Лётчики-асы — тайны и факты

Почему советские летчики-асы выбирали американский Bell P-39 Airacobra

Американские историки и политики любят отмечать тот факт, что Красная Армия победила во Второй Мировой войне лишь благодаря ленд-лизу. На самом же деле ленд-лиз — поставка в Советский Союз американской техники и продовольствия — сыграл важную, но не самую главную роль в будущей победе над Германией.

Множество танков и самолетов тонуло еще на подходах к берегам СССР, а та техника, которая благополучно доходила до частей, в большей своей массе была устаревшей. Но все же был один американский самолет, который ближе к концу войны стал одним из символов господства в небе советских летчиков.

Bell P-39 Airacobra — машина асов.

Такой громкий эпитет не случаен. Покрышкин, Гулаев, Речкалов, Кутахов и многие другие мастера воздушного боя в разное время летали на Р-39. Покрышкин и вовсе в воспоминаниях называл «аэрокобру» своим любимым самолетом, еще бы, ведь сорок восемь из пятидесяти девяти сбитых им самолетов пришлись как раз на полеты на американском истребителе.

 

«Аэрокобра» мне понравилась своими формами и, главным образом, мощным вооружением.

Сбивать вражеские самолеты было чем — пушка калибра 37 миллиметров, два крупнокалиберных скорострельных пулемета и четыре пулемета нормального калибра по тысяче выстрелов в минуту каждый.

Мое настроение не испортилось и после предупреждения летчиков об опасной особенности самолета срываться в штопор из-за задней центровки».

Именно эта неприятная «изюминка» поначалу заставляла смотреть летчиков на Р-39 с недоверием. Двигатель в ней располагался сзади, что имело как свои плюсы — уникальная маневренность, так и минусы — плоский штопор.

Быстрее всего к новой машине приноровились бывшие пилоты советского истребителя И-16, конструкция которого имела схожий дефект.

Но вскоре количество небоевых потерь упало, а эффективность использования истребителя возросла, несмотря даже на то, что собирать их приходилось практически «наугад».

Большинство техники по ленд-лизу передавалась в разборном состоянии, поэтому перед механиками в СССР вначале стояла задача собрать этот неведомый конструктор. Постоянные затруднения вызывал тот факт, что часть инструкций и чертежей отсутствовала, а оставшиеся все равно были на незнакомом английском языке…

Вооружение Р-39 советским летчикам нравилось настолько, что они предпочитали снимать два подкрыльевых пулемета и использовать только 20-миллиметровую, а позднее 37-миллиметровую пушку.

Во-первых, меньше вес и лучше маневренность, а во-вторых, одного попадания 37-миллиметрового снаряда было более чем достаточно для мгновенного уничтожения вражеских «мессершмиттов».

Герой Советского Союза Евгений Мариинский в своих мемуарах писал:

«Мессер»! Откуда он взялся?! «Ме-109» был совсем рядом — каких-нибудь двадцать — двадцать пять метров. Я забыл обо всем: о радио, о том, что нужно предупредить ведущего… «Сбить!..» Немного подвернул самолет, прице… прицелиться-то и не смог: прицел был выключен.

Так учил инженер по спецоборудованию полка, оберегая дефицитные американские лампочки прицела, он рекомендовал включать прицел только в бою. Но немец совсем рядом, и так не промахнешься! Я нажал и тут же отпустил гашетку. Красный шар пушечного снаряда мгновенно преодолел это короткое расстояние и впился в мотор «Мессера». Разрыва снаряда не было — «значит, бронебойный».

Две пули крупнокалиберных пулеметов — одна прошла перед самой кабиной вражеского летчика, а вторая пронзила эту кабину».

Самым же главным достоинством Р-39 была великолепная маневренность и скорость. А все благодаря двигателю, который располагался позади кабины пилота, а не перед ней, как у большинства советских истребителей. Благодаря такой конструкции обзор из кабины был лучше не придумаешь, плюс сама кабина была смещена как можно ближе к носу, а крылья отодвинуты назад.

После советских И-153, И-16 и других пилоты долго не могли поверить, что кабина не нагревается в процессе полета от вынесенного вперед двигателя.

Ведь раньше через несколько минут после взлета на Як-1 температура воздуха внутри кабины могла достигать 50-60 градусов тепла! А ведь в такой летающей «бане» еще надо было сбивать противника и не терять ежеминутно сознание.

Отдельно летчиками отмечалась «живучесть» самолета, даже изрешеченный, с оторванными кусками обшивки он был способен продолжать бой. Нередко советские летчики, зная о такой «заговоренности» своих верных истребителей, атаковали превосходящие силы врага.

Например, в начале 1944 года в боях недалеко от реки Прут шесть самолетов Р-39, возглавляемых дважды Героем Советского Союза Николаем Гулаевым, атаковали двадцать семь немецких бомбардировщиков и истребителей.

В молниеносном бою противник потерял одиннадцать самолетов, из них пять штук на счету Гулаева.

Главным примером признания великолепных качеств Р-39 является тот факт, что к окончанию войны на нем летали практически все советские асы. К этому времени уже начали выпускать советские машины, которые были сильнее, быстрее и маневреннее «аэрокобры», но бывалые вояки не хотели перемен, да и преданные истребители старались их не подводить.

Источник: https://tayni.info/77605/

20 интересных фактов из истории истребителей

Самолетыистребители сыграли очень важную роль в истории мировой авиации. Именно о летчикахистребителях слагают рассказы как о рыцарях небес. В годы Первой мировой войны у них существовал даже рыцарский кодекс поведения, который был утерян уже к концу войны.

Первый летчик-истребитель Ролан Гаррос /Источник: http://pix.photone.me/

  1. 1 апреля 1915 года французский летчик Ролан Гаррос впервые сбил вражеский самолет из пулемета в воздухе.

    Вооружение самолета Гарроса было поистине революционным – пулемет с синхронизатором, и 1 апреля можно считать днем рождения истребителей.

Зачастую для летчиков-истребителей парашют – последний шанс выжить /Источник: http://rostec.

ru/

  1. В годы Второй мировой войны был случай, когда американский летчик, сбитый в бою с японцами, спускаясь с парашютом, из пистолета сбил противника. Попал в голову летчику.

На месте катастрофы МиГ-23 в Бельгии /Источник: http://nato.radioscanner.ru/

  1. 4 июля 1989 года 19-летний бельгиец Вим Деларе погиб после того, как на его ферму посреди белого дня упал советский истребитель.

    МиГ-23 взлетел с аэродрома в Польше, вскоре на борту произошла внештатная ситуация, которую летчик воспринял как отключение двигателя и катапультировался.

    Сразу после этого двигатель снова начал набирать обороты, самолет прекратил снижение, улетев в сторону ГДР и упав только в Бельгии, пролетев 900 км, из-за того, что закончилось топливо.

