Город гелон – древние греки на днепре — тайны и факты

Гелон Геродота. На притоках Днепра процветал город древних греков

О будинах — древнем народе, обитавшем севернее савроматов, живших за рекой Танаисом, то есть Доном, — впервые рассказал в V веке до нашей эры «отец истории» Геродот. О них он узнал, вероятно, во время своего пребывания в причерноморской греческой колонии Ольвии, жители которой вели товарообмен с кочевыми народами.

Места обитания будинов приходились на среднее течение Днепра (древнего Борисфена).По словам Геродота, будины были многочисленны, голубоглазы, рыжеволосы и вели кочевой образ жизни. К числу основных занятий этих людей относились охота и рыболовство.

Деревянный Дионис
«Вся земля их, — пишет Геродот, — покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окружённое болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров… Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы…».

На землях будинов, предположительно в VII веке до нашей эры, стали селиться земледельцы. Но вот что удивительно — ими были эллины, изгнанные (вероятно, скифами) из некоторых приморских колоний. Источник, поведавший о них Геродоту, именовал их гелонами, а сам древний историк указывает: гелоны — «изначально суть эллины».

Говорили они на языке отчасти скифском, отчасти эллинском (древнегреческом). По внешнему виду и цвету кожи гелоны совсем не были похожи на будинов.

Гелоны разбили свои огороды на возвышенности у реки, а территорию обнесли стеной. Стены были высокие и сооружённые из брёвен. Дома, стоявшие под защитой этих стен, также были деревянными.

Строительного камня не хватало, и поэтому даже храмы эллинских богов, украшенные по-эллински, были не мраморными, а деревянными, в том числе статуя Диониса, в честь которого каждые три года гелоны устраивали празднества, впадая, как положено, в вакхическое исступление.

Свой город греки назвали Гелоном, ибо его жители почитали Гелона — одного из сыновей Геракла, матерью которого была Ехидна — женщина-змея. Так что наверняка главным святилищем в городе был храм в честь эпонима, то есть прародителя «лесных» греков.Любопытно, что в «Истории» Геродота сообщений о конкретных поселениях очень мало.

Что касается территории Восточной Европы, расположенной к северу от побережья Чёрного и Азовского морей, он упоминает лишь один город — Гелон в стране будинов. Скорее всего, осведомитель Геродота сам побывал в этом городе, поразившем его прежде всего своими деревянными строениями и размерами.

Такие постройки, видимо, были необычны для грека «с побережья», а размеры Гелона показывают, что это было далеко не рядовое поселение, даже по сравнению со многими городами античного мира. Геродот сообщает: «Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий». Её смело можно было сопоставить даже с размерами грандиозных укреплений Афин.

К сожалению, кроме Геродота, никто и никогда из древних авторов не рассказывал в своих сочинениях ни о будинах, ни о гелонах, и эти народы, казалось, должны были исчезнуть из исторической памяти без остатков материальных следов.

Белъское городище?
В 1980 году профессор Харьковского государственного университета Борис Шрамко впервые обратил внимание на огромное городище скифского времени, которое уже было в поле зрения учёных. Расположенное на возвышенности в междуречье Ворсклы (левого притока Днепра) и речки Сухая Грунь у села Бельск в Полтавской области, оно таило в себе обломки старинной керамики, а то и какие-то сказочные мечи. А однажды при земляных работах нашли красивый бронзовый котёл с ручками в виде козлов.

Раскопки показали, что свыше 2,5 тысячи лет назад в районе нынешнего села Вельска находился «геродотовский» город Гелон. Изучение уникального памятника далёкой эпохи позволило воссоздать картину жизни, быта и устройства обороны древнего поселения.

Оказалось, что Вельское городище по своим размерам и функциям сравнимо с древнегреческими городами античной эпохи — более 10 тысяч квадратных метров городской площади раскопали археологи.Профессор Шрамко установил, что древнее городище было обнесено высокими земляными валами, над .которыми возвышались мощные оборонительные стены, сооружённые из дерева.

По внешнему виду они напоминали палисады крепостей Древней Руси. К деревянным стенам примыкали помещения для стражи, казематы. Входы охранялись надвратными башнями на каменных основаниях.

Внутри крепости археологи расчистили остатки домов, срубленных из дерева, хозяйственные и производственные помещения: мастерские, погреба, хлева для скота, ямы для хранения зерна. Были найдены кузница с большой каменной наковальней, различные инструменты и кузнечные изделия от простых ножей до серпов, топоров и мечей.

Неоднократные перестройки, следы пожарищ и ремонтных работ говорят о том, что жизнь аборигенов Вельского городища не была спокойной и беззаботной. Они не раз подвергались нападениям врагов. Будины вместе с другими соседними племенами участвовали в войне против Дария I, вторгшегося в пределы Скифии в VI веке до нашей эры.

В случае военной опасности за стенами города укрывались жители близлежащих земледельческих общин. Из них формировались многочисленные отряды, обеспечивавшие дополнительную защиту огромной оборонительной линии.

