Адмирал лазарев — тайны и факты

Адмирал Лазарев – гордость русского флота

Адмирал Лазарев – гордость русского флота

И.К. Айвазовский. Портрет вице-адмирала М.П. Лазарева. 1839

Михаил Петрович Лазарев родился 3 ноября (по старому стилю) 1788 года во Владимире, в дворянской семье. В 14 лет окончил Морской корпус в звании гардемарина. Изучать военное морское дело продолжил на английском флоте, в 1805 году произведен в мичманы, в 1808-1813 годах нес службу на Балтийском флоте.

Участвовал в русско-шведской войне и Отечественной войне 1812 года. В двадцатипятилетнем возрасте Лазарев вступил в командование кораблем «Суворов», принадлежавшим Российско-Американской компании.

На нем совершил свое первое кругосветное плавание.

Во время плавания, в Тихом океане открыл атолл, входящий в состав Северной группы островов Кука, назвал его в честь великого русского полководца Суворов.

В 1819 году Михаил Петрович получил назначение командовать кораблем «Мирный», совместно с шлюпом «Восток», которым командовал Фаддей Беллинсгаузен, он же возглавил всю экспедицию, отправился в южную часть Тихого океана. Экспедиция ставила своей целью доказать существование Антарктиды.

16 января 1820 года шестой материк был обнаружен, одно из величайших географических открытий было совершено русскими. Мнение англичанина Джеймса Кука, утверждавшего, что шестого материка в Южном океане нет, было опровергнуто.

Экспедицию, проведшую в плавании 751 день, в Кронштадте встречал император Александр I.

В 1822-1825 годах на фрегате «Крейсер» Лазарев совершил третье кругосветное плавание.

В 1826 году Михаил Петрович был назначен командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске корабля «Азов». 8 октября 1827 года «Азов» принял участие в Наваринском сражении. Здесь 74-х пушечный «Азов» вступил в бой с пятью турецкими судами и уничтожил их.

За отличие в бою Лазарев был произведен в контр-адмиралы, а «Азов» получил Георгиевский флаг. В 1832 году Михаил Петрович был назначен начальником Черноморского флота. В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл, в 1830 году вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота, с 1833 года – главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря, а летом 1834 года – командующим Черноморским флотом и командиром портов Севастополя и Николаева. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Михаил Петрович подготовил целую плеяду выдающихся офицеров, среди которых Павел Нахимов, Владимир Корнилов, Григорий Бутаков, Владимир Истомин.

Все свои силы адмирал (с 1843) отдал на укрепление южных рубежей России. При Лазареве Черноморский флот существенно обновился, в строй вошло более 150 больших и малых военных судов.

За постройкой каждого большого корабля адмирал наблюдал лично. Черноморский флот стал лучшим в России.

Скончался Лазарев 11 апреля 1851 года, похоронен в склепе Владимирского собора Севастополя.   http://rusplt.ru/wins/admiral-lazarev-gordost-28702.html

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/4287388.html

Михаил Петрович Лазарев

Михаил Петрович Лазарев
Дата рождения: 3 (14) ноября 1788
Место рождения: Российская империя, Владимир
Дата смерти: 11 (23) апреля 1851
Место смерти: Австрийская империя, Вена
Страна: Российская империя
Род войск: Флот
Звание: Адмирал генерал-адъютант
Командовал: Черноморским флотом
Сражения / войны: Русско-шведская война Отечественная война 1812 года Наваринское сражение
Награды:

Михаил Петрович Лазарев (3 (14) ноября 1788 года, Владимир — 11 (23) апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды. Брат вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева.

Биография

Ранние годы

Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей — Андрея, Михаила, Алексея — в Морской кадетский корпус. В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 г.

произведен в первый офицерский чин — мичмана. В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море. В 1808—1813 служил на Балтийском флоте.

Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812.

Кругосветное путешествие

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия.

Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жа­лела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.

В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые тума­ны, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Ска­геррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Су­ворова» до Ла-Манша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра — португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро.

24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан. 14 августа «Суворов» вошёл в Порт-Джэксон, принадле­жавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым привет­ствовал русских моряков губернатор острова по случаю окон­чательной победы над Наполеоном.

«Суворов» плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши.

Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвы­шающихся над поверхностью океана и соединяющихся меж­ду собой коралловыми перемычками.

Эти острова были по­крыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (Атолл Суворова). Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор. В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску.

Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А. А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов. На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен про­довольствием и товарами, и по приказанию А. А.

Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы остро­ва. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушни­ну, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, пред­варительно вернувшись в Ново-Архангельск.

В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Те­перь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для раз­решения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан.

Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии.

8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

Путешествие к южному полюсу

В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен которому было поручено как командование вторым шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией.

Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт. За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был про­изведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейте­нанта.

Командование фрегатом «Крейсер»

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов.

Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Россий­ско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Аме­рики 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога».

Ко­мандование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командова­ние «Ладогой» — на его младшего брата Андрея. 17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в ус­ловиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте.

Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии. Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании.

Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити. На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск. Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган.

Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтско­му рейду. За образцовое выполнение задания Лазарев был произве­ден в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

Служба на Черноморском флоте

На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов».

