Крещение руси — тайны и факты

10 фактов о Крещении Руси

Крещение Руси — одна из главных вех в истории нашей страны. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба нашего государства, если бы была выбрана другая религия в качестве основной.

Считается, что 28 июля в 988 году князь Владимир открыл своему народу путь к христианству.

Согласно легенде, посланники великого князя вернувшись из Константинополя рассказали про великолепную службу церковную службу, что и вдохновило его принять решение в пользу именно этой религии.

Между тем, в описании тех событий нет единства, и некоторые факты выглядят спорными. Несколько лет назад я побывал в Херсонесе, впечатления после посещения этого места остаются сильные, там особая атмосфера. В этом посте я собрал 10 интересных фактов Крещении Руси:

1) Первое крещение на Руси прошло за век до Владимира

Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга (по наиболее аргументированной версии, в 957 году, хотя предлагаются и другие даты). Отдельные случаи крещения славян были задолго до Владимира.

В середине IX века знаменитый мусульманский географ Ибн Хордабех писал: «Если говорить о купцах Ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать».

А первым массовым крещением народа Руси считается так называемое «Фотиево крещение».

Проведший его в 867 году патриарх Фотий свидетельствовал: «Так возгорелись они ревностью и любовью к вере, что приняли к себе епископа и пастыря и с большим усердием и вниманием исполняют христианские обряды».

2) «Сказание об испытании или выборе вер»

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель. Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам.

Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

[Нажмите, чтобы прочитать]После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой.

Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм.

В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом.

Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков.

Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

3) Крещение не привело к гибели 9 миллионов восточных славян

Поскольку христианство на Руси продвигалось силой и волей, возникает вопрос — сколько человек поплатилось жизнью за его торжество? В исторической литературе встречается громадное количество жертв — вплоть до немыслимых 9 миллионов. Комментируя эту цифру, богослов Ф.

Бабенко пишет: «Это абсолютно абсурдное утверждение. Даже имея современные средства массового уничтожения, убить такое количество не так-то просто, а уж в древние времена и подавно.

Ни князь Владимир, ни его преемники просто физически не могли уничтожить 9 миллионов людей теми силами, что были у них в наличии. Даже Батыево нашествие унесло в разы меньше жизней, хотя масштаб его разрушений был беспрецедентен для средневековой Руси».

Впрочем, сопротивление все-таки было, и были жертвы.

4) Крещение других русских земель

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии.

Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро‑Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

5) Юбилейное празднование

Процесс подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси совпал с «перестройкой» и политикой «гласности» в Советском Союзе.

Советское правительство проявило интерес к празднованиям: одним из знаковых событий стала передача в 1983 году во владение Московской Патриархии части строений бывшего Свято-Данилова монастыря, в котором была возрождена монашеская жизнь и создан духовно-административный центр.

Кульминацией торжеств 12 июня 1988 года стало сослужение в Даниловом монастыре многочисленных православных иерархов со всего мира.

Затем празднования переместились в Киев, где в последний день торжеств десятки тысяч участников стали свидетелями богослужения в Киево-Печерской Лавре, которое произошло впервые за почти тридцать лет. В дальнейшем в течение всего года по стране проходили мероприятия, приуроченные к памятной дате. Главным итогом торжеств стал мощный импульс к возрождению церковной жизни в СССР.

6) Россия и Скандинавия крестились примерно в одно и то же время

Источник: https://denis-balin.livejournal.com/3729579.html

Тайна крещения Руси

Какая из ветвей христианства возникла раньше — православная или католическая? Споры не смолкают на протяжении многих веков, внося раскол между двумя великими Церквями — католической и православной.

Возможно, свет на эту загадку могло бы пролить Евангелие от апостола Андрея. Но вот загвоздка: книга считается утерянной. Более того, многие историки убеждены, что ее вовсе не было.

Так это или не так, мы попросили ответить Андрея СИНЕЛЬНИКОВА — известного писателя, режиссера, автора книги «Евангелие от Андрея».

Андрей, так сущест­вовало ли на самом деле Евангелие от Андрея, во­круг которого столько тайн и загадок?

-Сам термин «еванге­лие» переводится как «благая весть» и в принципе лишь опи­сывает жизнь Иисуса Христа. Канонических Евангелий в мире всего четыре: от Мат­фея, Марка, Луки и Иоанна. Но наравне с ними существует более двух десятков Еванге­лий, не признанных церковью.

Как раз к их числу и относится легендарное Евангелие от Ан­дрея. Напомню, Андрей был первым апостолом Христа. Потому он и звался — Анд­рей Первозванный. Брат его, Симон, принял имя Петр, что значит «камень». Его еще ве­личали «скалой, на которой Христос построил свою Цер­ковь».

Так вот от этих апосто­лов Евангелий почему-то не осталось.

Может, они знали что- то такое, что составители официального текста Биб­лии посчитали лишним для потомков?

-Не исключено. Говорят, что Андрей и Петр были вои­нами, а не философами или летописцами, потому от них и нет Евангелий. Но это звучит очень неубедительно.

Чтобы два ключевых апостола Христа и не оставили о нем воспоми­наний? Разгадка может крыть­ся в широко известной фразе, взятой якобы как раз из Еван­гелия от Андрея: «И спросил Андрей Ионин, ученик Его: «Равви! Каким народам не­сти благую весть о Царствии Небесном?» И ответил ему Иисус: «Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева.

К язычникам Севера не ходи­те, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева».

Иисус сам признал, что народы Севера без­грешны? Наверное, такая постановка вопроса очень не понравилась бы сегодня адептам западных церк­вей…  

-Совершенно верно. Для Запада неудобно не только Евангелие от Андрея, но и сам апостол: с его именем связа­ны тайны, пролив свет на кото­рые можно переписывать всю историю христианской церкви с белого листа. Многочислен­ные апокрифы утверждают, что апостол Андрей, первый из учеников Спасителя, крес­тил Русь.

И это автоматически делает нашу церковь Апос­тольской, то есть снимает с нее любой налет вторичности, как по отношению к Ватикану, так и по отношению к Визан­тии. Поговаривают, будто в секретных архивах Ватикана хранятся документы, свиде­тельствующие о первенстве святого Андрея. Он крестил Скифию раньше, чем свя­той Петр Рим.

