что написаны они скорее для взрослых, чем для детей).

Надо было дождаться Паустовского, чтобы он в своем «Коте-ворюге» обрисовал наконец животное как нормальный натуралист, в духе Сетона-Томпсона. А Куприн в 1927 году написал рассказ-воспоминание «Ю-ю», про любимую кошечку.

Фантастика тоже не может обойтись без котов: у Кира Булычева есть рассказ «Разум для кота», а в 2004 году русские фантасты даже выпустили антологию «Человек человеку — кот», где есть писатели Дивов, Лукьяненко, Зорич и Каганов.

Котики в Серебряном веке

Начало ХХ века внесло в трактовку кошек в литературе особенную ноту. Начнем с того, что именно тогда уменьшительное «котик» полноправно прописалось на бумаге.

Игорь Северянин так адресуется в 1911 году к одной красавице: «Котик милый, деточка! Встань скорей на цыпочки, / Алогубы-цветики жарко протяни…», а Андрей Белый называет «Котик Летаев» целый роман (предположительно, главного героя зовут Константин).

Сказки, в которых фигурируют коты, мутируют в жанр, который позже назовут магическим реализмом, а то и в вообще нечто неопределимое (как «Мастер и Маргарита»).

Алексей Ремизов пишет на основе славянского фольклора «Посолонь», где есть сказка «Котофей Котофеич».

Проза у него такая узорочная, что первый издатель, в журнале которого выходили параллельно французский и русский варианты текстов, отклонил ее рукопись как непереводимую. Появляются коты и в других текстах Ремизова.

Иногда поэты сочиняют безделки в духе детских стихов, например Ахматова («Мурка, не ходи, там сыч»), Иннокентий Анненский («Без конца и без начала (колыбельная)»). Тэффи развлекалась стихами про любовь Белолапки и Тигрокота. А еще у нее есть очень трогательный рассказ «Кошка господина Фуртенау» про питомицу старика, которая меняла другим людям жизнь.

Кошки становятся темами серьезных стихотворений. В чем-то, наверное, тут поэты берут пример с Шарля Бодлера, активно переводимого в ту эпоху, который посвятил этим зверям не одно произведение.

Сергей Есенин рвет на груди рубаху, стеная в «Ах, как много на свете кошек…» про свою любимицу, из которой его деду сшили шапку. Марина Цветаева восклицает «В кошачьем сердце нет стыда!» («Кошки»).

Ходасевич пишет своему любимцу некролог торжественным слогом: «В забавах был так мудр и в мудрости забавен / Друг утешительный и вдохновитель мой!» и сравнивает его с воробушком Катулла («Памяти кота Мурра»).

Источник: https://www.culture.ru/materials/135272/kotiki-v-russkoi-klassike

Кто из сказочных котов самый популярный? От Баюна и Кота-в-сапогах до Базилио и Бегемота

Например, благодаря Александру Сергеевичу и школьным учителям, все мы прекрасно извещены о том, что есть

К.В.Изенберг; скан из издания «Руслана и Людмилы» 1890г

Хотя Пушкин не называет имени этого высокообразованного животного, знатоки фольклора уверены, что под ним подразумевается сказочный кот Баюн (от древнерусского «баяти» — «рассказывать»). Несмотря на, с виду, безобидные таланты, Баюн не менее опасен, чем сладкоголосые гомеровские сирены.

Своими «байками» кот буквально «убаюкивает» аудиторию, после чего жестоко расправляется с уснувшими. В сказке «Пойди туда — не знаю куда…» из сборника Афанасьева сообщается, что Баюн «сидит на высоком столбе в двенадцать сажон и многое множество всякого люду насмерть побивает».

Герою сказки, чтобы добыть кота, приходится не только бороться со сном, но и использовать множество спецсредств.

Зато укрощённый Баюн оказывается животинкой весьма полезной — его можно и на врага натравить, и использовать, как некоего Кашпировского — считалось, что байки кота излечивают болезни.

Другого персонажа фольклора — Кота Казанского — можно увидеть на многих русских лубках. Согласно легенде, именно в Казани жила порода самых крупных, сильных и умных котов.

Когда город осаждали войска Ивана Грозного, один такой кот даже предупредил казанского хана о вражеском подкопе под стену. Впрочем, иногда казанские коты вели себя не столь благородно — могли, например, перегрызть спящему хозяину горло.

Слухи об этой породе были столь распространены, что Елизавета Петровна для борьбы с мышами в своём дворце попросила привезти кошек именно из Казани.

