Море лаптевых — тайны и факты

Море Лаптевых

Море Лаптевых — одно из окраинных морей Северного Ледовитого океана расположенное между полуостровом Таймыр и Новосибирскими островами.

Площадь 672 000 квадратных километров, средняя глубина 540 метров, местами более 3-х тыс. м. судоходно для всех морских кораблей.

В море Лаптевых впадает самая большая река Сибири — Лена, по которой вывозится лес и другие богатства Сибири. Протяженность побережья 1300 км. много заливов, бухт, полуостровов и островов.

Если двигаться по Северному Морскому пути на восток, то преодолев Баренцево море, а после Карское море, то за островами Северная Земля вашему взгляду откроется чистая вода. После загроможденного торосами Карского моря это кажется невероятным, но тем не менее это так, перед вами Море Лаптевых.

Такое потепление за последние два десятилетия ученые объясняют глобальным потеплением и географически положением моря Лаптевых, отгороженного с запада полуостровом Таймыр, а с востока Новосибирскими островами. К тому же, большой приток втекающих рек Хатанга, Анабар, Оленёк, Лена и Яна, так же способствуют формированию в Море Лаптевых относительно теплых прибрежных вод.

В холодные года это море тоже бывает покрыто сплошным ледяным панцирем, и морозы здесь стоят до — 35 градусов, бывали случаи, когда температура подала и до — 50. Не зря первооткрыватели этого моря, именами которых оно и названо, двоюродные братья Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы добирались сюда по Лене из Якутска.

В те времена, когда сюда попали первые исследователи Русского Севера, это море называлось Сибирским или Окраинным морем. Начало Великой Северной экспедиции, самой грандиозной из всех известных, положил Пётр I в начале ХVIII века. Эту экспедицию возглавил командор Витус Беринг, один из лучших Петровских мореходов.

Задачей этой экспедиции было изучение русских берегов от Югорского шара до Камчатки. В экспедиции работало несколько отрядов, общей численностью более 600 человек.

Два отряда, которыми командовали лейтенанты Прончищев и Ласиниус, выйдя из Якутска по Лене в море, должны были обследовать побережье от устья Лены до Енисея, до Колымы и далее до Камчатки.

Однако ни один из отрядов поставленную перед ними задачу выполнить не смогли. Лейтенант Пётр Ласиниус с командой в пятьдесят человек на двухмачтовом палубном боте «Иркутск» вышел из Якутска, дошел до устья Лены, вышел в море и 20 августа 1735 взял курс на восток. Через несколько дней, из-за туманов и льдов, он остановился в устье реки Хараулах.

Там бот «Иркутск» и остался замороженный во льдах. Судьба команды «Иркутска» пожалуй самая трагичная из все экспедиций. Во время зимовки началась цинга и 42 человека, в том числе и сам Ласиниус погибли. Только 9 членов команды уцелели после страшной зимовки.

Для их спасения командор Беринг послал специально группу, во главе со штурманом Щербининым, которая и доставила оставшихся в живых в Якутск.

После такой неудачи отряда лейтенанта Ласиниуса, командор Беринг назначил командиром «Иркутска» лейтенанта Дмитрия Лаптева, своего лучшего помощника.

Дмитрий Лаптев и его двоюродный брат Харитон Лаптев начинали морскую службу в 1718 г. гардемаринам еще при Петре. К началу Великой Северной экспедиции Дмитрий был уже опытным мореходом, поэтому и попал в экспедицию.

После приказа Беринга, готовясь к походу, он набрал в команду лучших матросов и с этой отважной командой, на небольших лодках, по Лене добрался до устья реки Хараулах, где находился брошенный «Иркутск». Восстановив бот, Лаптев привел его в дельту р. Лены. Там бот был загружен всем необходимым, и 22 августа 1736 г вышел в море и взял курс на восток.

Но время было утеряно и через четверо суток «Иркутск» уперся в стену льда. Лаптев, что бы не погубить команду, вынужден был вернуться на Лену и встать на зимовку в районе Булуна.

Тяжелейшая зимовка чуть не погубила и эту экспедицию, но Дмитрий Лаптев, учтя печальный опыт Ласиниуса, предпринял все что бы сберечь экипаж «Иркутска».

Снова была цинга, и что бы уберечь своих матросов от цинги, Лаптев заставлял всех пить отвар из кедровых шишек, они ели мороженую сырую рыбу и постоянно находились в работе. В этот раз даже цинга не погубила отважных моряков.

Хотя все переболели, но умер только один человек. Сохранилась модель бота «Иркутск», построенного мастерами Рогачевым и Кузьминым в Охотске в 1733-1736 гг.

Летом 1737 г. Лаптев на «Иркутске», вернулся назад в Якутск, но Беринга в Якутске он уже не застал. В Якутске Лаптев узнал о трагической судьбе команды Прончищева.

Второй отряд лейтенанта Прончищева на двухмачтовом дубельшлюпе «Якутск» вышел из Якутска летом 1735 г. Спустившись по Лене «Якутск» вышел в море и взял курс на запад.

Однако из-за ледовой обстановки отряду пришлось встать на зимовку в устье реки Оленек. И только в августе 1736, после того как льды отступили, Прончищев смог двинуться дальше.

