Захват рима готами (410 год) — тайны и факты

Падение Рима в 410 году

Всю эпоху с IV по VII в. называют временем Великого переселения народов. Действительно, тогда десятки племен покинули края, где они жили сотни лет, и отправились на завоевание новых земель.

Карта всей Европы изменилась до неузнаваемости. Волны нашествий стерли с нее Западную Римскую империю, на месте которой возникли королевства германцев. Рухнул великий Рим и под его обломками — весь античный мир.

Европа вступала в средневековье.

Начало Великого переселения народов

В III в. германские племена то и дело прорывали укрепленную границу Римской империи. С невероятными усилиями римским войскам удавалось выбивать варваров обратно. И хотя часть пограничных земель пришлось оставить, империя держалась.

Настоящая катастрофа началась с появлением в Европе кочевых племен гуннов. По неведомым причинам они покинули азиатские степи у границ далекого Китая и двинулись в тысячекилометровый путь на Запад. В 375 г.

гунны обрушились на германские племена готов, жившие к тому времени в северном Причерноморье за пределами Римской империи. Готы были прекрасными воинами, но орды гуннов скоро сломили их сопротивление. Одна часть готов — остготы — покорилась гуннам.

Другая — вестготы — всем народом отступила к римским границам, надеясь хотя бы ценой подчинения Риму спастись от неслыханного врага, явившегося из бесконечных далей Азии.

Римляне готов пропустили, но земли у границы для расселения племени дали мало, к тому же скверной,— еды на всех не хватало. Римские чиновники продовольствие поставляли плохо, издевались над готами, вмешивались в их дела. Терпению вестготов скоро пришел конец.

Измученные страданиями последнего года, они восстали все как один против империи и с решимостью отчаяния пошли на Константинополь — восточную столицу империи. В 378 г. недалеко от города Адрианополя племена вестготов встретила лучшая римская армия во главе с самим императором Валентом.

Готы бросились в бой с готовностью всем погибнуть в сражении или победить — отступать им было некуда. Через несколько часов страшной битвы прекрасное римское войско перестало существовать, а император погиб.

От Адрианопольской битвы империя так и не смогла оправиться. Настоящих римских армий больше уже не было. В грядущих сражениях империю защищали наемники, чаще всего те же самые германцы.

Германские племена за большую плату соглашались стеречь от других германцев римские границы. Но защитники эти, конечно, не отличались надежностью.

Никакая плата наемным чужеземным воинам не могла заменить былой мощи римского войска.

Что же до рядовых подданных империи, то они не горели желанием защищать свое государство. Многие считали (и не без оснований), что жизнь при завоевателях-германцах все равно не станет тяжелее, чем под гнетом римских сборщиков налогов, крупных землевладельцев и чиновников.

Слишком верный Стилихон

Со времен Ганнибала не видел Рим под своими стенами чужеземных армий. Да и сам великий карфагенянин не решился осаждать «Вечный город», не говоря уже о том, чтобы идти на его штурм.

За столетия, миновавшие с тех пор, Рим стал столицей величайшей державы древности.

Римские железные легионы так далеко отодвинули границы империи, что сама мысль о возможности захвата Рима пришедшими откуда-то недругами кому угодно показалась бы невероятной и даже кощунственной. Теперь все изменилось…

Пока император Гонорий, которому после раздела Римской империи в 395 г. досталась западная ее часть, был еще ребенком, все бремя власти легло на его опекуна — прекрасного полководца Стилихона.

Стилихон сам был германцем из племени вандалов, но он самоотверженно отбивал нападения варваров. «Надолго ли хватит верности этого германца?» — злобно ворчали многие римляне, недовольные возвышением варвара.

Кто-то из них упорно нашептывал Гонорию, что Стилихон, дескать, сам хочет стать императором. Гонорий прислушался к наветам и приказал убить лучшего полководца империи.

Горе побежденным

После смерти Стилихона некому было возглавить оборону Рима от вторжений варваров. Гонорий беспомощно наблюдал из своей укрепленной столицы — Равенны за тем, как вестготы, возглавляемые вождем Аларихом, подошли к самым стенам Рима.

Взять мощные укрепления Рима было Алариху не под силу — и он начал долгую осаду города. Когда измученные осадой римляне решили узнать, на каких условиях они могли бы сдаться, Аларих потребовал отдать ему все золото, все ценности и всех рабов-варваров.

«Что же тогда останется у римлян?» — возмущенно спросили горожане. «Жизнь», — холодно ответил Аларих.

В тот раз вестготам и римлянам удалось договориться, и Аларих снял осаду. Правда, чтобы удовлетворить варваров, римлянам пришлось переплавить множество серебряных и золотых статуй, в том числе и скульптуру, изображавшую Доблесть. Действительно, римская доблесть была уже в прошлом.

Это стало окончательно ясно всего через два года, когда Аларих вновь осадил Рим. Теперь ни отразить вестготов, ни откупиться от них римлянам не удалось…

Кто и как открыл ворота «Вечного города» варварам, так в точности и неизвестно. Но в 410 г. Рим пал. Три дня грабили город вестготы. Тысячи римлян были проданы в рабство или бежали из города.

Оставаться в Риме Аларих не пожелал и ушел на север.