Советский летчик-истребитель в кабине И-16 /Источник: http://airaces.narod.ru/

  1. На советском истребителе И-16 стойки шасси убирались вручную: летчик вращал штурвал лебедки, делая 44 оборота. Представьте, это надо было делать, одновременно управляя самолетом! Уборка шасси вызывала большие затруднения даже для физически сильного летчика.

МиГ-25/ Источник: http://www.testpilot.ru/

  1. Созданный в 1970 году советский истребитель-перехватчик МиГ-25 имел всю авионику в вакуумных колбах, что позволяло летчику и самолету теоретически выжить в условиях ядерного взрыва.

Редкое фото посадки израильского F-15 без одного крыла /Источник: http://img21.imageshack.us/

  1. В 1983 году израильский пилот совершил посадку на F-15 без одного крыла. После посадки он заявил, что если бы видел масштабы повреждений, то катапультировался бы, не тянув самолет до своего аэродрома.

Чак Егер /Источник: http://upload.wikimedia.org/

  1. Первый летчик-испытатель, который пересек скорость звука, – Чак Егер отметил свое 89-летие 14 октября 2012 года, перейдя рубеж на F-15 Eagle. Попутно он отметил 65-летие преодоления звукового барьера.

Истребитель Р-51 «Мустанг» /Источник: http://s2.goodfon.ru/

  1. Во время Второй Мировой войны один американский летчик-истребитель на Р-51 «Мустанг» около получаса отбивал 30 германских истребителей от группы В-17 «Летающая крепость».

МиГ-29 – один из лучших истребителей, разработанных в ОКБ Микояна /Источник: http://www.snariad.ru/

  1. За всю историю МиГов было разработано около 450 проектов этих боевых самолетов, 170 – воплощены в жизнь. На отечественных авиастроительных заводах построили 45 тыс. МиГов, 11 тыс. из них было экспортировано. За границей по лицензии выпущено 14 тыс. МиГов. Истребители МиГ защищали от вооруженной агрессии небо более 40 стран мира.

Посадка на палубу /Источник: http://waralbum.ru/

  1. Вступив во Вторую мировую войну, американцы столкнулись с проблемой тренировки пилотов для боевых действий на Тихом океане. Отрабатывать взлет и посадку на авианосцы в открытом океане было опасно из-за угрозы со стороны немецких подлодок, поэтому летчиков было решено тренировать на Великих озерах, для чего военные переоборудовали два парохода. В общей сложности подготовку получили около 18 000 пилотов, однако в ходе учений до 300 самолетов было потеряно из-за аварий. Почти все они до сих пор лежат на дне Великих озер.

Уникальное фото сбития пилотом «Спитфайра» летающей бомбы /Источник: http://upload.wikimedia.org/

  1. Когда немцы стали массово атаковать Англию крылатыми ракетами Фау-1, британская авиация пыталась активно противодействовать новому оружию. Немало ракет было сбито выстрелами истребителей, но некоторые летчики применяли альтернативный метод, которому дали название «coup de wing».

    Пилот подлетал вплотную к летящей ракете и помещал крыло своего самолета под короткое крыло Фау-1 и ловким движением переворачивал ракету, отчего та теряла стабильность полета и падала вниз.

    Этот маневр совершали над морем или безлюдной местностью, таким образом, взрыв ракеты не причинял никакого вреда.

МиГ-25 / Источник: http://upload.wikimedia.org/

  1. Самой быстрой реактивной военной машиной является советский истребитель МиГ-25. Летает он со скоростью 3395 км/ч.

«Мустанги» в действии /Источник: http://pro-samolet.ru/

  1. В истории военной авиации зафиксировано два случая, когда истребитель был сбит… паровозом! Самый невезучий пилот на Р-51D «Мустанг» атаковал один из железнодорожных составов в Германии в 1945 году. А там оказались боеголовки для баллистических ракет Фау-2.

    Ахнуло так, что столб взрыва поднялся на 5 км. Понятное дело, от «Мустанга» ничего не осталось. Второй невезучий пилот решил отрепетировать атаку своего «Мустанга» на паровоз в лоб. Ну и чего-то не так посчитал, его размазало по рельсам где-то за 800 метров до паровоза.

    Экипаж паровоза отделался легким испугом.

Суперсовременный американский истребитель F-22 / Источник: http://web.deu.edu.tr/

  1. На сегодняшний день самолет F-22 является самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении в мире.

    Себестоимость производства одного самолета оценивается в 137,5 млн долларов (на 2008 год), а полная цена с учетом всех косвенных затрат и при ожидаемом объеме производства – 350 млн.

    Иногда о F-22 говорят, что он «на вес золота», что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года — стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов.

Кубинский истребитель МиГ-21 – один из жертв столкновения с НЛО /Источник: http://www.airwar.ru/

  1. В 1956 году пилот американского истребителя поплатился жизнью, открыв огонь по НЛО, появившемуся над Окинавой. Интересный случай излагается в книге известного английского уфолога Т. Гуда «Сверхсекретно».

    По данным 6947-й эскадрильи американских ВВС, осуществлявшей перехват радиопереговоров Кубинских вооруженных сил, в марте 1967 года два кубинских истребителя МИГ-21 были направлены на перехват неизвестного объекта, летевшего по направлению к острову на высоте 10 км.

    Приблизившись к объекту на 5 км, пилот ведущего истребителя доложил на КП, что объект выглядит как большая металлическая сфера без каких-либо деталей. Так как идентифицировать объект не удалось, пилоту был дан приказ сбить его, но пилот доложил, что радар и ракеты истребителя вышли из строя.

    А через несколько секунд пилот второго самолета доложил, что самолет ведущего взорвался без пламени и дыма.

Призраки… Источник: http://paranormal-news.ru/

  1. Не так давно был обнародован факт очень странной аварии американского истребителя. 2 февраля 1970 года боевая машина, оснащенная новейшими ракетами и электронным оборудованием тех лет, поднялась в воздух для выполнения учебного задания. Поначалу полет протекал нормально, как вдруг летчик почувствовал, что рядом с ним в кабине кто-то есть. Оглянувшись, он увидел за собой призрачную фигуру человека в летном костюме. В этот момент самолет неожиданно вошел в штопор, но пилот сумел выровнять машину. И тут летчика вместе с креслом самопроизвольно выбросило катапультой из кабины! Впоследствии специальная комиссия не смогла объяснить причину самопроизвольного срабатывания механизма катапультирования. Пока ошеломленный пилот спускался на парашюте, истребитель под управлением призрака продолжил полет. Полетав над авиабазой около 30 минут, боевая машина совершила безупречную посадку на брюхо возле городка Биг Сэнди. После тщательного технического осмотра, не выявившего никаких серьезных неполадок, истребитель оставили в строю. Через два года его сдали в музей ВВС как вещественное доказательство одного из самых необычных происшествий в истории мировой авиации, связанных с воздушными призраками.

