Как мы испытывали златоустовский нож таганаем — тайны и факты

Аномалия — электронная библиотека

Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ

 НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА

Златоустовские клинки

К концу XVIII века Тула продолжала сохранять ведущее положение в оружейном деле России, но в 1811 году возникла идея организовать еще один оружейный центр, который бы «разгрузил» Тулу, взяв на себя производство какого-нибудь определенного вида оружия.

Из-за начавшейся Отечественной войны 1812 года этот проект пришлось отложить, и вернулись к нему только после ее окончания.

Требовалось найти новый центр, который бы размещался в непосредственной близости от исходных материалов для производства оружия, и, конечно же, его нужно было обеспечить квалифицированными кадрами.

Выбор российского правительства пал на уральский городок Златоуст, так как здесь еще Со второй половины XVII века на базе местных залежей руды действовал железоделательный завод.

Для организации производства «белого» (холодного) оружия решили пригласить иностранных мастеров, так как в Златоусте предполагалось изготовлять исключительно клинковое оружие.

Из Германии — из Золингена и Клингенталя — первоначально рассчитывали пригласить 35 семейств общей численностью более 100 человек.

Были заключены соответствующие соглашения, по которым иностранные мастера обязывались не только непосредственно участвовать в производстве холодного оружия, но и — что особенно важно! — передавать свой опыт местным ремесленникам. За каждым иностранцем закреплялось «потребное число для обучения мастерствам русских мастеровых».

Фабрика «белого» оружия была основана в Златоусте в 1815 году у горы Таганай, а уже через год после ее открытия в Санкт-Петербург были отправлены первые изделия.

Основную массу оружия, выпускавшегося этой фабрикой, составляло оружие строевое, но не менее важным направлением производства стало и изготовление художественного оружия, или, как оно тогда именовалось, «украшенного».

Отчасти именно с этой целью и приглашались тогда опытные иностранцы.

Однако заграничные мастера неохотно делились своими секретами. Один из них, Н. Шааф, уезжая в 1824 году в Петербург, оставил секрет своего производства в запечатанном конверте, который вскоре затерялся среди множества канцелярских бумаг. Обнаружен он был только в конце столетия, но к тому времени русские мастера уже намного опередили своих иностранных учителей.

Сейчас, оценивая искусство Златоуста, обычно отмечают великолепное убранство клинков, а о старых оружейниках говорят как о непревзойденных мастерах «гравюры на стали».

И действительно, златоустовский клинок всегда отличим уже одним только сочетанием покрывающей его позолоты и глубокого по тону воронения, на фоне которых обычно располагаются сложные и изящные орнаменты или целая сюжетная композиция.

Наряду с золочением и воронением, уральские мастера-оружейники возродили забытое в XVIII веке травление (или «вытравку»), и в совокупности всех этих приемов они получили основные компоненты для декоративного оформления своих изделий: клинки у них выходили украшенные позолотой, воронением и гравировкой с травлением.

Самым ранним из златоустовских изделий считается парадная сабля, изготовленная для подарка князю Г.С. Волконскому — известному русскому генералу, служившему под началом А.В. Суворова и П.А. Румянцева. В 1803—1816 годы Г.С. Волконский был генерал-губернатором Сибири, куда в то время входил и город Златоуст.

Богатое убранство сабли позволяет безошибочно отнести ее к «украшенному оружию». Длина ее — 106,5 сантиметра, длина клинка — 89,3 сантиметра.

Клинок украшен изображением крылатой богини Ники и головами античных воинов, а также стилизованным растительным орнаментом, гербом князей Волконских и вензелем из букв ГСВ — Григорий Семенович Волконский.

Эфес сабли сделан из гравированной стали, рукоять — из черного дерева с накладными серебряными звездочками и монограммой в венке, ножны — железные полированные. Превосходная техника исполнения и позволила оружейникам, варьируя различные приемы, воплотить свои замыслы наиболее выразительными средствами.

А между тем столичный Петербург требовал доставки «украшенного оружия» ежегодно.

В 1820 году в российскую столицу была отправлена новая партия художественного оружия, в которую входили офицерская сабля с вытравленными на клинке сюжетами сражений, две сабли с «возвышенною позолотой», два палаша тоже с «возвышенной позолотой» и с изображениями сражений, а также две пехотные шпаги и две кавалерийские.

После получения этого «белого оружия» Горный департамент дал Златоустовской оружейной фабрике такое указание: «Требуется, чтобы каждый год была такая доставка, а честь и обязанность начальства должны состоять в том, чтобы последующая доставка превосходила в совершенстве предыдущую».

Большое количество «украшенного оружия» было сделано в 1824 году — к приезду в Златоуст Александра I. Российскому царю поднесли двенадцать художественных изделий — сабли и шпаги.

Некоторые из них были украшены чрезвычайно сложными рисунками, исполненными позолотой. Тут были и бегство Наполеона из Москвы, и переход русских войск через Березину, и несколько сражений Отечественной войны 1812 года.

А на одной из сабель была изображена встреча Александра I в Златоусте с надписью: «Государю Императору счастливый Златоуст».

В первой половине XIX века Златоустовская оружейная фабрика много работала для промышленных выставок. Так, на Первой промышленной выставке в Петербурге в 1829 году изделия из Златоуста были признаны одними из лучших экспонатов.

На ней были представлены меч в ножнах из слоновой кости; сабля, украшенная каменьями с изображением на клинке «мира при Эривани»; сабля с изображением сражения при Варне и еще одна сабля, на одной стороне которой был представлен вход русских войск в Париж, а на другой — сражение при Фаршампануазе.

Как уже говорилось выше, молодые русские ученики не только быстро освоили практику иностранных мастеров, но и творчески восприняли переданные им навыки. В числе тех, кто специализировались на изготовлении «украшенного оружия», оказались и братья Бушуевы.

Происходили они из семьи живописца и чертежника местного железоделательного завода. Младший брат, Ефим, известен как талантливый рисовальщик. С именем старшего брата, Ивана Николаевича Бушуева, связано создание едва ли не самых заменательных оружейных произведений.

Иван Бушуев в расчетных ведомостях значился по клинковому отделению, но он владел двумя специальностями — был мастером по выковке клинков и в то же время художником.

Первые изделия его не сохранились (или пока еще не выявлены), а первые подписанные им относятся к 1823 году.

В художественном отношении из ранних работ И. Бушуева очень интересен охотничий нож, на обеих сторонах клинка которого, по вороненому и вытравленному крапом фону, золотом наведен орнамент с изображением сцен охоты.

В центре первого сюжета представлен кабан, преследуемый собаками, одна из которых уже хватает его за морду, а другая бросается сзади.

Впереди пеший охотник пронзает кабана рогатиной, а позади скачет конный охотник с обнаженным ножом.

На другой стороне клинка представлена охота на медведя. В центре сюжетной композиции помещен медведь, поднявшийся на задние лапы. Собаки рвут его — одна вцепилась медведю в грудь, другая в спину, третья хватает его за ногу. Спереди охотник пронзает медведя рогатиной, а другой, трубя в рог, подходит сзади с такой же рогатиной.

Оба эти сюжета выполнены просто великолепно: мягкая густая позолота выразительно моделирует формы людей, прекрасно выявлены их мускулатура, а также стремительные и вместе с тем ритмичные движения.

В 1827 году Иван Бушуев вместе с другими мастерами изготовил так называемый «Технический кабинет» для поднесения его в подарок наследнику престола.

