Дворец топкапы — тайны и факты

Роскошь и ужас Топкапы. Мрачные тайны дворца султанов

Знаменитый турецкий писатель Орхан Памук называет Стамбул городом-тайной, где каждая дверь, каждая труба, каждая улица, каждый мост, каждая арка, каждая чинара означают нечто иное, чем они на самом деле являются. Одно из самых загадочных, таинственных и знаменитых мест в Стамбуле, по мнению писателя и общему признанию — всемирно известный дворец султанов Топкапы.

Золотые ворота гарема

Старинный ресторан «Султанские котлеты» на площади Султанахмет в Стамбуле — едва ли не ровесник дворца Топкапы, построенного в начале XV века на развалинах древнеримского квартала.

Нынешний владелец заведения Толга уверяет, что приготовленные особым способом котлеты его предки отправляли во дворцовую кухню к султану. Но однажды котлеты были отравлены: «Султанские котлеты готовили, смешивая несколько сортов отборного мяса, говядины и баранины.

Их обжаривали до легкой корочки на мангале, затем подавали во дворцовые покои к «каин-валиде» — матери султана, которая лично снимала пробу. Зеленые фарфоровые тарелки, на которых котлеты приносили в покои султана, якобы изменяли окраску, если в блюде находилось ядовитое вещество.

Однажды котлеты оказались отравлены! Как только это обнаружилось, многих моих предков казнили», — говорит Толга.

«Позорные камни» и «Фонтан палача»

Стены дворца Топкапы хранят невероятные тайны, большей частью мрачные. Это был настоящий город с мечетями, оружейными палатами, зоопарком и баней, где жили более 50 тысяч человек. За несколько веков здесь родились 25 турецких султанов, многие из которых, вступив на трон и получив немыслимые почести и власть, были затем убиты, заколоты или отравлены, или брошены в темницы.

Парча, роскошные изразцы, уникальная мебель, роспись разных эпох не скрывали атмосферу чудовищного страха… Встроенные в стены фонтаны и родники, шум которых заглушал звук голоса от прослушивания. Длинная труба, по которой в Босфор под покровом ночи в мешках сбрасывали из гарема неверных наложниц. Двойные потолки и решетки в банях, чтобы не допустить к купающимся убийц.

«Один из самых страшных — «Фонтан палача», рядом с главными воротами дворца. В его струях ополаскивали натруженные руки и затупившиеся секиры султанские палачи.

В Османской империи эту работу выполняли специально обученные «бостанджи баши», которые по совместительству трудились… садовниками! Чтобы они не могли распространяться о происходящем при дворе, им с детства отрезали языки.

А отрубленные головы для устрашения выставлялись рядом, на двух «Позорных камнях»», — говорит историк, преподаватель одной из стамбульских школ Мехмед Карабчи.

«Кинжал Топкапы» и бриллиант-ложка

Убийства происходили без лишних глаз, всегда ночью. Именно в это время, по приказу всемогущего правителя, обычно умертвляли претендующих на трон многочисленных султанских братьев.

Орудием убийства многих вероятных наследников стал оправленный десятком крупных алмазов знаменитый «Кинжал Топкапы».

Момент убийства фиксировали специальные небольшие часы, спрятанные в изумруде на рукоятке кинжала!

«Этот таинственный предмет получил известность в знаменитом фильме Жюля Дассена «Дело Топкапы», снятом в конце 1960-х. Воры прокрались по крышам музея в центральный павильон, отключили сигнализацию и завладели ценным историческим экспонатом. Однако кинжал нашли, похитителей арестовали», — говорит Мехмед Карабчи.

В османских хрониках сохранилась легенда о бедном рыбаке, нашедшем в горе мусора огромный бриллиант, формой отдаленно напоминающий ложку, в 86 каратов весом.

Воспользовавшись незнанием истинной цены сокровища, один из приближенных султана, как гласит легенда, обменял камень у бедняка на базаре на три деревянные ложки, откуда возникло его название «Кашикчи», означающее «ложка». Но обман бедного человека не прошел даром. Бриллиант стал приносить большие несчастья и смерть всем владельцам.

Султаны дарили камень полюбившимся наложницам, однако те потом бесследно исчезали, становились жертвами соперниц, были отравлены или убиты. По словам экскурсовода Саваша, за этим крупнейшим экспонатом сокровищницы султана также тянется длинный кровавый след.

«В начале XVIII века некий француз приобрел этот камень и привез его во Францию. Поменяв нескольких владельцев, бриллиант попал на аукцион. Султанский визирь Али-паша потратил целое состояние, чтобы вернуть сказочный камень.

Поместив бриллиант в свою сокровищницу, он стал хвастаться покупкой, намекая, что подобного камня нет у самого султана.

Как известно, у Стамбула «большие уши»… Всемогущего визиря вскоре казнили, обвинив в государственной измене, а бриллиант попал в казну Османской империи», — говорит Саваша.

Предметы из музейной коллекции, наверное, и вправду обладают магическими свойствами. Так пару лет назад музей Топкапы был ограблен бандой охотников за драгоценностями, были похищены девять экспонатов, в том числе печать султана, монограмма и веер, инкрустированный перламутром.

Однако через пару месяцев предметы таинственным образом возвратились обратно. Их обнаружили утром у входа сотрудники музея.

Рядом лежала записка с извинениями, в которой преступники сообщали, что ночью видели сон, в котором султан грозил им страшной карой в случае, если его печать в форме страусиного яйца, украшенного глазурью, золотом и бриллиантами, не вернется обратно…

Источник: https://www.svoboda.org/a/406179.html

Дворец Topkapi, Гарем, Стамбул, Турция — отзыв

Сколько крови было пролито на эти камни в борьбе за власть, сколько слез было пролито за любовь главного мужчины, султана, сколько жизней было поставлено на кон за более, чем 400-летнюю историю Дворца и Гарема, сколько романтичных и мрачных легенд окутывает эти стены, сколько разных судеб сплелось в один огромный клубок истории османских султанов великой и могущественной на тот момент империи…

Площадь Дивана — место, где проводились значимые государственные мероприятия

Имперский зал Гарема

Площадь Дивана

Дворец Топкапы весной прекрасен

Дворец Топкапы взял свое название от слова «Пушечный выстрел», султана встречали и провожали пушечным выстрелом, отсюда и произошло название дворца — Пушечный или Топкапы ( Topkapi )

Дворец был великолепен, он раскинулся на огромной площади порядка 8 000 м2 и был в свое время больше похож на маленький город, одних только слуг там насчитывалось порядка 5 тысяч !