Истребитель F-22 Raptor http://topwar.ru/

  1. Когда F-22 Raptor впервые пересек нулевой меридиан, у самолета отказала вся электроника. Так что летчику пришлось садиться практически вслепую.

Американский истребитель F-11 /Источник: http://upload.wikimedia.org/

  1. В 1956 году произошел уникальный случай – во время вылета летчик на истребителе F-11 сбил сам себя! Так как его скорость была выше скорости полета пули.

Один из лучших британских ночных истребителей Второй мировой войны – «Москито» http://avialand.org/

  1. Во время Второй мировой войны британцы, чтобы скрыть появление на их самолетах радиолокационных станций, пустили слух, что феноменальная стрельба летчиков ночных истребителей вызвана употреблением моркови. Немцы охотно поверили в это и немедленно включили в рацион летчиков ночной авиации морковь.

Одна из самых масштабных трагедий в американской истории – 9/11 /http://stateofthenation2012.com/

  1. Во время событий 9/11, когда террористы протаранили гражданскими самолетами «небоскребы-близнецы», в небо были подняты американские истребители, летчики которых имели приказ – в случае обнаружения захваченных лайнеров таранить их. Правда, в отличие от камикадзе времен Второй мировой войны, им рекомендовали катапультироваться в последний момент перед столкновением.

Источник: https://warspot.ru/1007-20-interesnyh-faktov-iz-istorii-istrebiteley

Летчики-асы Востока

«Опыт войны дает возможность сделать и такой вывод. В каждом полку было примерно 5, максимум — 7 летчиков, которые сбивали в воздушных боях значительно больше, чем другие, (на их долю приходилась примерно половина всех сбитых самолетов противника)»

— Г. Зимин. «Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия».

Феномен появления летчиков-асов остается величайшей тайной в истории боевой авиации. Профессиональная интуиция, пилотажное мастерство и меткий глаз. Обычное везение или результат накопления боевого опыта в изнурительных схватках с противником? Наука не знает точного рецепта успеха.

Такие люди рождались в разных странах, в разные времена. И, всякий раз, оказывались в числе редких «счастливцев», что приносили половину воздушных побед эскадрильи (полка, дивизии — при изменении масштаба пропорции сохраняются).

Восток — дело тонкое, говорил товарищ Сухов. И был совершенно прав: нравы обитателей мусульманского Востока кардинально отличаются от норм, принятых в европейском христианском обществе. Разные истории, иные пути цивилизационного развития.

Великое прошлое Средней Азии растворилось во времени — последние несколько веков этот регион объективно уступает Европе в экономическом, промышленном и научном развитии.

За выходцами из народов Кавказа и Средней Азии закрепился устойчивый статус «гастарбайтеров», «этнических бандюков» и «ленивых торговцев урюком».

Совершенно непригодных к управлению столь сложной и дорогостоящей техники, как боевой самолет.

Но так ли это на самом деле?

Амет-Хан Султан

Амет-хан Султан (25 октября 1920 года — 1 февраля 1971 года) — военный лётчик, подполковник (1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). Родился в Крыму, в г. Алупка. Отец — дагестанец. Мать — крымская татарка.

Входит в число 50 самых результативных советских летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Один из пяти советских асов, кому удалось преодолеть планку в 600 боевых вылетов (наряду с А. Алелюхиным, А. Покрышкиным, Н. Скомороховым и Л.Шестаковым).

Всего за годы войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, выполнил 70 вылетов на штурмовку наземных войск противника. Лично одержал 30 воздушных побед и сбил 19 вражеских самолетов в составе группы.

Считается лидером по истреблению Хе-111 (семь сбитых бомбардировщиков этого типа). Стоит заметить, что с середины 1943 г. «Хейнкель» нес усиленное оборонительное вооружение: заднюю полусферу прикрывали 4 огневые точки, что делало его перехват смертельно опасным заданием.

За годы войны талантливый летчик освоил несколько типов истребителей: отечественные И-153, Як-1, Як-7Б, зарубежные «Харрикейн» и «Белл Эйркорба». Победу Амет-хан Султан встретил на мощнейшем Ла-7. Всего же, за время лётной работы в качестве военного пилота и летчика-испытателя он освоил около 100 типов летательных аппаратов, при общем налете 4237 часов!

Как и многие асы (тот же немецкий Г. Баркхорн), Амет-хан начинал свою карьеру неважно: за первый год войны ему так и не удалось сбить ни одного вражеского самолета.

Свою первую воздушную победу он одержал 31 мая 1942 года при весьма необычных обстоятельствах: догнал на предельной высоте разведывательный «Юнкерс», расстрелял весь боекомплект, а затем таранил врага, ударив его снизу левым крылом. 

Сильнейший удар смял фонарь и на мгновение оглушил летчика. Амет-хан очнулся от тряски и оглушительного свиста — горящий Ю-88 шел к земле, зацепив с собой его «Харрикейн». Густой дым застилал кабину, от недостатка воздуха перехватило дыхание.

В минуту смертельной опасности сознание подсказывало единственную верную мысль: «Прыгай»! Быстрым движением он отстегнул привязные ремни и рванулся из кабины — и в ужасе остановился. Кабина его истребителя накрыта правым крылом «Юнкерса», выход был заблокирован.

Ценой невероятных физических усилий Амет-хану удалось руками (!) оттолкнуть свой самолет и благополучно выбраться из огненной ловушки.

Истребитель Ла-7 Амет-Хана Султана с легендарным орлом c горы Ай-Петри

С каждым новым вылетом росло летное, тактическое и стрелковое мастерство пилота, рос счет побед и подкреплялась уверенность в собственных силах. Осенью 1942 года он занял должность командира 3-ей эскадрильи 9-го иап — одного из лучших истребительных подразделений ВВС Красной Армии. В составе своего полка Амет-хан оборонял Сталинград, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Кубани и Крыма, воевал в Восточной Пруссии, участвовал во взятии Берлина. Свою последнюю воздушную победу гвардии майор Амет-хан Султан одержал 29 апреля 1945 года, сбив истребитель FW-190 над берлинским аэродромом «Темпельхоф».

Погиб прославленный летчик в 1971 году, во время испытаний летающей лаборатории Ту-16ЛЛ.

Талгат Якубекович Бегельдинов

Советский летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, рекордсмен по числу боевых вылетов на Ил-2 и числу сбитых на нем самолетов противника.

В тактическом руководстве пилотов Люфтваффе был прописан категорический запрет на атаку Ил-2 со стороны передней полусферы. Нечего даже пытаться выходить Илу «в лоб» — бронированный штурмовик с 23 мм пушками и пулеметами ШКАС сметет огнем любую цель на своем пути.

