Алапаевские мученики — тайны и факты

Алапаевские мученики

Сразу после прихода к власти большевики принялись за изоляцию бывшей царской семьи. Обывателям больше всего известна трагическая судьба Николая II, его жены и детей. Однако даже после двух революций в России оставалось немало Романовых и помимо семьи отрекшегося венценосца.

В начале 1918 года советское правительство пребывало в смятении. Продолжалась война с Германией, и немецкие части уже приближались к двум столицам.

В этой тревожной ситуации лидеры большевиков приняли решение насильно сослать Романовых вглубь страны, чтобы они не могли сплотить вокруг себя контрреволюцию.

В конце марта 1918 года почти все Алапаевские мученики были отправлены в Вятку. Это были князья Константин, Игорь и Иоанн Константиновичи, Владимир Павлович, а также Сергей Михайлович. Вскоре всех их перевели в Екатеринбург. Судьбой ссыльных распоряжались местные уральские большевики, которые получали прямые указания от правительства в Москве и Петрограде.

В мае 1918 года в Первопрестольной по распоряжению Дзержинского отрядом латышских стрелков и чекистов была арестована великая княгиня Елизавета Федоровна.

Сестру императрицы Александры задержали в основанной ею же Марфо-Мариинской обители.

Елизавета Федоровна потратила все свои деньги на создание этого монастыря после того, как в 1905 году террорист убил ее супруга — великого князя Сергея Александровича.

Арест пришелся на третий день Пасхи. За полчаса до появления латышских стрелков обитель посетил недавно избранный патриарх Тихон. Он попытался добиться освобождения великой княгини, однако, несмотря ни на что, Елизавету Федоровну вместе с ее келейницей Варварой Яковлевой выслали в Екатеринбург.

Она оказалась последней пребывавшей на свободе представительницей бывшего царствующего дома. Сосредоточивание Романовых на Урале являлось планомерной акцией.

Большевистское руководство стремилось отправить их в одно место для того, чтобы в случае необходимости было легче распорядиться судьбами членов династии.

30 апреля в Екатеринбург доставили Николая II, его жену и одну из дочерей, Марию. Еще через две недели в город прибыли остальные члены семьи монарха. Большевики опасались слишком большого количества Романовых в городе и решили расселить их. 20 мая Алапаевские мученики прибыли в Алапаевск, находившийся в 146 километрах от Екатеринбурга.

В 1918 году это был 10-тысячный городок с 200-летней историей. Поселение стало одним из первенцев уральской металлургии Петра I. Алапаевск даже был несколько старше Екатеринбурга. Больше всего его знали за фирменное кровельное железо, выпускаемое на здешнем заводе. Город связывался с Екатеринбургом и Нижним Тагилом железной дорогой.

Ссыльных разместили в школе на городской окраине. Поначалу они пользовались относительной свободой – могли гулять по Алапаевску, ходить в церковь, переписываться и не беспокоиться за свою безопасность. Романовы часто отдыхали в саду, разбитом около школы, где они любили пить чай. Глубоко религиозная великая княгиня Елизавета Федоровна много молилась.

Мужчины относились к своему положению с определенной расслабленностью. Особенно не унывали молодые князья Константиновичи и Владимир Палей. Тревогу бил только Сергей Михайлович.

Перед высылкой в Алапаевск он отправил недовольную телеграмму на имя Ленина и Свердлова. В сообщении великий князь жаловался на свой ревматизм и суровый климат, прося перевести его в Вятку или Вологду.

Его телеграмму проигнорировали.

фото: Напольная школа

Последние месяцы своей жизни Алапаевские мученики провели в здании школы, состоявшем из двух маленьких и четырех больших комнат. Их соединял общий коридор. Помимо Романовых, в школе размещались дежурные охранники из числа красноармейцев.

Угловую комнату занимали Иоанн Константинович и его супруга Елена Петровна. Она была дочерью сербского короля Петра I. Так как Елена Петровна не являлась Романовой, большевики ее не арестовывали. Жена добровольно отправилась в ссылку вслед за мужем. Незадолго до развязки алапаевской трагедии она поехала в Москву, чтобы хлопотать об освобождении Романовых.

7 июля Елена Петровна была арестована в Екатеринбурге. Участь мужа она не разделила только благодаря сербскому посольству, подключившему дипломатические рычаги давления на советское правительство. Уже после гибели мужа Елену Петровну в состоянии психоневроза вернули в Москву. Вскоре она покинула Россию.

фото: Княгиня Елена Петровна

В ночь на 13 июня 1918 года большевики убили Михаила Александровича, отбывавшего ссылку в Перми. Расправа была прикрыта мифом о попытке младшего брата Николая II бежать. Скоро эхо пермских событий добралось и до других Романовых.

Алапаевские мученики оказались под еще большим наблюдением. Режим их содержания был на порядок ужесточен. У Романовых конфисковали все личные вещи: одежду, деньги, золото. Узникам оставили только платья, сменные комплекты белья и обувь.

Переписка и прогулки по городу оказались под запретом, значительно уменьшился паек.

Внезапные обыски стали обыденностью. Положение Романовых в Алапаевске развивалось по такому же сценарию, как в последние дни жизни Михаила Александровича и Николая II.

Если раньше стража вела себя достаточно корректно, то теперь она сделалась резкой и грубой. До этого момента с великими князьями были их лакеи, а Елизавету Федоровну сопровождали монахини.

Этой свите приказали покинуть Алапаевск.

Убийство Михаила Александровича стало первым в череде убийств Романовых, организованных большевиками. Вскоре после гибели великого князя наступил день расстрела царской семьи. Николая II и его близких держали в доме Ипатьева.

В ночь на 17 июля 1918 года венценосную семью отправили в подвал, где расстрельная команда открыла по ней огонь. Перед этим комендант Яков Юровский успел зачитать смертный приговор.

По разрозненным воспоминаниям участников той сцены, Николай только успел спросить: «Что?» или «А?» Царь не понял, в чем дело, а в следующую секунду Юровский дал команду, и расстрельщики открыли стрельбу.

Дети Романовых погибли не сразу. Считается, что последним умер царевич Алексей. Сотрудники ЧК для пущей уверенности добивали своих жертв штыками. Еще перед расстрелом к дому Ипатьева подъехали специально подготовленные грузовики, в которые и погрузили тела. Они были закопаны за городом. В ту ночь Алапаевские мученики еще были живы. Решение об их судьбе большевики приняли на следующий день.

фото: Царская семья Романовы

Великие князья так и не узнали об убийстве Михаила Александровича и его старшего брата. День расстрела царской семьи в Алапаевске прошел, как обычно.