Продвигаться пришлось не столько под парусом, сколько на веслах или отталкиваясь баграми от льдин.

Его экспедиция обследовала все устье Лены, а так же восточное побережье Таймыра: берега, глубины вод, заливы. И все это было нанесено на карту. Но севернее 77°З1` им продвинуться не удалось, дальше простирались непроходимые льды.

Было принято решение вернуться, но на обратом пути сам Василий Прончищев и участвовавшая в походе его жена Татьяна умерли от цинги с разницей всего в несколько дней. Оставшиеся в живых члены отряда похоронили своего командира и его жену в поселке Усть Оленек. Там до наших дней сохранилась могила этих отважных супругов.

После еще одной зимовки, штурман Семён Челюскин, взявший на себя командование экипажем, привел корабль с уцелевшей командой в Якутск.

Для того что бы получить разрешение на дальнейшее исследование, Дмитрий Лаптев выехал в Петербург. Огромный путь из Якутска до Петербурга Лаптев преодолел на лошадях. За это время он тщательно обдумал причины неудач и прибыл в Адмиралтейств-коллегию с четким планом действий.

Адмиралтейств-коллегия оценила все что сообщил в своем докладе лейтенант Д. Лаптев и, приняла решение продолжить работу экспедиции. По ходатайству Д. Лаптева командиром на «Якутск» был назначен двоюродный брат Дмитрия, Харитон Лаптев, который с радостью принял это предложение, потому как всегда мечтал о Севере.

В марте 1738 г. Дмитрий и Харитон Лаптевы, получив все необходимое снаряжение и продовольствие, отправились в Якутск. Прибыв на место, они привели в порядок свои суда, отработали планы экспедиции. А 18 июня 1739 г. Дмитрий Лаптев на своем «Иркутске» с командой 35 человек вышел в плавание. 5 июля «Иркутск» уже был в открытом море, и держал курс на восток.

В это раз экспедиция Д. Лаптева работала как с моря, так и с суши. Пройдя тяжелый путь до устья реки Индигирки, экспедиция остановилась на зимовку. Благополучно перезимовали на берегу. За это время была выполнена огромная работа по изучению побережья.

По весне, что бы выйти на чистую воду, пришлось прорубить целый канал длинною в милю. После этого титанического труда корабль, выйдя в море, попал в шторм и был выброшен на мель.

Но отважные матросы, ценой огромных усилий, разгрузив судно и сняв мачты, сняли его с мели и продолжали путь на восток вдоль побережья Восточно-Сибирского моря. Часть команды была отправлена пешком для исследования берегов к реке Колыме. Достигнув устья Колымы, Д.

Лаптев остановил свою экспедицию на вторую зимовку в Нижнеколымске. Эту зиму провели относительно спокойно, продолжая работы на суше.

Летом 1741 г. Дмитрий Лаптев в третий раз предпринял попытку пройти морем на восток от Колымы в Чукотское море. Но у мыса Баранова его снова встретили непроходимые льды, и экспедиция вынуждена была вернуться в Нижнеколымск.

Приведя в порядок все записи исследования побережья от дельты Лены до Колымы, Дмитрий Лаптев на собачьих упряжках направился в Анадырьский острог, и произвел тщательную опись бассейна реки Анадырь. А осенью 1742 г.

он прибыл в Петербург с докладом о проделанной работе.

После Великой Северной Экспедиции Д.Я. Лаптев продолжал службу на флоте, в 1762 году вышел в отставку в звании вице-адмирала.

С большими трудностями, но вполне благополучно прошла экспедиция Харитона Лаптева. Зная из рассказов брата о трудностях плавания в Северном море, Харитон Лаптев прибыв в Якутск, основательно подготовился к предстоящей экспедиции.

Собрав все необходимое и доукомплектовав команду лейтенанта Прончищева наиболее сильными и опытными матросами, он в конце июля 1738 г. на «Якутске» взял курс на север. 17 августа Xаритон Лаптев, достигнув первой большой бухты Таймыра, исследовал эти места и дал ей название «Нордвик». Затем «Якутск» направился далее в Хатангскую губу обследуя её берега и прибрежные воды .

А на выходе из неё, был открыт и занесен на карту остров Преображения. После чего, экспедиция стала продвигаться вдоль восточного берега Таймыра, исследуя его побережье. Но у мыса Фадея сплошная стена льда преградила путь. Впереди была зима и Xаритон Лаптев, зная трагедию своего предшественника, повернул назад и встал на зимовку в Хатангской губе, в устье реки Блудной.

Предусмотрительный Харитон, силами команды быстро возвел на берегу небольшой дом из плавника, в котором экспедиция благополучно перезимовала. Во время зимовки время даром не теряли, были обследованы все доступные места, а так же было подготовлено все что бы весной продолжить работы.

По весне, оставив запасы продовольствия и снаряжения на зимовке, Х. Лаптев отправил часть команды посуху для исследования Таймыра. А сам с оставшейся частью команды, сразу по вскрытии льда, еще раз попытался обойти Таймыр с севера, но судно было намертво зажато и раздавлено льдами.

