История елагина острова — тайны и факты

История парка

Убранство дворца отличалось своим великолепием и отвечало требованиям и вкусам времени. Лучшие скульпторы, живописцы-декораторы, мебельщики, бронзовщики по эскизам главного архитектора создавали парадные интерьеры дворца.

Масляный луг

Создавая новую столицу Российской Империи на берегах Невы, Петр I стремился обустроить и близлежащие территории, раздавая их своим соратникам. Первым хозяином острова в 1709 году стал вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров (1669–1739), известный дипломат и государственный деятель.

На протяжении XVIII века у острова сменилось девять вельможных владельцев. За это время он несколько раз переименовывался. Первоначальное его название звучало по фински «Мистула-саари». На карте Петербурга 1703 года остров уже значился как Мишин или Михайлин.

По легенде, это название закрепилось за островом после того, как дозору русских солдат встретился здесь большой медведь. Наименование «Мишин» сохранялось в течение всего XVIII века как официальное.

Свое нынешнее название остров получил по имени своего пятого владельца — Ивана Перфильевича Елагина (1725–1794), обер-гофмейстера императорского двора, прославившегося своим гостеприимством и хлебосольством.

Высоко оценивая исключительную красоту расположения Елагина острова, каждый из владельцев по-своему старался его преобразить и благоустроить, привлекая к работе лучших паркостроителей и цветоводов. Особенно славились оранжереи, в которых выращивались редкие растения и диковинные фрукты.

История Елагина Острова, XIX век

К началу XIX века содержание большого имения, расположенного на Елагином острове, стало обременительным, и последний частный владелец острова Григорий Владимирович Орлов (1778–1826) продал его в 1817 году в казну за триста пятьдесят тысяч рублей.

В 1817 году остров был куплен Кабинетом Его Императорского Величества. С этого времени начинается новая страница в истории Елагина острова. На следующие сто лет он переходит во владение русского императорского дома.

В 1818 году по указу императора Александра I был образован «комитет для перестройки бывшего Елагина дворца, постройки кухонного и конюшенного корпусов, переделки большой каменной оранжереи и прочего на Елагином острове».

Главным архитектором строительства назначили малоизвестного в Петербурге архитектора  К.Росси. Ему предстояло перестроить дворец, создать новые служебные корпуса и обустроить остров для летнего пребывания там вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Угодить взыскательным вкусам хозяйки блистательного Павловска было непросто.

Перед Росси стояли не только планировочные задачи, но и пространственные, ландшафтные, интерьерные, декоративные. Эта уникальная ситуация позволила его таланту проявиться во всей полноте. Архитектор не ограничился только перестройкой дворца и служебных помещений, а преобразил весь остров целиком.

Предварительная смета, составленная Росси, оказалась внушительной — 1 288 649 рублей, а вместе с парковыми работами она увеличивалась до 1587632 рублей.

Росси должен был выполнять строительные работы, а благоустройство острова и перепланировка парка были поручены опытному садовому мастеру Джозефу Бушу-младшему, прославившемуся созданием Павловского и Царскосельского парков.

Генеральный план дворцового ансамбля на Елагином острове, в котором последовательно проведен принцип пейзажного парка с его асимметрией и живописностью, разрабатывался Росси и Бушем совместно. Их стараниями остров, «с огромным трудом вырванный из болотистой петербургской почвы, был превращен в Isola bella русского Севера — «прекрасный остров», а парк на нем — в один из красивейших парков Европы.

В течение двух строительных сезонов 1818 и 1819 годов дворец был перестроен. Датой окончания строительных и отделочных работ, а также внутреннего убранства считается 1822 год.

Все работы велись ускоренными темпами, так как дворец должен был быть полностью готов к тезоименитству Государыни Императрицы, «согласно воле Государя, не позже 20 июля 1822 года», хотя многие работы, связанные с другими постройками на острове, продолжались ещё в течение нескольких лет.

На протяжении ста лет остров оставался во владении Романовых и был излюбленным местом отдыха императорской семьи. За долгие годы в Елагиноостровском дворце сложилась уникальная коллекция, основу которой заложили произведения, изначально выполненные по замыслу великого архитектора, мастера интерьера и декоративно-прикладного искусства Карла Росси.

История Елагина острова, XX век

Парк создан по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 02.12.1931г. Открытие состоялось  05 августа 1932.

В 1932 году на острове был открыт Центральный парк культуры и отдыха, ставший самым массовым местом отдыха ленинградцев. После гибели С. М. Кирова в 1934 году Крестовский, Елагин и Каменный острова переименовываются в Кировские, а Центральному парку культуры и отдыха присваивается имя С. М. Кирова.

На острове создаются многочисленные спортивные и детские площадки, аттракционы. От дворца к заливу прокладывается центральная аллея, на которой в 1935–1936 годах были установлены скульптурные композиции «Гимнасты на бревне», «Метательница диска», «Дискобол», «Балерина Уланова» известных советских скульпторов М. Г. Манизера и Е. А.

Янсон-Манизер, которые на многие годы определили эстетическую ориентацию парка.

Во время Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль сильно пострадал: были повреждены интерьеры дворца и многие парковые павильоны.

Сразу после окончания войны начались восстановительные работы, и в 1961 году возрожденный дворец принял своих первых посетителей как база однодневного отдыха трудящихся с выставочными залами на первом этаже.

В эти годы на парк легла нагрузка основной зоны активного отдыха горожан. В результате нерегулируемого посещения парка его ландшафту был нанесен значительный ущерб.

