Лаокоон и его сыновья — тайны и факты

Лаокоон (Лаокоонт), жрец Аполлона, убитый богами, чтобы не раскрыл секрет троянского коня

8 января 2014 • 4 669 смотр.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Лаокоон (Лаокоонт), греч. — жрец Аполлона в Трое, трагический герой последнего дня троянской войны.

Не сумев овладеть Троей за девять лет силой оружия, ахейцы решили взять ее хитростью.

По предложению Одиссея они построили огромного деревянного коня, спрятали в нем лучших воинов, сожгли свой лагерь и сделали вид, что уплыли на родину.

Однако в открытом море они развернули свои корабли и укрылись за островом Тенедос. Троянцы обнаружили коня и очень ему удивлялись. Пока они спорили, что с ним делать, в кустах был найден связанный грек Синон.

Сцена из фильма «Елена Троянская» (США, 2003 год)

Поверив утверждениям Синона, будто присутствие гигантского коня в Трое сделает город навеки неприступным, троянцы начали дружно ломать стену, так как конь не прошел бы даже в огромные Скейские ворота.

Один только Лаокоон не утратил бдительности. Он утверждал, что врагам нельзя верить, даже когда они приносят дары, и пытался в одиночку разрушить коня своим копьем.

Однако судьба предназначила, что Троя должна пасть, — и боги заставили Лаокоон замолчать.

Место на раскопках Трои, где были убиты Лаокоон и его сыновья (судя по описанию в мифах)

Из безмятежного моря вынырнули две змеи, направились к обоим сыновьям Лаокоона и начали их душить. Лаокоон бросился на помощь детям, но змеи обвились и вокруг него.

Отчаянно напрягая силы, он пытался разомкнуть их смертельное объятие, но змеи были сильнее, они рвали Лаокоон ядовитыми зубами и убили его вместе с сыновьями, а затем скрылись в храме Афины.

Сопоставив увиденное со лживым рассказом Синона, напуганные троянцы могли дать единственное объяснение смерти Лаокоона: богиня Афина отомстила Лаокоону за кощунственное посягательство на священного коня. Они поспешили втащить коня в город и этим обрекли Трою на погибель.

Ночью Синон выпустил спрятанных воинов и обозначил факелом пролом в городской стене, через который ахейское войско вторглось в город и за одну ночь превратило его в груду дымящихся развалин.

Картина по сюжету мифа о Лаокооне (Франческо Хайес, 1812 год)

История Лаокоона относится к числу наиболее известных сюжетов из античной мифологии.

В этом заслуга не Гомера, который в «Одиссее» говорит о «троянском коне» очень кратко, а имя Лаокоона вообще не упоминает и не Софокла, чья трагедия «Лаокоон» вообще не дошла до нас, и, пожалуй, даже не Вергилия, который посвящает ей значительную часть второй книги «Энеиды».

Скорее всего, Лаокоон известен всем благодаря скульптурной группе «Лаокоон», одному из шедевров эллинистической пластики, а еще больше благодаря скоплению загадок вокруг нее. Эта скульптурная группа была обнаружена в 1506 г., когда на холме Эсквилин в Риме начали копать котлован под фундамент здания.

Поскольку скульптура была сильно повреждена, а некоторые части ее вообще отсутствовали, папа Юлий II предложил Микеланджело дополнить ее. Тот отказался, заявив, что «для этого его дарования недостаточно».

Тем не менее кто-то другой решил, что его собственных дарований для этого вполне достаточно; кто это был, мы точно не знаем, но это не так уж важно, поскольку управление Ватиканских музеев давно уже распорядилось убрать эти дополнения. По вопросу о том, кто, где и когда создал эту скульптуру, возникла целая литература.

Сегодня преобладает мнение, что скорее всего ее создали в 1 в. до н. э. родосские скульпторы Агесандр, Афинодор и Полидор, которых упоминает Плиний Старший (имена их были обнаружены также в 1957 г. на обломках статуи «Лаокоон» в Сперлонго, которая примерно в два раза больше ватиканского «Лаокоона»). В Рим она попала, очевидно, в 1 в. н. э., когда родосский сенат подарил ее императору Тиберию в знак своей покорности Риму: этот дар должен был символизировать тщетность сопротивления судьбе.

Сцена из фильма «Одиссей» (Италия, 1997 год)

«Лаокооновская литература», вдохновленная этой статуей, насчитывает сегодня сотни книг, статей и ученых работ. Правда, в большинстве случаев она находится лишь в отдаленной связи с этим мифом, но можно напомнить, что в ее перечень входит, скажем, «Лаокоон» Лессинга, а в списке авторов — такие имена, как Монфокон, Винкельман, Гёте, Шопенгауэр.

Из антики, кроме ватиканского «Лаокоона», которого ежегодно видит более миллиона человек, заслуживает внимания помпейская фреска «Смерть Лаокоона», обнаруженная в 1930 г. в «доме Менандра».

Из произведений европейского искусства назовем картину Эль Греко «Лаокоон» (1610—1614) и одноименную картину Неймегена (2-я пол. 18 в.

), которая находится в Праге, в Национальной галерее: из пластики — «Лаокоон и его сыновья» Де Фриза (1623, в настоящее время в копии в Вальдштейнском саду в Праге) и конечно же замечательную скульптуру Мештровича «Лаокоон наших дней» (1905, Дом-музей в Загребе).

Кирилл Хрусталев «Лаокоон и сыновья», 2010 год

Копия древней скульптурной композиции в питерском Эрмитаже

Картина по сюжету мифа (Эль Греко, 1604-1614 годы)

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник: https://drevniebogi.ru/laokoon-laokoont-zhrets-apollona-ubityiy-bogami-chtobyi-ne-raskryil-sekret-troyanskogo-konya/

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья», история, фото

В греческой мифологии Лаокоон представляет собой жреца-прорицателя, выходца из Трои. Именно он отговаривал троянцев принять Троянского коня — подарок врагов, за что и был наказан. Богиня Афина Паллада, которая покровительствовала данайцам, разгневавшись, натравила на Лаокоона чудовищных змей, чтобы убить его вместе с двумя сыновьями.

Как мы все знаем, 27 мая 1794 года царицей Екатериной II был издан указ, которым принималось решение о возведении морского торгового порта в Одессе. Но этот указ не был приведен в исполнение при жизни императрицы.

Со временем Павел I, который получил трон после Екатерины ІІ, отменил выданный ею указ и полностью прекратил финансирование строительства порта. Основная деятельность нашего города — торговля приостановилась, Одесса попала в очень тяжелое положение, находясь практически на грани банкротства.

Казалось, что найти выход из такого положения уже невозможно, но местные жители, как обычно, его наши!

Оригинальная скульптура «Лаокоон и его сыновья» была создана еще в 200 году до н.э. Место ее рождения — древний античный город Пергама, который находится на западе Малой Азии. Скульптуру вылили из бронзы. Во второй половине І века до н. э.