И хотя весь груз заранее был выгружен на лед, все это пешком по ледяным торосам пришлось тащить на себе до места зимовки. В пути потеряли 4х человек, которые не вынесли тяжестей перехода, но оставшиеся все же добрались до места.

Читайте также:  Неупокоенная душа друга, мистическая история - тайны и факты

На старом месте экспедиция вполне удачно повела зиму, продолжая работать на суше.

Весной 1741 г. экспедиция Харитона Лаптева, теперь уже не имея корабля, продолжила исследования полуострова Таймыр. Разбив экспедицию на три отряда, Х. Лаптев поставил им задачу обследовать побережье Таймыра.

И хотя из-за неимоверных трудностей не все задания Х. Лаптева были выполнены, в целом работу экспедиции можно было считать удачной. Бала составлена достоверная карта Таймыра.

Одной их групп руководил Семен Челюскин, поздее продолживший исследования Арктики, имя которого носит самая северная точка Азии.

Скалистый «Мыс Челюскина» находится на 77°43' северной широты и 104°17' восточной долготы.

Сам X. Лаптев обследовал все доступные места в глубине Таймырского полуострова. Пешком по ледяным торосам, перевозя поклажу на собаках он дошел до озера Таймыр, и полностью описал его окрестности.

После чего по реке Таймырке Харитон спустился к морю и двинулся навстречу Челюскину. Закончив работу, Харитон Лаптев и Семён Челюскин на собаках добрались до Туруханска на реке Енисей. В Туруханске Лаптев и Челюскин провели зиму.

Но время даром не теряли. За эту зиму они привели в порядок все записи отдельных групп экспедиции и все это нанесли на карту.

Практически там, в Туруханске была составлена подробная карта восточного побережья Моря Лаптевых и полуострова Таймыр.

После окончания экспедиции Харитон Прокопьевич Лаптев вернулся в Петербург, где его работы были высоко оценены. После он продолжил службу на флоте. Закончил службу в чине капитана первого ранга.

Очень познавательна в описании истории экспедиции Харитона Лаптева книга Владлена Александровича Троицкого «Записки Харитона Лаптева».

Автор книги описывает жизнь и путешествия участника Великой Северной экспедиции, открывателя Таймыра, Харитона Лаптева (1736 — 1743 гг).

В книге подробно описано как была создана первая карта Таймыра, как были открыты острова в Море Лаптевых, дано полное географическое описание этого края.

В разные времена это море называли по-разному. В XVI-XVII веках на картах оно называлось Татарским или Ленским морем, в XVIII-XIX веках его называли Сибирским или Ледовитым. В 1883 году норвежский исследователь Арктики Фритьоф Нансен назвал его «Морем Норденшёльда».

Но не смотря на то, что с тех давних пор прошло много времени, родина не забыла первооткрывателей этого далекого и важного для России моря.

В 1913 году «Русское географическое общество» предложило в честь первооткрывателей братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых это море назвать «Морем Лаптевых».

Официально название «Море Лаптевых» было узаконено только в 1935 году решением ЦИК СССР. Это название было признано всеми странами с сейчас так оно нанесено на картах.

Море Лаптевых для России и в настоящее время играет очень большую роль. В принципе, это морские ворота средней Сибири. Отсюда по всему свету идут корабли груженые сибирским лесом и другими богатствами этого края. Кроме море Лаптевых представляет собой своеобразный резерв стратегических нефтегазовых запасов России.

Это объясняется в первую очередь нефтегазовым потенциалом моря Лаптевых. Море достаточно мелководное и поэтому здесь газ и нефть можно добывать просто с берега или с насыпных островов. А это значительно может удешевить стоимость добычи. К тому же Море Лаптевых расположено в самом центре Северного Морского Пути, что дает большое преимущество для транспортировки.

Кроме того есть реальная возможность присоединить эти месторождения к нефтепроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан». То что за этим регионом будущее, можно не сомневаться.

Тем более что в последнее время правительство России стало уделять большое внимание развитию Северо-Востока Российской Федерации, повышению условий жизни местного населения, повышению их занятости и в целом развитию этого региона.

Вполне привлекательны эти места и для туризма. Конечно, отсутствие туристической инфраструктуры пока делает эти места малодоступными для широкого посещения, но тем не менее любители северного экстрима все чаще наведываются в эти края.

Ну а для охотников и рыбаков здесь настоящий рай.

Ведь испокон веков коренное местное население: нганасаны, энцы, долганы, ненцы, эвенки, ханты, манси, коми, селькупы и якуты кочевали в этих местах и занимались главным образом именно рыболовством и охотой.

В изобилии и сейчас здесь различные звери и морские животные. Можно поохотиться на тюленя, нерпу, моржа и оленя. Запросто может встретиться росомаха, овцебык или даже белый медведь.

Ну а птицы здесь как грязи, особенно чаек, уток, тундровых и северных куропаток , куликов, пуночек и конечно гусей. Их здесь просто не счесть.

Но всегда ли поднимется рука на такую красоту как казарка.

Хотя основном здесь водятся мелкие виды рыб: корюшка, сайка, мойва, навага и другие тресковые, но довольно часто можно встретить окуня, сига, лосося, осетра которые выходят в море для нагула, однако такая рыба далеко от устья рек не удаляется. Не редкость в здешних водах муксун, нельма, хариус и конечно же таймень. А вот таких арктических гольцов, по местному «кунджа» можно поймать только здесь. Рыбу ловят в основном в заливах, в бухтах и в устьях рек.