Попасть в Первый двор можно через главные Ворота Повелителя, украшенные мрамором и стихами из Корана. Сейчас здесь расположились кассы музея, а также археологический музей, старый Монетный двор, церковь святой Ирины и много живописных фонтанов, садов и павильонов.

Второй двор ( Двор Приветствий ) это место, где проводились значимые политические совещания и государственные церемонии — прием государственных послов, обрезание сыновей султанов, и даже начало войн. В него ведут Ворота Приветствий.

Ворота Приветствий

Третий двор ,сердце императорского дворца, был приватным местом отдыха султанов, попасть в него можно пройдя через Ворота Счастья (Ворота Блаженства). Здесь расположился невероятной красоты парк, павильоны, созданные для неги и работы султана.

Здесь же расположен и Гарем, а также вход в библиотеку, школу чиновников и зал, где особо важных гостей принимал султан.

Летний павильон

Третий двор являлся внутренней частью двора, закрытой для посетителей.

Вид на залив с со смотровой площадки Дворца

**************************

ГАРЕМ Дворца Топкапы

Внутренняя улочка хаммама

  • это упоительная история трогательной любви и усердной работы любимицы Сулеймана I Великолепного, Роксоланы, попавшей в плен украинской девушки и позже подаренной ему в честь восшествия на трон.

Прогуляйтесь вместе со мной по этим мрачным и загадочным лабиринтам, будоражащим воображение сотен туристов, штурмующих его в поисках ответа на вопрос о личности и судьбе Хюррем, а также тысячах других, живших тут когда-то женщин….

Вход в Гарем султана

Ворота, ведущие в Гарем Дворца

Внутреннее помещение нижнего уровня — предположительно, комната отдыха

Вид на нижний уровень, рядом с банным комплексом Гарема

Все это помещение обогревалось одним камином в углу

Верхний этаж внутреннего помещения

Фрагмент колонны

Гарем не был лишь местом, где проживали завоеванные наложницы, он был школой жизни и институтом посвящений, где девушки обучались религиозному почитанию и абсолютному подчинению, местом с весьма строгими распорядками. Девушек в гарем чаще всего покупали в возрасте 5-7 лет и воспитывали до 14-15 лет, давая им подобающее той эпохе блестящее образование.

Попавшую сюда волей случая Роксолану, за легкий и веселый нрав, покоривший сердце великого султана, он нарек именем Хюррем (Смеющаяся).

  • Именно ее денными и нощными усилиями удалось сломить сопротивление сложившихся вековых традиций. Она добилась, наконец, вопреки всему, переноса Гарема поближе к любимому повелителю, во Дворец (ранее, Гарем всегда располагался отдельно от Дворца).

Узкий дворик хаммама, окна с решетками, небо в маленьком просвете между стен и крышей

Внутренний двор хаммама в Гареме

Приготовлением кофе занимался специальный слуга — каведжи

Небо без решеток, вот оно

Процесс курения представлял собой целую церемонию, распорядитель церемонии имел четкий ритуал

Ритуал курения приобрел особую популярность в XVII веке, был принят султаном, членами гарема и другими обитателями дворца

хаммам наложниц Гарема

Хаммам

Верхний этаж помещения хаммама

Влияние этой уникальной женщины, по словам современников, на султана было так велико, что она мгновенно стала его фавориткой.

почти все «парадные» помещения гарема отделаны уникальными изникскими изразцами (похожие есть и в Голубой мечети)

Но на этом она не остановилась и через весьма короткое время Хюррем сделала то, что было неподвластно ни одной женщине до нее — она смогла выйти замуж за любимого султана, именно ради нее Сулейман ввел новый титул хасеки. Теперь Роксолана стала Хассеки Хюррем Султан.

  • Продолжим путь по извилистым улочкам, перед нами одно из самых роскошных и значимых помещений Гарема — комната распорядительницы, матери султана — Валиде Султан

Самое лучшее помещение занимала Валиде, мать султана

Комната матери султана ( Валиде Султан )

  • Именно Валиде Султан выбирала Султану наложницу на ночь, которая должна была пройти до спальни Султана по Золотому пути, страшно представить, сколько тайн и интриг подстрегало бедняжку на этом пути…

Фигура Валиде Султан, королевы-матери, внушала страх и уважение далеко за пределами гарема и дворца

Ну, а наш путь лежит в главную и самую роскошную залу Гарема — Тронный (имперский) зал, место отдыха султана в кругу его наложниц :

Имперский зал Гарема

Фрагмент отделки Имперского зала Гарема

Остальные парадные помещения строги и загадочны :

Мы подошли ко Двору избранных — если наложница ждала сына ил дочь султана, ее статус менялся, она становилась икбал (или фаворитка). После рождения сына она становилась кадын. Но только одной из жен султан мог дать титул султанши, сын которой мог наследовать трон.

Двор избранных. Гарем.

Двор избранных с видом огромный бассейн и залив

Так началась новая эра в жизни женщин Гарема, труды и подвиги Хюррем сумевшей сделать невозможное и стать не просто любимой и влиятельной наложницей, родившей Сулейману детей, но и его женой и соратницей, оказывающей влияние на политическую жизнь и взгляды самого султана, стали не только в Гареме, но и далеко за его пределами предметом как восхищения, так и зависти, ненависти и злобы.

Нам не так много известно о прошлом Хюррем, как знать, вероятно слухи о намеренном ее отравлении из-за ненависти и зависти к ее уникальному положению и огромному влиянию на Сулеймана, были правдивы.

В любом случае, историю этой удивительной женщины хранят не только хранят холодные камни Гарема, но и миллионы туристов, осаждающих Гарем, в попытках найти разгадку ее личности и того влияния, которое она оказала на историю османской империи времен правления Сулеймана I Великолепного.

С левой стороны — коридор Евнухов

Властная, умная, коварная и любимая великим Сулеманом I Великолепным, она оставила свой след в истории рядом с величайшим мужчиной Османской империи, которого любила и рядом с которым она теперь похоронена в стенах роскошной мечети Сулеймании.

