Ведьмы, святая инквизиция — тайны и факты

Инквизиция, или как добиться признания от ведьмы

Ведьмы существовали во все времена, независимо от того, верили в них или нет. Бывали периоды, когда их почитали, а вот в период Средневековья на них началась настоящая охота. В эту эпоху появились так называемые ведовские процессы – суды, которые проводились над женщинами, обвиненными в ведовстве и колдовстве.

Ведовством считались возможность влиять на природные стихии, на людей и предметы при помощи сверхъестественных способностей. Было принято считать, что такие женщины вступали в связь с нечистой силой и получали от нее свое могущество. Более того, в те далекие времена ведьмой могли посчитать только за лечение травами.

В период раннего Средневековья светские и церковные власти практически не обращали внимания на ведьм, ограничиваясь только предупреждениями. В те годы основной задачей было распространение и утверждение христианства, поэтому старые поверья и суеверия попросту отбрасывались в сторону.

И только в 13 столетии, когда христианство стало достаточно крепкой религией, инквизиция, которая до того времени активно боролась с еретиками, принялась за новых жертв. А поскольку считалось, что ведьмы могут свершать чудеса, которые невозможно объяснить, то, следовательно, они покушаются на могущество церкви и Слово Божье.

Ведьмы были поставлены в один ряд с еретиками. Постепенно география мест, где ведьм предавали огню, расширялась.

В 16-17 столетиях охота на ведьм приобрела грандиозные масштабы. Их судили епископскими, инквизиционными и светскими судами. При этом для судебного разбирательства было достаточно голословного обвинения в колдовстве или простого оговора. А уж выбить признание в занятиях колдовством у насмерть перепуганных женщин не составляло большого труда.

Одним из самых страшных преступлений считался шабаш ведьм – сборище всякой нечисти в ночное время, на которое ведьмы, как правило, прилетали по воздуху. Инквизиторы старались любыми способами вытащить из женщины признание в колдовстве, поэтому в ход шли жестокие пытки. А если женщина все-таки выдерживала и не признавалась, это считали могуществом дьявола.

В средние века существовали даже специальные инструкции, по которым можно было распознать ведьму. Демонологи написали более трех десятков трактатов, в которых рассказывали, как изобличить ведьму.

Очень часто подобного рода инструкции составлялись представителями местной власти для отдельного региона.

К основным ведовским признакам относились не только зеленые глаза и рыжие волосы, но и определенные предметы в доме и даже домашние животные.

Очень часто подозрения в колдовстве падали на тех женщин, которые сильно отличались внешне – либо имели разного рода увечья, сильную асимметрию и косоглазие, либо, наоборот, были очень красивы.

Однако чаще всего подозрения в колдовстве и ведовстве падали на тех людей, которые вели себя не так, как большинство, казались странными.

Кроме того, ведьмами объявляли нелюдимых одиночек, чужаков, чрезмерно болезненных людей либо, наоборот, тех, кто в периоды эпидемий не заболевали, а также тех, у кого были особые таланты, кто оказывался богаче и удачливее других, кому везло в хозяйстве.

Сначала подозреваемую внимательно осматривали, а потом делали уколы специальными иглами. На телах женщин судьи и палачи старались найти пятна белого цвета, язвочки, вздутия, а также другие места, которые были нечувствительны к уколам иглой. Таким образом пытались найти так называемую «печать дьявола». Помимо иголок, могли использовать и каленное железо.

В руках инквизиторов была книга – «Молот ведьм», в которой было сказано, что в большинстве своем ведьмы не признавали свою вину. Поэтому необходимо их пытать. Перед началом пыток подозреваемых отводили в сторону и красочно описывали, что будут делать для того, чтобы те признались. В некоторых случаях это срабатывало.

Пытки продолжались до тех пор, пока палачи не добивались признания. При этом и палачи, и судьи следили за тем, чтобы жертва была в сознании и не умерла. Если женщина все-таки лишалась чувств, ее на некоторое время оставляли в покое, кидали в камеру, а спустя некоторое время пытки возобновлялись.
Самым ужасным ведовским преступлением были любовные утехи с дьяволом.

Под жестокими пытками женщины были вынуждены придумывать, как все это происходило. И при этом никого не смущало, что в подобных случаях показания женщин сильно отличались. Людям нужны были подробности, которые только подогревали толпу. Считалось, что если женщина вступил в связь с нечистой силой, то в дальнейшем нечисть будет помогать ей.

Поэтому незамужние женщины вызывали большие подозрения и их, как правило, сажали на кол.

Кроме того, ведьм узнавали и в воде. Было принято считать, что ведьмы не тонут, поэтому всех подозреваемых кидали в воду с моста.

Но при этом обвиняемым связывали между собой большие пальцы рук и ног и стягивали их к пояснице, таким образом, получалось, что женщина как бы сидела с подогнутыми коленями. С тех, кто утонул, обвинения снимали, а тех, которым удавалось спастись, позже сжигали на кострах. Но и это еще не все.

В том же «Молоте ведьм» была рекомендация сажать ведьм в котел и варить на медленном огне. Как правило, после подобных пыток выжить было практически невозможно.

Тех ведьм, которых удавалось разоблачить, сжигали на кострах. Сам процесс сожжения был очень впечатляющим и преследовал цель привести в панику и запугать собравшихся зрителей. Люди приходили к месту казни издалека, при этом все они были одеты по-праздничному.

Обязательно присутствовали и местные власти – епископ, каноники и священники, судьи, члены ратуши и судебные заседатели. Затем в сопровождении палачей привозили на телегах связанных ведьм. Когда осужденных провозили сквозь толпу, люди старались поиздеваться и высмеять их.

Когда же ведьм доставляли к месту казни, там их приковывали цепями и обкладывали хворостом, поленьями и соломой. После этого проповедники проводили специальный ритуал, в котором предостерегали людей от занятий колдовским делом. А затем палач поджигал костер.

В скором времени представители власти покидали место казни, а слуги продолжали следить за огнем, чтобы тот не погас и от костра остался один пепел. И завершалась казнь тем, что палач собирал весь пепел и развевал его по ветру, чтобы от ведьм ничего не осталось.

Ведовство считалось более тяжким преступлением, нежели убийство или поджог. Необходимо отметить, что борьба с ведьмами имела и материальную составляющую. Все имущество, которое отнимали у ведьм, доставалось доносчикам.

А палачи и судьи получали очень хорошее вознаграждение. Примечательно, что во многих процессах в качестве свидетелей привлекались не только взрослые, но и дети, а также преступники и душевнобольные.