Ведь общая длина бельских укреплений составляла свыше 25 километров! Городище было обнесено крепостным рвом шириной до пяти с половиной метров и такой же глубиной.В мирное время Гелон был крупнейшим на юге Восточной Европы политическим, ремесленным, торговым и культурным центром.

Судя по обилию обломков греческих амфор и богатых черно-лаковых античных сосудов, находкам изделий из стекла, его население поддерживало тесные торговые контакты с причерноморскими греческими колониями уже с конца VII — начала VI веков до нашей эры.

Из Гелона, в первую очередь в Ольвию, везли хлеб, а взамен получали амфоры с вином и маслом, а также предметы роскоши — золотые украшения, изделия из бронзы. Пристань и торговые склады находились на берегу Ворсклы — здесь был найден склад античных амфор.

К сожалению, остаётся неопределённым вопрос о том, каким образом эллины, которые, по словам Геродота, бежали от притеснений из причерноморских колоний, собрались в одном месте, в землях будинов, расположенных довольно далеко от побережья. Как они, в отсутствие дорог, достигали этих мест, покрытых в те времена дремучими лесами?

Чуть меньше Москвы XX века
Убедительным свидетельством в пользу отождествления Вельского городища с геродотовым Гелоном является совпадение их размеров. Крепостная стена Гелона имела с каждой стороны длину в 30 стадий. Если мерить греческим стадием, равным 210 метрам, то общая длина стен должна составлять 25200 метров. В своём капитальном историческом труде «Геродотова Скифия» академик Борис Рыбаков приводит любопытную деталь: Вельское городище лишь немногим уступало по площади Москве начала XX века.

Академик Рыбаков, досконально изучив языческое прошлое Руси, утверждает, что будины археологически соответствуют праславянским народам юхновской культуры. В VIII-VII веках до нашей эры они проникли на Ворсклу, где найдены характерные для них погребения.

Вельское городище, по его мнению, возникло ещё в доскифское время и просуществовало до конца IV века до нашей эры. В нём проживало от 60 до 80 тысяч человек. Жителями, конечно, были не только эллины, но и скифы, и будины, и выходцы из соседних земель.

Так, в начале XX столетия на противоположном, правом берегу Днепра, археологи вскрыли другое, не меньшее по размерам городище — Трахтемировское.

Городище, расположенное в излучине Днепра (там, где когда-то были знаменитые пороги), защищала мощная система земляных валов длиной 40 километров, а протяжённость собственно городской черты равнялась 3,5 километра. С большой степенью вероятности его жители были сколотами, то есть славянским племенем. Но, как пишет Борис Рыбаков, «сущность Трахтемировского городища выяснится в дальнейшем, в процессе будущих раскопок».

Источник: http://parallelnyj-mir.com/2/lost-civilization/16690-gelon-gerodota-na-pritokah-dnepra-procvetal-gorod-drevnih-grekov.html

Античный Мелитополь: факты и легенды

Многие мелитопольцы ошибочно полагают, что Мелитополь возник в 1784 году. Более просвещенные знают, что Новоалександровка появилась лишь в 1814 году и стала Мелитополем в 1842-м.

Но в исторической литературе, посвященной нашему городу, нередко вскользь упоминается древнегреческая колония Мелитополь.

А это заявка на возраст около 2500 лет! Давайте попробуем собрать воедино все обрывочные сведения про это загадочное поселение.

Прежде всего, следует отметить, что исторических данных, прямо подтверждающих существование древнего Мелитополя, нет. Вся доступная информация базируется на устных пересказах, легендах и догадках. Но, как мы сейчас убедимся, эти сведения правдоподобны и не лишены смысла.

Гости из Милета

В VIII веке до н. э. греки начали активно заселять новые земли. В середине VII века они добрались до Северного Причерноморья (современная территория Украины и России).

Легендарный пра-Мелитополь обычно связывают с колонизаторами из Милета — могущественного греческого города на территории современной Турции, заселенного греками ок. 1000 лет до н. э. Милетский след прослеживается и в названии, и в происхождении ближайших колоний.

Население таких колоний составляли в основном обедневшие и малоземельные греки, а также семьи утративших свои посты политиков. Весь этот древнегреческий люд подавался в далекие края в поисках счастья. Все колонисты автоматически получали участок земли и новое гражданство. При этом поддерживался тесный культурный и экономический контакт с исторической родиной.

Из Причерноморья греки вывозили зерно, а ввозили железные изделия, шерстяные ткани, керамику и другие ремесленные товары.

Возможно, так выглядел и античный Мелитополь

Город на Днепре?

Характерно, что греческие колонизаторы не уходили вглубь материка, а основывали свои колонии лишь на побережьях, поэтому вряд ли они могли добраться до территории нынешнего Мелитополя. Эту тенденцию хорошо видно на карте греческих колоний Северного Причерноморья:

Карта греческих колоний Северного Причерноморья (источник: commons.wikimedia.org)

Город-государство Милетополис («город выходцев из Милета»), расположенный на Днепре, упоминает древнеримский писатель Плиний Младший (ок. 61 — 113). По одной из версий, подразумевалась колония Ольвия, основанная в первой четверти VI века до н. э. около нынешнего села Парутино Николаевского района.