После окончания строительства Лазарев был на­значен командиром «Азова», а после перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное море. Здесь в 1827 году, командуя «Азовом», М. П.

Читайте также:  Птица гамаюн в мифологии - тайны и факты

Лазарев принял участие в Наваринском сражении.

Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.

За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота.

В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833.

С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черномор­ским флотом и командиром портов Севастополя и Николае­ва. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его под­линным преобразователем. Он ввел совершенно новую сис­тему обучения моряков непосредственно в море в обстанов­ке, максимально приближенной к боевой.

Штаты боевых кораблей Черноморского флота были пол­ностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим пере­вооружением Черноморского флота. В Севасто­поле была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое на­чинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лаза­рева перед русской наукой оценило и Русское Географиче­ское общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославив­ших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853—1856 годов. Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров.

Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути.

Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать».

«Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.».

Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

Адреса в Санкт-Петербурге

1813—1827 — Кронштадт, Галкина улица (нынешняя Пролетарская), 30.

Увековечивание памяти М. П. Лазарева

  • В 1867 году в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву.
  • 12 сентября 1996 года в Новороссийске был открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.
  • В Новороссийске сооружен памятник основателям города М. П. Лазареву, Н. Н. Раевскому и Л. М. Серебрякову.
  • На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.
  • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. П. Лазарева.
  • В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».
  • В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».

В филателии

В географических объектах

В настоящее время в честь Лазарева названы:

  • район города Сочи — Лазаревское;
  • атолл в группе островов Россиян в Тихом океане;
  • остров в Аральском море;
  • мысы:
    • в Амурском лимане;
    • в северной части о. Унимак;
  • бухта и порт в Японском море;
  • бухта в Южном океане;
  • горная цепь в Антарктиде;
  • Шельфовый ледник Лазарева;
  • две антарктические станции:
    • Лазарев;
    • Новолазаревская;
  • жёлоб в Антарктике;
  • улица в районе Южное Бутово Москвы;
  • улица в Липецке;
  • Площади Лазарева в Севастополе и Владимире;
  • Улица Лазарева в Лазаревском районе города Сочи;
  • Набережная адмирала Лазарева в Санкт-Петербурге;
  • Лазаревский переулок в Кронштадте.

Источник: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=562

Михаил Лазарев краткая биография и интересные факты

Лазарев Михаил Петрович краткая биография и интересные факты из жизни путешественника и флотоводца изложена в этой статье.

Лазарев Михаил краткая биография

Будущий флотоводец появился на свет 14 ноября 1788 года в дворянской семье во Владимире. С малых лет хотел стать моряком. Родители, поддерживая сына, определили его в кадетский Морской корпус в Петербурге.

В числе лучших выпускников корпуса в 1803 году был направлен в заграничное плавание. В период 1808—1813 годов проходит службу в Балтийском флоте, берет участие русско-шведской (1808—1809 года) и Отечественной (1812 год) войнах.

В 25 лет его назначили командиром корабля под названием «Суворов», который из Кронштадта отправился в кругосветное плавание до побережья Аляски. После этого Лазарева ставят командиром на шлюп «Мирный», а также помощником Ф. Ф. Беллинсгаузена, начальника очередной кругосветки.

Два корабля, «Восток» и «Мирный» отплыли в Южный океан с целью исследования острова Южная Георгия, Сандвичевой земли и юга. Они находились на воде 527 дней. По пути к точкам исследования они открыли миру много островов и подобрались к Антарктиде, обнаружив новую часть Земли в южных широтах.

Благодаря им приоритет в открытии земель в Антарктике был закреплен за Россией.

В 1822 году Михаил Петрович Лазарев командует фрегатом «Крейсер» и совершает третье по счету кругосветное плавание со своим любимым учеником Нахимовым.

20 октября 1827 года флотоводец берет участие в Наваринском сражении около берегов Южной Греции. Корабль «Азов», находившийся под командованием Лазарева был награжден высшей наградой – кормовым Георгиевским флагом. Сам Лазарев получил звание контрадмирала и орден.

Михаил Петрович в 1833 году был назначен командиром портов Черного моря и Черноморского флота, получив при этом еще и должность губернатора Николаева и Севастополя.

Умер путешественник 23 апреля 1851 года в Вене, захоронен в Севастополе.

Михаил Лазарев интересные факты

* Главное открытие научной экспедиции Беллинсгаузена и адмирала Лазарева – это находка Антарктиды 28 января 1820 года около Земли принцессы Марты.

* Он в тройке самый успешных учеников кадетского Морского корпуса, за что был отправлен в Великобританию. Здесь он прослужил на флоте военным до 1808 года с целью ознакомления с военно-морскими делами в заграничных портах. На протяжении 5 лет занимался самообразованием, находясь в непрерывном плавании в Средиземном море и Атлантическом океане.

* Был женат с 1835 года на Фан-дер-Флит Екатерине Тимофеевна, дочери архангельского вице-губернатора. В браке родилось 5 детей – Петр, Анна, Михаил, Александра, Петр.

* В последние годы Лазарев страдал раком желудка. Болезнь настолько прогрессировала, что ему было трудно принимать пищу. В 1851 году вместе с семьей и лейб-медиком отправляется для консультаций к докторам в Европу, а 11 апреля умер в Вене.