«Кот казанский, ум астраханский…» Лубок. Россия. XVIII векcommons.wikimedia.org

Есть свой страшный кот и в исландском фольклоре. По традиции во время Святок (которые в Исландии называют Йоль) каждый житель должен был приобрести какую-либо шерстяную обновку.

К тем, кто обновкой не обзавёлся, по ночам мог нагрянуть Йольский кот — чёрное чудище величиной с быка — со всеми вытекающими отсюда последствия.

Недаром в Исландии про нарушителей традиции говорили: «Он надел на себя Йольского кота» (т.е. «навлёк на себя проблемы»).

Что касается литературных котов, то здесь самым популярным до сих пор остаётся герой сказок Шарля Перро (1697) — тот самый, который достался в наследство третьему сыну мельника.

Поначалу несчастный даже хотел пустить столь никчёмное «наследство» на мясо и муфту.

Однако в итоге пройдоха-кот не только «раскрутил» хозяина на сапоги, но и помог тому сделать карьеру при королевском дворе, попутно убив лоха-людоеда.

Надо сказать, что история Кота-в-Сапогах была известна ещё до Перро.

Например, в сборнике итальянца Страпаролы «Приятные ночи» (1550−53) можно встретить похожий сюжет о «Константино счастливчике, каковой благодаря хитроумию своей кошки добывает себе могучее королевство».

Людоеда там нет. Зато кошка так же, как и у Перро, искусно выдаёт своего хозяина за знатного и богатого человека.

Иллюстрация к сказкам Перро.Гюстав Доре; commons.wikimedia.org

.

Ещё одна сказка-легенда у нас практически неизвестна, зато крайне популярна в Англии. Надо сказать, что герой сказки — Ричард Уиттингтон — личность вполне реальная: так звали успешного купца XIV века. Хотя настоящий Уиттингтон происходил из дворян, в сказке он превратился в бедного мальчика, который отправился на заработки в Лондон.

Однажды Дика так замучили грызуны, что он по дешёвке купил кошку, оказавшуюся крайне искусным мышеловом. Уже одного этого таланта ей хватило, чтобы сделать своего хозяина богатым. Сначала кошку арендовал капитан судна, а затем продал её заморскому султану (тоже «измученному мышами») за немалую сумму.

Удивительно, но бедному Дику вернули всю сумму, и его жизнь коренным образом изменилась.

Сказочный Дик Уттингтон стал столь популярным, что подменил собой прототип. Например, когда Реджинальд Эльстрак (1570−1625) изготавливал гравюру с купцом на основе более раннего портрета, заказчик попросил заменить череп, на который опирался рукой Уиттингтон, хрестоматийной кошкой.

Дик Уттингтон и его кошка.обложка книги; members.iinet.net.au

А вот у немецкого писателя Гофмана действительно был любимый кот.

Животное так привыкло спать в ящике стола посреди бумаг, что писатель однажды подумал: «А может, сей смышленый кот тайком пишет книги?» Так на свет родились «Житейские воззрения кота Мурра» (1819), где Гофман сатирически изображал нравы эпохи и пародировал «возвышенные» литературные штампы.

Издание «Житейских воззрений кота Мурра» 1855 года.E. T. A. Hoffmann; commons.wikimedia.

org

О происхождении следующего литературного героя — Чеширского кота — известно, что в первоначальной рукописи Кэрролла «Приключения Алисы под землёй» кота не было — появился он только в печатной версии, и не зря! Взяв за основу местную пословицу, Льюис Кэрролл создал ярчайшего персонажа, способного не только улыбаться, но и постепенно исчезать — вплоть до одной улыбки, висящей в воздухе.

Надо заметить, что в оригинале герой Кэрролла выглядит не столь мило, как на некоторых картинках. Чеширский кот сразу пугает Алису крупными размерами и рядом острых зубов.

В сказках про Пиноккио и Буратино мы видим кота и лису в роли бродяг и мошенников (хотя здесь кот однозначно глупее своей напарницы). Кстати, Алексей Толстой довольно остроумно переделал русское прозвище кота — Васька — на итальянский манер — Базилио.

Иллюстрация к Maraja Libiko; скан из книги

Не забыли писатели и о «демоническом» прошлом чёрных котов. Недаром в знаменитой новелле Эдгара По «Чёрный кот» животное носит имя бога царства мёртвых — Плутона. Правда, в течение новеллы пугает не столько кот, сколько его хозяин-алкоголик, постоянно издевающийся над Плутоном. Мстит убиенный кот лишь в самом конце.