Развалины Ольвии (источник: commons.wikimedia.org)

По другой версии, имелась ввиду колония Ольвиополис на территории современного Берислава Херсонской области. В описании предполагаемого в 1787 г. путешествия Екатерины II в Крым про Берислав говорится: «с первоначалия Ольвиополь, а по имени построивших его греков Мелитополь называвшийся».

И Ольвия, и Ольвиополис были основаны выходцами из Милета и располагались на Днепре.

Интересно, что в те времена уровень Азовского моря был на несколько метров ниже, и, как считает археолог Павел Ларенок, моря как такового не было. Геродот, посещавший Ольвию в 450 году до н. э., называл нынешнее Азовское море «Меотидским болотом» и «скифскими прудами».

Читайте также:  Кукла аннабель – паранормальный феномен - тайны и факты

Или на Молочном лимане?

Историк П. Глодовский рассказывает про легенду, согласно которой в античное время «при впадении реки Молочной в озеро, образуемое сею же рекою» (Молочный лиман раньше был озером) находился греческий город Мелитополь и что «разорен оный город Батыем при нашествии татар».

Греческий ученый Клавдий Птолемей (ок. 100 — ок. 170) упоминает город Метрополис и на своей карте располагает его на Молочной реке.

Еще одна легенда гласит, что античный Мелитополь находился в низовье Молочных Вод (старое название Молочной реки).

Во времена Екатерины II Василий Каховский, ориентируясь по слухам и легендам, якобы искал следы старого Мелитополя именно на Молочном озере.

На картах 1790 и 1793 годов пока еще несуществующий уездный город Мелитополь помещался у самого устья Молочной реки на берегу Молочного озера.

Или все-таки на нынешнем месте?

Сведения в пользу расположения Мелитополя на своем теперешнем месте содержатся в рассказе знаменитого мелитопольского краеведа XIX века Павла Дзяковича, изложенном в его «Очерке города Мелитополя»:

Был ли это тот самый Милетополис — неизвестно, но, возможно, если бы в указанном месте были произведены раскопки, нам бы удалось многое прояснить из истории нашего города.

Предполагаемые места расположения античного Мелитополя

Конец Милетополиса

Ольвия, которая рассматривается, как возможный Милетополис, была разрушена в 370-х годах н. э. во время нашествия гуннов.

Другой предполагаемый Мелитополис, место которого не установлено, был, согласно легенде, разрушен ордами хана Батыя примерно в 1238–1239 годах, когда монголы дошли до Причерноморья.

Милетополь превращается в Мелитополь

В 1784 году была основана Таврическая область, состоящая из 7 уездов. Один из уездов был назван Мелитопольским в честь планируемого здесь города. Однако строительство самого Мелитополя так и не началось. Долгое время город существовал только в туманных планах.

Само название «Мелитополь» («поль» — русифицированное окончание «полис») являлось отголоском легенд о процветающем древнегреческом городе. Есть сведения, что Екатерина II и князь Потемкин посылали князя Василия Васильевича Каховского (правителя Таврической области в 1786-1788 годах) искать следы этого поселения на Молочном озере.

Поиски результатов не дали, но новый уезд и планируемый город все же назвали Мелитополем. Этому решению способствовал и тот факт, что во дворе императрицы было в моде преклонение перед греческой культурой и названиями.

Древнегреческое имя города — Милетополис (Милетополь) — было искажено в угоду императрице, на гербе которой были ульи с пчелами, и «город милетцев» стал «городом меда» — Мелитополем («мели» — по-гречески «мед», «мелисса» — пчела).

Источники

  • Дзякович П. К. Очерк города Мелитополя и его уезда в географическом отношении. — Мелитополь: типо-литография Л. Л. Либермана, 1898.
  • Крылов Н. В. Очерки по истории города Мелитополя 1814-1917 гг. — Запорожье : Тандем-У, 2008.
  • Фотоальбом «Мелітополь XX століття» — Киев : КВИЦ, 2006.
  • Фотоальбом «Северная Таврия на почтовых открытках XX века» — Киев : КВИЦ, 2010.

Источник: http://vmelitopole.ru/istoriya/dikoe-pole-do-1783/antichnyj-melitopol-fakty-i-legendy

Древние греки и римляне об Урале |

Древние греки  и римляне об Урале

О Гиперборее и ее жителях древние жители Древней Греции и Рима были хорошо осведомлены.  Многие античные авторы  на эту тему оставили свои письмена. В том числе и Плиний Старший, бывший одним из самых авторитетных ученых Древнего Рима в I веке до н.э. Он писал о древнем народе — гиперборейцах, живших у полярного круга. Причем хорошо понимал что гиперборейцы генетически связанны с эллинами.

Фото Волкова М. (Челябинск)

В своем труде «Естественная история»  Плиний пишет о счастливом народе, живущем за  Рипейскими (т.е. Уральскими) горами, по ту сторону Аквилона (Аквилон — древне-римское название северного ветра). Гиперборейцы достигают весьма преклонных лет и прославлены чудесными легендами.

