Как устроен мозг человека, кора, большие полушария — тайны и факты

Большие полушария головного мозга — урок. Биология, Человек (8 класс)

Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.

Передний мозг состоит из двух полушарий (правого и левого), соединённых мозолистым телом. Нижняя поверхность полушарий называется основанием мозга.

Развитые большие полушария мозга у человека покрывают весь средний и промежуточный мозг.

Такие психические функции, как память, речь, мышление, творческие процессы, личностные качества связаны именно с большими полушариями мозга. Функции левого и правого полушарий неравнозначны. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое — за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.

Серое вещество образует кору головного мозга.

Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).
Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий.

Кора больших полушарий головного мозга — это тонкий слой серого вещества (тел нейронов), толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Площадь поверхности коры составляет около 2000—2500 см² (это связано с наличием большого количества борозд и извилин).

Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Глубокие борозды делят каждое полушарие на 4 доли: лобную, теменную, височную и затылочную. Между бороздами расположены складки коры полушарий — извилины.

Наибольшего развития у человека достигают лобные доли, отделённые от теменных долей глубокой центральной бороздой. Их масса составляет около 50% массы головного мозга.

В лобные доли приходит информация обо всех ощущениях.

Здесь происходит её суммарный анализ и создаётся целостное представление об образе. Поэтому эту зону коры называют ассоциативной, именно с ней связана способность к обучению.

Если лобная кора разрушена, то не возникает ассоциаций между видом предмета и его названием, между изображением буквы и звуком, который она обозначает. Обучение становится невозможным.

В височных долях расположены слуховые центры, а также центры вкуса и обоняния.

В затылочной доле расположены зрительные центры.

В коре больших полушарий различают следующие чувствительные и двигательные зоны:– двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;– зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;– зрительная зона расположена в затылочной доле;– слуховая зона расположена в височной доле;

– центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей.

Источники:

Источники:

Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: Владос

Лернер Г.И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель

http://school-collection.edu.ru

http://up-image.ru/assotsiativnye-zony-kory-golovnogo-mozga

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/nervnaia-sistema-16071/tcentralnaia-nervnaia-sistema-golovnoi-i-spinnoi-mozg-16073/re-69480937-3e70-4d04-aa47-dd8a8490e4c4

Как устроен мозг от neurotechnologies.ru

Белое вещество головного мозга

Когда говорят про мозг, то часто — почти синонимом — упоминают серое вещество. Но если с серым веществом извилин в основном все знакомы, то многие ли непрофессионалы знают о существовании белого вещества, или, как говорят анатомы на латыни, substantia alba? А, между прочим, оно занимает большую часть нашего мозга.

Если головной мозг представить в виде планеты Земля, то окажется, что земная кора — это кора головного мозга, мантия (все её слои) — это как раз то самое белое вещество, а ядро Земли — базальные ядра мозга (про них тоже напишем). Даже соотношение частей примерно одинаковое.

Да и роль белое вещество здесь играет очень важную. Оно состоит из пучков аксонов, отростков нейронов, покрытых миелиновой оболочкой (изолирующим слоем, состоящим из олигодендроцитов (в периферической нервной системе они называются клетками Шванна). Белое вещество не только связывает различные участки нервной системы, но и координирует всю работу организма человека.

Однако, substantia alba  — удел не только головы, оно находится и в спинном мозге. И, что самое интересное, только в этом отделе нервной системы оно словно «обволакивает» серое вещство, то есть находится условно снаружи.

Здесь его устройство складывается из волокон, ведущих из головного мозга (в основном из «двигательных» центров) в спинной мозг, а также связывающих участки непосредственно спинного мозга.

Кстати, в белом веществе спинного мозга анатомы выделяют передние канатики (funiculus anterior), боковые канатики (funiculus lateralis) и задние канатики (funiculus posterior). Видите, такой достаточно необычный вид транспорта, как фуникулёр, этимологически связан с белым веществом!

Сечение спинного мозга

Раньше считали, что белое вещество — это лишь пассивный носитель или транспортировщик информации, но всё чаще появляются доказательства о его непосредственном участии в процессах обучения и обработки информации. Кроме этого, некоторые исследования показали, что у людей, страдающих бессонницей, нарушена структура именно белого вещества, а именно миелиновых оболочек, электроизолирующих нервные отростки.

Поражение белого вещества может привести к параличам (полной обездвиженности одной или сразу всех конечностей), дефектам полей зрения, нарушениям координации движений. Именно с разрушением миелиновой оболочки аксонов и заменой нервной ткани на соединительную в белом веществе головного и спинного мозга обусловлено такое страшное заболевание, как рассеянный склероз.

Впрочем, иногда врачи специально повреждали белое вещество.

Более того, за это даже присудили нобелевскую премию португальцу Эгашу Монишу, который предложил рассечение белого вещества, соединяющего лобные доли, для лечения психических расстройств.

«Рассечение белого» по-гречески переводится как «лейкотомия». Это слово вошло в вердикт нобелевского комитета, хотя гораздо более зловеще звучит другое название этой процедуры: лоботомия.

Анастасия Шешукова

Источник: http://sensint.ru/kak-ustroen-mozg-ot-neurotechnologiesru

Кора больших полушарии головного мозга

Главная / Как улучшить память / Тело и душа / Мозг: зачем он нам нужен? / Кора больших полушарии головного мозга

Кора больших полушарий — это внешний слой мозга, покрывающий все другие его части подобно морщинистому шлему. По середине ее проходит глубокая продольная борозда, разделяющая ее на две части. Эти две половины называют правым и левым полушариями головного мозга.

Каждое полушарие далее разделено на «доли», которые представлены (если двигаться спереди назад) лобной, теменной, затылочной и височной.

Хотя мозг работает как единое целое и разделение на доли было придумано анатомами для удобства описания различных частей мозга, все же в мозгу существует некоторое разделение труда, в общем совпадающее с разделением на доли.