Главенство же Ватикана в католической церкви строится на строгой иерархии, управляемой па­пой. Ее, как считается, ос­новал первый — по досто­инству — из двенадцати последователей Христа апос­тол Петр. Это почитается важ­нейшей истиной, каноном ка­толической церкви — кто его не признает, тот еретик.

Но принцип такого верховенства испокон веков оспаривается восточной церковью — визан­тийской, которая исходит из первозванности святого Анд­рея, ведь именно его Иисус призвал к себе первым.

Получается, все дело в церковной политике?

-Конечно! Это главный вопрос: на чьей стороне — ка­толиков или православных -первенство и церковное главенство? Не стану вмеши­ваться в богословские спо­ры, но достоверно известно, что канонические Евангелия были составлены в IV веке н. э.

при определяющем влиянии Рима. Вот почему в богослов­ских трудах подвижническая деятельность апостола Анд­рея оказалась резко усечен­ной, ее истинное значение смазанным, а деяния апосто­лов Петра и Павла на Западе, наоборот, выпяченными…

-Но в преданиях го­ворится, что апостол Анд­рей посещал Скифию, а не Русь…

-В то время Скифия, по сути, и являлась Русью. Бал­тийское море — исконное место расселения славян — одно время именовалось Скифским океаном: так его называли географы поздней Античности.

Кстати, над рус­ским флотом неспроста раз­вевается Андреевский стяг.

Ведь апостол Андрей не толь­ко был рыбаком, но и пришел на Русь по воде, совершив большое путешествие по мар­шруту Ладога — Нева — Бал­тийское море.

-А известно достовер­но, где именно на Руси по­бывал Андрей и что увидел?

-На Западе бытует мне­ние, будто Андрей никогда не был на Руси: дескать, это лишь тщеславная выдумка. Но я много лет занимаюсь изуче­нием этого вопроса и потому могу сказать совершенно точ­но: Андрей не только побывал на Руси, но и дошел до самой северной ее части — Бело­го моря.

Упоминания об этом путешествии есть в «Повести временных лет». Там прямо говорится: «И сказал св. Ан­дрей: «Видите эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церк­вей».

Некоторые историки убеждены, что Андрей поднял­ся по Днепру до того места, где ныне расположен Киев. Судя по летописям, от Киевских гор апостол отправился к Словенску: сейчас на этом месте на­ходится Великий Новгород. Благословив этот край, он до­шел до Валаама, где основал первый на Руси православный монастырь.

В честь этого со­бытия на Валааме до сих пор стоит каменный крест, выте­санный учениками апостола и благословленный им лично.

-Но откуда такая ин­формация? 

-Как ни странно, но о походе апостола Андрея на Валаам рассказывают мно­гочисленные письменные ис­точники. Самый подробный из них — манускрипт «Оповедь», хранящийся в библио­теке Валаамского монастыря. В этом документе говорится: «Св.

Андрей от Иерусалима прошел Голядь, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смоленска и Славянска Великого и, Ладогу оставя, в ладью сев, в Бурное вращающееся озеро на Ва­лаам пошел, крестя повсюду, он поставлял по всем местам кресты каменные».

Об этом же сообщается и во «Вселетнике» митрополита Иллари­она, датируемом 1051 годом.

Кроме того, в Хлебниковском летописце и рукописи столь­ника Мусина-Пушкина расска­зывается о путешествии Анд­рея Первозванного на Святой остров мертвых в Белом море и о его дружбе с волховски­ми князьями Переем-Тучей и Мунгой. Так что апостол хо­дил по достаточно обжитому и развитому государству.

-А как вы думаете, что могло скрывать Евангелие от Андрея?

-Нам стало известно, что этим Евангелием интере­совались и братья «Общества Иисуса», более известные как иезуиты, и гитлеровское «Аненербе» во главе с профессо­ром Виртом, и спецслужбы многих стран Запада и Вос­тока.

Эти серьезные органи­зации зря своего времени не тратили, значит, Евангелие наверняка скрывало какую-то тайну. К сожалению, она по­гребена в веках.

Но по косвен­ным признакам мы можем до­гадываться, что на самом деле там было написано.

Во-первых, Андрей мог оставить воспоминания о том, как он крестил Русь. В таком случае она автоматически становится первокрещенной, причем добровольно. А сказка про крещение «огнем и ме­чом» оказывается ложью.

Во-вторых, Андрей ходил на Соловки, где, согласно мифам и легендам, находится вход в мир духов — вход в Навь, в мир иных, в мир предков и героев. Не исключено, что апостол на­шел этот вход: он же был Пер­возванный, то есть Посвящен­ный высоких степеней. А раз он его нашел, то наверняка описал в своем Евангелии.

Читайте также:  Значение карих глаз - тайны и факты

Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ.

Газета «Загадки и тайны».

Источник: http://parallelnyj-mir.com/1/mysteries-of-history1/2031-tayna-krescheniya-rusi.html

Крещение Руси

Крещение Руси, по мнению ведущих отечественных историков, является знаковым событием для развития русского этноса.

Фактически, именно со времени крещения Руси начинает активно развиваться древнерусское Киевское государство, вобравшее в себя племенные союзы восточных славян. Принятие христианства в его православном византийском ключе обусловило процесс создания нашей страной «третьей» культуры, не похожей ни на культуру стран востока, ни на культуру западных стран.

Когда произошло Крещение Руси?

Существуют гипотезы, согласно которым на Руси одними из первых приняли крещение по греческому образцу киевские князья Аскольд и Дир со своими войнами, слугами и другими соратниками.

Греческая церковь предполагает, что князья «убоялись» (то есть были потрясены) чуда, которое сотворил перед их глазами константинопольский патриарх, во время похода славян на Константинополь погрузивший в море мощи одного и святых и вызвавший с их помощью шторм, потопивший славянские корабли. В научной литературе это событие называют Фотиевым крещением Руси.

Однако частью историков данные сведения ставится под некоторое сомнение, поэтому факт «Фотиева» крещения Руси пока остается до конца не установленным.