«Технический кабинет» представлял собой коллекцию холодного оружия в различных стадиях процесса его изготовления, начиная с простой болванки и заканчивая готовой шашкой, с соответствующими чертежами. Как лучший мастер-художник Иван Бушуев был откомандирован (вместе с другим мастером Д.

Вольферцем) в Петербург — для сопровождения туда «Технического кабинета» и на случай, если потребуются добавления и исправления художественной отделки.

В октябре 1827 года «Кабинет» был представлен российскому императору и наследнику престола, которые были очень довольны произведением златоустовских мастеров и дали ему блестящую оценку — «как в отношении технической цели, так и за совершенство отделки, ясность и точность вещей».

Все, кто принимал непосредственно участие в изготовлении «Технического кабинета», были представлены к награде. Директор оружейной фабрики Оливьер, унтершихтмейстер И. Бушуев и оружейный мастер Д. Вольферц получили бриллиантовые перстни, а остальным мастерам было выдано 600 рублей награды путем раздачи этих денег по «усмотрению директора».

Современники так отзывались об Иване Бушуеве: «Бушуев — молодой человек, обещает много хорошего, ибо имеет страсть к своему художеству и душу пылкую». Недаром среди уральских сказов сохранилась о нем такая легенда.

Немец Штоф имел «руку твердую, и рисунок у него был четкий, но мало живости, и фигуры у него не дышат». И вот молодой русский оружейник Иван Бушуев, по совету своей невесты, создает крылатых коней, полных жизни и движения. Однако стоявшие тогда во главе производства иностранные мастера забраковали его работу за «нереальность изображенного: мол, крылатых коней не бывает».

Но тут приехал на Златоустовскую оружейную фабрику царь, а вместе с ним один генерал — участник Отечественной войны 1812 года. Русские оружейники показали ему саблю Ивана Бушуева с крылатыми конями. Генерал пришел от нее в восторг, поцеловал русского умельца и назвал его крылатым мастером. С тех пор и прилепилось к нему прозвище — Ивашко Крылатко!

Вероятно, имеется в виду Н.Шааф.

Источник: http://libanomaly.ru/100sokr/93.htm

История про таинственный Таганай поразила суровое московское жюри — «Златоустовское телевидение»

О красоте и загадочности Таганая сложно говорить. Это просто нужно видеть. Как увидеть что-то новое в том, что мы ежедневно видим прямо перед глазами – этим вопросом задались авторы ролика про легенды Таганая. Мы настолько привыкли к горам, которые окружают нас повсюду, что перестали видеть их красоту.

А еще меньше перестали понимать, какое значение в жизни каждого из нас играет Таганай, который манит сотни туристов с разных уголков мира. Тогда Дарья Сивухина, Дмитрий Гостев и Владимир Тимкин решили сделать ролик-мистическую загадку, где бы переплелись вымысел и быль, чувства и разум.

Ролик был представлен жюри на третьем Всероссийском фестивале-конкурсе туристических видеопрезентаций «Диво России». И поразил суровое жюри.

Фотограф-любитель Владимир Тимкин в городе уже личность известная. Его основная работа связана с людьми. Смеется, именно поэтому полюбил безлюдье и тишину таганайских просторов. Сейчас видео, снятое Владимиром, можно увидеть в разных презентациях, а также на канале «Живая природа». Рассказывает – сбился со счету, сколько раз был на Таганае. Больше всего в жизни запомнилось северное сияние.

Владимир тимкин, фотограф-пейзажист:

– Первая съемка… Таганай. Поднялся на закате, было так шикарно, захотел показать людям. Кстати, эти кадры присутствуют в ролике.  Меня Таганай любит, поэтому он меня всегда принимает. Даже примета такая есть, если я иду на Таганай, погода будет для съемок самая подходящая

А вот у второго фотографа-любителя, чьи кадры поразили московское жюри, Дмитрия Гостева, с Таганаем, что называется, свои отношения. Однажды лесные духи сыграли с ним злую шутку. Без следа исчез квадрокоптер, найти его удалось спустя долгие часы поисков. Причина, по которой исчез прибор, неизвестна до сих пор. Он оказался исправным и с тех пор работает как часы.

 ДМИТРИЙ ГОСТЕВ, фотограф-любитель:

–У меня отец любил фотографировать, потом купил первую цифромельницу, потом снимал детей. Теперь хочу по родному краю, пытаюсь донести красоту гор до всех

Таганай, это место мистическое. Легенды ходят, о многом говорит Киалимская бабка, которая заводит охотников в непонятные места. Когда один идешь по тропам Таганная, особенно в неурочное время, на закате, на рассвете. Чувствуешь, что кто-то за тобой наблюдает, смотрит, с добром ты идешь на Таганай, или со злым сердцем. Туда нужно идти с открытым сердцем

Все невероятное видео, которое собралось у фотографов-любителей, воедино удалось объединить Дарье Сивухиной. К ней обратился Центр туризма с просьбой придумать креативную идею для конкурса «Диво России».

Источник: http://zlattv.ru/2016/03/28/29897

Ножи из Златоуста: какой нож выбрать? | Блог

Златоустовские мастерские славятся своими изделиями с 1815 года: именно здесь был открыт секрет булатной стали, отлита первая стальная пушка в мире, а так же изобретены кирасы, что на голову превосходили все европейские аналоги.

Оружейный центр царской России и поныне не снизил темпа и амбиций: проводятся изыскания в сталях (как результат — создание собственных марок дамасской стали, которые пользуются бешеным спросом за рубежом), разрабатываются модели для самых разных жизненных ситуаций.

Сегодня мы расскажем — какой нож выбрать? Основные критерии подбора.

  • 1. Род деятельности. Вы охотник? Или рыбак? А может быть Вы увлекаетесь подводной охотой? Для этих занятий нужны абсолютно разные ножи и у нас они сгруппированы по разделам каталога.Например, на охоте нужен надежный нож, желательно средних и больших размеров. Рыбаку наоборот — нужен компактный нож в лодку и длинный узкий нож для чистки рыбы. Подводникам подходят особые ножи и желательно антибликовое покрытие.
Охотничий нож Рыбацкий нож Водолазный нож
  • 2. Конструкция. Ножи бывают цельнометаллические, всадные и сквозные. В цельнометаллических ножах рукоять представлена щечками, которые прикреплены к продолжению клинка. Конструкция безумно надежная, но обилие стали сказывается на весе. В всадном ноже клинок имеет хвостовик 4-5 сантиметров, который всаживается в рукоять и закрепляется при помощи эпоксидных смол. Сквозной монтаж — к хвостовику клинка наваривают штырь, который проходит сквозь всю рукоять и крепится с обратной стороны гайкой.
  • 3. Сталь клинка. Златоуст кует ножи из широкого спектра сталей: ЭИ 107, 95Х18, 100Х13М, 110Х18М-ШД, дамасская сталь (ржавеющая и нержавеющая), булатная сталь. Все они отличаются и имеют свои преимущества — это подробно описано в нашей статье — сталь для ножа.
Читайте также:  Таинственные происшествия, мистическая история - тайны и факты

Ножи из Златоуста — куем на совесть!

14 200.00 р.

Нож Легенда выполнен в классической геометрии охотничьего ножа. Он лёгок и удобен в работе, прекра..

2 250.00 р.

Нож Багира выполнен со скосом обуха в виде «щучки». Такая геометрия клинка в сочетании с имеющимся..

2 450.00 р.

Универсальный по использованию нож Феникс является хорошим выбором любителей отдыха на природе. Он н..

2 200.00 р.