Там в Гиперборее находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит полгода…  Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Там нет ни раздоров ни болезней.  Смерть приходит там только от пресыщения жизнью.

Такое у него было идеалистическое представление.

Очевидно, что Плиний Старший описывает Приполярные области, где раньше был теплый, благоприятный для жизни климат.

Древние греки, издавна обживавшие берега Черного (Понт Эвксинский) и Азовского (Меотийское озеро) морей, вели торговлю со скифами и проникали порой вглубь их земель.
Был такой путешественник в VII-VI вв до н.э.

Аристей Проконнеский, сходил он в поход в страну исседонов, живших далеко на севере в Предуралье или на Урале. Это был пожалуй настоящий подвиг, ведь древние греки в основном путешествовали по воде.

После 7-летнего похода он как полагается составил отчет в форме поэмы (так было принято).

Аристей описывает будинов — приуральский народ как многочисленное племя; у них светло-голубые глаза рыжие волосы.

На земле будинов находится эллинский город Гелон. Городские стены длиной в 30 стадий. А как известно, греческая стадия равнялась 185 метрам. Таким образом длина одной стороны составляла около 5,5 километра.

Это был просто гигантский город по тем временам! И дома и святилища по эллинскому образцу и стены в том городе построены из дерева. В святилищах есть алтари и статуи эллинских богов.

Жители Гелона издревна были эллинами, но после изгнания (скифами?) их торговых поселений, они осели в земле будинов. Язык у них частично скифский, частично эллинский.

Но гелоны не похожи на коренных жителей этой страны будинов. Будины — кочевники. Они единственный народ, который питается сосновыми шишками.  Очевидно, Аристей ошибался.  Не сосновыми, а КЕДРОВЫМИ! Одеваются будины в шубы из меха животных, в озерах ловят выдру, бобров и других зверей. На земле их много густых лесов.

Вероятно земли будинов простирались от владений скифов в Причерноморье ло Уральских гор, современного Пермского края. Они могли быть предками пермяков. Раскопки могильников Зауралья подтвердили прочные связи местного населения с эллинским миром. Найдена была, например, типичная эллинская серебряная чаша с дельфинами.

Но кроме того найдены зерна ячменя, проса и пшеницы. То есть будины-пермцы были не только охотниками и рыболовами, но и умели обрабатывать землю. Возможно этому их научили пришельцы-гелоны.

Где же находился город Гелон? Одни уверены, что на территории современной Полтавской области, на Украине, другие уверены, что на южном берегу Камы, на земле современной Вятской губернии. Интересно, что будины и гелоны помогали скифам в войне с Дарием — персидским царем.

 «…город Бряхимов в древности назывался «Гелон», до которого доходил персидский царь Дарий Истасп, гнавшийся за скифами в 512 г. до Р.Х. и оный выжег. Впоследствии город сей назван болгарами «Бряхимов» по князю Абдряхиме, жившем в нём»

Через 100 лет (т.е в V веке до н.э.) этот отчет Аристея попал в руки Геродоту. Тот и сам был большим любителем разных видов туризма, много путешествовал, он много писал о Скифии и о суровых северных землях, где постоянно идет снег.

Геродот пишет о людях, живущих у подножия высоких гор. Он их называет плешивцами т.к. они абсолютно лысые с самого рождения, причем и дети и женщины. У них  плоские носы и широкие подбородки. Одеваются как скифы, а питаются  древесными плодами. Каждый человек живет под деревом.

Вообще-то древних уральцев называли северными скифами, но почему они брили головы? Еще Геродот отмечает необыкновенную миролюбивость этого народа, они даже не имеют оружия. Любой изгнанник может найти у них приют. Называет Геродот этот народ аргиппеи. Восточнее живут исседоны, а кто живет еще севернее неизвестно, т.к.

горы столь велики, что их никто не переходил. Но по словам плешивцев на горах живут козлоногие, а дальше другие люди, что спят шесть месяцев в году. Но я этому не верю — пишет Геродот. Ну, козлоногими северные народы называли потому-что они носили меховую обувь — унты мехом наружу.

А по словам исседонов севернее живут одноглазые люди и грифы, стерегущие золото.

Геродот между прочим называет славяно-скифов «сколотами» — от русского слова «сокол».  Сокол — это древний тотемный образ. Наверное еще гиперборейский. Русские называли Солнце Ясным Соколом, ночь — волком. «Пришел волк — весь народ умолк; взлетел ясен-сокол, — весь народ пошел».

Во II в н.э. Клавдий Птолемей составил географическую карту известного и неизвестного ему мира. Она стала известна как карта Птолемея и использовалась еще 1000 лет.

Как видно на карте греки помещали Рифейские горы в истоках Днепра (Борисфен). Гиперборейские же на СВ от Рифейских в истоках Волги (РА) и Камы. Причем Гиперборейские горы вытянуты с З на В . Восточнее Ра Птолемей нанес реку Даикс, возможно это река Урал.