Побывав в этих местах, обязательно нужно покататься в нартах запряженный северными оленями.

Ну а Северное сияние ни кого не оставит равнодушным. Такую красоту можно увидеть только здесь.

Конечно, отдых в здешних местах не будет очень комфортным, но проведенные здесь дни надолго останутся в вашей памяти. И мы уверены, попав единожды в эти суровые места, вы будете поражены этой северной красотой, она всегда будет манить вас к себе, и когда-нибудь все равно вернетесь сюда.

Источник: http://national-travel.ru/arctic/geo-arctic/more-laptevih.html

Таинственный остров в море Лаптевых раскрыл свои секреты

Наш корреспондент Даниил Горчаков о том, как маленький клочок суши изменил карту мира.

Это первая видеосъемка острова «Я-Я», который расположен к северу от побережья Якутии. Крошечный клочок песчаной суши посреди безбрежных волн Северного Ледовитого океана. Факт уникального географического открытия официально подтвердили океанографы исследовательского судна «Адмирал Владимирский». Они измерили новый островок и даже запечатлели его более чем странных обитателей.

Алексей Корнис, представитель Северного флота, участник океанографической экспедиции: «Казалось бы, маленькая крошка размером 370 на 125 метров, но в итоги территориальные воды Российской Федерации прирастают на 452 квадратные мили»

Первыми крошечный островок с воздуха заметил экипаж вертолёта Ми-26 Восточного военного округа. Осенью прошлого года летчики доставляли грузы на строящийся в Арктике аэродром. Сначала островку хотели дать имя Баунти: уж очень он похож на тропический атолл. Но потом родилась другая идея.

Виталий Михальчук, помощник командира вертолёта Ми-26: «Я-Я» его назвали, потому что каждый начал говорить: это я, это я его открыл. Они все посмотрели в бок и увидели остров»

Изучая новый остров, экипаж океанографического судна «Адмирал Владимирский» сделал еще несколько открытий. В последний раз российские гидрографы столь подробно исследовали Арктику сто лет назад. С тех пор береговая полоса значительно изменилась.

Александр Пышкин,  капитан океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский»: «Мы открыли некоторые острова в районе Новой Земли. Не секрет, что сейчас идёт потепление климата. В связи с этим тают ледники. И многие ледники или полуострова после этого процесса оказались островами. Потому что изменилась береговая черта»

Экипаж детально обследовал практически все побережье российской Арктики. На борту «Адмирала Владимирского» одних только лабораторных комплексов два десятка. Ученые измеряли соленость воды, глубины, делали привязку географических объектов по спутниковым системам.

Евгений Курганов, помощник капитана по научной части: «Очень долгое время на севере этим никто не занимался. Поэтому эти исследования, которыми мы сейчас занимаемся, являются достаточно актуальными. И потребность в них сейчас большая. И в связи с возрастающей ролью Северного морского пути, конечно, будет увеличиваться»

В Чаунской губе гидрографы детально изучили акваторию вблизи острова Большой Роутан. Не исключено, что порт Певека может стать пунктом временного базирования военных кораблей Северного флота.

Дальнейший свой путь экспедиция намерена проложить по малоизученным участкам Чукотского моря.

Затем военные океанографы выйдут в Тихий океан, пересекут Панамский канал и после короткой остановки на Кубе вернуться в Кронштадт.

Источник: https://www.5-tv.ru/news/90265/

Море Лаптевых — климат, карта, флора и фауна, состав воды и дно моря Лаптевых

Море Лаптевых имеет статус окраинного моря, относящегося к Северо-Ледовитому океану. Оно не только располагает достаточно суровым климатом, но и находится под ледяной коркой на протяжении 9-ти месяцев.

Общее описание моря Лаптевых

Море ограниченно северными берегами России, а также побережьями таких островов, как Северная Земля, Новосибирские острова и полуостров Таймыр. С восточной части водоем соседствует с Восточно-Сибирским морем, а с западной – с Карским.

Карта моря

Острова в данном районе насчитываются несколькими десятками, и большинство из них находится на западе. Встречаются здесь множество и одиночных остовов, а также целые их группы. Наиболее крупными их них можно считать остов Комсомольской Правды, Малый Таймыр и Фаддея.

На береговой линии моря можно заметить большое количество различных бухт и заливов. Помимо Таймырского полуострова, отдельного внимания заслуживают такие полуострова, как Нордвик и Хара-Тумус.

Одними из самых крупных заливов можно назвать Хатангский, Анабарский, а также Янский заливы. Самой большой бухтой и портом здешних мест считается Тикси.
До 1935 года море Лаптевых имело совершенно другое название – море Норденшельда.

Позже было решено дать водоему новое название в честь знаменитых братьев-исследователей Харитона и Дмитрия.

Донный рельеф моря Лаптевых

Ключевым расположением моря можно назвать зону материкового склона, шельф, а также малый участок, принадлежащий океанской ложе. Рельеф морского дна можно с уверенностью назвать равнинным, но на северной его части был обнаружен резкий обрыв. Один из желобов моря можно отыскать в районе устья реки Лены.