В течение 1980–1990-х годов в парке велись работы по воссозданию его в историческом виде. В 1987 году в Елагиноостровском дворце был открыт Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII—XX вв.

Елагиноостровский дворцово-парковый ансамбль, сохранивший первозданную прелесть своего парка, обладая особой художественной и духовной привлекательностью, вот уже на протяжении трех веков является любимым местом отдыха многих поколений петербуржцев.

История Елагина острова, XXI век

В 2006 г. Правительством Санкт-Петербурга было  принято Постановление от 23.06.2006 г.

№771 «О плане мероприятий по развитию паркового хозяйства на территории Елагина острова», основными направлениями которого являются реставрация и восстановлению историко-архитектурных объектов, воссоздание ландшафта и экологической среды парка.

В 2012 году природный комплекс Елагина острова был объявлен памятником природы регионального значения «Елагин остров», а территория, занятая им, — особо охраняемой природной территорией регионального значения.

Источник: https://elaginpark.org/ostrov/istoriya-parka

Легенда про Елагин остров

Пожалуй, лишь у очень упорного человека есть шансы посетить все острова Санкт-Петербурга, но про Елагин остров мы можем предположить с огромной долей вероятности, что вам доводилось там бывать.

Возможно, вы бываете там только на крупных мероприятиях вроде фестиваля Geek Picnic, а возможно, что вы каждые выходные выбираетесь сюда на прогулку.

Так или иначе, этот остров не мог остаться в стороне от нашего внимания, и сегодня мы расскажем вам легенду про этот кусочек суши.

Остров, что сейчас носит имя обер-гофмейстера императорского двора Ивана Елагина, имеет сравнительно небольшую площадь в 94 га и протяженность с востока на запад 2,1 км, с севера на юг — 0,8 км. Впервые он был отмечен на шведских картах в 1643 году с финским названием «Мистулансаари»; русские прозвали его Мишин или Мишкин остров. И именно легенду происхождения названия мы и хотим поведать.

Как гласит легенда, в далёком 1703 году отряд русских солдат исследовал земли в дельте Невы. С трудом пробираясь в сумрачной чащобе, они вдруг услышали громкий треск. Замерев на месте и вскинув ружья, солдаты напряжённо ожидали гостя из тёмной чащи.

И вот появился огромный бурый медведь, порядком рассерженный появлением чужаков на его территории. Его появление вызвало у солдат скорее вздох облегчения: в ту неспокойную эпоху куда приятнее было встретиться с диким зверем, нежели с неприятелем. И вот, улыбнувшись, командир отряда произнёс: «Думали шведа увидеть, а напоролись на мишку.

Значит, остров этот будет не шведским, а Мишкиным». Так и появился Мишкин остров на картах города.

Любопытный факт: лишь обер-гофмейстеру императорского двора Ивану Елагину удалось увековечить своё имя в названии острова. Первые несколько хозяев, владевшие территорией, не оставили на ней явных следов.

Совсем другое дело Елагин, один из культурнейших людей своего времени, который был известен своим тонким художественным вкусом и гостеприимством.

Именно при нём был разбит парк с регулярными и пейзажными участками, вырыты каналы и пруды, выстроены мостики и беседки и построен Елагиноостровский дворец — главная жемчужина острова, что до сих пор притягивает даже многие пары молодожёнов для создания изысканных фотографий.

Что же до мишек, облюбовавших остров, то с появлением людей им пришлось покинуть эти благодатные земли и искать себе новое прибежище, где их не смогли бы побеспокоить суматошные люди со своими дворцами, особняками, роскошными парками и постоянным беспокойством о делах насущных. Кстати о делах: если у вас встала насущная проблема поиска жилья в северной столице, то наш хостел в Санкт Петербурге недорого будет полностью в вашем распоряжении, и об этом выборе вам не придётся пожалеть!

Источник: http://WonderHostels.ru/legenda_elagin.php

История Елагина острова и создания ЦПКО им. Кирова в Санкт-Петербурге

В начале XVIII века остров, омываемый водами Большой и Средней Невки, назывался Мишин, или Михайлин. Скорее всего, это название было ему дано финскими охотниками по аналогии с именами других островов: Заячий, Лосиный – ныне Васильевский, Кошачий – ныне Канонерский, Вороний – ныне Аптекарский.

Но существует и другая версия происхождения этого названия. Историк и краевед Петр Столпянский описывает следующую легенду.

В мае 1703 года отряд петровских солдат осматривал небольшой крайний островок в дельте Невы, в любой момент ожидая встретить здесь шведов.

Когда же послышался треск кустов и солдаты взяли ружья в приклад, из кучи бурелома с ревом вышел медведь. «Ожидали встретить шведов, а увидели медведя. Значит этот остров не шведский, а Мишкин», — сказали солдаты.

В начале XVIII века Елагин остров, находящийся на западной окраине города, в сознании жителей ассоциировался с тем географическим рубежом, за которым строительство было уже невозможно. Это отразилось и в городском фольклоре, говорящем о бедности и нужде народа: «Вошь да крыса до Елагина мыса».

История создания ЦПКО

Первоначально островом владели дипломат Петр Шафиров и генерал-прокурор Павел Ягужинский, сенатор Алексей Мельгунов и князь Григорий Потёмкин, он и перепродал имение директору императорских театров Ивану Перфильевичу Елагину.