благодаря труду достаточно талантливых древнегреческих скульпторов с о. Родос Агесандра и его сыновей Афинодора и Полидора была создана копия скульптуры, но уже из белого мрамора. Она хранится по сегодняшний день в Ватикане. Именно там ее и увидел впервые градоначальник Одессы Г. Маразли.

Скульптура настолько ему понравилась, что он даже заказал себе ее копию, которую в 1870 году установили на даче общественного деятеля. Со временем скульптура изменила свое место и стала украшать улицу Преображенскую.

Лишь с 1971 года скульптура «Лаокоон и его сыновья» находится на месте, где мы ее привыкли видеть – перед зданием Одесского археологического музея.

Скульптура, которой любуются как туристы, так и местные жители выполнена из каррарского мрамора и является точной копией мирового шедевра «Лаокоон и его сыновья». Вы можете увидеть, как в скульптурной композиции запечатлели ужасную, смертельную борьбу у подножия алтаря.

Глядя на скульптуру Вы также испытаете все оттенки борьбы. Вглядываясь в лица Лаокоона и его сыновей, начинаешь понимать, что это последние секунды их жизни. Становиться просто не по себе, по спине пробегает холодок.

Скульптура вызывает кучу мыслей, поэтому не стоит находиться возле нее слишком долго – ощущается какая-то необъяснимая тяжесть.

Скульптура «Лаокоон и его сыновья» является одной из самых красивых в Одессе! Когда будете гулять в центре города, непременно подойдите к ней и полюбуйтесь этим шедевром!

Как добраться?

Добраться до скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья» можно:

  • троллейбусом № 10;
  • маршрутными такси № 100А, 110, 120, 137, 190, 210.

Описание и особенности

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» — это одна из важнейших достопримечательностей Одессы. Красота ее действительно впечатляет. Скульптура является прекрасным украшением нашего города!

Глядя на скульптурную группу Вы можете увидеть, как крепко змеи обвивают тела Лаокоона и его сыновей, пытаясь удушить их своими смертельными объятьями. Изо всех сил всех сил Лаокоон старается избавиться от чудовищ, которые сжимают его тело и отстранить голову змеи, которая так и стремится укусить его бедро.

Один из сыновей Лаокоона также пытается избавиться от змеиных колец, но, как мы видим, безуспешно. В то же время другой сын, уже почувствовал на себе змеиный укус в грудь и действие ее яда.

Он бессилен, мучается, но все еще пытается бороться и спасти свою жизнь. Лица людей выражают боль, страх и глубокое сострадание друг другу.

Когда смотришь на эту скульптуру, понимаешь, как бы не боролись Лаокоон и его сыновья, их гибель совершенно близка и отвратить ее невозможно.

Как бы тяжело ни было смотреть на жестокую казнь ни в чем не виновных людей, скульптуру «Лаокоон и его сыновья» Вы должны увидеть непременно! То, что она изображает, вызовет у Вас бурю эмоций и множество мыслей.

Источник: http://www.bestkv.com/odessa-info/dostoprimechatelnosti/pamyatnik-lokoonu

Амур и тайны Лаокоона

Началось все гораздо раньше, и один из самых знаменитых фальсификаторов и мастеров по подделке произведений искусства — Микеланджело Буонарроти.

Один из величайших мастеров эпохи Возрождения был опытным фальсификатором. Он изготавливал копии, состаривал их и подменял на оригинальные шедевры. Он восхищался произведениями, которые подделывал, и стремился превзойти их в своей работе. Например, изготовил настолько качественную копию гравюры Мартина Шонгауэра, что ее невозможно было отличить от оригинала.

В 1496 году молодой Микеланджело по указанию своего работодателя, флорентийца Лоренцо Медичи, скопировал римскую скульптуру спящего Амура (она также известна под названием «Спящий купидон»). Чтобы состарить ее и придать вид антикварной, статую закопали в землю.

По свидетельству Паоло Джовио, первого биографа Микеланджело, через какое-то время она была продана кардиналу Рафаэлю Риарио, внучатому племяннику папы Сикста IV и крупному коллекционеру римских древностей за 200 золотых дукатов. Микеланджело получил всего 30 монет.

Обнаружив подлог, Риарио обратился к торговцу антиквариатом Бальдассаре дель Миланезе, продавшему ему амура. Тот принял скульптуру обратно и выставил ее на продажу уже как работу Микеланджело, который тогда только входил в моду.

Вырученные деньги в полном объеме пришлось вернуть первому покупателю, правда, скульптор и свои 30 золотых не потерял. А вскоре кардинал Риарио стал первым покровителем Микеланджело в Риме, заказав ему еще несколько работ.

Амур в итоге достался прелату Чезаре Борджиа.

В ХVII веке статуя попала в Англию, и там ее следы теряются. Но похожая хранится в Турине, хотя и считается подделкой,что придает ей особую пикантность.Да, именно изготовление копий принесло Микеланджело первую известность и положило начало его головокружительной карьере.

Микеланджело поставил скульптурные мистификации на поток. Он закупал мрамор в огромных количествах, но на что он уходил — современники долго не понимали. Микеланджело делал копии древнеримских работ.

И это даже помогало ему в карьере, поскольку в те времена отношение к подделкам отличалось от нынешнего.

Эта работа показала технические навыки и продемонстрировала творческий гений, соперничающий с мастерством римлян.

Биограф Джорджо Вазари отмечал: «Он подделывал рисунки старых мастеров так искусно, что копии были неотличимы от оригиналов, он коптил и тонировал бумагу, чтобы состарить ее. У него была возможность взять оригинал и подменить его копией».

Известная скульптура «Лаокоон и его сыновья», авторство которой приписывали родосским скульпторам Агесандру, Полидору и Афинодору, возможно, тоже была «жертвой» Микеланджело.

Предположение о том, что скульптурная группа может быть подделкой Микеланджело, высказала еще в 2005 году исследовательница Линн Каттерсон, которая ссылается на то, что скульптор был в числе первых, кто оказался на месте обнаружения, и был одним из тех, кто ее идентифицировал.

«Лаокоона» прославляли за античное, не христианско-мученическое изображение страдания, за которым не сквозит загробное воздаяние.

«Лаокоон и его сыновья» — несомненный шедевр, о нем знали из текстов древнеримского автора-эрудита Плиния Старшего, автора знаменитой «Естественной истории». Это он указал в качестве авторов трех родосских скульпторов.

Причем Плиний мог видеть только мраморную копию с бронзового оригинала, который не сохранился. Но мраморную копию постигла судьба оригинала, она была утрачена при невыясненных обстоятельствах.

И вдруг в 1506 году всю просвещенную Европу потрясло известие о том, что шедевр найден в подземной пещере под одним из семи холмов, на которых раскинулся Рим. Папа Римский Юлий II немедленно отрядил двоих доверенных людей осмотреть находку. Одним из них был скульптор Микеланджело Буонарроти…

Вскоре скульптура была перевезена во дворец Бельведер, где ее установили в специальной нише. Впоследствии «Лаокоон» породил целую моду в скульптуре на изображение человеческих фигур, закрученных в вихреобразном движении.