Лобная доля, по-видимому, регулирует приобретение навыков социального поведения и такие черты, как любопытство и планирование.

Теменная доля интерпретирует информацию, получаемую от различных органов чувств (кроме обонятельной, которая от рецепторов в носу идет в обонятельные луковицы и таламус в лимбической системе).

Затылочная доля хотя и расположена на тыльной стороне мозга, в нее поступает информация от глаз, и она занимается обработкой зрительной информации. Это одна из наиболее сложных функций мозга. Она включает расшифровку информации о размере, форме, цвете, расстоянии, поверхности, движении, и затем на основе этой информации происходит формирование единого, цельного образа.

Височная доля связана с обработкой информации от органа слуха и с памятью. Поскольку нервные волокна, входя в мозг, перекрещиваются, полушария контролируют противоположные стороны тела. То есть левое полушарие контролирует правую руку, ногу и даже правую часть нашего поля зрения, а правое соответственно левую.

Причина этого не известна, но эти особенности мы разделяем с другими млекопитающими. Полушария обычно так хорошо работают вместе, что это разделение не заметно. Они делятся и обмениваются информацией с помощью толстого ствола нервных волокон, расположенного глубоко внутри мозга и называемого мозолистым телом.

Хотя полушария и являются зеркальным отражением друг друга, они выполняют различные функции. Этот факт был обнаружен нейробиологами при наблюдении за больными, у которых мозолистое тело было удалено в целях купирования тяжелых эпилептических припадков или вследствие иных серьезных поражений мозга. При отсутствии мозолистого тела одно полушарие буквально не знало, что делает другое.

Освежите свою память

Зрительная информация требует серьезной обработки, и мозг в первую очередь занимается именно ею. Поэтому неудивительно, что в это вовлечены значительные части коры мозга.

Но почему же тогда обоняние, которое люди не используют в полную силу, имеет особые пути и собственные обонятельные луковицы? Ответа на этот вопрос нет. Вероятно, это связано с тем, что обоняние — очень древнее чувство.

А может быть, это произошло потому, что другие млекопитающие используют его гораздо активнее — говорят, что обоняние собак в миллион раз острее, чем человеческое, и это стандартное «снаряжение» млекопитающих.

У большинства людей левое полушарие является доминирующим. Вот почему люди в основном правши. (У левшей, как правило, доминирует правое полушарие, но в некоторых случаях различия в деятельности полушарий носят иной, пока не до конца понятный характер.

) Левое полушарие регулирует речевые навыки, включая чтение, письмо, речь и решение вербальных логических задач. Правое полушарие контролирует невербальные навыки, такие как восприятие формы и других зрительных образов.

Оно также лучше воспринимает мимику, выражает и воспринимает эмоции.

Но, как мы уже говорили выше, эти различия не имеют большого значения, пока у нас остается наше мозолистое тело, посредством которого полушария обмениваются информацией. И все попытки объяснить особенности поведения или способности людей, исходя из доминирующей роли того или иного полушария, большей частью просто болтовня.

Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»

Далее по теме:

Источник: https://www.medkurs.ru/memory/body_and_mind/brain/3676.html

Большие полушария головного мозга: Функции и тесты на доминирующее полушарие

Головной мозг на сегодняшний день является кладезем секретов, хотя ученым и известны некоторые его теоретические аспекты.

С точки зрения науки, полушария головного мозга состоят из коры и подкорки, скрывающих мозжечок и ствол головного мозга.

Это не целостная система, так как она имеет две части – левое и правое полушарие, которые отвечают за противоположные функции человеческого организма в целом.

Интересные факты о человеческом мозге:

  • количество нейронов достигает 25 миллиардов;
  • мозг взрослого мужчины весит 1 кг 375 г., а женский – 1 кг 245 г., т.е. вес головного мозга занимает 2% от средне статистической массы человека;
  • развитие функций мозга и возможности его ума никак не зависят от его веса;
  • головной мозг отвечает за все функции жизнедеятельности человека.

В этой статье читатель сможет почерпнуть для себя такие знания, как структура левого и правового полушария головного мозга и их функциональное назначение. Также рекомендуется пройти онлайн-тест на понимание, какое полушарие у Вас доминантное.

Головной мозг отвечает за полное жизнеобеспечение человеческого организма, тогда как, каждое из полушарий разделено по функционал. И вместе с тем, они являются сложной взаимосвязанной системой, которая отвечает за проявление чувств, эмоциональность, планирование, возможность принятия решений, а также движение, память и многое другое.

Тем не менее, то, что уже изучено учеными и докторами наук позволяет, как минимум, определить доминантные стороны каждого человека. Так, тест, приведенный в конце статьи, позволяет это выявить. Вы можете пройти онлайн тестирование и сразу получить ответ на этот вопрос.

Левое полушарие мозга

Сравнительно недавно, врачи установили, что нет такого понимания, что левое полушарие лучше правого или наоборот. Каждое из них является важным.

Левая часть отвечает за:

  • логику;
  • изучение иностранных языков;
  • контролем за речью;
  • умение читать и писать, учить стихи а также многое другое.

Что касается аналитического вида мышления, то его развитие зависит от каждого человека. Поэтому при желании изучать математическую науку или иную другую точную, рекомендуется развивать именно левое полушарие головного мозга.

Также стоит отметить, что обработка информации, при которой человек понимает буквальный смысл сказанного, лежит в области левого полушария. Интересен и тот факт, что это полушарие отвечает за двигательные функции правой стороны тела. Таким образом, когда вы хотите поднять правую ногу, команда за это идет из левой стороны мозга.