Именно при нем здесь были возведены каменный дворец и оранжереи, живописный парк с гротами и беседками, мостиками и павильонами. Для защиты от наводнений были устроены пруды и каналы, а вдоль берега насыпаны огромные валы.

Живописный парк стал открытым для посещения, а остров стали называть Елагиным. Вскоре среди знатных особ города появилась традиция совершать ежедневные прогулки по парку.

В записках петербургского академика Ивана Георги отмечено, что в парке «всем хорошо одетым людям не воспрещается гулять во всё летнее время. Кроме того, всех приезжающих на прогулку, даже в отсутствие хозяина, дворецкий принимал и угощал, смотря по времени, обедом или ужином».

После смерти Ивана Елагина родственники продали остров и он несколько раз менял своих владельцев. Последним частным хозяином был Григорий Владимирович Орлов, племянник фаворита Екатерины II.

В 1817 году имение было продано в государственную казну. Александр Первый решил перестроить дворец для своей матери Марии Федоровны, которой было тяжело добираться до своих летних резиденций в Павловске и Гатчине.

Читайте также:  Как устроен мозг человека, кора, большие полушария - тайны и факты

Кроме строительства нового дворца, было решено соорудить Кухонный и Конюшенный корпуса, перестроить Большую каменную оранжерею. Руководил работами придворный зодчий Карл Росси, ему помогали опытные мастера – архитекторы и скульпторы, художники и резчики. Строительство продолжалось в течение пяти лет, с 1818 по 1822 год.

Работы выполнялись в три этапа: сначала был построен дворец и выполнены интерьеры, затем шло возведение служебных флигелей и на последнем этапе – обустройство парка и создание садовых павильонов.

В XIX веке питерские острословы называли западную часть Елагина острова «Пуантом». Возможно, это связано с формой острова, напоминающего носок балетной туфельки, а, возможно, от желания встать на цыпочки и замереть в ожидании момента полного захода солнца за горизонт Финского залива.

ЦПКО им. Кирова был открыт в 1932 году и ленинградцы стали называть его нежным словом «Цыпочка». Это фольклорное название связано и со звуковой ассоциацией (ЦПКО) и, вероятно, с воспоминаниями о старом имени — «Пуант».

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21533.htm

Тайны и легенды Санкт-Петербурга. — Истории и интересные новости

Тайны и легенды Санкт-Петербурга.

Масонский Петербург
Кроме того, что Петербург – город царский и все здесь дышит духом истории и правительственной мощи, он еще и город тайн, загадок, мифов и мистики. Именно здесь некогда проживали члены масонской ложи, авантюристы, тамплиеры и розенкрейцеры.

Поэтому, планируя свой отдых в Петербурге, многие стараются включить в общую программу экскурсий по Северной столице еще и посещение излюбленных мест масонов.

Как правило, программы экскурсий включают в себя содержательные лекции о том, как появились масоны на Руси, как их влияние на мир прослеживается в архитектуре города.

Во время автобусно-пешеходной экскурсии, вам расскажут, где можно разглядеть масонские знаки на знаменитейших сооружениях Санкт-Петербурга. Здесь же вам поведают тайну имени города, и ознакомят с красотами Дворцовой площади и Казанского собора в Санкт-Петербурге.

В рамках такого тура обязательным станет посещение Елагина острова, где вам поведают об истории первых масонских обществ, их идеи и основные черты. Кроме этого, интересно будет узнать и о других тайных обществах, существовавших на территории России в 18-19 веках. В завершение первого дня тура, вам предложат поискать философский камень – источник вечной молодости и долгой жизни.

Обязательно посетите Приоратский дворец и послушайте рассказ о том, как известный масон Павел Первый использовал свои мировоззрения в правлении государством.

О масонстве же в принципе слышали многие люди. Кое-что знают, о кое-чем знают, но информации не так уж много и вся она противоречива.

Прошлое и настоящее масонов – окутано завесой великой тайны, приподнять которую можно лишь с помощью знающих людей.

О том, что Петербург долгое время был не просто столицей государства, но и центром скопления тайных обществ уже хорошо известно, но не многие могут разглядеть те артефакты и небольшие метки, которые указывают на это.

Еще по теме:  Сушили для поделок в школе?)

Например, Казанский собор – это истинный храм масонов, но какой же замысел был у его создателей? Какие роли в жизни масонов играли Строгановский дворец и Михайловский замок? И где в Санкт-Петербурге расположен главный знак масонов размером с целый парк? Множество вопросов о масонстве мучают умы интересующихся. У этого тайного общества действительно очень интересная история, которая полна увлекательных учений об идеальном человеке и заблуждений, которые, порой, становились трагическими.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Про Питер

Источник: https://xn--b1agop3c.xn--p1acf/bez-rubriki/tainy-i-legend/

Дворец на Елагином острове

К числу наиболее крупных двоцово-парковых комплексов на окраинах Санкт-Петербурга относится Елагин остров — самый северный из островов невской дельты. Живописный и исключительно выгодно расположенный, он издавна играл роль загородной увеселительной усадьбы петербургской знати.

В начале XVIII столетия при П. Шарифове, первом владельце острова, началось его благоустройство. Однако дворцово-парковый комплекс с обширным английским, или пейзажным, парком начал формироваться в 1780-х годах для обер-гофмейстера императорского двора И. Елагина.

Для него было возведено первое каменное строение, предположительно по проекту Дж. Кваренги, которое представляло собой четкий прямоугольный блок с полуротондой, обращенной в сторону Средней Невки.