Дату крещения Руси чаще всего связывают с 988 годом (это конец X века). В то время на киевском княжеском престоле «сидел» прославленный в боях русских князь Владимир, задумавший сплотить свое молодое государство не только с помощью военной силы, но и с помощью мощной религиозной идеологической системы.

При этом некоторые историки (например, В.Н. Татищев) полагают, что еще старший брат князя Владимира Ярополк (которого сам Владимир убил в междоусобной борьбе за престол) склонялся к выбору новой веры, при этом имея в виду, в первую очередь, веру Византии.

Его брат Владимир, прозванный впоследствии святым, озаботившись данной проблемой, по преданию призвал к себе представителей различных религиозных течений из разных государств.

Были здесь иудеи (скорее всего, хазары), католики (вернее, будущие католики, так как раскол христианских церквей на западную и восточную еще не состоялся, но все уже шло к этому) и последователи учения Магомета.

Приехали и византийцы (представители греческого религиозного христианского течения, ставшего впоследствии православием). Среди всех предложенных учений Владимир выбрал православное христианство и крестился в Византии с именем Василий.

Историки спорят, почему князю приглянулась именно эта вера. Объяснения, ими предлагаемые, носят различный характер: от шутливых (например, таких, что князь любил пить вино и есть свинину, поэтому отверг мусульманство) до серьезных (которые обращаются к вере любимой бабушки князя Ольге, также ставшей христианской).

При этом существуют сведения, согласно которым в Киеве к 988 году уже жили христиане (по мнению историков, их могло быть около 10-20 % от населения города), поэтому выбор князя Владимира становится более объяснимым.

Также известен тот факт, что еще, будучи язычником, он повелел своим воинам принести человеческую жертву богу Перуну (известному восточнославянскому богу огня и войны). В качестве жертвы был выбран юноша-христианин, отец которого сопротивлялся воинам князя, пытаясь объяснить им все омерзительность человеческих жертвоприношений.

Воины по приказу князя убили как отца, так и сына, однако их мужество перед смертью надолго запомнилось Владимиру.

Как происходило крещение князя Владимира?

Повесть временных лет говорит нам о том, что князь Владимир для того, чтобы получить святое крещение, решил осадить византийский город Корсунь. Осада города закончилась победой князя.

Взамен контрибуций князь потребовал от византийского императора отдать ему в жену его родственницу Анну. Император согласился на такое замужество, однако в свою очередь потребовал от Владимира принять греческую веру.

Князь охотно согласился на это.

По преданию, перед самим крещением у князя стали болеть глаза, он начал фактически слепнуть, однако после того, как обряд крещения был совершен, Владимир (ставший в крещении Василием) прозрел. Наблюдя такое чудо, спутники и дружина Владимира тоже попросили покрестись их, что и было сделано священниками греческой церкви. После крещения Владимир взял себе в жены царевну Анну.

Как происходило Крещение Руси?

По преданию, нашедшему свое отражение в летописях, Владимир, крестившись сам и крестивши свою семью, приказал киевлянам приходит на Днепр креститься своими семьями, со слугами и другими домочадцами. При этом он пригрозил ослушникам его повеления личной враждою. Киевляне, зная о нраве своего князя, послушались приказа.

Также Владимир велел с позором разрушить статуи языческих богов, которым поклонялись его подданные раньше. Этот процесс вызвал определенное сопротивление среди населения страны, а также со стороны волхвов, являющихся своеобразными жрецами языческих культов.

При этом сам процесс христианизации страны растянулся на долгие десятилетия, что дает историкам основания говорить об эпохи «двоеверия» на Руси.

Первоначально христианство распространилось как новое религиозное ученые людей, близких к самому князю, в Киеве. Потом начался процесс христианизации всего региона.

Часть историков утверждают, что это был насильственный процесс (например, приводят сопротивление населения богатого и великого Новгорода), однако другие полагают, что приехавшие из Византии епископы не стремились прививать слово Божие негреческим народам силою, а действовали с осторожностью и должным разумением.

Вот как описывается само Крещение Руси в «Повести временных лет»: «…Ісъсъ Хсъъ иже възлюби новъъ люди Рускую землю и просвъти ю кръщениємь стъмь / Иисус Христос возлюбил Русскую землю и просветил ее крещением святым».

Крещение Руси и организация Русской церкви

Первые русские епископы были вовсе не славянского происхождения. Как правило, ими становились греки, «выписанные» князем Владимиром на Русь для ее религиозного и духовно-нравственного просвещения.

Согласно летописным данным, первым Киевским митрополитом считается Михаил (Сириянин), ему же выпал труд организации на Руси первых монастырей, организации первых приходов, создания епархий и т. д.

Часто процесс создания таких епархий шел достаточно трудно. Так, летописи сохранили историю о том, что активно сопротивлялись приходу христианства на Русь не только гордые новгородцы, но и жители северных территорий (Ростова и Мурома).

Например, ростовчане изгнали первых двух епископов, присланных к ним, но приняли третьего – вошедшего в летопись как св. Леонтий. Этот человек был по натуре добр и милостив к каждому, он предлагал суровым ростовчанам добровольный выбор веры, много рассказывал о христианстве и в итоге был принят населением.

При этом окончательно ростовская земля была крещена приемником Леонтия епископом Исаией.

Продолжение процесса христианизации Руси

Историки много спорят о том, когда можно считать процесс христианизации Руси завершенным. Часть из них говорят о XII веке, другая часть считает, что это произошло только в XVI веке. При всем при этом никто не отрицает тот факт, что христианское мировоззрение как бы «наслаивалось» на прежние языческие обычаи и обряды.

Так, языческий праздник весны и сжигания масленицы был принят русской церковью как некое народное торжество, предшествующее времени начала Великого поста, осенний праздник окончательного сбора урожая связался с празднованиями Покрова Пресвятой Богородицы.

Языческие песнопения богу достатка Коляде стали рождественскими колядками и прочее.

Все это нашло свое отражение в фольклоре русских людей: в загадках, традициях, обычаях и поверьях, сохранявшихся в крестьянской среде вплоть до начала XX века.