Аврелий Августин

Падение Рима произвело устрашающее впечатление на современников. Многие были уверены, что гибель «Вечного города» означает и скорый конец всего мира.

Особенно часто говорили об этом христиане: «Увы! Мир гибнет, а мы пребываем в наших грехах; императорский город и славу Римской империи пожрал огонь!».

Люди страдали не только от бесконечных войн и насилий — их охватывало отчаяние из-за того, что на их глазах рушилось все, что казалось незыблемым: гибла великая империя, теряли силу законы, бунтовали рабы, варвары покоряли римлян. Как жить в этом ужасном мире, ради чего?

Это душевное смятение, вызванное падением великого Рима, лучше всех, пожалуй, передал в своих сочинениях Аврелий Августин, знаменитый мыслитель, прошедший в поисках истины сложный путь от языческой философии к христианству.

Последние 34 года жизни Августин был епископом маленького города Гиппона в Северной Африке, неподалеку от Карфагена. Самым известным сочинением Августина стала его большая книга «О граде Божием».

В ней епископ Гиппона среди прочего хотел объяснить, почему стало возможным падение Рима. Это расплата, пишет Августин, за насилие, которое Рим творил над другими народами на протяжении многих столетий, за изнеженность и безнравственность, царившие в империи.

И конечно, будучи христианином, Августин видит в падении Рима справедливое возмездие язычникам за гонения на христиан, за отказ от истинной, по его мнению, религии.

Августин — автор многих богословских сочинений. Не случайно епископа Гиппона до сих пор почитают и в православной, и в католической церкви, при этом у католиков Августин — один из самых главных святых.

Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) о взятии Рима готами в 410 г.

Я расскажу, каким образом Рим был взят Аларихом.

Этот предводитель варваров долгое время осаждал Рим и, не имея возможности овладеть им ни силой, ни хитростью, придумал следующее.

Из своих воинов он выбрал триста человек, ещё безбородых молодых людей, которые выделялись своей знатностью и храбростью, превышавшей их возраст, и тайно сообщил им, будто он намерен подарить их некоторым знатным римляйам.

Он приказал держать им себя у римлян очень скромно и добродетельно и усердно выполнять все, что им прикажут их господа, а спустя некоторое время, в заранее назначенный срок, в полдень, когда их господа, как обычно, погрузятся в послеобеденный сон, они все должны будут устремиться к тем городским воротам, которые называются Салариевыми (то есть Соляными), и, внезапно напав на стражу, истребить ее и быстро растворить ворота.

Такой приказ отдал Аларих молодым воинам и в то же время отправил послов к сенату с заявлением, что он, дивясь приверженности римлян к своему императору, не намерен больше их терзать, а из уважения к их мужеству и верности дарит на память каждому сенатору по несколько рабов.

Вскоре после этого официального заявления Аларих отослал в Рим своих молодых людей, а войску отдал приказ готовиться к отступлению, чтобы римляне могли это видеть.

Римляне обрадовались заявлению Алариха, приняли дар и возликовали, не заподозрив коварства со стороны варвара.

Исключительная покорность, которую проявили присланные Аларихом молодые люди, уничтожила всякие подозрения, а войско частично действительно стало отступать, другие же воины делали вид, что готовятся к снятию осады.

Настал назначенный день Аларих повелел своему войску вооружиться и наготове стал ждать у Салариевых ворот, где он располагался с самого начала осады.

Молодые люди в условленное время сбежались к Салариевым воротам, внезапно напали на стражу, перебили ее, беспрепятственно отперли ворота и впустили в Рим Алариха и его войско.

Варвары сожгли здания, находившиеся поблизости от ворот, в том числе дворец Саллюстия, древнего римского историка. Большая часть этого дворца в наполовину обгорелом виде существовала и в мое время.

Варвары ограбили весь город, перебили большую часть населения и отправились дальше.

Рассказывают, что в Равенне один придворный евнух, выполнявший обязанности птичника, сообщил Гонорию, что Рим погиб. «Да я только что кормил его своими руками!» — воскликнул Гонорий (у него был огромный петух по кличке Рим). Евнух, поняв ошибку императора, пояснил, что город Рим пал от меча Алариха.

Тогда Гонорий, успокоившись, сказал: «Друг мой, я подумал, что околел мой петух Рим» (В греческом и латинском языках название Рим — женского рода (звучит «Рома»), соответственно, в подлиннике Прокопия речь идет не о петухе, а о курице, названной именем «Вечного города».).

Такой недотепа, говорят, был этот император.

Некоторые уверяют, что Рим был иначе взят Аларихом: якобы одна женщина по имени Проба, богатая и знатная, принадлежавшая к сенаторскому сословию, сжалилась над римлянами, которые погибали от голода и прочих бедствий и стали уже питаться человеческим мясом. Проба, не видя никакой надежды на спасение, так как река и порт были во власти врага, приказала своим рабам ночью отпереть городские ворота и впустить варваров.

Читайте также:  Приметы про кашу - тайны и факты

Проповедник Сальвиан (V в.) о бегстве римлян к варварам

Бедные обездолены, вдовы стенают, сироты в презрении, и настолько, что многие из них, даже хорошего происхождения и прекрасно образованные, бегут к врагам.

Чтобы не погибнуть под тяжестью государственного бремени, они идут искать у варваров римской человечности, поскольку не могут больше сносить варварской бесчеловечности римлян.