А вот в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» чёрный кот напрямую входит в свиту Сатаны и играет роль своеобразного шута-трикстера.

Говорят, что его прообразом стал собственный кот писателя по имени Флюшка. Правда, в романе кота зовут достаточно странно — Бегемот. Дело в том, что в средневековой мифологии действительно был демон с таким именем, очень подходивший герою Булгакова по характеру.

Внешне канонический демон кота ничем не напоминал. Но и на хорошо знакомого нам бегемота он походил лишь огромным пузом, а голову имел слоновью.

Читайте также:  Число 7 - тайны и факты

О котах мультяшных, музыкальных и научных я расскажу уже в следующий раз.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/animal/articles/77373/

Сказочные и иные герои в жизни: Кот Баюн и Чеширский Кот

Previous Entry | Next Entry

tsimbalКот-БаюнМастер художественной езды по ушам. Внешне практически никогда не бывает красивым, зато довольно обаятелен. В облике почти всегда есть что-то кошачье – но это вам не вальяжный Чеширский кот. Баюн редко обращает на себя внимание – до тех пор, пока не заговорит. Часто у него приятный мягкий голос, но это не главное. Баюн – великолепный рассказчик, умеющий легко пронять и обаять любую аудиторию. А уж если он берет в руки гитару, держитесь, дамы – вы все будете ЕГО. Часто Кот-Баюн – Романтик, как и все романтики — обаятельно безжалостный и достаточно безответственный. Он гордится тем, что не меркантилен – но при этом знает 15-20 дворов друзей и подружек, где ждут с распростертыми объятиями, накормят и спать уложат. При этом Баюн не унижается до просьб – он снисходит… Не высокомерно (он – можно сказать, свой человек в любой компании), но мысль о равенстве даже в голову не придет – Баюны легко становятся неформальными лидерами и авторитетами в силу тех же почти магически способностей «заговаривать». Но настоящей катастрофой Баюн является для юных и романтичных барышень. Пара трогательных песен, и очередная 18-летняя дурочка свято верит, что побитый жизнью, проспиртованный дядя «хорошо под/за сорок», с кучей душещипательных историй вместо имущества за плечами, и с бабой в каждом порту – это и есть «мужчина ее жизни». В лучшем случае, это заканчивается коротким романом, о котором будет что вспомнить и рассказать в женской компании, в худшем – трагедией, поскольку Баюн противопоказан для семейной жизни. Ни семья, ни любовь, ни дети – для него не ценность, чтобы он вам не говорил душной южной ночью. Для Баюна главная персона – ОН САМ. Так было, есть и будет. И его главное хобби – жить легко, интересно, не заморачиваясь и время от времени меняя состав гарема. А уж гарем должен – любить, кормить и не доставать ревностями. Баюн не идживенец и не жадина — он зарабатывает, но просто легко относится к деньгам, и рассматривать его как кормильца по меньшей мере наивно. Забавная подробность: по роду деятельности Баюн скорее физик, чем лирик. Часто это человек с холодной головой логика, и имидж «взрослый среди детишек» — одна из его любимых масок. Один известный мне по юношеским временам Баюн – подполковник и преподаватель военной академии – был именно сурьезный, жесткий даже, с неистощимым «черным юмором». Но стоило ему взять в руки гитару – и из очарованных им красоток можно было составлять икебаны. Золотое время Баюнов пришлось на 70-80-е годы — расцвет авторской песни. Новая формация несколько практичнее, и вместо лирики под гитару часто балуется тренингами (особенно по развитию личности). Провести в компании Баюна – какое-то время – удовольствие, а если Баюн задался целью вас очаровать – наслаждение. Главное, не забывайте, КТО перед вами, и воспринимайте все как качественное шоу. Ну а если вы юная и романтичная мамзель – все же держитесь подальше. P.S. Не люблю приводить примеры, но тут не удержусь: по ссылкам две нежно любимых мной авторских песни, можно сказать, картина маслом «Баюн в своей стихии»

http://tsimbal.livejournal.com/28507.html

http://tsimbal.livejournal.com/102181.html

Чеширский кот

В отличие от собрата Баюна, Чеширский кот производит впечатление человека мягкого. Даже если он работает начальником тюрьмы. Он вальяжен, неспешен, часто – склонен к полноте. Улыбчив и практически никогда не кричит – ни на близких, ни на подчиненных. Чеширский кот предпочитает договариваться.