************ Восхительного Вам путешествия ! -) *********************

******************

Мои любимые мобильные приложения :

Источник: https://irecommend.ru/content/mrachnye-tainy-slezy-lyubov-i-nenavist-v-borbe-za-vlast

Дворец Топкапы в Стамбуле

Первое здание государственного совета представляло собой постройку из дерева, возведённую по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.). Современное арочное строение возникло в результате реконструкции, проведенной в 1527-1529 гг. (во время правления Сулеймана Великолепного) по проекту главного архитектора Алаэддина, а также после серии дальнейших успешных ремонтных работ.

Читайте также:  Самосуд по-французски, французская революция - тайны и факты

Стены внутри помещения были покрыты мрамором в XVI веке. Красивые орнаменты, арочные своды крыльца и массивные мраморные колонны также были возведены в XVI веке. Последним штрихом, придавшим зданию совета его современный вид, стала реконструкция, осуществленная в 1972 году, в период правления Селима III.

Арочные галереи были огорожены золочёными сетками и дверьми с добавлением барельефов в стиле рококо. В результате реконструкции здания в 1819 г.

(при правлении Махмуда II) были выгравированы две стихотворные надписи на его фасаде. Одна из них принадлежит Селиму III, а вторая – Махмуду II.

А на стене арки, ведущей в кабинет служащих Государственного совета (Divan-iHümâyûn), начертаны монограммы Мустафы III.

Здание государственного совета, известное также как Куббеатлы (Dîvan-iHümâyûn), состоит из трёх департаментов, а именно:  зала совета, где обсуждались важные дела государства, кабинета служащих, где записывались принятые в зале совета постановления, и регистратуры, откуда документы и записи о постановлениях отправлялись в архив.

Заседания государственного совета проходили 4 раза в неделю.

Члены совета (утвержденного султаном в качестве высшего органа власти), прозванные Великими визирями, визирями Куббеатлы и Высшими военными судьями Анатолии и Румелии (Европейской и  Османской империи), должны были заниматься государственными делами, принимать решения и оглашать приговоры по судебным делам. Шейх уль-Ислам (Şeyhülislam), высшее должностное лицо Османской империи по вопросам мусульманской веры, принимал участие в некоторых наиболее важных совещаниях после получения приглашения от Совета.

Остальными служащими являлись: служащий, ответственный за прикрепление монограммы султана к декретам и другим официальным документам (nişancı); казначей (defterdar); Глава служащих и министр иностранных дел (Reis-ülKüttab); писатели официальных сообщений, дозволений, лицензий и сертификатов (tezkereciler) и клерки (kâtipler).

На этих собраниях обсуждались государственные, политические, административные, финансовые и повседневные вопросы, а также рассматривались важные общественные дела. Государственный совет министров также был местом, где Великие визири принимали иностранных послов, и где проходили церемонии бракосочетания дочерей султана с их избранниками.

Правители  Османской империи не присутствовали на заседаниях в Зале государственного совета министров (Куббеатлы). Большую часть времени они следили за совещанием членов совета из отдельной комнаты в Башне Правосудия, через окно которой открывался вид на Зал Совета.

Когда султан был не согласен с решением совета по какому либо вопросу, он закрывал окно, таким образом подавая знак министрам о необходимости прервать совещание.

В этом случае Великий Визирь и остальные министры должны были проследовать в Зал Аудиенции, чтобы продолжить обсуждение вопроса, но уже в присутствии султана.

Зал государственного совета визирей (Куббеатлы) имеет несколько особенностей, обеспечивающих осуществление правосудия в государстве. На самом деле интерьер Зала Совета можно легко разглядеть снаружи сквозь позолоченные решётки.

Такая открытость помещения означает, что все постановления Совета не были конфиденциальными и являлись достоянием общественности.

С другой стороны, тот факт, что правитель следил за заседаниями Совета из своего окна, являлся доказательством того, что хотя он и делегировал свои полномочия министрам, заседавшим в Совете, он был уверен, что несправедливость никак не навредит гражданам Империи.

Источник: https://turako.ru/dvorec-topkapy/

Дворец Топкапы в Стамбуле — Описание и Его История

Между Мраморным морем и проливом Босфор на холме стоит главный дворец Топкапы, что в переводе означает «пушечные ворота». Сколько здесь выносилось приговоров подданным, решалось судеб наложниц, отправлялось янычар на завоевания новых земель! Невероятная история скрывается за его каменными стенами. Осмотр Стамбула советую начать именно с дворца Топкапы.

Он расскажет о жизни султанов, устройстве огромного государства и самом тайном месте – его Гареме. В выставочных залах находятся 65 тысяч экспонатов, от одежды до украшений и оружия. Добраться до Топкапы легко – он находится в районе Эминеню, между Айя-Софией и парком Гюльхане.

 История строительства

С завоеванием Константинополя султану Мехмеду II понадобился новый дворец, где он мог бы решать правительственные дела. Таким образом, его Гарем остался в старом Изразцовом дворце. Он созвал искусных ремесленников и архитекторов и приказал построить Топкапы сарай на мысе, где раньше стояли византийские дворцы.

Окончание строительства пришлось на 1478 год, новый османский дворец оказался больше в 2,5 раза Московского Кремля и в 1,5 больше площади Ватикана. Мехмед II был невероятно доволен! Всего за историю существования Османской империи в нем жило 24 султана.

Устройство дворца Топкапы

За высокими каменными стенами есть четыре двора. Парадные Ворота Величия открывают проход в самый большой двор, где были служебные помещения.

Сюда на коне мог въехать лишь султан, остальные обязаны были идти пешком. Тут располагается парк и старинная византийская церковь Святой Ирины 6 века, в ней при османах был госпиталь и военный арсенал.

Рядом – монетный двор и склад для товаров.

Вторые ворота открывают вход во двор Дивана, где заседали визири, его золотистые двери впечатляют и сегодня. Внутри решались самые важные вопросы империи, а султан мог подслушивать за происходящим через окошко за решеткой. Рядом есть небольшой парк, где ранее бродили павлины и газели. Сюда допускались обычные просители и свидетели, их могло на траве разместиться до 600.