В ночь на 18 июля к зданию школы, в которой содержались Романовы, прибыли люди, объявившие о необходимости срочно отправиться в безопасное место из-за угрозы налета авиации (шла Гражданская война). Женщины сделали все, что от них требовали. Романовым связывали руки и завязывали глаза. Для ссыльных подготовили специальные подводы.

В мужской компании все прошло не так гладко. Князь Сергей Михайлович отказался повиноваться. Ему выстрелили в руку и заставили сесть в экипаж. Братья Константиновичи и Владимир Палей сопротивления не оказывали.

Подводы с Романовыми направились за пределы города. Местом их роковой остановки стал рудник Нижняя Селимская. Связанных узников привели к спуску в одну из заброшенных шахт. Далее трактовки события расходятся.

По одной версии, Романовых убили и выбросили в забой уже мертвыми. По другой, пленников оглушили обухом топора и только потом столкнули в пропасть. Доподлинно известно, что шахту забросали гранатами.

После этого отверстие завалили бревнами и засыпали землей.

Обстоятельства гибели Романовых (и в Алапаевской шахте, и в доме Ипатьева) известны благодаря белым, ненадолго установившим власть на Урале во время Гражданской войны. В октябре 1918 года большевики потеряли контроль над Екатеринбургом. По факту гибели членов царской семьи было возбуждено дело. Адмирал Александр Колчак взял расследование под личный контроль.

Вскоре удалось обнаружить участников убийства под Алапаевском. Одним из них оказался большевик Василий Рябов, который дал ценные для следствия показания. Шахту откопали. Состояние трупов показало, что далеко не все мученики Алапаевской шахты умерли сразу.

Так, тело Владимира Палея пребывало в сидячем положении. Князь Иоанн Константинович был перевязан частью апостольника Елизаветы Федоровны.

Кроме того, в окрестных деревнях еще долгое время ходили слухи о том, что после расправы в районе заброшенной шахты слышались приглушенные звуки молитв.

фото: Фотография руководителей советской власти в Алапаевске, снятая в Алапаевске 1 мая 1918 года

Уральские большевики решили прикрыть свое преступление вбросом дезинформации.

На следующий день после того, как пропал князь Константин Константинович и другие Романовы, всему Алапаевску сообщили о похищении ссыльных белогвардейцами.

Эта же версия защищалась в телеграмме, посланной местным исполкомом в Екатеринбург.

На основе этой информации строилось сообщение Свердлову, Урицкому и Зиновьеву. Вскоре большевистская вертикаль сформулировала официальную точку зрения о случившемся. Сообщалось, что белогвардейцы не только похитили Романовых, но еще и убили одного из охранников.

Для наглядной инсценировки около школы оставили труп неизвестного, который до того какое-то время уже лежал в мертвецкой. После «исчезновения» Романовых красноармейцы по заранее составленному плану открыли огонь и подняли тревогу, имитируя атаку белогвардейцев.

Через месяц советская власть провела расследование этого эпизода, которое, само собой, не дало никаких результатов.

В июне 1919 года Красная Армия начала контрнаступление на Екатеринбург. В РПЦ решили отправить гробы с найденными в алапаевской шахте останками Романовых на восток. Когда стало ясно, что Гражданская война проиграна, их перевезли в Китай. Гробы похоронили в пекинском храме.

После Второй мировой войны к власти в Поднебесной пришли коммунисты. Настоятели храма замуровали останки так, что их следы были окончательно утеряны. Китайские храмы РПЦ вскоре были уничтожены.

Уже в новейшую эпоху российские специалисты специально приезжали в Пекин, для того чтобы найти останки Романовых, однако все попытки закончились ничем.

Еще при жизни Елизавета Федоровна говорила о том, что хотела быть похороненной на Святой земле. Поэтому в 1920 году ее останки переправили из Пекина в Палестину. Помощница великой княгини — преподобномученица инокиня Варвара — также обрела последний покой в Иерусалиме.

В 1981 году погибшие в шахте под Алапаевском были канонизированы Русской православной церковью за границей. Долгое время стоял вопрос об аналогичной процедуре на родине. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух алапаевских мучениц (Елизавету Федоровну и инокиню Варвару). Канонизация произошла в 1992 году, уже после распада Советского Союза.

Поздняя официальная точка зрения СССР касаемо судьбы убитых Романовых заключалась в том, что их гибель стала результатом самоуправства уральских большевиков и рабочих.

Советское правительство на протяжении всего своего существования отказывалось признавать тот факт, что убийства в Алапаевске, Перми и Екатеринбурге были инициированы на самом верху государственной власти.

Современные исследования и раскрытые документы показали, что романовский вопрос решался лично Лениным и Свердловым.

фото: Ленин и Свердлов

Князь Игорь Константинович и другие погибшие под Алапаевском долгое время не были реабилитированы.

Процесс возвращения их доброго имени начался, когда глава дома Романовых Мария Владимировна подала соответствующее заявление в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Официальное решение о реабилитации было принято этим ведомством 8 июня 2009 года. В сообщении Генпрокуратуры отмечалось, что Романовы и их приближенные стали жертвами преступления ЧК.

Источник: https://homsk.com/trombon/alapaevskie-mucheniki

Памяти Алапаевских мучеников — Церковь Успения Богородицы

100 лет назад, 18 июля 1918 года, на следующий день после убийства Царской Семьи, большевики зверски расправились еще с несколькими представителями Дома Романовых в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская.

Следствие показало, что каждый из них имел травму черепа височной или затылочной области. Ничего не подозревавшую жертву подводили к краю шахты, после чего ей наносили удар обухом топора. А далее — умерщвлённые таким образом, они сбрасывались в шахту… 

Прошло 100 лет, а в жилах до сих пор стынет кровь от мысли, как закончили свои последние дни Романовы и их приближенные. Жестокое, страшное убийство в Алапаевске пытались скрыть, но история расставила все по своим местам.

С приходом к власти, большевики начинают уничтожать все, что хоть как-то связано с царским режимом и Домом Романовых.

Читайте также:  Великая китайская стена - тайны и факты

Весной 1918 года из Петрограда на Урал начинают постепенно друг за другом высылать членов царской семьи.