Встретившись с ним, вы ни на минуту не усомнитесь: с ним можно договориться, и договориться достаточно легко. И расслабитесь. А вот в этом будет ваша большая ошибка, поскольку Чеширский кот – обладатель самых острых и цепких когтей, какие ни одному другому коту даже не снились.

Все что нужно ему, он выдерет из вас практически клещами – при этом мило улыбаясь, так, что у вас язык не повернется ему отказать.Чеширский кот загадочен. Что он на самом деле думает, не знает никто из окружающих, и это незнание в какой-то момент может стоить дорого.

Чеширский кот существует в своей реальности, и если ему действительно будет нужно – вы будете играть по его правилам. Он – гений в области дозирования информации и давания обещаний таким образом, что сдерживать их необязательно.

Это приятель Чеширский дружит и с вами, и с вашими конкурентами, и делится с обоими ровно той долей информации, которая выгодна ему самому. Это босс Чеширский успокаивает ваши тревоги туманными обещаниями, и преподносит ваши результаты выше… нет, не выдавая их за собственные – просто скромно умалчивая об авторстве.

Это партнер Чеширский дает взаимоисключающие обязательства, и делает это в форме, позволяющей «съехать» с их выполнения…Нет, что вы, он не «подставляет Вас», он просто устраивается максимально удобно сам, и ваши трудности, что вы подобно ему, не можете говорить загадками и исчезать частями.

Он – очень неглупый человек, и по-своему неплохой, поскольку гадостей просто так не делает вообще, да и если начинает «исчезать», старается, чтобы все было красиво, аккуратно и вы сохранили к нему наилучшие чувства. Немного злоупотребляет игрой в загадочность. На удивление хорошо разбирается в цифрах (особенно любит и умеет считать деньги).

Не оратор — не любит митингов, публичных выступлений, толпы. Предпочитает решать все вопросы в узком кругу. Любит поесть, часто – настоящий гурман. Привязан к семье, но во все хитросплетения ее никогда не посвящает. Чеширского кота сложно иметь среди друзей или врагов, потому что он – и только он – будет решать, кем вы в данный момент ему являетесь. Лучшее, что Вы можете делать в этой ситуации: понимать, что «все относительно», и учиться тем талантам, которые Чеширскому даны от природы. Пригодится.

Предыдущие серии

Пьеро и кот Базилио — http://tsimbal.livejournal.com/159545.html

Источник: https://tsimbal.livejournal.com/164813.html

Кот Баюн (Сказка) — Хакасская Республиканская Детская Библиотека

Кот Баюн живёт в светлом сосновом лесу. Домик его стоит на пригорке под двумя старыми соснами с золотыми стволами. А с пригорка в ложбину сбегают молодые сосёнки, ярко-зелёные, пушистые, озорные.

Очень любит Кот свой дом, свой лес, где каждое дерево излазил, на каждом камушке посидел, каждую травку понюхал. И то сказать, ведь на родине родному всё родное.

В молодости Кот Баюн нередко и в дальние походы ходил – через три горы переваливал, к большой реке спускался, где росла волшебная мяун-трава.

Едва зачуяв аромат чудесной травы, Кот Баюн начинал урчать и мяукать тем громче, чем ближе подходил к высоким бледно-розовым зарослям.

Когда уже не было никакого терпения идти, Кот невероятным прыжком поднимался в воздух и опускался прямо в середину вожделенной полянки.

Непрерывно мяукая, Кот Баюн начинал рыть землю, доставая зубами и лапами тонкие пахучие корни. Но, как ни велико было желание, он, будучи Котом учёным и воспитанным, не мог себе позволить есть немытую пищу. Подвывая от нетерпения, он нёс добытые корни к реке, мыл их в прозрачной воде и тогда…

Что было тогда, Кот Баюн, несмотря на всё своё красноречие, вразумительно не мог объяснить никому.

Мир на глазах менялся, становился всё прекраснее и добрее, светлел лес, теплело солнце, все птицы сразу запевали самые весёлые песни, и Баюн начинал подпевать им, сначала потихоньку, потом всё громче и громче, и вот уже слышна была только его счастливая и разудалая песня.

Горланя на весь лес, Кот взбирался на самые высокие деревья, прыгал по ним, словно белка, спускался на землю, долго катался, бегал и кувыркался так, что никакому акробату не снилось, пока не засыпал, наконец, от усталости в любимых зарослях.

Утром Кот Баюн просыпался, умывался, спускался попить водички и спокойно уходил домой. Мяун-травы уже не хотелось.