Источник: https://kratkoe.com/mihail-lazarev-kratkaya-biografiya-i-interesnyie-faktyi/

Как русский адмирал Лазарев подарил миру Антарктиду

Русский адмирал, флотоводец и мореплаватель Михаил Лазарев родился 14 ноября 1788 года. Он по праву считается одним из крупнейших деятелей Военно-морского флота России. Вместе с Фаддеем Беллинсгаузеном открыл шестой материк света — Антарктиду.

Принимал участие в трех кругосветках, служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской и Отечественной войнах. С детских лет мечтал стать моряком, но получил еще больше: он признан гордостью русского флота.

Сегодня в «Поводе для гордости» одна история из жизни адмирала, которая расскажет чуть больше о его характере.

Один из лучших гардемаринов в своем выпуске — Михаил Лазарев, в 1803 году отправился в первое заграничное плавание.

Мог ли кто-то тогда ожидать, что уже в 1813 году 25-летний Лазарев будет назначен командиром корабля и выйдет на «Суворове» в свое первое кругосветное путешествие к побережью Аляски.

Сделав эту пробу — конечно, если так можно назвать кругосветку, — Михаил Лазарев возглавил команду шлюпа «Мирный» и вместе с начальником кругосветки Фаддеем Беллинсгаузеном отправился в Южный океан. В паре с «Мирным» шел «Восток».

И.К. Айвазовский. Портрет вице-адмирала М.П. Лазарева. 1839.

«Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и к тому же достаточно укрепленный Михаилом Лазаревым для предстоящей экспедиции, показал блестящие качества.

Однако «Восток», собранный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его выносливым подобно «Мирному», сильно тому уступал.

Корпус «Востока» оказался слабым для плавания в полярных льдах, и его приходилось неоднократно укреплять и ремонтировать в ходе экспедиции.

А к концу пути состояние корабля было настолько плачевным, что побудило Беллинсгаузена прекратить экспедицию на месяц раньше и принять решение о возвращении. И Беллинсгаузен, и Лазарев неоднократно сетовали, что в обе дивизии было включено по два совершенно разнотипных судна, значительно отличавшихся по скорости хода. Беллинсгаузен писал:

Но сколько бы ни было неприятностей с неравенством шлюпов, первая русская антарктическая экспедиция состоялась. Мореходы должны были исследовать остров Южная Георгия, повернуть к Сандвичевой земле и спуститься к югу.

Плавание проходило в тяжелых полярных условиях, корабли находились в походе 751 день, из них 527 дней — под парусами, и прошли свыше 50 тысяч миль. 16 января 1820 года, открыв по пути множество островов, шлюпы «Мирный» и «Восток» подошли к Антарктиде. Русские моряки обнаружили новую часть света.

Русский адмирал Лазарев переспорил Джеймса Кука — английского путешественника, который утверждал, что в южных широтах нет никакого материка. Цель экспедиции была достигнута.

Капитан 2 ранга М.П. Лазарев с мичманами П.С. Нахимовым и Е.В. Путятиным на берегу Русской Америки во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер» в 1822-1825 годах.

Еще через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом.

5 августа 1821 года Михаил Лазарев вернулся в Кронштадт из своего второго кругосветного плавания. По возвращении он был через чин произведен в капитаны 2 ранга. За Россией же был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

Читайте также:  Греция из перми - тайны и факты

В завершение добавим, что Михаил Петрович подготовил целую плеяду выдающихся офицеров, среди которых Павел Нахимов, Владимир Корнилов, Григорий Бутаков, Владимир Истомин.

Все свои силы после уникальных экспедиций адмирал отдал на укрепление южных рубежей России. При Лазареве Черноморский флот существенно обновился, в строй вошло более 150 больших и малых военных судов.

За постройкой каждого большого корабля адмирал наблюдал лично. Черноморский флот стал лучшим в России.

Президент России Владимир Путин возле склепа адмиралов В.И. Истомина, М.П. Лазарева, В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, 9 мая 2014 года. 

Сказано. Адмирал Михаил Лазарев

«Больше пота в учебе — меньше крови на войне!»

«В такой службе, как морская, не существует мелочей. Самый незначительный недосмотр при случае может повести к потере корабля и гибели сотен товарищей — сослуживцев».

«Вот этот сундук сделал три кругосветных плавания, но так сундуком и остался».

 «…Гораздо приятнее видеть подвижных и активных офицеров, полных мужества и энергии, нежели сидней философов, которые только что курят трубки с утра до вечера и рассуждают о пустяках, а ни на какое по службе дело не способны».

«Морской офицер, не зная дела своего во всех подробностях, никуда не годится».

«Окружите человека порядочностью, и он станет порядочным человеком».

«Служба — дело обыкновенное, и человека, исполняющего только свой долг, не за что награждать».

«Чтобы хорошо подготовить офицера, нужно сначала «вкус его приучить ко всему лучшему, к строгой дисциплине и деятельной службе».

«Я никогда ничего в жизнь мою ни y кого для себя не просил, и теперь не стану просить перед смертью».

«Повод для гордости»

Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.