У них нет ничего общего с народами, к которым они бегут; они не разделяют их нравов, не знают их языка и, осмелюсь сказать, не издают зловония, исходящего от тел и одежды варваров; и тем не менее они предпочитают смириться с различием нравов, нежели терпеть несправедливость и жестокость, живя среди римлян.

Они уходят к готам… или к другим варварам, которые господствуют повсюду, и совсем не жалеют об этом. Ибо они желают быть свободными в обличье рабов, а не рабами в обличье свободных.

Римского гражданства, некогда не только очень уважаемого, но и приобретавшегося за высокую цену, ныне избегают и боятся, ибо оно не только не ценится, но вызывает страх… По этой причине даже те, кто не бежит к варварам, все равно вынужден превращаться в варваров, как это происходит с большинством испанцев и многими галлами, равно как и со всеми, кого на обширных пространствах римского мира римская несправедливость побуждает отрекаться от Рима.



Источник: http://biofile.ru/his/12139.html

Как вестготы Рим разорили

24 августа 410 года ворвавшись в Рим через Саларийские ворота, вестготы под предводительством рекса Алариха взяли и разграбили Рим.Во время вторжения в Италию осенью 408 года войско вестготов под предводительством короля Алариха I в 1-й раз осадило Рим.

Получив богатый выкуп, Аларих снял осаду и возобновил переговоры с императором Гонорием об условиях мира и местах постоянного поселения готов. Когда переговоры не увенчались успехом, Аларих в 409 году повторно осадил Рим, заставив сенат избрать нового императора Аттала.

В обмен на низвержение своего соперника Гонорий согласился пойти на уступки готам, однако переговоры были сорваны внезапным нападением на войско Алариха. В отместку Аларих захватил Рим в августе 410 года.

Разграбление великого города варварами произвело большое впечатление на современников и ускорило распад Западной Римской империи.

Рим пал впервые за 8 веков (после захвата города галлами около 390 до н. э.) и вскоре в 455 году снова подвергся разграблению в результате морского набега вандалов из Северной Африки.

24 августа 410 года готы ворвались в Рим через Саларийские ворота. Современник падения Рима, писатель из Константинополя Созомен сообщил только, что Аларих взял Рим изменой. Более поздние писатели передают уже легенды.Прокопий (середина VI века) привёл две истории. По одной из них Аларих подарил римским патрициям 300 доблестных юношей, выдав их за рабов, которые в условленный день перебили стражу и открыли ворота Рима. По другой истории ворота открыли рабы одной знатной женщины Пробы, которая «сжалилась над римлянами, погибавшими от голода и других бедствий: ибо они уже стали поедать друг друга».Голод не стал следствием осады, которая не могла быть сколько-нибудь продолжительной. Бедствия жителей были вызваны нарушением подвоза продовольствия из Африки в течение предшествующего полугода. По словам Зосимы в Риме испытывали более жестокий голод, чем когда город был осажден готами в 408 году. Ещё до нападения Алариха некоторые римляне выражали протест и отчаяние криками: «Установите цену за человеческую плоть!»Историки принимают точку зрения, что римские рабы-германцы впустили готов в город, хотя достоверные свидетельства о том, как именно это случилось, отсутствуют. Впервые за 8 веков Рим, крупнейший город разваливающейся Западной империи, подвергся разграблениюРазорение города шло 2 полных дня и сопровождалось поджогами и избиением жителей. По словам Созомена Аларих приказал не трогать только храм апостола Св. Петра, где благодаря его просторным размерам нашло убежище множество жителей, впоследствии заселивших обезлюдевший Рим.Исидор Севильский (писатель VII века) передаёт весьма смягчённый вариант падения Рима. В его изложении «дикость врагов [готов] была достаточно сдержанной» и «те, кто находился вне церквей, но просто взывал к имени Христа и святых, получили от готов пощаду». Исидор подтвердил уважение Алариха к святилищу Апостола Петра — вождь варваров приказал вернуть все ценности в храм, «сказав, что он воюет с римлянами, а не апостолами»[24].Готы не имели причин истреблять жителей, варваров интересовали прежде всего их богатства и продовольствие, которого в Риме не было. Одно из надёжных свидетельств, описывающих падение Рима, содержится в письме известного богослова Иеронима от 412 года к некой Принципии, пережившей вместе со знатной римской матроной Марцеллой налёт готов. Иероним так выразил потрясение от произошедшего:

«Голос застревает в моём горле, и пока я диктую, рыдания прерывают моё изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен; более того, голод предшествовал мечу, и только немногие из горожан уцелели, чтобы стать пленниками».

Иероним также поведал историю Марцеллы. Когда воины ворвались в её дом, она указала на своё грубое платье и пыталась убедить их в том, что у неё нет спрятанных ценностей (Марцелла пожертвовала все богатства на благотворительность). Варвары не поверили и стали избивать пожилую женщину бичами и палками.

Однако затем всё же отправили Марцеллу в базилику апостола Павла, где спустя несколько дней она скончалась.Современник событий Сократ Схоластик сообщает о последствияx захвата города: «Взяли сам Рим и, опустошив его, многие из дивных его зданий сожгли, сокровища разграбили, нескольких сенаторов подвергли различным казням и умертвили».