Повзрослев и обленившись, Баюн счёл, что ходить через три горы – слишком дорогая цена и для мяун-травы, наел кругленький животик и окончательно обосновался в родном лесу. А так как через его лес пролегала большая дорога, Кот Баюн скоро нашёл себе новую забаву.

В погожие дни (дождей Баюн терпеть не мог) он ложился в мягкую придорожную траву и ждал, не покажется ли на дороге перехожий бахарь. В те времена много их по земле ходило с гуслями да дудками, с песнями да сказками.

Завидит Кот бахаря, встанет, шубку пригладит, усы подкрутит и навстречу с поклонами – зазывает бахаря в свой дом отдохнуть, кваску выпить да его, Баюнову, душу сказками потешить.

И так полюбил он эти бахаревы сказки да истории, что, бывало, и в дождь на дорогу ходил, сообразив, что в дождь-то бахарь охотнее в тёплую избу пойдёт.

Но не только слушал Кот Баюн бахарей, а и запоминал – да слово в слово! – все их песни, сказки и прибаутки. А когда бахари уходили – а они в конце концов всегда уходили – Кот Баюн сам рассказывал желающим эти истории. Рассказывал-рассказывал, да потихоньку и сам стал сочинять, да так складно, что прослыл самым лучшим бахарем не только в своём лесу, но и в дальних лугах и даже за рекой.

Но в отличие от настоящих бахарей не ходил Кот Баюн по земле, не плавал по морям и рекам, а поживал в своём уютном доме и был этим очень доволен.

Прошли годы. Постарел Баюн, поседела его атласная шкурка, и одиноко стало ему пить молоко по утрам и гулять по лесу. Бахари давно забыли лесную дорогу, то ли нашли обходную, то ли силу свою потеряли, а молодых не научили. Тихо стало в Баюновом доме.

Но Кот Баюн не был бы Баюном, если бы не нашёл себе достойного дела. Стал он малых лесных детишек нянчить, спать укладывать, сказки рассказывать. Полюбили его зайчата да волчата, ежата да медвежата, и все другие зверята.

Матери их не нарадуются – сколь дел переделают, пока детки про мяун-траву слушают, или про серого волка, или про свинку-золотую щетинку.

А больше всех рад старый Баюн – нужным себя почуял, любимым, зверята дедушкой величают, лосихи да оленихи молоком поят, мыши из деревни сыр приносят, лиса вон мясным пирогом угостила.

Угомонит Кот Баюн всех подопечных, придёт домой, сядет на крылечко и на небо смотрит. Любо ему, как звёзды горят-мерцают, как месяц меж ними плывёт, как лёгкие облачка на него набегают. Баюн даже созвездие одно знает – Стожары – и очень этим гордится.

Зимой у Кота работы мало – волчата да зайчата выросли, медвежата спать легли, лисята у родителей охоте учатся. Лежит Баюн на печи да слушает, как воет и стонет вьюга. И так-то ему сладко да радостно, что вот он, старый, лежит в такую непогодь в тепле и неге, и молочко тёплое в кружке стоит, и картошечка сварена.

До того доходит, что когда хорошая погода надолго устанавливается, зовёт Баюн в гости Лешего и просит его за чаем в кулак посвистеть, вьюгу позвать. Леший дивится такой просьбе, а Баюн объясняет, что ему под вьюгу сказки лучше вспоминаются, к летней работе готовиться легче.

Посвистит Леший да и останется у Баюна ночевать, вспомянувшиеся сказки слушать.

Источник: http://xn—-7sbab3bbulzjlg7dvg.xn--p1ai/local-history/knizhnaya-polka/lyudmila-sosnina/kot-bayun-skazka

Кот-Баюн. Интересно — что за кот? Почему ходит по цепи?

С детства знакомые строки:

У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Пойдёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…


И всегда интересно — что за кот? Почему ходит по цепи?

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний.

Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя.

Образ волшебного кота был широко распространён в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным: образ кота учёного — неотъемлемого представителя сказочного мира — он ввёл в Пролог поэмы «Руслан и Людмила».

Пролог был написан в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну, в котором волшебный голос птицы Гамаюн объединился с силой и хитростью сказочного чудовища.

Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» — это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна.

Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт».

Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.

И хотя кошка довольно поздно попала на территорию Руси, зато сразу заняла важное место в жизни человека. Она — непременный персонаж русских сказок. Кот-Баюн был наделен голосом, «слышимым за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого не отличишь, не знаючи, от смерти».