Фотографии предоставлены globallookpress.com, deduhova.ru.

Источник: https://tsargrad.tv/special_projects/kak-russkij-admiral-lazarev-podaril-miru-antarktidu_168723

Тайная миссия ракетного линкора № 3

На Тихоокеанском флоте произошло многозначительное событие, никем, кажется, особенно не замеченное. Выведенный из боевого состава ВМФ России еще в 1999 году и с тех пор законсервированный тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Лазарев» (до 1992 года — «Фрунзе») прошел доковый ремонт на 30-м судоремонтном заводе. Впервые за почти два десятилетия.

Почему об этом стоит поговорить? Дело в том, что долгие годы постсоветская судьба «Адмирала Лазарева» виделась весьма печальной. Второй из серии крейсеров проекта 1144.2 «Орлан», он был спущен на воду на Балтийском заводе в Ленинграде в 1980 году. В строй вступил в 1984-м.

На следующий год прибыл на Тихоокеанский флот, совершив переход через Атлантику и Индийский океан.

Однако заниматься своим прямым делом -противостоять угрозам со стороны американских авианосцев — «Адмиралу Лазареву» пришлось очень недолго для корабля такого класса и такой стоимости.

В 1999 году он был выведен из боевого состава ТОФа. Тогда же, казалось, кораблю подписали смертный приговор: денег на ремонт не было, поэтому в Москве решено было атомный крейсер готовить к утилизации. Для этого его поставили в отстой в бухту Абрек залива Стрелок в районе поселка Шкотово.

Но даже в те российские политические сумерки в верхах нашлись люди, которые решили бороться за ТАРКР. Они победили наполовину. То есть, резать крейсер не стали, но в 2004—2005 годах в бухте Большой Камень с корабля выгрузили компоненты ядерного топлива. Потом разогнали остатки экипажа.

По свидетельствам дальневосточников, нынче «Адмирал Лазарев» являет собой зрелище не для слабонервных. Все системы жизнеобеспечения и вооружения разворованы. Все, что содержало цветной металл, вырвано самым варварским способом. Картину общего хаоса и разрухи дополняют следы от пожара, вспыхнувшего на крейсере 6 декабря 2002 года. Тушить его тогда пришлось около четырех часов.

Однако до сегодняшнего дня ни одного решения по дальнейшей судьбе «Адмирала Лазарева» не обнародовано. Хотя по трем другим «Орланам» в последнее время ясность все же появилась.

«Адмирал Нахимов» (до 1992 года — «Калинин») ждал капитального ремонта в Северодвинске тоже с 1999 года.

В 2011 году тогдашний премьер-министр Владимир Путин, специально приехав в город, подписал контракт на модернизацию этого ТАРКРа.

Сегодня работа идет полным ходом и обойдется Министерству обороны как минимум в 1,5 миллиарда долларов. А поскольку модернизацию намечено завершить лишь в 2018 году, выйдет эта модернизация, скорее всего, еще дороже.

Что получим взамен? В неплохо, по мнению экспертов, сохранившемся частично бронированном корпусе ТАРКРа установят частично новые атомные двигатели. Главные перемены, естественно, касаются оружия.

Вместо прежних 20 пусковых установок исключительно противокорабельных ракет П-700 «Гранит» под палубой «Адмирала Нахимова» разместят 80 пусковых установок сверхзвуковых крылатых ракет «Оникс» и 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр».

Причем, последний комплекс — для стрельбы не только по морским, но и по береговым целям. Что придаст крейсеру принципиально новые боевые качества.

Иным станет и ПВО «Адмирала Нахимова». Вместо двух систем ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» планируется установить ЗРС «Редут-Полимент» (корабельный аналог ЗРС С-400 «Триумф»).

Понятно, что более современными станут радиолокация и гидроакустика, а также системы связи и управления. Все вместе и дало основания назвать будущий «Адмирал Нахимов» многоцелевым ракетным линкором. И уж точно — самым мощным и современным из четырех собратьев-ТАРКРов.

Уже решено, что у заводской стенки в Северодвинске «Адмирала Нахимова» после 2018 года сменит нынешний флагман Северного флота и единственный оставшийся в строю «Орлан» — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (при закладке в 1986 году — «Куйбышев», потом — «Юрий Андропов»»). Ему предстоит модернизация примерно по той же программе.

А вот судьба самого старого из «Орланов» ТАРКР «Адмирал Ушаков» (заложен в 1973 году, до 1992 года — «Киров») не столь счастлива. С 1999 года он дожидался модернизации в том же Северодвинске. Причем — с невыгруженной активной зоной реактора.

И лишь минувшим летом объявлено, что никакой модернизации этого корабля не будет — только утилизация. Она начнется в 2016 году. В бюджете «Росатома» на 2015-й уже заложена необходимая сумма на разработку необходимой проектной документации.

Известие хоть и печальное для флота, но, по крайней мере, четкое. А вот по «Адмиралу Лазареву», как уже сказано, — молчок.

С чем он может быть связан? Понятно, что этот крейсер на пять лет моложе бывшего «Кирова» и по этой причине его корпус меньше изношен.