На 3-й день готы покинули опустошённый голодом Рим.После разграбления Рима Аларих двинулся на юг Италии. Причины поспешного удаления из города точно не известны, Сократ Схоластик объясняет это приближением армии из Восточной Римской империи.Готы достигли Регия (совр.

Реджо ди Калабриа на крайнем юге материковой Италии), откуда собирались через Мессинский пролив попасть на Сицилию, а затем в богатую хлебом Африку. Однако буря разметала и потопила корабли, собранные для переправы. Аларих повёл войско обратно на север. Не успев уйти далеко, он скончался в конце 410 года около города Козенцы.

Преемник Алариха король Атаульф вывел готов в 412 году из разорённой Италии в Галлию, где вскоре на её западных землях образовалось одно из первых германских королевств на обломках Римской империи — государство вестготов. В январе 414 года Атаульф женился на сестре римского императора Галле Плацидии, попавшей в заложники к готам ещё до падения Рима.

Олимпиодор, описывая свадьбу, сообщил о свадебном подарке короля. Невесте из римской императорской семьи преподнесли 50 чаш с драгоценными камнями, награбленными в Риме.Жизнь в Риме быстро восстановилась, однако в провинциях, которые занимали готы, путешественники наблюдали такую разруху, что невозможно было совершать проезд через них.

В путевых заметках, написанных в 417 г., некий Рутилий замечает, что в Этрурии (Тускании) после нашествия готов невозможно перемещаться из-за того, что дороги заросли, а мосты разрушились. В просвещённых кругах Западной Римской империи возрождалось язычество; падение Рима объясняли отступничеством от древних богов.

Против этих настроений Блаженный Августин написал произведение «О Граде Божием» (De civitate Dei), в котором в числе прочего указал на христианство как высшую силу, спасшую жителей Рима от полного истребления.Благодаря запрету Алариха готы не тронули церкви. Однако ценности, сохранённые там, стали добычей вандалов спустя 45 лет.

В 455 году вандалы совершили морской набег на Рим из Карфагена, захватили без боя и грабили его не 2 дня, как готы, но целых две недели. Вандалы не пощадили христианских храмов, хотя и воздержались от убийств жителей.

  • Последние пару дней все силился вспомнить, что мне так мучительно напоминает ставшая уже привычной картина толп мигрантов, рвущихся всеми…
  • Сейчас существует великое количество абсолютно чокнутых видов спорта, но в былые времена тоже было, чем похвалиться. Либо чего же ужаснуться.…
  • Болгарские археологи обнаружили во время раскопок на площади Святой Недели в центре Софии клад, состоящий из почти 3 тысяч серебряных монет I-II…

Источник: https://bigra.livejournal.com/298194.html

Почему погиб Древний Рим: причины, вопросы и версии

Гости Вечного города спешат первым делом увидеть руины великой империи римлян. Гидам Рима во время экскурсий часто задают вопрос о причинах упадка Римской империи: туристы не могут себе представить, что такая гигантская махина, располагавшая опытом, неограниченными материальными и людскими ресурсами, покорившая самых непокорных, могла рухнуть без основательной причины.

В самом деле, подробный ответ на этот резонный вопрос интересен, но не так прост. И вряд ли во время экскурсии по городу гид сможет отклониться от заданной темы более чем на 5 минут. Мы хотели бы помочь всем любознательным, поэтому публикуем материал известного обозревателя журнала «Знание — Сила» Александра Волкова.

Редакция представляет статью автора без купюр и выражает глубокую благодарность сайту Regnum.ru за предоставленную возможность.

210 оттенков гибели Рима

Пятнадцать веков назад Рим умер, поваленный варварами, как иссохшее дерево. На его кладбище, среди его осыпавшихся памятников, давно вырос другой город, которой носит то же название.

И вот уже который век историки продолжают спорить о том, что же погубило Рим, казавшийся «вечным городом». Рим, чьи «образы гражданской мощи» повергали в трепет величайшие царства античной ойкумены.

Рим, чьи беззащитные останки так деловито обобрали вандалы-воры.

Итак, почему погиб Рим? Почему светоч всех стран погас? Почему глава величайшей державы древности так легко была отсечена? Почему был завоеван город, который прежде покорил себе мир?

Читайте также:  Дымоходы для твердотопливного котла. - тайны и факты

Сама дата гибели Рима вызывает споры. «Гибель одного города повлекла за собой крах целого мира», — так отозвался на кончину Рима святой Иероним, философ и ритор, переселившийся из Рима на Восток. Там он узнал о захвате Рима готами Алариха. Там оплакал навеки погибший град.

Ужас слухов о трех августовских днях 410 года раскатился, как гул лавины. Современные историки спокойнее относятся к тому недолгому пребыванию варваров на стогнах Рима. Словно табор цыган через провинциальный городок, они прошли, пошумев, через Рим.

Это было «одно из самых цивилизованных разграблений в истории города, — пишет британский историк Питер Хизер в своей книге «Падение Римской империи».

— Готы Алариха исповедовали христианство и отнеслись ко многим святыням Рима с величайшим уважением… Даже по истечении трех дней огромное большинство городских памятников и зданий остались нетронутыми, разве что с них сняли то ценное, что можно было унести».