Отношение русских людей к Крещению Руси

Отношение русских людей к выбору веры князем Владимиром в целом можно назвать положительным.

Сама фигура князя, до своего крещения прославившегося братоубийственный усобицей, любовью к замужним и незамужним женщинам и девушкам, после крещения ставшего набожным и милосердным человеком (как известно, в своем государстве Владимир запретил смертную казнь, что было невиданной милостью в те суровые времена) рассматривается в положительном ключе.

Образ князя в народном эпосе был наделен светлыми чертами, Владимир получил прозвище «Красна Солнышка», мудрого и смиренного отца большой семьи, заботившегося о своих поданных как о родных детях. Русская церковь причислила Владимира к лику святых, дав ему характеристику равноапостольного святого.

До революции в царской России дата крещения Руси отмечалась как общенародный церковный праздник (это 28 июля каждого года). В Российской Федерации такая традиции была продолжена, 28 июля в календаре — это День Крещения Руси.

Каковы итоги Крещения Руси?

Безусловно, выбор веры Владимиром носил геополитический характер, ведь избери князь для своих подданных другое религиозное течение, то по-другому бы стала развиваться история Киевской Руси, да и последующая история Московского государства, Российской империи и.т.д.

Если бы выбор веры был связан с мусульманством, Русь, в конечном итоге, стала бы одной из восточных стран и, возможно, силою своего огня и меча, воинской доблести и силы духа помогла бы Востоку покорить католический Запад.

Если бы Владимир избрал католичество, то его страна постепенно стала бы отождествлять себя с западными государствами (как это делает, например, Польша – католическая страна).

И тогда бы «худо» пришлось восточным странам, которые запад с помощью Руси запросто мог покорить.

Что же касается избрания иудейской веры, то о его перспективах можно спорить, но, возможно, именно территория современной России стала бы «землей обетованной» для людей, принадлежащих к еврейскому этносу.

Выбор же веры русским князем позволили сохранить «баланс сил» в мире, и в этом заключается его огромное значение. Поэтому сам факт Крещения Руси является началом нового витка в развитии всего человечества.

Источник: https://salik.biz/articles/45005-kreschenie-rusi.html

Тайны и загадки Крещения Руси

День крещения Руси — очень важная дата для верующих людей, живущих в России. Почему же было принято именно православие? И какие еще тайны кроются за этим историческим событием?

Все, что связанно с крещением Руси, описано в древнейшей из дошедших до нас на данный момент летописи — Повести временных лет. Ее относят к 988 году, ко времени правления князя Владимира Святославовича. Он был внуком княгини Ольги, первой правительницы Киевской Руси, которая приняла христианство. День крещения Руси в наши дни отмечается 28 июля.

Изначально Владимир-Креститель был очень сильно предан язычеству, и когда стал княжить в Киеве, воздвиг капище шести самым важным языческим богам.

Более того, по некоторым данным он занимался и гонениями первых на Руси христиан. Но в результате он пришел к мысли, что необходима монотеистическая вера, которая помогла бы объединить славянские племена.

Ведь в разных местах за главных могли почитать разных богов.

Загадки и тайны того, почему было принято единобожие в Киевской Руси, можно объяснить с политической точки зрения. Но что же двигало князем Владимиром при выборе именно христианства, да еще и по византийскому типу?

Принятие православной религии было удобно для князя Владимира с политической точки зрения, поскольку это означало укрепление отношений с Византией, с которой Киевская Русь очень тесно взаимодействовала.

Более того, Князь Владимир взял в жены сестру византийского императора, для чего ему также потребовалось принять крещение.

Строго говоря, раскола католической и православной веры еще не произошло, но в римских и византийских традициях уже были отчетливо видны различия. Сейчас их можно увидеть даже в отличии нательных крестов.

Как была выбрана православная вера

Есть легенда о том, как князь Владимир выбирал веру, в которую собирался обратить всю Киевскую Русь. К нему были призваны проповедники основных религий: христианства католического и православного, ислама и иудаизма.

Католическая вера была отвергнута со словами «уходите, поскольку и отцы наши этого не приняли».

Здесь был намек на то, что княгиня Ольга во время своего правления также просила германского императора прислать священников и епископа, но они не были приняты.

Мусульманство предлагали воложские булгары. По легенде, после рассказа об обрядах и о том, что у них есть отказ от вина, они были отосланы, яко бы со словами, что русскому человеку весело пить вино.

Иудаизм был отвергнут, поскольку Владимир знал, что хазары были разбиты его отцом Святославом.

Поэтому он спросил где их земля, на что получил ответ, что Бог разгневался на них и разбросал по разным землям.

Также приходил и византийский проповедник христианства. Он поведал и о вере, и о традициях, к которым у князя Владимира, видимо, не было претензий или вопросов.

Далее, чтобы принять окончательное решение, были направлены небольшие делегации, которые побывали на богослужениях у представителей всех этих религий.

После того, как восхищенные православной византийской верой вернулись, они сказали, что не могли понять где находятся: на земле или небесах. Это и повлияло на решение Владимира.

Читайте также:  Река ангара - тайны и факты

Как приняли христианство на Руси

Новая вера, конечно же, принималась постепенно, но в некоторых местах ее пришлось насаждать, и дело могло доходить до кровопролития.

Тем не менее, большинство исследователей склоняются к мысли, что отказы от принятия христианства были спровоцированы, скорее, политическими возражениями или бытовыми устоявшимися в веках привычками людей.

Сама же православная вера чаще всего не становилась камнем преткновения.

Священнослужители очень советуют сходить в этот день в церковь и приобщиться к празднику. Также очень полезно сегодня и ежедневно читать молитвы, хотя бы вечернюю перед сном. Всего хорошего, и не забывайте нажимать на кнопки и

Троица — один из самых почитаемых и любимых в народе праздников. Если правильно провести этот …

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят …

На страстную неделю выпадают семь самых строжайших дней в году. Питайтесь правильно, в соответствии с …

19 декабря отмечается праздник православного святого Николая Чудотворца. Этот святой является самым известным и наиболее …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/tajnyi-i-zagadki-krescheniya-rusi/

Крещение Руси

Вероятно, вторая половина Владимирова княжения не случайно выпала из текста «Повести временных лет». Мы знаем, что церковь отказывается канонизировать Владимира. Факт примечательнейший.