Такое же рельефное образование можно увидеть рядом с Оленекским заливом и островом Столбового. В целом у моря Лаптевых не такая уж больная глубина – в среднем этот показатель колеблется от 50 до 80 метром. Но при смещении на север глубина морского дна резко увеличивается со 100 метров до 2000 метров.

Читайте также:  Царь алексей михайлович романов - тайны и факты

В более мелководных областях дно покрывается илом и песком, частично смешенными с галькой, в то время, как на высоких глубинах встречаются лишь иловые отложения. В толще породы имеется большое содержание льда, которое увеличивает скорость абразии близлежащих берегов.

Не только таяние льдов, но и постоянные прибои могут приводить к уничтожению целых островов небольшого размера. В котловине Нансена обнаружена максимальная глубина морского дна – 3385 метров.

В сторону моря Лаптева несут свои воды такие крупные реки, как Хатанга и Лена. В опреснении моря участвует множество других, но гораздо мелких речушек. Обычно, этот период приходится на летне-осенний сезон – с мая по сентябрь.

Гидрологический режим моря Лаптевых

Море Лаптевых имеет отличительную черту от всех морей Северо-Ледовитого океана и Мирового океана в целом, а именно сильное и продолжительное охлаждение вод при относительно спокойной зиме.

Что касается системы течений, но пока что современные исследователи не имеют по ним достаточно информации. Одно ясно точно, что система циркуляции является циклонической.

Образованный пресными водами круговорот воды движется против часовой стрелки, как, впрочем, и в других морях арктического типа. Течения, образовавшие это природное явление, очень неустойчивы и не обладают большой скоростью.

Практически на протяжении всего года температура воды за редким исключением поднимается выше нуля. Поверхность моря начинает прогреваться только ближе к лету, когда воды полностью выходят из-подо льда. В августе температура поверхностных вод может доходить до отметки в +140 С.

Отследить изменение температурного режима с повышением глубины можно лишь в летний сезон. В районе открытого моря чаще всего имеется минусовая температура в пределах -1,60 С.

На значительных глубинах в связи с притоком сторонних вод этот показатель повышается до 0,2°С. В этих же условиях усиливается и солёность вод. По общим показателям море имеет низкую солёность.

На севере данный параметр может достигать 34‰, а ближе к югу — 5‰ (что характерно для летнего сезона).

Флора и фауна моря Лаптевых

К растительному миру этого района в большинстве своем относят фитопланктон, который представляет собой более 100 видов диатомовых водорослей. Зоопланктон здесь также обитает в большом количестве. В эту группу можно отнести такие микроорганизмы, как амфиподы, морские инфузории, копеподы и коловратки.

Из рыбного мира стоит выделить следующие виды: сайка, навага, мойва, осетр и нельма. У ученых также есть предположение, что в воды моря Лаптевых могут заплывать такие представители семейства акульих, как катрана, полярная и сельдевая акула.
На прибрежных участках чайками и другими видами морских птиц очень часто устраиваются так называемые «птичьи базары».

Среди животных чаще встречаются тюлени, белухи, белые медведи и моржи.

Источник: https://turizm-puteshestvuem.ru/seas-arctic-ocean/more-laptevyx.html

Море Лаптевых от края до края. — DRIVE2

Зимняя поездка в одну машину в самый суровый и самый малонаселенный угол нашей страны. Туда, где вообще никогда не жили люди. Туда, где на тысячу километров вокруг нет ни одного населенного пункта, и куда никто никогда не ездит на машинах.

То, что на данный момент это еще и самая длинная в моей жизни арктическая поездка — это само собой. Но вот тот факт, что она будет самая яркая на впечатления, стал для нас с моим штурманом открытием. Казалось бы, на разваливающихся ГАЗонах до мыса Челюскин каким-то чудом доезжал, куда уж круче. Но оказалось, что поехать в те края в одну машину – это ни с чем не сравнимые эмоции!

Итак, вот такое колечко с хвостиком:

За 48 дней получилось пройти почти 9 000 километров снежной целины, льдов, торосов, наледей и зимников очень разного состояния. И еще около 7 000 километров заснеженных грунтовых дорог и асфальта. Но не это главное.

Не те оторванные от мира 5 000 километров одинокого драйва за 70-ой параллелью, не пять часовых поясов за Полярным кругом, не купание в наледях при -53, и даже не 77-ая параллель на легковой машине.

Было еще и другое, нечто бОльшее.

Нет, не было никаких героических преодолений трудностей, никакого экстрима. У нас не ломалась машина, мы не застревали, не обмораживали себе конечности, не было никаких тросов, лебёдок, происшествий, травм и ДТП. Опыт, надёжный автомобиль и удача – вот и всё, что потребовалось для такого маршрута. В итоге мы просто ехали.

Но вот люди! Какие же там, оказывается, люди!

Полный размер

В селе Хатанга

Полный размер

В поселке Катырык

Полный размер

На мысе Челюскин.