Понятно, что наши адмиралы были бы счастливы вернуть его в строй, поскольку кораблей такого класса мы не закладывали десятилетиями и, увы, строить их, скорее всего, разучились.

А как еще расценивать слова вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что неудавшаяся история с приобретением у Франции двух вертолетоносцев «Мистраль» для наших кораблестроителей оказалось, безусловно, полезной? Потому что мы по французским лекалам на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге построили для первого из «Мистралей», уже названного в России «Владивостоком», кормовую часть. И, как сообщил, Рогозин, освоили за этим занятием современные западные технологии в деле производства крупных боевых кораблей.

Если таким образом нашим корабелам надо теперь учиться у французов — где уж тут самостоятельно строить новые крейсера? И сколько времени понадобится на восстановление забытых собственных навыков?

Словом, «Адмирала Лазарева» тоже хорошо бы модернизировать. Но где? В Северодвинске на знаменитом Центре судоремонта «Звездочка», специалисты которого уже приобретают необходимые навыки на «Адмирале Нахимове»? Но там атомоходы разных калибров уже в очередь стоят. Причем, очень тесно.

Во всяком случае, представитель пресс-службы «Звездочки» Евгений Гладышев, опережая события, уже заявил: «Даже если будет принято решение о доставке „Адмирала Лазарева“ в Северодвинск, здесь для него просто не окажется места. Например, из двух пришедших недавно на модернизацию атомных субмарин мы смогли принять на „Звездочку“ только одну. Вторая ожидает своей очереди у причальной стенки Беломорской военно-морской базы».

Если место на заводе и освободится, то только после окончательной разделки «на иголки» ТАРКР «Адмирал Ушаков». Но когда это произойдет, если демонтаж оборудования и выгрузка ядерного топлива начнутся лишь в 2016-м? А уж резка корпуса крейсера вообще где-то за временным горизонтом?

Однако северодвинская теснота — это полбеды. Настоящая беда — как давно обездвиженного «Адмирала Лазарева» притащить в Северодвинск? Если посмотреть на карту — пути всего два.

Первый — вокруг почти всей Азии, всей Африки, а потом и всей Европы через Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. На такое вряд ли кто решится.

О том, что может случиться, напоминает до сих пор лежащий на скалах у норвежского побережья списанный в начале 90-х артиллерийский крейсер Северного флота «Мурманск» (проект 68-бис).

Проданный в Индию и в 1994 году отправленный из Североморска под буксирами за тридевять земель, в Норвежском море он штормом был выброшен на скалы. Кто даст гарантию, что подобного не случится и с лишенным хода огромным ТАРКРом, водоизмещение которого вдвое больше, чем у «Мурманска»?

Нет, этот путь в Северодвинск для такой экспедиции точно не подойдет. Тогда, выходит, в Берингов пролив и в сопровождении ледоколов по Северному морскому пути? Однако с какой бы скоростью там не таяли арктические льды, все они в ближайшие годы точно не исчезнут. И для изношенного корпуса ТАРКРа тоже могут представлять значительную опасность.

Тупик? Но ведь те, кто принимал решение затевать все же нынешний многомиллионной стоимости доковый ремонт «Адмирала Лазарева» на сравнительно слабосильном дальневосточном заводе, явно на что-то рассчитывают? На что? Ведь получается, что кроме как на Дальнем Востоке модернизировать этот корабль просто негде.

Именно так. И чтобы понять ход адмиральских мыслей, думается, стоит взглянуть на перспективы судоремонтного комплекса «Звезда», основные мощности которого расположены в Большом Камне.

На нашем Дальнем Востоке это единственное предприятие, занимающееся утилизацией, ремонтом и модернизацией атомных подводных лодок. Для этой цели «Звезда» имеет все необходимое.

Но — лишь для плавучих сооружений, доковый вес которых не превышает 13500 тонн. Для такого исполина как «Адмирал Лазарев» маловато будет.

Однако дело в том, что с 2009 года этот судоремонтный комплекс усиленно модернизируют. Глобальный проект предусматривает, что через несколько лет со стапелей «Звезды» станут сходить даже супертанкеры водоизмещением до 350 000 тонн (то есть в 12 раз больше, чем у наших ТАРКРов).

А кроме того — гигантские газовозы, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 000 тонн. Для этого в Большом Камне к 2018 году предусмотрено построить два крупнейших сухих дока. Вот в них-то, очевидно, «Адмирала Лазарева» можно будет и поставить. И топать крейсеру далеко не придется. Главное — не утонуть до счастливого часа.

Для чего доковый ремонт «Адмиралу Лазареву» и понадобился.

Комментарий президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова:

«СП»: — Константин Валентинович, как, по вашему, где могут осуществить модернизацию «Адмирала Лазарева»?

— Проще всего сделать это в Северодвинске. Там, где такие работы уже проводят на «Адмирале Нахимове».

«СП»: — Это понятно. Но как «Лазарева» на Север доставить? Под буксирами через арктические моря?

— Да нет. Рискованно. Только если привести в состояние, чтобы он мог двигаться самостоятельно.

«СП»: — Это же практически невозможно. Корабль разукомплектован, ядерное топливо давно выгружено. Не безопаснее и не дешевле ли провести модернизацию на Дальнем Востоке? На той же «Звезде», где вскоре собираются строить даже супертанкеры?

