Святые места земли нижегородской: никола-ключ и желтоводский макариев монастырь — тайны и факты

Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь

   Желтоводский Макариев монастырь был заложен в 1435 году иноком Макарием, который позднее был причислен к лику святых. Через несколько лет обитель была разорена татарами, а сам Макарий был вынужден уйти на другое место. Спустя почти два века разоренный монастырь был вновь отстроен и получил имя Макарьевского Желтоводского.

Желтоводским он был назван потому что раньше на его месте было Желтое озеро, которое со временем поглотила река Волга. Удачное расположение Макарьевского монастыря способствовало тому, что вскоре здесь возник торг. Официально Макарьевская ярмарка была учреждена в 1641 г.

, когда по указу царя Михаила Федоровича все пошлинные доходы от ярмарки были отданы монастырю «на свечи, на ладан, на церковное строение и братии на пропитание». Таким образом, торг обеспечил быстрый рост благосостояния монастыря и способствовал строительству храмов. Для защиты монастыря и ярмарки вокруг была построена крепостная стена.

Рядом с монастырём возникло поселение, которое в 1779 г. было преобразовано в уездный город Макарьев.

1. Собор Троицы Живоначальной 
2. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней 
3. Церковь Михаила Архангела 
4. Церковь Макария Желтоводского  5. Церковь Григория Пельшемского  6. Южный келейный корпус (XVII в.)  7. Сестринский корпус  8. Ротонда на месте захоронения игумена Авраамия  9.

Юго-западный (архимандритский) корпус  10. Хозяйственная постройка  11. Монастырская постройка  12. Келейный (?) корпус  13. Хозяйственная постройка  14. Галерея-переход  15. Монастырское кладбище  16. Некрополь (старые могильные плиты)  17. Ограда (XVII в.)  18. Восточная башня (XVII в.)  19.

Юго-восточная башня (XVII в.)  20. Юго-западная башня (XVII в.)  21. Западная башня, надвратная (XVII в.)  22. Северная башня, надвратная (XVII в.)  23. Северо-восточная башня (XVII в.)  24. Северо-западная башня (разрушена)  25. Ограда бывшей западной территории монастыря (разрушена)  26.

Руины Гостиного двора  27. Колодец 

28. Защитная дамба 

Святыни монастыря

• Мощи преподобного Макария Желтоводского Унженского чудотворца (его глава и часть перста)
• Макарьевская икона Божией Матери • Икона с частицей мощей святителей Иоанна Златоустого, Николая Мирликийского чудотворца, Феофана Затворника, Феодосия Черниговского • Икона с частицей мощей великомучеников Георгия Победоносца, исцелителя Пантелеимона, великомучениц Екатерины, Варвары и Людмилы, мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских • Икона с частицей мощей благоверных князей Даниила Московского, Петра и Февронии Муромских

• Икона с частицей мощей преподобных отцев Серафима Саровского, Лаврентия Черниговского, Феодора Санаксарского

• Икона с частицей мощей преподобных матерей Александры, Марфы и Елены Дивеевских, блаженных матерей Пелагеи, Параскевы и Марии Дивеевских и Матроны Московской
• Икона праведного Феодора флотоводца (адмирала Ушакова)
• Могила убиенной братии-насельников первого монастыря, основанного самим преподобным Макарием
• Могила старца Аврамия (в ротонде), возобновителя Макарьевского монастыря с 1620 года, по молитвам которого происходят исцеления болящих разными недугами

Достопримечательности монастыря

1. Собор во имя Святой Живоначальной Троицы
Архитектурный ансамбль Макарьево-Желтоводского монастыря складывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1651— 77 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую цельность комплекса монастырских строений.

Соборный храм, освященный во имя Святой Троицы, является смысловой и архитектурной доминантой ансамбля обители. 
2. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней
Деревянная Успенская церковь была построена в 1626 году, через шесть лет после возобновления Желтоводского монастыря игуменом Авраамием.

Ровно четверть века простояла она и в 1651 году была заменена каменной. Сравнительно с массивным Троицким собором она смотрится более воздушной и нарядной.
3. Надвратная церковь во имя Архистратига Михаила
В 1670 году – была построена надвратная церковь Михаила Архангела над Святыми воротами и кельи.

Изначально церковь имела одну главу и ряды кокошников, но в 1670 году её заменили более сложным пятиглавым завершением.
4. Храм во имя преподобного Макария Желтоводского
Храм во имя преподобного Макария Желтоводского выстроен к северу от Троицкого собора, на том месте, где прежде находился придел соборного храма, освященный во имя преподобного Макария.

Храм возводился в 1808 году — на излете длительного периода процветания монастыря.
5. Мощи преподобного Макария Желтоводского Унженского чудотворца (его глава и часть перста)
Макарий Желтоводский (Макарий Унженский; 1349, Нижний Новгород — 1444, Унжа) — православный монах, основатель ряда монастырей.

Канонизирован Русской церковью в лике преподобых, память совершается 25 июля (по юлианскому календарю).
6. Макарьевская икона Божией Матери
Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена 17 сентября (по старому стилю) 1442 года преподобному Макарию Унженскому чудотворцу (1444 г.

), который подвизался в посте и молитве на пустынных берегах реки Унжи во времена княжения Василия Темного (1425–1462). В это время Галичская (ныне Костромская) область находилась в с бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар.
7.

 Колокольня
Шатровая колокольня Желтоводского монастыря примыкающая с запада к трапезной палате, возводилась  одновременно с Успенской церковью. Как и Троицкий coбор, она  является архитектурной доминантой монастырского комплекса, хорошо видной и с Волги, и от Макарьево.
8. Келейный храм во имя преподобного Антония Великого
9. Храм во имя преподобного Григория Пельшемского

Расписание Богослужений

В будние дни: 8.00 — утренняя служба

17.00 — вечерняя служба

В воскресные и праздничные дни: 8.00 —  молебен с акафистом святому Макарию в одноименном храме 9.00 — Божественная Литургия

18.00 — всенощная 

Как добраться

   Монастырь находится в поселке Макарьево Лысковского района Нижегородской области. Сюда можно добраться или через город Лысково или через Нижний Новгород. Из Нижнего Новгорода с Канавинской автостанции ходит автобус до Михайловского через Бор и Макарьево.

Из Лысково: летом — паромная переправа, зимой пешком по льду или на аэротакси («воздушная подушка»). Паром летом ходит из Лысково в 6.15; 8.15; 12.15; 15.15 и в 18.15. Ранней весной и поздней осенью отменяются первый и последний рейсы. С пассажира берут от 40 до 80 рублей.