Одновременно проводились большие работы по устройству парка: для осушения низменной территории площадью 95 гектаров были вырыты пруды, а для защиты от наводнений остров обнесли земляным валом.

Елагин дворец (летний императорский дворец) стал ядром дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове.

В 1817 году это место было выкуплено у тогдашнего владельца графа Е Орлова Кабинетом Его Императорского Величества для Марии Федоровны, вдовы Павла I. Находившийся здесь дом не удовлетворял владелицу, привыкшую к роскоши и изяществу Павловского дворца.

Ради комфортного летнего пребывания императрицы в комплексе в 1818-1822 годах возвели новые сооружения. Организовали специальную строительную комиссию во главе с Росси.

Это был первый крупный комплекс величайшего творца архитектурного ансамбля, в котором его мастерство засверкало в полном блеске.

Природные условия для создания ансамбля были на редкость благоприятными. Остров, омываемый на севере Большой Невкой, а на юге и юго-востоке — Средней Невкой, устремлен своей узкой западной частью к просторам Финского залива. Сооружения сконцентрировались в юго-восточной части парка.

По проекту Росси усадьба была перепланирована: реконструировали дворец, вблизи которого возвели оранжерею, построили конюшенный и кухонный корпуса, жилые дома прислуги, а на берегу Средней Невки — павильон у гранитной пристани, музыкальный павильон и гауптвахту.

Эти здания были свободно разбросаны в зелени парка, что подчеркивало живописность ландшафтной композиции, разработанной Росси вместе с лучшим мастером садово-паркового искусства первой четверти XIX века Д. Бушем. Они значительно повысили уровень почвы и изменили конфигурацию острова, создали систему прудов с использованием существовавших водоемов.

Были посажены сотни дубов, ясеней, кленов, лип и лиственниц. Перед дворцом оставлен широкий луг, носивший название Масляного, так как в XIX веке на нем устраивались гуляния на Масленицу.

Росси, тесно сотрудничая с Бушем, с большим умением нашел масштабы дворцовых сооружений, искусно расположил и мастерски связал с парковым пейзажем здания. Постройки комплекса разделялись на три группы: дворец и службы, парковые павильоны и строения скотного двора (расположенные вдали у залива).

Светлый трехэтажный Елагин дворец стал ядром композиции ансамбля. Он завершил перспективу со стороны острова и вписался в панораму живописной набережной Средней Невки как главная архитектурная доминанта. Росси перестроил старый дом, увеличив и дополнив его объем пышными коринфскими портиками.

Он создал дворцовое здание, в котором торжественность и строгость внешнего облика гармонично сочетались с нарядностью и изысканностью интерьеров. Главный фасад, перед которым раскинулся обширный луг, был выполнен в еще более строгих и представительных формах.

Восьмиколонный портик подчеркивал парадный вход, к которому вели широкая центральная лестница и изогнутые боковые пандусы, украшенные отлитыми из чугуна фигурами львов и шарами. Фасад, обращенный к реке, воспринимался более мягким и лиричным. В его центре — полуротонда, окруженная колоннадой.

Коринфский ордер, использованный Росси в оформлении фасадов, выполнен в более строгих формах, чем традиционно. Его архитрав и фриз образовали единую плоскость, на фоне которой особенно выделился рисунок карнизов и капителей.

Объемно-пространственная композиция и архитектура фасадов согласовывались с четкой внутренней организацией помещений, что подчеркивало бесспорное достоинство дворцового сооружения.

На первом этаже были парадные помещения. Планировка дворца, отличавшаяся функциональной ясностью и компактностью, строилась из анфилад прямоугольных комнат, в череде которых выделялся центральный Овальный зал. Он окружен колоннадой ионического ордера и кариатидами, поддерживающими купол с орнаментальной росписью.

Предназначенный для танцев Овальный зал с совершенными пропорциями — один из замечательных образцов синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. От зала, выступающего полуротондой на «речном» фасаде, поперечную ось здания продолжали галерея и вестибюль.

С двух сторон к Овальному залу примыкали парадные гостиные — Голубая и Малиновая, названные так по цвету обивки стен. Прямоугольный столовый зал протянулся вдоль северного фасада. Жилые покои, кабинет, спальня и туалетная были обращены к югу. Из вестибюля наверх вела внутренняя лестница.

На втором этаже размещались жилые помещения, а на третьем, над центральным залом, — домашняя церковь.

В оформлении дворца раскрылся яркий талант Росси-декоратора, проектировавшего внутреннее убранство вплоть до мельчайших деталей — узоров тканей и обстановки — как художественно цельный организм. Утонченно-гармоничной отделка интерьеров выглядит благодаря росписи стен и плафонов, искусственному мрамору — стюку, лепным рельефам, резьбе по дереву.

Зодчим умело использован принцип контраста, выявлявшего богатую простоту интерьеров. Пространство главных помещений дворца визуально увеличивалось за счет размещения перед ними небольших или узких комнат: например, вход в Овальный зал был устроен не из просторного вестибюля, а из узкой галереи.

Контраст усиливался и колористической гаммой. К комнатам, отделанным в светлых тонах, примыкали интенсивные по цвету. Так, ослепительную белизну центрального зала подчеркивала яркая обивка стен Голубой и Малиновой гостиных.

За ними с одной стороны — столовая, а с другой — кабинет, где снова преобладали светлые тона.

На работах во дворце сплотился коллектив, состоящий из скульпторов — С. Пименова, В. Демут-Малиновского — и живописцев — Д. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи. Все они постоянно сотрудничали с Росси в дальнейшем.