А Риммикальские и Норосские горы — это и есть наш родной Южняк (Ю.Урал)

Еще восточнее Птолемей поместил хребет, вытянутый с С на Ю  под названием Имаус. Очень уж он напоминает Уральский хребет. Возможно, что Птолемей слышал о каких-то горах к востоку от Ра, и вытянувшихся далеко на север. Но поскольку он уже в верховья этой реки поместил Гиперборейские горы, а южнее их Риммикайские и Норосские, то Имаус ему пришлось отодвинуть еще дальше к востоку.

Источник: http://perevalnext.ru/karta-ptolemeya/

Деревянный город Гелон

Previous Entry | Next Entry

skygradПоговорим о древнейшей истории бассейна Вятки.
Вот цитаты из Геродота о событиях середины 1 тысячалетия до н. э.:   Будины — большое и многочисленное племя; у всех их светло голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной.   Будины — коренные жители страны — кочевники. Это — единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками*. Гелоны же, напротив, занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой (лосей). Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки (точнее, применяется 'бобровая струя').     Комментарий*. Вероятно, такое сопоставление возникло оттого, что в названии племени содержалось слово 'белка', которая называлась на языке племени будинов 'поедатель сосновых шишек'. Векшеедами (поедателями белок) звали аборигенов Вятки — вотяков. На их языке река Ватка имеет перевод 'Бобровая'. Что касается «большого озера окруженного болотами», то за него можно было принять среднюю часть русла Вятки, со множеством многокилометровых стариц. Да, и болот на Вятке хватает. Эллины — Hellenes, самоназвание греков, отсюда имя племени Гелоны.
Цитата из Медведев А.П. ГЕЛОН ГЕРОДОТА:Учитывая, что Геродот не менее чем в 8-10 раз преувеличил реальные размеры Вавилона, город Гелон был также намного меньше.   По смыслу сообщения Геродота, Гелон находился в Левобережье Танаиса, к северу или к северо-востоку от 'земли савроматов'. Гелоны явно отличаются от скифов: 'У них (у скифов) не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса'. Еще более разительно различались эти этносы по отношению к культу Диониса: если гелоны ему поклонялись, то скифы убили своего царя-отступника Скила, совершившего обряд посвящения этому божеству. В другом месте историк замечает, что и у персов не в обычае воздвигать храмы, статуи, алтари. На этом фоне наличие эллинской культовой триады в Гелоне, не говоря уж о регулярных вакхических обрядах, может быть понято однозначно — с точки зрения Геродота, в этом сакральном центре проживали потомки эллинов. Имя Гелон было распространено у греков, поэтому велика вероятность, что настоящее название города звучало несколько иначе. Да и приверженность гелонцев греческой обрядности также может быть придумана автором из указанного сходства.   'Сопоставление геродотова 'образа Гелона' и современных археологических данных о Бельском городище скорее заставляет усомниться в их тождестве, чем признать последнее'.Из Геродота:

Читайте также:  Собор святой софии в стамбуле - тайны и факты

123. Проникнув в землю будинов, персы нашли там город, окруженный деревянной стеной. Будины бежали, город опустел и персы предали его огню. После этого персы продолжали следовать все дальше за отступающим противником, пока, пройдя через эту страну, не достигли пустыни.

Пустыня эта совершенно необитаема, расположена она севернее страны будинов и тянется в длину на семь дней пути. Севернее этой пустыни живут фиссагеты. Из их земли текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду.

Названия этих рек: Лик, Оар, Танаис и Сиргис.

     124. Дойдя до пустыни, Дарий с войском остановился станом на реке Оаре. Затем царь приказал построить восемь больших укреплений на равном расстоянии — около 60 стадий друг от друга. Остатки этих укреплений сохранились еще до нашего времени. Пока царь занимался этим сооружением, преследуемые им скифы обошли его с севера и возвратились в Скифию… (далее описана партизанская война и отступление персов).       Комментарий. Дарий наступая с запада, сначала форсировал Босфор, затем переправился через Дунай, Днепр и Дон. То есть, масштабы похода позволяют полагать значительное продвижение его войска вглубь страны скифов вплоть до Волги. Из описания можно видеть, что будины жили довольно далеко от Причерноморских степей, в северо-восточных лесных краях. Их иногда отождествляют с Городецкой культурой (верхннее Волго-Донье), а соседних с ней фиссагетов — с Ананьинской (Волго-Камской).  

Но есть и другое мнение, будины — это ананьинцы, представители крупной культурно-исторической общности 1 тыс. до н. э., включавшей в себя несколько близких между собой народов-племен. Именно у них были известны города с древо-земляными стенами.