За автомобиль от 300-400 рублей и выше. Телефон паромной переправы: 8930-8029-959.

См. также:

→ Матрона Московская и Покровский женский монастырь
Матушка Матрона – так любовно называют православные блаженную Матрону Московскую. В стенах Покровского женского монастыря покоится прах столь почитаемой народом святой.

→ Введенская Оптина пустынь
Оптина Пустынь расположена недалеко от города Козельска у опушки соснового бора. Происхождение монастыря относится к концу 14 века. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта.

→ Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь
Параскево-Вознесенский женский монастырь был основан в 1865 году. Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, «сильно заболел ногами».

→ Раифский Богородицкий мужской монастырь
Раифский Богородицкий мужской монастырь – один из самых знаменитых в Поволжье. Сотни людей приходят сюда послушать духовные песнопения братии.

→ Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
В живописном уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем «Санаксарский монастырь». Монастырь был основан в 1659 году.

→ Седмиозерная Богородицкая пустынь
В 17 км. от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города, стоит Седмиозерный Богородицкий монастырь. Пустынь появилась еще в начале 17 века, и на месте жилья монаха-отшельника. 

→ Высоцкий мужской монастырь в Серпухове
В подмосковном городе Серпухове, на высоком берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулся Высоцкий мужской монастырь.

→ Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества.

→ Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.

→ Цивильский Тихвинский Богородицкий женский монастырь
Недалеко от города Чебоксары находится Цивильский Богородицкий женский монастырь. Он был основан в 1675 году и принадлежит к числу древнейших монастырей России.

→ Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мужской православный монастырь в восточной части Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Это первый и наиболее крупный монастырь города.

→ Боголюбский монастырь Рождества Богородицы
В 2012 году исполнилось 855 лет одному из старейших монастырей России – Свято-Боголюбскому, находящемуся на территории древней Владимирской земли. Этот юбилей – особо значимое событие.

→ Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Валаам — самый большой остров Валаамского архипелага, расположенного в северной части Ладожского озера. Остров находится в 22 км от материка.

→ Ганина яма — монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев
Ганина Яма — именно на это место были вывезены и сброшены в шахту останки царя и его семьи, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В 1991 году архиепископ благословил установить Поклонный Крест.

→ Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Туристы со всей России и других стран СНГ часто совершают паломнические туры в Серафимо-Дивеевский монастырь — православный женский монастырь (в разговорном обиходе Дивеево). 

→ Архитектурный и этнографический музей — заповедник «Кижи»
Кижи — музей-заповедник под открытым небом, один из крупнейших в России. Этот уникальный природный и исторический комплекс является особой ценностью в культурном наследии РФ. 

→ Ксения Блаженная Петербургская и Смоленское кладбище
Ксения Петербургская – русская православная святая, одна из самых почитаемых святых в православном мире. В 26 лет Ксения вышла замуж, но брак продлился недолго.

Источник: http://www.MarielTour.ru/svyato-troice-makarevo-zheltovodskiy-monastyr

«Никола-ключ» — источник чудотворной воды. Нижегородская область

С чего все началось

Примерно в 90 км от Нижнего Новгорода в Городецком районе Нижегородской области есть деревушка Белоглазово. Название она свое получила по фамилии семейства, поселившегося здесь в 16 веке. И именно с них начинается официальная история источника.

Легенда гласит, что люди стали замечать, что представители этого семейства не болеют и живут дольше остальных людей. И, конечно же, всем захотелось подобного здравия. Причиной оказался родник, из которого Белоглазовы брали воду.

Белоглазово

В чем же сила местной воды?

Водица здесь не простая. Исследования показали, что в данном месте в виде креста сходятся несколько водных потоков, каждый из которых несет уникальные свойства. Сливаясь в один, они объединяют свои качества, и именно в таком виде выходят на поверхность в виде ключа.

Анализ воды показал, что в ней много полезных минералов, отсутствуют тяжелые металлы и, что самое важное, она содержит большое количество серебра. Именно благодаря серебру вода может храниться долгое время и отличается мягким и приятным вкусом.  Считается, что она способна исцелять нервы, язву, глазные болезни и омолаживать организм.

Круглогодичная температура воды в источнике +4 градуса.

Святое место

Почему-то есть такая традиция, что практически любое место силы удостаивается внимания церкви. Вот и этот волшебный источник получил свою первую часовенку еще при Петре I. Часовня была освещена в честь Иоанна Предтечи.

Тогда возникает вопрос, почему «Никола-ключ»? По поводу названия есть несколько версий. По одной из них источник назван по имени ближайшего храма в соседней деревне в честь Николая Чудотворца. Другая же версия более интересная. Легенда гласит, что еще в 16 веке местные увидели явление Николая Чудотворца над источником, потому и ключ был назван Николой.

В настоящем

В настоящее время территория ключа обустроена. Есть обширная стоянка для транспорта, от которой идет дорожка к часовне и самому источнику.

АвтостоянкаНикола-ключ
Дорожка к источнику

Наставление перед входом к часовенке

На подходе к источнику.

Правый вход — в часовню, левый — набор воды. С левого торца — купальни.

Есть две оборудованные купальни для желающих оздоровить и тело, и дух. Так же снаружи стоит стол для омовения инвалидов.

Купальня

Еще одна купальняСтол для омовения инвалидов

Внутри часовни все завешено иконками, которых с каждым годом становится все больше и больше. Атмосфера там намоленная, благоговейная.

Внутри часовни

Вид из окошечка на вход

С левого входа набирают воду. Здесь тоже много икон

Здесь набирают водуСама вода

Вокруг красивый лес с соснами. От источника течет ручеек, вдоль которого можно прогуляться, подышать свежим воздухом.

Лес рядом

Ручей от ключа

Источник «Никола-ключ» широко известен, и желающих набрать чудотворной воды всегда хватает, особенно в выходные дни. В последнее время здесь даже сувениры стали продавать.

Стоит упомянуть, что в Крещение и на Ивана Купалу сюда съезжается множество людей!  Мне удалось побывать на ключе днем в Крещенский сочельник. Никогда я не видела здесь столько желающих набрать воды. И если в обычный день на стоянке 2-3 машины, то утром 18 января уже стояло более 10. Думаю, к ночи их будет в разы больше, да и стоянку как раз расчистили от снега под эти цели основательно.

Никола-ключ зимой

Мои впечатления от места самые положительные. Приезжаю сюда регулярно пополнять запасы чистой питьевой воды, которая действительно может храниться достаточно долго (несколько месяцев точно). Вода очень чистая и вкусная.

Ручей из источника. Зимний вариант

Как добраться?