И только потом выяснилось, что «Лаокоон» не очень-то подпадает под описания Плиния. Например, находка была сделана из двух кусков мрамора, тогда как Плиний описывал один…

Незадолго до своей смерти, в 1564 году, Микеланджело Буонарроти сжег весь свой архив. Многие считали, что он сделал это для того, чтобы секреты его искусства ушли вместе с ним. Или он скрывал факты фальсификации?

Читайте также:  Опенспейсы - тайны и факты

Источник: https://vm.ru/news/463315.html

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья»

The exquisite Laokoon statue from the Ancient Greek mythologyin front of the Odessa Archaeological Museum,part of the UNESCO World Heritage Site.

Оригинал скульптуры «Лаокоон и его сыновья» увидел свет еще в 200 году до н.э. в Пергаме — древнем античном городе, находящемся в западной части Малой Азии. Это было бронзовое изваяние, не сохранившееся до наших времен.

Однако, благодаря работе талантливых древнегреческих скульпторов с о. Родос Агесандра (автор знаменитой скульптуры «Венера Милосская») и его сыновей Афинодора и Полидора во второй половине І века до н. э. появилась его беломраморная копия.

По свидетельству Плиния, именно этот «Лаокоон» украшал впоследствии дворец римского императора Тита.

Второе рождение скульптура получила в 1506 году: уникальная находка была найдена под землей, в винограднике, на месте Золотого дома римского императора Нерона.

С тех пор древнее изваяние заняло достойное место во дворце Бельведер в Ватикане, где для него была спроектирована особая ниша.

Отреставрированная учеником Микеланджело — Монторсоли скульптура постоянно притягивала к себе восхищенные взгляды художников и других знатоков культуры и простояла здесь почти 300 лет.

Вынужденно сменить Ватиканский музей Пия-Климента на французский Лувр пришлось «Лаокоону» в конце ХVІІІ века по условиям Толентинского договора между папой римским и императором Наполеоном.

А в начале XIX века, после падения Наполеона, благодаря англичанам, состоялось возвращение скульптурной композиции обратно в Ватикан.

На сегодняшний день именно этой скульптуре отдается особое предпочтение ввиду ее максимальной приближенности к оригиналу.

В Одессе находится точная копия мирового шедевра «Лаокоон и его сыновья», выполненная из каррарского мрамора. Однако же и она проделала долгий путь, перемещаясь по городу, прежде чем нашла свое пристанище перед зданием Археологического музея, расположенного за Городской мэрией, на Ланжероновской 4.

Ранее (ХІХ век) эта скульптурная группа украшала аллеи дачного сада Григория Маразли (крупного одесского предпринимателя-миллионера, позднее — градоначальника) на Французском бульваре.

Кстати, именно благодаря Маразли список достопримечательностей Одессы пополнился еще одним замечательным памятником.

Как-то во время путешествия в его душу глубоко запала картина Эль Греко «Лаокоон», а позже, под впечатлением увиденной воочию скульптуры в Ватикане и родилась идея создания еще одной копии, для себя.

Будучи тонким знатоком искусств, он собрал целую скульптурную коллекцию и устроил свой сад скульптур, который, как считали многие, мог составить конкуренцию даже изваяниям знаменитого Летнего сада в Питере. После революции 1917 года скульптура «Лаокоона» перешла в собственность государства и была перенесена в центр города, где много лет стояла в сквере на улице Преображенской.

В основу скульптурной композиции положен миф о Лаокооне из древнегреческой мифологии и сказаний о Троянской войне, ярко изложенных в поэме «Энеида» Вергилия. Лаокоон был главным жрецом (провидцем) в Трое.

Когда троянцы увидели под своей крепостью оставленного греками деревянного коня в качестве «подношения для Афины», то долго рассматривали его, раздумывая, что с ним делать.

Некоторые советовали ввести его в город, чему активно препятствовал Лаокоон, предвидя коварство греков и усмотревший в таком «сюрпризе» затаенную опасность. Он бросил в коня свое копье со словами: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!», что и разгневало богиню Афину.

Когда Лаокоон с сыновьями был у алтаря, на них напали две приплывшие морские змеи, посланные в наказание Афиной — покровительницей греков в их войне с троянцами. После долгой борьбы змеи растерзали жреца и его детей и спрятались в храме Афины.

Троянцы, неверно растолковав предзнаменование, восприняли его как месть богини Лаокоону за непочтение к ней и нежелание принять подношение.

В итоге было решено ввести Троянского коня в город, вместе с которым пришла и погибель, ведь, как известно, внутри коня находились ахейские воины, положившие конец долгой и безуспешной до тех пор осады Трои.

В белом мраморе пирамидальной скульптурной композиции запечатлена смертельная борьба у подножия алтаря: упругие змеиные кольца крепко обвивают, стремясь удушить в своих смертельных объятиях Лаокоона и ни в чем не повинных его сыновей.

Всей своей силой он пытается разорвать опутавших его чудовищ и отстранить змеиную голову, так норовящую укусить его в бедро.

Один из сыновей предпринимает безуспешную попытку освободиться от колец змеи, в то время как другой, почувствовав на себе силу яда змеиного укуса в правую часть груди, медленно ниспадает в муках, но все еще продолжает бороться и отчаянно намеривается отвести от себя, сжимая уже ослабевшей рукой, вторую змеиную пасть. На лицах людей запечатлена боль и глубокое сострадание друг к другу. Но очевидно, что их гибель близка и неотвратима.

Однако существует и другая легенда, раскрывающая причину наказания Лаокоона — о внезапной и губительной страсти. Лаокоон был жрецом Аполлона, который запретил ему вступать в брак и иметь детей. Но муки любви заставили Лаокоона отважиться на святотатство в самом храме.

Женщина-предмет его страсти впоследствии стала его женой и родила ему двух сыновей. Но грех Лаокоона не был прощен и забыт.

Пощады не случилось, и Аполлон наслал на него ядовитых змей с целью удушить только его безгрешных детей, самого же отца оставив мучаться, оплакивая их до конца своих дней, и каяться в своем грехе.

Говорят, что именно эта легенда была более близкой по духу и переживаниям тогдашнему городскому голове Г. Маразли из-за страстной и беззаветной любви к жене своего приятеля Марии.

Но легенд и версий много, а бесспорным остается одно: по истине, скульптурная композиция «Лаокоон» является уникальным творением великих гениев, талантливых мастеров своего дела, сумевших создать прославленный в веках образ трагической, но вместе с тем величественной борьбы человека с неизбежным роком.

Не перестают удивлять потрясающее знание анатомии человеческого тела и виртуозное умение показать его при таком, достаточно неестественном положении фигур, запечатленная энергия движений, выразительность лиц и жестов скульптуры «Лаокоон». Из нее черпали вдохновение и оттачивали свой талант многие мастера эпохи Возрождения, ею восхищались Микеланджело, Бернини и Рубенс.

Глубоко трагичен выбор сюжета: жестокая казнь неповинных людей. Нескончаемые муки запечатлены на лицах Лаокоона и его сыновей, вынужденных тысячелетиями страдать так далеко от Трои. Страдания, которые не под силу излечить даже времени…Иногда кажется, что волна мести продолжает обрушиваться на них в наши дни уже с новой силой, в лице вандалов, выбранных орудием своего гнева Афиной так много веков назад.