Ольга — «предвозвестница христианской земли» — «прославлена чудесами» уже вскоре после принятия Русью христианства.

Прах ее был перенесен в Десятинную церковь, княжескую усыпальницу Киева, вероятно, в 1007 году. [далее…]

Владимир грамотен. Он «любил книжное чтение», эта характеристика — свидетельство высокой интеллигентности в средние века — с течением времени будет дана летописью многим образованным князьям на Руси. Владимир — первый князь, которого Летописец отмечает как человека книжной культуры. [далее…]

Кроме летописи, нескольких былин того времени, кроме трех редакций «Жития святого Владимира» и некоторых других церковных источников о Владимире рассказывают византийские и западные материалы, саги скандинавских скальдов.

Богатыри Владимира встречаются и в западноевропейском эпосе.

Илья Муромец — в эпосе далекой Англии; знает Русь Владимира «Песнь о Роланде» — свидетельство и международной известности, и большого интереса Европы к Киевской Руси этой эпохи, ко двору князя Владимира. [далее…]

Долгие века святой Владимир находился в исключительном и монопольном ведении православной церкви. Реальный исторический Владимир церкви был не нужен, мешал ей. Новое время немногое добавило к этой традиционной оценке.

Во-первых, уже сложился идейно значимый для пропаганды православия канонический образ князя, «просветившегося светом истинной веры». В условиях государственного православия этот образ было весьма нежелательно и даже опасно пересматривать.

Всякая переоценка ценностей веры религиозным сознанием воспринимается покушением на ее устои. [далее…]

В науке попытки установить иерархию языческого пантеона славянства исходили из молчаливого ante factum — признания ее существования.

Между тем обожествление сил природы, скорее всего, такой иерархии просто не устанавливало, а если она и возникала, то это была, если можно так выразиться, «зыбкая иерархия», иерархия сиюминутной религиозной потребности.

Существовала «специализация» богов, но и она четких границ, как правило, не знала. [далее…]

Логично предположить, что опорой Владимира на первых порах должны были стать наемники-варяги, как у Святослава, как у Ольги и Ярополка. Однако, Владимир начинает с меры крутой и неожиданной.

Он изгоняет варягов не только из Киева, а вообще из Руси: киевляне вздохнули свободно. Распоясавшиеся наемники бесчинствовали, князю заявляли: «Это наш город, мы его захватили».

Требовали выкуп по две гривны с человека — Владимир попросил месяц на сбор огромной дани. Но не дань собирал Владимир в этот месяц, а войско. [далее…]

После Святослава становится неизбежным сосредоточение власти в одних руках — руках великого князя. Олег мог жить, но борьба за власть — насущная задача. Через случайность, через игру случая пробивает себе путь историческая закономерность.

И здесь, в частных фактах далекого прошлого, для нас свидетельство того, что Киевская Русь — относительно недавно еще объединенные союзы племен — пока еще объединение непрочное.

Закономерностей развития истории наши предки не знали, но необходимость государственного единства понималась ими,- эта мысль возникает и укрепляется в общественном сознании эпохи. [далее…]

Владимир — сын ключницы Ольгиной, Малуши, сын рабы — «робичич». Сын, конечно, законный — понятия восточных славян о браке были прежними, многоженство еще в обычае.

Законы о детях, рожденных в браке, и детях внебрачных, «незаконных» — это понятие из будущего, тогда уже недалекого. Различия, постыдные и несправедливые, принесет христианство, христианская мораль.

И все же в обществе, где так много определяли права наследования, эта разница уже существовала. Сын Святослава, безусловно, княжич, но вот мать княжича могла быть и другого рода… [далее…]

Князь Владимир — одна из самых ярких фигур истории Отечества и, может быть, крупнейшая в Древней Руси. Непростая личность.

Это только кажется, что сквозь даль десяти веков в скупых строках дошедших до нас известий трудно увидеть этого многогранного, страстного и талантливого человека, взявшегося решительно расчистить путь новому социальному развитию государства, сломать старые идеологические основы, дать ему «новую веру», новые идеалы, новый смысл жизненных ценностей. [далее…]

Относительно личного крещения княгини Ольги и части ее свиты в Царьграде мнения исследователей расходятся.

Важный аргумент в пользу того, что Ольга была крещена до поездки: византийские хроники и сам Константин не преминули бы отметить факт крещения в Царьграде, в описании же приемов императором в Магнавре, а затем прощального приема императрицей в зале Юстиниана нигде не говорится о крещении «архонтисы русов».

Такие факты, важнейшие в политике империи и деятельности ее церкви, византийцы отмечали непременно. В те же годы в Царь-граде крещены, например, два венгерских князя, и это византийцы фиксируют протокольно. Совершенно невероятно, чтобы крещение Ольги сочли не заслуживающим упоминания. [далее…]

Источник: http://www.mysterylife.ru/kreshhenie-rusi

Мифы о Крещении Руси — Православный журнал «Фома»

О Крещении Руси написаны сотни книг, тысячи статей. Помимо сугубо научных, среди них — множество популярных, публицистических, журналистских. Именно в этой среде родилось и развивается великое множество мифов.

Их создавали идеологи всех сортов, досужие фантазеры, а вместе с ними и прямые противники христианства. В современных масс-медиа они получили широкое распространение.

Редакция «Фомы» пригласила доктора исторических наук, автора биографической книги о крестителе Руси князе Владимире Святом Сергея Викторовича Алексеева, чтобы он прокомментировал содержание самых распространенных легенд подобного рода.  

Миф 1: Русь крестили насильственным образом, «огнем и мечом»

Представление о насильственном Крещении Руси сложилось в исторической науке советского времени, из нее перешло в популярную литературу — и так превратилось в «общее место». Это один из тех случаев, когда подобные «общие места» возникают если не на пустом месте, то с минимумом оснований. Русь Х века только становилась единым государством.