90 км от Нижнего Новгорода в сторону Городца. Городецкий район, деревня Белоглазово. Если ехать из Нижнего Новгорода, то поворот направо. Координаты: 56°47’35″N 43°33’24″E

Поворот на Белоглазово. Если ехать из Нижнего Новгорода, то направо.

Читайте также:  Сауна в квартире - это просто - тайны и факты

Источник: http://lifeinroad.ru/nikola-kluch/

Желтоводский монастырь — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Макарьев Желтоводский Свято-Троицкий монастырь, 3 июля 2009 г. Фотография с сайта ru.wikipedia.org

Женский Макарьев Желтоводский монастырь во имя Живоначальной Троицы Лысковской епархии

В начале XV века преподобный Макарий Желтоводский, бывший насельник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, пришел на озеро Желтое, что неподалеку от левого берегу Волги, в семи верстах от Лысковской крепости.

Ища уединения ради Христа, святой Макарий выкопал себе пещеру и начал продолжать свой подвиг отшельника. Однако Богу было угодно, чтобы 90-летний старец проповедовал Слово Божие местным жителям: мордве, марийцам, чувашам и татарам. Так и появилась братия в числе сорока человек.

Первыми монахами и были представители коренных народностей Поволжья. Годом основания монастыря считается 1435 г. [1]

Однако в 1439 году отряды татарского хана Улу-Махмета уничтожили молодую обитель, братию убили, а преподобного Макария взяли в плен.

Однако когда с ним познакомился сам Улу-Махмет, то последний отпустил старца, вверив ему еще сорок «мужей разве жен и детей», но с условием, что преподобный оставит берега Желтого озера (это озеро после многочисленных крещений стало именоваться святым).

Тогда преподобный Макарий с людьми (в количестве около 200-300 человек) ушел на Север, на Унжу. Зайдя в свою прежнюю обитель в честь Пресвятой Троицы, дабы по чину похоронить своию убиенную братию.

В 1620 году Желтоводскую обитель возобновляет старец Аврамий, к которому неоднократно в сонном видении являлся преподобный Макарий, прося Аврамия устроить некогда разоренный монастырь.

Старец сначала пришел на Святое (Желтое) озеро, а затем направился на Унжу, где в то время находился царь Михаил Федорович, который как и многие князья-Рюриковичи, почитал преподобного Макария как своего небесного покровителя. После этой встречи старец Аврамий приступил к возобновлению обители.

При этом цари из рода Романовых помогали и средствами и издавали указы, дабы земное устроение обители шло и благодаря местной «ярмонке», которая впоследствие прославилась на весь мир как Макарьевская.

С XVII столетия монастырь Желтоводский дал нашей Церкви выдающихся архипастырей: патриарха Никона и первого Нижегородского митрополита Филарета, который был родом, по всей вероятности, из Лыскова.

К 1700 году монастырь окреп так, что царь Петр I уже издал о том, чтобы средства с «ярмонки» шли в государственную казну. Однако помощь по-прежнему оказываалась. Желтоводский монастырь был самым крупным из всех обителей Нижегородской епархии. Количество братии к середине XVIII века, по некоторым источникам, достигала нескольких сотен.

С началом XIX века мощь и красота монастыря «малится». В 1817 году знаменитая на всю Россию Макарьевская ярмарка была переведена из-под стен монастыря в Нижний Новгород.

К 1860-ым годам остается в обители один иеромонах и несколько братий. Решено было монастырь закрыть, после пожара в 1868 году он был упразднен.

Часть икон было перенесено в строившийся Нижегородский Александро-Невский собор.

Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь

Женский монастырь

Лысковские и макарьевские купцы вступились за обитель. В своих прошениях они дошли до императора. Однако дальнейшая судьба обители была в большей мере под опекой императрицы Марии Александровны, которая и предложила монастырь сделать женским.

В 1882 году по указу императора Александра III монастырь был возобновлен как женский. Первыми насельницами стали сестры Лысковской богадельни. Они много положили трудов для восстановления обители.

В 1920-1922 годах монастырь был местом пребывания Васильсурского викария.

В 1927 году монастырь вновь был закрыт.

Третье возобновление монастыря преподобного Макария началось в 1991 году, но официально обитель была передана Русской Православной Церкви весной 1992 года. Первые насельницы были из разных монастырей, но преимущественно жительницы Нижегородской области и Чувашии. В августе 1992 года был освящен храм в честь Собора Архангела Михаила.

В настоящее время жизнь в монастыре продолжается, уже насчитывается более 20 насельниц; освящены 5 храмов из 7(в том числе и главный Троицкий собор).

У монастыря также имеются два подворья: в поселке Макарьево (храм Казанской иконы Божией Матери) и в городе Лыскове (Преображенский собор).

Источник: https://drevo-info.ru/articles/12764.html

Желтоводский Макариев монастырь — обитель старца Макария

Адрес: Россия, Нижегородская область, Лысковский район, п.

Макарьево
Дата основания: 1434 году
Основные достопримечательности: собор во имя Святой Живоначальной Троицы (1664 год), храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (1654 год), церковь Михаила Архангела (1670 год), церковь Макария Желтоводского (1809 год), церковь Григория Пельшемского (1786 год)
Координаты: 56°05'00.1″N 45°03'51.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

В 88 км от Нижнего Новгорода, близ посёлка Макарьево, на левом берегу Волги во всём своём великолепии перед взором путника предстаёт Макариев монастырь.

Вид на монастырь с Волги

Волга несёт свои воды у самых стен монастыря, и его купола и башни словно встают из воды. По преданию, первая келья этой обители была основана в 1434 году преподобным Макарием, уроженцем Нижнего Новгорода.

С тех пор монастырь прозвали Желтоводским, так как он располагался близ Жёлтого озера, ныне поглощённого водами разлившейся Волги.

Обходясь ласково и беседуя с местными иноверцами, Макарий обратил в православную веру мордовцев, марийцев, чувашей и татар.

Вид на церковь Григория Пельшемского, надвратный храм во имя Михаила Архангела (главный вход в монастырь) на юго-западной стороне монастыря

Вскоре образовалась братия из 40 человек. В это же время в Нижнем Новгороде скрывался великий князь Василий Тёмный, против которого выступил его дядя Юрий Дмитриевич, захвативший великокняжеский престол в Москве.

Василий регулярно посещал Желтоводский монастырь, не жалея средств на его обустройство. В 1439 году татарский хан Улу-Мухаммед пошёл войной на Русь и занял Нижний Новгород.

Макариев монастырь был сожжён, иноки убиты, а старец взят в плен.