Или Рим погиб в 476 году, когда варвар Одоакр низложил последнего правителя Западной Римской империи — ее «пятнадцатилетнего капитана» Ромула Августула? Но в Константинополе еще много веков продолжали править «императоры римлян», удержав под натиском варваров хотя бы пядь имперской земли.

Или, как считал британский историк Эдвард Гиббон, Римская империя окончательно умерла в 1453 году, когда последний ее осколок, отблеск былой славы, померк и Константинополь заняли турки? Или когда Наполеон упразднил Священную Римскую империю в августе 1806 года? Или Империя была обречена уже в день своего Преображения, своего перерождения, когда в 313 году император Константин издал Медиоланский эдикт, прекратив преследования христиан и уравняв их веру с язычеством? Или подлинная, духовная смерть античного Рима наступила в конце IV века при императоре Феодосии Великом, когда началось осквернение языческих храмов? «Монахи, вооруженные дубинками, опустошали святилища и уничтожали произведения искусства. За ними следовала толпа, жаждавшая добычи, которая грабила деревни, подозреваемые в нечестии», — так описывал самоумерщвление Рима, гибель самой его плоти, русский филолог и историк И. Н. Голенищев-Кутузов. Рим умер, а варвары лишь заселили его кладбище, усеянное церковными крестами? Или всё произошло позже, когда к концу VII столетия на большей части римских земель расселились арабы и не осталось больше свободных земель, чтобы огнем и мечом спаять из них точную копию державного Рима? Или…

Причина гибели Рима еще непонятнее оттого, что историки даже не могут утвердиться в дате его смерти. Сказать: «Здесь еще был Рим, здесь уже не было Рима».

Но прежде Рим высился как ливанский кедр. Откуда же в его мощной древесине завелась гнильца? Почему древо державы покачнулось, упало, разбилось? Почему оно так явственно напомнило истукана, что, по Книге пророка Даниила, приснился царю Навуходоносору?

Полезно: Руины Рима в одной познавательной экскурсии

Уже Орозий, завершив в 417 году «Историю в семи книгах против язычников», показал, как с неизбежностью вершится история мира. Как одно мировое царство сменяется другим, другим, всё более могучим: Вавилонское — Македонским, Карфагенским, Римским.

На протяжении тысячелетия закономерность этой смены государственных формаций оправдывалась философским выводом, логику которого немыслимо было поколебать. У Данте в трактате «Монархия» он сформулирован так: «Если Римская империя существовала не по праву, Христос, родившись, совершил бы несправедливость».

Но и Римское царство погибнет, увенчав смену царств земных и торжество Царства Небесного. И верно, Аларих уже взял Рим, и готы его прошли по «вечному городу», словно тени будущих воинств Врага человеческого.

В эпоху Просвещения, казалось, был дан энциклопедически полный ответ на этот вопрос: была издана монументальная эпопея британского историка Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи» (1776−1787).

В принципе, выводы, сделанные им, были не вполне новы. Почти за три столетия до него выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли в своей книге «История Флоренции» в таких выражениях описывал падение Рима.

«Народы, живущие севернее Рейна и Дуная, в областях плодородных и со здоровым климатом, зачастую размножаются так быстро, что избыточному населению приходится покидать родные места и искать себе новые обиталища… Именно эти племена и разрушили Римскую империю, что было облегчено им самими же императорами, которые покинули Рим, свою древнюю столицу, и перебрались в Константинополь, тем самым ослабив западную часть империи: теперь они уделяли ей меньше внимания и тем самым предоставили ее на разграбление как своим подчиненным, так и своим врагам. И поистине, для того чтобы разрушить такую великую империю, основанную на крови столь доблестных людей, потребна была немалая низость правителей, немалое вероломство подчиненных, немалые сила и упорство внешних захватчиков; таким образом, погубил ее не один какой-либо народ, но объединенные силы нескольких народов».

Враги, стоявшие у ворот. Слабые императоры, сидевшие на троне. Их ошибочные решения, повлекшие за собой тяжкую цепь непоправимых последствий. Коррупция (в ту эпоху перечень государств был слишком куцым, чтобы Рим мог занять надлежащее ему место во второй сотне самых коррумпированных).

Наконец, что очень смело для того времени, язвительный историк назвал одним из главных пороков, погубивших Рим, всеобщее увлечение христианством: «Но из всех этих перемен самой важной была перемена религии, ибо чудесам новой веры противостоят привычка к старой, и от их столкновения возникали среди людей смута и пагубный раздор. Если бы религия христианская являла собой единство, то и неустройства оказать бы меньше; но вражда между церквами греческой, римской, равеннской, а также между еретическими сектами и католиками многоразличным образам удручала мир».

Этот приговор Макиавелли воспитал в европейцах Нового времени привычку смотреть на Поздний Рим как на государство, пришедшее в полный упадок. Рим достиг своих пределов роста, ослабел, одряхлел и был обречен умереть.

Схематичный, сведенный к тезисам очерк истории Рима превратился под пером Эдварда Гиббона в многотомный труд, над которым он работал почти четверть века (по его признанию, в первый раз мысль написать историю падения и разрушения Рима мелькнула у него 15 октября 1764 года, когда, «сидя на развалинах Капитолия, я углубился в мечты о величии древнего Рима, а в то же время у ног моих босоногие католические монахи пели вечерню на развалинах храма Юпитера»). Мысль о том, что христианство погубило Рим, пронизала его книги.