Источник: https://volshebnayakofeinya.blogspot.com/2017/05/blog-post_64.html

Скульптура Лаокоон и его сыновья: описание и отзывы

Трагично произведение из паросского мрамора трех ваятелей «Лаокоон и его сыновья». Скульптура изображает тщетные попытки отца и его детей вырваться из смертельных объятий оплетающих их тела змей.

Предыстория мифа

Эта история начинается в очень давние дни. У красавицы Леды, жены царя Спарты Тиндарея, родилась дочь Елена от бога Зевса. Когда она выросла, то стала прекраснейшей из всех смертных.

Много к ней сваталось женихов, но Елена выбрала красавца Менелая. После смерти Тиндарея ему был уготован царский трон.

У царя Трои родился сын Приам. Прорицатель предсказал, что этот мальчик погубит всех троянцев. По указанию царя его выбросили в лес, чтобы он там погиб, но он вырос в прекрасного юношу и мирно пас стада.

Кто-то предлагал бросить его в море, а кто-то – увезти в Трою как знак победы. Это очень важный момент перед созданием образа предсказателя. Жрец Лаокоон, скульптура которого будет рассмотрена, не избежит козней Афины-Паллады.

Простодушие троянцев

Перед согражданами вышел жрец бога Аполлона. Скульптура «Лаокоон» показывает не этот момент. Он умолял сограждан не трогать коня, предсказывал великие бедствия. Лаокоон даже бросил в коня копье, и внутри зазвенело металлическое оружие. Но совсем помутился разум «победителей».

Они не поверили, что надо бояться данайцев, приносящих дары. Они доверились чужестранцу, который сказал, что конь должен умилостивить Афину-Палладу, если они заберут его к себе. Пока он это рассказывал, из моря вышло чудо, посланное Афиной, – две гигантские змеи.

Это совсем убедило троянцев, и они забрали коня в город.

Миф о Лаокооне с сыновьями

На берегу моря молился Посейдону Лаокоон с сыновьями. К ним, извивая тела кольцами и сверкая красными, как угли, глазами и гребнями на голове, все быстрее и быстрее плыли к берегу страшные чудовища. Змеи, выбравшись из моря, набросились на несчастных.

Этот момент отражает скульптура «Лаокоон». Крепко обвились мощными телами змеи вокруг людей и пытаются задушить их. Ядовитые укусы причиняют не только боль, но и несут смерть. Все это показывает скульптура «Лаокоон».

Вот к чему привела беспечная вера в победу жителей Трои.

История находки скульптуры

Две тысячи двести лет назад в Пергаме неизвестные скульпторы из бронзы отлили скульптурную группу, которая изображает смертельную схватку Лаокоона и его сыновей со змеями. Оригинал исчез. Его копию изваяли на Родосе в мраморе греки. В стиле эллинистического барокко дошел до нас «Лаокоон» (скульптура). Автор ее Агесандр Родосский и его сыновья Полидор и Афинодор.

Ее нашел в 1506 году Феликс де Фридис в виноградниках под одним из римских холмов. Там некогда стоял золотой дом Нерона. Как только понтифик Юлий II узнал о ценной находке, то сразу отправил для ее оценки архитектора Джулиано да Сангалло и Микеланджело. Архитектор сразу удостоверил подлинность работы, которую описал Плиний.

Буаонорроти определил, что ее сделали из 2 кусков мрамора, хотя Плиний говорил о цельном камне.

Ее дальнейшая судьба

В конце XVIII века Бонапарт увез скульптурную группу в Париж. В Лувре она была открыта для осмотра, а после поражения Наполеона была возращена англичанами в Ватикан. Сейчас она находится в музее Пия-Климента (Ватикан).

Правую руку Лаокоона нашел в 1905 году чешский археолог Людвиг Поллак в магазине римского каменотеса и передал ее в музей Ватикана. В 1957 году она была вставлена в скульптурную композицию (сведения взяты из статьи на английском языке Digital Sculpture Project: Laocoön).

С нее сделано несколько копий. Итальянские – на острове Родос и в галерее Уффици, московская – в ГМИИ им. Пушкина, одесская – перед зданием музея археологии.

«Лаокоон», скульптура: описание

Если исходить из положения Г. Э. Лессинга, что живопись, скульптура – немая поэзия, то зритель своей собственной фантазий доложен договорить то, что прямо не сказал автор.

Фигура Лаокоона больше всего привлекает внимание из-за того, что она расположена в центре, и еще потому, что авторы тщательно проработали каждую мышцу его мощного тела. Троянец изо всех сил борется с двумя громадными змеями. Силы уже оставляют его, и он начинает оседать на алтарь. Он все еще пытается поддержать себя. Левая нога упирается пальцами в землю.

Правая нога согнута и касается жертвенника. Левая рука напрасно пытается отвести от тела голову змеи. Она уже готова нанести смертельный укус, уже открыт рот и видны смертоносные зубы. Правая рука Лаокоона изогнута и оплетена кольцами все той же змеи. Его голова повернута назад.

Рот открылся в гримасе боли и ужаса от предстоящей смерти сыновей, от напряженной борьбы и осознания собственной неизбежной смерти.

Так выглядит сам прорицатель Лаокоон. Скульптура, описание которой продолжается, вызывает горькие предчувствия неизбежной смерти и Лаокоона, и его сыновей.

Справа от него младший сын полностью обвит кольцами змея. Он поднял дрожащую правую руку, но змей уже укусил его в подмышку. Юноша начинает падать, отходя к алтарю, где находится его отец.

Мы продолжаем рассмотрение скульптурной композиции «Лаокоон с сыновьями». Описание скульптуры заканчивается.

Старший брат слева от отца поворачивает к нему лицо, полное ужаса, с немой просьбой освободить его от обвившего его ногу хвоста змея.

Он сам никак не может справиться с ним одной рукой. Зрителю, однако, кажется, что у него есть надежда статься в живых, что, к сожалению, не соответствует действительности. Они все трое погибнут.

Хочется завершить описание двумя цитатами. Еврипид: «Ничто так не радует богов, как вид человеческих страданий». Хорошо также охарактеризовал греческих богов Софокл: «Боги охотнее помогают человеку, когда он идет навстречу своей гибели».

Интерес римских императоров к этой скульптуре

Римский императорский дом считал себя потомками троянцев. Именно их герой Эней, сын богини Венеры, бежал на берега Тибра. Он женился на Лавинии и основал в ее честь город (Практика-де Маре).

Его брат Асканий основал Альба-Лонго (ныне Кастель Гандольфо). В этом месте через несколько поколений будут рождены основатели Рима, Ромул и Рем.

Римские императоры хвастались, что они ведут происхождение от богов.

Отзывы зрителей

Зрители считают, что Лессинг прав, что при изображении сильной боли, которую испытывает Лаокоон, скульптуру следует подчинить законам красоты. Лаокоон не кричит, а только стонет.