Парковые сооружения обогатили пейзаж, гармонически сочетаясь с природным окружением. Значительную художественную ценность представляет Большая оранжерея, отличающаяся совершенством пропорций и рисунком деталей. Монументальное парковое здание было создано на основе старого, от которого сохранили фундамент и стены.

Оно включало большой центральный павильон — Зимний сад — и два связанных с ним низкими галереями-теплицами павильона, предназначавшихся для жилья. При значительной протяженности строение не производит впечатления однообразия.

Большую роль в его оформлении играет декоративная скульптура — гермы и орнаментальные лепные вставки.

Примером органического включения утилитарного сооружения в дворцово-парковый ансамбль служит предложенное Росси решение кухонного корпуса. Полуциркульное в плане двухэтажное сооружение обращено одним фасадом на обширный Масляный луг, а другим — к оранжерее.

Оно возводилось Росси одновременно с дворцом и композиционно подчинено ему. Окна служебных помещений выходят в полуциркульный внутренний двор. На наружных стенах имеются прямоугольные ниши, в которых установлены статуи и декоративные вазы.

Внешний облик торжественного кухонного корпуса не раскрывает его предназначения. С дворцом он соединен подземным тоннелем.

Конюшенный корпус расположен также на лугу, но в стороне от основной группы сооружений. Благодаря своеобразной композиции и умелому построению плана он воспринимается как парадное сооружение.

Корпус имеет в плане форму подковы и включает сараи для экипажей, жилые помещения и конюшни. Его внутренний двор отделен от луга колоннадой дорического ордера.

Наружные фасады, в которых хорошо просматривается назначение каждой части здания, отличаются строгостью и совершенством умело найденных зодчим пропорций и деталей.

Музыкальный павильон на острове — одно из лучших достижений Росси в области садово-парковой архитектуры. Расположенный на береговой аллее парка, главным фасадом он обращен к реке. Прямоугольный в плане павильон состоит из двух кубических объемов, объединенных глубокой лоджией, которая на противоположном фасаде образует полуротонду.

Завершенный к 1825 году ансамбль Елагина острова произвел на современников огромное впечатление и по сей день остается одним из красивейших памятников садово-паркового искусства и архитектуры в Санкт-Петербурге.

Источник: http://MirChudes.net/architecture/1236-elagin-dvorec.html

Елагин остров

Острова Питера 1.

Читайте также:  Убийство троцкого - тайны и факты

В самом сердце Старого Петербурга, рядом с домиком Петра Первого, отделяется от реки Невы северный рукав, Большая Невка.

Большая потому, что дальше в своем пути к Финскому заливу она дробится о малые и большие острова и распадается на три Невки: Большую, Среднюю и Малую. Острова – самые романтичные места Петербурга, самые любимые, домашние парки.

Иностранные туристы здесь бывают не так часто, как в центре, просто времени на все не хватает. Самый красивый из островов – Елагин.

История Елагина острова идет об руку с историей Петербурга и всей России. И начинается она в  1709 году, когда Петр, одаривая землями вернейших своих соратников, пожаловал остров, который тогда назывался Мистулансаари, или по-русски Мишкин остров,  вице-канцлеру П.П.Шафирову. Мишин, Мишкин – потому, что на заросшем лесом островке жили медведи.

Местечко, по-видимому, было незавидное, потому что весь 18 век царский подарок переходил из рук в руки, продавался, покупался и перекупался. Пока в 1777 году не приобрел его у легендарного князя Григория Потемкина Иван Перфильевич Елагин.

Это был один из просвещеннейших людей своего времени, историк, поэт, масон, видный государственный деятель. И с этого времени остров, им приобретенный, получил его имя. И.П.

Елагин превратил Мишкин остров в замечательный парк в английском стиле: с прудами, каналами, беседками, мостиками. Часть леса была вырублена и засажена деревьями, создающими неповторимые пейзажи Елагина острова. Некоторые из этих деревьев сохранились до сих пор – их очень берегут.

 На восточном конце острова был в 1786 году построен дворец. Предположительно автор проекта Джакомо Кваренги.

В 1793 году И.П.Елагин умирает, и остров опять переходит от одного наследника к другому. Только в 1817 году остров был выкуплен императорским Кабинетом в качестве резиденции императорской семьи.

С 1818 по 1826 остров был полностью перестроен.

Возведен новый дворец по проекту Карло Росси, построены новые служебные корпуса: Кухонный корпус, Конюшенный корпус, пристань, оранжереи, несколько летних павильонов.

В 1826 году Елагин остров был открыт для публичного доступа и стал любимейшим местом светских прогулок.

В советское время парк стал всенародным достоянием, Центральным Парком Культуры и Отдыха.

Долгое время Елагин дворец использовался различными научными учреждениями, и только после войны, отреставрированный, стал музейным комплексом.

В 1920 году западная часть острова – Стрелка – украсилась двухярусной гранитной набережной и двумя каменными львами с дачи Строгановых.

Но особенно любимы львы Елагинского дворца. Сколько поколений детей сидело на их теплых спинах!!!

С 60-х и 70-х годов, когда я в этом парке буквально росла ,  изменилось очень многое. Деревянные мостики сменились надежными чугунными. Появилось множество новых забав и развлечений. Даже свой собственный зоопарк.

Даже обезьянки на одном из  островов живут. Но главное осталось неизменным – лодочные станции на прудах, по которым можно путешествовать по острову из конца в конец.