Поэтому охота на ведьм стала очень доходным и выгодным занятием.

И только в 18 столетии гонения понемногу стихли. За те столетия, когда бушевали инквизиторские суды, было сожжено, повешено и утоплено около 50 тысяч человек. Процессы над ведьмами, по сути, стали массовым убийством огромного числа ни в чем не повинных людей, и по праву считаются одной из наиболее драматических и страшных страниц эпохи Средневековья.

No related links found

Источник: http://tainy.net/50834-inkviziciya-ili-kak-dobitsya-priznaniya-ot-vedmy.html

Ведьмы и инквизицияИстория охоты на ведьм

Начало охоты на ведьм. Катары и вальденсы.

В XII – XIII веках в Верхней Италии, Южной Франции, на Рейне и в других местах стали появляться секты, распространению которых могущественная в ту пору римско-католическая Церковь смогла помешать лишь с помощью силы.

Во время этой войны за чистоту веры у ее ревнителей, сражавшихся с еретиками, зародилось ужасное подозрение: сектанты, вершившие теперь свои бесчинства повсюду, были не простыми вероотступниками, как долгое время принято было считать, а участниками великого заговора.

Заговора, целью которого было ни больше ни меньше как истребление христианской веры.

Предводителем этого заговора – и немало обвиненных под пытками уже сознались в этом – был сам Дьявол, наделявший своих адептов для борьбы с Богом и Церковью особой волшебной силой и подбивавший их на дела неописуемо мерзкие.

Христианские богословы, объявившие непререкаемой истиной сделку между человеком и Дьяволом, плотскую связь с бесами, оборотничество, полеты по небу, и многое другое, помогали церковным властям, преследовавшим еретиков, укрепиться в этом безумии. Мало-помалу на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась та кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм».

Преследованием ведьм в Англии

профессорами Оксфорда

Немного истории. В древние века, в эпоху Средневековья и даже в начале Нового времени люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным.

И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, и поскольку не могли они объяснить, в чем же суть грозы и града, засухи и наводнения, эпидемий чумы и нашествий насекомых-вредителей, болезней и смерти, ночных кошмаров и душевных болезней, – все эти ужасные явления, события и удары судьбы они невольно приписывали темным силам: богам и полубогам, феям и эльфам, дьяволам и демонам, призракам и неупокоенным душам, обитавшим в небе, под землей или в воде. Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть.

Эту «донаучную» картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство. За ней таилось представление людей о том, что должны существовать такие способы и средства, которые позволили бы вступить в контакт с миром демонов, определяющих наши судьбы.

В том же, что в принципе это возможно, не сомневался никто. Впрочем, для этих контактов нужны были особые знания и способности. Это было уделом немногих.

Но эти немногие могли вызывать добрых и злых духов, принуждать их служить себе, добиваясь с их помощью необычайной власти – власти колдовской.

Шабаш ведьм

Средневековая гравюра

Конечно, от такой власти веяло чем-то зловещим. Поэтому колдунов и колдуний встречали с благоговейным трепетом, а порой и с нескрываемым страхом. Однако их вовсе не считали прислужниками зла. Напротив! Во всех древних культурах они пользовались славой жрецов, пророков, целителей или чародеев, изгоняющих злых духов.

С их помощью можно было заглянуть в прошлое или в будущее. Там, где человеческих сил было недостаточно, могли пригодиться сверхъестественные возможности этих людей. Даже в разгар охоты на ведьм при дворах многих европейских государей жили знаменитые маги и чернокнижники, занимавшиеся своим таинственным ремеслом по велению сиятельных особ.

Но горе тем колдунам, на которых падало подозрение в злоупотреблении своим могуществом. Случись неподалеку погибнуть скоту, разыграться непогоде или вспыхнуть пожару, как начинали ползти слухи: что-то здесь нечисто, не так ли? Верно, не обошлось без черной магии? Такое подозрение могло быть для колдуна очень опасным.

Ведь, если его признавали виновным в «нанесении порчи колдовством», кара была суровой.

В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления. Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали). Так же поступали германцы и кельты. У этих народов колдуны, обвиненные в нанесении порчи имуществу, должны были возместить ущерб.

Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его, их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер. Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред.

Но подобные обвинения были делом редким.

Портрет отца Церкви АвгустинаБлаженного, епископа Гиппонского(354-430 годы) кисти итальянского

художника Сандро Боттичелли.

Триумфальное шествие христианства сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами. Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно было четко представлять себе своих врагов.

Богословы эпохи раннего христианства, прежде всего знаменитый епископ Гиппонский Августин Блаженный (354-430 годы), создали образы этих врагов, объявив языческих богов ужасными демонами и строго запретив общение с ними.

Собственно говоря, Августин был основоположником христианской демонологии. Для него колдуны были людьми, заключившими с силами ада своего рода договор. С помощью Дьявола они добивались власти над людьми и вещами. Однако множество колдунов втайне соблюдали древние обряды.

Чтобы заставить древних богов служить себе, они, как и прежде, прибегали к помощи старинных языческих заклинаний, пользовались святилищами, оставшимися от языческих времен.

Церковь с недоверием относилась к этим тайным обрядам. Она предостерегала верующих от идолопоклонничества и в случае неповиновения грозила отлучением. Епископы и проповедники также порицали глупость и легковерие людей, принимавших за чистую монету любую вздорную ворожбу.

Прославленный правовед Бурхард, епископ Вормсский, резко нападал на колдуний, утверждавших, что по ночам они якобы летают на зверях в свите римской богини Дианы.

Читайте также:  Смена времён года - тайны и факты

Обязанность святых отцов, по мнению Бурхарда, убеждать свою паству в неразумии подобных фантазий и не верить лгуньям-колдуньям.

Таким образом, на раннем этапе отношение христианской Церкви к колдовству было двойственным. С одной стороны, она видела в нем скрытое язычество, с которым энергично боролась, а с другой, колдовство все еще считалось пустой выдумкой и обманом. Церковникам приходилось быть настороже, но повода для преследования колдунов они пока не находили. Однако вскоре этому суждено было измениться.

Карта городов и крепостей

секты катаров во Франции

В XII – XIII веках на христианском Западе появились секты, выступавшие с критикой господствующей Церкви.

Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров (то есть «чистых»; отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» – еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо.

Их появление во многом предопределило отношение Церкви к колдовству и послужило толчком к началу охоты на ведьм.