Афина прислала для него несправедливую казнь. Он виновен лишь в том, что предостерег своих сограждан от опасного дара данайцев, которым покровительствовала Афина.

Читайте также:  Стереотипы мышления – как избавиться - тайны и факты

Человек – всего лишь беспомощная игрушка в руках богов.

Источник: https://autogear.ru/article/291/953/skulptura-laokoon-i-ego-syinovya-opisanie-i-otzyivyi/

Лаокоон

ПодробностиКатегория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектурыОпубликовано 02.04.2016 14:57Просмотров: 2202

Более правильное название этой знаменитой скульптурной группы – «Лаокоон и его сыновья». 

Эта скульптурная группа находится в ватиканском музее Пио-Клементино. 

Внутренний двор Бельведера
Музей Пио-Клементино – один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан в XVIII в. по поручению папы Климента XIV и Пия VI с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

Скульптурная группа изображает смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Авторы скульптуры – греческие ваятели с Родоса: Агесандр, Полидор и Афинодор. Эта скульптура была найдена в Риме в 1506 г. Она является мраморной копией второй половины I в. до н. э. с бронзового оригинала 200 года до н. э. в Пергаме, который не сохранился. 

Сюжет

Согласно греческой мифологии, Лаокоон (Лаокоонт) был жрецом бога Аполлона в городе Трое.Жрец – служитель. Жрецы занимались изучением природных явлений, совершали культовые обряды. Жрецы очень уважались в обществе, т.к. считалось, что они были посредниками в общении людей с миром богов и духов.

По своему значению жрецы были предшественниками учёных, юристов, врачей, философов и т. д. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жречества стало духовенство. Жречество сохранилось у некоторых первобытных народов Африки, Южной Америки и Океании.Влияние жречества на общества древних цивилизаций было огромно.

Жрецы даже соперничали с официальными властями в своём влиянии на людей.

Троя (или Илион), как мы знаем, – древний город у побережья Эгейского моря. Трою воспел Гомер в своей поэме «Илиада».

Руины ТроиКогда грекам во время троянской войны не удалось взять Трою, они прибегают к хитрости.

По совету Афины, Эпей (сын Панопея) строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, чтобы стать на якоре по ту сторону острова Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи.

Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать.

Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия и что попытка уничтожить коня принесёт Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей.

Жрец Лаокоон предостерегал сограждан не вводить Троянского коня в город. Тогда Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. Но существует и другой миф: богиня Афина помогала врагам Трои. Поэтому она разгневалась за предостережение, которое сделал Лаокоон, и наслала змей, чтобы они задушили Лаокоона и его сыновей. Именно эта драматическая сцена была запечатлена в 50–30 до н.э. на одной из помпейских фресок, а также в мраморной скульптурной группе родосских ваятелей.

https://www.youtube.com/watch?v=_UfKGP_j1EE

Судьба Лаокоона, советовавшего разрушить коня, убедила троянцев в правде слов Синона: так как городские ворота оказались узкими, троянцы делают в стене пролом и, поместив коня в акрополь, посвящают его Афине. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты внутри коня. Они выходят из засады и сигнальными огнями дают знак греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана.

Описание скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья»

Лаокоон изображён уже обречённым на гибель, он фактически уже не борется, т.к. находится под влиянием боли от змеиного укуса. Лаокоон изображён нагим, одежда его свалилась на ступеньки (возможно, это жертвенник).

По обе стороны от него – два его сына, различного возраста (хотя некоторые утверждают, что у Лаокоона были сыновья-близнецы), они тоже почти совсем нагие.

Все три фигуры обвиты в основном по ногам и рукам двумя громадными змеями, из которых одна кусает Лаокоона в левое бедро, а другая впилась в правую часть груди младшего сына, стоявшего вправо от отца на ступеньках возвышения, но приподнятого кольцом змеи, змея привязала его правую ногу к правой ноге отца. Лицо Лаокоона искажено страданием, рот полуоткрыт, но не в крике, а в желании набрать воздух для дальнейшей борьбы.
Лицо младшего сына выражает ужас; правой рукой он как бы ищет схватиться за что-либо в воздухе, а левой сжимает голову змеи, укусившей его. Старший сын находится в плену у змеи, которая образовала узел вокруг его левой ноги. Левой рукой он старается освободиться от этого узла, а правой, также опутанной змеиным кольцом, возможно, зовет к себе на помощь. Лицо его выражает сострадание к отцу и брату.

История скульптурной группы

Предполагают, что авторы скульпторы (Агесандр, Полидор и Афинодор) жили в начале I в. до н.э. Сама скульптурная группа была найдена в 1506 г. в винограднике гражданина Ф. де'Фредди на Эсквилине в Риме (раньше считалось, что её нашли в термах Тита). В этом же году скульптурную группу передали папе.

Он установил её в ватиканском Бельведере в специальной нише.
В 1798 г. ватиканского «Лаокоона» перевезли в Париж по условиям Тордесильясского договора между Наполеоном и папой римским в качестве контрибуции. Скульптуру была помещена в Музее Наполеона (Лувр) и в 1800 г. открыта для посетителей музея. В 1816 г.

, после падения Наполеона, англичане вернули скульптуру в Ватикан.

«Лаокоон и его сыновья»: отражение в других видах искусства

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» вдохновила немало художников и ваятелей. Конечно, все они творчески переосмысливали известный миф, применяя его к современности.Афинский драматург Софокл (496-406 до н.э.) создал трагедию «Лаокоонт».

Немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы Г.

Э Лессинг написал эстетический трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором он сравнивает два вида искусства: живопись и поэзию на примере скульптуры Лаокоона (под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще).

Художник Эль Греко (1541-1614) написал несколько картин, изображавших жреца и его сыновей. Вот одна из них.

Эль Греко «Лаокоон»Крепость Толедо на картине служит образом легендарной Трои. На фоне Толедо изображены обнаженные человеческие фигуры.

Жрец Лаокоон и один из его сыновей уже повержены на камни, но отец, в отличие от сына, даже в такой ситуации продолжает бороться со змеей. Но битва почти проиграна…

Второй юноша еще стоит на ногах, но змея кусает его бок. Он откинулся назад в бессильном отчаянии.

Справа расположены фигуры свидетелей трагедии. Раньше зрители могли видеть лишь две фигуры, но время реставрации 1955-1956 гг. была обнаружена и третья. Неизвестно, по какой причине была закрашена эта фигура. Считается, что картина не была закончена – помешала смерть художника.

В XIX в. в Одессе появилась копия скульптурной группы. Одесский «Лаокоон» выполнен из каррарского мрамора и в настоящее время установлен перед зданием Одесского археологического музея. В одесском варианте у фигур имеются руки, которых нет у оригинальной скульптуры.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/shedevry-drevnego-i-srednevekovogo-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury/573-laokoon

Книга Новейшая книга фактов. Том 2. Мифология. Религия. Содержание — Почему погибли троянский жрец Лаокоон и его сыновья?

В греческой мифологии Лаокоон – троянский прорицатель, жрец Аполлона. Когда троянцы в недоумении и нерешительности рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня и некоторые предлагали внести его в город, Лаокоон поддержал Кассандру, заявившую, что в коне прячутся вооруженные люди.