— Все же супертанкер и атомный крейсер — это разные вещи.

«СП»: — Но доки в Большом Камне собираются создавать достаточных размеров.

— Доки — не самая большая проблема. Главное — демонтировать старое и установить новое вооружение, электронику. Для этого необходимо специальное инженерное оборудование. Есть ли оно в Большом Камне — я не знаю. Да и информация такого рода не подлежит разглашению.

«СП»: — Атомные подводные лодки-то там строят. И оружие на них устанавливают. Пусть другое, но все же… Чего не хватает — можно привести из Северодвинска. И бригады специалистов тоже. Если все равно тратить придется минимум 1,5 миллиарда долларов, то почему бы на это не пойти??

— Если разобраться — другого выхода, мне кажется, нет.

Источник: https://svpressa.ru/war21/article/108052/

Адмирал Михаил Петрович Лазарев

Выдающийся русский флотоводец, ученый-мореплаватель, адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788-1851) родился в дворянской семье во Владимире.

Его отец – Петр Гаврилович Лазарев – был правителем Владимирского наместничества; мама будущего флотоводца – Анна Андреевна Якоби. В семье Лазаревых было четыре сына: Андрей, Михаил, Павел, Алексей и дочь Вера.

В конце 1796 Петра Гавриловича назначили сенатором, и Лазаревы уехали из Владимира в Санкт-Петербург.

С раннего возраста Михаил Лазарев мечтал стать моряком. В январе 1800 после смерти отца его с братьями Андреем и Алексеем определили в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Все три брата впоследствии стали адмиралами.

Способности и усердие в изучении военно-морского дела Михаила Лазарева сразу были замечены; в учебе он был в числе лучших. В 1803, сдав экзамен на звание гардемарина, Михаил Лазарев был направлен волонтером на английский флот.

Читайте также:  Месяц рождения и судьба - тайны и факты

В течение пяти лет он находился в непрерывном плавании и побывал в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах, во многих морях. Английская морская школа дала ему очень многое. Считается даже, что Лазарев участвовал в знаменитом Трафальгарском сражении.

В декабре 1805 он был произведен в мичманы английского флота. Капитаны кораблей аттестовали Лазарева как «юношу ума острого и поведения благонравного».

Вернувшись на Родину в 1808, М. П. Лазарев получил чин мичмана и стал служить на Балтийском флоте. Участвовал в англо-русской войне 1807-1812, в русско-шведской войне 1808-1809 и Отечественной войне 1812. В 1808 ему пришлось побывать в кратковременном плену у англичан. В период с 1813 по 1825 М. П.

Лазарев совершил три кругосветных плавания, от лейтенанта «дорос» до чина капитана 1-го ранга.

Первое кругосветное плавание Лазарев совершил в 1813-1816 как командир принадлежащего Российско-американской компании шлюпа «Суворов» по маршруту Кронштадт – Рио-де-Жанейро – Австралия – Аляска – Сан-Франциско – Южная Америка – Кронштадт.

В 1819-1821 Лазарев в качестве командира шлюпа «Мирный» участвовал в Первой русской антарктической экспедиции под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена. Результатом экспедиции было открытие нового материка – Антарктиды. Наконец, в 1822-1825, командуя фрегатом «Крейсер», М. П. Лазарев совершил свое третье кругосветное плавание к берегам Русской Америки.

В феврале 1826 Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного линейного корабля «Азов». В 1827 в целях обеспечения поддержки греческого национально-освободительного движения «Азов» в составе эскадры контр-адмирала Л. П. Гейдена совершил переход в Средиземное море.

Здесь у берегов Греции в Наваринской бухте 8 октября 1827 состоялось сражение между союзным русско-франко-английским и турецко-египетским флотами. В Наваринском бою флагманский корабль русской эскадры «Азов» под командованием М. П.

Лазарева принял активное участие и покрыл себя неувядаемой славой, уничтожив 5 вражеских кораблей, в том числе фрегат командующего турецким флотом. Сам «Азов» получил 153 попадания, в том числе 7 – ниже ватерлинии. За Наваринское сражение М. П.

Лазареву, являвшемуся по совместительству начальником штаба эскадры, был присвоен чин контр-адмирала. «Азов» же стал первым кораблем в российском флоте, получившим кормовой Георгиевский флаг.

В 1828-1829 во время начавшейся русско-турецкой войны М. П. Лазарев принимал участие в блокаде Дарданелл. После заключения в сентябре 1829 Адрианопольского мира он привел эскадру из Архипелага в Кронштадт. В 1832 М. П.

Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота.

В феврале – июне 1833, уже помогая турецкому султану против восставшего египетского паши Мухаммеда Али, он возглавил экспедицию русского флота в Босфор, результатом которой было заключение Ункяр-Искелесийского договора.

В августе 1833 вице-адмирал М. П. Лазарев (с 1843 – адмирал) стал главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря, военным губернатором Николаева и Севастополя. Это время для Черноморского флота называется «Лазаревской эпохой». Благодаря Лазареву флот значительно увеличил свою боеспособность.