Хотя взгляды катаров и вальденсов по отдельным вопросам веры не совпадали, в одном они были единодушны: обе секты сомневались в правильности господствующих церковных догм и осуждали стяжательство и безнравственность епископов, священников и монахов, проповедовавших жизнь, отличную от той, которую вели они сами: жизнь в святости, простоте и любви к ближним. Это подкупало многих, и число приверженцев этих сект постоянно росло, прежде всего в Южной Франции и Северной Италии.

Суд над пленными еретиками

Иллюстрации Акилле Пикко

На рубеже XII – XIII столетий секта катаров выросла в могучую организацию. Церковь беспомощно взирала на то, как все больше людей отворачивалось от нее. Попытка вернуть утраченный авторитет с помощью широкой проповеднической кампании потерпела неудачу. И тогда папа прибег к последнему средству – силе.

Французские рыцари, подстрекаемые сопровождавшими их папскими легатами, превратили область на юге Франции, где жили катары, в пустыню. Этот жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229 год. Он имел самые серьезные последствия как для побежденных, так и для победителей.

После кровавого крестового похода против катаров (1209-1229 годы) еретики укрылись за мощными стенами крепости Монсегюр, расположенной на высокой скале. Однако весной 1244 года, после осады, длившейся несколько месяцев, крепость пала.

Суд над пленными еретиками был безжалостен: все, не пожелавшие отречься от своих убеждений, а таковых оставалось около 200 человек, были заживо сожжены у подножия крепости.

Покоренным провинциям пришлось подчиниться королю Франции, а Церковь задумалась о причинах катастрофы. Как же могло случиться, что она оказалась в таком бедственном положении?

Ответ на этот вопрос, найденный папой и его советниками, был роковым: не Церковь повинна в этом и не слуги ее, нет, во всем, что произошло здесь, на мятежном французском Юге, замешан сам Дьявол.

Не примеченный ни епископами, ни священниками, распространял он свои еретические учения: учил, что не надо соблюдать заповеди и устраивать пышные богослужения, а должно вести простую богобоязненную жизнь и говорить решительное «нет» греху, богатству, насилию над другими.

Подобными лжеучениями смутил он сердца простых людей и способствовал отходу их от Церкви. Вот тут-то и пришлись кстати все эти маги, колдуны, прорицатели, гадатели и прочие мастера темных дел. И если Церковь хотела сохранить свою власть, то она должна была решительнее, чем прежде, повести борьбу против Дьявола и его приспешников. Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны.

Картины тематики «Ведьмы и инквизиция»

Источник: http://smallbay.ru/magic3.html

Охота на ведьм: факты об инквизиции

Инквизиция — институт католической церкви, занимавшийся преследованием ереси и вообще преступлений против христианской веры, понимаемых довольно широко.

Скажем, простым блудом, супружеской изменой инквизиция не занималась, но отрицание того, что блуд — это грех, или любовная магия, или содомия и зоофилия, нарушавшие «естественный порядок», — все это подпадало под ее юрисдикцию. Иногда то, с чем она боролась, уместно назвать инакомыслием.

Истоки инквизиции и ее реинкарнация
В середине XVI века в рамках борьбы с лютеранской «ересью» и контрреформационной реорганизацией церковных институтов была проведена централизация инквизиции — учрежден верховный инквизиционный трибунал, получивший название Священной конгрегации римской и вселенской инквизиции.

Ей были подвластны сами кардиналы, и даже папа не мог смягчать ее приговоры. В реальности ее власть особенно не распространялась за пределы Италии и в самой Италии постепенно сходила на нет. Так или иначе, Конгрегация инквизиции просуществовала до 1965 года, когда решением Второго Ватиканского собора была переименована в Конгрегацию вероучения.

Конгрегация вероучения продолжает заниматься охраной веры и нравственности католиков, в частности, цензурирует богословские сочинения, противоречащие церковной доктрине. Так что можно сказать, что инквизиция по-прежнему существует, хотя и заметно пересмотрела свои цели, задачи и, главное, методы.

История инквизиции как института систематического преследования ереси, осуществляемого монахами-мендикантами (преимущественно доминиканцами) при поддержке светской власти, началась в Южной Франции во второй четверти XIII века.

При этом inquisitio как тип судебного процесса — «сыск», «розыск», начинаемый судьей на основании имеющихся подозрений, в отличие от процессов, запускаемых публичным обвинением (accusatio) или тайным доносом (denunciatio), — существовал и раньше.

Еще в XII веке папский престол, серьезно опасаясь популярности французских ересей вальденсов и катаров (альбигойцев), пытался наладить религиозный сыск и поручал его то епископам, то легатам, но и те, и другие по разным причинам не справлялись.

Тогда в 1233 году инквизиция была поручена вновь созданным орденам доминиканцев и францисканцев, причем физическое уничтожение (сожжение) еретиков должны были осуществлять светские князья под страхом отлучения, потери вассалов, власти и доходов и собственно причисления к еретикам. Инквизиция распространилась по разным странам Европы.

Во Франции, Италии, Испании она функционировала на регулярной основе, с постоянными трибуналами и тюрьмами, в Германии и Чехии — на нерегулярной. Ее отношения с папским престолом были устроены по-разному. Скажем, самая знаменитая испанская инквизиция теснее была связана с короной, чем с Римом.

«Черная легенда» об испанской инквизиции
В конце XV века на Пиренейском полуострове произошло «второе издание» инквизиции. В Кастилии она была введена впервые, а в Арагоне возродилась — на фоне нарастающих подозрений церкви и короны в адрес крещеных евреев-марранов.

Не без оснований считалось, что те продолжают в тайне соблюдать законы и обряды иудаизма, и инквизиция была призвана искоренить «Моисееву ересь».

Испанская инквизиция дольше и активнее других действовала в Новое время (она была упразднена только в 1834 году), вследствие чего лучше запомнилась, чаще запечатлевалась в искусстве и литературе, и потому инквизицию нередко ассоциируют именно с Испанией — Торквемада, ауто-да-фе, испанский сапожок и так далее.

Мифотворчество об испанской инквизиции началось практически с момента ее возникновения. Инквизиция оказалась в центре «черной легенды» о габсбургской Испании — стране надменных грандов и фанатичных доминиканцев. Творили «черную легенду» либо реальные жертвы инквизиции, либо потенциальные.

Первые — это прежде всего марраны, которые бежали в XVI–XVII веках от инквизиционных гонений. Практически у всех кто-то из близких погиб на костре. И эти бывшие марраны в эмиграции создали целый корпус антиинквизиционной литературы, включающий полемические сочинения, хроники, поэзию.