С криком: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» – он бросил в коня копье. Оно вонзилось в деревянный бок, отчего оружие воинов внутри коня зазвенело.

После бурной речи Синона, убеждавшего троянцев, что деревянный конь – это священная статуя, пренебрежение к которой обратит против города саму Афину, Лаокоон заявил, что Синон лжет, и обратился к троянскому царю Приаму с требованием не верить его словам. Затем он удалился, чтобы с двумя сыновьями принести жертву Посейдону.

Нужно сказать, что троянцы, девять лет назад забросав камнями жреца храма Посейдона, решили не искать ему замены до окончания войны, а его обязанности на этот срок возложили на Лаокоона. Во время подготовки алтаря к жертвоприношению две огромные морские змеи, посланные Аполлоном, выбрались на берег и, обвившись вокруг сыновей Лаокоона, задушили их.

Поспешившего им на помощь Лаокоона ждал такой же страшный конец. После этого змеи вползли в храм Афины, одна из них обвилась вокруг ног богини, а другая спряталась под ее эгидой.

Увидев это, Приам решил, что деревянный конь – действительно священная статуя, а Лаокоон наказан богиней за то, что вонзил в нее копье, и потому распорядился ввести деревянное чудовище в город. Действительной же причиной гибели Лаокоона и его сыновей было желание Афины убедить троянцев в истинности рассказа Синона и тем самым усыпить их бдительность.

Согласно другой версии, случившееся с Лаокооном и его сыновьями не имело никакого отношения к войне. Аполлон послал морских змей, чтобы наказать Лаокоона за то, что тот вопреки данной им клятве женился и обзавелся детьми (более того, он возлег со своей женой в самом храме Аполлона). По этой версии, свершившие свое черное дело змеи укрылись в храме Аполлона. Некоторые утверждают, что змеи задушили только сыновей Лаокоона, а сам он остался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу.

После гибели Париса на десятом году Троянской войны, разгоревшейся из-за Елены, на ее руку стали претендовать братья Париса Елен и Деифоб. В это время она стала порой вспоминать, что все еще является спартанской царицей и женой Менелая.

Однажды ночью дозорный поймал Елену в тот момент, когда она привязывала веревку к зубцу стены, чтобы сбежать. Ее поймали и привели к Деифобу, который насильно женился на ней, вызвав тем самым большое неудовольствие троянцев.

Когда Одиссей под видом беглого раба проник в осажденный город, Елена не только не выдала его, но и пригласила в свой дом, где объяснила ему, что чувствует себя в Трое пленницей и мечтает вновь оказаться дома.

По некоторым версиям мифа, она помогла Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины – палладий. Однако вечером накануне падения города Елена преднамеренно пыталась спровоцировать засевших внутри деревянного коня греков выдать себя.

Она трижды обошла вокруг коня, поглаживая его бока, и, словно желая позабавить гулявшего с ней Деифоба, стала дразнить спрятавшихся внутри греков, подражая голосам каждой из их жен. Один из греков уже собирался ответить ей, но Одиссей зажал ему рот ладонью.

В ту же ночь Елена вынесла из дома Деифоба все оружие, лишив его возможности оказать сопротивление Менелаю, а некоторые даже говорят, что она сама вонзила кинжал в спину Деифоба. Ворвавшись в Трою, Менелай устремился на поиски Елены, чтобы казнить ее за супружескую измену, однако при виде сияющей прежней красотой жены выпустил меч из рук и простил ее. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, также отказалось от этой мысли.

Ночью, когда ахейцы спустились по веревочной лестнице из чрева деревянного коня, открыли ворота своим товарищам и начали избиение застигнутых врасплох троянцев, Приам желал броситься в гущу боя, однако царица Гекуба уговорила его, слишком старого и немощного для битвы, укрыться у алтаря Зевса во дворце, считая это место безопасным. Здесь прямо на глазах Приама и Гекубы погиб пронзенный копьем их сын Полит. Проклиная нанесшего смертельный удар Неоптолема, сына Ахилла, Приам бессильно метнул в него копье, которое никому не причинило вреда. Приама стащили со ступеней алтаря, уже обагренных кровью Полита, и зарубили на пороге его собственного дворца. Неоптолем, памятуя о своем сыновьем долге, оттащил тело троянского царя на могилу Ахилла и оставил там догнивать с отрубленной головой и непогребенного.

В греческой мифологии Антенор – один из троянских старейшин, свояк и советник царя Приама. Перед началом Троянской войны Антенор принимал у себя в доме Одиссея и Менелая, прибывших в качестве послов для переговоров о возвращении Елены.

Троянцы не только отвергли предложения Одиссея и Менелая, но и намеревались перебить все посольство – лишь запрет Антенора предотвратил этот позорный замысел. После поражения Париса в поединке с Менелаем Антенор на народном собрании троянцев призывал возвратить Елену ахейцам.

Антенор и его жена Феано помогли Диомеду и Одиссею похитить священный палладий – статую вооруженной богини Афины Паллады, от которой зависели судьба и обороноспособность Трои. Он также способствовал успеху затеи греков с деревянным конем.

Благодарные Антенору ахейцы при захвате Трои оставили в неприкосновенности его дом, а его жене и двум сыновьям – Главку и Геликаону – сохранили жизнь. Некоторые говорят, что Антенор основал новое Троянское царство на развалинах старого.

В греческой мифологии Аякс Оилид, или Аякс Малый, – сын Оилея и Эриопиды, царь локров, прибывший под Трою во главе ополчения из Локриды на сорока кораблях. Аякс Малый лучше всех в Элладе метал копье, а в беге отставал лишь от Ахилла. Его воины славились как лучники и пращники.

Силой и ростом Аякс Оилид уступал Аяксу Теламониду (Аяксу Большому). Его легко было узнать по прирученному змею, который в длину превосходил человека и всюду следовал за своим хозяином как собака. Отличался Аякс Оилид также буйным и дерзким нравом.

Читайте также:  Древнеегипетская книга мёртвых - тайны и факты

В ночь падения Трои он обнаружил в городском храме Афины царевну Кассандру, в страхе обнявшую статую богини, и попытался выволочь ее на улицу. Кассандра так крепко держалась за статую, что герою пришлось тащить их вместе. Одиссей услужливо сообщил ахейским вождям, якобы Аякс Оилид надругался над Кассандрой прямо в храме Афины.

Все войско пришло в негодование. Калхант предупредил греческих вождей, что до отправления домой они должны умилостивить Афину за оскорбление, нанесенное ее жрице. Одиссей предложил закидать нечестивца камнями, но Аякс Оилид бежал, нашел убежище у алтаря той же Афины и поклялся, что Одиссей, как всегда, врет.

Кассандра тоже не поддержала обвинение в том, что ее обесчестили. Однако пренебречь пророчеством Калханта было нельзя, поэтому Аякс Оилид выразил свое сожаление по поводу того, что вытащил из храма изваяние богини (по другой версии – опрокинул его), и пообещал искупить свою вину.