покои султана

За террасой располагались кухонные помещения и кладовые. По другую сторону – Казарма алебардщиков. Посреди двора находится башня, с который султан мог смотреть сверху на дворец. Чуть левее зала Дивана находится вход в Гарем. Плата за него отдельная, можно купить билет сразу тут.

Третий двор начинается с Ворот Блаженства, он сразу переходит в Палату аудиенций. Это здание было построено по приказу султана Сулеймана I, оно украшено великолепными верандами, изразцами и фонтаном.

Слева, где сейчас дворцовая библиотека, находилось медресе. Три стороны дворца были общежитием для учеников, но чаcть их сгорела в 19 веке.

В Королевском павильоне размещаются сокровища пророка Мухаммеда, где всегда много паломников-мусульман.

Ворота Блаженства

Самые красивые здания находятся в четвертом дворе, их построили в честь завоеваний Мурада IV.  Здесь есть летние залы из дерева с росписями по стенам и с изникской плиткой, позолоченные купола шатров и мраморные полы, они показывают всю суть османской архитектуры.

Гарем – святая святых

Первые 50 лет Топкапы использовался как рабочая резиденция султана, а его жены и семья жила в старом дворце. Но Хюррем Султан, известная как Роксолана, решила изменить порядок вещей и создала Гарем под носом у султана.

Хитрой украинке хотелось владеть не только сердцем повелителя, но еще иметь влияние на саму империю.

Она первая из наложниц, кто стал официальной женой у султана, приказала перестроить дворец, обзавелась собственной прислугой и родила будущего повелителя Селима II.

вид из Топкапы на Золотой Рог

Попасть в Гарем можно у зала Дивана через Двор евнухов. Замечу, что Гарем не означает обитель одних любовниц. На этой закрытой территории жила мать султана Османской империи, его сестры, родственники, дети, будущий престолонаследник и наложницы.

Раньше ни один посторонний человек не мог переступить Гарем, поэтому он всегда был окутан сплетнями. Пышностью залы не отличаются, все те же низкие диваны по периметру, плитка из Изника на стенках и шкафы с перламутром. Располагался на двух этажах, насчитывал 300 комнат, 8 хамамов, 46 туалетов, а общая площадь – 6700 кв. метров.

покои наложениц

Главной в Гареме была Валиде султан, мать правителя. Ей подчинялись все наложницы, жены и их дети. У Валиде было 40 собственных покоев, двор для прогулок и много прислуги. За рабынями, кроме нее, приглядывали евнухи, чаще брали темнокожих мальчиков для этих целей, кастрировали и воспитывали для работы во дворце.

Жизнь в Гареме была нелегкой, девушки с утра шли на молитву, потом в хамам, на завтрак и на учебу. Им преподавали искусство соблазнения, восточные танцы, языки, чистописание, придворный этикет, шитье, уроки музыки и религию.

Мечтой каждой наложницы было оказаться на Золотом Пути, ведущем к покоям султана. По праздникам правитель осыпал его золотыми монетами для девушек. Если наложница ночью ему понравилась, он одаривал ее подарками.

Золотой путь, Гарем

Главный ага записывал в тетрадь, кто и как провел ночь с султаном. Когда счастливица беременела, то ее называли икбал, а после рождения наследника она получала статус жены султана. Ей выделяли отдельную комнату, рабынь и ежедневно готовили по 15 разных блюд.

Бывали и такие наложницы, которые никогда не попадали к султану, по истечению 9 лет им даровалась свобода, выплачивались ежемесячно жалованье и подыскивался влиятельный муж. Гарем исчез как понятие в 1908 году, незадолго до Первой Мировой войны, на тот момент он находился в другом дворце – Долмабахче.

Выставочные комплексы с одеждой и оружием

Дворец Топкапы может удивить огромным собранием реликвий, их выставлена всего десятая часть, но это 65 000 экспонатов, рассматривать захочется долго! Эта коллекция считается одной из самых редких, входит в тройку вместе с собраниями экспонатов австрийской династии Габсбургов и русских царей Романовых. К примеру, собрание фарфоровых изделий в стамбульском дворце занимает по редкости 3 место в мире.

Гуляя по разным залам, вы увидите императорские троны, инкрустированные рубинами, бриллиантами, жемчугом, а также их личную одежду, украшения, роскошные мечи, колчаны, щиты и огнестрельное оружие. Большой интерес вызывают подсвечники весом 46 кг из чистого серебра с драгоценными камнями и золотая детская колыбель.

Больше всего ценится в этом собрании Алмаз Кашикчи в 86 карат, что в переводе с турецкого значит – бриллиант ложечника.

Также в одном зале с ним находится «кинжал Топкапы», изготовленный в 18 веке из чистого золота. Он украшен огромным изумрудом на рукоятке, под которым прячутся часы английской работы.

Султан решил подарить кинжал Топкапы персидскому шаху Надиру, но как только тот умер, подарок вернули обратно в Стамбул.

Интерес привлекает и огромный зал с кафтанами, шелковыми коврами, мундирами и штанами. Они из разных веков, начиная с 16 и по 20, принадлежали султанам и их шехзаде (принцам).

По красному мундиру уже можно судить, как влияла западная мода на османских правителей.

  Как же удалось сохранить 1550 экспонатов из императорского гардероба? Оказывается, хоронило султанов казначейство, в усыпальницы помещались их личные вещи.

одежда султанов

И самой увлекательной вам покажется выставка часов и оружия. Есть часы 17 века турецкой работы и подарки из Европы. Это напольные, настенные и карманные экземпляры.

В зале с оружием выставлены сабли, принадлежавшие еще султану Мехмеду Фатиху, завоевавшему Константинополь в 15 веке, и его последователям. Выставлены огнестрельное оружие, кольчуги, шлемы, топоры, пистолеты и многое другое.

Один неприятный нюанс в этих залах – запрещается фотографировать, но можете попробовать аккуратно без всыпшки.

Спустя четыре века дворец Топкапы перестал удовлетворять потребности султана и его Гарема, было решено строить новое здание в европейском стиле на берегу Босфора – Долмабахче. А в 1923 г заброшенный дворец Топкапы по решению Ататюрка был открыт для туристов и стал самым посещаемым музеем Турции.