Они изображали инквизицию как огнедышащего монстра, апокалиптического зверя и предрекали скорый конец ему вместе со всем христианским царством, четвертой империей, после которой должны наступить мессианские времена.

Следующими и самыми влиятельными критиками инквизиции и творцами «черной легенды» были протестанты: немногочисленные испанские протестанты, бежавшие с Пиренейского полуострова, а также англичане и голландцы, которые не без оснований опасались введения в своих странах инквизиции по испанскому образцу. В Англии и Нидерландах развернулись мощные памфлетные кампании против Испании, против Филиппа, против Габсбургов. Речь в них шла о династических союзах и престолонаследии, о борьбе за колонии и о разном другом, но одной из центральных тем и образов оставалась инквизиция как символ фанатизма и жестокости испанцев. Филипп II полагал, что с ним Бог, он прав и его правота должна быть, пусть со временем, всем очевидна, и потому не принимал никаких мер, чтобы защититься от нападок и нейтрализовать своих врагов по памфлетной войне. Он предпочитал эту войну игнорировать — и проиграл ее. Старые критики инквизиции уходили, приходили новые, могла меняться мотивация, но сам негативный образ Супремы стабильно воспроизводился. Скажем, французские просветители остро ощущали, что испанская инквизиция в XVIII веке — химера средневекового прошлого, анахронизм, с которым надо бороться. И они боролись — словом, называя инквизицию пережитком Средневековья и обличая в ней скопище всех средневековых пороков: варварства, невежества, жестокости, диктата католической церкви. Все знают в русском переводе такое красноречивое начало поэмы Генри Лонгфелло «Торквемада»: В Испании, от страха онемелой, Царили Фердинанд и Изабелла, Но властвовал железною рукою Великий инквизитор над страною. Он был жесток, как повелитель ада, Великий инквизитор Торквемада.

Примечательно, что перевод более следует традиции демонизировать инквизицию, чем подлинник, который гораздо сдержаннее:

In the heroic days when Ferdinand And Isabella ruled the Spanish land, And Torquemada, with his subtle brain, Ruled them, as Grand Inquisitor of Spain.

Несколько имен из истории инквизициоведения
Научное изучение инквизиции началось в XIX веке, когда, благодаря наполеоновским войнам, открылись инквизиционные архивы Рима и Мадрида, и отчасти продолжило традицию диффамации этого института, хотя и на более серьезном уровне.

Секретарь мадридского трибунала Хуан Антонио Льоренте вывез архив в Париж и там написал свою «Критическую историю инквизиции в Испании» — первое исследование на эту тему. Он впервые обнародовал статистику жертв, которая оказалась скромнее, чем представлялась обличителям. Тем не менее Льоренте был далек от апологии инквизиции.

Напротив, он искал и находил подлинные причины ее тирании, далекие от декларируемой заботы о спасении душ и защите христианской веры. Несколько позже американский исследователь Генри Чарльз Ли ловко обозвал инквизицию «чудовищным отпрыском ложного рвения».

Он находил у инквизиции чисто политические амбиции, а, скажем, марксистская историография видела в ней феодальный, эксплуататорский институт, плод союза церкви и государства, заключенного ради подавления всего прогрессивного, что было в обществе.

В советской медиевистике инквизицией занимались мало. Самым плодовитым автором, писавшим о ней, был такой колоритнейший персонаж — Иосиф Ромуальдович Григулевич.

Литовский караим Юозас Григулявичус, он уехал учиться в Сорбонну, откуда по линии Коминтерна был направлен в Латинскую Америку, где создал агентурную сеть и выполнял различные сложные и темные задания: организовал покушение на Троцкого (неудачное), взрывал корабли, отведенные под стратегические поставки в Германию во время войны.

Впоследствии он был переведен в Европу, где исполнял роль посла Коста-Рики в Италии и готовил убийство Иосипа Броз Тито.

В свободное от шпионских трудов время Григулевич работал в латиноамериканских и итальянских архивах и, когда в конце 1950-х годов был выведен из резерва нелегальной разведки, защитил подряд кандидатскую и докторскую диссертации, а также написал десятки монографий и научно-популярных книг по истории Латинской Америки и католической церкви, в частности несколько книг по истории испанской и колониальной инквизиции.

О Хамовническом трибунале
Инквизиция — богатый образ, и инквизиционные метафоры используются в самых разных инвективных дискурсах: эмигрантская пресса называла инквизиторами чекистов, а советские антифашисты видели инквизицию в Третьем Рейхе, даже суд над Иосифом Бродским наблюдатели назвали «инквизиционным действом». Чрезвычайно интересно повальное увлечение подобными сравнениями в российской либерально-оппозиционной блогосфере и публицистике последних лет. Инквизиционные параллели особенно провоцирует борьба с оскорбителями чувств верующих, прежде всего процесс над Pussy Riot. В целом ряде разного веса и уровня публикаций об этом процессе обличается «хамовническая инквизиция» и оплакивается судьба России, «скатывающейся в Средневековье» с его «фанатизмом и идиотизмом», «опричниной, инквизицией и мракобесием». Подробнее о риторическом использовании инквизиции в контексте риторической же медиевофобии можно почитать в моей статье «Между каменным веком и Советским Союзом: Средневековье для рассерженных горожан и новых хипстеров».

«Белая легенда» и вклад инквизиции в историческую науку
Надо сказать, что параллельно «черной легенде» создавалась и «белая». Ее творили инквизиторы — испанские, а больше даже итальянские — в своих трактатах, излагающих историю инквизиции, а главное, отстаивающих ее благочестивые задачи и живописующих самоотверженность и героизм инквизиторов в деле защиты веры. Инквизиция предстает квинтэссенцией лучших и достойнейших замыслов и начинаний всей римско-католической церкви. «Белая легенда» оказалась менее влиятельной, нежели «черная», однако некоторые ее тезисы находят подтверждение в современных ревизионистских исследованиях инквизиции. Инквизиция, оказывается, не так всемогуща и не так страшна, как ее малюют. Например, в Испании Золотого века люди, которым за разные их проступки грозил как инквизиционный трибунал, так и светский суд, быстрее сдавались инквизиторам, чтобы не попасть к королевским судьям. Это о чем-то да говорит. Но главное, конечно, что должны сказать современные медиевисты, — это большое спасибо.
Инквизиция оказала огромную помощь социальной истории и антропологии. В инквизиционных архивах, довольно хорошо сохранившихся, содержатся разнообразные сведения о мыслях, чувствах, семейных отношениях, повседневной жизни «безмолвствующего большинства», о котором в противном случае мы бы не знали почти ничего. Развитая инквизиционная бюрократия была направлена на максимальную фиксацию получаемой информации, многие дотошные инквизиторы стремились спросить обвиняемого обо всем и записать все услышанное, и недаром Карло Гинзбург в своей статье «Инквизитор как антрополог» сравнивает пристальный интерес инквизитора к чужим верованиям и мировоззрению с интересом исследователя. И именно сидя на плечах инквизитора, исследователь реконструирует интересующую его ментальность, будь то ментальность фриульского мельника или французских альбигойцев.