При нем произошло бурное развитие Севастополя; Лазарев считается одним из основателей Новороссийска. Знаменит адмирал также своей «школой Лазарева» – плеядой замечательных учеников, которых он подбирал по профессиональным и моральным качествам, а также любви к морской службе. Среди наиболее известных его учеников и продолжателей дела: Г. И. Бутаков, В.

И. Истомин, В. А. Корнилов, П. С. Нахимов.

Адмирал Лазарев был энергичным и жестким руководителем, отличался самостоятельностью характера и аскетичным образом жизни. Самым важным для него был служебный долг и благо для Отечества. Женился М. П.

Лазарев уже в зрелом возрасте на Екатерине Тимофеевне фон дер Флит, которая была дочерью бывшего губернатора Олонецкой губернии.

У них было пятеро детей; сын Петр впоследствии стал губернатором Таврической губернии.

В 1851 во время своего последнего посещения Петербурга адмирал Лазарев был на приеме у императора Николая I, который милостиво его принял и остался им очень доволен. В знак благосклонности Николай обнял адмирала и растроганно произнес: «Старик, останься у меня обедать!».

На что Михаил Петрович ответил: «Не могу, государь. Я дал слово обедать сегодня у моего старинного друга – адмирала Г.» (находившегося в то время в немилости при дворе). Затем Лазарев посмотрел на свои часы, откланялся и ушел. От всего этого Николай I пришел в полное замешательство.

Когда к нему в кабинет зашел шеф жандармов князь Орлов, император сказал: «Представь себе, в России есть человек, который не захотел со мною отобедать!». Вскоре М. П. Лазарев умер во время лечения в Вене и был похоронен в склепе Владимирского собора в Севастополе.

Через несколько лет там же нашли свое упокоение и его ученики: адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин, погибшие при обороне города.

В честь адмирала Лазарева названа железнодорожная станция Лазаревская (курортный микрорайон Лазаревское г. Сочи).

Источник: http://putdor.ru/famous/admiral-mikhail-petrovich-lazarev.html

Большой Камень под «Адмирала Лазарева»

Прежде всего — для освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Крайнего Севера. В том числе ледоколы, газовозы, супертанкеры водоизмещением до 350 тысяч тонн, огромные буровые установки и платформы, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 000 тонн. Для этого в Большом Камне к 2018 году предусмотрено построить два крупнейших сухих дока.

Глава государства принял участие в церемонии закладки плавучего дока и в подъеме флага на только что сданном корабелами многофункциональном танкере ледового класса «Роснефть Сахалин». А потом неожиданно заявил: «Поговорим с коллегами, как это предприятие сможет помогать в строительстве, обеспечении деятельности Военно-Морского флота на Дальнем Востоке».

Тот факт, что в этот момент рядом с президентом стояли заместитель министра обороны Юрий Борисов и Игорь Вильнит, генеральный директор центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», специализирующегося на строительстве атомных подводных лодок, на мой взгляд, свидетельствовал, что заказы военных на новом предприятии явно будут не второстепенной задачей. Но прежде, чем попытаться понять, что это могут быть за заказы, стоит немного рассказать о самом заводе «Звезда».

Вообще-то это предприятие начало работу еще в 1954 году. И с той поры уже больше полувека как раз интересы Тихоокеанского флота в основном и обеспечивает.

Ремонтирует атомные и дизельные подводные лодки, проводит их модернизацию. А в последнее десятилетие и утилизирует отслужившие свое атомоходы. И даже извлекает из них отработанное ядерное топливо.

Так что на «Звезде» военные и без вмешательства Путина давно уже не чужие.

Другое дело — та самая суперверфь, на строительство которой и привезли президента. Она находится на территории завода и на прилегающих площадках и даже названа почти также — СК «Звезда». Основные заказчики — ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Совкомфлот». Они совместно с корейской кораблестроительной компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co.

(DSME), ведущим мировым производителем в этой области, в 2013 году образовали консорциум для создания на российском Дальнем Востоке крупнейшего мирового судостроительного кластера. Такому составу участников стройки интересы Минобороны РФ действительно могут показаться не главными. Если не вмешается президент. А он уже, выходит, прилюдно пообещал вмешаться.

Что, российским военным мало уже существующих производственных мощностей «Звезды»? Для тех задач, которые здесь сегодня решаются, достаточно, видимо, и прежних возможностей. Но на Тихом океане у нас есть объект, который, очевидно, не ввести в строй без новых огромных доков и современных цехов. Как раз таких, которые и строят на новой верфи.

Речь — о тяжелом атомном ракетном крейсере (ТАРКР) «Адмирал Лазарев» (до мая 1992 года — «Фрунзе»). Втором из четырех проекта 1144 «Орлан». Спущенный на воду в 1981 году, он с 1999 года в полной безвестности о своей дальнейшей судьбе потихоньку ржавеет у пирса в базе Тихоокеанского флота в бухте Абрек.

Лет двадцать назад считалось, что на ремонт и возвращение в боевой строй «Адмирала Лазарева» необходимы примерно 7 миллиардов рублей. Сумасшедшая в те времена для нашего Министерства обороны сумма.

Найти ее никто и не попытался, поэтому единственный тихоокеанский ТАРКР потихоньку готовили к утилизации. Но видимо где-то в верхах оставались здравомыслящие люди, которые этому противились.