Ему не удалось сдержать обещание: при возвращении флота в Элладу разгневанная Афина разбила бурей у Кикладских островов греческие корабли, а в том числе и корабль Аякса Оилида, метнув в него перун. Сам Аякс Оилид спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон разбил трезубцем скалу, и герой утонул.

Жители Локриды по решению оракула искупали святотатство Аякса Оилида в течение тысячи лет, ежегодно посылая в Трою двух дев для прислуживания в храме Афины. Коротко остриженные, в одних хитонах и босые, они выполняли самую грязную и тяжелую работу, никогда не покидая храма.

42

Источник: https://www.booklot.ru/genre/spravochnaya-literatura/entsiklopedii/book/noveyshaya-kniga-faktov-tom-2-mifologiya-religiya/content/2600012-pochemu-pogibli-troyanskiy-jrets-laokoon-i-ego-syinovya/

Амур и тайны Лаокоона

Массовая проверка произведений искусства музейного хранения идет по всему миру. Причиной тому — подозрения, что половина всех экспонатов — подделки xix века.

Началось все гораздо раньше, и один из самых знаменитых фальсификаторов и мастеров по подделке произведений искусства — Микеланджело Буонарроти.

Один из величайших мастеров эпохи Возрождения был опытным фальсификатором. Он изготавливал копии, состаривал их и подменял на оригинальные шедевры. Он восхищался произведениями, которые подделывал, и стремился превзойти их в своей работе. Например, изготовил настолько качественную копию гравюры Мартина Шонгауэра, что ее невозможно было отличить от оригинала.

В 1496 году молодой Микеланджело по указанию своего работодателя, флорентийца Лоренцо Медичи, скопировал римскую скульптуру спящего Амура (она также известна под названием «Спящий купидон»). Чтобы состарить ее и придать вид антикварной, статую закопали в землю.

По свидетельству Паоло Джовио, первого биографа Микеланджело, через какое-то время она была продана кардиналу Рафаэлю Риарио, внучатому племяннику папы Сикста IV и крупному коллекционеру римских древностей за 200 золотых дукатов. Микеланджело получил всего 30 монет.

Обнаружив подлог, Риарио обратился к торговцу антиквариатом Бальдассаре дель Миланезе, продавшему ему амура. Тот принял скульптуру обратно и выставил ее на продажу уже как работу Микеланджело, который тогда только входил в моду.

Вырученные деньги в полном объеме пришлось вернуть первому покупателю, правда, скульптор и свои 30 золотых не потерял. А вскоре кардинал Риарио стал первым покровителем Микеланджело в Риме, заказав ему еще несколько работ. Амур в итоге достался прелату Чезаре Борджиа.

В ХVII веке статуя попала в Англию, и там ее следы теряются. Но похожая хранится в Турине, хотя и считается подделкой, что придает ей особую пикантность. Да, именно изготовление копий принесло Микеланджело первую известность и положило начало его головокружительной карьере.

Микеланджело поставил скульптурные мистификации на поток. Он закупал мрамор в огромных количествах, но на что он уходил — современники долго не понимали. Микеланджело делал копии древнеримских работ.

И это даже помогало ему в карьере, поскольку в те времена отношение к подделкам отличалось от нынешнего.

Эта работа показала технические навыки и продемонстрировала творческий гений, соперничающий с мастерством римлян.

Биограф Джорджо Вазари отмечал: «Он подделывал рисунки старых мастеров так искусно, что копии были неотличимы от оригиналов, он коптил и тонировал бумагу, чтобы состарить ее. У него была возможность взять оригинал и подменить его копией».

Известная скульптура «Лаокоон и его сыновья», авторство которой приписывали родосским скульпторам Агесандру, Полидору и Афинодору, возможно, тоже была «жертвой» Микеланджело.

Предположение о том, что скульптурная группа может быть подделкой Микеланджело, высказала еще в 2005 году исследовательница Линн Каттерсон, которая ссылается на то, что скульптор был в числе первых, кто оказался на месте обнаружения, и был одним из тех, кто ее идентифицировал.

«Лаокоона» прославляли за античное, не христианско-мученическое изображение страдания, за которым не сквозит загробное воздаяние.

«Лаокоон и его сыновья» — несомненный шедевр, о нем знали из текстов древнеримского автора-эрудита Плиния Старшего, автора знаменитой «Естественной истории». Это он указал в качестве авторов трех родосских скульпторов.

Причем Плиний мог видеть только мраморную копию с бронзового оригинала, который не сохранился. Но мраморную копию постигла судьба оригинала, она была утрачена при невыясненных обстоятельствах.

И вдруг в 1506 году всю просвещенную Европу потрясло известие о том, что шедевр найден в подземной пещере под одним из семи холмов, на которых раскинулся Рим. Папа Римский Юлий II немедленно отрядил двоих доверенных людей осмотреть находку. Одним из них был скульптор Микеланджело Буонарроти…

Вскоре скульптура была перевезена во дворец Бельведер, где ее установили в специальной нише. Впоследствии «Лаокоон» породил целую моду в скульптуре на изображение человеческих фигур, закрученных в вихреобразном движении.

И только потом выяснилось, что «Лаокоон» не очень-то подпадает под описания Плиния. Например, находка была сделана из двух кусков мрамора, тогда как Плиний описывал один…

Незадолго до своей смерти, в 1564 году, Микеланджело Буонарроти сжег весь свой архив. Многие считали, что он сделал это для того, чтобы секреты его искусства ушли вместе с ним. Или он скрывал факты фальсификации?

Источник: https://kino.rambler.ru/other/39171487-amur-i-tayny-laokoona/

Подделка тысячелетия

От подозрений в фальсификации не застрахован никто — ни люди, ни предметы. Один из подозреваемых — титан эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти, который мог одурачить весь мир 500 лет назад, создав подделку знаменитой античной статуи.

«Лаокоон и его сыновья» — одна из самых знаменитых скульптур античности, дошедших до нас. Мы помним ее еще со страниц школьного учебника по истории.

В 2005 году американская исследовательница Линн Каттерсон публично заявила о том, что на самом деле человечество имеет дело с одной из самых громких и виртуозных афер в истории, автор которой — не кто иной, как великий скульптор, художник и поэт эпохи Ренессанса Микеланджело Буонарроти.

Всемирно известная скульптура изображает один из ключевых мифологических сюжетов из истории Троянской войны.

Когда хитрые греки сделали вид, что отступили, оставив под стенами города гигантского деревянного коня, то человеком, предостерегавшим троянцев от того, чтобы принять этот «дар», был жрец Аполлона по имени Лаокоон. Он предрекал гибель города, если деревянное чудовище будет внесено за стены.

Для доказательства того, что конь — это ловушка, Лаокоон даже метнул в него копье. Наконечник пробил бок фигуры и ранил одного из греческих воинов, сидевших внутри. Но тот стерпел боль и не проронил ни звука.

Тем не менее аргументы Лаокоона произвели на троянцев сильное впечатление. Они почти уже решили сжечь подозрительного деревянного коня. Но тут из моря вылезли две гигантские змеи, которые обвили Лаокоона и двух его сыновей-близнецов — Антифанта и Фимбрея. На глазах у потрясенных троянцев змеи проглотили юношей, а затем задушили несчастного отца.