Это общество всеобщего вооружения народа, автономных племен и племенных союзов. Владимир просто не располагал аппаратом подавления, необходимым для крещения насильственным путем. Это не ХХ столетие — и даже, к примеру, не Саксония раннего Средневековья, где разрозненные племенные герцогства имели дело с намного превосходящей их мощью Франкской империи.

Но князь являлся для славян-язычников высшим духовным авторитетом. Именно этот авторитет княжеской власти и сработал — публичного посрамления языческих идолов и угрозы стать «врагом» выбравшему новую веру князю оказалось достаточно для киевлян и жителей большинства других городов Руси.

Другой вопрос — насколько сознательным и искренним было такое обращение.

Ни один ранний источник, написанный в течение века-полутора после событий, о насильственном крещении не говорит. Напротив, современники поражались отсутствию открытого сопротивления — что было бы весьма странно, если бы «на самом деле» оно было массовым.

Во-первых, Иоакимовская летопись сама подчеркивает, что дело касалось только Новгорода — «люди поносят новгородцев», что их одних крестили «огнем и мечом». Во-вторых, Иоакимовская летопись — источник не только поздний, но и весьма сомнительного происхождения.

Одни ученые считают, что это творение самого Татищева, другие — что «летопись» создана без его ведома, чтобы удовлетворить его научный интерес, а затем им отредактирована. Может быть, в ней использовался какой-то древний текст, может быть — нет.

Археологи находят подтверждение пожару в городе в конце Х века, но с чем он связан и насколько точно «летопись» передает события, так и остается неизвестным. «Поносное» присловье о том, что новгородцев «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — единственное и довольно зыбкое свидетельство, что в Новгороде в пору крещения произошел какой-то конфликт.

Конфликт настолько локальный, что он веками оставался предметом только устных преданий. Там, где крещению действительно противились, как в Ростове или в Муроме, Владимир откладывал его до лучших времен, а не посылал дружинников штурмовать непокорные города.

Следует помнить еще и то, что христианство к 988 году уже не было чужим для Руси. Христиан было немало в княжеской дружине, среди купечества. На Руси действовали христианские миссии, существовали храмы.

Несколько князей с конца VIII по X век принимали крещение. Смена веры Владимиром была в достаточной мере подготовлена и не стала шоком для его подданных.

Жители русских городов не могли не задумываться о религиозных вопросах, не могли оставаться слепыми приверженцами язычества, когда оно потеряло поддержку власти.

Крещение дружины князя Владимира. Кенигсбергская летопись, начало XIII века.

Миф 2: Русь была крещена Западной, а не Восточной Церковью

О крещении Руси из Византии, от «греков», недвусмысленно и подробно сообщают не только русские источники — все единогласно, — но и современники событий. Это и арабский христианский историк Яхъя Антиохийский, и — что особенно важно — немецкий хронист Титмар.

Конечно, это не значит, что Западная церковь не вела проповеди на Руси или что в какие-то периоды эта проповедь не была даже более активной, чем у византийцев. Княгиня Ольга, первая среди Рюриковичей принявшая крещение — в Константинополе! — после охлаждения отношений с Византией обращалась за епископом к германскому королю Оттону.

Впрочем, этот епископ на Руси не задержался. Позднее, при Ярополке и Владимире, в Киеве работали миссионеры, вероятно итальянские. Однако они не преуспели, что отразилось и в летописном рассказе о «выборе вер».

Принятие крещения от Восточной Церкви позволяло русам слушать слово веры в храме на славянском языке — немаловажное обстоятельство в ту пору, когда латинское духовенство истребляло славянскую грамотность в подчинившейся Западу Чехии.

Великий князь Владимир выбирает веру. Эггинк И.Е., 1822 г.

Миф 3: При Крещении Руси погибла высокая языческая культура, исчезла дохристианская письменность

Культуру языческой Руси незачем ни принижать, ни романтизировать. Она была не «выше» и не «ниже», чем дохристианская культура германцев, кельтов или балтов, — правда, едва ли наши цивилизованные современники сочли бы любую из них высокой, взглянув на нее вблизи.

Предаваться романтическим грезам всегда лучше на расстоянии… Сейчас, когда историей занимаются геометры и гидравлики, философы и сатирики, в области древних культур сделано немало «открытий чудных» — но это уже отдельная и весьма печальная тема.

Науке достаточно известно о культуре и быте древних славян, и всех интересующихся можно отослать к работам специалистов-археологов.

Что касается письменности, то в спорах до хрипоты вокруг «докириллического письма» присутствует некоторое недоумие.

Те, кто воспринимает письменность как «предмет национальной гордости» и считает, что она «должна была быть», просто не понимают, почему появляется этот действительно характерный признак цивилизации. А появляется он по одной из двух причин.

Или с возникновением бюрократии и денежных отношений, когда люди перестают верить друг другу «на слово», а правители хотят увековечить свои деяния, или же под культурным воздействием извне. Например, с появлением религиозных учений, для которых священным является писаное слово, Писание.

В индуизме, например, священным является слово устное — и даже при наличии письма священные тексты не записывались до очень позднего времени. Но наши сочинители «ведической религии славян» почему-то считают, что она должна быть «письменнее» индоарийской.

Глаголица

 

В реальности у славян, как и у многих народов, было рисуночное «протописьмо», «черты и резы» — символические, календарные и счетные знаки. Они не «погибли», а благополучно дожили в народной крестьянской культуре до Нового времени, когда использовались на счетных бирках, при создании резных календарей, иногда вместо подписей.

Ряд ученых приводят свидетельства в пользу того, что у восточных славян с IX века существовала некириллическая письменность, напоминавшая германские руны. Однако все немногие свидетельства об этих «русских письменах» связывают их появление с христианской проповедью — «письмена» появились в Крыму, в среде подолгу живших здесь «ромейских русов»-христиан.

Немногие нечитаемые «рунообразные» надписи, обнаруженные археологами, все относятся к Х-XI векам. Писаны ли они теми самыми «русскими письменами», одна это система или несколько локальных — неизвестно.

Значительная часть ученых вообще сомневается, что речь идет о каком-то особом письме, видя в этих — повторю — действительно единичных памятниках тайнопись или магические значки. Тема интересная, но к «гибели языческой культуры» отношения, похоже, не имеет.