Памятник Коту Баюну Учёному в Киеве.

Ныне «кот учёный» и кот Баюн — очень популярные персонажи. В пространстве интернета «поселилось» множество таких «котов»: от литературных псевдонимов и наименования веб-журнала, до названия лекарственного препарата для кошек «Кот Баюн» и подписей к фотоснимкам.

Источник

Ольга созерцатель

  • Активность: 28k
  • Пол: Женщина

Ольга созерцатель

Источник: https://biblio.temaretik.com/324833460007734145/kot-bayun-interesno-chto-za-kot-pochemu-hodit-po-tsepi/

Кот Баюн — Боги и Мифические Существа — Статьи/Фото/Видео — Необычные загадки и явления

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. 

Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср.

Читайте также:  Статистика самоубийств, причины самоубийств - тайны и факты

также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей.

В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью.

Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу.

Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: — Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.

— А пойдёшь со мной? — Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.

— «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», русская сказка


В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе.

Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван — царевич надевает железный колпак и железные руковицы. Поймав животное, Иван — царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя.  

Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным. Образ кота ученого — неотъемлемого представителя сказочного мира — он ввел в Пролог поэмы «Руслан и Людмила».

Источник: http://wonderwork.ucoz.com/load/bogi_i_mificheskie_sushhestva/kot_bajun/19-1-0-511

Кот как архетип в сказках для детей

Многие века кошка находится возле человека, но всё равно остаётся для него существом, тайны которого он разгадать так и не может.

Своей сообразительностью и изобретательностью кошки отличаются от всех других животных.

Благодаря ловкости и хитрости это животное попало не только в мифологию разных народов мира, но и в литературу и искусство, найдя художественное воплощение и в творчестве русских и зарубежных писателей.

У ряда авторов кот — герой второго плана, поскольку не играет в сюжете главной роли. В таких произведениях кот обычно лежит на коврике и пьет молоко или лакомится сметаной и не участвует в событиях.

У других же писателей кот – главный герой повествования, вокруг которого и разворачивается основной сюжет.

Таковым, например, является Кот в сапогах из сказки французского писателя Шарля Перро «Кот в сапогах».

Сказка «Кот в сапогах» была написана в XVII веке. Она повествует о младшем сыне мельника, которому в наследство от отца достается только кот, когда его старшим братьям отходят мельница и осел. Конечно, юноша не рад такому подарку, но вскоре оказывается, что это животное не обычное, а волшебное.

Кот просит хозяина купить ему пару сапог и обещает сделать его жизнь такой, о которой он и не мечтал. С первых же страниц мы видим, что кот довольно находчивый и хитроумный.

Сын мельника выполняет просьбу своего нового питомца, и с этого момента начинают происходить удивительные события, которые положили начало захватывающим приключениям героя.

Кот в этом произведении – животное, любящее и преданное, готовое ради своего хозяина выполнить любое задание, несмотря на то, что оно может быть очень опасным (например, встреча с людоедом).

Находчивый четвероногий друг смог получить расположение короля и познакомить его со своим хозяином.

Благодаря уму и хитрости кот победил людоеда и завладел его богатствами, что помогло его хозяину жениться на принцессе.

Аналогично кот показан и в русской народной сказке «Волшебное кольцо», где он помогает своему хозяину преодолеть невзгоды и выполнять сложные задания. На образе кота можно исследовать антропологию образных состояний [7, с.355-358].

Совсем иначе представлен кот у К. Паустовского в рассказе «Кот — ворюга». В нем животное показано с отрицательной стороны, «кот — бродяга и бандит». Он ворует еду, устраивает бардак и пугает хозяев дома.

Мы видим типичный образ кота для русского человека: хулиган, проказник, который добывает себе пропитание путем воровства.

Но главной же идеей этого произведения является то, что все-таки, несмотря на подобное поведение, кот, в конце концов, благодаря заботе и ласке становится настоящим хранителем дома и помощником человека. Речь идет о психофизической характеристике кота [2, с.643-646].

Кот – любимый русским народом зверь. С ним составлено много примет и пословиц: «Кошку против шерсти не гладят», «Кошка моется — гостей замывает (зазывает)». Народ считал, что кот благотворно влияет на сон, поэтому его образ нередко можно увидеть в колыбельных песнях. В сказках особенно отчетливо показано отношение человека к коту.