 IndependenTravel.ru

Источник: http://IndependenTravel.ru/2015/05/dvorec-topkapy/

Тайны дворца султанов | Русский Стамбул

Стамбул является не только городом-контрастов, но и городом-тайной. Одно из самый известных и таинственных мест Стамбула — это дворец Топкапы. Многим этот дворец стал известен после просмотра знаменитого сериала »Великолепный век» . Почти каждый турист, посетивший Стамбул, считает своим долгом увидеть место, где проживали султан Сулейман и его любимая жена Хюррем.

Читайте также:  Что нужно знать об оформлении визы для въезда в россию - тайны и факты

Дворец Топкапы наполнен не только роскошью , но и мрачными тайнами тех времён. Это был город в городе, не только со своими мечетями, банями, парками, но и со своими законами и правилами. Население этого города превышало 50 тысяч. Здесь родились 25 султанов, многие из которых были убиты или отравлены.

Поражает наличие длиной трубы, по которой в Босфор по ночам сбрасывали трупы неверных наложниц.

В фонтане, находящемся недалеко от ворот, дворцовые палачи омывали свои окровавленные руки и орудия убийств. Хотя убивать во дворце предпочитали без крови (отравить или удушить) ночью и без свидетелей . Таким образом меньше следов.

Знаменитый «Кинжал Топкапы», украшенный алмазами и изумрудами, был орудием убийства претендующих на трон. В его рукоятке есть небольшие часы, которые фиксировали момент убийства. Хранится кинжал в зале изумрудов дворца .

Этот таинственный экспонат стал известным после фильма «Дело Топкапы», снятого в 1960 году режиссером Жюлем Дассеном.

Это еще одна из таинственных и интересных историй. Легенда гласит о том, что бедный рыбак нашёл этот камень в мусоре . Приближенный султана воспользовался наивностью бедного рыбака и обманул его, обменяв бесценный камень на 3 ложки.

Бриллиант никому не принёс счастья, даже наоборот, владельцев преследовали неудачи и смерть. Султаны дарили его любимым наложницам, после чего девушки бесследно исчезали….

Кровавый след тянется за этим камнем, трудно даже предположить, сколько владельцев погибло из-за «Бриллианта ложечника».

Несколько лет назад музей Топкапы был ограблен. Среди пропавших экспонатов была печать султана. Но через несколько месяцев все предметы были возвращены.

Их нашли сотрудники музея у входа во дворец.

Рядом была записка, в которой воры извинялись и сообщали о том, что во сне видели султана, который угрожал им страшной карой, если они не вернут его печать, украшенную золотом и бриллиантами.

Трудно судить, где вымысел, а где правда. Ведь дворец тщательно охранялся , а за разглашение происходящего внутри дворца можно было лишиться головы.
Теперь мы можем только догадываться об истине.

Источник: http://www.russianistanbul.com/istoriya-osma-nskoj-impe-rii/hurrem-sultan/tajny-dvorca-sultanov

Главный музей и дворец Стамбула: фотопрогулка по Топкапы

Всем привет! С вами Даниил Привольнов и сегодня я хотел бы устроить своим читателям фотопрогулку по очень интересному месту — дворцовому комплексу Топкапы (Topkapı). Это самый известный музей Стамбула, который каких-то 200 лет назад был главным дворцом Османской империи, домом для султана и местом, где принимались решения, оказавшие влияние на мировую историю.

Не будем откладывать нашу экскурсию в долгий ящик, и по мановению волшебной палочки перенесемся в исторический центр Стамбула. Огромный дворец, который правильнее называть дворцовым корпусом раскинулся на мысе Сарайбурну — на месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море. История его строительства банальна.

После того как Константинополь в середине XV века сдался на милость туркам, султан Мехмед Завоеватель, которому достались лавры завоевателя второго Рима, повелел построить новый дворец. Почти 400 лет Топкапы оставался главным дворцом Османской империи и все эти годы он прирастал новыми строениями. И только в 1854 году очередной султан решил переехать в новую резиденцию.

Впрочем, звание главного дворца у Топкапы отняли ненадолго. После того как Турция была провозглашена республикой в 20-х годах XX века дворец Топкапы объявили музеем и он стал считаться главным в Стамбуле. Дворец Топкапы разделен на четыре двора. Второй, третий и четвертый входят в границы музея, первый двор относится к общей территории.

Попасть в Топкапы можно с двух сторон. Во-первых, через Главные ворота (прямоугольник на карте), которые носят название Ворота Повелителя (Bab-ı Hümayun ). Они расположены в непосредственной близости от Собора Святой Софии.

Второй путь начинается возле трамвайных путей и парка (помечен на карте кружком), пролегает мимо входа в Археологический музей и заканчивается там же, где и первый — возле входа во второй двор дворца (помечен ромбиком). Два двора разделены друг от друга стеной и массивными воротами с двумя башнями (самое первое фото статьи).

Но перед тем как пройти в Ворота Приветствия (Babü's-selâm‎) нам нужно купить входной билет. Посещение музея обойдется в 30 лир. Возле касс всегда длинная очередь, так что постоять придется. Если же дружите с техникой, то можно купить билет в автоматах, установленных здесь же. К ним очередь всегда раз в десять меньше.

А может быть вы являетесь счастливым обладателем музейной карты Museum Pass Istanbul, потому что читали мою статью о ней и приобрели карту сразу по приезду в Стамбул? =) Тогда честь вам и хвала. Будем считать, что вы внутри. Пройдя Ворота Приветствия мы с вами оказываемся на перепутье.

Сначала можно оценить какое путешествие вас ждет: при входе за стеклянной защитой выставлена уменьшенная копия дворца Топкапы. Оценив масштабы, обращаем свой взгляд на шесть дорожек, убегающих в разных направлениях.

Далее как в русской сказке, только с примесью восточного колорита: налево пойдешь к конюшням султана, гарему и дивану попадешь (три дороги слева), правее возьмешь — к дворцовым кухням попадешь (две дороги справа), ну а прямо пойдешь — к следующим воротам и входу в третий двор попадешь.

В сторону конюшен я признаться честно не ходил, Гарем заслуживает отдельной статьи (по сути это музей в музее, а чтобы его посетить нужно покупать отдельный билет), поэтому сначала направимся к дивану. Это я не о предмете мебели говорю. Так у османов назывался прообраз современного кабинета министров, где премьер-министром был великий визирь. Заглянем на минутку внутрь.