Нож Цезарь обеспечивает возможность выполнения большинства работ, необходимых во время нахождения ..

2 150.00 р.

Универсальный кухонный нож с отличной эргономикой конструкции. ..

2 000.00 р.

Универсальный кухонный нож с отличной эргономикой конструкции. ..

2 300.00 р.

Большой кухонный нож с отличной эргономикой конструкции. ..

2 700.00 р.

В набор входит 5 кухонных ножей, разного размера и назначения:1 Империя-215*38*4 мм 2 Империя-1..

13 000.00 р.

В набор булатный охотничий входит 3 ножа:Нож V006 — 195*36*5 мм.Тяпка большая — 205*71*4 мм.Нож пром..

43 700.00 р.

Источник: https://zlatonozh.ru/article/how-to-choose.html

Ножи, редкие петухи и Таганай – в Златоусте взялись за развитие туристического кластера

Лента новостейГордума лишила Тефтелева полномочий главы Челябинска Пенсионерке из Троицкого района дали 2 года за мошенничество на 600 тыс.

рублей Водитель «Лады» погиб в перевернувшейся машине в Красноармейском районе За 4 года количество волонтеров на Южном Урале увеличилось вдвое В Златоусте школьный спортзал закрыли из-за повышенного уровня радона Сговор подтвержден: 24 перевозчикам Челябинска грозят штрафы и дисквалификация Главгосэкспертиза одобрила 2 этап реконструкции аэропорта в Челябинске Челябинцы расскажут, как заткнуть «дыру» в бюджете на 2019 год Максимальный размер пособия по безработице поднимут до 8 тыс. рублей ХК «Трактор» начинает 5-матчевую домашнюю серию В Челябинске ликвидируется МУП «Горэкоцентр» Пожар на свалке не повлиял на уровень выбросов в Челябинске Челябинский хор споет африканскую песню в Австрии Завод «Трубодеталь» выиграл конкурс «Лидеры корпоративной благотворительности. Урал» Южноуралец застрелил бывшую жену, которая отказалась к нему вернуться В Челябинске дрифтер провалился под лед и утопил машину В Копейске юный велосипедист погиб, попав под колеса иномарки Предупреждение об опасном для здоровья смоге в Челябинске продлено на 20 ноября Экс-главу Миасса Третьякова оставили в СИЗО до Рождества Челябинец устроил смертельное ДТП с 2 фурами в Курганской области ЧМК получил награду главной металлургической выставки страны Дубровский – будущему главе Челябинска: «Времени на раскачку нет» В ДТП с участием 3 машин под Саткой пострадал подросток До минус 23 обещают синоптики на этой неделе в Челябинской области Виталий Мутко проверит, как Челябинск готовится к саммитам ШОС и БРИКС В южноуральском Россельхознадзоре представили нового руководителя Уральцы стали в 1,5 раза чаще брать потребительские кредиты В 2019 году Челябинск получит первые 500 млн на рекультивацию свалки Со школьных каникул – в колонию: в Магнитогорске вынесли приговор 17-летнему наркодилеру Водитель иномарки погиб после столкновения с фурой под Кыштымом Суд взыскал 10 млн с экс-главы Кунашакского района и его соучастника в «детсадовской» афере Адвокат из Башкирии осужден в Магнитогорске за избиение соседа ФНС призывает южноуральцев заплатить налоги до 3 декабря Медведев установил квоты для иностранцев, проживающих в Челябинской области Челябинская компания, сорвавшая сроки благоустройства за 8 млн, отправлена в «черный список» Червяк в роллах поссорил челябинцев ВНИМАНИЕ. Ленинский район Челябинска объявлен опасной зоной из-за бешенства ВАЖНО. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком увеличится до 4,5 тыс. рублей ЮУЖД 2 года незаконно брала плату за капремонт с жильцов общежития в Челябинске Жители села Миасское пожаловались на черную зловонную воду из-под крана Общество

В Златоусте (Челябинская область) приступили к развитию туристического кластера – местные власти планируют сделать город более привлекательным для путешественников благодаря уникальным ремеслам и природными объектам, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

«Туристический кластер – это особая экономическая зона, которая способна развивать туризм – она объединена как географически так и экономически.

Сегодня рассматривается горно-заводская зона Южного Урала, потому что по трассе М-5 движется большой поток туристов, Златоуст – исторический город, где существует культурно-познавательный туризм, здесь расположены два федеральных заповедника: Таганай и Зюраткуль.

Следовательно есть устойчивый, круглогодичный поток туристов. Руководство Златоуста разработало план развития туризма и представило его губернатору. Кластер – это сотрудничество между областными, муниципальными властями и бизнесом.

Окончательной целью, создания кластера является вхождение в федеральную программу для получения денег на развитие инфраструктуры», – рассказал директор Центра развития туризма Челябинской области Виктор Ткачев.

Напомним, ранее губернатор Борис Дубровский поручил Минкульту проработать предложения, которые позволят региону войти в федеральную программу по развитию туризма и получить дополнительные средства на создание соответствующего кластера в Златоусте.

Отметим, что вхождение в федеральную программу обеспечит 80-процентное софинансирование со стороны Федерации затрат на инфраструктуру. «Если говорить о Челябинской области, речь может идти о сумме 4-5 млрд рублей на три года», – отмечал в этой связи министр культуры региона Алексей Бетехтин.

Предполагается, что одним из ключевых туристических объектов станет мастерская «ОружейникЪ», которая производит холодное оружие. «Наше предприятие существует уже 15 лет. Здесь работает около 100 человек.

Мы производим линейку добротных подарочных ножей, классическое историческое оружие – сабли мечи, шпаги, также мы выпускаем уникальные вещи – памятные медальные монеты из серебра, посвященные историческим и современным событиям», – рассказал директор компании.

Около пяти лет назад организация начала привлекать туристов. Мы спроектировали производственные помещения так, чтобы можно было провести гостей, не мешая сотрудникам. На сегодняшний день компания принимает до тысячи туристов и рассказывает им о производственном процессе в рамках четырех экскурсий.

С 2015 года начинается создание площадки «ОружейникЪ-Парк» – дополнительное здание, предназначенное исключительно для туристов, вместит зал истории, технологии, магазин, кафе, фехтовальный зал, тиры (лук, арбалет, метательные ножи), рудник, кузницу. Площадка позволит принимать 2-3 тыс. человек, не мешая производственному процессу. Запуск рассчитан на 2016 год.

Еще один туристический объект появится на Красной горке, где сейчас активно возводится парк имени Бажова, который открывается 26 апреля. Здесь разместятся смотровая площадка, большой каменный фонтан, скульптуры из сказок известного писателя и выставочные павильоны: минералогический, оружейный, а также сувенирная лавка и чайная.

БОЛЬШЕ ФОТО – В РУБРИКЕ ФОТОДОСТУП

Также граждане смогут подняться на колокольню местной часовни и увидеть статую Иоанна Златоуста.

Гостей города может заинтересовать мастерская декоративно-прикладного искусства «ЛиК», которая производит уникальные изделия из драгоценных металлов и камней. Здесь же расположены скульптурная мастерская и ручное производство гобеленов.

В Златоусте появился новый туристический объект – парк птиц «Таганай», где все желающие могут познакомиться редкими видами птиц, павлинами, цесарками, индейками, фаверолями, голошейными курами, китайскими курами – кохинхинами.