Стены Желтоводского Макариева монастыря на фоне собора Троицы Живоначальной

Когда татарские военачальники привели Макария к хану, он проникся глубоким уважением к благообразному игумену. Обратившись к своим татарам, хан воскликнул: «Вы что не знаете, что оскорбляя таких добрых, кротких людей вы можете навлечь гнев самого Аллаха?». И повелел Улу-Мухаммед отпустить Макария, но с условием не строить обитель на прежнем месте.

Макарий попросил освободить вместе с ним ещё 400 русичей, и хан безропотно согласился. Получив свободу, старец со всеми почестями похоронил убитых монахов и ушёл в унженские леса, на реку Унжу в Костромской области, где и устроил себе келью, положив начало ещё одной обители — Макарьево-Унженскому монастырю.

В 1444 году в Унженской обители Макарий 95-летним старцем отошёл к Господу, и там же покоятся его мощи.

Собор Троицы Живоначальной

Возрождение и расцвет Макариева монастыря

Почти 200 лет Желтоводский монастырь пребывал в запустении. В 1620-х годах на берегах Жёлтого озера построил келью инок Тетюшского Казанского монастыря муромчанин Авраамий, которому во сне троекратно явился Макарий с твёрдым наказом восстановить обитель. Вокруг кельи Авраамия поселились монахи, и к середине XVII столетия здесь вырос живописный монастырский ансамбль.

Выгодное расположение обители на середине волжского пути и старания игуменов способствовали тому, что у стен монастыря каждый год стали устраивать ярмарку. Это была одна из крупнейших в России ярмарок, где купцы из Закавказья, Средней Азии, Ирана и Индии обменивались товарами. Государь всея Руси Михаил Фёдорович даровал Макариеву монастырю право взимать налоги с торговцев.

Церковь Макария Желтоводского

В 1816 году пожар уничтожил ярмарочные строения, ярмарку перенесли в Нижний Новгород, и доходы обители св. Макария оскудели. В 1883 году монастырь вновь восстановили, но уже как женский. Упраздненный в годы советской власти, Макарьевский Желтоводский женский монастырь возобновил свою деятельность в 1991 году по решению Священного Синода.

Архитектурный ансамбль Макарьевского монастыря

Основной ансамбль монастыря состоит из Троицкого собора, Михайлоархангельской, Успенской церквей и келейного корпуса. По периметру обитель окружена крепостными стенами с башнями.  Центральный пятиглавый собор (1658 г.), престол которого освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, по своим размерам и величию не уступает постройкам волжской столицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней

На рубеже XVII — XVIII веков костромские мастера украсили стены и своды собора яркой фресковой живописью на библейские сюжеты, но в 1930-х годы росписи были варварски забелены. Сегодня расчищенные от побелки фрески реставрируются.

Особенно красиво убранство храма в солнечные дни, когда солнечные лучи, проникая сквозь высокие окна, освещают потускневшую живопись и пятиярусный, устремлённый ввысь иконостас. Успенская церковь (1654г.) представляет собой пятиглавый храм, к которому примыкают трапезная и колокольня.

Двухэтажная трапезная палата поднята на высокий подклет. Во времена расцвета Макарьевской ярмарки этот подклет сдавался купцам под склад товаров.

Святые ворота в нижнем ярусе церкви Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела (1670г.) установлена над Святыми воротами, служащими главным входом в монастырь. Первоначально она имела одну главу, но позже её заменили сложным пятиглавым завершением.

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/348-zheltovodskii-makariev-monastyr

Памятные святые места родного Макарьевского края

          Макарьевская земля – святая земля моего родного Варнавинского края.

     Моя родина находится в Варнавинском районе Нижегородской области. Это небольшое село Макарий, которое раскинулось на живописном крутом берегу Ветлуги. Место, где я живу, -историческая святая земля.

Основание села Макарий связано с древними церковными и народными легендами о святом Макарии Чудотворце – основателе Макарьевского  Желтоводского монастыря на Волге.

Несколько столетий назад, согласно легенде, святой Макарий Желтоводский-Унженский, совершая свое путешествие по Ветлуге и восхитившись красотой нашего крутого берега, высадился здесь и основал поселение. Это поселение, благодаря его удивительному  приткновению, получило название Макарий-Притыка.

     У самого берега реки, прямо на откосе, стоит старый каменный храм. Именно там, где высадился святой Макарий.  Со временем здесь возник церковный погост. А затем был построен храм во имя Макария-Чудотворца.

Церковь эта не сохранилась, но на её месте была выстроена новая более совершенная, имеющая оригинальную архитектуру.

В 1842 году рядом с деревянным храмом был построен красивый двухъярусный каменный храм –Богородице – Рождественская церковь (ныне памятник архитектуры регионального значения).

      Я очень люблю это место, потому что отсюда открывается потрясающий вид. Каждое время года здесь по-своему прекрасно. Весной вода заливает всю долину под откосом, только кое-где открывая самые высокие деревья и кусты.

К лету полноводная река, больше напоминающая озеро, превращается в узкую полоску воды. Вдалеке виднеются кроны деревьев, а в долине у реки – высокие стога сена. Но больше всего я люблю крутояр осенью.

Пылающие золотыми и багряными красками деревья, толстый ковер из оранжевых листьев, запахи дождя и мокрой земли. Зимой здесь особенно весело. Много хохочущих ребятишек, которые целый день напролет катаются с высокого откоса, а вокруг все такое белое, что глаза режет.

Наверное, не случайно этот берег так приглянулся  Макарию Желтоводско-Унженскому.  Когда я слышу слово «родина», всегда думаю об этом  святом месте, именно оно является для меня олицетворением этого слова.

     Хороша в Макарии не только природа. В этом святом месте живут замечательные люди. Добрые и отзывчивые, они всегда готовы прийти на помощь друг другу, помочь в беде. Макарий по праву называется «родиной героев».

Ведь люди, которые выросли и воспитались на земле этого удивительного и святого человека, переняли черты его характера: человеколюбие, любовь к своей земле, близким и односельчанам, любовь ко всей стране.

  В годы Великой Отечественной войны трое наших  земляков-макарьевцев  стали Героями Советского Союза, а один – полным кавалером ордена Славы.

Примечательно, что всего в Варнавинском районе четыре Героя Советского Союза, и трое из них — макарьевцы. Я горжусь тем, что родилась и выросла на этой земле. Жители Макария помнят и чтят своих героев.

Школьная детская организация села носит имя одного из них – А.А.Скворцова. В школе также оборудован «Зал боевой Славы», в котором учениками и учителями собрано и представлено очень много материала о героях – земляках, о войне.