В Алапаевске оказываются:

  • Великая княгиня Елизавета Федоровна (53 года). Внучка английской королевы Виктории, родная сестра императрицы Александры Федоровны, вдова великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III.
  • Великий князь Сергей Михайлович (51 год). Пятый из шести сыновей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I.
  • Три брата, князья императорской крови: Иоанн (32 года), Константин (28 лет) и Игорь (24 года) Константиновичи. Сыновья великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны, правнуки императора Николая I.
  • Князь Владимир Павлович Палей (21 год). Сын Великого Князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Валерьяновной Пистолькорс, внук Александра II
  • Фёдор Семёнович (Михайлович) Ремез (40 лет), управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;
  • Сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева), келейница Елизаветы Фёдоровны.

До сих пор историки спорят о причинах молниеносной расправы над императорским домом. По одной из версий столь быстрое решение было принято из-за наступления белых на Урал. Необходимо было скорее избавиться от Романовых.

Само убийство высокопоставленных особ пытались скрыть. Даже был разыгран целый «спектакль». Около трех часов ночи возле места, где содержались Романовы, прозвучали взрывы. А утром было объявлено о похищении высокопоставленных особ белогвардейцами.

На самом деле представители Дома Романовых покинули Напольную школу не по своей воле. Их предупредили о том, что ночью состоится переезд на Верхне-Снячихинский завод. Ночью им связали руки, завязали глаза и вывезли из Алапаевска на станцию Межная.

Из воспоминаний В.А. Рябова, участника тех событий:

«Мы знали, что судьба царя с семьёй в Екатеринбурге, и всех других членов императорского дома, находящихся в Алапаевске, уже решена в Москве, и ждали только приказа привести приговор в исполнение.

Мы заранее приступили к поискам места для казни. Такое место, где не сразу могли бы обнаружить их трупы, мы быстро нашли в 12-ти верстах за городом. Это была заброшенная и полузатопленная шахта, на которой мы и остановились. Получив из Екатеринбурга сообщение о казни царя и всей его семьи, мы, не теряя времени, приступили к выполнению нашего плана.

Единственный, кто оказал нам сопротивление, был великий князь Сергей Михайлович. Физически он был сильнее всех остальных. И нам пришлось повозиться с ним.

Он категорическим тоном заявил, что никуда отсюда не поедет, так как знает, что их убьют. Зайдя за шкаф, он забаррикадировался там, и наши усилия схватить его ни к чему не приводили.

Мы теряли только драгоценное время. Я не утерпел и выстрелил в великого князя.

Причём стрелял с таким расчётом, чтобы только легко ранить и, напугав, заставить его подчиниться. Ранил я его в руку, и он больше не сопротивлялся. Перевязав ему рану и завязав глаза, мы усадили его на последнюю подводу и поехали. Очень торопились: заря уже предвещала наступление утра.

Дорогой великий князь Сергей Михайлович снова повторял: он знает, что их всех убьют.

— Скажите, за что? — обратился он ко мне. — Политикой я никогда не занимался. Я любил спорт. Играл в бильярд. Занимался нумизматикой.

Я успокаивал его, как мог, хотя и сам был в высшей степени взволнован всем, что пришлось пережить в эту ночь.

Несмотря на ранение руки, на боли великий князь не жаловался. Наконец мы подъехали к шахте. Шахта была не очень глубокой и, как оказалось, имела боковой выступ, не затопленный водой.

Вера Глазунова. Великомученица Елизавета Феодоровна, 1997г. (фрагмент)

Первой подвели к шахте великую княгиню Елизавету Фёдоровну и, столкнув её в шахту, услышали, как она продолжительное время барахтается в воде. За ней столкнули её келейницу монашку Варвару. Тоже услышали всплеск воды и потом голоса двух женщин.

Нам стало ясно, что великая княгиня, выбравшись из воды, вытащила и свою келейницу. Но другого выхода у нас не было, и мы одного за другим столкнули и всех мужчин. Никто из них, должно быть, не утонул и не захлебнулся в воде, так как немного времени спустя можно было услышать, чуть ли не все их голоса.

Тогда я бросил гранату. Граната взорвалась и всё смолкло. Но ненадолго.

Мы решили немного подождать и проверить, погибли ли они или нет. Через некоторое время мы опять услышали разговор и чуть слышный стон. Я снова бросил гранату.

И что вы думаете — из-под земли мы услышали пение! Жуть охватила меня. Они пели молитву „Спаси, Господи, люди твоя!“

Члены Алапаевского Совдепа. Алапаевск. 1 мая 1918 года

Гранат у нас больше не было, оставлять дело недовершённым было нельзя. Мы решили завалить шахту сухим хворостом, валежником и поджечь.

Сквозь густой дым ещё некоторое время пробивалось наверх их молитвенное пение.

Когда исчезли последние признаки жизни под землёй, мы, оставив возле шахты часть своих людей, вернулись уже на рассвете в Алапаевск и сразу же на соборной колокольне ударили в набат. Чуть ли не весь гоород сбежался.

Мы им всем говорили, что неизвестные люди увезли великих князей!» © (А. Мейлунас, С.В. Мироненко. «Николай и Александра. Любовь и жизнь». М. Издательство «Прогресс», 1998, стр. 622, 623.)

Палачи у края шахты

Тело Великой Княгини Елизаветы Федоровны, которое подняли из шахты

Самому младшему из убитых был 21 год.

Позже, когда 8 сентября 1918 года в Алапаевск вошли белые, началось расследование. Тела убитых обнаружили 19 октября. Палачи утверждали, что скидывали в шахту высокопоставленных особ живьем. Следствие показало, что каждый из них имел травму черепа височной или затылочной области.

«Ничего не подозревавшую жертву подводили к краю шахты, после чего Е.Л. Серёдкин наносил ей удар обухом топора в височную или затылочную область головы. А далее — умерщвлённая таким образом жертва сбрасывалась в шахту.

Но так как это убийство совершалось столь жестоким способом, палачи придумали „версию“ о том, что Алапаевские Мученики были сброшены в шахту живыми.

А они, убийцы, исключительно из гуманных соображений (чтобы жертвы долго не мучились), умертвили их угарным газом или парами серы». (с)

Некоторые сброшенные в шахту люди долгое время оставались живыми. По свидетельствам очевидцев из шахты долго время доносились молитвы и стоны. Но никто не оказал помощи, крестьяне обходили стороной шахту.

Дольше всех прожила Великая княгиня Елизавета Федоровна, она пыталась помочь князю Иоанну, перевязав ему раны своим платком. Князь Владимир Палей, которому еще не исполнилось 22 лет, также погиб не сразу, его тело обнаружили в сидячем положении.

Памятник Великой Княгине Елизавете Фёдоровне в Алапаевске

Русская православная церковь причислила к лику святых великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару (в лике преподобномучеников).