Я много ездил по северам в компаниях из двух, трёх, четырёх машин. Всегда было примерно одинаково – нас просто отлично встречали местные жители и работники полярных метеостанций. Всегда все были очень приветливые и отзывчивые и при надобности оказывали просто неоценимую помощь. Да что говорить, я и сам «оттуда» — вырос и работаю на суровом севере.

Но в этой поездке всё было совсем иначе. Ну вот совсем. Когда вдруг неизвестно откуда перед домом метеостанции или на окраине полностью отрезанного от мира посёлка внезапно появляется одинокая легковая машинка, в которой всего два человека… Без сопровождения грузовиков, без каких-то предварительных звонков и договоренностей.

Это что-то! Это просто другой мир – сумасшедший и ни с чем не сравнимый.

Полный размер

Рыбаки на озере Таймыр. Последние люди по пути к мысу Челюскин. Дальше нет ничего жилого на протяжении почти 600 км.

Мы даже представить не могли, насколько близкими нам станут все эти люди. Жители посёлков, работники метеостанций, водители грузовиков… Все, кого мы встречали по пути. Никогда, поверьте мне, никогда в жизни такого не будет, как, например, раньше, когда мы приезжали в отрезанный от мира поселок шумной компанией или заваливались на полярную метеостанцию вшестером.

Полный размер

Посёлок Волочанка.

Полный размер

Посёлок Депутатский. Владимир Мегежекский.

Полный размер

И его супруга.

После этой поездки мне десятки людей стали по-настоящему родными, с которыми каждый раз было очень тяжело расставаться. Сколько было рукопожатий! Таких, что пальцы белеют, а вы стоите, почему-то тянете время и не отпускаете руки, глядя друг-другу в глаза. Сколько было объятий с комком в горле. Крепких, настоящих, искренних!

Полный размер

Метеостанция Анабар

Полный размер

Посёлок Сындасско.

Андрей Меньшиков, мой штурман, один раз, расчувствовавшись во время очередной такой встречи, так и сказал им: «Самое горькое в этот момент (и во всей поездке вообще), что вот стоишь сейчас с вами, прощаешься, обнимаешься, обмениваешься телефонами и понимаешь, что вряд ли сюда еще раз попадёшь и вас увидишь.»

Полный размер

Метеостанция Юбилейная.

Полный размер

Метеостанция на мысе Челюскин.

И ведь реально, каждый раз, после каждой встречи просто не было никакого желания покидать этих людей. И они испытывали те же чувства, это точно.

Полный размер

Где-то между Хатангой и озером Таймыр. Встреча с Камазами. Женя Грек.

Полный размер

Глава посёлка Сындасско.

К сожалению, невозможно показать все фотографии и рассказать обо всех тех, кто повстречался нам по пути. С кем-то при встрече просто не доходили руки до фотоаппарата, кому-то нельзя светиться по долгу службы, а кто-то просто просил про них ничего особо не писать.

Полный размер

Якутск. Управление гидрометеорологии.

Полный размер

НИС Остров Самойловский.

Бонусом ко всему этому было то, что все события, которые происходили с нами в ходе поездки, в одиночку воспринимались гораздо ярче, чем если бы мы двигались в тех краях в организованной колонне. Мы ведь едем не только для того, чтобы ехать, а ещё и за эмоциями. За личными эмоциями.

Например, вряд ли, будучи окруженными шумной компанией, можно испытать такую превеликую радость, которую испытали мы, находясь на льду океана в восьмистах километрах от ближайшего населенного пункта, после того, как поняли, что запасного колеса у нас больше нет. А вокруг целина на тысячу километров, сзади вскрывающийся океан, а на улице пурга, переставший держать снежный наст и ноль градусов. Незабываемые впечатления, скажу я вам.

А еще мы оставались без навигации. У нас рассыпАлся на молекулы от удара об лёдяной торос упавший из кузова перекачивающий топливо насос. Лопнувшая пружина пропиливала покрышку, когда мы были уже без запасного колеса. Нас окружали волки.

Мы вмораживали и в итоге уничтожили ледобур, ломали пешню, теряли лопату и ещё происходило много всяких интересностей. В принципе, всё это сущие мелочи, когда машин две или больше.

Но когда машина одна, то каждое такое событие заставляло радостно и незамедлительно искать выход из сложившейся ситуации.

Полный размер

— Ой. А это чья овчарка? — А это не овчарка, вообще-то…

Кто-то скажет, что это безрассудство – ехать в такие места, не обзвонив заранее все населённые пункты и метеостанции на своём пути. Но это не совсем так.

Просто пикап давал нам возможность взять большое количество топлива с собой, а современный и очень экономичный моторчик позволял не думать о заправках очень долгое время.

Что говорить, если на запасах топлива в кузове мы могли проехать почти 1600 км не самых лёгких зимников от Нового Уренгоя до Хатанги без дозаправки в Норильске. Или, например, пройти 1500 километров от Хатанги до Тикси без дозаправки где-либо по пути.

Понятно, что мы всегда старались по возможности отмечаться в региональных отделениях пограничной службы и МЧС, где договаривались о скоординированных действиях в случае непредвиденной ситуации. Ведь всякое может случиться в дороге, серьёзная травма, например. Здесь уже шутки плохи.

Полный размер

Село Хатанга. Полярная Геологоразведочная Экспедиция.