«Чистая и смиренная религия тихо закралась в человеческую душу, — писал Эдвард Гиббон, — выросла в тишине и неизвестности, почерпнула свежие силы из встреченного ею сопротивления и наконец водрузила победоносное знамение креста на развалинах Капитолия».

Еще до полного торжества христианства римские язычники часто задавались вопросом: «Какова была бы участь империи, со всех сторон атакованной варварами, если бы весь человеческий род стал придерживаться малодушных чувств новой (христианской — А.В.

) секты?» На этот вопрос, пишет Гиббон, защитники христианства давали неясные и двусмысленные ответы, ибо в глубине души ожидали, «что прежде, нежели совершится обращение всего человеческого рода в христианство, перестанут существовать и войны, и правительства, и Римская империя, и сам мир».

Мир уцелел. Рим погиб. Однако изложенная блистательным литературным языком, приправленная, как пряностью, иронией эпопея Гиббона в XIX веке постепенно пришла в упадок. Ее автор был прекрасным рассказчиком. Его величественный труд, как на античных колоннах, покоится на сочинениях древних и новых писателей.

Но, чем усерднее историки XIX века исследовали археологические находки, а также дошедшие до нас надписи и тексты, сохранившиеся на папирусах, чем тщательнее они занимались критическим анализом источников, одним словом, чем глубже они копали, тем сильнее расшатывались опоры, на которых покоилось наследие Эдварда Гиббона. Постепенно становилось понятно, что упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.

С каждым новым историком, ступавшим на научное ристалище, этих причин становилось всё больше. В своих лекциях, посвященных императорскому Риму (они опубликованы лишь недавно), знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен подвел черту под теориями гибели Рима, которые оставил потомкам XIX век.

Ориентализация. Варваризация. Империализм. Пацифизм. И, главное, утрата военной дисциплины.

Сам Моммзен, будучи либеральным националистом, охотно заговаривал о том, как поспособствовали падению Рима «наши немцы». К 1900 году древняя история стала понемногу превращаться в турнир пропагандистов, оттачивавших свои убийственные идеи на знакомых примерах из далекого прошлого.

Например, для основателей марксизма-ленинизма некоторые события римской истории (особенно восстание Спартака) были ярчайшим примером классовой борьбы, а действия популярных вождей восстания — наглядным уроком того, как нельзя совершать революцию. В советское время любая работа, посвященная истории Рима, непременно включала цитаты, подобные этим:

Но триумфального шествия пролетарской революции Рим избежал. Рим обезлюдел. Рим в конце своей истории был подобен дереву, сбросившему листву. Тем легче эту пустоту было заполнить варварам, изрек провозвестник «заката Европы» Освальд Шпенглер, проанализировав «закат Рима»:

В 1984 году немецкий историк Александр Демандт в своей монографии «Падение Рима» подвел итог двухвековым поискам причин катастрофы. В работах философов и экономистов, социологов и историков он насчитал не менее 210 факторов, которыми объясняли злополучную историю Рима.

Некоторые причины мы уже назвали, приведя развернутые аргументы их сторонников. Вот еще несколько.

Суеверия. Истощение почвы, вызвавшее массовые неурожаи. Распространение гомосексуализма. Культурный невроз. Старение римского общества, рост числа пожилых людей.

Смирение и безразличие, охватившее многих римлян. Паралич воли ко всему — к жизни, к решительным действиям, политическим поступкам.

Торжество плебеев, этих «хамов», прорвавшихся к власти и не способных мудро править Римом/Миром. Война на два фронта.

Похоже, историкам, которые берутся объяснять плачевную судьбу Римской державы, нет нужды напрягать фантазию и выдумывать новую теорию. Все возможные причины уже названы.

Читайте также:  Комета галлея - тайны и факты

Им остается лишь анализировать их, чтобы выбрать ту, что была «несущей конструкцией», ту, на которой держалось все здание римской государственности.

Причин так много и они вроде бы так хорошо объясняют случившееся, что, может быть, это лишь потому, что самого падения вовсе и не было?

В самом деле, на поверхности того же V века много роковых, бурных событий. Аларих входит в Рим. Гунны устремляются в Европу. «Битва народов» на Каталаунских полях. Вандалы, грабящие «мать городов европейских». Низложенный мальчишка Ромул Августул.

На поверхности века бушует буря. В глубине же тихо, спокойно. Всё так же сеятель выходит сеять семена. Всё так же звучат проповеди в церквях. Идут нескончаемые крестины и похороны. Пасется скот. Печется хлеб. Косится трава. Собирается урожай.

В 1919 году, наблюдая за тем, как на переломе эпохи, миновав пропасть войны.

разбившись вдребезги несколькими государствами кряду, Европа всё так же продолжает жить — дансинг, кино, кафе, крестины и похороны, хлеб и стать, скот и вечное колесо политики, — австрийский историк Альфонс Допш выдвинул полемический тезис.

Между Античностью и Средневековьем нет никакой четко выраженной границы. Раннее Средневековье — это лишь поздняя Античность и наоборот. Ночь, перетекающая в день, — день, слившийся с ночью, переиначим мы, легко припоминая гравюры Эшера.