 На макарьевской земле родился и вырос Герой Советского Союза М.Г. Малышев.

   Михаил Григорьевич с 1938 года служил на Дальнем Востоке в танковой части механиком –водителем, участвовал в боях на озере Хасан. С августа 1941 года действует в составе группы в тылу противника в Сумской области.

Действуя в тылу врага, подразделение старшего лейтенанта Малышева уничтожило не одну сотню вражеских эшелонов, взорвало пять железнодорожных мостов. На личном счету Михаила Григорьевича 68 пущенных под откос  эшелонов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1945 года Малышеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». После войны Михаил Григорьевич жил в селе Макарий , умер 29 августа 1994 года.

      Я горжусь тем, что наша макарьевская земля щедра на настоящих героев.

         Андрей Аркадьевич  Скворцов родился в 1894 году в селе Страли. С октября 1942 года красноармеец — в рядах действующей армии.

 2 марта 1943 года Скворцов в составе своего подразделения, которым командовал гвардии лейтенант Широнин, принимал участие в отражении атак немецких войск при поддержке танков и бронемашин на железнодорожном переезде на окраине села Тарановка.  В течение дня взводом были отбиты семь атак.

Во время одной из них раненый Скворцов с близкого расстояния подорвал самоходное орудие, в результате чего погиб от осколков. Взвод погиб практически в полном составе, но не допустил захвата врагами переезда — к вечеру подошедшее подкрепление отбило атаки.

Читайте также:  Что нужно знать, приобретая солнечные батареи для дома или дачи? - тайны и факты

Все участники боя, в том числе и Скворцов, были посмертно удостоены высокого звания  Героя Советского Союза.  18 мая 1943 года был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР о посмертном награждении Скворцова.

          А.А.Скворцов был похоронен вместе со своим подразделением в братской могиле в селе Тарановка.

           Николай Иванович Ударов. Родился 22 июля 1914 года в деревне Леонтьево.Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов. Командир орудия 20-го лёгкого артиллерийского полка  17 мотострелковой дивизии 13 армии Северо-западного фронта. Младший командир Николай Ударов отличился в боях 11 февраля 1940 года.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младшему командиру Ударову Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

       Моисеев Василий Андреевич  — выпускник Макарьевской школы. Стрелок-радист, полный кавалер  ордена Славы, участник Великой Отечественной войны с января 1943 года. Совершил 77 боевых вылетов. Погиб в бою на территории Восточной Пруссии в 1945 году.

       Но не только в Великую Отечественную рисковали своими жизнями во имя Родины макарьевцы. И в Афганистане, и в Чечне воевали макарьевские парни. Имя каждого из них увековечено в «Зале боевой Славы». Мне бы хотелось уделить особое внимание Сергею Синягину. Обычный мальчишка, он хорошо учился в школе, интересовался техникой, всегда был душой компании.

Сразу после окончания школы Сергея отправили на службу в армию, а оттуда – прямо в Чечню. Он был сапером. Двадцать девятого мая 2003 года Сергей погиб, подорвался на фугасе. Ему было всего 19 лет. Его смерть стала огромным горем не только для его семьи, но и для всех односельчан.

Только представьте, сколько планов молодого мальчишки было разрушено, мечты и надежды обратились в прах. Лучший армейский друг Сергея Руслан передал его маме свою медаль «За воинскую доблесть». Сейчас она находится в зале воинской Славы, где Сергею посвящен целый стенд с фотографиями и военными письмами.

Макарьевцы так же глубоко чтят память об этом юноше – герое Чеченской войны. Ежегодно в нашем селе проходят районные соревнования в память о Сергее Синягине.

    Я думаю, что только на такой святой земле могли родиться настоящие герои. Такие, как эти люди. Когда преподобный Макарий был истинным примером для них, а сегодня они являются примером для нас.

Нынешних жителей небольшого нашего села, святой земли, на которую ступила когда-то нога чудотворца. Я очень горжусь тем.

Что именно эта земля, моя земля, воспитала таких героев, истинных защитников своей Родины.

   Вот она какая – моя святая земля, моя малая Родина – село Макарий. Маленькая, почти незаметная частичка необъятной моей России. Как и вся страна, она имеет свою историю и своих героев. Я считаю, что люди должны знать прошлое своей малой родины, чтить ее святые места, традиции и обычаи, как это делают жители моего села Макарий.

   Иногда мне кажется, что я знаю его наизусть – каждую улицу, каждый дом, каждого человека. Я безумно люблю это место, хоть и не могу назвать его идеальным.

Я люблю широкие праздники в нашем селе, веселый смех его детей, разрушенный храм, на восстановление которого макарьевцы собирают деньги, свою красивую новую школу, улыбки односельчан и лес у реки.

Я люблю это место просто потому, что оно — моя Родина.

Сегодня я наблюдаю за тем, как село меняется с каждым днем. Я смотрю на строющуюся церковь, хожу на богослужения, которые уже сейчас там проводят. Среди деревянных балок, прямо на голой земле.

И когда я смотрю на своих односельчан, которые приходят в эту церковь, собирают деньги на ее восстановление, меня озаряет очень важная мысль: как же мы едины! Мы, люди маленькой земли, не отмеченной на огромной карте большой России, так сильны в своем единстве и в своей вере.

Я твердо уверена: мы сделаем все, чтобы наше маленькое село, этот крохотный кусочек земли, никогда не исчезло. Мы не позволим кануть в небытие месту, которое избрал когда-то и сделал святым преподобный Макарий.

Источник: http://planetarus.ru/place/83

Желтоводский Макариев монастырь : Блоги : Факты о России

В 1435 году преподобный Макарий, инок Печерского нижегородского монастыря, принял решение удалиться в урочище, которое в те времена называли то Желтые воды, то Желтые пески. Там он приступил к строительству деревянной церкви во имя святой Троицы.

Потом соорудил себе келью. Потянулись сподвижники, стала формироваться обитель. Однако, просуществовала она совсем недолго. Через четыре года ее до основания разрушили татары, взявшие Макария в плен. Потом, правда, они праведника отпустили.

Но взяли с него слово не восстанавливать православную лавру.

Макарий ушел в другие места. Но Желтоводский монастырь все-таки был восстановлен. Правда, почти через двести лет после его разрушения.

Предполагается, что сделал это монах Авраамий из Тетюшенского монастыря, который в 1624 году срубил здесь сначала Троицкую церковь, а потом Успенскую. 1651-1667 годы стали для нового монастыря основополагающими.

Троицкий собор стал пятиглавым, его украсил резной золоченный иконостас, стены покрыли яркими уникальными фресками, которые, увы., в тридцатые годы двадцатого века были забелены воинствующими атеистами.  