Читайте также:  Прибережная испания - тайны и факты

Тотальная поломка машины меня не страшила. Нет, страшила, конечно. Но только в том плане, что если машина сломается на Таймыре, то чем-то эвакуировать её оттуда будет дороже, чем она стоит. Соответственно, нужно быть готовым, что с машиной придётся распрощаться.

Вероятность очень мала, конечно, но её надо всегда держать в голове. А в остальном никакого страха не было и нет. До мыса Челюскин не раз люди доходили пешком от Хатанги. Мы что, хуже что ли? Максимум, надо будет пройти половину.

Лично я был готов пройти и весь путь в случае чего.

Здесь надо бы внести небольшую ремарку по поводу того, ЧТО для меня Таймыр. Географические границы полуострова Таймыр проходят примерно по населенным пунктам Норильск, Волочанка и Хатанга. Но в реале никаким полуостровом там не пахнет.

Там кипит жизнь, двигаются во все стороны грузовики и снегоходы, более мягкий климат, благодаря которому там даже растут деревья. Для меня же Таймыр начинается от северной границы озера Таймыр и самых северных в мире гор Бырранга. Вот там начинается Настоящий Таймыр.

Где нет никого, где звери никогда не видели человека, где начинаешь думать о жизни и мире немного в другом ракурсе и где хоть и совсем немножечко, но начинаешь понимать чувства Нила Армстронга, когда он впервые ступил на Луну.

То чувство, которое испытываешь там, всегда хочется назвать «отрыв башки». А если ты там ещё и в одну машину…

Так как маршрут был длинным и очень интересным, то и повествование о нём коротким не получится. Основных частей три:
1. Легковушка на мысе Челюскин.

Всё о Таймыре, том самом – настоящем! С дикими животными, с вскрывающимся за нашей спиной Северным Ледовитым океаном, с потерей запаски и с первым в истории достижением на легковом автомобиле самой северной материковой точки нашей страны — мыса Челюскин.
2. Посёлок Нордвик — загадочный и недоступный.

Нордвик — это такие бухта, полуостров и заброшенный в 1949 году одноимённый посёлок, в котором всё так нетронутое и лежит. И мы до него доехали. Мало того, мы прямо оттуда, прямо по морю Лаптевых смогли пройти в Якутию и продолжить свой путь в сторону Тикси, когда нас уверяли, что мы не сможем этого сделать, что там открытая вода и сплошное торошение.
3.

Республика Саха (Якутия) — край зимних автодорог. Зимники рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка. Самый северный населённый пункт Якутии — посёлок Юрюнг-Хая, морской порт в Тикси, еще большего размера порт в Нижнеянске, гостеприимный посёлок Депутатский и шикарное кольцо автозимников по северу Якутии с отличным и крайне интересным маршрутом для любителей зимних автопутешествий.

Источник: https://www.drive2.ru/b/3039080/

Интересные факты о море

В море Лаптевых, у самого устья великой сибирской реки Лены, находится остров Куба. Но на нем растут не ананасы и бананы, как на всем извест­ном острове Куба в Карибском море, а полярные мхи и лишайники.

В мировом океане известно 19 глубоководных впадин, глубины которых превышают 7 километров, из них 15 находятся в Тихом океане, 1 — в Индийском и 3 — в Атлантическом.

Самая большая глубина мирового океа­на 11 034 метра. Если учесть, что высочайшая вершина мира — гора Джомолунгма (Эверест) поднимается на 8 882 метра над уровнем моря, то расстояние между са­мой высокой и самой низкой точками земной коры равно 20 тысячам метров.

Несметные сокровища находятся на дне оке­ана в виде наростов солей, оседающих из морской во­ды. Эти наросты, покрывающие около 100 миллионов квадратных километров дна океанов, содержат 50 про­центов магния, 15 процентов железа, а также медь, ни­кель и кобальт.

Каждый литр воды Мертвого моря в Палести­не содержит 275 граммов солей калия, натрия, брома, магния и кальция. Запасы минерального сырья в море исчисляются 43 миллиардами тонн. В Мертвом море нельзя утонуть: насыщенная солью большой плотно­сти вода удерживает человека на поверхности. Заплы­вающая в море из реки Иордан рыба гибнет уже через минуту.

По средним подсчетам, мировой океан содер­жит в растворенном состоянии десятки миллионов тонн золота, но стоимость химических методов добычи его значительно превышает стоимость извлеченного металла.

Углубление на 10 метров влечет за собой уве­личение давления воды на одну атмосферу. Таким обра­зом, в океанических впадинах глубиной в 10 тысяч мет­ров давление достигает тысячи атмосфер.

Вода — активный поглотитель света. На глу­бину 10 сантиметров проникает 80 процентов световых лучей, падающих на поверхность. Под слоем воды в 100 метров распространяется всего 2 тысячных процента света, а ниже — царство вечной темноты.

Удивительно, что на больших глубинах в океа­не возникают волны высотой до 100 метров, однако на поверхности воды эти волны незаметны.

Самое быстрое морское течение — это Солтфиорд, у побережья Норвегии. Его скорость достигает 30 километров в час.
Гольфстрим, по вычислениям ученых, ежегод­но доставляет Норвегии такое же количество тепла, ка­кое способно дать при сгорании целое море нефти.