Традиционными туристическим объектом остается Краеведческий музей Златоуста, который расскажет гостям историю города. Здесь можно увидеть акинак, которому 4 тыс. лет, и скульптуру «Россия», которая была представлена на парижской выставке в 1900 году.

златоуст туризм таганай минкультДрузья, подписывайтесь на наши аккаунты в соц.сетях!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы подтверждаете своё согласие с Политикой конфиденциальности

Отписаться вы сможете в любой момент.

  • Иду к врачу, беру больничный
  • Беру 1-2 дня отгулов, лечусь сам(а)
  • Работаю из дома
  • Я «герой»: в любом состоянии иду на работу

Источник: https://dostup1.ru/society/V-Zlatouste-startovalo-razvitie-turisticheskogo-klastera-gostey-goroda-zhdut-redkie-petuhi-nozhi-i-Taganay_74446.html

Златоустовская гравюра на стали

Если Вас судьба занесет в Златоуст, обязательно сходите на оружейную фабрику. Можно просто полюбоваться красивыми вещами, а можно, при необходимости, купить великолепный подарок.

В 1815 году по Указу государя Императора в Златоусте открылась оружейная фабрика, c целью выпуска холодного оружия для русской армии и флота.

На фабрику из далеких немецких Золингена и Клигенталя приглашены мастера-оружейники, а в их числе известный мастер по украшению клинков – Вильгельм Шаф. Самым известным мастером-уральцем стал ученик Шафа Иван Бушуев, превзошедший своего учителя.

Мастер создал образ крылатого коня, который ныне украшает герб Златоуста, а самому художнику народ дал имя — Иванко-Крылатко. Отличительные черты Златоустовской гравюры — гравировка, «рисовка» (нанесение рисунка резервирующим составом с последующим вытравливанием узора), насечка золотом и серебром, золочение и серебрение с воронением.

В XIX веке сабельные клинки украшались лишь античными аллегорическими мотивами, сценами охоты, орнаментом в духе рококо, но постепенно мастера вводят в рисунок местные мотивы: полевые колокольчики и ромашки, колосья, зубчатые листья…

Украшения по цвету и тону становятся богаче. Со 2-й половины XIX в златоустовская гравюра уже используется при изготовлении бытовых вещей (кубков, портсигаров, письменных приборов и т. д.).

В Великую Отечественную войну Златоуст выпустил почти миллион армейских «черных ножей». Каждый доброволец Уральского добровольческого танкового корпуса получил такой нож в подарок. Все участники Парада Победы (1945 года) были вооружены златоустовским холодным оружием.

Златоустовские изделия хранятся в государственном Эрмитаже, Оружейной палате, Государственном историческом музее, военно-историческом музее артилерии Санкт-Петербурга, Музее оружия Золингена в Германии, Имперском военном музее в Лондоне и т.д. Их дарят руководителям государств Европы, Азии, Африки и Америки, видным деятелям науки и культуры, военачальникам, политикам.

200-летний опыт лучших уральских мастеров бережно хранит и приумножает ООО «КХО Булат», создавая изделия высокой художественной ценности.

Они украшают гравюрой не только наградное и подарочное холодное оружие, но и самые разные бытовые предметы: шкатулки, столовые приборы, наборы посуды, подсвечники, панно, сувенирные и пасхальные яйца.

Материалы, используемые при создании изделия: нержавеющая сталь, золото (999,9), никель, серебро. Применяемые техники — гравирование иглой, травление, подрезка, никелирование, золочение.

ООО «Коллекционное холодное оружие «Булат»

Адрес: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Лесная, 2
Телефон: +7 (3513) 64-12-20
Электронная почта: kho.bulat-zlat@mail

Интересно? Расскажи друзьям!

«Нашему Уралу» нужна ваша поддержка!

Источник: https://nashural.ru/culture/podarki-s-urala/ural-souvenirs/weapons/zlatoustovskaya-gravyura-na-stali/

Чудеса Таганая |

Чудеса Таганая

Таганай. Он появился на свете миллионы лет назад на границе двух материков Европы и Азии. Горы вздымались до самой луны так что казались ее подставкой. А потом постепенно состарились. Много разных легенд бродит по древнему Таганаю.

Когда-то жил здесь древний народ — чудь. Они бегали здесь охотились, собирали грибы и т.д. И вдруг пришли сюда другие племена. Началась война.

Миролюбивые дивьи люди проигрывали более воинственным пришельцам и в конце концов решили уйти со своих мест. Под землю.

На Таганае можно многое узнать о молодости нашей Земли. Около 500-600 миллионов лет назад на месте Урала и Западной Сибири располагался большой прогиб земной коры. Здесь проходили активные вулканические процессы, а сама кора раздвигалась.

Примерно 400 миллионов лет назад мощное движение земли вознесли эту систему наверх. Урало-Тянь-Шаньский океан схлынул, но не ушел совсем. Древняя сибирская платформа начала напирать вперед, западно-сибирская плита прогнулась и Урал начал сдвигаться в сторону русской равнины.

Фото Вид на Таганай с башни Иоанна Златоуста

Его хребты один за другим заклинило, сгрудившись один возле другого.  Они немного опустились и образовали горный пояс простилавшийся с севера на юг. От 60 до 30 миллионов лет назад горы снова поднялись.

Тогда они были похожи на современные Кавказские. А вершины достигали семи тысяч метров над уровнем моря. Сейчас наивысшая точка Урала гора Народная достигает всего  1895 метров. Нургуш — 1406 метров.

В  августе 2004 года группа молодых ребят из Москвы поднималась на Круглицу. Один участник 19-летний парень Сергей Петров отделился от всех и поднимался другой тропой. На другой день он очень изменился в поведении. Оказалось, что при подъеме на Круглицу с ним произошло нечто необычное.

Он попал в какой-то густой туман. Откуда он мог взяться в жаркую летнюю погоду? Из тумана появились белые фигуры людей и протянули к нему руки. Вдруг Сергей оказался над землей. Потом все исчезло, он сидел на камне и появилось сильное чувство подавленности. Никто не поверил в правдоподобность случившегося.

Когда группа прибыла в Златоуст, руководитель группы обратился к психиатру. Доктор выслушал эту историю, но ничуть не удивился. Это  здесь не первый случай. Такие же ситуации происходили и ранее в районе Дальнего Таганая, Ицила, скал-останцев Три брата.

Официальная наука эти явления объяснить никак не может и поступает как обычно в подобных ситуациях. Раз не можем объяснить, значит этого и нет. Есть версия, что все эти случаи — галлюцинации, вызванные выбросами подземного родона. Таганай находится как раз на трещине Главного Уральского разлома.

Он разделяет собой два материка. Челябинские ученые считают, что для таких видений одного родона не достаточно.

Скала Три брата, стоящая между таганайским приютом и Киалимом  (это река) даже в сухую погоду всегда влажная. Вероятно под «братьями» находится трещина, через нее из недр земли просачиваются воды, несущие с собой родон.

Белых людей видели многие, абсолютно не знакомые друг с другом люди и все они видели одно и тоже.  известный уфолог Вадим Чернобров предполагает, что белые фантомы — это жители подземного мира.

Дивьи люди что ли?  Предположительно, Таганай, как и все древнейшие  на Земле Уральские горы, пронизан подземными пещерами, целой системой подземных ходов, сообщающимися друг с другом.

В середине 90-х зимой спасатель из златоустовского отряда Александр Михеев возвращался на Киалимский кордон с Мохового болота. Там на болоте застрял мощный грузовик Урал и Александр хотел удостовериться что машина еще цела.  Было уже поздно, темнело, спасатель торопился.