В 1670 году здесь была построена надвратная церковь Михаила Архангела. Обитель начала процветать. Чему весьма способствовало то, что у ее стен располагалась Макарьевская ярмарка, сбор пошлин с которой передавался монахам.

Но когда ее перенесли в Нижний Новгород,  лавра начала хиреть. В связи с этим Желтоводский монастырь был упразднен в 1868 году. Однако в 1882 был вновь возрожден, только уже как женский.

После революции он был закрыт советской властью в 1927 году.

Как водится, помещения монастыря использовались с разными целями. То здесь размещался детский дом, то зооветеринарный техникум. Что-то было нарочно разрушено, что-то пришло в упадок само собой.

В 1992 году Желтоводский Макариев монастырь был возвращен Нижегородской епархии. Начались работы по его восстановлению и реставрации.

Была восстановлена надвратная церковь Михаила Архангела, потом церковь преподобного Макария, Желтоводского и Унжинского чудотворца, отремонтированы монашеские кельи.

Сейчас в монашеских келья обители проживает более двадцати сестер, которые занимаются не только хозяйственной, но и воспитательной деятельностью. При Макариеве монастыре живут сироты.

Восстановленные храмы освящаются и начинают служить пастве. В 2007 году освящен Троицкий собор. Но требуются большие средства для восстановления уникальной фресковой живописи в храме.

И, возможно, они бы нашлись, но дело в том, что монастырь достаточно долгое время пребывает в подвешенном состоянии.

В связи с перспективой подъема уровня Чебоксарской ГЭС существует угроза затопления лавры. Это невероятно, потому что такой красоты, как утверждают туристы, свет редко видывал.

Откуда бы путник не двигался к Макарьеву монастырю, хоть по воде, хоть по суше, отовсюду на него открывается такой прекрасный вид, что дух захватывает. Кстати, он внесен в список замков различных стран.

Считается, что Волга, несущая вдоль него свои воды, обретает величие.

И это неслучайно, так как Желтоводский монастырь нынче является не только крупным духовным центром, но и значительным туристическим брендом.

Редко кому не хочется побывать там, где Макарий, по результатам работы комиссии патриарха Филарета в 1619 году, исцелил от тяжелых недугов более пятидесяти больных, в числе которых, к слову,  был и царь Михаил Федорович Романов.

Здесь хранятся  мощи Макария, а также Чудотворная икона Божией Матери – список с образа Царицы Небесной, явившейся Макарию в 1442 году.

Туристам, которых здесь множество, так как место находится на астраханском речном пути, любопытно не только полюбоваться красотами обители и бытом монахинь, но и понаблюдать над пасторальными картинками.

Говорят, здесь гуляет столько коров, коз и овец, что мир кажется гораздо гармоничнее, чем где-либо. А еще здесь тишина просто звенит. И это очень хорошая аура. Воистину, богоугодное место.

Неужели возможно его исчезновение?

Источник: http://rufact.org/blog/2012/jan/28/zheltovodskij-makariev-monastyir/

Макарий Унженский Желтоводский Чудотворец

Макарий Унженский и Желтоводский Чудотворец,преподобный, (1349, Нижний Новгород — 1444, Унжа). День памяти в Православной Церкви — 25 июля(7 августа).

Содержание

  • 1 Житие
  • 2 Чудеса и Святыни
  • 3 Основанные обители
  • 4 Ссылки

Житие

Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Ивана и Марьи. По преданию, дом родителей преподобного Макария находился в 7 саженях от Мироносицкой церкви; а с противоположной стороны в 7 саженях стоял дом, где суждено было родится Преподобному Евфимию Суздальскому, современнику Св.Макария.

Со всем пылом юношеской души Святой в двенадцать лет тайно уходит от родителей и принимает иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия.

Постнические и молитвенные подвиги Св. Макария были необыкновенны. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть от голода.

Ходил, как и прежде, с братией за трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других. За свою подвижническую жизнь Святой приобрел всеобщий почет и уважение.

Тяготясь этим, Макарий решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте. Положившись на промысел Божий, он отправился странствовать.

Святой Макарий исходил немало земель.

Известно, что в начале своего отшельнического подвига он подвизался на реке Лух; затем построил малую келью на берегу Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа (Макарьевская пустынь). Есть неподтверждённые сведения, что Преподобный Макарий побывал и на русском севере, возможно в Каргопольской земле.

В 1434 году Святой основывает Желтоводский Макариев монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За 4 года существования обители к Святому Макарию присоеденилось немало монахов, обитель весьма прославилась.

На её устроение немало жертвовал великий князь Василий Тёмный. Преподобный Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в Православную веру немало мордвы, татар, марийцев и чувашей.

Именно в Желтоводской Макарьевской обители Святым Макарием был пострижен в монахи и наставляем Преподобный Григорий Пельшемский.

Но расцвет новой обители длился всего 5 лет; в 1439 году пустынь была разрушена ханом Улу-Махметом. Большинство монахов было убито, а сам Преподобный Макарий был уведён в плен в Казань. Вскоре, хан отпустил Преподобного, «яко тиха, мудра, незлобива», запретив однако возобновлять монастырь на прежднем месте.

Преподобный Макарий, предав убиенных земле, отправился с теми, кто остался жив, в Галичскую землю, имея намерение основать там новую обитель. После долгого и трудного пути, Преподобный, которому было уже 90 лет, вместе со своими спутниками достиг реки Унжи, где основал в 15 верстах от с.

Унжа деревянную «Макарьеву новую пустынь» ( известную впоследствии как Макарьевский Унженский Монастырь). По пути из Казани в Унжу Преподобный останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал со Cв. Варнавой Ветлужским.

Во время этого переселения молитвами преподобного, все его спутники были питаемы чудесным образом (чудо Преподобного Макария о лосе).

В 1444 году, в возрасте 95 лет Святой мирно почил в Макарьевском Унженском Монастыре. Обретение мощей Преподобного произошло 1671 году.

Чудеса и Святыни

Немало чудес было явлено и при земной жизни святого (например, «чудо Преподобного Макария о лосе»), и до, и после его прославления в лике преподобных. По результатам исследований комиссии, посланной Патриархом Филаретом 24 июня 1619 года, более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов.

Известно также, что покровительством преподобного была сохранена жизнь Михаила Федоровича Романова. В последствии молодой царь совершил паломничество в Марьевский Унженский Монастырь по

  • Мощи Святого покоятся в Марьевском Унженском Монастыре.
  • Тамже находится чудотворная Макарьевская икона Божией Матери — список с образа Царицы Небесной, явившегося подвижнику в 1442 году.
  • Честная Глава святого c 2005 года находится в Печерском Вознесенском Монастыре.