Огневая мощь и бронирование — именно этими преимуществами своего самолета блестяще владел Талгат Бегельдинов. В его руках медлительный и неуклюжий «Ил» превращался в могучую летающую крепость, способную постоять за себя в воздушном бою с любым «Мессершмиттом». Командование так доверяло молодому пилоту, что часто отпускало его на задания без истребительного прикрытия.

Талгат Якубекович Бегельдинов родился 5 августа 1922 года в селе Майбалык, Акмолинской области, Казахской ССР в семье крестьянина. По национальности — казах.

В 1940 году поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, затем переведён в Чкаловское военное авиационное училище в г. Оренбурге, которое окончил в 1942 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 года. Летал в эскадрилье Героя Советского Союза С. П. Пошивальникова. Вскоре стал его заместителем.

26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Бегельдинову Талгату Якубековичу за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолета присвоено звание Героя Советского Союза.

Второй медали «Золотая Звезда» гвардии капитан Бегельдинов Талгат Якубекович был удостоен 27 июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги при штурмовке скопления войск и техники противника в боях за города Краков, Оппельн (ныне Ополе), Катовице, Бреслау (ныне Вроцлав) и Берлин.

Всего же за два года войны Т. Я. Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники, попутно сбив в воздушных боях 7 самолётов противника.

Гулям Мустафа Хан

ВВС Демократической Республики Афганистан пользовались дурной славой среди советских военных летчиков. Афганские пилоты были выходцами из знатных пуштунских и таджикских семей – потому, считали себя в воздухе абсолютными королями и не обращали внимания на различные предписания и инструкции.

Летали мало и неохотно, с обязательным, предписанным Кораном, выходным по пятницам. Предпочитали сбрасывать бомбы куда попало — и поскорее возвращались на базу.

Конечно, можно было бы не обращать внимания на такие мелкие шалости «союзничков», если б те не угоняли регулярно авиатехнику в Пакистан и не «сливали» информацию о предстоящих операциях полевым командирам моджахедов.

Однако, даже в этом скопище бездарей, тунеядцев и предателей находились по-настоящему преданные небу пилоты, готовые до конца выполнить свой долг. Таким был Гулям Мустафа Хан (1953-1994) — зам. командира 355-го апиб ВВС ДРА.

Гулям Мустафа Хан (справа) во врем обучения в Советском Союзе

Получив блестящую летную подготовку в СССР, Мустафа, вернулся на родину, где был зачислен в афганский истребительно-бомбардировочный авиаполк на авиабазе Баграм. Уже на этапе становления молодой летчик отличался хорошими навыками пилотирования, технической грамотностью и морально-волевыми качествами. К 1987 году Мустафа был единственным летчиком из всего полка, кто имел допуск к полетам ночью и в сложных метеоусловиях.

В том же году случилась трагедия — моджахеды вырезали семью Мустафы. Отныне ярость пилота не знала границ — Мустафа Гулям ежедневно совершал по несколько боевых вылетов, обрушивая на афганские горы и ущелья тонны бомб. В ходе боёв за Джеллалабад он буквально не вылезал из кабины своего Су-22 (экспортная версия Су-17), летая с предельной нагрузкой для человека. По 10-11 вылетов в сутки!

В ходе одного из вылетов Мустафа был сбит, повредил позвоночник. После длительного лечения получил звание генерала и был представлен к награде «Герой Демократической Республики Афганистан». Но даже после перехода на штабную должность он не смог оставить штурвал истребителя.

В ходе попытки военного переворота 6 марта 1990 года, когда часть армейских подразделений восстала против правительства Наджибуллы, генерал Мустафа лично возглавил операцию против авиабазы Баграм, перешедшей на сторону восставших. Вылетев во главе группы с аэродрома под г.

Мазари-Шариф (очевидно, с АБ Шиндад) он разбомбил взлетно-посадочную полосу Баграма, тем самым предрешив исход восстания. За что был повторно представлен к высшей награде Республики Афганистана.

Смерть нашла героя в ходе одного из вылетов на бомбардировку позиций группировки Талибан. 30 января 1994 г. «Сушка» генерала Мустафы была перехвачена истребителем МиГ-21 военно-воздушных сил «Исламского государства Афганистан» — самолет разбился в горах, к северо-западу от перевала Саланг.

Место крушения самолета и останки отважного летчика были случайно обнаружены в 2009 году и перезахоронены в Кабуле со всеми воинскими почестями.

Джилил Занди

Снайпер персидского неба, считающийся одним из самых результативных летчиков-истребителей реактивной эры. Лучший в мире пилот тяжелого перехватчика F-14. Подлинный «Топ Ган» — в отличие от показушного Мэверика, которого удачно сыграл на экране Т. Круз.

Жизнь и карьера этого аса достойны крутого голливудского блокбастера – с резкими поворотами сюжетами, оглушительными провалами и яркими победами.

Джалил Занди пришел в авиацию во времена шахского правления, когда Иран еще был светским государством и поддерживал дружеские отношения с Западом (это к вопросу о появлении в Иране новейших истребителей F-14). Со сменой режима у Занди начались неприятности – не осознавая до конца серьезность своего поступка, он открыто выступил против излишней исламизации ВВС Ирана.

За что немедленно пошел под трибунал – Стражи Исламской Революции вынесли еретику жесткий вердикт: 10 лет заключения. Расставание с любимым небом, тюремные застенки, пятиразовый намаз – от таких новостей Занди окончательно пал духом и принялся прикручивать жгут из простыни к крюку на потолке. Спасло буквально чудо – все сослуживцы встали на защиту подающего надежды пилота.

Спустя шесть месяцев Занди был освобожден из тюрьмы и вновь попал в самое пекло. В регионе разгорелась жестокая Ирано-иракская война, унесшая за последующие 8 лет почти полмиллиона человек с каждой стороны.

Трагические события стали «звездным часом» Джалила Занди – летая на сверхзвуковом перехватчике F-14, он сумел записать на свой счет 11 воздушных побед! Согласно официальным данным, cреди трофеев Занди значатся три истребителя-бомбардировщика «Мираж» F1, пара Су-22, пара МиГ-21 и четыре МиГ-23.

Разумеется, когда дело касается потерь на войне, все представленные данные имеют некоторый оттенок неправдоподобности – государственной пропаганде свойственно завышать потери противника и занижать потери со своей стороны.

Не исключено, что часть побед были приписаны Занди по требованию вышестоящего руководства. Сам пилот говорил только о 9 победах, из которых были достоверно подтверждены лишь 6 — 8.

Но, в любом случае, это невероятно много в эпоху современной реактивной авиации.