А зимой эти пруды становятся веселыми катками!

И неизменны удивительные осенние пейзажи Елагина острова.

Именно здесь снимался знаменитый клип Юрия Шевчука «Что такое осень».

Продолжение цикла: «Адмиралтейские острова»

Источник: http://olgaveiga.ru/elagin_ostrov/

Ансамбль Елагина острова

«Весь Елагин остров представлял собой огромный парк с массою больших и малых аллей. Дач на нем было очень мало, и все лишь казенные, в которых жили высшие должностные лица.

Конечный пункт этого парка, так называемая Стрелка, выходящая на море, служила в то время, особенно по вечерам, целью прогулок в экипажах, верхом и пешком элегантной петербургской публики…

» — вспоминала дочь Петра Аркадьевича Столыпина Мария.

История создания

Петр Аркадьевич жил на Елагином острове с семьей в летний период с 1907 по 1911 год по приглашению Николая II. Царской резиденцией остров в дельте Невы стал c 1816 года. Первые упоминания об острове в российских письменных источниках датируются первой половиной XVIII века, тогда его называли Мишиным островом. Мишин, возможно, был созвучен финскому названию Мистулансаари.

«Обживать» остров начали по инициативе Петра I. В XVIII веке остров часто менял владельцев, одним из них был князь Григорий Потемкин, который и продал остров Ивану Перфильевичу Елагину. В 1786 году на острове был построен дворец и разбит английский парк с прудами и каналами, тогда же закрепилось название Елагин остров. Парк на острове был впервые открыт для публичных посещений.

В 1817 году по указу императора Александра I Елагин остров был выкуплен в казну. Александр I пожелал создать на острове резиденцию для своей матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Была создана комиссия по перестройке дворца на острове, проект поручили зодчему Карлу Росси.

Он полностью перестроил дом И.П. Елагина, оставив лишь прочные внешние стены, придав новому дворцу черты стиля ампир. Мощная ротонда в центре постройки с двух сторон была дополнена боковыми портиками с фронтонами и колоннами коринфского ордена. Западный фасад К.

Росси украсил портиком с шестью колоннами.

В 1822 году дворец был готов, в начале лета с пристани напротив Зимнего дворца Александр I на пароходе впервые вывез свою мать со свитой в только что построенную загородную резиденцию.

Росси встречал императорский пароход на Гранитной пристани острова и организовал торжественный показ своего творения, которое пришлось по вкусу Марии Федоровне.

Кроме дворца, архитектор построил «Павильон под флагом» полукруглую ротонду в форме античного храма, кухонный павильон, украшенный нишами со статуями античных богов и музыкальный павильон. Для К. Росси этот проект стал настоящей победой и возвысил его до вершин мировой славы.

После смерти Марии Федоровны дворец служил летней резиденцией Романовых.

Интерьеры дворца помнят гостей и хозяев Елагина острова, Мария Столыпина вспоминает: «Несмотря на свои большие размеры, Елагин дворец оказался очень уютным, и, не проведя в нем недели, мы стали себя чувствовать так, будто этот дом нам годами знаком и дорог.

Внизу находится очень красивый овальный зал с хорами, гостиные, кабинет и приемная папы, а также две всегда запертые комнаты, в которых живал раньше Александр III. Наверху маленькая гостиная и все спальни, а еще домовая церковь и две комнаты для приезжих».

Дворец с XX века

Как и другие царские имения, после революции 1917 года дворец перешел в ведение Петроградского Совнаркома. До 1929 года во дворце размещался музей истории и быта, затем институт растениеводства. В 1932 году на острове организовали парк культуры и отдыха, который в 1934 году стал носить имя С.М. Кирова, поборника традиций русского дворянства.

Во время войны, в начале 1942 года, во дворце начался пожар, в котором погибли уникальные интерьеры К. Росси. Реставрация комплекса велась с 1952 по 1960 год, после чего он служил домом отдыха советских граждан. К счастью, в 1987 году Елагину дворцу присвоили статус музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII XX веков.

На первом этаже были воссозданы ампирные интерьеры К. Росси.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/12028/ansambl-elagina-ostrova

Велосипедная экскурсия «Тайны Крестовского и Каменного островов»

Рейтинг:

Велосипедные экскурсия

Дорогие друзья, в этом сезоне проект «Открытый Город» предоставляет уникальную возможность совершить велосипедные экскурсии по легендарным поэтическим Островам Невской дельты.

Перед нами раскроются красота и очарование Крестовского и Каменного островов — излюбленных мест отдыха петербургской богемы, а по будним дням будет возможность проехать и по аллеям аристократического Елагина острова.

В ходе экскурсии мы будем делать остановки в наиболее живописных местах Каменного острова. Увидим уникальный деревянный Летний Театр и творение зодчего К.И.Росси — Елагин дворец, церковь Иоанна Предтечи, Судейскую деревню и легендарный стадион «Динамо».

острове посмотрим на уникальные дачи и виллы в стиле модерн, популярном у петербургской элиты XIX-XX века. Вспомним имена исторических лиц, оставивших след в истории Островов — Александа Сергеевича Пушкина и графа Калиостро, императоров Павла I и Николая I, поэтов Александра Блока, Саши Черного и многих других, вспомним литературные и кинематографические сюжеты, связанные с Островами.