Память Преподобному Макарию отмечается 25 июля/7 августа.

Основанные обители

  • Предположительно 1390-е годы: Макариев-Решемский монастырь

(Основан как Богоявленская Макариевская Мужская обитель; 1901-1920-е годы — Макариев-Решемский женский монастырь; c 1994 Макариев-Решемский мужской монастырь).

  • 1435 г. — Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь.

(Сожжён в 1439 году, возобновлён в 1620 году монахом Тетюшенского монастыря Авраамием;Закрыт в 1927, возобновлён в 1992 году. C 1882 года — стал женским монастырём. У его стен проходила Макарьевская ярмарка).

  • 1439 г. — Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь
Читайте также:  Что нужно знать об оформлении визы для въезда в россию - тайны и факты

(“Макарьевская Свияжская подгородная” обитель; основана иноком Макарьевской Унженской пустыни Исаией по завещанию Св. Макария Желтоводского, чудотворца Свияжского и Унженского, выбравшего это место для будущей обители еще в 1439 году).

  • 1439г. Макарьев-Унженский Свято-Троицкий мужской монастырь

(С XVII века получил статус Лавры. Упразднён в 1929 году. Возобновлён в 1993году).

Все обители в настоящий момент являются действующими. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь является крупным духовным (а также культурным и туристским) центром. Однако, к сожалению, в связи с вопросом о подъёме уровня Чебоксарской ГЭС находится под угрозой разрушения.

Ссылки

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/2b6f6ec616a11238.html

Житие преподобного Макария Желтоводского, Унженского и Решемского чудотворца

Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Иоанна и Марии. По преданию, дом родителей преп. Макария находился в 7 саженях от Мироносицкой церкви; а с противоположной стороны в 7 саженях стоял дом, где суждено было родиться преподобному Евфимию Суздальскому, современнику святого Макария.

С детства он был обучен грамоте и проявил при этом особые дарования и любовь к учению. «От младых ногтей Христа Спаса возлюбив», со всем пылом юношеской души святой Макарий в двенадцать лет тайно уходит от родителей и принимает иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия. С искренним желанием, «гласом любезным Троицу воспевая», преп.

Макарий начал иноческий путь спасения. Через три года его разыскали родители. Отец со слезами умолял сына вернуться домой или хотя бы повидаться с ним. Смиренный инок отказался исполнить просьбу родителей. «Лучше будет для нас обоих, – отвечал он, – если не увидимся здесь; но увидимся там – в вечности».

Уступая настойчивым просьбам отца, преподобный Макарий протянул ему через стену руку, поцеловав которую благочестивый родитель вернулся домой. Постнические и молитвенные подвиги св. Макария были необыкновенны. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть от голода. Ходил, как и прежде, с братией на трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других.

За свою подвижническую жизнь святой угодник Божий приобрел всеобщий почет и уважение. Тяготясь этим, Макарий решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте. Положившись на промысел Божий, он отправился странствовать. Святой Макарий исходил немало земель.

Известно, что в начале своего отшельнического подвига он подвизался на реке Лух, где построил себе хижину и стал жить в молитвенном уединении. Только «звери дикие», покорившиеся святому Макарию, изредка нарушали его безмолвие. Однако в скором времени и здесь собрались вокруг преподобного ревнители иноческого благочестия.

Тогда преподобный построил малую келию на берегу Волги, близ слободы Решма Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа. Есть неподтверждённые сведения, что преподобный Макарий побывал и на русском севере, возможно в Каргопольской земле. Затем тайно удалился на берега озера Желтого, расположенного на левобережье реки Волги.

Там он выкопал себе пещеру и с еще большим усердием продолжил иноческие подвиги. В 1434 году святой основывает Желтоводский Макариев монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За 4 года существования обители к святому Макарию присоединилось немало монахов, обитель весьма прославилась. На её устроение немало жертвовал великий князь Василий Тёмный. Преп.

Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в Православную веру немало мордвы, татар, марийцев и чувашей. Именно в Желтоводской Макарьевской обители святым Макарием был пострижен в монахи и наставляем преподобный Григорий Пельшемский.

Но расцвет новой обители длился всего 5 лет; в 1439 году татары под предводительством Мамотяка, сына казанского хана Улу-Махмета, напали на Нижний Новгород и разорили обитель святого Макария. Большинство монахов было убито, а святой игумен был уведён в плен в Казань.

Однако из уважения к благочестию преподобного Макария, хан Улу-Махмет отпустил святого, «яко тиха, мудра, незлобива», и по его просьбе освободил еще до 40 христиан, запретив, однако, возобновлять монастырь на прежнем месте. Преподобный Макарий, предав убиенных земле, отправился с теми, кто остался жив, в Галичскую землю, имея намерение основать там новую обитель.

После долгого и трудного пути преподобный, которому было уже 90 лет, вместе со своими спутниками достиг реки Унжи. Здесь в 15 верстах от села Унжа на берегу одноименного озера, в 240 верстах от прежней обители, блаженный Макарий поставил крест и соорудил келию. В том же 1439 году он основал деревянную «Макарьеву новую пустынь» (известную впоследствии как Макарьевский Унженский монастырь).

По пути из Казани в Унжу преподобный останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал со св. Варнавой Ветлужским. Во время этого переселения, «нося во устех непрестанные молитвы», преподобный насытил всех своих спутников чудесным образом («чудо преподобного Макария о лосе»). На пятом году своей подвижнической жизни в Унже, прославившись «пощением и бдением, яко ангел», преп.

Макарий заболел и 25 июля (7 августа по н. ст.) 1444 года, в возрасте 95 лет, святой мирно почил в Макарьевском Унженском монастыре. Во время блаженной кончины праведника вся местность вокруг келий исполнилась благовония, а лицо святого озарилось Божественной благодатью.

В 1670 году, при игумене Никите (1666-1675), во время ремонта каменного храма были обретены под каменной плитой нетленные мощи святого подвижника. 226 лет пробыли в земле святые мощи и силой Божественной благодати сохранялись нетленными. При Патриархе Иокиме (1674-1690) святые мощи вновь были погребены под спудом.

Немало чудес было явлено и при земной жизни, и до, и после его прославления в лике преподобных. По результатам исследований комиссии, посланной Патриархом Филаретом 24 июня 1619 года, более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов. Известно также, что покровительством преподобного была сохранена жизнь Михаила Федоровича Романова.