В Атлантическом океане под течением Гольф­стрим на глубине 1 300 метров обнаружено новое тече­ние. Оно более медленное и движется в противоположном направлении.

Гидроакустиками в океане зарегистрировано «ложное дно». Выяснено, что оно возникает в результа­те скопления в толще вод океана планктона — микроско­пических животных и растений. «Ложное дно» частично отражает и сильно поглощает ультразвуки.

Удивительно но факт, во время шторма волны оказывают давление от 3 до 30 тысяч килограммов на 1 квадратный санти­метр. Волны прибоя иногда выбрасывают обломки скал весом до 13 тонн на высоту 20 метров.

Наиболее высокие цунами (японское название огромных морских волн, являющихся спутниками при­брежных землетрясений, или землетрясений где-нибудь в открытом океане) наблюдаются в бассейне Тихого океана.

Высота их доходит до 30 метров. Цунами проникают примерно на километр в глубь побережья. Их нашествию подвержены Японские, Алеутские, Гавайские, Филиппинские, Курильские острова и отчасти Камчатка.

В морях и океанах коралловые рифы занима­ют площадь в 28 миллионов квадратных километров. У северо-восточного побережья Австралии коралловые рифы образуют барьер длиной в 22 000 километров.

Каспийское море с географической точки зре­ния только озеро, правда самое большое в мире.

Современная наука считает Каспий остатком огром­ного моря, которое когда-то занимало во много раз боль­шее пространство и соединялось с океаном. Современное очертание Каспийское море приобрело примерно 200 ты­сяч лет назад.

История знает более 50 древних его названий, но сохранилось только одно — от имени наро­да — каспиев, живших некогда на его берегах. В бас­сейне этого древнего исчезнувшего моря живет примерно одна треть населения всей России.

В нем же расположена и Москва.

Источник: http://metodist.edu54.ru/node/232252

Факты о океанах и морях

На мировой океан приходится 97% водного запаса планеты. Пресноводные водоемы и источники с трудом набирают один, остальные два – это снежные шапки гор и ледники.

  • Индийский океан
  • Атлантический океан
  • Ледовитый океан
  • Тихий океан

Если бы вы могли достигнуть самой глубокой точки океана, то испытали бы на себе давление более 11 тысяч тонн. Для сравнения: это вес 50 самолетов.

В мировом океане скрыт огромный золотой запас. По некоторым оценкам, он составляет около 20 миллионов тонн! Конечно, мы говорим не о затонувших кладах, а о содержании химического элемента в морской воде. А больше всего золота в водах Балтии. Кстати, Балтийское море не всегда носило такое название: древние называли его Янтарным – из-за богатейших месторождений янтаря.

Морская вода почти в пять раз быстрее распространяет звук, чем воздух.

  • Почему морская вода солёная?

Если все мировые льды растают, уровень океана станет выше на 66 метров.

Каждый год от побережий Арктики отходят десятки тысяч айсбергов. Средняя продолжительность их жизни – четыре года. И только через три года после своего «рождения» они выходят на пути следования кораблей и могут представлять для судов реальную опасность.

Почти половина грязи и мусора поступает в океан через реки.

Количество мусора, ежегодно выбрасываемое нами в океан, в три раза превышает количество выловленной рыбы.

Почти 1/3 всех действующих нефтяных месторождений приходится на морские и океанские воды.

Самое засоренное море в мире – Средиземное. Его дно буквально усеяно мусором, а в литровом объеме морской воды намного превишена допустимая норма содержания  нефтепродуктов. Самым чистым считается антарктическое море Уэдделла. Неудивительно, ведь Антарктика – одно из немногих мест на Земле, куда человека и пряником не заманишь. А где нет людей, нет и проблем…

Единственное на планете море без берегов – Саргассово: оно полностью находится в границах Атлантического океана. Это море считается самым большим: его площадь составляет 7 млн. км.

В океанской воде содержится громадное количество железа. Если бы можно было собрать его и разделить между всеми землянами, на каждого из нас пришлось бы более 30 тонн!

Когда мы слышим в раковине шум моря, это не что иное как кровь, шумно циркулирующая по нашим сосудам. Такой звуковой эффект дает любой небольшой герметичный сосуд: например, чайная чашка.

Все моря питаются за счет рек, за исключением Красного. Не пересохнуть и не обмелеть ему помогают воды Индийского океана.

70% мировых мегаполисов уютно расположились на морских и океанских побережьях.

Ученые долго ломали головы, почему море может светиться в полнейшей темноте. Оказалось, такую способность ему дарят отдельные микроорганизмы, работающие как светлячки.

У свободолюбивого острова Куба есть тезка в одном из северных морей – в море Лаптевых. Но туристы туда не спешат: ведь вместо экзотики там можно увидеть только мхи да лишайники…

В Мертвом море невозможно утонуть, но очень легко захлебнуться: если человек случайно упадет на живот и поблизости не будет никого, кто придет ему на помощь.

Половина жителей Земли питается тем, что им пошлет океан.

Источник: https://kvn201.com.ua/seas_and_oceans.htm

Ссылка на основную публикацию