* Полный список условных обозначений для мероприятий проекта «Открытый город»

 Правила безопасности на велосипедных экскурсияхВелосипедные экскурсии «Открытого города» проходят на двухколёсных велосипедах. Велотранспорт, шлемы и светоотражающие жилеты для безопасного движения вы получаете во время сбора группы. Все велосипеды перед экскурсией проверяет технический специалист велопроката, который следует замыкающим во время передвижения по городу.

Перед началом экскурсии осмотрите, пожалуйста, самостоятельно выданный велосипед. Если вы понимаете, что вам неудобно или у вас возникают сомнения в исправности транспорта, обратитесь к техническому специалисту.


Во время велоэкскурсии первым едет экскурсовод, замыкает цепочку технический специалист. Двигайтесь  за экскурсоводом и не обгоняйте его.  Важно соблюдать дистанцию, чтобы избежать столкновений. Если велосипед сломался – обратитесь к замыкающему или к координатору.

Во время движения на велосипеде не останавливайтесь резко. Если вам нужно остановиться – поднимите вверх руку. Показывайте повороты вытянутой в сторону рукой.  

На пешеходных переходах участники велоэкскурсий обязательно спешиваются.

 Во время экскурсии участник отвечает за сохранность велосипеда.

Источник: https://xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/ekskursii/velosipednaya-ekskursiya-tajnyi-krestovskogo-i-kamennogo-ostrovov/

Елагин (Елагинский) дворец — Архитектура — идеи и история

На Елагином острове располагается Елагин (Елагинский) дворец, в наши дни являющийся архитектурным ядром Центрального городского парка культуры и отдыха; в царский период дворец был основой композиции обширной и живописной загородной усадьбы. Ее владельцами были в конце XVIII в. обергофмейстер Екатерины II И.П.

Елагин (с 1770-х годов владелец острова, который со временем стали называть его именем) и почти с начала XIX в. вдовствовавшая императрица Мария Федоровна (вдова императора Павла I). По распоряжению Елагина на острове в 1780-х годах возвели дворец (арх. Д. Кваренги), разбили парк, вырыли пруды и каналы, построили мостики и павильоны.

Парк стал одним из самых любимых мест для прогулок петербургской знати. В 1817 г. владельцем острова стала императорская фамилия. Поначалу собирались перестроить Елагин особняк и превратить его в дворец императора Александра I. А когда остров стал собственностью его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, то по ее заказу архитектор К.

Росси создал на нем в 1818—1822 гг. великолепный ансамбль в стиле классицизма. Отделку, украшение помещений дворца Росси осуществляли лучшие скульпторы, живописцы, мастера-декораторы того времени: В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи и др. Переделанный Елагин дворец стал летней резиденцией Марии Федоровны.

При этом остров по-прежнему называли Елагин, как и дворец.

Елагин (Елагинский) дворец
Постепенно Елагин остров стал известен как один из центров российского масонства. Собрания масонов проходили в павильоне «Ротонда» («Павильон под флагом»), входившем в комплекс Елагинского дворца.

Вскоре после 1917 г. в национализированном дворце открыли Историко-бытовой музей. В 1932 г.

на Елагином острове создали Центральный парк культуры и отдыха; рекреационно-развлекательным центром он остается и сейчас, но это место чаще называют, как в прошлом — «Острова». Во дворце работает Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII — начала XX в.

(особенно хороши восстановленные реставраторами Голубая и Малиновая гостиная, Овальный зал).

Постройки этого дворцового комплекса очень сильно пострадали в период Великой Отечественной войны. В послевоенный период реставраторы восстановили композицию фасадов и отделку интерьеров дворца. Центром дворцового комплекса является дворец, огороженный ажурной чугунной решеткой.

Дворец имеет по-разному оформленные парадные фасады. Выходящий в сад фасад украшен шестиколонным портиком (с колоннами коринфского ордера) под фронтоном и пандусом с чугунными львами (эти львы, отлитые на Санкт-Петербургском Казенном литейном заводе в конце XVIII в.

, являются копиями львов с площади Синьории во Флоренции; они были первыми чугунными львами в Петербурге). Фасад с колоннами, обращенный к р. Средней Невке, имеет особые черты из-за овального, выступающего вперед двусветного зала.

Читайте также:  Чумной бунт - тайны и факты

В комплекс дворцовых построек также входят Конюшенный и Кухонный корпуса, Оранжерея, Музыкальный павильон, Павильон с гранитной пристанью, Гауптвахта и др.

Все постройки расположены среди зелени парка свободно, без строгой системы, чем подчеркивается живописность общей композиции острова, разработанная лучшим садовым мастером первой четверти XIX в. Д. Бушем. По проекту К. Росси и Д. Буша вокруг дворца был создан обширный пейзажный парк.

Елагин с 1770-х годов был владельцем острова, который со временем получил его имя. К этому времени он уже был влиятельным и состоятельным человеком, любил жизнь и мог позволить себе все ее радости.

На острове в своем роскошном доме с зимним садом и богатейшим погребом редких вин Елагин жил весело, любил гостей, устройство званых вечеров и балов, общество молодых и красивых женщин, к которым имел всегда непреодолимую слабость до самой старости (страсть к женщинам делала его смешным и вечным объектом светских сплетен). Он был женат на Н.А. Ратиковой, имел двух дочерей. Последние годы жизни он провел вдали от двора, почти все свое время уделял своим литературным и историческим трудам. Его исторические работы представляют определенный интерес, но трезво и критически оценивать исторические события и личностей он слишком часто не мог. Он умер в возрасте 68 лет.