Наталья Елизарова

Источник

Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/129419/pamyati-alapaevskih-muchenikov/

Русская линия / Библиотека периодической печати: Алапаевские Мученики в Пекине

От редакции: Рассказывая о представлении в Петербурге книги Ольги Николаевны Куликовской-Романовой «Царского рода», мы сообщали о том, что ей был задан вопрос о судьбе Алапаевских Мучеников, честные останки которых находятся под спудом на территории бывшего православного кладбища в Пекине. Вопрос этот через интернет задал р.Б.

Димитрий Напара, статьи которого уже появлялись в «Русской линии». Сегодня мы публикуем его статью, в которой подробно рассказывается о судьбе останков Романовых, принявших мученическую кончину в Алапаевске. Публикацией статьи мы хотели бы внести лепту в великое дело разыскания и перенесения на родину Алапаевских Мучеников.

В последнее время в Россию перенесен прах многих видных деятелей русской культуры, скончавшихся в изгнании. Готовится перезахоронение Государыни Императрицы Марии Федоровны. Этот процесс опамятования русского народа можно только приветствовать.

Надеемся, что Священноначалие нашей Церкви поставит перед соответствующими государственными структурами вопрос о необходимости переноса честных останков Алапаевских Мучеников. Это стало бы важным шагом на пути духовного оздоровления общества, окончательного преодоления трагического разделения русского народа на «красных» и «белых».

Тугие сильные упругие удары — словно выстрел в тишине тренировочного поля. Белый мячик пулей летит к большому старому тополю на правом краю гольф-площадки. Китайские игроки размеренно прицеливаются, делают несколько прикидочных взмахов клюшкой и — резкий хлопающий удар. Выстрел. Ухоженный газон поля для тренировки игры в гольф.

Деревянный стильный домик рядом — можно клубно попить чайку или пропустить чего покрепче. Размеренная, неторопливая жизнь среднего класса. Или с претензией на средний класс.

И только старый тополь на правом краю поля, у самой сетки ограды, служит достоверным ориентиром потомкам албазинцев, чтобы точно указать место, на котором до конца 80-х гг. прошлого века находилась часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.

В склепе этой часовни, построенной на кладбище Российской Духовной Миссии в Китае (РДМК) специально для размещения восьми гробов с останками Алапаевских мучеников, до сих пор лежат в забытьи шесть гробов невинно убиенных членов Русского Императорского дома.

В конце 80-х гг. прошлого века при полном попустительстве посольства СССР в Китае русское кладбище попало в зону реконструкции — столица КНР росла и требовала новых строительных площадей. Окружавшую кладбище пустынь превратили в парк Цинняньху («Озеро молодежи»), а на самом кладбище разбили гольф-площадку. Нет интереса к Алапаевским останкам и у посольства независимой России.

Любое упоминание о том, что вот, под боком (всего-то минут 10−15 на машине от центрального здания посольства) покоятся останки Царственных особ России, вызывает у российских дипломатов длительные приступы плохо скрываемой высокомерной неприязни. Но не об этом речь. Чур их, пусть продолжают считать себя обладателями истины в последней инстанции.

Давайте лучше вместе освежим в памяти хорошо известные факты.

В ночь на 18 июля (все даты — по новому стилю) 1918 года большевиками было совершено очередное злодеяние — убийство под Алапаевском Великого князя Сергея Михайловича; Великой княгини Елисаветы Феодоровны; князей — братьев Иоанна, Константина и Игоря — сыновей Великого князя Константина Константиновича; князя Владимира Палея — сына Великого князя Павла Александровича от морганатического брака; Федора Ремеза — секретаря Великого князя Сергея Михайловича; Варвары Яковлевой — инокини Марфо- Мариинской обители милосердия. В октябре того же года тела невинно убиенных были обнаружены, освидетельствованы, обмыты и уложены во гробы, которые были помещены в кладбищенской церкви Алапаевска. 18 октября гробы были торжественно перенесены в Свято- Троицкий собор Алапаевска и помещены в соборном склепе, где они находились вплоть до июля 1919 года, когда 14 июля в сопровождении игумена Серафима и двух послушников все восемь гробов в товарном вагоне отбыли по железной дороге из Алапаевска в Читу. В конце августа все гробы были помещены в женский Свято-Покровский монастырь г. Читы. В марте 1920 года в сопровождении игумена Серафима восемь гробов с телами мучеников отправились по железной дороге из Читы в Китай. В середине апреля 1920 года все восемь гробов через Харбин прибыли в Пекин. Все эти факты подробно описаны во многих достоверных источниках (в том числе и факт инцидента на границе России и Китая с гробом князя Иоанна Константиновича).

В Пекине на дату прибытия туда гробов с останками Алапаевских мучеников действовало предписание (распоряжение, указание, существовал закон — как угодно), запрещающее вносить в город гробы с телами умерших.

Территория же Российской Духовной Миссии в Китае располагалась внутри городской стены, в северо-восточном углу внутренней городской территории. Поэтому внести гробы на территорию РДМК не представлялось возможным. Восемь гробов с телами мучеников были помещены в подземном склепе часовни в честь св. преп.

Серафима Саровского, которая располагалась в центре кладбища РДМК, находившегося за городской стеной (ворота Андинмэнь) к северо-западу от территории РДМК.

В ноябре 1920 года два гроба с честными мощами Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из склепа часовни были вывезены в Иерусалим.

Остальные шесть гробов продолжали пребывать в склепе часовни на миссийском кладбище. (Подробные свидетельства см., в частности: Мелихов Г. В. Белый Харбин: Середина 20-х.- М.: Русский путь, 2003, с.135−143; Кепинг К.

Последние статьи и документы.- СПб.: Омега, 2003, с. 274- 279).

После оккупации Японией Китая и переменой политической обстановки в 1938 году начальнику 20-й миссии архиепископу Виктору (Святину) удалось получить разрешение пекинских властей и перенести шесть гробов в склеп храма в честь Всех Святых Мучеников, расположенного в центре территории РДМК.

По свидетельству родной сестры владыки Виктора, записанному с ее слов ее родной дочерью — Ксенией Кепинг, в 1947 году по приказу советских властей владыка Виктор вынужден был перевезти гробы с останками Алапаевских мучеников с территории РДМК обратно на территорию миссийского кладбища и поместить их в склепе часовни в честь св. преп. Серафима Саровского. В период так называемой «великой культурной революции» 1966−1976 гг. русское кладбище подвергалось надругательствам и разрушениям. Окончательно русское кладбище было стерто с лица земли по решению муниципальных властей Пекина в 1987 году.