Читайте также:  Похищение пришельцами - тайны и факты

Источник: http://sci-hit.com/2014/07/ohota-na-vedm-fakty-ob-inkvizicii.html

Ведьмы двадцать первого века

В 1782 году в швейцарском гларусе состоялась последняя официальная казнь ведьмы. Звали ее Анна Гельди. Действительно ли она обладала необычными способностями, предсказывала будущее, наводила порчу или это было проявлением средневекового суеверия — неизвестно. С тех пор официально колдовских процессов больше не проводили. Охота на ведьм продолжается и в наши дни.

Все необычное и необъяснимое объявляется лженаукой и мракобесием. Но может официальная наука пока еще не знает всех тайн человека? Парадокс.

О возможностях своего мозга мы знаем меньше, чем о бесконечной Вселенной.

Новейшие исследования, которые проводятся в этой области, в частности в институте биосенсорной психологии, говорят о том, что психика человека материальна точно так же, как и его физическое тело.

Недавно ученые психоневрологического института имени Бехтерева сделали сенсационное открытие. Они обнаружили четвертое функциональное состояние мозга. Из учебника по биологии мы знаем, что существует два вида сна: быстрый и медленный. Оказывается, есть и два вида бодрствования. Обычное быстрое хорошо известно, а теперь открыли — медленное.

Было проведено уникальное исследование. У священнослужителей, во время молитвы снималась энцефалограмма мозга. Выяснилось, что в это время они прибывают в необычном состоянии с особыми биоритмами. Возможно, это открытие позволит объяснить хорошо известную целительную силу молитвы.

Каждый человек обладает энергетическим биополем, но у всех оно имеет разные размеры. Например, у продвинутых экстрасенсов его диаметр достигает десяти метров. Изобрели даже специальный аппарат, позволяющий фотографировать ауру человека. Но по-прежнему вопросов больше, чем ответов.

Сегодня интернет-газеты пестрят объявлениями о приворотах, снятиях порчи и прочих магических услугах: типа чистки кармы и открытия чакр. Колдовство, магию, нетрадиционные способы лечения, ясновидение принято называть паранормальными способностями.

Специалисты уверяют: они заложены в каждом из нас и начинать их развивать никогда не поздно. Это примерно то же самое, что ходить в тренажерный зал только там тренируются мышцы, а здесь тонкие материи. Безусловно, в нашей жизни все есть: и заговоры, и порча, и целительство, и предвидение.

Действие всего этого основано на том, что человек представляет собой не только физическое тело.

Ведьмы

Так кто же она – ведьма двадцать первого века? Конечно же, не баба яга с клюкой. Обычно это успешные яркие женщины, успешные бизнес вумен, актрисы. Они участвую в телепроектах, становятся звездами.

Это те женщины, которых когда-то инквизиция предавала кострам, сжигала. Зачастую под пяту инквизиции попадались невинные женщины просто за то, что они были очень красивые.

Красота, по их мнению, была признаком связи с дьяволом.

Самый заметный след в истории ведьм оставила святая инквизиция. Охота на ведьм и колдунов охватила всю средневековую Европу. Процессы шли во Франции, Германии, Швейцарии. За два столетия были убиты тысячи невинных жертв. Это дело настолько увлекло инквизиторов, что они даже отодвинули на второй план свои прежние занятия – уничтожение вольнодумцев, бунтовщиков и еретиков.

Молот ведьм

Молот ведьм – так называлась средневековая инструкция по распознаванию колдуний. На протяжении двух веков рукопись переиздавалась двадцать девять раз и стала настольной книгой инквизиторов. Труд сочинили два монаха демонолога.

Святые отцы не поленились и подробно описали, как выбивать из ведьм признания о связях с нечистой силой. Молот ведьм и в наши дни многие считают кладезем знаний по колдовству и демонологии. Инквизиторы были ярыми женоненавистниками.

Авторы «Молота ведьм» говорили: «Эти существа превосходят мужчин в суеверии, мстительности, лживости и похотливости, поэтому к ним нужно применять особую жестокость».

В вальпургиеву ночь ведьмы летают на шабаш – свой самый главный праздника в году и там встречаются  с дьяволом. Считалась, что настоящая колдунья хотя бы раз вступала в сексуальные отношения с сатаной. Это и было главное обвинение.

Большинство инквизиторов соблюдали многие годы обет целомудрия. И не удивительно, что все связанное с сексом вызывало у них зависть и патологическую ненависть. Жертвами часто становились не престарелые чародейки, а именно молодые красивые женщины. Очаровательная девушка, рассуждали пуритане инквизиторы, была более соблазнительна для дьявола обольстителя, чем скрюченная старуха.

Пытки инквизиции

Самое популярное наказание для ведьмы – сжигание на костре. Это всегда был публичным зрелищем, своеобразный средневековый поход в кино. Но сначала несчастную ожидало целая череда изощренных пыток. Ее могли растянуть на дыбе или сутки допрашивать на ведьмином кресле. Вырывать клещами ногти и разрывать плоть. Устроить пытку бдением или усадить на деревянного коня с заостренной спиной.

Это наказание было чисто для женщин. Их сажали на коня, к ногам и рукам привязывали тяжелые грузы, которые весили до ста килограмм. На спине коня был острая железная пластина и под тяжестью грузов, тело начинало постепенно разрезаться пополам.

Вынести подобные пытки было невозможно и поэтому многие признавались во всех немыслимых грехах, чтобы прекратить мучения. За годы охоты на ведьм погибли сотни тысяч женщин и девушек.

В Германии и Франции были деревни, в которых не осталось ни одной представительницы прекрасного пола. Если женщина была слишком красивой, у нее был черный кот — ее нужно было сжечь как ведьму.