Вас наверняка заинтересует небольшое окошко, забранное сетчатой решеткой, которое располагается под потолком помещения. Оно было сделано специально для султана, который мог не спускаясь к придворным услышать любую интересующую его беседу. Помимо окошка и красиво расписанных стен и потолков можно увидеть и длинные диваны — теперь речь именно о мебели =).

Возвращаемся на улицу и обращаем свой взор на башню. Это строение примечательно тем, что перед ней устраивалась церемония вхождения на трон нового правителя Османской империи. Минуя ворота в третий двор, которые называются Ворота счастья (Bab-i Saadet) возьмем правее и окажемся у султанских кухонь.

Это огромное помещение с гигантскими куполообразными трубами наверняка привлечет ваше внимание еще при приближении к дворцу. Раньше на кухнях кипела жизнь. Причем в прямом и переносном смысле.  Сейчас в помещениях кухонь выставлена разнообразная утварь, включая огромные котлы. Теперь настало время пройти в третий двор.

В этом, а также в четвертом дворе протекала приватная жизнь турецких султанов. Поэтому третий и четвертый двор называются «эндерун», то есть внутренний дворец. Третий двор со всех сторон окружает вереница зданий различного назначения. Сейчас в большинстве из них выставлены экспонаты дворца Топкапы.

Если пойти к левому крылу, то зайдя внутрь можно полюбоваться на прижизненные портреты османских правителей. Если направиться к правому крылу, то в нем выставлены экспонаты, которые ранее хранились в сокровищнице султана. Например, огромный изумруд весом в три килограмма (таким и убить можно) или золотая колыбельная.

Кроме того, в правом крыле есть выход на балкон, с которого открывается шикарный вид на азиатскую часть города. Если же двинуться прямо, то попадешь на экспозицию различных религиозных предметов.   А еще в третьем дворе можно встретить вот такое вот интересное дерево. В центре двора неспешно журчит фонтан.

Говорят, что он выполнял не только эстетическую функцию, но и помогал сохранять в тайне приватные беседы султана. Фонтанов на территории дворца можно встретить несколько. Ниже выложил фото лишь несколько из них. В четвертом дворе расположены несколько павильонов, которые были построены в разные времена, а их возведение приурочивалось к какому-то важному событию. Также здесь есть комната обрезаний, в которой эту деликатную процедуру проводили принцам. Практически все павильоны открыты для помещения, везде можно фотографировать и снимать видео. Ходите, бродите, снимайте, восхищайтесь и воображайте как жили правители Османской империи. Возможно, вам приглянутся не только величественные здания   богатое убранство   и великолепные виды,   но и что-то гораздо более скромное, но не менее красивое. Например, я фотографировал цветы, растущие на территории музея Топкапы. А если вдруг проголодаетесь, то Стамбул известен своей уличной едой, о которой я ранее уже рассказывал. Вот еще пару фотографий, сделанных в музее Топкапы Ну а это я, отнявший фотоаппарат у своей знакомой =0). Кстати, часть фотографий, выложенных здесь, сделаны именно им.

Информация о музее

Музей Топкапы работает шесть дней в неделю. Выходной вторник. Кроме того, дворцовый комплекс закрыт для посетителей несколько раз году по особо важным праздникам. Например, в 2014 году музей Топкапы не будет работать 29 июля в связи с проведением Ramadan Festival.

В летний период (с 15 апреля по 1 ноября) музей работает с 09:00 до 18:45, в зимний период (с 1 ноября по 15 апреля) время работы сокращается на два часа.

Стоимость входа: 30 лир Музей не предоставляет услуги гида, но здесь можно взять аудиогид или же договориться об экскурсии с гидом самостоятельно. Например, через интернет.

Руководство музея просит посетителей не заходить в отдел священных реликвий в мини-юбках, коротких шортах и другой откровенной одежде. При необходимости у музейных работников можно попросить специальную ткань.

Новости блога

По традиции в конце статьи делюсь новостями и радую сюрпризами. Во-первых, я вернулся из своего очередного трипа и снова рвусь в бой. Надеюсь, что в ближайшее время статей на моем блоге заметно прибавится. Во-вторых, для тех кто не заметил, но на блоге уже начался один из конкурсов, о котором я говорил ранее.

Он связан с комментариями. В конце статьи я задаю один вопрос, на который нужно ответить в комментариях. Побеждает, к примеру, второй или пятый правильно ответивший. Для чистоты эксперимента первые 24 часа (или пока не наберется нужное количество ответов) поступившие комментарии не публикуются.

А в качестве приза каждый раз будет что-то новое, то есть сюрприз. Думаю, условия всем понятны? Если нет спрашивайте! Между тем в этом конкурсе уже есть два победителя. В прошлом посте я рассказал о Елене Контиевской, которую ждет сувенир из Венгрии.

Елена, адрес я получил, сувенир привез, и завтра-послезавтра обязательно дойду до почты, чтобы отправить его вам. Еще раз поздравляю =).

В этой же статье я задал второй вопрос — о названии художественной книги, фрагмент которой я использовал. По условиям победителем признавался четвертый правильно ответивший, но поскольку за первые два дня поступил только один ответ, то я решил опубликовать его и признать победителем. Поэтому вторым победителем нового конкурса становится Татьяна Кирхеснер.

Ее ждет такой сюрприз – 200 рублей на телефон, чтобы говорить много, долго и интересно =0). Тань, номер телефона жду через форму обратной связи (обещаю твоим номером ни с кем не делиться =). А теперь новый вопрос и новый сюрприз победителю от меня. В одной из последних статей есть фото, напоминающее  флаг страны, в которой был на тот момент.

Вопрос: с помощью чего у меня получилось изобразить флаг?

UPD: Ответить на этот вопрос поможет подпись к этому самому фото ;). Сюрприз получит третий правильно ответивший в комментариях. На этом прощаюсь!

Всегда ваш, Даниил Привольнов

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru. Много отелей дешевле, чем на Booking!

Источник: http://tripandme.ru/glavnyj-muzej-i-dvorec-stambula-fotoprogulka-po-topkapy.html

Стамбул в сердце дворца Топкапы Гарем султана и его секреты

18 век был одержим Востоком.