Никакая культура не может погибнуть настолько бесследно, чтобы современной науке не удавалось обнаружить ни малейших ее следов. А реальная культура языческой Руси не погибла, во многом долго оставалась неизменной — и была унаследована, переработана, включена в себя Русью христианской.

Читайте также:  Планирование и систематизация форекс торговли - тайны и факты

Миф 4: Хотя Русь и крестили, но язычество продолжало господствовать

Как я уже говорил, даже крестившиеся в 988-989 годах горожане едва ли сознавали, насколько сильна новая вера призвана перестроить всю жизнь Руси, весь уклад жизни. Тем более чуждо было это представление огромной сельской массе, составлявшей большинство населения.

Так что язычество действительно жило еще на протяжении веков, и сохранились десятки произведений, в которых духовные лица бичуют «двоеверов». Бывали и прямые столкновения. Не в момент, а через много лет после Крещения Руси Владимиром языческие волхвы поднимали смуты в разных местностях.

С другой стороны, еще в XI веке они вольготно чувствовали себя при некоторых княжеских дворах. Только в начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростове, а в земле вятичей на Оке в ту же пору погиб от рук язычников проповедовавший там преподобный Кукша.

На селе продолжали хоронить умерших в курганах, справлять языческие праздники. Кое-где все еще стояли капища с идолами, и им приносили жертвы. Даже в городах христианская культура и образование не всегда и не во всем сразу пробивали себе дорогу.

Окончательная победа христианства произошла в XIII-XIV веках, когда христианская вера стала консолидирующим и возвышающим началом народа в его противостоянии ордынскому гнету.

Фото Jakub Halun

 

Миф 5: Князь Владимир, крестивший Русь, был великим распутником

Христианство учит, что возможно покаяние в грехах и их прощение по милости Божьей. Не всем это известно, вероятно, но средневековым создателям летописей и житий Владимира известно было.

Им, по всей видимости, трудно было представить, что женолюбие князя в языческой его жизни, с которым он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним, станет для кого-то аргументом против его святости. Христиане считают, что святы не безгрешные, а победившие грех.

А о том, как Владимир преодолевал себя благодаря новой вере, пишут не только русские летописцы, и прежнее имело место — но и душевное изменение князя не является благочестивым вымыслом.

Миф 6: Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране

Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране. Правда ли это?

Владимир учился христианству вместе со своим народом. Он живо реагировал на прочитанные ему строки Писания, и часто не сразу понимал, в чем его настоящий долг. В Священном Писании сказано: «Не убий».

Киевский правитель решил полностью отказаться от казней, а в ответ на вопрос духовенства, почему он так поступает, сказал: «Боюсь греха!» Но «расцвет уголовщины» был явно недолгим — уже очень скоро христианские епископы объяснили князю, для чего дана ему власть, что «не напрасно он носит меч» и что «достоит ему казнити разбойника, но с испытанием», т. е. расследованием дела. И Владимир справился с разбоями.

Миф 7: Крещение Руси навсегда поссорило ее с кочевыми народами

Трудно понять, откуда взялось такое умозаключение. Отношения Руси с кочевниками вообще от религиозного выбора мало зависели. На протяжении веков восточная ветвь славян сложно взаимодействовала с кочевым миром — то поддаваясь, то наступая, то сплачиваясь против каких-то врагов, то отбиваясь от набегов.

Со времен вторжения в Европу гуннов в IV веке и до начала складывания Руси восточные славяне часто оказывались в зависимости от более сплоченных и агрессивных кочевых держав. Этот «симбиоз» мог быть и принудительным, и добровольным. Он оставил определенные следы в истории и культуре славянских народов.

В IX веке появляется государство Русь, и подчиненные ей славянские племена борются за свое единство и независимость с сильнейшим государством европейских степей — Хазарским каганатом. Из других кочевых соседей Руси у некоторых шло становление своего государства, другие сохраняли племенной уклад.

Русь то вступала с ними в союзы, то защищала свои рубежи от их посягательств. В IX-X веках не раз воевали с приазовскими «черными» болгарами. Около 895 года через территорию Руси на запад прорвались с боями венгры. Около этого же времени появились у границ Руси прогнавшие венгров печенеги.

Известно, что их не раз наводила на русские рубежи в своих политических интересах, увы, христианская Византия. Самый крупный из таких набегов произошел в 968 году, когда печенеги обступили Киев, и князю-язычнику Святославу пришлось оставить свои завоевания в дальних краях, чтобы вернуться домой и отогнать их.

Однако после этого Русь заключила с печенегами союз — и в 969-971 годах они воевали с болгарами и византийцами на стороне Святослава. А в 972 году на днепровских порогах убили князя, возвращавшегося в Киев.

Владимиру пришлось отражать печенежские набеги сразу после захвата власти, еще в языческую пору. Это была самая затяжная война всего его правления.

Принятие христианства, напротив, принесло здесь передышку — в 1008 году при посредничестве немецкого христианского миссионера Бруно Кверфуртского с частью печенегов был заключен мир.

Он действовал до 1013 года, когда печенегов навел на Русь состоявший с ними в союзе христианский же правитель — польский король Болеслав… А вот с племенами гузов или торков и Святослав, и Владимир поддерживали только союз — они жили дальше от границ Руси и имели с ней общих врагов.

Так что крещение на отношения с кочевниками никак принципиально не повлияло. Языческие в основной массе тюркские племена печенегов и торков, известные как «черные клобуки», перешли на службу Руси в XII веке и служили в основном верно.

Поселившиеся к тому времени на русских рубежах половцы то воевали, то мирились, то смешивались с русскими — и религия здесь препятствовала мало. Половцы довольно легко (другое дело, насколько искренне) принимали христианство, и к 1223 году двое сильнейших ханов европейской Степи были христианами.

Все известные нам династические браки между Русью и Степью (как половецкой, так и ордынской) заключались в христианскую эпоху. То, что в Монгольской империи и в Золотой Орде христианство (правда, не православное, а несторианское) могло стать государственной религией, — известный факт.

Так что отнюдь не религиозными причинами обусловлены конфликты Руси с кочевыми народами, хотя, будь проповедь христианства из Руси более успешной, это способствовало бы гораздо большему их сближению.