В какой-то момент он увидел, что из леса ведут следы необычайного размера, они выходили из заболоченного места. Расстояние между следами было больше метра. Александр запаниковал и зарядил ружье. Через пару километров следы снова ушли в лес. Потом опять появились. Это был точно не зверь.

Читайте также:  Королева франции мария-антуанетта - тайны и факты

 Александр благополучно вернулся в избу. Там были еще два спасателя, которые ему не поверили. Но на следующее утро они сами убедились в правдивости рассказа, найдя следы в одном километре. Первое предположение, что это снежный человек. В начале 90-х было какое-то их нашествие на Таганае.

Егеря говорили, что они мигрируют по Уральскому хребту с севера на юг и обратно. Еще в советские времена их тоже наблюдали. В частности в октябре 1979 года метеоролог Геннадий Понизовский находясь около Трех братьев присел отдохнуть. Увидел, что будто идет кто-то.

Это была женщина, она прошла стороной мимо и свернула в лес. Ее видимо видели не раз и прозвали Киалимская бабка.

Фото Киалимский кордон

НЛО над Таганаем также полетывают время от времени, а как же иначе. Энергетические столбы, замедление времени — привычные явления. В июне 1996 года тот же спасатель Александр Михеев вместе с товарищем, выйдя из  сторожевого домика таганайского приюта, глазам своим не поверили: посреди волейбольной площадки возвышался белый светящийся энергетический столб 3-4 метра высотой.

Под Двуглавой сопкой есть чудесное место  — Белый ключ. Удивительное светлое чувство испытываешь здесь. Какой-то восторг. Какая-то особая энергетика.

В 1947 году 30 декабря на юго-восточном склоне Откликного гребня разбился самолет. Он летел из Челябинска в Москву. Было три члена экипажа и двое пассажиров. Погибли все. Много лет потом находили обломки.

Источник: http://perevalnext.ru/chudesa-taganaya/

Златоустовский нож: уральский феномен

Представьте, что вы, скажем, дворянин. Да что там мелочиться, вы — царь, самодержец всея Руси. И нужна вам исключительная сабля для парада — не только богато изукрашенная, но и, разумеется, с отличными рабочими качествами. Кто создаст? До IXX века такой заказ могли выполнить мастера-оружейники трех российских заводов: Оружейной палаты, Сестрорецкого и Тульского. 

Но по большей части на этих заводах специализировались на огнестрельном оружии. Вам, как царю, разумеется, выковали бы превосходную сабельку. Ну, а если палашей и ножей нужно много? Парад, скажем, намечается? Вот тут-то и проблема. Нет такого специализированного завода в России.

А точнее не было до 1815 года.

Не всё же у немцев белое оружие закупать, и свой завод нужен! Тем более по Уральским горам сколько природных богатств рассыпано, сколько железоделательных заводов построено! Вон, к примеру, у горы Косотур заводец стоит, чугун плавит — чем не место? 

В 1815 году на построенном Златоустовском оружейном заводе уже заработала большая часть мастерских. Тут и царскую парадную сабельку мастера-оружейники могли справить, и палаш гусарский, и тесак армейский, и ножи для охотников-звероловов и многое-многое другое.

Чтобы нужные объемы и качество обеспечить, необходимы были мастеровые руки и светлые головы. С казенных заводов были собраны лучшие инженеры и рабочие. Были приглашены и немецкие специалисты.

Так, общими усилиями Златоустовский оружейный завод стал в значительных количествах выпускать лучшее холодное оружие, получившее признание и славу во всём мире. 

У Павла Бажова есть сказ «Коренная тайность». В нём подробно и в деталях рассказана история рождения на свет булатного кинжала златоустовской работы. А ведь считалось, что секрет этот кочевые народы унесли с собой, навсегда скрыли в своих кибитках в пыльных степях.

Так вот нет же! Удалось русским мастерам-умельцам разгадать загадку. И как не пытались иноземцы присоседиться к нашей славе, вызнать все тайны — ничего у них не вышло.

Златоустовская сталь, ножи из русского булата, рожденные в сердце Уральских гор, закаленные ключевой водой горных рек, не имели себе равных по прочности и красоте. 

Златоустовский оружейный завод в годы гражданской войны был разделен на две части. Одна, остававшаяся на месте, ковала клинки для Красной Армии; часть, вывезенная в Томск— снабжала белогвардейских офицеров. Во времена Великой Отечественной войны на Златоустовском оружейном заводе освоили выпуск особенного армейского ножа.

Он стал частью экипировки добровольцев танкового корпуса. Фашисты со страхом и уважением называли этот отряд «Танковая дивизия Чёрного ножа». В годы войны златоустовские мастера передали советским воинам более полумиллиона боевых шашек и свыше миллиона ножей и кортиков.

К Параду Победы украшенное оружие тоже ковалось в златоустовских мастерских. 

На фото: «Черный нож» точная копия с музейного образца легендарного черного ножа 1943 года

После войны шашки и палаши стали не актуальны, ножи перестали быть частью вооружения Советской Армии. Завод был перепрофилирован, здесь начали делать устройства для запуска электродвигателей. Да и это производство в годы перестройки было прекращено. 

Но не таковы уральцы, чтобы позабыть свои корни и память предков.

В 90-е годы прошлого века на базе завода стали организовываться фирмы и небольшие предприятия, специализирующиеся на изготовлении ножей, часов, гравюр, украшенного оружия и сувениров.

Секреты мастерства оказались не забыты, их бережно хранили в семьях, передавали от отца к сыну. Возродился знаменитый Златоустовский завод ножей! 

Компания ZLATOFF сотрудничает с лучшими мастерами, наша задача — через сайт златоустовских ножей и интернет-магазин уникальных изделий рассказать всему миру об уральских умельцах, их таланте и превосходном оружии, обладающем царской красотой и военной закалкой.

Источник: https://klinok.zlatoff.ru/zlatoustovskiy-nozh

Златоустовский булат: дело Аносова подхватил ученый-самоучка

В городе крылатого коня появилось уникальное производство — OOO «Булатная историческая сталь».

Предприниматель Борис Кузнецов и металлург Сергей Баранов объединились, чтобы делать из литого булата ножи, кинжалы, шашки.

С этой целью они арендовали заброшенный цех на территории бывшего завода имени Ленина, закупили станки и другое оборудование, наняли рабочих и приступили к делу.

В старейшем цехе

Сейчас уже фирма лицензировала свою деятельность и сертифицировала 31 модель изделий.

Изготовлено уже около 200 ножей — охотничьих, разделочных, кухонных. А также два кинжала и шашка. После получения сертификатов началась их распродажа. Спрос есть.

Демонстрируя прочность и упругость клинка, Сергей Баранов начинает рубить кинжалом стальной уголок.

— А это точно булат? 

По словам Сергея, за многолетние исследования и поиск опытным путем секрета булата ему присвоено звание члена-корреспондента Петровской академии.

Знаковое совпадение: в цехе, который арендовала фирма, в свое время выдающийся металлург дореволюционной России Павел Аносов плавил и ковал булатную сталь.

Секрет — не в структуре

Окончив техникум Павла Аносова, Сергей начал работать на литейном заводе «Метапласт» и всерьез изучать процесс плавки. Он вознамерился постичь секрет выплавки легендарного булата.

Вникнув в специальную литературу, понял: секретного в буквальном смысле описания структуры легендарной стали никогда не было. Нетрудно отыскать в интернете статью Павла Аносова «Способы приготовления литой стали», опубликованную в первом номере «Горного журнала» за 1837 год.