Читайте также:  Секрет да винчи, дедуктивная задача - тайны и факты

Правое полушарие мозга

В качестве общего представления о функциональном назначении правого полушария можно сказать, что оно отвечает за эмоции человека. Именно поэтому на протяжении долго времени эту доминантную функцию относили к женскому полу. То есть интуиция, невербальные методы передачи информации и ориентация в пространстве являются его главными функциями.

Презентация: «Большие полушария головного мозга»

Те люди, которые часто задействуют правое полушарие, отличаются более тонким восприятием музыки, невзирая на то, что за образование в этой сфере несет ответственность левое полушарие.

Воображение, визуализация, понимание и применение метафор, творческие способности – всё это назначение правой сферы головного мозга.

Также эта часть мозга отвечает за сексуальность, восприятие мистической составляющей мира, религию и мечты. Эти функции объясняют, как человеческому организму удается перерабатывать высокие объемы информации, глубже и шире видеть вещи, при этом, не анализируя их. Безусловно, правое полушарие зеркально контролирует левую часть тела.

Тест на определение доминирующего полушария

Ниже приведет онлайн-тест, который с точностью позволит определить какое полушарие у Вас доминантное:

Сведите ладони и перекрестите пальцы рук. Внимательно оглядите большие пальцы. Какой их них оказался сверху? Напишите на листке результат.

Возьмите лист бумаги и по центру выдавите небольшое отверстие, но таким образом, чтобы через него можно видеть окружающий мир. Сначала попробуйте взглянуть обоими глазами через отверстие.

Затем посмотрите правым глазом, прикрыв левый. Далее, смените обзор. Необходимо быть внимательным, т.к. предмет, который вы будете рассматривать смениться при замене одного глаза.

При каком глазе получилось смещение, тот результат и зафиксируйте.

Скрестите руки в области груди. Какая рука оказалась сверху? Этот результат будет третьим значением. Запишите его.
Сложите руки на груди. Зафиксируйте, какая из них оказалась сверху.

Несколько раз хлопните в ладоши. Как рука оказалась вверху, т.е. накрыла ладонь другую? Это четвертый результат, который следует записать.

Значения теста

По завершению онлайн-теста, взгляните на полученные результаты. Перед вами должны быть написаны 4 буквы, которые в каждом задании отвечали за доминантную функцию того или иного полушария. Далее сравните полученные результаты и расшифруйте их.

ПППП – консервативность, стереотипность, подверженность агрессивному поведению.

ПППЛ – преобладает нерешительность.

ППЛП – результаты теста показали, что вы достаточно коммуникабельны и у вас есть артистичная жилка.

ППЛЛ – характер решительный, но добрый и мягкий.

ПЛПП – ваше главное призвание аналитика, поэтому рекомендует быть осторожным при принятии решений.

ПЛПЛ – такой результат теста говорит о том, что Вы подвержены чужому влиянию, вами легко манипулировать.

ЛППП – этот результат указывает на высокую чрезмерную эмоциональность.

ЛППЛ – преобладающие черты характера – наивность и мягкость.

ЛЛПП – основа вашего характера дружелюбность, открытость внешнему миру, черты характера яркие.

ЛЛПЛ – такой результат теста можно трактовать по-разному, т.к. вы доверчивы, простодушны и этим могут пользоваться окружающие люди.

ЛЛЛП – высокое стремление к великому, при достижении поставленных целей, рекомендуется проявлять максимальную решительность.

ЛЛЛЛ – если обобщить определение, то вы новатор. Отсутствует склонность к стереотипности и шаблонному мышлению.

ЛПЛП – Ваш характер настолько сильный, что можно позавидовать.

ЛПЛЛ – высоко развитый самоанализ, однако наряду с этим прослеживается неустойчивость в принятии решений и их реализации.

ПЛЛП – результаты теста говорят, что по складу характера вы легкий, не принимающий участие в конфликтах, а также любите все новое, в т.ч. знакомства с новыми людьми.

ПЛЛЛ – такой результат указывает на стремление к самостоятельным действиям, независимости и уверенности в себе.

Источник: https://tonusmozga.ru/mozg/funkcii-bolshix-polusharij.html

Как устроен мозг человека

Как устроен мозг человека. Всего полтора килограмма вещества, в котором заключена наша способность думать, любить, строить планы, сожалеть о прошлом, короче, все, что составляет наше сознание, по-прежнему остается для ученых загадкой, бросающей вызов нашему желанию дойти в познании до последних рубежей.

«Три в одном»

«Карта» мозга, как и земного шара, отчетливо делится на два полушария. Остались на ней и имена первооткрывателей — Ролландова борозда, зона Лиссауэра, ядро Бехтерева. Но колумбы мозга только намечали контуры разведанных «материков», прочному освоению новых земель мы обязаны многочисленным отрядам нейроанатомов и нейрофизиологов.

Каждую минуту мозг поглощает примерно 0,7 литра крови. Что бы ни происходило в организме, он требует питания в первую очередь — перерыв в снабжении кислородом или глюкозой хотя бы на одну минуту приводит к потере сознания. А примерно через восемь минут наступает смерть.

По форме головной мозг напоминает гриб. Его «ножка» — самая древняя часть — мозговой ствол, или так называемый «мозг рептилий». С ним связаны наши инстинкты, которыми обладали еще пресмыкающиеся, очень отдаленные предки человека.

Эта структура мозга управляет важнейшими рефлексами глотания, кашля, здесь контролируется дыхание, ритм сердцебиения. Тут собраны простые, но твердые правила жизни, рассчитанные на незыблемое, прочное устройство окружающего мира.

Над «мозгом рептилий» возвышается промежуточный мозг, известный также под названием «старый мозг млекопитающих». Это приобретение было сделано ранними млекопитающими, жившими около 150 миллионов лет назад.

Тут находятся «центры» обоняния, вкуса и эмоций.

Страх, заставляющий при малых шансах на победу спасаться бегством, ярость, удесятеряющая силы при борьбе в благоприятной ситуации, были следующей после инстинктов ступенью в эволюции нервной системы животных.