     Карта находок киммерийских (скифских) мечей и кинжалов. Под цифрой III Волго-Камье: 1 — Ананьино; 2 -Билярск; 3 — Новомордово; 4 — Полянское; 5 — Старое Ахмылово; 6 — Татарский Вурнашев.»В этих кинжалах никак нельзя видеть импорт с Кавказа, как считают некоторые исследователи, а исключительно продукцию местных ремесленников, подвергших киммерийские образцы значительной переработке. Эти широкие кинжалы с широкими плоскими рукоятями не находят себе точных аналогий не только в степи, но и на Северном Кавказе. В Волго-Камье в результате эволюции, некоторые звенья которой нам еще не известны, создается своя, ананьинская локальная группа кинжалов». http://historylib.org/historybooks/Terenozhkin-A-I_Kimmeriytsy/9   Ананьинская культура 2: 1 — каменная псевдоантропоморфная намогильная плита с изображением боевого топора и кинжала; 2 — бронзовый пояс с бляхами-подвесками и каменным оселком (реконструкция); 3, 4 — железный и бронзовый наконечники копий; 5, 6, 8 — бронзовые наконечники стрел; 7 — железный наконечник стрелы; 9 — костяной наконечник стрелы; 10 — бронзовый топор-'кельт'; 11 — биметаллический кинжал; 12 — бронзовый клевец с зооморфным обушком; 13 — железный кинжал; 14 — керамический сосуд; 15 — бронзовый браслет; 16 — бронзовая секира с зооморфными втулкой и обушком (парадная, для сопровождения вождя, Вятка); 17 — бронзовая уздечная бляха в виде свернувшегося хищника.

На сегодняшний день на территории Прикамья известно более 100 ананьинских городищ. Для вятского локального варианта основным будет тип IА1D (мысовое треугольное с курганообразным валом и дугообразным рвом с напольной стороны).

Городища и селища Ананьинской культуры располагаются в основном вдоль берегов крупных рек (Волга, Кама, Белая и Вятка) и их притоков. Городища часто группировались и окружались селищами, что внешне могло выглядеть как один большой город.

Курганообразный вал — остаток большой сторожевой башни, нечто вроде донжона, защищавшего городок со стороны поля. Вероятно, башня стояла на искусственной насыпи, при этом нижний этаж ее мог быть заполнен землей. С этой башни при нападении вели огонь, а в случае прорыва ограждения, в ней собирались обитатели данного поселения.

Типичные размеры таких городищ: вытянутая мысовидная площадка длиной около 100м и шириной со стороны поля 30-40м, вал размером 30х30 м высотой до 4 м, дуговидный ров (в полукруг вала) глубиной до 1,5 м., на оконечности мыса культурный слой до 70 см.

     А теперь самое удивительное. Подобные городки встречаются в других местностях Европы. И прежде всего, в качестве семейных замков рыцарей Нормандии, выходцев из знати викингов.  
Замок Motte представлял собой насыпной холм из земли. Высота насыпи в большинстве случаев не превышала 5 метров. Холм был круглый или приближенный к квадрату. На вершине возводилась деревянная, а позднее каменная, оборонительная башня, окруженная палисадом (Е. Х. — интересно, что слово палисад употребляется на Вятке для обозначения изгороди). Вокруг холма шёл заполненный водой или сухой ров, из земли которого и формировали насыпь.

Итак, на Вятке за 1000 лет до эпохи викингов-норманов уже существовали аналогичные во многом поселения замкового типа. Можно предположить, что в них в центре ареала Ананьинской культуры (между Волгой и Камой) в родовых замках жила военная верхушка ананьинцев — племя гелонов.

Можно уточнить конструкцию Вятского варианта замка.

Учитывая, что здесь городки устраивались на продолговатом береговом мысу окруженном с двух сторон крутыми склонами широких и глубоких оврагов, перекидной мост через которые сделать затруднительно, вход в замок мог быть со стороны пристани на берегу реки (подобное встречалось у норманов), или через относительно неширокий копанный ров со стороны поля. Башня-донжон в ту пору могла выполнять роль наблюдательной вышки, здесь постоянно находился небольшой караул. С неё также удобно было вести обстрел из луков прилегающей местности. Она также могла быть убежищем в случае штурма.

Город Гелон — столица ананьинцев — располагался на Елабужском городище, здесь есть следы города той поры. После нападения Дария он был заброшен, а население из разоренных областей перебралось на среднюю Вятку. Невдалеке от Елабуги знаменитый Ананьинский могильник.

Погребальный обряд ананьинцев характеризуется, как кремацией (трупосожжение), так ингумацией (трупоположение). Особой чертой ананьинских могильников становятся захоронения в 'домиках мёртвых' — деревянных срубных конструкциях, имитирующих дом, который возводился над могилой или несколькими могилами.

Захоронения совершались близко к воде и ногами к реке, что указывает на тесную связь воды и представлений о стране мёртвых.

Оригинальны могилы VI-V вв. до н.э. под «курганами». В насыпи под самым богатым мужским погребением («могила вождя») находилась выложенная плитами яма, имевшая вид лодки (около 5,2×2,7×0,9 м).

«Ладья» состояла из двойного, а на дне — из тройного ряда плит, нижний из к-рых прилегал к сгнившим доскам. В заполнении ямы и между плитами найдено много угольков, пепла и обожженных косточек — следы заупокойной тризны.

Под каменной лодкой находилась прямоугольная могила с отвесными стенками и плоским дном (около 2,6×0,3 м), в к-рой был захоронен мужчина с богатым сопровождающим инвентарем (серебряные и бронз. украшения, бронз. секира-клевец, жел.