В ней великий металлург обобщил многолетний опыт своих изысканий. При этом изложил четыре способа получения булатной стали. 

Крутой поворот

Сергей круто изменил свою жизнь, посвятив ее созданию кузницы стародавнего образца. Аналогичной той, в которой кустарным прадедовским способом выплавлялась булатная сталь.

И в течение нескольких  лет в домашних условиях воссоздал способы плавки, описанные Павлом Аносовым. Для этого разработал конструкцию горновой печи, в точности повторяющую те, что имелись на Златоустовском заводе в начале XIX века.

Отыскал старый карьер, в котором добывали руду, идущую на выплавку булатной стали. Закупил древесный уголь.

У долгожданной цели

В 2007 году, когда было проведено около 400 плавок, Сергей добился желаемого результата: получил слиток весом около двух килограммов, из которого выковал узорчатый клинок. Он легко перерубал каленую стальную проволоку диаметром 8 миллиметров.

Валерий Еремин 

Источник: https://u24.ru/news/8117/zlatoustovskiy-bulat-delo-anosova-podhvatil-uchenyy

Исторический Златоуст

Интересный проект, красочный — 10 хороших фактов о Златоусте в картинках.

Забрал оттуда себе несколько исторических фактов о Златоусте:

  • Коренные златоустовцы называют себя кузюки
  • Есть несколько легенд о происхождении этого странного слова – кузюк. По одной из версий, КУЗ – это аббревиатура от «Казенный Уральский Завод». Соответственно, рабочие этих предприятий стали гордо именовать себя кузюками. По словам историков и краеведов, забавное слово в ходу еще с начала XIX века.

  • В Златоусте Николай II провожал солдат на фронт русско-японской войны
  • Русский самодержец посетил Златоуст 30 июня 1904 г. В городе император лично благословил на подвиги бойцов 214-го Мокшанского и 282-го Черноярского пехотных полков. Они отправились на фронт Русско-Японской войны. Кстати, тогда же царь  посетил Свято-Троицкий собор.

  • Обе дочери Петьки, ординарца Василия Чапаева, всю свою жизнь прожили в Златоусте
  • Герой эпоса времен Гражданской войны, знаменитый Петька-поручик Чапаев, воспетый Фурмановым, Эйзенштейном и анонимными остряками, сочинявшими анекдоты, похоронен в Чебаркульском районе, в селе Кундравы. Звали его Петр Семенович Исаев.  А вот, две его дочери Анастасия и Нина Петровны прожили всю жизнь в Златоусте и в начале нулевых годов умерли от старости. Известно, что перед смертью раненый Петька обнял своих дочерей и только после этого умер.

  • В конце ХIX века Златоуст фотографировал Дмитрий Менделеев
  • Сразу хочется отметить, что отец периодической системы химических элементов Дмитрий Менделеев чуть было не отдал Богу душу где-то между Челябинском и Златоустом.  По дороге в горнозаводскую зону, у него пошла кровь горлом из-за старой болезни. Однако вскоре ученый пришел в себя и еще целый месяц путешествовал по Южному Уралу. Тогда же, Менделеев сфотографировал Таганай и подступы к Златоусту. Эти снимки были опубликованы в его монументальном труде «Уральская железная промышленность в 1899 году».

Менделеев (1 шт.) – прилагается.

А бонусом – отличная раритетная подборка фотографий южно-уральской железной дороги конца XIX – начала XX века.

/все фотографии кликабельны/

“На Уральских железных дорогах”

1. Инженеры-железнодорожники на мосту через р. Обь.

2. Строительство ж.д.Челябинск-Екатеринбург.

3. Строительство ж.д. Челябинск-Екатеринбург. 114 верста.

Остальные фотографии под катом.

4. Челябинск-Екатеринбург. Подпорная стенка, утес Шишка.

5. Выемка в г. Косотур. Конец 1880 гг.

6. Выемка в г. Косотур. Конец 1880 гг.

7. Бердяуш-Сулея.

8. Уржумка-Сыростан.

9. 1890. Выемка ст Златоуст.

10. 1900. Паровоз в выемке ст. Златоуст.

11. Мост через р. Чусовая.

12. Железнодорожный мост на перегоне Хребет-Сыростан. 1894 г.

13. Мост через реку Ай на 726 версте.

14. Железнодорожный мост через р. Тесьма. Начало 1900 г.

15. Мост через Кыштымский пруд.

16. Златоуст. Первое расписание поездов. Уфа-Златоуст. 1890 г.

17. Станция Сулея. Самаро-Златоустовская ж.д., конец XIX в.

18. Станция Уфалей.

19. Станция Шумиха.

20. Станция Петропавловск.

21. Вид на станцию. 1890-е г.

22. Паровоз Бк – 358. Самаро-Златоустовская ж.д. нач. ХХ в..

23. Паровозное депо станции Челябинск.Паровоз Рв-410. Самаро-Златоустовская ж.д. конец XIX в.

24. Паровозное депо станции Челябинск. Самаро-Златоустовская ж.д., начало ХХ века.

25. Празднование 300-летия Дома Романовых. депо Челябинск. 1913 г.

26. Подъемочный ремонт в паровозном депо. 1900-е.

27. 1900. Златоустовский вокзал.

28. 1900. Вокзал Златоуст с путей.

29. Рабочие и служащие депо станции Златоуст. 1903 г.

30. Главные и старшие кондукторы на станции Златоуст, Самаро-Златоустовской ж.д. 1906 г.

31. 1900. Депо Златоуст.

32. Паровозное депо Златоуст, 1900-е г.

33. Депо станции Златоуст. 1899 г.

34. Депо станции Златоуст. В центре первый начальник Герман. 1911 г.

35. Златоуст. Паровозное депо. 1890-е г.

36. Паровозное депо Златоуст, пожар, горят нефтяные баки. 1911 г.

37. Крушение поезда. Разъезд Хребет, 8 сентября 1906 г.

Источник: http://aperiodika.ru/page/istoricheskij-zlatoust

Златоустовские умельцы от истоков до наших дней

Живописный городок, уютно разместившийся на реке Ай в долине Уральских гор, назван в честь святого Иоанна Златоуста, был основан в 1754 году, вместе с одноименным заводом по производству железа.

Вскоре здесь построили знаменитую оружейную фабрику, где изготавливалось лучшее в России холодное оружие для отечественной армии. Обучать мастеров и задавать тон отечественному оружейному делу, пригласили немецких мастеров из города Золинген и известного мастера Вильгельма Шарфа со своими сыновьями.

Фабрика очень быстро стала центром Златоустовской гравюры на металле, так как кроме производства стандартных клинков, на фабрике образовалось подсобное предприятие по украшению шпаг, сабель и кортиков.

Сегодня талантливые мастера украшают не только оружие, а и столовые приборы, используют золото и серебро для декоративных изделий, изготавливают настенные панно в виде репродукций известных картин классиков и современников.

Одним словом, Златоуст является колыбелью и законодателем российской художественной гравюры на металле, именно здесь зародился узнаваемый стиль и именно здесь и по сей день изготавливаются истинные шедевры, которые представляют нашу родину на международных выставках и украшают частные коллекции.

Многие современные мастера, организовавшие собственные предприятия, учились у Златоустовских мастеров. С начала XIX века и до нынешних дней лучшие традиции Златоустовской гравюры на металле не только сохранились, а и существенно приумножились, и хоть небольшие мастерские сегодня работают по всей России, но они продолжают называть себя Златоустовскими, прославляя свою альма-матер.