И наконец, третья, самая молодая часть — «шляпка гриба» — появилась примерно 20 миллионов лет назад. Это большой мозг, средоточие наших способностей к речи и абстрактному мышлению.

Три мозга в одном! Инстинкты, эмоции, мышление не всегда в ладу друг с другом, плохо «стыкуются». Не оттого ли интеллект, это высочайшее благо, человек подчас обращает себе во вред?

О нейронах головного мозга

Сперва вспомним, что такое нейроны. Нейроны — это нервные клетки, из которых состоит ткань головного или спинного мозга. 400 — каждую секунду, 24 тысячи — каждую минуту, и так на протяжении девяти месяцев.

С громадной скоростью идет образование нервных клеток нейронов в голове будущего человечка. Так набегает то внушительное — 10 миллиардов нейронов — количество, которое обусловливает все возможности нашего мозга.

Чащоба нервной ткани окрашена в два цвета: серый — скопления нейронов и белый — ассоциации их отростков (аксонов и дендритов). Слой серо-белого вещества толщиной несколько миллиметров, покрывающий полушария большого мозга,- это и есть та «сцена», на подмостках которой для каждого из нас разыгрывается пьеса под названием «жизнь».

Нередко говорят о нейронных галактиках, о звездных мирах мозга — ведь количество нейронов столь же бессчетно, как и число звезд на небе. Но задумаемся: 10 миллиардов нейронов — много или мало? Отчего это количество способно вместить в себя весь окружающий нас мир?

Вот мнение математика: в шеренге настоящих арифметических великанов триллион (1 000 000 000 000), квадриллион (1 000 000 000 000 000), квинтиллион, секстиллион… — миллиарды кажутся пигмеями. Вот гугол, заметит математик, — это действительно большое число.

Гугол — это десять в сотой степени, непостижимая громадина. Какую процедуру перебора предметов, мгновений ни выдумывай, превзойти гугол вроде бы невозможно. Например, по подсчетам физиков, количество элементарных частиц во всей нашей Вселенной не больше десяти в восемьдесят восьмой степени — намного меньше гугола!

И все же есть явления, которые бросают вызов мощи гугола. Одно из них — сети нейронов. Каждый нейрон окружен десятками соседей, связан с ними аксонами и дендритами. Так образуется гигантская нейронная паутина, действующая наподобие телефонной станции.

Умственные способности во многом определяются и числом связей, которые мозг в состоянии создать и скоростью их возникновения, а ее среднее значение — тысячная доля секунды.

Трудно вообразить, какие числовые циклопы комбинаций возникают в сети десяти миллиардов нейронов нашего мозга!

Английский кибернетик У. Эшби в свое время предлагал такую классификацию чисел. Числа от 1 до 10 10(число нейронов в голове) он назвал практическими. От 10 до 10100 (гугол)- астрономическими. Числа выше гугола Эшби относил к разряду комбинаторных.

Приведем только один пример комбинаторных чисел. 10140 — число всех вариантов в шахматной партии, делающее нереальным отыскание общей «формулы» шахматной игры.

Вот так, в рассуждениях о возможностях интеллекта, мы быстро оказались по ту сторону гугола. Убедились, что количество возможных связей в мозге сказочно огромная величина, дающая каждому из нас неплохие шансы стать титаном мысли.

Нейроны все разные

Подобно человеческим лицам, в природе нет двух в точности одинаковых нейронов. Ибо этот крохотный «атом» мозга — сложнейшая химическая фабрика. В теле нейрона содержатся сотни тысяч химических веществ и тысячи ферментов-катализаторов, инициирующих великое множество непрекращающихся биохимических реакций.

Несхожесть нейронов обусловлена не только богатством их внутреннего строения, но и запутанностью связей с другими клетками. Нейроны, подобно муравьям, «переговариваются» с помощью различных химических кодов. Их основу составляют вещества, названные медиаторами. Сейчас их известно около сорока, но число это может сильно возрасти.

Нейрон способен «говорить» с другими нейронами не только на языке химии. Мозг является также генератором, вырабатывающим электрические импульсы. Такие сигналы вспыхивают в мозгу в миллиарды раз чаще, чем на самом большом из коммутаторов.

Если бы можно было контролировать химическую и электрическую активность нейронов, наверное, удалось бы выправлять и различные психические расстройства, начиная с неспособности к учению и кончая психическими заболеваниями. И это одна из причин, почему ученые упорно разрабатывают все новые методики для определения характеристик мозговой деятельности.

Важное значение, например, имеет предложенный еще в 1924 году швейцарским ученым В. Гессом способ вживления электродов в мозг на длительное время. Так удается услышать «голос» даже отдельного нейрона.

Вслушиваясь в эти «голоса», ломая голову над частоколом световых циклов, возникающих на экранах осциллографов, продираясь сквозь эхо электрических разрядов, сотрясающих тельца нейронов, когда до них дотрагивается острое жало микроэлектрода, распутывая хитросплетения биотоков, ученые стремятся уловить все своеобразие и неповторимость нейронных сетей.

Как расшифровать язык нейронных сигналов? Как действует мозг в целом? Как рождается мысль? Подобные вопросы были поставлены не вчера, и ответы на них вряд ли будут получены в ближайшее время.

Источник: http://www.mysterylife.ru/psixologiya/mozg-2.html

Кора головного мозга — Строение и функции коры больших полушарий

Мозг это загадочный орган, который постоянно изучается учеными и остается до конца не исследованным. Система строения не простая и является сочетанием нейронных клеток, которые группируются в отдельные отделы. Кора головного мозга имеется у большинства животных и млекопитающих, но именно в человеческом организме она получила большего развития. Этому способствовала трудовая активность.