Но — сколько мы не искали и не распрашивали очевидцев тех событий — нет ни одного устного или письменного свидетельства о том, что в этот период государственного вандализма были уничтожены гробы с останками Алапаевских мучеников.

Напротив, личный переводчик Мао Цзэдуна — товарищ Ли Юэжань (я был с ним очень близко знаком с конца 80-х гг.

прошлого века до самой его смерти в 2003 году, неоднократно бывал у него дома в Пекине, хорошо знаю его жену и сыновей) на мои распросы о судьбе останков Алапаевских мучеников неоднократно заявлял, что «эти гробы были забетонированы властями и находятся в парке Цинняньху».

По мнению этого старого убежденного коммуниста, «еще не пришло время возвращать эти гробы России, т.к. при их возвращении надо будет давать политическую оценку деятельности тех, кто в них покоится, поскольку эти люди были против строя, победившего в Китае в 1949 году…». Оставим эти суждения без комментариев.

Нам важно лишь его свидетельство, что гробы с останками Алапаевских мучеников не были уничтожены в годы «культурной революции» и покоятся в забетонированном склепе на месте расположения часовни в честь св. преп. Серафима Саровского. Вряд ли пекинские власти стали их переносить в иное место.

Читайте также:  Потрясающие места для отдыха в тверской области - тайны и факты

Предположение о том, что гробы с останками Алапаевских мучеников все еще находятся в земле названного парка косвенно подтверждается также и тем, что никто из живших в то время и здравствующих доныне потомков так называемых «албазинцев» («эрбацзинь» — так хвучит это слово в китайской транскрипции: 1685 год, осада острога Албазин войсками императора Канси, пленение русских защитников крепости — начало истории православной диаспоры Поднебесной) не помнит, чтобы кто-либо, когда-либо упоминал о факте надругательства над гробами Алапаевских мучеников, их уничтожения, уничтожения склепа храма в честь св. преп. Серафима Саровского, эксгумации и т. д. Потомки албазинцев упорно и уверенно утверждают, что склеп не скрыт водой озера Молодежи, а находится под нынешней гольф-площадкой в одноименном парке.

И старый тополь справа от входа на тренировочное поле — он всегда рос там, к югу от часовни, только был он моложе и стройнее. А до того, как соорудили гольф-поле, еще виден был в земле забетонированный пол часовни.

На котором и запечатлел себя один из потомков славных защитников Албазинского острога по фамилии Ду, переиначенной на китайский манер из русской Дубинин.
р.Б.Димитрий Напара, тел. моб.: +86 139 103 28 445, тел.

/факс: +86 10 65 95 72 30, 65 94 26 90, e-mail: napara@mail.ru, dnapara@rambler.ru

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=102720

Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество — 11 октября 1918 г. Алапаевские мученики. Факты истории

Подробности12.10.

2016

11 октября 1918 года около 2-х часов дня тело Великой княгини Елизаветы Федоровны было поднято из заброшенной шахты  железного рудника Нижняя Селимская, где она приняла мученическую кончину вместе другими алапаевскими узниками: Великим князем Сергеем Михайловичем  и его помощником Фёдором Ремезом, князьями Императорской крови Иоанном Константиновичем,  Константином Константиновичем,  Игорем  Константиновичем, князем Владимиром Палеем и сестрой Марфо-Мариинской обители милосердия Варварой (Яковлевой).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, день 11 октября, с 2017 года будет включён в церковный календарь как день обретения мощей  св. прмц. Великой княгини Елисаветы Феодоровны, который будет особо отмечаться в Каменской и Алапаевской епархии.

Алапаевск. Напольная школа, где содержались Алапаевские мученики

Сейчас, в преддверии 100-летия гибели алапаевских мучеников, было бы правильным вернуться к фактам истории и расследованию уголовного дела об алапаевском убийстве, которое было приостановлено в 1998 году. В 2009 году Генеральной прокуратурой РФ, в соответствии со ст.

1 и пп. «в», «е» ст.

3 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Михаил Александрович Романов, Елизавета Федоровна Романова, Сергей Михайлович Романов, Иоанн Константинович Романов, Константин Константинович Романов и Игорь Константинович Романов были реабилитированы.

Но реабилитированы с выводами незаконченного расследования, из которого следует, что преступление совершено по решению Уральского областного совета. То есть комиссией по реабилитации не подтверждается тот факт, что указ об убийстве алапаевских узников  исходил из центра.

К сожалению, до сих пор исследователи путаются в фактах дела, выстраивая свои выводы без опоры на источники. Выводы превращаются в мифы и они попадают из одной статьи в другую. К 2018 году Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» планирует выпустить специальное издание о расследовании алапаевского убийства.

Икона Алапаевских мучеников

Также пока непонятным остаётся ещё один вопрос об алапаевских узниках. 1 ноября 1981 года Алапаевские мученики (исключая Ф. М. Ремеза) были канонизированы Русской православной церковью заграницей. После объединения РПЦ и РПЦЗ в 2007 г.

статус канонизации алапаевских мучеников не совсем определён и понятен. Так, в Осташёво, в бывшем имении Великого князя Константина Константиновича, в восстановленном храме св.

Олега Брянского, где в усыпальнице был погребен князь Императорской крови Олег Константинович, в настоящее время получила почитание и известность икона св. прмц. Великой княгини Елисаветы Феодоровны и князей Императорской крови Иоанна, Константина  и Игоря  Константиновичей.

Благодаря стараниями прихода храма и  просветительской деятельности руководителя культурного центра в Осташёво М.В. Запориной, растёт почитание и понимание подвига князей.

Но вернёмся к истории. Вслед за переходом в конце сентября 1918 года Алапаевска под контроль адмирала Колчака по факту смерти узников было начато расследование. 11 октября 1918 года член Екатеринбургского окружного суда И. А.

 Сергеев открыл дело, а 7 февраля 1919 года дело было принято следователем по особо важным делам Омского окружного суда Н. А. Соколовым. Начальником гарнизона города был назначен полковник И. С.

Смолин, который первым организовал проведение следствия об убийстве Великой княгини Елизаветы и ее спутников.

 Шахта Нижняя Селимская, монастырь во имя Новомучеников и исповедников Российских

7 октября была обнаружена шахта — большая и глубокая, заполненная водой примерно на 40 метров. В шахте было два отделения: рабочее, через которое добывалась руда, и машинное, куда ставились насосы для откачки воды. Работа по очистке шахты продолжалась несколько суток.