Среди коллег мастерской Клинкового Холодного Оружия (КХО) можно выделить довольно крупное предприятие, где организован полный цикл производства клинкового холодного оружия и Златоустовской гравюры на металле — ООО Компания «АиР». В компании работает более 180 человек, это оружейники, художники – граверы, дизайнеры, химики и т.д.

Еще одно молодое предприятие, которое сейчас активно развивается и завоевывает расположение потребителей — «Русское Общество Специализированного оружия» или ООО «Росоружие». Мастера компании выработали свой узнаваемый собственный стиль, представляют свои работы на выставках. Большое разнообразие всевозможных ножей, охотничьих, туристических, складных является визитной карточкой компании.

ООО Мастерская декоративно-прикладного искусства «ЛиК» основано в 1990 году и на сегодняшний день производит большой ассортимент продукции от авторского коллекционного холодного оружия до спортивных кубков, ювелирные изделия и даже предметы церковной утвари. Компания часто получает заказы на изготовление изделий для церквей и национальных музеев России.

Компания Грифон известна производством авторского украшенного оружия, среди которых не только ножи, а и шпаги, кортики, сабли, мечи и палаши. Компания активно участвует в выставках и берет награды, лучшие изделия мастеров этого предприятия выставлены в известных музеях России.

ООО «ЗЛАТКО» — еще одна компания, стремящаяся создать изделия в своем индивидуальном стиле, который будет узнаваем.

Компания изначально специализировалась на создании идеальных рабочих ножей, которые, конечно же, производились вручную и в единственном экземпляре.

Вторым направлением деятельности компании является изготовление уставного «БЕЛОГО» оружия, которым награждают офицеров. В этом деянии компания видит свою службу отечеству и гордится этим.

ООО «Златоустовская оружейная компания» возрождает традиции европейского и отечественного оружейного дела с 2001 года. Наряду с традиционным коллекционным украшенным оружием, компания производит роскошные декоративные изделия с драгоценными камнями с применением техники золочения и серебрения.

И напоследок хочется упомянуть о колыбели Златоустовского оружейного дела — ОАО «Златоустовский металлургический завод». С 1815 года и по сей день, здесь производятся изделия из легендарной булатной стали, секрет выплавки которой разгадал Павел Аносов, работавший на фабрике 1817 по 1847.

Булатная сталь металлургического завода Златоуста превосходит по качеству булат древних мастеров Египта, Турции и Индии.

Сегодня завод производит изделия более чем из 1000 марок сталей и это не только холодное оружие, а и металлопродукция специального назначения для машиностроения, авиации, нефтепромышленности, судостроения и т.д.

Источник: http://www.kxo.ru/blog/400/

Тайна русского булата — Подарки, золотые изделия, холодное оружие

Секрет русского булата

1827 г. Златоуст

Русский булат должен быть возвращен России. Тайна сия, ушедшая во тьму веков с русскими мастерами должна быть открыта, — так думал горный инженер Аносов, проводя бессонные ночи в раздумьях.

В его мыслях отчетливо сверкали синие кружевные узоры старорусских харалугов, переливчатые зеленоватые разводы индийских и сирийских мечей. Узоры на стали есть не украшение, а показатель качества металла.

Умели в старину мастера создавать совершенство, отчего же нам подобное не под силу?

Европейцам булат не дался. Они умели лишь шлифовкой наводить на клинках узоры, создавая ложный булат, то есть на лицо было мошенничество, хоть и искусное.

Мастер Каймер пробовал создать булатную сталь, цельный год потратил и денег казенных уйму – ничего не вышло.

Засылали учеников на Кавказ к одному старцу курду, который якобы умел создавать булатную сталь – и тот оказался проходимцем, ничему дельному не научились у него подмастерья из Златоуста, только время потеряли.

Как узнать секрет булатной стали? Сам по себе не снизойдет откровением. Нужно пробовать и возможно долгие годы уйдут на разгадку этого феномена. Только многодневный труд, путем исканий, проб и ошибок способен воссоздать великое мастерство древних.

Это непросто, начальник фабрики – немец, он понимает, что если русские овладеют секретом булатной стали – то стало быть золингенцам и клигентальцам можно прощаться с гостеприимной Россией, ничего стоящего так и не создали немецкие мастера за годы пребывания на Златоустовской оружейной фабрике. Русские мастеровые давно превзошли их в гравюре на стали, и в литье металла.

Научились массово выпускать литую сталь, в коем опередили Европу. Дело проделано немалое, с пользой для Отечества. Но это все не то, секрет булата не разгадан до сих пор.

А столько булатов уже изучено – индийские, японские, персидские, черкесские… кара-хорасан,  нейрисо, кара-табана, гынды,  шам – а разгадки все нет!  Годы идут в трудах, уже и сын родился, уже и виски покрылись серебром, а секрет булата не разгадан!

   Аносов трудился не покладая рук и все опыты свои заносил в специальный сталеварный журнал:

Опыт первый: Тигель повредился,  а металл не расплавился, что приписано жидкости шлака; почему к стеклу прибавлено кирпичной глины».

Опыт второй: «Сплавилась хорошо,  но,  по выливке в форму,  не сковалась. По обточке оказалось много пузырей. Приписано доступу воздуха…»

Опыт восьмой «Ковалась,  но  отчасти не проварена.  По вытравке серною кислотою на ней оказались узоры».

Опыт десятый, с добавкой платины: «В тигель, предварительно прогретый, положено 4/3 фунта рафинированной стали, 1 фунт мягкого железа, 5 золотников платины и сверху 1/2 фунта флюса, составленного из 1/4 фунта кирпичной глины и 1/4 фунта толченого стекла. Плавка продолжалась 1 час 20 минут при ровном умеренном дутье. Полученная сталь вылита в форму и прокована при умеренном нагревании; по испытании она оказалась весьма твердою и годною на тонкие инструменты…Также появились узоры»

Не то, все не то! Похоже, но не то!

Опыт пятнадцатый, тоже с платиной: «Ковалась хорошо,  но тверда,  при закалке поверхность темнее; весьма хороша по остроте и  стойкости.  Узоры явственнее прежних,  но различны от булатных».

Опыт тридцать пятый. В тигель заложили сорок пять фунтов рафинированной стали и пять фунтов флюса. Время плавки — четыре часа.

Тридцать шестой, сорок первый опыты с примесями марганца. Не то! Результат должный не достигнут!

1830 год – проделано 17 опытов. Уже родился второй сын. Секрет булата не разгадан.

1831 год – проделано 26 опытов. Научились исполнять разные узорчатые стали, которые образовывались от различных добавок.

Сорок второй — сорок девятый опыты: «Грунт от хрома темный, а от титана фиолетовый, по которому присутствие титана легко узнавать можно»

Секрет булатной стали не разгадан.

«Попытки металлургов и художников, старавшихся приготовить булат подобный древнему, не имели также положительных успехов: европейских булатов высокого достоинства мне видеть не случалось, и все, что писано было об этом предмете, не заключает в себе удовлетворительных сведений, ибо ни в одном из трактатов о булате нет истинного основания — достижения совершенства в стали. Таким образом, с одной стороны, недостаток химических познаний, с другой — трудность приготовления хорошего булата, оставляют европейцев в недоумении относительно достоинства его…»

В трудах и заботах пролетело время, Павла Петровича Аносова назначают начальником горного округа и директором Златоустовской оружейной фабрики. Он не воспринял высокую должность за награду, все его мысли лишь о булате.