Читайте также:  Определение болезни по ногтям - тайны и факты

Европа грезила им, этим совершенно новым миром, экзотическим, эротическим, изобилием его ярких красок, жизнью, полною необычных и экстравагантных сюжетов, свирепыми евнухами, соблазнительными одалисками.

Европа жаждала все новых и новых сказок о нем, роскошном, жестоком, сластолюбивом Востоке и они рождались, основываясь как на впечатлениях побывавших в тех краях путешественников, так и на богатом воображении.

“…Кто знает край, где небо голубое Безоблачно, как счастье молодое… Где дивно все, вид рощей и полян, Лазурный свод и радужный туман, И пурпуром блестящий океан, И девы там свежее роз душистых, Разбросанных в их локонах волнистых?

Тот край – Восток, то солнца сторона!”

Джордж Гордон Байрон. Турецкая повесть

В 1861 году французская художница Генриетта Браун, сопровождавшая мужа в дипломатической поездке в Константинополь вызвала сенсацию, выставив в Париже картину “Посещение гарема”. Султанский гарем давно был притчей во языцех.

Прошли века и сейчас интерес этой теме вернулся после известного турецкого исторического сериала «Великолепный век». Сулейман Великолепный, дворец Топкапы,  гарем султана, наложницы в гареме, тайны и секреты, закрученная интрига, прекрасные костюмы…

Кто придумал гарем?

На Западе видели гарем как чисто восточное изобретение. А вот турецкий историк Ильбер Ортайлы сказал, что вопреки распространенному мнению, институт гарема не является уникальным изобретением мусульманского общества.

Это универсальное учреждение, разбросанное по географии и времени.

Жизнь Людовика XIV в Версале была настолько переполнена роскошью и блестящими фаворитками, что сама была предметом зависти его современников Мустафы II и Ахмеда III.

Что же касается османской системы гарема, то ее к жизни вызвала государственная политика. До 15 века османские правители заключали союзы с соседними государствами и закрепляли их браками. Замуж за султанов выходили византийские принцессы, дочери болгарских и сербских князей.

Со временем агрессивному и набирающему мощь османскому государству стало негде брать невест для султанов, и тогда наступил звездный час института гарема. Это был неиссякаемый источник женщин для султана и матерей для наследников мужского пола.

Теперь султаны, за исключением пары случаев, уже не обзаводились официальными супругами.

Гарем – фантастический и фактический

Название произошло от арабского слова “харам” и означает “защищено”, или “запрещено”. Согласно исламу несколько вещей являются “харам”, в том числе употребление в пищу свинины и разглядывание жены другого мужчины. Гарем – это часть дома, которая была закрыта для всех, кто не являлся членом семьи.

Здесь были частные жилые помещения султана Османской империи, его матери, сестер, иногда – братьев, дочерей и несовершеннолетних сыновей, жен, нескольких сотен наложниц, а также евнухов и многочисленной прислуги. Из посторонних мужчин сюда могли попасть только музыканты, учителя наследных принцев и врачи.

Конечно, все они должны были быть мусульманами.

А стоит ли удивляться этому нежеланию выставлять на обозрение свою частную жизнь? Ведь и королевские особы Европы тоже старались охранить ее с не меньшим рвением.

Именно закрытость гаремов мусульманских правителей порождала всевозможные фантастические предположения. Это в равной мере касается любых секретных вещей. Все, что окутывает тайна, порождает у простых смертных массу всяких домыслов.

И западная общественность представляла себе гарем:

  • либо как место множества молодых, чувственных, скудно одетых красавиц, в томных позах возлежащих вокруг бассейнов и имеющих единственную цель и желание – разжечь сексуальные фантазии султана и угодить своему повелителю,
  • либо как место ужасов, пропитанное завистью, неволей и бесправием обитательниц, с отравлениями, убийствами, произволом и капризами султанов и евнухов, с кожаными мешками, в которых, как котят, топили несчастных.

Обе крайности вполне объяснимы, если вспомнить, что вообще увидеть гарем удалось лишь очень малому числу европейцев.

Так какой же он был? Такой и не такой.

Действительно, самым богатым и интригующим в исламском мире был гарем султана Османской империи в Стамбуле. Жили в нем молодые девушки необыкновенной красоты. Но не только молодые, там жили женщины разных возрастов. Говорят, что султан предавался здесь разврату в любое время по своему желанию.

Ведь у Мурата III насчитывалось аж 112 детей! Однако, в гаремах никогда не было тех оргий, которые устраивали аристократы в Европе в 18 веке, будучи уверенными, что подражают турецким султанам. Султан даже так запросто зайти в гарем не мог, сначала он должен был сообщить о своем намерении и его визит был обставлен определенным протоколом.

Соблюдались значительные ограничения в сексуальной сфере . Во время акта любви султаны целомудренно прикрывались парчовым покрывалом.

Действительно, Ибрагим I приказал утопить в заливе 280 своих жен из гарема. Но ведь и прозвище Безумный он получил не зря. Это был психически ненормальный человек и, к тому же, злой и агрессивный. Удивительно, но в период 15-17 веков, во многих странах монархи аккумулировали в себе всевозможные пороки.

Бывали и случаи, когда султан ссылал провинившуюся наложницу в Старый дворец, но такое случалось нечасто.

Султаны не обращались со своими женщинами так, как, скажем в 19 веке обращались со своими крепостными русские дворяне.

Генерал-лейтенант Измайлов, герой 1812 года, в своем поместье завел гарем из крепостных, в котором замучил около 500 его обитательниц. И Измайлов, оставшийся безнаказанным, был не одинок.

Возвращаясь к султанам. Да, они бывали деспотичны. Но и их сердца знали чувство привязанности, нежности и страсти. И нравы султанского двора за пятьсот лет делались все мягче.

Если в начале существования османской империи каждый новый султан, входя на украшенный драгоценными камнями императорский трон, не раздумывая избавлялся от конкурентов – братьев, то позже братья султана, вместо шелковой удавки, заключались в клетку рядом с султанским гаремом. А в 19 веке и клетку перестали использовать.

В этом веке была запрещена и работорговля. И девушки в гарем султана поступали либо сами, с согласия родителей, либо их привозили сюда представители кавказских народов.