Вскоре тела мучеников были найдены и подняты на поверхность. Все они были одетыми и при каждом находились многочисленные документы, по которым установили их личности.

В разных местах шахты были найдены отдельные вещи и одежда убитых, а также две неразорвавшиеся гранаты, и одна разорвавшаяся, оставившая на стенах шахты следы взрыва. Тело Великой княгини Елизаветы Федоровны было поднято из шахты 11 октября  1918 г.

 по новому стилю, около двух часов дня с глубины 7,5 саженей (16 метров).  Убийство произошло в ночь на 18 июля 1918 года, ровно через сутки после расстрела Царской семьи в Екатеринбурге.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты «Дела Великих князей», хранящегося в Государственном архив Российской Федерации, где говорится о поднятии тела Великой княгини Елизаветы Федоровны 11 октября 1918 года.

Источник: http://espo-fond.ru/index.php/novosti/arkhiv-novostej/2016/504-alapaevskie-mucheniki-istoriya-obreteniya

Алапаевские мученики. Путь на восток

В большой проект «Уральская голгофа» народной артистки России Тамары Ворониной входит не только спектакль «Последний царь» (1990) об убийстве царя и его семьи, сегодня это ещё и «Алапаевские мученики. Путь на Восток».

Рассказ о ещё одной трагической странице в истории Урала начала XX века построен только на документах, дневниках, свидетельствах современников. Т. Н.

Ворониной удалось не только собрать достоверный материал, но и убедительно воплотить его на сцене своего «Театра Слова», создателем и руководителем которого она является более 10 лет.

А события в спектакле отражены поистине драматические. Перед глазами зрителей в течение двух часов проходит вся история того времени, связанная с династическими князьями, которых привезли в Алапаевск 20 мая 1918 года по распоряжению Уральского совдепа.

Это представители Российского императорского дома: великий князь Сергей Михайлович, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, князья императорской крови (сыновья великого князя Константина Константиновича) Иоанн, Константин, Игорь, князь Владимир Павлович Палей.

Поначалу они пользовались относительной свободой: гуляли в городе, посещали библиотеки, сажали овощи и цветы. Могли вести переписку. Но с 21 июня для узников был установлен тюремный режим.

А поздней ночью на 18 июля 1918 года под предлогом переезда в более безопасное место, «на дачу», князей рассадили в крестьянские повозки и вывезли за город к заброшенной Нижне-Селимской шахте (в 12 верстах по заводской дороге к Верхне-Синячихинскому заводу). И там, ударив каждого обухом топора по голове, сбросили в шахту.

Затем шахту забросали гранатами, завалили жердями, брёвнами и присыпали землёй. Такая спешка была не случайной. К городу подступали части белой армии. Поэтому не удалось, как в Екатеринбурге, сжечь тела и смешать с землёй.

Когда позднее тела были извлечены из шахты, то обнаружилось, что некоторые жертвы погибли моментально, а другие остались живы и после падения умирали от голода и ран. Несколько дней спустя крестьяне, бывшие в лесу неподалёку от шахты, слышали из-под земли глухие голоса и пение Херувимской, другие утверждали, что дня три слышали стоны.

И только в конце сентября 1918 года, при вступлении частей белой армии в город, тела были подняты на поверхность. «Тела почивших, – читает лауреат международных конкурсов Евгений Лядов, – были омыты, одеты в чистые белые одежды и положены в деревянные гробы… На следующее утро отслужили заупокойную литургию и отпевание.

«Многие плакали навзрыд, – вспоминал игумен Серафим, – под общенародный печальный перезвон колоколов и звуков духовой военной музыки»». А в это время к Алапаевску вновь приближались красные, и решено было вывезти останки убиенных в Читу. Так начался долгий путь на восток. От Алапаевска до Читы ехали 47 дней.

«В Чите, (писал игумен Серафим), – читает заслуженный артист России Александр Викулин, – при содействии атамана Семёнова и японских военных властей гробы в глубокой тайне перевезены в Покровский женский монастырь, где почивали 6 месяцев в келье под полом, в которой я это время жил». А помощник следователя Николая Соколова капитан Булыгин, прибывший со следственной группой в Читу, впоследствии рассказывал, что провёл много часов в келье о. Серафима и даже не раз ночевал там, на разостланной шинели на полу, всего на четверть над гробами мучеников. И в одну из ночей он даже слышал, как о. Серафим разговаривал во сне с убиенной великой княгиней Елисаветой Феодоровной.

А между тем под напором красных белые отступали, и генерал Михаил Дитерихс распорядился вывезти тела мучеников дальше, в Китай. Но встал вопрос о деньгах. Это было самое большое препятствие.

И тут кто-то вспомнил о Марии Семёновой, бывшей супруге атамана Семёнова, которая в то время развелась с ним и при разводе получила от атамана золотые слитки. Она была проста в обращении, не случайно же её называли Машкой-цыганкой или Машкой Шарабан.

Она тут же откликнулась на просьбу и, открыв шкаф, показала лежащие там золотые кирпичи, которыми и финансировала перевоз святых останков по иностранной железной дороге.

«С игуменом Серафимом, – читает далее актёр Александр Кичигин, – Мария Михайловна достигла сначала Пекина, а потом отправилась и в Святую землю, с сестрой Елисаветы Феодоровны, чтобы перевезти останки великой княгини и инокини Варвары в Иерусалим, в Гефсиманский сад.

Интересно, что впоследствии Мария Семёнова вышла замуж за сына князя Гусейна Хана Нахичеванского, генерал-майора кавалерии, до конца верно служившего Николаю Второму. И сам атаман Григорий Семёнов оказал большую поддержку игумену Серафиму на пути из Читы в Пекин.

Благодаря ему в марте 1920 года из Читы были вывезены все восемь гробов. И 8 апреля 1920 года, в Светлую пятницу, поезд с телами алапаевских мучеников прибыл в китайскую столицу. Здесь встретились новые трудности. Нельзя было гробы ввозить в город. Пришлось везти окрестностями в церковь преп. Серафима Саровского на мисийском кладбище. «По моей просьбе, – вспоминал в дальнейшем игумен Серафим, – атаман Семёнов дал средства и на то, чтобы в церкви под амвоном устроить склеп, куда и были поставлены все гробы»».

По сей день там находятся шесть гробов династических князей Романовых.

Ведь когда-то генерал Дитерихс дал главнокомандующему всеми вооружёнными силами Российской Восточной окраины генерал-лейтенанту атаману Григорию Михайловичу Семёнову официальное распоряжение: хранить гробы, найти им место временного покоя и, при благоприятном условии, в своё время вернуться с ними в Россию. Действительно, не настало ли время вернуться им на родину? «Ведь они – верные сыны своего отечества, преданно служили ему и приняли за него мученическую смерть».