Удача оставила пилота в феврале 1988 года – в воздушном бою его непобедимый «Томкэт» был сбит иракским «Мираж» F1. Экипажу удалось благополучно катапультироваться.

Джилилу Занди удалось благополучно пережить Ирано-иракскую войну и дослужиться до чина бригадного генерала. Прославеленный летчик-ас трагически погиб в автокатастрофе в 2001 году.

Летчики Военно-воздушных сил Исламской Республики Иран на фоне F-14 «Томкэт»

Источник: https://bazaistoria.ru/blog/43981697283

Асы Второй мировой.Советские летчики

Рекордсменом по количеству сбитых немецких самолетов считается Иван Кожедуб. На его счету 62 вражеские машины. Александр Покрышкин отстал от него на 3 самолета — официально считается, что ас № 2 может нарисовать на своем фюзеляже 59 звездочек. На самом деле информация о первенстве Кожедуба является ошибочной. 

Их восемь — нас двое. Расклад перед боем Не наш, но мы будем играть! Сережа, держись! Нам не светит с тобою. Но козыри надо равнять. Я этот небесный квадрат не покину — Мне цифры сейчас не важны: Сегодня мой друг защищает мне спину, А значит, и шансы равны.

Владимир Высоцкий  

Несколько лет назад в архиве трижды героя Советского Союза Александра Покрышкина обнаружились записи, которые позволяют по-иному взглянуть на заслуги легендарного летчика. Оказывается, в течение десятилетий истинное количество сбитых им фашистских самолетов сильно преуменьшалось. Причин тому было несколько.

Во-первых, сам факт падения каждого сбитого самолета противника нужно было подтверждать сообщениями наземных наблюдателей. Таким образом, все машины, уничтоженные за линией фронта, в статистику советских пилотов-истребителей не попадали по определению. Покрышкин, в частности, недосчитался из-за этого 9 «трофеев».

Во-вторых, многие из его товарищей вспоминали, что он щедро делился со своими ведомыми, чтобы те могли быстрее получить ордена и новые звания. Наконец, в 1941 году летная часть Покрышкина при отступлении была вынуждена уничтожить все документы, и более десятка побед сибирского героя осталось только в его памяти и личных записях.

Прославленный летчик после войны не стал доказывать свое первенство и удовлетворился записанными на его счет 59 самолетами врага. У Кожедуба их было, как известно, 62. Сегодня можно сказать, что Покрышкин уничтожил 94 самолета, 19 — подбил (часть их, без сомнения, не смогла дотянуть до аэродрома или была добита другими летчиками), а 3 — уничтожил на земле.

Покрышкин расправлялся в первую очередь с истребителями врага — самыми трудными и опасными целями. Бывало, что он и двое его соратников дрались с восемнадцатью противниками. Сибирский ас сбил 3 «фоккера», 36 «мессеров», еще 7 подбил, а 2 сжег на аэродромах. Легких бомбардировщиков им уничтожено 33, тяжелых — 18.

На более мелкие цели он отвлекался редко, сбив 1 легкий разведывательный самолет и 4 транспортника. Для полной правды следует сказать, что свой боевой счет он начал 22 июня 1941 года с того, что сбил наш легкий двухместный бомбардировщик Су-2, который был по глупости командования настолько засекречен, что ни один советский истребитель не знал его силуэта.

А лозунг всякого боевого летчика не оригинален: «Видишь незнакомый самолет — принимай его за противника».

Американский президент Франклин Рузвельт назвал Покрышкина самым выдающимся асом Второй мировой войны. С этим трудно не согласиться, хотя боевые заслуги Кожедуба не менее весомы. Наверняка на его счету тоже есть незафиксированные самолеты.

Еще менее повезло в этом отношении советскому летчику по имени Иван Федоров. Он сбил 134 вражеских «борта», провел 6 таранов, 2 самолета «взял в плен» — вынудил сесть на свой аэродром.

При этом ни разу не был сбит сам и не потерял ни одного ведомого. Но этот летчик остался совершенно неизвестным. Его именем не назывались пионерские дружины, ему не ставили памятники.

Проблемы возникли даже с присвоением ему звания Героя Советского Союза.

Первый раз к этой высокой награде Иван Федоров был представлен еще в 1938 году — за 11 сбитых в Испании самолетов. С большой группой офицеров из Испании Федоров приехал в Москву на торжественное вручение. Среди награжденных кроме летчиков были моряки и танкисты.

На одном из «банкетов» представители дружественных родов войск стали выяснять, какой вид вооруженных сил лучше. Спор дошел до драки, а потом и до перестрелки. В результате 11 санитарных машин развозили пострадавших по московским госпиталям и моргам.

Иван Федоров особого участия в драке не принимал, но, не в меру разбушевавшись, ударил приставленного к нему сотрудника НКВД. Летчик был первоклассным боксером — на второй день особист, не приходя в сознание, скончался. В результате Федоров был объявлен одним из зачинщиков скандала.

Руководство Наркомата обороны замяло этот инцидент, но наград не дали никому. Всех раскидали по воинским частям с совершенно неподходящими для дальнейшей карьеры характеристиками.

Что же касается Федорова, то его и еще нескольких летчиков вызвал начальник генерального штаба авиации генерал-лейтенант Смушкевич и сказал: «Воевали геройски — и все насмарку!» А оставшись с Федоровым наедине, он доверительно и по-дружески предупредил, что НКВД завел на него особую папку по личному распоряжению Лаврентия Берии. Тогда от ареста и смерти Федорова спас сам Сталин, приказавший Берии не трогать летчика, чтобы не осложнять отношений с испанцами, для которых Иван был национальным героем. Однако из ВВС Федорова уволили и перевели пилотом-испытателем в КБ С.А. Лавочкина.

Лишенный звания Героя Советского Союза, Федоров буквально за несколько месяцев до вторжения фашистской Германии в СССР умудрился получить высшую военную награду Третьего рейха. Получилось это так.

Весной 1941 года СССР и Германия, находившиеся тогда в весьма дружеских отношениях, обменялись делегациями летчиков-испытателей. В составе советских пилотов Федоров поехал в Германию.

Желая показать потенциальному противнику (а Иван ни минуты не сомневался в неизбежности войны с Германией) мощь советской военной авиации, летчик продемонстрировал в воздухе самые сложные фигуры пилотажа.

Гитлер был ошеломлен и поражен, а рейхсмаршал авиации Геринг угрюмо подтвердил, что даже лучшие немецкие асы повторить «воздушные акробатические фокусы» советского летчика не смогут.

17 июня 1941 года состоялся прощальный банкет в резиденции рейхсканцлера, где Гитлер вручил советским летчикам награды. Федоров из его рук получил один из высших орденов рейха — Железный крест с дубовыми листьями 1-го класса.