После Елагина сохранению привлекательности Елагина острова с дворцом способствовала императрица Мария Федоровна (1759—1828), жена (с 1776 г.) императора Павла I, оставившая о себе хорошую память в России. В 17 лет она стала второй женой 22-летнего вдовца-рогоносца и наследника российского престола цесаревича Павла.

После смерти Екатерины II Мария Федоровна стала в 37 лет женой правящего 42-летнего императора Павла. За четверть века их супружеской жизни всего 5 лет она была женой императора Павла I, в 1801 г. он был убит в возрасте 47 лет. У них родилось 4 сыновей и 6 дочерей.

Затем 27 лет она была вдовствующей императрицей, увидевшей двух своих сыновей (Александра I и после его смерти — Николая I) в роли русских императоров.

Будучи матерью 10 детей, которых очень любила, она во многом была устранена от их воспитания (особенно сыновей), так как эти заботы взяла на себя царственная бабка — ее свекровь императрица Екатерина II. Павел был отстранен от участия в государственных делах и получал ограниченные средства на свой «Малый двор».

Довольно уединенная жизнь в Павловске и Тотчине в условиях ограниченных денежных средств положила начало хозяйственной деятельности Марии Федоровны, ее близкому знакомству с бытом низших классов населения. Она всегда находила и выделяла ощутимые средства на благотворительность, помощь нуждающимся.

За годы супружества она смогла научиться терпению и снисходительности ко многим недостаткам ее мужа, который имел тяжелый, подозрительный характер.

В семейной жизни Марии Федоровны было мало радости, если учесть характер ее мужа, денежные ограничения, смерть при ее жизни их 5 детей.

У Марии Федоровны хватило мудрости найти общий язык с близким другом ее мужа — фрейлиной Е.И. Нелидовой (1758—1839), более того, подружиться с ней.

Императрица Мария Федоровна 25 лет была женой Павла I (из них 22 года выполняла все супружеские обязанности, за 1776—1798 гг. родила 10 детей, в 1798 г. врачи запретили ей рожать из-за угрозы для ее жизни следующих возможных родов, что означало тогда прекращение ее близких отношений с мужем).

Она была первой в России императрицей, коронованной вместе с мужем, и поэтому считала, что после его насильственной кончины именно она должна была стать первым лицом в государстве (но это противоречило закону, принятому Павлом їв 1797г.), но не смогла.

Она обвинила сына Александра I, нового императора России, в попустительстве убийства его отца и ее мужа, дала ему понять, что ее благородство и нравственное превосходство над ним заставили ее якобы добровольно уступить ему права на трон, напомнила о неизбежной каре Божией за все прегрешения людей.

После всего этого она, оставаясь вдовствующей императрицей, на деле была правящей государыней, хотя таковой формально считалась ее невестка — новая, молодая, очень красивая, обаятельная императрица Елизавета Алексеевна. На содержание двора Марии Федоровны шло гораздо больше средств, чем на содержание двора молодой императрицы.

Павловск при Марии Федоровне в ее статусе вдовствующей императрицы стал своего рода центром рождения масштабных планов благотворительности, но и многих интриг. После трагической кончины ее мужа в 1801г. она почти полностью отдала свои силы благотворительной и образовательной деятельности.

Опыт в этому нее уже был, тем более что еще император Павел I поручил ей управление воспитательными домами и Смольным институтом благородных девиц в Санкт- Петербурге. Мария Федоровна сполна отдала себя делу вое- питания будущих российских матерей, женское образование в России обязано ей многим. Она создала в нашей стране ряд благотворительных и воспитательных организаций, главным образом дворянских организаций (Мариинское ведомство).

Источник: https://architecturalidea.com/architecture-history/?p=7610

Елагин дворец

Елагин дворец.

Rate this post

Елагин дворец в Санкт-Петербурге, расположенный на территории Елагина острова, является одним из красивейших памятников архитектуры и садово-паркового искусства в Северной столице. Сейчас это Центральный парк культуры и отдыха имени С.М. Кирова.

Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К.И. Росси.

История создания Елагина дворца в Санкт-Петербурге.

Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената, которому он принадлежал в конце XVIII века.

Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами. Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна.

В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».

Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818-1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.

После смерти Марии Федоровны ансамбль стал запасной царской резиденцией, которую императоры посещали редко.

В 1920 — 1930-х годах здесь размещался Музей истории культуры и быта. Как и большинство из подобных музеев он был закрыт и в нем был организован Культурно-воспитательный центр, а позже — филиал Института растениеводства.

Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара, возникшего от снарядов, попавших в дымоход. Фрагменты лепных украшений, куски мрамора были собраны и сразу же после победы началась подготовка дворца к реставрации.

По фрагментам и эскизам был восстановлен внутренний интерьер помещений.

Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.

Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.

Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.

Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.

Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.

Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше — Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.

Внутренние интерьеры Елагина дворца в Санкт-Петербурге.

Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже — Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью.

Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и другие.

Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом.

Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов. Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой.

А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.

К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи.

Под руководством архитектора М.М. Плотникова в 1952-1960 годах была проведена реставрация интерьеров.

Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.

Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея — стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.

Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция «Русь», ваза «Нептун» (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза «Ленинградская», созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.

Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.

Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.

Вместе с тем, ансамбль Елагина дворца в Санкт-Петербурге представляет собой подлинный шедевр русской архитектуры.

Как добраться до Елагина дворца:
От станции метро Крестовский остров пройти пешком по улице Рюхина до 2-го Елагинского моста.

Источник: http://easyspb.ru/elagin-dvorec-2.html

Ссылка на основную публикацию