Если и есть четкая грань, линия раздела, после которой уже нельзя сказать: «Мы всё еще на античной земле», а надо: «Античность осталась позади», то эта грань — VIII век, уточнил в начале 1920-х годов бельгийский историк Анри Пиренн.

Восьмой век. Беспримерное продвижение ислама, уже готового обратить в свою веру даже Галлию-Францию, как это произошло с большинством земель Древнего Рима. Мир римский был миром Средиземного моря.

В хаосе ойкумены римская держава внезапно застыла на каркасе из Средиземного моря, как застывает платье, надетое на манекен.

Теперь мирное море, решительным натиском императоров когда-то очищенное от пиратов, ставшее гладкой дорогой, связующей все части Империи между собой, превратилось в поле войны. Войны между мусульманами и христианами.

Первые продвигались на север, восстанавливая на свой, иноверческий лад Римскую империю. Вторые пятились на север, роняя из своих рук одну область земли за другой. В конце концов, натиск ослаб, наступление прекратилось. Но воссоздать Империю было уже не из чего. Не к чему прикрепить, нечем соединить отдельные части.

В последние десятилетия, перебрав все 210 (и даже больше) оттенков гибели Рима, историки все чаше соглашаются с идеей Допша и Пиренна. Рим умер, но никто из живших тогда людей и не заметил, что это произошло.

Круговерть политических событий ослепляла, не давала увидеть, как одна эпоха переродилась в другую. Неспешный ход житейских дел успокаивал, обманно уверял, что ничего вокруг не меняется, что все мы живем по-старому, и иного быть не может.

Так в старину заблудившийся парусник мог перебраться из Атлантического океана в Индийский, и никто из команды еще долго не замечал этого.

В 1971 году британский ученый Питер Браун в своей, как отмечают специалисты, актуальной и сегодня книге «Мир поздней античности» предложил раз и навсегда отказаться от выражения «упадок Рима», поскольку оно отягощено отрицательными смыслами, и вместо него употреблять более нейтральную формулу «религиозный и культурный переворот». Проблема, сформулированная Эдвардом Гиббоном, неуместна?

Мало того! Вместо упадка и крушения следует вести речь об изменении и обновлении, призывали приверженцы этой школы. И вот уже в возобладавших к концу XX века традициях политкорректности разграбление Рима вандалами стало принято сокрушенно именовать «досадными упущениями в процессе интеграции»…

Но тут маятник мнений снова качнулся в обратную сторону. Изданная в 2005 году книга Питера Хизера «Падение Римской империи» столь же резко, сколь и скрупулезно оспаривает благостную картину перерождения Римской империи, ее спокойной трансформации в варварские королевства.

В этом он не одинок. К столь же категоричным выводам пришел и археолог из Оксфорда Брайан Уорд-Перкинс.

Он пишет о «глубоком военном и политическом кризисе», который пережила в V веке Римская империя, о «драматичном упадке экономического развития и благосостояния».

Жители Римской империи испытали «ужасные потрясения, и я могу, честно говоря, лишь надеяться на то, что нам никогда не доведется испытать ничего подобного».

Вряд ли случайным совпадением можно назвать то, что ученые стали высказывать подобные мнения после 11 сентября 2001 года, когда стало очевидным, что «конец истории» снова откладывается, и нам, возможно, предстоит пережить очередной конфликт цивилизаций. Снова ужасы войн, кошмары страхов? Снова упадок и крушение… Вот только чего?

«Римляне в канун катастроф, ожидавших их, были точно так же, как и сегодня мы, уверены в том, что их привычному миру ничто не грозит.

Мир, в котором они живут, может лишь незначительно меняться, но в целом он останется таким же всегда», — пишет Уорд-Перкинс, привнося в мировоззрение римлян смыслы, которые нам, тоже привыкшим к нашему мирку, никак не хотелось бы туда вкладывать.

Ведь еще римлянин Тацит учил всех приверженцев музы истории Клио говорить о прошлом sine ira ei studio, «без гнева и пристрастия». Но ведь и Тацит был уверен в том, что Рим, в котором он живет, мир, в котором он живет, вечен и неизменен.

Так от чего все-таки погиб Рим?..
Мир хочет знать. Древо мира тоже открыто всем ветрам катастроф.

Источник: http://regnum.ru/news/innovatio/1991025.html

Источник: http://www.rivitalia.com/content/pochemu-pogib-drevnii-rim-prichiny-voprosy

Взятие Рима готами

В III в. гер­ман­ские пле­ме­на ре­гу­ляр­но со­вер­ша­ли на­бе­ги на Рим­скую им­пе­рию. В IV в. на­ча­лось Ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов, в пре­де­лы им­пе­рии вторг­лись гунны. Си­ту­а­цию еще боль­ше ослож­ня­ло то, что Рим­ская им­пе­рия к этому вре­ме­ни уже была су­ще­ствен­но ослаб­ле­на из­нут­ри.

Со­бы­тия

395 г. – рим­ская им­пе­рия раз­де­ле­на на За­пад­ную (со сто­ли­цей в Риме) и Во­сточ­ную (сто­ли­ца – Кон­стан­ти­но­поль).

410 г. – готы во главе с Ала­ри­хом вошли в Рим и раз­гра­би­ли его.

451 г. – битва на Ка­та­ла­ун­ских полях с гун­на­ми под пред­во­ди­тель­ством Ат­ти­лы. Гунны были оста­нов­ле­ны.