Люди решили, что Лаокоон прогневал богов своими сомнениями. На самом же деле змей наслал бог Аполлон, который своим троянским жрецом был не слишком доволен. Жители Трои втащили гигантскую фигуру в город и тем определили свою печальную участь.

Следующей ночью греческие воины, вылезшие из чрева деревянного коня, открыли ворота, и Троя была предана огню и мечу.

У этого мифа много вариантов — иногда змей насылает Афина, а не Аполлон. Иногда они убивают только сыновей, оставляя Лаокоона страдать от их потери. Но главный сюжет — о предостережениях, которым троянцы не поверили и тем себя погубили, сохранялся.

Трагическая участь Лаокоона и его детей вдохновляла древних мастеров. И около III века до нашей эры в Пергаме была отлита из бронзы статуя, изображавшая самый драматический момент — борьбу с гигантскими змеями, обвившими несчастных.

Спустя полтора столетия, во второй половине I века до нашей эры, три греческих скульптора с острова Родос решили повторить пергамский шедевр (делалось это уже во времена римского владычества, а римляне очень любили заказывать копии с древнегреческих образцов). Их звали Агесандр, Полидор и Афинодор. Свой вариант «Лаокоона и его сыновей» они изваяли из мрамора.

Бронзовый оригинал не сохранился до наших дней, погибнув где-то во мраке веков. Долгое время считалось, что мраморная копия тоже утрачена.

О ее существовании в Средние века знали только благодаря описанию, оставленному Плинием Старшим.

Но в 1506 году всю просвещенную Европу потрясло известие о том, что знаменитый шедевр найден в подземной пещере под одним из семи холмов, на которых раскинулся Рим.

Как только об этом узнал папа римский Юлий II, бывший покровителем искусств, он сразу же отправил своих доверенных людей осмотреть находку. В эту мини-комиссию вошли два человека — архитектор Джулиано да Сангалло и великий художник и скульптор Микеланджело Буонарроти. Вместе они осмотрели найденную статую, и да Сангалло уверенно заявил: «Это Лаокоон, которого упоминает Плиний».

Вскоре скульптура была перевезена во дворец Бельведер, где ее установили в специальной нише. Восхититься скульптурой приезжали ценители прекрасного со всех концов Европы.

Художников Ренессанса восхищала сложная многофигурная композиция. Впоследствии «Лаокоон» породил целую моду в скульптуре на изображение человеческих фигур, закрученных в вихреобразном движении.

Появился даже специальный термин — figura serpentinata.

Помимо совершенства работы, скульпторов и художников эпохи Возрождения восхищало в «Лаокооне» эмоционально показанное страдание. При этом эмоция сильно отличалась от изображений христианских мучеников.

Лаокоон и его дети страдали без надежды на загробное воздаяние и спасение души. Это было давно забытым и утраченным наследием языческой эпохи.

Ничего удивительного, что в эпоху переосмысления отношений между человеком и Богом, какой был Ренессанс, эти смыслы, скрытые в античной скульптуре, вызывали повышенный интерес.

Люди до сих пор восхищаются античным шедевром, изучают его, делают копии. И даже не подозревают, что, вполне возможно, рука древнего грека или римлянина никогда не касалась этого мрамора.

Микеланджело известен не только как великий художник, скульптор, архитектор и поэт, но и как великий честолюбец — вопросы собственного первенства по отношению к конкурентам он воспринимал крайне болезненно. Об их соперничестве с другим титаном эпохи Возрождения — Рафаэлем Санти — ходят легенды.

Кроме того, Микеланджело был и мошенником. В молодости, остро нуждаясь в деньгах, он занимался фальсификацией скульптурных работ модных мастеров и продавал их не слишком искушенным и разборчивым коллекционерам. Сколько таких подделок было изготовлено будущим классиком — неизвестно.

Но исследователи его биографии давно обратили внимание на то, что молодой Микеланджело довольно активно закупал мрамор, а вот что он из него делал — непонятно. Приход материала не сходится с расходом на известные работы. А денег у Микеланджело тем временем становилось все больше.

Для него, выросшего в небогатой (хоть и гордившейся знатным происхождением) семье, денежный вопрос имел серьезное значение.

Линн Каттерсон, выдвинувшая версию о том, что и «Лаокоон» может быть подделкой, изготовленной Микеланджело, указывает на ряд несоответствий в истории обнаружения скульптуры. Например, на ее отменную сохранность, несмотря на прошедшие века.

Кроме того, совершенно непонятно, как вообще скульптура попала в подземное хранилище и почему ее не нашли раньше.

Наконец, известный нам «Лаокоон» частично не сходится с описанием Плиния Старшего — он изготовлен из двух кусков мрамора, а не из одного, как указывал римский писатель.

Однако к 1506 году Микеланджело уже не был молодым и нуждающимся в деньгах дебютантом. Ему был 31 год, и его слава уже гремела повсюду. Для чего серьезному, состоявшемуся мастеру могло потребоваться так рисковать своей репутацией и изготавливать подделку? Ведь если бы афера вскрылась, то скандал бы грянул нешуточный.

Дело в том, что как раз примерно в это время у Микеланджело осложнились отношения с его главным покровителем — папой Юлием II. От благоволения понтифика серьезно зависело то, будет ли Буонарроти получать престижные заказы.

Микеланджело нужно было громкое событие, которое, с одной стороны, привело бы папу в хорошее расположение духа, а с другой — дало бы скульптору возможность лишний раз продемонстрировать свою исключительную ценность и лояльность.

Обнаружение и экспертиза знаменитого античного шедевра, о котором будет говорить вся Европа, подходили для этого как нельзя лучше. Запасов мрамора у Микеланджело было предостаточно, описание Плиния он знал назубок, а уж мастерства ему точно хватило бы.

Если это предположение верно, то стоит заметить, что план сработал — к концу 1506 года Буонарроти помирился со своим покровителем. А спустя год с небольшим получил от Юлия II один из главных заказов в своей жизни — роспись потолка в Сикстинской капелле.

Но, скорее всего, Микеланджело преследовал отнюдь не только меркантильные цели. Ему и правда было интересно потягаться с легендарными мастерами прошлого.

И ответить на вопрос — хватит ли его таланта и умения на то, чтобы обмануть весь мир? Если он, правда, ставил перед собой такую задачу, то можно только представить, какие чувства испытывал скульптор, слушая рассуждения коллег о совершенстве «античного Лаокоона».

Последним штрихом в этой истории стоит считать тот факт, что незадолго до своей смерти, в 1564 году, Микеланджело Буонарроти сжег весь свой архив. Многие считали, что он сделал это для того, чтобы секреты его искусства ушли вместе с ним. Но, может быть, великий мастер хотел скрыть что-то еще?

Виктор БАНЕВ

Ещё интересные материалы с сайта «Загадки истории»

Источник: http://zagadki-istorii.ru/artefakt-68.html

Ссылка на основную публикацию