Огромное количество женщин, разных национальностей, привычек, темпераментов, с разной степенью тоски о невозвратном прошлом, с конкуренцией за внимание султана, со жгучей тревогой, связанной с будущем рожденных здесь сыновей… И при этом живущих в замкнутом пространстве! Поистине, царящая здесь атмосфера – настоящая гремучая смесь. Покой и мир в здесь сохранять очень сложно. Зависть, козни, интриги, склоки, конфликты разной степени сложности – все это случалось в султанском гареме нередко.

Из многих и многих сотен женщин, что провели здесь свою жизнь, известны имена лишь нескольких, поэтому как можно понять, что здесь происходило в действительности?

Об османском рабстве и гареме как образовательном и культурном центре

Система рабства в Османской империи была совсем иная, чем на Западе. Быть рабом султана означало иметь привилегии и возможности. Раб мог стать влиятельным человеком в империи, пребывание в рабстве не накладывало позорного клейма.

От него требовалось повиновение и лояльность, а взамен ему, говоря современным языком предоставлялся статус, карьера, зарплата. Военная и бюрократическая элита Османской империи – в прошлом рабы.

Главный визирь Сулеймана Великолепного – Ибрагим-Паша – тоже некогда был невольником.

Гарем состоял из рабынь султана, это были самые красивые девушки из разных стран и регионов: пленницы, захваченные на войне, живые подарки повелителю от приближенных, приобретения на невольничьих рынках.

Среди них не было ни одной турчанки, но были грузинки, армянки, черкешенки, албанки, хорватки, украинки, русские, была даже одна француженка – Эме де Ривери, которая приходилось кузиной Жозефине Бонапарт.

Численность наложниц с 15 века постепенно увеличивалась. Ислам разрешает иметь до 4 жен, а наложниц султаны могли иметь столько, сколько хотели.

Девушки, попав во дворец, обретали новое имя и новую судьбу. Их обучали турецкому языку, учили читать и писать, знакомили с основами исламской религии.

Они обязательно должны были знать дворцовый этикет, правила приличия и непременно должны были уметь вести беседу.

Их учили поэзии, пению, танцевать, играть на музыкальных инструментах, знакомили с рукоделием – шитьем, вышиванием, изготовлением кружев. Это было самое лучшее образование во всей империи.

Многие девушки были талантливы, писали хорошие стихи, как, например, Роксолана, сочиняли мелодии.

В гареме Топкапы давалось лучшее образование во всей империи. Очень напоминает привилегированную школу, верно? Ну, еще здесь, дополнительно, учили искусству доставлять наслаждение султану. Курс был сугубо теоретический, но фундаментальный.

Все это, при хорошей успеваемости, давало девушке шанс подняться из самого низкого положения до самого высокого – стать женой или матерью султана. А при неудачном раскладе, если султан не обратил ни разу на нее свой взор в течении 9 лет, то девушке давали хорошее приданое и удачно выдавали замуж. Женщины из дворца очень ценились.

Девушки не были пленницами гарема. Их посещали гостьи, артисты, устраивались праздники, иногда их вывозили покататься на ладьях и полюбоваться играми дельфинов на Босфоре.

У них даже были небольшие личные деньги, которые они тратили по своему усмотрению.

Но было бы неправильно считать, что наложницы в гареме весь день ели конфеты и распевали, ожидая не позовет ли их султан.

У каждой был четко очерченный круг обязанностей, каждая жила по строгим правилам и регламентам, каждая знала, кому обязана беспрекословно подчиняться. В гареме, словно в воинской части, существовала  жесткая иерархия.

В этом табеле о рангах в самом низу находились наложницы в гареме,  выше всех была мать повелителя – Валиде Султан, потом шли его сестры, потом жены султана и евнухи.

Гарем дворец Топкапы

Гарем Дворца Топкапы – огромный. Он раскинулся на площади семи тысячи квадратных метров, в нем насчитывается 3 тысячи помещений разного назначения, в нем 2 мечети, 8 бань, 46 туалетов. В гареме султана проживало около 700 женщин.

Для посетителей в настоящее время гарем открыт лишь частично, причём эта часть совсем небольшая – что-то около двадцати помещений доступны для осмотра.

Гарем, как и сам дворец Топкапы настоящий лабиринт, комнаты, коридоры, дворики все беспорядочно разбросано. Эту путаницу можно разделить на три части:

  • Помещения черных евнухов
  • Фактический гарем, где проживали жены и наложницы
  • Помещения Валиде Султан и самого падишаха

Наша экскурсия по Гарему дворца Топкапы была весьма краткой. Помещения темны и пустынны, мебель отсутствует, на окнах решетки. Тесные и узкие коридоры. Вот здесь жили евнухи, мстительные и злопамятные из-за психологического и физического увечья… И жили они в таких же уродливых помещениях, крохотных, словно чуланы, иногда вовсе без окон.

Впечатление скрашивают только волшебной красоты и древности изникские плитки, словно издающие бледное сияние. Прошли каменный двор наложниц, посмотрели апартаменты Валиде. Тоже тесно, вся красота – в зеленых, бирюзовых, синих фаянсовых плитках.

Провела по ним рукой, прикоснулась к цветочным гирляндам на них – тюльпаны, гвоздики, а вот хвост павлина…

Было холодно, и у меня в голове крутились мысли, что комнаты плохо согревались и обитательницы гарема, вероятно, часто болели туберкулезом. Да еще это отсутствие прямого солнечного света… Воображение упорно не хотело работать.

Вместо великолепия Сераля, роскошных фонтанов, благоухающих цветов, я видела замкнутые пространства, холодные стены, пустые комнаты, темные переходы, непонятные ниши в стенах, странный фантастический мир. Терялось чувство направления и связь в внешним миром. Меня упорно охватывала аура какой-то безнадежности и тоски.

Не радовали даже балкончики и терраски в некоторых комнатках, с видом на море и крепостные стены.

Сбежав от туда, почти на выходе из парка стамбульского дворца Топкапы, мы нашли раскопки какого-то античного строения и побродили там какое-то время, пока не сгладилось впечатление от посещения Гарема .

В тему:

Источник: http://www.control-point.ru/turtsiya/stambul-v-serdtse-dvortsa-topkapyi-garem-sultana-i-ego-sekretyi/

Ссылка на основную публикацию