Источник: http://alexlib.ru/obshchestvo/duhovnoe-pole/alapaevskie-mucheniki-put-na-vostok/

Факты и домыслы об Алапаевских мучениках

23 сентября было возобновлено следствие по уголовному делу об останках членов царской фамилии — великой княжны Марии и цесаревича Алексея.

Их останки были найдены в 2007 году, уже после захоронения в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге Императорской семьи в 1998 году.

Естественно, сразу же стал вопрос об их идентификации. Поскольку в 1998-м перед захоронением из останков всех ранее найденных членов Императорской семьи по предложению патриарха Алексия II были взяты образцы тканей, то эти фрагменты тогда же, в 2007-м, были использованы для проведения дополнительных экспертиз.

За прошедшие с тех пор почти десять лет появились принципиально новые методы генетического исследования — сегодня по останкам такой давности и такой сохранности можно исследовать не только митохондриальную ДНК, которая передается по женской линии, но и Y-хромосомы, которые передаются по линии мужской, а значит, новые экспертизы должны были дать более точные результаты, чем предыдущие.

Читайте также:  Великие полководцы истории - тайны и факты

Генетические экспертизы в 2007-м провели четыре независимые группы генетиков — Е.

Рогаева из института общей генетики РАН, генетической лаборатории Свердловского областного бюро судебно-медицинских экспертиз, идентификационной лаборатории армии США и лаборатории В.

Парсона из Инсбрукского медицинского университета в Австрии. Вывод всеми был сделан один — действительно найдены останки цесаревича Алексея Николаевича и его сестры великой княжны Марии.

Почему же теперь снова возникает вопрос о дополнительных экспертизах останков Марии и Алексея, да ещё с проведением эксгумации их родителей?

А возникает он снова потому, что останки Алексея и Марии не могут вечно храниться в Госархиве, где они сейчас находятся. По всем канонам их нужно предать земле.

Однако Русская Православная Церковь не раз высказывала сомнения в подлинности екатеринбургских останков, найденных на старой Коптяковской дороге. Поэтому патриарх Кирилл предложил еще раз, с более активным участием представителей церкви, снова провести исследования, чтобы устранить все недоумения.

Возобновление следствия по делу об убийстве Царской семьи снова привлекло внимание и к алапаевским мученикам — великим князьям и князьям Романовым, убитым в ночь с 17 на 18 июля 1918 года на Межной.

И снова в газетах и в интернете появились публикации, в которых сообщаются «новые подробности» алапаевского убийства — чаще всего домыслы, не имеющие к тому, что происходило тогда, в 1918-м, никакого отношения.

Типичный пример такой публикации — текст И. Мохова «Зачем большевики инсценировали в Алапаевске побег царской семьи, прежде чем казнить её?» в «КП Екатеринбург» от 9 октября 2015 года с захватывающим подзаголовком: «Журналистам «КП» стали известны новые подробности пребывания родственников Романовых на Урале».

И какие же новые подробности «журналистам «КП» стали известны»? Оказывается, автор прочитал воспоминания директора-распорядителя отделения Волжско-Камского банка в Екатеринбурге Владимира Аничкова, у которого останавливался на квартире в 1918-м сосланный сначала в Вятку, а потом в Екатеринбург, будущий алапаевский мученик великий князь Сергей Михайлович, и к которому приходили в гости князья Константиновичи, тоже впоследствии убитые на Межной. При этом автор ни словом не упоминает о том, что все эти «новые подробности» взяты им из книги Аничкова «Екатеринбург-Владивосток (1917-1922)», и что книга эта была издана в России… в 1998 году. Вот такие вот семнадцатилетней выдержки «новые подробности».

Дальше больше — рассказывая о пребывании Романовых в Алапаевске, автор уверен, что «сначала условия их содержания мало отличались от тех, что были в Екатеринбурге».

Что ж, давайте сравним — в Екатеринбурге великий князь Сергей Михайлович свободно, хоть и под негласным надзором, жил на частной квартире, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, князья Константиновичи и князь Владимир Палей, как вспоминает тот же Аничков — в гостинице.

Что мы видим в Напольной школе в Алапаевске? Вот что рассказывает доставивший Романовых в Алапаевск чекист Алексей Кабанов: «На станции Алапаевск к нашему вагону подошли 10 человек в кожаных костюмах, вооруженные револьверами и гранатами, забрали всех князей и княгинь, усадили их в крестьянские подводы и под конвоем увезли в город…».

Вот так. Увезли под конвоем.

А что их ждало в Напольной школе? Снова слово Алексею Кабанову: «На второй день я пошел посмотреть, как содержатся князья и княгини. Они все лежали на полу в одном классе училища, из которого вся мебель была вынесена. К каждому окну и двери, и внутри помещения были выставлены посты вооруженной охраны из местных рабочих».

Позднее их разместили в пяти комнатах: обстановка простая, только самое необходимое — железные кровати с жесткими матрасами, несколько простых столов и стульев.

Совсем «мало отличается» от жизни в Екатеринбурге, не правда ли?

Ну а для полноты картины реальной жизни Романовых в Алапаевске приведу показания А. Кривовой, данные ею следователю В. Сергееву, который первоначально вел дело об алапаевском убийстве: «Числа 12 мая (по старому стилю — Прим. О.Б.

) управляющий хозяйством великого князя Сергея Михайловича Федор Семенович Ремез предложил мне поступить на службу кухаркой при кухне того дома, где поселены великие князья… Я охотно приняла предложение, но просила Федора Семеновича предварительно исхлопотать разрешение совета, так как мне было известно, что за всякие попытки к разговору с великими князьями угрожали расстрелом.

На следующий день военный комиссар Павлов дал мне просимое разрешение, но строго-настрого приказал, чтобы я с князьями в разговоры не вступала и с воли ничего им не передавала».

Вот такой режим был установлен для Романовых, и не после убийства в Перми великого князя Михаила Александровича — после этого убийства он стал уже тюремным — а сразу же после их помещения в Напольную школу.

Причем им не было предъявлено никаких обвинений. В вещах князя Иоанна Константиновича старший милиционер Т.

Малышков, поднимая тела алапаевских мучеников из шахты на Межной, найдет свидетельствующее об этом удостоверение за №337, выданное 29 марта 1918 года Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией при Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов на имя Иоанна Константиновича Романова о высылке его в пределы Вятской губернии «не как лица, замешанного в политических преступлениях, а лишь в целях предупреждения и пресечения».