Почему мозг называют серым веществом или серой массой? Он сероватый, но в нем присутствует белый, красный и черные цвет. Серая субстанция представляет разные типы клеток, а белая нервную материю. Красный цвет это кровяные сосуды, а черный это меланин пигмент, который отвечает за окраску волос и кожи.

Строение мозга

Главный орган делится на пять основных частей. Первая часть продолговатая. Это продление спинного мозга, который контролирует связь с деятельностью тела и состоит из серой и белой субстанции.

Вторая, средняя включает четыре бугорка, из которых два ответственные за слуховую, а два за зрительскую функцию. Третья, задняя включает мосток и церебеллум или мозжечок. Четвертая, буферная гипоталамус и таламус.

Читайте также:  Морские чудовища - тайны и факты

Пятая, конечная, которая формирует два полушария.

Поверхность состоит из бороздочек и мозгов, покрытых оболочкой. Этот отдел составляет 80 % общего веса человека. Также мозг можно разделить на три части церебеллум, стволик и полушария.

Он покрыт тремя слоями, которые предохраняют и питают основной орган.

Это паутинный слой, в котором циркулирует мозговая жидкость, мягкий содержит кровяные сосуды, твердый близкий к мозгу и защищает его от повреждений.

Функции мозга

Мозговая деятельность включает основные функции серого вещества. Это чувствительные, зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные реакции и моторные функции. Однако все главные центры управления находятся в продолговатой части, где координируется деятельность сердечно-сосудистой системы, защитных реакций и мышечной деятельности.

Двигательные пути продолговатого органа создают перекрещивание с переходом на противолежащую сторону. Это ведет к тому, что рецепторы сначала образуются в правой области, после чего поступают импульсы в левую область. Речь выполняется в больших полушариях мозга. Задний отдел отвечает за вестибулярный аппарат.

Идеаторные или ассоциативные области отвечают за связь поступающей информации и сравнение с той, что имелась. Ответ на раздражение создается в идеаторной зоне и передается моторной деятельности. Каждая ассоциативная область отвечает за воспоминание, учение и мышление.

Гипоталамус главная основа инкреторной системы. Он координирует нервные импульсы и переводит их в инкреторные, а также отвечает за висцеральную нервную систему. Основную часть функций выполняет кора головного мозга. Этот важный орган иногда сравнивают с компьютером.

Особенности строения коры мозга

Кора мозга начинает развиваться во внутриутробном состоянии, вначале появляются нижние слои, к 6 месяцам образуются все поля. К семи летнему возрасту завершается систематизация нейронов, и их тела увеличивается до восемнадцати лет. Кора делится на 11 областей, включаются 53 поля, которым присваивается ординальный номер.

Кора головного мозга толщиной 3-4 мл. Она отвечает за связь человека с окружением путем реакций, мышления и осознания, регулирования процессов и определения поведенческой деятельности. Главная исключительность коры это электрическая активность, которая имеет колебания и частотность.

Кора большого мозга делится на четыре вида: архаичный — 0,5% объема всего полушария, неновый — 2,2%, новый — 95%, средний — 1,5%. Архаичная кора представлена большими нейронами. Старая состоит из 3 прослоек нейроцитов и главной зоны гиппокампа. Промежуточная или средняя представляет методическое преобразование прежних нейронов в новые.

Кора головного мозга и ее функции определяют сознание, управляют мыслительной деятельностью, обеспечивают взаимодействие между людьми и окружением на основании реакций. Каждый отдел ответственный за конкретную задачу. Самая древняя лимбическая система регулирует поведение, формирует чувства, память и управление.

Строение

Строение коры головного мозга разделено на несколько частей.

Лобовая. Двигательная и психическая деятельность, аналитическая область, которая ответственная за речевую моторику.

Темпоральная или височная. Это понимание речи и эмоциональные центры, которые формируют чувства страха, радости, удовольствия, злости, раздражения.

Затылочная. В ней заключается обработка зрительной информации.

Теменная. Это центр активной чувствительности и музыкального восприятия.

Кора больших полушарий головного мозга насчитывает шесть слоев, которые определяют не только особенное расположение зон, но и координирует процессы. Каждая зона имеет определенные нейроны и ориентацию.

Слои представляют послойную классификацию коры головного мозга. Молекулярная или моляльная зона состоит из волокон, отличительный признак которых низкая степень клеток.

Зернистый слой включает звездчатые клетки, пирамидальный конусообразные и звездчатые нейроны, внутренний крупчатый звездчатые клетки. Внутренняя пирамидальная содержит конусообразные клетки, которые переносятся в моляльную зону.

Мультиморфная зона это много форменные клетки, переходящие в белую субстанцию. Таким образом, кора имеет шестислойное строение.

Следующая систематизация делит участки по функциям и организации на области. Первичная область состоит из высоко дифференцированных нейроцитов. Она получает данные от раздражителей.

В первичной области находятся нейроны, которые отвечают на слуховые и зрительные раздражители. Вторичная часть отвечает за обработку информации и служит аналитическим отделом, обрабатывает данные и направляет их в третий отдел, который отвечает за реакции.

Ассоциативная область, третий отдел, производит реакции и помогает осознавать окружение.

Кроме этого выделяются зоны: чувствительные, моторные и ассоциативные. Чувствительные участки включают зрительные, слуховые, вкусовые и обаятельные функции. Моторные зоны ведут к двигательной деятельности. Идеаторная — возбуждает ассоциативную деятельность.

Функции коры мозга

Кора большого мозга содержит важные отделы. Первый, речевой отдел находится в нижней области лба. Нарушение этого центра может быть причиной отсутствия речевой моторики.

Человек может понимать, но не может отвечать. Второй, слуховой центр расположен в левой темпоральной части.

Повреждение этого участка может стать причиной непонимания о том, что говорят, но останется способность изъяснять мысли.

Функции речевой моторики выполняются зрительными и двигательными функциями. Повреждение этой части может быть причиной утраты зрения. В темпоральной области находится отдел, который ответственный за память.