В одних сказках кот – добрый зверь и помощник, в других – хитрое и изворотливое животное, которое жаждет наживы. Чаще коты милосердны и добры как к людям, так и к другим зверям. Так, например, в сказке «Котик – золотой лобик» кот, помогая дедушке и бабушке, дает им капусту, соль и сало. В другой сказке – «Кот, лиса и петух» -он жил вместе с петушком.

Кот был работящий и часто уходил в лес на охоту. Уходя из дома, он наказывал петушку, чтобы тот, если придет лиса, не верил ей и не высовывал головушку, иначе она его унесет. Но сосед не слушался, и коту часто приходилось его спасать. Здесь кот выступает удалым защитником петуха. Причем у кота хороший слух, он заботлив и умен.

То есть в этих сказках кот показан как положительный герой: помощник и спаситель. Иначе кот описывается сказке «Кот – воркот, Котофей Котофеевич». Кот ненасытный и вороватый: то сметану слижет, то всё молоко выпьет. Наестся, ляжет в уголке, приговаривает все – «мало» да «мало». Однако старик не стерпел: взял кота и в лесу одного бросил, чтобы знал, как воровать.

В этих сказках кот очень хитроумный и делает так, чтобы ему было удобно.

В сказках «Кот — серый лоб, козел да баран», «Напуганные медведь и волки» этот зверь – хулиган и вор. Узнав, что хозяйка замышляет недоброе дело, кот решает бежать, прихватив с собой козла и барана.

Оказавшись в лесу, они увидели у костра волков, но кот с помощью хитрости их прогнал и разделил со спутниками их добычу. Здесь мы видим героя, способного напугать даже таких зверей, как волк и медведь.

 

Существует и фантастический образ кота – баюна — персонажа русских волшебных сказок. Это огромный кот-людоед, обладающий чудесным голосом.

Кот-Баюн был наделен голосом, который слышен на больших расстояниях, и мог видеть далеко-далеко, мог на кого захочет, напустить заколдованный сон. Он заговаривает своими сказками пришедших путников и жестоко убивает.

Но тот, кто сможет обхитрить кота и остаться живым, получит спасение от всех недугов, потому что сказки этого кота лечебные.

В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» Андрей-стрелок очутился в тридесятом царстве. Баюн увидел Андрея, разозлился и прыгнул ему на голову. Андрей-стрелок стал бить его прутьями. А кот Баюн сказки начал рассказывать, усыпить пытается, но Андрей его не слушает, бьет и бьет прутом. Кот сдался, и Андрей победил, а как пошел в обратный путь, то и кота за собой увел.

В образе кота находит свое отражение архетип трикстера. Трикстер – это шут, веселый обманщик, разрушитель стереотипов, пересмешник. К.Г. Юнг писал: «Во многих культурах его образ выглядит как старое русло реки, где все еще течет вода.

Лучше всего это обнаруживает тот факт, что основная тема трикстера возникает не только в мифической форме, но проявляется так же наивно и достоверно у ничего не подозревающего современного человека, — всегда, когда он чувствует себя во власти досадных «случайностей», которые с явной злонамеренностью препятствуют его воле и его действиям.

Тогда он говорит о «порче» и «сглазе» или о «законе подлости». Здесь трикстер представлен противотенденциями бессознательного, а в некоторых случаях – своего рода второй личностью более низкого и неразвитого характера… Думаю, что я нашел подходящее определение для этого компонента образа, назвав его тенью» [7, с.345].

В образе кота чаще нет каких-то сдерживающих его поведение факторов и рамок, что говорит об огромной первобытной энергии, которая делает этот образ очень деятельным и активным, не смотря на видимую его леность.

Таким образом, во многих прочитанных русских сказках кот показан хитрым, сообразительным героем, а иногда обманщиком и плутом. Он любит лакомиться вкусной пищей и забавляться играми. Во многих сказках кот помогает и спасает своих хозяев и друзей, проявляя трудолюбие, смелость и находчивость. Но иногда отмечаются и такие отрицательные его качества, как лень и воровство.

Образ кота использовался не только в русских сказках, но и в некоторых сказках разных народов мира. Например, в индонезийской сказке «Кот и обезьянки» этот герой дурачит всех, кто попадается ему на пути.

Под раздачу попадают обезьяны, которым он сначала говорит, что осиное гнездо на дереве – это гонг его дедушки и когда обезьянки просят постучать по нему, кот разрешает, но только когда он уйдет подальше, якобы, чтобы дед его не ругал.