Далее И. Мохов, опираясь на фантастические воспоминания одного из участников убийства алапаевских мучеников В. Рябова, сообщает о том, что «великий князь Сергей Михайлович был единственным, кто пробовал сопротивляться», что он оказал сопротивление непосредственно в Напольной школе, и что «в итоге ему

прострелили руку и силой усадили в экипаж».

Вот так. Ни больше, ни меньше.

И автора текста в «КП Екатеринбург» нисколько не смущает, что ни у Сергея Михайловича, ни у остальных узников Напольной школы, когда их рассаживали по «коробкам» возле Напольной школы в ночь с 17 на 18 июля 1918 года (а не «на подводы», как помнится В.Рябову, и не «в экипаж», как пишет И. Мохов), не было никакого мотива для оказания сопротивления, поскольку им было объявлено, что их перевозят в целях их же безопасности из Алапаевска в Верхнесинячихинский завод.

Ну а о том, что в заключении по результатам судебно-медицинского освидетельствования тел великих князей после извлечения их из шахты на Межной нет ни слова об огнестрельном ранении Сергея Михайловича в руку, зато есть запись о наличии у него огнестрельного ранения в голову, которое и стало причиной его смерти, я уже, вообще, молчу.

Впрочем, появление подобных текстов не удивляет — вокруг алапаевского убийства накручено немало мифов.

И они много лет кочуют по просторам бесконечного печатного и электронного информационного пространства — из одной газеты в другую, из одного поста в другой, хотя уже давно рассекречены и опубликованы документы, их полностью опровергающие.

Но им все как от стенки горох. Всё живы, как тот курилка.

И чадят.

О. БЕЛОУСОВ

Алапаевская газета №2 от 14 января 2016 г

Источник: http://oskolki.moy.su/blog/fakty_i_domysly_ob_alapaevskikh_muchenikakh/2017-10-25-806

Алапаевские мученики: Как убивали Романовых

На следующий день после кровавой расправы в Ипатьевском доме подобным же образом были убиты родственники Романовых, которые содержались в Алапаевске, в 120 километрах от Екатеринбурга.

Убийство в Алапаевске

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года погибли старшая сестра императрицы, великая княгиня Елизавета, великий князь Сергей Михайлович, командовавший артиллерией во время войны, трое детей великого князя Константина Константиновича и князь Владимир Павлович Палей, юный, подающий надежды поэт, а также находившиеся вместе с ними слуга и монахиня.

С 20 мая все они размещались в здании Напольной школы, превращенной в тюрьму. Как бы то ни было, с родственниками Романовых обращались более гуманно, чем с членами царской семьи в Екатеринбурге, и им даже предоставлялась некоторая свобода.

Но в ту жуткую ночь, как всегда под покровом темноты, пленников усадили в экипажи и отвезли к заброшенному железному руднику неподалеку от города. Они были избиты ружейными прикладами и сброшены в шахту; в довершение всего, как и в Екатеринбурге, пошли в ход балки и гранаты.

Двадцать восьмого сентября 1918 года белые взяли Алапаевск и при помощи местных жителей нашли место захоронения. Произведенное впоследствии вскрытие показало, что жертвы были сброшены в шахту еще живыми, а один крестьянин слышал доносившееся из нее пение гимнов. Только великий князь Сергей Михайлович был убит выстрелом в затылок, так как он, очевидно, оказывал сопротивление.

Юного поэта Володю Палей перезахоронили в Шанхае, а прах великой княгини Елизаветы перевезли благодаря стараниям ее сестры, маркизы Мильфорд-Хавен, в русскую православную церковь в Иерусалиме. Впоследствии люди приписывали усопшей многочисленные чудесные исцеления.

Великая княгиня Елизавета, знаменитая «тетя Элла» юных Романовых, была женщиной необыкновенной. Став женой дяди императора, великого князя Сергея Александровича, Елизавета много выстрадала из-за деспотичного характера и реакционных взглядов супруга, ставившего себе в заслугу то, что его ненавидели революционеры.

Великий князь был Московским генерал-губернатором, а в 1905 году бомба, подложенная террористами перед входом в его резиденцию в Кремле, разорвала его на куски, пока он находился в карете.

Позднее великая княгиня побывала в тюрьме у эсера Каляева, убийцы ее мужа, и даже попросила о его помиловании с условием, что Каляев признает свою вину перед царем. Но террорист отказался от ее ходатайства, считая, что его смерть будет полезна для дела.

Гибель мужа значительно изменила характер и образ жизни великой княгини; несколько лет спустя она основала в Москве монастырь, стала его настоятельницей и полностью посвятила себя благотворительной деятельности.

До конца своих дней Елизавета носила монашескую одежду: длинное светло-серое платье, шерстяную накидку и белое покрывало. После революционных событий великая княгиня отвергла все предложения о спасении и побеге, исходившие как от Временного правительства, приглашавшего ее поселиться в Кремле, так и от ее старого поклонника —кайзера, с нетерпением ожидавшего ее приезда в Германию.

В своей книге Соколов утверждает, что убийство в Екатеринбурге и убийство в Алапаевске — результат одной и той же воли, дело одних и тех же людей. Ведь в Алапаевске тоже был устроен зловещий спектакль, с тем чтобы доказать, что белым удалось освободить пленников.

Среди ночи жителей разбудили выстрелы, доносившиеся из района школы, а на следующий день в развешенных по городу плакатах сообщалось, что контрреволюционеры похитили великих князей, оставив одного убитого. И на этот раз многие еще в течение долгого времени верили состряпанной дезинформации.

Убийства в Петрограде

Через полгода после убийства в Екатеринбурге и Алапаевске кровавые события повторились и в Петрограде: в январе 1919 года во дворе Петропавловской крепости окончили свою жизнь четверо других великих князей. Они были расстреляны красногвардейцами без какого-либо предварительного судебного процесса и без четких выдвинутых против них обвинений.

Среди них был пожилой великий князь Павел Александрович, брат Александра III, которого принесли на расстрел на носилках, и великий князь Николай Михайлович, либеральный историк и брат убитого в Алапаевске великого князя Сергея. Все просьбы Горького к Ленину о помиловании его коллеги-писателя оказались безрезультатными.

Из пятнадцати великих князей Романовых, остававшихся в России в 1917 году, восьмерым, к счастью, удалось спастись и бежать за границу.

Источник: http://history-doc.ru/alapaevskie-mucheniki-kak-ubivali-romanovyx/

Ссылка на основную публикацию