Заболевания

Кора головного мозга для человека играет важную роль в жизнедеятельности. Ее дефекты могут стать причиной нарушения главных процессов, уменьшения трудоспособности и болезней. К серьезным и распространенным заболеваниям относятся: болезнь пика, менингит, гипертония, кислородное голодание или гипоксия.

Болезнь пика получает развитие у людей старшего поколения. Для нее характерно отмирание нервных клеток. Признаки заболевания аналогичны болезни Альцгеймера, что иногда затрудняет распознавание. Такое заболевание не излечимо и мозг напоминает высушенный орех.

Менингит относится к инфекционному заболеванию состоящего из пораженной части коры мозга инфекцией пневмококка. Характерные признаки: головная боль и высокая температура, сонливость и тошнота, слезоточивость глаз.

Гипертония приводит к созданию очагов, которые сужают кровеносные сосуды и ведут к нестабильному давлению.

Гипоксия в основном начинает развиваться в детстве. Возникает из-за кислородного голодания или нарушения кровяного снабжения мозга. Может закончиться смертью.

Большинство отклонений невозможно установить по внешним признакам, поэтому для диагностирования заболеваний проводятся различные способы.

Методы диагностики

Для обследования существуют следующие способы: магниторезонансная и компьютерная диагностика, энцефалограмма, позитронно-эмиссионная томография, рентгенография и ультразвуковое обследование.

Мозговое кровообращение обследуется ультразвуковой допплерографией, реоэнцефалографией, рентгеновской антиографией.

Интересные факты

Не случайно мозг называют человеческим компьютером. После проведенного исследования с применением суперкомпьютера было установлено, что он может имитировать только одну секунду деятельности человеческого мозга.

Следовательно, человеческий мозг выше компьютерных технологий. Объем памяти включает 1000 терабайт. Забывчивость это естественный процесс, который дает возможность быть органу гибким.

Когда человек просыпается, то кора большого мозга обладает электрическим полем силой 25 Вт и этого достаточно для обычной лампочки. Масса человеческого мозга 2% веса всего тела, а расход биоэнергии 16% и озона 17%. Главный орган состоит на 80% из жидкости и 60 % из жира.

Для сохранения активной деятельности ему необходимо качественное питание и ежедневное употребление жидкости в количестве не меньше 2, 5 литра.

Главную деятельность, которую выполняет кора полушарий, заключается координации поведения, мышления, осознания. Кроме этого она помогает взаимодействовать с внешним миром и координирует работу жизненных органов. Активная деятельность ума дает возможность развивать дополнительную мозговую ткань, что снижает риск слабоумия в пожилом возрасте.

Во время обучения орган меняется, он пластичный. Складки и борозды будут присутствовать, он меняется не структурой, а связями между нейронами и кровяными клетками, синапсами, которые растут. Поврежденные нейроны не могут восстанавливаться, а синапсы могут.

Человеческий мозг всегда находится в активном состоянии, даже когда человек спит или медитирует.

(1

Источник: https://MozgMed.ru/struktura/kora-golovnogo-mozga

О развитии головного мозга

Человеческий мозг называют самым сложным биологическим механизмом, который создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и контролирует его поведение.

Мозг покрыт тонким серым слоем с бороздками и извилинами – это кора головного мозга. Здесь находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, состоящую из нескольких миллиардов нейронов 70% мозга составляют большие полушария – правое и левое.

Как помочь мозгу работать эффективнее?

1. Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть.

Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше – в кору больших полушарий.

По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр.

Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением.

Это же относится и к слуху и к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр.

Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать.

Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать.

У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости.

2. Не стоит забывать и о питании – мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).

3. Для мозга полезны физические нагрузки, ведь при тренировке тела тренируется и мозг. Достаточно получаса один раз в два дня.

4. Чтобы напрягались не только мышцы, но и мозг, его нужно тренировать играми, требующими запоминания, головоломками, кроссвордами и пр.

5. Для мозга необходим полноценный сон – он использует его для обработки воспоминаний и переноса их в долгосрочную память.

Этапы формирования мозга

Согласно данным нейропсихологии, созревание мозга человека происходит вплоть до 15-летнего возраста. Формирование мозга осуществляется поэтапно:

  • с рождения до 3х летУ ребенка формируются отделы мозга, контролирующие познавательное, эмоциональное и физическое развитие.
  • с 3 до 7 летОбразуются зоны, ответственные за речь, слуховое, кинестетическое и зрительное восприятие. Также в этот период начинают формироваться базовые нравственные ценности.
  • с 7-8 лет и далееПроисходит организация сознательной психической и логической деятельности.

Многочисленные научные исследования показали, что мозг человека обладает уникальным качеством — пластичностью, то есть способностью развиваться и изменяться под воздействием обучения.

Интересно, что в возрасте с 6 до 12 лет активно развиваются сразу оба полушария головного мозга. Этот период идеален для двуполушарного обучения. Происходит параллельная активизация работы обоих полушарий и развитие как логического, так и образного мышления.

Левополушарные и правополушарные — в чем отличие?

Правое полушарие доминирует у людей творческих и обладающих интуицией. Такие личности больше всего увлечены дизайном, формой и пропорциями. Правое полушарие связано с музыкой и поэзией.

Левое полушарие является более рациональным и аналитическим. Люди с развитым левым полушарием добиваются успехов в точных науках.

Восприятие новой информации — функция правого полушария. А анализ и распределение этой информации — зона ответственности левого полушария.

Зачем развивать оба полушария головного мозга?

Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга. Это было выявлено в ходе не одного научного эксперимента.

Читайте также:  Колонизация венеры - тайны и факты

Левое полушарие «отвечает» и за такие важные функции, как язык, чтение, письмо, счет, перечисление, дробление окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект.