В поисках колдуний инквизиторы сочетали небывалую изобретательность и строго научный подход.

Один из популярнейших средневековых ведьма тестов – взвешивание. На основе подъемной силы метлы вывели идеальную для колдуний массу тела – сорок семь килограммов.

По логике святых отцов, современным миниатюрным моделям место не на подиуме, а на костре. Если женщина весила больше сорока семи килограмм, то ведьмой она быть никак не могла.

Если ведьма весила меньше установленного веса, то метла легко ее могла поднять в воздух.

На Руси, в отличие от цивилизованной Европы, инквизиции не было. Но несколько колдовских процессов попали в летописи. Например, в Пскове произошла казнь двенадцати человек, которые подозревались в связи с нечистой силой. Их обвинили в эпидемии чумы и отправили на костер.

Кстати, родная бабка самого царя Ивана Грозного, Софья Павиалок, тоже считалась ведьмой. Подобно древнегреческим чародейкам она помогала мужу избавляться от недругов с помощью магии. Предполагалось, что колдуны будут в первую очередь покушаться на особу монарха. И поэтому были всякие поверья придворные.

Например, волосы с головы или бороды царя зарывали в тайном месте, чтобы никто не узнал, потому что считалось, что если получить волосы человека, то его можно околдовать.

Или если получить отпечаток следа этого человека тоже можно над ним получить порчу, поэтому следили, чтобы царь не оставлял следов, а ходил по твердому и его нога нигде не отпечатывалась.

Ведьмы современности

В наши дни образ сексуальной роковой ведьмочки привлекает многих женщин. Современные девочки-тинэйджеры изображают из себя невест сатаны, носят темные наряды, рисуют кошачьи глаза. Специально для таких поклонниц черной магии открываются многочисленные курсы, где по окончанию даже выдают дипломы и сертификаты.

Чтобы распознать современную ведьму совсем не обязательно прибегать к методам средневековой инквизиции. Чаще всего это эффектная брюнетка с зелеными или карими глазами и с аурой сексуальности.

Она приковывает внимание мужчин, в меру эгоистична, образована, умна и начитана.

Возможно, под это описание подойдет много ваших знакомых женщин, так что будьте осторожны и требуйте сертификат качества.

И в наши дни многие люди обращаются к колдуньям и целителям.

Одним нужно приворожить любимого, другим получить заговор на деньги и удачу, третьи отчаялись ходить по врачам. Но совсем необязательно вручать свое здоровье другому человеку: иногда может помочь техника самоисцеления.

К кому идти за помощью: в церковь, к ведьмам или искать успокоение в самом себе, каждый выбирает сам. Мы не до конца умеем использовать возможности своего организма.

Например, мозг в обычном состоянии задействован всего на десять процентов, но в критических ситуациях способен проявлять невиданный потенциал.

Если верить прогнозам, скоро каждый второй житель Земли может силой мысли передвигать предметы, предсказывать будущее и лечить болезни. Эра магов и колдунов не закончилась.

Источник: http://nasch-mir.ru/vedmyi/

9 фактов про Святую Инквизицию, которых вы не знали

Действительно, зарождение инквизиции произошло в темные века, но наибольший оборот она набрала в эпоху Возрождения. Последняя казнь инквизицией произошла в 1826 году.

Инквизиция не изобретала методы пыток

О бесчеловечных пытках, которым инквизиторы подвергали еретиков ходят легенды. На самом же деле, «дознанием» занимался местный палач. Инквизитор лишь указывал на нужного человека. Таким образом, использовались те пытки, которые практиковал сам палач.

«Молот Ведьм» не посвящен пыткам

Многие считают, что легендарная книга «Молот Ведь» от корки до корки посвящена методам «дознания». На самом же деле, в ней описывается вся работа инквизиции. Конечно, там есть раздел, посвященный тому, как «уговорить» еретика признаться в совершенных им преступлениях против веры, но это лишь малая часть всей книги.

Инквизиция не занималась только охотой на ведьм

Главной целью инквизиторов было не вычисление колдунов и ведьм, а борьба с проявлениями ереси. Среди всех дел, рассмотренных этой организацией, обвинений в колдовстве довольно мало.

Инквизиторы не казнили всех подряд

Бытует мнение, что если человек попадал в поле зрения инквизитора, то, рано или поздно, его обязательно казнили. На самом же деле, чаще всего, применялись такие меры наказания, как лишение имущества и изгнание. Казнили лишь тех, кто обвинялся в колдовстве и еретиков, отказавшихся раскаяться.

Четыре ступени дознания

Хоть инквизиция и прославилась своей жестокостью. В реальности же обвиняемым давалось несколько шансов раскаяться.

Первая ступень подразумевает демонстрацию орудий пыток и рассказ, что с ним сделает палач, если тот не сознается в грехах.

Вторая ступень — пытка, пока инквизитор читает молитву.

Третья ступень — пытка без ограничения по времени.

Четвертая ступень — пытка с нанесением тяжелых увечий.

Еретиков и «ведьм» сжигали не для того, чтобы очистить их душу

Согласно христианским догматам — ни одна насильственная смерть не может очистить душу человека. Сожжение применялось только к тем еретикам, которые не раскаялись в преступлениях против церкви.

Тех же, кто раскаялся, но, все равно, был приговорен к казни за тяжесть преступлений, казнили более гуманными способами.

Церковь не боролась с наукой

Распространенное мнение, что церковь всячески боролась с любыми научными открытиями абсолютно ложно. Чего стоит лишь тот факт, что все университеты и школы средневековья и эпохи Возрождения находились под церковной эгидой.

История запомнила лишь одного человека, который был казнен из-за научных открытий. Им был Галилео Галилей.

Инквизиция не трогала иноверцев

Это касается только других религий. Любые ответвления от христианства считались ересью и преследовались.

Мусульманам и иудеем же позволялось исповедовать свою религию без каких-либо опасений. Тем не менее, им запрещалось проповедовать свои верования и склонять к ним христиан.

Инквизиция существует до сих пор

На самом деле, сегодня существует организация под названием «Святая Конгрегация» и именно в нее была реформирована инквизиция. Сегодня Конгрегация занимается почти тем же самым, с той лишь разницей, что единственное доступное ей наказание – отлучение от церкви.