Их усилиями кое-какие финансовые крохи для поддержания корабля в законсервированном состоянии к лету 2000 году разыскали.

Но ни о каких вменяемых перспективах тогда не было сказано ни слова. Потому что на Дальнем Востоке даже и при наличии денег ремонтировать атомный ракетный крейсер было негде.

Уже упомянутый завод «Звезда» мог принять в свои стальные объятия объекты доковым весом не более 19500 тонн. ТАРКР проекта 1144 в эти параметры не вписывается. И его принялись готовить к утилизации.

Для начала в 2004 году из корабля выгрузили атомные энергетические установки.

Судьба двух других ТАРКР — «Адмирал Ушаков» (до 1992 года — «Киров») и «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин») — в те годы тоже была незавидной.

Первый поставили было в 2001 году на ремонт в Северодвинск, но быстренько едва начавшиеся работы свернули, через год вывели его из состава флота и тоже заговорили о списании в утиль. Второй бессильно хватался за причал там же. И тоже ждал бесславного конца.

Исключение составлял только самый новый из «Орланов» — «Петр Великий», ресурс которого тогда еще позволял ему полноценно нести службу на Северном флоте.

Но времена меняются. В оборонном бюджете России завелись немалые деньги и, во всяком случае, для «Адмирала Нахимова» все счастливо переменилось. В 2013 году Севмаш заключил с Министерством обороны контракт на модернизацию и ремонт этого корабля. Если все пойдет по плану, к 2018 году «Адмирал Нахимов» станет настоящим обновленным ракетным линкором.

Вместо прежних 20 пусковых установок исключительно противокорабельных ракет П-700 «Гранит» на нем будут стоять 80 универсальных пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Оникс» и ставшего знаменитым на весь мир после удара по целям в Сирии комплекса «Калибр-НК».

Чего именно и сколько — в зависимости от задач, поставленных на конкретный поход в океан.

Это радикально поменяет боевые качества и возможности «Орлана» номер три. Кроме борьбы с авианосцами противника он будет способен наносить и массированные высокоточные удары по береговым целям с дистанции в тысячи километров.

Принципиально иным станет и ПВО ТАРКРа. Вместо двух систем ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» на «Адмирал Нахимов» планируется установить ЗРС «Редут-Полимент» (корабельный аналог ЗРС С-400 «Триумф»). Пока, правда, с этим оружием на флоте большие трудности. Но к 2018 году, когда модернизированный крейсер покинет заводской причал, проблемы, будем надеяться, останутся позади.

Уже решено, что следом за «Нахимовым» на трехлетнюю модернизацию в Северодвинск встанет «Петр Великий».

Увы, в этом ряду уже точно не найдется места «Адмиралу Ушакову». В августе прошлого года принято окончательное решение об его утилизации. И процесс, как любил говаривать один наш прежний лидер, уже пошел.

Казалось бы, туда же дорога и «Адмиралу Лазареву», ведь он моложе «Ушакова» всего на четыре года. На Дальнем Востоке его нигде, повторяю, до сих пор не ждут.

А отправить и этот ТАРКР в Северодвинск, когда оттуда году эдак в 2022-м выйдет обновленный «Петр Великий»? Но как это сделать? Тащить огромный обездвиженный корабль на буксирах через Берингов пролив, а потом — Северным морским путем? Слишком опасно.

Льды в Заполярье хоть и тончают в последние годы, но не настолько, чтобы гарантированно не повторить судьбу славного парохода «Челюскин».

Тем не менее, с «Адмиралом Лазаревым» в последние годы стали происходить странные вещи. В 2014 году обезображенный временем и отсутствием хоть какого-то ухода крейсер внезапно взяли на буксир и отвели в доковый ремонт в 30-й судоремонтный завод в дальневосточном поселке Дунай.

На первый взгляд, бездумно затратили миллионы на обреченный корабль. Тем более, что вспыхнувшие было надежды Главный штаб ВМФ в июне 2015 года потушил мгновенно и решительно: «Решение о возвращении в строй атомного крейсера „Адмирал Лазарев“ так и не принято.

По всей видимости, корабль придётся утилизировать в следующем году».

И что? Тот самый «следующий год» уже клонится к закату, а даже про конкурс на утилизацию старого крейсера еще не объявлен. Выходит, не все так однозначно? Решение о ремонте и модернизации «Адмирала Лазарева» нет, но нет и решения о его утилизации. Значит, надежда сохраняется? На что?

Не на то ли, что сегодня вовсю кипит работа на берегу Большого Камня и уже к 2020 году на новой верфи запланировано спустить на воду 115 судов различного назначения? Логично предположить, на мой взгляд, что в этом гигантском производственном «муравейнике» попытаются найти место и «Адмиралу Лазареву». Иначе неясно, о какой помощи судостроителей Большого Камня «в строительстве, обеспечении деятельности Военно-Морского флота» обещает с кем-то поговорить президент.

Источник

Фото ТАСС

Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).

Источник: http://www.pravda-tv.ru/2016/09/02/252362/bolshoj-kamen-pod-admirala-lazareva

Ссылка на основную публикацию