Сам Федоров вспоминал об этой награде неохотно: «Крест какой-то дали, я не разбираюсь, он мне не нужен, валялся у меня в коробке, я его не носил и никогда не одел бы».

Тем более, что через несколько дней после возвращения советских летчиков началась Великая Отечественная…

Война застала Федорова в Горьком, где он работал на заводе испытателем. Целый год пилот безрезультатно «бомбардировал» высшие инстанции рапортами с просьбой отправить его на фронт. Тогда Федоров решил схитрить. В июне 1942 года на опытном истребителе ЛаГТ-3 он сделал 3 «мертвые петли» под мостом через Волгу.

Надежа была на то, что воздушного хулигана отправят за это на фронт. Однако когда Федоров пошел на четвертый заход, зенитчики из охраны моста открыли по самолету огонь, подумав, видимо, что он может мост разрушить. Тогда летчик решил, что не будет даже возвращаться на свой аэродром, и полетел прямо на фронт…

До линии фронта было почти 500 км пути, и Федорова не только обстреливали зенитки, но и атаковали два МИГ-3 московских сил противовоздушной обороны. Счастливо избежав опасности, Иван Евграфович приземлился на аэродроме подмосковного Клина, в расположении штаба 3-й Воздушной армии.

Командующий армией Михаил Громов, прославленный полярный летчик, выслушав подробный доклад «волонтера», принял решение оставить его у себя. Между тем руководство Горьковского авиазавода объявило Федорова дезертиром и потребовало вернуть с фронта.

Он послал им телеграмму: «Не затем удирал, чтобы к вам вернуться. Если виноват, отдайте под трибунал». По-видимому, за «дезертира» вступился сам Громов: «Если бы ты с фронта удрал, тогда судили бы, а ты же на фронт». Действительно, дело вскоре закрыли.

За первые полтора месяца Федоров сбил 18 немецких самолетов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиационного полка. Весну 43-го он встретил уже командиром 273-й авиадивизии.

А еще с лета 1942 до весны 1943 года Федоров командовал уникальной группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению Сталина.

Тот считал неразумным отправлять пусть даже серьезно провинившихся пилотов в наземные штрафбаты, где они не могли принести никакой пользы, да и ситуация на фронте тогда складывалась так, что каждый обученный и опытный пилот был буквально на вес золота.

Но командовать этими «воздушными хулиганами» никто из асов не хотел. И тогда Федоров сам вызвался руководить ими. При том что Громов наделил его правом расстреливать на месте каждого при малейшей попытке неповиновения, Федоров этим не воспользовался ни разу.

Штрафники блестяще показали себя, сбив около 400 самолетов противника, хотя победы им не засчитывались, как и самому Федорову, а распределялись по другим авиаполкам. Потом, уже после официального «прощения», несколько федоровских подопечных стали Героями Советского Союза. Наиболее известным из них был Алексей Решетов.

В мае 44-го Федоров, добровольно уйдя с должности командира 213-й авиадивизии, не желая заниматься «бумажной», по его мнению, работой, стал заместителем командира 269-й авиадивизии, получив возможность больше летать. Вскоре ему удалось собрать специальную группу, состоящую из девяти летчиков, вместе с которыми он занимался так называемой «свободной охотой» за линией фронта.

После тщательно проведенной разведки группа федоровских «охотников», хорошо знавшая расположение аэродромов противника, обычно к вечеру пролетала над одним из них и сбрасывала вымпел, представлявший собой банку из-под американской тушенки с грузом и запиской внутри. В ней на немецком языке летчикам люфтваффе предлагалось выйти на поединок, причем строго по числу прилетевших с советской стороны. В случае нарушения численного паритета «лишние» просто сбивались на взлете. Немцы, разумеется, вызов принимали.

В этих «дуэлях» Федоров одержал 21 победу. Но, пожалуй, самый свой удачный бой Иван Евграфович провел в небе над Восточной Пруссией в конце 44-го, сбив сразу 9 «мессершмиттов». Благодаря всем этим ярким достижениям у аса появилось фронтовое прозвище Анархист.

Все летчики «группы Федорова» получили звание Героя Советского Союза, а Василий Зайцев и Андрей Боровых были удостоены его дважды. Исключение составлял только сам командир. Все представления Федорова к этому званию по-прежнему «заворачивались».

После Великой Победы Федоров вернулся в КБ Лавочкина, где испытывал реактивные самолеты. Он первым в мире преодолел звуковой барьер на самолете Ла-176. А вообще на счету данного летчика 29 мировых авиационных рекордов. Именно за эти достижения 5 марта 1948 года Сталин присвоил Ивану Федорову звание Героя Советского Союза.

Что же касается безвестности самого результативного аса советских ВВС, то Иван Евграфович никогда не стремился развенчать это заблуждение: «За себя постоять всегда умел и сумею, но хлопотать и писать в высшие инстанции, для того чтобы вернули неврученные награды, никогда не стану.

Да и не нужны они мне уже — другими материями душа живет».

Так что самыми лучшими советскими асами Второй мировой войны — вот такое заблуждение! — по-прежнему считаются Покрышкин и Кожедуб. 

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/vtoraja-mirovaja-voina/asy-vtoroi-mirovoi-sovetskie-letchiki.html

Асы Люфтваффе: феномен слишком больших счетов

…эскадра за довольно короткий период времени потеряла 80 летчиков, из которых 60 так и не сбили ни одного русского самолета