Читайте также:  Фианит и другие виды искусственных кристаллов - тайны и факты

Источник: http://politika-v-rashke.ru/9-faktov-pro-svyatuyu-inkvizitsiyu-kotoryih-vyi-ne-znali/

Охота на ведьм – точки зрения на истоки «массовой истерии» — Инквизиция

Инквизиция и охота на ведьм в разных странах средневековой Европы

Распространены представления о том, что инквизиция и охота на ведьм зажгли тысячи костров по всей Европе. Однако, количество жертв часто преувеличивают, а суды против ведовства путают с делами еретиков. И сами ведовские процессы далеко не во всех странах заводились с подачи церкви, и инициаторами преследования ведьм часто становились не инквизиторы, а светские власти.

Переменчивость нравов святой инквизиции

В латинском языке «incuisitio» означает «следствие» или «дознание». Папская инквизиция появилась в XIII веке по инициативе Григория IX и должна была активно выявлять и наказывать еретиков, которые отступали от догматов католической церкви.

Хотя изначально, целями создания святой инквизиции была борьба с «ересью», со временем первым врагом для блюстителей церковного порядка стало ведовство.

Уже в XIV веке преследования обрушились на мифическое сообщество ведьм и колдунов, которые по наитию дьявольских сил отрекались от господа и причиняли вред праведному миру.

Изначально в христианстве вера в ведьм и колдунов считалась предубеждением.

Но время диктовало новые условия: многочисленные эпидемии, распространение знаний об учениях, в которых равноценно существует не только «град божий», но и мир дьявола (как, например, в секте катаров или манихействе), развитие товарно-денежных отношений и их конфликт с традиционными христианскими ценностями питали веру людей в существование влиятельных потусторонних сил. Эти силы при помощи демонов якобы добывали блага, недоступные для других людей или причиняли вред своим соседям.

Инквизиция и ведовство во Франции

Уже в 1320 году папа римский разрешил церкви официальное преследование ведовства. Во Франции инквизиторами становились монахи францисканского, доминиканского и августинского орденов.

Показания у обвиняемых они выбивали под жесточайшими пытками. Подсудимых пытали на дыбе, или искали на них «отметины дьявола» (места, которые не чувствуют боль).

Одну женщину инквизиторы посадили на три минуты на раскаленное железо, после чего она призналась во всех вменяемых ей преступлениях.

Самым известным процессом против ведьм во Франции стал политический по своей сущности суд над Жанной д’Арк. Однако, и помимо него существовало множество громких дел.

В середине XV века инквизиторы сожгли пять стариков в Аррасе, причем, список жертв мог бы быть больше, если бы не вмешательство парижского парламента.

В XVI веке такие процессы все чаще становились прерогативой светских судов, особенно после того, как король Франции издал эдикт, который предусматривал конфискацию имущества осужденных. Однако, и на протяжении всего XIV века, и в Новое время церковь во Франции сохраняла контроль над охотой на ведьм.

Испанская инквизиция и процессы против ведьм в других странах Европы

В Испании широко обсуждалась проблема ересей, и тщательно прорабатывался процесс принятия решений о том, являются ли обвиняемые еретиками. Инквизиторам предписывалось внимательно проверять виновность подсудимых.

Хотя это не спасало их от буйства отдельных личностей, например, таких ярых инквизиторов как Томас де Торквемада, который, по некоторым данным, сжег около десяти тысяч еретиков, многие из которых обвинялись в чародействе, гаданиях и связи с дьяволом.

В испанском королевстве проявились как «низшие» формы борьбы с ведовством, связанные с поощрением церковью доносов среди мирян, так и «просвещенные» судебные преследования.

Например, преподавание астрологии в Саламанкском университете уже в XVII веке было расценено как ведовская ересь из-за близости данной науки к гаданиям и предсказаниям.

Однако, в целом, историками принято считать, что в Испании инквизиция не была настолько жесткой в отношении мнимого ведовства, как, например, во Франции. Счет сожженных в этой стране ведьм шел на десятки, а не на сотни.

В Финляндии в конце XVI века синод официально передал все ведовские дела в ведение светского суда, а в качестве наказания от себя предлагал лишь отлучение от церкви. В других скандинавских странах ситуация была похожей.

В Англии также не существовало единой инквизиции, которая бы организованно преследовала ведьм, поэтому законы против колдовства здесь прописывались в статутах королей, а все дела расследовали светские суды.

В Германии ведовские процессы велись в разных землях по-разному; с распространением движения Игнатия Лойолы их часто вели иезуиты.

Но особенное хождение в районе Рейна ведовские процессы получили после выхода буллы Иннокентия VIII в конце XV века и публикации демонологического трактата «Молот ведьм», в котором подробно описывалось, как распознать ведьму и почему к ней нужно применять особое наказание.

Жарчинская Ксения

Источник: http://www.chuchotezvous.ru/historical-tragedies/661/page-3.html

Книга Великие тайны и загадки Средневековья. Содержание — «Молот ведьм» — кровавая библия инквизиции

Понимали ли сами судьи, что убивают не пособников дьявола, а тяжелобольных людей? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Хотя возможно, что клир и знать, люди образованные, прекрасно знали о признаках болезни и понимали, с кем или чем ведут борьбу.

Об этом свидетельствует тот факт, что в процессах над ведьмами участвовали врачи. Кто-то из историков полагает, что они должны были поддерживать жизнь жертвы, чтобы она не умерла до казни.

Но с равным успехом мы можем думать, что в их обязанности входило обследование подозреваемых и выявление признаков болезни.

Подозрение, что инквизиторы вполне осознавали, с кем имеют дело, подтверждается тем фактом, что обвиненных в колдовстве тщательно изолировали от общества. Многие авторы упоминают, что «колдунов» содержали в особых тюрьмах.

Средневековые священники-инквизиторы предупреждают братьев об опасности близкого контакта с ведьмами, а судьям рекомендуют при допросах избегать прикосновения колдуний.

В литературе известны случаи, когда в колдовстве обвиняли палача и судью, которые вели процессы против ведьм, и это неудивительно — у них было много шансов заразиться.

Главной опасности подцепить заразу подвергались родственники больного. Они же первыми, как правило, и обнаруживали признаки болезни, и часто страх одерживал верх над чувствами. Теперь нас не удивит, что многие люди доносили на своих родных. Они не всегда понимали, что и сами попадают под подозрение. Часто для подстраховки казнили всю семью.

Очень редко случалось, что с бедняги снимали обвинение, но, как показывают документы того времени, этот человек подвергался строжайшему карантину. Надо признать, это было вполне разумной мерой предосторожности. За человеком продолжали наблюдать, и, если признаки болезни все же обнаруживались, уже не было шансов избежать костра.