Впоследствии молодой царь совершил паломничество в Макарьевский Унженский монастырь по особому обету — для благодарного поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию Желтоводскому и Унженскому за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и освобождение Патриарха Филарета из польского плена.

Основанные обители: Предположительно 1390-е годы – Макариев-Решемский монастырь. Основан как Богоявленская Макариевская мужская обитель; 1901–1920-е годы – Макариев-Решемский женский монастырь; c 1994 – Макариев-Решемский мужской монастырь; с 2006 года – Макариев-Решемский женский монастырь. 1435 год – Свято-Троицкий Макариев-Желтоводский монастырь.

Сожжён в 1439 году, возобновлён в 1620 году монахом Тетюшенского монастыря Авраамием; закрыт в 1927, возобновлён в 1992 году. C 1882 года – стал женским монастырём. У его стен проходила Макарьевская ярмарка. 1439 год – Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь. «Макарьевская Свияжская подгородная» обитель; основана иноком Макарьевской Унженской пустыни Исаией по завещанию св.

Макария Желтоводского, чудотворца Свияжского и Унженского, выбравшего это место для будущей обители еще в 1439 году. 1439 год – Макариев-Унженский Свято-Троицкий мужской монастырь. Упразднён в 1929 году. Возобновлён в 1993 году как женский монастырь. В описании Макариев-Унженского монастыря за 1835 год приведены некоторые краткие указания на чудеса от гроба святого преп. Макария.

Из них узнаем, что исцеления получили: — Бывшая 14 лет слепою девица Евдокия, из г. Костромы. — Бывшая 6 лет слепою некая жена, из г. Стародуба. — Больная ногами и не ходящая 15 лет девица Матрона, из Унженских пределов. — Бывшая 30 лет слепою женщина Мавра, из окрестностей Калязинского монастыря.

— Бывшая 20 лет слепою девица Евфимия, Нижегородских пределов, из Павлова перевоза (ныне село Павлово). — Бывшая 20 лет слепою женщина Иулиания, из окрестностей г. Нижнего Новгорода. — Бывшая 13 лет слепою женщина Антонина, от Галических пределов. — Бывшая слепою и не владевшая ногами 29 лет девица Ирина, из г. Юрьевца Поволгского. — Бывший 10 лет слепым отрок Димитрий, из Юмохонской веси.

— Бывшая 16 лет слепою женщина Мавра, из г. Юрьевца Поволгского. — Бывшая 12 лет слепою девица Параскева, из г. Галича. — Бывший 7 лет слепым житель Иоанн, из г. Мурома. — Бывшая 17 лет слепою от самого младенчества девица Иулиания, из Кинешемских пределов. — Бывшая 14 лет слепою женщина Ксения, из села Мурашкина, Княгининского уезда. — Бывшая от рождения слепою 17 лет девица Елена, близ г.

Луха, из отчины Стефана Иоаннова Волынского. — Страдавший 3 года головною болезнию, даже до исхождения червей, Савва, из села Лыскова, в Нижегородских пределах. — Больная женщина Варвара, из села Мурашкина. — Бывший 6 лет слепым крестьянин Евсевий. — Бесноватая в продолжение 6 лет женщина Евфимия, из села Плотинского, Макарьевского уезда. — Бывший один год слепым Иоанн, от Устюжских пределов.

— Бесноватый боярский сын Иоанн Нежданов, из г. Костромы. — Расслабленный и не ходивший 10 лет Исаакий, посадский человек, из г. Ярославля. — Страдавший внутреннею тяжкою болезнию Георгий, посадский человек, из г. Костромы. — Страдавшая 4 месяца от головной болезни и слепоты женщина Ирина, из г. Казани. — Бывший 2 года слепым четырехлетний младенец Иоанн, от пределов Солигаличских.

— Бывший 1 ½ года расслабленным воин Иоанн, из г. Самары. — Страдавшая от внутренней болезни и глухоты девица Евгения, из г. Балахны. — Бывший 12 лет слепым Филипп, из г. Юрьевца Поволгского. — Страдавший 10 лет болезнию ног боярский сын Савва, из г. Яренска. — Страдавшая тяжкой головною болью монахиня Фекла, из г. Нижнего Новгорода. — Страдавшая внутреннею болезнию и не видевшая правым глазом 20 лет монахиня Анисия, из города Галича. — Страдавший 15 лет крестьянин Порфирий, из веси Коряковской, Юрьевецких пределов. — Бывшая 6 лет слепою, из Заборской веси, Юрьевецких пределов. — Бывший 3 года слепым поселянин Андрей, из г. Ветлуги. — Бывший 7 лет без ума поселянин Симеон, из веси Коряковской. — Бывшая 20 лет слепою женщина Феодосия, из веси Нейской.

Как и поется в акафисте преп. Макарию: «…Радуйся, слепым зрение и всем болящим исцеление подаваяй. …Радуйся, в бедах, напастех и нуждах душевных и телесных утешение и помощь подаваяй. …Радуйся, яко немому уста отверзл еси. Радуйся, яко покаявшемуся во грехах зрение возвратил еси. Радуйся, яко расслабленному здравие даровал еси. Радуйся, яко многи слепыя и немощствующия исцелил еси. …Радуйся, Макарие, предивный чудотворче».

Тропарь преп. Макарию, глас 4

Богомудрый Решемския обители первоздателю, / Богом поставленный монашеского жития столпе, / благописанный досточудного постничества образе, / Богозданный Духа Святаго сосуде, / златозарное Русския земли светило всесветлое, / молим тя, отче Макарие, // светозарною молитв твоих лучею разрешай мрачных страстей наших облак.

Кондак, глас 2

Вторый Моисей явился еси, преподобне, / он бо жезлом море раздели, / ты же страсти, яко Амалика, победил еси, / и непроходную пустыню немятежным умом прошел еси, / в нейже молитвами твоими велие чудо сотворил еси, / гладныя люди до изобилия прекормил еси. / И ныне молися Господеви, / подати всем печальным утешение, / Макарие, отче приснопамятне, / иже обители твоей и всей Российстей земли // похвала и утверждение.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче наш Макарие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва
преподобному и богоносному отцу нашему
Макарию

О преподобне и богоносне отче наш Макарие! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего.

Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий, не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да милостиво призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика сами собою или чрез других кого согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетелей, отче наш Макарие, веси немощь естества нашего и тяжесть и скорбь времен настоящих, моли убо выну Господа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Господа Бога тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, а среди их неослабное терпение до конца. Испроси нам у Господа Бога в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно преити от земли на небо, мытарств же и бесов воздушных и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго, с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: http://reshma-m.blogspot.com/p/blog-page_18.html

Ссылка на основную публикацию