Источник: https://foma.ru/mifyi-o-kreshhenii-rusi.html

Крещение Руси: Легенды и факты

Крещение Руси:

легенда и факты

С.В.Иванов Христианство и язычество

До принятия христианства у славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши.

Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией.

Киевские князья должны были решать задачу поддержания единства своего государства, противостоять сепаратизму племён. Военные методы решения этой задачи себя исчерпали. Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской.

1. Кто побудил князя креститься?

2. Каковы были цели отправленных Владимиром посольств?

Великий князь Владимир избирает религию И.Е.Эггинк

3 . Каковы были цели похода на Корсунь?

4. Когда и кем совершено крещение князя?

«Повесть временных лет»

«…Се повести времянных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее нача княжити и откуда земля стала есть…»

В легенде можно выделить основные положения:

— приход послов к Владимиру; В 986г. в Киеве появились представители трёх стран – Византии, Хазарии, Волжской Булгарии, предлагая Владимиру принять веру.

— Владимир отправляет послов для выбора веры (цель); как поклоняются Богу в разных странах.

— взятие Корсуни(цель); Чтобы заставить византийского императора выполнить договор о женитьбе на принцессе Анне, который он вернул в качестве выкупа за невесту.

— крещение князя в Корсуни(Когда? Кто?). В лето 988 епископ корсунский с царицыными попами крестил Владимира.

«Повесть временных лет» рассказывает о событиях, которые происходили на Руси до XII века.

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона,

«Житие блаженного Володимира» монаха Иакова.

  • Владимир отправляет послов для выбора веры (цель); Послы не приходили к Владимиру, он сам направил послов.
  • взятие Корсуни(цель); Завоевание Владимиром веры у греков посредством взятия их города Корсуни.
  • крещение князя в Корсуни(Когда? Кто?). Владимир крестился до похода на Корсунь, в Киеве в 987г
  • приход послов к Владимиру; Владимир решился принять христианство сам, без чьего-нибудь посредства и содействия.

«История русской церкви» Голубинского Е.Е.

  • приход послов к Владимиру; Варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу, они же обратили в христианство и Владимира.
  • Владимир отправляет послов для выбора веры (цель); Послов не было, Владимир не принимал и не отправлял послов.
  • взятие Корсуни(цель); Отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал с греками сношения

— крещение князя в Киеве. Владимир крестился в 987г.

А.Поппэ «О причинах похода Владимира

Святославовича на Корсунь»

  • приход послов к Владимиру; Принятие Владимиром и Русью в целом христианства совершилось не в силу воздействия со стороны Византии (как было во многих землях, подчинявшихся ей), но по собственной воле Руси

— взятие Корсуни(цель); Военную помощь киевского князя византийским императорам. Византийский император обратился к князю Владимиру с просьбой помочь в борьбе против мятежников, Херсонес примкнул к мятежу Фоки

— крещение князя в Корсуни(Когда? Кто?). Владимир был крещен в Киеве греческими послами (во главе посольства стоял епископ) 6 января 988г.

Спорные вопросы

«Повесть временных лет»

Кто побудил князя креститься?

В 986г. в Киеве появились представители трёх стран – Византии, Хазарии, Волжской Булгарии, предлагая Владимиру принять веру.

Древние исторические источники

Каковы были цели отправленных Владимиром посольств?

Е.Е. Голубинский «История Русской церкви»

Владимир решился принять христианство сам, без чьего-нибудь посредства и содействия.

Как поклоняются Богу в разных странах.

А.Поппэ

Варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу, они же обратили в христианство и Владимира.

Послы не приходили к Владимиру, он сам направил послов.

Принятие Владимиром и Русью в целом христианства совершилось не в силу воздействия со стороны Византии (как было во многих землях, подчинявшихся ей), но по собственной воле Руси

Послов не было, Владимир не принимал и не отправлял послов.

Спорные вопросы

«Повесть временных лет»

Каковы были цели похода на Корсунь?

Чтобы заставить византийского императора выполнить договор о женитьбе на принцессе Анне, который он вернул в качестве выкупа за невесту.

Древние исторические источники

Когда и кем совершено крещение князя?

Е.Е. Голубинский «История Русской церкви»

Завоевание Владимиром веры у греков посредством взятия их города Корсуни.

В лето 988 епископ корсунский с царицыными попами крестил Владимира.

А.Поппэ

Отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал с греками сношения

Владимир крестился до похода на Корсунь, в Киеве в 987г.

Военную помощь киевского князя византийским императорам. Византийский император обратился к князю Владимиру с просьбой помочь в борьбе против мятежников, Херсонес примкнул к мятежу Фоки

Владимир крестился в 987г.

Владимир был крещен в Киеве греческими послами (во главе посольства стоял епископ) 6 января 988г.

Вывод:

Таким образом, согласно общепринятому мнению, князь

Владимир принял крещение в988 году в Корсуни (греческий

Херсонес в Крыму); по второй версии князь Владимир

крестился в 987 году в Киеве, а по третьей в 987 году в

Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков).

Наиболее достоверной я считаю, стоит признать вторую, так

как монах Иаков и преподобный Нестор согласно

указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь

Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а

также что на третий год после крещения (т. е. в 989 году)

совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец

преподобный Нестор говорит, что князь Владимир

крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что

соответствует 987 году от Рождества Христова (6695-

5508=987).

Итак, мы можем выделить то общее, что содержится во всех источниках, во всех версиях:

1. Принятие христианства было национальной и государственной задачей.

2. Владимир установил контакты с греками (отправляя послов и/или принимая их).

З. Крещение князя предшествовало крещению его подданных.

4. Взятие Корсуни было необходимо для давления на императора или для выполнения союзнических обязательств.

5. Женитьба князя Владимира на принцессе Анне стала следствием и признаком новой политической ориентации Русского государства.

6. Крещение киевлян, а впоследствии и всех подвластных Владимиру славянских племен было закономерным результатом политики князя.

Источник: https://multiurok.ru/files/krieshchieniie-rusi-lieghiendy-i-fakty.html

Ссылка на основную публикацию