Подтверждает эту необычную версию еще один интересный факт.

В легендах и сказках многих народов колдунья описывается примерно одинаково — это безобразная старуха, кривая и горбатая, с ввалившимися глазами, беззубым ртом и морщинистым, покрытым пятнами лицом.

Руки и ноги ее трясутся, и она опирается на клюку. В медицинской литературе именно так описываются симптомы последней стадии развития лепры.

Если основываться на этой версии, оказывается, что инквизиторов следует называть не кровожадными фанатиками, а спасителями и благодетелями. Этот парадоксальный вывод может шокировать большинство читателей. Не стоит забывать, что это всего лишь гипотеза, хотя в ее пользу свидетельствует ряд фактов.

К какому бы выводу вы ни пришли, надо признать, что эта тема требует дальнейшего тщательного изучения.

«Молот ведьм»… Это чудовищное сочинение во славу Божию отправило на костер тысячи невинных людей. Что это за книга? Почему более 500 лет вокруг нее ведется столько споров?

Итак, знакомьтесь — настольная книга инквизиторов «Молот ведьм». Сразу предупреждаем — чтение не для слабонервных.

В этом средневековом «бестселлере» вы найдете описания и соития ведьм с сатаной, и поедания детей и мужских половых органов, и вызывания бурь, града, чумы, и кровавых человеческих жертвоприношений, и способности убивать взглядом, предсказывать и летать… По сравнению с этим «шедевром» меркнут все ужасы Стивена Кинга, Дина Кунца и других писателей жанра хоррор.

Это поистине легендарное сочинение «Молот ведьм» (нем. Hexenhammer, лат. Malleus Mcdeficarum) увидело свет в 1486 г. в городе Шпайер.

Его авторами стали два монаха-доминиканца Яков Шпренгер и Хайнрих Крамер (известный также как Генрих Инститорис), обличители еретиков в Рейнской области, расположенной на севере Германии.

Из хроник того времени можно узнать, что пасторы не отличались примерной святостью и жители области неоднократно жаловались на них епископам. Расскажем более подробно об авторах «Молота».

Хайнрих Крамер начинал свою деятельность в Тироле, где быстро настроил против себя все местное население. Ходят слухи, что он, чтобы обосновать необходимость охоты на ведьм, уговорил одну распутницу спрятаться в печи, притворившись, что там поселился дьявол. Ее голос обвинил многих людей, которых Крамер жестоко пытал.

Получив многочисленные жалобы, епископ Бриксенский изгнал Крамера, но тот получил награду за свои труды от эрцгерцога Сигизмунда. Яков Шпренгер — соавтор сочинения Крамера — добился одобрения «Молота» и заручился письмом богословского факультета Кельнского университета от 1487 г.

Однако дело в том, что это одобрение подписали лишь четыре профессора из всего университета и их поддержка ограничилась заявлением, что части I и VI не противоречат Библии и другим каноническим книгам, а последняя, практическая, часть заслуживает доверия благодаря приведенным в ней свидетельствам.

Но оно нигде более не было опубликовано и обнародовано. Таким образом, можно сделать вывод, что письмо — подделка, прибавляющая книге престиж. Еще один интересный факт свидетельствует об «авторитете» сочинителей «Молота ведьм». Коллеги Шпренгера по университету после его смерти 6 декабря 1495 г. не отслужили заупокойную мессу.

Причин могло быть две. Первая — покойный завещал свое имущество за пределы Кельна, а вторая — такое отношение могло быть обусловлено академической непорядочностью Шпренгера. Однако Папа Римский Иннокентий VIII поддержал деятельность авторов «Молота». Зато уже в 1491 г.

Великий инквизитор Испании Томас Торквемада признал «Молот ведьм» ересью. Почему это произошло? Получается, что инквизиция противоречит сама себе?

«Святой отдел расследований еретической греховности», несмотря на множество ужасных баек, которые так любят о нем рассказывать люди, не слишком хорошо знающие историю, — не самое кровавое явление в летописях человечества, хотя сравниться с ним в бессмысленной жестокости удавалось далеко не каждому тирану.

«Молот» был самым популярным руководством к действию для средневековых охотников на ведьм. В XV в. женщин считали вовсе не прекрасным и слабым полом, а опасными и коварными посланницами дьявола. В лучшем случае их уделом становились дети, церковь и кухня.

А если женщина была красива и умна — она обвинялась в колдовстве и попадала на костер. Многие наши соотечественники, побывав в Западной Европе, отмечают, что там очень мало красивых женщин. Испанки поражают еще и странной любовью к одежде черного цвета, которую носят и в будни, и в праздники.

И это не случайность — это шрам, оставленный «молотом ведьм» на психологии и генофонде европейских государств.

Что стало причиной появления на свет ужасного орудия инквизиции? Созданная в 1204 г. инквизиция по закону имела право наследовать имущество осужденных еретиков, чем и пользовалась. Катары, мараны, гуситы были надежным источником пополнения казны Церкви.

Когда же крупнейшие еретические секты были разгромлены, в бюджете Ватикана появились зияющие дыры, которые надо было срочно «латать». Кроме того, инквизиция была удобной, проверенной, отлаженной машиной, обладавшей огромной властью. Тормозить ее работу было не только невозможно, но и опасно.

Святые отцы начали искать новый источник дохода — и нашли его. Им стали «колдуны» и «ведьмы». Поводом для обвинения в колдовстве мог стать слух, намек, анонимное письмо. Жертвой навета мог пасть любой: и ремесленник, и купец, и аристократ.

В инквизиторском суде признавались все обвинения — показания других осужденных, прохожих и даже детей, что и в те времена не признавалось достойным доверия в обычных судах.

Надо учитывать, что общее психическое здоровье большинства жителей средневековой Европы оставляло желать лучшего: веками людей пугали всемогущим, вездесущим Богом, который немилосердно карал грешников.

Определить, кто есть этот самый грешник и слуга дьявола, был призван «Молот ведьм» — самый авторитетный в те времена трактат по демонологии, достоверность которого в своей булле подтвердил сам Папа. Авторы издания прекрасно разбирались в предмете, им не составило труда объединить древние легенды и церковные знания, чтобы составить подробнейшую инструкцию по выявлению ведьм и борьбе с ними. Последствия применения рекомендаций «Молота» поистине кошмарны.

27

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/istoriya/book/velikie-taynyi-i-zagadki-srednevekovya/content/2816848-molot-vedm-krovavaya-bibliya-inkvizitsii/

Ссылка на основную публикацию