Когда обезьянки стучат, то из упавшего гнезда вылетает огромный рой ос и жалит их. В следующий раз кот снова обманывает глупых зверушек, говорят, что на кустике растут очень вкусные ягоды, которые он охраняет. Обезьяны опять верят ему и набивают этими «ягодами» целый рот.

Но оказывается, что это вовсе не сладкие, спелые и вкусные плоды, а очень острый перец, из-за которого во рту у них начинается настоящий пожар. Здесь мы видим кота вовсе не добрым и милосердным, а хитрым вруном и задирой.

Образ кота соотносится и с архетипдуха. Архетип духа — олицетворение мудрости, доброты, порядочности. Он передаёт накопленный им опыт новому поколению. Все «тянутся» к нему, прислушиваются к его советам.

«Архетип духа в форме человека, домового или животного всегда проявляется в ситуации, когда появляется необходимость в проницательности, понимании, добром совете, решительности, умении планировать, а своих собственных ресурсов для этого не хватает.

Архетип компенсирует это состояние духовного дефицита содержанием, которое восполняет пробел». [7, с 298-299].

Пример этого архетипа мы можем наглядно увидеть в сказке А. Резникова «Кот Леопольд». В этой сказке кот является воплощением спокойствия и мудрости. Он пытается образумить шкодливых мышек и всегда призывает их: «Ребята, давайте жить дружно». Таков и герой сказки «Котенок по имени Гав» Остера Григория Бенционовича.

Черный взрослый кот предостерегает маленького рыжего котенка, которого зовут «Гав» от неприятностей. Ведь с таким именем их ему не избежать. Черный кот помогает малышу убегать от собак, показывает укромные места, где безопасно для жизни и можно ночевать.

Образ ученого кота также представлен в итальянской сказке «Ученый кот», где кот учил принца всем наукам.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что образ кота в сказках может являть воплощением жизненной мудрости, доброты, снисходительности, понимания.

Образ архетипа тени так же находит своё отражение в героях-котах.Тень — это желания, тенденции, переживания, все то, что вытесняется сознанием и уходит в бессознательное. Тень нельзя игнорировать, так как «можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену».

Это темная сторона психики, то что мы пытаемся подавить в себе.«Тень воплощает все, что субъект отказывается признавать в самом себе, и кроме того, всегда навязывает себя субъекту прямым или косвенным путем. К примеру, низменные черты характера и другие несовместимые тенденции»[7, с.300].

Этот архетип находит свое отражение в сказках С.Я. Маршака «Кошкин дом» и «Глупый мышонок». В первой сказке богатая тетя кошка не пускала собственных племянников в свой роскошный дом, которым она всем хвасталась. В другой, где сказке кошка под видом няни съела маленького мышонка.

Так, образ кошки может являть воплощением подлости.

Коты – это животные, которых любят и ценят, ведь кто, как ни кот будет охранять дом от мышей и согревать в холодную зиму? Поэтому ещё можно встретить кота как любимое домашнее животное, не выполняющего роли помощника, спасителя. Он просто находится рядом и радует своим присутствием. Кот приобретает функции универсальной метафоры культуры [3, с.191-193].

Прочитав и сравнив сказки, мы приходим к выводу, что образ кота чаще всего используется именно в сказках. Нам представлен герой, обладающий как положительными, так и отрицательными чертами. Образ кота – это образ русского человека с его недостатками и достоинствами.

В зарубежных народных сказках кота можно встретить не так часто, но и там мы видим его как доброго и умного защитника людей и животных. Во многих сказках кот показан по образу и подобию человека, с чертами, присущими любому из людей.

Каждый видел и знает доброго и милосердного человека, жаждущего помочь ближнему; лживого, лицемерного, для которого важна лишь нажива. Так и коты в сказках показаны с отрицательными и положительными чертами; умные и хитрые, злые и добрые, лживые и вредные.

Образ кота многофункционален, ведь кот выполняет роль помощника и вредителя, спасителя и лжеца.

Литература:

  1. Fando R.A., Valeeva E.V.Conflict harmonization between natural-science and art education. Scienceand Education: materials of the II international research and practice conference, Munich, December 18th – 19th, 2012. Munich: Vela-Verlag, 2012. Vol. II. P. 643-646.
  2. Валеева Е.В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009 — 219 с.
  3. Валеева Е.В. Универсализация метафоры в современном социокультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования 2011. № 1. – С. 82-84.
  4. Круглов. Ю. Г. Русские народные сказки – М.: Просвещение, 1983. – 320 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/102/23223/

Ссылка на основную публикацию