/Майк Спик «Асы люфтваффе»/


С оглушительным грохотом рухнул «Железный занавес», и в средствах массовой информации независимой России поднялась буря разоблачений советских мифов. Самой популярной стала тема Великой Отечественной войны – неискушенный советский человек был потрясен результатами немецких асов – танкистов, подводников и, особенно, пилотов Люфтваффе.Собственно, проблема в следующем: 104 немецких летчика имеют счет 100 и более сбитых самолетов. Среди них – Эрих Хартманн (352 победы) и Герхард Баркхорн (301), показавшие совершенно феноменальные результаты. Более того, свои все свои победы Харманн и Баркхорн одержали на Восточном фронте. И они не были исключением – Гюнтер Ралль (275 побед), Отто Киттель (267), Вальтер Новотны (258) – тоже воевали на советско-германском фронте. В это же время, 7 лучших советских асов: Кожедуб, Покрышкин, Гулаев, Речкалов, Евстигнеев, Ворожейкин, Глинка смогли преодолеть планку 50 сбитых самолетов противника. Например, Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб уничтожил в воздушных боях 64 немецких самолета (плюс 2 сбитых по-ошибке американских «Мустанга»). Александр Покрышкин — летчик, о котором, согласно легенде, немцы предупреждали по радиосвязи: «Ахтунг! Покрышкин ин дер люфт!», записал на свой счет «всего» 59 воздушных побед. Примерно столько же побед имеет малоизвестный румынский ас Константин Контакузино (по разным данным, от 60 до 69). Другой румын – Александру Сербанеску сбил на Восточном фронте 47 самолетов (еще 8 побед остались «неподтвержденными»).Гораздо хуже ситуация у англосаксов. Лучшими асами стали Мармадюк Петтл (около 50 побед, ЮАР) и Ричард Бонг (40 побед, США). Всего 19 британским и американским пилотам удалось сбить более 30 самолетов противника, при этом англичане и американцы воевали на лучших в мире истребителях: неподражаемом P-51 «Мустанг», P-38 «Лайтнинг» или легендарном «Супермарин Спитфайр»! С другой стороны, лучшему асу Королевских ВВС повоевать на таких замечательных самолетах не довелось – все свои полсотни побед Мармадюк Петтл одержал, летая сначала на старом биплане «Гладиатор», а потом на неуклюжем «Харрикейне».Совершенно парадоксальными выглядят на этом фоне результаты финских асов-истребителей: Илмари Ютилайнен сбил 94 самолета, а Ханс Винд – 75.Какой же вывод можно сделать из всех этих цифр? В чем секрет невероятной результативности истребителей Люфтваффе? Может быть, немцы просто не умели считать?Единственное, что можно утверждать с высокой степенью уверенности – счета всех без исключения асов завышены. Превозносить успехи лучших бойцов – стандартная практика государственной пропаганды, которая по определению не может быть честной.

Немецкий Мересьев и его «Штука»

В качестве интересного примера предлагаю рассмотреть невероятную историю летчика бомбардировочной авиации Ганса-Ульриха Руделя. Этот ас известен меньше, чем легендарный Эрих Хартманн. Рудель в воздушных боях практически не участвовал, вы не найдете его имени в списках лучших истребителей.Рудель знаменит тем, что совершил 2530 боевых вылетов.

Пилотировал пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87», в конце войны пересел за штурвал «Фокке-Вулф 190». За свою боевую карьеру уничтожил 519 танков, 150 САУ, 4 бронепоезда, 800 грузовиков и автомобилей, два крейсера, эсминец и тяжело повредил линкор «Марат». В воздухе сбил два штурмовика Ил-2 и семь истребителей.

Шесть раз приземлялся на территории противника, чтобы спасти экипажи подбитых Юнкерсов. Советский Союз назначил вознаграждение 100 000 рублей за голову Ганса-Ульриха Руделя.
Ответным огнем с земли он был сбит 32 раза. В конце-концов, Руделю оторвало ногу, но пилот продолжал летать на костыле до конца войны.

В 1948 году сбежал в Аргентину, где подружился с диктатором Пероном и организовал кружок альпинизма. Совершил восхождение на высочайшую вершину Анд – г. Аконкагуа (7 километров). В 1953 году вернулся в Европу и поселился в Швейцарии, продолжая нести чепуху о возрождении Третьего Рейха.

Вне всякого сомнения, этот незаурядный и противоречивый пилот был крутым асом. Но у любого человека, привыкшего вдумчиво анализировать события, должен возникнуть один важный вопрос: каким образом было установлено, что Рудель уничтожил именно 519 танков? Разумеется, никаких фотокинопулеметов или камер на Юнкерсе не было.

Максимум, что мог заметить Рудель или его стрелок-радист: накрытие колонны бронетехники, т.е. возможное повреждение танков. Скорость выхода из пикирования Ю-87 более 600 км/ч, перегрузки при этом могут достигать 5g, в таких условиях что-либо точно рассмотреть на земле нереально.

С 1943 года Рудель пересел на противотанковый штурмовик Ю-87G.

Характеристики этого «лаптежника» просто омерзительны: макс. скорость в горизонтальном полете – 370 км/ч, скороподъемность – около 4 м/с. Главным оружием самолета стали две пушки ВК37 (калибр 37 мм, темп стрельбы 160 выстр./мин), с боекомплектом всего 12 (!) снарядов на ствол.

Мощные орудия, установленные в крыльях, при стрельбе создавали большой разворачивающий момент и так раскачивали легкий самолет, что стрельба очередями была бессмысленна – только единичные снайперские выстрелы.

А вот забавный отчет о результатах полигонных испытаний авиационной пушки ВЯ-23: в 6 вылетах на Ил-2 пилоты 245-го штурмового авиполка, при общем расходе 435 снарядов добились 46 попаданий в танковую колонну (10,6 %). Надо полагать, что в реальных боевых условиях, под интенсивным зенитным огнем, результаты будут гораздо хуже. Куда уж там немецкому асу с 24 снарядами на борту «Штуки»!Далее, попадание в танк еще не гарантирует его поражение. Бронебойный снаряд (685 грамм, 770 м/с), выпущенный из пушки ВК37, пробивал 25 мм брони под углом 30° от нормали. При использовании подкалиберного боеприпаса, бронепробиваемость увеличивалась в 1,5 раза. Также, ввиду собственной скорости самолета, бронепробиваемость в реальности была больше еще примерно на 5 мм. С другой стороны, толщина бронекорпуса советских танков лишь в некоторых проекциях была меньше 30-40 мм, а о том, чтобы поразить КВ, ИС или тяжелую самоходку в лоб или борт нечего было и мечтать. Кроме того, пробитие брони не всегда ведет к уничтожению танка. В Танкоград и Нижний Тагил регулярно прибывали эшелоны с подбитой бронетехникой, которую в сжатые сроки восстанавливали и отправляли назад на фронт. А ремонт поврежденных катков и ходовой части проводился прямо на месте. В это время Ганс-Ульрих Рудель рисовал себе очередной крестик за «уничтоженный» танк.Другой вопрос к Руделю связан с его 2530 боевыми вылетами. По некоторым данным, в немецких бомбардировочных эскадрах было принято в качестве поощрения засчитывать сложный вылет за несколько боевых вылетов. Например, пленный капитан Гельмут Путц, командир 4-го отряда 2-й группы 27-й бомбардировочной эскадры, объяснил на допросе следующее: «…в боевых условиях я успел совершить 130—140 ночных вылетов, причём ряд вылетов со сложным боевым заданием засчитывался мне, как и другим, за 2—3 вылета.» (протокол допроса от 17.06.1943 г). Хотя возможно Гельмут Путц, попав в плен, соврал, стараясь уменьшить свой вклад в удары по советским городам.

Хартманн против всех

Существует мнение, что летчики-асы невозбранно набивали свои счета и воевали «сами по себе», являясь исключением из правил. А основную работу на фронте выполняли летчики средней квалификации. Это глубокое заблуждение: в общем смысле, летчиков «средней квалификации» не существует. Есть либо асы, либо их добыча.