Все эти действия и операции знакомы каждому из нас – о них мы получаем представление со школьной скамьи и начинаем активно развивать и тренировать. Все описанные способности находятся исключительно в ведении левого полушария. Таким образом, люди высокого интеллекта, хорошо владеющие математикой или искусно владеющие речью, – это люди с доминирующим левым полушарием.

Выявив функции и особенности левого полушария, ученые много времени потратили на поиски функций правого полушария – ведь по объему речь шла о половине головного мозга, но за какие функции отвечает эта часть, стало понятно далеко не сразу, можно сказать, почти «случайно».

В ходе экспериментов было выявлено, что правое полушарие отвечает за образное восприятие, целостность, пространственное мышление, архаичные языковые формы, музыку, запахи, образцы, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и интуицию. Одним словом, все то, что было противоположно функциям и компетенциям левого полушария.

У каждого из нас есть знакомые, которые мыслят образами, символами, живут ощущениями. Это люди с доминирующим правым полушарием.

Если мы хотим развить интуицию, нам надо научиться активнее задействовать в повседневной жизни правое полушарие, научиться мыслить по-другому – не так, как мыслит логика, рассудок. Поэтому для развития интуиции одной из основных задач является стимуляция работы правого полушария. Нам надо научиться успешно существовать в режиме включенного правого полушария. Как же этого достичь?

Самый простой и естественный путь – те виды деятельности, которые «включают» правую часть мозга. Это все виды творчества: рисование, пение, танец, другое активное самовыражение, слушание музыки, восприятие запахов, оперирование символами, образами. Все это мы не так уж часто делаем в нашей обычной повседневной жизни – на работе, в семье, с друзьями.

Самый главный инструмент для развития мозга – это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

У человека, который одинаково хорошо пишет и правой, и левой рукой, обе половинки серого вещества развиты одинаково хорошо.

Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга – прекрасный способ для правши развить творческие способности и интуицию. Человек, научившийся писать левой рукой, может открыть в себе доселе не свойственные ему таланты.

Кроме того, развитие мелкой моторики посредством обучения письму или изготовлению картин из природных материалов обеих рук способствует развитию координации движений.

Рекомендуем упражнения для развития правого полушария мозга

Источник: http://ft116.ru/jce/mind

Большие полушария головного мозга: строение и функции

Ученые считают загадкой науки головной мозг человека и его функции. Мы уже много знаем о его строении и работе, поэтому в состоянии лечить многочисленные заболевания, считавшиеся смертельными. Знания о структуре и работе больших полушарий играют важную роль в понимании функционирования мозга, а также помогают разбираться в проблемах, которые возникают при заболеваниях и травмах.

Состояния и патологии, приводившие к тяжелейшим последствиям и даже к смерти, поддаются оперативному и консервативному лечению, возвращая людей к нормальной жизни после серьезных травм и сложных хирургических вмешательств.

Строение больших полушарий

Спинной мозг человека соединен с головным и вплоть до среднего мозга выглядит цельным элементом. Затем он делится на две симметричные, но неоднозначные по функциям половины, которые называются «большие полушария головного мозга».

Обе вместе носят название переднего. Соединительный элемент между ними – мозолистое тело. Часть, расположенная снизу, носит название «основание мозга».

Структура тканей включает два типа вещества:

  • Серое, формирующее наружный слой или кору головного мозга. Это вещество в виде подкорковых структур рассеяно по массе белого.
  • Белое, представляющее собой внутреннюю массу мозгового вещества, преобладающую по объему. Оно формирует проводящие пути.

Органы, их функции и слаженная работа всех систем контролируется корой БП. Она представляет собой тончайший слой в несколько миллиметров серого вещества, состоящего из тел нейронов. Кора является главной частью мозга.

Она покрывает поверхность переднего и отличается большой площадью из-за того, что полушария имеют выраженную складчатость, которая называется бороздами и извилинами.

Примерная поверхность занимает от 2000 до 2500 квадратных сантиметров.

У нее достаточно сложная организация и оригинальное строение, структура. Она испещрена глубокими бороздами и складками, которые называются извилинами. Наиболее глубокие из всех разделяют весь передний мозг (каждое из полушарий) на доли:

  • Лобная.
  • Височная.
  • Теменная.
  • Затылочная.
  • Островок.

Под затылочными долями находится мозжечок, или «малый мозг». У него три пары «ножек», через которые он получает крайне важную информацию из коры, спинного, ствола головного, ганглиев и других источников. Это крайне важная часть, хоть и незначительная по размерам.

Он выполняет функции коррекции погрешностей, которые могут закрасться с поступающими и исходящими сигналами. В нем содержится до 10% нейронов, которыми располагает центральная нервная система человека. Особенно богат ими так называемый зернистый слой.

Функции

Основная деятельность БП связана со следующими важнейшими человеческими функциями и качествами:

  • Мышление.
  • Память.
  • Речь.
  • Проявления и особенности личности.
  • Творческие способности, таланты и умения.

Большие полушария неодинаковы – они отвечают за разные функции. Правое несет ответственность за способность к образному мышлению и всему, что с ним связано. Левое полушарие связано с абстрактным и возможностью говорить. Так что при заболеваниях и травмах этого участка мозга человек лишается связной речи.

Полушария отделяются друг от друга продольной щелью, в глубине которой находится мозолистое тело, соединяющее их друг с другом. Поперечная разделяет затылочные доли от мозжечка, а он граничит с продолговатым мозгом, соединяющимся со спинным. Вес больших полушарий составляет от 78 до 90% массы органа.

Кора полушарий большого мозга имеет слои, формирующие ее архитектонику:

  • Молекулярный.
  • Наружный зернистый.
  • Слой пирамидальных нейронов.
  • Внутренний зернистый.
  • Ганглионарный слой. Его еще называют внутренний пирамидный или клетки Беца.
  • Мультиморфные клетки.