455 г. – Рим за­хва­чен и раз­граб­лен ван­да­ла­ми.

476 г. – по­след­ний рим­ский им­пе­ра­тор – Ромул – был лишен вла­сти. За­пад­ная рим­ская им­пе­рия пе­ре­ста­ла су­ще­ство­вать.

Участ­ни­ки

Ала­рих – ко­роль ве­ст­го­тов (за­пад­ной ветви готов).

Сти­ли­хон – рим­ский пол­ко­во­дец. Ко­ман­до­вал рим­ским вой­ском в сра­же­ни­ях с го­та­ми. Ван­дал по про­ис­хож­де­нию.

Го­но­рий – им­пе­ра­тор За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии.

Ромул Ав­гу­стул – по­след­ний им­пе­ра­тор За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии. Был низ­ло­жен Одо­акром, ко­ман­ди­ром од­но­го из на­ем­ных гер­ман­ских от­ря­дов рим­ской армии.

Дата ги­бе­ли За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии счи­та­ет­ся на­ча­лом новой эпохи в ис­то­рии Ев­ро­пы – Сред­них веков. Эпоха Ан­тич­но­сти за­вер­ши­лась.

Взятие Рима готами

  • В III в. гер­ман­ские пле­ме­на ре­гу­ляр­но со­вер­ша­ли на­бе­ги на Рим­скую им­пе­рию. В IV в. на­ча­лось Ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов , в пре­де­лы им­пе­рии вторг­лись гунны. Си­ту­а­цию еще боль­ше ослож­ня­ло то, что Рим­ская им­пе­рия к этому вре­ме­ни уже была су­ще­ствен­но ослаб­ле­на из­нут­ри.
  • Со­бы­тия
  • 395 г. – рим­ская им­пе­рия раз­де­ле­на на За­пад­ную (со сто­ли­цей в Риме) и Во­сточ­ную (сто­ли­ца – Кон­стан­ти­но­поль).
  • 410 г. – готы во главе с Ала­ри­хом вошли в Рим и раз­гра­би­ли его.
  • 451 г. – битва на Ка­та­ла­ун­ских полях с гун­на­ми под пред­во­ди­тель­ством Ат­ти­лы. Гунны были оста­нов­ле­ны.
  • 455 г. – Рим за­хва­чен и раз­граб­лен ван­да­ла­ми.
  • 476 г. – по­след­ний рим­ский им­пе­ра­тор – Ромул – был лишен вла­сти. За­пад­ная рим­ская им­пе­рия пе­ре­ста­ла су­ще­ство­вать.

Участ­ни­ки

  • Ала­рих – ко­роль ве­ст­го­тов (за­пад­ной ветви готов).
  • Сти­ли­хон – рим­ский пол­ко­во­дец. Ко­ман­до­вал рим­ским вой­ском в сра­же­ни­ях с го­та­ми. Ван­дал по про­ис­хож­де­нию.
  • Го­но­рий – им­пе­ра­тор За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии.
  • Ромул Ав­гу­стул – по­след­ний им­пе­ра­тор За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии. Был низ­ло­жен Одо­акром, ко­ман­ди­ром од­но­го из на­ем­ных гер­ман­ских от­ря­дов рим­ской армии.

Раз­дел Рим­ской им­пе­рии

В 395 году Римская империя была разделена да государства:

Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю

В 403 году Римский полководец Стилихон остановил готов во время битвы в предгорьях Альп

АЛАРИХ

В то время, как Стилихон громил готов на севере Италии

Император Западной Римской империи Гонорий отсиживался за мощными крепкими стенами Равенны, окруженными еще и болотами

Император Гонорий присвоил себе победу над готами, а Стилихона в этом триумфе даже не вспоминали. Он был германцем и не имел права учувствовать в празднике

Новая угроза со стороны готов заставила Гонория снова обратиться к Стилихону.

Готы требовали огромный выкуп.

Укрывшись в церкви от своих врагом не помогло Стилихону. Он был схвачен и казнен. Вместе с ним были казнены многие германцы.

Рим, как и несколько лет назад выстоял и теперь Стилихон стал не нужен. На него обозлились за то, что он собирал деньги на откуп от готов.

Августовской ночью 410 года рабы открыли ворота Рима и впустили готов в город.

В походе Аларих умирает и его хоронят на дне реки. Чтобы никто не знал где похоронен великий вождь готов

В 455 году Рим был еще раз разграблен, еще сильнее чем готами в 410 году.

В 476 году варвары лишили власти последнего императора Западной римской империи, а корону и плащ отправили в Константинополь императору Восточной Римской империи.

Дата ги­бе­ли За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии счи­та­ет­ся на­ча­лом новой эпохи в ис­то­рии Ев­ро­пы – Сред­них веков.

Эпоха Ан­тич­но­сти за­вер­ши­лась.

Мир после падения Западной Римской империи

Дата ги­бе­ли За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии счи­та­ет­ся на­ча­лом новой эпохи в ис­то­рии Ев­ро­пы – Сред­них веков (см. урок «Ввод­ный урок. Что такое Сред­ние века» ). Эпоха Ан­тич­но­сти за­вер­ши­лась.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/presentacii/vziatiie-rima-ghotami

Ссылка на основную публикацию