Для примера, возьмем легендарный авиаполк «Нормандия-Неман», воевавший на истребителях Як-3. Из 98 французских пилотов 60 не одержали ни одной победы, зато «избранные» 17 пилотов, сбили в воздушных боях 200 немецких самолетов (всего французский полк вогнал в землю 273 самолета со свастикой).

Аналогичная картина наблюдалась в 8-й Воздушной армии США, где из 5000 летчиков-истребителей, 2900 не одержали ни одной победы. Лишь 318 человек записали на свой счет 5 и более сбитых самолетов.

Американский историк Майк Спайк описывает такой же эпизод, связанный с действиями Люфтваффе на Восточном фронте: «…эскадра за довольно короткий период времени потеряла 80 летчиков, из которых 60 так и не сбили ни одного русского самолета». Итак, мы выяснили, что летчики-асы главная сила ВВС.

Но остается вопрос: с чем связан тот огромный разрыв между результативностью асов Люфтваффе и летчиков Антигитлеровской коалиции? Даже если поделить невероятные счета немцев пополам?Одна из легенд о несостоятельности больших счетов немецких асов связана с необычной системой подсчета сбитых самолетов: по количеству моторов. Одномоторный истребитель – один сбитый самолет.

Четырехмоторный бомбардировщик – четыре сбитых самолета.

Действительно, для летчиков, сражавшихся на Западе, был введен параллельный зачет, при котором за уничтожение «Летающей крепости», летящей в боевом порядке, летчику записывали на счет 4 балла, за поврежденный бомбардировщик, который «вывалился» из боевого порядка и стал легкой добычей других истребителей, пилоту записывали 3 балла, т.к.

основную часть работы выполнил он – пробиться сквозь ураганный огонь «Летающих крепостей» намного сложнее, чем расстрелять поврежденный одиночный самолет. И так далее: в зависимости от степени участия летчика в уничтожении 4-х моторного монстра ему начисляли 1 или 2 балла. Что происходило потом с этими призовыми баллами? Наверное, их как-то конвертировали в рейхсмарки.

Но все это не имело никакого отношения к списку сбитых самолетов.Самое прозаическое объяснение феномена Люфтваффе: у немцев не было недостатка в целях. Германия на всех фронтах воевала при численном превосходстве противника. У немцев было 2 основных типа истребителей: «Мессершмитт-109» (с 1934 по 1945 год было выпущено 34 тыс.) и «Фокке-Вулф 190» (выпущено 13 тыс.

в варианте истребителя и 6,5 тыс. в варианте штурмовика) – итого 48 тысяч истребителей.В это же время через состав ВВС Красной Армии за годы войны прошло порядка 70 тысяч Яков, Лавочкиных, И-16 и МиГ-3 (без учета 10 тысяч истребителей, поставленных по Ленд-лизу).

На западноевропейском театре военных действий истребителям Люфтваффе противостояли около 20 тысяч «Спитфайров» и 13 тысяч «Харрикейнов» и «Темпестов» (именно столько машин побывало в составе Королевских ВВС с 1939 по 1945 гг.).

А сколько еще истребителей получила Британия по Ленд-лизу?С 1943 года над Европой появились американские истребители – тысячи «Мустангов», P-38 и P-47 бороздили небо Рейха, сопровождая стратегические бомбардировщики во время рейдов. В 1944 году, во время высадки в Нормандии, авиация союзников имела шестикратное количественное превосходство.

«Если в небе камуфлированные самолеты – это Королевские ВВС, если серебристые – ВВС США. Если в небе нет самолетов – это Люфтваффе» — грустно шутили немецкие солдаты. Откуда в таких условиях могли взяться большие счета у британских и американских летчиков?Еще пример — самым массовым боевым самолетом в истории авиации стал штурмовик Ил-2.

За годы войны было выпущено 36154 штурмовика, из них в армию поступило 33920 Илов. К маю 1945 года в составе ВВС Красной Армии числились 3585 Ил-2 и Ил-10, еще 200 Ил-2 были в составе морской авиации.Одним словом, никаких сверхспособностей у пилотов Люфтваффе не было. Все их достижения объясняются лишь тем, что в воздухе находилось множество самолетов противника.

Истребителям-асам союзников, наоборот, требовалось время, чтобы обнаружить врага – по статистике, даже у лучших советских летчиков в среднем приходился 1 воздушный бой на 8 боевых вылетов: им просто не удавалось встретить в небе противника! В безоблачный день, с расстояния 5 км истребитель времен Второй мировой войны виден так, как муха на оконном стекле из дальнего угла комнаты.

В условиях отсутствия на самолетах радаров, воздушный бой был скорее неожиданным стечением обстоятельств, чем регулярным событием.Более объективно считать количество сбитых самолетов, учитывая количество боевых вылетов пилотов. При взгляде под таким углом, достижение Эриха Хартмана тускнеет: 1400 боевых вылетов, 825 воздушных боев и «всего» 352 сбитых самолета.

Гораздо лучше этот показатель у Вальтера Новотны: 442 боевых вылета и 258 побед.
Друзья поздравляют Александра Покрышкина (крайний справа) с пролучением третьей звезды Героя Советского СоюзаОчень интересно проследить, как летчики-асы начинали свою карьеру. Легендарный Покрышкин в первых же боевых вылетах продемонстрировал пилотажное мастерство, дерзость, летную интуицию и снайперскую стрельбу. А феноменальный ас Герхард Баркхорн в первых 119 вылетах не одержал ни одной победы, зато сам был дважды сбит! Хотя есть мнение, что у Покрышкина тоже не все складывалось гладко: его первым сбитым самолетом стал советский Су-2. В любом случае, у Покрышкина есть свое преимущество, перед лучшими немецкими асами. Хартмана сбивали четырнадцать раз. Баркхорна – 9 раз. Покрышкин ни разу не был сбит! Еще одно преимущество русского чудо-богатыря: большинство своих побед он одержал в 1943 году. В 1944-45 гг. Покрышкин сбил всего 6 немецких самолетов, сосредоточившись на подготовке молодых кадров и управлением 9-й Гвардейской авиадивизией.

В заключение стоит сказать, что не стоит так бояться высоких счетов летчиков Люфтваффе. Это, наоборот, показывает, какого грозного противника одолел Советский Союз, и почему Победа имеет такую высокую ценность.

Асы Люфтваффе Второй Мировой ВойныФильм рассказывает о знаменитых немецких летчиках-асах: Эрихе Хартмане (352 сбитых самолетов противника), Йохане Штайнхоффе (176), Вернере Мёлдерсе (115), Адольфе Галланде (103) и других. Представлены редкие кадры интервью с Хартманом и Галландом, а так же уникальная кинохроника воздушных боев.

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/18452-asy-lyuftvaffe-fenomen-slishkom-bolshih-schetov.html

Ссылка на основную публикацию