Кора – это высокоорганизованный анализатор, позволяющий обрабатывать получаемую извне информацию через органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Она содержит больше клеточной жидкости, чем белое вещество, снабжена большим количеством кровеносных сосудов. Кора больших полушарий участвует в формировании кортикальных рефлексов.

Борозды и извилины

Поверхность большого мозга покрыта так называемым паллиумом, или плащом. Именно он образует складки, которые принято называть извилинами и бороздами. Состоит паллиум из серого и белого вещества.

Большие полушария головного мозга покрыты узнаваемой глубокой складчатостью, образованной бороздами и извилинами. Они придают человеческому мозгу характерный вид, увеличивая площадь коры. Рисунок извилин индивидуален не только для каждой конкретной личности, но и даже для полушарий одного мозга.

Каждое из них имеет строение, состоящее из разных видов поверхностей:

  • Верхнелатеральная поверхность, имеющая выпуклую форму и непосредственно прилегающая к внутренней части свода черепа.
  • Нижняя, располагающаяся передним и средним участком глубоко на основании черепа, а задним – на верхней части мозжечка.
  • Медиальная поверхность, находящаяся по направлению к щели, разделяющей оба полушария.

Каждый из отделов мозга имеет собственный «рисунок» извилин и борозд.

Борозды принято делить на три категории:

  • Первая, или постоянные, главные. Их 10, они менее других подвержены изменениям, возникают на ранних этапах формирования мозга и имеют общие черты для всех людей и животных.
  • Вторая категория, или непостоянные борозды. Они представляют собой складки на поверхности полушарий, индивидуальные для конкретной особи. Они могут иметь различное количество или даже полностью отсутствовать. Непостоянные борозды глубокие, но мельче, чем представители первой категории.
  • Третья, или непостоянные борозды – бороздки. Они обычно намного меньше и мельче, чем предыдущие, имеют различные меняющиеся очертания, их расположение связано с этническими чертами или персональными особенностями. Бороздки третьей категории не передаются по наследству.

Рисунок можно сравнить с отпечатками пальцев, так как он отличается индивидуальностью и никогда не бывает полностью идентичным даже у ближайших родственников.

Последствия повреждения долей БП

Кора больших полушарий человеческого головного мозга не дублирует структур подкорки, поэтому любое ее повреждение влечет за собой различные нарушения. Они отличаются в зависимости от того, какой участок оказывается травмированным. Интересно, что в коре нет конкретных центров управления отдельными мышцами, а только общий набор «правил» их работы.

Повреждения определенных долей больших полушарий приводят к следующим последствиям:

  • Лобная – наибольшая часть. Две лобные части составляют половину всего переднего мозга. Кора этой доли называется ассоциативной, потому что вся информация приходит именно в этот участок. Она ответственна за речь, поведение, чувства, обучение. При серьезных травмах этой части головного мозга, образовании опухолей, кровоизлияний у человека нарушаются связи между видом, вкусом, запахом, формой предмета и его названием, то есть, например, пациент видит яблоко, может его понюхать, потрогать и съесть, но не понимает, что именно у него в руках. Также в центральной передней извилине лобной доли расположена двигательная. Ее повреждение приводит к изменению поведения, расстройствам координации и движения. Установлено, что врожденная недоразвитость лобной доли или ее повреждение в раннем детском возрасте, особенно участка, отвечающего за эмоции, приводит к появлению антисоциальных личностей и серийных убийц, опасных маньяков и просто социопатов, мелких домашних тиранов, страдающих отсутствием эмпатии. Центры, отвечающие за обоняние и вкус, расположены на внутренних поверхностях лобных и височных долей, поэтому травмы этих участков мозга зачастую приводят к нарушению или полной потере этих функций.
  • Височная область отвечает за слуховой центр. Кроме полной или частичной глухоты патологии в этой зоне могут приводить к так называемой сенсорной афазии Вернике или глухоте на слова. Пациент способен все прекрасно слышать, но слов он попросту не понимает, словно с ним разговаривают на незнакомом иностранном языке. Возникает такая афазия при поражении аналитического центра речи (центра Вернике).
  • Теменная часть, а именно ее центральная задняя извилина, управляет кожно-мышечной чувствительностью. Поэтому ее повреждение влечет за собой утрату этих ощущений или сильное их притупление. Поражение передней части темени приводит к проблемам с точными движениями, центральная отвечает за основные движения, а задняя – за осязательные функции. Травмы или заболевания этих областей провоцируют соответствующие проблемы со здоровьем.
  • Затылочная доля имеет зрительный центр, призванный регулировать, опознавать и обрабатывать информацию, поступающую от органов зрения. Любые проблемы в этой зоне сказываются на качестве восприятия изображения, а сильные травмы могут вызвать слепоту – временную или постоянную. Верхняя часть затылочной области отвечает за зрительное узнавание, поэтому человек с проблемами на этом участке не может распознавать лица или не воспринимает окружение.
  • Островковая область не видна, если рассматривать поверхность головного мозга. Многие ученые не выделяют ее как отдельный элемент полушарий, а считают частью других долей. Поэтому характеристики патологий такие же, как и у ближайших отделов – лобного и височного.

Строение головного мозга постепенно приоткрывает все свои тайны, позволяя ученым узнавать взаимосвязи между его отдельными частями и поведением, характером, здоровьем и эмоциями человека. В нем еще много неизвестного, но тщательное изучение позволяет углубиться в источники множества заболеваний, которые еще недавно считались неизлечимыми.

При всем сходстве нашего мозга с аналогичными структурами других млекопитающих орган человека и большие полушария в первую очередь – это уникальное создание природы, которое и делает нас людьми разумными.

Источник: https://GolovaUm.ru/polezno/bolshie-polushariya-golovnogo-mozga.html

Ссылка на основную публикацию