наконечник копья, нож, каменный оселок, кремневые наконечники стрел, берестяные «футляры» и т.д. и заупокойной пищей (глиняный сосуд, кость быка). Здесь же лежали обломки каменных плит, в т.ч. одна с орнаментом. Дно могилы было покрыто тонким слоем пепла и угля…

Источник: https://skygrad.livejournal.com/41937.html

Где стоял город Гелон? Воронеж

В земле будинов, по Геродоту, живут также гелоны, отличающиеся от будинов всем — языком, образом жизни. Будины — кочевники, гелоны — земледельцы, которые едят хлеб и занимаются садоводством. В землях будинов находится самый удивительный, единственный в пределах скифского квадрата город Гелон: «В их области выстроен деревянный город; название этого города — Гелон.

Читайте также:  Брачный аферист - тайны и факты

Длина стены с каждой стороны — 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные, и храмы. Там есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алта­рями. .. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса (покровитель виноделия. — В.Б., П.З.) и впадают в вакхическое исступле­ние».

Вакх — то же, что и Дионис, сын Зевса, который был у греков богом растительности, виноградарства и виноделия. Гермес учил всех виноделию и совершал чудеса, являясь то в образе быка, козла, то льва, пантеры. Во время праздников Диониса сопровождали женщины, которые шли в венках и были одеты в шкуры животных. Шествие было шумным. Женщин назы­вали вакханками, т.е.

спутницами Гермеса-Вакха (слово Вакх негреческого происхождения, попавшее в греческий язык как обозначение Диониса, но откуда — непонятно). Шествия превращались в настоящие попоища и при­водили участников в «вакхические исступления». В Греции, где виноделие играло огромную роль в жизни греков, культ Гермеса стал настоящей рели­гией.

Указание Геродота о типично греческом культе в Гелоне, показывает греческое происхождение гелонов.

Загадку Гелона пытались решить многие. Так, П.Д. Либеров, считав­ший археологические памятники скифского времени Среднего Дона будино-гелонскими, отождествил Гелон с городищами у с. Волошино в ост­рогожском крае.

Там экспедиция Петра Дмитриевича обнаружила шесть го­родищ, каждое из которых было окружено укреплениями — валами и рвами. Но все они имели еще один общий вал. Его точное расположение осталось не ясным, но это не помешало П.Д. Либерову указать на возможный Гелон (Либеров, 1969).

Со временем это предположение было опровергнуто. Оказалось, что большинство городищ у с. Волошино не имеет культурного слоя, а там, где он имеется, находки относятся ко времени не ранее IV в. до н.э., т.е.

к тому времени, когда Гелон уже должен был существовать, а Волошинские городища еще нет. Общий вал оказался частью укреплений против та­тар и датировался XVII в.

Ни одно городище на Среднем Дону по сегодняшний день не вписывается в описание Геродота. Оно должно иметь культурный слой, который должен относиться ко времени раньше, чем середина V в. до н.э.т.е. ко времени, когда о Гелоне писал историк, иметь длину стены в пределах 30 стадиев (примерно 25 км!).

В последние десятилетия все больше исследователей, в особенности на Украине, считает, что под городом Гелоном следует понимать огромное по размерам городище у с.

Бельск в Левобережье Днепра на Украине (Вельское городище). Выходят научные статьи и книги с соответствующими названия­ми, например, книга известного украинского археолога Б.А.

Шрамко «Вель­ское городище скифской эпохи (город Гелон)» (1987).

Вельское городище единственное, которое по своим размерам сходится с данными Геродота. Городище однозначно существовало во времена Геро­дота и еще раньше. На нем обнаружены и жилища, и мастерские, и следы активной жизни населения. Все бы хорошо, но…

Если Вельское городи­ще- остатки города Гелона, то тогда и земли будинов следует протянуть от Среднего Дона до Левобережного Поднепровья. Но тогда нарушается вся система расселения других племен по Геродоту, и вместо них — одни будины. Да и форма городища треугольная, а не квадратная.

Нет каких-либо остат­ков храмов, скульптур. Вместо статуй античных богов — мелкие скульптурки из глины, менее всего напоминающие античные божества. И их делали ге­лоны… Может, Геродот что-то напутал? Не исключено.

Сам он в Гелоне не был, а его информаторы могли предоставить и неверную информацию. Но вероятнее всего, дело в другом.

Источник: http://vantit.ru/library/item/1078-gde-stoyal-gorod-gelon?.html

Гелон Геродота

Геродот, наиболее известный историк и географ Древней Греции, когда-то рассказал о племени будинов. По его словам, за рекой Танаисом, т.е. Доном, находятся владения савроматов, а «выше их обитают будины. Земля здесь покрыта густым лесом разной породы».

Таким образом, если заглянуть в атлас, то навскидку места обитания этого народа приходятся либо на среднее течение Днепра, либо на его правые притоки. О них самих Геродот рассказал следующее:

«Будины — большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город Гелон. Из дерева построены дома и святилища…. Там есть святилища эллинских богов, сооружённых по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление.

Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной.

Будины — коренные жители страны — кочевники. Гелоны же занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов».

Необычное множество подробностей в сообщении Геродота указывает на то, что человек, рассказом которого он воспользовался, сам побывал в этом городе и был поражён его многочисленными деревянными строениями и их размерами — внушительными даже по сравнению с Афинами и другими городами античного мира.

Как видно, в столице, а возможно, единственном городе будинов, Гелоне, поселились люди разных национальностей. По всей видимости, большинство из них составляли греки, или эллины, затем греки «двуязычные», т.е.

смешанного происхождения — от браков между греками и скифами, и в меньшем количестве собственно будины.

Последние, как видно из описания, имели удивительное сходство с народами, жившими на севере Европы, возможно, славянскими племенами.

К сожалению, кроме Геродота, никто никогда более не рассказывал в своих сочинениях о будинах, и они, казалось, должны были исчезнуть из исторической памяти без остатков материальных следов…

В 1980 году профессор Харьковского государственного университета Борис Андреевич Шрамко впервые обратил внимание на огромное городище скифского времени, расположенное у села Бельск в нынешней Полтавской области.

Дело в том, что время от времени, на сельской околице, ребятишки находили обломки старинной керамики, а то и какие-то сказочные мечи.

А однажды при земляных работах был обнаружен красивый бронзовый котёл с ручками, изображающими козлов.

Изучение уникального памятника далёкой эпохи позволило ему воссоздать картину жизни, быта, устройства обороны древнего поселения. Оказалось, что Бельское городище по своим размерам и функциям сравнимо с древнегреческими городами античной эпохи — более десяти тысяч квадратных метров городской площади раскопали археологи. Их выводы совпали с рассказом Геродота.

Профессор Шрамко установил, что древнее городище было обнесено высокими земляными валами, над которыми возвышались мощные оборонительные стены, сооружённые из дерева и земли. По внешнему виду они напоминали палисады крепостей Древней Руси.

К деревянным стенам примыкали помещения для стражи, казематы. Входы охранялись надвратными башнями на каменных основаниях.

Внутри крепости археологи раскопали дома, срубленные из дерева, хозяйственные и производственные помещения (мастерские, погреба, хлевы для скота), ямы для хранения зерна.

Неоднократные перестройки, следы пожарищ и ремонтных работ говорят о том, что жизнь аборигенов Бельского городища не была спокойной и беззаботной. Они неоднократно подвергались нападениям врагов.

В случае военной опасности за стенами города укрывались жители близлежащих земледельческих селений. Из них формировались многочисленные отряды, обеспечивавшие дополнительную защиту огромной оборонительной линии.

Ведь общая длина бельских укреплений составляла почти 26 километров!

В мирное время это был крупнейший на юге Восточной Европы политический, ремесленный, торговый и культурный центр. Судя по обилию обломков греческих амфор и богатых чернолаковых античных сосудов, находкам изделий из стекла, население Бельского городища поддерживало тесные торговые контакты с причерноморскими греческими колониями уже с конца VII- начала VI веков до н.э.

Убедительным свидетельством в пользу отождествления Бельского городища с геродотовым Гелоном является совпадение их размеров. Геродот сообщает, что «городская стена Гелона с каждой стороны имеет в длину 30 стадий».

Если он пользовался при подсчётах стадиями по 210 метров, то длина стен должна была равняться 25 200 метрам. Протяжённость укреплений Большого Бельского городища равна 26 км.

В Восточной Европе нет другого поселения скифского времени, которое в такой мере, вплоть до размеров, совпадало бы с описанием Геродота.

В своём капитальном историческом труде «Геродотова Скифия» академик Б.А. Рыбаков приводит любопытную деталь: Бельское городище лишь немногим уступало по площади Москве начала XX века. Защищённый мощными крепостными стенами, Гелон занимал территорию более четырёх тысяч гектаров.

Раскопки показали, что свыше двух с половиной тысяч лет назад в районе нынешнего села Бельска существовал древний город Гелон — крупный ремесленный центр. Остатки различных мастерских встречаются повсюду.

В самом начале железного века здесь действовали сыродутные горны, позволявшие получать хорошее железо и сталь.

Найдена кузница с большой каменной наковальней, различные инструменты и кузнечные изделия от простых ножей до серпов, топоров и мечей.

Древние художественные изделия Скифии, оформленные в своеобразном «зверином стиле», имеют всемирную известность. Удалось установить, что именно Гелон был одним из крупных центров по изготовлению таких высокохудожественных предметов.

На юге России, близ Полтавы, по сей день сохранилась небольшая, около 500 человек, этническая группа, считающая себя потомками древних скифов. Они называют себя скилами. Среди этих людей бытует предание: когда на Земле останется последний скиф, он проникнет в подземелья под городом Гелоном и извлечёт оттуда послание для всех людей.

Ирина СТРЕКАЛОВА

Предыдущая    Статьи     Следущая

Источник: http://www.vseprokosmos.ru/golos36.html

Ссылка на основную публикацию