Родилась дочь. Секрет булата не разгадан.

Ни растения, ни кости животных в качестве присадок к стали не дают желательного результата. Из сталеварного журнала Аносова: «Не   видев  возможности  достигнуть  удовлетворительного  успеха  ни помощью углерода растений,  ни  помощью углерода животных,  мне оставалось ожидать оного в царстве ископаемых».

Опыты происходят уже с немецким и уральским графитом в качестве добавки.

Заложено в тигель пять фунтов железа и полфунта графита.  Время плавки – два часа. И вот она, долгожданная удача! И не удача даже, а многолетний и неустанный труд, приведший к закономерному успеху!

     «Плавка производилась без крышки.  По охлаждении тигля металл казался несовершенно расплавленным: ибо на сплавке видны были формы кусков железа, между коими заключался графит.  Но  сплавок удобно проковался.

  При  ковке заметен запах серы, в нижнем конце обнаружились узоры настоящего хорасана. От  нижнего  конца  вытянут  кованец для  клинка;  при  ковке  употреблено старание к  сохранению узора.

  Таким  образом получен новый  первый клинок настоящего булата…»

Но рано радоваться! При сменах температур и пропорций – результаты оказались скудны.

«Уже   первый   опыт   увенчался   большим   успехом,    нежели   все предшествующие.  Результаты повторенных несколько  раз  опытов  с  тем  же графитом  оказались сходными.

  Вся  разность заключалась в  незначительном изменении грунта и формы узоров,  большей частью средней величины.

Но этот успех был непродолжителен: с переменой графита или металл не плавился, или не ковался, или, наконец, терялись в нем узоры…»

В чем же дело? Быть может в чистоте графита? Или же в его массе? Или что-то другое надобно, а не токмо графит?

Плавка сто  двадцать вторая. Тайна булата близка, но не разгадана.

Плавка   сто  двадцать  третья. Тайна булата не разгадана.

Плавка сто двадцать  четвертая. Тайна булата не разгадана.

Аносов больше не ходит домой, нет времени, постель ему сооружена прямо в цеху, а обед и ужин приносит служанка в горшках.

Плавка сто двадцать  пятая. Тайна булата не разгадана.  

«Павлуша, солнце мое, детки скучают по тебе, приходи, мой ясный свет, повидаться с нами, да и отдохнуть тебе бы пора, чай не мальчик уже», — пишет жена ему в записке.

Некогда. Некогда все. Разгадка близка. Нельзя медлить ни дня, ни минуты. Какой сегодня день недели? А число? Плесните воды умыться, да зачнем, пожалуй, следующий опыт.

 Опыт сто двадцать восьмой: «Ковалось хорошо,  узоры хорасана.  На  клинке сохранились такие же узоры.  Грунт темный,  с синеватым отливом. В закалке крепче литой стали.

     Из сих опытов следует, что совершенство булата, при одинаковых прочих обстоятельствах, зависит от совершенства графита или от чистоты углерода».

Новый год миновал и сочельник.

Опыт сто тридцать восьмой:  «Смешивая железную руду с графитом, можно получить непосредственно из руд ковкий металл.

  Эти опыты заключают в  себе открытие важное по  многим отношениям:  во-первых, потому, что до сих пор из руд в тигле никто еще не получал ковкого металла,  в полном смысле этого слова;  во-вторых, потому, что сим способом можно получать превосходный булат,  если первые материалы будут высокого качества;  в-третьих, потому, что он ведет к предположению, что  древний и  потерянный более шестисот лет способ приготовления булата, известного под названием табан,  едва ли не состоял в  плавлении графита с железной рудой;  и,  наконец,  оно ведет к новым открытиям,  которые могут послужить и к сбережению горючего материала в доменных печах и к улучшению качества самого чугуна в  тех заводах,  где графит находится близко;  ибо, если он может восстанавливать железо, то он, без сомнения, заменит и часть угля,  потребного для сей цели,  а  соединяясь с железом,  улучшит чугун и приблизит его к состоянию более ковкому или увеличит в нем вязкость, что в особенности может принести пользу при отливке орудий».

Прошел февраль и март.

Опыты 152-153: «Полученный в небольшой пластинке булат, хотя также был кара-хорасан, но имел грунт серый и грубый.»

Опыт 156. Один из русских мастеров упал возле печи от жара и высочайшего психического напряжения. Унесли из цеха.

Опыт 167. Пришла депеша от начальника штаба горных инженеров генерала Чевкина: «Дерзайте, голубчик, Государь и наше горное ведомство ждет от вас небывалых доселе результатов…»

Опыты 185- 186. В ход пошли фамильные бриллианты жены в качестве присадок. Прости, милая Татьяна Васильевна, опыт того требует.

А вдруг и забрезжится открытие великое! «Булаты, полученные при этих опытах, не представляли разности в пользу алмаза; напротив того, булат с алмазом был несколько хуже.

Я далек от того, чтобы из одного опыта выводить положительное заключение о влиянии алмаза на сталь, но, имея в виду факты о различии влияния углерода на железо вообще, полагаю, что прибавление алмаза к булату не принесет особенной пользы, а только увеличит его ценность.»

Опыты продолжались с величайшим упорством. Прибыв однажды в парадной генеральской шинели к печи, Павел Петрович Аносов так и остался в ней до конца плавки, вследствие чего сукно шинели было прожжено в нескольких местах, а золотые шнуры на ней оплавились. Но начальнику оружейной фабрики не было до этого ровным счетом никакого дела, настолько он был увлечен процессом.

Опыт 188. Тайна булата не разгадана.

Прошли дни. Однажды, отойдя после очередного опыта от плавильной печи, Аносов раскрыл потрепанный годами журнал и дрожащим почерком записал:

Итак, для получения совершенного булата, необходимы следующие условия:

1. Лучший уголь, дающий наименее шлаку, как, например, чистый сосновый.

2. Плавиленная печь, устроенная из самых огнеупорных кирпичей.

3. Огнеупорные тигли, не дающие ни малейших трещин ни в прогревке, ни во время самой плавки.

4. Лучшее железо, обладающее в высшей степени ковкостью и тягучестью.

5. Чистый самородный графит или лучший от тиглей.

6. Пожженный кварц или доломит.

7. Сильнейший жар во время плавки.

8. Наибольшее время плавки.

9. Медленное охлаждение тигля.

10.Наименьшее нагревание при ковке…

В цех со всех сторон бежали мастеровые люди и русские и немцы, восторженно кричали и бросали шапки в воздух, его хлопали по плечу, что-то говорили приятственное, пытались поднять его в воздух и качать, но начальник оружейной фабрики Павел Петрович Аносов лишь слабо улыбался и, пошатываясь, пробирался в сторону родного дома. Безумно хотелось спать, поднимался жар, сказывалось напряжение последних лет. Теперь можно было немного и отдохнуть. Тайна булата была раскрыта.

Вдохновленный своими кропотливыми изысканиями, Аносов позднее писал: «Оканчиваю сочинение надеждою, что скоро наши воины вооружатся булатными мечами, наши земледельцы будут обрабатывать землю булатными орудиями, наши ремесленники — выделывать свои изделия булатными инструментами; одним словом, я убежден, что с распространением способов приготовления и обработки булатов они вытеснят из употребления всякого рода сталь, употребляемую ныне на приготовление изделий, требующих особенной остроты и стойкости».

Источник: http://vip-zlat.ru/article_info.php?articles_id=7

Ссылка на основную публикацию